Метрологический контроль средств физической реабилитации
Контрольная
работа
«Метрологический
контроль средств физической реабилитации»
Вариант № 2
1. Исследовать и описать принцип действия
одной из измерительных систем или прибора комплексных измерений функционального
состояния человека спортсмена.
2. Описать методику контроля уровня
развития двигательных способностей: быстроты и гибкости.
. Построить график динамики частоты
сердечных сокращений учащихся на уроке физического воспитания по результатам
хронометража: - на первой минуте-68 уд/мин., четвёртой -82, восьмой -130,
двенадцатой -156, шестнадцатой -160, двадцатой -154, двадцать четвёртой -130,
двадцать восьмой -156, тридцать второй -128, тридцать шестой -140, сороковой
-122, сорок четвёртой -98 уд/мин.
. Построить профиль физической подготовленности
двух физкультурников по результатам, показанных в тестах: на выносливость -
первый-20 очков, второй-35; силу - 38, 27 очков соответственно;
скоростно-силовые качества - 47, 30 очков; быстроту - 20, 40 очков; ловкость -
16, 36 очков; гибкость - 12, 20 очков.
. Построить диаграмму соотношения
показателей уровня физического развития в группе исследуемых: - с высоким
показателем -10%; выше среднего - 15%; средним - 25%; ниже среднего - 30%;
низким -20%.
1. Исследовать и описать принцип действия одной из
измерительных систем или прибора комплексных измерений функционального
состояния человека спортсмена
Фонокардиография.
Фонокардиография (ФКГ) - графический метод
исследования тонов и шумов, возникающих в сердце при его работе. ФКГ оказывает
существенную помощь при диагностике пороков сердца. Этот метод исследования
позволяет судить также о сократительной функции миокарда, функции проведения,
динамике давления в полостях сердца и сосудов.
Запись ФКГ ведется с помощью аппарата, основными
узлами которого являются микрофон, усилитель с фильтрами и регистрирующее
устройство. При записи звуков сердца микрофон устанавливают над различными
точками области сердца, которые являются стандартными при выслушивании.
На ФКГ звукам сердца соответствуют колебания
различной амплитуды и частоты. Амплитуда этих колебаний позволяет судить о
громкости звуков, а число колебаний за определенное время - о частоте тонов или
шумов сердца. С помощью ФКГ изучают характер звука во времени (длительность
тонов и шумов, интервалы между отдельными группами звуковых колебаний,
местоположение шумов в сердечном цикле и т. д.).
Нормальная фонокардиограмма состоит из двух
постоянных групп колебаний -I и II тонов сердца и нередко двух дополнительных
III и IV тонов.тон сердца начинается через небольшой интервал времени после
начала зубца Q ЭКГ. Основную роль в его образовании играют колебания клапанного
аппарата сердца. II тон сердца слегка опережает или несколько запаздывает по
отношению к началу зубца Т ЭКГ. Появление этого тона связывают с напряжением
клапанов аорты и легочной артерии. III тон возникает в ранней диастоле. Его
происхождение связано с колебаниями стенки желудочков во время быстрого
наполнения их кровью. IV тон сердца регистрируется вскоре после начала зубца Р
ЭКГ во время систолы предсердий, в конце диастолы желудочков.
У здоровых спортсменов во время физической
нагрузки, при проведении ортостатической или фармакологической проб, в
патологических условиях могут наблюдаться ослабление или усиление I и II тонов,
выраженное расщепление этих тонов, появление высокочастотного III и IV тонов
необычно большой амплитуды.
На ФКГ помимо тонов могут фиксироваться
сердечные шумы.
Амплитуда I тона у спортсменов часто бывает
сниженной. Вызвано это рядом причин: ухудшением проводимости звуков через более
толстостенную грудную клетку, некоторым снижением начальной скорости нарастания
внутрижелудочкового давления, а главное, особенностями закрытия и напряжения
атриовентрикулярных клапанов. У спортсменов чаще по сравнению с
нетренированными регистрируются III и IV тоны (это связано с особенностями
тонуса миокарда), а также физиологический систолический шум.
. Описать методику контроля уровня развития
двигательных способностей: быстроты и гибкости
Контроль уровня развития двигательных
способностей: быстроты.
Бег на 100 метров является интегральным
показателем, отражающим быстроту человека.
Для подготовки в этом контрольном упражнении
применяются повторный и соревновательный методы. Упражнение условно
подразделяется на четыре фазы: старт, стартовый разбег, бег но дистанции и
финиш.
Для отработки старта используют повторное
пробегание, под команду или самостоятельно, отрезков по 10-15 м сериями по 3-5
повторений.
Для отработки стартового разбега (относительно
независимой скоростной способности человека) применяют повторное пробегание
отрезков до 30 м под команду и самостоятельно, но с обязательным контролем
времени его пробегания. Отдых между пробежками - до полного восстановления
(обычно это 2-4 минуты).
Скорость бега в стартовом разбеге возрастает
постепенно, за счет удлинения шагов и увеличения их частоты. Важное значение
для повышения скорости имеет быстрое опускание ноги вниз-назад (по отношению к
туловищу), а также энергичные, но не «закрепощенные», движения руками
вперед-назад. Резкое, скачкообразное изменение длины шагов нарушает ритм
движений и ухудшает результат.
