Исследование преподавания математики по системе Людмилы Георгиевны Петерсон

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,89 Mb
  • Опубликовано:
    2011-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование преподавания математики по системе Людмилы Георгиевны Петерсон

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Описание системы преподавания математики по системе Людмилы Георгиевны Петерсон

1.1     Развитие способностей учеников по системе обучения Людмилы Георгиевны Петерсон

1.2 Методика проведения уроков по системе Людмилы Георгиевны Петерсон

ГЛАВА 2.. Методическое обеспечение при проведении и подготовке уроков

.1 Описание рабочей тетради ученика

.2 Описание методических пособий (рекомендаций) для учителя

ГЛАВА 3. Разработка уроков для второго класса по учебнику математики Людмилы Георгиевны Петерсон

Заключение

Библиографический список

Введение

В последнее время отмечается все больший интерес к проблемам математического образования. Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъема и эффективности ряда важнейших областей знания. Люди самых различных профессий должны обладать высокой математической культурой. И это делает математику ведущим предметом в общеобразовательной школе, обязывает учителя этого предмета дать прочные и глубокие знания, всемерно развивать способности учащихся.

На данный момент существует множество авторских программ по преподаванию математики в начальной школе. Так, одной из самых распространенных является авторский учебный комплект «Школа 2000»… «Школа 2100», научным руководителем которого является Людмила Георгиевна Петерсон.

В процессе обучения по программе «Школа 2000...» - «Школа 2100» Людмилы Георгиевны Петерсон в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы.

Людмила Георгиевна Петерсон отмечает, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.

Все выше сказанное определило актуальность цели данной курсовой работы. Целью курсовой работы является изучение методики преподавания по авторской программе Людмилы Георгиевны Петерсон в проведении уроков по изучению математики в начальных классах.

Объектом исследования является процесс обучения математике в начальных классах.

Предметом исследования является урок математики в начальной школе по авторской программе Л.Г. Петерсон.

Задачи исследования курсовой работы:

·        изучение аспектов методики преподавания математики во втором классе начальной школы по программе Л.Г. Петерсон;

·        разработка уроков по математике во втором классе начальной школы, используя методику преподавания математики по программе Л.Г. Петерсон;

·        анализ литературы по данной теме.

Глава 1. Описание системы преподавания математики по системе Людмилы Георгиевны Петерсон

.1 Развитие способностей учеников по системе обучения Людмилы Георгиевны Петерсон

Курс данной авторской программы Людмилы Георгиевны Петерсон в целом ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому знания в нем рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.

Учебно-методический комплект данной авторской программы разработан на основе следующих групп принципов:

-       личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психологической комфортности);

-       культурно-ориентированные (картины мира, целостности содержания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип);

-       деятельностно-ориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика - зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества).

Учитель предлагает ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, сотворение. «Сегодня стало очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки успешными, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти свое призвание и успешно реализовать себя в жизни», - говорила Людмила Георгиевна Петерсон в одном из интервью.

Курс изучения математики в начальной школе представлен в комплекте учебников по математике для учащихся начальных классов (1-3) или (1-4) и методических рекомендаций к учебникам для учителей.

«Учебники для учащихся начальных школ» Л.Г. Петерсон ориентированы на развитие мышления, логики, построения логических связей, творческих способностей школьников.

«Методические рекомендации к учебникам по математике для начальной школы» Л.Г. Петерсон содержат описание системы работы по учебнику математики Л.Г. Петерсон, приведены программа, тематическое планирование, цели и задачи каждого этапа обучения, методические (систематические) подходы к изложению материала.

Обучение ведется на основе интегративной технологии деятельностного подхода, способствующей формированию у детей познавательных интересов, коммуникативных и деятельностных способностей, глубоких и прочных знаний, личностных качеств.

При деятельностном подходе к обучению основным элементом работы учащихся является решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания становятся следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик может сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом (обществом). Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

.2 Методика проведения уроков по системе Людмилы Георгиевны Петерсон

Для планирования и проведения уроков в начальной школе Людмилой Георгиевной Петерсон предлагается использование адаптированного варианта технологии деятельностного подхода.

Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

) Актуализация и пробное учебное действие.

) Выявление места и причины затруднения.

) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

) Реализация построенного проекта.

) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

) тренировку соответствующих мыслительных операций;

) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

На схеме в качестве примера приведена структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы:

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг деятельностных способностей.

