Организация управления социальным развитием коллектива по данным ОАО 'Савушкин продукт'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,19 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация управления социальным развитием коллектива по данным ОАО 'Савушкин продукт'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Частное учреждение образования "Женский институт ЭНВИЛА"

Кафедра экономики и естественнонаучных дисциплин








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Организация управления"

по теме: Организация управления социальным развитием коллектива по данным ОАО "Савушкин продукт"

Выполнила

Студентка 4 курса

гр. БА-401 Лукшиц Анна Степановна

Научный руководитель

Преподаватель Лазарева Алла Васильевна

Минск 2010

Содержание

социальный развитие коллектив корпоративный планирование

Введение

. Сущность социального развития коллектива

.1 Необходимость социального развития коллектива

1.2 Направления социального развития коллектива

.3 Показатели и критерии социального развития

Выводы

2. Социальное развитие коллектива на примере ОАО "Савушкин продукт

.1 Характеристика предприятия "Савушкин продукт"

.2 Управление социальным развитием компании "Савушкин продукт"

.2.1 Структура управления социальным развитием организации

2.2.2 Задачи и основные функции отдела социального развития коллектива ОАО "Савушкин продукт"

2.3 Планирование социального развития коллектива в компании "Савушкин продукт"

Выводы

. Направления совершенствования социального развития коллектива предприятия "Савушкин продукт"

Выводы

Заключение

Список литературы

Введение

Вопрос социального развития коллектива организации в современном обществе и конкретно в организациях играет огромную роль. Так как именно предприятия с эффективной системой социального развития персонала смогут максимизировать свои рыночные усилия и предложить рынку свои услуги и получить за их осуществление максимально возможную цену, позволяющую сполна окупить все затраты, а также существенно повысят эффективность своих торговых и производственных проектов. С другой стороны, организация, социальная деятельность которой минимальна, рискует утратить свои позиции на рынке и в профессиональной сфере, так как единственным условием роста любой организации является способность к развитию человека, человеческого капитала, персонала.

Предметом исследования данной курсовой работы является управленческая деятельность на предприятии.

Объектом исследования - социальное развитие коллектива организации.

Цель работы - изучение теоретических основ социального развития коллектива, анализ структуры и основных функций отдела социального развития на примере ОАО "Савушкин продукт", изучение процесса социально планирования на предприятии, а также разработка направлений по совершенствованию корпоративного планирования исследуемого предприятия.

Задачи данной курсовой работы:

) изучить теоретические основы социального развития персонала;

) проанализировать работу отдела социального развития ОАО "Савушкин продукт";

) проанализировать систему планирования социального развития коллектива компании;

) разработать рекомендации по совершенствованию социального планирования

ОАО "Савушкин продукт"

В первой главе данной курсовой работы рассматриваются теоретические основы, направления и показатели социального развития коллектива. В ней также описываются сущность и проблемы теории и практики социального планирования.

Во второй главе описывается практическое исследование по выбранной теме, на примере ОАО "Савушкин продукт". Приведена хозяйственная характеристика предприятия, анализ структуры управления социальным развитием, задачи и основные функции отдела социального развития коллектива, а также

В третьей главе приведены основные направления по развитию трудового потенциала коллектива в компании "Савушкин продукт".

1. Сущность социального развития коллектива

.1 Необходимость социального развития коллектива

В современных условиях главным ресурсом эффективного хозяйствования является взаимодействие организации с ее социальной средой. Резко возрастает роль социальной полезности организации обществу, приоритета гуманистического подхода при осуществлении процесса управления. От социальной направленности и полезности организации, от умения работников взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы людей и перспективы развития фирмы, учреждения, экономического района.

Каждая организация в своей основе имеет две движущие силы:

. Желание выжить, сохранить себя, иметь определенную стабильность.

. Желание совершенствоваться, развиваться, получение прибыли является предпосылкой развития фирмы.

Развитие предприятия является разносторонним и совершается по ряду направлений, включая техническое, экономическое и непременно социальное, предусматривающее повышение интеллектуального потенциала персонала организации и его профессионально-квалификационных качеств, учитывающее традиции и предпочтения, способы удовлетворения материальных и духовных потребностей работников, взаимоотношения и морально-психологическую атмосферу в коллективе.

Если организация ориентируется только на технические и экономические изменения в мире или стране, и не реагирует на изменения в социальной среде, социально не развивается - то такая социально-экономическая система обрекает себя на саморазрушение.

Социальное развитие означает изменения к лучшему в социальной среде организации. В целом оно включает весь сложный механизм, приводящий в действие человеческую активность, последовательно развертывающуюся цепь потребностей, интересов, мотивов и целей, которые побуждают людей к труду, конкретизируют деловую ориентацию и ценностные установки персонала.

Рис. 1.1 Факторы непосредственной социальной среды организации [6, c 321]

Развитие социальной среды - непременный объект управления организацией и вместе с тем составная часть управления персоналом. По своему назначению управление социальным развитием ориентируется исключительно на людей, на создание для работников организации надлежащих условий труда и быта, постоянное улучшение этих условий.

Эффективность социального развития - характеристика социальной среды организации, выражающая соответствие между воздействием на персонал результатов социальных мероприятий, в том числе внедрения новых социальных технологий, и затратами материально-финансовых и иных ресурсов на их осуществление. Социальная эффективность, ее определение и оценка основываются на качественных показателях и признании приоритетности социальных целей: чем в большей степени то или иное мероприятие способствовало решению конкретных социальных проблем, тем оно социально эффективнее. [1, с. 171]

Основу социальной среды организации образует персонал. Он обладает рядом характеристик, оценивая которые можно установить соответствие качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. У каждого из них - свои физические и интеллектуальные способности, потребности, свое мировоззрение, образ и стиль жизни. В трудовой жизни реализуются присущие работнику свойства - его квалификация, опыт, знания, работоспособность, отношение к труду и ряд других, совокупность которых должна обеспечить такой процесс труда, который будет соответствовать определенным правовым нормам, характеризующим эталон трудовой деятельности.

Управление социальным развитием организации предусматривает создание благоприятных условий труда и отдыха работников, вознаграждение и социальную защиту персонала, поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе, обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества. [10, с 399-401]

В современный период развития общества существенно возрастает роль личности во всех сферах жизнедеятельности. Личность становится активно действующим субъектом новых общественных отношений, а значит, и субъектом социального планирования на всех уровнях, в том числе и на уровне организаций. Не случайно центр тяжести совершенствования экономических отношений смещается в сторону социальных ориентиров, а существование и успешность организаций зависят от развития целостной системы стимулов активизации человеческой деятельности. Особенно это важно учитывать, понимая, что цели организации и цели личности не совпадают. Так, организация задает личности определенные цели и нормы поведения (например, цель - производить качественную продукцию и нормы в соответствии с этой целью) иные, нежели собственные цели личности (например, приобрести машину, квартиру и т.д.), и нормы поведения, естественно сложившиеся в социальных группах (т.е. инструментальные цели и нормы личности).

