Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии (на примере ЗАО МПБК 'Очаково' Краснодарский филиал)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    612,59 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии (на примере ЗАО МПБК 'Очаково' Краснодарский филиал)


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «МАРКЕТИНГ»

на тему: «Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии» (на примере ЗАО МПБК «Очаково» Краснодарский филиал)

Содержание курсовой работы

Введение

. Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности на предприятии

.1 Роль формирования маркетинговой деятельности на производственном предприятии

.2 Основные концепции управления маркетинга на предприятии

1.3 Планирование маркетинговой деятельности: сущность, этапы, виды маркетинговых стратегий

2. Характеристика предприятия Филиал №1 ЗАО Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково» г. Краснодар

.1 Общие сведения о предприятии

.2 Организационная структура управления предприятием

.3 Динамика экономических показателей деятельности предприятия за 2007-2009 гг.

.4 Характеристика маркетинговой деятельности

. Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ЗАО "Очаково»

.1 Анализ основных экономических показателей

.2 Анализ рынка пивоваренной продукции

.3 Анализ конкурентов и конкурентоспособности фирмы «Очаково»

.4 Анализ целевой аудитории компании

. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии

.1 Предложение мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии и их обоснование

.2 Расчет основных затрат на внедрение предложенных мероприятий

.3 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий

Заключение

Список использованных источников

Введение


Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

Проблемы маркетинговой деятельностью в после перестроечные времена являются весьма актуальными, так как большинство государственных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.

Поэтому я выбрал тему курсовой работы "Маркетинговая деятельность на производственном предприятии".

Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка. Объектом исследованием является ЗАО "Очаково» - предприятие выпускающее слабоалкогольную и безалкогольную продукцию.

В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по обшей характеристики предприятия.

Для совершенствования маркетинговой деятельности я предлагаю: совершенствование взаимодействия отдела маркетинга и отдела сбыта с другими службами, реструктуризацию системы кадрового обеспечения и мотивации сотрудников.

В курсовой работе используются предложения, которые рассчитаны и подсчитана их эффективность.

 


1.       Теоретические аспекты формирования маркетинговой деятельности на предприятии

.1 Роль формирования маркетинговой деятельности на производственном предприятии

Главной целью маркетинговой деятельности является обеспечение коммерческого успеха компании (предприятия, фирмы) и ее продуктов <#"512614.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ЗАО "Очаково"

Начальник отдела маркетинга департамента продаж принимает участие в разработке, осуществлении и контроле политики ЗАО «Очаково» в области рекламы и маркетинга, направленной на продвижение производимой продукции на территории работы филиала. Организует эффективную работу отдела маркетинга, направленного на достижение целей ЗАО «Очаково» в области развития рынков и увеличения объемов продаж производимой продукции.

.3 Динамика экономических показателей деятельности предприятия за 2007-2009 гг

Таблица 2.1 - Динамика основных экономических показателей Филиала № 1 ЗАО МПБК «Очаково» за 2007-2009 гг.

№ п/п

Показатели

2007 г

2008 г

2009 г

Абсолютное отклонение, (+ -)

Темпы роста, %

1

Объем произведенной продукции, тыс. руб

3127002

3456715

3658592

531590

117

2

Выручка от реализации, тыс. руб

3127010

3456718

3658601

531591

117

3

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб

2402393

2355596

2370560

-31833

99

4

Прибыль от реализации, тыс. руб

563617

742231

743974

180357

132

5

Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп.

0,77

0,68

0,65

-0,12

84

6

Рентабельность продукции, %

0,27

0,34

0,31

0,04

115

7

Среднесписочная численность, чел.

356

388

374

18

105

8

Фонд оплаты труда, тыс. руб

67796

82839

108959

41163

161

9

Производительность труда, тыс. руб/чел.

879

891

978

99

111

10

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб

2120814

2173420

2197543

76729

104

11

Фондоотдача, руб/руб

1,47

1,59

1,67

0,20

114

12

Фондоемкость, руб/руб

0,68

0,63

0,60

-0,08

88

13

Среднемесячная заработная плата, руб

15870

17792

24278

8408

153


На основании данной таблицы можно с уверенностью сказать, что предприятие динамично развивается из года в год. Все показатели положительно изменились и главное, что динамика за три года ни разу не показала их уменьшение.

Рисунок 2.2- динамика объёма произведенной продукции, выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции 2007-2009гг.

По данному рисунку можно сделать вывод о том, что объём произведенной продукции как и выручка от реализации значительно увеличились за последние три года. Себестоимость реализованной продукции претерпела незначительные изменения.

Рисунок 2.3- динамика прибыли от реализации

Из рисунка видно, что сильный скачёк прибыли произошёл в 2008г. Разница между 2008г. и 2009г. незначительна, имеет положительную динамику.

