Регионально-экономический исследование автотранспортного предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,04 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регионально-экономический исследование автотранспортного предприятия














Курсовая работа

«Регионально-экономический анализ автотранспортного предприятия»

Введение

Автомобильный транспорт выполняет огромные объемы перевозок грузов и пассажиров. С каждым годом потребность населения в автомобильных перевозках увеличивается. Транспорт должен своевременно, качественно и полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках. Автомобильный транспорт, осуществляя доставку продукции предприятиям и организациям, выполняет основную функцию снабжения - обеспечивает промышленные предприятия необходимым сырьем, топливом, полуфабрикатами. Своевременно доставляя материальные ресурсы, транспорт способствует выполнению планов производства продукции. Для повышения экономической эффективности его работы необходимо устранение нерациональных перевозок, применение прогрессивных способов перевозки грузов (в контейнерах и пакетах), повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ и др.

Неуклонный рост грузооборота, количественное и качественное развитие материальной базы транспорта, совершенствование организации и управления автомобильным транспортом требуют повышение уровня знаний всех специалистов, связанных с транспортным процессом, в области экономики транспорта и организации грузовых перевозок.

1. Географическая характеристика

Иркутская область входит в состав Восточно-Сибирского экономического района. Она расположена почти в центре Азии, на основных транспортных магистралях, соединяющих Европу с дальневосточными районами России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Административно-хозяйственным и культурным центром Иркутской области и всей Восточной Сибири является Иркутск. Расстояние от Иркутска до Москвы по железной дороге - 5192 км до Владивостока - 4106 км. Разница во времени между Иркутском и Москвой -5 ч, между Иркутском и Владивостоком -2 ч.

1.1 Площадь территории и границы

Иркутская область занимает площадь 767,9 тыс. км 2 (4,6% российской территории). По этому показателю она находится на шестом месте в России, уступая только Республике Саха, Красноярскому и Хабаровскому краям, Тюменской и Магаданской областям.

Область граничит со всеми субъектами федерации, входящими в состав Восточно-Сибирского экономического района: на западе с Красноярским краем, на востоке с Читинской областью, на юго-востоке и юге - с Республикой Бурятией, на юго-западе - с Республикой Тыва. На северо-востоке граница проходит с Республикой Саха (Якутией), которая входит в состав Дальневосточного экономического района. Общая протяженность границ превышает 7240 км, в том числе по озеру Байкал - 520 км.

Иркутская область больше любого западноевропейского государства. На ее территории смогли бы разместиться Италия, Дания, Бельгия, Великобритания, Португалия и Голландия вместе взятые.

1.2 Рельеф

Большая часть области расположена в пределах Среднесибирского плоскогорья, в бассейнах верхних течений Ангары, Лены и Нижней Тунгуски. На юго-западе в ее пределы вклиниваются горные массивы Восточного Саяна, на востоке - Приморский и Байкальский хребты, Становое и Патомское нагорья. В состав Иркутской области входит часть водной поверхности оз. Байкал. Самая низкая точка находится на дне оз. Байкал, вблизи о. Ольхона, и соответствует отметке 1181 м ниже уровня моря. Самая высокая - на вершине Кодарского хребта, на отметке 2999 м выше уровня моря. Общий перепад высот в пределах области-4180.

1.3 Климат

По климатическим условиям территория области выделяется среди других регионов страны, лежащих в тех же широтах, но находящиеся в Европейской России или на Дальнем Востоке. Здесь более длинная зима, более амплитуда температур воздуха, значительное количество часов солнечного сияния.

Удаленность от морей и расположение в центре Азиатского материка придает климату резко континентальный характер. Максимальные годовые перепады температур воздуха могут превышать 80 °, а суточные - 30 °. Среднегодовая температура воздуха почти на всей территории области отрицательная (в Иркутске - 1 °С, в Братске - 2 °С, в Бодайбо - 6 °С).

На климат Иркутской области оказывает влияние оз. Байкал и ангарские водохранилища. В прилегающих к ним районам зима заметно мягче, а лето прохладнее. Громадная масса воды и площадь этих водоемов сглаживают резкие среднегодовые и среднесуточные перепады.  

1.4 Население

В настоящее время население области составляет около 2,8 млн. чел. (20 место по России), проживающих в 1,5 тыс. больших и маленьких населенных пунктах. Городское население составляет 2190 тыс. чел. Свыше половины населения проживает в четырех промышленно развитых районах: Иркутском, Братском, Ангарском и Усольском.

В настоящее время на 1 км 2 территории проживает в среднем 3,6 чел. Среднее значение по России - 8,7 чел. на 1 км 2.

Население в области размещено крайне неравномерно. Основная его часть (75%) проживает в юго-западных районах, расположенных вдоль Транссибирской магистрали. При этом значительные территории остаются слабоосвоенными и малозаселенными. Неравномерность распределения населения обуславливается экономико-географическими различиями районов области, историческими особенностями их заселения.

Постоянный приток в область населения из различных регионов страны обусловил его разнообразный национальный состав. Основную группу населения составляют русские (90,1%), вторую по численности украинцы (3,5%), третью - татары (1,3%), четвертую - буряты (1,1%).


2. Анализ, экономико-географическое положение региона

Как самостоятельная единица Российского государства Иркутская губерния появилась на карте России в 1764 году. В то время она простиралась от Енисея до Аляски. Современные границы области установлены в сентябре 1937 года. Иркутская область занимает удобное экономико-географическое положение в центре азиатской части России, на важнейших путях общероссийского и мирового значения.

По богатству и разнообразию ресурсного потенциала Иркутская область лидирует среди субъектов Российской Федерации. Ее территория имеет самую высокую лесистость (78%), здесь сосредоточено 11% общероссийских запасов древесины. Разведаны крупные залежи золота, редких металлов, легкообогатимых железных руд, слюды, магнезита, талька, калийной и поваренной соли, цветных и поделочных камней. Это один из немногих регионов России, где имеются все виды собственных топливно-энергетических ресурсов - более 7% общероссийских запасов угля, столько же нефти и горючего газа, 10% гидроэнергоресурсов. На территории области расположено крупнейшее на востоке России Ковыктинское газоконденсатное месторождение, крупнейшее в стране Сухоложское месторождение рудного золота, крупнейшая в мире Саянская редкоземельная провинция и др. Высока вероятность открытия промышленных месторождений алмазов.

Уникальное сочетание топливно-энергетических, лесных и минерально-сырьевых ресурсов предопределяет энергопромышленную специализацию Иркутской области, создает благоприятные условия для ее устойчивого экономического развития.

В Иркутской области действуют крупнейшие в стране промышленные комплексы - топливно-энергетический, горнодобывающий, лесопромышленный, нефтехимический. Мощное развитие получили машиностроение и цветная металлургия.

Иркутская энергосистема способна вырабатывать до 75 млрд. кВт-ч электроэнергии при самых лучших в стране технико-экономических показателях.

В области проживает всего 1,9% жителей России, при этом она дает 85% общероссийского объема слюды, производит 53% синтетических смол и пластмасс, столько же целлюлозы, 50% азотных удобрений и каустической соды, более трети алюминия, 10% золота, 9% нефтепродуктов, 7% электроэнергии, 6% угля, 5% железной руды.