Кроме того, предложенная технология носит интегративный характер: в ней сочетаются идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Действительно, при реализации шагов 1, 2, 5-9 выполняются требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я. Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение 2-го шага связано с созданием затруднения в деятельности («коллизии»), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7, 9 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности учащихся, разработанные В.В. Давыдовым. Таким образом, методологическая версия теории деятельности позволила построить последовательность деятельностных шагов, которая может использоваться в современной сфере образования.

петерсон урок математика

Глава 2. Методическое обеспечение при проведении и подготовке уроков

.1 Описание рабочей тетради ученика

Современная система образования и новаторские методики воспитания большое внимание акцентируют на личности ученика, чтобы помочь полноценному формированию у него качеств и черт характера, которые помогли бы ему справляться в будущем с возможными трудностями жизни и принимать взвешенные и самостоятельные решения.

Если целью прежней традиционной системы обучения являлась передача учащимся всех необходимых знаний, навыков и умений в рамках школьной программы, то методика авторской программы Людмилы Георгиевны Петерсон, помимо передачи знаний, формирует у учеников способность к самостоятельному принятию решений, практических действий, адекватному анализу полученных результатов. Дети на занятиях учатся общаться между собой, уважать друг друга и других людей.

На каждом этапе, ребенок исходя уже из имеющегося интеллектуального багажа, пополняет его дальше, но уже с более глубоким проникновением в сущность предмета и с более осмысленным восприятием материала. В процессе обучения ребенку дается возможность отставить на время ту задачу, которую ему сложно решить, он будет сталкиваться с нею позднее, но уже с чуть более высоким вариантом сложности.

Педагог в начале занятия ставит перед учениками задачу; дети, активно участвуя в процессе ее решения, путем логических умозаключений и выводов, приходят к ее решению; и в конце вместе с учителем анализируют полученные результаты.

Методика авторской программы Людмилы Георгиевны Петерсон дает детям главное - мотивацию. Программа изучения математики построена по игровому принципу, понятно и интересно, на основе реальных предметов и вещей, доступных для детского понимания, а не на абстрактных понятиях.

Обучение детей ведется по данной программе с разного возраста и с разными способностями. Материал учебников организован таким образом, что есть обязательный минимум для усвоения, и есть дополнительные задания с повышенным уровнем сложности.

Учебник по математике представляет собой красочную рабочую тетрадь, в которой представлены различного рода задания: ребусы, головоломки, задания. Это позволяет сократить время выполнения заданий и тем самым увеличить число задач, самостоятельно решенных детьми на уроке. Ученик может в этой же тетради писать и рисовать. Учебник представляет собой «книжку-раскраску», с помощью которой может изучать материал, знакомиться с окружающим его миром, выполняя задания, представленные в данном учебнике.

Объем заданий в учебнике позволяет осуществить разноуровневую подготовку детей. Для тех, кто послабее, обязательными являются 3-4 ключевых задания урока по новой теме и задач на повторение, в которых отрабатываются типовые задания обязательных результатов обучения. Выполнение всех заданий из учебника не является обязательным для каждого ребенка.

В текст учебника включены фрагменты теоретического материала. Они обведены в рамку и служат для фиксации главных мыслей урока. Для того, чтобы развить у детей навыки самостоятельной работы, можно давать им дома прорабатывать заранее некоторые элементы теории.

Допустим, необходимо закончить какой-либо логический ряд, раскрасив его в определенной последовательности. Выполняя данное задание, ребенок развивает не только логическое мышление, учиться строить элементарные логические ряды, но и, например, развивает мелкую моторику, вырабатывает аккуратность в выполнении таких заданий. Таким образом, ребенок становится всесторонне развитым, что, конечно, может пригодиться в будущем.

.2 Описание методических пособий (рекомендаций) для учителя

Авторская программа обучения Людмилы Георгиевны Петерсон основана на технологии деятельностного подхода, способствующей формированию у детей познавательных интересов, коммуникативных и деятельностных способностей, глубоких и прочных знаний, личностных качеств.

Организация взаимодействия учителя и учеников в процессе обучения определяется системой дидактических принципов - деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества, обеспечивающих интеграцию не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.) с позиций преемственности с традиционной школой.

В предложенной системе важны все принципы, но приоритетное значение приобретает на данном этапе принцип деятельности, так как в этот период идет интенсивное формирование у детей деятельностных способностей (Д.Б. Эльконин).

