Приобретение гражданства и избирательный процесс

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,32 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приобретение гражданства и избирательный процесс

Оглавление

Введение

. Основание и порядок приобретения гражданства

.1 Приобретения гражданства Российской Федерации в общем порядке

.2 Приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке

. Избирательный процесс и его стадии

.1 Назначение выборов

.2 Образование избирательных округов

.3 Выдвижение кандидатов и агитация

.4 Голосование и подсчет голосов

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбы миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Объектом исследования данной работы являются правоотношения, приобретения гражданства и избирательного процесса. Предметом исследования является общая и специальная литература, нормативные акты регулирующие основания и порядок приобретения гражданства, стадии избирательного процесса.

Целью настоящей работы является рассмотрение гражданства РФ и способов его приобретения; избирательный процесс и его стадии.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

исследовать приобретения гражданства Российской Федерации в общем порядке;

раскрыть приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;

показать процедуру назначения выборов;

рассмотреть образование избирательных округов;

охарактеризовать выдвижение кандидатов и агитацию;

раскрыть голосование и подсчет голосов.

Методологическую основу данной работы составляет целый комплекс общепризнанных методов, которые широко используется в юридических исследованиях. В его состав входят как общенаучные методы (анализ, синтез и т.д.), так и специальные и частнонаучные методы, метод правового анализа, метод системного подхода и метод формально-логического толкования.

1. Основание и порядок приобретения гражданства

.1 Приобретения гражданства Российской Федерации в общем порядке

Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

оба его родителя или его единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, - иностранные граждане или лица без гражданства, но при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку своего гражданства.

Основным критерием приобретения российского гражданства в общем порядке является наличие дееспособности гражданина, т.е. достижение лицом, обращающимся за получением гражданства, восемнадцатилетнего возраста. Это означает, что принцип эмансипации, предусмотренный в ст. 27 ГК РФ и установленный во многих странах Азии и Ближнего Востока, когда несовершеннолетний приобретает дееспособность путем участия в трудовых отношениях, официально заключает брак либо занимается предпринимательской деятельностью, не распространяется на получение российского гражданства.

В соответствии со ст. 13 Закона о гражданстве лица, не обладающие российским гражданством, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания в Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания в России для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Пятилетний срок обязательного проживания сокращается до одного года при:

а) наличии у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры либо обладании лицом профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставлении лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признании лица беженцем в порядке, установленном Федеральным законом N 4528-1 от 19 февраля 1993 г. "О беженцах";

) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;

) имеют законный источник средств к существованию, подтвержденный документами;

) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Данным Положением определено, что иностранцы и лица без гражданства инициируют процедуры получения российского гражданства в следующем порядке:

а) лицо, проживающее на территории Российской Федерации, подает заявление по месту жительства заявителя в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

б) лицо, проживающее за пределами Российской Федерации и не имеющее места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, находящемся за пределами России.

Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке подается по месту жительства заявителя лицом, проживающим:

а) на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций контроля и надзора в сфере миграции;

б) за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящееся за пределами России.

Рассмотрение заявлений о гражданстве Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Заявление подается заявителем лично. Однако, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяется нотариальными записями.

Заявление об изменении гражданства составляется заявителем собственноручно в двух экземплярах, а заявление об оформлении наличия гражданства Российской Федерации по рождению или при усыновлении (удочерении) составляется в одном экземпляре на бланке. При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу территориального органа ФМС РФ документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя. Исключение из данного правила состоит в том, что заявления об изменении гражданства лица, удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным, дипломатическим паспортами или паспортом моряка, не применяются, так как это может нанести вред интересам Российской Федерации на международной арене.

В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие, которое дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью либо подписью должностного лица и печатью полномочного органа в присутствии ребенка.

Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью. Документы, выданные компетентным органом иностранного государства, для признания их действительными в Российской Федерации должны быть легализованы либо на них должен быть проставлен апостиль, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В частности, таким международно-правовым актом является Гаагская конвенция - Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 1961).

Действие Гаагской конвенции распространяется на документы об образовании, гражданском состоянии, трудовом стаже, свидетельства о нахождении в живых, справки, доверенности, судебные решения и материалы по гражданским, семейным и уголовным делам. Статья 1 данной Конвенции предусматривает, что она не распространяется на "документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами", а также на доверенности. Это означает, что в тех случаях, когда это предусмотрено Законом о гражданстве, данные документы будут использоваться как оригиналы. Они должны легализоваться обычным путем, т.е. применяется консульская легализация, включающая в себя последовательное проставление удостоверительной надписи в нескольких учреждениях. Сохранение многоступенчатости при легализации подобных документов позволяет устанавливать более строгий контроль над происхождением данных документов.

