Организация бухгалтерского учета: составные части системы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,47 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация бухгалтерского учета: составные части системы

Введение

Сельское хозяйство - наиболее сложная и трудоемкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и во всем народном хозяйстве. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. Продукция сельского хозяйства скоропортящаяся, малотранспортабельная, поэтому требуются особые условия ее заготовки, хранения, переработки, реализации.

Одной из основных проблем современного развития сельского хозяйства является повышение эффективности использования земельных, трудовых и материально-денежных затрат, улучшение качества продукции, повышение прибыли.

Для нормального функционирования предприятия необходима всесторонняя, объективная оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организации являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Объектом исследования проекта является УМП ОПХ «Заречное».

Теоретической и методологической основой работы послужили законодательные акты РФ, нормативные материалы, труды ученых по вопросам организации бухгалтерского учета.

1. Общая организация бухгалтерского учета на предприятии

Характеристика предприятия

Унитарно-муниципальное предприятие опытно - показательное хозяйство «Заречное» - одно из старейших хозяйств Камчатки. Наряду с птицефабрикой «Пионерская» являются самыми перспективными предприятиями со значительным штатом работников не только Камчатки, но и всего Дальнего Востока. УМП ОПХ «Заречное» основан в 1932 году на землях посёлка Кеткино Елизовского района. По своим производственным размерам предприятие является крупнейшим в данном районе. Центральная усадьба предприятия находится в поселке Раздольном. Расстояние от неё до центра города Петропавловск-Камчатский - 45 км, а до города Елизово - 13 км. В настоящее время общая земельная площадь составляет 14015 га, из которых 6610 га используется организацией.

Интенсивность использования земельных ресурсов довольно низкая

(47,2% всей земельной площади), так как наибольший удельный вес занимают лесные массивы (49% всей земельной площади). Это говорит о наличии небольшого количества плодородных земель, что является отрицательной тенденцией на предприятии.

Землепользование в УМП ОПХ «Заречное» осуществляется на разрозненных участках. Всего в хозяйстве 5 взаимосвязанных отделений. Центральная усадьба соединяется с отделениями шоссейными автодорогами. УМП ОПХ «Заречное» расположено в зоне умеренно - континентального климата. Среднегодовая температура воздуха 3-4 С°. Среднегодовое количество осадков -750 мм, из которых в теплый период года выпадает 390 мм, в холодный-360 мм. Данные климатические условия не позволяют выращивать многие сельскохозяйственные культуры. Основными почвенными типами являются песчаные, субпесчаные почвы легкого механического состава, характерной чертой которых является значительное содержание золы и серы вулканического происхождения.

Территория хозяйства расположена в долине реки Авача и представляет собой равнину с резко выраженным микрорельефом.

Предприятие является пригородным хозяйством с наиболее развитыми отраслями овощеводства открытого грунта, картофелеводства. Рассмотрим размер и структуру посевных площадей продукции растениеводства (табл. 2) и урожайность основных культур (табл. 3).

Таблица 2. Размер и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур

КультураПлощадь, га (тыс. кв. м.)Структура посевов, %2009 г.2010 г.2009 г.2010 г.Картофель3453406,46,0Овощи открытого грунта42320,80,6Кормовые корнеплоды и бахчи25300,50,5Многолетние травы2558352747,161,7Однолетние травы на зеленую массу688178812,731,2Силосные культуры1777х32,7хИтого54355717100,0100,0

Анализируя размер посевных площадей, можно сделать вывод, что посевные площади в хозяйстве увеличились на 282 га. Предприятие значительно увеличило площадь посева многолетних трав (на 969 га), а так же однолетних трав на зеленую массу (на 1100 га). Незначительно снизилась доля посева картофеля и овощей открытого грунта. Следует отметить, что в 2010 году силосные культуры не выращивались.

Также необходимо отметить, что овощи открытого грунта и кормовые корнеплоды и бахчи занимают самую маленькую долю посевных площадей, а многолетние травы и однолетние травы на зеленую массу - наибольшую.

Таблица 3

Урожайность основных сельскохозяйственных культур, ц/гаПоказатель2009 г.2010 г.2010 г. в % к 2009 г.Картофель61,1100,4164,3Овощи открытого грунта163,1219,5134,6Кормовые корнеплоды и бахчи624,0375,560,2учет денежный кредитор запас

Как видно из таблицы, урожайность картофеля возросла на 64,3%, овощей на 34,6%, а кормовых корнеплодов и бахчевых снизилась почти на 40%.

В УМП ОПХ «Заречное» животноводство представлено направлением молочное скотоводство. В состав молочной фермы входят 3 коровника, 2 телятника, молокозавод, кормоплодохранилище, сенохранилище, кормоцех, административное здание, ветеринарный пункт, электростанция, бойня, навозосборник, котельная, очистительные сооружения. Среднегодовое поголовье КPC фермы молочного животноводства в 2010 г. составило 1341 голов.

Необходимо отметить, что в хозяйстве кроме основного производства (отраслей растениеводства и животноводства) развиты вспомогательные и обслуживающие виды производства. Хозяйство имеет свой автомобильный и тракторный парк. За отчётный год количество тракторов составляло 35 штук, автомашин - 51, чего явно недостаточно для такого большого хозяйства. Важную роль играет наличие собственной ремонтной базы - гаражей и ремонтных мастерских.

Среднегодовая численность работников предприятия составляет 404 человека, занятых из них в сельскохозяйственном производстве - 337 чел. Необходимо отметить, что численность работников уменьшается с каждым годом на 14%. С развитием рынка и организацией новых перспективных предприятий в Елизовском районе многие жители поселка стремятся сменить работу в «Заречное» на более выгодную и без задержек в заработной плате. Наибольшую утечку кадров можно наблюдать в летний период во время открытия рыболовного периода, так как браконьерский способ вылова рыбы дает моментальный доход с наименьшими затратами.

В сложившейся социально-экономической ситуации предприятие испытывает значительные финансовые трудности. В последние годы значительно сокращаются доходы от основного производства. В последние годы производственная деятельность УМП ОПХ «Заречное» была убыточной, несмотря на то, что правительство всеми возможными способами старается способствовать развитию сельского хозяйства, выплачивая дотации на молоко, тем самым возмещая разницу между себестоимостью молока и его ценой, причем себестоимость превосходит цену, дотации на семена и т.д. Но все применяемые меры не могут вытащить предприятие из долговой ямы. Дополнительной помехой является более дешевая импортная продукция.

Финансовые результаты производства продукции представлении в таблице 4.