Поэтому звену управления организации необходимо обеспечить эффективную работу каждого сотрудника путем создания атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в полной реализации своих способностей и успехе предприятия. Создание такой социально-психологической атмосферы является наиболее сложной задачей управления персоналом. Она решается на основе разработки этических норм, систем мотивации, оценки результатов труда, выбора стиля управления, соответствующего конкретной ситуации. [3, с 30]

Особенность нового общества в том, что труд превращается из средства к существованию (способа достижения инструментальных целей) в способ жизнедеятельности и постоянной самоактуализации человека. Здесь мотивом становится не удовлетворение потребностей и не реализация веры "в светлое будущее", а удовлетворение в самоактуализации. Поэтому сами инструментальные цели личности начинают действовать как средство ее самоактуализации в профессиональной деятельности.

В этой связи социальное развитие организации становится:

1.       условием самоактуализации человека в профессиональной деятельности;

2.       фактором синергии целей организации и инструментальных целей работника;

.        фактором повышения эффективности организации.

Поэтому цель планирования социального развития организации - обеспечение таких условий производства и быта работников, которые способствуют самоактуализации личности в профессиональной деятельности. Соответственно объектом социального планирования организации является трудовой коллектив, а предметом становятся формы и методы планирования социального развития трудового коллектива. [5, с 6]

Ознакомившись с понятием и содержание социального развития коллектива организации, уяснив его необходимость, нужно выяснить по каким направления это развитие осуществляется.

1.2 Направления социального развития коллектива

Социальное развитие организации осуществляется по следующим направлениям:

. Создание единого статуса для всех работников, равенство в отношениях.

. Социальное партнерство, создание тождественности интересов руководителя и сотрудников.

. Равенство в возможностях продвижения по карьерной лестнице.

. Повышение профессионализма менеджеров. [1, с. 18, 31-33]

. Совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня;

. Улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работников;

. Стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;

. Создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;

. Обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав;

. Рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноценное использование досуга, т.е забота о нуждах сотрудника.[10, с399-401]

Осуществляя реализацию направлений социального развития, организация вполне вероятно может столкнутся со следующими проблемами:

Направление "Забота о нуждах сотрудника" осуществляется частично и в основном по следующим пунктам:

. Создание необходимых условий труда, устроение корпоративных праздников.

. Охват сотрудников программами пенсионного и страхового обеспечения.

Но, зачастую, в организациях работники рассматриваются лишь как инструмент получения прибыли. Возможность удовлетворить социальные и психологические потребности рабочих не рассматривается. Как правило, в организации выполняются только условия, прописанные в законодательных актах. А в некоторых организациях, к сожалению, создается лишь видимость выполнения этих условий.

Проблемы возникают и по созданию единого статуса для всех работников, равенства в отношениях. Зачастую руководители забывают о том, что общий успех организации складывается из действий всех ее сотрудников и требования к качеству работы должно быть одинаковым для всего персонала, оплату труда осуществляют не в зависимости от индивидуального вклада и производительности отдельного сотрудника, а по тарифным ставкам, либо по работе отдела или службы. Нематериальное же стимулирование отсутствует, либо недостаточно развито.

Руководители требуют от своих сотрудников больше, чем от себя, наказывая, не зависимо от причины неудач, отсутствует уважение к работнику и приоритет потенциала каждого отдельного сотрудника. Как правило, управленческие звенья следуют принципу: "За такую заработную плату я найму много людей, которые будут выполнять данную работу в соответствии с требованиями и с улыбкой. Зачем мне стараться удержать работников?". Руководители не осознают, что если через твою компанию прошло 200 человек, сегодня они где-то работают, следовательно, они доносят какую-то информацию, как на рынок труда, так и в конкурирующие компании. Постепенное падение влияния профсоюзов на решение возникающих споров между работниками и работодателями является еще одной проблемой, обусловленной зависимостью профсоюзов от работодателей и несовершенными законами в этой области. Часто профсоюзы боятся отстаивать интересы работников из-за угрозы увольнения. [2, с 18, 31-33].

Ещё одна проблема недостаточная информированность работников о целях компании и недостаточная доброжелательность к подчиненным со стороны руководства. Многие руководители придерживаются мнения, что главный инструмент воздействия на мотивацию персонала - это деньги и оперируют в своих действиях фразой: "Есть деньги - есть мотивация, нет денег - нет мотивации". Многочисленные исследования социологов показали, что желание эффективно работать у сотрудников возникает не только вследствие материального поощрения, но и в тех случаях, когда работник видит тесную связь личных интересов с той работой, которую он выполняет в компании. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основная проблема заключается в том, что в погоне за клиентами, руководители желают наблюдать немедленный результат с наименьшими затратами. Кроме того, не все руководители обладают теоретическими, а тем более, практическими знаниями и навыками системы мотивации и стимулирования, а так же психологическими управления персоналом.[1, c 171] Для определения уровня социального развития персонала организации используются социальные показатели.

1.3 Показатели и критерии социального развития

Социальные показатели - количественная и качественная характеристики уровня развития, состояния, тенденций и направлений социальной динамики, применяемые в планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения научно обоснованным требованиям. В наиболее полном виде показатели всех сфер общественной жизни, прежде всего научно-технического и экономического развития, определяются и рассчитываются на базе статистических данных. Чтобы выявить все основные параметры социальных процессов, проводятся специальные исследования, призванные дать оценку их состояния на уровне общества, региона или отраслей народного хозяйства.

Показатели социального развития трудовых коллективов определяются главным образом самими коллективами, исходя из наличия возможностей в интересах развития и повышения эффективности его деятельности.

При выявлении уровня развития используются еще два важных показателя:

а) общий, по которому можно установить, отстает, опережает или находится на его уровне изучаемый процесс и явление в данной республике, области, городе, районе, после чего принимаются меры для усиления или стагнации воздействия;

б) нормативный, на основе которого также определяется соответствие научно обоснованным требованиям. [4, c 301]

Значения всех показателей изменяются от 0 до 1. Чем ближе значение показателя, стимулирующего социальное развитие коллектива предприятия, к 1, тем более высокое состояние изучаемого объекта. Для показателей, тормозящих социальное развитие коллектива предприятия, - наоборот. Если его значение стремится к 1, то уровень социального развития коллектива предприятия снижается.[11, с179] (См. приложение1)

На основе характеристики состояния и определения проблем развития вырабатываются меры по стимулированию процессов, в которых общество заинтересовано, и одновременно по ограничению явлений, представляющих предмет заботы, или по стабилизации условий, которые в целом могут соответствовать назревшим социальным потребностям. В этом отношении очень важно использование показателей развития за пятилетний, десятилетний и больший срок, по которым можно установить степень достижения поставленных целой, возможность их уточнения исходя из конкретной ситуации. [4, с 301-302].

