Разработка автоматизированной системы управления государственного образовательного учреждения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    102,67 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка автоматизированной системы управления государственного образовательного учреждения

Введение


Актуальность темы исследования обусловлена важностью для экономики страны процесса воспроизводства производительных сил, эффективного решения вопроса занятости и трудоустройства населения. Реалии рыночной экономики заставляют многие категории населения пересматривать свою профессиональную карьеру, задумываться над переменой места работы, профессии, ставят проблемы переподготовки и переобучения. Важное место в оказании помощи при решении этих вопросов должна занять психодиагностика профессиональной направленности и способностей личности.

В связи с этим резко возрастает необходимость создания и совершенствования методов изучения личности человека, его профессиональных склонностей и интересов. Особенное значение эта проблема имеет в среде выпускников школ. Потребность в подобных методах остро испытывают центры профориентаций молодежи, службы занятости и трудоустройства населения, кадровые отделы и фонды, профессиональные консультанты, прикладные психологи, социальные работники. Очень важно иметь информацию не только о знаниях будущих специалистов, но и об их психологических характеристиках и индивидуальных данных.

В этой связи возникает вопрос о способах и методах сбора и накопления подобной информации для ее последующей обработки и интерпретации. Целесообразно для данной цели создавать специализированные АСОИУ, с набором специально разработанных функций.

Задача функционирования АСОИУ - обеспечить администрацию достоверной и своевременной необходимой информацией для повышения эффективности управления. Это позволяет повысить степень обоснованности принимаемых решений, обеспечить четкую согласованность решений, принимаемых на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях, что приводит к росту производительности труда, сокращению непроизводственных потерь.

Целью проекта является построение автоматизированной системы управления государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Апшеронский Лесхоз - техникум» с разработкой автоматизированного рабочего места методиста заочного обучения.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

¾      изучить состава и принципы функционирования техникума;

¾      выявить проблемные ситуации и определить возможности их разрешения;

¾      выполнить технико-экономическое обоснование выполняемой разработки;

¾      спроектировать автоматизированное рабочее место методиста заочного обучения.

Объектом исследования является автоматизированная система управления ГОУ СПО «Апшеронский Лесхоз - техникум».

Предметом исследования является аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации рабочего места методиста заочного обучения.

Практическая значимость заключается в разработке и внедрении программного продукта автоматизирующего обработку информации на рабочем месте методиста заочного обучения в Апшеронском лесхоз - техникуме.

1. Диагностический анализ техникума

1.1 Общая характеристика учреждения


Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Апшеронский лесхоз-техникум» находится в ведении Федерального агентства лесного хозяйства в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2005 №244-р.

Техникум имеет обособленное имущество, находящееся в федеральной собственности, на праве оперативного управления, смету доходов и расходов, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства по учету средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, печать установленного образца со своим наименованием, штампы, бланки и другие средства идентификации, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права.

Техникум является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования.

Предметом деятельности техникума является осуществление подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и обеспечение рационального использования лесов для осуществления образовательной деятельности, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения зоологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно-обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации.

Основными целями Техникума являются:

¾      удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;

¾      удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

¾      формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

¾      сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества;

¾      организация рационального непрерывного, не истощительного лесопользования и рационального использования земель лесного фонда Российской Федерации для осуществления образовательной деятельности;

¾      обеспечение воспроизводства, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности; производство семян лесных древесных и кустарниковых растений на участках лесного фонда в процессе осуществлении образовательной деятельности;

¾      сохранение и усиление средообразующих, защитных, охранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов на участках лесного фонда;

¾      сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия на участках лесного фонда;

¾      охрана и защита лесов в процессе осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с целями техникум осуществляет следующие основные виды деятельности за счет средств федерального бюджета:

¾      осуществляет подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием по специальностям Техникума (по любой выбранной форме обучения - дневной, вечерней, заочной) в соответствии с Государственными образовательными стандартами в пределах контрольных цифр, утвержденных в установленном порядке Рослесхозом;

¾      проводит профессиональную переподготовку и повышение квалификаций специалистов среднего звена и рабочих кадров в сфере лесного хозяйства, лесной промышленности, озеленения и благоустройства территорий, в соответствии с государственными образовательными стандартами в пределах контрольных цифр, утвержденных в установленном порядке Рослесхозом;

¾      осуществляет методические и учебно-опытные работы с целью обеспечения учебного процесса;

¾      в границах территории лесного фонда, определенных техникуму для осуществления образовательной деятельности в соответствии со ст.40 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности;

¾      создает и использует объекты учебно-практической, базы: учебные полигоны и площадки, учебные питомники и т.д.;

¾      устанавливает специальные знаки, информационные и иные указатели, отграничивающие территорию, на которой осуществляется образовательная деятельность;

¾      создает лесную инфраструктуру для обеспечения учебного процесса в соответствии со ст. 13 Лесного кодекса Российской Федерации (строительство лесных дорог, лесных складов и других объектов);

¾      осуществляет рубку лесных насаждений в образовательных целях;

¾      проводит мероприятия по повышению продуктивности лесов в соответствии с лесоустроительными проектами и проектом освоения лесов;

¾      осуществляет воспроизводство лесов, заготовку лесных семян и выращивание посадочного натерший и образовательных целях, устанавливает объемы учебно-опытных работ по воспроизводству лесов, способы их проведения, определяет воспроизводимые древесные породы в соответствии с лесоустроительными проектами;

¾      осуществляет приемку в установленном порядке участков лесною фонда, на которых созданы лесные культуры;

¾      проводит учебно-опытные работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород;

¾      осуществляет уход за лесами в соответствии со ст.64 Лесного кодекса Российской Федерации (вырубка части деревьев, кустарников и иные мероприятия, направленные на повышение репродуктивности лесов, сохранение их полезных функций);

¾      осуществляет в соответствии со ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране лесов от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защиту их от вредных организмов;

¾      осуществляет мероприятия, предусмотренные Проектом освоения лесов, в соответствии с приказом от 06.04.2007 г. № 77;

¾      представляет Рослесхозу информацию о лесном фонде Российской федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Техникум для достижения целей, определённых уставом, может осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности:

¾      образовательные услуги: подготовка к поступлению в техникум;

¾      подготовка специалистов по специальностям техникума сверх установленных заданий по приему студентов (сверх контрольных цифр) в соответствии с лицензией;

¾      подготовка специалистов по дополнительным, образовательным программам, в том числе техническому обучению, не предусмотренным государственным стандартом, преподавание специальных курсов и дисциплин в соответствии с переподготовка, повышение квалификации специалистов со средним профессиональным образованием и подготовка рабочих кадров вне рамок контрольных цифр, установленных Рослесхозом;

¾      осуществление дополнительных лесохозяйственных услуг по переработке и реализации древесины, полученной от рубок леса в образовательных целях и реализации продукции иных добытых лесных ресурсов: семян, пищевых продуктов леса, продуктов переработки древесного сырья и лесохимии, полученных в процессе образовательной деятельности, права собственности на которые принадлежат Лесхозу-техникуму в соответствии с гражданским законодательством (ст. 20 Лесного кодекса Российской Федерации);

¾      переработка и реализация продукции пчеловодства, посадочного материала, полученных в результате образовательной деятельности;

¾      оказание услуг и выполнение работ в сфере лесного хозяйства по оказанию помощи лесопользователям в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевным и посадочным материалами;

¾      разработка проектов по ведению охотничьего хозяйства, включая разведение диких животных;

¾      разработка проектов по лесоохранным, лесозащитным и восстановительным работам на землях, не входящих в состав земель лесного фонда, и их опытная реализация;

¾      разработка проектов по созданию защитных и полезащитных лесных насаждений, лесных питомников и уходу за ними и их опытная реализация;

¾      разработка проектов по рекультивации земель лесного фонда в районах добычи нефти, газа и других полезных ископаемых и их опытная реализация;

¾      разработка проектов по созданию объектов постоянной лесосеменной базы на генетико-селекционной основе в лесах, не входящих в лесной фонд;

¾      разработка проектов по озеленению городов и населенных пунктов, территорий, примыкающих к административным зданиям и жилым домам, благоустройству территории (обустройству мест отдыха, лечебно-оздоровительных и туристических объектов, ферм и т.д.) и их опытная реализация;

¾      разработка проектов по подготовке участков, обработке почвы под лесные культуры на землях, не входящих в земли лесного фонда;

¾      проведение геоботанических обследований, определение кормовых ресурсов;

¾      оказание услуг по уборке опасных деревьев в парках, скверах и улицах;

¾      разработка отраслевых баз данных и соответствующего программного обеспечения в сфере лесного комплекса;

¾      оказание услуг по руководству практикой, консультации студентов и учащихся коммерческих учебных заведений;

¾      проведению выставок и презентаций в области лесного хозяйства;

¾      производство и реализация произведенной за счет средств от приносящей доход деятельности продукции (услуг) общественного питания учащимся и работникам техникума;

¾      оказание услуг по проживанию в общежитиях, пользованию коммунальными и хозяйственными услугами в общежитии.

