Исследование динамики товарооборота по магазину 'Детский мир'
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Красноярский
государственный торгово-экономический институт
Контрольная
работа
по
дисциплине Статистика рынка
специальность:
Экономика и управление на предприятии в торговле
Минусинск
2011
Имеются следующие данные о поставке игрушек с
нарастающим итогом от двух фабрик в магазин “Детский мир” по месяцам II
полугодия: (тыс.руб.)
Месяцы
|
Фабрики
|
|
“К”
|
“П”
|
Июль
Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
|
200
320 520 700 900 1110
|
140
290 530 670 770 936
|
Провести сравнительный анализ равномерности
поставок. Решение оформить в таблице. Построить графическое изображение.
Написать текст экономических выводов.
Решение 1.
Покажем проектирование макета таблицы в
зависимости от расчета показателей по данной задаче. Необходимые колонки
определяются потребностью нахождения среднего квадратического отклонения (таб.
1.2 формула 2). 1 ПНИ [q]
- поставка с нарастающим итогом по заводу №1 [ x
] 2 ПБНИ [qi] - поставка
без нарастающего итога [по К1] [ ∑ ] 3 Структура поставки [Д qi,
%] по к. 2
[100.00] 4 (qi - ) по к. 2
[x ] 5 (qi - ) 2
по к. 4
[∑ ] 6
[ ∑ ] 8 Д qi, %, по к. 7
[100.00] 9 (qi - ) по к. 7
[ x ] 10 (qi - )2
по к. 9
[ ∑ ]
2. Выполним расчеты в табл. 1.1 и
1.2. Построим графическое изображение по колонкам 3 и 8 табл. 1.1 (рис. 1)
Рисунок 1- Структура отгрузки игрушек от двух
фабрик поставщиков в магазин "Детский мир" по месяцам первого
полугодия отчетного года, %: - ● - структура поставки фабрикой № 1; - ■
- структура поставки фабрикой № 2.
Таблица 1.1 - Исходные и расчетные данные
для анализа равномерности поставок игрушек от двух фабрик в магазин “Детский
мир” по месяцам первого полугодия отчетного года (шт.)
Месяцы
|
Фабрика
К
|
Фабрика
П
|
|
ПНИ
|
ПБНИ
qi
[по
к.1]
|
Д qi, % по к.2
|
(qi - ) по к.
2(qi - )2 по к. 4ПНИПБНИ qi
[по
к.6]Д qi, % по к.2,7(qi - ) по к. 7(qi - )2 по к. 9
|
|
|
|
|
|
|
Январь
Февраль Март Апрель Май Июнь
|
200 320 520 700 900 1110
|
200 120 200
170 200 210
|
18,18
10,91
18,18
15,45
18,18 19,10
|
17 -63 17 -13
17 27
|
289 3969 289 169 289 729
|
140 290 530 670 770 936
|
140 150 240 140 100 166
|
14,96
16,03
25,64
14,95
10,68
17,74
|
-16 -6 84 -16 -56 10
|
256 36 7056 256 3136 100
|
Итого
|
х
|
1100
|
100,00
|
х
|
5734
|
х
|
936
|
100,00
|
х
|
10840
|
Примечание: колонки 2, 7 рассчитаны
соответственно по колонкам 1 и 6 как разница отгрузки в каждом месяце
предшествующих
данных,
1) Например:
-50 = 48
-98 = 51
Аналогично следует
поступать и по заводу № 2:
-70 = 88 228-158 = 70
В данном случае применяют цепной метод
расчета показателей.
) 200/1100*100%=18.02 120/1100*100%=10.90 3)
200-183=17 120-183= - 63 4) 17*17=289 -63* (-63)=3969
Таблица 1.2 - Расчет средних
характеристик для анализа равномерности поставок по двум фабрикам
Показатели
|
Фабрика
К
|
Фабрика
П
|
1
|
2
|
Средний
объем поставок за месяц q = q =
1100/6= 183 (шт)q
= 936/6= 156 (шт)
|
|
|
Среднее
квадратическое отклонение Gq = Gq = Ö5734:6= ±30,9 (шт)Gq =Ö10840:6 = ±42,5
(шт)
|
|
|
3.