Очевидно, что разработка, обоснование и применение социальных показателей направлены на принятие научно обоснованных управленческих выводов, нацеленных на повышение эффективности социального планирования и его действенности при решении как общих, так и специфических проблем общественного развития.

Выводы

1)      Социальное развитие означает изменения к лучшему в социальной среде организации.

2)      Социальное развитие необходимо для самоактуализации человека в профессиональной деятельности, повышения эффективности организации, лучшего исполнения целей организации и инструментальных целей работника.

)        Направления социального развития коллектива следующие: создание единого статуса для всех работников, развитие социального партнерства, равенство в возможностях продвижения по карьерной лестнице каждого сотрудника, забота о нуждах работника, повышение профессионализма менеджеров, улучшение условий труда, обеспечение жильем, организация досуга и др.

)        Осуществляя реализацию направлений социального развития, организация вполне вероятно может столкнуться со следующими проблемами: рассмотрение работников лишь как инструмент получения прибыли, недостаточная информированность работников о целях компании, нарушения по созданию единого статуса для всех работников, равенства в отношениях.

)        Для оценки уровня развития персонала используются социальные показатели, благодаря которым можно определить совершенствуется ли социальная база организации.

2. Социальное развитие коллектива на примере ОАО "Савушкин продукт"

2.1 Характеристика предприятия ОАО "Савушкин продукт"

Компания "Савушкин продукт" - один из наиболее известных в Беларуси производителей молочной и соковой продукции, сотрудники которого в своей деятельности руководствуются международными стандартами ИСО 9001, НАССР, ИСО 14001, OHSAS 18001 и ИСО 22000.

Компанию "Савушкин продукт" знают не только в Беларуси, но и за рубежом. Продукция компании уже хорошо известна российскому покупателю, предприятие ведет поставки в 70 регионов Российской Федерации. Осуществляется экспорт в Казахстан, Армению, Азербайджан, Украину, Молдову и другие зарубежные страны.

Миссия компании: Дарить людям радость и здоровье, создавая натуральную, полезную, вкусную и разнообразную продукцию.

В компании трудятся 2 тыс. человек, средний возраст работающих 33 года. Годовой объем выпущенной продукции составил 400 млрд. рублей, экспорт 43%, средняя зарплата свыше 1 миллиона.

В настоящее время ассортимент компании включает более 200 наименований натуральной молочной продукции и соков.

Сегодня в портфеле компании 6 торговых марок: "Савушкин продукт", "Монтик", "На хлебушек", "На100ящий" "Брест-Литовск", "Ласковое лето" - среди которых каждый потребитель сможет найти свой любимый продукт.

Компания "Савушкин продукт" не только заботится о стабильном качестве своей продукции, но и большое внимание уделяет ее доступности в розничной торговле, а именно системе логистики. Товаропроводящая сеть ОАО "Савушкин продукт" включает 4 торговых филиала и 18 торговых представительств на территории Беларуси. Интересы компании "Савушкин продукт" за рубежом представляют многочисленные ее партнеры.

Производственные мощности компании позволяют перерабатывать до 2000 тонн молока в сутки. Производство продукции осуществляется на современном оборудовании последнего поколения с использованием высококачественного сырья и современной упаковки от ведущих компаний Швейцарии, Австрии, Польши, Швеции и Германии.

Сырьевую зону компании составляют 110 хозяйств Брестской области. Компания по прежнему ведет серьезную работу с сырьевой зоной по поддержанию высокого входного молочного сырья. В хозяйствах широко применяются современные европейские аграрные методы беспривязного содержания скота, используемые в хозяйствах, компьютерные технологии дойки, сокращение ручного труда, а значит, и непосредственного контакта продукта с человеком. Данный метод предполагает наличие у каждой коровы электронного чипа, с которого компьютер считывает ее биологические параметры и выбирает оптимальный режим дойки, ветеринарный врач следит за состоянием здоровья животных, подбирает сбалансированный рацион питания. Полученное молоко проходит тест по качеству, охлаждается и в автоцистернах доставляется на предприятие.

ОАО "Савушкин продукт" первым среди предприятий молочной отрасли Республики Беларусь внедрило и сертифицировало систему качества и безопасности продукции на основе принципов HASSP, сертифицировало свое производство согласно требований ИСО 14001-2004, OHSAS 18001-1999 и ИСО 22000. Для подтверждения качества готовой продукции ОАО "Савушкин продукт" проводит работу не только по обязательной, но и по добровольной государственной гигиенической регистрации и сертификации в национальной системе подтверждения соответствия. Для выходов на новые рынки сбыта продукции ведутся работы по сертификации продукции в системе сертификации ГОСТ Р - Российской Федерации, и в системе сертификации УкрСЕПРО - Украина.

Охарактеризовав предприятие, далее необходимо выяснить какова структура управления социальным развитием коллектива в компании "Савушкин продукт" .[17]

.2 Управление социальным развитием компании "Савушкин продукт"

.2.1 Структура управления социальным развитием организации

Управление социальным развитием компании "Савушкин продукт" осуществляет - отдел социально развития. Это самостоятельное структурное подразделение предприятия, подчиняется оно заместителю генерального директора по связям с общественностью Бабкиной Е. Г.

Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия - А.В. Савчиц, в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.

Отдел социального развития создан на основании приказа Генерального директора А. В. Савчиц N 156 от "12" декабря 2005г.

Работники отдела назначаются и освобождаются от должности на основании решения Генерального директора по представлению Начальника отдела - Зориной А.А.

Отдел в своей работе руководствуется:

законами Республики Беларусь;

указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь;

постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Беларусь;

методическими материалами по вопросам социального развития;

- Положением "Об отделе социального развития" от 10 января 2006г.

В отделе хранятся документы и материалы по следующим вопросам:

методические материалы по организации работы отдела;

структура предприятия, его профиль, специализация и перспективы развития;

состояние и перспективы развития социального развития предприятия;

методы организации и планирования работы по вопросам социального развития предприятия;

единая государственная система делопроизводства;

методы эффективного применения оргтехники и других технических средств управленческого труда;

правила внутреннего трудового распорядка;

правила и нормы охраны труда. [15]

В отдел социального развития компании "Савушкин продукт" входят следующие подразделения:

a)       1) Социальная служба, которая отвечает за формирование условий комфортной социально-психологической атмосферы в коллективе;

) Службу обеспечения функционирования и развития социальной инфраструктуры, которая предназначена в первую очередь для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей работников организации и членов их семей и предполагает осуществление социальных услуг на базе социальной инфраструктуры организации.