Рисунок 2.4- Динамика фонда оплаты

Как показывает рисунок, фонд оплаты труда достаточно сильно изменил свои показатели за три года, почти в два раза увеличив их.

Рисунок 2.5- рентабельность продукции

Рентабельность продукции положительно изменилась в 2008г., но в 2009г. она снизилась.

Рисунок 2.6- среднемесячная заработная плата

Как видно из рисунка заработная плата увеличивается, особенно в 2009г. она резко и сильно возросла.

Данные таблицы и рисунков свидетельствуют о том, что предприятие каждый год увеличивает и приумножает свои достижения. Среднемесячная заработная плата рабочим очень сильно выросла, а это показывает то, что предприятие заботится о своих кадрах и старается поощрять их.

.4 Характеристика маркетинговой деятельности

Отдел маркетинга является подразделением, входящим в структуру Департамента продаж Филиала №1. Создается и ликвидируется по приказу Директора Филиала №1. Отдел маркетинга находится в ведении Начальника департамента продаж Филиала №1.

Основная задача отдела маркетинга - участие в разработке и реализации маркетинговой стратегии предприятия в Южном регионе, направленной на увеличение продаж продукции МПБК «Очаково», ее доли на рынке.

Подзадачи:

Планирование маркетингового бюджета Филиала №1 на год;

Подготовка, проведение и контроль за проведением рекламных кампаний в рамках согласованных ЗАО МПБК «Очаково» планов и бюджетов маркетинга;

Планирование, проведение и контроль акций торгового маркетинга и имиджевых мероприятий, направленных как на стимулирование объемов продаж, так и на повышение имиджа предприятия;

Формирование с помощью СМИ у общественности позитивного представления о предприятии, организация участия в международных и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах;

Оценка эффективности проводимых отделом маркетинга мероприятий, их влияния на динамику продаж продукции, осведомленность и отношение потребителей к предприятию и его продукции;

Анализ внутренней и внешней среды предприятия, прогнозирование развития рынка и основных конкурентов, выработка рекомендаций руководству Филиала №1 о путях дальнейшего развития;

Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, выработка предложений по изменению ассортиментной политики компании, улучшению качества и других потребительских свойств продукции;

Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик и технологии производства выпускаемой новой продукции с целью улучшения ее.

Изготовление сувенирной, рекламной и иной продукции для использования работниками комбината, вступающими в деловые отношения с контрагентами, с целью популяризации имиджа компании;

Формирование и предоставление регулярной отчетности руководству Филиала №1 и головного предприятия о проделанной работе и планируемых мероприятиях, оптимизация организационной структуры отдела маркетинга.

Обязанности отдела маркетинга напрямую вытекают из его задач. А конкретные обязанности сотрудников отдела определяются соответственными должностными инструкциями.

Структуру и штатную численность отдела маркетинга утверждает Директор Филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково» г Краснодар в соответствии с утвержденным Президентом ЗАО МПБК «Очаково» штатным расписанием. Непосредственное руководство и распределение обязанностей между сотрудниками отдела маркетинга осуществляется начальником отдела маркетинга. Все распоряжения в отделе маркетинга отдаются начальником отдела всем менеджерам по степени подчиненности.

Организационная структура отдела маркетинга:





Рисунок 2.1 - Организационная структура отдела маркетинга Филиала № 1 ЗАО МПБК «Очаково»

Все сотрудники отдела маркетинга участвуют в разработке, внедрении и обеспечении функционирования системы менеджмента качества на Филиале №1. Отдел маркетинга осуществляет взаимоотношение со всеми подразделениями филиала предприятия, а также ЗАО МПБК «Очаково» и внешними организациями. Таким образом, получает и передает: информацию о новых продуктах; рекламные материалы для размещения на территории работы Филиала №1, согласно утвержденным графикам и планам рекламных кампаний; акты выполненных работ; информацию о графиках розлива напитков; информацию о конкурентах; информацию о любых изменениях в учетной политике предприятия, непосредственно связанных с деятельностью отдела маркетинга. Отдел маркетинга во исполнение поставленных перед ним задач вступает во взаимодействие с многочисленными внешними организациями и частными лицами, чей профиль деятельности связан с предоставлением услуг маркетингового и рекламного характера, выполнением работ в области связей с общественностью, организацией концертной и иной деятельности, которая может быть полезна в плане увеличения объема продаж продукции МПБК «Очаково» и доли компании на рынке.

Реклама для продукции ЗАО «Очаково» является основным инструментом продвижения их на рынке. Рассмотрим средства массовой информации, используемые ЗАО "Очаково» - это: газеты, телевидение, радио, реклама на общественном транспорте: нанесение рекламы на трамвай, наружная реклама, информационный листок.

