Структурный кризис российской экономики 2000-2008 гг.

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,48 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структурный кризис российской экономики 2000-2008 гг.

Содержание

кризис российская экономика

Ведение

. Теоретические основы кризиса

.1 Сущность кризисов

1.2 Классификация и периодичность кризисов

. Кризис российской экономики 2000-2008 годов: возникновение, последствия, возможности преодоления

2.1 Причины и характер кризиса российской экономики

2.2 Пути преодоления кризиса в отечественной экономике

3. Результаты преобразований и современные аспекты развития экономики России

3.1 Текущие проблемы отечественной экономики

.2 Перспективы развития российской экономики

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В последние годы Россия переживает один из самых трудных периодов своей истории. Рухнул тоталитаризм коммунистический режим. Величайшая из когда-либо созданных империй Советский Союз главный продукт этого режима распался на 15 независимых государств. Исчерпала себя, доказав свою полную неэффективность, командно-распределительная социалистическая экономика, основанная не на реальной мотивации трудовой активности, а скорее на идеологических и националистических критериях, выдаваемых аппаратом за великую цель всей нации. Замедление темпов роста и кризис такой экономики были неизбежными. Эта экономика производила огромное количество неконкурентоспособных, низкокачественных продуктов на гигантских по размерам предприятиях и платила всем работникам заработную плату на уравнительной основе независимо от результатов трудовой деятельности. Такое осталось наследие России от СССР. Затем были тяжелые 90-е - время нестабильности и потрясений. Кризисное состояние было не только в экономике, но и в политики.

Реформы, проводимые правительством, были непродуманные, непоследовательные и зачастую запоздалыми. Следствием этого всего стал финансовый кризис 1998 года.

С 2000 года в Российской экономики наблюдается стабильный, устойчивый рост. Многие макроэкономические показатели были улучшены: рост ВВП, снижение роста инфляции, реальный рост доходов населения и многие другие. Но кризисные явления до конца не были приодаленны: экспортно-сырьевая зависимость экономики, диспропорции в развитии секторов экономики, рост безработицы и другие. Но даже те показатели, которые были улучшены, носят достаточно противоречивый характер.

Эти и другие проблемы Российской экономики в период 2000 - 2008 годов будут рассмотрены в курсовой работе. Цель курсовой работы - проанализировать и раскрыть суть проблемы экономического кризиса 2000-20007 годов в России, найти антикризисные пути для страны и рассмотреть перспективы развития экономики в современной ситуации.

1. Теоретические основы кризиса

1.1 Сущность кризисов

В развитой капиталистической экономике процесс воспроизводства национального продукта имеет следующую особенность: через определенные промежутки времени его нормальный ход прерывается кризисом (от греч. krisis - поворотный пункт, исход), что означает резкий перелом, тяжелое переходное состояние.

Кризис рыночной системы хозяйства характеризуется резким спадом производства, который начинается постепенно с сужения, сокращения деловой активности (реже заключаются торговые сделки, уменьшается объем деловых операций, осуществляемых как в кредит, так и за наличный расчет). Кризис отличается нарушением равновесия между спросом и предложением на какой-либо товар или в какой-либо определенной отрасли хозяйства, тем что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков и остановкой производственных предприятий, ростом ссудного процента, безработицы.

Наличие кризисных явлений в экономике следует воспринимать со следующих позиций.

Во-первых, какое-то число кризисов в экономике является отражением (издержками) экономического развития, по аналогии с трением скольжения в механике, обеспечивающим перемещение тел в пространстве.

Следовательно, кризисное явление может иметь отрицательное и положительное значение. Кризис - неотъемлемый элемент социальной эволюции и одно из основополагающих условий прогресса. Экономическая система многоэлементная, поэтому точно предсказать результат постоянного взаимодействия ее составляющих практически невозможно.

Во-вторых, в экономике происходят кризисы-катастрофы. Это в основном кризисные явления, целиком приводящие экономическую систему к значительным социальным потерям, сказанным выше. Экономические кризисы имеют две стороны. Одна из них - разрушительная. Она связана с решительным устранением сложившихся ненормальных пропорций в хозяйстве. Нередко большие излишки товаров варварски уничтожались. Другая сторона - оздоровительная. Она неизбежна, поскольку во время депрессии падение цен делает производство невыгодным: оно не дает обычной, средней прибыли. Выходу из этого тупика помогает обновление основного капитала (его активной части - машин, оборудования). Это позволяет удешевить изготовление продукции, сделать ее в достаточной степени прибыльной.

1.2 Классификация и периодичность кризисов

Все многообразие экономических кризисов можно классифицировать по трем разным основаниям. По масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах. Общие кризисы охватывают все национальное хозяйство. Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства. Частичные распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики. Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности. Например: Денежно-кредитный кризис - потрясение денежно-кредитной системы. Биржевой кризис - резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи. По регулярности нарушения равновесия в экономике. Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени. Циклические кризисы - это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой и трудовой активности (деятельности) во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности. Современной общественной науке известно более 1380 типов цикличности. Вот некоторые из них.

Циклы Жуглара. Раньше всего экономическая наука выделила цикл 7-12 лет, который получил впоследствии имя Жуглара. Циклы Китчина. Китчин сосредоточил свое внимание на исследование коротких волн длиной от 2 до 4 лет на основе изучения финансовых расчетов и продажных цен при движении товарных запасов. Циклы Кузнеца, определяющие 20-летние колебания. Циклы Кондратьева. Наибольший вклад в области создания теории длинных волн внес русский, ученный Н.Д. Кондратьев. Он выделял циклы длиной в 40-60 лет.

Промежуточные кризисы - это спорадически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. В отличие от циклических кризисов они не дают начало новому циклу, прерываются на каком-то этапе, носят локальный характер, являются менее глубокими и менее продолжительными. Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным нарастание межотраслевых диспропорций в общественном производстве) и характеризуются несоответствием сложившейся структуры. Сезонные кризисы обусловлены воздействием пригодно-климатических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности. В частности, задержка с наступлением весны может вызвать кризис в коммунальном хозяйстве из-за отсутствия топлива. По характеру нарушения пропорций воспроизводства. Здесь выделяются два их вида.

Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта. Кризис недопроизводства товаров острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

2. Кризис Российской экономики 2000-2008 годов: возникновение, последствия, возможности преодоления

2.1 Причины и характер кризиса российской экономики

Недостаточная эффективность социальной системы.

В настоящее время до 20% россиян по-прежнему имеют доходы ниже прожиточного минимума. В сельском хозяйстве зарплаты ниже прожиточного уровня имеют 70% населения, в системе образования - 45%. В то же время в топливной промышленности у 50% работников уровень доходов превышает прожиточный минимум в 20 раз, а в банковской сфере у 30% работников - в 26 раз.

