Сущность стратегического менеджмента
Содержание
Введение
.Методологические
основы стратегического менеджмента
.1
Научные гипотезы
.2Научные
подходы к стратегическому менеджменту
.Сущность
и содержание стратегического менеджмента
.1Сущность
стратегического менеджмента
.2Содержание
стратегического менеджмента
.Характеристики
стратегического менеджмента
.1Условия
возникновения стратегического менеджмента
.2Новая
управленческая пирамида
.3Отличительные
характеристики стратегического менеджмента
.4Преимущества
и ограничения стратегического менеджмента
Заключение
Список
литературы
Введение
Стратегический менеджмент рассматривает проблемы
роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения,
позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе,
резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде,
появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание
конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление
новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и
техники и ряд других причин привели к резкому возрастанию значения
стратегического управления. Но единой стратегии для всех компаний не
существует, также как и единого универсального стратегического управления. Таким
образом, чтобы составить стратегию для конкретной фирмы, нужно провести
стратегичсекий анализ ее внутренней и внешней среды.
стратегический
менеджмент стратегия
1. Методологические основы
стратегического менеджмента
.1 Научные гипотезы
В системе стратегического менеджмента все
большее значение начинают приобретать методологические подходы, под которыми
понимается единое целостное направление использования логики, принципов и
методов стратегического управления в ходе разработке прогнозов, проектов, стратегических
программ и планов всех уровней и временных горизонтов. Все они базируются на
определенных гипотезах.
Гипотеза случайности. Единого рецепта управления
компанией не существует. Иногда гипотезу о случайности трактуют следующим
образом: если универсальное решение отсутствует, значит, каждая компания
уникальна по своей природе и должна и должна искать свой собственный путь.
Однако в настоящее время понимание данной гипотезы таково: между двумя общими
для всех решениями есть некоторый набор различных типов управленческого
поведения, соответствующих различным типам проблем.
Гипотеза о зависимости от внешней среды.
Проблемы, которые ставит перед компанией внешняя среда, определяют оптимальную
модель поведения фирмы. Во второй половине ХХ века эта гипотеза приобрела
жизненноважное значение. В начале века, когда компании во многом сами
определяли свое окружение, ею можно было пренебречь.
Гипотеза о соответствии (заимствована из
кибернетики). Для достижения успеха уровень агрессивности стратегии компании должен
соответствовать уровню турбулентности среды.
Гипотеза о стратегии, способности и
деятельности. Деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое
поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности
соответствуют стратегическому поведению.
Гипотеза о многоэлементности, отвергающая
положение о том, что какой-то один компонент управления, будь то ключевые
менеджеры, структура, культура или система, является главным для достижения
успеха. Наоборот, успех компании - результат взаимодействия и взаимодополнения
нескольких ключевых элементов (хотя при различных условиях один или несколько
компонентов могут преобладать над другими).
Гипотеза о сбалансированности. Для каждого
уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов,
оптимизирующую успех фирмы. Достаточно одного взгляда, чтобы понять, что лишь
небольшое число компаний ведет себя оптимально.
1.2 Научные подходы к
стратегическому менеджменту
Анализ теории и практики управления
экономическими системами позволил установить необходимость применения к
стратегическому менеджменту следующих научных подходов:
системный поход - рассмотрение системы
(предприятия) как совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей вход, выход
(цель), связь с внешней средой, обратную связь;
маркетинговый подход - ориентация управляющей
подсистемы на потребителя;
функциональный подход - рассмотрение потребности
как совокупности функций, необходимых для ее удовлетворения;
воспроизводственный подход - ориентация на
постоянное возобновление производства товара для потребностей конкретного рынка
с наименьшими совокупными затратами;
нормативный подход - установление нормативов
управления по всем подсистемам системы менеджмента по важнейшим элементам;
комплексный подход - учет технических,
экономических, организационных, экологических, социальных, психологических
аспектов менеджмента в их взаимосвязи;
интеграционный подход - нацеленность на
исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами
системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между
уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали;
динамический поход - рассмотрение объекта
управления в диалекти-ческом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности;
процессный подход - рассмотрение функций
управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий;
количественный подход - переход от качественных
оценок к количественным при помощи математических и статистических методов,
инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов;
административный подход - регламентация функций,
прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов
системы менеджмента в нормативных актах;
поведенческий подход - оказание помощи работнику
в осознании его возможностей и способностей на основе применения концепций
поведенческих наук.
