Правовое регулирование взаимоотношений клиента с банком

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,75 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование взаимоотношений клиента с банком

Введение

Банки затрагивают интересы людей и предприятий, удовлетворяют хозяйственные и потребительские нужды. Разные лица исходя из своих интересов пользуются услугами банков. Физические и юридические лица, которые пользуются услугами банка называют клиентами.

В современных условиях организациям любого размера и вида деятельности не обойтись без банков, а значит и их услуг. В связи, с чем банковский сектор расширяется, открываются филиалы, отделения уже известных банков или же новые их коллеги. Вместе с ними растет и круг услуг, которые оказываются населению и организациям. В стремлении дать клиентам то, чего не дает никто, перечень этих услуг неуклонно растет, а уже освоенные всеми или большинством банков соревнуются в выгодности, удобстве, надежности, иными словами в общей привлекательности своего банка по сравнению с другими. И если в случае с нетрадиционным банковским сервисом у потенциального клиента может не возникнуть вопросов по поводу выбора банка, то когда вопрос касается самой распространенной и востребованной услуги как расчетно-кассовое обслуживание ответ на этот вопрос не так однозначен.

Специфика банковской деятельности состоит в том, что большую роль в процессе её осуществления играет доверие клиентов, инвесторов и банков-партнеров. В связи с этим важным моментом при формировании принципов корпоративного поведения банка является необходимость поддержания устойчивых, доверительных взаимоотношений с клиентами банка, которые возможны при условии соблюдения правовых норм и постоянного анализа инструментов обслуживания клиентов, к которым в первую очередь относятся стандартные банковские операции. Осуществляя которые кредитная организация стремится выполнять взятые на себя в отношении клиентов обязательства.

К пониманию того, что же такое расчетно-кассовое обслуживание, клиент, не имевший с ним дела до определенного момента, приходит весьма быстро. Самая простая и распространённая услуга, которую предоставляют все банки, заключается в открытии счета в рублях или валюте и операциях с ним.

В подобных услугах нуждаются многие люди, а организации в первую очередь. Более того, основной функцией банковской системы является именно проведение расчетов. Если всем спектром услуг, предоставляемым банком пользуется далеко не каждый клиент, то данная услуга используется без исключения всеми клиентами. Следовательно, правовая составляющая данных услуг банка во многом будет решающим фактором в процессе их осуществления.

Актуальность темы исследования определяется значением правого регулирования взаимоотношений банка и клиента при осуществлении стандартных банковских операций, среди которых одно из важных мест принадлежит расчетно-кассовому обслуживанию клиентов.

Особенностью темы и её проблематика заключается в рассмотрении правового регулирования взаимоотношений банка с клиентами, специфических особенностей заключения договора на банковское обслуживание, требований к открытию и ведению счетов, особенностей стандартных банковских операций, конкретно расчетно-кассовых операций, обеспечивающих легальность сделок.

Целью работы является исследование правового регулирования взаимоотношений банка и клиента в разрезе одной из стандартных банковских операций - расчетно-кассового обслуживания.

Исходя из поставленной цели основное внимание было уделено решению следующих задач:

рассмотреть правовые основы взаимоотношений банка с клиентами с позиции исследования нормативно-правовой базы их регулирования, в том числе обеспечивающую легальность сделок;

охарактеризовать стандартные банковские операции и правовые аспекты их осуществления, провести более детальное исследование в части расчетно-кассового обслуживания;

проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания клиентов, указав порядок и особенности заключения договоров на расчетно-кассовое обслуживание;

оценить объем, динамику и качество расчетно-кассовых операций кредитной организации за 2009 год;

рассмотреть применение электронных технологий в обслуживании клиентов, использование системы «Клиент-Банк»;

указать направления развития законодательной базы в области расчетно-кассового обслуживания.

Предметом исследования является взаимоотношения банка и клиентов при осуществлении стандартных банковских операций.

Объектом исследования является правовая основа взаимоотношений банка и клиента при заключении договора на банковское обслуживание.

Методологической основой исследования является использование как теоретических методов, таких как комплексный анализ, конкретизации, сравнение, классификация, обобщение, так и эмпирических - наблюдение, оценка, изучение опыта.

Научное значение работы заключается в уточнении особенностей расчетно-кассового обслуживании клиентов банка на современном этапе развития банковских операций.

Практическое значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в целях дальнейшего расширения и углубления знаний основ правового регулировании стандартных банковских операций, а так же послужить базой для дальнейшей реализации специалиста в банковской сфере.

Информационной основой работы являются нормативно-правовая документация, представленная Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодекс РФ, федеральными законами, инструкциями, положениями, указаниями Банка России; учебные пособия таких авторов как О.И. Лаврушин, А.Ю. Петрова; материалы периодической печати опубликованные в журнале «Вестник Банка России». «Банковское дело»; электронные ресурсы справочно-информационной системы «Консультант Плюс», «Гарант», БКБ, информационно-аналитические материалы сайта Банка России.

Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех разделов, заключения, библиографического списка, приложений к работе.

Практическое содержание исследования, которое выражается в описании технологии операций, отражение их в учете, строится на материалах Дополнительного офиса №071 Орловского отделения Сберегательного банка РФ.

Дополнительный офис №071 Орловского отделения Сберегательного банка Российской Федерации с. Тросны является универсальным внутренним структурным подразделением отделения, расположенным вне его местонахождения; входит в единую систему банка и организационно подчиняется Орловскому отделению №8595 Сбербанка России.

Дополнительный офис осуществляет следующие операции с юридическими лицами: привлечение денежных средств клиентов в депозиты, осуществление расчетно-кассового обслуживания резидентов и нерезидентов: обслуживание счета, безналичные операции по счету, прием и перечисление платежей, кассовое обслуживание, прочие услуги, проверка соблюдения юридическими лицами порядка работы с денежной наличностью, выполнение функций агента валютного контроля при проведении резидентами и нерезидентами валютных операций, расчетно-кассовое обслуживание с использованием системы «Клиент-Сбербанк», открытие и ведение обезличенных металлических счетов

Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 57 страниц и приложения.

1. Правовое регулирование взаимоотношений клиента с банком

.1 Содержание и принципы правового регулирования системы взаимоотношений банка с клиентами

Внедрение рыночных институтов (изменение форм собственности, сфер обращения денежных средств, находящихся на территории РФ) в экономические отношения субъектов предпринимательской деятельности вместе с их колоссальным ростом и появлением разнообразных организационно-правовых форм создало объективные предпосылки для существенного роста объема расчетных отношений в имущественном обороте, где особую важность стали приобретать вопросы платежеспособности их участников. Расчеты есть конечная стадия реализации правоотношений, на которой субъекты предпринимательства получают встречное удовлетворение за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, следовательно, расчеты являются необходимой предпосылкой устойчивого и эффективного развития имущественного оборота в целом. От выбора способа, форм и условий расчетов зависит скорость и гарантия получения платежа, размер расходов, связанных с проведением расчетных операций через банковские учреждения, устранение возможных рисков. Можно сказать, что расчеты есть рабочий инструмент всей платежной системы, где вопросы имущественной ответственности являются не только наиболее актуальными, но и спорными.

Вопросы правового регулирования расчетных отношений сегодня находят отражение во все возрастающем числе публикаций, в широком диапазоне их охвата и представляют значительный интерес для исследования как в силу неоднозначности высказываемых точек зрения, так и существующего неудовлетворенного практического интереса со стороны специалистов, работающих в финансово-кредитной сфере, и субъектов предпринимательской деятельности, обязательным условием функционирования которых является осуществление безналичных расчетов с целью выполнения ежедневно возникающих обязательств. О значении указанных вопросов говорит и то, какое внимание этому уделяет законодательная и исполнительная власть Российской Федерации. Так, современную нормативно-правовую базу, регулирующую расчеты и тесно связанные с ними отношения, составляет внушительный пакет более чем из 150 законов и подзаконных актов.

Исходя из того, что состояние действующего законодательства о расчетах трудно признать удовлетворительным, а также с целью повышения ответственности и предотвращения злоупотреблений и мошенничества в сфере расчетных отношений весьма целесообразным представляется анализ легальности осуществления расчетов, прежде всего осуществляемых в безналичной форме. Обусловлено это тем, что сфера безналичных расчетов как составляющая денежного обращения в последнее время из-за своего резкого расширения претерпевает наиболее существенные изменения, активно идет поиск оптимальной структуры взаимоотношений между кредитными учреждениями, их клиентами и государством, и, наконец, безналичные расчеты в силу своего интенсивного развития имеют значительный удельный вес в объеме осуществляемых платежей.

