Основные средства, их учет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,73 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные средства, их учет

Содержание

Введение

.Экономическая сущность основных средств, их состав и классификация

.Нормативно-правовое регулирование учета основных средств

.Учет основных средств в СОАО «Могилевмебель»

.1 Документальное оформление и учет наличие и поступления основных средств

.2 Учет амортизации основных средств. Порядок формирования и использования амортизационного фонда

.3 Виды ремонта основных средств, и организации их учета. Учет модернизации основных средств

.4 Документальное оформления и учет выбытия основных средств

.5 Инвентаризация и переоценка основных средств

.6 Основные направления совершенствования в контексте методологии аудита

Заключения

Список использованных источников

.Практическая часть

Приложения

Введение

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является обеспеченность основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Для решения этих задач необходимо активное использование бухгалтерского учета, контроля и аудита. В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля для рационального использования всех ресурсов, в том числе и основных средств. Основные средства являются одним из главных технических ресурсов хозяйственной деятельности предприятия. Использования их требует организации надзора и контроля за их наличием и сохранностью с момента приобретения до убытия. В этот период необходимо ежемесячно измерять размер стоимости утраченной основными средствами, которые должны включаться в затраты на производство. Эффективное использование основных средств является важным фактором увеличения выпуска продукции из каждой единицы производственных средств.

Актуальность данной темы заключается в том что, объекты основных средств составляют основу любого производства, в процессе которого создается продукция, оказываются услуги и выполняются работы. Основные средства занимают основной удельный вес в общей сумме основного капитала хозяйствующего субъекта. Доля основных средств в общей стоимости средств предприятий достигает в среднем около 70 процентов. Это предопределяет необходимость строгого учета их использования. От их количества, стоимости, качественного состояния, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Состояние, характер воспроизводства и уровень использования основных средств являются важнейшим аспектом аналитической работы, так как основной капитал является материальным выражением научно-технического процесса - главного фактора повышения эффективности производства.

Поэтому изучение эффективности использования основных средств приобретает актуальное значение.

Совместное открытое акционерное общество «Могилевмебель», создано решением собрания акционеров от 17.11.2003 года путем преобразования открытое акционерное общество «Могилевмебель», которое было зарегистрировано решением исполнительного комитета октябрьского района Совета народных депутатов г.Могилева от 27 января 1994гю№26-8,с уставным фондом в сумме 5492000000 рублей.

Основным видов деятельности общества является производство мебели и пиломатериалов. Структура собственности:

Уставной фонд -5492000000 белорусских рублей

Номинал акций -68650 белорусских рублей

Количество акций-80000

Основные показатели СОАО «Могилевмебель» за Январь-декабрь 2009г.

№ п/пНаименования показателей2008год2009 годОтклоненияТемп роста %1Объем выпущенной продукции в действующих ценах2221220301-182091,42Объем выпущенной продукции в действующих ценах без налогов2176820098-167092,33Объем выпущенной продукции в сапостовимых ценах без налогов2269518987-370883,74Потребительские товары в действующих ценах 2043618040-239688,75Платные услуги006Объем отгруженной продукции (выручка от реализации)2837925647-273290,46.1Экспорт29282951100,86.2Импорт1251102-114917,47Сальдо по экспорту695953137,18Объем отгруженной продукции на внутренней рынок2545122696-275589,29Розничный товарооборот50194401-61887,710Налоги и сборы включаемые в выручку от реализации41893569-62085,211Себестоимость реализованной продукции2238220400-198291,112Прибыль от реализации продукции18081678-13092,813Рентабельность реализованной продукции8,18,2101,814Сальдо операционных доходов и расходов-1528-15Сальдо внереализационных доходов и расходов-344-225-16Налоги, сборы, платежи из прибыли565.535-3094,717Прочие доходы и платежи из прибыли133-18Чистая прибыль871943108,319Остатки готовой продукции в отпускных ценах В % к месячному объему1203 66,31329 79,4100,5 -20ФОТ4465,73868,6-627.186,621Среднесписочная численность452392-6087,222Производительность труда50,2148,44-1.7795,623Среднемесячная зарплата821,9820,0-1.999,824Инвестиции в основной капитал799,088,0-71199,8

Анализируя, данные показатели, мы видим, что некоторые показатели уменьшились, а некоторые увеличились. Что чистая прибыль составляет 841 млн.руб.- это говорит о том, что предприятие не убыточно, а прибыльно. Рентабельность продукции составляет 8.1%, рентабельность основных средств 33% -это говорит о том ,что основные средства используются не эффективно. Фондоотдача составляет 4465,7млн.руб., производительность труда 50,21 тыс.руб./чел., среднемесячная зарплата-821,9 тыс.руб. Причиной тому явился мировой экономический кризис.

Цель курсовой работы - выявление путей совершенствования учета основных средств в СОАО «Могилевмебель» в констекте методологий аудита. Задачи курсовой работы, является определение сущности основных средств, их классификации и оценки, их учет их поступления и выбытия, учет амортизации основных средств; выбор учетной политики по их ремонту, вопросы инвентаризации основных средств, переоценка основных средств, предложения по совершенствованию системы учета основных средств.

1.Экономическая сущность основных средств, их состав и классификация

Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных средств. Средства труда - станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т.п., а материальные условия процесса труда - производственные здания, транспортные средства и другие. Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течении длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам[26].

Основные средства играют огромную роль в процессе производства, так как они в своей совокупности образуют производственно - техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. В зависимости от роли и участия в производственном процессе основные средства предприятия могут быть разделены на две группы, представляющие собой:

.Активную часть основных средств, к которой относятся средства, принимающие непосредственное участие в производственном процессе. К этой группе относятся машины, механизмы, оборудование;

. Пассивную часть, к которой относятся здания, сооружения, передаточные устройства, то есть основные средства, которые не принимают непосредственного участия в осуществлении технологического процесса, но без которых производство продукции невозможно.

Наиболее важное значение для повышения эффективности производства имеет активная часть основных средств, поэтому ее доля в структуре должна быть преобладающей. [26]

От отношения к ресурсам и их потреблению в процессе труда зависит во многом объем производимых благ, их качество, доходы и уровень жизни как самого рабочего, так и его семьи, а в конечном счете, богатство и благосостояние населения страны. Одной из определяющих причин экономического кризиса нашей страны, удорожание жизни людей является неэффективное использование ресурсов. Ресурсами называются средства производства, запасы всевозможных благ, ценностей, которыми располагает государство, его административные центры, предприятия, общественные организации, учреждения, семья, просто индивид, как собственник. Ресурсы подразделяются на материальные, людские, финансовые и природные. В основу деления ресурсов на основные и оборотные положен принцип различной роли, которую они играют в производстве, и различного характера переноса своей стоимости на создаваемый продукт, услугу. Основные средства по своей сущности являются объектами собственности и выступают в натуральном виде, как потребительные стоимости, полезные вещи, а также как стоимости, результаты, застывшего них труда. Основные средства промышленных предприятий составляют основу их материально-технической базы, рост и совершенствование которых является важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособности продукции.[24]

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. При принятии к бухгалтерскому учёту активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объёма работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта[25]. Основными задачами бухгалтерского учёта основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учётных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учёте суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования[15].

Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным задачам, имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учёта предметов основных средств; установление единицы учёта предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учётных регистров.[20].В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому назначению, видам, принадлежности использованию.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства организации подразделяются на производственные основные средства основной деятельности; производственные основные средства других отраслей; непроизводственные основные средства.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и пр. К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включается в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учёта. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации. В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на: объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду); объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; объекты основных средств, полученные организацией в аренду.[23]

средство учет документальный амортизационный

2. Нормативно-правовое регулирование учета основных средств

Значение бухгалтерского учета для предприятия состоит в обеспечении информации о потоках движения средств и результатах финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет в Республике Беларусь регулирует Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25.06.2001 г. (с дополнениями изменениями) и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.10.2001 г. ( с последующими изменениями и дополнениями) №1493 «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь».

Основным документом, регламентирующим учет основных средств с 2002 года на территории Республики Беларусь, является Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001г. (с изменениями и дополнениями от 10.01.09.№3) № 127 и Положение по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденное постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001г. (с изменениями и дополнениями от 30.10.09) №118, которое устанавливает единые способы и методы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах для организаций всех форм собственности и введено в действие с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и Международных стандартов финансовой отчетности. Данный документ устанавливает общие принципы, способы и порядок ведения организациями учета основных средств, по своей сути является национальным стандартом учета, как принято в международной практике.

В настоящее время используется Временный республиканский классификатор основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденный Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 186 от 21 ноября 2001 г. (изменения и дополнения от 02.11.09 г. №173). Он устанавливает состав и группировку основных средств, нормативный срок службы объектов основных средств и др.

Порядок начисления амортизации основных средств, формирования и использования амортизационного фонда воспроизводства основных средств определен в Положении о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, которое утверждено Постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики, Министерства архитектуры Республики Беларусь от 23.11.2001г. № 187/110/96/18 (с изменениями от 10.12.07 г № 216/185/441/29).

Основные средства в процессе хозяйственной деятельности могут быть как куплены, так и переданы по договору дарения. Порядок заключения договора купли-продажи и договора дарения сформулирован в Гражданском Кодексе Республики Беларусь от 07.12.1998 г. (с изменениями и дополнениями от 28.12.09). В ст.424-438 оговорены законодательством условия заключения договора купли-продажи, обязанности покупателя и продавца при заключении данного договора, а также срок их исполнения. Договору дарения отведены статьи с 544 по 553 статью. В данных статьях оговариваются основные условия, необходимые при заключении договора дарения.

До 1 января 2004 г. коммерческие и некоммерческие организации, имеющие текущий счет в учреждениях банка для ведения бухгалтерского учета использовали «Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий» от 01.11.1991 г. №56. (с изменениями и дополнениями от 04.03.94 №38) Целью реформирования Плана счетов явилась попытка максимально учесть произошедшие изменения в экономике Республики Беларусь, международный опыт ведения бухгалтерского учета, а также последовательный переход на международные бухгалтерские стандарты. В связи с этим, согласно Постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. №89(с изменениями и дополнениями от 06.11.09.№136) «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета» с 1 января 2004 г. коммерческим и некоммерческим организациям было рекомендовано перейти на новый Типовой план счетов. Указ Президента Республики Беларусь № 622 от 20.10.06 о вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного на 1 января каждого года производится на 31 декабря отчетного года, с отражением ее результатов в бухгалтерском учете организаций (кроме Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) 31 декабря отчетного года.

3. Учет основных средств в СОАО «Могилевмебель»

.1 Документальное оформление и учет наличие и поступления основных средств

В СОАО «Могилевмебель» каждая запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции. При учете основных средств и их движения в СОАО «Могилевмебель» разработана рациональная система документооборота. В СОАО «Могилевмебель» приказом определен круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определены должностные лица, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники)[10].

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с вышеизложенными требованиями. Несоблюдение всех этих требований (в частности, отсутствие в первичных учетных документах хотя бы одного из обязательных реквизитов) означает ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и может стать причиной применения к организации финансовых санкций. Движение основных средств документально оформляется в соответствии с типовыми формами первичного учета. Для учета основных средств в СОАО «Могилевмебель» действуют следующие унифицированные формы первичной учетной документации:

Форма ОС-1 - «Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Форма ОС-4 - «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»

Форма ОС-6 - Инвентарная карточка учета основных средств (для зданий и сооружений).

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) применяется в СОАО «Могилевмебель » для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

приобретения за плату у других организаций;

строительства хозяйственным или подрядным способом;

получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;

внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;

взятия в аренду с последующим выкупом;

передачи в совместную деятельность и доверительное управление;

передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.

При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной приказом руководителя организации. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным[11].

Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) применяется в СОАО «Могилевмебель» для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию[11].

Бухгалтерский учет наличия и движения основных средств в СОАО «Могилевмебель», принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на активном счете 01 «Основные средства», где основные средства отражаются по первоначальной стоимости. Так, в 2009 году СОАО «Могилевмебель» было введено около двадцати трех основных средств. Приведем пример ввода основного средства такого как:

.Насос Кр250-А1(GRUNDFOS),данному основному средству был присвоен регистрационный номер0000347,принят к бухгалтерскому учету 26.11.09г. Документом о вводе в эксплуатацию данного основного средства является инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) в которой указан наименование основного средства, номер000051,дата 26.11.09,фактический срок эксплуатации -2 месяца, остаточная стоимость -1322000,первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету-1322000,срок полезного использования - 8лет. Данное основное средство было приобретено на основании договора купли-продажи №5295 от 25.11.09г. В бухгалтерском учете данная хозяйственная операция отражается следующим образом:

.Акцептован счет поставщика по приобретенному основному средству:

Д 08.4 К 60 1322000 рублей

.Налог на добавленную стоимость по приобретенному основному средству:

Д 18/12 К 60 237960 рублей

. Основное средство Насос Кр250-А1(GRUNDFOS) введено в эксплуатацию

Д 01.1 К 08.4 1559960 рублей

.Объект - Вывеска фасадная односторонняя, номер 0000332, принята к бухгалтерскому учету 25.06.09г. Документом о вводе в эксплуатацию данного основного средства является инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) в которой указан наименование основного средства,номер-000018,дата 25.06.09,фактический срок эксплуатации - 7 месяца, остаточная стоимость -2761045 рублей ,первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету-2761045 рублей,срок полезного использования - 7лет. Данное основное средство было приобретено на основании договора купли-продажи №125 от 25.05.09г. В бухгалтерском учете данная хозяйственная операция отражается следующим образом:

.Акцептован счет поставщика по приобретенному основному средству:

Д 08.4 К 60 2761045 рублей

.Налог на добавленную стоимость по приобретенному основному средству:

Д 18/12 К 60 496988 рублей

.Основное средство вывеска фасадная односторонняя введено в эксплуатацию

Д 01.1 К 08.4 3258803 рублей

Рассмотрим еще один пример, такой как строительство объекта основных средств, за денежные средства предоставленные банком в кредит. В бухгалтерском учете данная хозяйственная операция была отражена следующим образом:

.Рассчет по долгосрочному кредиту банка, предоставленного на строительство основного средство.

