Ценности просвещения в произведениях Д. Дефо 'Робинзон Крузо' и Ф. Гойя 'Капричос'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,14 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ценности просвещения в произведениях Д. Дефо 'Робинзон Крузо' и Ф. Гойя 'Капричос'

Министерство образования РФ

Рязанский государственный радиотехнический университет










Реферат на тему:

Ценности просвещения в произведениях Д. Дефо "Робинзон Крузо" и Ф. Гойя "Капричос"


Выполнил студент

Группы № 514

Шушунов Ю.В.

Проверил:

Боярченков В. В.



Рязань, 2005

План реферата

Введение

Движение Просвещения

Основные идеи и принципы Просвещения

Просвещение во Франции

Английское и немецкое просвещение

Идейное наследие Просвещения

Ценности и идеи просвещения в романе Д.Дефо

Ценности и идеи просвещения в серии "Капричос"

Ценности Д. Дефо и Ф. Гойя. Что общего

Список литературы

Введение

Из предложенных мне тем я выбрал эту по нескольким причинам. Во-первых мне довольно хорошо знакомо творчество Д.Дефо. Еще в детстве я познакомился с самым известным его романом - "Невероятные приключения Робинзона Крузо". Тогда эта книга произвела на меня впечатление и надолго стала одной из любимых. Но в то время для меня это был лишь захватывающий роман. Я не понимал много, что хотел сказать автор своей работой. Сейчас же я смотрю на роман с совершенно другой позиции. Поэтому мне вдвойне интересно поработать с этим произведением.

До работы над этим рефератом я лишь слышал фамилию Гойя, но совершенно не был знаком с его творчеством. И раз мне представилась возможность поближе познакомиться с этим художником, то я решил воспользоваться ей.

Для подготовки реферата я использовал следующую литературу. Из статьи Ю. Герчука "Капричос" из газеты Искусство №7(247) я взял информацию про серию офортов Гойи. В своей статье автор освещал выставку, проходящую в Москве, на которой выставлялись работы испанского художника. Но это не только описание выставки, но комментарии к многим офортам из "Капричос". Много информации я почерпнул из Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия и Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. В этих книгах подробно отражена биография как Д. Дефо, так и Гойи.

В своей работе я собираюсь затронуть проблему ценностей просвещения в двух конкретных произведениях. Но для лучшего понимания этой проблемы следует сказать несколько слов о том, что же такое просвещение. Где, как, когда, и почему возникло движение просветителей? Ответы на эти вопросы можно найти, если обратиться к концу 17-началу 18 веков. Именно в этот период возникло широкое культурное движение, которое впоследствии было названо движением просвещения. Это движение ставило своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как "мужества пользоваться своим собственным умом" говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей - просвещенных граждан.

Движение Просвещения

Основные идеи и принципы Просвещения

При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство. Верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания. Факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства, общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии: практический атеизм Ламетри, Гольбаха, Гельвеция и Дидро, рационалистический антиклерикальный деизм Вольтера, умеренный деизм Д'Аламбера, благочестивый деизм Кондильяка, эмоциональный "деизм сердца" Руссо. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь с ее ритуалами. Гносеологические различия были менее разнообразны: в основном просветители придерживались эмпиризма локковского толка с подчеркнуто сенсуалистским толкованием происхождения знаний. Сенсуализм мог носить механико-материалистический характер (Гельвеций, Гольбах, Дидро), но не исключался скептический и даже спиритуалистический вариант (Кондильяк). Онтология интересовала просветителей в меньшей степени: они предоставляли решение этих проблем конкретным наукам (в этом отношении философия Просвещения может считаться первым вариантом позитивизма), фиксируя лишь очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. Только в "Системе природы" Гольбаха дана догматическая картина атомистически-материального бытия. В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества (Тюрго, Кондорсе). Экономические (Тюрго), политические (Монтескье), правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.

Просвещение во Франции

Национальные школы Просвещения имели свои особенности. Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединило издания "Энциклопедии" (1751-1780), возглавленное Дидро и Д'Аламбером. "Энциклопедия" стала своего рода эмблематическим деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в "партию" просветителей, эффективного практического предприятия и "полезной" эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях ("Вступительное рассуждение", "Энциклопедия") перед "добротной" философией была поставлена задача "объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами" и строить заключения "исходя из фактов или общепринятых истин".