Цены на работы и услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К обучающимся техникума относятся студенты, слушатели и другие категории обучающихся. Студентом техникума является лицо, зачисленное приказом директора техникума для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.

Слушателем Техникума является лицо, зачисленное приказом директора в техникум для обучения на подготовительных курсах или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Техникум создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о создании, реорганизации, переименовании и ликвидации техникума представляются федеральному органу управления образованием.

Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация Техникума осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.2 Описание функциональной структуры

Построение функционально-иерархической структуры. В организационно-управленческую подсистему входят следующие блоки.

Организация процесса обучения, выбор программ обучения из комплекса вариативных программ и разработка собственных. Установление приоритетных направлений деятельности учреждения с целью интеллектуального и физического развития учащихся. Руководство воспитательно-образовательным процессом и контроль за качеством оказания образовательных и медицинских услуг.

К обеспечивающей подсистеме относится: предоставление бухгалтерской отчетности налоговым органам; обеспечение бухгалтерского (налогового) учета; контроль за правильностью оформления и ведения кассовых документов; обеспечение квалифицированными педагогическими и медицинскими кадрами.

Образовательная подсистема включает в себя:

¾      развитие индивидуальных способностей учащихся;

¾      интеллектуальное и физическое развитие студентов;

¾      формирование культуры личности учеников;

¾      воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения;

Структурная функционально- иерархическая схема техникума представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Функционально - иерархическая схема техникума

 

Изучение функциональных областей. Функционирование техникума предполагает достижение заранее определенных целей путем решения множества задач, сгруппированных по определенному признаку в подмножества.

Для того чтобы иметь более полное представление о функционировании техникума, необходимо определить функциональные области и процессы, протекающие в этих областях. Каждая функциональная область включает в себя ряд процессов или функций.

В таблице 1.1 представлен перечень конкретных функциональных областей и протекающих в них процессов.

Таблица 1.1 - Функциональные области и процессы их составляющие

Функциональная область

Код

Процессы, протекающие в функциональных областях

Код

1 Управление учебным процессом

001

1.1 Внедрение современных учебных программ 1.2 Контроль за выполнением учебных программ

011 012

2 Управление воспитательным процессом

002

2.1 Контроль за качеством процесса воспитания 2.2 Организация и проведение воспитательных работ

021 022

3 Управление функционированием организации

003

3.1 Управление техникумом путем принятия управленческих решений 3.2 Принятие решений в экстремальных ситуациях

031  032

4 Управление оборудованием      

004

4.1Обслуживание и ремонт учебного оборудования 

041

5 Управление бухгалтерским учетом

005

5.1 Учет основных средств; 5.2 Начисление заработной платы; 5.3 Движение денежной наличности

051 052 053

6 Управление финансами

006

6.1 Финансовое планирование 6.2 Управление капиталовложениями 6.3 Управление фондами учреждения

061 062 063

7 Управление кадрами

007

7.1 Планирование численности сотрудников; 7.2 Планирование аттестации 7.3 Переподготовка кадров

071 072 073


1.3 Построение организационно-управленческой структуры


Организационной структурой системы управления называется состав, взаимосвязь и соподчиненность совокупности организационных единиц, выполняющих различные функции по управлению учреждением. Такая структура формируется исходя из состава, содержания и трудоемкости выполнения общих и специальных функций управления. Организационно-управленческая структура отражает иерархические уровни, что обеспечивает повышенную устойчивость внешним возмущениям, способствует локализации конфликтов, возникающих между отдельными элементами, согласует отдельные цели подсистем с общими целями всей системы.

Управление техникумом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Устав техникума, изменения и дополнения к нему принимаются общим собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся и утверждаются Рослесхозом.

В техникуме создается выборный представительный орган - совет среднего специального учебного заведения.

В состав совета входят директор техникума и представители всех категорий работников, обучающихся, а также заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. Председателем совета является директор. Другие члены совета избираются общим собранием (конференцией). Срок полномочий совета не может превышать 5 лет. Досрочные выборы совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в других случаях, предусмотренных уставом техникума.

В техникуме могут создаваться и иные органы самоуправления: педагогические и методические советы, попечительский совет и другие.

В филиале техникума может создаваться в соответствии с уставом выборный представительный орган - совет филиала.

Свою работу совет проводит в порядке определяемым положением о Совете.

К полномочиям совета относятся:

¾      утверждение проекта правил приема студентов;

¾      рассмотрение проекта правил внутреннего распорядка техникума;

¾      формирование приема студентов на платной основе;

¾      рассмотрение учебной нагрузки преподавателей по представлению цикловых комиссий учебной части;

¾      определение порядка стипендиального обеспечения студентов;

¾      регулирование в техникуме деятельности общественных (в том числе молодежных) организаций, разрешенных законодательством;

¾      участие в рассмотрении общего положения о надбавках и доплатах, премировании работников.

Непосредственное управление техникумом осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Рослесхоза.

Директор осуществляет текущее руководство деятельностью техникума, действует на принципах единоначалия и подотчетен в своей деятельности Рослесхозу.

Директор техникума в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом действует от имени техникума, представляет его во всех организациях, заключает договоры, в том числе трудовые договоры, выдает доверенности, открывает счета в банке, в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и обучающихся.

Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на техникум функций, результаты деятельности техникума, организацию бюджетного учета, представление отчетности в установленные сроки, за нецелевое использование средств федерального бюджета, а также за принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Директору совмещение его должности с другой оплачиваемой руководящей должностью, кроме научного и научно-методического руководства, внутри или вне техникума не разрешается.

Разграничение полномочий между советом и директором определяется уставом техникума.

Директор техникума принимается на работу руководителем Рослесхоза, по трудовому договору.

Для обеспечения коллегиальности в решении вопросов учебно-методической и воспитательной работы, физического воспитания студентов в техникуме, создается педагогический совет, объединяющий педагогических и других работников техникума, непосредственно участвующих в обучении и воспитании студентов. Состав педагогического совета утверждается приказом директора техникума. Деятельность педагогического совета определяется положением о педагогическом совете.

В целях совершенствования качества обучения и воспитания обучающихся, методической работы, повышения педагогического мастерства преподавателей в техникуме создаются методический совет, цикловые комиссии, совет кураторов, учебно-воспитательная комиссия. Положения об этих органах утверждаются директором техникума.

Трудовые отношения с работниками техникума устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Директор техникума обеспечивает гарантированный законом размер оплаты труда и меры социальной защиты работников.

Форма, система и размер оплаты труда работников устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, утвержденной сметой, а также полученными доходами.

Директор техникума в пределах, установленных трудовым законодательством, самостоятельно определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера.

Директор техникума обеспечивает здоровые, безопасные условия труда. Осуществляет социальное, медицинское и иные виды страхования работников техникума.

Директор Техникума утверждает структуру и штатное расписание техникума после согласования их с Рослесхозом, назначает на должность и освобождает от занимаемой должности работников техникума.

Заместители директора техникума и главный бухгалтер назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности директором техникума по согласованию с Рослесхозом.

К работникам техникума относятся руководящие и педагогические работники, учебно-вспомогательный, лесохозяйственный и иной персонал.

К педагогической деятельности в техникуме допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

На работников учебных, учебно-производственных, производственных мастерских (цехов), полигонов, лесоучастков, учебно-опытных хозяйств и других подразделений техникума распространяются преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.

Организационно- управленческая структура представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Организационно- управленческая структура техникума

1.4 Анализ целей


Цель - это информационный образ желаемого состояния или результата деятельности. Она, как правило, задается в виде общих целевых установок для системы в целом и поэтому нуждается в детализации и конкретизации. Чем точнее сформулированы и определены цели системы, тем легче выбрать средства их достижения [6].

Основной целью техникума является предоставление профессиональных образовательных услуг населению. [1]

Одной из задач, которую ставит перед собой администрация техникума, является обеспечения эффективного доступа к информационным ресурсам с применением ПЭВМ, объединенных в локальную компьютерную сеть с выходом в глобальную сеть Интернет.

В таблице 1.2 приведены цели функционирования техникума, средства их достижения и критерии оценки эффективности.

Таблица 1.2 - Основные цели функционирования техникума

Цель

Средства достижения

Критерий эффективности

1 Предоставление образовательных услуг

1.1 Реализация профессиональных образовательных программ. 1.2 Выбор форм, средств и методов обучения. 1.3 Оказание дополнительных образовательных услуг.