В настоящее время формирование нормативной базы для регулирования взаимоотношений банков и их клиентов резко отстает от их реальных потребностей. Конечно, часть вторая ГК РФ определила основные положения об обязательствах банков, возникающих при осуществлении расчетов, но на уровне Кодекса невозможно подробно урегулировать все вопросы, возникающие при этом. Также наблюдается усложненность и обилие в банковских законах норм непрямого действия, нередко - неполнота либо противоречия значительного числа законодательных и иных нормативно-правовых актов в данной сфере, которые выливаются в целый ряд нежелательных последствий, чему способствует и неразработанность понятийного аппарата в области расчетных правоотношений. Это определяет необходимость скорейшего разрешения концептуального вопроса о выборе структуры механизма надлежащего правового регулирования расчетных отношений и требует наличия комплексных теоретических разработок в данной области.

Проблематика исследуемого обусловливает прежде всего разработку глубокой, всесторонне продуманной концепции правового регулирования осуществления расчетов, легальности совершения операций и сделок банков, способствующей детальной регламентации прав и обязанностей их участников, при подготовке которой необходимо учитывать традиции и особенности национальной экономики, финансовой и денежно-кредитной системы страны, а также неиспользованный потенциал Банка России и коммерческих банков.

Разразившийся в 2008 году финансовый кризис нанес сильнейший удар по банковской системе, «уничтожил» множество, казалось бы, солидных банков, разорил их кредиторов и вкладчиков, показав несовершенство не только банковского, но и гражданского законодательства РФ. Данное событие и все, что за этим последовало, показали, что хранение денежных средств субъектами на счете в банке - дело рискованное. До сих пор существует представление о банковском секторе как о чрезвычайно непостоянном, и в этой связи клиенту как более «слабой стороне» необходимо во всех случаях усилить ответственность банка за ненадлежащее исполнение расчетных обязательств, поскольку из-за отсутствия «четко разработанных правовых конструкций, в особенности связанных с условиями применения к банкам мер ответственности за нарушения в сфере расчетов», и банки, и их клиенты могут столкнуться с множеством проблем.

Сложившаяся финансовая ситуация в стране говорит о том, что коммерческим банкам пока еще сложно привлечь к себе потенциальных клиентов, что означает подорванное доверие к банкам последних и возможную вариативность владельцев счета.

Малоизученной остается область теоретического исследования взаимодействия нормативного и договорного гражданско-правового регулирования расчетных отношений в силу отсутствия единой политики законодателя в отношении сферы применения и особенностей регламентации договорных конструкций в области расчетов, слабого юридического обеспечения принуждения к надлежащему исполнению сторонами обязательств, вытекающих из договора банковского счета, противоречивости самих нормативно-правовых актов, регламентирующих расчетные отношения. К тому же, принцип свободы договора как краеугольный принцип диспозитивного регулирования зачастую игнорируется органами власти, Центральным Банком РФ, вследствие чего даже в сферу «дозволительной» регуляции расчетных отношений внедряются несвойственные ей императивные предписания.

Договорное регулирование расчетных отношений банка с клиентами как средство оптимизации расчетов в условиях сложившихся рыночных экономических отношений в РФ позволяет во многом повысить качество взаимоотношений банка и его клиентов.

Добиться единства регулирования на нормативном уровне и соответствующей дифференциации на уровне договорных отношений субъектов расчетных обязательств - возможно лишь путем применения как нормативного, так и договорно-правового регулирования. Вместе с тем общее единство регулирования достигается применением единого диспозитивного метода на всех уровнях с учетом комплексного и синхронного подходов к формированию системы соответствующих нормативных актов. Так, например, договорные предписания по поводу расчетов могут применяться в тех случаях, когда закон прямо отсылает к возможности формулирования в договоре каких-либо правил расчетов, а также когда закон не ограничивает свободу воли сторон.

При этом под договором банковского счета следует понимать договор присоединения, за исключением случаев, отказ банка в открытии счета вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами, что обусловлено детальной разработкой документарных бланков (формуляров и иных стандартных форм), из которого должны явствовать реальные условия эквивалентной гражданско-правовой ответственности сторон за нарушения его условий.

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В этой связи немаловажным элементом структуры гражданско-правового регулирования расчетных отношений может стать система примерных, (стандартных) договоров, предназначенных для внедрения в практику банков и иных кредитных организаций, которая должна включать в себя в том числе правила, регулирующие отношения банка с клиентом (перевод денежных средств в системе банк-банк и банк-клиент через сеть электронных расчетов с использованием систем телекоммуникации, обработки, хранения и защиты информации). А в самой договорной документации представляется целесообразным использование детально разработанных приложений, подразделяющих ее содержание на исключительно правовую и, скажем, техническую часть, что обеспечит взаимодействие юридических и технических служб банка и их клиентов при исполнении договора.

Структура гражданско-правового регулирования расчетных отношений, в системе которого определяется место соответствующих нормативно-правовых актов. Во-первых, это разработка единого Федерального закона по общим вопросам платежно-расчетных отношений на территории РФ, который бы определил понятийный аппарат расчетных отношений, основные положения об обязательствах, возникающих между участниками названных отношений. Во-вторых, разработка блока федеральных законов, корреспондирующих положениям ГК РФ об отдельных формах расчетов и конкретизирующих их (например, Федеральный закон о переводах денежных средств, Федеральный закон об аккредитивах, Федеральный закон о чеках, Федеральный закон об инкассо или Федеральный закон об электронных расчетах с участием потребителей, который в том числе регламентировал бы операции с пластиковыми карточками и др.). Эти федеральные законы, а также подзаконные акты Банка России, принятые в их исполнение, можно обозначить как «Особенную (специальную) часть» структуры гражданско-правового регулирования расчетных отношений. Здесь в целях облегчения процесса нормоприменения необходимо сократить количество подзаконных актов ЦБ РФ и последовательно перевести существующий механизм правового регулирования платежно-расчетных отношений на необходимый уровень закона. В-третьих, это приведение в соответствие с названными нормативно-правовыми актами банковских правил и инструкций.

Одним из наиболее эффективных элементов механизма гражданско-правового регулирования расчетных отношений является гражданско-правовая ответственность и имеет непреходящее значение для укрепления договорной и платежной дисциплины в области данных отношений.

Гражданско-правовая ответственность в своей совокупности с гражданско-правовым договором способствует организации надлежащей деятельности в сфере расчетов на основе определения относительных субъективных гражданских прав и обязанностей участников расчетных отношений, а также надлежащему исполнению последними своих обязанностей (в противном случае - ликвидации неблагоприятных последствий пострадавшей стороны (кредитора) за счет нарушителя (должника)), что приводит к упорядочиванию платежного оборота в целом.

В отношениях с клиентами кредитные организации ориентируются на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество, основанное на честности, взаимопонимании и строгом выполнении взятых на себя обязательств обеих сторон при безусловном сохранении конфиденциальности всей доверенной кредитной организации информации (Приложение 1).

Банк выстраивает систему оказания финансовых услуг таким образом, чтобы клиентам были максимально удобны как непосредственно финансовые продукты, так и сам процесс управления финансовыми потоками.

Одним из основных принципов работы кредитной организации является персональный подход к каждому клиенту. Прежде всего, это предполагает адаптацию стандартных банковских продуктов и услуг к потребностям конкретного клиента, учет особенностей его бизнеса, максимальное приближение предлагаемого сервиса к офису клиента, оперативность решения всех его вопросов. Такой подход реализуется через команду персональных кураторов, имеющих широкие полномочия для решения любых вопросов клиентов. Дополнительное удобство для клиента при данной системе организации работы состоит в том, что ему не приходится взаимодействовать по сложным вопросам с большим числом сотрудников различных подразделений Банка, поскольку эту работу выполняет персональный куратор.

Статистика свидетельствует, что клиенты крайне редко разрывают взаимоотношения с банком, кроме того, существенный приток новых клиентов происходит за счет рекомендаций, полученных от уже обслуживаемых юридических лиц.