Д 08.3 К67.1 3576114000 рублей

.Оборудование к установки

Д 08.3 К07 204602000 рублей

.Износ инвентаря и спецодежды

Д 08.3 К10.13 17151000 рублей

.Начислена амортизация нематериальных активов

Д 08.3 К05 813800 рублей

Стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, приобретаемых предприятием, отражается с использованием счета 08 субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств ». Данный счет используется для отражения в бухгалтерском учете всех затрат предприятия, связанных с приобретением и введением в эксплуатацию объектов основных средств, и, таким образом, выполняет функции калькуляционного счета.

Прочих источников поступления не существует.

3.2 Учет амортизации основных средств. Порядок формирование и использование амортизационного фонда

Амортизация основных фондов как способ денежного возмещения износа создает условия их «бессмертия», а предприятия получают возможность возмещения и восстановления основных средств по мере их старения.

Амортизация - это процесс постепенного переноса стоимости основных средств на готовую продукцию. После реализации продукции часть денежной суммы, соответствующая перенесенной стоимости основных средств, поступает в амортизационный фонд, в котором происходит накопление денежных средств до величины, примерно соответствующей первоначальной стоимости основных фондов (за вычетом их износа). Амортизационный фонд (сумма накопленных денег) используется для приобретения новых вещественных элементов основных фондов взамен изношенных, т. е. происходит восстановление основных фондов. Величина стоимости, переносимой на продукцию, по бухгалтерским сметам определяется: во-первых, первоначальной стоимостью основных средств (чем выше первоначальная стоимость, тем больше переносимая сумма стоимости основных средств); во-вторых, нормативным сроком службы зданий, сооружений, машин и оборудования; в-третьих, отраслевой спецификой производства. В одних отраслях доля амортизации в затратах на производство продукции выше, а в других - ниже[27].

Основная функция амортизации - обеспечение воспроизводства, восстановления основных средств. Вторая функция - учетная. Так, в инвентарных карточках учета основных средств введены графы, в которых отражаются данные по амортизации, и определяется величина износа основных средств за годы их эксплуатации. Кроме этого, амортизация в определенной степени выполняет и стимулирующую функцию, так как предусматривает наиболее полное использование основных средств: чем дольше по времени функционирует оборудование, тем больше производится продукции и тем скорее будет перенесена стоимость основных средств. Это позволит уменьшить их недоамортизацию вследствие морального износа и снизить потери предприятия, что очень важно в условиях рынка.

Объектами для начисления амортизации являются основные средства предприятия, используемые на правах собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления. Амортизационные отчисления по основным фондам начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия их на учет. Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости основных средств либо их списания в связи с прекращением права собственности или выходом их из строя. Важное значение при расчете амортизационных отчислений имеет срок использования. Это период времени, в течение которого использование основных средств призвано приносить доход и служить средством достижения целей предприятия. Для отдельных групп основных фондов срок использования определяется исходя из объема продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате их использования. Срок использования основных средств рассчитывается предприятием в момент их принятия на учет. Срок использования объекта основных средств определяется по техническим условиям в централизованном порядке на основе следующих данных:

ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния внешней среды, системы планово-предупредительных ремонтов;

нормативно-правовые и другие ограничения использования основных средств (например, срок аренды) и др.

Расчет амортизационных отчислений может производиться линейным (равномерным) и нелинейными методами. При линейном методе годовая сумма амортизации начисляется равномерно по годам и определяется исходя из первоначальной стоимости основных средств. Недостаток этого метода заключается в том, что в течение срока службы оборудования бывают его простои, поломка и неполная загрузка за смену. Это приводит к тому, что в реальном производстве оборудование неравномерно изнашивается по времени. Кроме того, этот метод не учитывает моральный износ основных фондов, который снижает стоимость изготовляемых машин или уменьшает их потребительную стоимость за счет введения в эксплуатацию новых, более эффективных машин и оборудования. Это обусловливает досрочное, т. е. до окончания физического износа, выбытие устаревшей техники и ведет к ее недоамортизации. Кроме линейного метода в практике применяются нелинейные методы амортизации. Применение этих методов позволяет возместить большую часть (до 60-75%) стоимости основных средств уже в первую половину срока их использования. Во вторую половину срока службы основных средств величина амортизации, рассчитанная по нелинейным методам, уменьшается. Нелинейные методы амортизации часто называют методами ускоренной амортизации[25]. Наиболее типичные из них - метод суммы чисел и методы арифметической и геометрической прогрессии (например, дегрессивные и прогрессивные методы). Применяются также другие нелинейные методы амортизации: способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Согласно учетной политики СОАО «Могилевмебель» амортизация объектов основных средств производиться линейным способом, исходя из стоимости и нормы амортизации, исчисленной из срока полезного использования. На основании Постановления СМ РБ от 18.03.2009 №327 «О вопросах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в 2009году» не начислять амортизацию по всем объектам основных средств, числящимся в бухгалтерском учете по состоянию на 01.04.2009г. и используемых в производственной деятельности предприятия.

Приведем пример начисления амортизации на ПЭВМ IKS+монитор LCD Philips,инд. №00000435. 1)Срок полезного использование=1/X*100*20%,найдем икс 100/20=5,значит СПИ=5лет; 2) Рассчитаем месячную сумму амортизации 1209533*20%/30=8064тыс.руб. 3)Рассчитаем годовую сумму амортизации1209533*20%/12=20159тыс.руб.

Расчет амортизационного фонда происходит следующим образом: 1)Рассчитываем сумму амортизации основных средств применяемая для расчета амортизационного фонда: 299356457 млн.руб. -66009000 млн.руб. =233347457, млн.руб. где 299356457млн.руб. -сумма начисленной амортизации за 1 квартал 2009 года,66009000 млн.руб. - сумма начисления не принимаемая для расчета амортизационного фонда(1290399 млн.руб. -сумма амортизации по основным средствам используемых в торговой деятельности), сумма начисление амортизации взятых в лизинг(61788013 млн.руб.)

)Рассчитаем удельный вес суммы начисленной амортизации за 1 квартал 2009 года в себестоимости произведенной продукции: 23334745 / 5068176231=4,604%, где 5068176231- себестоимость произведенной продукции.

)Рассчитаем сумму амортизационного фонда за 1 квартал 2009 года: 5993000000*4,604%=275917720,где5993000000-себестоимость реализованной продукции и на сумму 275917720 делается бухгалтерская проводка Д 010.

В СОАО «Могилевмебель» за первый квартал 2009 года были осуществлены вложения в необоротные активы в размере 4379834 руб.-в бухгалтерском учете была сделана запись К 010 4379834 руб.

Анализируя счет 02 за первый квартал 2009 года составим бухгалтерские проводки:

.Начислена амортизация, по транспортному средству обеспечивающее доставку материалов. Д 16.1 К02 4642365 руб.;

.Начислена амортизация основного средства находящегося в основном производстве. Д 20 К 02 177042204 руб.