В пределах области находится озеро Байкал - крупнейшее и древнейшее (25 млн. лет) пресноводное озеро планеты. В нем сосредоточено 80% российских и 20% мировых запасов пресных поверхностных вод. В Прибайкалье имеются уникальные условия для развития туризма и отдыха. Неповторимая красота, многочисленные минеральные источники, чистейший горно-таежный воздух и обилие солнечных дней делают весьма перспективными инвестиции в рекреационный комплекс.

По своему научно-образовательному потенциалу область занимает второе место в Сибирском федеральном округе после Новосибирской области. Действует Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, крупные вузы, отраслевые институты.

Мощный ресурсный, энергопромышленный и научно-образовательный потенциал делает Иркутскую область весьма привлекательной в инвестиционном плане.

2.1 Анализ, экономико-географическое положение г. Иркутск

Предприятие ЗАО «Иркутскэнерготранс» располагается в городе Иркутск. Образовался город в 1661 году. Сейчас Иркутское муниципальное образование насчитывает 92,5 тыс. га. Население - 281,2 тысячи человек.

Иркутск - крупнейший в стране промышленный центр общероссийского значения с мощными предприятиями химической и нефтехимической промышленности. В городе большую долю занимают предприятия по производству машиностроения, металлообработки, строительных материалов, предприятия легкой и пищевой промышленности.


3. Потребности Иркутской области в перевозках всеми возможными видами транспорта

На территории области действуют все виды транспорта, которыми ежегодно перевозится примерно 500 млн. пассажиров и 65 млн. т различных грузов.

3.1 Потребности региона в железнодорожных перевозках

Главная транспортная артерия области - Восточно-Сибирская Железная Дорога (ВСЖД), проходящая в основном по южным районам. ВСЖД является частью Транссибирской магистрали. По ней ежегодно провозится около 70 млн. тонн груза. Общая протяженность железнодорожных путей составляет 2700 км. В том числе электрифицированных путей - 83% от всей эксплуатационной длины.

Ввод в эксплуатацию ВСЖД способствовал интенсивному заселению, освоению территории, ее ресурсов и формированию промышленных центров.

Основная номенклатура груза: лес, уголь, черные и цветные металлы, продукты нефтехимии, строительные материалы.

3.2 Потребности региона в водных видах транспорта

Внутренний водный транспорт имеет небольшой удельный вес в грузо и пассажирообороте. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Негативное влияние также оказывает сезонный характер речных перевозок. В Сибири ледостав составляет 200-240 дней.

В Иркутской области судоходными реками являются: Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска; Иркутское, Братское, Усть-Илимское водохранилища. А также перевозки осуществляются по озеру Байкал

Водным транспортом в области перевозится около 10% от общего объема грузооборота. В структуре перевозок как железнодорожным, так и речным транспортом преобладают уголь, нефть, нефтепродукты, лес, руда, строительные материалы и прочие строительные грузы.

3.3 Потребности региона в автомобильных перевозках

Автомобильным транспортом в Иркутской области ежегодно перевозят около 5 млн. т. груза, около 250 млн. пассажиров. Развитая сеть автодорог позволяет доставить грузы автомобильным транспортом почти в любую точку России, а также в Китай и Монголию. Общая протяженность дорог с твердым покрытием - около 20000 км.

Автомобильным транспортом в Иркутской области при небольшой густоте железных дорог и сравнительно малой протяженности судоходных речных путей имеет большое значение. Он обеспечивает и внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и пассажиров.

3.4 Потребности региона в авиационных перевозках

В Иркутской области воздушные перевозки осуществляются через 2 крупных аэропорта в Иркутске и Братске. Эти аэропорты являются международными. Через них обслуживаются прямые и транзитные международные рейсы на Японию, Китай, Южную Корею, Монголию, а также ряд европейских государств.

Над территорией области проходят международные авиалинии. Важное значение имеет авиатранспорт для северных районов области. Для некоторых из них он является единственным средством сообщения.

3.5 Потребности региона в трубопроводном транспорте

В Иркутской области этот вид транспорта представлен нефтепроводом Западная Сибирь - Ангарск. Он обеспечивает непрерывную работу Ангарского Нефтехимического завода. Введен в эксплуатацию нефтепровод Ангарск - Зима (250 км), который снабжает этиленом Саянскхимпром. В перспективе в Иркутской области будет построен газопровод с Ковыктинского газоконденсатного месторождения.

3.6 Потребности региона в электронном транспорте

«Иркутскэнерго» поставляет энергию по ЛЭП напряжением 220 кВт в республику Бурятию, Читинскую область, Монголию. В перспективе - Китай и Северная Корея.


4. Характеристика предприятия

ЗАО «Иркутскэнерготранс» является дочерним обществом крупнейшей в Иркутской области компании - ОАО «Иркутскэнерго». Закрытое акционерное общество «Иркутскэнерготранс» было создано 30 декабря 2003 г., и работает на рынке автоперевозок с января 2004 года.

Основным направлением деятельности компании являются междугородние автоперевозки грузов, выполнение работ специализированным подвижным составом по Иркутской области, и за её пределами.

При создании предприятия, получен и накоплен передовой опыт повышения эффективности работы автотранспортного подразделений, через снижение издержек предприятия, оптимизацию схем перевозки грузов и работы спецтехники, реализацию невостребованной техники, а также реализацию услуг на внешнем рынке.

Компания располагает широким разномарочным автопарком, насчитывающим порядка 900 единиц техники, расположенным по всей территории Иркутской области. В состав предприятия входит 10 подразделений.

Опытные диспетчера всегда помогут разработать оптимальную схему проезда, подобрать необходимую автомашину по параметрам веса и объема груза, оптимальной по цене и все водители снабжены индивидуальными средствами мобильной связи.

Структура и деятельность ЗАО «Иркутскэнерготранс» позволяет более полно охватить интересы клиентов и предоставить широкий спектр транспортных и сопутствующих услуг по доставке и перевозке грузов на автомобильном транспорте.

4.1 Достижения у предприятия на сегодняшний день

Собственный автопарк позволяет реализовать продукцию с доставкой потребителю, что обеспечивает мобильность поставок, столь актуальную в рыночной экономике, автопарк завода обновляется современными автомобилями, погрузчиками и другой техникой.

Объемы производства растут, но численность персонала предприятие удерживает на прежнем уровне, увеличивая объемы за счет модернизации производства.

4.2 Влияние на деятельность предприятия научно-технического прогресса

Особое место в развитии предприятия в данном регионе занимает научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс - это закономерный процесс взаимосвязанного развития научных исследований и их практического использования в производстве.

-       Повышение производительности труда;

-       Повышение производительности подвижного состава. Решающее значение имеет комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, совершенствование организации и управления перевозочным процессом на основе прогрессивных технологий и использования экономико-математических методов;

-       Сокращение материальных затрат на единицу продукции. Этому способствует выпуск усовершенствованных конструкций подвижного состава, дизельных двигателей, топлива, смазочных материалов и автомобильных шин повышенного качества;

-       Совершенствование транспортной технологии. Автоматизированные системы управления перевозочным процессом, технологическая диспетчерская связь обеспечивает работу подвижного состава по часовым графикам и качественное обслуживание клиентуры;

-       Концентрация, специализация и кооперирование предприятий. Использование высокопроизводительного подвижного состава становится экономически оправданным в условиях крупных концентрированных предприятий, а также специализации их по видам перевозок;

-       Совершенствование управлением производством. На автомобильном транспорте проводятся работы по внедрению автоматизированных систем управления отраслью, предприятием и отдельным элементам характерной деятельности, присущей автомобильному транспорту;

-       Улучшение условий труда. Повышение уровня механизации трудоемких процессов на автомобильном транспорте выражается в ликвидации тяжелого физического, изживание малоквалифицированного и неквалифицированного труда.

