Автобиографическое исследование
Российский
Химико-Технологический Университет им. Д.И. Менделеева
Кафедра
социологии
Практическая
работа
по
автобиографии
Выполнил: Барыкин С.П.
Москва-2009
Написание автобиографии
является методом познания самого себя, средством работы над самим собой и своим
характером, лучшим способом самоопределения и умения понимать других людей.
Работа над своей автобиографией
означает работу над своим характером. Изучая прошлый опыт, человек подвергает
его анализу и оценке, а из совершившихся фактов и событий извлекает уроки.
Какую бы ценность ни представлял опыт окружающих, человек все равно учится на
собственном опыте ошибок и неудач, учится на собственной жизни. Извлечь пользу
и выгоду для себя из своего прошлого, отделить ценное от несущественного
-значит приобрести хороший толчок для собственного самосовершенствования.
Осознание индивидуальности,
неповторимости себя как члена общества является важным признаком личности. Ведь
человек становится личностью не только в процессе освоения социально значимых
качеств, но и в результате способности самосознания.
Изучая свою жизнь и жизнь своих
предков на определенном социально-историческом фоне, можно более глубоко
осознать свою индивидуальность, получить богатую информацию для размышления о
путях саморазвития и самоопределения.
В процессе написания
автобиографии, студент через анализ личной жизни смог лучше понять общество, в
котором он живёт. При составления родословной и генеалогического древа студент
овладевает социологическими методами - целой системой операций, процедур и
приемов по сбору сведении о себе, и своих родственниках: опрос (очный и
заочный, почтовый и телеграфный), интервьюирование, наблюдение (включенное и
отстраненное); анализ документов (личных и официальных), составление генеалогического
древа, составление сравнительных таблиц.
Автобиографическое исследование
решает следующие задачи:
. Сбор, систематизация и анализ
автобиографических сведений, касающихся лично самого исследователя.
. Составление родословной:
а) сбор и систематизация социологических
сведений о родителях;
б) сбор и систематизация
сведений о бабушках и дедушках (прабабушках и прадедушках...).
. Составление генеалогического
древа.
. Проведение
сравнительно-исторического анализа полученных результатов.
. Составление сравнительной
таблицы с целью самоидентификации
Меня зовут Барыкин Станислав
Павлович, я родился в городе Москве 05.01.85г. в районе Отрадное. По
национальности я и мои родители русские. В юности они приехали в Москву,
поэтому я являюсь жителем первого поколения горожан.
После рождения я проживал в
течение 8 лет по адресу г. Москва улица Декабристов дом 35 квартира 237. Мы
жили в квартире в одной из комнат которой жила наша семья в другой соседская.
Когда мне было 7 лет мы переехали в двух комнатную квартиру в этом же доме, она
также была коммунального типа. Через 8 лет после рождения моей сестры нам дали
3-х комнатную квартиру в «Митино» по адресу Зии Митинский пр-к 1-164
, где я и проживаю в настоящее время. Жилищные условия значительно улучшились.
Появились наша ванная, туалет, кухня. Материальное положение также улучшилось:
мы купили машину, компьютер. Сейчас наш уровень дохода- средний.
Т.к. оба родителя работали, я
посещал и ясли, и детский сад, поэтому учился в школе. Затем поступил в
Российский Химико-Технологический университет им. Менделеева. Этот ВУЗ является
одним из самых престижных технических ВУЗов страны. Как нам сказали на кафедре,
хороших специалистов-синтетиков мало. Кроме того происходит постепенный подъем
производства, поэтому я надеюсь, что моя профессия в скором времени станет
престижной.
В личной собственности ничего
существенного не имею. Живу я на деньги родителей, стипендия такая маленькая,
что практически не ощущается. Я не женат. Когда я родился, моим родителям очень
нравилось имя Стас, поэтому меня так и назвали.
В раннем детстве я говорил: «Я
хочу быть космонавтом». Наверное лет до 10й я хотел быть космонавтом
- какие мальчишки в это время не хотели покорять космические просторы? После 10
лет мне хотелось стать водителем. Теперь я стремлюсь как-то выделиться, быть
собой.
Родители мне говорили, что в
жизни нужно выбрать правильный путь. И если я хочу чего-нибудь достичь в этой
жизни, то мне обязательно нужно хорошо учиться. Нужно стараться не делать таких
поступков, за которые мне потом будет стыдно. Они считали меня честным, добрым,
трудолюбивым, энергичным, весёлым мальчиком. Я думаю, что , в принципе, такой и
был. На трудности мои родители реагируют спокойно. Стараются найти оптимальное
решение Я тоже не сижу сложа руки, если у меня возникли трудности.
Мама привила мне стремление к
знаниям, любовь к чтению, научила вести домашнее хозяйство. Отец -любовь к
труду, к земле.