Таблица 4

Показатели производства продукцииОтрасли и виды продукцииВыручка от реализации, тыс. руб.Полная себестоимость, тыс. руб.Прибыль, тыс. руб.Уровень рентабельности, %2009 г.2010 г.2009 г.2010 г.2009 г.2010 г.2009 г.2010 г.I Растениеводство - всего1115810231118668194-708+2037-624,9в том числе:картофелеводство80816883106716235-2590+648-24,310,4овощи закрытого грунта224419637841185+1460+778186,265,7прочая продукция растениеводства8331385411774+422+611102,778,9II Животноводство - всего63864594047219066311-8326-6907-11,5-10,4в том числе:мясо1204579283029722889-18252-14961-60,2-65,4молоко50857508614148242998+9375+786322,618,3прочая продукция962615411424+551+191134,145,1III Товары, работы и услугиУслуги базы отдыха3261078510568-184+510-36,189,8Прочие услуги2391556214345390+957+17266,73,2Всего77739762758600080463-8261-4188-9,6-5,2

Рентабельность является важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Как видно из таблицы, рентабельность предприятия за 2010 год повысилась, хотя и остаётся отрицательной.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. объем реализованной продукции снизился на 1.9%. На это повлияло сокращение реализованной продукции, как растениеводства, так и животноводства, но снизилась себестоимость реализованной продукции, что положительно повлияло на финансовый результат - сокращение убытков от реализации продукции. В 2010 году убытки снижены по сравнению с 2009 годом на 49,3%.

Организация бухгалтерского учет в УМП ОПХ «Заречное»

На основании Статьи 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта 2009 г.):

. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несёт руководитель организации.

. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

а) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

б) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

в) порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

г) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

д) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Органы управления юридического лица избираются или назначаются в соответствии с законом и учредительными документами. Для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ высшими органами управления являются собрание участников (акционеров), а исполнительными органами - директор или правление (дирекция). Руководитель организации осуществляет текущее руководство организацией, в том числе и бухгалтерской службой. Руководитель организации может передать право оперативного управления бухгалтерией своему заместителю по финансовым вопросам.

На предприятии «Заречное» функционирует центральная бухгалтерия, состоящая из 9 бухгалтеров во главе с главным бухгалтером. Бухгалтерия подчиняется непосредственно директору предприятия.

Форма учета в УМП ОПХ «Заречное» журнально-ордерная, что прописано в учетной политике предприятия (приложение 1), документы оформляются как в условиях методов ручной обработки данных, так и с применением средств вычислительной техники. Важно заметить, что изменения в учетную политику не вносились с 2008 года, тоже самое касается и рабочего плана счетов, в котором еще присутствуют такие счета как МБП (приложение 2).

Для рациональной организации учета важное значение имеет порядок организации документооборота - создание или получение от других организаций документов, принятие их к учету, обработка, передача в архив. С этой целью составляется график движения первичных документов в бухгалтерском учете. Но в УМП ОПХ «Заречное» главный бухгалтер график документооборота не составляет, график документооборота, составленный предыдущим главным бухгалтером в 2008 году уже значительно устарел, так, насколько мне удалось установить, многие ответственные лица, указанные в нем, уже на предприятии не работают. Что касается архивного дела, то можно отметить, что даже организована ставка архивариуса, но это только на бумаге. На самом деле архивное дело находится в запущении,

Так же я изучила внутрихозяйственные нормативные акты, определяющие основания и порядок выполнения специалистами и должностными лицами текущей учетной работы. В основном используются приказы и распоряжения, другие внутрихозяйственный нормативные акты не применяются, либо применяются за редким исключением.

2. Учет и контроль денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами

.1 Учет и контроль денежных средств в кассе

Для хранения и учета денежных средств в организации назначается кассир, который является материально-ответственным лицом и несет полную ответственность за переданные ему на хранение денежные средства.

Учет кассовых операций ведется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком России от 4 октября 1993 г. №18.

Размер наличных денег в кассе организации ограничен лимитом, который устанавливается учреждением банка по согласованию с руководством предприятия. Наличные деньги сверх установленного лимита организация обязана сдавать в учреждение банка для зачисления на соответствующие счета. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пособий, стипендий в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.

В УМП ОПХ «Заречное» наличные деньги в кассу принимаются по приходным кассовым ордерам, которые должны быть подписанны главным бухгалтером и кассиром, но, что является грубым нарушением, они принимаются кассиром без подписи (приложение 3). В подтверждение приема денег должна выдаваться квитанция, подписанная главным бухгалтером и кассиром, но все эти квитанции все равно остаются у кассира, причем также неподписанные.

Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документом (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), на которые ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты расходного кассового ордера (приложение 3).

Приходные и расходные кассовые ордера выписываются в одном экземпляре чернилами или пастой шариковой ручки, четко и ясно, подчистки и исправления в этих документах не допускаются.

Все выписанные приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, нумеруются отдельно и последовательно с начала до конца года.

В УМП ОПХ «Заречное» задолженность по заработной плате на 1 июня 2011 составила 4,2 млн. рублей при месячном начислении 2800 тыс. рублей. Выручки от реализации сельхозпродукции не хватает даже на покрытие кредитов, не говоря уже о заработной плате, сокращение задолженности по заработной плате достигается за счет выплат в натуральной форме. Какой-то процент от выручки идет на то, чтобы выплатить хоть какой-нибудь аванс работникам. Но для того, чтобы его получить, необходимо вначале записаться в очередь у заместителя главного бухгалтера, причем за полтора-два месяца.

В аналогичном порядке могут оформляться и разовые выдачи денег на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни и др.), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.

Учет движения наличных денег кассир ведет в кассовой книге. Каждая организация может иметь только одну кассовую книгу. Листы в книге нумеруются, прошнуровываются и опечатываются. Количество листов в кассовой книге заверяют своими подписями руководитель сельскохозяйственной организации и главный бухгалтер.

Записи в кассовой книге ведут в двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов - отрывные и служат отчетами кассира. Первые экземпляры остаются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся сразу после получения или выдачи денег. Ежедневно по окончании рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и в тот же день сдает в бухгалтерию отчет вместе с приходными и расходными кассовыми ордерами под расписку в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Кассовые операции, записанные по кредиту счета 50 «Касса», отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах (№2,7 и др.) и контролируются ведомостью №1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету кассира в регистрах отводится одна строка.

По окончании месяца путем сопоставления итогов оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» с учетом суммы начального сальдо в ведомости выводится сальдо наличных денег на начало следующего месяца. Его сверяют с остатками в кассовой книге.

Инвентаризация кассы на предприятии проводится не реже одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно. Состав комиссии назначается приказом руководителя. Инвентаризация денежных средств в кассе проводится в присутствии кассира. При этом полистно пересчитываются наличные деньги и денежные документы, их количество сверяется с учетными данными. Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации наличных денежных средств которые подписывают все члены комиссии и кассир. На оборотной стороне акта кассир пишет объяснение причин излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель организации принимает решение по результатам инвентаризации.

2.2 Учет и контроль денежных средств на расчетном счете

Расчетные счета открываются сельскохозяйственными организациями, являющимися юридическими лицами, имеющими самостоятельный баланс.

Для открытия расчетного счета предприятие должно представить в учреждение выбранного им банка следующие документы:

б) нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

в) справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;

г) копии документов о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;

д) карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально.

На расчетный счет поступают: выручка за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие средства.

Наличные деньги из кассы фирма вносит на расчетный счет на основании объявления на взнос наличных денег. При этом банк выдает квитанцию о приеме денег. Средства, поступающие от заготовительных организаций за проданную продукцию и от различных организаций за выполненные работы и услуги, банк зачисляет на расчетный счет на основании документов этих организаций о перечислении долга.