Английское и немецкое Просвещение

Английское Просвещение сосредоточено на проблемах утилитарной морали (Шефтсбери, Хатчесон, Гартли, Мандевиль) и сенсуалистической эстетики (Хом, Берк, Шефтсбери, Хатчесон). В гносеологии оригинальна шотландская школа "здравого смысла". Английский деизм более увлечен проблемой веротерпимости и свободомыслия, чем богословскими проблемами (Толанд, С. Кларк, А. Коллинз).

Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17 в. (Чирнхауз, Пуфендорф, Томазий, Вольф, Крузиус, Тетенс). Позднее немецкое просвещение увлечено религиозными спорами (под влиянием пиетистского фермента) о веротерпимости, пантеизме, соотношении прав государства и церкви (Реймарус, Мендельсон, Лессинг, Гердер). Баумгартен и Лессинг вносят заметный вклад в эстетику. Гердер - один из первых создателей принципа историзма - создает обширную картину эволюции природы от неорганической материи до высших форм человеческой культуры.

Кризис европейского Просвещения становится заметен в таких предромантических явлениях как апология эмоциональной и народной стихии у позднего Руссо, немецкое литературно-философское течение "Буря и Натиск" с его агрессивным волюнтаризмом, интуиционизм зрелого Гете, антипросвещенческие выпады Гамана и Ф. Якоби, визионерская мистика Сведенборга.

Идейное наследие Просвещения

Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.

Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает "второе дыхание" в 20 веке, воспринимаясь иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом. Так, просвещенческие мотивы звучат, например, в работах Гуссерля, М. Вебера, Рассела, Витгенштейна.

Ценности и идеи просвещения в романе Д. Дефо

Основными произведениями Дефо долгое время являлись различные сатирические памфлеты. Из беллетристических сочинений его прославился только "Робинзон Крузе". Беллетристические произведения Дефо относятся к рудиментарной стадии художественного творчества. Вместо художественных образов, автор старается дать читателю ловкий обман. Все произведения Дефо ведутся от имени будто бы действительно существовавшего героя, передающего свои приключения и впечатления. Этот жанр литературы процветал в Испании и оттуда проник в Англию еще раньше Дефо, однако именно Дефо, знавший испанский язык, дал толчок развитию этого жанра в своей стране. Предвестником реалистического романа являются испанские повести. Дефо содействовал пересадке их в Англию, но в его повестях реалистического (в смысле воспроизведения обыкновенной повседневной жизни) не очень много, и лишь с большою натяжкою можно бы было сохранить за ним имя отца реалистического романа в Англии (как пробовали его называть некоторые критики). К числу беллетристических произведений, написанных по шаблону фиктивной автобиографии, принадлежит и книга, обессмертившая имя Дефо - "Робинзон", распадающаяся на два сочинения, лишь механически между собою связанных. В банальный, часто неправдоподобный, порою грубый рассказ о фиктивном путешествии и посещении стран, никогда автором не виданных, вставлено, в качестве отдельного эпизода, повествование о пребывании героя на необитаемом острове. Этот талантливо рассказанный эпизод "робинзонады", проникнутый философскою и просветительскою мыслью и полный завлекательных положений, и дал бессмертие книге Дефо. Еще Руссо - видный французский просветитель - указал, что в этом эпизоде - вся ценность книги, что он должен быть выделен из нее и очищен - тогда получится лучшая детская книга. Предсказание Руссо сбылось. Произведение Дефо действительно сохранило только этот эпизод "робинзонады" и действительно стало детскою книгою. "Робинзонада" имела своих предшественников. Незадолго до выхода "Робинзона" Дефо в Англии вышло описание пребывания некоего Селькирка на необитаемом острове. Приключения Селькирка послужили первым материалом для Дефо, избравшего для Робинзона те же места и ту же природу, среди которых жил Селькирк. Но в то время, как последний одичал, Робинзон нравственно возродился. Это нравственное совершенствование в одиночестве, в общении с природою, вдали от общества и цивилизации, составляет выдающуюся философскую идею книги, а самый процесс возрождения и пробуждения - главную ее прелесть, главное право ее на воспитательное значение. Самая идея, положенная в основу Робинзона, была проведена в философском романе арабского писателя Ибн-Тофаиля: "Хан-ибн-иокдан", написанном в XII в. и также не оставшемся без влияния на Дефо.