Сегодня самые умные, талантливые и способные работают в сырьевых отраслях, в финансовом и торговом секторах экономики, т.е. там, где хорошо платят. По данным Росстата, среднемесячная номинальная зарплата в газовой промышленности составляет 33,3 тыс. руб., в нефтяной -24,1 тыс. руб., в среднем по обрабатывающей промышленности - 8,4 тыс. руб. На швейном и текстильном производстве - 3,9 тыс. рублей. Еще меньше зарплаты в сельскохозяйственном секторе экономики. Разница в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных (коэффициент дифференциации доходов) в 2006 году достигла уровня 15,3 раз (в 2005 году - 14,8 раз), что является одним из самых высоких показателей в мире.

При этом распределение растущих доходов носило не всегда справедливый характер - больше трети прибавок к зарплате в 2006 году досталось 10% наиболее высокооплачиваемых работников и только 1,5% -10% низкооплачиваемых работников.

При недостаточном развитии конкурентного рынка, малого и среднего бизнеса очень высоко значение государства как работодателя: около 40% населения работает в государственных структурах. При этом государство, прежде всего в регионах, часто искусственно создаёт новые низкооплачиваемые рабочие места с тем, чтобы избежать безработицы.

Социальная нагрузка на государство продолжает возрастать не только с созданием всё большего количества бюджетных рабочих мест, но и в связи с увеличивающимся числом пенсионеров. В 2009 году количество пенсионеров должно сравняться с количеством работающих, при этом средний размер пенсий значительно ниже, чем в развитых странах - 27% от средней заработной платы, тогда как в этих странах коэффициент замещения составляет не менее 60-80%.

Острой проблемой развития экономики и социальной системы России являлась по-прежнему высокая инфляция. Хотя общий уровень инфляции снизился по сравнению с 2005 годом, ориентир на 2006 год, несмотря на положительные результаты, достигнутые во второй половине 2006 года, был превышен (по первоначальному прогнозу ЦБ РФ инфляция должна была составить 7,0-8,5%). По 2007 года, согласно данным Росстата, уровень инфляции достиг 9,0%. При этом цены на основные предметы потребления существенно возросли (табл. 1). Поэтому по субъективному восприятию граждан инфляция в 2006 году составила 25%, причем только одна шестая часть граждан считала, что цены выросли на 10% и менее, а большинство людей старше 40 лет, людей в основном с невысокими доходами, оценивали рост цен в 20% и более.

Вместе с тем, общее снижение уровня инфляции не соответствует утверждениям Минфина о монетарном характере её происхождения. В краткосрочном плане жесткая связь между приростом денежной базы, денежной массы М2 и индексом потребительских цен не прослеживается увеличение прироста денежной базы и М2 в последние годы сопровождалось снижением инфляции.

Таблица 1. Товары и услуги, наиболее подорожавшие в 2006 году

Товары и услуги

Рост цен, %

Квартиры

35,0

Детские сады

28,5

Услуги ЖКХ

17,9

Электричество

16,7

Бензин

15,8

Пассажирский транспорт

12,9

Официальная инфляция, ИПЦ

9,0

Источник: Правда об инфляции. «Аргументы и факты», №5, 2007.

Превышение ориентира Банка России по инфляции во многом обусловлено:

· увеличивающимся воздействием немонетарных факторов: ростом тарифов в секторе ЖКХ, тарифов естественных монополий, продолжающейся корректировкой цен на потребительские товары в соответствии с уровнем мирового рынка (импортируемой инфляцией) и т.д.;

· частично монетарными факторами - значительным притоком ликвидности по экспортным и капитальным каналам, часть из которой не была стерилизована Минфином РФ и ЦБ РФ; корректировкой бюджетных расходов в сторону их повышения в течение года;

Сказанное доказывает, что рост денежных доходов населения, потребительского спроса лишь в незначительной степени влияет на инфляцию, но, вместе с тем, является одним из факторов, играющих всё большую роль в развитии национального производства.

Экспортно-сырьевая зависимость.

В настоящее время устойчивые темпы экономического роста России по-прежнему основываются на трёх основных факторах, Прямо или косвенно связанных с притоком нефтяных доходов:

· растущем спросе на сырьевые товары со стороны внешнего рынка, поддерживающем высокие цены на экспортируемые нефть, газ и металлы;

· быстром росте внутреннего потребительского спроса (за счёт перераспределения доходов от продажи сырья), стимулирующем значительное увеличение внутреннего потребления и рост импорта, который является самым быстрорастущим из основных показателей российской экономики - 39% в первом квартале 2007 года;

В целом, сырьевая ориентация экономики продолжает усиливаться. Так, в 2004-2006 гг. доля добычи полезных ископаемых в ВВП, а также доля минеральных продуктов в структуре экспорта, хотя и частично за счёт ценового фактора, но постоянно повышались (см. рис. 1).

Источник: Росстат.

Две трети капитализации российского фондового рынка приходится на сырьевые компании. В то же время, среди наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики в 2006 году оказались сегменты, связанные с потребительским рынком.

При росте сырьевых и неторгуемых отраслей ухудшается положение многих обрабатывающих отраслей; медленнее всего развиваются прежде всего машиностроение, лёгкая промышленность, сельское хозяйство. Также уступали по темпам развития и высокотехнологичные отрасли.

Ситуация в машиностроении ухудшается также ввиду крайне незначительных инвестиций по сравнению с добывающим сектором и сферой услуг. Сегодня доля конкурентоспособных компаний в обрабатывающей промышленности составляет немногим более 20%, при этом эксперты предполагают, что если тенденции сохранятся, то уже в ближайшем году их число сократится до 10-12%.

При этом отмечается нарастающее технологическое отставание экономики, в том числе и в топливно-сырьевом секторе. При значительном моральном и физическом износе основных фондов, особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве, темпы их обновления находятся на крайне низком уровне, что создаёт не только препятствия на пути развития экономики, но также риск потери целого ряда отраслей и угрозу реальных техногенных катастроф. По данным Росстата, износ основных фондов в последние годы постоянно увеличивался и в 2006 году в среднем по стране составлял 45,3%, в секторе добычи полезных ископаемых - 53,3% (21,9% - полностью изношенных основных фондов), в обрабатывающих производствах - 47,5% (17,0%), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 52,2% (15,3%), в ЖКХ - более 60%.

Реальным барьером для развития стала неразвитость инфраструктуры. Запросы на получение условий по подключению к энергосетям, по данным Минпромэнерго РФ, удовлетворяются только на 17%; уже ощутим дефицит природного газа; сохраняется неразвитость автодорожной сети.

Монополизация и неразвитость конкурентного рынка.

Еще одной проблемой российской экономики остаётся высокая монополизация рынков. Россия развивается как страна сверхкрупного и в основном сырьевого бизнеса. В нашей стране до сих пор не получил достаточного развития конкурентный рынок, который должен состоять из сотен тысяч малых, средних и крупных компаний, являющихся основой любой развитой рыночной экономики, главным показателем её состояния, который определяет динамику её роста, её конкурентоспособность и, что важно для устойчивости демократических процессов, - развитие среднего класса.