В процессе производственной деятельности предприятия отдел взаимодействует со следующими структурными подразделениями: службой безопасности, профсоюзной организацией.[17]

Специалист отдела, выполняющий функции социального развития, должен иметь подготовку к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, учетно-документационной, плановой, проектно-экономической, аналитической, воспитательно-педагогической, социально-бытовой, научно-исследовательской, а также психологической и социологической деятельности.

От сотрудников отдела требуется предельная внимательность к человеку, максимальная забота о каждом работнике организации, удовлетворении его запросов, уважении прав и достоинства. Используя имеющиеся средства стимулировать интерес сотрудников высокопродуктивной работе, развивать социальную активность, стремление работников эффективно реализовывать свои знания, опыт и мастерство. Важно повышать уровень осознания людьми значимости дисциплины, творческой инициативы, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты совместной деятельности.

Для успешного осуществления такой деятельности специалист должен знать:

а)       законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом;

б)      законодательство о труде;

в)      основы экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;

г)       конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;

д)      порядок ценообразования и налогообложения;

е)       основы маркетинга;

ж)      основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;

з)       формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;

и)      порядок разработки трудовых договоров (контрактов);

к)      методы и организацию менеджмента; основы технологии производства;

л)      структуру управления;

м)      основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда;

н)      этику делового общения;

о)      основы организации делопроизводства;

п)      методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи;

р)      правила и нормы охраны труда.

К специалистам социальной службы предъявляются следующие требования:

соблюдение социальных норм - установленных обществом, государством, отдельной организацией правил, приемов, образцов поведения, принципов деятельности, соответствующих общепринятым ценностям и нравственным идеалам; Они позволяют в выверенной и доступной форме выразить как основные цели перемен в социальной среде, так и требования, которые предъявляются к персоналу.

поддержка минимальных социальных стандартов;

выполнение трудового законодательства. [14]

Таким образом, специалисты, осуществляющие социальную деятельность должны владеть комплексом необходимых знаний, умений и навыков, соответствующих квалификационным требованиям профессии, т.е. обладающие определенной профессиональной компетентностью.

Далее в курсовой работе будут изучены основные задачи и функции отдела социального развития ОАО "Савушкин продукт".

.2.2 Задачи и основные функции отдела социального развития коллектива ОАО "Савушкин продукт"

Цель социальной деятельности организации, является создание условий развития человеческого капитала, т.е. условий, способных активизировать профессиональную деятельность персонала.

Первостепенная задача отдела социального развития компании "Савушкин продукт" - сфокусировать внимание на человеке, его интеллектуальном и нравственном потенциале, культуре общения и взаимодействия работников, используя различные виды социальных, гуманитарных технологий как совокупности средств упорядочения, воспроизводства и обновления социальной среды, как своеобразного алгоритма получения желаемых результатов при достижении эффективности социального развития организации. Такие технологии применяются в управленческой деятельности с целью гуманизации труда, создания условий, благоприятствующих совместной работе, свободному и всестороннему развитию личности.

Для эффективного социального развития команда управления обязана обеспечивать полнообъемное выполнение социально-трудового законодательства - неукоснительное соблюдение норм права, регулирующих в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, Конституцией Республики Беларусь, Трудовым Кодексом.

Побудительное стимулирование предполагает вовлечение в активную работу по выполнению социальных программ и планов обеспечения высокой результативности солидарных усилий работников, поощрение тех, кто проявляет инициативу и показывает хороший пример другим [1, с. 146-152].

Таким образом, для достижения эффективности социального развития организации вектор развития должен быть обращен на то, чтобы разнообразить и обогатить содержание трудовой деятельности, более полно использовать интеллектуал и творчество работников, повысить их дисциплину и ответственность, создать надлежащие условия для эффективной работы в соответствии с законодательством.

Главная миссия управления социальным развитием, - разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство - взаимно заинтересованное сотрудничество управляющих (в целом администрации организации), собственников, наемных работников, органов государственной и местной власти, гражданских сообществ в решении социальных проблем.

Партнеров представляют предприниматели и их ассоциации, трудовые коллективы и профсоюзные организации. Такое сотрудничество, как свидетельствует опыт многих стран, осуществляется постоянно, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений.

Не менее важно достижение социальной службой взаимодействия и координации своей деятельности с отраслевыми и региональными структурами управления социальной сферой, которые представляют органы государственной власти и местного самоуправления. Они в определенных условиях, особенно при обострении социальной напряженности в стране или регионе, присоединяются к постоянным участникам социального партнерства, чтобы на уровне многостороннего сотрудничества объединить усилия в улаживании разногласий по вопросам заработной платы, доходов, социального минимума, защиты прав и свобод работающих граждан, предупредить посредством взаимопонимания на переговорах возникновение социально-трудовых конфликтов и доведение их до крайней точки - забастовок.

Очевидно, что социальное партнерство как действенный механизм регулирования отношений на всех уровнях получит дальнейшее развитие. Оно должно базироваться на принципах добровольности, равноправия и взаимной ответственности сторон, служить важнейшим инструментом поддержания сотрудничества и совершенствования его форм.

Основные функции отдел социального развития предприятия "Савушкин продукт", по осуществлению социальной деятельности:

1)      информационно-исследовательской (познавательной) функции, которая обеспечивает руководство предприятия достоверной и полной информацией о состоянии и тенденциях изменения социальных явлений и процессов на производстве. Для этого служба социального развития должна систематически исследовать и анализировать узкие места, разрабатывать социальные карты работников и социальные паспорта коллективов, которые представляют собой систему характеризующих их социально-экономических показателей. Эта функция носит творческий характер, она основывается на сборе, обработке и анализе социальной информации, изучении результатов других социологический исследований и определении тенденций развития социальных явлений и процессов;

2)      управленческо-прогностической функции, выражающейся в обязанностях работников службы прогнозировать развитие социальных явлений, процессов и управлять ими в производственных коллективах;

)        организационно-контрольной функции, которая сводится к организации и внедрению в практику научных рекомендаций по управлению социальными процессами, контролю реализации этих рекомендаций;

)        консультационной функции, состоящей в оказании социологами предприятия практических советов членам коллектива по различным социальным вопросам, проведении консультаций по социальной тематике;

)        функции социальной оценки, заключающейся в определении социальной эффективности внедряемых мероприятий. Экономический эффект не всегда совпадает с социальным. Некоторые мероприятия, улучшая экономические показатели, могут вызывать нежелательные социальные явления. В задачи социологической службы входит контроль социальных параметров развития коллектива, чтобы не допустить их ухудшения;

)        педагогико-воспитательной функции, возлагающей на социологов обязанности распространения передового опыта, организации социологической учебы кадров, изучения и доведения до коллектива, в том числе и администрации. Необходимых социологических, психологических, педагогических знаний и убеждения их в целесообразности использования этих знаний в практической деятельности, формирования руководителей производства социологического мышления.

В положении об отделе социального развития ОАО "Савушкин продукт" конкретизируется содержание выполняемых функций в различных областях ее деятельности.