По моему мнению, социализация в
семье создает базу для последующего процесса социализации, дает исходный
материал, который человек всю дальнейшую жизнь редактирует.
Я ходил и в ясли, и в детский
сад, которые находились на улице Пестеля. Что было в яслях, я не помню. В
детском саду в группе было 20 человек. Я помню всех своих воспитателей: Марина
Геннадиевна, Ольга Николаевна, Татьяна Егоровна, Светлана Викторовна.
Воспитатели всегда ко мне хорошо относились. С основной массой детей отношения
были дружеские. Были два лучшие друзья: Сорокин Максим и Петрухин Веталя.
Детский сад играет большую роль
в жизни ребенка. Здесь он начинает учиться общению с другими людьми, у него
появляются друзья. Я, например, именно в детском саду первый раз признался
девочке в любви. Здесь дети получают начальные знания.
В школу я поступил 1-ого
сентября 1991 года. До третьего класса я учился в школе 240, находящейся на
улице Декабристов 28. Потом в школе 1747. Школу я закончил в 2001 году. Я
всегда хорошо учился, поэтому учителя ко мне относились положительно.
Единственное из-за чего иногда возникали проблемы-это плохое поведение на
уроках(слишком много разговаривал). В старой школе моими лучшими друзьями были:
Кондрашов Дима, Шибайлова Катя. Во второй школе- Осипов Андрей, Детяткин
Александр.
Школа-очень большой отрезок в
жизни человека, поэтому ее роль в социализации очень велика. В ней мы знакомимся
с окружающим миром, посредством обучения и внешкольных мероприятий. Могут
появиться кумиры, объекты для подражания. Школьные друзья, как правило,
общаются и после окончания школы. Некоторые мои одноклассники учатся со мной в
институте. Школа также готовит к «взрослой жизни».
Моей любимой сказкой была
сказка «Аленький цветочек». Моими любимыми литературными героями были Робин
Гуд, Маугли, три Богатыря. Я очень люблю фильмы «Три мушкетёра», «Белый
Бим~Черное ухо». Любимая телепередача- «Сам себе режиссер». Самый любимый
мультфильм-«Ну погоди». Телесериалы я не люблю смотреть. Из живописи мне
нравятся произведения Васнецова, Сурикова. Музыку я люблю разнообразную. А
вообще я люблю читать, рисовать, работать на земле. Когда я учился в школе, я
занимался в кружке рисования, катанием на коньках, ходил в секцию карате.
Я думаю, что под влиянием
литературы, искусства, СМИ я усвоил такие качества, как уважение к старшим,
сострадание, доброта, любовь к природе и т.д., а занятия спортом-выносливость,
веру в собственные силы, живость характера.
В настоящее время в СМИ
появилось очень много насилия. И я думаю, что на психику это оказывает
отрицательное воздействие. Люди просто ожесточатся (это уже происходит) и
сделают насилие стилем жизни.
Таблица
Социальные
качества
|
Качество
выражено
|
Качество
не выражено
|
|
Сам
|
Родители
|
друзья
|
Сам
|
Родители
|
ДРузья
|
Великодушие,
доброта
|
|
|
|
|
|
|
Терпение,
Выдержка
|
|
|
|
|
|
|
Терпимость
к людям, взглядам
|
|
|
|
|
|
|
Готовность
к переменам
|
|
|
|
|
|
|
Инициативность,
предприимчивость
|
|
|
|
|
|
|
Коллективизм
(взаимопомощь)
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельность,
Ответственность
|
|
|
|
|
|
|
Скромность,
Пассивность
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуализм
(независимость)
|
|
|
|
|
|
|
Рационализм,
Деловитость
|
|
|
|
|
|
|
Я считаю, что в современной
жизни важны такие качества, как инициативность, предприимчивость, деловитость,
готовность к переменам, самостоятельность. Наличие именно этих качеств
необходимо для достижения успеха в сегодняшней жизни с ее бешеными скоростями.
Во времена молодости моих родителей необходимыми качествами были: терпение,
выдержка, коллективизм, ответственность, самостоятельность Во времена моих
бабушек и дедушек-терпение, выдержка, коллективизм, ответственность,
скромность. Жизнь не стоит на месте, а вместе с ней меняется и набор социальных
качеств, ценных для своего времени. Если проследить эти изменения на моих
родных, то нетрудно заметить, что со времен моих бабушек до моих родителей этот
набор почти не изменился, а к моему поколению он стал совершенно другим. Я
считаю, что в первую очередь это связано с тем, что и мои бабушки, и мои
родители жили в коммунистическом государстве, а я - в демократическом. Лично
мне хотелось бы развить в себе такие качества, как выдержка, индивидуализм,
ответственность.