При этом концентрация и монополизация российской экономики нарастает: если в 2000 году 80% ВВП производили 1200 компаний, то в прошлом, 2007 году - уже только 500. А по данным исследования Экс-перт-РА, среди сверхкрупных российских компаний доминируют сырьевые, причем их доля в объеме производства в 2003-2005 годах постоянно увеличивалась (см. табл. 2).

Малый бизнес производил только около 17% и создавал около 25% рабочих мест в стране. Одной из характерных черт российского рынка, после почти 20 лет его развития, является недостаток конкуренции. Исследования показали, что 20,2% российских фирм вообще не ощущали конкуренции на внутреннем рынке, и ещё 13% российских предприятий ощущали конкуренцию только со стороны зарубежных компаний.

Таблица 2. Доля секторов экономики России в рейтингах 400 крупнейших компаний         Эксперт-РА, %, 2003-2005 годы


2003

2004

2005

Сырьевые отрасли*

48,1

48,9

49,3

Машиностроение

7,7

7,0

6,1

Электроэнергетика

8,4

6,8

5,9

Другие отрасли промышленности

9,5

7,7

. 4,8

Транспорт

10,8

9,1

8,4

Розничная и оптовая торговля

2,2

6,5

7,8

Банки

4,1

3,6

4,4

Связь

3,9

4,3

4,3

Другие отрасли

5,3

5,8

9,6

*В сырьевые отрасли включены согласно отраслевому делению Эксперт-РА следующие отрасли: нефтяная, нефтегазовая и угольная промышленность; черная и цветная металлургия; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Источник: рассчитано по данным Эксперт-РА, рейтинги «Эксперт-400» 2004, 2005, 2006 годов.

Высокая налоговая нагрузка

Сегодня, по нашим подсчётам, средняя совокупная налоговая нагрузка в России составляет 50-55% от доходов предприятий. Уровень рентабельности сырьевых компаний позволяет выдерживать такую нагрузку, но в секторе переработки, где норма прибыли значительно ниже, такой уровень является, по существу, запретительным

Кроме того, высокий уровень налоговой нагрузки приводит к снижению конкурентоспособности российских предприятий по отношению к иностранным компаниям из таких быстроразвивающихся стран, как Китай, Индия, Бразилия, Вьетнам, Малайзия и др. В этих странах уровень налоговой нагрузки составляет в среднем 35-40% от прибыли, при этом широко развита система налоговых каникул и других льгот для отдельных секторов и проектов, а также для иностранных и совместных предприятий, значительно снижающих этот уровень. Впрочем, даже в сравнении с Евросоюзом, всегда отличавшимся высокими ставками налога на прибыль корпораций, преимущество России почти нивелировано - в 2006 году средняя ставка в ЕС находилась на уровне 25,7%.

Сохраняющаяся высокая налоговая нагрузка делает ведение бизнеса в «несырьевом» секторе экономики России сопряженным с высокими рисками и неконкурентоспособным по сравнению с нашими быстроразвивающимися соседями, сдерживает развитие и выталкивает предприятия в теневой сектор.

В результате, по данным МВД России, до 40% оборотов российского бизнеса в 2006 году по-прежнему находилось в тени.

Дефицит трудовых ресурсов

Особенностью 2007 года стало появление нового «дефицита» на российском рынке - дефицита квалифицированных трудовых ресурсов, который во многом вызван:

· недостаточно быстрым ростом производительности труда;

· снижением спроса на квалифицированную рабочую силу в обрабатывающем секторе в 1990-х годах и последовавшим упадком системы начального и среднего профессионального образования;

· сложностью иммиграционного законодательства и его правоприменения;

•        разницей в рентабельности сырьевого и перерабатывающего бизнеса, позволяющей крупным компаниям создавать более высокооплачиваемые рабочие места, выплачивая недоступную для большинства обрабатывающих производств зарплату.

По разным оценкам, на территории России находится от 3,5 до 10 млн нелегальных трудовых мигрантов, при этом получили официальные разрешения всего 750 тыс. человек. К такой ситуации во многом приводит по-прежнему сохраняющаяся сложность иммиграционного законодательства, хотя его реформа, реализуемая с начала 2007 года, приносит значительные положительные результаты.

Доступ к инвестиционному капиталу

Еще одним важным барьером на пути развития перерабатывающего сектора, малого и среднего бизнеса является доступ к инвестиционному капиталу.

Средняя процентная ставка по кредитам в России составляла в 2006 году 12%, при этом для малого и среднего бизнеса она почти всегда была выше 15%, а срок кредитования редко превышал 1 год.

Исключением было развитие сельского хозяйства, где в рамках национального проекта была реализована масштабная программа финансирования индивидуальных хозяйств и субсидировалась процентная ставка.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам для предприятий объяснялся:

·   низкой капитализацией российского банковского сектора;

·   диспропорциями в развитии кредитных операций коммерческих банков в пользу потребительского кредитования;

·   приоритетами в денежно-кредитной политике Центрального банка, ориентированными не на стимулирование экономического роста, а на сдерживание инфляции. Это выражается в доминировании стерилизационных инструментов над инструментами предоставления ликвидности. Одним из последствий такой политики является сохранение высоких процентных ставок в экономике;

· доступностью финансирования на фондовом рынке только для компаний-лидеров в своих отраслях из-за высокой стоимости организации размещения ценных бумаг и ограниченной ликвидности рынка

· неразвитостью системы финансовых институтов развития. В 2006 году продолжалось их развитие, но часть из них была направлена на развитие крупного бизнеса, например, Инвестиционный фонд Российской Федерации, а создание других, например, Российской венчурной компании - задерживалось.

Неразвитость системы доступного кредитования производства привела к значительному дефициту инвестиционного и оборотного капитала в реальном секторе экономики. Финансирование развития осуществлялось российскими компаниями на 47,7% за счёт собственных средств (только 6,5% за счёт банковских кредитов).

Другой ключевой проблемой является сверхбыстрый рост задолженности корпоративного сектора. Тенденция была продолжена и в первом квартале 2007 года, когда при беспрецедентном росте общего объёма иностранных инвестиций из 24 млрд. долл. 14,7 млрд. долл. приходилось на кредиты, а из суммы 9,8 млрд. долл. прямых инвестиций 7,4 приходилось на кредиты зарубежных совладельцев предприятий, т.е. из общего объёма инвестиций 80% были получены в форме кредитов.

Интенсивное развитие кредитования из-за рубежа, в сочетании с ростом просроченной задолженности, создают значительные внутренние риски для российской экономики, формируя угрозу возникновения кризисных явлений, которую нельзя недооценивать. Притом, что размер просроченной задолженности физических лиц остается небольшим (2,72% от величины предоставленных им кредитов).