Согласно банковским правилам деньги по товарным операциям могут быть взысканы на основании распорядительных документов получателя. В этих случаях организация-получатель выписывает и сдает в банк для получения платежа специальный документ - платежное требование. По этому документу причитающуюся сумму банк перечисляет со счета плательщика на счет предприятия-получателя.

Платежи с расчетных счетов производятся на основании распорядительных документов хозяйства и по платежным документам организаций-получателей. К распорядительным документам относятся: денежные чеки, платежные поручения. Исключение составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых и финансовых органов.

В бесспорном порядке со счетов предприятия списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.

Акцептная форма расчётов - это согласие на оплату расчётного документа в определённый срок. Для оформления такого рода расчетов делается заявление об акцепте. В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

Учреждение банка выдаёт владельцу счёта в обусловленные с ним сроки выписки из лицевого расчётного счёта с необходимыми приложениями документов. Записи в выписке банка по дебету означают выдачу наличных денег по чекам или списание по счёту по безналичным расчётам, а по кредиту - взносы наличных денег на расчётный счёт. На 1 января банк, в котором открыт расчетный счет, проводит сверку по банковским выпискам со своим учетом и предоставляет результаты этой сверки.

Для отражения оборотов по кредиту счета №51 «Расчетные счета» служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету счета №51 «Расчетные счета» записываются в ведомости №2. Основанием для заполнения этих регистров являются выписки с расчетного счета.

2.3 Учет и контроль денежных средств на прочих счетах в банке

Рабочим планом счетов УМП ОПХ «Заречное» не предусмотрены счета: 57 «Переводы в пути», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в банках». Хотя в 2010 году предприятие использовало валютный счет, никаких инструктивных указаний о порядке учета денежных средств на этом счете мной не обнаружено.

.4 Учет и контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Учет и контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» используется для учета расчетов:

üза полученные товарно-материальные ценности, принятые (выполненные) работы и потребленные услуги, включая представление услуг связи, тепловой и электрической энергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке и переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

üтоварно-материальные ценности, работы, услуги, на которые расчетные документы от поставщиков и подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

üизлишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

üполученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также на все виды услуг связи и др.

В УМП ОПХ «Заречное» поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключенных между предприятием и поставщиками и подрядчиками договоров (приложение 5).

В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, работ или услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей (работ, услуг), порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиком и подрядчиком.

Форма расчетов за поставляемые материальные и нематериальные ценности и оказанные услуги выбирается предприятиями поставщика и покупателя самостоятельно.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся в порядке плановых платежей, предварительной полной или частичной предоплаты платежными поручениями, в момент получения материальных ценностей - чеком, до получения материальных ценностей - аккредитивом, последующей оплаты после получения материальных ценностей платежными требованиями, требованиями-поручениями, предъявляемыми поставщиком. Без согласия предприятия в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, услуги связи, почтово-телеграфные услуги.

Возможен акцепт и предварительная оплата счета поставщика до поступления груза. Если при его прибытии на склад обнаруживается недостача или установлено несоответствие цен, предусмотренных договором, составляется коммерческий акт для предъявления претензий поставщику.

Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура (приложение №5), который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков.

Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) товарно-материальные ценности. В документе заполняют следующие реквизиты: наименование поставщика и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, станция отправления и станция назначения груза, дата и способ отгрузки и др. В нем указывают наименование, количество, цену и сумму, а также общую сумму, на которую отпущено товаров. В документе обязательно делают ссылку на договор-заказ, согласно которому отпущены материальные ценности, указывают номера квитанций и накладных по отпускаемым (отгружаемым) материальным ценностям.

Счета-фактуры поставщиков тщательно проверяют с точки зрения правильности заполнения всех реквизитов, применяемых цен, таксировки и после проверки соответствия количества поступивших грузов количеству, указанному в счете-фактуре, их принимают к записям в бухгалтерском учете. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется по каждому поставщику и подрядчику в журнале-ордере №6.

В УМП ОПХ «Заречное» каждое 10-е число месяца является единым расчетным днем для проведения сверки расчетов по поставкам и получению сельскохозяйственной продукции учреждениям социальной сферы, что оговаривается в постановлении Елизовской администрации «Об упорядочении взаиморасчетов за с/х продукцию, отпущенную в счет уплаты налогов в местный бюджет учреждениям бюджетной сферы» (приложение №5). Сведения о поставках с/х продукции организациям социальной сферы и основной круг дебиторов и кредиторов по счету 60 представлен в приложении №5.

Учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками

Учет расчетов предприятия с покупателями и заказчиками за товары, выполненные работы и оказанные услуги ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В УМП ОПХ «Заречное» предоставление материальных ценностей, выполнение работ и услуг так же производится на основании заключенных между предприятием и покупателями и заказчиками договоров.

Расчеты за отгруженную покупателям продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги могут производиться наличными денежными средствами в пределах установленного лимита, полной или частичной предоплатой (авансом), безналично через счета в банках, векселями.

При отгрузке готовой продукции, товаров покупателям без полной предоплаты возникает дебиторская задолженность. По ней установлен предельный срок исполнения обязательств - 4 месяца, по истечении которого дебиторская задолженность списывается на убытки без уменьшения налогооблагаемой прибыли.

Списанная в убыток дебиторская задолженность не аннулируется, а отражается за балансом в течение 5 лет для возможности взыскания с неплатежеспособного дебитора-покупателя возникшей задолженности.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в установленном порядке.

.5 Учет и контроль расчетов по налогам и сборам, с органами социального страхования и обеспечения

Учет и контроль расчетов по налогам и сборам

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым непосредственно организацией, и налогам с персонала этой организации.

Налоги и сборы могут финансироваться за счет различных источников: потребителя, производства (включаются в себестоимость продукции), балансовой прибыли (прибыли до уплаты налога на прибыль), чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль), работников предприятия.

За счет потребителя финансируются НДС, акцизы, налог с продаж. Земельный налог, налог на воду, арендная плата на землю, таможенная пошлина по экспорту и импорту, налог на владельцев транспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог включаются в себестоимость продукции.

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы НДС, уплаченные поставщикам и подрядчикам за приобретенные и оплаченные материальные ценности, работы и услуги, подлежащие к возмещению из бюджета. По дебету счета 68 также учитываются операции по

перечислению денежных средств в бюджет.

Сальдо по дебету отражает размер задолженности бюджета по переплаченным налогам и сборам, авансовым налоговым платежам на начало отчетного периода.

Сальдо по кредиту свидетельствует о размере задолженности предприятия бюджету по начисленным налогам на начало отчетного периода.

Синтетический учет ведется в журнале-ордере №8-АПК и Главной книге. Аналитический учет расчетов по налогам и сборам организуется в разрезе каждого уплачиваемого организацией налога и сбора в ведомости №32-АПК и37-АПК.