В соответствии со ст. 5 Гаагской конвенции на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп - апостиль. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции.

По состоянию на 29 января 2007 г., помимо Российской Федерации, странами - участницами Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, являются: Австралия, Австрия, Албания, Аргентина, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова, Барбадос, Беларусь, Белиз, Бельгия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней Даруссалам, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Корея, Латвия, Лесото, Либерия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малави, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сальвадор, Самоа, Сан-Марино, Свазиленд, Сербия, Словакия, Словения, Сейшельские острова, Сент-Кристофер и Невис, Словения, США, Суринам, Тонга, Турция, Украина, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР, Япония.

Заявление о получении российского гражданства считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой.

В 2004 г. Приказом N 164 по Министерству внутренних дел Российской Федерации была утверждена Инструкция, которая обязывала ФМС России выполнять текущую работу по рассмотрению обращений иностранных граждан и лиц без гражданства по поводу приобретения российского гражданства.

Заявление о принятии в гражданство Российской Федерации подается по установленной форме в паспортно-визовые службы по месту будущей (предполагаемой) регистрации заявителя по месту жительства. При наличии у лица вида на жительство заявление подается по месту регистрации, указанному в виде на жительство. Порядок выдачи иностранцам и апатридам вида на жительство установлен Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".

К заявлению необходимо приложить (в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях, в частности, нотариально):

) вид на жительство. Кроме лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации. Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории Российской Федерации исчисляется со дня регистрации по месту жительства в Российской Федерации и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате его выдачи. Могут потребоваться и иные документы, подтверждающие факт выезда и въезда лица в Российскую Федерацию. В частности, к дополнительным документам следует относить:

а) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (вид на жительство);

б) документ, подтверждающий выезд из Российской Федерации до 6 февраля 1992 г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и (или) возвращение в Российскую Федерацию после 6 февраля 1992 г. по окончании трудовых, служебных отношений, обучения, лечения и частной поездки;

в) справки медицинского учреждения о прохождении лечения;

г) выписки из личного дела военнослужащего, проходящего военную службу по контракту;

д) данные учетов военного комиссариата;

е) выписки из домовой книги по месту регистрации, в том числе временной;

ж) копии поквартирной карточки;

и) дипломы о высшем и среднем образовании, об ученой степени, а также иные справки образовательного учреждения;

к) трудовые книжки и (или) справки с места работы;

л) справки об освобождении из мест лишения свободы;

) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 13 октября 2009 г. N САЭ-3-04/706@, с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на чьем иждивении находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

) документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте представляется также квитанция о заказном почтовом отправлении. Представлять документ об отказе от иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве Республики Таджикистан и Республики Туркменистан, т.е. государств, с которыми существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации. Представления указанного документа не требуется и от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации;

) документ, подтверждающий владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной формах в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

а) документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией):

до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР;

после 1 сентября 1991 г. - на территории Российской Федерации;

б) сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому (которой) Министерством образования Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;

в) документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании.

От представления вышеназванных документов освобождаются мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, а также недееспособные лица и инвалиды I группы.

Кроме того, возможно, потребуются дополнительные документы для лиц:

а) имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также для лиц, обладающих профессией либо квалификацией, представляющей интерес для Российской Федерации, - мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации;

б) которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, - свидетельство о предоставлении ему политического убежища;

в) признанных беженцами в соответствии с законодательством Российской Федерации, - документ, подтверждающий признание их беженцами.

Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. N 64 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" утвержден Административный регламент, определяющий порядок и функции ФМС РФ по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Согласно данному Административному регламенту, заявитель в соответствии с графиком работы территориального органа ФМС России представляет должностному лицу этого органа имеющийся у него пакет документов. Должностное лицо ведет первичный прием заявителя.

В случае если заявитель проживает на территории субъекта Российской Федерации менее пяти лет непосредственно перед обращением, запросы направляются также в территориальный орган по предыдущему месту жительства или проживания заявителя. При этом срок исполнения запросов не должен превышать одного месяца с даты регистрации такого запроса в канцелярии адресата.

Должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Закон о гражданстве связывает прием в гражданство в общем порядке или восстановление в гражданстве Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, после чего оформляет заключение установленного образца.

При наличии оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации в соответствии со ст. 16 Закона о гражданстве должностное лицо указывает их в заключении. Информация по результатам проверки вносится в учетную карточку. Данное заключение подлежит согласованию с руководителем структурного подразделения территориального органа по вопросам гражданства, а затем утверждению руководителем (исполняющим обязанности руководителя) территориального органа.

Затем к первой части дела подшиваются заключения территориального органа и территориального органа ФСБ России, а ко второй - второй экземпляр заключения территориального органа.

Сформированные таким образом две части дела вместе с третьим экземпляром заключения и сопроводительным письмом за подписью руководителя территориального органа направляются в ФМС России. Информация о направлении дела вносится в учетную карточку.

Должностное лицо ФМС России рассматривает материалы дела и, если они оформлены надлежащим образом, представляет в двух экземплярах заключение, утверждаемое заместителем директора ФМС России, курирующим данное направление деятельности.

Первый экземпляр заключения ФМС России вместе с первой частью дела должностное лицо направляет на согласование в ФСБ России для дальнейшего рассмотрения и направления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Информация о направлении дела вносится в учетную карточку.

В случае выявления нарушений в правильности заполнения и оформлении необходимых документов при рассмотрении материалов дела должностное лицо ФМС России возвращает его в территориальный орган для переоформления.

Возвращенные на доработку из Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации дела должностное лицо ФМС России направляет в территориальный орган с рекомендациями Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

При издании указа Президента Российской Федерации о приеме в гражданство России должностное лицо территориального органа извещает заявителя о принятом решении, направляет в случае необходимости уведомление полномочному органу иностранного государства в месячный срок и в военный комиссариат по месту жительства заявителя в отношении лица, подлежащего постановке на воинский учет.

Лицу, о котором издан указ Президента Российской Федерации о приеме (восстановлении) в гражданство России, выдается паспорт гражданина Российской Федерации в сроки, установленные п. 16 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории России, утвержденного Приказом МВД РФ от 28 декабря 2009 г. N 1105 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации".

в 10-дневный срок со дня принятия всех необходимых документов подразделениями в случае оформления паспорта по месту жительства;

в двухмесячный срок со дня принятия всех необходимых документов подразделениями в случае оформления паспорта не по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта.

Должностное лицо территориального органа вносит в учетную карточку информацию о решении принять в гражданство Российской Федерации. Учетные карточки помещаются в алфавитную картотеку, находящуюся в территориальном органе, где хранятся постоянно.

Должностное лицо территориального органа направляет в ФМС России сведения об исполнении указа Президента России для их направления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Информация об исполнении указа Президента вносится в учетную карточку, а также ежемесячно направляется в АИС "Гражданство" ФМС России.

Кроме этого, данная информация в установленном порядке передается в ГИСМУ ФМС России.

Следует отметить, что в случае перемены места жительства в процессе рассмотрения заявления заявитель в течение 14 дней о данном факте обязан уведомить подразделение, принявшее заявление о гражданстве к рассмотрению. Это необходимо для своевременного информирования заявителя о рассмотрении его заявления.

гражданство избирательный кандидат голосование

1.2 Приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от ранее действовавшей регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия по ним решений в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия.

Упрощенный порядок приема в гражданство не предусматривает необходимости проживания на территории Российской Федерации и разрешает приобрести гражданство Российской Федерации лицам, проживающим за границей. Это касается иностранцев и лиц без гражданства, которые:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Кроме того, Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что упрощенным порядком могут воспользоваться граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

В этом Законе также устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия об установленном законом сроке проживания, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. При этом не обязателен установленный Законом срок проживания на территории Российской Федерации и представление вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2008 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Упрощенный порядок приема в гражданство для детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, которые имеют гражданство Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах "почвы" и "крови" и направлен на поддержание интересов лиц, которые желают сохранить связь с Россией как своей исторической родиной.

2. Избирательный процесс и его стадии

.1 Назначение выборов

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов.