Предприятие «Очаково» осуществляет следующие маркетинговые мероприятия:

локальные акции типа «Собери коллекцию» с акционными крышками (Краснодар, Пенза, Тюмень)

создание тематических этикеток и распространение по приоритетным городам (23 февраля, День Победы…)

участие в выставках, ярмарках («Нижегородская ярмарка», «Курский соловей», и т.д.)

наружная реклама.

Как видно из вышесказанного филиал № 1 ЗАО МПБК «Очаково» проводит немало маркетинговых мероприятий направленных на привлечение новых потребителей и удержание уже имеющихся. Также предприятие использует СМИ, а как известно это самый лучший способ рекламирования товара.

3. Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ЗАО "Очаково»

.1 Анализ основных экономических показателей

По итогам 2009 года ЗАО МПБК «Очаково» входит в шестерку крупнейших производителей пива в России и является единственным крупным производителем, работающим без участия иностранного капитала.

Основной прирост продаж пива происходил в 2001-2002г, а с 2003г началось снижение объемов. Для поддержания своих позиций на пивном рынке «Очаково» в 2004-2007 гг последовательно реформировал систему дистрибуции напитков, усилил рекламную активность, пересмотрел ассортиментную политику. Эти меры оказали позитивное влияние на качественные показатели «Очаково» в 2009 г: достигнут рост чистой прибыли на 32%, рентабельности продукции (продаж) на 15%; выручка от продаж всей продукции «Очаково» выросла на 17%.

В 2009 г предприятию удалось добиться не только роста выручки, но и небольшого прироста объемов продаж пива в натуральном выражении - на 2%. В числе основных факторов роста - адаптация ассортиментной политики к меняющимся предпочтениям потребителей, реформа системы дистрибуции, значительный маркетинговый бюджет.

В следующем году «Очаково» также рассчитывает использовать указанные факторы для удержания своих позиций на рынке пива. 12 Декабря 2007 г на Московском пиво-безалкогольном комбинате «Очаково» состоялось подписания лицензионного соглашения между «Очаково» и фирмой «Кёниг Лудвиг Интернэшнл ГмбХ&КоюКГ» о розливе лицензионного пива марки «Кальтенберг», передаче ноу-хау и права на использование товарного знака. Пиво планируют разливать на Московском пиво-безалкогольном комбинате и Краснодарском филиале компании. Это соглашение призвано оказать дополнительную поддержку тенденции роста доли высокомаржинального сегмента в продукции предприятия.

Учитывая увеличение спроса на «живое» пиво, рассчитанное на прямые поставки от производителя в заведения формата HORECA, предполагается увеличить долю on-trade в объемах производства до 30-35%. В планах при поддержке Правительства Москвы за три года построить собственную сеть спортбаров в столице (в перспективах и в Краснодаре).

Объем произведенной продукции вырос на 531590 тыс. руб - темп роста составил 117%.

Себестоимость - совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции за исследуемый период претерпела положительные изменения, т.е. снижение на 31833 тыс. руб (темп роста = 99%), это объясняется оснащением производства новым оборудование и технологиями - увеличением среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 4%. Т.о. при увеличении объемов производства каждый процент снижения себестоимости обеспечивает все возрастающую сумму экономии.

Чем ниже себестоимость, тем соответственно ниже затраты на 1 руб реализованной продукции за 2007-2009гг, т.е. больше прибыли от реализации товарной продукции, выше рентабельность продукции (темп прироста в 115%).

Среднесписочная численность составляет 356, 388, 374 чел. за 2007, 2008, 2009 гг соответственно, т.е. небольшая текучесть кадров. Фонд оплаты труда вырос до 41163 тыс. руб. Производительность труда увеличилась до 978 тыс. руб/чел., т. е. возросла на 99 тыс. руб/чел., что напрямую связано с увеличением объема произведенной продукции и малой текучестью кадров в исследуемом периоде. В связи с такой динамикой экономических показателей на предприятии «Очаково» выросли зарплаты. Фондоотдача выросла на 14%, т.о. фондоемкость снизилась на 12% в период с 2007 по 2009 гг.

Итак, анализ показал, что в целом динамика развития предприятия положительна и отражает реальную ситуацию, как на производстве, так и на рынке.

.2 Анализ рынка пивоваренной продукции

маркетинговый конкурентоспособность рынок целевой

Пивоваренная отрасль в России, в частности в Краснодарском крае, является одной из наиболее перспективных и конкурентных среди других отраслей пищевой промышленности. Рост деловой активности предпринимательских структур и денежных доходов населения, обострение конкуренции обусловили высокую положительную динамику отрасли в последние годы.