В 2006 году на предприятии было решено установить систему по оптимизации автопарка. Заключается это в установке датчиков на каждый автомобиль с целью контроля расхода топлива, ведь всем известно, что зачастую водители сливают топливо, «накручивают» пробеги. С данной системой через сотовую связь и датчик, установленный на автомобиле, осуществляется полный контроль за автомобилем, что существенно снизит затраты предприятия.

4.3 Подвижной состав

В настоящее время в ЗАО «Иркутскэнерготранс» насчитывается около 900 единиц техники: грузоподъемные, землеройные механизмы, грузовой и легковой транспорт. Структура подвижного состава АТЦ выглядит следующим образом:

Таблица 4.1 - Подвижной состав ЗАО «Иркутскэнерготранс»

Тип подвижного состава

Количество единиц

%

Самосвалы

213

24

Седельные тягачи

157

17

Бортовые

154

17

Грузовой фургон

34

7

Легковые

86

9

Бульдозера

24

3

Трактора

13

2

Прицепы и полуприцепы

47

5

Автобусы

129

13

Спецтехника

22

3

Итого

879

100


В ЗАО «Иркутскэнерготранс» на каждом участке есть как минимум по 2 цеха, снабженных современным оборудованием для выполнения комплекса всех необходимых профилактических, диагностических и ремонтных работ по обслуживанию имеющейся техники, а также обеспечивает снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями.

При анализе структуры подвижного состава (смотреть Приложения) можно сделать следующие выводы:

а) При рассмотрении общей структуры парка (смотреть Приложения) можно выделить, что парк ЗАО «Иркутскэнерготранс» огромен и очень широк по специализации. На предприятии имеются самосвалы, бортовые автомобили, седельные тягачи, грузовые фургоны, легковые автомобили.

Также на предприятии есть прицепы, полуприцепы и дорожно - строительные механизмы. Списочное количество механизмов - 879 единиц. В том числе: бульдозер (24 единицы), трактор (13 единиц), авто - (3 единица) и электропогрузчики (4 единицы).

б) Если рассматривать структуру парка по году выпуска (смотреть Приложения), то видно, что большая часть техники эксплуатируется уже в течении 15-20 лет. В настоящее время у предприятия есть интересы в замене подвижного состава, для этого проводятся различные встречи с представителями по продаже техники, но пока что это только намерения.

Можно сделать вывод, что предприятие заинтересовано в замене старого подвижного состава российского производства на новую импортную технику, которая за время своей эксплуатации в тяжелых сибирских условиях, зарекомендовала себя с лучшей стороны. В связи с этим уменьшаются затраты на покупку запасных частей и ремонт старых автомобилей, а также затраты на ГСМ, так как импортные автомобили более экономичнее и надежнее автомобилей российского автопрома.

в) Структура парка по пробегу непосредственно связана с годами выпуска автомобилей и зависит от степени использования каждой марки подвижного состава на предприятии. У 18% автомобилей, которые закупались в последние 3 года, пробег не превышает 250 тыс. км. У 29% автотранспорта пробег составляет 250 - 500 тыс. км. Эти автомобили в основном закупались с 1995 по 2001 год. Пробег более старых автомобилей изменяется в пределах от 500 до 7500 тыс. км. Такой пробег имеют 24% автомобилей. Большую долю автотранспорта занимают автомобили с пробегом более 750 тыс. км. - 29% автомашин.

4.4 Основные фонды автотранспортного предприятия

Основные фонды автомобильного транспорта можно разделить на производственные, в которые входят здания, сооружения, механизмы и оборудование, подвижной состав, инструмент и инвентарь длительного пользования, и основные фонды непроизводственного назначения. В них входят жилые здания, лечебные учреждения и другие фонды, необходимые для жилищного и культурно-бытового обслуживания работников автомобильного транспорта. На автомобильном транспорте основной частью являются не производственные основные фонды.

Большую часть основных фондов составляют транспортные средства. Небольшой удельный вес составляют здания. Это объясняется особенностями транспортного производства, где сам транспортный процесс осуществляется вне здания, которое необходимо для выполнения технического обслуживания, ремонта, хранения автомобилей и других вспомогательных операций (смотреть Приложения).

Небольшую долю в основных фондах составляют сооружения (13%). Это объясняется тем, что такие сооружения, как дороги, мосты не являются принадлежностью АТП и не входят в состав их основных фондов. Им принадлежат склады, маслохранилища, стоимость которых сравнительно невелика по отношению к другим основным фондам.

Небольшой удельный вес в структуре основных фондов автомобильного транспорта занимает оборудование. Это в определенной степени объясняется спецификой автомобильного транспорта, где оборудование необходимо только для технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Однако это в значительной степени также можно объяснить низким уровнем механизации гаражных процессов. Основной объем работ по техническому обслуживанию производится с широким применением ручного труда при малой степени механизации и автоматизации работ. Внедрение механических установок для мойки автомобилей, механизация и автоматизация технических воздействий, контроля технического состояния автомобилей, контроля работы автомобилей и других работ увеличивают удельный вес оборудования в общей стоимости основных фондов АТП.

Автотранспортным предприятием выделяются денежные средства, необходимые для приобретения основных фондов. Эти средства АТП затрачивает на приобретение новых основных фондов в натуральной форме: зданий, оборудований, подвижного состава и т.д. Во время перевозок основные фонды изнашиваются. Стоимость их износа включается в себестоимость автомобильных перевозок и возмещается в денежной форме в результате реализации перевозок, т.е. в виде выручки за транспортные услуги.

Таблица 4.2 - Основные средства «Иркутскэнерготранс»

Группа основных средств

Балансовая стоимость, тыс. руб.

Остаточная стоимость, тыс. руб.

Коэффициент износа, %

Всего, основные средства

83 159

16 033

81

в том числе:




здания

2 741

486

15

сооружения

1 295

315

21

транспорт

77 873

15 032

27

механизмы, оборудование

1 250

200

18


4.5 Технико-экономические показатели

Работа подвижного состава предприятия оценивается системой технико-экономических показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы.

Технико-экономические показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы.

К первой группе относятся показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта: коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега, среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой, время в наряде, техническая и эксплуатационная скорости.

Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава: количество ездок, общее расстояние перевозки и пробег с грузом, объем перевозок и транспортная работа.

При анализе технико-экономических показателей предприятия ЗАО «Иркутскэнерготранс» можно сделать следующие выводы о динамике изменения.

Коэффициент использования пробега на предприятии не является достаточно высоким и в среднем составляет 0,84. Это связано с тем, что маршруты движения при перевозке грузов оптимизируются, то есть сопоставляются номенклатура груза и объемы перевозок с расстоянием и взаимным расположением пунктов отправления и доставки для уменьшения порожнего пробега.

Если рассматривать объем перевозок и грузооборот, то видно, что на предприятии с 2004 по 2005 г. происходило постоянное увеличение данных показателей.