Наблюдаемый рост корпоративного внешнего долга ухудшает международную инвестиционную позицию России и увеличивает риски трансграничного характера. В частности, повышается вероятность дестабилизации, связанной с оттоком «горячих денег», ухудшением финансового положения заёмщиков и другими причинами. Не стоит забывать, что высокие мировые цены на сырьевые товары, а вместе с ними и тенденция к укреплению рубля могут сойти на нет, а плавающие процентные ставки, по которым часто делаются заимствования - вырасти. В таких условиях российским компаниям очень сложно будет обслуживать огромные внешние долги.

2.2 Пути преодоления кризиса в отечественной экономике

Основой целью социально-экономической политики государства должна стать: «На основе ускоренного роста ВВП на уровне 10-12% в год утроить к 2020 году доходы российских граждан и превзойти среднеевропейский уровень ВВП населения на душу населения»

Для достижения этой цели необходимо концентрировать экономическую политику государства на следующих основных направлениях:

1. Построение эффективной рыночной социальной модели. Развитие социальной системы должно идти не по принципу планового перераспределения, как это во многом до сих пор происходит в России, а на основе развития рыночной социальной модели.

Идеологию такой модели - модели «социального капитализма» - заложил ещё в 1930-е годы Франклин Рузвельт. Именно в это время мир начинает отказываться от эгоистических принципов дикого капитализма и переходить на идеологию социального партнёрства, которая сегодня является основой развития демократического общества. Эффективность рыночной социальной модели базируется на трёх основных составляющих:

•        Развитии массового конкурентного рынка, бизнеса, который, по сути, принимает на себя большую часть социальной нагрузки в обществе. Создавая рабочие места, он обеспечивает материальное благосостояние работников, выплачивая налоги, наполняет через бюджет государственную социальную систему, цель которой - обеспечить достойный уровень жизни для тех, кто не в состоянии это сделать сам.

•        На рыночных социальных институтах, основными, но далеко не единственными из которых являются:

·частно-государственная система пенсионного обеспечения;

·система общего и профессионального образования;

·система социального и медицинского страхования;

·независимые профсоюзы и другие институты.

•        На институте благотворительности.

Развитие рыночной социальной системы является сложной стратегической задачей, но первоочередными мерами на пути её реализации могли бы стать:

· Дальнейшая реализация и совершенствование доказавших свою эффективность национальных проектов, с сохранением всех выбранных направлений развития образования, медицинского обслуживания, обеспечения населения доступным жильём, развития сельского хозяйства. Постепенная реструктуризация отдельных направлений национальных проектов в форму частно-государственных фондов целевого капитала под управлением независимого Общественного Совета и профессиональной управляющей компании.

· Возвращение от налоговой формы к страховым формам пополнения Пенсионного фонда и фондов социального страхования. Одновременное введение государственных пособий по возрасту и полной или частичной нетрудоспособности для обеспечения за счёт бюджета достойных условий для неработающего населения.

· Увеличение ресурсной базы и финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов. Развитие альтернативных механизмов пенсионных накоплений, в т.ч. через использование корпоративных схем.

· Постепенное, например, начиная с граждан, родившихся позже 1970 года, повышение пенсионного возраста.

· Разработка и введение мер стимулирования развития первоначального и среднего профессионально-технического образования, в том числе разрешение вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль 50% стоимости затрат компаний на обучение специалистов в лицензированных учебных заведениях.

· Завершение монетизации льгот, в том числе и в Федеральной программе дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ДЛО).

· Постепенное доведение минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума, завершение передачи права устанавливать минимальный размер заработных плат в регионах Трехсторонним комиссиям (государство - профсоюзы - работодатели).

· Справедливое, эффективное и неинфляционное использование сверхдоходов от реализации «природной ренты» в интересах всех граждан и национальной экономики, в том числе доходов от размещения средств «Фонда будущих поколений».

· Налоговое поощрение развития системы благотворительности, принятие закона «О благотворительности».

2. Развитие массового конкурентного рынка.

Основными источниками налогов, инвестиций и экономического роста в российской экономике продолжают оставаться два десятка крупных компаний, хотя по законам рынка экономика должна развиваться на базе частной предпринимательской инициативы миллионов людей, в конкуренции сотен тысяч малых, средних и крупных компаний.

Потенциал роста экономики, решения социальных проблем и развития гражданского общества, будущая стабильность демократии и гарантии суверенитета страны лежат именно в плоскости развития массового конкурентного рынка.

Сложность поставленной задачи заключается в том, что, учитывая массовый характер субъектов такой политики, к ним невозможно применять выборочный подход как для сверхкрупных компаний. Необходимо выстраивать сложную систему мер общеэкономического характера, осуществлять тонкую настройку экономики.

Но уже сегодня ясно, что на первом этапе необходимо убрать барьеры, стоящие на пути развития бизнеса, и, прежде всего, обеспечить:

1. Создание благоприятных экономических условий для развития бизнеса:

Демонополизация, обеспечение свободы конкуренции; защита прав собственности; становление справедливой судебной системы. Снижение налоговой нагрузки до уровня 30-35% от доходов предприятий.

·  переход от зачетного к прямому способу начисления НДС по фактической добавленной стоимости, созданной компанией. Снижение ставки этого налога с 18% до 12%;

·  снижение ставки единого социального налога с 26% до 12%, с одновременной отменой регрессивной шкалы по его уплате - льготы для богатых. В дальнейшем возвращение от налоговой (за счёт ЕСН) к страховым формам пополнения Пенсионного фонда и фондов социального страхования;

·  снижение на 50% налога на прибыль, реинвестированную в развитие производства, в том числе в покупку иностранных технологий. Значительное упрощение и модернизация системы налогового администрирования: переход от ежеквартальной к ежегодной системе бухгалтерской отчётности, отмена налогового учёта и кардинальное упрощение налоговой отчетности. Переход в течение трёх лет на новую систему бухгалтерской отчётности, соответствующую международным стандартам.

2. Защита национального производителя путём реализации новой тарифной политики:

Упрощение системы импортных таможенных пошлин - введение пяти групп товаров с единой ставкой таможенного обложения внутри каждой группы. При этом пошлины должны возрастать по мере движения по технологической цепочке (первые две группы - беспошлинно):

·  сырье, лицензии, информационные товары и услуги;

·  инвестиционные товары (оборудование, средства производства);

·  продовольствие и промежуточное сырье;

·  потребительские товары;

·  предметы роскоши и подакцизные товары.

3. Помощь бизнесу в обеспечении доступными инвестиционными ресурсами и оборотным капиталом:

· Придание Центральному банку в законодательном порядке, помимо чисто финансовых задач (контроля за инфляцией и валютным курсом), функции финансового содействия экономическому росту. Стимулирование кредитной активности банков через максимальное: развитие системы рефинансирования. Значительное упрощение требований к банкам - получателям кредитов в системе рефинансирования. Расширение списка активов, принимаемых в качестве обеспечения.

· Развитие системы существующих и вновь создаваемых государств венных финансовых институтов развития - Банка развития, Федерального и региональных инвестиционных фондов, региональных; гарантийных агентств, Российской венчурной компании и др. Создание агентства по предоставлению государственных гарантий на часть стоимости оборудования, закупаемого российскими потребителями и лизинговыми компаниями.