Мне нужно еще много над собой
работать, если я хочу приобрести вышеуказанные качества. Вообще-то у меня нет
определенной цели в жизни. Я бы хотел найти свою вторую половинку, но это,
наверное, не может быть целью. Я хочу, чтобы у меня была любящая жена, двое
детей, интересная работа и достаток в доме. Это конечно подразумевает переход в
другой социальный класс. Я надеюсь, что мне удастся улучшить свою жизнь в
ближайшие 10 лет.
У моих родителей сначала была
цель найти хорошую работу, потом создать семью, вырастить детей.
Моим дедушкам и бабушкам
некогда было думать о смысле жизни. Они всю жизнь проработали в колхозах на
благо Родины. Это, наверное, и было их целью.
Мои родители.
Отец-Барыкин Павел Иванович,
мать-Барыкина Елена Валерьевна. Отец родился 19.06.1955г. в селе Архипово
Белгородской области.. Мать родилась 12.04.1960г. в селе Топилы Рязанской
области. Мой папа-1-ый ребенок в семье, у него два брат. Моя мама 2-ой ребёнок
в семье.
Отец служил в сухопутных
войсках города Чехова. После армии был направлен в Москву на строительство
объектов для олимпиады. Принимал участие в строительстве стадиона Лужники,
олимпийской деревни и т.д. Закончил институт автомобильного транспорта. На
данный момент работает в фирме главным энергетиком.
В 1978 мама приехала на учёбу в
Москву. Закончила Московский Механико-Технологический Техникум Пищевой Промышленности.
Родители познакомились в Москве
1980 и 06.03.1981г. поженились. У них 1 ребенок - я. Т.к. я живу вместе с
родителями, то об условиях жизни уже было сказано.
Мои прародители.
Дед-Барыкин Иван Васильевич,
родился 29.07.1932г. в селе Архипово Белгородской области. Православный.
Бабушка- Барыкин (Василенко) Нина Сергеевна, родилась 24.10.1935. в селе
Архипово Белгородской области, православная. Там же они познакомились и
поженились. У них трое детей: Николай(19.06.1955), Виктор(14.05.1958),
Михаил(28.12.1962). Дед с бабушкой начали работать с 10-и лет, потому что была
война и просто некому было работать. Они учились в школе: бабушка закончила 8
классов, дедушка 4. В собственности имеют: дом, землю, домашних животных,
мотоцикл. Жилищные условия: дом с печкой, летняя кухня, туалет и душ на улице.
Теперь о родственниках со
стороны матери.
Дедушка-Фолин Егор Афанасьевич,
родился 24.08.1924,умер 30.12.1982.,. Бабушка-Фолина(Майорова) Просковья
Михайловна, родилась 06.03.1921 г. Они были оба родом из Рязанской области.
Поженились в 1946г. У них шестеро детей. Дедушка и бабушка всё время работали
на земле имели своё хозяйство. После того как умер дедушка бабушка ведет
хозяйство самостоятельно.
Мои бабушки и дедушки любят
давать советы. Вот некоторые из них: живи по совести, никогда не делай другим
того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе; не бросай человека в беде; почитай
старших и своих родителей; учись. Я считаю, что ни один из этих советов не
устарел, напротив, они актуальны и будут оставаться такими. На трудности они
реагировали полной мобилизацией своих сил.
Я не могу сказать, что мои
ближайшие предки очень активно участвовали во всех важнейших социальных
событиях, происходивших в нашей стране. Например, мои дед и бабушка по линии
отца были слишком маленькими, чтобы принимать прямое участие в ВОВ. Их вклад
заключается в том, что они трудились в тылу. В послевоенное время было очень
тяжело, особенно деду, т.к. у него отец погиб на войне.
Мой дед по матери принимал
непосредственное участие в боевых действиях. Он был разведчиком, воевал на
Белорусском фронте, в 1942г. был тяжело ранен. Награжден многими медалями и
орденами. Бабушка всю войну проработала.
Мои родственники, как видно из таблицы, жили и
живут в самых разных точках нашей страны. Многие из них меняли место
жительства, но все они жили в деревнях. Переезд на постоянное место жительства
в города начался только с поколения моих родителей. Следовательно, я являюсь
жителем первого поколения горожан.
Качество и условия жизни от
поколения к поколению медленно, но верно улучшалось. Бывало, конечно, наоборот,
но это связано с тем, что страна вступает в войну. В первую очередь, как мне
кажется, это связано с научно-техническим прогрессом, т.к. его достижения
постепенно доходят до широких народных масс, улучшая и упрощая жизнь людей.
Источники дохода изменились, начиная с моих родителей, и вообще я думаю, что в
городе есть больше возможностей улучшить свое благосостояние. Взять хотя бы то,
что в квартире есть отопление и горячая и холодная вода (не нужно самому всем
этим заниматься).