Также при анализе объема перевозок и грузооборота следует учесть, что заполнение путевых листов производится вручную, поэтому увеличивается вероятность предоставления неточной и / или неполной информации. Для автомобилей с повременной оплатой учет объема перевозок и грузооборота в большинстве случаев не ведется, что искажает реальные данные. Количество ездок с грузом определяется на основании данного хронометража без оценки возможности по нормативам. Кроме того, показатели спидометра снимают водители (на многих автомобилях спидометры неисправны), контроль ведется по шахматной ведомости расстояний маршрутов (замеры расстояний до основных объектов).

Если рассматривать динамику изменения коэффициента выпуска на линию, то видно, что за 2 года произошло увеличение его значения с 0,8 до 0,85. Увеличение коэффициента выпуска произошло по ряду причин:

Приобретение новых автомобилей импортного производства;

Сокращение затрат на запчасти и ГСМ;

Своевременное проведение плановых ТО-1 и ТО-2 (нормативный пробег до ТО-1 - 3000 км, до ТО-2 - 12000 км).

Если рассматривать динамику изменения общей грузоподъемности парка, то можно сделать вывод, что темпы роста самого парка автомобилей не очень высокие. Поэтому увеличение общей грузоподъемности с 2004 по 2005 г. практически не происходило.

Средняя техническая скорость является практически постоянным показателем и составляет примерно 27-29 км/ч.

Таблица 4.3 - Технико-экономические показатели (за 3 года)

Технико-экономические показатели

Обозначение

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Объем перевозок, т

Q

1645,34

1727,8

1976,34

Грузооборот, т-км

P

47621,8

49570,6

54695,3

Общая грузоподъемность, т

qH

1054,79

1147,97

1536,41

Коэффициент использования пробега

b

0,76

0,79

0,84

Коэффициент использования грузоподъемности

g

0,7

0,71

0,79

Время в наряде, ч

TH

8

8

8

Средне списочное количество автомобилей, ед.

AСП

813

849

879

Среднее расстояние перевозки, км

LСР

39,18

43,41

58,17

Средняя техническая скорость, км/ч

VT

26

27

29

Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч

tП-Р

0,47

0,47

0,47

Коэффициент выпуска

ab

0,8

0,82

0,85




5. Услуги

Услуги, предоставляемые автотранспортными и транспортно-экспедиционными предприятиями по характеру можно классифицировать следующим образом:

Перевозочные услуги - представляют собой собственно перевозки грузов, которые в свою очередь классифицируются по дальности и характеру маршрута (городские и пригородные, междугородние, международные); участию предприятий других видов транспорта (прямые и смешанные); размеру отправки (мелкопартионные, помашинные, партионные, массовые) и по другим признакам.

Технологические услуги - работы, осуществляемые с грузами и грузовыми единицами: погрузка и разгрузка, упаковка и маркировка, пакетирование и контейнеризация, временное хранение, сортировка, поддержание и контроль физико-химических свойств груза. Кроме того, к технологическим услугам можно отнести предоставление в аренду складских помещений, механизмов и подвижного состава, выполнение ремонтных работ и другое.

Информационные услуги - работы связанные со сбором, обработкой и передачей информации между участниками транспортного процесса: уведомление получателя об отправке или прибытии, оформлении документации, выбор и обоснование эффективного способа доставки груза, информирование о видах и стоимости услуг, тарифах и условиях обслуживания.

Коммерческие услуги - работы, непосредственно связанные с обеспечением сделок, финансовые расчеты, выполнение таможенных формальностей при международных перевозках, оформление различных актов, организация охраны и сопровождение груза, осуществление страховых операций, розыск не доставленных грузов.

5.1 Услуги, которые производит ЗАО «Иркутскэнерготранс»

Основными услугами ЗАО «Иркутскэнерготранс» является оказание транспортных услуг заказчикам различными видами подвижного состава.

Пассажирские перевозки.

Компания «Иркутскэнерготранс» предлагает два основных направления: непосредственно пассажирские перевозки и туристические маршруты. К первым относится как разовое, так и постоянное обслуживание предприятий и организаций при проведении корпоративных мероприятий, форумов, конференций и встреч делегаций. Второе направление предвосхищает активно развивающийся рынок туристических услуг Прибайкалья - массовое строительство турбаз, отелей и гостиниц, появление новых маршрутов предполагает потребность в комфортабельном транспорте. Для этих целей «Иркутскэнерготранс» уже сейчас готово предоставить современные 14- и 45-местные автобусы класса «люкс», оснащенные всем необходимым для комфортного путешествия по маршруту любой протяженности.

Для оказания данной услуги ЗАО «Иркутскэнерготранс» располагает автобусами и микроавтобусами следующих марок: «ГАЗ», «УАЗ», «КАВЗ», «ПАЗ», «ЛАЗ», «ЛИАЗ», «ИКАРУС» и другие.

Пассажирские перевозки представительского класса - обслуживание деловых встреч, групповых и индивидуальных туров, экскурсий, гастролей и других культурно-массовых мероприятий, требующих комфортный и надежный автотранспорт. Для этого имеются автобус марки HYNDAI и микроавтобус марки ISTANA.

Легковые перевозки - для оказания данной услуги ЗАО «Иркутскэнерготранс» располагает легковыми автомобилями следующих марок: «ВАЗ», «ГАЗ», «УАЗ» и другие.

Грузовые перевозки.

Учитывая, что общий автопарк «Иркутскэнерготранс» насчитывает более 800 единиц техники и находится в процессе постоянного обновления и совершенствования, проблем с наличием нужного клиенту автомобиля - будь то седельный тягач, бортовой грузовик, фургон, автоцистерна, прицеп или полуприцеп - здесь просто не существует. Как не возникает и вопросов с междугородней перевозкой грузов. Существуют постоянно действующие маршруты по всем крупным городам области, в которых находятся филиалы Иркутскэнерго, таких как Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Саянск, Братск, Усть-Илимск, Железногорск.

Грузовые перевозки для ЗАО «Иркутскэнерготранс» - это обеспечение перевозок грузов различной номенклатуры заказчика грузовыми автомобилями. Для оказания данной услуги ЗАО «Иркутскэнерготранс» располагает бортовыми автомобилями, самосвалами, прицепами и полуприцепами, цистернами следующих марок: «ГАЗ», «УАЗ», «ЗИЛ», «КАМАЗ», «МАЗ», «КРАЗ», «КЗАП», «ОДАЗ» и другие.

Услуги специальной техники, строительно-дорожных машин и механизмов - обеспечение погрузочно-разгрузочных работ кранами различной грузоподъемности, монтаж и демонтаж метало - и железобетонных конструкций, работа автомобильных подъемников, строительной техники и механизмов. Для оказания данной услуги ЗАО «Иркутскэнерготранс» располагает кранами, автовышками, специальными и строительными машинами и механизмами следующих марок: «ГАЗ», «ЗИЛ», «КАМАЗ», «МАЗ», «КРАЗ», «ЭО», «МТЗ» и другие.

Прочие услуги

. Помимо своей основной деятельности - оказания транспортных услуг заказчикам различными видами подвижного состава, ЗАО «Иркутскэнерготранс» оказывает другие услуги.

. Агентские услуги.

Оказание транспортных услуг заказчику на основании агентских договоров с привлечением подвижного состава сторонних организаций и частных предпринимателей.

. Разработка и внедрение систем по транспортному обслуживанию предприятий.

. Работа с организациями на условиях аутсортинга.

. Продажа техники б/у предприятиям и частным лицам.