В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации, то эти выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы или Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

Если в период, когда в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами должны состояться выборы депутатов Государственной Думы или Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

2.2 Образование избирательных округов

Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

Если на территории, на которой проводятся выборы, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы муниципального образования отсутствуют или новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в установленный срок, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений:

если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным законом, и (или) признана судом недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом, если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям закона, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов.

При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Положения, содержащиеся в первом предложении настоящего подпункта, могут не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;

при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;

избирательный округ должен составлять единую территорию; не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.

2.3 Выдвижение кандидатов и агитация

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

При этом законодательство содержит некоторые запреты и ограничения на выдвижение кандидатов. Прежде всего, не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило, однако, не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих право принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе выдвигать федеральные списки кандидатов, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) данного решения публикует указанный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети "Интернет", а также в этот же срок направляет указанный список и извлечения из уставов перечисленных в нем политических партий с описанием их эмблем по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.

Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата (далее - группа избирателей). О месте и времени проведения собрания группы избирателей не позднее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение указанного собрания. На собрании группы избирателей вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится указанное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

При этом агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, федеральный список, списки кандидатов либо против него (них);

выражение предпочтения какому-либо кандидату, политической партии, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какую партию, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);

описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), политической партии, избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, избирательному объединению, выдвинувшим кандидата, список кандидатов.

2.4 Голосование и подсчет голосов

Голосование осуществляется гражданами, как правило, в специально отведенных и оборудованных для этой цели помещениях. Данные помещения должны безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в соответствующих случаях - командиром воинской части, капитаном судна, начальником полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (за исключением карандашей).

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд (информационные стенды), на котором (на которых) размещает следующую предусмотренную информацию о кандидатах либо списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением протокола об итогах голосования.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, присутствие которых предусмотрено или допускается законом. Этот подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

Заключение

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

Таким образом, проблемы гражданства России, носившие в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.

Однако в юридической науке тема гражданства до сих пор не приобрела адекватного интереса. Впрочем, будучи важнейшим институтом конституционного (государственного) права, гражданство в нашей стране никогда не пользовалось у исследователей государства и права особой популярностью.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В развитие данного положения, относящегося к основам конституционного строя, Конституция Российской Федерации (статья 32) закрепляет за гражданами Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (исключение из этого права установлено только для граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы).

Стадиями избирательного процесса являются: назначение выборов, образование избирательных округов, выдвижение кандидатов, агитация, голосование, подсчет голосов.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

2.Закон "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. N 7. Ст. 496.

.Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Собрание законодательства РФ. 03.06.2002. N 22. Ст. 2031.

.Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. N 46. Ст. 4571.

Литература

5."Какая избирательная система нужна России?" // Законодательство и экономика. 2008. N 1.

6.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации М.: ИНФРАМ, 2009. 527с.

.Габричидзе Б.Н. Конституционное право - М.: Проспект, 2008. - 472с.

.Грудцына Л.Ю. Выборы без выбора или новое избирательное законодательство как индикатор отмирания элементов демократии в России // Адвокат. N 12. 2006.

.Дубровина Е.П. Избирательное право субъектов Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. N 2. 2008.

.Енгибарян Р.В. Конституционное право - М.: Юристъ, 2008. - 495с.

.Енгибарян Р.В. Конституционное право М.: Юристъ, 2004. 495с.

.Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. М.: Аспект Пресс, 2005.

.Катков Д.Б. Конституционное право - М.: Юриспруденция, 2008. - 188с.

.Князев С.Д., Арановский К.В. Политическое представительство и выборы: публично-правовая природа и соотношение // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 16.

.Колюшин Е.И. Пропорциональная избирательная система на парламентских выборах в России: шаг вперед - два назад // Журнал о выборах. 2004. N 4.

.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича М.: ЮрайтМ, 2009. 523с.

.Конституционное право / Под ред. А. Е. Козлов. - М.: БЕК, 2008. - 464с.

.Конституционное право / Под ред. В. В. Лазарев. - М.: Юристъ, 2008. - 592с.

.Конституционное право / Под ред. С.А. Авакьяна. - М.: Норма, 2008. - 688с.

.Кутафин О.Е. Российская автономия. М., 2006.

.Нудненко Л.А. Новеллы Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 6. С. 16.

.Тхабисимова Л.А. Современный российский избирательный процесс в условиях федерализации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 9.

.Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал российского права. N 11. 2004.

Похожие работы на - Приобретение гражданства и избирательный процесс

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!