.Начислена амортизация основного средства находящегося в вспомогательном производстве. Д 23 К 02 55866016 руб.

.Начислена амортизация на основное средство находящиеся в котельной.

Д 23 К 02 55866016 руб.

. Начислена амортизация на основное средство находящиеся в мебельном цехе. Д 25 К02 36674024 руб.

. Начислена амортизация на основное средство находящиеся на комиссии.

Д 91 К 02 9034511 руб.

3.3 Виды ремонта основных средств, и организации их учета. Учет модернизации основных средств

В зависимости от объема, характера и периодичности проведения работ различают текущий, средний и капитальный ремонт.

При текущем ремонте проводят работы по частичной замене деталей, мелкой починке отдельных деталей, побелке и покраске стен, регулированию механизмов, устранению небольших повреждений. Текущий ремонт проводят регулярно в течение года по плану, разработанному на год, в пределах утвержденных смет[29].

При капитальном ремонте осуществляется разборка машин, агрегатов, замена и восстановление изношенных деталей и узлов, сборка, регулировка и испытание машин и механизмов и т. п. Капитальный ремонт проводится с периодичностью более одного года и имеет наибольший объем, стоимость и сложность. На период проведения капитального ремонта основные средства, как правило, останавливаются. При проведении капитального ремонта учет затрат ведется по отдельным объектам или группам основных средств.

При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемых машин, замена и восстановление отдельных изношенных деталей и узлов. По сложности и объему он близок к капитальному ремонту. Однако средний ремонт нередко проводится с периодичностью менее одного года.

Ремонт может проводиться хозяйственным или подрядным способом. Текущий и средний ремонт, как правило, осуществляется хозяйственным способом (силами ремонтной бригады предприятия). При хозяйственном способе ведения ремонтных работ в затраты включаются стоимость израсходованных на проведение ремонта материалов, запасных частей, заработная плата исполнителям, отчисления на социальное страхование, налоги, включаемые в издержки предприятия и др. Если при разборке основных средств получены материалы, детали, узлы, пригодные для дальнейшего использования, то на их стоимость уменьшаются затраты на ремонт основных средств.

Работы по законченному ремонту основных средств, выполненных хозяйственным способом, принимает комиссия, которая составляет «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств» (форма № ОС-3 Альбома типовых унифицированных форм). Акт составляется в одном экземпляре, подписывается членами комиссии, главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. В нем указывают: наименование и инвентарный номер объекта основных средств, виды выполненных ремонтных работ, сметную и фактическую стоимость ремонта, сроки его проведения, результаты проведенных после ремонта испытаний машин и механизмов.

Капитальный ремонт чаще всего проводится подрядным способом. При этом способе ремонтные работы выполняются специализированной ремонтно-строительной организацией в соответствии с заключенным договором. По окончании ремонта, выполненного подрядным способом, приемку произведенных ремонтных работ оформляют «Актом приемки выполненных строительно-монтажных работ» (форма № КС-2), который составляется в двух экземплярах (один экземпляр - для заказчика, а второй - подрядчику).

В СОАО « Могилевмебель» ремонт осуществляется подрядный способ:

Подрядный способ подразумевает, что ремонт выполняется силами специализированной сторонней организации. При этом ремонт может выполняться как из материалов подрядчика, так и из материалов заказчика.

Так на основании заказа-наряда №3726146 от 28.12.2009 года в СОАО « Могилевмебель» производился ремонт транспортного средства Wolksvagen…, специализированной сторонней организации «Автомотосервис и торговля-1» В бухгалтерском учете данная операция была отражена следующим образом:

.Прозведен ремонт автомашины Wolksvagen…,принадлежащая директору предприятия СОАО « Могилевмебель».

Д 26 К 60 116973

.Начислен НДС за оказанные услуги Д 18/12 К 60 21055

.Произведена оплата с расчетного счета за оказанные услуги

Д 60 К 51 138028

Основные средства выбывают с СОАО «Могилевмебель» по различным причинам: в результате их безвозмездной передачи, финансовых вложений предприятия, продажи неиспользуемых, ликвидации ветхих и морально изношенных объектов, недостач и стихийных бедствий. Предприятия могут сдать основные средства другим предприятиям на условиях текущей или долгосрочной аренды.

В СОАО «Могилевмебель» за 2009 год основные средства выбывали путем продаж . Такая сделка должна быть оформлена договором купли-продажи в письменной форме. Продажа должна быть осуществлена по рыночной стоимости, которую следует установить, пригласив специалистов из страховой компании, комиссионного магазина, товарной биржи, территориального органа, курирующего ценообразование.

С баланса СОАО «Могилевмебель», могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам:

если они пришли в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;

морально устарели;

в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов.

Рассмотрим пример выбытия основного средства путем продажи. 1июня 2009г. СОАО «Могилевмебель» заключила договор купли - продажи объекта основного средства, машина транспортно - погрузочная лесная МТПЛ -5-11 на базе трактора Белорус 1221,с организацией ОАО «Ивацевичдрев». На основании акта о приеме -передачи объекта основного средства №000017 от 01.06.2009г. данное основное средство было принято к бухгалтерскому учету 03.01.07,списано с бухгалтерского учета 01.06.09, инвентарный№ 00000271,заводской 253.Место нахождения объекта в момент приема - передач СОАО «Могилевмебель»,транспортная служба. Сведения о состояние объекта основного средства на дату передачи: Год выпуска- 2007; 2) Ввод в эксплуатацию-03.01.07; 3) Фактический срок эксплуатации-29 мес.; 4) срок полезного использования 4; 5) Сумма начисленной амортизации - 81146281 руб.; 6) Стоимость приобретения- 99274057руб. ;7)Остаточная стоимость-84130557 руб.

Бухгалтерские проводки, отражающие реализацию основных средств в СОАО «Могилевмебель». Хозяйственная операция:

.Списывается первоначальная стоимость объекта основных средств

Д 01/2 К 01/1 130254860

.Списывается амортизация реализуемых основных средств

Д 02 К 01/2 81146281

.Списывается остаточная стоимость основных средств

Д 91 К 01/2 84130557

4.Получена выручка от продажи основного средства

Д 62 К 91 84130557

.Начислен НДС с суммы выручки

Д 91 К 68/56 15143500

Существует еще один метод выбытия основных средств - ликвидация основных средств. Имущество, относящееся к основным средствам, целесообразно списывать в случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, или если оно не может быть реализовано. Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание на предприятиях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии в составе: главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии); начальников соответствующих структурных подразделений (служб); главного бухгалтера или его заместителя ; лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. При списании автотранспортных средств, кроме того, указывают пробег автомобиля, дают техническую характеристику его агрегатов, деталей и возможности дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки. Приведем пример списания объекта основного средства - тент на п/прицеп МАЗ 9380 гос № 7834ТА . Причина списания - физически износ. Сведения о состояние основного средства-тента:1) принят к бухгалтерскому учету 13.06.06.;2) инвентарный номер 00000227; 3) фактический срок эксплуатации 38 мес.;4) первоначальная стоимость - 1190930,00руб.;5)сумма начисленной амортизации -674863,00 руб.;6) остаточная 516067,00руб.7)списан с бухгалтерского учета 14.08.09.В бухгалтерском учете делается следующие проводки:

.Списана остаточная стоимость основного средства тента

Д 91.2 К 01.2 516067руб.