5.2 Описание технологической цепочки

Служба эксплуатации изучает транспортные связи и грузооборот в районе деятельности предприятия, на основании чего разрабатывается проект плана перевозок по предприятиям - грузоотправителям, который предоставляется для утверждения в управление. В соответствии с утвержденным планом служба эксплуатации заключает договоры на перевозки, организует выполнение перевозок грузов, а также погрузочно-разгрузочных работ. Разовые перевозки осуществляются по заявкам с указанием маршрута, даты и номенклатуры перевозимого груза.

Планово - диспетчерский отдел делает расстановку по автомобилям. И заявки передаются диспетчеру. В соответствии с суточным планом диспетчер с начальником эксплуатации организует выпуск автомобилей на линию в установленное графиком время и в количестве, обеспечивающем выполнение

плана. В течение рабочего времени осуществляется диспетчерское руководство и контроль за работой каждого автомобиля, при этом принимаются необходимые меры для обеспечения выполнения плана перевозок.

По окончании рабочей смены диспетчер принимает от водителя путевые листы и товаротранспортные накладные, проверяет, обрабатывает их. В результате чего определяет объем выполненной работы каждым автомобилем и выполнение плана перевозок. На основании обработанных путевых документов производятся расчеты за перевозки.

6. Потребители

Потребителями автотранспортных услуг выступают промышленные предприятия, предприятия торговли, сфера услуг и бытового обслуживания, предприятия сельского хозяйства, государственные организации и учреждения, индивидуальные потребители.

Основная деятельность ЗАО «Иркутскэнерготранс» направлена на удовлетворение потребностей ОАО «Иркутскэнерго», а также его дочерних обществ как в грузовых автомобильных перевозках, так и в пассажирских автомобильных перевозках.

Основными заказчиками являются: ЗАО «Иркутскэнергоремонт», ЗАО «Иркутсэнергострой», ЗАО «ИРМЕТ», ЗАО «Спецэнергоремонт», ЗАО «Байкалэнерго», ЗАО «Братскэнергоремонт», ЗАО «Иркутскзолопродукт», ООО «Гранд Байкал», ООО «Иркутскэнергосвязь», ООО «Ангарская теплосбытовая компания», ООО «Централизованная энергоремонтная фирма», АНО «ХК Байкал-Энергия»

Существуют разовые и договорные клиенты, для них оказание транспортных услуг производится по-разному.

С договорными клиентами заключается договор на оказание услуги, в котором указывается: наименование груза, маршрут, по которому должен быть перевезен груз, условия перевозки. И далее, в течение всего периода, на который заключен договор, клиент может сообщать о потребностях в транспортных средствах как по телефону, так и в письменной форме. В соответствии с этими условиями «Иркутскэнерготранс» осуществляет перевозку.

Разовые клиенты обязаны лично появиться в службе перевозок, с ним оговариваются все нюансы: подъездные пути, погрузка-разгрузка, состояние механизмов, состояние автодороги. Согласовывается тариф или общий размер платы за перевозку. Если небольшая перевозка (в городе), то предоплата составляет 100%. Если все устраивает, как предприятие, так и заказчика, заключается договор, который скрепляется подписями и печатями с обеих сторон. Все заявки принимаются до 16:00 предшествующего дня по городу, и, если междугородние, то не менее, чем за 48 часов.

7. Анализ деятельности конкурентов

Работающее в условиях рынка предприятие, должно постоянно контролировать и анализировать деятельность своих конкурентов, иметь ясное представление об их преимуществах и слабостях, делать выводы, анализировать их рыночные успехи и неудачи.

7.1 Типы конкурентных рынков

Существует 4 типа конкурентных рынков: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция.

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара.

При чистой монополии на рынке только одна фирма, продающая конкретный продукт. Фирма полностью контролирует объем предложенного продукта и сильно влияет на цену.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой цене, а в широком диапазоне цен. Фирмы предлагают схожие, но не идентичные товары.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок.

7.2 Основные конкуренты ЗАО «Иркутскэнерготранс»

Предприятие ЗАО «Иркутскэнерготранс» работает на рынке чистой конкуренции. Но при этом оно является основным подрядчиком для ОАО «Иркутскэнерго», которое обеспечивает основными объемами работ. Поэтому на прибыль предприятия конкуренты не оказывают особого влияния.

7.3 Анализ сильных и слабых сторон ЗАО «Иркутскэнерготранс» в условиях конкуренции

Как правило, анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны:

маркетинг, финансы, производство, технология, персонал.

Оценка сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе представлен в таблице 7.1.

При анализе профиля конкурентных преимуществ можно выделить сильные стороны предприятия только в сфере производства. Это объем продаж, который достаточно высок, учитывая разнообразие подвижного состава предприятия и наличие производственных мощностей для расширения производства.

Находятся на высоком уровне, но требует доработки в области маркетинга организация сбыта. Она осуществляется в нескольких направлениях в небольшом сегменте, активно расширяя каналы. Для этого разрабатываются новые формы продажи, упаковка, дополнительные услуги. Постоянно проводятся PR-компании и реклама в различных источниках средств массовой информации (СМИ). Процесс сбыта и снабжения проводят активные инициативные сотрудники.

Летом 2006 г. предприятием проводился анализ рынка: у основных конкурентов запрашивались тарифы на услуги подвижного состава. В результате выяснилось, что у большинства конкурентоспособных предприятий тарифы оказывались выше, чем у «Иркутскэнерготранс». У тех предприятий, которые выигрывали в ценовой политике, не оказывалось возможности обеспечить клиента нужным количеством подвижного состава.

Также преимуществом предприятия является то, что являясь дочерним обществом «Иркутскэнерго», все сотрудники аппарата управления несколько раз в год ездят на различные курсы повышения квалификации в Москву, где обучаются высококвалифицированными специалистами. На других же предприятиях на курсы повышения квалификации сотрудников либо вообще не отправляют, либо это является единичными случаями, при чем за счет работников предприятия. «Иркутскэнерготранс» полностью оплачивает обучение своих сотрудников.

Таблица 7.1 - Оценка слабых и сильных сторон предприятия в конкурентной борьбе и профиль конкурентных преимуществ

Характеристики

Варианты оценки


Хуже

Лучше


-2

-1

0

1

2

1. Маркетинг

1. Доля рынка, контролируемая предприятием






2. Цены на услуги






3. Организация сбыта






4. Сервисное обслуживание






5. Рекламная деятельность






6. Номенклатура услуг






2. Финансы

1. Структура активов






  2. Отношение объема продаж к стоимости использованных активов






3. Инвестиционные ресурсы






4. Размер собственности






5. Оборот акций






Продолжение таблицы 7.1

6. Динамика дивидендов






3. Производство

1. Уровень использования производственных мощностей






2. Возраст технологического оборудования






3. Объем продаж в расчете на одного работающего






4. Контроль качества






5. Численность работающих на предприятии






6. Наличие производственных мощностей для расширения производства






7. Эффективность перехода на выпуск новой продукции или услуг






8. Прямые издержки производства






4. Технология

1. Организация НИОКР






2. Мощность инженерно-конструкторской базы






3. Позиции в области получения патентов






5. Персонал

1. Структура персонал






2. Формы привлечения и отбора кадров






3. Система вознаграждения






4. Расходы на подготовку и повышение квалификации кадров






5. Число уровней управления






6. Текучесть кадров






7. Условия найма








8. Тарифы (ценовая политика)

Денежным выражением стоимости транспортной продукции являются тарифы. Они определяют плановую цену на транспортную продукцию и представляют собой своеобразную форму оптово-розничных цен. Тарифы на грузовые перевозки относятся к системе оптовых цен, потому что расчеты производятся между транспортными предприятиями и грузовладельцами.