Повышение интеллектуального уровня развития населения

2 Формирование общей культуры личности обучающихся

2.1 Формирование здорового образа жизни.  2.2 Проведение культурно- массовых, воспитательных и патриотических мероприятий. 2.3 Повышение квалификации работников.

Воспитание гражданственности, трудолюбия и уважения к правам и свободам человека


Ввиду сложности целей, стоящих перед системой, возникает необходимость в их декомпозиции. Такую возможность создают методики построения дерева целей. Сущность метода дерева целей наиболее ярко проявляется посредством одного из этапов его применения - логического разделения совокупности целей. По существу, это означает расчленение целей системы более высокого порядка на цели системы более низкого порядка, причем в результате такого расчленения получают дерево целей, которое показывает связь между целями разных порядков. При декомпозиции сложные цели и функции должны разлагаться на такие составляющие, которые отличались бы друг от друга по каким-либо из следующих факторов:

¾      по требующемуся алгоритму управления;

¾      по исполнителям (при сложившемся или проектируемом разделении труда в структуре предприятия);

¾ по входам - выходам (входы - материалы, услуги, выходы - продукция, услуги). [3]

При построении дерева целей большое значение отводится эвристическим методам, экспертным оценкам, необходимость которых обусловлена большой неопределенностью в решении этих задач.

Для построения конечной, иерархичной и в тоже время максимально простой модели дерева целей, необходимо выполнение следующих принципов [4]:

¾      принцип полноты (достижение совокупности возникающих при декомпозиции целей должно быть достаточным условием для реализации декомпозируемой цели);

¾      принцип суперпозиций подцелей (необходимо стремиться, чтобы при декомпозиции подцели одного уровня были относительно независимыми, т. к. это упрощает проектирование организации). В случае независимости декомпозируемая цель будет аддитивной суммой подцели;

¾      принцип конечности декомпозиции (результатом декомпозиции должно быть конечное дерево, т.е. алгоритм декомпозиции должен заканчиваться за конечное число шагов).

Результатом декомпозиции основной цели функционирования учреждения является дерево целей, содержащее: условия достижения основной цели, направления достижения целей, конечные продукты, действия системы, необходимые для получения конечных продуктов. Компоненты дерева целей приведены в таблице 1.3. Используя таблицу 1.3, строим дерево целей (рисунок 1.3).

Таблица 1.3 - Компоненты дерева целей

Компонент

Содержание компонента

С0

Оказание образовательных услуг

С1

Обеспечение разностороннего развития личности учащегося

С1.1

Совершенствование воспитательного процесса

С1.1.1

Выбор оптимальной программы развития

С1.1.2

Разработка индивидуальных программ развития учащихся

С1.2

Выбор форм, средств и методов обучения.

С1.2.1

Разработка и выполнение учебных планов

С1.2.2

Установление порядка и периодичности аттестации обучающихся

С2

Формирование общей культуры личности обучающихся

С2.1

Формирование здорового образа жизни

С2.1.1

Проведение лечебно- профилактических мероприятий

С2.1.2

Контроль за санитарно- гигиеническими нормами

С2.2

Проведение культурно- массовых, воспитательных и патриотических мероприятий

С2.2.1

Проведение праздничных мероприятий

С2.2.2

Проведение тематических классных часов

С2.3

Повышение квалификации работников

С2.3.1

Привлечение наиболее квалифицированных кадров извне

С2.3.2

Своевременное проведение работ по повышению квалификации работников


Рисунок 1.3 - Дерево целей функционирования техникума

1.5 Анализ проблемных ситуаций


Проблемные ситуации не проявляются резко, каждая в отдельности. Это взаимосвязанное множество проблем, затрагивающее различные сферы деятельности организации, и решение глобальных проблем всегда приводит к устранению многих второстепенных.

Определение путей совершенствования процесса организации невозможно без выявления, анализа и решения существующих проблемных ситуаций. К ним могут относиться противоречия в обследуемом объекте (по вертикали и по горизонтали), трудности (помехи, нехватки), неопределенность целей, связей и т.д.

На основании проведенного анализа выделен ряд проблемных ситуаций (таблица 1.4), устранение которых должно способствовать повышению уровня функционирования учреждения.

Таблица 1.4 - Проблемы и методы их разрешения

Проблемы

Методы разрешения

1 Организационные 

1.1 Повышение качества оказываемых образовательных услуг 1.2 Организация оптимального использования административных ресурсов  1.3 Выбор оптимальных форм и методов обучения 1.4 Автоматизация рабочих мест управленческого персонала

2 Педагогические

2.1 Внедрение современных средств обучения 2.2 Индивидуальный подход к развитию каждого обучающегося

3 Кадровые

3.1 Подготовка собственных квалифицированных кадров  3.2 Привлечение высококвалифицированных сотрудников со стороны

При проведении диагностического анализа лесхоз - техникума выявлена проблема отсутствия автоматизированных рабочих мест управленческого персонала. В результате было принято решение создания автоматизированного рабочего места методиста заочного обучения.

Автоматизированное рабочее место представляет собой проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение для решения задач пользователя непосредственно на его рабочем месте. [6]

1.6 Анализ информационных потоков по выбранной проблеме


Анализ информационных потоков для описания модели объекта управления может проводиться на документальном уровне [3]. При этом потоки информации рассматриваются в виде документооборота, существующего в объекте управления.

Документ - это один из основных носителей информации о состоянии хозяйственных объектов и протекающих в них процессах. Все документы имеют формализованные списки параметров (типа паспортных данных документа). Дополнительно в эти списки включается формализованное описание смыслового экономического содержания кодов и граф в документе[4].

Документы по направлению поступления можно разделить на следующие типовые группы, которым присвоим соответствующий код:

1) Документы входной информации.

) Официальные положения и инструкции, регламентирующие функции подразделений и определяющие сроки и процедуры обработки информации и принятия решений.

) Документы фондового хранения. Они содержат статистическую информацию, которая в дальнейшем используется в процессе работы.

) Документы расчетной информации, содержащие только необходимую для расчета исходную информацию в форме (или виде), максимально приспособленной для производства конкретного расчета.

) Документы, содержащие выходную информацию. Они содержат чаще всего результаты выполнения расчетов, которые используются в качестве исходной информации для последующих расчетов или хранятся в виде выходных документов или в виде документов фондового хранения, полученных в результате их преобразования.

Анализ информационных потоков по выбранной проблеме заключается в изучении документооборота в этой области.

На основании изученных документов составлен перечень используемых документов, который приведен в таблице 1.5.

Таблица 1.5 - Перечень используемых документов

Наименование документа

Кем готовится

Кем используется

Тип

Периодичность

Кол. экз.

Код

Личный листок педагога

Внешняя среда

Методист заочного обучения

1

Любая

1

1.01

Личная карточка учащегося

Внешняя среда

Методист

1

Периодическая

1

1.02

Контингент группы

Методист

Директор, замдиректора

3

Периодическая

1

3.01

График проведения мероприятий

 Методист

Куратор группы

3

Любая

1

3.02

Отчеты

Методист

Директор, внешняя среда

5

Периодическая

1

5.01


Для более наглядного представления информационных потоков строится таблица-схема документооборота (таблица 1.6). Каждый документ в таблице-схеме занимает свою горизонталь. Графически указывается количество выписываемых экземпляров, и где они выписываются.

Таблица 1.6 - Схема документооборота

Наименование подразделений

Методист

Директор

Куратор группы

Внешняя среда






















В результате выполнения первой главы было произведено предпроектное обследование государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Апшеронский лесхоз - техникум».

В результате обследования: дана общая характеристика учреждения; произведен анализ функциональной структуры и анализ целей; построена организационно-управленческая структура.

В результате проведения анализа проблемных ситуаций для автоматизации выбрано рабочее место методиста заочного образования.

2. Характеристика АСУ Апшеронского лесхоз - техникума

2.1 Общее описание АСУ


Системой управления называют систему, в которой реализуется процесс управления путем взаимодействия объекта управления и управляющей части.

В автоматизированных системах управления предполагается обязательное участие людей в процессах управления. Принципиальное отличие АСУ от традиционной системы управления состоит в том, что в АСУ часть управленческих работ, а именно сбор, анализ и преобразование информации, выполняется с помощью вычислительной техники [1].

Существует несколько концепций разработки АСУ:

1. Традиционная, состоящая из функциональных подсистем, автоматизирующих работу различных функциональных подразделений в составе предприятий и организаций. Реализуется на базе центральной ЭВМ.

2. АРМ-технология, реализуемая в виде системы интегрированных АРМов (автоматизированных рабочих мест) на базе ПЭВМ. АРМ-технология создается, как правило:

на предприятиях, которые оперируют небольшим объемом информационных потоков;

на предприятиях где существует малое число функциональных подразделений.

