) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" <sp://num=4863>, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом [1. ст. 346.12];
) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн.рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 <#"justify">Вновь созданные организации вправе перейти на упрощенную систему налогообложения начиная с первого налогового периода, начинающегося со дня их постановки на налоговый учет в налоговом органе [1. ст. 346.13].
Применение налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения прекращается в случае нарушения условий, предусмотренных ч.4,5 и 6 статьи 346.13, а также в случае, если налогоплательщик самостоятельно принял решение об отказе от работы в условиях упрощенной системы налогообложения.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 346.12 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.13 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.
2.5 Объекты налогообложения и налоговые ставки
Объектами налогообложения при упрощенной системе признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения предоставлен самому налогоплательщику. Выбрав объект при переходе к упрощенной системе, налогоплательщик вынужден будет применять его в течение всего периода применения самой упрощенной системы.
Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения: доходы, полученные налогоплательщиками, облагаются по ставке 6%, а доходы, уменьшенные на величину расходов, - по ставке 15% [1. ст. 346.20].
В 2010 году для плательщиков УСН ставка взносов в ФСС, ФФОМС и ТФОМС составляет 0%, а общая ставка взноса в ПФР- 14%. В результате в 2010 г. общая ставка страховых взносов для «упрощенцев» составляет 14 %. Она не отличается от ставок, действовавших в 2009 году, еще до отмены ЕСН. Однако данная льгота отменяется с 2011 года, когда общая ставка страховых взносов для «упрощенцев» составит 34% облагаемого фонда оплаты труда.
.6 Порядок определения и признания доходов и расходов
Доходами признаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества.
Поступления, которые не являются выручкой (доходами), не должны учитываться при расчете базы налогообложения. К таким поступлениям, в частности относятся:
. Суммы, полученные за продукцию, отгруженную до перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если предприятие до перехода на упрощенную систему налогообложения учитывало при налогообложении выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов;
. Полученные суммы авансов и предоплат (при этом суммы авансов и предоплат, в счет которых отгрузка товаров или оказание услуг так и не были произведены, следует рассматривать как кредиторскую задолженность, которую по истечении срока исковой давности следует включить в налогооблагаемую базу);
. Суммы, поступающие организации по полученным ссудам (займам);
. Стоимость товара, принадлежащего доверителю или комитенту, от имени или за счет которых совершались определенные действия.
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы.
) на приобретение основных средств;
) на приобретение нематериальных активов;
) на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
) материальные расходы;
) на оплату труда;
) на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
) суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам);
) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
) на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
) арендные платежи за арендуемое имущество;
) на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
) на командировки, в частности :
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, на обслуживание в номере, за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федераций;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы ;
) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
) на аудиторские услуги;
) на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
) на канцелярские товары;
) на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
) на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
) на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
Перечисленные в Федеральном законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства, включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам (в том числе связанных с капитальными затратами и просроченных) и стоимость оказанных услуг.
Из валовой выручки исключаются произведенные расходы, установленные законодательством, в фактических суммах затрат. Их не следует распределять между отгруженной и оплаченной продукцией.
Спорным является включение в затраты расходов на приобретение канцтоваров и ряда других, традиционно относимых к общехозяйственным, но напрямую не указанных в перечне.
Затраты, не приведенные в этом перечне, покрываются за счет той части дохода, которая остается в распоряжении организаций.
Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав. При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
) материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), а также расходы на оплату труда - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц;
) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации указанных товаров. Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты;
) расходы на уплату налогов и сборов - в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность;
4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 <#"justify">.7 Налоговая база, налоговый и отчетный период
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам <#"justify">2.8 Порядок исчисления и уплаты налога. Зачисление сумм налогов в бюджет
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством <#"justify">Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ПО МЕТОДИКЕ ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МИНФИНА РФ
ПК «Кристалл» применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы».
Производственный кооператив «Кристалл», учреждён физическими лицами в количестве шести человек:
. Андреевым В.А.
