Профилактика девиантного поведения подростков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    248,77 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профилактика девиантного поведения подростков















Профилактика девиантного поведения подростков

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения девиантного поведения подростков

.1.      Понятие и причины девиантного поведения подростков

.2.      Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения

.3.      Социально-психологические особенности девиантных подростков

Глава 2. Профилактика девиантного поведения среди подростков

.1.     Профилактика девиантного поведения подростков как социальная проблема

2.2.   Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков

.3.     Меры по предупреждению девиантного поведения подростков

Глава 3. Эмпирическое исследование по профилактике девиантного поведения подростков г. Костомукша Республики Карелия

.1.     Программа исследования по профилактике девиантного поведения

.2.      Результаты исследования по профилактике девиантного поведения

.2.     Рекомендации специалистам по социальной работе Центра социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Костомукша

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, глубинно воздействующей на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, в связи с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере внесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые - не созданы. Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства.

Пропасть непонимания между родителями и детьми с каждым днем становится все шире и шире. Дети, не получившие внимания, ласки, воспитания в своей семье стремятся к общению со своими сверстниками, в дворовых компаниях, которые не всегда свое свободное время предпочитают посвятить какой-нибудь полезной деятельности. В результате предоставленные сами себе дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению.

Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой это ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества с другой, служит реальным источником девиации.

Все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.

Основная задача специалистов по социальной работе, а также других специалистов, работающих с трудными подростками - помочь найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. Профилактика различных форм девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением.

Задачи профилактики сводятся к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушений, а также минимизация социального вреда девиантного поведения подростков для общества. Решение этих задач требует высокого профессионализма и специальных навыков.

Анализ ситуации, характеризующей состояние преступности и правонарушений несовершеннолетних, свидетельствует о наличии некоторых позитивных изменений. В республике Карелия сохраняется тенденция сокращения подростковой преступности. За последние девять месяцев 2010 года несовершеннолетними и с их участием совершенно 408 преступлений - на 42 меньше чем за такой же период прошлого года. Но отмечено, что наиболее пристальное внимание противодействию преступности среди лиц, не достигших совершеннолетия, требуется в Сортавальском, Питкярантском, Муезерском, Кемском районах и в городах Петрозаводске и Костомукше.

В последние пять лет произошло снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (со 155 тысяч в 2005 г. до 95 тысяч в 2009 г.). Такая тенденция сохранилась и в текущем году (-18%; 40 тысяч). Это, как считает генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, "в значительной мере обусловлено общим понижением уровня преступности в стране, отчасти демографической проблемой, но не наличием налаженной профилактической работы с подростками. В целом общественная опасность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, продолжает оставаться высокой. Все больше преступлений совершается подростками самостоятельно, без участия взрослых (в первом полугодии 2010 г. - 32 тысячи, или 80% от их общего числа), четверть посягательств - тяжкие и особо тяжкие».

Надо отметить, что это данные нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же точные данные получить трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно.

Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-№120 от 24.06.1999 г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности, не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Проблема девиантного поведения - это проблема общества в целом, и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях этого вопроса. Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что в целом в области предупреждения и преодоления девиантного поведения существуют значительные теоретические достижения. Проблемами преодоления и профилактики различных проявлений девиантного поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер А. Коэн, З. Фрейд, Ч. Ломброзо, У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С.Кон. В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличеваи др.

Ими созданы теории и концепции, рассматривающие девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Прежде всего, это теория социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), объясняющая отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Одной из известных социологических концепций объяснения причин девиации является теория стигматизации (Г. Беккер, И. Лемерт, И. Гофман) доказывающая, что сущность девиантного поведения раскрывается как следствие способности влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов на некоторые социальные или национальные группы. Теория девиантной субкультуры (А. Коэн) рассматривает отклоняющееся поведение как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения.

Наше исследование опирается на методологические основы, заложенные Э. Дюркгеймом, Г. Беккером, Т. Парсонсом, исследовавшими как типы девиантного поведения, так и группы девиантов. Все они подчеркивали социальную природу девиации. Так, Т. Парсонс считал, что «девиация вытекает из неадекватной социализации»; Г. Беккер утверждал, что «действия девиантов определяют не столько их личные качества, сколько взаимодействия между ними, другими девиантами и агентами социального контроля».

В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Причины и последствия девиантного поведения выявлены и изучены М.А. Галагузовой, Л.М. Шипициной, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейбергом и др., анализ работ которых позволил выделить в числе основных факторов девиантного поведения подростков такие, как отклонения от нормы в состоянии здоровья, нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, ошибки педагогов, ошибки семейного воспитания, социальные причины, психотравмирующие ситуации и т.п.

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект - подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

Работы перечисленных специалистов, достаточно широко использовавшиеся при проведении исследования, не снижают актуальности рассматриваемой темы. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, современное состояние российского общества в целом характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что ведет к росту количества проявлений девиантного поведения. Во-вторых, вследствие напряженной и неустойчивой обстановки в обществе девиантное поведение, которое раньше имело место в существенно меньших масштабах распространения, начинает перерастать в криминальное, преступное поведение. В-третьих, с каждым годом растет число несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, что также способствует ухудшению криминогенной обстановки в стране. Таким образом, изучению данной проблемы следует уделить больше внимания, особенно вопросам профилактики, направленной на искоренение различных отклонений в поведении подростков.

Анализ ряда теоретических источников, монографий, научных статей по проблеме девиантного поведения, многочисленные примеры, которыми переполнена наша повседневная жизнь, актуальность обусловили выбор данной темы дипломной работы - «Профилактика девиантного поведения подростков».