ситуационный подход - использование методов,
наиболее отвечающих данной ситуации и адаптированных к ней.
2. Сущность и содержание
стратегического менеджмента
.1 Сущность стратегического
менеджмента
Сущность стратегического менеджмента заключается
в ответе на три важнейших вопроса:
В каком положении предприятие находится в
настоящее время?
В каком положении оно хотело бы находиться через
три, пять, десять лет?
Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны
хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем
решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа,
обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными
для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую
важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее.
Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели
ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией
выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух
предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа
являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная
структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегический
менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за
его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам,
сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В
основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения - это управленческие
решения, которые:
) ориентированы на будущее и закладывают основу
для принятия оперативных управленческих решений;
) сопряжены со значительной неопределенностью,
поскольку учиты-вают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на
предприятие;
) связаны с вовлечением значительных ресурсов и
могут иметь чрез-вычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:
реконструкцию предприятия;
внедрение новшеств (новая продукция, новые
технологии);
организационные изменения (изменения
организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления,
новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и
потребителями);
выход на новые рынки сбыта;
приобретение, слияние предприятий и т. д.
2.2 Содержание стратегического
менеджмента
Стратегический менеджмент распространяется на
долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка
стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром
управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.
Содержанием стратегического менеджмента
являются:
определение назначения и главных целей бизнеса
фирмы;
анализ внешней среды фирмы;
анализ ее внутренней обстановки;
выбор и разработка стратегии на уровне
стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;
анализ портфеля диверсифицированной фирмы;
проектирование ее организационной структуры;
выбор степени интеграции и систем управления;
определение нормативов поведения и политик фирмы
в отдельных сферах ее деятельности;
обеспечение обратной связи результатов и
стратегии компании;
совершенствование стратегии; структуры
управления.
Взаимосвязь этих компонентов отражена на рисунке
1.
Рисунок 1 - Содержание стратегического
менеджмента
Стратегический менеджмент начинается с
определения миссии (назначения) и главных целей фирмы. Это устанавливает
контекст, в пределах которого должна формироваться стратегия и определяться
критерии ее пригодности. Миссия (назначение) устанавливает, зачем фирма
существует и что она должна делать. Целью внешнего анализа является
идентификация стратегических благоприятных возможностей и угроз. Внешнее окружение
фирмы рассматривается на двух уровнях: отраслевое и более широкое
макроокружение.
Целью внутреннего анализа является идентификация
сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию
количественных и качественных характеристик ресурсов организации в сферах
производства, маркетинга, управления материалами, НИОКР, информационного
обеспечения, финансов и т.д.
Стратегический выбор включает генерацию ряда
стратегических альтернатив, соответствующих миссии и задачам фирмы, ее
внутренним сильным и слабым сторонам, внешним благоприятным возможностям и
альтернативам. Основой этого процесса обычно является SWOT-анализ. Для
диверсифицированной фирмы проблемой является выбор оптимального набора СЗХ
(создание оптимального портфеля СЗХ), для чего используются специальные
процедуры (так называемая "матричная техника"). Оптимизация портфеля
СЗХ связана с использованием стратегий входа на рынок и ухода из него.
Для реализации избранной стратегии фирма должна
использовать подходящую организационную структуру и соответствующую систему
организационного контроля.
Практически стратегия разрабатывается на четырех
уровнях управления фирмой (табл. 1).