. В области планирования и управления социальным развитием

.1. Анализ уровня социального развития трудовых коллективов, подготовка предложений к проектам годовых и долгосрочных планов, комплексных программ социального развития трудовых коллективов.

.2. Изучение социальных аспектов научно-технического прогресса, разработка мероприятие по преодолению социальной неоднородности труда, социально-психологическому обеспечению внедрения робототехники и гибких автоматизированных производств, сокращению тяжелого, монотонного и малоквалифицированного ручного труда.

.3. Проведение социологических, социально-психологических исследований; анализ и прогнозирование развития социальных процессов; подготовка предложений по учету социально-психологических факторов в организации производства и быта.

.4. Пропаганда социологических и психологических знаний, организация учебы руководителей основам промышленной социологии и психологии; обобщение и внедрение передового опыта по управлению социальным развитием трудовых коллективов.

.5. Участие в организации и проведении экспериментов и разработке предложений по социально-психологическим аспектам совершенствования хозяйственного механизма.

.6. Участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения в части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.

. В области совершенствования социальной структуры и стабилизации трудовых коллективов

.1. Прогнозирование социальных процессов в связи с намеченными прогнозами технического перевооружения производства, анализ изменений и разработка предложений по совершенствованию социальной структуры кадров.

.2. Изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению кадров и стабилизации трудовых коллективов.

.3. Осуществление социально-психологического обеспечения профориентации, профподбора, профобучения, расстановки, производственной ориентации, профессионального и должностного продвижения кадров с учетом индивидуально-психологических особенностей работников.

Компания "Савушкин продукт" объявляет равный доступ к трудоустройству для всех квалифицированных кандидатов при объявлении вакансий. За 10 месяцев 2009 года на работу в компанию "Савушкин продукт" было принято 247 человек. Учитывая всю важность процесса подбора персонала как основы формирования команды, в нем участвуют не только кадровые работники, но и штатный психолог компании.

Кроме того, ежегодно коллектив предприятия пополняется молодыми специалистами. В 2009 году было принято 90 выпускников. Из них с высшем образованием - 29, со средним специальным - 48 и профессионально-техническим - 13.

Порядок организации и проведения профессионального обучения для обеспечения качественного и безопасного выполнения работ на всех участках производства на ОАО "Савушкин продукт" устанавливает Стандарт организации "Непрерывное профессиональное обучение персонала". За разработку, внедрение, внесение изменений в стандарт несет ответственность начальник бюро обучения и развития персонала. Основным практическим документом для организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников является Программа профессионального обучения персонала ОАО "Савушкин продукт", которую ежегодно разрабатывает (на основании заявок руководителей подразделений) Бюро обучения и развития персонала и утверждает Генеральный директор компании. Программа профессионального обучения персонала может дополняться и корректироваться в течение года в связи с производственной необходимостью.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников ОАО "Савушкин продукт" и его филиалов может осуществляться как в учреждениях образования, так и на базе предприятия. На обучение персонала за 9 месяцев 2009 года было израсходовано 45 млн.рублей.

.4. Участие в формировании резерва руководителей среднего и низового звеньев управления.

. В области внедрения профессиональных форм организации труда

.1. Участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению удовлетворенности трудом, обеспечению престижности профессий, усилению творческого характера труда.

.2. Участие в формировании структуры и состава бригад и подрядных коллективов.

.3. Участие в аттестации и рационализации рабочих мест и приведении их в соответствие с социальными требованиями.

Основной задачей компании "Савушкин продукт" в области охраны здоровья и безопасности труда является обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. С целью постоянного совершенствования этого процесса в компании разработана и действует политика в области охраны здоровья и безопасности труда. На протяжение нескольких лет в компании прекрасно работает система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда на соответствие требованиям OHSAS 18001.

С целью соблюдения требований нормативных и технических правовых актов, в области безопасности труда в компании разработана, внедрена и выполняется процедура идентификации и обеспечения доступа к законодательным и другим требованиям в области Безопасности труда, на основании которой разработан Реестр НПА, ТНПА и сформирован Фонд НПА, ТНПА.

Мониторинг условий труда осуществляется при проведении периодического (ежедневного, ежемесячного) контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, замеров факторов производственной среды и аттестации рабочих мест персонала. Постоянно проводятся работы по улучшению условий труда в компании по поддержанию их на должном уровне.

Осуществляется постоянный контроль за состоянием условий и охраны труда, результаты которого рассматриваются ежемесячно на "Дне охраны труда и экологии".

Сотрудники компании в полном объеме и в срок обеспечиваются средствами индивидуальной защиты. По 18 профессиям одновременно выдаются два комплекта спецодежды. Работники 24 профессий обеспечиваются дополнительно средствами индивидуальной защиты за счет прибыли организации. Регулярно производится стирка и ремонт спецодежды. При износе средств защиты ранее установленного срока носки, они списываются, а работникам выдаются новые. По 13 профессиям за работу с вредными химическими веществами выдаются молочные продукты.

.4. Участие в подготовке мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и повышению культуры труда, улучшению условий труда и производственного быта женщин.

Для оздоровления и укрепления здоровья сотрудников им предоставлена возможность на предприятии посещать сауну, массажный кабинет, процедуру "подводный душ-массаж", солярий, медицинский пункт с физиотерапевтическим, процедурным и стоматологическим кабинетами. Для работников организации приобретаются путёвки в санатории. Распределение путёвок производится согласно очереди, при наличии медицинского заключения о нуждаемости в санаторном лечении. За 8 месяцев 2009 года было выделено 16 санаторных путёвок, из них детских 10. Было организовано оздоровление детей работников организации. Было оплачено 61 путёвка детям в оздоровительные лагеря, из них - 17 путёвок было выделено бесплатно. На основании Коллективного Договора ОАО "Савушкин продукт" перечисляет на р\с денежные средства (0,27% от фонда заработной платы) первичной профсоюзной организации на проведение культурно-воспитательных и спортивно-массовых мероприятий.

.5. Участие в разработке предложений по повышению качества нормирования труда, действенности моральных и материальных стимулов к труду с целью достижения высоких конечных результатов.

Для стимулирования повышения профмастерства рабочим компании "Савушкин продукт" устанавливаются надбавки. Для стимулирования рабочих и увеличения роли мастера на производстве утвержден фонд мастера, выплаты из которого за 8 месяцев 2009 года составили 182,8 млн.рублей, что на 10% выше аналогичного периода 2008 года. Рабочим, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда устанавливается доплата по аттестации рабочих мест с учетом степени тяжести и вредности. При увольнении с работником производится полный расчет. В 2009 году заработная плата по предприятию увеличилась на 8% по сравнению с прошлым годом. Согласно коллективному договору работникам оказывалась материальная помощь, которая составила за 8 месяцев текущего года 148,9 млн. рублей.