Социальная динамика
и стратификация России(на примере родословной).
Сведения
|
Вопросы
,касающиеся
|
|
Меня
|
Родителей
|
Бабушек
И дедушек
|
Дата
рождения
|
05.01.1985.
|
19.06.1955
12.04.1960
|
29.07.32
и 24. 10.35 24.08.24 и 06.03.21
|
Место
рождения и Проживания
|
Г.
Москва
|
С.Архипово
Белгоролская обл С. Топилы Рязанской обл.г.Москва
|
С.Архипово
Белгоролская обл С. Топилы Рязанской обл.
|
Переезд
из села в город, когда
|
Нет
|
В
1980г. В 1978г.
|
нет
|
Социальное
положение
|
Студент
|
Рабочий
Служащая
|
крестьяне
|
Уровень
Образования
|
Учусь
на 3-ем Курсе РХТУ
|
высшее
техническое
|
Незаконченная
средняя школа
|
Отношение
к собственности
|
Частная
|
Общественная,
Частная
|
Общественная,
Частная
|
Уровень
доходов
|
Средний
|
средний
|
низкий
|
Тип
семьи
|
|
|
патриархальный
|
Тип
общественного устройства
|
От
социализма до настоящего времени
|
От
социализма до настоящего времени
|
От
социализма до настоящего Времени От царизма до настоящее Времени
|
Тип
цивилизации
|
Индустриальная,
ее Кризис, переход к информационной
|
Индустриальная,
ее Кризис, переход к информационной
|
Все
типы
|
В качестве социального лифта
для вертикального перемещения моими родственниками использовалось получение
образования. Я тоже собираюсь использовать для этих целей образование.
Перемены, произошедшие в обществе, несколько усложнили мою задачу, но, надеюсь,
это скоро изменится.
Изменение типа семьи от
поколения к поколению я рассмотрю на родственниках по линии мамы.
Количество детей изменялось от
10 в семье прадеда до 1 в нашей семье. Я думаю, что большое количество детей
было потому, что это были сельские семьи (нужны помощники)
Семьи всех поколении были
патриархальными. Главным в семье был отец. Его воля была законом для всех. Дети
обращались (сейчас тоже) к своим родителям на Вы.
Старшие дети присматривали за
младшими. Наша семья-смешанного типа. Отец, хоть и является «добытчиком»,но не
принимает решения за всех остальных, мы это делаем сообща. Мы обращаемся друг к
другу на ты. Мало того, я и моя сестра-единственные внуки, которым бабушка
разрешает говорить ей-ты.
В деревнях женщинам всегда
жилось труднее, чем в городах: мало того, что работаешь физически целыми днями,
еще и по дому надо управиться. Сейчас мы живем в городе, плюс нам на помощь
приходит разнообразная бытовая техника.
На протяжении многих поколений
используется одинаковая схема воспитания: говорят как правильно надо что-либо
делать, что нельзя делать(придумывают правила). Если провинился-наказывают, не
помогает-применяют силу(до определенного возраста) Никаких особых традиций у
нас нет.
Об образовании моих предков уже
было сказано выше. Остается только добавить, что в современных условиях
перехода к рынку и информационному обществу, необходимы высококвалифицированные
специалисты, да и чтобы просто не потеряться в жизни, нужно стремиться получить
как можно более высокое образование.
Я еще точно не определился,
буду ли я работать по профессии. Думаю, если удастся подыскать подходящую
работу по специальности, то буду работать, а если нет-скорее всего буду
получать второе образование.
Теперь попробуем выяснить что
же являлись определяющими для разных поколении.
К сожалению, я не смогу
спросить об этом своих бабушек и дедушку: они далеко живут.
автобиография социологический генеалогический родословная
Заключение
Автобиография дала мне
возможность узнать больше о своих предках, о том как сложна была их жизнь. Я
узнал, что мой дед принимал участие в Великой Отечественной войне и был
награжден медалями и орденами. Моим бабушкам и дедушкам пришлось переживать
голод. Все это конечно сказалось на их характере.
Когда я писал эту работу,
передо мной как бы проходили жизни людей, которые мне не чужие, жизни моих
родных. Мне захотелось узнать о них как можно больше, попробовать пожить их
жизнью. И стало очень жаль, что я не заинтересовалась этим раньше, когда мне
могли что-то рассказать.
Больше всего меня поразили
такие качества моих предков, как огромное терпение, выносливость, трудолюбие,
благодаря которым они прошли сквозь войну, голод и стали неплохими людьми.
Имея такой пример перед глазами
я обязательно добьюсь успеха в жизни.
При написании этой работы я
столкнулся с единственной трудностью: дедушка и бабушки живут далеко, поэтому
информацию пришлось добывать у родителей и близ живущих родственников, а они с
трудом что-то вспоминали.