Коэффициент вариации (неравномерности) Uq = · 100Ux = 30,9:183*100 =
0,2(%)Ux
=
42,5:156*100
= 27,2(%)
|
|
|
4. Коэффициент равномерности
Кр = 100-Uq
|
Кр
= 100 -0,2 = 99,8(%)
|
Кр
= 100-27,2= 72,8(%)
|
Поставка товаров является одной из категорий
оптового товарооборота и характеризует объем отгруженных товаров в адрес
розничного предприятия от поставщиков. Магазин “Детский мир” в первом полугодии
отчетного года получал игрушек от двух фабрик: от первого - 1100 ед., а от
второго в 1,1 раза больше, а именно 936 ед. В отношении данных оптовых
продавцов предусматривалось в договоре на поставку равномерная отгрузка игрушек
в магазин “Детский мир”. При соблюдении данного принципа каждый поставщик
должен был отправлять в розничное звено одинаковое количество товара по месяцам
внутри первого полугодия, а именно 183 и 156 игрушки или почти 17% квартального
объема. Проанализируем ход фактической отгрузки игрушек по двум фабрикам в
магазин “Детский мир”. Первый поставщик соблюдал требования договора в среднем
в двух датах: январе (200 ед.), марте (200 ед.) и мае (200 шт.), в остальные
месяцы наблюдалось отклонение от объемов, предусмотренных по договору.
Минимальная партия игрушек была отгружена в феврале (120 ед. или около
10,9% от всего объема за I
полугодие), а максимальная - в июне (соответственно 210 ед. и 19%). Размах
вариации по рассматриваемым параметрам для первого оптового продавца достиг по
физической массе 90 шт. игрушек [210-120], а по удельным весам - 8,1% [19,91 -
19,10]. Проведем подобное исследование для второго поставщика товара в магазин
“Детский мир”.в разрезе месяцев первого полугодия. В отношении его принцип
равномерности отгрузки соблюдался в тех случаях, когда в каждый месяц розничное
предприятие получало от него по 156 ед. товара. Полного выполнения указанного
условия не было зафиксировано ни разу (см. колонку 7 в табл. 1,1), а в
приближении к этому объему можно отметить даты - январь (140 ед. товара) и
апрель (140 ед.). В условиях колеблемости отгрузки также можно вести речь о
размахе вариации. Наибольшая отгрузка телевизоров в адрес торговой фирмы была
зафиксирована в марте - 240 ед. или почти 25% от всего анализируемого период, а
минимальная в мае (соответственно 100 шт. и около 10,6%). Отсюда размах
вариации по натуральному объему оценивается 140 ед. [240-100], а по удельным
весам - 14,9% [25,64 -10,68]. Обобщающими показателями вариации выступают
среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации (неравномерности).
Первый из них характеризует среднее отклонение объемов отгрузки в каждом месяце
от средней поставки в целом за первое полугодие с учетом знаков колеблемости.
По расчетам (табл. 1.2) для завода №1 среднее квадратическое отклонение
составило ±956 шт., а для второго на один телевизор больше (±1807 шт.).
Коэффициент неравномерности показывает, какая часть среднего объема отгрузки в
относительной форме (в %) подверженное колеблемости. По этому параметру
вариация более существенна для первого завода (521,2%) и несколько меньше по
второму- 193%. Отсюда определяем соответствующий количественный показатель
степень равномерности отгрузки телевизоров по торговым партнерам: завод №1 -
421,2%, а завод №2 - 93%, т.е. лучше, чем у первого. Проведенное исследование
равномерности отгрузки игрушек от двух поставщиков в адрес магазина “Детский мир”.по
месяцам первого полугодия позволяет сформулировать следующее обобщение: а) оба
партнера нарушали условия договора по равномерности отгрузки; б) более лучшие
показатели были зафиксированы для завода №2 по сравнению с 1-ым (это
подтверждает и график - рис.1); в) оба поставщика имеют резервы улучшения
хозяйственных связей в отношении равномерности отгрузки игрушек (количественно
они равны коэффициентам неравномерности: 521,2 и 193%); г) магазину “Детский
мир”.рекомендуется усилить контроль за ходом отгрузки данного товара, а заводам
- улучшить дисциплину отгрузки - объемов поставки по периодам.
Имеются следующие данные о продаже товаров по
отделам магазина “Детский мир” за апрель отчетного года: (тыс.руб.)
Отделы
|
Апрель
|
|
Прогноз
|
Фактически
|
1
2 3 4 5
|
1200
1360 900 740 1080
|
1260
1400 900 740 1000
|
Провести анализ ритмичности развития продажи.
Решение оформить в таблице. Построить графическое изображение. Написать текст
экономических выводов. Ритмичность продажи в марте составила 90%.