. Андреевым Е.А.
. Андреевой Н.Н.
. Соболевой Ю.Е.
. Андреевой М.В.
. Андреевым А.А.
ПК «Кристалл» зарегистрирован Регистрационной палатой г. Иваново «14» февраля 2007 г. С момента регистрации предприятие является юридическим лицом.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством Российской Федерации.
ПК «Кристалл» является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Участники отвечают по обязательствам ПК «Кристалл» и несут риск убытков, связанных с деятельностью кооператива в пределах стоимости их вкладов. Принятие новых участников в состав кооператива осуществляется по решению общего собрания участников. Местонахождение кооператива: Российская Федерация 153034, Ивановская область, г. Иваново, ул. Карьерная, д. 37.
Предметом деятельности кооператива является сдача нежилого имущества в аренду, а также извлечение прибыли. Кооператив вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом . Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.
В кооперативе числятся два работника: председатель кооператива Андреев В.А. и главный бухгалтер Андреева М.Г. Кооператив обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размер оплаты труда работников предприятия установлен согласно штатному расписанию.
Кооператив ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кооператив работает с 9 до 17 часов. Средняя продолжительность рабочей недели составляет 40 часов.
На основе финансовых данных ПК «Кристалл» определим налоговое бремя предприятия по методике департамента налоговой политики Минфина Российской Федерации и сделаем сравнительный анализ за 2008-2009 годы.
С помощью этой методики мы оценим тяжесть налогового бремени отношением суммы всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Данная методика рассчитывается по следующей формуле:
где НБ - налоговое бремя, %;
Нобщ - общая сумма налогов, руб.;
Вобщ - общая сумма выручки от реализации, руб.
Рассчитаем показатель налогового бремени за 2008 год: для этого рассчитаем общую сумму налогов = Налог по УСНО (Приложение 1) + НДФЛ (Приложение 3, Приложение 4 ).
Нобщ = 5280 + 7020 + 6604 = 18904 рублей.
Рассчитаем показатель налогового бремени за 2009 год: для этого рассчитаем общую сумму налогов =Налог по УСНО (Приложение 2) + НДФЛ (Приложение 5, Приложение 6).
Нобщ = 5400 + 7800 + 7365 = 20565 рублей.
Рассмотрев влияние показателей на рост налогового бремени можно сделать следующие выводы: рост выручки на 2,3% незначительно влияет на изменение налогового бремени. При увеличении затрат на заработную плату от общей суммы выручки, что составило общий прирост заработной платы на 11 %, налоговое бремя увеличилось на 0,69 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Субъекты малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов, малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка.
Установленный законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения документооборота.
Упрощенная система налогообложения обладает рядом преимуществ по сравнению с общим режимом. Так, например, ряд налогов, такие как налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), ЕСН, НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведение налогового учета и сдачу налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятия только в отношении одного налога.
Также немаловажным фактом является упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данное упрощение заключается в том, что отпадает необходимость ведения громоздкого бухгалтерского учета с использованием различных ведомостей, регистров, журналов, с заменой его бухгалтерским учетом с использованием Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимально упрощен.
Результатом проведенного в настоящей работе исследования упрощенной системы налогообложения является вывод о том, что действующая в настоящий момент упрощенная система усовершенствована с учетом опыта прошлых лет. В целом можно констатировать, что коррективы экономически выгодны налогоплательщикам.
Заботясь о благосостоянии своих сотрудников и увеличивая им заработную плату, предприятие готово понести увеличение налоговой нагрузки с целью сохранения коллектива.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (в ред. от 30.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - №32. - ст. 3340.
2. Дмитриева, Н.Г., Дмитриев, Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 512 с.
. Качур, О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. - М.: КНОРУС, 2007 - 304 с.
. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 509 с.
. Крутякова Т.Л., Мошкович М.Г. Упрощенка 2009: переход, применение, возврат (издание дополненное). М.: АйСи Групп, 2009.
. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности // Налоги и финансовое право. 2007.