Объект: Девиантное поведение подростков

Предмет: Профилактика девиантного поведения в подростковой среде

Целью работы является рассмотрение социально-негативных проявлений подростков и изучение процесса социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков

В процессе изучения выбранной темы мы определили следующую гипотезу исследования: Профилактика отклоняющегося поведения может быть реализована при следующих условиях:

-        скоординированной работе всех специалистов (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист, учитель);

          серьезном внимании (приоритет) к проблеме первичной профилактики отклоняющегося поведения;

         выделении специфических особенностей подростков, влияющих на формирование противоправного поведения;

Задачи:

.        Рассмотреть теоретические подходы изучения девиантного поведения;

.        Дать характеристику девиантного поведения подростков, причин, способствующих формированию девиантного поведения;

3.     Изучить характерные особенности личности подростков с девиантным поведением;

4.       Рассмотреть технологии социальной профилактики девиантного поведения подростков.

.        Охарактеризовать меры, принимаемые государством и обществом по профилактике девиантного поведения подростков;

.        Исследовать особенности социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков на примере деятельности Центра социальной помощи семье и детям «Надежда»г. Костомукша.

7.       Разработать рекомендации по усовершенствованию профилактики девиантного поведения подростков для специалистов Центра социальной помощи семье и детям

В исследовании применялся комплекс методов, использование которых обусловлено спецификой исследовательских задач:

Теоретические:

анализ источников и литературы,

анализ законодательной и нормативной базы по профилактике и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;

Практические:

-      Анкетирование девиантных подростков, получавших услуги в Центре социальной помощи семье и детям «Надежда».

-        Анализ документации.

         Полустандартизированное интервью.

При написании дипломной работы использовались учебные пособия и учебники по социальной работе, монографии и научные статьи в периодических изданиях, Федеральные Законы РФ, методический материал. Немаловажную роль в подготовке работы сыграли некоторые интернет-сайты: <#"512349.files/image001.gif">        отсутствие контроля со стороны родителей и взаимопонимания между детьми и родителями, безнадзорность несовершеннолетних;

        несформированность системы ценностных ориентаций;

           недостаточная организация досуга;

        финансовая «свобода» несовершеннолетних

В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные формы профилактики: тренинги, конференции, ток-шоу для подростков с целью формирования безопасного поведения, повышения ответственности несовершеннолетних за принятые ими решения. Информационно-просветительская работа с родителями, так как без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических, психологических, юридических знаний процесс воспитания не даст необходимого результата. Работа направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей. Формами такой работы являются: просветительская работа в семье, родительский всеобуч.

Специалист центра сотрудничает с психологической службой, учреждениями образования и здравоохранения, органами охраны правопорядка, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основные трудности в работе связаны с семьями подростков, с нежеланием родителей заниматься воспитанием своих детей, с рассогласованностью деятельности различных служб по профилактике девиантного поведения подростков, с невозможностью организовать досуг подростков на некоммерческой основе.

В нашем исследовании мы рассматриваем социально негативных проявлений подростков. Мы провели анкетирование подростков с девиантным поведением, получавших услуги в Центре социальной помощи семье и детям «Надежда».

Цель: выявить особенности образа жизни подростков, их ценностные ориентиры, особенности их взаимоотношений со сверстниками и родителями. Мы использовали анкету, разработанную учёными Тольяттинсккого государственного университета И.В Цветковой, Е.И. Агарковой , Е.С.Аллахвердиевой, А.О. Безбородовой. Текст анкеты смотри в Приложении 3.

В анкетировании принимали участие 50 подростков в возрасте 12 - 17 лет, получавших услуги в Центре социальной помощи семье и детям «Надежда» .

По итогам анкетирования мы сделали следующие выводы (см. Приложение 4):

Данные о составе семьи респондентов показали, что больше половины опрошенных подростков (66%) воспитываются в полной семье. 34% (каждый третий) учащихся проживают в неполной семье.

Согласно результатам исследования, 48% учащихся определяют материальное положение своей семьи как «среднее» и считают, что их семьи только иногда испытывают материальные затруднения. 38% опрошенных оценили уровень благосостояния своей семьи «ниже среднего»; 6 % живут в семьях с материальным положением «выше среднего», т.е. они чаще всего не имеют материальных проблем. Крайне неблагоприятное материальное положение у 8 % опрошенных респондентов.

% респондентов имеют самые разные оценки, в том числе и «тройки». 8 % опрошенных учится на “хорошо” и “отлично”. 64 % респондентов учатся преимущественно на “тройки” и «двойки».

Представления подростков о наиболее важных жизненных ценностях показали, что 86 % опрошенных считают главной жизненной ценностью здоровье, 82 % -образование; 78 % - хорошие отношения в семье; 76 % - хороших и верных друзей; 72 % - материальный достаток; 56 % - интересную работу; 42% - хороших, здоровых, умных детей; 54 % -    собственное жилье.     

Как видим, «материальный достаток» и сегодня остается одним из самых важных для подростков критериев жизненного успеха, но по популярности он отстает от таких критериев, как здоровье, образование, хорошие отношения в семье, верные друзья.

Самая значимая составляющая здоровья, по мнению современной молодежи, это «физическая активность, сила и выносливость», этот вариант отметили 74% респондентов. В тройку лидеров вошли также позиции «отсутствие болезней» и «нормальное развитие организма», набравшие 64 и 66 процентов голосов, соответственно. Это значит, что здоровье человека в представлении опрошенных старшеклассников, это, прежде всего. здоровье физическое. Результат кажется вполне логичным, ведь если у человека нет заболеваний и он физически силен, значит, он здоров.