Начисление налогов и сборов, причитающихся в соответствии с налоговыми декларациями организации к уплате в бюджет, отражается по кредиту соответствующих субсчетов (аналитических позиций) счета 68 и может производиться за счет:

üзатрат на производство (расходов на продажу) - например, налог на пользователей автомобильных дорог, земельный налог. В этом случае налоги и сборы учитываются на счетах учета производственных затрат (расходов на продажу) в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов;

üфинансовых результатов деятельности организации - например, налог на имущество предприятий, на рекламу, на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, сбор за право использования местной символики. В этом случае налоги и сборы учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов. На финансовые результаты деятельности организации (в дебет или кредит счета 99) относятся также дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом;

üдоходов, выплачиваемых физическим и юридическим лицам, - например, подоходный налог с физических лиц, НДС и налог на доходы, уплачиваемые за счет средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам. Такие налоги отражаются по дебету счетов учета расчетов в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов.

Кроме того, по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» или счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов, а в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» - суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.

Фактическое перечисление в бюджет налогов и сборов отражается по дебету счета 68 и может производиться с расчетного счета, со специальных счетов в кредитных организациях, за счет кредитов или из кассы организации. При этом следует учитывать особенности, связанные с ведением бухгалтерского учета исчисления и уплаты в бюджет НДС:

üсуммы НДС, фактически полученные (подлежащие получению) от покупателей за проданные им товары, продукцию, работы, услуги и другие ценности и отражаемые по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость», в соответствии с действующим порядком уменьшаются на суммы налога по приобретенным (оприходованным) ценностям, учитываемым по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (по соответствующим субсчетам) по мере их оплаты поставщикам (подрядчикам) или при наступлении соответствующих оснований путем списания засчитываемых сумм налога с кредита счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

üв случае если для целей налогообложения выручка от продажи продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), сумма НДС, подлежащая получению от покупателей (заказчиков) по проданным товарам (работам, услугам), основным средствам и прочему имуществу и учтенная по кредиту счетов 90 «Продажи» или 91 «Прочие доходы и расходы» в части, превышающей сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет по расчету в соответствии с налоговым законодательством, учитывается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на отдельном субсчете.

При продаже на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога в бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на день уплаты налога.

Задолженность организации перед бюджетом по уплате налога отражается на счете 68 в рублях в сумме, исчисленной исходя из стоимости проданных товаров (работ, услуг) в иностранной валюте, пересчитанной по курсу рубля, действующему на дату возникновения объекта налогообложения.

Учет и контроль расчетов с органами социального страхования и обеспечения

Для учета начисленных страховых взносов и обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и единому социальному налогу предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Согласно действующему законодательству страховые взносы начисляются на суммы выплат в денежной и (или) в натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом - календарный месяц.

Ставки единого социального налога регрессивные: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка.

Уплата налога производится в день получения средств на оплату труда, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Если суммы оплаты труда и других выплат в пользу работника или привлеченного физического лица, на которые начисляются страховые взносы, включаются в затраты на производство продукции (работ, услуг), то и суммы страховых выплат также подлежат отнесению на эти затраты.

В бухгалтерском учете организации начисление страховых взносов на суммы выплат в пользу работников отражается записями по дебету счетов учета соответствующих затрат (расходов на продажу) и кредиту счета 69.

Начисления по социальному страхованию и обеспечению могут быть также произведены за счет персонала организации путем законодательно установленных удержаний из начисленной оплаты труда, производимых на данные цели.

Кроме того, по кредиту счета 69 в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» или счетами учета расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей.

Перечисления денежных средств во внебюджетные фонды на основании выписки банка оформляется проводкой: Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кредит 51 «Расчетный счет».

Суммы, причитающиеся внебюджетным фондам, находят отражение по статье затрат - оплата труда с отчислениями на социальные нужды. Суммы по данной статье записываются в лицевой счет формы №83-АПК, затем эти суммы переносятся с лицевых счетов в журнал-ордер №10-АПК.

Действующими нормативными актами Российской Федерации право использовать страховые отчисления на нужды организации предоставлено плательщикам только в отношении начисленных страховых взносов.

учет денежный кредитор запас

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникает потребность использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские цели, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненных работ, оказанных услуг, а также на иные хозяйственно-операционные цели, на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, расходы уполномоченных предприятий и организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организации. При этом работники организации, получающие денежные средства на указанные нужды, для целей бухгалтерского учета называются подотчетными лицами.

Для обобщения информации о расчетах с подотчетными лицами организации по суммам, выданным им под отчет, используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Подотчетная сумма - денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия на указанные цели.

Выдача аванса на хозяйственные нужды производится материально-ответственным лицам, с которыми должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, но в УМП ОПХ «Заречное» такой договор не заключается. Список лиц, имеющих право на получение указанного аванса, должен утверждается руководителем организации, но он также не заключается.

В УМП ОПХ «Заречное» отчетными документами подотчетного лица является авансовый отчет с приложением (приложение №7. Приложениями могут быть:

1.кассовый и товарный чеки при приобретении товарно-материальных ценностей на предприятиях розничной торговли;

2.накладные, товарно-транспортные накладные, квитанции к приходному кассовому ордеру, счетов-фактур при приобретении товарно-материальных ценностей у юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица;

.квитанции, счета об оплате потребленных услуг (услуг связи, почтовых, телеграфных услуг и др.).

Право на зачет произведенных и подтвержденных расходов производится после оприходования приобретенных ценностей по приходному ордеру или накладной (внутрихозяйственного назначения).

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется в журнале-ордере №7 по каждому подотчетному лицу.

Ответственность за правильное оформление выдачи авансов и проверку авансового отчета несет главный бухгалтер. Он же осуществляет контроль за своевременным представлением авансовых отчетов и сдачей подотчетными лицами неизрасходованной части аванса.

2.7 Учет и контроль прочих расчетов

Кроме расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами и депонентами организация может осуществлять и другие расчеты с персоналом. К ним относятся: расчеты за товары, приобретенные в кредит, по предоставлению кредиторов для работников, расчеты по возмещению материального ущерба и др.

УМП ОПХ «Заречное» имеет следующие два счета для учета прочих расчетов: 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Как видно из плана счетов, в рамках 73 счета открываются следующие 3 субсчета:

.1 «Расчеты по предоставленным займам»;

.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;

.3 «Расчеты за товары, проданные в кредит».

Но в УМП ОПХ «Заречное» используется только субсчет 73.2 Расчеты по возмещению материального ущерба».

В рамках 76 счета открывается следующие субсчета:

.1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»;

.2 «Расчеты по претензиям»;

.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим расходам»;

.4 «Расчеты по депонированным суммам»;

.5 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)»;

.6 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами (в условных единицах)»;

.11 «Расчеты по имущественному и личному страхованию (в валюте)»;

.22 «Расчеты по претензиям (в валюте)»;

.55 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами (в валюте)»;

.АВ «НДС по авансам и предоплатам»;

.ЗП «Расчеты с банками по зачислению з/п»;

.Н «расчеты по налогам, отложенным для уплаты в бюджет».

Но УМП ОПХ «Заречное» здесь так же использует не все счета: на 76 счете открыты только 2 субсчет: 76.4 «Расчеты по депонированным суммам». 76.5 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)».