Пивоваренная промышленность Краснодарского края отличается высоким уровнем концентрации производства и капитала. Всего в отрасли по России насчитывается чуть более 300 предприятий, и это число постоянно уменьшается, но на семерку крупнейших производителей приходится около 75% рынка. В крае число пивоваренных компаний колеблется в районе 15 предприятий.

Рынок является олигополистическим, т.е. производство пива поделено между несколькими крупными производителями. В настоящее время новая фирма практически не имеет шансов выдержать конкуренцию на пивном рынке России.

Ситуацию в отрасли и на рынке пива нельзя назвать стабильной уже в течение трех лет. После динамичного развития в 2006-2007 гг., в 2008 году производство и потребление пива фактически перешли к стагнации. Проблемы возникали одна за другой в течение всего прошлого года. В частности, постепенному переходу к умеренным темпам развития рынка помешали резкий рост отпускных цен производителей (у которого было несколько объективных причин), плохая погода и экономический кризис.

Сокращение пивного рынка усугублялось экономическими проблемами, в частности, дебиторской задолженностью.

Тенденцией в экономике отрасли, очевидно, станет сокращение инвестиций в основной капитал. В условиях остановки роста рынка и кризиса пока не предвидится новых масштабных проектов.

В 2008 году объем российского рынка пива практически не изменился. Основной причиной этому послужило относительно холодное лето. Экономический кризис, начавшийся в сентябре, не сильно затронул рынок в силу его сезонности (основные продажи пива приходятся на период май-сентябрь). В денежном выражении рынок вырос на скромные 15% (в 2007 году рост составил 20%) . Но в 2009 году влияние экономического кризиса все-таки дало о себе знать.

В условиях сокращения доходов потребители вынуждены экономить. И, прежде всего, это относится к продуктам не первой необходимости, в частности, пиву. В 2010 году ожидается рост рынка пива не более чем на 2% в натуральном выражении, и это лишь при условии, что погода будет благоприятна для пивоваров. Не исключается возможность, что по итогам 2009 года впервые может произойти падение объемов пивного рынка, если в этом году лето будет прохладным. В денежном выражении ожидается также рекордно низкий прирост - порядка 7%. Здесь сыграет свою роль переключение потребителей на более дешевые сорта пива.

Рынок постепенно насыщается, объемы продаж все ближе приближаются к своему максимальному значению. «В 2010 году рост российского пивного рынка может немного замедлиться из-за повышения акцизов, но это не станет определяющим фактором на долгосрочную перспективу, - сказал "Финансовым Известиям" аналитик фирмы Canadean Кевин Бэйкер, - Сейчас россияне пьют в среднем по 43.1 литра пива в год. В Москве и Петербурге этот показатель выше - более 50 литров».

ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский» провёл мониторинг который показал, что на российском рынке представлена продукция множества компаний, в том числе отечественные, лицензионные и импортируемые марки.( в скобках указана доля рынка, которое занимает предприятие)

Baltic Brewing Holding (15%)

-        Sun Interbrew (12,5%)

-        Пивоварни Heineken" (5%)

-        SAB Miller

         Efes Brewing Group

-        ОАО «Красный Восток» (8%)

         ОАО «Ярпиво» (10-12%)

         ОАО «Вена»

         ОАО «Амстар» (1,5%)

         ОАО «Пивоварни Ивана Таранова»(4%)

         Пивокомбинат Очаковский (3%)

         ОАО «Афанасий-пиво» (менее 1%)

         Чебоксарский пивоваренный завод

         ОАО «ПивоВар», г.Арзамас

         ЗАО «Волга-Инвест», Г.Н.Новгород

         ЗАО «Лысковский», г.Лысково

3.3 Анализ конкурентов и конкурентоспособности фирмы «Очаково»

Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя.

Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения эффективности производства уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары.

Главными конкурентами Очаково по выпуску слабоалкогольной и алкогольной продукции являются такие крупные кампании как:

Baltic Brewing Holding первый в России производитель пива, с рыночной долей 15% и вторая компания в Европе, обогнавшая нидерландскую компанию «Amstel» и уступающая лишь компании «Heineken» (Нидерланды). Сейчас эта компания расширяет свои мощности и планирует занять 25% пивного рынка России. Имея самую современную в России производственную базу, «Балтика» активно инвестирует в предприятия, которые позволят снизить себестоимость продукции (например, в собственное предприятие по производству солода).

Компания "Sun Interbrew" - это стратегический альянс бельгийской компании "Interbrew", одной из крупнейших пивоваренных компаний в мире, работающей на Украине с 1996 года и в России с 1998 года, и фирмы "Sun Brewing", представленной на этом рынке с 1992 года. Сейчас этот холдинг имеет 8 заводов в России и три на Украине. "Sun Interbrew" является одной из ведущих пивоваренных компаний в России и на Украине. Сейчас доля этой компании в производстве пива на территории России составляет 12,5% и она занимает второе место после «Балтики» по продаже пива в стране.