.Списана амортизация основного средства тента

Д 02.1 К 01.2 674863 руб.

.Списана балансовая стоимость основного средства тента

Д 01.2 К 01.1190930 руб.

.Начислен НДС Д 91.3 К 68 92892 руб.

. Определен финансовый результат

Д 99 К 91.9 92892 руб.

Прочих источников выбытия в СОАО « Могилевмебель» нет.

3.5 Инвентаризация и переоценка основных средств

В соответствии с п.1 статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка[11].

Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия по местам эксплуатации. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется в СОАО «Могилевмебель» руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Независимо от принятой учетной политики организации проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов один раз в пять лет;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством РБ.

Сведения о фактическом наличии имущества в СОАО «Могилевмебель» записывается в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:1) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учёта, а также технических паспортов и другой технической документации; 2) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учёта или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом, постановлением или распоряжением руководителя организации, который оформляется по унифицированной форме № Инв-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»[10]. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоёмы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации. При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтённых объектов должна быть произведена с учётом рыночных цен, а износ определён по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Для отражения фактического наличия основных средств в местах нахождения и на всех этапах их движения в СОАО «Могилевмебель» применяется инвентаризационная опись основных средств по форме № Инв-1. Основными средствами вносят в описи по наименованиям в соответствии с основными назначениями объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учёте, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объект и привести в описи данные о производственных изменениях. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и др.Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковые стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учёта, в описях приводится по наименования с указанием количества этих предметов. Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и др.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении или арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой даётся ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду. Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов. Для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от учетных данных в СОАО «Могилевмебель», применяются сличительные ведомости по форме № Инв-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов». Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу или лицам. Описи подписывают все члены комиссии и материально-ответственные лица, и передают в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в карточки и регистры учета. При выявлении отклонений от учетных данных составляется сличительная ведомость, в которой указывается перечень недостающих и неучтенных объектов и их стоимость. Заключение по результатам инвентаризации оформляется протоколом, который утверждается руководителем организации. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации (проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) - в годовом бухгалтерском отчете.

В бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации как неучтенные объекты основных средств приходуются записью: Дебет 01, Кредит счета 91. После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач основных средств руководитель организации принимает решение о порядке их списания. Остаточная стоимость недостающих основных средств относится на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» для выяснения причин и виновников: Дебет счета 94, Кредит счета 01. В последующем выявленная недостача взыскивается с виновных лиц: Дебет счета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», Кредит счета 94. При отсутствии конкретных виновников недостача относится на счет 91: Дебет счета 91, Кредит счета 94.

В СОАО « Могилевмебель» проводилась инвентаризация основных средств, находящихся в транспортной службе .По результатам на 05.01.10 отклонений от данных в бухгалтерском учете от фактического выявлено не было.

Переоценка основных средств - это разовое изменение их полной восстановительной стоимости в соответствии с рыночной конъюнктурой. В мировой практике к переоценке основных средств принято обращаться при сложившемся уровне инфляции выше 10%. В настоящее время принят Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», который определяет условия проведения переоценки по состоянию на 01 января 2010 года, следующего за отчётным. Согласно данному документу, переоценка основных средств 2010 года может быть проведена либо индексным методом, либо методом прямого пересчёта стоимости. При этом переоценка основных средств индексным методом может быть проведена бухгалтерией самостоятельно, т.к. данный метод переоценки основных средств предприятия основан на использовании индексов, которые из-за своего статистического происхождения для каждой переоцениваемой единицы имеют вероятностный характер. Другими словами, в общем случае можно сказать, что переоценка по индексам далека от действительности. Тем не менее, большинство предприятий предпочитают использовать этот метод в силу простоты исполнения, а также не зная, как провести переоценку иным способом.

При переоценке имущества организации применяют следующие методы:

прямой оценки - пересчет стоимости объектов имущества в цены на 1 января года, следующего за отчетным, на новые объекты, аналогичные оцениваемым, с использованием документов и материалов, подготовленных организацией, самостоятельно осуществляющей переоценку, или субъектом, занимающимся оценочной деятельностью;

пересчета валютной стоимости - пересчет стоимости объектов имущества в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на 31 декабря отчетного года;

индексный - пересчет стоимости объектов имущества с использованием коэффициентов изменения их первоначальной и (или) остаточной стоимости на 1 января года, следующего за отчетным, дифференцированных по периодам принятия объектов на бухгалтерский учет.

Метод прямой оценки

Метод прямой оценки предполагает проведение переоценки путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов в цены, сложившиеся на 1 января 2010 года на новые объекты, аналогичные оцениваемым и подтвержденные документально организацией, самостоятельно осуществляющей переоценку, или субъектами хозяйствования, занимающимися оценочной деятельностью. Для документального подтверждения восстановительной стоимости объектов при применении метода прямой оценки по состоянию на 1 января 2010 года могут быть использованы следующие документы и материалы:

сведения о стоимости производства аналогичных видов основных средств от организаций-изготовителей (с учетом расходов по приобретению, доставке, монтажу и установке);

сведения об уровне цен от торгующих организаций;

сведения об уровне цен на основные средства, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;

сведения об уровне цен на основные средства, опубликованные в информационном бюллетене «Цены и тарифы», либо представленные по запросу организации информационно-аналитическим центром по ценам научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь;

заключения о восстановительной стоимости зданий, сооружений и других объектов, входящих в состав основных средств, подготовленные оценщиками.

При применении метода прямой оценки могут быть использованы документально подтвержденные сведения о цене соответствующего объекта в иностранной валюте на дату переоценки, которая пересчитывается по курсу Национального банка Республики Беларусь на 31 декабря 2009 года. Следует иметь в виду, что сведения используются без учета налога на добавленную стоимость. Если цена объекта основных средств приведена с учетом налога на добавленную стоимость, организация может произвести самостоятельный расчет и вычесть из этой цены сумму налога на добавленную стоимость.

Индексный метод

Индексный метод предполагает проведение переоценки путем индексации первоначальной стоимости отдельных объектов с применением коэффициентов (индексов) пересчета стоимости основных средств, дифференцированных по группам основных средств и периодам ввода в эксплуатацию. Для определения индекса пересчета стоимости каждый объект основных средств необходимо соотнести с таблицей групп и видов основных средств при их переоценке на 1 января 2009 года. Группировка основных средств при их переоценке осуществляется на основе шифров Единых норм амортизационных отчислений, в соответствии с которыми организация начисляла амортизацию по каждому объекту основных средств. После отнесения объекта основных средств определенной группе его первоначальная стоимость по состоянию на 1 января 2010 года умножается на соответствующий коэффициент. Особое внимание при применении данного метода необходимо обратить на переоценку основных средств, по которым в 2009 году осуществлялась реконструкция либо модернизация, на переоценку основных средств, полученных безвозмездно от других организаций, на переоценку основных средств, по которым производилась переоценка при списании курсовых разниц, и на переоценку основных средств, бывших в лизинге.

