Деполитизация силовых структур государства и пути ее реализации
АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ №6
Кафедра № 1
Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Политология
Вариант № 20:
«Деполитизация силовых структур государства и
пути ее реализации»
Выполнил:
Шкарбанов
Александр Александрович
слушатель
67 курса, 671группы
Проверил:
доцент
Чалышев В.С.
Орел 2012
Введение
Деполитизация
силовых структур государства - это
состояние, исключающее возможность их функционирования в качестве самостоятельной
политической силы, а также их использования субъектами политики в борьбе за
власть неконституционным способом.
Деполитизация силовых структур в демократических
странах не означает полного исключения их из политической жизни общества.
Предоставление военнослужащим возможности
участия в политической жизни страны позволяет избежать их отчуждения от
политической системы общества, что при определенных условиях может привести к
выступлению силовых структур в качестве самостоятельной политической силы.
Участие военнослужащих в политической жизни
важно и с точки зрения создания механизма выявления и представления их
интересов в институтах государственной власти.
Привлечение силовых структур к участию в
политических кампаниях позволяет воспитывать у военнослужащих лояльность к
политическому режиму и чувство ответственности за обеспечение безопасности
конституционного строя.
Основная
часть
На рубеже 80-х - 90-х
г.г. стал широко использоваться термин «деполитизация» по отношению к силовым
структурам государства, государственному аппарату, церкви. Понимали его по
разному: это - отделение указанных институтов от политики, выключение из
политики, превращение их в политически нейтральную силу, утверждение их
«неполитического предназначения» и т.п. При этом некоторые сторонники
деполитизации подчеркивали, что «стабилизирующим фактором» в обществе и
государстве выступает только деполитизированные силовые структуры.
Достаточно основательной
научной проработки понятия «деполитизация» не было. Некоторые политологи считают этот термин ненаучным, чисто
пропагандистским, далеким от жизни, своего рода политическим «трюком».
Приводимые в отдельных словарях определения “деполитизации” указывают на
сложность как самого понятия, так и особенно стоящих за ним явлений и процессов
политической реальности.
Так в «Политологическом
словаре», изданном “Высшей школой” в 1995г. указывается, что «деполитизация» -
«процесс и достигнутый результат, стремление вывести те или иные органы
(организации), области жизни и деятельности из под активного влияния политики и
прежде всего политики отдельных (конкретных) партий». Хотя эта формулировка, на наш взгляд, “схватывает”
некоторые существенные стороны «деполитизации», но она внутренне противоречива,
логически непоследовательна. С одной стороны, признается реальная возможность
деполитизации, т.е. возможность вывести какие-то институты или сферы жизни из
под влияния политики («достигнутый результат»), создать внутри них своеобразный
«политический вакуум». Но, с другой стороны, подспудно высказывается сомнение в
этом, ибо в водится ограничение на деполитизацию: это лишь освобождение «из-под
активного влияния». Таким образом, подчеркивается частичность, относительность,
уменьшение, но не исключение политики. Вместе с тем известно, что какая-то
определенная политика может исчезнуть, от нее могут освободиться практически
полностью те общественные явления, о которых говорится в приведенном
определении. Например, политика царизма, выражавшая интересы привилегированных
социальных групп, исчезла после победы Октябрьской революции в 1917 г. как и
коммунистическая политика в Российской Федерации, ее армии после прихода к
власти радикальных демократов в начале 90-х г. Наконец, политика в
рассматриваемом определении представляется как нечто внешнее, “стоящее над” по
отношению к деполитизуемым органам (организациям), областям жизни и
деятельности, как бы не входя в их сущность и содержание.
Патриархи социологии
Огюст Конт, Питирим Сорокин, Реймон Арон и другие считали, что глубинную суть
слова, употребляемого для определения множества вещей и явлений, лучше всего
выделять методом сравнения его различных значений. Но сначала несколько слов об
этимологии (происхождении, образовании, структуре) слова. Оно состоит из
приставки и корня. Приставка «де» (от lat. de...; фран. de..., des...)
означает: 1) отсутствие, отмену, устранение чего-либо (в данном случае
политики); 2) движение вниз, понижение, деградацию (в данном случае тоже
политики. Теперь рассмотрим значение понятий «деполитизация армии», которых,
как мы видим в приведённой таблице, имеется целый ряд:
Мы назвали лишь некоторые
формы и проявления деполитизации силовых структур, целеустремленно
осуществляемые государствами в соответствии с конституциями и другими законами.
Как увидим ниже, эти меры деполитизации характерны, прежде всего, для демократических
государств (что характерно для современной России). В приведённой ниже
таблице мы видим основные пути деполитизации силовых структур государства:
Конечно, нельзя не принимать в
расчет и того, что во всех государствах (в большей или меньшей мере) имеет
место такое явление как отчуждение людей, данных социальных групп, классов от
политики в силу определенных социально-экономических, общественно политических,
культурно-образовательных и иных условий.
Это - отрыв народа, тех или иных
социальных групп, граждан от власти, политических процессов, “выключенность” из
политики, как из нечто чуждого и враждебного. Политическая отчужденность бывает
объективной (вызывается объективными условиями, независимо от сознания людей),
либо субъективной (самоустранение людей от политики в сил субъективного
отношения к ней, отсутствия необходимых знаний, разочарования и т.п.).
Некоторые политологи
пытаются определить уровни отчужденности, вводить методики количественного ее
выражения: от частичной до крайней (нетизма - от слова нет). Американские
исследователи Р.Гилмор и Р.Лэмб характеризуют “крайнюю политическую
отчужденность" тремя параметрами: недоверием к правительству, чувством
безразличия к политической жизни, личной непричастностью к какой либо политической
власти. Следует подчеркнуть, что политическое отчуждение имеет распространение
среди состава силовых структур многих государств, в том числе России. Оно
проявляется в виде политической апатии, аполитизма, самоустранения от политики.
