История тульского самовара

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    269,21 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История тульского самовара

Содержание

Введение

.История самовара

.Устройство самовара

.Классификация самовара

.Производство

Заключение

Введение

Глухая тоска без причины

И дум неотвязный угар

Давай-ка наколем лучины -

Раздуем себе самовар!

За верность старинному чину,

За то, чтобы жить не спеша

Авось, и распарит кручину

Хлебнувшая чаю душа!

Каждый предмет, как и любое живое существо, имеет свой цикл существования, свой особенный путь, круг развития. Вот, например, горшок: много тысяч лет назад кто-то из древних людей первым изготовил эту вещь из глины. На протяжении веков горшки становились красивее, удобнее, прочнее. Когда-то среди кухонной утвари горшки занимали важнейшее место. Однако теперь редко у какой хозяйки осталась эта традиционная посуда, ее используют разве что для приготовления блюд по старинным рецептам.

Некоторые вещи вообще ушли из употребления, некоторые задержались в современности, а какие-то еще долго будут сопровождать наш быт, нашу жизнь. К таким предметам можно отнести и самовар - сейчас он переживает свою вторую молодость: кто-то ценит его как предмет коллекционирования, а кому-то он интересен с чисто практической точки зрения - уж очень он удобен для приготовления чая, да и особая атмосфера уюта и семейного тепла возникаетза столом, на котором красуется самовар. Самовар <#"512372.files/image001.gif">

Русский самовар в том виде, каким мы его знаем сегодня, появился в первой половине XVIII века. Конструкция его настолько совершенна, что осталась неизменной на века. Изменялись только форма, материалы и художественное оформление.

Конструкция жарового самовара предельно проста. Корпус с ручками, внутри - жаровая труба на массивном, но пустотелом основании. В трубу помещают горящий древесный уголь, и он продолжает гореть внизу на решетке в потоке воздуха, который поступает в отверстия основания. Воздух нагревается и, поднимаясь вверх по жаровой трубе, отдает тепло воде в самоваре, а не как в электрическом самоваре. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает тягу в топке. Она прикреплена снизу к тулову самовара на некотором расстоянии от поверхности стола, на который ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность. На трубу надеваются крышки тулова, конфорки, крышки самой трубы. Через трубу закладывается топливо и разжигается самовар. Для вливания воды снимается крышка сосуда. Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Кран, с помощью которого наливается вода из самовара, расположен на небольшом расстоянии от дна, поэтому взвесь не попадает в чашку.Самая заметная часть самовара, часто имеющая красивую форму - это корпус, тулово или стенка, как его называли самоварщики. В корпус наливается вода для кипячения.Вторая деталь, не менее важная - специальная полость для топлива, находится она в центре корпуса, внутри. Ее делали в виде трубы и наполняли углями. Называется эта труба жаровня или кувшин, так как формой часто его напоминает. В нижней части кувшина или жаровни есть решетка, на которую кладется топливо. Тулово соединяется с нижней частью - поддоном, основанием самовара, к которому крепятся ножки. Переход от корпуса к поддону называется шейка - она более узкая, чем само тулово; в верхней части шейки находятся поддувала - отверстия, обычно декоративно оформленные, через которые проходит воздух, необходимый для поддержания процесса горения в жаровне. Сбоку на корпусе находятся ручки - парные, изогнутые металлические пластины с деревянным валиком между ними - для переноски самовара.