3. Смешанная технология, в состав функциональных подсистем которой включаются АРМы для наиболее ответственных или слабо поддающихся регламентации функций, выполняемых специалистами различных подразделений. Смешанная концепция создания АСУ позволяет наиболее полно и качественно отобразить вес специфичные особенности структуры управления существующей в учреждении.

2.2 Описание функциональной структуры АСУ


При определении структуры АСУ выделяется два вида подсистем: обеспечивающая и функциональная. [3]

Обеспечивающая подсистема АСУ представляет собой:

- математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов решения задач и обработки информации с применением вычислительной техники в АСУ;

- организационное обеспечение - совокупность средств и методов, предназначенных для проведения технико-экономического анализа существующей системы управления, выбора и постановки задачи управления предприятием, организации управления и производства в условиях АСУ;

- информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных систем документации и массивов информации, используемых в АСУ;

- техническое обеспечение - комплекса технических средств, связанных единым техническим процессом преобразования информации, предназначенных для обеспечения работы АСУ;

- программное обеспечение - совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач АСУ, и программ, позволяющих наиболее эффективно эксплуатировать вычислительную технику. [2]

Функциональная подсистема представляет собой комплекс программных и технических средств, предназначенных для решения задач анализа и учета показателей, а так же планирования и принятия управленческих решений. Данная подсистема реализовывается на основе автоматизированных рабочих мест.

Функциональную модель АСОИУ техникума спроектируем в среде моделирования BPWin.

2.3 Информационное обеспечение АСУ


Информационное обеспечение представляет собой совокупность данных, языковых средств описания данных, методов организации, хранения, накопления и доступа к информационным массивам, обеспечивающим выдачу всей информации, необходимой в процессе решения функциональных задач АСУ.

Основные элементы системы информационного обеспечения АСУ - информационные массивы, предназначенные для постоянного или временного хранения информации, которой обмениваются между собой внешние и внутренние по отношению к системе источники и потребители информации. Информационный массив - это совокупность данных, объединённых одинаковым смысловым содержанием, состоящая из информационных полей - наименьших элементов массива. [3]

 

2.4 Организационное обеспечение АСУ


Организационное обеспечение АСУ состоит из организационной структуры АСУ и документов, обеспечивающие качественное функционирование организационной структуры.

Организационная структура - это совокупность специалистов по компьютерам различного профиля, обеспечивающих бесперебойное функционирование АСУ. Для поддержки нормального функционирования АСУ необходимо создание отдела АСУ, состоящего из следующих подразделов [2]:

¾      технического обслуживания;

¾      системного программирования;

¾      проектирования и программирования;

¾      внедрения.

2.5 Математическое обеспечение АСУ


Обычно математическое обеспечение состоит из общего и специального обеспечения [2]. Общее математическое обеспечение - машинно-ориентированное, и обычно реализуется в виде программ операционной системы, управляющих всеми внутренними и внешними устройствами, а также в виде тестовых и диагностических программ, проверяющих исправность и выявляющих неисправные узлы и блоки оборудования. Специальное математическое обеспечение - является проблемно-ориентированным и реализуется в виде комплекса программ, организующих работу технических средств по выполнению решаемых в АСУ задач.

Специальное математическое обеспечение делится на:

1. Общесистемное, обеспечивающее функционирование системы управления в заданном режиме, включая управление работой ЭВМ и других технических средств, решение ряда задач по типовым схемам, которые могут быть необходимы многим пользователям.

. Прикладное обеспечение, состоящее из прикладных программ в соответствии с индивидуальными особенностями решаемых задач.

При создании АРМ методиста заочного отделения возникли следующие задачи:

¾    учетно-статистические;

¾      информационно-справочные;

¾      оперативного управления.

Смоделировать данную систему можно с помощью математических схем.

Пусть система S - это запрос из базы данных, тогда модель системы описывается:

Множеством входных воздействий на систему, таких как

xi ix (1)

множество входных параметров в процедуру запроса;

Множество внутренних параметров системы:

k  H; kH(2)

параметры которые используются внутри процедуры, т.е. локальные переменные;

Множество входных параметров системы:

j  y; jy(3)

выходные данные после обработки запроса и выполнения условий запроса.

Введем оператор Fs который описывает функционирование системы S, тогда функции выполнения запроса выглядит следующим образом:

Y = Fs(x,h,t)(4)

закон работы запроса.

Для реализации математического обеспечения создают программное обеспечение.

 

2.6 Программное и техническое обеспечение АСУ


Программное обеспечение АСУ делится на общее и специальное. Под специальным обеспечением понимают совокупность программ, реализующих функциональную часть АСУ, т.е. подсистемы и АРМ- ы, а под общим - следующие системы:

- операционные системы, которые предназначены для планирования и организации процесса обработки, ввода/вывода и управления данными, распределения ресурсов, подготовки и отладки программ;

системы программирования, предназначенные для автоматизации процесса создания и отладки программ, включающие в себя текстовые редакторы, компиляторы, интерпретаторы, редактор связей, загрузчик, библиотеки языков программирования высокого уровня;

пакеты прикладных программ - это программы, расширяющие возможности ОС, программы для инженерных расчётов, для решения экономических задач;

В техникуме имеется следующее программное обеспечение:

операционная система (ОС) Windows XP;

- ОС Windows Vista;

ОС Windows 2003 Server;

- пакет прикладных программ Microsoft Office XP и Office 2007;

- среда программирования Borland Development Studio;

- СУБД SQL - Server 200, MySQL;

специализированное сетевое программное обеспечение.

Все имеющееся программное обеспечение лицензированное.

Под комплексом технических средств (КТС) понимается совокупность взаимосвязанных или автономных технических средств организационной техники, предназначенной для решения задач АСУ и информационного обмена между техническими средствами.

Основные требования к КТС:

-       эффективное решение установочного набора задач АСУ;

-       возможность изменения и развития в случае изменения набора задач и совершенствования техники управления;

-       кодовая, программная и техническая совместимость;

-       простота в эксплуатации и максимальное приближение к требованиям пользователя.

Апшеронский лесхозтехникум в наличии имеет следующее аппаратное обеспечение: IBM - совместимые компьютеры на базе процессора AMD Athlon с частотой 1800 - 2400 Гц, ОЗУ от 128 до 2 Гб, жесткий диск от 40 до 160 Гб, видеокарта от 128 до 1 Гб, CD и DVD приводы, мониторы фирмы LG. Так же имеются в наличии 50 принтеров, 10 сканера, ксероксы, сетевые концентраторы и сопутствующее к ним сетевое оборудование.

В данной главе дипломного проекта была рассмотрена концепция создания автоматизированной системы управления ГОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум». Эта концепция включает в себя описание технического, математического, программного и информационного обеспечения, а также построение функциональной структуры АСУ и создание организационного обеспечения.

Было построены функциональные подсистемы с применением средств визуального моделирования BPWin.

Представленный концептуальный план позволяет создать действующую систему управления, основанную на интеграции всех функциональных подсистем, позволяющую в кратчайшие сроки обрабатывать поступающую информацию и принимать оптимальные решения.

3. Разработка проектных решений


3.1 Обоснование разработки


Анализ проблем управления большими и сложными системами осуществляется, как правило, с позиции системного подхода. Системный подход позволяет упорядочить исходную информацию о сложной системе: понизить уровень сложности, осуществить решение задач проектирования и управления сложными по отношению к интеллектуальным возможностям человека объектам.

В современных условиях управлением организации выдвигаются повышенные требования к организации оперативного сбора, обработки и анализа больших объемов различной информации, используемой в процессе принятия управленческих решений. И это становится возможным при использовании автоматизированной системы управления (АСУ).

Целью АСУ является улучшение качества управленческой деятельности организации, упрощение работы персонала, ускорение рабочего процесса, что ведет к получению максимальной прибыли при минимальных временных затратах.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

¾      изучение состава и принципы функционирования проектируемого объекта;

¾      изучение проектно- технологической документации;

¾      выполнение технико-экономического обоснования выполняемой разработки;

¾      обеспечение безопасности жизнедеятельности работников;

¾      определение надежности программного средства.

При реализации оптимального управления важнейшее значение имеет критерий эффективности. В техникуме критерием эффективности является ожидаемый экономический эффект от внедрения разработанного программного продукта и время.

Помимо реализации основной цели, разработка АРМ методиста заочного обучения позволит:

¾      ускорить процесс обработки информации;

¾      оптимизировать качество обрабатываемой информации;

¾      обеспечить доступ к необходимой информации в любое время;

¾      увеличить степень многократного использования информации;

¾      уменьшить вероятность появления ошибок при расчетах;

¾      повысить вероятность верно принимаемых решений.

3.2 Экономическое обоснование


Под проектированием понимается совокупность работ, которые необходимо выполнить, чтобы спроектировать систему или часть системы. В нашем случае решить поставленную задачу.