2.8 Учет и контроль расчетов по кредитам и займам

Порядок учета кредитов и займов регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденным Приказом Минфина России от 2 августа 2008 г. №60н.

Для учета краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов в Плане счетов предусмотрены счета 66 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Счета пассивные. По кредиту счетов отражается начальное сальдо, которое свидетельствует о размере задолженности организации по полученным кредитам и займам на начало отчетного периода. Оборот по дебету счетов показывает сумму погашенных и уплаченных кредитов и займов, оборот по кредиту счетов - увеличение задолженности по вновь полученным кредитам и займам.

Краткосрочные и долгосрочные займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» отдельно.

Аналитический учет кредитов и займов организуется по их видам, срокам, кредитным организациям и заимодавцам, предоставившим кредиты и займы. На отдельном аналитическом счете ведут учет просроченных кредитов и займов, что позволяет оперативно контролировать их образование и покрытие. Синтетический учет ведётся в журнале-ордере №4 на основании выписок банка.

УМП ОПХ «Заречное» не предоставляет кредитов, так как нет возможностей для этого. Предприятие довольно часто берет кредиты. Расчетами по займам занимается непосредственно главный бухгалтер. Что касается документов, то в приложении №8 представлен кредитный договор с «Камчаткомагропромбанком» и график гашения кредита, где указано, что гашение кредита будет производиться за счет собственных средств с расчетного счета.

3. Учет и контроль основных средств

Основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости.

Важное значение для рациональной организации бухгалтерского учета основных средств имеют такие ее составляющие, как правильная, научно обоснованная классификация основных средств, выбор и использование определенных принципов их оценки.

Принимая объект к учету, следует присвоить ему инвентарный номер и оценить в денежном выражении.

Инвентарный номер присваивается объекту основных средств на весь срок нахождения в данной организации независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации. При списании объекта основных средств с баланса освободившиеся инвентарные номера не присваиваются другим объектам в течение пяти лет по окончании года списания. Инвентарный номер наносится на объект краской, прикреплением металлических жетонов, клеймением, выщипами (у основного стада животных) и другими способами.

На арендуемом объекте основных средств может стоять инвентарный номер, под которым он учитывался у арендодателя.

Все основные средства имеют денежную оценку и принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Оценка основных средств осуществляется также по восстановительной и остаточной стоимости.

Организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Поступление, перемещение, выбытие и ликвидация основных средств в результате различных хозяйственных операций оформляется типовыми первичными учетными документами, утвержденными органами государственной статистики, а также специализированными формами, утвержденными Минсельхозом России.

Основные средства, поступающие на предприятие, записывают на баланс (оприходовать) и оформляют эту операцию документально. Прием основных средств осуществляется комиссией, которую назначает руководитель организации. Комиссией составляется акт приема-передачи основных средств (приложение 10).

Акт используется для оформления зачисления в состав основных средств принимаемых отдельных объектов для учета ввода их в эксплуатацию (за исключением случаев, когда в соответствии с действующим законодательством ввод в эксплуатацию законченных объектов осуществляется в особом порядке). Он применяется также для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного подразделения в другое, передачи их со склада (из запаса) в эксплуатацию. Акт составляется на каждый объект в отдельности или на несколько однотипных объектов (хозяйственный инвентарь, оборудование и т.п.), если они имеют одинаковую стоимость и были приняты в эксплуатацию в одном календарном месяце.

Прием-сдачу основных средств из капитального ремонта, реконструкции и модернизации производит также комиссия. При этом оформляют акт приема-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов.

При списании основных средств с баланса комиссия оформляет отдельные акты на каждый объект. Так, при списании зданий и сооружений комиссия оформляет акт на списание основных средств (приложение 10).

Все оприходованные основные средства закрепляются за материально-ответственными лицами в целях контроля за их сохранностью, внутренним перемещением, правильностью и рациональностью их использования. С этой целью составляется инвентарный список основных средств. Для учета каждого объекта основных средств в местах их нахождения (эксплуатации) по материально-ответственным лицам составляется инвентарный список основных средств (по местам их нахождения).

В бухгалтерии пообъектный инвентарный учет основных средств ведут в инвентарных карточках (приложение 10).

Инвентарные карточки открывают на каждый инвентарный объект. Их следует группировать в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных средств, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов - по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Инвентарные карточки заполняют на основании первичных учетных документов (актов приема-передачи, технических паспортов и др.), документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств.

Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии.

В организациях, имеющих небольшое количество объектов основных средств, учет по каждому объекту разрешается осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по видам и местам их нахождения.

Инвентарные карточки на принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств, а также списанные с бухгалтерского учета в течение отчетного месяца, находятся до окончания месяца обособленно от инвентарных карточек других основных средств. Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

Синтетический учет основных средств ведется в журнале-ордере №13-АПК. Записи в журнале-ордере производятся на основании первичных учетных документов о выбытии и списании основных средств, ведомости №73-АПК по движению животных основного стада и других документов.

Основные средства, участвуя в процессе производства, постепенно изнашиваются, перенося частями свою стоимость на вновь изготовленный продукт. Износ, означающий процесс старения основных средств, бывает физический и моральный. Амортизация же представляет собой накопление средств на замену действующих основных средств.

В системном бухгалтерском учете процесс формирования амортизационного фонда не отражается, а амортизация учитывается посредством включения амортизационных отчислений в издержки производства (обращения).

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинают начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету. Начисление амортизационных отчислений производится до полного погашения стоимости объекта либо списания его с учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. При полном погашении стоимости объекта в инвентарной карточке и в описи инвентарных карточек делается отметка, что объект амортизирован, и проставляется дата прекращения начисления амортизации.

Амортизационные отчисления по объектам основных средств прекращают начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

В УМП ОПХ «Заречное» применяет линейный способ начисления амортизации, утвержденный в учетной политике. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока их полезного использования. Выбор любого из названных способов следует сделать с начала срока полезного использования объекта основных средств, который определяется организацией при принятии его к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке производится исходя:

üиз ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

üожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количество смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы планово-предупредительного ремонта;

Регистром синтетического учета амортизации служит журнал-ордер №10-АПК.

Инвентаризация основных средств осуществляется в обязательном порядке при передаче имущества в аренду, при его выкупе или продаже; в случае смены материально-ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

До начала инвентаризации основных средств следует проверить наличие и состояние инвентарных карточек либо инвентарных книг, описей, технических паспортов и другой технической документации, наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистры бухгалтерского учета или техническую документацию должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Инвентаризационные комиссии в процессе проведения инвентаризации составляют инвентаризационные описи, в которых указывают полное наименование объекта, его назначение, инвентарный номер и основные технические и эксплуатационные показатели.

При инвентаризации недвижимого имущества (зданий, сооружений и другой недвижимости, земельных участков, водоемов и других объектов природных ресурсов) проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности на них.

Важно заметить, что в условиях крайнего севера (а Камчатская область относится к району крайнего севера) допускается проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года.

Машины, оборудование, транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки одинаковой стоимости, поступившие одновременно в структурное подразделение организации и учитываемые в типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Данные инвентаризационных описей сверяют с данными бухгалтерского учета и выявляют излишки или недостачу основных средств, составляя сличительные ведомости. По результатам инвентаризации руководитель организации принимает конкретные решения.