•        Внесение поправок в Налоговый кодекс, частично освобождающих от налогообложения доходы, направляемые в негосударственные пенсионные фонды (с целью ускоренного развития НПФ как важнейших источников «длинных денег» в экономике).

4. Снижение административной нагрузки на бизнес как со стороны налоговых, так и других административных органов. Как первый шаг, введение системы обязательного заявительного учёта в Прокуратуре всех проверок любыми государственными органами, кроме правоохранительных, как коммерческих, так и некоммерческих организаций, а также физических лиц; право отказа от проведения проверки, если такой регистрации не произведено.

1. Сбалансирование экономики.

Для того чтобы выйти из кризиса, нужно сбалансировать экономику, перераспределив доход, а именно: надо перевести часть доходов богатых в пользу основной массы бедных граждан России, что бы сделать их платежеспособными за уже потребляемые ими жизнеобеспечивающие товары.

Балансов в экономике очень много, но главные балансы, которые страна должна учитывать, а каждый гражданин их должен знать, - это балансы трех интегральных макроэкономических компонентов.

Первый компонент - издержки производства жизнеобеспечивающих товаров и услуг. Второй - цена или сумма цен всех товаров жизнеобеспечивающих товаров и услуг. Для сбалансированности цена должна быть примерно на 10% больше, чем издержки производства, чтобы была рентабельность. Третий компонент - фонд оплаты труда. Фонд оплаты труда должен быть сбалансирован с ценами так, чтобы, во-первых, фонда зарплаты народа хватило для того, чтобы выкупить все произведенные товары, и, во-вторых, чтобы не было избытка в фонде зарплат.

Сейчас у нас аномально занижены заработные платы. Например, на недавнем съезде транспортников России говорили о доле заработной платы в транспортных расходах. В России эта доля 20%, а в индустриальных и развивающихся странах - 50%. Тоже в сельском хозяйстве и в большинстве отраслей производства. Доля зарплаты в ВВП у нас около 30-35%, а должна быть 60-70%.

Зарплата основной части настолько занижена, что она давит на цены жизнеобеспечивающих товаров и услуг (хлеб, услуги ЖКХ, электричество, тепло и транспорт), которые народ в любом случае потребляет, чтобы жить, но не может компенсировать издержки на производство этих жизнеобеспечивающих товаров и услуг. Потому что давление заниженных зарплат на цены такое сильное, что цены на товары и услуги указанных отраслей стали ниже чем издержки. Ведь все производственники жалуются на недофинансирование, из-за чего как минимум не происходит в необходимой мере обновления основных фондов.

Таким образом, для того, чтобы спасти транспорт, сельское хозяйство, ЖКХ, энергетику, чтобы преодолеть заниженные тарифы и недофинансирование, нужно поднять долю оплаты труда в валовом внутреннем продукте. И сделать это можно только за счет сокращение сверхдоходов очень богатых, получаемых главным образом за счет экспорта природных ресурсов и присвоения природной ренты. Для этого не надо их разорять, но уровень доходов, выводятся из отечественной экономики или тратятся на роскошь, чрезмерен для нашей страны. Уровень этих доходов должен быть сокращен в три-четыре раза.

Избыток сверхдоходов, сосредоточенный в руках 1025 населения, должен быть передан в зарплату для того, чтобы компенсировать необходимое повышение цен на транспортные услуги, на продукты сельского хозяйства и энергетики, чтобы сбалансировать издержки производства, в том числе и на оплату труда в этих отраслях. Только так можно сбалансировать экономику и создать для экономического роста нашей страны.

3. Инновационно-промышленная политика

Промышленная политика - это составная часть государственной экономической политики, направленная на стимулирование развития отраслей, регионов и проектов, способных оказать кумулятивное воздействие на другие секторы экономики и вести к росту предложения отечественных товаров и услуг, диверсификации экономики и быстрой модернизации основных фондов, решению социальных проблем. Таким образом, это политика, направленная на капитализацию сравнительных конкурентных преимуществ российской экономики.

2006 год можно с уверенностью назвать годом начала реализации промышленной политики у нас в стране, но для придания ей системного характера прежде всего необходимо:

•Определить основные направления промышленной политики. Большинство предварительных оценок свидетельствует о том, что на настоящем этапе «точки роста» в российской экономике следует, в первую очередь, искать на следующих направлениях:

·  переработка сырья (нефти- и газохимия, глубокая лесопереработка);

·  наукоемкие отрасли и военно-промышленный комплекс, включая космическую, авиационную и судостроительную промышленность;

·  жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, имеющие не только важнейшее социальное значение, но и способные стать мощным локомотивом роста десятков смежных отраслей;

· агропромышленный комплекс (природно-климатические ресурсы России создают предпосылки для того, чтобы Россия могла стать мировым лидером в сфере производства зерновых и продукции животноводства);

-        развитие транзитного потенциала между Европой и Юго-Восточной Азией, которое будет способствовать не только получению дополнительных доходов, но и ускоренному развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

• Приступить к реализации конкретных проектов в рамках промышленной политики, используя инструменты софинансирования государством инвестиционных проектов через систему государственных финансовых институтов развития, использование механизмов государственно-частного партнёрства на основе Федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», создание новых территориально-производственных комплексов, развитие региональных и локальных промышленных кластеров, предоставление преференций субъектам промышленной политики, например:

·  полное или частичное освобождение от уплаты отдельных видов налогов для вновь создаваемых предприятий (налоговые каникулы и кредиты), введение гарантий от увеличения налогового бремени;

·  софинансирование государством через систему государственных финансовых институтов развития проектов по расширению существующих территориально- производственных комплексов и стимулированию развития региональных и локальных кластеров;

·  введение дополнительных льгот по налогу на имущество на вновь приобретаемое оборудование.

4. Развитие инфраструктуры

В России профицитный бюджет, и если вести речь об его использование, то надо решить: может ли профицит бюджета использоваться не только на создание страхового фонда, но и на развитие экономики? Ясно, что в целях развития и может, и должен использоваться. Другой вопрос, что хочется эти средства использовать в первую очередь, скажем, на повышение зарплаты врачам, учителям и ученным. Но с этого начинать нельзя, потому что рост экономики должен опередить темпы прироста доходов, необходимо реальное развитие производства, а затем еже все остальное. При этом известны направления использование профицита бюджета, гарантировано работающие на экономический рост. Скажем, инфраструктурные проекты - это способ поддержки нормального бизнеса. Сам бизнес не может и не будет только за счет собственных ресурсов вкладывать деньги в крупные инфраструктурные объекты: дороги, порты, сети энергообеспечения. Но когда есть дороги и сети энергообеспечения, тогда появляется и благоприятный инвестиционный климат. Именно так.