Более половины школьников, участвовавших в исследовании, отметили, что в понятие «здоровье» они вкладывают «хорошее психическое состояние, положительное эмоциональное состояние» (54%) и «отсутствие вредных привычек» (52%). А что касается высоких нравственных, моральных качеств человека, его комфортного пребывания среди окружающих, то только 8 % респондентов вкладывают эти категории в понятие «здоровье».

Итак, по мнению опрошенных, здоровье - это, прежде всего, здоровье тела (физическое здоровье), затем здоровая психика и, в последнюю очередь, здоровье - это душевные качества, нравственность.

Подавляющее число опрошенных - 84% - оценили свое здоровье на «отлично» и «хорошо»; 12 % - удовлетворительно. Слабых, часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания - 4% от участвовавших в исследовании.

58 % опрошенных считают, что ведут здоровый образ жизни, 42 % так не считают.

Между тем, только 16 % подростков ответили, что не употребляют спиртных напитков; ещё 28 % - употребляют несколько раз в год; остальные - несколько раз в месяц (36%) и раз в неделю и чаще (20 %).       

Большинство опрошенных - курящие (94 %); курящих “иногда, при случае” - 4%.

Не курит - 2 %.

Из всех опрошенных 2 % ответили, что употребляют наркотики. Пробовали один раз 2% подростков, и 96% ребят наркотиков не пробовали.

Таким образом, части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ. У таких подростков мало развита ценность здорового и полноценного образа жизни.

Вопрос о том, с каким настроением ученик обычно идет в школу, был задан для того, чтобы оценить психологическую комфортность пребывания учеников в школе. С удовольствием, в хорошем настроении обычно идут в школу лишь 28% учащихся. Без особого интереса, в силу необходимости посещают школу 44% респондентов, а 28% ходят в школу без настроения, отбывать «учебную повинность».

Оценка отношений в классе - важный показатель морально-психологического климата в школе. Лишь 24 % учащихся считает свой класс дружным и сплоченным. 40% респондентов в целом удовлетворены отношениями в классе, но не считают его сплоченным. 26 %учеников отмечает, что класс разделен на обособленные группы. 10% участников опроса отметили, что отношения в классе напряженные, часто бывают конфликты.

Лишь 34 % респондентов отметили, что с большинством учителей у них хорошие, доверительные отношения. 36% учеников характеризуют свои отношения с учителями как сугубо деловые. У 20% нет контакта и взаимопонимания с учителями, а 10% респондентов отметили, что многие учителя вызывают у них антипатию.

Вызывает тревогу семейная ситуация детей. 48 % считают отношения в семье конфликтными, ещё 30% ответили, что у них в семье каждый сам по себе; 22 % считают отношения в семье доверительными.

В трудной ситуации к родителям обратились бы лишь 24 % детей, к учителю - 4 %, к психологу - 4; к социальному педагогу 6 %. Большинство детей обратились бы за помощью к другу - 62 %.

В свободное время большинство наших респондентов предпочитают слушать музыку (78 %), смотреть телевизор (94 %), играть на компьютере (98 %) или посещать дискотеки, гулять по городу в компании сверстников - 56%.

Одной из задач исследования было выявить, каким подростки видят своё будущее, чувствуют ли, что у них в жизни есть перспективы, ведь только на позитивном отношении подростков к жизни можно строить профилактическую работу

Более половины опрошенных (56 %) составили группу “оптимистов”, которые уверены, что все будет хорошо.

% респондентов составляют группу “реалистов”, они не совсем уверены, что все будет благополучно и особых иллюзий по поводу своего будущего не строят.

Лишь 2% (что очень радует) составляют “пессимисты”, которым представляется всё безрадостным (особых надежд на лучшее нет).

Итак, большинство опрошенных с оптимизмом смотрит в будущее.

Следовательно, с этими подростками должна быть организована профилактическая работа, позволяющая раскрыть внутренние положительные ресурсы девиантных подростков.

Таким образом, проведенное нами анкетирование выявило, что каждый третий подросток из числа получавших услуги в Центре социальной помощи семье и детям «Надежда» (как правило, это «трудные» подростки), проживает в неполной семье, многие живут в семьях с низким материальным достатком. Большинство детей имеют низкие показатели успеваемости.

Среди жизненных ценностей подростков преобладают такие, как здоровье, образование, хорошие отношения в семье, верные друзья, материальный достаток. Выбор подростками жизненных ценностей вызывает оптимизм, так как их стремление к нормальной жизни является залогом эффективности работы по профилактике девиаций.

Большинство подростков считают себя здоровыми и ведущими здоровый образ жизни. Однако их представления о здоровом образе жизни являются искажёнными, так как почти все курят и большинство употребляют спиртные напитки, но считают, тем не менее, что ведут здоровый образ жизни.

Вызывают тревогу школьные проблемы подростков, так как больше половины из них посещают школу без особого интереса, в силу необходимости , или ходят в школу без настроения, отбывать «учебную повинность». Лишь у трети подростков доверительные отношения с учителями, у остальных эти отношения в лучшем случае сугубо деловые, в худшем - у детей нет контакта и взаимопонимания с учителями, учителя вызывают у них антипатию.