В УМП ОПХ «Заречное» отклонений по учету основных средств не обнаружено.

4. Учет и контроль материально-производственных запасов

.1 Учет и контроль готовой продукции и производственных запасов

Готовая продукция

Готовую сельскохозяйственную продукцию классифицируют следующим образом: продукция растениеводства, продукция животноводства, продукция промышленных, обслуживающих производств, и оценивают в следующем порядке:

üматериально-производственные запасы собственного производства, произведенные в прошлом году, - по фактической себестоимости; произведенные в текущем году - в течение года по плановой себестоимости, а после составления отчетной калькуляции доводят до уровня фактической;

üпобочную продукцию животноводства (пух, перо, шерсть-линьку др.) оценивают по нормативам, предусмотренным в бизнес-плане, или по ценам возможной продажи;

üтовары, приобретенные организацией для продажи, оценивают по стоимости их приобретения.

Готовая продукция учитывается организациями производственной сферы экономики на счете 43 «Готовая продукция» (в оценке, принятой учетной политикой организации).

В УМП ОПХ «Заречное» учет выпуска готовой продукции ведётся на счёте 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» с использованием субсчетов.

Выбор того или иного варианта оценки готовой продукции в текущем учете, а также варианта бухгалтерского учета выпуска готовой продукции является прерогативой учетной политики хозяйствующего субъекта. Готовая в УМП ОПХ «Заречное» продукция оценивается в балансе по фактической полной производственной себестоимости.

Аналитический учет отгрузки (отпуска, сдачи) готовой продукции ведется по каждому счету-фактуре (по покупателю); стоимость отгруженной продукции (так же, как готовой и проданной) по нормативной (плановой) производственной себестоимости за отчетный период рассчитывается в специальных ведомостях, в которых указываются код склада, номенклатурный номер (наименование) продукции, единица измерения, учетная цена за единицу, дата отгрузки, дата и номер расходного документа, код (наименование) покупателя, дата и номер счета-фактуры, сумма НДС, акцизы, стоимость транспортных, возмещаемых поставщику работ и другие платежи, всего (сумма, количество), итого по группе продукции, итого по субсчету, итого по ведомости.

Инвентаризация готовой продукции осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49. Результаты инвентаризации (излишки, недостачи, пересортицы, суммовые разницы) относятся по назначению согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (ст. 12) и Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденному Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н (п. 28).

Факты недостач, потерь, хищений готовой продукции в местах складирования по результатам инвентаризации, оформленным и утвержденным в установленном порядке, регистрируются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором была проведена инвентаризация готовой продукции.

Все документы по учету готовой продукции хранятся в НТК, поэтому документы по этой теме не прилагаются.

Материально-производственные запасы

Для учета производственных запасов в Общем Плане счетов предусмотрены балансовые счета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». В УМП ОПХ «Заречное» учет заготовления и приобретения материальных и иных анна логичных ресурсов ведется без использования счетов 15 и 16 на счете 10. Учет МБП ведется на счете 10-14 «Малоценные быстроизнашивающиеся предметы». Стоимость МБП, находящихся в эксплуатации, погашается предприятием путём списания в расход по мере отпуска в производство или эксплуатацию.

Первичные учетные документы по поступлению и расходу материально-производственных запасов являются основой организации бухгалтерского учета. Первичные учетные документы по движению материальных ценностей должны быть тщательно оформлены, обязательно содержать подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций, и другие обязательные реквизиты.

Основными первичными учетным документом в УМП ОПХ «Заречное» на оприходование поступающих материально-производственных запасов является счет-фактура с прилагаемыми к нему товарно-транспортными накладными, квитанциями и спецификациями. Полноту оприходования материальных ценностей проверяют по данным соответствующих регистров, в которых регистрируются первичные учетные документы на материальные ценности, поступившие на склад в отчетном месяце (журналы-ордера №6-АПК, 7-АПК).

Инвентаризация материально-производственных запасов проводится в целях проверки и документального подтверждения их наличия, состояния и оценки. В обязательном порядке ее осуществляют перед составлением годового отчета, при смене материально-ответственных лиц, при фактах хищения, порче имущества и в других случаях. Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом (письменным распоряжением) руководителя организации.

Проверка осуществляется по местам хранения и материально-ответственным лицам следующим образом:

1.до начала инвентаризации у материально-ответственного лица берут расписку о том, что первичные учетные документы по приходу и расходу материальных ценностей сданы им в бухгалтерию или переданы комиссии, что у него нет неоприходованных или не списанных в расход ценностей;

2.в ходе инвентаризации определяется наличие материально-производственных запасов путем пересчета, взвешивания, обмера при непосредственном участии материально-ответственного лица, всех членов комиссии. Инвентаризационные описи составляются в двух экземплярах.

Инвентаризационные описи заполняются шариковой ручкой четко, ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в бухгалтерском учете, с указанием вида, группы, сорта и других данных. На каждой странице описи указывают прописью порядковые номера материальных ценностей и их общий итог в натуральных показателях. Незаполненные строки прочеркиваются.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации, учитываются по местам их нахождения и материально-ответственным лицам, у которых они находятся. В описи такое имущество заносится в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерии. Предметы специальной одежды, столового белья, отправленные в стирку, ремонт, в инвентаризационную опись записывают на основании квитанций, накладных организаций, осуществляющих эти услуги.

Инвентарь, хозяйственные принадлежности, пришедшие в негодность, в инвентаризационную опись не включаются. В этом случае составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности их использования в хозяйственных целях.

На последней странице описей делается отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, проводивших эти проверки.

Описи подписывают все члены комиссии и материально-ответственные лица. Материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией конкретного имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи материальных ценностей на ответственное хранение.

По окончании инвентаризации сопоставлением фактического наличия ценностей с учетными данными выявляют их излишек или недостачу, которые должны быть письменно объяснены каждым материально-ответственным лицом. Выявленные при инвентаризации отклонения от учетных данных фиксируются в сличительных ведомостях, их составляют по имуществу, по которому установлены отклонения.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой, принятой в бухгалтерском учете.

.2 Учет и контроль животных на выращивании и откорме

Молодняк животных и животные на откорме по своей экономической характеристике относятся к предметам труда и входит в состав оборотных средств. В процессе содержания животных на выращивании и откорме предприятие расходует средства и получает продукцию в виде прироста живо массы. Особенностью выращивания молодняка является переход его при достижении определенного возраста из состава предметов труда в состав средств труда, когда молодняк переводится во взрослое поголовье основного стада. И, наоборот, при выбраковке из основного стада и переводе на откорм животные перестают быть средствами труда и становятся предметами труда.