1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения банка с клиентом

В основе эффективного взаимодействия банка и клиентов находится нормативно-правовая база в отечественной банковской практике представленная такими законодательными актами как:

. Конституция Российской Федерации. Устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами. Правовое регулирование банковской деятельности на уровне субъектов федерации не допускается, т. к. согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого финансового рынка, валютная, таможенное, кредитное регулирование, денежное, эмиссия находится в исключительном ведении РФ.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет нормы о различных расчетных сделках в отдельный раздел (глава 46 ГК РФ), что свидетельствует о признании законодателем данного вида сделок самостоятельными договорными типами, включенными в группу расчетных обязательств, определяет договор банковского счета. Применение к рассматриваемым отношениям норм об общегражданской комиссии или поручении возможно только по аналогии.

. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления банковской деятельности. Регулирует обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков

. Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. №395 -1

Прежде всего, указанный закон среди прочих банковских операций определяет такую банковскую операцию, как расчетно-кассовое обслуживание, что выражается фактически в осуществлении расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

. Федеральный закон от 7 августа 2001г. №1150-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Регулирует операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, устанавливает права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

. Закон РФ от 7 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Регламентирует недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. 8. Инструкция ЦБР от 14 сентября 2006г. №28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». Регулирует порядок открытия, закрытия банковских счетов, определяет основания открытия счетов клиентам.

. Инструкция ЦБР от 28 апреля 2004г. №113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц». Определяет осуществление операций обменных пунктов с наличной валютой и чеками.

. Положение «О безналичных расчетах» № 2-П от 3.10.2002. Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц. Определяет порядок осуществления безналичных расчетов по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета. Устанавливает формы и порядок заполнения расчетных документов, необходимых для осуществления безналичных расчетов.

. Положение «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» № 302-П от 26.03.2007. Определяет организацию и ведение бухгалтерского учета в кредитных организациях, порядок отражения операций кредитной организации по счетам синтетического и аналитического учета.

. Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» № 1050-У от 14.11.2001.

1.3 Характеристика и правовые аспекты осуществления стандартных банковских операций

Расчетно-денежные правоотношения могут быть определены через совокупность следующих специфических признаков:

наличие специальных субъектов - банка и клиента;

наличие специальных объектов - банковских операций;

опосредованность через расчетно-денежные правоотношения кредитно-денежной политики государства, что означает отсутствие воли сторон в определении форм правоотношений и правил их реализации, а также прямое или косвенное участие государства в этих правоотношениях.

Метод правового регулирования расчетно-денежных правоотношений сводится к противопоставлению императивного и диспозитивного регулирования, а основные способы правового регулирования - к позитивному обвязыванию, дозволению и запрету.

Действующее российское банковское право не дает определения расчетно-денежных операций. В расчетно-денежных операциях следует выделять действия, которые совершаются в порядке реализации прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении, и действия, совершаемые в силу существующих стандартов, правил, обычаев. Эти действия, которые можно условно назвать нормативными или публичными обязанностями, связаны с конкретными правоотношениями, но их правовой режим обладает существенной спецификой. Эти действия совершаются в интересах как клиентов банков, так и самих банков и в конечном счете всей банковской системы. Поэтому их совершение контролируется, как правило, не уполномоченным субъектом правоотношения, а органом государства. Например, выполняя поручение клиента по договору банковского счета, банк должен в интересах клиента списать и зачислить деньги на соответствующие счета в определенные сроки, что охватывается конструкцией правоотношения. Но, выполняя эти операции, банк осуществляет определенные проводки (проводит зачисление денег после списания, а не наоборот), совершает ряд других действий, охватываемых и регулируемых не относительным правоотношением, а публично-правовыми обязанностями, зафиксированными в правилах осуществления банковской деятельности.

Понятие банковских операций, которое является одним из основных в системе понятий банковского права, в официальных законодательных документах не зафиксировано. Это представляется серьезным пробелом, поскольку «отношения, возникающие по поводу таких операций, составляют суть, сердцевину банковской деятельности и определяющим образом влияют на предмет правового регулирования банковского законодательства…»

Сегодня услугами кредитных организаций пользуются клиенты среди всех групп населения страны, предприятий любой формы собственности во всех отраслях народного хозяйства и других финансовых учреждений, институтов государственного управления. С каждым клиентом банки стремятся к установлению долгосрочных партнёрских отношений. С этой целью они прогнозирует развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводят маркетинговые исследования, разрабатывают и предлагают полный спектр банковских продуктов и услуг.

Из анализа законодательства следует, что банковские операции являются сделками кредитных организаций. Об этом говорит ст.5 Закона о банках и банковской деятельности, в названии которой употреблено выражение «банковские операции и другие сделки кредитной организации».

Субъектами банковских операций являются кредитные учреждения, имеющие соответствующую лицензию, и Банк России.

Объектами банковских операций могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, природные драгоценные камни.

К банковским операциям относятся:

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

выдача банковских гарантий.

Среди большого спектра стандартных банковских операций (привлечение, размещение денежных средств, расчетно-кассовое обслуживание), оказываемых кредитными организациями, последнее занимает особое место.

Расчетно-кассовое обслуживание кредитные организации осуществляют как с юридическими, так и с физическими лицами. Привлечение клиентов на расчетно-кассовое обслуживание связано с тем, что деньги, находящиеся на банковском счете, представляют собой привлеченные средства коммерческого банка, в соответствии с объемом которых строится его предпринимательская деятельность.

Выбор клиентом коммерческого банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает кредитную организацию к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с банком по расчетно-кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о степени обоснованности установленных банком тарифов на расчетно-кассовые услуги. Организация расчетно-кассового обслуживания является "визитной карточкой" любого банка.

.4 Сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта в развитии клиентских отношений

В настоящее время в мировой экономике и, прежде всего, в промышленно развитых странах, наблюдается процесс интеграции экономических и политических систем. Это прежде всего является следствием образования Европейского Союза, распространения новой европейской валюты - Евро, распространение появления и успешного развития уже существующих экономических объединений в Европе, Азии, Америке (например, таких организаций, как ОПЕК и т.д.). Наиболее глубоко интеграционные процессы затрагивают мировую финансовую систему. Особое влияние они оказывают на банковские системы отдельных стран. Рассмотрим это на примере Европы. Коммерческие банки испытывают жесткую конкуренцию с нескольких сторон: со стороны других коммерческих банков-резидентов; со стороны прочих финансовых некредитных организаций; со стороны банков-нерезидентов, иностранных банков, проникающих на рынки других стран в связи с открытостью экономического пространства. Усиление конкуренции прежде всего заставляет коммерческие банки большее внимание уделять расширению ассортимента услуг, созданию уникальных услуг, обеспечению их прибыльности. Иными словами, банки стремятся шагать в ногу с научно-техническим прогрессом и использовать в своем бизнесе новейшие технологии.

Так, компания IBM опубликовала результаты исследований, проведенных по её заказу в Западной Европе Международным институтом по изучению рынка и общественного мнения MORI (Market and Opinion Research International). Исследование касалось более 100 крупных европейских банков. Одним из результатов этого исследования является то, что уже сегодня более 60% банков признают необходимость меньшей концентрации банков и сокращения численности банков в Европе. В ближайшие 10 лет по произведенным подсчетам должны исчезнуть около 25% европейских банков. В европейской банковской среде называют следующие основные факторы, влияющие на развитие данного процесса введение евро, введение новых технологий, межбанковская конкуренция.

Наша страна, встав на путь рыночной экономики, неизбежно идет к интеграции в мировую экономическую систему. Прежде всего это касается финансовой системы. Россия входит в Совет Европы, стремится вступить во Всемирную Торговую Организацию, в будущем видит себя полноправным членом Европейского Союза. Экономике России необходим мощный приток иностранных инвестиций. На современном этапе своего развития российские коммерческие банки не готовы к подобной конкуренции, что можно объяснить следующими причинами:

банковская система России еще активно развивается.

российские коммерческие банки еще не накопили достаточного положительного опыта банковского маркетинга и менеджмента, какой имеется у европейских банков.

российские коммерческие банки не оказывают такого большого количества услуг, какое предлагают своим клиентам европейские банки. В них менее активно внедряются и используются новые технологии.