Для расчета затрат на этапе проектирования необходимо определить продолжительность каждой работы (начиная с составления технического задания (ТЗ) и до оформления документации включительно). Продолжительность работ определяется либо по нормативам (при этом пользуются специальными справочниками), либо рассчитывают их по экспертным оценкам.

Продолжительность работ, определяемая по экспертным оценкам, рассчитывается по формуле: to = (3t min+2tmax)/5,

где t0 - ожидаемая длительность работы;

t min, tmax - соответственно наименьшая и наибольшая по мнению эксперта длительность работы.

Все ожидаемые длительности работ на этапе проектирования приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Длительности работ на этапе проектирования

Наименование работ

Длительность работ (дней)


min

max

Ожид.

1 Разработка технического задания

1

2

2

2 Анализ технического  задания и сбор данных

2

5

3

3. Изучение литературы

5

10

8

4 Знакомство с основными этапами дипломного проекта

1

3

2

5 Составление алгоритма

5

10

8

6 Создание программы

10

25

16

7 Отладка программы

15

20

18

8 Проведение тестов

2

5

3

9 Оформление

14

18

16

пояснительной записки





Капитальные затраты на этапе проектирования Kk, рассчитываются по формуле:

Kk=Zn+Mn+H (1)

где Zn - заработная плата проектировщика задачи на всех этапах проектирования;

Мn - затраты на использование ЭВМ на этапе проектирования;

Н - накладные расходы на этапе проектирования.

Одним из основных видов затрат на этапе проектирования является заработная плата проектировщика, которая рассчитывается по формуле:

=Zд*Zn*(1+Ac/100)*( 1+An/100) (2)

где Zn - заработная плата разработчика на этапе проектирования;

Zд - дневная заработная плата разработчика на этапе проектирования (берем 50 руб.);

Ас - процент отчислений на социальное страхование - 39%;

Аn - процент премий - 10%

Z=50*60*(1+0,39)*(1+0,10)=4587 руб.

В общем случае, расходы на машинное время состоят из расходов на процессорное время (при работе с объектным или абсолютным модулем) и расходов на дисплейное время. Формула для расчетов имеет вид:

М=tдд+tnn (3)

где Сn и Сд - соответственно стоимость одного часа процессорного и дисплейного времени;

tn и tд - соответственно процессорное и дисплейное время, необходимое для решения задачи (час).

Расходы на эксплуатационные принадлежности определяются простым подсчетом затрат на их приобретение по оптовым (или свободным) ценам.

Так как программа разработана на ЭВМ IBM/PC с процессором Intel Pentieum IV 2.0, то в дополнительном процессорном времени необходимости нет, т.е. Cn=0 и tn=0.

При расчете Мn следует учитывать время па подготовку исходных текстов программ, их отладку и решение контрольного примера:

tд=60 час,

Мn=300 руб.

Накладные расходы согласно формуле 1 составляют 80-120% от заработной платы персонала занятого эксплуатацией программы:

Н=1.2*1338=1605.6 руб.

Капитальные затраты на этапе проектирования будут составлять:

Кк=4587+300+1605.6=6492,6 руб.

До внедрения программы обработка информации производилась вручную и при этом занимала определенное время. После внедрения программа намного упростит и ускорит процесс учета сотрудников.

В эксплуатационные расходы входят:

¾      содержание информационных расходов;

¾      содержание персонала по обслуживанию комплекса технических средств;

¾      расходы на функционирование программы;

¾      прочие расходы.

Расходы по различным видам работающих, определяем по формуле:

Z = ∑ni*zi*(1 + Аc/100) * (1 + An /100) (4)

i

где ni - численность персонала i-гo вида связанная с выполнением работ;

Ac - процент отчислений на социальное страхование (обычно 39 %);

Аn - средний процент премий за год (10 %).

Произведем расчет для нашего случая:

Z=3600*1,39*1,10=5504,4 руб.

Расходы на функционирование программы складываются из затрат на машинное время и затрат на эксплуатацию различных принадлежностей (писчей бумаги, краски для принтера и т.д.).

Из формулы 3 произведем расчет расходов на функционирование программы. До внедрения разработанной программы эти расходы составляли:

Сд=0.95 руб.*tд=1809 M1=0.95*1809=1719 руб.

после внедрения разработанной программы:

Сд =0,028 руб.* tд=2000 M2=0,028*2000=56 руб.

При внедрении программы уменьшается время работы с одной и той же задачей, так как приближенные методы, используемые в ней, позволяют сделать быстрый расчет, а приближенные методы обладают очень высокой достоверностью и на качество исполняемой задачи не влияют.

Расходы на эксплуатационные принадлежности определяются простым подсчетом затрат на их приобретение:

H=1.2*3596=4315,2 руб.

Прочие расходы составляют от 1 до 3% от суммы всех эксплуатационных расходов.

До внедрения программы

Pпр1=(Z+M1+H)*0,03=(5504,4+1719+4315,2)*0,03=346,16 руб.

После внедрения программы

Pпр2=(Z+M2+H)*0,03=(5504,4+56+4315,2)*0,03=296,27 руб.

Таким образом эксплуатационные расходы составляют:

До внедрения программы

P1=Z+M1+H+Pпр1=5504,4+1719+4315,2+346,16=11884,76 руб.

После внедрения программы

P2=Z+M2+H+Pпр2=5504,4+56+4315,2+296,27=10171,87 руб.

Если пользователь при экономии i- вида с применением программы экономит Ti, часов, то повышение производительности труда Рi (в %) определяется по формуле:

 (5)

где Fj - время, которое планировалось пользователем для выполнения работы j-вида до внедрения разрабатываемой программы (час.).

№ п/п

Вид работ

До автоматизации, мин, Fi

После автоматизации,  мин, ∆T

Повышение производительности труда Рi (в %)

1

Ввод информации

5

3

60

2.

Поиск информации

10

4

40

3.

Подготовка и печать отчетов

160

95

59,4

4.

Анализ и выборка данных

50

30

60


Экономия, связанная с повышением производительности труда пользователя Р определим по формуле:

∆P=Zn*∑Pi/100 (6)

где Zn - среднегодовая заработная плата пользователя.

∆P=4587 *(60+40+59,4+60)/100=10063,9

Эр=(11884,76 - 10171,87)+10063,9=11776,79

3.3 Проектирование функциональной структуры


Общее описание. Разработка АРМ «Заочное образование» предназначена для автоматизации работы методиста заочного отделения лесхоз-техникума. Разрабатываемая программа должна обладать дружественным, интуитивно понятным интерфейсом, и в то же время выполнять все функции по хранению, обработке, поиске данных и формированию выходных документов.

Функции, которые должна выполнять АРМ «Заочное образование»:

¾      обработка сведений о преподавателях;

¾      накопление сведений об учащихся по группам;

¾      формирование образовательных программ по обучению детей;

¾      быстрый поиск необходимой информации;

¾      формирование выходной документации.

Для выполнения указанных функций, необходимо решение следующих задач:

¾      ввод и обновление информации;

¾      автоматизация поиска информации;

¾      защита данных от несанкционированного доступа;

¾      автоматизированная подготовка выходных документов.

При разработке программного продукта были использованы следующие входные документы:

¾      личная карточка педагога;

¾      государственные образовательные стандарты;

¾      личное дело учащегося;

¾      сведения о родителях.

При работе программы могут быть получены следующие выходные документы:

¾      список учеников по группам, полу и возрасту;

¾      сведения о повышении квалификации преподавателей;

¾      приказ о переводе учащегося на следующий год обучения;

¾      образовательный план занятий групп.

Функциональная структура АРМ «Заочное образование» приведена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Функциональная структура АРМ «Заочное образование»

 

Постановка задачи. Подзадача «Ввод и обновление информации» включает ввод информации: о преподавателях, их профессиональной квалификации и стаже работы; об учениках; планируемый график общеобразовательных и профессиональных работ.

В состав подзадачи «Автоматизация поиска» входит поиск данных о преподавателях и учащихся.

Подзадача «Автоматизация передачи данных в архив» ставит целью автоматизировать передачу данных о выпускниках в архив для сокращения записей в рабочей базе данных. Архив включает все данные об обучавшихся ранее детях.

Подзадача «Автоматизация создания отчётов» включает в себя формирование необходимых отчетных документов для их дальнейшего использования как внутри техникума, так и вне его пределов различными контролирующими организациями.

 

.4 Проектирование структуры базы данных

образовательная база автоматизированный система

Построение инфологической модели. Информационное обеспечение представляет собой совокупность данных, языковых средств описания данных, методов организации, хранения, накопление и доступа к информационным массивам, обеспечивающих выдачу всей информации, необходимой в процессе решения функциональных задач АСУ и справочной информации абонентам системы. [5]

Основной частью внутримашинного информационного обеспечения является информационная база данных. Информационная база данных - это совокупность данных, организованная определенным способом и хранимая в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач.