Основной задачей учета животных на выращивании и откорме является обеспечение контроля за сохранностью поголовья скота и его движением, особенно за поступлением приплода в своем хозяйстве и реализацией откормленного поголовья. Бухгалтерский учет должен своевременно представлять достоверные сведения об увеличении живой массы поголовья, о своевременности перевода животных из одной возрастной группы в другую. Он должен объективно отражать оценку животных на выращивании и откорме, поступающих как со стороны других организаций, так и от приплода в своем хозяйстве. Приобретаемое поголовье оценивается по сумме фактических затрат, к которым относятся: оплаченная стоимость поставщику, транспортные расходы по доставке животных от продавца до места содержания в хозяйстве, затраты на кормление в пути и др. Приплод, полученный в своем хозяйстве, в течение года оценивается по плановой себестоимости с корректировкой по истечении года до фактической себестоимости.

В процессе содержания стоимость животных увеличивается исходя из затрат на их содержание. По животным, которые подлежат взвешиванию, увеличение стоимости рассчитывается исходя из себестоимости центра прироста живой массы и количества центнеров прироста живой массы, полученной за период содержания.

Каждая хозяйственная операция по поступлению, перемещению, взвешиванию и выбытию в УМП ОПХ «Заречное» оформляется соответствующим бухгалтерским документом.

На полученный приплод составляется акт на оприходование приплода в двух экземплярах на оприходование приплода животных. Один экземпляр акта на оприходование приплода животных передается в бухгалтерию, а другой остается на ферме. При составлении акта присутствуют животновод, за которым было закреплено животное, давшее приплод, заведующий фермой, зоотехник. Все они указываются в акте и подписывают его. Акт составляется с участием ветврача (приложение 11).

Важное значение для обеспечения контроля за своевременным оприходованием приплода является соблюдение сроков составления актов на оприходование приплода животных. В соответствии с действующим положением акты составляются: в день появления на свет телят, ягнят, козлят, поросят; на следующий день после рождения крольчат; в суточном возрасте жеребят, верблюжат; один раз в год на 31 мая - северных оленят; на последнее число месяца - детенышей зверей.

В течение года в процессе содержания животных на выращивание и откорме наблюдается движение поголовья из одной учетной возрастной группы в другую. К примеру, телок переводят из группы до двух лет в группу старше двух лет, из группы телок старше двух лет в группу коров, из группы коров основного стада в группу крупного рогатого скота на откорме и другие перемещения. Для обеспечения контроля за своевременным переводом животных из одной возрастной группы в другую его необходимо осуществлять в строго установленные сроки.

Перевод животных из одной учетной возрастной группы в другую оформляется актом на перевод животных из группы в группу (приложение 11).

Он составляется в день перевода и содержит следующие основные показатели: характеристики переводимых животных, фамилии работников, от которых переводят и кому передают скот. Подписывают акт животноводы, заведующий фермой, зоотехник. При реализации животных на мясокомбинаты и в другие организации составляется товарно-транспортная накладная с приложением ветеринарного свидетельства. В товарно-транспортной накладной показывают количество голов, живую массу, пункт назначения, кто покупатель и другие данные.

На павших животных по болезни, недокорма и по другим причинам, на вынужденно прирезанный скот и забитое поголовье, как на мясопродукцию, составляют акт на выбытие животных и птицы. В нем указывают причину выбытия и дают характеристику животного. В акте на оборотной стороне записываются виды и количество полученной продукции от забоя и вынужденной прирезки, а также направление использования продукции - на реализацию или на корм животным (приложение 11).

Акт подписывают: заведующий фермой, ветеринарный врач, зоотехники и животновод, за которым было закреплено выбывшее животное. Акты на выбытие животных и птицы утверждаются руководителем организации.

Для учета наличия и движения животных по всем учетным возрастным группам, включая взрослое поголовье, на ферме ведется книга учета движения животных и птицы. Данная книга представляет собой систематизированный накопительный документ.

На каждую учетную половозрастную группу в книге открывают несколько страниц с тем условием, чтобы и хватило для записей в течение года.

Записи в книгу отдельно по учетным половозрастным группам делает заведующий фермой или бригадир на основании всех первичных документов по движению поголовья: актов на оприходование приплода животных, актов на перевод животных из группы в группу, актов на выбытие животных и других бухгалтерских документов.

При этом в отдельных графах книги по учетным возрастным группам выделяют поступления (приход) поголовья, выбытие поголовья по количеству голов и живому весу.

По истечении месяца в книге учета движения животных и птицы подсчитывают итоги по каждой графе поступления (прихода), выбытия и остаток на конец отчетного периода. На основании этих записей по истечении отчетного периода составляют отчет о движении скота и птицы на ферме (приложение 11).

Построение отчета о движении скота и птицы на ферме в основном аналогично построению книги учета движения животных и птицы. В отчете по каждой учетной возрастной группе показывают: наличие на начало месяца, приход за месяц, выбытие за месяц и остаток на конец месяца по количеству голов и живой массе поголовья.

Необходимо отметить, что в отчете о движении скота и птицы на ферме отражают наличие и движение всего поголовья, включая взрослое поголовье основного стада.

Отчет составляется в двух экземплярах. Один его экземпляр остается на ферме, второй передается в бухгалтерию с приложением всех документов о движении животных на ферме за отчетный период.

Синтетический учет по счету 11 «Животные на выращивании и откорме» ведётся в журнале-ордере №14-АПК и в Главной книге.

Следует отметить, что в УМП ОПХ «Заречное» не приобретают молодняк животных у других организации и не продают. Но также необходимо отметить, что имеет место передача молодняка животных работникам предприятия в сет оплаты труда.

5. Учет и контроль оплаты труда и расчетов с персоналом предприятия

Повышающееся значение затрат труда и его оплаты в организациях и в обществе ставят перед бухгалтерским учетом следующие задачи:

. своевременно в бухгалтерских документах представлять правильные сведения о затратах труда, объективно начисленной и выданной заработной плате;

. обеспечивать постоянный контроль за затратами труда и его оплатой;

. систематически контролировать фонд оплаты труда и правильность расчетов с персоналом.

Каждая организация для осуществления производственной и хозяйственной деятельности имеет необходимый персонал работников. В зависимости от рода их деятельности и функций в организации и управлении производством, в производстве продукции и выполнении работ все работники группируются по следующим категориям:

1.рабочие постоянные;

2.рабочие временные и сезонные;

.служащие;

.младший обслуживающий персонал;

.работники пожарно-сторожевой охраны;

.работники, не состоящие в списочном составе.

Каждая хозяйственная операция, связанная с выполнением работ, проработанным временем и начислением заработной платы, должна быть отражена в соответствующем бухгалтерском документе по учету труда и его оплаты, основными и которых являются:

1)учетный лист тракториста-машиниста;

2)путевой лист тракториста;

)учетный лист труда и выполненных работ (групповой и индивидуальный);

)наряд на сдельную работу (групповой и индивидуальный);

)путевой лист грузового автомобиля;

)табель учета рабочего времени (приложение 12);

)расчет начисленной оплаты труда работникам животноводства;

)платежная ведомость (приложение 3);

)расчетно-платежная ведомость;

Учетный лист тракториста-машиниста выписывает учетчик бригады или бригадир на каждого тракториста, выполняющего полевые и другие сельскохозяйственные работы на тракторе. В нем записывают: отработанное время в часах, объем работ, начисленную заработную плату. Он подписывает трактористом, бригадиром и агрономом.