Решение 1
Покажем проектирование макета аналитической
таблицы. Необходимые колонки ее определяются нахождением среднего
квадратического отклонения по проценту [G%].
Расчет обобщающих характеристик
Средний процент степени выполнения плана:
=
100 = 5300/5280 · 100 = 100,4(%);
∆ РТО = РТО1 -
Σ
РТОп
= 5300 - 5280= +20 (тыс. руб.).
Среднее квадратическое отклонение:
G= =
101557,2/5280 = 19,2(%).
Коэффициент аритмичности:
Ка = · 100 = 19,2/100,4 ·
100 = 19,12(%)
Коэффициент ритмичности:
Кр = 100-Ка = 100 - 19,12 = 80,88(%)
Анализ динамики ритмичности:
Δ Кр = Кр1
- Кро = 80,88 - 90,00 = -9,12 (%)
В январе отчетного года фактическая розничная
продажа товаров в магазине «Детский мир» достигла величины 5 300 тыс. руб.
Прогноз товарооборота был перевыполнен на + 20 тыс. руб, По отделам данного
магазина в отношении показателя “степени выполнения прогноза” можно выделить
три группы: Фактическая продажа на уровне плана. Сюда вошли третий и четвертый
отделы с объемом розничной продажи за январь соответственно 900тыс. руб, и 740
тыс. руб. Фактическая продажа выше плана. В отделе № 1 наблюдается
перевыполнение плана на +60 тыс. руб. Степень выполнения плана товарооборота в
анализируемых отделах достигла: 105.0%. К такой ситуации могли привести
следующие обстоятельства: рост денежных доходов населения (покупательский
спрос); проведение грамотной ассортиментной политики на основе исследования
рынка товаров по данной группе; отлаженная работа с поставщиками и т.д.;
Фактическая продажа ниже запланированного уровня. В данную группу вошел один
отдел № 5 с процентом выполнения прогноза реализации товаров в размере 92,5% и
снижением товарооборота в январе на сумму - 8 тыс. руб. Одной из причин такой
ситуации может быть нереальный план, который не учел всех факторов развития
товарооборота и получился для данного отдела завышенным. Обобщающими
характеристиками вариации степени выполнения плана товарооборота выступают
среднее квадратическое отклонение и коэффициент аритмичности. Первый из них
показывает средний разброс процента выполнения по отдельным магазинам от
среднего данного параметра в целом по магазину.
Средний процент выполнения плана розничной
продажи в январе отчетного года на 19,12% от общего значения, поэтому
показатель ритмичности развития товарооборота по сравнению с планом получился в
данном периоде высоким, а именно 80,88%. Отрицательным моментом в деятельности
магазина является и то обстоятельство, что ритмичность в динамике падает
(согласно расчетов на -9,12%). Проведенное исследование ритмичности развития
розничной продажи по магазину “Детский мир” за январь отчетного года подводит к
таким заключениям: а) план товарооборота в магазине выполняется и
перевыполняется. Это положительно характеризует торгово - экономическую
деятельность магазина в целом; б) четыре отдела из пяти развивают продажу в
рамках прогноза (выполняют и перевыполняют план). Улучшается ситуация с
ритмичностью и в динамике; в) вместе с тем имеется резерв повышения показателя
ритмичности: количественно он равняется значению коэффициента аритмичности (в
нашем случае 19:12%). 20.3 Имеются следующие данные о продаже игрушек по городу
“Ф” за два года:
Показатели
|
Годы
|
|
Базисный
|
Отчетный
|
Розничная
продажа, млн. руб. Численность населения, тыс. чел.
|
159,84
111
|
295,25
120
|
Провести факторное разложение сопоставимой
продажи, если цена на данный товар выросла +4,7%. Расчеты оформите в таблице.
Напишите текст экономических выводов.
Примечание: строка 3 кол.2 индекс цен
(100+4,7):100= 1,047 В отчетном году в городе “Ф” было реализовано телевизоров
в действующих ценах на сумму 295,25 млн. руб. По сравнению с прошлым годом
наблюдалась положительная динамика развития данного показателя: произошел рост
реализации товаров на +135,41 млн. руб. при темпе 184,7%. В анализируемом
периоде был зафиксирован рост розничных цен на + 4,7%, поэтому реальная
динамика продажи (только под влиянием физической массы) была несколько ниже и
составила в темпах 176,4% с дополнительной реализацией телевизоров на сумму +
122,1 млн. руб.