Дефо очень органично смог показать в своей книге значимость просвещения и его ценностей. Мы знаем что главной задачей просвещения является воспитание и образование, приобщение к знаниям всех и каждого. И именно это мы можем отчетливо увидеть в произведении. Прожив достаточно долгое время на острове, герой Дефо встречает дикаря. Он дает ему имя Пятница, так как именно в этот день Робинзон спасает его от съедения соплеменниками. Робинзон сразу поворачивает их отношения в сторону отношений раба и господина, но при этом он ведет активную просветительскую деятельность. Робинзон пытается дать Пятнице некоторые знания. Он обучает его английскому языку, стрельбе и многому другому. Робинзон пытается объяснить дикарю что такое христианство, пытается искоренить в Пятнице приверженность к язычеству. Мы наблюдаем как Робинзон становится самым настоящим просветителем. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Этим и занимался герой Дефо. Просветители верили в возможность построения гармонического общества. Подобие такого общества мы видим на острове, куда волей судьбы был занесен Робинзон. Отчасти это понимает и сам герой, поэтому он спустя 28 лет, которые провел на острове, расстается с этим местом с большой грустью, хотя и исполняется его давняя мечта - он и плывет домой.

Робинзон является приверженцем некоторых целей и идеалов просвещения, таких, как свобода, мир, ненасилие, и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода. Особенно ярко мы видим в нем отторжение насилия. После расправы над дикарями, приплывшими на остров за Пятницей, Робинзона долго мучает совесть, хотя он и пытается убедить себя, что это было необходимо.

Д. Дефо сделал своей книгой очень многое для развития и дальнейшего движения просвещения в широкие народные массы.

Ценности и идеи просвещения в серии "Капричос"

Творчество Гойи, современника Французской революции и национально-освободительной борьбы с Наполеоном, приходится не только на один из самых драматических периодов испанской истории, но и на период наибольшего расцвета движения просветителей.

Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии "Капричос", которая была закончена в 1798 году. В серии офортов на причудливые сюжеты мы видим удивительный сплав реальности и фантастики, таинственности и трагизма. Эта серия позволила включить Гойю в число крупнейших мастеров мирового графического искусства. В своем произведении Гойя выступает как истинный просветитель. В формах трагического гротеска он пытается бороться против мира зла и мракобесия, фанатизма и невежества масс, нравственных пороков общества. В многослойную струну "Капричос" вплетены отзвуки политической карикатуры Французской революции, конфликт личности и мира, острейшие проблемы кризисной исторической ситуации конца 18 столетия и перехода в 19 век, перелом в мировосприятиии людей и в судьбах искусства, личная драма Гойя, демонология средневековья и сатирические традиции испанской литературы "золотого века". Реальные жизненные наблюдения сливаются с безудержной фантазией художника.

Эти офорты делались уже не молодым художником в 90-х годах XVIII века, на переломе эпох - художественных и культурных, политических и общественных.

В этих офортах проступают новые тенденции, близкие к художественным идеалам эпохи романтизма. Изображенные им люди отличаются энергией, уверенностью в своих силах, наделены ярко выраженными национальными чертами. Необычайность их тематики сочетается с неожиданной глубиной идейных намеков и выполнена с предельными виртуозностью и терпением. Нет ничего более странного и трудного в искусстве, чем эта серия, где неясным остается план, зачастую смысл, где намек понятен только художнику, но где четко и ясно прочитывается острие социальной сатиры. Издание "Капричос" заключает в себе восемьдесят листов, пронумерованных и снабженных подписями самого автора. Восемьдесят листов варьируют темы испанской жизни. Сколько Гойя вносит всего! Какие удивительные темы: разбойники похищают женщин; молодая женщина в поисках талисмана, приносящего счастье, забралась к виселице и вырывает зуб у повешенного и т.д. Начиная с 14 листа доминирует тема "Женщины". Начиная с 43 листа, бесчисленное количество чудовищ изображено на оставшихся 37 офортах, в которых ведьмы собирают мертвых младенцев, на шабаш отправляются колдуньи и прочее. Последний лист "Капричос" гласит - "Час настал". Объяснить исчерпывающую серию трудно. Гойя не только "показывает " но и "рассказывает". Его образы отражают, при всей их специфичности, реальность испанской жизни, эпохи смертельного кризиса феодализма и расцвета просвещения. Фантазия, аллегория, антропоморфизм - вот основные приемы, используемые мастером в этих уникальных, неповторимых офортах.