"Пивоварня Heineken" - бывшая компания "Bravo International". Heineken - это международная компания занимающая самую высокую долю пивной рынка в Европе. В России же при покупке компании "Bravo International" она получила 5% российского рынка. «Амстар» - пивоваренная компания в городе Уфа. Доля этой компании на российском рынке пива составляет 1,5%. Сейчас к этому заводу проявляет интерес холдинг Efes Brewing Group и в ближайшее время он перейдет в его владения.

Некоторые эксперты, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и призывают производителей не переоценивать свои возможности.

Что же касается пива «Балтика» то, хотя в ряде регионов оно по-прежнему занимает первое место по объему продаж среди высококачественной продукции, доля его несколько сократилась.

Основными конкурентами пива, производимого ЗАО «Очаково» являются такие крупные как Baltic Brewing Holding, Sun Interbrew, Heineken.

На основании этого мною был проведён анализ конкурентоспособности фирмы Очаково( см. таблица 3.3)

Таблица 3.3- Анализ конкурентоспособности фирмы Очаково

Переменные маркетинга

Очаково

Baltic Brewing Holding

Sun Interbrew

Heineken

 

качество товара

10

10

9

9

 

разнообразие ассортимента

9

8

9

9

 

престижность торговой марки

9

9

7

9

 

стиль, дизайн

7

9

8

9

 

рыночная доля

6

10

9

8

 

уровень цен

10

10

10

10

 

объём продаж по разным каналам сбыта

7

10

8

9

 

численный состав сотрудников сбытовых служб

8

10

9

9

торговые представители

7

10

10

9

дилеры, маклеры, дистрибьюторы

7

10

9

8

уровень квалификации персонала

10

10

10

10

эффективность работы каналов сбыта

6

10

9

8

бюджет рекламной деятельности

9

10

8

10

средства рекламы

7

9

9

10

используемые СМИ

8

10

10

9

презентации

8

8

8

8

предоставление бесплатных образцов

5

8

6

7

выставки, ярмарки, спонсорство

8

9

10

7



По данным таблицы можно видеть как фирмы борются за влияние на рынке, какими методами они стараются завладеть потребителем и какими средствами они для этого располагают.

Рисунок 3.3- Многоугольник конкурентоспособности Очаково

Данная диаграмма демонстрирует преимущества фирмы Очаково в производстве пива, по сравнению с фирмами-конкурентами. ЗАО МПБК Очаково лидирует в качестве товара, так как они располагают уникальными технологиями фильтрации пива и высококачественным оборудованием. Также разнообразие ассортимента очень велико, так как маркетологи компании постоянно выпускают новые товары на рынок. Компания Очаково жестко конкурирует по объемам продаж с компанией Балтика. Как уже было сказано, компания Очаково неоднократно участвовала в различных выставках и становилась победителем в различных конкурсах.

3.4 Анализ целевой аудитории компании

В основе сегментации лежит попытка понять покупательское поведение и покупательские привычки потребителей, изучить их социально-демографическую структуру.

В России довольно распространено мнение, что производителю без всяких исследований понятно, что производить и как продавать. В определенной мере это пока еще действительно так: что пользуется спросом, то и предлагается рынку. Однако в условиях возрастающей конкуренции необходимо не просто реагировать на спрос, но и предугадывать потребности потенциальных покупателей. Понимание особенностей их поведения лежит в основе стратегических маркетинговых решений, связанных с формированием ассортимента, установлением цен, выбором методов продажи и средств продвижения.

Известная российская исследовательская фирма, Фонд «Общественное мнение» использует стабильную, оперативную и хорошо отлаженную технологию регулярного изучения рынка пива. По данным её исследования можно отметить тот факт, что на сегодняшний день в России сложилась определенная культура потребления пива. Основными факторами, оказывающими влияние на выбор пива, являются качество и традиции. 66% респондентов отметили, что они предпочитают российские марки пива. 63% ответивших указали на удовлетворенность ценой на российские марки пива (фактор цены оказался незначимым). 46% респондентов, предпочитающих пиво российского производства, стали бы потреблять его чаще при условии снижении цены. Пиво иностранного производства предпочитается респондентами из-за высокого качества. 51% респондентов считают, что пиво является полезным для здоровья продуктом. 58% - употребляют пиво после работы. 70% респондентов считают: пиво - это напиток, который лучше пить в компании. Мужчины гораздо чаще потребляют пиво. 56% мужчин отметили, что потребляют пиво каждый день или несколько раз в неделю, в то время как среди женщин процент составляет 27%.

Так как потребление пива связано с сезонностью (теплое время года или холодное время года) то проведён анализ потребления пива в разное время года.