На верхнюю часть стенки надевается круглимое кольцо, которое служит опорой для крышки. Крышка закрывает антикварный самоварный корпус, в центре крышки - отверстие, равное по диаметру трубе-жаровне, крышка как бы нанизывается на жаровню. В самой крышке часто пробиваются небольшие круглые отверстия с откидной крышечкой. Это паровичок или душничок: когда самовар закипает, через него выпускается пар.На крышку надевается конфорка - красиво оформленная подставка для заварочного чайника, который часто ставится сверху самовара. Конфорка также маскирует ту часть жаровни, которая возвышается над крышкой. На самом верху находится небольшая крышка-колпачок. Это заглушка - она закрывает верхнее отверстие жаровни и останавливает процесс горения в самоваре, так как препятствует постоянному току воздуха по трубе-жаровне. Для работы самовара заглушку обязательно снимают. На колпачке-заглушке и крышке есть ручки, круглые деревянные шишки, крепятся они с помощью маленьких полых цилиндриков, надетых на винт -подшишек.Подшишки закрепляются специальными гайками конической формы -малинками.Самая интересная и технически сложная деталь - это кран. Состоит он из нескольких элементов, каждый из которых имеет своё название. Трубка, например, крепится к корпусу при помощи репейка. Это специальное утолщение вокруг крана для более надежного соединения. Открывается и закрывается кран с помощью вертка.Наиболее красивой и выразительной частью вертка, да и всего крана, является его завершение - рукоятка. Она бывает двух типов: решетка и ветка. Под словом «ветка» подразумевали ключ (верток) самоварного крана, оформленный в виде отходящего в сторону изогнутого или переплетенного стебля. Когда говорили «кран решёткой», это означало, что ключ его увенчан ажурной фигурой, напоминающей трилистник.Эта конструкция обязательна для любого вида самовара. Меняются размеры, объем, форма корпуса и других деталей, но все они необходимы для работы жарового самовара.Жаровый самовар - это антикварные самовары, который использует древесное топливо. Древесные угли - самый лучший вид топлива для такого самовара: небольшое количество углей дает сильный, ровный жар. Можно топить самовар и деревянными щепками, чурбачками, в крайнем случае даже сосновыми шишками. Для хорошего горения необходима тяга - постоянное движение воздуха через трубу-жаровню. Для усиления тяги, а также для того, чтобы вывести наружу дым, если самовар топили в комнате, необходима приставная самоварная труба.

Чаще всего она была в форме буквы «Г», с ручкой, приделанной к вертикальной части трубы. Горизонтальная часть - колено -приставлялась к отверстию-отдушине в печи (самовар ставили всегда рядом с печью), чтобы дым мог выйти через дымоход и наружную трубу на крыше. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый, в зависимости от вкуса, привычки или состоятельности хозяев.


Тяга замедляется, и самовар на дровах медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай.Дешевое, доступное топливо -самые обычные щепки и древесные угли - сыграло немаловажную роль в росте популярности самовара на дровах. В начале XX века появляются самовары, использовавшие другой вид топлива - спирт или керосин - но ни одна из новинок не смогла вытеснить привычный жаровый самовар.Особенности конструкции самовара.Чтобы в самоварной трубе пошел воздух, его надо «сдвинуть», сообщив некоторую начальную скорость, продувая трубу внизу возле решетки.Суженную вверху самоварную трубу называют кувшином. Благодаря кувшинной форме (сужение верха трубы повышает частоту ее собственных колебаний) самоварной трубе удалось избежать значительного «гудения», которое указывает на близость опасных, разрушающих конструкцию вибраций.Внутренний диаметр трубы, в широкой ее части, - главная самоварная мера. По этому диаметру определяли все размеры самовара, его высоту и ширину, даже нужное количество углей.Другая главная часть самовара - тулово, или корпус для воды.У первых российских самоваров оно напоминало чашу (полусферу). Со временем выявились более подходящие формы тулова, похожего на ведро, - перевернутый усеченный конус, а также на более сложную комбинацию - верхняя часть конуса, сопряженная с тором. В самоварах с таким туловом вода сначала нагревается внизу, потом принимает тепло от трубы по всему объему. Серьезную конструкторскую задачу представляло собой соединение тулова с трубой. Когда самовар нагревается, кувшин раскаляется докрасна, а температура тулова не превышает точки кипения воды.Русские самоварщики, учитывая столь разный режим нагрева тулова и трубы, соединили их герметично только в одном месте. Тем самым труба и тулово стали вести себя независимо, избегая тепловых напряжений, а значит, и цикличных короблений, которые обычно приводят к разрушению. В то же время тулово и труба, соединенные в одном месте.