качество услуг, предоставляемых российскими коммерческими банками также уступает по своему уровню качеству услуг зарубежных банков.

На отставание российских коммерческих банков сказывается и нелегкое наследие в части отсутствия опыта управления в условиях рынка, отсутствие долгие годы жесткой конкуренции на отечественном финансовом рынке, некоторые особенности экономических и политических процессов, происходивших в России (политическая нестабильность, инфляция и т.п.).

Для быстрейшего сокращения данного отставания необходимо изучение банковских систем других стран, опыта иностранных коммерческих банков. Излишне упоминать, что прямое копирование чужого опыта не всегда может дать ожидаемые положительные результаты. Однако, подробное изучение банковских систем ведущих европейских стран позволит дать адекватную оценку о применимости опыта иностранных коммерческих банков к деятельности отечественных банков.

В последнее время развитие всей мировой экономики характеризуется сложным периодом структурной перестройки. При этом происходит значительная модификация и банковской системы.

Ключевым фактором, от которого зависят темпы и характер этой перестройки является объем осуществляемых в мире инвестиций в научно-технический прогресс. Дело в том, что, во-первых, для обеспечения конкурентоспособности продукции, связанной с поддержанием высоких темпов её обновления, необходимы значительные ассигнования на НИОКР; во-вторых, развитие информационных технологий позволяет получать доступ к огромному количеству интересующей информации, действовать оперативно, безопасно, легко менять специфику и направление деятельности; в-третьих, высокие темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в экономику неизбежно ведут к расширению ассортименту банковских продуктов. В этом можно убедиться на простом примере: если раньше, в 70-х годах XX века экономисты насчитывали по различным классификациям от 80 до 100 видов услуг, оказываемых банками, то в последние годы их число превысило 200.

Сегодня важнейшим источником удовлетворения спроса на денежные ресурсы является банковская система.

Результатом приспособления современной банковской системы к изменившимся условиям развития экономики стали два взаимосвязанных процесса:

) Структурная перестройка банковской системы, концентрация деятельности коммерческих банков с сохранением определенной специализации, беспрецедентный динамизм банковских институтов. Высокая конкуренция на рынках капиталов приводит к необходимости совершения таких недавно еще непопулярных шагов, как сокращение или слияние филиалов (концентрация - в целях сокращения операционных расходов), поглощение мелких банков более крупными.

) Универсализация банковской деятельности, оказание банками дополнительных непрофильных услуг. В настоящее время происходит интенсивное "размывание границ" между финансовыми институтами: создание при структуре банка пенсионных и страховых фондов, инвестиционных и страховых компании, даже туристических агентств. Сами банки делают ставку на универсализацию - оказание целого ряда как финансовых, так и не финансовых услуг "под одной крышей". Особую значимость в данных условиях приобретает эффективность работы маркетинговых служб банков, правильность выбора ими маркетинговой стратегии.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что деятельность кредитных организаций по оказанию банковских услуг приобретает более универсальный характер, что в свою очередь предопределяет значение правовой основы взаимоотношений банка и клиентов. Другими словами, главным плюсом универсальных коммерческих банков является широкий ассортимент осуществляемых банками операций и оказываемых услуг.

Правовое регулирование взаимоотношений банка с клиентами в современных условиях имеет большое значение для совершенствования банковской деятельности, создания стабильной и эффективной банковской системы в Российской Федерации, которая, в свою очередь, наряду с развитием производства приведет к стабилизации всей финансовой и экономической системы страны.

Среди значительного количества банковских операций, предусмотренных действующим законодательством, можно выделить одно из традиционных, исторически сложившихся и в то же время наиболее типичных для деятельности кредитных учреждений - расчетно-кассовое обслуживание, которое является в современных условиях важным финансовым инструментом.

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность осуществления достаточно большого количества банковских операций, которые производятся на основе специальных лицензий и осуществляются по специальным правилам. Вместе с тем, соответствующее правовое регулирование не свободно от пробелов и недостатков, которые проявляются как в законодательстве, так и в практике его применения.

2. Организация правового регулирования расчетно-кассового обслуживания клиентов (на примере Дополнительного офиса №8595/071 Орловского отделения Сберегательного банка Российской Федерации с. Тросны)

.1 Особенности расчетно-кассового обслуживания

Дополнительный офис является универсальным внутренним структурным подразделением отделения, расположенным вне его местонахождения и входит в единую систему Банка и организационно подчиняется Орловскому отделению №8595 Сбербанка России. Дополнительный офис осуществляет от имени Банка банковские операции и сделки, предусмотренные Положением о дополнительном офисе Орловского отделения №8595/071 Сбербанка России.

В банке открывают счета более юридических лиц и предпринимателей. Высокий уровень квалификации сотрудников, современные информационные технологии и автоматизированные системы обеспечивают быстрое и качественное проведение расчетов, позволяя клиентам оптимизировать свои финансовые потоки.

В рамках расчетно-кассового обслуживания юридических лиц дополнительный офис предлагает следующие услуги:

открытие и ведение счетов в рублях и иностранной валюте <#"justify">Наименование услугиПлан (количество)Факт (количество)% выполненияСистема «Клиент-Сбербанк»4375Голосовой информатор7457,1

При продвижении банковских услуг встречаются ряд проблем:

отсутствие в районе электронной связи, способной без перебоев и на хорошем уровне обслуживать автоматизированные программы;

отсутствие вычислительной техники у клиентов;

нет желания клиентов переходить на новые методы работы;

финансовое положение некоторых клиентов желает быть лучше.

Дополнительным офисом было выполнено плановое задание по комиссионным доходам по расчетно- кассовым операциям за 2008 год.

Общая сумма доходов, полученных от обслуживания юридических лиц, в 2009 году составила 2750,26 тыс. руб., в том числе процентных доходов - 1184,29 тыс. руб. и непроцентных доходов - 1565,97 тыс. руб.

Непроцентные доходы ( 1565,97 тыс. руб.) включают в себя комиссионный доход по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц - 1314,14 тыс. руб.; комиссия от прочих операций по кредитам - 197,28 тыс.руб.; комиссия от зарплатных проектов (вклады и банковские карты) - 54,55 тыс.руб. Проанализировав показатели доходов банка в разрезе групп клиентов (крупнейшие, крупные, средние 2, средние 1, малые, микро) можно сделать вывод , что распределение общей суммы доходов приходится на микро и малых клиентов (79,1 % и 18,8 % соответственно) (Приложение 15). И лишь 2,1 % приходится на одного клиента относящегося с группе средние1. Комиссионный доход от РКО юридических лиц, по сравнению с 2007 годом, увеличился на 44,4 % или 404,07 тыс.руб. ( 2008г-1314,14 тыс.руб.,2007г- 910,07 тыс.руб.)

В связи с возникшими финансовыми трудностями у ресурсообразующих клиентов банка плановый показатель за 4 квартал 2008 года не выполнен. В целом же годовой плановый показатель по объему комиссионных доходов на 2008 год подразделение выполнило, о чем свидетельствуют данные, указанные в таблице 2.

Таблица 2 - Выполнение задания Бизнес-плана по объему комиссионных доходов по расчетно-кассовым операциям юридических лиц за 2008 год

1 квартал2 квартал3 квартал4 кварталЗа годПлан, тыс руб195,0250,0350,0370,01165,0Факт, тыс руб243,9346,3365,5358,41314,1% выполнения плана125,1138,5104,496,9112,8Анализ динамики привлечения средств юридических лиц и кредитных организаций за 2009 год показал, что ежеквартально подразделению доводился бизнес-план по средний дневной остаток (СДО) на РТБД счетах юридических лиц без учета ценных бумаг. Сравнив данные указанные в таблицах 3 и 4 можно сделать вывод, что плановое задание по СДО на расчетных, бюджетных счетах юридических лиц не выполнялось, за исключением 3-го квартала 2009 года. Основной причиной невыполнения плана являются финансовые трудности клиентов банка и их партнеров по бизнесу.

Таблица 3 - Выполнение задания Бизнес-плана по среднедневным остаткам на счетах юридических лиц за 2009 год

1 квартал 2 квартал3 квартал4 кварталПлан, тыс.руб.9000,08000,08000,09000,0Факт, тыс.руб.6488,65110,78369,37925,7%выполнения плана72,163,9104,688,1

Одной из основных групп работающих клиентов подразделения являются сельхозпроизводители (23% от общего числа работающих клиентов). В подразделении в течение года проводились операции по 17 -и счетам сельхозпредприятий.