. В области развития трудовой и социальной активности работников

.1. Разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли личности, созданию благоприятного социально-психологического климата в трудовых коллективах; проведение психологических консультаций для трудящихся по производственным и бытовым вопросам.

.2. Подготовка предложений по повышению роли и значения наставничества.

.3. Разработка социальных мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины и повышению ответственности за выполнение плановых заданий.

.4. Разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями предложений по созданию условий для роста культурно-технического и профессионального уровня трудящихся, развития их творческой инициативы, рационализации и изобретательства, участия в управлении производством.

. В области социального обслуживания

.1. Разработка предложений по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры и созданию условий для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей трудящихся.

Сотрудникам, нуждающимся в жилье, компания предоставляет общежитие. На балансе ОАО "Савушкин продукт" имеется малосемейное общежитие на 116 квартир и общежитие смешанного типа на 343 места, где созданы хорошие условия для полноценного проживания работников. Для сотрудников компании при ее финансовой поддержке ведется строительство жилья. На сегодняшний день в жилищно-строительный

потребительский кооператив № 272 ОАО "Савушкин продукт" входит 118 человека, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

.2. Участие в разработке предложений по улучшению распределения средств фонда социального развития.

.3. Анализ организации досуга и разработка предложений по улучшению использования свободного времени, обеспечению более благоприятных условий отдыха работников и членов их семей, а также ветеранов труда и пенсионеров.

.4. Разработка предложений по развитию бытовых, санитарно-оздоровительных, культурно-просветительных и других видов обслуживания на предприятиях.[15,17]

Взаимодействуя со всеми производственными подразделениями, отдел социального развития компании "Савушкин продукт", организует и координирует социологическую работу, запрашивает и анализирует социальную информацию, необходимую для проведения плановых работ, проводит конкретные социологические исследования, ознакамливает и передает подразделениям рекомендации и результаты проводимых исследовательских работ, контролирует их внедрение, проводит научно-поисковые работы по дальнейшему решению социальных проблем, разрабатывает научно-методические и учебно-методические материалы по исследуемым проблемам, пропагандирует социологические и психологические знания среди работников предприятия. Отдел социального развития компании устанавливает деловые взаимосвязи, необходимые для выполнения работ по тематическому плану с другими родственными службами предприятий, научными учреждениями, вузами, организует и проводит семинары, совещания, стажировку специалистов родственных служб и предприятий.

.3 Планирование социального развития коллектива в компании "Савушкин продукт"

Социальное планирование - это система методов и средств планомерного управления развитием трудового коллектива как социальной общности, целенаправленное регулирование социальных процессов и развития социальных отношений на уровне коллективов.

Социальному планированию на предприятии должно предшествовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования. Изучению подлежат вопросы отношения людей к труду, факторы привлекательности и непривлекательности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении.

Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников. При планировании необходимо уделять внимание изучению степени содержательности труда, его условий и уровня его оплаты, текучести кадров, дисциплины труда, ценностных ориентаций в коллективе. [16]

Цель планирования социального развития трудовых коллективов состоит в максимальном использовании возможностей и условий для всестороннего развития социальной активности личности человека.

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих двух групп задач:

) максимальное удовлетворение разумных потребностей членов коллектива, повышение содержательности труда, создание благоприятных условий труда, учебы и отдыха, что является результатом осуществления технологических, технических и организационных мероприятий;

) воспитание личности члена коллектива, формирование у него инициативного отношения к труду, совершенствование взаимоотношений в коллективе.

Планирование хорошо работает в условиях стабильной, четкой, формализуемой и прогнозируемой среды. В этом случае планирование позволяет заранее предвидеть все основные наступающие события и вовремя принять все полезные меры, включая эффективное размещение и использование ресурсов. Однако планирование может использоваться не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды. Поэтому проблема правильного и эффективного планирования социального развития организации очень актуальна и в настоящее время.

Документы планирования социального развития коллектива компании "Савушкин продукт":

. Коллективный договор - основа организационно-правовой формы социального партнерства между Нанимателем и Профсоюзом, который сохраняет социальную стабильность коллектива. Коллективным договором регулируются производственные и трудовые отношения, вопросы охраны труда, социального развития коллектива, охраны здоровья его членов. Но коллективный договор является не только формой планирования социального развития коллектива. Его роль значительно выше. На предприятии коллективный договор является основным инструментом защиты работающими своих интересов. В нем закреплены права работников на участие в распределении прибыли, определении условий оплаты труда администрации, на получение информации о планах администрации, определяются формы и системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и других поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия. В коллективном договоре содержатся гарантии занятости и защиты от безработицы, а также льготы социально-бытового характера.

. Генеральные и отраслевые соглашения, заключаемые профсоюзной организацией ОАО "Савушкин продукт" с правительством и отраслевыми органами управления. В коллективном договоре снижение этих гарантий не допускается. Но в него могут включаться дополнительные гарантии и льготы для коллектива данного предприятия.

Однако в какую бы форму не воплощался план социального развития, его нужно представлять на широкое обсуждение, доводить до сознания каждого члена трудового коллектива, нужно совершенствовать саму методику его разработки.

. "Корпоративный кодекс", который аккумулирует в себе принятые в компании систему ценностей, эстетические нормы, правила поведения и управления, основой которых является внутри корпоративная культура. [13,17]

Социальное планирование ОАО "Савушкин продукт" осуществляется на основе плана социального развития.

План социального развития - совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию коллектива.[11, c 183]

План предприятия должен быть, с одной стороны, достаточно детальным, чтобы вовремя предвидеть и решать возникающие проблемы, а так же чтобы координировать усилия различных подразделений и специалистов. С другой стороны, план должен быть достаточно гибким для того, чтобы позволять специалистам реагировать на неожиданные возмущения со стороны внешней среды и чтобы с выгодой использовать случайно появляющиеся возможности.

При разработке плана социального развития производственного коллектива важно не только определить четкие параметры: показатели и сроки каждого мероприятия, темпы и пропорции, но и предусмотреть ограничения нежелательных тенденций, стимулировать социально прогрессивные. С этой целью используется целая система рычагов и стимулов (престижность профессии и место работы, традиции предприятия и т.д.).

План социального развития трудового коллектива имеет директивный характер, и после утверждения становится обязательным для исполнения. На основе его организуется деятельность коллектива по решению запланированных социальных задач.

Типы информации, которые могут быть использованы при составлении планов социального развития:

) информация о социальных проблемах, которые должны быть решены в процессе реализации планов социального развития;

) информация о тех объективных аспектах социальных процессов на предприятии, которые или вообще не получают прямого отражения в заводской статистике и официальной документации, или отражаются в ней неполно и неточно;

) информация о социальном значении и последствиях тех экономических, технико-технологических, кадровых и других изменений, которые происходят на предприятии;

) информация о возможных путях и средствах решения тех социальных задач, которые являются предметом социального планирования;

) информация о субъективных аспектах социальных процессов на предприятии. [6, с172]

Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа:

На первом - подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ, определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива.