Приведем пример переоценки основных средств в СОАО «Могилевмебель». Согласно ведомости переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2010 года, автомашина МАЗ 555102-2123 до переоценки первоначальная стоимость составила 47670032,согласно индекса пересчета- 1,0437 т.о. восстановительная цена после переоценки -47670032*10,437=49753212 .Амортизация до переоценки - удельный вес в первоначальной стоимости до переоценки составил 66,68,рассчитаем сумму амортизации после переоценки 49753212*66,68/100=33175442.По результатам проведенной инвентаризации в бухгалтерском учете составляются следующие проводки:

.Стоимость автомашины МАЗ 555102-2123 до оценки по первоначальной стоимости Д 01 К 83 2083180

.Списана амортизация на автомашину МАЗ 555102-2123 до оценки

Д 83 К 02 1200342210

Метод пересчета валютной стоимости

Если импортированные основные средства, изготовленные зарубежными производителями, приобретались за иностранную валюту, их переоценка может быть произведена путем пересчета их первоначальной стоимости в иностранной валюте по курсу Национального банка Республики Беларусь на 31 декабря 2009 года. При переоценке такого объекта по курсу Национального банка необходимо для определения его восстановительной стоимости произвести следующий расчет: пересчитать стоимость таможенных платежей и иных затрат по приобретению, доставке, монтажу и установке, которые уплачивались в белорусских рублях, в иностранную валюту по курсу Национального банка на момент их уплаты и прибавить эту стоимость к валютной стоимости объекта. Рассчитанная таким образом первоначальная стоимость объекта в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка на 31 декабря 2009 года.

3.6 Основные направления совершенствования в контексте методологии аудита

Одним из направлений в совершенствования учета основных средств является автоматизация. Практически в любой программе автоматизация учета начинается с ввода исходных данных, то есть необходимо внести в базу данных (справочник) все имеющиеся на предприятии основные средства. На каждый объект основных средств создается инвентарная карточка, только в электронном виде. Рассмотрим систему ведения учета основных средств в «1С: Управление производственным предприятием 8 » Выполнение производственной программы в срок и оптимальное использование ресурсов возможно при качественном планировании технического обслуживания и ремонта основных средств предприятия. Используя возможности подсистемы управления ремонтами, предприятия могут осуществлять планирования и учет деятельности по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования:

·Вести нормативную базу для обслуживание основных средств;

·Планировать обслуживание основных средств и ресурсы для его проведения;

Подсистема позволяет автоматизировать все типовые операции учета основных средств:

·Принятие к учету;

·Изменение состояние;

·Начисление амортизации;

·Изменение параметров и способов отражения затрат по амортизации;

·Учет фактической выработки основных средств;

·Комплектация и разукомплектация, перемещение, модернизация, списание и продажа основных средств;

Поддерживает широкий спектр способов расчета амортизации:

·Линейный способ;

·Пропорционально объему выработки;

·По единым нормам амортизационных отчислений;

·Способ уменьшаемого остатка;

·По сумме чисел срока полезного использования;

·По индивидуальному графику амортизации;

Подсистема позволяет получать детальную информацию о состоянии основных средств, анализировать степень их износа и отслеживать выполнение работ по обслуживанию[1].

Несмотря на достаточную детализацию информации на субсчетах, открываемых к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», следует отметить, что действующая методика учета вложений во внеоборотные активы не в полной мере отвечает требованиям современных условий хозяйствования, рекомендациям международных стандартов финансовой отчетности и Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Во-первых, по данным счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» нельзя определить объем вложений, направляемых на создание (строительство) и приобретение объектов производственного назначения, непосредственно участвующих в процессе получения прибыли, и вложений в объекты непроизводственного назначения, которые, на наш взгляд, не следует брать в расчет при определении эффективности хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Отсутствие такого разделения вложений на счетах бухгалтерского учета уменьшает информативность учетных данных и, тем самым, затрудняет анализ и контроль использования имеющихся в организации внеоборотных активов, что недопустимо в современных условиях хозяйствования. Во-вторых, необходимо отметить, что в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражается любое поступление внеоборотных активов, в том числе основных средств по договору лизинга, долгосрочной аренды, проката, а также нематериальных активов в части паушального платежа, приобретенных по лицензионным договорам. На наш взгляд, такая методика учета не совсем правильная, поскольку не позволяет вести отдельный учет вложений в приобретение и создание (строительство) собственных внеоборотных активов и внеоборотных активов, полученных на правах временного владения и пользования. Кроме того в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» организация имеет право на своем балансе отражать только принадлежащие ей средства, а активы, полученные во временное владение и пользование без перехода права собственности на них, должны учитываться на забалансовых счетах. Для устранения указанных выше неточностей и противоречий и усиления информативности учетных данных, предлагается такая методика бухгалтерского учета инвестиций во внеоборотные активы, которая позволяет получить информацию по следующим направлениям:

  • по принадлежности субъекту предпринимательства: внеоборотные активы, принадлежащие организации, и внеоборотные активы, приобретенные организацией на правах владения и пользования;
  • по объектам вложений и видам затрат: вложения в приобретение и создание (строительство) основных средств, нематериальных активов, прочих объектов внеоборотных активов (в соответствии с существующей методикой учета вложений во внеоборотные активы);
  • по сфере вложений: вложения во внеоборотные активы производственного и непроизводственного назначения.

Для реализации первой классификации предлагается использовать два счета: счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» для отражения затрат по приобретению и созданию (строительству) внеоборотных активов в собственность и счет 09 «Вложения во внеоборотные активы, приобретенные во временное владение и (или) пользование». На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» найдут свое отражение затраты по приобретению и созданию (строительству) основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов, приобретенных в собственность. Счет 09 «Вложения во внеоборотные активы, приобретенные во временное владение и пользование» предназначен для учета затрат, понесенных субъектами предпринимательства при приобретении и эксплуатации не принадлежащих им внеоборотных активов (взятых во временное владение и пользование с правом и без права выкупа). Сами внеоборотные активы, полученные в аренду, лизинг, прокат должны учитываться на забалансовых счетах 001 «Арендованные основные средства» и 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование» до момента их возврата (прекращения действия лицензионного договора) или принятия на свой баланс. Оба счета являются активными калькуляционными и служат для исчисления первоначальной и восстановительной стоимости внеоборотных активов. К указанным счетам рекомендуется открыть субсчета, позволяющие получить информацию об объектах вложений и видах затрат, а также определяющие сферу вложений. Действующим планом счетов не предусмотрено ведение отдельного учета инвестиций в приобретение и строительство основных средств и нематериальных активов, которые будут использоваться непосредственно в производственной (торговой) деятельности, и инвестиций в приобретение (создание) внеоборотных активов общехозяйственного и непроизводственного назначения. Отсутствие данной информации приводит к искажению показателей эффективности инвестиционных вложений, поскольку в большинстве случаев не наблюдается прямая связь между получаемыми организациями выгодами и вложениями не в производственные внеоборотные активы [29].