Поэтому отдельным важным направлением экономической политики государства является развитие инфраструктуры. Важным направлением является развитие жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая сегодняшнее его состояние, отсталость основных фондов именно развитие коммунальной инфраструктуры будет иметь особо важный социальный эффект и существенное экономическое значение.

Вместе с тем, при реализации программ развития инфраструктуры, особую сложность представляют высокие коррупционные риски и неэффективность сложившейся системы управления этими проектами. К тому же, в результате жёсткой бюджетной политики, правительство в последние годы резко недофинансировало это направление. Всё это привело к ситуации, когда по всем направлениям, кроме систем связи и развития железных дорог, сложилась кризисная или предкризисная ситуация.

Сегодня ситуация меняется, в правительстве приходит понимание необходимости инвестиций в инфраструктурную сферу, реализации масштабных инфраструктурных проектов. Главное, чтобы в результате оценки по современным методикам эти проекты были бы правильно выбраны, хорошо спланированы, их реализация дала бы толчок развитию инвестиций в экономику, а управление строилось на новых принципах и не привело бы к коррупции и нецелевому использованию средств.

Принципы развития инфраструктуры по отдельным направлениям могут носить различный характер, но основой будущего развития всех видов инфраструктуры является государственно-частное партнёрство. В нашей стране уже принят закон «О концессионных соглашениях», который является нормативной законодательной базой такого партнерства.

Необходимо по всем направлениям выработать стратегические программы, сформировать организационную структуру и приступить к реализации конкретных проектов.

3. Результаты преобразований и современные аспекты развития экономики России

3.1 Текущие проблемы отечественной экономики

Шестилетний период интенсивного роста российской экономики сопровождался углублением ее структурных диспропорций. Между опорными секторами экономики - экспортно-сырьевым и внутренне ориентированным (обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство) - стал увеличиваться качественный разрыв по параметрам, определяющим конкурентоспособность производства: рентабельности, обеспеченности инвестициями, заработной плате и др. Значительная часть российской экономики оказалась практически отрезанной от ресурсов развития - инновационных, трудовых, финансовых. Причем именно здесь сосредоточено более половины занятых в экономике.

Баланс между «разбегающимися» секторами экономики компенсируется за счет заниженности валютного курса, цен на газ, тарифов на электроэнергию и транспорт, сохранения низкой оплаты труда, переноса налоговой нагрузки на экспортно-сырьевой сектор. Однако действие этих компенсаторов из года в год ослабевает, что ведет к снижению общего уровня конкурентоспособности российской экономики и замедлению экономического роста.

Особое положение занимает сектор социальных услуг с высокой зависимостью от бюджетного финансирования и уровня доходов населения. Для него характерен эффект «ресурсно-институциональной воронки», при котором из-за хронического дефицита ресурсов ухудшается качество институтов, что ведет к снижению эффективности использования имеющихся ресурсов и к еще большему их дефициту.

Нарастание структурных дисбалансов в российской экономике усугубляет противоречие между социальными и экономическими аспектами ее развития. Обостряется альтернатива: либо поддержание конкурентоспособности за счет сокращения занятости и (или) замедления роста заработной платы; либо ослабление конкурентоспособности при сохранении высокой занятости. Это обусловливает закрепление к России негативных социальных тенденций, несмотря на рост реальных доходов населения. Речь идет о росте смертности в трудоспособном возрасте, заболеваемости некоторыми «социальными» болезнями, росте числа тяжких преступлений.

На фоне общего роста доходов населения сохраняется масштабная бедность. По официальным данным, к бедным относилось примерно 18% населения, по альтернативным оценкам - 27-28%. При этом около трети бедных, вероятно, принадлежат к числу «застойно бедных», т.е. остаются в этой категории в течение не менее пяти лет. %

Такая ситуация - результат роста благосостояния в условиях высокой дифференциации населения по доходам".

Российская экономика, открытая для товарных потоков, остается в то же время отключенной от важнейших долгосрочных потоков капитала, структурирующих долгосрочные отношения с другими центрами мировой экономики и определяющих приток современных технологий, включая организационные. Так, по сравнению с близкой по масштабам экономики Бразилией объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику меньше практически на четверть (72 млрд. долл. по сравнению с 101 млрд. долл.). Разрыв по сравнению с Китаем, для которого характерен бурный рост инвестиций, еще больше: по прямым иностранным инвестициям почти в 5 раз, по портфельным - в 1,5 раза.

Показательно отсутствие примеров успешной реализации совместных с развитыми странами крупномасштабных проектов в области высоких технологий (за исключением межгосударственного сотрудничества).

Сохраняется и воспроизводится количественный и качественный разрыв между Россией и наиболее развитыми странами мира.

Еще более осложнена ситуация отставания России от ведущих стран по качественным параметрам развития. Так, производительность труда 3-4 раза ниже показателей стран - лидеров мировой экономик;

И еще у нас часто говорят, что ВВП России растет быстрыми темпами, что многих успокаивает. А ведь производство основных жизнеобеспечивающих товаров сокращается, заводы деградируют, а общество еще не осознало пагубность нынешнего экономического курса. Россия потеряла машиностроение и все производства товаров с высокой долей трудовых затрат. В стране работают сырьевые и полу сырьевые отрасли: нефтедобыча, нефтепереработка, производство металлов, некоторые производства, их обслуживающие, и те экономические сферы которые обслуживают экспорт сырья и импорт товаров потребления.

Приведу несколько примеров. Россия выпускала 125 гражданских самолетов в год, а сейчас выпускает несколько штук (5-6) и уже не может увеличить выпуск. В России почти не шьется одежда, мало производится станков, электротехнических и радиотехнических товаров, в 20 раз сократилось производство энергетического оборудования.

Сейчас уже дело не в том, что нет покупательного спроса, но и в том, что те рабочие, которые ушли с заводов, никогда туда не вернуться. В строительном комплексе атомной промышленности было 76 тысяч рабочих, сейчас осталось всего 5 тысяч. Из выпускников авиационных университетов, в частности в Уфе, Москве, Самаре, практически никто не идет работать в авиационную промышленность, которая многократно сократилась. В Уфе есть авиационный завод, производящий моторы для военных самолетов. Он сократил производство в 30 раз. Там же, в Уфе закрылся химический комбинат, на котором работали более 5 тысяч рабочих. В России в десятки сократилось сельскохозяйственное машиностроение. В кризисном состояние сельское хозяйство. И это происходит под успокоительные речи политиков о грядущих инвестициях и хороших темпах роста ВВП.

Теперь, чтобы восстановить производство, необходимо заново восстанавливать рабочий класс, то есть воспитывать юношей и обучать и в ПТУ. Вместо того чтобы значительную часть доходов от нефти, газа и металлов растрачивать на предметы роскоши и заграничные забавы пару сотен российских миллиардеров и мультимиллиардеров, Россия должна использовать эти средства для воспитания и образования молодежи, для восстановления рабочего класса, инженерного и научного корпусов страны.

