. Понятие
инновационного процесса
. Факторы,
воздействующие на инновационный процесс
. Этапы
инновационного процесса
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной
общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время
Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления
экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью
буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от
государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной
ответственностью в сфере малого бизнеса.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего
использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение
достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для
централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где
коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую
самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим
принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в
области инновационного менеджмента.
2. ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Группа факторов
|
Факторы, препятствующие
инновационной деятельности
|
Факторы, способствующие
инновационнойдеятельности
|
Экономические;Технологические
|
недостаток средств для
финансирования инновационных проектов; слабость материально- и
научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резер-вных
мощностей; доминирование интересов текущего производства
|
Политические, правовые
|
ограничения со стороны
антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного
законодательства
|
законодательные меры
(особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность;государственная
поддержка инноваций
|
Организационно-управленческие
|
устоявшаяся оргструктура,
излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание
вертикальных потоков информации;ведомственная замкнутость, трудность
межотраслевых и межорганизационных взаимодействий;жесткость в
планировании;ориентация на сложившиеся рынки;ориентация на краткосрочную
окупаемость
|
гибкость оргструктуры,
демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков
информации, самопланирование, допущение корректировок;децентрализация,
автономия, формирование целевых проблемных групп
|
Социально-психологические,
культурные
|
сопротивление переменам,
которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость
поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение
стереотипов поведения, сложившихся традиций;боязнь неопределенности, опасение
наказаний за неудачу;сопротивление всему новому, что поступает извне
|
моральное поощрение,
общественное признание;обеспечение возможностей самореализации, освобождение
творческого труда;нормальный психологический климат в трудовом коллективе
|
3. ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Продуктовые инновации, предусматривающие создание новых или
усовершенствование выпускаемых продуктов, представляют собой тип инноваций
наиболее распространенный и важный для обеспечения конку-рентоспособности
производственного предприятия.
Структура типичного инновационного процесса создания нового продукта
состоит из трех фаз:
исследовательская фаза или фаза формирования концепции продукта;
фаза проектирования нового продукта
фаза освоения производства нового продукта и продвижение его на рынок.
В последнее время широко распространяется практика ускоренного
проектирования на основе совмещения отдельных фаз и стадий инновационного
процесса, получившая название совмещенного проектирования (concurrent
engineering). Принцип совмещенного проектирования используется, как правило, на
фирмах, осуществляющих неоднократные масштабные инновационные проекты,
направленные на обновление ассортимента выпускаемой продукции, развитие
технологии и организации производства, расширение рынков сбыта продукции. В
этих условиях появляется возможность формировать устойчивые группы
специалистов, тесно взаимодействующих между собой и в рамках межпроектной
координации и интеграции. Как правило, технической и организационной основой
такой интеграции является внутрифирменная типизация и стандартизация процессов
и узлов, позволяющая использовать принципы модульного проектирования для
создания новых или модернизации имеющихся образцов продукции.
Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как
новшества, так и нововведения.
Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества).
Данный жизненный цикл можно представить в виде следующей схемы:
фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к
решению проблемы (фундаментальные исследования - это теоретическая или
экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об
основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о
причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению.
Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К
теоретическим относятся исследования - задачей, которых являются новые
открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К
поисковым относятся фундаментальные исследования - задачей, которых является
открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных
ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В
поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее
ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких
исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические
предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой
науке составляет 5%.);
прикладные исследования и экспериментальные модели
(прикладные/оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение
конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения
открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа прикладного
характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных
теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в
дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках);
экспериментальные разработки, определение технических параметров,
проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка (разработка продукта -
завершающий этап научных исследований, характеризующийся переходом от
лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному
производству. Цель разработки продукта - создание/модернизация образцов новой
техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное
производство или непосредственно потребителю. На этом этапе производится
окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается
соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический
прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип - это
реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий
пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и
производственным требованиям).
3.2 Стадия
производства
Стадия производства включает:
первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится
описание возможных методов производства с указанием основных материалов и
технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической
безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к
производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к
выходу на рынок. Результатом является опытный образец - полномасштабная
действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к
производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует
стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом
производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой
технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на
создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на
рынке продукта по конкурентным ценам);
запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство
- это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном
производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с
требованиями рынка).
3.3 Стадия
потребления
Стадия потребления состоит из следующих пунктов:
поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется
стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное
потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется
фактическая эффективность инновационной деятельности.);
устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства
(данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую
очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых
высокоэффективных образцов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним
формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях
инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все
субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь
созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Большое значение инновационного процесса в современной экономике провоцирует
его детальное изучение.
Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи
до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей
степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная
масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими
структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
инновация
управление процесс
1. Ильенкова
С.Д. Инновационный менеджмент: учебник / С.Д. Ильенкова. - М.: ЮНИТИ, 2003. -
436с.
. Кокурин
Д.И. Инновационная деятельность: учебник / Д.И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2001. -
200с.
. Консалтинговая
группа «Регион Альянс» [Электронный ресурс]. - М., [2010]. - Режим доступа:
http://www.region-alliance.com/structura.html.
. Котлер
Ф. Основы маркетинга: учебник / Ф. Котлер. - М.: Изд-во «Прогресс», 2000. -
278с.
. Ягудин
С.Ю. Инновационный менеджмент: учебник/С.Ю. Ягудин. - М.: Изд-во ЮНИТИ, 1997. -
256с.