Разработка БД выполняется с помощью моделирования данных для обеспечения разработчика ИС концептуальной схемой базы данных, которая в дальнейшем относительно легко может быть отображена в любой системе баз данных.

На начальной стадии разработки информационного обеспечения производится анализ предметной области.

Важнейшим базовым элементом для описания предметной области является сущность. Сущность - это объект (явления), имеющее реальное воплощение и отличительные черты и существующее фактически или в представлении людей. Сущностью может быть реальный объект, личность, абстрактное понятие (профессия, организация, временный период и т.д.), событие. Одним из особых видов сущности является отношение, которое представляет специфический вид информационных объектов, отражающих взаимосвязь нескольких сущностей. Отношение может существовать для произвольного количества сущностей. Множество сущностей одного вида принято обозначать типом сущности. Конкретная сущность определенного типа соответствует экземпляру сущности. Каждый тип сущности - это то, о чем пользователь хранит информацию. Можно сделать вывод, что в системе обработки данных в качестве сущности можно использовать все что угодно.

Другим базовым элементом является свойство. Свойство - это поименованная характеристика, или атрибут сущности. Свойства это тоже типовые понятия. Экземпляром свойства является конкретное значение свойства определенного экземпляра сущности. Сущности находящиеся в пределах одной предметной области связаны между собой [6]. Выделяются следующие типы связей сущностей: «определяет», «включает», «формирует».

Предметную область можно представить в виде связей между типами сущностей, имеющих определенные свойства. Такое представление называют инфологической моделью.

На рисунке 3.2 представлена инфологическая модель базы данных «Заочное отделение».

Построение даталогической модели. На этапе инфологического проектирования рассматриваются модели предметной области. На даталогическом этапе объектом исследования являются сами данные, их структурные связи. Уровень представления на данном этапе не зависит от конкретной архитектуры ЭВМ, это логический уровень.

Описание файлов базы данных.Информационная база данных разработанной программы представлена следующими таблицами:

- tPerson- содержит информацию о преподавателе;

-       tZvanie- это справочник званий;

-       tPerson_Doljnost - справочник должностей;

-       tUchstepen - справочник учёных званий;

-       tZawita- таблица содержит информацию по защите преподавателей;

-       tPlan_name - справочник учебных планов;

-       tVypolnenie- содержит информацию по выполнению учебной нагрузки;

-       tKart_type - справочник карточек нагрузки;

-       tTable_KNAME - таблица содержит данные для расчёта учебной нагрузки;

-       tGruppa- таблица содержит в себе данные по группам;

-       tReports_Zachet, tReports_Exam - в таблице хранится информация для подведения итогов по сессии.

-       tDisciplina - справочник дисциплин;

-       tSpecialnost - справочник специальностей;

 

3.5 Выбор среды разработки


В настоящее время очень широкое распространение получило программирование под Интернет.

Интернет представляет собой Всемирную сеть, информация в которой хранится на серверах. Серверы имеют свои адреса и управляются специализированными программами. Они позволяет пересылать почту и файлы, производить поиск в базах данных и т. п. Обмен информацией между серверами сети выполняется по высокоскоростным каналам связи. Доступ отдельных пользователей к информационным ресурсам Internet обычно осуществляется по телефонной сети через провайдера или корпоративную сеть.

Практически любую программу, связанную с Интернет, можно отнести к разряду Интернет приложений. При более строгом подходе к программированию под Интернет выясняется, что Интернет приложения делятся на четыре основные группы:

¾    Web-приложения, которые работают на сервере, передавая через Internet данные на клиентские машины. Для их применения требуются Web-браузеры, такие как MS IE, Netscape Navigator, Opera и другие;

¾      Web-сервисы, которые позволяют приложениям обрабатывать их данные на сервере. При этом передача подлежащих обработке данных на сервер и возврат результатов осуществляется через Internet;

¾      приложения с поддержкой Internet - автономные программы со встроенными механизмами, позволяющими их пользователям регистрироваться, получать обновления, а также предоставляющими доступ к справочной системе и другим вспомогательным службам через Internet.

¾      одноранговые приложения - автономные программы, использующие Internet для взаимодействия с другими программными продуктами этого же типа.приложения используют архитектуру “клиент-сервер”. Собственно, Wеb-приложение находится на сервере и обрабатывает запросы, которые передают ему через Internet многочисленные клиенты .

На стороне клиента Web-приложение работает в браузере. Пользовательский интерфейс Web-приложения передается на клиентскую машину в виде страниц на языке HTML (Hypertext Markup Language), где браузер интерпретирует и отображает их.

Web-приложения во многом напоминают традиционные Web-сайты, но в отличие от них отображают пользователю динамическое содержимое, генерируемое исполняемым кодом приложения, а не статические страницы, хранящиеся на сервере в готовом виде.

Исполняемая часть Web-приложения способна делать многое из того, чего не могут статические Web-сайты, а именно:

¾      принимать данные от пользователя и сохранять их на сервере;

¾      выполнять для пользователя различные действия: размещать заказы, делать сложные вычисления и извлекать информацию из баз данных (БД);

¾      опознавать пользователя и отображать интерфейс, настроенный в соответствии с его предпочтениями;

¾      отображать постоянно меняющееся содержимое.

РНР (РНР Hypertext Processor) представляет собой язык программирования, используемый на стороне Web-сервера для динамической генерации HTML-страниц. Основная идея, положенная в основу данной технологии, может быть сформулирована следующим образом. Web-серверы Internet и Intranet становятся все более сложными, достигая и превышая пределы статических HTML-страниц. Современные Web-серверы все чаще выступают в роли интерактивной платформы, ориентированной на выполнение транзакций, позволяющих решать задачи электронной коммерции, разнообразных информационных систем и формирования коллективных вычислительных сред. Наиболее критическим условием для решения этих задач является наличие удобной технологии генерации динамического содержимого Web-страниц.

Применение PHP-технологии предполагает наличие трехкомпонентной архитектуры (рисунок). Первым компонентом выступает тонкий клиент, которым является программа-навигатор (браузер). Вторым, промежуточным компонентом, является РНР и Web-сервер, которые вместе выступают в роли сервера приложений. И, наконец, третий компонент - это сервер базы данных, обеспечивающий хранение и обработку данных.

 

.6 Описание программного средства

Руководство программиста. Процесс установки на сервер:

. Создать новую базу данных в кодировки utf8_general_ci, имя базы -technikum.

. Проверить, чтобы MySQL-кодировка была UTF-8 Unicode (utf8), если не совпадает, то поменять на нее (UTF-8 Unicode (utf8))

. Открыть sql-скрипт technikum.sql, находящийся в корне каталога в текстовом редакторе (блокнот и его аналоги), и заменить все строчки "#"513384.files/image011.gif">

дает возможность оценить N - первоначальное число ошибок в программе. В данном соотношении, которое называется формулой Миллса, S- количество искусственно внесенных ошибок, n - число найденных собственных ошибок, V - число обнаруженных к моменту оценки искусственных ошибок.

В таблице 3.3 отражены расчеты количества ошибок системы перед началом каждого теста с учетом, что предыдущие ошибки уже были выявлены и отлажены.

Таблица 3.3 - Отладка программы

N теста

Кол-во искусств. введенных ошибок, S

Кол-во найденных собственных ошибок, n

Кол-во обнаруженных искусствен, ошибок, V

Первоначальное число ошибок, N

1

39

14

11

64

2

28

10

5

43

3

23

7

5

35

4

13

6

4

23

5

10

5

4

19

6

5

3

2

10

7

1

1

1

3


Т.е. при прогоне тестов от 1 до 7 постепенно уменьшается первоначальное количество ошибок в системе (N) от 64 до 3, уменьшается число выявленных собственных ошибок, сумма всех выявленных в процессе отладки программы ошибок равна первоначальному количеству ошибок в системе.

Вторая часть модели связана с проверкой гипотезы от N. Предположим, что в программе имеется К собственных ошибок, и внесем в нее еще S ошибок.

Вычислим величину С, являющуюся мерой доверия к модели и показывающую вероятность того, насколько правильно найдено значение N.

Для этого случая, когда оценка надежности производится до момента обнаружения всех S рассеянных ошибок, величина С рассчитывается по модифицированной формуле

Проведем оценку надежности до момента обнаружения всех S внесенных ошибок.

Пусть в систему было внесено 40 искусственных ошибок. Делается предположение, что в системе находится 65 собственных ошибок, тогда рассчитаем доверительный уровень прогноза.

Таблица 3.4 - Оценка доверительного уровня прогноза

Кол-во внесенных ошибок, S

Кол-во обнаруженных собственных ошибок, N

Количество обнаруженных искусственных ошибок, V

Оценка надежности системы, С

40

44

29

0,93


Вероятность того, что в программе будет 65 ошибок равна 0,93.