Особое внимание следует обратить также на реализацию принципа минимакса, в соответствии с которым содержание образования предлагается всем детям на уровне "максимума" (в зоне их ближайшего развития) и обеспечивается усвоение каждым ребенком социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Для более грамотной работы по данной авторской программе специально для учителей начальных классов Людмилой Георгиевной Петерсон были разработаны методические рекомендации. В методических рекомендациях (в методическом пособии) описана система работы по учебнику математики для каждого класса начальной школы, приведены программа, тематическое планирование, цели и задачи каждого этапа обучения, методические подходы к изложению знаний и результаты обучения.

В пособии подробно расписаны уроки математики, указаны основные цели и задачи каждого урока, результаты обучения, преследуемые на уроке, примерное изложение нового материала, методические подходы к проведению урока. Помимо этого, приведены различные дополнительные задания для более продуктивного усвоения и закрепления полученной информации. Расписан примерный план изложения нового материала: то, в каком виде он преподносится ученикам. Также в методическом пособии приведено решение задач, что помогает учителю правильно и доступно изложить решение ученикам.

Глава 3. Разработка уроков для второго класса по учебнику математики Людмилы Георгиевны Петерсон

Оборудование:

1.    Петерсон Л.Г. «Математика, 2 класс». - М.: «Баллас», 2000

2.      Петерсон Л.Г. « Математика, 2 класс. Методические рекомендации». - М.: «Баллас», 1996

3.      Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики, 2 кл.». - М.: «Школа 2000…», 2001

4.      карточки с примерами;

5.      таблицы с выражениями.

План урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Метод

1.

Организационный момент t= 2 мин

Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы, целей и задач урока

Слушают информацию

Монолог.

2.

Актуализация опорных знаний t= 3 мин

Проверка необходимых знаний; опрос учащихся; задания на устный счет

Отчитываются по выполнению домашнего задания;

Практическая работа

3.

Изучение нового материала t= 16 мин

Изложение нового материала

Слушают, воспринимают,  задают вопросы, записывают в тетрадях

Иллюстративно- объяснительн.

4.

Закрепление t= 10 мин

Решение задач. Организация самостоятельной работы.

Выполнение заданий

Самостоятельная работа, упражнение, диалог. 

5.

Контроль знаний t= 6 мин

Дополнительные задания для контроля

Решение задач

Упражнение, самостоятельная работа (работа в группах)

Подведение итогов t= 3 мин

Объяснение оценок. Объяснение выполнения домашнего задания

Слушают, воспринимают



Тема «Выражения».

Цели:

·           уточнить понятия «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение»; сформировать представления о числовых, буквенных выражениях, их значениях, способность в простейших случаях находить значения выражения;

·        рассмотреть вопрос о порядке действий в выражениях;

·        закреплять навыки письменных и устных вычислений;

·        воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания друг другу.

1.      Тема «Выражения».

2.      Актуализация знаний:

Сравните:

… 82 305… 53 904 … 940 36 …63

Вопросы:

·        Как называются компоненты при сложении? (слагаемые, сумма).

·        Как называются компоненты при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность).

Чему равна сумма, если первое слагаемое равно 35, а сумма 41?

Чему равна сумма, если первое слагаемое равно 24, а второе 7?

Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое равно 54, а разность 13?

Найдите вычитаемое, если уменьшаемое равно 72, а разность 59.

«Цепочка»: 56 - 14 + 8 - 25 + 47 - 19 + 40 + 9. (102)

3.      Изучение нового материала:

Как называют в математике такую запись? (Выражением.)

Запишите тему урока:

Выражения.

Выражения бывают двух видов:

Числовые  Буквенные

+ 5 >, <, = d - 4

- 7 + 3 7 > 5 a + b + c

- 8 10 < 12 x + 9

Числовые выражения - это такие выражения, которые составлены из чисел, а буквенные - в которых встречаются буквы.

Записывают в тетрадь то, что записано на таблицах и проводят стрелки от темы.

Придумайте числовое выражение, буквенное выражение и пример, который не является выражением.

Откройте учебник на стр. 19, читаем правило.

. Закрепление

Задание №1 (устно):

а) 15 - 9; из 15 вычесть 9; разность чисел 15 и 9; уменьшаемое 15 вычитаемое 9.

а) 15 - 9;

б) а + с;

в)207 + 27;

г) 16 - в.

