Финансовый контроль и бюджетная система

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,70 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый контроль и бюджетная система

Содержание

1.Негосударственный финансовый контроль

2.Федеральная налоговая служба: роль, задачи, функции

3.Состав и структура расходов федерального бюджета

.Практическое задание

Список использованной литературы

1. Негосударственный финансовый контроль

Финансовый контроль можно разделить на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный и негосударственный.

Негосударственный финансовый контроль включает:

а) внутрифирменный финансовый контроль, который выполняется финансовыми службами соответственно головных и дочерних предприятий. В акционерных обществах, кооперативных и общественных организациях он осуществляется ревизионными комиссиями;

б) независимый финансовый контроль (внешний аудит), который выполняется специальными уполномоченными на это аудиторскими фирмами согласно заключенному договору за определенное вознаграждение. За различными аудиторскими фирмами устанавливается определенный рейтинг. Чем он выше, тем авторитетнее аудиторская фирма, тем большим доверием пользуются результаты ее проверок.

В Российской Федерации с недавнего времени действует институт независимого финансового контроля (аудиторство) и аудиторских организаций.

Аудиторство - организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Свои услуги аудиторские фирмы оказывают предприятиям не зависимо от форм собственности на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями. Правовая основа для независимого аудита - Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

По сути дела, аудитор, это независимый, высококвалифицированный в области финансов, учёта и контроля специалист. Аудиторы объединены в Ассоциацию аудиторов, которая призвана способствовать подготовке и переподготовке кадров, а также контролировать высокое качество знаний и профессиональных навыков аудиторов.

Аудит может быть внутренним и внешним.

Внутренний аудит, - это аудит, который осуществляется специализированной аудиторской службой предприятия. Внутренний аудит проводится в целях повышения эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, а также для повышения рентабельности и прибыли. В задачи внутреннего аудита входит:

проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности;

проработка рекомендаций внешних аудиторов;

консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия;

проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов;

выявление резервов экономии ликвидных средств;

определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиала и т.д.

Внешний аудит подразумевает проведение аудита специальными аудиторскими фирмами по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основная задача внешнего аудита заключается в проверке достоверности финансовой отчётности проверяемых предприятий.

Кроме этого, к независимому аудиту обращаются для разработки рекомендаций по улучшению деятельности хозяйствующих субъектов, повышению их финансовых результатов.

Стоящие перед независимым аудитом задачи решаются путём проведения следующих мероприятий:

финансовые экспертизы;

проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций;

контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению, предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных санкций;

консультирование по вопросам организации учета и управления, составления отчетности;

проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.

Основное отличие независимого аудита от других организационно-правовых форм финансового контроля заключается в платности услуг, предоставляемых аудиторскими фирмами. В этом заключается независимость (в том числе экономическая) аудиторов.

Но возникает закономерный вопрос. Если аудиторская фирма получает деньги от определённого заказчика, то может возникнуть такая ситуация, что аудитор будет выполнять требования и «пожелания» заказчика, а именно, аудитор может сознательно исказить результаты аудита в пользу заказчика. Но на самом деле такая ситуация мало вероятна. Аудиторская деятельность в РФ лицензируется государством, что подразумевает определённый контроль и определённые правила, которые должны соблюдать все аудиторы, иначе они могут лишиться права заниматься данным видом деятельности.

Внутрихозяйственный контроль автором отдельно не рассматривается, так как его осуществление строится по тем же принципам, что и другие формы финансового контроля, но только с тем отличием, что этот контроль, также, как и ведомственный контроль, проводится внутри предприятия (группы предприятий) силами и средствами самого предприятия.

2. Федеральная налоговая служба: роль, задачи, функции

бюджет налог контроль федеральный

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании.

проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, безхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Федеральная налоговая служба имеет разветвленную сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня.

Эти структуры реализуют в процессе своей деятельности следующие функции:

осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

предъявляют в суд и в арбитражный суд иски;

приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

3. Состав и структура расходов федерального бюджета

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.

) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

  1. функционирование федеральной судебной системы;
  2. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
  3. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  4. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  5. государственная поддержка атомной энергетики;
  6. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  7. исследование и использование космического пространства;
  8. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  9. формирование федеральной собственности;
  10. обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  11. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  12. проведение выборов и референдумов Российской Федерации и т.д.