Путевой лист тракториста заполняется при выполнении трактористом транспортных работ.

Учетный лист труда и выполненных работ применяется для учета затрат труда и начисления заработной платы по работам, выполненным вручную или с применением живой тяговой силы. Этот документ имеет разновидности по отражению данных по бригаде или по отдельному работнику. В нем указывают: вид работ, расценки, отработанное время, начисленную заработную плату.

Наряд на сдельную работу применяется для учета затрат труда по работам и начисленной заработной плате в строительстве и при ремонте объектов, а также при аккордной форме оплаты труда.

Путевой лист грузового автомобиля предназначен для учета работы грузового автотранспорта. В нем записывают данные о перевезенном грузе, расстоянии, расходе горючего, начисленной заработной плате шофера и грузчиков.

Табель учета рабочего времени ведется в подразделениях для учета отработанного времени по каждому работнику хозяйства. В него в алфавитном порядке заносят фамилию работника данного подразделения и его должность. В течение месяца по каждому работнику ведется учет отработанного времени.

В расчете начисления оплаты труда работникам животноводства приводятся данные о заработной плате доярок, скотников, свинарок и др. Записи в нем ведет по окончании месяца заведующий фермой с указанием фамилии животноводов, профессии, отработанного времени, полученной продукции, расценков и начисленной заработной платы. Этот бухгалтерский документ является сводным, так как оплата труда животноводов начисляется по данным о получении продукции из различных документов (журналы учета надоя молока, ведомости взвешивания животных и др.).

Платежная ведомость используется в основном для выдачи авансов, т.е. заработной платы за первую половину месяца. В ней указывают фамилии работников и суммы авансов, которые определяются как примерная половина заработной платы.

Расчетно-платежная ведомость составляется по истечении каждого месяца. В ней по каждому работнику в разрезе подразделений указывается начисленная заработная плата по всем видам работ и пособия за месяц, удержания по видам (аванс, налог на доходы физических лиц и др.) и определяется сумма к выдаче, за которую расписывается работник при получении.

Синтетический учет расчетов по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», в котором учитывается задолженность организации рабочим и служащим по причитающейся им заработной плате.

По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» учитывается сумма начисленной заработной платы и пособий или сумма, причитающаяся рабочим и служащим заработной платы и пособий за отчетный период.

По дебету счета 70 отражают сумму выданной заработной платы и пособий, а также суммы удержаний из заработной платы в виде налога на доходы физических лиц.

Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется в расчетно-платежных ведомостях и лицевых счетах, которые открываются на каждого работника.

Для ведения синтетического учета затрат, в том числе и оплаты труда, предназначен журнал-ордер №10-АПК. Для аналитического учета затрат по объектам учета применяется лицевой счет (форма №83-АПК).

Каждый работник предприятия имеет право на отдых. Для расчета отпускных по данному работнику, уходящему в отпуск, в УМП ОПХ «Заречное» основная и дополнительная заработная плата за три последних месяца и делается расчет среднего заработка. Затем определяют сумму заработной платы, приходящейся на один календарный день, делением зарплаты на количество календарных дней в трехмесячном периоде. Сумма отпускных определяется умножением заработной платы, приходящейся на один календарный день, на количество календарных дней отпуска данного работника. Отпускные окладчикам при неизменности их оклада, как правило, определяются суммой оклада и количеством календарных дней отпуска.

Основным документом для начисления пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, который выдается на руки больному лечащим врачом поликлиники или больницы. В нем указывают: фамилию, имя, отчество больного, место работы, диагноз и время болезни за подписью лечащего врача. По возвращении на работу листок нетрудоспособности сдается руководителю, а затем в профсоюзную организацию предприятия для начисления суммы пособия. Для расчета оплаты больничного в УМП ОПХ «Заречное» по данному работнику делается расчет.

В УМП ОПХ «Заречное» создаются резервы на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, ремонт основных средств и др.

По работе бухгалтерии можно сделать серьезные замечания, так как там очень много документов заполняются с ошибками. Возможно, это связано с невниманием работников.

Основным видом удержания из начисленной заработной платы является налог на доходы физических лиц.

Сумму подоходного налога определяется в основном из расчета 13% совокупного облагаемого дохода.

Налог удерживается с суммы зарплаты за истекший месяц.

Сумма удержанного налога отражается в расчетно-платежной ведомости по каждому работнику.

Выводы и предложения

Финансовая деятельность УМП ОПХ «Заречное» в последние годы убыточная. За последние годы количество земельных угодий, исползуемых под посев сельскохозяйственных культур сокращается, что является отрицательной тенденцией. В последнее время хозяйство практически не приобретает основные средства и не вкладывает денежные средства в усовершенствование имеющихся основные средства. Печально дело обстоит с обеспеченностью сельскохозяйственными машинами и техникой - этот вопрос очень остро стоит перед руководством предприятия, которое ищет пути преодоления этой проблемы путем приобретения сельскохозяйственной техники по лизингу.

График документооборота не разрабатывается главным бухгалтером, хотя есть старый график документооборота, разработанный предшествующим главным бухгалтером в 2008 году, но он уже устарел, так как многие ответственные лица, указанные в нем на предприятии уже не работают.

Как уже отмечалось, в УМП ОПХ «Заречное» не ведется учет нематериальных активов. Но нельзя сказать что их нет. Например, мне удалось выяснить, что имеется лицензия на пользование водой, лицензия на деятельность базы отдыха «Зеленовские озерки», находящейся на балансе предприятия - все это необходимо отнести к нематериальным активам организации.

Также когда я была на ферме, то обратила внимание на строительство нового коровника, но когда спросила у главного бухгалтера, мне ответили, что строительства в хозяйстве не ведется, о чем можно сделать вывод, что учета затрат на строительство не ведётся.

При проверке соблюдения предприятием ведения бухгалтерского учета с целью выявления факторов, влияющих на результаты отчетности, обнаружены некоторые нарушения, которые повлияли на достоверность бухгалтерской отчетности. Как уже отмечалось выше, многие документы оформляются с ошибками, например, нет подписи или неправильно начислена заработная плата, что повлечет за собой более серьезные ошибки.

Также нет приказа директора о материально-ответственных лицах, которым, например, является кассир.

Следует отметить, что в УМП ОПХ «Заречное» работают недостаточно опытные бухгалтера, так как наблюдается утечка кадров (в связи с очень большой нагрузкой на бухгалтерию и невысокой заработной платой) и на их работу может сильно повлиять переход к автоматизированной форме учета. Было потрачено много времени на обучение, еще не все перешли на новый лад, поэтому какие-то документы заполняются вручную, какие-то автоматизировано, а некоторые и так и так. В связи с этим на предприятии путаница с документами, которые к тому же иногда теряются.

Список использованной литературы

1.Гетьман В.Г. «Финансовый учет» Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2010 г.

2.Лисович Г.М. «Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях»: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2011 г.

3.Пизенгольц М.З. «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» Т.1 Ч. 1 Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2010 г.

4.Расторгуева Р.Н. «Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях» Учебник. - М.: ПрофОбрИздат, 2009 г.

Похожие работы на - Организация бухгалтерского учета: составные части системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!