Также беспокоит нас и семейная ситуация детей. Больше половины подростков или считают отношения в семье конфликтными, или находят, что у них в семье каждый сам по себе. Меньшая часть детей обратилась бы за помощью к родителям или другим взрослым в трудной жизненной ситуации. Большинство ищет поддержки у друзей

 Важной причиной девиации выступают такая особенность образа жизни подростков, как проведение досуга. Коммерциализация досуговой сферы привела к тому, что приоритетными формами проведения свободного времени стали: «общение с друзьями», «посещение дискотек, клубов», «времяпровождение на улице», зачастую формирующие негативные установки, отклоняющиеся от социальных норм.

Несмотря на все жизненные неудачи, ситуацию, в которой оказались, больше половины подростков с надеждой смотрят в будущее, верят в успех.

Выводы по 3 главе.

Всесторонне исследовать личность подростка и создать условия, в которых становятся возможными максимальная реализация личностного потенциала воспитанника, накопление им позитивного социального опыта, формирование у него «нравственного иммунитета», который позволил бы ему противостоять негативным влияниям внешней среды, - вот путь социальной работы с «трудными» подростками, который нам представляется наиболее продуктивным.

Необходимо делать упор не на административное и уголовное наказание, а на профилактическую работу, т.к. именно она имеет необходимый потенциал и может охватить одновременно большое количество несовершеннолетних.

Профилактическая работа с несовершеннолетними будет успешной при комплексном подходе к решению данной проблемы при условии максимально полного учёта возрастных и индивидуальных особенностей подростков,, таких как, особенности физического и психического развития, жизненные ценности, социальный статус, материальное положение семьи, влияние микросоциума, восприятие им уголовно-правового, культурно-воспитательного воздействия, желание к сотрудничеству.

Для определения основных направлений деятельности по профилактике девиантного поведения было организован опрос специалистов Центра социальной помощи семье и детям, по роду своей профессиональной деятельности непосредственно связанных с оказанием помощи девиантным подросткам.

Основные задачи, которые ставят перед собой специалисты: осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании; осуществление диагностической работы для выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом; осуществление комплексной коррекционной работы по восстановлению здоровых взаимоотношений между членами семьи и коррекции нарушений в семейном воспитании.

Анкетирование девиантных подростков показало как наличие у них серьёзных проблем, касающихся образа жизни, семейного окружения, отношений с учителями, так и позитивных устремлений, нацеленности на нормальную жизнь, получение образование, создание семьи, воспитание детей, что позволяет надеяться на успешность профилактической работы при условии её грамотной организации.

Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы:

Профилактика отклоняющегося поведения может быть реализована при следующих условиях:

·              скоординированной работе всех специалистов (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист, учитель);

·              серьезном внимании (приоритет) к проблеме первичной профилактики отклоняющегося поведения;

·              выделении специфических особенностей подростков, влияющих на формирование противоправного поведения.

Изучение практического опыта проведения профилактической работы с подростками в Центре «Надежда», анализ причин совершения несовершеннолетними правонарушений, результаты анкетирования подростков, а также обобщение теоретического материала по данной проблеме привели нас к попытке создания целостной программы направленной на профилактику девиантного поведения подростков «Помоги себе сам»

Цель программы: снижение уровня возможной вовлеченности несовершеннолетних в совершение ими правонарушений.

Задачи программы:

Снижение уровня возможной вовлеченности несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности, в совершение ими правонарушений, хулиганских деяний (первичная и вторичная профилактика правонарушений).

Предупреждение социальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних, формирование у несовершеннолетних ответственного поведения за свою жизнь, за совершаемые действия и поступки.

Основная целевая группа: несовершеннолетние, привлеченные к административной ответственности.

Основные мероприятия программы: занятия по программе «Твоя жизнь в твоих руках», занятия социально-юридического клуба «Подросток в мире прав», межведомственное сотрудничество, организация досуга несовершеннолетних в летний период, профориентация несовершеннолетних, публикации в СМИ, проведение родительских всеобучей, семинаров для специалистов.

Критерии достижения цели проекта: отсутствие (значительное снижение) совершения подростками из целевой группы повторных правонарушений, хулиганских деяний.

Оценка результатов: поступление информации из Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Подразделения по делам несовершеннолетних об отсутствии (значительном снижении) совершения повторных правонарушений несовершеннолетними.

Целевая группа:

подростки, состоящие на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних за совершенные правонарушения, хулиганские поступки;

несовершеннолетние, привлеченные к административной ответственности;

родители подростков основной целевой группы;

Количественный состав основной целевой группы: 15-20 человек.

Методы отбора целевой группы: межведомственное сотрудничество (круглый стол) с представителями Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Подразделения по делам несовершеннолетних с целью составления банка данных участников целевой группы.

Рабочий план реализации

Деятельность по реализации данного проекта содержит несколько этапов для каждой отдельной группы:

1.      Организационный - 5 недель.

2.      Основной - 21 недель

3.      Заключительный - 2 недели.

4.     

Календарный план мероприятий по проекту

Услуги

Исполнители

Сроки

I

Организационный этап

1.

Круглый стол со специалистами, задействованными в реализации проекта

специалисты Центра

 декабрь 2010 г

2.

 Составление электронной базы данных участников группы

специалисты Центра

 декабрь 2010 г

3.

Индивидуальное консультирование участников группы (анкетирование)

специалисты Центра

 январь 2011 г.

II

Основной этап

1.

Занятия по программе «Твоя жизнь в твоих руках»

 специалисты по социальной работе, юрист

 февраль, март, апрель 2011 г.

2.

 Занятия юридического клуба «Подросток в мире прав»

 юрист

 февраль, март, апрель, май 2011 г.

3.

 Проведение родительских всеобучей

психологи

февраль, март, апрель, май 2011 г.

4.