Таблица 4 - Сравнение данных выполнения задания Бизнес-плана по среднедневным остаткам на счетах юридических лиц за 2006- 2008 годы тыс. руб.

СДО1 квартал2 квартал3 квартал4 кварталФакт 2007г7773,67581,07298,98805,1Факт 2008г8323,16752,38339,310396,0Факт 2009г6488,65110,78369,37925,7

Фактические остатки на счетах сельхозпроизводителей по состоянию на 01.01.2008 года составили - 3,4 млн. руб., а по состоянию на 01.01.2009 года всего - 1,8 млн. руб. Так же в 2 раза уменьшились и СДО по данной категории в 2008 году по сравнению с 2007 годом. (СДО за 2007 год -3,9 млн. руб.; 2008 год- 1,95 млн. руб.) По состоянию на 01.01.2009 года у сельхозпредприятий имеется ссудная задолженность по кредитам Сбербанка в сумме - 8,4 млн. руб. (также имеются кредиты и в коммерческих банках). За многолетний опыт работы дополнительного офиса в 2008 году два сельхозпредприятия не смогли в срок погасить сумму кредита, в связи, с чем кредит в сумме 1,8 млн. рублей был вынесен на просрочку.

В 2008 году подразделением не выдавались и не оплачивались векселя и депозитные сертификаты. По итогам работы за 2009 год дополнительный офис достиг определенных результатов в работе с юридическими лицами и ПБОЮЛ (Приложение 16).

В дополнительном офисе имеется структурированная клиентская база клиентов обслуживающихся в банке, в том числе и частично, а так же потенциальных клиентов нашего банка. Основным потенциалом подразделения являются предприниматели. В связи с этим дополнительный офис активно использует возможности конкурса «Лидер малого и среднего бизнеса» ежегодно проводимого ЦЧБ, для широкого привлечения на обслуживание в банк максимального количества предпринимателей без образования юридического лица и увеличивая за счет их количества клиентов банка и объемы услуг. В июне 2008 года подразделением проводилось анкетирование юридических лиц с целью улучшения качества обслуживания и укрепления взаимодействия с клиентами.

С целью продвижения банковских продуктов и услуг в подразделении ежеквартально составляются планы мероприятий по поддержке малого бизнеса, план-график встреч с клиентами, планы работы рабочей группы. «Мобильными группами» проводились презентации банковских услуг (кредитование физических лиц, выплата заработной платы через банковские карты, эквайринг). Регулярно проводится отчет о выполнении мероприятий, организован контроль за исполнением намеченных мероприятий.

2.3 Применение электронных технологий в обслуживании клиентов. Использование системы «Клиент-Банк»

Одним из прогрессивных инструментов расчетно-кассового обслуживания юридических лиц является обслуживание с использованием системы «Клиент-Банк» («Клиент-Сбербанк») в рублях и иностранной валюте.

Система «Клиент-Сбербанк» представляет собой программно-технический комплекс, который позволяет юридическому лицу передавать в обслуживающий его банк по линиям связи в электронной форме расчетные документы и иную информацию.

Данная система позволяет осуществлять операции по расчетному счету, получать выписки по счету, не выходя из своего офиса. При этом сохраняется полная конфиденциальность проводимых операций, благодаря использованию специальных средств защиты. Предприятию необходимо иметь компьютер и модем.

Преимуществами данной системы являются:

дистанционное ведение расчетов в рублях и иностранной валюте

сокращение накладных расходов предприятия

возможность получения оперативной информации о состоянии своего банковского счета в любой момент времени.

Основанием для применения при расчетах электронных документов является договор между банком и клиентом. Для работы с данной системой в компьютер клиента загружается специальная программа. Связь с компьютером банка осуществляется через телефонную сеть с помощью модема. Каждому пользователю системы «Клиент-Сбербанк» присваивается идентификационное имя и пароль, без знания которых связь с банком невозможна. Безопасность передачи расчетных документов обеспечивается за счет использования специального алгоритма создания и проверки контрольного ключа по всем реквизитам этих документов. Кроме того, подлинность расчетных документов и иной передаваемой информации подтверждается с помощью электронно-цифровой подписи клиента, которая по содержанию представляет собой набор математических символов и является аналогом собственноручной подписи уполномоченного лица.

По желанию клиента система «Клиент-Сбербанк» может быть дополнена системой «Телебанк», которая представляет собой программно-технический комплекс, позволяющий клиенту получать на своем компьютере в режиме реального времени информацию о состоянии своих счетов (приход и расход денежных средств, текущий остаток). Кроме того, система «Телебанк» позволяет клиенту распечатывать дубликаты выписок со счета.

При помощи системы «Клиент-Сбербанк» клиент сможет не выходя из своего офиса:

) Подготавливать платежные документы и отправлять в банк при помощи модема, подключенного к своему компьютеру;

) отправлять в банк и получать различные файлы.

Пакет документов банка может содержать:

извещения о прохождении платежных документов;

заказанные выписки по счетам;

курсы валют, установленные ЦБ;

любые текстовые и прочие файлы.

Система «Клиент-Сбербанк» это - программные средства для набора и хранения платежных документов (различных типов, от простых текстовых сообщений в произвольной форме до сложных форматов платежных и других документов).

Система построена по принципу наращиваемости,- то есть базовая система обработки электронных документов «умеет» обрабатывать всего несколько простейших типов документов, а все остальные, - платежные поручения, требования, ордера, выписки и т.д. - реализованы подключаемыми к системе обработки электронных документов модулями. Соответственно, если изменился порядок работы с каким-либо типом документов, обновлять необходимо только соответствующую компоненту, а не всю систему обработки документов.

Криптосистема используется для электронной подписи документов (что гарантирует защиту электронных документов от подделки) и зашифрования-расшифрования (что гарантирует защиту информации от просмотра, даже если она передается по открытым каналам связи).

Для установки и работы системы «Клиент Сбербанк» необходима следующая минимальная конфигурация оборудования и программного обеспечения (таблица 5).

Таблица 5 - Необходимое оборудование и программное обеспечение

ОборудованиеТребованияПроцессор Pentium III, IV и другиеОперативная память, не менее 1 ГбСвободного места на жестком диске (при установке) 10 МбСвободного места на жестком диске (при текущей работе) 2 МбМодем НаличиеПрограммное обеспечение:Microsoft Office, АнтивирусОперационная система Windows XP, Vista и другие

Модем к моменту начала установки программного обеспечения должен быть подключен к компьютеру (и проверена его работоспособность) поставщиком модема или специалистом организации. До начала установки программного обеспечения клиент должен:

убедиться в отсутствии вирусов на своем я пароль для доступа к дистрибутиву, после этого загружает дистрибутив из раздела «Загрузка»;

самостоятельно (с получением дистрибутива по e-mail): диктует специалисту службы сопровождения свой адрес e-mail, и после этого он присылает дистрибутив;

самостоятельно (на дискетах): в этом случае клиенту придётся приехать к специалисту лично, обратится в ОПЕРУ или филиал, в котором он обслуживается. С собой необходимо иметь 3 дискеты 1.44".

с выездом специалиста: клиент должен договориться со специалистом о времени установки. В этом случае необходимо предоставить транспорт туда и обратно. Плата за установку взимается банком согласно утверждённым тарифам <#"justify">3.1 Направления развития законодательной базы в области расчетно-кассового обслуживания

банк клиент электронный кассовый обслуживание

Неразвитость и отставание законодательной базы, слабость системы контроля и обеспечения исполнения действующих законов является серьезным фактором, сдерживающим развитие банковской системы России. Российская законодательная база не может в полной мере конкретизировать аспекты расчетно-кассового обслуживания клиентов, поэтому нормативная документация в области расчетно-кассового обслуживания как юридических, так и физических лиц требует пересмотра и доработки.

Расчетные отношения, до введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации регулировались преимущественно актами Банка России, которые, как правило, устанавливали лишь технику проведения банковских операций.

Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации определила основные положения об обязательствах банков, возникающих при безналичных платежах. Но на уровне Кодекса не могли быть подробно урегулированы все вопросы, связанные с осуществлением таких расчетов. Разработка законов, детально определяющих права и обязанности банков и клиентов в процессе расчетов, требует наличия комплексных теоретических разработок в области расчетных отношений.

Данные судебной статистики, в том числе и арбитражно-судебных органов, свидетельствуют об огромном росте числа дел, связанных с конфликтами в сфере расчетов. По количеству эти споры в последние два года составляют около 50 процентов от общего числа дел, рассмотренных арбитражными судами. По размеру удовлетворенных судом требований эти дела стабильно занимают первое место. В силу неоднозначности и противоречивости правового регулирования расчетных отношений затруднено формирование стабильной и единообразной практики. По данной категории споров велик процент отмен, многие дела неоднократно рассматриваются в различных судебных инстанциях.

Результатом исследования проблем гражданско-правового регулирования расчетных отношений являются не только рекомендации, направленные на восполнение пробелов в правовом регулировании гражданского оборота, в процессуальном законодательстве, но и совершенствование практики применения законодательства о расчетах, в том числе и судебными органами.

Правовой режим расчетных отношений определяется специальными правилами, регулирующими отношения по договору банковского счета и расчетах (главы 45 и 46 Гражданскою кодекса Российской Федерации).

На основании анализа судебно-арбитражной практики сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения, в том числе: о необходимости определения в гражданском законодательстве момента исполнения денежного обязательства при безналичных платежах; об изменении существующего подхода к определению момента погашения денежного обязательства при различных формах расчетов; о включении в банковские правила исчерпывающего перечня оснований отзыва плательщиком своего распоряжения банку о списании средств по требованиям третьих лиц; об исключении из банковских правил положения, возлагающего на банк плательщика обязанности производить платежи по требованиям на безакцептное списание, со ссылкой па акт законодательства при отсутствии распоряжения клиента; об установлении в законодательстве об исполнительном производстве механизма обращения взыскания на безналичные средства на счетах и средства, находящиеся в процессе перевода, предусматривающего введение единообразной процедуры исполнения под контролем судебного исполнителя и через депозитный счет суда; об определении сроков безналичного перевода средств с учетом положений, закрепленных в ГК РФ; об изменении практики рассмотрения споров, связанных с истребованием ошибочно зачисленных банками сумм; о необходимости закрепления в законе права банка сторнировать ошибочно зачисленные средства в течение определенного срока; об установлении порядка, сроков и последствий передачи клиенту информации о проведенных по счету операциях; об урегулировании в законе отношений, возникающих вследствие установления в основном обязательстве иного места исполнения денежного обязательства, чем определяемое используемой формой расчетов.

Изучение современного состояния правового регулирования расчетных отношений свидетельствует об отсутствии единой и логически обоснованной концепции регулирования денежного обращения.

Выявление характера отношений, возникающих при использовании в расчетах остатков средств на банковских счетах - «безналичных денег», возможно лишь на основании изучения правовых связей, возникающих между сторонами договора банковского вклада и банковского счета.

Особенностью современного состояния нормативного регулирования является тенденция к ужесточению предписаний, направленных на использование при расчетах преимущественно безналичного способа перевода средств. По мнению автора, основным направлением развития законодательства должна быть выработка норм, обеспечивающих защиту прав вкладчиков и клиентов, ликвидность банковских активов и безопасность банковской деятельности, поскольку такие механизмы более действенно обеспечивают использование безналичных расчетов, чем административно-принудительные меры.

В настоящее время внесен ряд поправок в федеральный закон от 07.08.2001г. №115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходом, полученным преступным путем, и финансированию терроризма ". В новом законопроекте внесены уточнения в статьи, касающиеся проверки документов при совершении банковской операции. В федеральном законе № 115 должна быть статья, поясняющая необходимость создания базы легальных паспортов. В настоящее время федеральный закон содержит статью о создании базы "плохих паспортов", но проверить по этой базе документы и понять, что они нелегальные, затруднительно. Предлагается создать базу данных "хороших паспортов". Банковский сотрудник должен будет проверять документ клиента по этой базе посредством обратной связи. В законе должен быть прописан порядок, по которому сотрудник банка зафиксирует факт проверки паспорта. Поправки содержат алгоритм поступления запросов в базу и подтверждения информации. Кроме того, поправки включают в базу данных о "хороших паспортах" информацию о людях с частичной или полной недееспособностью. Наличие подобных пунктов в законе поможет снять значительное напряжение, связанное с опасениями незаконного использования средств. Правительством в целом были одобрены поправки к закону № 115 с необходимостью некоторых непринципиальных доработок. Говоря об улучшении законодательства в банковской сфере, следует отметить, что банковскому сообществу необходим закон о коллекторских агентствах. Также отметим, что в рамках законодательной работы необходимо вернуться к законопроекту о банкротстве физического лица, чтобы четко определить рамки ответственности последнего. С помощью этого закона можно будет "в какой-то момент прекратить обязательства физического лица, чтобы не лишить его крыши над головой".

В настоящее время в российском законодательстве вносится ряд поправок относительно взаимоотношений банка с клиентами в области расчетно-кассового обслуживания, а именно:

Внесены изменения в инструкцию №28-И. Согласно изменениям клиенту может быть открыто несколько банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту) на основании одного договора, если это предусмотрено договором, заключенным между банком и клиентом. Открытие клиенту банковского счета, счета по вкладу (депозиту) производится только в том случае, если банком получены все предусмотренные инструкцией документы, а также проведена идентификация клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также для открытия корреспондентского счета кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющей местонахождение за пределами территории Российской Федерации, банк вправе принять вместо карточки альбом. При этом не требуется установления личности указанных в альбоме лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете, если иное не определено кредитной организацией в банковских правилах. Представление в банк новой карточки должно сопровождаться одновременным представлением документов, подтверждающих полномочия указанных в карточке лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а также документов, удостоверяющих личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи. Банк не вправе принимать новую карточку без представления указанных документов, кроме случаев, когда указанные документы представлялись в банк ранее и банк ими уже располагает.

В письме N 172-Т от 21.12.2009 Банк России разъяснил следующее: учитывая положения некоторых Инструкции N 28-И, для открытия банками платежному агенту, банковскому платежному агенту отдельного банковского счета (являющегося по смыслу Инструкции N 28-И специальным банковским счетом) представляются документы, предусмотренные для открытия расчетного счета юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В отношении открытия счетов банками организациям внесены изменения в открытии счетов Пенсионным фондам, о чем говорит указание N 2361-У от 14.12.2009, зарегистрированное Минюстом 15.01.2010. Изменения гласят: «Для учета распределенных сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателей в пользу застрахованных лиц, а также иных поступлений и расходов, связанных со средствами пенсионных накоплений, Пенсионному фонду в первом операционном управлении на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации" открывается лицевой счет с отличительным признаком "05" в 15-16 разрядах номера лицевого счета».

Для принятия решения о возможности заключения с платежным агентом, банковским платежным агентом договора банковского счета банк вправе получить информацию о наличии заключенного договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В настоящее время вносятся изменения во внутренние нормативные документы Сбербанка России:

«Инструкция по обеспечению безопасности ключей электронной цифровой подписи в Сбербанке России» от 20.07.2006 №553-3-р

«Инструкция по применению электронной цифровой подписи в системах автоматизированного электронного документооборота» от 24.09.2002 №995-р.

В настоящий момент для выдачи ключей ЭЦП сотрудникам банка необходимо издание отдельных распоряжений о праве использования ключей ЭЦП за подписью руководителя (Председатель банка, управляющий ОСБ или их заместители) с их ежегодным переизданием. Кроме распоряжении, необходимо оформление отдельных заявок в службу безопасности на регистрацию ключей ЭЦП, подписанных непосредственными руководителями владельцев ЭЦП. Информация в заявках фактически дублирует распоряжение о праве использования ключей ЭЦП. При этом фактически решение об использовании сотрудником ключа ЭЦП принимает его непосредственный руководитель.

Предлагается упразднить издание распоряжении и использовать только заявки, направляемые в службу безопасности за подписью руководителя владельца ЭЦП.