Действовали как консоль - конструкция, закрепленная одной стороной и весьма уязвимая из-за своей малой жесткости. В 1825 году профессор медицины Ефрем Мухин предложил новый вариант в магазине самоваров, чтобы вместе с кипятком получать и водяной пар, нужный для полевых лазаретов. В верхней части самовара выпекались хлебцы для раненых на манер нынешних чудо-печек. Предусматривалось соединять вверху трубу и тулово, что придавало самоварной конструкции дополнительную жесткость. Однако из-за периодичной смены температур верхнее соединение тулова с трубой быстро распаивалось, и пар улетучивался.Русские же самоварщики наделили тонкостенное тулово дополнительной жесткостью, используя так называемые рельефы - продольные и кольцевые вмятины, воспринимаемые как украшения.В наше время подобные рельефы широко применяют для усиления тонкостенных авиационных деталей.Самоварное тулово снабжено ручками для переноски. Они выдерживают немалую нагрузку - вес наполненного водой самовара. Эта нагрузка на небольшом участке, который занимает ручка, может смять, продавить, наконец, прорвать самоварное тулово. Чтобы этого не произошло, ручки ставят вместе с накладками и подкладками - своеобразными плотиками, которые рассредоточивают нагрузку по тулову, как по гладкой водной поверхности.Ручки на самоварах, а также на фарфоровых и фаянсовых чайниках, чашках обычно крепят в верхней части накладки. В этом случае тонкая стенка самовара или чайника, избегая воздействия опасного для нее сжатия, воспринимает лишь растяжение.Наконец, самоварный кран, который состоит из трубки с втулкой и стержня с рукояткой. Кран обладает конструктивной хитростью: его части при длительной работе самоуплотняются. Дело в том, что стержень и втулка совмещаются наклонно по конусу. При поворотах поверхность стержня изнашивается, между ним и гнездом появляется зазор. Но кран не теряет герметичности, поскольку стержень под собственным весом смещается вниз, ликвидируя тем самым зазор. Говоря более научно, создается необходимое контактное давление конических поверхностей.Однако стержень изнашивается неравномерно и быстрее всего возле торцов. Здесь появляются пояски-канавки, по которым, кстати, коллекционеры определяют, как долго пользовались самоваром, каковы его возраст и ценность. Вместе с пояском-канавкой у краев стержня и втулки образуется уступ, который, не позволяя стержню опускаться, прекращает самоуплотнение.Подобный неравномерный износ испытывают широко распространенные в машиностроении соединения конических деталей с разной жесткостью, магазин самоваров. На это в свое время обратил внимание известный ученый и конструктор П.И. Орлов. Он, в частности, предложил утапливать верх стержня во втулке, чтобы выровнять контактное давление стержня и втулки самоварного крана.Самоварные же изобретатели по-своему справились с неравномерностью износа, выполнив «по науке» низ вертка - с выступающим торцом, а вверху уменьшили жесткость втулки - она снаружи стала иметь канавку.Выравнивают износ и по-иному: открывая и закрывая кран, делают им полный оборот. Если же кран не способен на такой оборот - рукоятка задевает за тулово - равномерного износа не будет. Рукоятка крана, как правило, достаточно массивна, чтобы удерживать стержень во втулке под напором воды. Этим самовары в москве мастера походили на средневековых зодчих, которые ставили на крепостные стены тяжелые статуи или башни для выравнивания сил, действующих на сооружение. В то же время рукоятка крана при своем немалом весе достаточно ажурна и обычно напоминает перо, решетку или ветку. Самовар как нагревательный агрегатУголь будет устойчиво гореть, точнее, догорать, если есть тяга. Она появляется, когда поток воздуха на одном конце трубы нагревается, а на другом - охлаждается, что и происходит в самоваре в москве. Тяге также способствует сужение выходного конца, попутно уменьшающее потери тепла. Современная научная дисциплина -газовая динамика называет такие способы разгона воздушного потока эффектом теплового и геометрического сопел.

3.      Классификация самоваров

До середины XIX века основным «индивидуальным» потребителем продукции самоварного производства было дворянство. Самовар являлся не только олицетворением русского гостеприимства и семейного уюта, но и своеобразным выражением материального достатка. Относительно дорогая продукция металлоделательных заводов и мастерских, в том числе и самоварных, была доступна только зажиточным слоям населения, т.к. стоимость самовара была велика.Горожане пользовались «общественными» самоварами. Горожанин мог попить чаю из самовара, придя в трактир, на ярмарку или городскую площадь. В трактирах и на постоялых дворах в самоварах не только готовили чай, но и варили щи, кашу, яйца. Самовар позволял сохранить еду в горячем состоянии. Самовары были необходимым атрибутом всех народных гуляний. Примерно с середины XIX века возрастает уровень самоварного производства, усовершенствования и стандартизация приводят к снижению стоимости самоваров, и чаепитие входит в быт широких слоев населения. Самовар становится обязательной принадлежностью купечества, разночинцев, мещан, появляется обычай брать самовар в дорогу.Однако в деревне даже в семидесятых годах XIX века самовары водились только в крепких зажиточных семьях.