,7/1,047=176,4
,25/1,047=281,9
,9-159,84=176,4 159,84/11=1,440
Проведем разложение розничной
продажи в сопоставимых ценах (строка 4 табл. 3) на влияние уровня душевого
потребления и среднегодовой численности населения по модели вида РТО = · , построив
соответствующие факторные индексы. Индекс душевого потребления:
поставка товар вариация
товарооборот
I = = = = =1,63
[163,2%; +63,2%];
а) Δ РТО [Y] = Σ РТО1 -
Σ РТО11
= 281,9 - 172,8 = +109,1 (млн. руб.);
б) ∆ [y]= ∆У
· Н1 = +0,91 · 120 = +109,2 (млн. руб.);
Дн [] = x 100 = х 100 =
89,27 (%).
В отчетном году на одного жителя
города было продано игрушек в сопоставимых ценах на сумму 2,350 тыс. руб. В
связи с ростом денежных доходов произошло увеличение потребления данного товара
на 63,2 % или в денежном выражении на сумму +0,91 тыс. руб. Повышение уровня
жизни благоприятно сказалось на развитии всей розничной продажи в данном
населенном пункте: рост в процентах в том же размере, а в стоимостном виде на
+109,1 млн. руб. За счет душевного потребления на территории города было
получено основное наращивание розничной продажи, а именно 89,27% прироста
реализации за два года. Индекс средней численности населения:
Iн = = = = 1,08
[108,1%; +8,1%];
а) ∆ РТО[Н] = ∑ РТО1
- ∑ РТО0 = 172,8 - 159,8 = +13,0 (млн. руб.);
б) ∆ РТО[Н]= ∆Н · У0
= +9 х 1,440 = +12,96 (млн. руб.);
Дэ [н] = x 100 = х 100 =10,6
(%).
В отчетном году не территории города
в среднем проживало 120 тыс. чел. Под воздействием естественных процессов
(рождаемость, смертность) и механических (миграция) она выросла на +9 тыс. чел.
или на +8,1%. Под влиянием данного фактора розничная продажа игрушек в городе
увеличилась на такой же показатель, а в денежном выражении на +12,96 млн. руб.
За счет экстенсивного параметра было получено почти 10,6% прироста всего
товарооборота. Исследование динамики розничной продажи в сопоставимых ценах на
территории города “Ф” за два года подводит к таким частным заключениям: а)
данный показатель имеет положительное развитие. Это означает, что имеет место
рост реализации по физической массе; б) сопоставимая продажа игрушек изменилась
при одновременном положительном влиянии рассматриваемых факторов по модели
анализа; в) полученные пропорции факторов относятся к разряду оптимальной, так
как приращение розничной продажи игрушек на территории города осуществляется
преимущественно за счет повышения уровня жизни обслуживаемого населения (через
душевое потребление).
Имеются следующие данные о продаже
игрушек в магазине “Детский мир” (в сопоставимых ценах) за три года:
Месяцы
|
Годы
|
|
I
|
II
|
III
|
1
Январь 2 Февраль 3 Март 4 Апрель 5 Май 6 Июнь 7 Июль 8 Август 9 Сентябрь 10
Октябрь 11 Ноябрь 12 Декабрь
|
300 420 504 490 440 417 310 200
380 320 410 600
|
320 433 515 485 460 411 340 215
400 340 470 610
|
317 440 526 500 467 433 355 220
415 346 500 635
Решение
Покажем проектирование макета аналитической
таблицы. Необходимые ее колонки определяются порядком нахождения индекса
сезонности.
. РТО1 [
Σ ]
. РТО2 [
Σ ]
. РТО3 [
Σ ]
. Σ
РТОi [1+2+3] [Σ
РТОп]
. РТОi
[к. 4:3 года] [РТОг]
[100.0]
Расчет среднемесячного годового объема розничной
продажи
а) = = 14944/3*12жд = 415 (шт.)
б) = = 4978/ 12= 415 (шт.) в) =
399+417+430/3 = 1246/3 = 415 (шт.)
По колонке 6 табл. 4 построим
графическое изображение - сезонную волну.
Рисунок 3 -
Сезонная волна реализация игрушек в магазине “Детский мир” по месяцам внутри
года, %.
