Психология подросткового возраста

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,77 Mb
  • Опубликовано:
    2011-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психология подросткового возраста

Задача 1



Ответ:

Такое поведение связано с кризисом 6-7 лет, который переживает ребенок, и встречается оно очень часто.

Основные признаки кризиса:

. Потеря непосредственности.

. Манерничание (ребёнок что - то из себя строит, скрывает что - то);

. Симптом «горькой конфеты» - ребёнку плохо, но он старается этого не показать.

К семи годам ребёнок сильно меняется. Изменяются черты лица, происходит смена зубов. Ребёнок быстро растёт, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Немалая роль при этом принадлежит центральной нервной системе и железам внутренней секреции, новым взаимосвязям в их работе; именно в этом возрасте начинает интенсивно работать щитовидная железа. Вполне возможно, что именно эта железа повинна в известной эмоциональной неустойчивости и быстрой смене настроений у семилетних детей. Однако не всё в поведении детей, переживающих кризис семи лет, можно объяснить эндокринными изменениями.

Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет описал Л.С.Выготский. Он зафиксировал, что при переходе от дошкольного к отроческому периоду ребёнок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Основное, что отличает ребёнка переходного возраста, состоит, согласно Л.С. Выготскому, в утрате им непосредственности и наивности. В поведении, в отношениях с окружающими ребёнок становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. В качестве характерных симптомов кризиса семи лет выделяют появление не совсем понятных странностей, вычурного, искусственного, манерного, натянутого поведения. О наличии изменений в поведении дошкольника свидетельствует появление у детей дистанцирования от близких родных, эмансипация ребёнка от семейных ритуалов и стереотипов. В отношениях с родными и близкими ребёнок требует уважения к себе, у него формируется чувство собственного достоинства. Детям не нравится, когда взрослые целуют их, ласкают, особенно на глазах других («я уже не маленький»). При этом ребёнок продолжает глубоко любить своих родителей, внутренне тождествен с ними, но не стремится показывать это вовне. Есть все основания говорить, о том, что в возрасте семи лет происходит качественный скачок в развитии, связанный с формированием произвольности, с определенной эмансипацией от окружающей среды, с появлением внеситуативного поведения.

Протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребёнка и своеобразными вариантами его развития. У некоторых детей он протекает мягко, почти незаметно, а у других - остро, демонстративно, травматично. Гибкое, внимательное, помогающее поведение взрослого во многом сглаживает негативную симптоматику.

Задача 2



Ответ:

Анна Фрейд так описала подростковый возраст.

Считается, что подростковый кризис начинается в 11-12 лет у девочек и в 13-14 лет у мальчиков, с началом полового созревания - мощнейшего биологического фактора, который определяет все дальнейшие особенности развития подростка. Эндокринные изменения с этим связанные оказывают сильнейшее влияние на мозговую деятельность. Резко повышается активность гипоталамуса и гипофиза, что снижает уровень подкоркового контроля. В итоге - появляется эмоциональная неустойчивость, неуправляемость поведения, сильное снижение работоспособности и адаптации. Из-за той же активности гипоталамуса и гипофиза значительно снижаются функции восприятия, непроизвольного и произвольного внимания (причём, эти функции снижаются даже по сравнению с их уровнем в младшем школьном возрасте). Поэтому возникают неожиданные и значительные трудности в учёбе и, вообще, резко снижается познавательная мотивация.

Продолжим о трудностях подростков. У них заметен регресс особенно при выполнении творческих заданий. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и умозаключению. Т.е. происходит переход на высшую ступень интеллектуального развития, на новый уровень поведения и мышления. Конкретное мышление сменяется логическим и у подростков появляется критицизм и требование доказательств.

Можно обозначить около 6 направлений подросткового кризиса:

. Кризис полового развития (подростки часто задаются такими вопросами: не превосходят ли меня другие в сексуальном развитии? нет ли у меня ненормальных сексуальных наклонностей? вызываю ли я сексуальный интерес противоположного пола? Может мне уже пора вести половую жизнь? Может мои сексуальные потребности должны быть сильнее (слабее)? и пр. Все эти переживания означают только страх так или иначе не соответствовать в своём сексуальном развитии своей возрастной норме.

. кризис идентичности . Здесь посложней. Это реакция подростка на утрату статуса ребёнка и на сомнения в том, сможет ли он соответствовать статусу взрослого; на несоответствие биологических возможностей социальным; на происходящие биологические изменения в его теле. Здесь три главных вопроса: «Каков я?» «Каким мне хотелось бы стать?», «За кого меня принимают?» На эти вопросы подросток пытается ответить, ориентируясь на образцы, которые ему дали в семье и вне её. Но, тут и возникает цепь серьёзных конфликтов, т.к. данные образцы начинают в этот период подвергаться сомнению. Неуверенность и страхи в этот период могут достигать такой степени, что у подростка может возникнуть боязнь утратить своё телесное и душевное единство. Тогда спасают многочисленные поведенческие ритуалы, которые позволяют снова и снова убеждаться в наличии самого себя (часто смотреться в зеркало, записывать свои мысли, трогать себя и т.п.)