Также хотелось бы предложить СОАО «Могилевмебель» создать резервный фонд на ремонт основных средств. Образование резерва расходов на ремонт основных средств предусматривается учетной политикой организации. Он создается по разработанным предприятием нормативам отчислений на покрытие предполагаемых затрат на ремонт основных средств и включается в издержки обращения. Для учета ремонтного фонда /резерва/ используется пассивный синтетический счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств». Сальдо по данному субсчету отражает сумму неиспользованного резерва на указанные работы, оборот по дебету - использование резерва в отчетном периоде на оплату работ и услуг, связанных с проведением ремонта основных средств, оборот по кредиту - суммы ежемесячно создаваемого резерва за счет включения их в затраты. Отчисления в ремонтный фонд ежемесячно отражаются в размере 1/12 сметной годовой стоимости ремонтных работ. В течение года фактически произведенные затраты по ремонту основных средств списываются за счет созданного ремонтного фонда.

Правильность образования и использования сумм резерва расходов на ремонт на конец года проверяется и при необходимости, корректируются: если фактические затраты превышают начисленный резерв расходов на ремонт, то сумма превышения относится на затраты. Исключение составляют случаи, когда срок окончания ремонтных работ приходится на следующий отчетный год (январь). В этом случае в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции с кредитом счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Излишне начисленная сумма резерва по окончании ремонтных работ корректируется методом «красное сторно».

Учетной политикой организации в соответствии с отраслевыми нормативными документами предусматривается порядок формирования ремонтного фонда, нормативы производимых отчислений. Отчисления в ремонтный фонд отражают в издержках производства или обращения в соответствии с законодательством. Образование ремонтного фонда в соответствии с установленными организацией нормативами отражается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» субсчет «Ремонтный фонд». При неизменной учетной политике организации остаток образованного ремонтного фонда в конце года не сторнируется. Затраты на ремонт арендованных (сданных в аренду) основных средств, производимые в соответствии с условиями договора за счет средств арендодателя списываются в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы»; затраты арендатора - включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с законодательством. Аналитический учет расходов на ремонт основных средств ведется в разрезе отдельных объектов ремонта[29].

Одним из путей совершенствования является переход на международные стандарты в области учета основных средств. К основным средствам в международной практике относят стоимость материальных активов, которые предполагается использовать в хозяйственном обороте, и которые обеспечат предприятию получение экономических выгод в будущем. Для распознавания основных средств среди прочих активов в международной практике используются три основных признака, которым должны удовлетворять приобретаемые объекты. К числу таких признаков относят: цель приобретения, длительность срока использования, наличие материальной формы. Чтобы принятые на баланс материальные активы были учтены в составе основных средств, они должны использоваться в качестве средств труда для организации основной деятельности предприятия- производства продукции, выполнения работ либо оказания услуг. МСФО №16 допускает приобретение основных средств с целью последующей передачи их в аренду либо для использования в административных целях. Длительность срока эксплуатации дает основание для разработки и применения методики перенесения стоимости основных средств на готовый продукт в течение всего времени их полезного использования. Классификация основных средств в зарубежной учетной практике приводится в наиболее общем виде. Она и используется для обобщения особенностей начисления амортизации и учета отдельных групп амортизируемых активов. Для достижения этой цели в составе основных средств выделяются следующие классификационные группы: земля, здания и сооружения, машины и оборудование. выделение трех классификационных групп в составе основных средств связано также с особенностью формирования первоначальной стоимости объектов в момент их приобретения, поскольку каждая хозяйственная операция предполагает использование различных форм хозяйственных договоров и различный состав расходов по их исполнению.

Согласно принципу соответствия в зарубежной учетной практике уделяется первостепенное внимание соотношению доходов и расходов в рамках одного отчетного периода. Поэтому МСФО №4 «Учет амортизации» устанавливает правила распределения стоимости механизма амортизационных отчислений. Однако решение данного вопроса может быть получено только при определении принципов достоверной оценки основных средств. Согласно требованиям международных стандартов выделяют несколько вариантов оценок основных средств, каждая из которых имеет свое целевое назначение.[29] Постановка на учет основных средств производится по первоначальной стоимости. При определении первоначальной стоимости основных средств в международной практике действует правило, согласно которому «все затраты, необходимые для приведения основного средства в рабочее состояние, относятся на его первоначальную стоимость». Она определяется с целью постановки объекта на учет и в дальнейшем используется при определении суммы амортизационных отчислений и износа. Наиболее общими позициями, формирующими первоначальную стоимость основных средств, являются:

. Покупная (контрактная) цена за вычетом скидок, предоставленных продавцом.

. Не возмещаемые налоги в составе стоимости реализации.

. Таможенные сборы.

.Комиссионные, уплаченные агентам по торговле недвижимостью.

.Расходы, прямо относящиеся к приведению основных средств в рабочее состояние (транспортировка, подготовка участка, монтаж).

МСФО устанавливают наиболее общие правила определения первоначальной стоимости отдельных видов основных средств. Первоначальная стоимость основных средств, установленная в момент постановки их на учет, в дальнейшем используется для начисления суммы амортизации и износа и определения амортизируемой стоимости.

В зарубежной учетной практике отсутствуют единые нормы амортизации. Поэтому при постановке на учет основных средств наряду с первоначальной стоимостью определяют максимальный срок их полезного использования и ликвидационную стоимость на момент выбытия. Эти показатели позволяют рассчитать норму амортизации и в дальнейшем производить расчет суммы амортизационных отчислений.

Под ликвидационной стоимостью в международной учетной практике понимают оценку основных средств, установленную на момент их выбытия (списания с баланса). Ликвидационная стоимость определяется бухгалтером с учетом его опыта. Если личного опыта бухгалтера не достаточно, то для этих целей может привлекаться независимый эксперт-оценщик. Величина ликвидационной стоимости будет зависеть от предполагаемого срока и интенсивности использования объектов основных средств.

В понятие срока полезного использования включают продолжительность периода, в течение которого будет производиться распределение стоимости объекта основных средств посредством начисления амортизации. Он также устанавливается экспертным путем либо на основании опыта бухгалтера. Разность между первоначальной и ликвидационной стоимостью основных средств называется амортизируемой стоимостью.

Достоверное определение ликвидационной стоимости и срока полезного использования основных средств позволяют определить норму амортизации. Она рассчитывается как частное от деления единицы на срок полезного использования объекта. Сумма амортизационных отчислений за год определяется умножением амортизируемой стоимости на установленную норму амортизации.