№2 (письменно):

а) сумма m и n (m + n);

б) Разность 200 и 48 (200- 48);

в) разность 34 и х ( 34 - х); г) сумма 3 и 18 (3 + 18).

Все ли записи являются выражениями? Какие из них буквенные, а какие числовые?

№3 Зачеркни записи, которые не являются выражениями: 8 - 2; 100 > 15; 45 - 7 + 3; 4 + 5 - 3; х + 3 = 5; с + n; 6 + 3 = 9.

Читаем правило на стр. 20. (Если выполнить действия, получится число, называемое значением выражения).

. Контроль знаний:

№1. Вставьте пропущенные числа:

+ 14 - o = 10

+ 14 - o = 20

+ 14 - o = 30

№2. Составьте выражения к задачам и сравните их:

А) Индюк и курица весят вместе столько же, сколько ягненок. Ягненок весит 13 кг, а индюк 11 кг. Сколько килограммов весит курица?

Б) Мишутка со Стасиком вместе придумали а небылиц. Стасик придумал т небылиц. Сколько небылиц придумал Мишутка?

№3. Выполните программу действий:

.        Открыть тетрадь.

.        Взять линейку.

.        Взять карандаш. Начертить отрезок длиной 5 см.

.        Обозначить отрезок АВ.

1.      Подведение итогов:

Домашнее задание:


Тема «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»

Цели урока:

·        Познакомить с вычитанием двузначных чисел с переходом через разряд;

·        Развивать умения решать задачи.

.        Тема «Вычитание двузначных чисел с переходом через

разряд»

Индивидуальная работа:


Проверь, правильно ли найден результат. Если нужно, исправь его.

Фронтальная работа:

·        Продолжи ряд: 5, 45, 345,...

·        Найди закономерность и продолжи ряд: 2, 24, 246, …

·        Сравни

+ 18 90+4 76 - 20 42+13

- 34 38+26 88 - 50 56 - 21

.        Изучение нового материала.

Реши примеры, выполнив запись «в столбик»:

+44 Я

- 28 Т

+27 П

- 15 Ь

Запишите ответы в порядке убывания и прочтите слово. (Пять).

Последний пример вызывает затруднение, т.к. в уменьшаемом не хватает единиц. Такие примеры называют вычитанием с переходом через разряд.

.        Закрепление.


Реши уравнения и сделай проверку:

х - 9 =14 х + 25=40 63 - х=27

+ х=52 50 - х=12  х - 48=24

Нарисуй схему, поставь вопросы к задачам и ответь на них:

а) На карусели 5 лошадок, 4 верблюда и 2 слона.

б) В детском саду 30 кукол, грузовиков на 2 меньше.

в) В вазе стояли 3 розовые, 5 красных и 7 белых гвоздик. Из них 6 гвоздик завяли.

. Контроль знаний.

Реши задачу:

.        Бабушка купила 28 кг сахара. Для приготовления джема она израсходовала 14 кг, а на компот - 11 кг сахара. Сколько килограммов сахара осталось?

.        Мама купила 12 апельсинов. После обеда дети съели 5 апельсинов, а на полдник - еще 3. Сколько апельсинов осталось?

*. Миша записал в тетради число 54 и цифру 5 зачеркнул. На сколько уменьшилось число?

. Подведение итогов.

Домашнее задание: №7 с. 25


Тема «Пересечение геометрических фигур»

Цели урока:

·   Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

·   Закреплять нумерацию, сложение и вычитание трехзначных чисел.

·   Повторить и закрепить изученный материал. Развивать логическое мышление, математическую речь.

1.       Тема: «Пересечение геометрических фигур»

.        Актуализация знаний.

Индивидуальные задания

Несколько учеников работают по карточкам с индивидуальными заданиями:

·        Начерти три отрезка один под другим так, чтобы верхний отрезок имел длину больше, чем 1 дм, но был короче среднего на 2 см и длиннее нижнего на 3 см. Над каждым отрезком напиши его длину.

·        Начерти прямоугольник со сторонами 5 см.и 3 см и найди его периметр. На сколько длина прямоугольника больше его ширины?

Фронтальная работа

Вставьте пропущенные числа.

1 + □ + 8 = 2820 + □ + 30 = 65

14+15+ □ = 5070-30- □ = 0

*Задачи на смекалку:

а) Из одного города в другой ехало 3 машины. Они проехали 150 км. Сколько километров проехала каждая машина? (150 км.)