В данный момент на рынке грузовых перевозок применяют свободные тарифы. Тарифы должны определяться с учетом конъектуры рынка и с учетом себестоимости перевозок.

Размер тарифов не остается стабильным и неизменным. С течением времени, как правило, тарифные системы пересматриваются.

Тарифы на предприятии строятся по тем же принципам и методам, что и на продукцию других отраслей материального производства, т.е. отражать общественно необходимые затраты труда, обеспечивать возмещение издержек производства и обращения, а также создать прибыль транспортному предприятию.

В основе построения автомобильных тарифов на предприятии ЗАО «Иркутскэнерготранс» заложены следующие принципы:

1.  Тарифы рассчитываются для каждой конкретной марки подвижного состава, исходя из условий его эффективного использования и экономически обоснованных затрат на перевозки;

2.       Тарифы дифференцируются по классам грузов. Это дает возможность компенсировать недоиспользование грузоподъемности подвижного состава в зависимости от объемного веса груза.

.        Тарифы строятся из расчета платы за 1 т груза с по километровой разбивкой расстояний перевозок. По мере увеличения расстояния перевозки тарифная плата возрастает, а тарифная ставка за 1 т км снижается.

Также на предприятии устанавливаются повременные тарифы. Уровень повременных тарифов установлен таким образом, чтобы использование автомобилем с повременной оплатой обходилось значительно дороже, чем с оплатой по тарифам за 1 т.

4.  Устанавливаются надбавки за пользование специализированным подвижным составом, за исключением автомобилей-самосвалов.

5.       При выполнении погрузочно-разгрузочных работ устанавливается плата за одну тонну-операцию дифференцировано по видам груза.

В калькуляцию стоимости услуг одного машино-часа транспорта входят следующие затраты: амортизация, затраты на ТО ТР (в том числе оплата груда ремонтных рабочих), оплата труда водителей, затраты на топливо, смазочные материалы, накладные расходы.

Таблица 8.1 - Тарифы на услуги грузового транспорта

Тип ТС

Грузоподъемность

Цена за 1 час

Цена за 1 км

Мин. заказ

Самосвалы

280

8

2


От 5 до 10 тн

300

10

2


От 10 до 16 тн

400

13

2

Бортовые

До 3 тн

200

8

2


От 3 до 8 тн

230

10

2


От 8 до 10 тн

290

10

2

Седельные тягачи

С нагрузкой 8 тн

350

12

2


С нагрузкой 12 тн

400

12

2


Таблица 8.2 - Тарифы на услуги пассажирского транспорта

Тип ТС

вместимость

Цена за 1 час

Цена за 1 км

Мин. заказ

КАВЗ

21

230

12

2

ПАЗ-3201

24

230

12

2

ЛАЗ-695

33

326

12

2

ЛАЗ-699

45

326

12

2

Hynday Aeroqween (VIP)

45

400

15

2

Ssang Yong Istana (VIP)

14

230

9

2



Таблица 8.3 - Тарифы на услуги специального транспорта

Тип ТС

грузоподъемность

Цена за 1 час

Цена за 1 км

Мин. заказ

МАЗ 5337 СМК

Автокран, 10 тн

480

12

2

КС 4361

Самоходный кран, 16 тн

590


2

КС 3574

Автокран, 16 тн

590

11

2

КС 4561 КРАЗ 257 К1

Автокран, 16 тн

590

18

2

МКАТ 20

Автокран, 20 тн

800


2

ЗИЛ 130

автоподъемник

370

15

2

ГАЗ 5312 АГП

автоподъемник

300

9

2

ГАЗ 3307 КО 503 В

цистерна

320

8

2

ГАЗ 66 УГБ 50

бурильная

370

11

2

КС 4572

Автокран, 21 тн

500

13

2




9. Рекламная деятельность предприятия

Лишь немногие коммерческие предприятия могут сегодня успешно вести дела без рекламы в том или ином виде. В крупных фирмах, где есть штатные специалисты и обеспечена поддержка рекламного агентства, разные функции легко распределить среди подходящих для их выполнения работников. Многие общенациональные рекламодатели ежегодно тратят миллионы долларов и охотно рискуют огромными суммами ради выведения на рынок новых марочных товаров или услуг. И наоборот, мелкая фирма должна обеспечить извлечение максимальной выгоды из каждого цента, выделенного ею на достижение известности. Кстати, на начальных этапах развития, когда привлечение профессиональных услуг оказывается еще не по карману, владельцу или коммерческому директору приходится выполнять в миниатюре все функции, которые в крупных фирмах входят в обязанности экспертов и сотрудников их рекламных агентств.

Наверное, не много найдется общественных явлений, мнение о которых в нашей стране было бы столь разноречиво, как о рекламе. С одной стороны, есть немало свидетельств, что люди нуждаются в ней, даже ищут ее. Многие отрасли народного хозяйства испытывают настоящую потребность в оперативном оповещении потребителей. И эту потребность удовлетворяет целая сеть разных по структуре и возможностям рекламных организаций. А с другой стороны, довольно широко бытует весьма скептическое отношение к рекламе.

Рекламу можно рассматривать как форму коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а идеи на язык нужд и запросов потребителя. Взаимоотношение это отнюдь не простое. Так, с самого начала важно помнить, что рекламные объявления, которые мы видим и слышим, являются конечными продуктами целого ряда исследований, стратегических планов, тактических решений и конкретных действий, составляющих в своей совокупности процесс рекламы.

В настоящее время существуют самые разные средства распространения информации: журнал и газеты, радио и телевидение, наружные экспозиции (щиты, плакаты, вывески), сувениры (записные книжки, календари), транспортные планшеты (в поездах, автобусах), каталоги, справочники. И практически все организации и предприятия используют их для распространения информации о продаже, услуге или событии.

Завод активно участвует во всех общественно-экономических мероприятиях, чем создает себе PR-огласку.

ЗАО «Иркутскэнерготранс» использует все средства коммуникации: наружные экспозиции (щиты, плакаты, вывески), сувенирную продукцию (ежедневники, рулетки, ручки, календари), каталоги, справочники, радио и телевидение, транспорт и т.д.

10 Перспективные финансовые показатели

В современных условиях стратегия развития предприятия должна быть направлена на то, чтобы не просто выжить, но и получить прибыль.

Но работа с прибылью, как правило, сопряжена с необходимостью принятия решений, связанных с риском из-за неопределенности рыночных отношений в нашей стране.

В условиях рыночной экономики при формировании нового экономического механизма деятельности предприятия невозможно обойтись без создания качественно нового подхода к планированию, как текущему, так и перспективному, определяемому с одной стороны экономическими свободами, а с другой стороны - усилением конкуренции.

С позиций требований настоящего времени прогноз заключается: в предвидении будущего, т.е. в разработке программ достижения установленного будущего состояния с определением рычагов управления, позволяющих направлять развитие предприятия по тому или иному варианту преобразования существующего состояния в будущее.

Предприятия самостоятельно решают все вопросы как долгосрочного, так и краткосрочного планирования, определяя, таким образом, свою стратегию и тактику принимаемых решений. Неправильно выбранная стратегия развития предприятия исключает возможность достижения необходимого уровня дохода и приводит к снижению рентабельности или краху предприятия.