Таблица 1 - Основные уровни разработки стратегии
фирмы
Уровень
|
Ответственные
за разработку (принятие решения)
|
Содержание
разработки
|
Корпоративная
стратегия
|
Исполнительный
директор, ключевые вице-директоры (решение принимается/ пересматривается
советом директоров)
|
Создание
и управление портфелем СЗХ Обеспечение синергизма СЗХ как конкурентного
преимущества Определение инвестиционных приоритетов и управление ресурсами в
наиболее привлекательных СЗХ Пересмотр/ревизия/унификация основных
стратегических подходов шефов СЗХ
|
Стратегия
СЗХ
|
Главный
менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы)
|
Определение
действий и подходов для успешной конкуренции и в интересах получения
конкурентных преимуществ. Формирование реакции на изменение внешних условий.
Унификация стратегических инициатив ключевых функциональных служб. Действия
по решению специфических проблем
|
Функциональная
стратегия
|
Функциональные
менеджеры (решения обычно принимаются /пересматриваются совместно с
руководством СЗХ)
|
Создание
функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса и достижения
функциональных целей и функциональных стратегий в НИОКР, производстве,
маркетинге, финансах, кадрах. Пересмотр/ревизия/унификация основных подходов
менеджеров более низкого уровня
|
Оперативная
стратегия
|
Шефы
полевых единиц/ менеджеры более низкого уровня, в том числе функциональные
(решения, принимаются/ пересматриваются начальниками функциональных отделов)
|
Разработка
более узких и специфических подходов и действий в поддержку функциональных и
СЗХ стратегий и в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных
отделов
|
Этот процесс схематично отображен на рисунке 2.
Рисунок 2 -Потоки информации при формировании
стратегии диверсифицированной фирмы
Стратегический менеджмент распространяется на
долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка
стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром
управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.
3. Характеристики стратегического
менеджмента
.1 Условия возникновения
стратегического менеджмента
К основным условиям возникновения
стратегического менеджмента относятся:
технологические прорывы, требующие
прогнозирования новых производственно-технологических возможностей;
насыщение рынка товаров и услуг, что привело к
усилению конкуренции и усложнению запросов потребителей;
начавшийся процесс глобализации рынков и
возникновения транснациональных корпораций, способных воздействовать на рынок
вплоть до его раздела.
3.2 Новая управленческая парадигма
Действия организаций и их руководителей не могут
сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается
необходимость сознательного управления изменениями на основе научно
обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям
организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно также и сама организация
должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Принципы новой управленческой парадигмы должны
составлять всю систему совершенствования управления организации. В условиях
оперативного управления эти принципы позволяют понять характер организационно-
управленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворению
рыночного спроса. Особенно важны они для понимания концепции стратегического
управления, которое получает в последние годы все большее распространение. Они
позволяют:
понять структуру процесса планирования
стратегии, роль и методологию стратегической сегментации рынка;
разобраться в новом методическом инструментарии,
используемом при анализе стратегических альтернатив и выборе стратегии;
выбрать и спроектировать систему управления
реализацией стратегии и организационные структуры управления фирмой,
позволяющие достигнуть стоящих перед ней целей в условиях стратегических
изменений.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро
меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на
внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения,
которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В прошлом многие фирмы могли успешно
функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на
внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования
ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача
рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно
важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает
адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Резкому возрастанию значения стратегического
управления привели ряд причин. Основными из них являются:
ускорение изменений в окружающей среде;
появление новых запросов и изменение позиций
потребителя;
возрастание конкуренции за ресурсы;
интернационализация бизнеса;
появление новых неожиданных возможностей для
бизнеса, открываемых достижениями науки и техники;
развитие информационных сетей, делающих
возможным молниеносное распространение и получение информации;
широкая доступность современных технологий;
изменение роли человеческих ресурсов.
Не существует стратегии, единой для всех компаний,
так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.
Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для
каждой фирмы уникален, так как на него оказывают влияние:
позиция фирмы на рынке;
динамики развития фирмы;
потенциал фирмы;
поведение конкурентов;
характеристики производимого фирмой товара или
оказываемых ею услуг;
состояния экономики;
культурная среда и еще многих факторов.