Достоинством модели являются простота применяемого математического аппарата, наглядность и возможность использования в процессе тестирования.

Защита данных. Для предупреждения несанкционированного разрушения, получения и модификации данных в процессе их хранения или обработки в системе организуется и обеспечивается процесс - защита данных.

А организационная совокупность средств, методов, мероприятий, создаваемая и поддерживаемая с целью защиты данных называется системой защиты данных.

Защита данных от посторонних лиц осуществляется с помощью организационных (физических) и программных средств защиты.

Механизм защиты данных включает ряд функций:

1. Защита системы от посторонних лиц. Заключается в создании надежных барьеров на всех возможных путях доступа к защищаемой информации от посторонних лиц.

2. Защита системы от пользователя. При обеспечении пользователя всеми необходимыми для него возможностями обработки данных исключить следующие несанкционированные действия.

3. Защита пользователя друг от друга. Подразумевает предупреждение несанкционированного доступа в процессе совместной обработки данных.

4.  Защита пользователя от самого себя. Это создание таких условий, при которых случайные ошибки не приводят к потере информации.

В разработанной программе предусмотрен разграничение пользователей и пароль в системе регистрации, который открывает доступ к определённым модулям, доступным только этому пользователю.

В третьей главе дипломного проекта представлено описание разработки автоматизированного рабочего места методиста заочного отделения Апшеронского лесхозтехникума.

Построена функциональная структура АРМ, разработаны инфологическая и даталогическая модели базы данных.

Программный продукт разработан с применением современных средств программирования в глобальной сети Интернет, а именно, языка программирования PHP с разработкой базы данных на СУБД MySQL.

Разработка АРМ методиста должна значительно упростить как конкретно работу самого человека, так и работу всего заочного отделения. Позволит эффективно повлиять на процесс обучения учащихся, повысить контроль за качеством успеваемости, ускорить поиск информации по запросам, сократить время на создание отчётов и обработку всей поступающей информации.

4. Безопасность труда пользователя


4.1 Анализ условий труда пользователя


Труд человека в современном автоматизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека и совокупности технических средств, используемых человеком в процессе производственной деятельности.

Опасные и вредные производственные факторы по природе возникновения делятся на:

¾      физические;

¾      химические;

¾      психофизиологические;

¾      биологические.

Программный продукт АРМ «Заочное отделение» разрабатывался для внедрения и использования в Апшеронском лесхоз - техникуме.

В кабинете методиста заочного обучения негативными физическими факторами могут являться:

¾      повышенная и пониженная температура воздуха;

¾      повышенная и пониженная влажность воздуха;

¾      недостаточная освещенность рабочего места;

¾      превышающий допустимые нормы шум;

¾      повышенный уровень электромагнитных полей;

¾      опасность поражения электрическим током;

¾      блеклость экрана дисплея.

К химически опасным факторам можно отнести возникновение в результате ионизации воздуха при работе компьютера активных частиц.

К психологически вредным факторам относятся:

¾      нервно - эмоциональные перегрузки;

¾      умственное напряжение;

¾      перенапряжение зрительного анализатора.

Вредные биологические производственные факторы в данном помещении отсутствуют.

Кабинет является помещением І категории (выполняются легкие физические работы), поэтому должны соблюдаться следующие требования:

¾      оптимальная температура воздуха- 22° С (допустимая - 20-24° С);

¾      оптимальная относительная влажность- 40 -60% (допустимая - не более 75%);

¾      скорость движения воздуха не более 0.1м/с.

Работа, выполняемая с использованием вычислительной техники, имеют следующие недостатки:

¾      ухудшенная контрастность между изображением и фоном;

¾      отражение экрана.

В связи с тем, что естественное освещение слабое, на рабочем месте должно применяться дополнительное искусственное освещение.

В помещениях с низким уровнем общего шума, каким является кабинет старшего воспитателя, источниками шумовых помех могут стать вентиляционные установки, кондиционеры или периферийное оборудование для ЭВМ. Длительное воздействие этих шумов отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии человека. Одним из способов уменьшения шума является замена матричного принтера на более бесшумный - лазерный.

Согласно ГОСТ 12.1.003-76 ССБТ эквивалентный уровень звука не должен превышать 50 дБ. Для того, чтобы добиться этого уровня шума рекомендуется применять звукопоглощающее покрытие стен.

4.2 Карта условий труда


Основные факторы, влияющие на условия труда в кабинете заочного отделения, и их оценка представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.1 - Карта условий труда

Наименование

Оценка по шкале

фактора


1 Эффективно - эквивалентная температура воздуха в помещении а) в теплый период, С0; б) в холодный период, С0;

  22-25 20-22

2 Атмосферное давление, КПа

100

3 Промышленный шум, дБ

40

4 Ультразвук, дБ

50

5 Тепловое излучение, Вт/м2

менее 300

6 Электромагнитные поля радиочастот а) 60 кГц - 300 МГц В/м; А/м б) 300 МГц - 300 ГГц Вт/м2

10; 0,3 1

7 Ионизирующее излучение, дБ

0,05

8 Рабочая поза

Положение сидя, корпус в удобном положении

9 Характеристика зрительной работы

Средней точности, объекты от 1 до 10 мм

10 Длительность сосредоточенного наблюдения, % времени суток

до 33

11 Число информационных сигналов в час

более 500

12 Нервно-эмоциональная нагрузка

Сложные действия с возможностью корректировки

 

.3 Мероприятия по защите от электромагнитного излучения


Электромагнитным излучением (ЭМИ) пронизано все окружающее нас пространство. Природными источники ЭМ полей являются: атмосферное электричество, излучение Солнца и галактик, электрическое и магнитное поля Земли. Человек также является источником ЭМИ слабой интенсивности.

Проблема вредного воздействия ЭМИ возникла в связи с возросшей ролью техногенных источников ЭМИ. Техногенными источниками на производстве являются: устройства для индукционной и диэлектрической обработки различных материалов; источники для ионизации газов; устройства для сварки и прессования материалов; линии электропередач, особенно высоковольтные; распределительные и измерительные устройства.

К техногенным источникам в быту относятся: проводка, радиостанции, ТВ станции, блоки передатчиков, антенные системы и т.д.

Воздействие ЭМИ на человека зависит от таких факторов как: частота колебаний, значения напряженности электрического и магнитного полей, размер облучаемой поверхности тела, индивидуальные особенности организма.

Воздействие ЭМИ бывает двух видов: тепловое и специфическое. Тепловое воздействие - это когда в электрическом поле молекулы и атомы поляризуются, а полярные молекулы (вода) ориентируются по направлению ЭМ поля, в электролитах возникают ионные токи, следовательно, происходит нагрев тканей. Электролиты составляют основной процент от веса человека, значит, чем больше поле, тем больше нагрев тела. До определенного порога избыточная теплота отводится от тканей за счет механизма терморегуляции. Тепловой порог: J = 10 мВт/см2. Начиная с этой величины - возможность организма отводить тепло исчерпывается и начинается нагрев.

Специфическое воздействие ЭМ полей сказывается при интенсивностях, значительно меньших теплового порога. ЭМ поля изменяют ориентацию белковых молекул, тем самым, ослабляя их биохимическую активность. В результате наблюдается изменение структуры клеток крови, изменения в эндокринной системе, а также нарушение питания тканей (ломкость ногтей, волос и т.д.), нарушение центральной нервной системы, сердечно - сосудистой системы; при низких дозах есть опасность воздействия на иммунитет.

ГОСТ 12.1.006-14 - нормирует напряженность ЭМ поля (Е и Н) в диапазоне частот от 60 Гц до 300 МГц. Санитарные нормы: СН 1748 - 72 - нормируют значения постоянных магнитных полей.

Если в течение рабочего времени человек подвергается воздействию ЭМИ, плотность потока энергии не должна превышать 1 мВт/см2. По официальным данным неблагоприятные воздействия ЭМ поля проявляются при напряженностях магнитного поля, начиная с 160 - 200 Ампер/метр. Токи промышленных частот не превышают 25 А/м. В зависимости от времени нахождения человека в поле промышленной частоты устанавливается предельное значение напряженности электрического поля: 8 часов - не более 5 кВ.[16]

Способами защиты от электромагнитного излучения являются: уменьшение мощности источника, экранирование источника излучения, выделение зоны излучения, установление рациональных режимов эксплуатации установок, защита расстоянием, защита временем, средства индивидуальной защиты (спец. костюмы).

4.4 Мероприятия по уменьшению воздействия ионизирующего излучения


Ионизирующее излучение (ИИ) - это излучения, взаимодействие которых со средой приводит к образованию зарядов противоположных знаков.

Ионизирующее излучение подразделятся на:

¾      рентгеновское;

¾      гамма - излучение;

¾      альфа - излучение;

¾      бета - излучение;

¾      нейтронное излучение.