3.2 Применение стратегии повышения экономической эффективности проведения расчетно-кассовых операций

Функционирование надежной системы расчетов является одной из главных задач современного крупного кредитно-финансового института. В сложившихся условиях жесткой борьбы банков за клиентов, побеждает тот банк, который может обеспечивать высокоскоростное («день в день») проведение платежей по всей стране.

Внедрение электронного документооборота позволило значительно сократить время прохождения платежей (до нескольких часов: с момента списания со счета до момента зачисления на счет в другом банке). Это стало возможным благодаря использованию современных средств связи, специального шифровального программного обеспечения и признанию законодательно ЭЦП (электронно-цифровой подписи) и ЭПД (электронных платежных документов, и, в зависимости от направлений, отправляется дальше. Преимущество данной технологии заключается в том, что отправка файлов может происходить в течение всего дня, т.е. списали определенное количество платежных поручений - отправили в расчетный центр и так несколько раз в день. Таким образом, чем раньше мы отправим платежный документ, тем выше вероятность, что он дойдет до конечного получателя день в день.

В плане получения зачисления на счета клиентов все происходит аналогично:

Получение файла

Проверка на целостность ЭЦП и расшифровка

Формирование единого файла входящих платежных документов.

Обработка файла бухгалтерией.

Передача файлов в структурные подразделения отделения для зачисления.

Зачисление на расчетные (лицевые) счета (автоматически или вручную).

К файлам с ЭПД прилагается выписка, которую расчетный центр формирует для филиала два раза в день:

промежуточная выписка (в 14 часов 00 минут)

окончательная выписка (в 07 часов 00 минут)

Сейчас можно смело утверждать, что платежное поручение клиента принесенное до 11 часов через 3-5 часов окажется, например, в г. Орле на счете у контрагента или платежи, списанные с расчетных счетов в дополнительных офисах и других кредитных организациях (банки, имеющие прямые корреспондентские отношение с головным отделением Сбербанка) утром, поступят в филиал в этот же день.

Однако существуют внутренние банковские технологии, позволяющие проводить платежи внутри одного банка практически ежесекундно.

При такой технологии (она носит название «main frame») есть главный компьютер (основной сервер). Все операции по обработке данных происходят на нем, а центральные компьютеры в отделениях банка служат для систематизации исходящих со всеми прикладными программами («Операционный день», «Баланс», «Кредиты» и т.п.)

отсутствие ручной обработки информации.

Единственным недостатком данной системы является стационарное программное обеспечение (т.е. невозможность быстрой его адаптации к изменяющимся условиям). Однако в современных условиях для того, чтобы выжить, банкам приходится внедрять у себя онлайновые технологии, позволяющие минимизировать время прохождения платежа до конечного получателя.

Деятельность Банка направлена на совершенствование функционирования платежной системы России, проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов. В то же время рассматривается вопрос о целесообразности и эффективности использования форматов на базе SWIFT как в проектируемой системе валовых расчетов, работающей в режиме реального времени, так и в других системах расчетов Банка России.

Расчеты с помощью банковских карт становятся все более популярными, все их технические возможности предназначены для наиболее быстрого прохождения платежа по пути «клиент-банк» максимально приближены к мы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей, сможет гарантировать от незаконного доступа к расчетно-денежным документам.

Банк активно овладевая передовой технологией, стремится перенять:

прием, передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (ЭП), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом;

надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения.

Необходимо выделить некоторые банковские операции, поддерживающие выполнения клиринга -открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

Также в случае неплатежеспособности банка-эмитента разработан комплекс дополнительных экономических требований для расчетных операций.

Предлагаемая стратегия повышения эффективности расчётно-кассовых операций позволит сократить время непосредственного обслуживания клиентов, в частности:

В дополнительном офисе № 8595/071 Орловского отделения №8595 Сбербанка России с целью повышения эффективности расчетно-кассового обслуживания выделены основные решения по оптимизации процессов обслуживания клиентов - юридических лиц.

Таблица 6 - Основные решения по оптимизации процессов расчетно-кассового обслуживания клиентов - юридических лиц

ПроцессыРешения, обеспечивающие наибольшее сокращение времени процессаРасчетно - кассовое обслуживаниеПрием и обработка рублевого платежного поручения на бумажном носителеРазделение функций приема и обработки документов. Организация пакетного сканирования документов. Использование двухмерных штрих-кодов (Bi-Print)Прием и обработка валютного платежного поручения на бумажном носителеРазделение функций приема и обработки документовПрием наличных денежных средств по объявлению на взнос наличнымиОсуществление операций двумя сотрудникамиВыдача наличных денежных средств по чекуОсуществление операций тремя сотрудниками. Использование жетонов вместо марокЗавершение операционного дняСтандартизация перечня документовПредоставление услугОткрытие рублевого расчетного счетаОткрытие счета на уровне ВСП (внутреннего структурного подразделения) после приема документов от клиентов, с последующей их проверкойОрганизация обслуживания по системе «Клиент-Сбербанк»Применение гибких подходов при пересылке последующих документов при установке и сопровождению АС «Клиент-сбербанк» (при помощи курьерской службы банка)Выдача корпоративной международной банковской картыОтказ от проверки службой безопасности сотрудников предприятия при выдаче МБК и учредительных документов при открытии бизнес - счета

Таким образом, банк, действуя в едином правовом поле с другими коммерческими банками и вынужден учитывать высокий правовой риск в текущей работе.

Нормативы регулирования деятельности кредитных организаций не в полной мере учитывают качество системы управления, инвестиционной политики и реалий работы коммерческих банков. Установленные критерии оценки риска кредитов не всегда объективны и в ряде случаев сдерживают инвестиционную деятельность банка. Не отработаны многие вопросы обращения векселей. Опираясь на накопленный опыт и текущую практику работы, Банк должен участвовать в подготовке и обсуждении законодательных инициатив и предложений по совершенствованию нормативной базы.

Функционирование надежной системы расчетов является одной из главных задач современного крупного кредитно-финансового института. В сложившихся условиях жесткой борьбы банков за клиентов, побеждает тот банк, который может обеспечивать высокоскоростное проведение платежей по всей стране.

Заключение

В результате проведенного исследования представляется возможным сделать вывод, что решение проблем совершенствования правового регулирования взаимодействия банка и клиентов имеет большое теоретическое и практическое значение. Решение данной проблемы заключается в последовательном рассмотрении вопросов, связанных с осуществлением стандартных банковских операций, Основное назначение современных банков в системе расчетов - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям, и вопросы правового регулирования расчетных отношений сегодня находят отражение во все возрастающем числе публикаций, в широком диапазоне их охвата и представляют значительный интерес для исследования существующего неудовлетворенного практического интереса со стороны специалистов, работающих в банковской сфере, и субъектов предпринимательской деятельности, обязательным условием функционирования которых является осуществление безналичных расчетов с целью выполнения ежедневно возникающих обязательств.

О значении расчетных отношений, возникающих между банком и клиентом говорит и то, какое внимание этому уделяет законодательная и исполнительная власть Российской Федерации. Так, в настоящее время вносится ряд поправок в нормативно-правовую базу, регулирующую расчеты и тесно связанные с ними отношения.

Тема правового регулирования взаимоотношений банка с клиентом, а также анализ инструментов обслуживания, в том числе расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, интересна тем, что расчетно-кассовое обслуживание является стандартной банковской операцией и занимает определенную долю в общей структуре деятельности большинства банков.

Исходя из того, что состояние действующего законодательства о расчетах трудно признать удовлетворительным, а также с целью повышения ответственности и предотвращения злоупотреблений и мошенничества в сфере расчетных отношений весьма целесообразным представляется анализ легальности осуществления расчетов, прежде всего осуществляемых в безналичной форме. Обусловлено это тем, что сфера безналичных расчетов как составляющая денежного обращения в последнее время из-за своего резкого расширения претерпевает наиболее существенные изменения, активно идет поиск оптимальной структуры взаимоотношений между кредитными учреждениями, их клиентами и государством, и, наконец, безналичные расчеты в силу своего интенсивного развития имеют значительный удельный вес в объеме осуществляемых платежей.