На втором - аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. Собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской.

На третьем - разработочном этапе проектируются мероприятия, предложения и рекомендации, определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана. Последний согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия.

На четвертом - контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности.

В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления работ:

. Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья работ, сокращение доли малоквалифицированного труда, повышение образовательного и квалификационного уровней работников, изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся.

. Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.

. Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

. Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства. [12, с 116-118]

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предприятиями разрабатывались так называемые социальные паспорта предприятий.

Социальный паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу социального развития. В нем характеризуются социальная структура коллектива предприятия, его функции, условия труда, обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом предприятии. В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная активность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта используются при разработке плана социального развития.

В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться специализированные социальные программы, такие, например, как "Здоровье", "Женский труд", "Молодежь", "Жилье", "Условия труда" и др. [16]

Выводы

. Компания "Савушкин продукт" - один из наиболее известных в Беларуси производителей молочной и соковой продукции.

. Управление социальным развитием компании "Савушкин продукт" осуществляет - отдел социально развития, который состоит из социальной службы, бюро обучения и развития персонала и службы обеспечения функционирования и развития социальной инфраструктуры. В своей работе отдел руководствуется Положением "Об отделе социального развития" от 10 января 2006г.

. Специалисты осуществляющие социальную деятельность должны владеть определенной профессиональной компетентностью.

. Задача отдела социального развития компании "Савушкин продукт" - сфокусировать внимание на человеке, его интеллектуальном и нравственном потенциале, культуре общения и взаимодействия работников, используя различные виды социальных, гуманитарных технологий как совокупности средств упорядочения, воспроизводства и обновления социальной среды.

. Основные функции отдел социального развития предприятия: информационно-исследовательская, управленческо-прогностическая, организационно-контрольная консультационная , функции социальной оценки, педагогико-воспитательная и др. с учетом области деятельности.

. Социальное планирование - это система методов и средств планомерного управления развитием трудового коллектива как социальной общности, целенаправленное регулирование социальных процессов и развития социальных отношений на уровне коллективов.

. Документы социального планирования: Коллективный Договор и генеральные и отраслевые соглашения, "Корпоративный кодекс".

. Социальное планирование ОАО "Савушкин продукт" осуществляется на основе плана социального развития, который является совокупность научно-обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию коллектива.

. Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа: подготовительный, аналитический, разработочный, контрольный, а также разделы: совершенствование социальной структуры коллектива, социальные факторы развития производства, улучшение условий труда и быта работников, воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности.

3. Направления совершенствования социального развития коллектива предприятия "Савушкин продукт"

Оценивая социальное развитие ОАО "Савушкин продукт" рекомендуем при корпоративном планирование использовать следующие направления совершенствования:

. Создание творческих бригад.

Для практического составления плана социального развития целесообразно создавать творческие бригады из руководящих работников предприятия, начальников цехов и отделов, специалистов, передовых рабочих, представителей общественных организаций. В помощь творческой бригаде в ряде случаев могут создаваться бригады содействия, в задачу которых входит подготовка различных исходных материалов, проведение отдельных социологических исследований и т.п.

. Учет кризисной обстановки в Республике Беларусь.

. Переоценка ценностей - изменения в системе ценностей предприятия, его идеологии, предпринимательской культуры, социальных проблем. Таким образом, изменения могут относиться как к вещественным элементам (оборудование, помещения, средства транспорта и связи), так и к идеологии, стилям и методам управления.

Основной проблемой управления процессом преобразований является преодоление различных барьеров, препятствующих или замедляющих перемены. Барьеры связаны преимущественно со структурой и персоналом. При многоступенчатой иерархии импульсы к преобразованиям, идущие как сверху (от лидеров предприятия), так и снизу (от рабочих, инженеров, экономистов и т. д.), могут затухать и искажаться после прохождения многочисленных иерархических "фильтров". Барьеры, обусловленные персоналом, являются следствием особенностей производственной культуры и традиций фирмы. Они определяются тем, что можно назвать "генетическим кодом" предприятия. Наиболее глубокие и сложные преобразования требуют изменений именно в "генетическом коде" и значительного времени. Многие внутренние барьеры связаны с неуверенностью в успехе преобразований. Боязнь отрицательных последствий является ключевой проблемой глубоких изменений.

. Развитие творческих способностей персонала.

Творческие способности являются важнейшим ресурсом, обеспечивающим соответствие предприятия требованиям рынка и достижениям технического прогресса. Поэтому в системе принципов управления персоналом всех передовых фирм условиям и мотивации творческой деятельности придается первостепенное значение. Необходима значительная работа по формированию новых представлений о роли различных видов труда в формировании общественного богатства и успеха предприятия. Чтобы создать условия для проявления творческих способностей всех сотрудников, необходимо в системе ценностей предприятия предусмотреть переход от типичного авторитарного стиля к партисипативному управлению, при котором роль лидера состоит преимущественно в умении использовать творческий потенциал коллектива.

5. Использование основ корпоратизма.

"Корпоратизм" происходит от "корпорация" (лат. corporatio - объединение, сообщество). В литературе корпорация - вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мере развития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих во всем многообразии ее форм корпорация все в большей мере рассматривается не только как определенный тип экономической и социальной организации, со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политической, духовной). Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными. Таким образом, корпоратизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение, не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.

Именно корпоратизм является теорией и методологией современного социального управления, он определяет социальные цели ее возрождения и последующего развития.. Корпоратизм как самая динамичная сила в истории цивилизации ныне является международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбу большей части человечества. [9, с36]

6. Использование социально-психологических методов.

Социально-психологические методы включают:

а) формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей: способностей, темперамента, черт характера, что создает благоприятные условия для их совместной деятельности и для социального развития трудовых коллективов;

б) установление и развитие социальных норм поведения, в том числе путем поддержания хороших традиций, проведения социальных обрядов, например, посвящения в рабочие выпускников школ и профтехучилищ, проведения праздников и т. д. Это укрепляет коллектив, способствует развитию чувства ответственности, повышает коллективное сознание;

в) введение системы социального регулирования, предполагающей тщательный учет реального взаимодействия социальных интересов, их единства и разнообразия. Социальное регулирование включает использование договоров, обязательств, установление порядка распределения каких-либо благ, очередности их получения;

г) социальное стимулирование - создание обстановки социально-психологической заинтересованности в выполнении какой-либо важной работы или вообще в достижении определенных целей, результатов, рубежей развития. Наиболее важное значение имеет стимулирование общеобразовательного уровня, культурного роста, морального и эстетического развития человека, повышения квалификации, творческого отношения к труду. Все это влияет на производительность труда и эффективность производства;

д) воспитательная работа. Это воздействие, осуществляемое руководителем, коллективом, партийными и общественными организациями. Большую роль в воспитательной работе играет поведение и авторитет руководителя, его пример выполнения обязанностей и отношения к труду, личные качества;

е) создание и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы совместной работы - атмосферы целеустремленности, социальной активности, требовательности, взаимоподдержки и помощи, а также атмосферы нетерпимости к нарушителям дисциплины, норм поведения, к пассивности и инертности в работе и т. д.[18]

Выводы

К основным направления совершенствования социального развития персонала можно отнести: создание творческих бригад, учет кризисной обстановки в Республике Беларусь, переоценка ценностей, развитие творческих способностей персонала, использование основ корпоратизма и социально-психологических методов.