Еще одной важной текущей проблемой является импорт товаров. Под воздействием повышения реального курса рубля в условиях значительного роста доходов предприятий и населения вырос за истекший год на 35% (против 30,8% в 2006 г.). Как и в прошлые годы, в российском импорте упрочились позиции потребительских товаров при одновременном снижении удельного веса инвестиционных товаров.

Можно с уверенностью предположить, что импорт и дальше будет расти быстрыми темпами. Увеличению импорта будут способствовать:

• в первую очередь, продолжающийся рост доходов населения (15%), увеличивающийся значительно быстрее, чем внутреннее производство (6%);

· недостаточная конкурентоспособность российских производителей, вынужденных уступать часть прироста внутреннего спроса иностранным конкурентам;

· повышение реального обменного курса рубля (снижая конкурентоспособность отечественного производителя).

Складывающаяся ситуация привела к тому, что импорт превратился в одно; из основных ограничений на пути экономического роста в нашей стране.

Сильную озабоченность вызывают и опережающие темпы роста импорта. Несмотря на то, что сальдо торгового баланса оставалось положительным (170 млрд. долл.), темпы роста импорта (35%) уже второй год подряд почти в 2 раза превосходят темпы роста экспорта. По разным оценкам, уже в 2009 или 2010 годах импорт товаров в РФ, растущий на 50-60 млрд. долл. в год, превысит экспорт.

3.2 Перспективы развития российской экономики

Сегодня российская экономика на подъеме. С 1999 г. ее темпы существенно опережают динамику мировой экономики. В последние три года прирост ВВП превышал 6%. Уровень безработицы заметно снизился (1999 г. - 9,3 млн. чел., 2004 г. - 6,0 млн. чел.). Россия вошла в десятку стран с наиболее крупными экономиками мира с объемом ВВП по паритету покупательной способности свыше 1 трлн. долл.

При этом повышается (хотя в последние годы явно в недостаточной мере) эффективность использования ресурсов. Так, за 2000-2005 гг. производительность труда повысилась на 46% (из них 17% приходится на 2000-2001 гг., т.е. период вовлечения в производство частично занятых работников). Уровень энергоэффективности также постепенно растет.

На базе быстрого роста инвестиций (в 1,83 раза за 2000-2005 гг.) удалось обеспечить модернизацию ряда секторов промышленности, которые эффективно позиционировали на рынке (прежде всего внутреннем). Классический образец - пищевая промышленность: в ней на основе частных инвестиций и притока капитальных ресурсов из-за рубежа успешно проведена модернизация производственного аппарата. В результате, рынок продовольственных товаров в настоящее время на значительном числе сегментов контролируется российскими компаниями, которые, частично вытеснив импорт, начали экспансию в страны СНГ.

Последовательно повышается уровень капитализации российского фондового рынка. Индекс РТС повысился примерно с 600 п. в 2004 г. до 1400 п. к началу 2006 г. и (после кратковременного падения летом) стремится к 1800 п.

Россия вошла в число стран группы BRIC, наиболее привлекательных для внешних инвесторов.

Все это способствует хорошей перспективе развития страны.

Приток новых инвестиций, если для них будут созданы конкурентоспособные условия, приведёт к приходу новых энергоэффективных технологий и повышению энергоэффективности российской экономики, так что имеющиеся генерирующие мощности могут с определенной вероятностью оказаться даже избыточными.

Такая же ситуация существует и с дефицитом трудовых ресурсов: по уровню производительности труда наша страна в 2,5-4 раза отстала от передовых стран

Эта отсталость снижает конкурентоспособность страны, но, с другой стороны, создаёт перспективу притока новых эффективных технологий в переработку, что неминуемо должно привести к снижению потребности в рабочей силе на единицу выпускаемой продукции и снижению дефицита трудовых ресурсов. Кроме того, проблему могут и должны снять развитие системы профессионального образования, и, в первую очередь, начального и среднего образования, а также разумная иммиграционная политика.

В России заложен значительно больший потенциал роста, чем считает экономический блок правительства. Заключается он в развитии отечественного производства, перерабатывающего сектора и массового конкурентного рынка.

Доказательством тому является пример из нашей собственной истории. Период 1998-2002 годов показал, что если в России создать благоприятные экономические условия для развития бизнеса, снизить издержки, то экономика, даже в условиях менее благоприятной конъюнктуры цен на рынке сырья, может расти темпами более 10% в год за счёт роста инвестиций именно в обрабатывающие производства. И это в    условиях административного давления, коррупции и отсутствия нормальной судебной системы.

Сегодня для быстрого и качественного роста сложилась уникальная ситуация: рост внутреннего спроса за счёт увеличивающихся доходов от продажи сырья при стабильности финансовой ситуации и благоприятной конъюнктуре цен на мировых товарных рынках, возможность оперативного принятия государственных решений, как следствие политической консолидации в стране, - все это создает беспрецедентные возможности для роста экономики.

Мы обязаны использовать эти возможности и на основе выбора правильной, учитывающей национальные особенности, экономической модели, достичь кардинального улучшения качества жизни в стране, диверсификации экономики - развития несырьевого сектора и создания      массового конкурентного рынка.

И на основе всего выше сказанного возможно спецмалистами делаются следующие прогнозы основных экономических показателей 2008-2010 гг.

Экономический рост. Удастся ли российским компаниям обеспечить в конечном счете существенное ускорение экономического роста, или впереди новая волна его замедления - пока неясно.

С одной стороны, ряд факторов будет обусловливать снижение экономической динамики. В первую очередь это повышение требований потребителей к качеству и техническому уровню производимой продукций. Отметим что именно в сфере «неценовой конкурентоспособности» позиции российских производителей сегодня достаточно слабые. Дополнительную остроту ситуации в перспективе придают новые факторы: снижение уровня таможенной защиты внутренних рынков в связи со вступлением в ВТО и экспансией в России западных торговых сетей, ориентирующихся в значительной мере на поставки товаров brand name по импорту.

С другой стороны, ряд факторов в перспективе, видимо, станет, наоборот, способствовать повышению конкурентоспособности российской продукции и росту производства. К числу таких факторов, вероятно, будут относиться:

- прекращение усиления рубля из-за снижения притока в страну валюты по каналам внешней торговли;

- последствия модернизации производственного аппарата в целом ряде отраслей промышленности, обеспечивающей повышение качества и технологического уровня выпускаемой продукции;

- реализация принятых в последние два года и находящихся еще только в стадии подготовки решений в области политики конкурентоспособности - стимулирования технологического развития, качественного совершенствования кадровой базы экономики, повышения энергоэффективности.

Какие - положительные или отрицательные - факторы будут превалировать, покажут ближайшие два-три года. В. целом можно ожидать определенного снижения темпов экономического роста - до 6,0-6,2% в год.

Инвестиции в основной капитал. Основу экономического роста в перспективе все в большей степени составит рост инвестиций в основной капитал. При этом будут расширяться инвестиции как в сырьевых и инфраструктурных отраслях (в силу роста капиталоемкости добычи и транспортировки ресурсов и необходимости модернизации инфраструктуры), так и, судя по заявленным инвестиционным проектам, в целом ряде перерабатывающих отраслей.