Таблица 3.4- Совместный анализ потребления пива в холодное и теплое время года

Потребители, пьющие пиво в теплое время года:

Доля тех, кто пьет пиво в холодное время года (% от числа когда-либо пьющих пиво, 1 00%)


почти каждый день, каждый день

несколько раз в неделю

несколько (4-5) раз в месяц

несколько раз за сезон

вообще не пью пиво

затрудняюсь ответить

почти каждый день, каждый день

4%

6%

3%

1%

1%

14%

10%

2%

1%


несколько (4-5) раз в месяц


1%

17%

12%

2%

1%

несколько раз за сезон



1%

18%

5%

1%


На основании данной таблицы можно сделать вывод, что люди, пьющие пиво каждый или почти каждый день, делают это в среднем 5 раз в неделю, а выбравшие ответ "несколько раз за сезон" - 5 раз за полгода. Тогда, судя по расчетам, в теплый сезон средний представитель рынка пьет пиво каждые 3-4 дня, а. зимой - каждые 5 дней. Наибольший интерес для производителей представляют, конечно, те, кто пьет пиво, по крайней мере, несколько раз в неделю. В теплый сезон таких респондентов - 43%, в холодный - 26% (от числа пьющих пиво). Особенно важны эти потребители для производителей отечественного пива, с коротким сроком реализации. Более же дорогие и качественные импортные сорта в теплое время года, как правило, теряют рынок сбыта из-за своей высокой цены.

Также следует высянить как потребители реагируют на появление ноыого продукта. Это связанао с тем что, некоторые люди неохотно пробуют новый товар, а предпочитают старые и проверенные. Данная таблица раскрывает как потребители пива относятся к тем видам пива, которые ещё не пробовали. В данной таблице всплывает понятие «тяжелые потребители»- это те потребители, на которых оринтируется предприятие.

Таблица 3.3- Процент предпочтений потребителей

Какое пиво Вы скорее предпочтете при практически равной цене: которое Вам нравится или которое Вы пока еще не пробовали?

Рынок пива

"Тяжелые потребители"

которое мне нравится

83%

91%

которое я еще не пробовал

8%

4%

когда как, затрудняюсь ответить

9%

5%


Следуя из данной таблицы можно сделать вывод о том, что потребители в основной своей массе предпочитают пиво, которое они уже приобретали.

4. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии

.1 Предложение мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии и их обоснование

Для того чтобы сделать правильные предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии ЗАО МПБК «Очаково», необходимо установить в каких категориях фирма проигрывает своим конкурентам и какие слабые стороны следует устранить.

На многоугольнике конкурентоспособности отчётливо видно, что предприятие значительно уступает своим конкурентам в сбыте, рекламе и дизайне своей продукции. Именно на эти проблемы и будет направлены следующие предложения.

Так как на предприятии функционирует отдел маркетинга, то надобности в его создании нет, но создание креативного отдела будет разумным. Создание имиджа предприятия и создание привлекательной упаковки является очень важным пунктом в маркетинговой деятельности предприятия. Следуя из этого вытекает первое предложение: создание креативного отдела по созданию имиджа и упаковки товара. Эта структура будет непосредственно подчиняться начальнику отдела маркетинга и лично отчитываться о проделанной работе. Главной задачей этого подразделения будет сбор информации о предпочтениях потребителей, обработка информации и создание привлекательной и конкурентоспособной упаковки товара. Можно сделать акцент на уникальные технологии отчистки двумя фильтрами-золотым и серебренным.

На основании анализа целевого сегмента рынка был сделан вывод, что потребители пива в большей степени предпочитают «проверенное» пиво, т.е. то, которое они пробовали. Следуя из этого, рационально предложить программу по предоставлению бесплатных образцов. Это привлечёт новых покупателей и может расширить рынки сбыта, если провести такие мероприятия в других регионах. Главной задачей этого мероприятия будет расширение целевого сегмента рынка, т.е. как уже было сказано привлечение новых потребителей. Целесообразно сделать акцент на то, что это местное пиво, продукты которого выращиваются на Кубанской земле. Как показало исследование главные потребители для производителей отечественного пива, с коротким сроком реализации, т.к. импортные сорта в теплое время года теряют рынок сбыта из-за своей высокой цены.

Это также будет способствовать созданию положительного имиджа компании, так как люди будут видеть товар, производимый на плодородных южных полях.

Третьим предложением будет служить проведение рекламной кампании, а в частности её размещение на общественном транспорте. Это довольно продуктивный способ рекламы, так как охватывается большая аудитория. Данное мероприятие должно заметно окупиться и дать свои плоды в полном объёме. (нового продукта)

Собственно эти мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности дадут предприятию Очаково сильный толчок в расширении сбыта их продукции, привлечении новых покупателей, выход на новый уровень производства продукции.