Скорость бега может увеличиваться, особенно у
хорошо подготовленных спортсменов, до 60-го метра дистанции. Обычно к 4-5
секунде бега уже достигается 95-99% от уровня максимальной скорости. К моменту
достижения на дистанции наивысшей скорости, туловище бегуна имеет
незначительный наклон вперед, а ноги ставятся на дорожку упруго, с передней
части стопы. Далее происходит сгибание-разгибание в коленном и голеностопном
суставах.
При беге по дистанции у каждого бегуна
устанавливается характерное для него соотношение длины и частоты шагов,
определяющее скорость бега. На последних 30-40 метрах дистанции Длину шагов
необходимо несколько увеличить для уменьшения снижения скорости бега. При этом
руки, как и в стартовом разбеге, быстро движутся вперед-назад, синхронно с
ногами.
Кисти во время бега полусжаты. Энергичные
движения руками не должны вызывать подъем плеч вверх. Спину держать прямо, не
сутулиться.
В беге необходимо стремиться к расслаблению тех
мышц, которые в каждый данный момент времени активного участия в работе не
принимают.
Окончание дистанции (финиш) фиксируется в
момент, когда участник коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью
туловища (обычно грудью), исключая голову, шею, руки и ноги.
Контроль уровня развития двигательных
способностей: гибкости.
Гибкость - это способность выполнять движения с
максимальной амплитудой в суставах.
Различают два типа проявления гибкости: активную
и пассивную.
Они зависят от способа измерения.
Активная гибкость определяется максимальной
амплитудой в суставе при выполнении какого-либо движения.
Пассивная гибкость определяется по наибольшей
амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой
должна быть одинакова для всех измерений. Только в этом случае можно получить
объективную оценку пассивной гибкости.
Дефицитом активной гибкости (ДАГ) называется
разница между активной и пассивной гибкостью (в см или угловых градусах).
Критерием состояния суставного и мышечного
аппарата спортсмена является дефицит активной гибкости.
При регистрации показателей гибкости необходимо
учитывать, что их величина зависит от времени тестирования (в 10 часов утра
гибкость меньше, чем в 16 часов), температура воздуха (при 300С гибкость
больше, чем при 100С), стандартизованности разминки (ее длительность влияет на
увеличение гибкости).
Гибкость может быть измерена:
· в угловых градусах;
Измерить амплитуду движения в суставе можно
следующими способами:
· механическим (гониометрическим);
· механоэлектрическим
(электрогониометрическим);
· оптическим;
· рентгенографическим.
В первом случае измерение производится с помощью
механического гониометра - угломера, к одной из ножек которого прикреплен транспортир.
Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, образующих сустав. При
выполнении движения (разгибание, вращение и т.д.) изменяется угол между осями
сегментов. Изменение данного угла регистрируется гониометром.
Во втором случае транспортир заменяют
потенциометрическим датчиком и получается электрогониометр. С его помощью
получают гониограмму. Этот метод более точен.
Третий способ - оптический. Эти методы измерения
гибкости основаны на применении фото-, кино- и видеорегистрации. На суставных
точках спортсмена укрепляют датчики - маркеры, изменение взаиморасположения
которых фиксируется регистрирующей аппаратурой. Точность оптических методов
зависит от:
· погрешностей регистрирующей
аппаратуры;
· способов крепления маркеров на
суставных точках и величин их смещения при выполнении движения;
· погрешностей анализа кино-, фото- и
видеоматериалов.
Наиболее точный из оптических методов -
стереоциклография, позволяющая регистрировать амплитуду движения в трехмерном
пространстве.
Четвертый способ - рентгенографический метод,
позволяющий определить теоретически допустимую амплитуду движения, рассчитав ее
на основании рентгенологического анализа строения сустава.
Коэффициент надежности тестов гибкости равен
0,85 - 0,95. Информативность тестов на гибкость зависит от того, насколько
амплитуда тестирующего движения совпадает с амплитудой соревновательного
упражнения. Наибольшая информативность показателей гибкости маховых движений
ногами отмечается у футболистов, барьеристов, прыгунов в высоту и длину.
быстрота гибкость сердечный нагрузка
3. Построить график динамики частоты сердечных
сокращений учащихся на уроке физического воспитания по результатам
хронометража: - на первой минуте-68 уд/мин., четвёртой -82, восьмой -130,
двенадцатой -156, шестнадцатой -160, двадцатой -154, двадцать четвёртой -130,
двадцать восьмой -156, тридцать второй -128, тридцать шестой -140, сороковой
-122, сорок четвёртой -98 уд/мин
График динамики частоты сердечных сокращений
учащихся на уроке физического воспитания
4. Построить профиль физической подготовленности
двух физкультурников по результатам, показанных в тестах: на выносливость -
первый-20 очков, второй-35; силу - 38, 27 очков соответственно;
скоростно-силовые качества - 47, 30 очков; быстроту - 20, 40 очков; ловкость -
16, 36 очков; гибкость - 12, 20 очков
Диаграмма соотношения показателей уровня
физического развития
Литература
1. Геселевич
В.А. Медицинский справочник тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 270 с.
2. Е.Н.
--Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. Энциклопедия физической подготовки
(Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В.
Карасева. М.: Лептос, 1994. 368 с.
<http://depositfiles.com/files/7487109>
3. Макарова
Г.А. Спортивная медицина. - М.: Советский спорт, 2003. - 480 с.