Хотя в перспективе не ожидается повторения рекордных результатов 2007 г., можно предположить, что динамика инвестиций в основной капитал будет высокой - темпы их прироста (11-15% в год) почти вдвое превысят общую экономическую динамику.

Это может быть связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, динамика основного компонента доходов населения - заработной платы (особенно при условии стабилизации нефтяных цен, которая привлечет к прекращению быстрого расширения притока в российскую экономику «нефтяных доходов») - станет постепенно

Внешняя торговля. В перспективе, как уже говорилось, можно ожидать стабилизации стоимостных объемов экспорта российских товаров. Это будет связано со стабилизацией физических объемов вывоза важнейших российских сырьевых товаров (нефти и газа) и с ожидаемым прекращением роста мировых цен на них.

Одновременно продолжится поступательное наращивание импорта товаров, стимулируемое быстрым расширением внутренних рынков. Дополнительные благоприятные условия для импорта создаст ожидаемое вступление России в ВТО.

Соответственно сальдо торгового баланса к 2010 г. может достичь минимального уровня за период с 2003 г. - 10 млрд. долл.

Заключение

Из курсовой работы можно сделать следующие выводы.

1.       Итоги и показатели 2007 года убедительно показывают, что российская экономика развивается, в её структуре начинают происходить положительные качественные изменения:

·   происходит рост реальных располагаемых денежных доходов населения, который ведёт к нарастанию спроса со стороны домашних хозяйств;

·   увеличивается темп прироста инвестиций в основной капитал;

·   в первом квартале 2007 года, впервые с 2003 года, наблюдались опережающие темпы роста промышленного производства по сравнению с темпами роста ВВП.

2.       Вместе с тем, кардинального перелома в структуре экономики не произошло, и в среднесрочной перспективе ситуация в России из-за наличия трёх основных системных проблем - зависимости экономики от доходов, получаемых от экспорта сырья, слабого развития конкурентного рынка и, как следствие, отсталости в социальной сфере - выглядит неустойчивой.

Высокие темпы экономического роста России по-прежнему основываются на трёх основных факторах, прямо или косвенно связанных с притоком нефтяных доходов.

Россия продолжает развиваться как страна сверхкрупного и, в основном, сырьевого капитала.

3.       Среди факторов, сдерживающих развитие перерабатывающего сектора, свободного конкурентного рынка, на первый план возвращаются проблемы экономического характера и, прежде всего:

· высокий уровень налоговой нагрузки;

· дефицит трудовых ресурсов;

· недостаток доступного инвестиционного капитала.

4. Основной стратегией правительства в 2006 году стало выстраивание политики «умеренного роста», нашедшей отражение в Среднесрочном прогнозе развития экономики на 2008-2010 годы и принятом Государственной думой Трёхлетнем бюджете. Такая политика стала результатом компромисса между двумя точками зрения о путях дальнейшего развития экономики России: между сторонниками продолжения проводимой в прошлом политики приоритета макроэкономической стабилизации и приверженцами идеи стимулирования динамичного экономического роста.

5.       Потенциал роста, и значительно больший, чем считает экономический блок правительства, состоит в переориентации значительной части внутреннего потребительского и промышленного спроса с растущего импорта на продукцию отечественного перерабатывающего сектора, снятии барьеров на пути развития несырьевого бизнеса, который может эффективно расти только на основе массового конкурентного рынка.

6.       Для достижения этой задачи необходимо, с учётом характерных для России национальных особенностей, выбрать в качестве базовой модели развития российской экономики модель «социально ориентированного рынка».

Основной целью социально-экономической политики государства должно стать:

«на основе ускоренного роста ВВП на уровне 10-12% в год утроить к 2020 году доходы российских граждан и превзойти среднеевропейский (ЕС-15) уровень ВВП на душу населения».

Все возможности для этого у России есть, нужно только приложить усилия и правильно ими воспользоваться.

Список используемой литературы

1. Абрамова Е.А. Экономические итоги развития российской экономики в 2006 г. и прогноз на 2008-2010 гг. / Е.И. Абрамова, Д.Р. Белоусов, К.В. Михайленко // Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 1. - С.55. ISBN 0868 - 6351

. Белоусов Д.Р. О положении в российской экономике / Д.Р.Белоусов, К.В. Михайленко // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3. - С.21. ISBN - 0868 6351

. Гринберг Р. Становление отечественной рыночной экономики и проблема долгосрочного планирования/ Р. Гринберг // Общество и экономика. - 2007. - № 11-12. - С.108. ISBN 0207 - 3676

. Доклад об экономике России, июнь 2008// Общество и экономика. -2008. - №6. - С.58 ISBN 0207 - 3676

. Дубенецкий Я.Н. Итоги и перспективы реформирования экономики России (к 15-летию реформ) / Я. Н. Дубенецкий // Проблемы прогнозирования. - 2005. - №4.- С.15 ISBN - 0868 6351

. Ивантер В.В. Актуальные проблемы развития России / В. В Ивантер.// Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 3. - С.3 ISBN 0868 - 6351

. Иванченко В. К системному развитию России/ В. Иванченко// Экономист.-2005.-№11. -С.3 ISBN 0869-4672

. Нигматулин Р. Базисные экономические балансы и макроэкономические реформы, необходимые для России/ Р. Нигматулин // Общество и экономика. - 2007. - № 11-12. - С.204. ISBN 0207 - 3676

. Николаев И., Точилкина О., Титова М., Глумова Е. "Второе дыхание". Программа социально-экономического развития России на 2008-2010 годы / И. Николаев, О. Точилкина, М. Титова, Е. Глумова // Общество и экономика. - 2007. - № 11-12. - С. 11. ISBN 0207 - 3676

. Остапюк С. Программно-целевое развитие наноиндустрии в России / С. Остапюк // Общество и экономика. - 2007. - №1. - С. 126 ISBN 0207 - 3676

. Титов Б. Проблемы развития российской экономики: барьеры и пути их преодоления на основе рыночной социальной модели / Б. Титов, И. Пилипенко, А. Данилов-Данильян // Общество и экономика. - 2007. - № 7. - С. 3. ISBN 0207 - 3676

. Цветков В. Иллюзия благополучия парадоксальной экономики/ В. Цветков // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С.47 ISBN 0207 - 3676

. Фетисов. Задача снижения зависимости российской экономики от сырьевого экспорта/Фетисов// Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 3. - С.17. ISBN 0868 - 6351

. Экономическая теория: Учебник/ под редакцией В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: Издательство «ИНФА-М», 2005. - 672с. - ISBN 6-16-002162-0

. Экономическая теория: Учебник/ под редакцией Е.Ф. Борисова. - М.: Издательство «Юрайт», 2003. - 384с. - ISBN 5-94879-072-Х

Похожие работы на - Структурный кризис российской экономики 2000-2008 гг.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!