Таким образом, основные отличия в методике оценки основных средств в отечественной и зарубежной практике связаны с различными подходами к определению их полезного использования. Если при организации учета за рубежом сроки использования основных средств и определение норм амортизации устанавливаются предприятиями самостоятельно, то в нашей учетной практике они четко установлены в составе Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств. Использование единых норм амортизационных отчислений приводит к тому, что сумма амортизации, начисленная по одноименным объектам основных средств, будет зависеть от сформированной первоначальной стоимости, на которую могут оказывать влияние как объективные, так и субъективные факторы. Действие этих факторов фиксируется только в момент постановки на учет основных средств и не позволяет учесть последствия физического и морального износа, возникающие в связи с продолжительностью и интенсивностью их использования в течение установленного периода эксплуатации.

Износ основных средств в международной практике рассматривается как процесс распределения стоимости объекта в течение всего срока его полезного использования. Международные стандарты предусматривают различные методы определения износа основных средств. Их выбор основывается на безусловном исследовании одной их двух концепций. Согласно первому подходу наиболее интенсивная эксплуатация основных средств осуществляется в первые годы их использования, и поэтому именно в этот период должна быть начислена наибольшая сумма их износа. Свое выражение на практике данная концепция получила в разработке и применении методов ускоренной амортизации основных средств. Согласно второй концепции в первые годы эксплуатации основные средства нуждаются в минимальных затратах, связанных с поддержанием их в рабочем состоянии. При этом они не требуют капитального ремонта и модернизации и в наименьшей степени нуждаются в замене при постоянных условиях производства. Поэтому в первые годы их интенсивной эксплуатации возможно начисление минимальной суммы износа. Реализация второй концепции на практике достигается в результате использования методов замедленной амортизации. Однако в международных стандартах эта концепция не нашла своего отражения и подтверждения.

Заключение

В современных условиях для успешного функционирования предприятия на рынке, необходимо наличие для руководства предприятия, а также внешних пользователей, точной информации о состоянии имущества и обязательств организации. Информацию, объективно отражающую экономическое положение предприятия, можно получить из данных бухгалтерского учета организации. В связи с расширением прав предприятия в области постановки и ведения бухгалтерского учета (в зависимости от принятой учетной политики) перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета объектов основных средств, капитальных и финансовых вложений и т.д. Производственно - хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных производственных средств. Основные средства играют огромную роль в процессе производства, так как они в своей совокупности образуют производственно- техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

Информацию о состоянии основных средств можно получить, проведя учет анализ в конкретной организации. В данной курсовой работе рассматривается СОАО «Могилевмебель». Согласно проведенным исследованиям в СОАО «Могилевмебель» можно сделать следующие выводы. Бухгалтерский учет на предприятии ведется с использованием регистров журнально-ордерной формы в полном соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности Республики Беларусь, Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, другими действующими нормативными актами в области методологии бухгалтерского учета.

Для улучшения учетной системы СОАО «Могилевмебель»и более эффективного использования на данном предприятии основных средств были предложены пути устранения выявленных недостатков:

.Было предложено финансовому отделу следить за выполнением сроков оплаты, требований по предоставленные услуги;

.Поскольку своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы предприятия, сокращает простои, увеличивает срок службы основных средств, и предприятию было предложено создать ремонтный фонд для равномерного отнесения затрат по ремонту на себестоимость продукции;

.Для усовершенствования бухгалтерского учета в СОАО «Могилевмебель» было рекомендовано автоматизировать учет основных средств с помощью бухгалтерской программы «1С:Управление производственным предприятием 8», что позволит ускорить процесс оформления операций, связанных с движением основных средств, и избежать многих ошибок.

Все названные рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств позволят улучшить учетную работу предприятия, организацию оперативно-технического учета, увеличить возможности функционирования основных средств в СОАО «Могилевмебель», а также позволят приблизиться к системе организации бухгалтерского учета, ориентированной на положительный зарубежный опыт и международные стандарты бухгалтерского учета.

Список использованных источников

1.Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 04.05.98 г. №694//Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь-1998 г., №13.

.Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств: утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 г. №127// Рэспублика от 24.01.2002, №17. (с изменениями и дополнениями от 10.01.09.№3).

..Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.10.2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями) №1493 «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь».

.Гражданский Кодексе Республики Беларусь от 07.12.1998 г. (с изменениями и дополнениями от 28.12.09).

.«Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий» от 01.11.1991 г. №56. (с изменениями и дополнениями от 04.03.94 №38)

.Инструкция об особенностях проведения инвентаризации, оценки и постановки на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности: утв. Постановлением Государственного патентного комитета, Министерства финансов, Комитета по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции и Государственного комитета Республики Беларусь от 10.05.2001 г. №22/51/21-0/64// Рэспублика от 19.07.2001, №161. (с изменениями и дополнениями от 10.01.09.№3)

.Указ Президента Республики Беларусь № 622 от 20.10.06 о вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов

.Положение по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденное постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001г. (с изменениями и дополнениями от 30.10.09) №118

. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Министерством финансов Республики Беларусь от 05.12.1995 г №54// Бюллетень нормативно-правовой информации.-1996, №3.

.Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25.06.2001 г. (с дополнениями изменениями).// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-2005, №63.

. Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации: Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.99 г.№311// Рэспублика от 05.01.2000 г., №2-3.(с последующими изменениями и дополнениями)

.Об утверждении Временного республиканского классификатора основных средств и нормативных сроков их службы: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 г. №186//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-2001, №114. . (изменения и дополнения от 02.11.09 г. №173)

. Постановление Министерства финансов РБ от 30.05.03 г. №89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета//Национальный реестр правовых актов РБ №8/9975.(с последующими изменениями и дополнениями).

. Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: утв. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.11.2001 г.№187/110/96/18// Рэспублика от 20.12.2001,№301.(с последующими изменениями и дополнениями)

. Положение по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов: утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 г.№118//Рэспублика от 17.01.2002, №11.(с последующими изменениями и дополнениями)

. Белый И.Н. и др. Теория бухгалтерского учета: Учебник. Мн.: ООО «Мисанта»,2005.

. Бухгалтерский учет/ Под общ. ред. Тишкова И.Е. Мн.: Вышэйшая школа,2005 .

. Бухгалтерский учет: Практикум/ Под ред. Нестеровой Г.Н. Мн.: БГЭУ,2004.

. Громов В.Г., Громова М.Б. Бухгалтерский учет и аудит: Мн.: Герда, 2004

. Каморджакова Н.А., Карташов И.В. Бухгалтерский учет в схемах и рисунках. М.:ИНФРА-М,2002.

.Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика,2003.

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М,2002.

.Ладутько Н.И., Борисевский П.Е. Бухгалтерский учет/Под ред. Н.И. Ладутько.Мн.: Изд-во ФУ Аинформ,2003.

.Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет. Мн.: ФУА ИНФОРМ,2004.

.Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. Мн.: ООО «Мисанта»,2005.

.Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика,2003.

. Стражева Н.С. Бухгалтерский учет: Практическое пособие. Мн.,2004

.Жуковская Е.М. Проблемы и пути развития учета вложений во внеоборотные активы в условиях инновационной экономики.- «Бухгалтерский учет и анализ»:-2009,№5.

30.1C:Управление производственным предприятием. «Управление основными средствами и ремонтами». - Интернет ресурс www.1c.ru <http://www.1c.ru> / its


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!