Процедура определения перспективного развития АТП, включает в себя построение двух моделей (У1 и Y2) регрессивного анализа, т.е. моделей, учитывающих влияние внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы включают в себя факторы, управление которыми возможно на уровне АТП. Внешние факторы включают в себя факторы, управление которыми не возможно на уровне АТП (внешняя среда).

Построение таких моделей позволяет судить не только о влиянии каждого из факторов, включаемые в модели, на уровень развития предприятия, но и сформировать рычаги управления перспективой развития предприятия, задавая значения того или иного фактора.

Под стратегией управления предприятием понимается определение долговременных целей его развития и факторов повышения доходности с учетом возможных изменений на рынке. Задача стратегического управления состоит в том, чтобы подготовить предприятие к возможным изменениям рыночной ситуации и противостоять неблагоприятным воздействиям случайных факторов. Стратегическое решение лает основу для принятия правильных решений. Это решение есть выбор альтернативы, т.е. отбор из множества различных вариантов одного - рационального.

Для каждого года перспективного периода, исходя из значений факторов, рассчитываются уровни развития предприятия и динамика их изменений.

Область, расположенная между двумя уровнями перспективного развития предприятия (У1 и У2), носит название области допустимых решений и содержит множество различных вариантов его развития. Чем более длителен период перспективного планирования, тем больше расхождения между значениями У1 и У2. Нижний уровень развития задается на основе анализа доли рынка, занимаемым предприятием в объеме услуг и сложившейся динамики ее изменения. Верхний уровень развития формируется исходя из благоприятных тенденций платежеспособного спроса на рынке перевозок и автотранспортных услуг на ближайшие 5 лет и возможности максимального расширения доли предприятия на рынке за счет вытеснения конкурентов. Таким образом, нижний уровень будет характеризовать самые «худшие» прогнозы развития предприятия, а верхний уровень - самые «лучшие», оптимистические прогнозы развития предприятия.

Задача руководителя предприятия будет заключаться в выборе вариантов развития предприятия в заданной прогнозными уровнями области возможных решений.

В курсовой работе перед нами стоит задача определить оптимальную стратегию развития АТП на 2011 г., 2012 г. по исходным данным (используя критерий Сэвиджа, Вальда, Гурвица, Лапласа), если уже известна стратегия до 2010 года, достроить график.

10.1 Расчет уровня развития предприятия на 2011 год

Руководству АТП нужно найти баланс между внутренними возможностями и внешними силами окружающей среды, т.е. для того чтобы выжить, обеспечить рост и развития своей экономики АТП должно чутко реагировать на все изменения внешнего мира и иметь способность преодолевать внутренние ограничения.

Результаты принимаемых решений будут характеризоваться определенным уровнем прибыли или убытка, которые для каждой стратегии будут иметь свои значения. С этой целью для каждой стратегии рассчитываются возможные результаты выигрыша или потерь. Полученные результаты заносятся в таблицу. которая носит название матрица прибыли или потерь.

Значение прибыли и потерь на 2011 год представлены в таблицы 10.1.

Таблица 10.1 - Значение прибыли и потерь на 2011 год

Стратегия

Уровни развития


Д1

Д2

Д3

Д4

А1

447

438

444

442

А2

439

434

435

440

А3

445

437

438

441

А4

449

439

445

444



Выбор альтернативного решения определяем, используя приведенные критерии.

Решение 1. Критерии Вальда

Критерий Вальда - это критерий минимальных затрат (пессимистический). Данный критерий ориентирует руководство АТП на наихудшие условия и рекомендует ту стратегию, при которой в худших условиях выигрыш максимальный. Этот подход оправдан при рассмотрении крупных мероприятий.

В соответствии с этим критерием для каждой стратегии выявляем самые наихудшие решения и записываем их в столбец аmin. Из всех значений наихудших решений выбираем наибольшее, т.е. наилучшее, в данном случае равное 439. Таким образом, оптимальной стратегией по этому критерию является А4 (таблица 10.2).

Таблица 10.2 - Выбор стратегии по критерию Вальда

Стратегия

Уровни развития

amin


Д1

Д2

Д3

Д4


А1

447

438

444

442

438

А2

439

434

435

440

4343434

А3

445

437

438

441

437

А4

449

439

445

444

439


Решение 2. Критерий Сэвиджа

Критерий Сэвиджа - это критерий минимального риска. Рекомендуется выбирать ту стратегию, при которой величина риска принимает наименьшее значение в самой неблагоприятной ситуации. Суть этого критерия в том, чтобы любыми путями избежать большого риска при принятии решений.

В соответствии с этим критерием необходимо на первом этапе отыскать для каждого из столбцов отклонения от наилучших решений (таблица 10.1), значения которых приведем в дополнительной матрице (таблица 10.3).

На втором этапе наибольшие значения отклонений по строкам записываем в столбец «В» и из них выбираем минимальное - равное 0, которое и будет соответствовать наилучшему решению. Таким образом, оптимальной стратегией по этому критерию является А4 (таблица 10.3).

Таблица 10.3 - Выбор стратегии по критерию Сэвиджа

Стратегия

Уровни развития

В


Д1

Д2

Д3

Д4


А1

2

1

1

2

2

А2

10

5

10

4

10

А3

4

2

7

3

7

А4

0

0

0

000

0


Решение 3. Критерий Гурвица

Критерий Гурвица - это критерий пессимизма-оптимизма. Этот критерий рекомендует при выборе решения в условиях неопределенности рассчитывать на нечто среднее.

В соответствии с этим критерием находим для каждой стратегии половину суммы между самым наилучшим и наихудшим значением выигрыша, полагая, что их вероятность одинакова и равна 0,5. Полученное значение заносим в столбец «С» и выбираем самое наибольшее значение - равное 444 (таблица 10.4). Таким образом, оптимальной стратегией по этому критерию является А4 (таблица 10.4).

Таблица 10.4 - Выбор стратегии по критерию Гурвица

Стратегия

Уровни развития

С


Д1

Д2

Д3

Д4


А1

447

438

444

442

442,5

А2

439

434

435

440

44377

А3

445

437

438

441

441

А4

449

439

445

444

444


Решение 4. Критерий Лапласа

Критерий Лапласа применяется тогда, когда разным возможным состояниям приписывают соответствующие вероятности.

В соответствии с этим критерием зададимся значениями вероятности достижения того или иного уровня развития предприятия, причем, таким образом, чтобы сумма вероятностей была равна единице, и запишем их значения в строке Pi.

Тогда результаты решений по каждой строке определяются суммой произведения вероятности на значение выигрыша.

Значения сумм занесем в столбец ²E² и выбираем наибольшее значение, равное 443,75 (таблица 10.5).

Таблица 10.5 - Выбор стратегии по критерию Лапласа

Стратегия

Уровни развития

С


Д1

Д2

Д3

Д4


А1

447

438

444

442

442,5

А2

439

434

435

440

4 ,9

А3

445

437

438

441

438,9

Продолжение таблицы 10.5

А4

449

439

445

444

443,75

Pi

0,1

0,25

0,5

0,15

1


Таким образом, оптимальной стратегией по этому критерию является A4 (таблица 10.5). В результате выполненных расчетов получим следующие наилучшие стратегии по критериям:

Вальда - A4

Сэвиджа - A4

Гурвица - A4

Лапласа - A4



Отдать предпочтение какому-нибудь из критериев нельзя, но учитывая, что три критерия указали на стратегию A4, то для 2011 года ее и следует принять за наилучшую.