 Семинар для специалистов, работающих с подростками целевой группы

 специалисты Центра

 февраль 2011 г.

5.

 Публикации в СМИ 1. «Почему дети уходят из дома» 2. «Трудный подросток: его беда и наша ответственность»

 специалисты по соц. работе

 февраль 2011 г апрель 2011 г.

6.

 Проведение занятия «На работу в первый раз»

с привлечением специалиста Центра занятости

 апрель 2011 г.

7.

Составление «Карты помощи подросткам»

специалисты Центра

январь-февраль 2011 г.

III

Заключительный этап

1.

 «Подведение итогов»

специалисты Центра

июль 2011 г. 


Партнеры по проекту:

.        Специалисты Подразделения по делам несовершеннолетних, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Предоставление сведений для составления базы данных; мотивация участников целевой группы на посещение занятий, предусмотренных программами проекта; сопровождение подростков в поездках (экскурсиях) по местам боевой славы.

.        Социальные педагоги, работающие с подростками целевой группы.

Предоставление сведений для составления базы данных, предоставление сведений о семьях подростков; сопровождение детей на занятия, предусмотренные программами проекта.

.        Специалист Центра занятости.

Проведение занятия для подростков «На работу в первый раз». Содействие в трудоустройстве несовершеннолетних в летний период.

Ожидаемые результаты:

Мы не ставим конечной целью искоренить преступность, правонарушения, бродяжничество в среде несовершеннолетних, хотя это было бы идеально. Мы стремимся к тому, чтобы подростки из целевой группы принимали осознанные решения и понимали, что за любое принятое решение рано или поздно придется нести ответственность. Для того, чтобы человек был успешным в жизни, смог самореализоваться, не стал преступником, необходим личностный рост, развитие самосознания, уверенное поведение, умение делать выбор, а самое главное - осознать, что ответственность за выбор придется нести самому.

Совместно со специалистами МУ «ЦСПСиД «Надежда» мы считаем, что программа «Помоги себе сам» будет способствовать снижению уровня возможной вовлеченности несовершеннолетних в совершение ими правонарушений, преступлений, хулиганских деяний. Помимо этого, деятельность по программе направлена на предупреждение семейного неблагополучия, повторного привлечения детей и родителей к административной ответственности, повышения компетентности в вопросах воспитания родителей и специалистов, работающих с подростками целевой группы.

.3       Рекомендации специалистам по социальной работе. Центра социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Костомукша

По результатам исследования социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков нами сформулированы некоторые рекомендации, направленные на решения этой проблемы.

Рекомендации включают 3 основных направления:

. Работа с семьей.

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейшего фактора, вызывающего отклонения в поведении детей и подростков.

Задачи работы с родителями:

•осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;

•осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;

•осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

Например, консультация для родителей на тему "Как справиться с подростками, которые плохо себя ведут".

Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Диагностическая работа с родителями должна осуществляться с учетом следующих принципов:

•полученная в результате диагностики информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами;

•полученная информация должна сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе;

•сообщение результатов диагностики должно проводиться индивидуально с учетом этических норм психодиагностического обследования.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально. Можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских установок и реакций", схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.

Коррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с девиантным поведением.

Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: это и групповая семейная психотерапия (работа с группой родителей), и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или ее членами, и совместная групповая психотерапия детей и родителей.

. Работа с ребенком

Анализ причин девиантного поведения школьников и его проявлений позволяет сделать следующие выводы:

•для эффективной деятельности по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов: специалистов по социальной работе, социального педагога, учителей , психолога, медицинских работников, представителей КПДН, органов внутренних дел, общественных организаций ;

•профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками;

•профилактическая работа может осуществляться в следующих формах: работа с семьей, работа с группами детей и подростков, проявляющих групповые девиации, индивидуальная работа;

•организацию работы по профилактике девиантного поведения целесообразно осуществлять с учетом половых различий;

•в целях приоритетного определения профилактического направления работы с детьми и подростками с девиантным поведением необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения подростков.

Осуществляя прогнозирование девиантного поведения, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиации подростков; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении подростков, с другой - уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения подростков в целом или общее прогнозирование; прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного ребёнка; прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.

Осуществляя прогнозирование общее, групповое или индивидуальное, необходимо провести подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение подростков.

Результаты изучения конкретного подростка или группы заносятся в карту прогнозирования.

. Организация взаимодействия по профилактике девиантного поведения с педагогами школы.

Взаимодействие с педагогами школы имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы подростков и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне Центра, можно сформулировать следующим образом.

Специалист по социальной работе:

•изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;

•организует профилактику и коррекционную работу в микрорайоне;

•поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;

•взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.

Психолог:

•изучает личность подростка;

•анализирует адаптацию ребенка в среде;

•выявляет дезадаптированных учащихся;

•изучает взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками;

•подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

•осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.

Формы совместной коррекционной работы:

•информирование подростков и их родителей о тех видах помощи, которые они могут получить в Центре и других учреждениях, оказывающих различные виды социальной помощи;

•проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;

•выявление причин девиантного поведения конкретного подростка или группы;

•разработка программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;

•реализация разрабатываемых программ.

Изучение личности подросткапроводится с использованием карты личности школьника.

"Карта личности подростка" заполняется специалистом по социальной работе, социальным педагогом, психологом. Оценка предложенных качеств личности и условий ближайшего окружения происходит на основе наблюдений за подростком, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а так же в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые даются подростку его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполненных карт организуются группы детей и их родителей, с которыми необходимо проводить профилактическую работу, и группы, требующие коррекционной работы, а так же выделяются дети, нуждающиеся в индивидуальной профилактической и коррекционной работе.