Основными характеристиками ИИ являются: ионизирующая и проникающая способности. При высокой проникающей способности имеет место низкая ионизирующая способность, и наоборот.

К естественным источник ИИ относятся: космическое излучение и излучение естественно распределенных природных радиоактивных веществ.

Биологическое воздействие ИИ связано с ионизацией воды в организме человека. В результате внешнего облучения источники находятся вне организма, а при внутреннем - источник внутри.

Нормативными актами, устанавливающими санитарные нормы, являются:

¾      НРБ-96 - нормы радиационной безопасности.

¾      ОСП 72/87 - основные правила работы с радиационными веществами и другими источниками ИИ.

В соответствии с НРБ-96 все население делится на группы:

¾      А, Б - лица, работающие с техногенными источниками излучения (персонал);

¾      А - непосредственно работают по роду своей деятельности;

¾      Б - могут по условиям размещения рабочих мест подвергаться воздействию ИИ;

¾      В - все население, включая и персонал, за пределами их производственной деятельности.

Нормирование ИИ, регламентация работы с радиационными веществами производится в соответствии с ОСП72/87 в зависимости от класса опасности вещества.

Способы защиты от ИИ:

¾      количеством - используются источники с минимальным выходом ИИ;

¾      временем - ограничения на пребывание на территории, где уровень излучений выше допустимого;

¾      расстоянием - интенсивность излучения убывает пропорционально квадрату расстояния;

¾      дистанционное управление;

¾      экранирование источников;

¾      зонирование территорий при работе с открытыми источниками.

4.5 Пожарная безопасность


Пожар всегда наносит большой материальный ущерб и часто сопровождается несчастными случаями с людьми. Поэтому соблюдение мер пожарной безопасности должно строго соблюдаться, особенно, в таких места как рассматриваемая организация, где всегда бывает очень большое скопление людей.

Основными причинами возникновения пожара являются:

¾      нарушение правил применения и эксплуатации приборов и оборудования с низкой противопожарный защитой;

¾      использование при строительстве материалов, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;

¾      отсутствие на объектах и в подразделениях систем пожарной охраны.

Требования к соблюдения пожарной безопасности регламентируются соответствующими ГОСТ-ами.

В системе общегосударственных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности профилактика занимает ведущее место.

Пожарная безопасность предусматривает комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, предотвращения пожара, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного тушения пожара. Пожарная безопасность объединяет мероприятия, осуществляемые в процессе проектирования, строительства и эксплуатации автомобильного транспорта.

Хранение, транспортировка и содержание на рабочих местах огнеопасных жидкостей и растворов должно производиться только в закрытых емкостях. Запрещается курение в неотведенных для этого местах.

Мероприятия по предупреждению пожара состоят из организационных, технических и эксплутационных.

К организационным мероприятиям относится правильная эксплуатация автомобилей, оборудования, сварочных, шиномонтажных и других отделений и цехов, а также зданий, территорий.

Технические мероприятия включают в себя соблюдение норм при проектировании зданий, монтаже оборудования, отопления, вентиляции, освещения.

Эксплуатационные мероприятия заключаются в профилактических осмотрах и плановых ремонтах оборудования, машин и механизмов.

В целях предотвращения пожара в детском саду со всеми работниками проводится противопожарный инструктаж, имеются щиты пожарной безопасности и на видном месте размещены планы эвакуации в случае пожара.

4.6 Мероприятия по защите окружающей среды


Интенсивность потребления человечеством энергии и материальных ресурсов растет пропорционально численности роста населения и даже опережает его. Стремление к улучшению условий своей жизни приводит к постоянному наращиванию темпов материального производства, часто в ущерб окружающей среде.

Это ставит под угрозу существование как окружающей среды, так и самого человека.

В техникуме придают большое значение защите окружающей среды. В первую очередь это заключается в том, что проводится постоянный санитарно- гигиенический контроль. Своевременно проводятся все необходимые тесты и устраняются выявленные отклонения от норм.

Основной задачей школы является обучение и воспитание детей различного возраста, поэтому на территории школы всегда находится много людей. Для обеспечения благоприятной обстановки ведутся озеленительные работы, поддерживается чистота и порядок, соблюдаются все санитарно- эпидемиологические нормативы и требования.

В данной главе произведен анализ условий труда на рабочем месте методиста заочного обучения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к ПЭВМ» (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года.

В процессе анализа были выявлены наиболее опасные и вредные факторы, влияющие на работающего в этих условиях человека.

Предложены мероприятия по уменьшению влияния вредных факторов, такие как: усовершенствование планировки рабочего места, приобретение индивидуальных средств защиты, соблюдения режима работы за ПЭВМ и отдыха.

В области охраны окружающей среды рассмотрены основные мероприятия по защите окружающей среды, дан анализ методов по защите окружающей среды.

Заключение


В дипломном проекте поэтапно описана автоматизированная система управления ГОУ СПО «Апшеронский лесхоз - техникум». Разработано автоматизированное рабочее место методиста заочного обучения.

В результате проектирования были решены все поставленные задачи.

В процессе диагностического анализа изучен состав и принципы функционирования техникума. Дана общая характеристика учреждения, построена организационно-управленческая структура, проведен анализ проблемных ситуаций. Для автоматизации было выбрано рабочее место методиста заочного обучения. Произведен анализ информационных потоков на выбранном рабочем месте.

Рассмотрена концепция создания автоматизированной системы управления ГОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум». Эта концепция включает в себя описание технического, математического, программного и информационного обеспечения, а также построение функциональной структуры АСУ и создание организационного обеспечения.

Было построены функциональные подсистемы с применением средств визуального моделирования BPWin.

Программный продукт разработан с применением современных средств программирования в глобальной сети Интернет, а именно, языка программирования PHP с разработкой базы данных на СУБД MySQL.

Для соблюдения норм техники безопасности при работе с ПЭВМ, произведен анализ условий труда на рабочем месте в соответствии с нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Список литературы

 

1. Устав государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Апшеронский лесхоз - техникум».

2. Белоногов Г.Г. Автоматизированные информационные системы / Г.Г. Белоногов, В.И. Богатырёв. - М.: Наука, 1979.

3. Борисов В.И. Основы автоматизации / В.И. Борисов, М.А. Петров. - М.: Наука, 1990.

4. Васильев И.К. Автоматизированные системы управления / И.К. Васильев, Н.И. Николаев. - М.: Бином, 1994.

5. Давыдов И.И. Теория автоматизированного управления / И.И. Давыдов. - Ростов-на-Дону: Наука и жизнь, 1999.

6. Гаврилов С.А. Международные системы научной и технической информации / С.А. Гаврилов - М.: Наука, 1989.

7. Мельников В.В. Защита информации в компьютерных системах / В.В. Мельников. - М.: Финансы и статистика, 1997.

8. Гофман В.Е. Delphi 7 - Наиболее полное руководство / В. Е. Гофман, А. А. Хомоненко. - СПб.: БХВ - Санкт Петербург, 2000.

9. Кириллов В.В. Структурированный язык запросов (SQL) / В.В. Кириллов. - СПб.: ИТМО, 1999.

10. Мартин Дж. Организация баз данных в вычислительных системах / Дж. Мартин. - М.: Мир, 2001.

11. Овчаров Л.А. Автоматизированные банки данных / Л. А. Овчаров, С. Н. Селетков. - М.: Финансы и статистика, 1992.

12. Тейсекъери С. Delphi 7.0 / С. Тейсекьери - Киев: Bhv, 2001.

13. Чекалов А.П. Базы данных: от проектирования до разработки приложений / А.П. Чекалов - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

14. Андреева-Галанина В.К. Шум вреден / В.К. Андреева-Галанина - М.: Наука, 1989.

15.  Михайлов Ф.С. Отопление и основы вентиляции / Ф.С. Михайлов - М.: Наука, 1972.

16. Салов А.И. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта / А.И. Салов - М.: Транспорт, 1985.

17. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 / Госкомсанэпиднадзор России - М., 2003.

18. Atkinson M. The Object- Oriented Database System/ M. Atkinson, F. Bancilhon, D. Maier - Kyoto, Proc. 1st DOOD, 1989.

19. Beck K. Extreme Programming Explained / K. Beck - Addison-Wesley, 2000.

20. Lueker G. A data structure for dynamic range queries / G. Lueker, D. Willard - Los Altos, Morgan Kaufman, 2001.

21. Pavlidis T. Algorithms for Graphics and Image Processing / T. Pavlidis - Berlin, Springer- Verlag, 1982.

22. Thorpe D. Delphi Component Design / D. Thorpe - Addison-Wesley Developers Press, 1996.

23. Sedgwick R. Algorithms 2nd Ed. / R. Sedgwick - Addison-Wesley, 2003.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!