В тоже время есть некоторые основополагающие
моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки
стратегии поведения и осуществления стратегического управления.
3.3 Отличительные характеристики
стратегического менеджмента
Стратегические решения связаны в основном с
внешними, а не внутренними проблемами организации. В менеджменте сам термин
"стратегический" означает - "влияющий на отношения между фирмами
и окружающей средой".
Стратегическое управление родилось эволюционно
из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. В
отличие от долгосрочного планирования при стратегическом планировании и
управлении определяется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы
достичь желаемых целей в будущем, а также вырабатывается способность
реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь этих целей.
Стратегический менеджмент предполагает не только
адаптацию предприятия к внешней среде, но и направленное воздействие на среду,
ее изменение и создание условий для реализации стратегии и достижения целей.
Внешняя среда - область стратегических изменений, которые осуществляются в
процессе реализации стратегии.
Стратегический менеджмент требует
предпринимательского стиля пове-дения TOP-менеджеров, который характеризуется
стремлением к изменениям, предвидением будущих опасностей, поиском новых
возможностей и новых управленческих решений и т.д.
Стратегический менеджмент - объединение интуиции
и искусства выс-шего руководства вести организацию к стратегическим целям,
высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации
со средой, а также активное включение всех работников в реализацию задач
организации, направленную на достижение цели. Стратегический менеджмент -
процесс, который уникален для каждой фирмы.
3.4 Преимущества и ограничения
стратегического менеджмента
стратегический менеджмент обеспечивает общее
понимание того, для чего функционирует организация и принимаются определенные
управленческие решения (это позволяет предать единую направленность
деятельности всех подразделений и персонала организации для достижения ее
стратегических целей);
стратегический менеджмент призван обеспечить не
текущий успех организации, а ее постоянное развитие в условиях не стабильности
внешней среды и жесткой конкуренции;
стратегический менеджмент позволяет объединить
решение руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;
стратегический менеджмент обеспечивает
возможность оценивать альтернативные варианты использования ресурсов, то есть
разумно перено-сить ресурсы в стратегически обоснованные и эффективные проекты;
стратегический менеджмент создает среду, которая
поощряет ак-тивное руководство организации, а не пассивное реагирование на
изменение ситуации;
в стратегическом менеджменте используются самые
новые и прогрессивные разработки.
Однако следует отметить и некоторые недостатки,
присущие стратегическому менеджменту:
стратегический менеджмент в силу своей сущности
не может дать точной и детальной картины будущего, что затрудняет разработку
стратегических планов и их реализацию;
стратегический менеджмент не имеет описательной
теории, которая предписывает, что и как делать при решении пределенных задач и
в конкретных ситуациях. Каждым менеджером стратегический менеджмент понимается
и реализуется по-своему, но не каждый обладает стратегическим предвидением;
требуются огромные усилия, большие затраты
времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляется процесс
стратегического управления;
в настоящее время резко усиливаются негативные
последствия ошибок стратегического предвидения.
Заключение
Исследовав тему контрольной работы, можно
определить высокую роль стратегического менеджмента в экономике современных компаний.
Правильное составление стратегии определяет конкурентно способность той или
иной компании на рынке товаров и услуг.
Список литературы
1.
Г. Минуберг, Д. Лэмпел, Б. Альстренд , «Школа стратегий» «Питер»,
Санкт-Петербург 2000
.
И.Б. Гурков «Стратегический менеджмент организации» ЗАО «Бизнес-школа»,
«Интел-Синтез», Москва 2001
.
В.Л. Бакштанский, О.И. Жданов «10000 дней менеджмент в жизни» «PER SE», Москва
2001.
.В.ВГлухов
«Менеджмент», «Спецлит» Санкт-Петербург , 2000
.
Ф. Катлер «Маркетинг. Менеджмент» «Питер», Санкт-Петербург 2001
.
Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных «Менеджмент» ИД «Бизнес-пресса», Санкт-Петербург
2001