Таким образом, “деполитизация”
является противоположностью политизации. Эти явления взаимно проникают друг в
друга.
“Деполитизация силовых структур” -
это не средство, чтобы освободить силовые структуры государства от всякой
политики, от политики вообще. Ее функции, цели и задачи состоят в служении
политике. Во-первых, ее главное предназначение в том, чтобы обеспечить
монопольное господство над силовыми структурами, максимально усилить их
руководяще-командную роль, более жестко подчинить весь личный состав снизу
доверху единой политике и соответствующее наиболее концентрированное
воздействие ее на умы, души и действия военнослужащих, уберечь и защитить
военный организм от опасных политических влияний, болезней, шатаний,
ослаблений.
Не случайно большинство сторонников
деполитизации силовых структур подчеркивают, что они должны быть надежной
опорой государства, а не тех или иных политических сил и движений. Во-вторых,
“деполитизация силовых структур” может выступать одним из средств политической
переориентации ее при смене общественно-политического строя: “деполитизация”,
т.е. очищение силовых структур от одной политики (концепций, установок,
ориентиров, институтов, отношений и т.п.) как необходимое условие заполнения ее
новой политикой.
Такой процесс может осуществляться
партией, стремящейся к власти, которая рассчитывает использовать для этого и
военную силу. Он может начинаться при старой власти и достигать кульминации в
момент демонтажа прежней и создания новой властной системы. В-третьих,
деполитизация может стать орудием разрушения силовых структур. В стране,
расколотой на части, преследующие прямо противоположные политические цели,
“деполитизация силовых структур” понимается и осуществляется каждой из сторон в
противоположных направлениях.
Военнослужащий - гражданин в военной форме,
являющийся свободной личностью, сознательным гражданином. Этот принцип является
основополагающим в строительстве силовых структур стран с развитой демократией.
Специфика роли и места военной организации в
политической системе общества порождает противоречие между гражданскими правами
и свободами военнослужащих, с одной стороны, и воинскими обязанностями, с
другой. Это противоречие разрешается установлением обязанностей и ограничением
конституционных прав и свобод в рамках требований военной службы и на строго
законном основании. Такие ограничения возможно вводить только путем принятия
федерального закона.
Юридическая обязанность - это установленная
государством необходимость действовать, вести себя определенным образом и нести
ответственность за неправильное поведение.
Установление обязанностей и ограничение
конституционных прав и свобод военнослужащих направлены на исключение давления
военных на правящую гражданскую элиту, предотвращение возможности использования
силовых структур различными политическими силами для реализации узкопартийных
интересов.
В каждой стране, с учетом исторических
особенности ее развития, устанавливается свой политико-правовой статус
военнослужащего. Например, в США военнослужащим запрещается участвовать в
деятельности партий, избираться в органы власти. К ним предъявляются жесткие
требования с точки зрения их лояльности к демократическим конституционным
ценностям. Согласно статье 38 Кодекса военной юстиции, "любой
военнослужащий, употребивший "высокомерные слова" в отношении
президента, вице-президента, конгресса, министра обороны, а также другого
министра, губернатора либо властей штата, где он несет военную службу или
временно находится, должен быть наказан в соответствии с решением военного
суда". Вместе с тем, военнослужащие США имеют право участвовать в качестве
избирателей в выборах в органы государственного управления. В войсках
организуется распространение информационных материалов по тематике выборов. За
военнослужащим сохраняется право на выражение личной неофициальной точки зрения
по любым политическим вопросам, в том числе и касающимся избираемых кандидатов,
но запрещается использование служебной власти с целью влияния на выборы,
участие в политических съездах или организационных комитетах, публикация
политических статей и т. п.
Характер
взаимоотношений силовых структур государства с
политикой и политической властью определяется типом
политического властвования (режимом). В условиях военно-политического режима
военная элита сосредотачивает в «своих руках» политическую власть и
монополизирует политику.
В условиях
авторитарного и тоталитарного режимов военная элита входит в состав правящей
элиты, силовые структуры жестко политизируются.
В условиях
демократического режима силовые структуры деполитизируются. Это означает, что,
как и в других режимах силовые структуры выступают инструментом (военным
ресурсом) политики, но исключаются из сферы политической жизни в качестве
самостоятельной политической силы.
деполитизация силовой военный структура
Заключение
Характеристика политики с точки
зрения ее социальной сущности, соответствия национальным интересам, ожиданиям
народа, долгосрочным потребностям развития общества и личности дает возможность
уяснить суть и содержание “деполитизации”. Если она осуществляется ради того,
чтобы расчистить путь политике эгоистических, корыстолюбивых, антинародных и
антигуманных сил, то она будет носить реакционный характер. Оценка ее сути -
дело каждого конкретного случая.
Мне кажется, широко декларируемая (и -
настойчиво внедряемая) ныне деполитизация всего и вся - школ, вузов, армии,
госучреждений и т. д. - имеет абсолютно идентичный синоним: дебилизация. А еще
- совершенно четкий термин: новая политика. Диаметрально противоположная той,
что проводилась до реставрации капитализма.
Библиографический
список
1.
Конституция Р.Ф.
.
Альбом наглядных пособий. В.А. Котельников, В.С. Чалышев.
.
Курс лекций: лекция №2; лекция № 6.
.
В. Серебрянников; Ю. Дерюгин Социология армии. Москва 1997г.
.
В.А. Котельников, В.Ф. Ницевич, В.С. Чалышев. Политология: актуальные
военно-политические проблемы. Учебное пособие под редакцией доктора политических
наук, доцента В.Ф. Ницевича.