В ходе подготовки дипломного проекта были определены и реализованы задачи:

Проанализированы организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания клиентов (юридических лиц). В этой связи были определены основные операции ДО №071 Орловского отделения №8595 Сберегательного банка Российской Федерации, осуществляемые банком с клиентами-юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках расчетно-кассового обслуживания, а также широкий спектр услуг, предлагаемых банком;

Охарактеризована нормативно-правовая база, регулирующую правовые взаимоотношения банка с клиентами, а также обеспечивающую легальность сделок. Основные из них: Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию доходов) и противодействию терроризма»; нормативные акты Банка России - инструкция «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)», указание «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»; документы Сбербанка РФ - порядок открытия и ведения счетов юридических лиц Сбербанком России и его филиалами, порядок организации работы по предоставлению услуг с использованием системы «Клиент-Сбербанк» и другие.

В работе проанализированы объем и динамика расчетно-кассового обслуживания за 2008-2009гг. дополнительного офиса №071 ОСБ №8595 за период 2008-2009 годов, при этом выявлены основные направления по совершенствованию работы в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; проанализирована работа по привлечению клиентов на обслуживание.

При решении задачи рассмотрения порядка и особенностей заключения договоров на расчетно-кассовое обслуживание определены основные положения договора на расчетно-кассовое обслуживание (договора банковского счета). Договор банковского счета - это универсальный договор, определяющий отношения банка и клиента в процессе расчетно-кассового обслуживания, ответственность сторон. Рассмотрен порядок заключения договора, основные документы, необходимые для открытия счета клиенту.

В работе рассмотрен опыт применение электронных технологий в обслуживании клиентов, использование системы «Клиент-Банк» в работе дополнительного офиса. Система «Клиент-Сбербанк» - один из прогрессивных инструментов расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, позволяющий увеличить скорость обмена информацией клиента с банком, повысить уровень безопасности передаваемой информации и уменьшить расходы банка, сократить времени при осуществлении банковских операций, дает возможность получения оперативной информации о состоянии своего банковского счета в любой момент времени.

Расчетно-кассовые операции позволяют концентрировать в банках значительные и относительно дешевые ресурсы, устанавливать с клиентами деловые связи, которые, как правило, перерастают в различные формы сотрудничества: кредитование, лизинг и т. д.; кроме того, при осуществлении расчетных и кассовых операций банки взимают комиссии. Поэтому любой банк заинтересован в привлечении новых клиентов на расчетно-кассовое обслуживание. В то же время клиент также заинтересован в выборе банка, наиболее полно отвечающего его требованиям: имеющего приемлемые тарифы, проводящего вовремя платежи, работающего с современными технологиями. Поэтому, говоря о перспективах развития расчетно-кассового обслуживания, необходимо рассматривать, прежде всего, отношения, строящиеся между клиентом и банком.

В данном разрезе можно выделить следующие направления развития:

отношения между клиентом и банком должны строиться на комплексной основе, т.е. клиент, привлекаемый на расчетно-кассовое обслуживание, должен также быть ознакомлен со всеми возможностями, предоставляемыми банком (ценные бумаги, кредиты, депозиты и т.д.);

использование современных технологий: системы «Клиент-банк», телебанкинга, интернет-банкинга;

установление тарифов, отвечающим интересам и банка, и клиента.

Однако, «идя навстречу» клиенту, банк не должен забывать о рисках, которые связаны с расчетно-кассовым обслуживанием, принимать необходимые меры по управлению ими.

Банк, который стремится к получению наибольших доходов при минимизации рисков, должен:

стремиться к дифференциации обслуживаемых клиентов как в разрезе представляемых ими отраслей, так и в разрезе масштабов их деятельности, т. е. стремиться к привлечению как «крупных», так и «мелких» и «средних» клиентов;

учитывать, что грамотно организованное расчетно-кассовое обслуживание является основой для всех остальных операций банка, в то же время, уровень организации других банковских операций может сказаться на доходности расчетно-кассового обслуживания, т. е. кассовые и расчетные операции должны рассматриваться не как отдельные операции банка, а как часть единой системы, направленной на поучение максимальной прибыли.

Гражданское законодательство должно обеспечивать разумный баланс между соблюдением законности заключении договоров и обеспечением стабильности оборота. В этой связи нормы, допускающие оспаривание двусторонних и многосторонних договоров должны использоваться как крайнее средство восстановления законности, напротив, законодатель должен всемерно стимулировать развитие институтов, призванных не допускать совершения недействительных сделок, а при их появлении допускать исцеление подобной ситуации и не давать защиты недобросовестным участникам оборота. Обеспечению стабильности гражданского оборота и исключению защиты недобросовестных участников оборота может служить последовательное проведение на уровне законодательной политики принципа сохранения однажды заключенного договора.

Однако, рассматривая данный вопрос, необходимо также остановиться и на общереспубликанских формах совершенствования данных услуг банка: необходимо произвести упрощение оформления расчетов. Также, одной из форм развития обслуживания клиентов является дифференциация форм расчетов, проводимых по их поручениям. Это можно произвести путем более активной рекламы данных банковских продуктов, рекламы их достоинств и установления выгодных для клиентов тарифов.

Более активное использование таких форм расчетов, как пластиковые карточки, чеки, аккредитивы выгодно, прежде всего, для банков, так как позволяет им привлекать дополнительные дешевые ресурсы путем депонирования средств на специальных счетах, взимать дополнительные комиссии. Однако уровень их развития в рамках государства показывает развитость платежной системы в целом, позволяет снизить объем наличных денег в обращении (путем внедрения пластиковых карточек), решить проблему неплатежей (чеки, аккредитивы). Для клиентов использование данных форм расчетов также является выгодным, поскольку при использовании чеков и аккредитивов возникает гарантия платежа, при использовании пластиковых карточек отпадают проблемы, связанные с использованием наличных денежных средств.

Таким образом, расчетно-кассовое обслуживание является неотъемлемой частью деятельности любого банка. Функционирование надежной системы расчетов является одной из главных задач современного крупного кредитно-финансового института. В сложившихся условиях жесткой борьбы банков за клиентов, побеждает тот банк, который может обеспечивать высокоскоростное проведение платежей по всей стране на основе эффективного правового регулирования его взаимодействия с клиентами.

Библиографический список

1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.

2.Гражданский кодекс РФ (часть вторая) [Текст]: Глава 45, ст.846 п.2 абзац 2

.Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998г. №146-ФЗ

.Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.

.Федеральный закон от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» №395-1.

.Федеральный закон от 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

.Федеральный закон от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

.Закон РФ от 7 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

.Положение от 3.10.2002г. №2-П «О безналичных расчетах».

.Положение от 26.03.2007г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

.Инструкция ЦБР от 14 сентября 2006г. №28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».

.Инструкция ЦБР от 28 апреля 2004г. №113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц».

.Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» № 1050-У от 14.11.2001.

.Положение «О проведении межфилиальных расчетов в Сбербанке РФ» № 355-3-р от 27.03.2002.

.Положение о дополнительном офисе Орловского отделения №8595/071 Сбербанка России от 22 мая 2009г. №099-143-1-П.

.Порядок открытия и закрытия счетов юридических лиц Сбербанком России и его филиалами [Текст]: № 814-3-р от 14.04.2008.

.Порядок ведения счетов юридических лиц Сбербанком России и его филиалами [Текст]: № 814-1-3-р от 14.04.2008.

.Порядок организации работы по предоставлению услуг с использованием системы «Клиент-Сбербанк» [Текст]: № 1331-2-р от 16.04.2008 г.

.Пояснительная записка к годовому отчету за 2008 год дополнительного офиса Орловского ОСБ № 8595/071 [Таблицы].

.Пособие «Скорая помощь 1 МБ» по внедрению быстрореализуемых инициатив [Текст]: - М., СБ РФ, с. 9.

.Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское дело, 2-е издание [Текст]: - М.: Юристъ, 2006 с.394-399.

.Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: понятие, предмет, система. Государство и право [Текст], 2002, №2, с.77.

.Тосунян Г., Викулин А., Экмалян А. Банковское право. Общая часть [Текст]: - М., 2006, с.199.

.Периодические издания «БДМ. Банки и деловой мир» [Текст]: N 1-2, январь-февраль 2010 г.

.Периодические издания «БДМ. Банки и деловой мир» [Текст]: N 3, март 2010 г.

.Материалы сайта «Банкир» [Электронный ресурс]: - Режим доступа - www.bankir.ru

27.Материалы официального сайта Сбербанка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа - www.sbrf.ru <http://www.sbrf.ru>.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!