Типы самоваров по области применения и объему:

• Каждодневные (из людских комнат)

• Парадные

• Дорожные

• Солдатские (с ремнем для ношения через плечо)

• Для одиноких (солитер); для двоих (тет-а-тет)

• Детские

• Семейные

• Магазинные

• Трактирные

• Монастырские (до 10 ведер).

Однако одновременно с самоваром существовали нагревательные сосуды, в которых можно было приготовить еду или сбитень, сварить кофе, подогреть или, наоборот, охладить вино. Они во многом были сходны по конструкции с самоваром, но, поскольку отличались от него по назначению, в деталях конструкции у них имелись свои особенности. Грань между такими приборами и «классическими» самоварами достаточно размыта - например, существовали самовары, которые могли использоваться и для приготовления чая, и для приготовления кофе, сбитенники или чайники могли иметь или не иметь трубу-жаровню, и т.д. Не вдаваясь в спор искусствоведов о том, что является, а что не является необходимым признаком «настоящего» самовара, рассмотрим области применения и назначение «самоварящих сосудов» XVIII-XIX веков.

• «Классические» самовары (для приготовления чая)

• Самовары-кухни (для супа, каши)

• Самовары-сбитенники (сосуд со специальной ручкой, чтобы носить горячий сбитень - напиток из меда, шалфея, хмеля, мяты и других трав)

• Самовары-чайники (для приготовления кипятка)

• Самовары-кофейники (для приготовления кофе)

• Бульотки (для подогрева воды и поддержания ее в горячем состоянии)

• «Фонтаны» (своеобразные холодильники, в которых можно было подавать холодные напитки, налитые на кухне).

.        Производство

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди 50-63% и цинка 37-50%), томпак (сплав меди 85-90% и цинка 10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди 50-60%, цинка 19-39% и никеля 13-18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных (из сплава меди 50-63% и цинка 37-50%). Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25-30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди.

В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

. Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получалвсреднем 60 копеек за штуку.

. Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

. Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.

. Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

. Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

. Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день),получал за штуку 7-10 копеек.

Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400--600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями, а в 80-е годы XIX века на крупных самоварных фабриках применяются нефтяные и паровые двигатели, осуществляется переход на штамповальное производство крышек, заглушек. Некоторые фабриканты пользовались услугами патронного завода, на котором имелись мощные прессы.

К 1908 году 1/4 часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появление машин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда мало изменились, в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитых химикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателей внутреннего сгорания. Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой.

Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары, предназначенные для массового потребителя.

Между тем с середины XIX века чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.

Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома.

Заключение

Так почему же именно самовар, а не чайник, стал главным спутником чаепития? Тому было несколько причин: во-первых, самовар удобен из-за быстроты розжига и достаточно короткого времени приготовления кипятка. Чтобы растопить дровяную плиту и нагреть на ней такое же количество воды, потребовалось бы гораздо больше топлива, времени и сил. Во-вторых, чаепитие из самовара доставляло еще и некоторое эстетическое удовольствие - сияющий медный или латунный красавец-самовар несомненно украшал чайный стол, к тому же мог продемонстрировать и определенный материальный достатоксемьи, а его изысканный фасон, затейливые детали (или, наоборот, простые и безыскусные) давали представление еще и о вкусах и пристрастиях хозяйки; и самое главное, самовар был идеально приспособлен именно для приготовления кипятка для чая.

Как мы уже успели заметить, история нашего тульского самовара богата и разнообразна. Неизменна только любовь людей к пышущему жаром и блестящему медными боками самовару, так крепко вошедшему в нашу повседневную жизнь. Так незаметно и деликатно объединяющему нас за одним столом, и из поколения в поколение передающему традиции в семье. 

Список литературы

самовар тульский

1.  Ашурков Н.В. «Избранное: История тульского края». - Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 2003.

2.       Тихонова А.С. «Тульский самовар».-Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО,1989.

.        С.П. Калиничев, Л.В. Бритенкова. «Самовары России».-Хобби Пресс,2010.

.        материалы с сайта http://www.tula-samovar.com.ru/

.        материалы с сайта http://www.rusamovar.ru

.        материалы с сайта http://magazin-samovarov.ru


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!