б) У Саши 180 рублей. Если половину своих денег она отдаст Жене, то денег у них будет поровну. Сколько денег у Жени? (Нисколько. Саша еще не отдала ей половину денег.)

. Изучение нового материала:

На предыдущих уроках мы учились чертить отрезки, лучи, прямые, находили точки их пересечения.

Оказывается, что могут пересекаться любые геометрические фигуры: треугольники, прямоугольники. Сегодня мы будем учиться находить пересечение геометрических фигур.

Назови треугольники, нарисованные на чертеже. Обозначь точки пересечения сторон буквами M и N. Какой фигурой является пересечение этих треугольников.


Найди пересечение двух многоугольников и раскрась его цветным карандашом:


.        Закрепление.

Начерти в тетради 2 треугольника так, чтобы их пересечением были:

а) треугольник; б) прямоугольник; в) отрезок; г) точка.

Реши примеры и сделай проверку:

+94 802-356 914-838

Вырази:

а) в метрах, дециметрах и сантиметрах:

см, 5 м 62 см, 807 см, 350 см.

б) в сантиметрах:

дм, 5 дм 7 см, 8 м, 4 дм, 6 м 75 см, 9 м 9 см.

В одном доме 250 квартир, а в другом - 142 квартиры. В этих двух домах 114 однокомнатных квартир, 184 двухкомнатных, а остальные трехкомнатные. Сколько трехкомнатных квартир в этих домах? На сколько трехкомнатных квартир меньше, чем однокомнатных и двухкомнатных вместе?

* Сколько прямых можно провести через 5 точек, каждые 3 из которых не лежат на одной прямой?

* Впиши в кружки числа 1, 2, 3, 4, 5 и 6 так, чтобы сумма по всем сторонам треугольника была равна 12.






.        Подведение итогов.

Домашнее задание №7, 8.

Тема «Уравнения вида х • b=с»

Цели урока:

·   Познакомить учащихся с правилом нахождения неизвестного мнoжитeля.

·   Закреплять знания таблицы умножения и деления на 2, 3.

·   Учить анализировать задачи и составлять буквенные выражения.

1.       Тема: «Уравнения вида х • b=с»

2.       Актуализация знаний:

Индивидуальная работа

(Несколько учеников выполняют задание на индивидуальных карточках)

Запиши программу действий и найди значение выражения. (Используй таблицу умножения.)

(9 • 6 + 64: 8 - 36: 6): (28: 4) =

- (75 - 75) • 9 - 8 • 9 =

:9-6 + (4-9+13):7-9 =

-(91 -91): 7-6-2 =

: 9 • 8 + (15: 5 + 24): 3 - 6 =

(7 • 8 + 42: 7 - 24: 3): (48: 8) =

Фронтальная работа

В таблице записаны числа от 1 до 40. Пятнадцать чисел пропущены. Назовите их.

14

5

31

37

40

34

23

13

1

20

19

16

32

13

33

2

6

8

25

9

12

26

36

28

39


(Ответ: 3, 4, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 24, 29, 30, 35, 38.)

«Брэйн-ринг»

а) Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 8 таких же сарделек?

(6минут.)

б) Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери - и две перегорели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько ламп осталось.

(5 ламп.)

в) В клетке находились четыре кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться?

(Один мальчик купил кролика вместе с клеткой.)

г) Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?

(4 килограмма.)

3.       Изучение нового материала:

Решите уравнения:

х + 4= 12  8+х = 16

Подчеркните в этих уравнениях части и обведите в кружок целое.

Как найти слагаемое? (Надо из суммы вычесть другое слагаемое.)

Решите уравнения:

х-4= 12 8 ∙ х=16


Реши уравнения:

∙ ∙х = 21 9 ∙ х = 27  х ∙ 4 = 24

Реши уравнения с проверкой:

∙ х = 18 х ∙ 3 = 12 5 ∙ х = 10

«Блиц-турнир»

)        В одном аквариуме а рыбок, а в другом - на b рыбок меньше. Сколько рыбок в двух аквариумах.

)        На одном кусте земляники m ягод, а на другом n ягод. Из них а ягод уже красные. Сколько зеленых ягод на этих кустах?

)        У Миши было с яблок. Он съел сначала а яблок, а потом b яблок. Сколько яблок у него осталось?