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:

  1. государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  5. обеспечение социальной защиты населения;
  6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  8. развитие рыночной инфраструктуры;
  9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений и т.д.

Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.

4. Практическое задание

Рассчитать структуру доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по данным, приведенным в таблице 5.

Таблица 5 - Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

Статьи бюджета2005 г.сумма, млн. руб.структура, % к итогуДоходыСтраховые взносы, зачисляемые в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии558440,043,15Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии80170,06,19Страховые взносы в виде фиксированного платежа4500,00,35Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации861,50,07Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения99000,76Доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного фонда РФ10780,00,83Средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ509437,139,36в том числе:0,00средства поступившие из федерального бюджета341170,026,36средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ в соответствии с законодательством РФ64999,25,02средства федерального бюджета, перечисляемые Пенсионному фонду РФ на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам и инвалидам93064,07,19Средства пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд РФ из негосударственных пенсионных фондов196,40,02Сумы пеней и иных финансовых санкций120000,09,27Итого:1294285100,00Расходы1. Выплаты трудовой пенсии943939,380,262. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии370,80,033. Выплаты пенсий гражданам, получающим пенсии за счет средств, поступивших в Фонд на обязательное страхование, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации680,30,06из них:пенсии, установленные в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. №4461-1 «О выплат пенсий, назначенных по нормам ранее действующего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу»22,00,0024. Выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения5,80,00055. Выплаты социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг получателям трудовых пенсий1681,40,146. Расходы на доставку и пересылку трудовых пенсий и пособий12594,91,077. Выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, компенсационных выплат и социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, финансируемых за счет средств федерального бюджета61249,05,218. Расходы на доставку и пересылку пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета815,50,079. Прочие расходы154794,313,16Итого:1176131,3100,00Превышение доходов над расходами118153,7Х

Из произведенных расчетов видно, что за 2005 г. произошло превышение доходов Пенсионного фонда РФ над его расходами на 118153,7 млн.руб. На данный показатель оказало влияние доходы и расходы, размер которых в 2005 г. составил 1294285 млн.руб. и 176131,3 млн.руб. соответственно. Основная масса всех доходов формируется за счет страховых взносов, зачисляемых в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии (558440 млн.руб.) и средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ (509437,1 млн.руб.), на них в совокупности приходится 82,5% от общего объема доходов Пенсионного фонда РФ. Размер доходов, поступающих за счет сумм пений и иных санкций, а также страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии составляет 120000 млн.руб. и 80170 млн.руб. соответственно. Доля остальных доходов не значительна, на них в совокупности приходится 2% от общего объема доходов.

Основная статья расходов Пенсионного фонда РФ в 2005 г. - выплаты трудовой пенсии, ее размер составил 943939,3 млн.руб., что составляет 80,3% от общего размера расходов. Доля выплат пенсии по государственному пенсионному обеспечению и прочих расходов во всей совокупности составляет 5,2% и 13,2% соответственно. Размер расходов по остальным статьям незначителен, на них в совокупности приходится 1,3%.

Список использованной литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 N 265-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - Ст. 3823.

2.Агапова Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова; С. Ф. Серегина; общ. ред. А. В. Сидорович. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ДИС, 2001. - 447 с. - (Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова).

3.Боровиков В. И. Денежное обращение, кредит и финансы: курс лекций / В. И. Боровиков. - М.: Центр, 2002. - 221 с. - (Alma mater).

.Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / ред. О. В. Врублевская; М. В. Романовский. - 3-е изд., испр. и. перераб. - М.: ЮРАЙТ, 2003. - 837 с.

.Бюджетное право: учебное пособие для вузов / Н. Д. Эриашвили; [и др.]; ред. А. М. Никитин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - (Профессиональный учебник. Отрасли российского права).

.Дементьев Д. В. Бюджетная система РФ: учебное пособие для ВУЗов / Д. В. Дементьев. - М.: КноРус, 2008. - 248 с.

7.Федулова С. Ф. Финансы: учебное пособие для вузов / С. Ф. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2008. - 393 с.

8.Финансы: учебник / ред. В. П. Литовченко. - Изд. 2-е, перераб. и испр. - М.: Дашков и К', 2006. - 587 с.

9.Финансы: учебное пособие / ред. А. М. Ковалева. - Изд.5-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 415 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!