.кризис авторитетов. Эта всем известная реакция протеста. Почти неуправляемо желание подростка противостоять авторитетам, существующим порядкам, социальным нормам. Хуже, если подросток избегает такого поведения (боится протестовать или по другим причинам), тогда он будет «протестовать» против самого себя (как варианты: курение, наркотики, секты…)

.деперсонализация и дереализация. Это изменения в восприятии самого себя, других людей и окружающей обстановки. Подросток как бы заново знакомится с самим собой, с членами своей семьи, с другими знакомыми людьми. Эти изменения воспринимаются подростками как утрата реальности. Происходит это периодами.

.нарциссический кризис. Это неадекватно сильная сосредоточенность на собственной личности (эгоцентризм). В этом случае наблюдаются противоположности: с одной стороны подростки переоценивают свои способности и возможности, излишне честолюбивы, у них чрезмерные и необоснованные ожидания в отношении окружающих. С другой стороны, сами проявляют нечуткость к близким и другим людям. Их самооценка часто колеблется между переоценкой себя и ощущением собственной неполноценности.

Все эти кризисы могут наблюдаться «в одном флаконе», а может остро проявляться какой-то один или несколько сразу.

Из-за всех этих внутренних противоречий, раздирающих подростка, взрослые обычно делают один вывод, совершенно забыв своё состояние этих лет как страшный сон (это понятно, страшное почти всегда автоматически забывается, таковы наши психологические защиты). А вывод взрослых таков: подросток «труден», «не управляем», склонен к «пустому времяпрепровождению» и сопровождается вывод фразой: «Мы были не такими!» Конечно, обидно.

Нынешним подросткам особенно трудно, т.к. у их родителей были хоть какие - то ориентиры (пусть и не всегда «правильные»), а нынешние подростки социально и нравственно дезориентированы, потому что общество дезориентировано.

Задача 3



Ответ:

Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Истинная нравственность достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности.

Т.е. если у ребенка есть проблемы с умственным развитием, то он может не достичь данного уровня нравственного развития.

 

Задача 4



Ответ:

В процессе школьного обучения дети и подростки должны постоянно выполнять новые задания, что связано с рядом трудностей. Под влиянием последних происходят определенные изменения в структуре деятельности, которые проявляются, например, в удлинении фазы ориентации в задаче и фазы выработки стратегии решения, в неоднократном возвращении к анализу условий задачи, наконец, в повышении осторожности и внимания. Все эти изменения - конструктивны, благодаря им возможно преодоление трудности.

Однако когда задачи превышают определенный порог трудности и усилия ученика не приводят к цели, у него может возникнуть сильная фрустрация, следствием которой будет либо агрессия (по отношению к задаче, учителю, себе самому), либо отказ от деятельности и чувство вины.

Несмотря на однородность дидактических требований, задачи, предъявляемые ученикам, не являются для них одинаково трудными по причине различий в способностях, в достигнутом уровне развития и т.д. Кроме того, ученики, даже в I классе, уже имеют позитивный или негативный опыт решения задач разного типа, на основе которого формируются различные установки и - опосредованно - эмоциональная устойчивость по отношению к трудностям, возникающим при их решении.

Следовательно, при постановке ребенку задач и требований следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям или находились в зоне его ближайшего развития. Слишком легкие задания не вызывают включенности (мотивации), а слишком трудные - приводят либо к стрессу, либо к отказу от решения. Часто повторяющийся неуспех ослабляет психологическую устойчивость и формирует отрицательные установки по отношению к учебным предметам.

Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых детей состоят в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании личностной угрозы. У неустойчивых личностей иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще более дезорганизует поведение, что приводит в конечном счете к возникновению «волны дезорганизации». Психологически неустойчивая личность чувствует при этом полную беспомощность - как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в трудной ситуации. В результате формируется так называемый «синдром выученной беспомощности», означающий крайнюю степень неустойчивости к трудностям. Данный синдром возникает при переживании сильных стрессов, которых личность не может преодолеть.

Самооценка - один из аспектов Я - концепции (собственного представления о себе или образа самого себя, то есть совокупности мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих , способностях и недостатках ; поскольку она основана на собственном мнении , она не всегда соответствует действительности). Человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке Я - концепция носит негативный характер.

 

Задача 5



Ответ:

Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает подростка на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Целостность рефлексии в этом возрасте придает направленность подростка на самого себя. Подросток углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором подросток самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях подростка. Интересно то, что оценка своих качеств подростком производится с точки зрения осознания своей взрослости, то есть происходит соотношение себя с "эталоном взрослости". Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит поведение подростка зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании

Подросток живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое и особенно будущее. Распространение представлений подростка на сферу возможного будущего можно выделить как один из определяющих признаков подростка. Мир его понятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общество.