)        Во время каникул было а дождливых дней, b пасмурных, а солнечных столько, сколько дождливых и пасмурных вместе. Сколько дней длились каникулы?

)        В первом гараже было с машин, а во втором - d машин. Утром из первого гаража выехало а машин, а из второго - b машин. Сколько машин осталось в этих гаражах?

Вычисли:

∙ 6 + 94 ∙ 1 = 24 - 24:1 = 35:35+ 0:47 =

∙ 38+ 2 ∙ 0 = 58 ∙1 - 58 = 42:1 - 5 ∙1 =

На сколько самое большое двузначное число меньше самого маленького трехзначного числа?

.        Подведение итогов:

Домашнее задание: № 10, 12 с.3

Заключение

В ходе курсовой работы была рассмотрена программа Людмилы Георгиевны Петерсон по обучению детей математике в начальных классах.

Программа основана на технологии деятельностного подхода, когда учитель предлагает ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, сотворение.

При деятельностном подходе основным элементом работы учеников является решение задач - освоение деятельности. В этом случае фактические знания становятся следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик может сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом (обществом). Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Курс изучения математики в начальной школе представлен в комплекте учебников по математике для учащихся начальных классов (1-3) или (1-4) и методических рекомендаций к учебникам для учителей.

Материал учебников организован таким образом, что есть обязательный минимум для усвоения, и есть дополнительные задания с повышенным уровнем сложности.

В ходе обучения ученик по авторской программе Людмилы Георгиевны Петерсон становится грамотной, образованной, самостоятельной личностью, готовой к решению трудных задач, что является немаловажным аспектом успеха в жизни.

Библиографический список

1.    Петерсон Л.Г. Математика, 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. М.-«Баллас», «С-Инфо», 1997 -256с.:ил

2.       Петерсон Л.Г. Математика, 3-й класс. Методические рекомендации для учителя. М.-«Баллас», «С-Инфо», 2000 -234с.:ил

.        Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики, 2 кл.». - М.: «Школа 2000…», 2001 - 142с:ил.

.        Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 1. - Изд. 2-е перераб. / Л.Г. Петерсон. - М.: Издательство «Ювента», 2009. - 112с.:ил.

.        Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 2. - Изд. 2-е перераб. / Л.Г. Петерсон. - М.: Издательство «Ювента», 2009. - 114с.:ил.

.        Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 3. - Изд. 2-е перераб. / Л.Г. Петерсон. - М.: Издательство «Ювента», 2009. - 114с.:ил.

.        Петерсон Л.Г., Барзунова Э.Р., Горячева Т.С., Зубавичене Т.В. Невретдинова А.А., Поникарова Т.Ю. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. 2 класс. 1 вариант. М.: «Ювента», 2009 - 110с.:ил.

.        Петерсон Л.Г., Барзунова Э.Р., Горячева Т.С., Зубавичене Т.В. Невретдинова А.А., Поникарова Т.Ю. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. 2 класс. 1 вариант. М.: «Ювента», 2009 - 110с.:ил.

.        Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система «Школа 2000...». М.: «Школа 2000», - 2007 - 298с..

.        Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: - 2008 - 68с..

.        Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М.: - 2005 - 58 с..

.        Фефилова В.П. Поурочные разработки по математике. К учебному комплекту Л.Г. Петерсон, 2 класс. М.: «ВАКО», 2005 - 214с.:ил.

.        Родионова О.В. Обожаю решать задачи//Учительская газета. - 2006.- №19.

14.  Давыдов В.В., С.Ф. Горбов и др. Обучение математике. - М.: Мирос, 1994. - 192 с.

15.     Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

16.  Якиманская И.С. Психологические особенности овладения учебными умениями в курсе математики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 288 с.

Используемые Интернет-ресурсы

1.       <http://www.echo.msk.ru/programs/assembly/653916-echo/> «Можно ли учиться в школе без репетиторов?»

2.       http://www.za-partoi.ru/programmy-obucheniya.html/ «Битва за умы»

.        <http://www.gorod-znaek.ru/index.php> «Методика обучения Людмилы Георгиевны Петерсон »

.        <http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/> «Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000...»»

.        <http://nsc.1september.ru/2003/03/5.htm> «Разработки конспектов уроков по математике в развивающей технологии на примере учебников Петерсон Л.Г.»

Похожие работы на - Исследование преподавания математики по системе Людмилы Георгиевны Петерсон

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!