.2 Расчет основных затрат на внедрение предложенных мероприятий

Главным из предложенных мероприятий будет формирование креативного отдела по созданию имиджа и упаковки товара. Это довольно сложный и долгий процесс, так как он связан с поиском квалифицированных кадров. Так же немало времени займёт обучение нового персонала, изучение им специфики компании.

Таблица 4.2 - Расходы на формирование креативного отдела по созданию имиджа и упаковки

Вид расходов

Расчёт и обоснование

Сумма, руб.

1.поиск квалифицированных кадров

С помощью службы по персоналу произведём поиск кадров. Стоимость услуги по поиску персонала составляет 15% * годовой доход будущего специалиста-0.15*20000руб*12мес*2чел-=36000

   36000

Годовые выплаты рабочим

З/п каждого из двух принятых на работу будет составлять 20000руб. Расчёт-(20000руб.*2*12=480000)

 480000

Отчисления на социальные нужды в ЕСН

Отчисления будут составлять 26% Расчёт-(0,26*480000руб=124800руб)

 124800

Компьютерное оснащение

Ноутбук HP Pavilion: стоимость единицы 26000руб Компьютерный стол Ventura Стоимость 5000руб Интернет оснащение Билайн бесплатное, стоимость интернета 450 руб в месяц Компьютерная мышь- Media-tech MT1067 стоимость 800руб МФУ HP PaperCmart 2570 стоимость 3500 руб Расчёт-(26000*2+5000*2+450*2*12+800*2+3500*2=81400руб)

    814000

 

5.Канцелярское оснащение

Канцелярский набор, стоимость 1000 руб ручки 30 шт. Corvina стоимость единицы 12 руб Записные книжки стоимость 300 руб Расчёт-(1000*2+30*12*2+300*2=3320руб)

3320

 

6. Покупка рабочих стульев

Стоимость рабочего стула Винер - 1700 руб, Расчет - (1700*2=3400 руб)

3400

 

7. Оборудования для хранения документов

Подставка для журналов - 250 руб, папка для бумаги - 170 руб, шкаф для папок Танака - 7000руб. Расчёт-(250*4+10*170+7000=9700руб)

9700

 

8. Освещение рабочего места

Покупка рабочей лампы - 1500 руб Расчет-(1500*2=3000руб)

3000

 

Итого:

1474220

 



На создание этого отдела ушли большие средства, ноо всё это направлено на создание бесценного имиджа продукта и создание креативной упаковки, которая привлечет многих потребителей и затмит многих конкурентов.

Следующим шагом будет расчёт мероприятий, которые связаны с рекламой продукции на общественном транспорте. Этот расчёт производился на основании цен рекламно-производственной компании АРТ-Лайн. В силу своей энергичности и мобильности троллейбус охватит весь город, а яркое и красочное оформление транспортного средства привлечет внимание и настроит на позитив широкий круг потребителей, что является целью данного мероприятия.

Таблица 4.3- Расчёт рекламы на общественном транспорте

Вид расходов

Расчёт и обоснование

Сумма, руб.

1.Реклама на троллейбусе

Реклама на 12 месяцев составляет 82000 и арендуем 4 транспорта Расчёт-(82000руб.*4=328000руб).

 328000

2.Реклама на трамвае

Реклама на 12 месяцев составляет 64000 и арендуем 4 транспорта Расчёт-(64000руб*4=128000руб)

 266000

Итого


584000


Из таблицы расчётов можно сделать вывод, что такая реклама не столь затратная, но довольно результативная. Поскольку охватывается довольно большая аудитория.

Следующим шагом будет расчёт программы предложения бесплатных образцов. Это довольно привлекательный для покупателя вид рекламы. Особенно, если это будет профессионально и заманчиво устроено. Данное мероприятие будет проводится девушками приятной внешности. Одеты они будут в привлекательную униформу. Она состоит из яркой майки и коротких шорт. Главное, чтобы представители товара, в данном случае девушки, красиво преподносили товар потребителю, иначе может создаться впечатление, что предоставляется не сам товар, а только девушки и привлекают внимание.

Таблица 4.4- Расчёт затрат на предоставление пробных образцов

Вид расходов

Расчёт и обоснование

Сумма, руб.

1. затраты на пошив униформы для девушек

Стоимость одного комплекта униформы 2000руб. Расчёт-(2000руб*10=2000руб)

 20000

Затраты на оплату услуг

Стоимость одного часа руботы-200 руб. Продолжительность акции-6 часов и за год она проведётся 30 раз и в 5 гипермаркетах Расчёт-(200*10*6*30=180000руб)

   360000

Итого


380000


Как мы видим данное мероприятие не затратное, если учитывать то, что оно будет функционировать весь год.