Ответ:

В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил. Общение с товарищами приобретает для подростка очень большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигает на второй план учение, значительно уменьшает привлекательность общения с родными Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно. Он считает, что имеет право на это, защищает свое право, и именно поэтому нетактичное вмешательство взрослых вызывает обиду, протест.

У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация - искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они не всегда бывают хорошими. Такие факты достаточно известны по их печальным последствиям.

Задача 7



Ответ:

Педагог оказал ребенку доверие, настроил его на ситуацию успеха, доверяя ему рассказать детям историю. В данном случае это является важным стимулом для раскрытия ребенка с таким темпераментом.

Данный ребенок флегматик.

Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Инертен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.

Такие дети организованы, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие подростки не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.

Задача 8



Ответ:

Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности младших подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того, чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего, связаны с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться.

Меняется отношение старшеклассников к учебе. Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они понимают, что стоят па пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе, которая приобретает непосредственный практический смысл.

У старших подростков возникает избирательное отношение к учебным предметам. Но если у учеников средней школы избирательность обусловлена, как правило, личностью учителя, уровнем и стилем преподавания, то у старшеклассников уже иная причина избирательного отношения к предметам: сложившиеся интересы, профессиональная направленность. В этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми. Старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и математических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей.

Для формирования интереса важны новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство учеников со все новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и неожиданного в привычном и обыденном. Это достигается еще и тем, что разные учебные предметы рассматривают одни и те же объекты с разных сторон. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся знания. Всестороннее использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий проявления интереса к учению, ученикам важно чувствовать их необходимость на протяжении всего периода обучения. В противном случае велик риск не только их забывания, но и формирования у учеников безразличного отношения к этим знаниям, зарождения сомнений в их необходимости. кризис подросток общение самооценка

Существенными факторами возникновения интереса к учебному материалу являются эмоциональная окраска его преподавания, живое слово учителя. Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.

 

Задача 9



Ответ:

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т. е. начинается процесс профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.


Ответ:

Ошибка родителей состоит в том, что они очень долго не могут воспринимать ребенка как взрослого. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Основанием для этого служат его возрастающие возможности. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом!». Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право - право на уважение дорожит.

Много копий ломается, когда речь заходит о том, как одеваться подростку, какую носить прическу и т.д. Современная мода предлагает множество стилей молодежной моды, подросток пытается найти свой или копирует стиль одежды своей группы, кумира музыки (Эминем-Маршалл Брюс Мэтерс, Бритни Спирс и др.). Здесь важно «не перегнуть палку»: позволить подростку самовыражаться, с одной стороны, и четко разграничить, какую одежду следует одевать в школу, а какую-на вечеринку, с другой. Поиск себя через одежду-это тоже попытки стать независимым, отделиться от родителей, и их надо если не принимать, то хотя бы уважать. Тоже самое можно сказать о прическе и макияже-научить подростка, куда можно, а куда не следует вызывающе или экстравагантно, по мнению родителей, причесываться и краситься.

Акселерация - ускорение роста и физического развития детей и подростков.Современные дети и подростки в каждом возрасте обладают в среднем более высокимростом и большей массой тела, чем их сверстники прежних лет. Современные дети и подростки не просто выше и крупнее своих сверстников прошлых десятилетий - пропорции их тела свидетачьствуют о большей зрелости форм: в каждом возрасте отмечаются более длинные (относительно длины тела) ноги, более короткое туловище и относительно меньшие размеры головы.

Акселерация проявляется не только в более быстрых темпах увеличения размеров тела, но и в более раннем половом созревании. Наряду с ускорением физич. развития отмечается и ускорение развития нек-рых функций организма: частота сердечных сокращений и величина артериального давления раньше приближаются к их показателям у взрослых, быстрее развивается речь, раньше достигается уровень мышечной силы и мышечной выносливости взрослого.

Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый - друг-руководитель. Его задача - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Особое значение в этот период приобретает единство требований к ребенку в семье. Когда этого единства нет, у подростка вырабатывается избирательно-корыстное отношение к членам семьи, привычка лгать и изворачиваться может стать его второй натурой.

Поскольку подростковый возраст - это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка.

Задача взрослого - быть рядом с подростком. А это значит - вовремя прийти ему на помощь, подсказать, посоветовать, а если возникнет необходимость - более активно вмешаться в жизнь подростка. Взрослый рядом - это значит, что у подростка есть надежный и опытный друг, который умело и тактично поведет его через трудности отрочества и юности.

Список литературы


1. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Сфера, 2008. - 463 с.

2.       Кон И. С. Психология старшеклассника. - СПб.: Питер, 2006. - 327 с.

.        Крайг Г. Психология развития. - М.: Генезис, 2005. - 198 с.

4.       Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия, 2006. - 199 с.

5.       Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб: Детство-Пресс, 2004. - 272 с.

Похожие работы на - Психология подросткового возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!