Сам Гойя постоянно ощущается за его офортами, он напрямую обращается к зрителю, ищет соучастия и сочувствия.

Время создания "Капричос" было довольно опасным для автора. Недалеко, за Пиренеями, бушевала французская революция. Цензура, и политическая и духовная, в католической королевской Испании была жестока. Гойя закончил "Капричос" к концу века. В мадридской газете 6 февраля сообщалось, что на улице Десанганьо, в винной лавке, продается "коллекция эстампов о фантазиях, задуманных и исполненных в технике офорта доном Франсиско Гойей". Цель же объяснялась самая нравоучительная: "Представлять вещи в смешанном виде, бичевать предрассудки, клевету, лицемерие, освященные временем. Как мы видим, Гойя объяснял цель создания своей книги, как человек знакомый с движением просветителей. И это не могло, не отразится и на содержании самих офортов. Действительно, если внимательно присмотреться, то почти в каждом рисунке мы можем уловить те или иные нотки влияния идеалов и ценностей просвещения.

Автор с помощью своего произведения пытается донести до людей своей эпохи правду об их же жизни. Он показывает как до сих пор сильны некоторые предрассудки и суеверия, боязнь необъяснимого - недаром почти половина офортов посвящена ведьмам и нечистой силе. Гойя пытается раскрыть и показать во всей красе клевету и лицемерие, царящее в рядах испанской инквизиции - все еще довольно грозной на тот момент силе. Все это художник тщательно скрывает среди необычности и многогранности своих рисунков. Тем не мене инквизиция заинтересовалась офортами, благая цель которых вовсе не казалась столь безусловной. И тогда художник решил подарить офортные доски королю. К нему переходило и право издания опасной серии. Подарок был принят, и обвинение Гойе предъявлены не были.

Мир Гойи сложен, он не поддается однозначным интерпретациям, не открывается слишком простыми ключами. Реальное в нем не отделено от фантастического, очевидное от таинственного. Серия "Капричос" остается во многом загадкой.

Ценности Д. Дефо и Гойя. Что общего

Д. Дефо в своем романе рассматривает ценности просвещения с позиции человека, который нравственно возрождается. Книга английского писателя имеет довольно сильное нравственное и воспитательное значение. Он затрагивает такие ценности просвещения, как всеобщее воспитание и образование, приобщение к знаниям всех и каждого, приобщение к религии, свобода, мир, гуманизм и ненасилие. Все это находит воплощение в романе. Для Ф. Гойя важны немного другие идеалы эпохи просвещения. В своем произведении в формах трагического гротеска он пытается бороться против мира зла и мракобесия, фанатизма и невежества масс. Офорты, при всей их специфичности, отражают эпоху кризиса феодализма и расцвета просвещения. Сам автор называл целью своей работы бичевать предрассудки, клевету, лицемерие. Возможно это небольшое различие в замыслах авторов объяснимо временным промежутком. Роман вышел более чем на полвека раньше графической серии. Тогда как Дефо писал свою книгу в такое время, когда движение просветителей бурно набирало обороты, Гойя творил на самом пике этого движения. Но однозначно этого сказать нельзя. В любом случаи оба автора внесли свой вклад в движение просвещения.

Заключение

Только работая над этим рефератом я смог хоть немного понять идеи просветителей, оценить весь размах их движения. Это движение было необходимо, как любая ступень в эволюции государства. Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, ступень при переходе от феодального общества. Я совершенно с другой точки зрения посмотрел на давно мне знакомое произведение Д. Дефо. Увидел в этой книги абсолютно новые идеи и замыслы автора. Так же я познакомился с творчеством выдающегося испанского художника - Ф. Гойя. Работа над этим рефератом была довольно интересной, и я думаю что она не прошла напрасно.

Список литературы

1) Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Электронное издание, 2002г.

) Статья А. Л. Доброхотов "Просвещение. Идейное движение."

) Д. Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"

) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890 -1907), Электронное издание, 2002г.

) Ф. Гойя "Капричос", Электронное издание, 2000г.

) Статья Ю. Герчук "Капричос", газета Искусство №7(247), 2002г.

Похожие работы на - Ценности просвещения в произведениях Д. Дефо 'Робинзон Крузо' и Ф. Гойя 'Капричос'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!