Общие расходы представлены в следующей таблице

Таблица 4.5- Общие затраты по предложенным мероприятиям.

Всего затрат

Сумма, руб

Всего затрат по кадрам

1474220

Всего затрат по рекламе

584000

Всего затрат по образцам

380000

Итого:

2438220


Данные из таблицы показывают, что затраты на все мероприятия составили менее одного миллиона рублей.

.3 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий

Необходимо проанализировать эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО МПБК «Очаково». Чтобы выявить в какой степени мероприятия повлияли на рост товарооборота, следует проанализировать следующие данные.

Дополнительный товарооборот в результате реализации маркетинговой программы определяется по формуле:

Тд=(Тс*П*Д)/100%

где: Тс - среднедневной товарооборот до принятия мероприятий, руб/дн.;

П - прирост среднедневного товарооборота, % - 5%;

Д - количество дней учета товарооборота, дн. - 365 дней.

Тд =(3658601000/365*5*365)/100%=182930050 руб

Далее нужно рассчитать экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий. Экономический эффект определяется по формуле:

Э=(Тд *Нт)/100%- (Зр- Зд)

где: Тд - дополнительный товарооборот от предложенных мероприятий, руб =182930050 руб.;

Нт - торговая надбавка, % = до 10%;

Зр - затраты на реализацию маркетинговой деятельности, 2438220 руб = руб;

Зд - дополнительные затраты по приросту товарооборота, руб = 0 руб.

Э=(182930050*10)/100- 2438220-0=15854785руб.

Последний пункт в этой главе - это определение рентабельности. Рентабельность более точно характеризует эффективность затрат на предложенные мероприятия, но расчёт рентабельности для данного предприятия представляется нецелесообразным, так как среднедневной товарооборот составляет 182930050 руб., поэтому такие затраты на маркетинговые мероприятия несущественно окажут влияние на общий бюджет фирмы.

Заключение

Маркетинговая деятельность любого предприятия - это комплексное рассмотрение всех факторов, оказывающих влияние на развитие предприятия, выработка стратегии развитии с учетом этих факторов и разработка конкретных мероприятий по реализации этих стратегий. Некоторые типы маркетинговых стратегий совпадают со стратегиями менеджмента, т.к. основываются на маркетинговых исследованиях и определяют общие направления развития фирмы.

В настоящей работе было проведено исследование потенциала на пивном рынке России, а также анализ конкурентной среды, маркетинговых стратегий, применяемых конкурентами и позиций конкурирующих марок.

Исследование, показало, что рынок пива является перспективным и растущим с точки зрения развития производства и реализации, еще ненасыщен, темп роста положителен, но с каждым годом снижается, приближаясь к пиковому значению. По объему потребления пиво постепенно вытесняет другие алкогольные напитки. В связи с этим расширяется и растет также и потребительский рынок пива.

Исходя из анализа рынка пива и анализа конкурентов были выявлены главные проблемы фирмы, на которые следует обратить внимание. Также были предложены и подсчитаны мероприятия по устранению этих проблем.

По результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Для совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии необходимо выделить следующие мероприятия:

·   Создать новый креативный отдел по созданию имиджа и упаковки товара

·   Провести рекламную кампанию

·   Провести предоставление бесплатных образцов

Делая вывод, следует отметить, что маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу стараются довести до каждого инженера, разработчика и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт.

Список использованных источников

1. Акулич И.Л. Международный маркетинг: учеб. пособие / И.Л. Акулич - Мн.: Вышейшая школа, 2006. - 544 с.

. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - М.: "Финпресс", 1998. - 416 с.

. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков - М.: Финпресс, 1999. - 499 с.

. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П.С. Завьялов - М.: ИНФРА-М, 2002. - 496 с.

. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер; Перевод с английского В.Б. Боброва; Под редакцией Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1991. - 671 с.

. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс - 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

. Крылова Г.Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: учебное пособие для вузов / Г.Д. Крылова, М.И Соколова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 519 с.

. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристь, 2000. - 568 с.

. Романов А.Н. Маркетинг: учебник / А.Н.Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. / Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 560 с.

.        Хлусов В.П. основы маркетинга. М., "Издательство ПРИОР", 2000 г.

.        Маркетинг журнал - Режим доступа: http://www.4p.ru, свободный Яз. рус.

12. http: // www. suninterbrew. ru / официальный сайт компании Suninterbrew

. http: // www. propivo. ru / официальный сайт пивоваров

. http: // www. beermarket. ru /пивная компания ООО «Аль-трейд»

15. http: // www.ochakovo <http://www.ochakovo>. ru официальный сайт компании «Очаково»

Похожие работы на - Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии (на примере ЗАО МПБК 'Очаково' Краснодарский филиал)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!