Профилактическая работа с девиантными подростками, таким образом, должна учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, их личностный потенциал, особенности ситуации развития.

 

Заключение

В заключительной части нашей работы следует подвести итоги и сделать выводы по рассматриваемой теме.

Для современного российского общества характерно развитие и проявление различных девиаций в подростковой среде. Подростковый возраст является одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, поэтому актуальной является проблема профилактики подростковых девиаций.

В данной работе нами была поставлена цель - рассмотрение социально-негативных проявлений подростков и изучение процесса социально-профилактической работы по предотвращению девиантного поведения. В ходе работы был раскрыт теоретический аспект вопроса, т.е. проанализировано состояние проблемы в научной литературе. Мы определили понятие «девиантное поведение», раскрыли причины девиантного поведения подростков в современном мире. Нами были выделены следующие подходы к изучению девиантного поведения: биологический психологический и социологический. В целом ни одна теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению, каждая высвечивает важный источник отклонения поведения от норм. Причинами девиантного поведения являются противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны и индивидуальная социально-психологическая дезадаптация с другой. Чтобы преодолеть отклоняющееся поведение подростка, нужно знать возможности его физического и психического развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить «зону» оптимального воздействия. Причем изучение причин отклонений и поиски путей положительного развития подростка должны осуществляться одновременно.

Распространение подростковых девиаций делает крайне актуальной проблему их профилактики.

Проблема профилактики девиантного поведения подростков - многофакторная проблема, для решения которой требуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.

Под профилактикой девиантного поведения подростков в социальной работе понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: - предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; - сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; - содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Проблема профилактики девиантного поведения подростков становится все более важной для будущего России, требует самого пристального внимания и срочных мер для ее решения. Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.

Существуют различные технологии и программы профилактики девиантного поведения подростков. Все они будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей детей и ситуации, в которой они оказались.

В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль призваны играть социальные институты общества. Особенно важна роль таких социальных институтов, как государство, общественные организации, семья, школа, СМИ.

Одним из главных направлений борьбы с преступностью и другими негативными формами отклоняющегося поведения должны стать такие социально-экономические преобразования, которые обеспечили бы всем гражданам условия для самореализации и эффективную систему социальной помощи социально незащищенным слоям населения.

Необходимо также срочное введение, по примеру других стран, общественно-государственной цензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающего поколения, от пропаганды насилия и жестокости.

В последние годы в нашей стране проблеме девиантного поведения подростков уделяется определённое внимание.

Внимание государства к проблеме выразилось в разработке множества законов, принятии нормативно-правовых актов, прямо или косвенно обеспечивающих воздействие на факторы девиации.

В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка.

Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике девиаций несовершеннолетних, является Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 г. Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы. В соответствии с ним складывается вся система профилактики, обеспечивается принятие специальных программ, вносятся изменения в уже существующие документы.

Действие Закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети соответствующих учреждений, комплексного решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики. Фундаментом системы профилактической работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям.

В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько моделей социального обслуживания семьи и детей, которые можно разделить на государственные, смешанные и коммерческие службы.

В систему социальной работы с дезадаптированными несовершеннолетними входят органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания, специализированные учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, учреждения, занимающиеся проблемами молодежи, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, учреждения здравоохранения.

Изучив теоретические подходы к проблеме профилактики девиантного поведения подростков, мы провели исследование, целью которого являлось рассмотреть социально-негативные проявления подростков и изучить процесс социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков.

Данное исследование проводилось в г. Костомукша на базе Центра социальной помощи семье и детям «Надежда» с 1 по 21 ноября 2010 года.

Анализ документов показал, что специалисты по социальной работе Цента консультируют по вопросам социальной защиты и социальной помощи, осуществляют социальный патронаж, по возможности социальное сопровождение клиентов, выявляют семьи социального риска, нуждающиеся в социальной помощи, реабилитации и поддержке, занимаются профилактической работой среди несовершеннолетних, выявляют комплекс причин способствующих отклонению в поведении подростков; осуществляют поддержку семей в ходе реализации собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций и организации самопомощи.

Для выявления социально негативных проявлений подростков мы провели анализ состояния преступности несовершеннолетних на территории Костомукшского городского округа, собрали фактографический материал. Анализ преступности несовершеннолетних выявил тенденцию к сокращению преступлений и росту административных правонарушений, совершённых несовершеннолетними.

Основной причиной совершения преступлений несовершеннолетними является беспечность родителей, отсутствие с их стороны контроля за поведением своих детей, неумение несовершеннолетних организовать свой досуг, плохая организация досуга подростков на некоммерческой основе в г. Костомукша, неумение несовершеннолетних оценивать свои поступки с точки зрения их правомочности.

С целью изучения процесса социально-профилактической работы в Центре «Надежда» мы провели полустандартизированное интервью со специалистом Центра, которое показало, что в целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные формы профилактики: тренинги, конференции, ток-шоу для подростков с целью формирования безопасного поведения, повышения ответственности несовершеннолетних за принятые ими решения. Информационно-просветительская работа с родителями, так как без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических, психологических, юридических знаний процесс воспитания не даст необходимого результата. Работа направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей. Формами такой работы являются: просветительская работа в семье, родительский всеобуч.Специалист центра сотрудничает с психологической службой, учреждениями образования и здравоохранения, органами охраны правопорядка, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Мы провели анкетирование подростков с девиантным поведением, получавших услуги в Центре социальной помощи семье и детям «Надежда» с целью выявления особенностей образа жизни подростков, их ценностных ориентиров, особенностей их взаимоотношений со сверстниками и родителями. Анкетирование девиантных подростков выявило как наличие у них серьёзных проблем, касающихся образа жизни, семейного окружения, отношений с учителями, так и позитивных устремлений, нацеленности на нормальную жизнь, получение образование, создание семьи, воспитание детей, что позволяет надеяться на успешность профилактической работы при условии её грамотной организации.

Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что профилактика отклоняющегося поведения может быть реализована при следующих условиях:

-        скоординированной работе всех специалистов (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист, учитель);

          серьезном внимании (приоритет) к проблеме первичной профилактики отклоняющегося поведения;

         выделении специфических особенностей подростков, влияющих на формирование противоправного поведения;

На основании данных, полученных в ходе исследования мы разработали рекомендации специалистам Центра «Надежда» и программу профилактики девиантного поведения подростков.

Список использованных источников и литературы

I. Источники

.        Конвенция о правах ребёнка // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. N 45 ст.955.

.        Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802.

.        Федеральный закон от 24.06.1999 г. «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №26, ст.3177.

.        Доклад «О положении детей в Республике Карелия в 2009 году» (не опубликован).

5.       Доклад «О положении детей в Костомукшском городском округе за 2009 год» (не опубликован).

II. Литература

.        Агапова Н. Здоровые дети - здоровая Россия // Здоровье школьника. - 2007. № 4 . - С. 18.

7.       Андреева С. Н.Семья в России // СОЦИС. - 2002.- № 2. - С. 330 - 38.

.        Аристова Н.Г. Виртуальное общение и социализация / /Девиантное поведение и Интернет /Под ред. М.Е.Поздняковой. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С. 54 - 72.

9.       Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 199 с.

10.     Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением/ Под ред. М.И. Рожкова: Учеб. метод. Пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

.        Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль/ Я.И. Гилинский Избранные статьи. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 322 с.

.        Голубева Г.А. Социология: учебное пособие для вузов / Г.А. Голубевой, А.В. Дмитриева - М.: ТетраСистемс, 2004. - 224 с.

.        Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)/ Е.В.Змановская: уч.пособие. - М.: Академия, 2003. - 288 с.

.        Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Уч. пособие/ Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб: Питер, 2010. - 352 с.

.        Девиантное поведение: методология и методика исследования/ Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. - 195 с..

.        Дети улиц. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад/Под ред. А.Н. Майорова - М.:Интеллект-Центр, 2001. - 192 с.

.        Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска/ Н.Ф. Дивицина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 351 с.

.        Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова - М.: Мысль, 1994. - 399 с.

.        Итоги карельской милиции за девять месяцев 2010 года [Электр. ресурс] - Электр. стр. - Режим доступа к стр.: <#"512349.files/image002.gif">

Виды преступлений, совершённых подростками



Приложение 2

Вопросы интервью со специалистом по социальной работе

.        Как Вы считаете, под воздействием каких факторов формируется девиантное поведение подростков?

.        Какие причины, по - вашему, лежат в основе подростковых девиаций?

.        Какие формы работы по профилактике девиантного поведения подростков Вы используете?

.        С какими учреждениями Вы чаще всего сотрудничает при работе с подростками, проявляющими девиантное поведение?

.        Какие трудности Вы испытываете в работе по профилактике девиантного поведения?

.        Какие цели Вы ставите при организации профилактической работы?

.        На какие положительные качества подростков с отклоняющимся от нормы поведением Вы бы посоветовали опираться при организации работы с ними?

Приложение 3

Анкета опроса подростка

Убедительно просим Вас принять участие в небольшом исследовании, результаты которого будут использованы в научных интересах. Ваше участие имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно, искренне и личностно. Цель данного исследования - выявить спектр интересов, потребностей, жизненных ценностей подростков. Анкета состоит из 17 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете наиболее подходящими для себя.

Заранее благодарим Вас за участие!

Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

Ваш пол:

Возраст:

. В какой семье Вы воспитываетесь?

а) в полной;

б) в неполной (воспитывает одна мать или отец).

. Как Вы оцениваете материальное положения вашей семьи?

«Отличное» (практически, ни в чем себе не отказываем)

«Выше среднего» (чаще всего не имеем материальные затруднения)

«Среднее» (иногда испытываем материальные затруднения)

«Ниже среднего» (приходится во многом себе отказывать)

«Очень трудное» (едва сводим концы с концами)

3.       Как Вы оцениваете свою успеваемость?

Получаю, в основном, «отлично»; учусь на «хорошо» и «отлично»

Имею самые разные оценки, в том числе и «тройки»

Преобладают «тройки»; учусь очень слабо, часто бывают «двойки»

4.       Какие жизненные ценности являются для Вас наиболее важными? 

Здоровье

Образование

Хорошие отношения в семье

Хорошие и верные друзья

Материальный достаток

Хорошие, здоровые, умные дети

Собственное жилье

5.       Что Вы вкладываете в понятие «здоровье»?

Физическая активность, сила и выносливость

Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту)

Отсутствие болезней

Хорошее психическое состояние (хорошее расположение духа, отсутствие депрессий и т.п.); положительное эмоциональное состояние

Отсутствие вредных привычек

Нравственность, хорошие душевные качества

6.       Как Вы оцениваете свое здоровье?

Отличное - болею очень редко

Хорошее - изредка испытываю некоторые недомогания

Удовлетворительное - нередки различные недомогания

Слабое - болею достаточно часто, имею хронические заболевания

7.       Ведёте ли Вы здоровый образ жизни? (подчеркните то, что относится к вам)

Да

Нет

8.       Как часто Вы употребляете спиртные напитки, в том числе пиво?