Заключение

Социальное развитие организации означает все изменения в ее социальной среде - в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.

Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов, которые невозможны без осуществления такой функции управления, как планирование.

Социальное планирование предполагает комплексное решение проблем и участие в процессе реализации плана не только действующего коллектива организации, но и членов семьи сотрудников; пенсионеров, ушедших на пенсию из данной организации; молодых сотрудников, служащих в армии; женщин, находящихся в отпуске по беременности или по уходу за ребенком.

Социальная политика ОАО "Савушкин продукт" основана на Положении "Об отделе социального развития" от 10 января 2006г, положениях коллективного договора на 2008 - 2010 годы, внутриорганизационный "Корпоративный кодекс",а также генеральные и отраслевые соглашения, заключаемые профсоюзной организацией.

Анализ - положения "Об отделе социального развития" компании выявил, что социальная политика предприятия включает в себя программы и мероприятия, направленные на решение наиболее актуальных задач социального развития коллектива: о безопасность и улучшение условий труда, обеспечения социальной защиты работников, организацию их отдыха и медицинского обслуживания, повышению профессионализма и квалификации, обучению персонала.

Существенную сторону деятельности отдела социального развития составляет использование разного рода стимулов, побуждающих коллектив к активной работе по выполнению целевых программ и планов социального развития, повышению результативности солидарных усилий. Сюда входит материальное и моральное поощрение тех, кто проявляет в деле социального развития полезную инициативу, показывает добрый пример.

Обязанностью отдела социального развития компании "Савушкин продукт" являются постоянный контроль за практической реализацией намеченных социальных мероприятий, информирование коллектива о переменах в социальной среде организации. Осуществление этих функций связано с получением, анализом и обобщением сведений, касающихся социального развития, экспертизой условий труда и быта работников, подведением итогов, оценкой экономической и социальной эффективности улучшений, достигнутых в социальной среде организации.

Результатом социального развития организации, точнее, управления социальным развитием являются:

во-первых, качественно новое состояние её трудового коллектива, выражающееся в более сложной профессионально-квалификационной структуре персонала, обладающего, соответственно более высоким уровнем общего и специального образования, культуры, других личностных показателей (удовлетворенности трудом, заинтересованности в более производительном и качественном труде, в успехах своего подразделения и организации в целом и т.п.), более высоким уровнем сплоченности, состоянием социально-психологического климата, более высокой реальной корпоративной культурой.

во-вторых, существенно иные, более благоприятные условия труда, включающие физические характеристики этих условий, а также - содержание труда, насыщенность его творческими элементами, наличие возможностей для проявления инициативы, развитую систему стимулов и высокий уровень трудовой мотивации, уровень заработной платы, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей работников.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.

Основные особенности плана социального развития ОАО "Савушкин продукт":

1.       План социального развития носит директивный характер

2.       План социального развития может включать все социальные процессы в организации, либо только те, которые наиболее проблемно

.        Планирование должно опираться на результатах и оценке показателей состояния социального развития организации

.        План должен быть четким и эффективным, а так же соответствовать имеющимся ресурсам для его реализации

.        Мероприятия по осуществлению плана должны постоянно контролировать и корректировать в зависимости от результатов

Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа: подготовительный, аналитический, разработочный, контрольный, а также разделы: совершенствование социальной структуры коллектива, социальные факторы развития производства, улучшение условий труда и быта работников, воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности.

Некоторые рекомендации по повышению уровня социального развития ОАО "Савушкин продукт". К ним относятся: создание творческих бригад, учет кризисной обстановки в Республике Беларусь, переоценка ценностей, развитие творческих способностей персонала, использование основ корпоратизма и социально - психологических методов.

Итак, поставленная задача данной курсовой работы выполнена. Изучив теоретические основы социального планирования и проведя практическое исследование, осознана вся важность эффективного социального планирования в организации в современном обществе.

Список литературы

1.              Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации.- Москва, 2001.-176с.

2.       Винокурова М.А., Горелова Н.А.. Экономика труда. Серия: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 656 [ил.].)

.        Генкин Б. М. Экономика и социология труда : учеб. для вузов. - 7-е изд., доп. - Москва: Норма, 2007. - 448 с.

.        Гордиенко Ю.Ф. Учебное пособие, Ростов на Дону, 2004.- 435с.

.        Григорьева Н.Н.Управление социальным развитием организации. Учебный курс. Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010. - 256с.

.        Девяткин Е.А., Корсакова А.А. Управление социальным развитием организации: Учебное пособие. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2008. - 104 с.

.        Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г.Прикладная социология: Очерки методологии. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 1999. - 296с.

.        Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации.- М.,2006.-263с.

9.       Иванов В.Н.,. Гладышев А.Г, В.И. Патрушев и др.- Основы социального управления: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 2001.- 271с.

.        Кибанов А.Я.. Управление персоналом организации Учебник- 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 638 с.

.        Пшеничная Е.Н. Определение интегрального показателя для оценки уровня социального развития коллектива предприятия / Е.Н.Пшеничная // Научно-технический сборник № 75.

.        Тихонов А.В. Социология управления.- Спб.,2000.-234с.

.        Журнал "Отдел кадров" № 8 (115), август 2010.

.        Должностная инструкция начальнику отдела социально развития, разработанная в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих для всех отраслей промышленности, утвержденным Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь N 75 от 29 июня 2005 г.

15.     Положение об отделе социального развития предприятия. [Электронный ресурс], Режим доступа: <http://korolewstvo.narod.ru/otdel/otd_sodev.htm>

.        Попов Л.А. Экономика и социология труда, электронный учебник. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://portal.rea.ru/e/Stat.nsf/15322694d7fb63bec3256b11004650ad/1558d1bbcd4a66b9c3256c91006c8f81.

.        Социальный отчет компании "Савушкин продукт" за 2009 г. [Электронный ресурс], Режим доступа: www.savushkin.by <http://www.savushkin.by>.

.        [Электронный ресурс] Режим доступа: <http://supreme-i.ru/category/socialnoe-razvitie/>

Похожие работы на - Организация управления социальным развитием коллектива по данным ОАО 'Савушкин продукт'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!