10.2 Расчет уровня развития предприятия на 2012 год

Значение прибыли и потерь на 2012 год представлены в таблицы 10.6.

Таблица 10.6 - Значение прибыли и потерь на 2012 год

Стратегия

Уровни развития


Д1

Д2

Д3

Д4

А1

443

439

445

437

А2

438

444

434

А3

449

438

439

449

А4

440

441

444

445


Выбор альтернативного решения определяем, используя приведенные критерии.

Решение 1. Критерии Вальда

В соответствии с этим критерием для каждой стратегии выявляем самые наихудшие решения и записываем их в столбец аmin. Из всех значений наихудших решений выбираем наибольшее, т.е. наилучшее, в данном случае равное 440. Таким образом, оптимальной стратегией по этому критерию является А4 (таблица 10.7).

Таблица 10.7 - Выбор стратегии по критерию Вальда

Стратегия

Уровни развития

amin


Д1

Д2

Д3

Д4


А1

443

439

445

437

437

А2

438

444

434

435

434

А3

449

438

439

449

438

А4

440

441

444

445

440



Решение 2. Критерий Сэвиджа

В соответствии с этим критерием необходимо на первом этапе отыскать для каждого из столбцов отклонения от наилучших решений (таблица 10.6), значения которых приведем в дополнительной матрице (таблица 10.8).

На втором этапе наибольшие значения отклонений по строкам записываем в столбец «В» и из них выбираем минимальное - равное 3, которое и будет соответствовать наилучшему решению. Таким образом, оптимальной стратегией по этому критерию является А4 (таблица 10.8).

Таблица 10.8 - Выбор стратегии по критерию Сэвиджа

Стратегия

Уровни развития

В


Д1

Д2

Д3

Д4


А1

7

5

0

8

8

А2

5

0

11

10

11

А3

1

6

6

6

6

А4

0

3

1

0

3


Решение 3. Критерий Гурвица

В соответствии с этим критерием находим для каждой стратегии половину суммы между самым наилучшим и наихудшим значением выигрыша, полагая, что их вероятность одинакова и равна 0,5. Полученное значение заносим в столбец «С» и выбираем самое наибольшее значение - равное 443,5 (таблица 10.9). Таким образом, оптимальной стратегией по этому критерию является А3 (таблица 10.9).

Таблица 10.9 - Выбор стратегии по критерию Гурвица

Стратегия

Уровни развития

С


Д1

Д2

Д3

Д4


А1

443

439

445

437

441

А2

438

444

434

435

439

А3

449

438

439

449

443,5

А4

440

441

444

445

442,5


Решение 4. Критерий Лапласа

В соответствии с этим критерием зададимся значениями вероятности достижения того или иного уровня развития предприятия, причем, таким образом, чтобы сумма вероятностей была равна единице, и запишем их значения в строке Pi.

Тогда результаты решений по каждой строке определяются суммой произведения вероятности на значение выигрыша.

Значения сумм занесем в столбец ²E² и выбираем наибольшее значение, равное 443 (таблица 10.10).

Таблица 10.10 - Выбор стратегии по критерию Лапласа

Стратегия

Уровни развития

С


Д1

Д2

Д3

Д4


А1

443

439

445

437

442,1

А2

438

444

434

435

437,05

А3

449

438

439

449

4425

А4

440

441

444

445

443

Pi

0,1

0,25

0,5

0,15

1


Таким образом, оптимальной стратегией по этому критерию является A3 (таблица 10.10). В результате выполненных расчетов получим следующие наилучшие стратегии по критериям:

Вальда - A4

Сэвиджа - A4

Гурвица - A3

Лапласа - A4


Отдать предпочтение какому-нибудь из критериев нельзя, но учитывая, что четыре критерия указали на стратегию A4, то для 2012 года ее и следует принять за наилучшую.

На рисунке 10.1 представлена графическая иллюстрация возможной траектории развития предприятия на период 2006-2012 гг.

Рисунок 10.1 - Возможная траектория развития предприятия на период 2006-2012 гг.

Отыскание оптимального пути развития экономики предприятия на перспективу на I этапе включает в себя необходимость осуществления двух видов прогноза:

прогноз внутренних условий развития системы;

прогноз внешних условий развития системы. ²Внешний² прогноз является стержневым элементом прогнозирования развития системы, поскольку он в большей мере, чем внутренний прогноз позволяет делать выводы, подготавливать суждениях об условиях существования, структуре и необходимом поведении системы.

На втором этапе задаются различные гипотетические желаемые уровни развития предприятия, входящие в область допустимых решений, и с помощью вероятносто-статистических критериев осуществляется выбор наиболее рационального уровня развития предприятия и построение траектории развития.

Таким образом, в процессе перспективного планирования при заданном, гипотетическом, желаемом состоянии управляемого объекта определяется:

1)  наиболее вероятностный будущий уровень эффективности (исходя из наличных ресурсов);

)    необходимые ресурсы для достижения желаемого уровня эффективности;

3)      величина разрыва между достижимым и желаемым уровнями эффективности;

)        средства ликвидации разрыва (по двум направлениям - изыскание дополнительных ресурсов и корректировки цели).


Заключение

В настоящее время создаются благоприятные условия для широкого применения автомобильного транспорта. Этому способствует рост выпуска автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности, строительство благоустроенных дорог и ряд мероприятий организационного характера.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гидротехнических и других сооружений. Благодаря мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к местам производства за автомобильным транспортом утвердилась ведущая роль в транспортных работах на строительстве.

Предприятие ЗАО «Иркутскэнерготранс» мощная транспортная структура пусть с небольшим стажем работы, но наличие большого количества широкоспециализированного подвижного состава является немаловажным в условиях конкуренции. Правильно организованная дальнейшая деятельность предприятия даст возможность расширить круг оказываемых услуг и увеличить получаемую прибыль.

Список используемой литературы

1.  Анисимов А.П., ²Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий², М.: ²Транспорт², 1998. - 245 с.

2.       Ванчукевич В.Ф., Седюкевич В.Н., Холупов В.С., ²Грузовые автомобильные перевозки², Минск: Высшая школа, 1989. - 272 с.

.        Винокуров М.А., Суходолов А.П., ²Экономика Иркутской области², т - 1,2 - Иркутск,: Изд-во ИГЭА, 1999

.        Воркут А.И., ²Грузовые автомобильные перевозки². - Издание - 2-е перераб. и доп. - Киев: Виша шк. Головное изд-во, 1986. - 447 с.

.        Котлер Ф. - ²Основы маркетинга² - М.: Изд-во «Прогресс», 1994. - 698 с.

.        Ляско В.И. ²Стратегия развития автотранспортного предприятия², М.: АСМАП, 1995. - 34 с.

.        Миротин Л.Б. ²Организация коммерческой работы на автомобильном транспорте²: Учеб. для вузов - Изд-во ²Брандес², 1997. - 303 с.

.        Романов А.Н. ²Маркетинг²: учебник для вузов по специальностям ²Маркетинг² и ²Менеджмент² - М.: Банки и биржи, 1996. - 558 с.

.        Силкин А.А. Грузовые и пассажирские автомобильные перевозки, М.: ²Транспорт², 1985. - 255 с.

.        СТП ИрГТУ 05-99. Система качества подготовки. Оформление курсовых и дипломных проектов. - Иркутск, 1999. - 39 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!