 Не употребляю

Несколько раз в год   

Несколько раз в месяц

Раз в неделю и чаще 

9.       Курите ли Вы? 

Да 

Иногда, при случае 

Нет

10.     Как часто Вы употребляли наркотики?

Не пробовал (а)

Пробовал (а) один раз

Употреблял (а) несколько раз

Употреблял (а) много раз

11.     С каким настроением Вы обычно идете в школу?

 С удовольствием, в хорошем настроении

Без особого интереса, в силу необходимости

Без настроения, отбывать «учебную повинность»

. Как Вы оцениваете отношения между учениками в классе?

Наш класс дружный, сплоченный

В нашем классе отношения, в целом, доброжелательные, но сплоченным его не назовешь

Наш класс разделен на обособленные группы

Взаимоотношения в классе напряженные, часто бывают ссоры, конфликты

.        Как Вы оцениваете ваши взаимоотношения с учителями?

С большинством учителей у меня хорошие доверительные отношения

С большинством учителей у меня сугубо деловые отношения

Со многими учителями у меня нет контакта и взаимопонимания

Многие учителя вызывают у меня антипатию

.        Как Вы оцениваете отношения между членами вашей семьи?

Наша семья дружная, сплочённая

В нашей семье отношения, в целом, доброжелательные, но сплочённой её не назовёшь

В нашей семье каждый сам по себе

Взаимоотношения в семье конфликтные

.        Если бы у Вас возникли проблемы, с которыми самим не справиться, к кому бы Вы обратились за помощью, советом?

К родителям

Другу

Учителю

Школьному психологу

Социальному педагогу

Инспектору по делам несовершеннолетних

Врачу

К кому-то еще (напишите, к кому)

Справлюсь самостоятельно

.        Чем предпочитаете заниматься в свободное время?

Читать книги

Смотреть телевизор

Играть в компьютерные игры

Встречаться с друзьями (подругами)

Посещать досуговые учреждения;

Посещать дискотеки, ночные клубы;

Другое

.        Как Вы представляете себе Ваше будущее?

У меня все хорошо, с оптимизмом смотрю в будущее 

Не совсем уверен, что все будет благополучно, могут возникнуть неожиданные трудности и препятствия 

Все представляется безрадостным, особых надежд на лучшее нет 

Благодарим за ответы!

Приложение 4

Результаты анкетирования подростков

Состав семьи подростков


Материальное положение семей


Успеваемость подростков

Представления о жизненных ценностях

 

Представления о здоровье

Оценка собственного здоровья

Оценка своего образа жизни



Частота употребления алкоголя


Частота курения


Частота употребления наркотиков


Настроение, с которым подростки идут в школу



Отношения в классе


Отношения с учителями


Отношения в семье


К кому подростки обратились бы за помощью в трудной ситуации



Как подростки проводят свободное время


Отношение подростков к будущему


АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ С ПОДРОСТКОМ.

1. Учеба:

·   причины неуспеха;

·   отношения с учителями и соучениками;

·   участие в поощряемой старшими общественной работе;

·   интерес к неформальной социальной активности;

·   имевшиеся в прошлом нарушения дисциплины и чем они были вызваны.

2. Планы на будущее:

·   в отношении приобретения профессии;

·   способность сопоставлять возможные трудности и собственные способности;

·   способность соотносить желаемое и действительное.

3. Отношение со сверстниками:

·   наличие одного близкого друга;

·   наличие компании приятелей;

·   положение в референтной группе (лидер, нейтральное положение, подчиненное положение);

·   причина выбора приятеля.

4. Увлечения в настоящем и прошлом:

·   под чьим влиянием был сделан выбор;

·   каковы были достигнуты результаты;

·   почему были заброшены.

5. Отношения с родителями и внутрисемейные отношения:

·   состав семьи;

·   кто из ее членов преимущественно занимался (занимается) воспитанием;

·   с кем в семье наиболее близок;

·   наличие конфликтных отношений с отдельными членами семьи и отношение к ним.

6. Нарушения поведения в прошлом:

·   прогулы;

·   мелкое хулиганство;

·   употребление психоактивных веществ (табачные изделия, алкоголь, токсиканты, наркотики);

·   побеги из дома;

·   задержание милицией (за что и когда?);

·   состоял ли на учете в милиции и почему.

7. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни и реакция на них:

·   наличие в прошлом суицидальных мыслей;

·   обстоятельства при которых возникали суицидальные мысли;

·   совершались ли суицидальные попытки (Когда? Каким способом? Почему этот способ был выбран? Где они осуществлялись? - Если это демонстрация, то становится очевидным кому она адресована).

8. Сексуальные проблемы:

·   первые влюбленности и связанные с ними психические травмы;

·   самооценка своей привлекательности;

·   наличие скрытых переживаний по поводу своей сексуальности, сексуальной неполноценности;

·   начало сексуальной жизни;

·   имеющиеся сексуальные девиации и отношение к ним.

Наблюдение за поведением в ходе беседы.

·   контактность;

·   желание произвести определенное впечатление;

·   желание навязать свое суждение;

·   стремление настоять на своем желании;

·   какие вопросы и темы вызывают эмоциональную реакцию;

·   характер эмоциональной реакции (положительная, отрицательная, бурная, открытая, нескрываемая, сдержанная, подавленная).

Беседу целесообразно проводить в доверительной, непринужденной форме. Записи во время беседы желательно не делать.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!