Прогнозирование по месяцам для IV
года рассчитаем среднемесячный план на IV
год: 5170:12 = 431 (шт.) 2) планирование по месяцам (нахождение произведения
среднемесячного плана на индекс сезонности каждого месяца - колонка 6 табл. 4);
Январь 431 х 75,2 = 32411,2 (шт.)
Февраль 431 х 103,9= 44780,9 (шт.)
Март 431 х 124,1= 53487,1 (шт.)
Апрель 481 х 118,3 = 53902,3 (шт.)
Май 481 х 109,6= 52717,6 (шт.)
Июнь 481 х 101,2 = 48677,2 (шт.)
Июль 481 х 80,7 = 38816,7 (шт.)
Август 481 х 50,8 = 24434,8 (шт.)
Сентябрь 481 х 95,9 = 46127,9 (шт.)
Октябрь 481 х 80,7 = 38816,7 (шт.)
Ноябрь 481 х 110,8 = 53294,8 (шт.)
Декабрь 481х 148,2 = 71284,2 (шт.)
Рассчитайте за каждый месяц длительность одного
оборота в днях (время товарного обращения). Проведите факторный анализ динамики
средних товарных запасов. Решение оформите в таблице. Напишите текст
экономических выводов.
Таблица 5.1 - Исходные и расчетные данные для
определения скорости продажи и анализа динамики основных показателей
по магазину “Детский мир” за два месяца отчетного года
Показатели
|
Ед.
изм.
|
Месяцы
|
Темп
изменения, %[2:1]х
100
|
Откл.
(+;-) [2-1]
|
|
|
Март
|
Апрель
|
|
|
А
|
Б
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Розничный
товарооборот [РТО] Средние товарные запасы [] Скорость товарооборота [1:2] []тыс. руб.
тыс. руб. обороты5180,8 1795,7 2,95300,0 1466,3 3,6102,3 81,7 130+119,2 -
329,4 - 0,5
|
|
|
|
|
|
В январе отчетного года средний товарный запас в
магазине “Детский мир” обновился в 3,6 раза для получения объема розничной
продажи в размере 5300,0 тыс. руб. По сравнению с прошлым месяцем торговая
выручка магазина имела положительную динамику, а именно дополнительная
реализация товаров составила +119,2 тыс. руб. при темпе роста 102,3%.
Произошедшее изменения товарооборота с количественной стороны можно разложить
на влияние товарооборачиваемости (скорости) и величины средние товарных
запасов. Выполним факторное исследование, рассчитав соответствующие индексы.
Индекс скорости:
Y = = = = = 1,3;
а) ΔРТО[] = ΣРТО1
- = 5300 -
4252,3 = 1047,7 (тыс. руб.);
б) ΔРТО[] = Δ · = -0.5·1466,3 = -
733,2 (тыс. руб.).
В январе отчетного года средние
товарные запасы совершили 3,6 оборота для формирования выручки в данном
периоде. В динамике произошло замедление товарооборачиваемости на -0,5 оборота
или на 20,8%. Данное обстоятельство положительно отразилось на развитии
розничной продажи: за два месяца она повысилась на такой же процент, а в
денежном выражении на +1047,7 (тыс. руб.) Индекс средних товарных запасов:
Yз = = = = 1,02
а) ΔРТО[] = - ΣРТО0 =
5300- 5180 = +120 (тыс. руб.);
б) ΔРТО [] = Δ- = -329,4·
2,9 = -955,3 (тыс. руб.).
За два анализируемых месяца средние
товарные запасы (как материальная основа товарооборота) понизились в магазине
“Детский мир” на -329,4 тыс. руб. (темп роста 81,7%). За счет снижения товарных
ресурсов в виде товарных запасов магазин не имел дополнительный объем
реализации товаров на сумму -955,3 тыс. руб. Проведенное исследование динамики
товарооборота по магазину “Детский мир” за два месяца отчетного года позволят
сформулировать следующее частное заключение: а) в магазине наблюдается рост
торговой выручки; б) развитие товарооборота происходило в условиях замедления
оборачиваемости и роста средних товарных запасов. Такое соотношение факторов
нельзя считать экономически нормальным; в) в магазине необходимо разрабатывать
систему практических мер, направленных на оптимизацию размера товарного запаса
и ускорение товарооборачиваемости (снижение поставок от оптовиков и “заводов -
производителей”; использование активных форм торговли, применение скидок и
систему розыгрышей, доставка на дом, проведение маркетинговых исследований и
т.д.
Похожие работы на - Исследование динамики товарооборота по магазину 'Детский мир'
|