Антиинфляционная политика государства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,31 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Антиинфляционная политика государства

КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Антиинфляционная политика государства










Петрозаводск 2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствий

.1 Понятие и виды инфляции

.2 Социально-экономические последствия инфляции

Глава 2. Характеристика антиинфляционной политики государства

.1 Современные тенденции антиинфляционной политики государства

.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики

.3 Антиинфляционная политика России на современном этапе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера. Инфляция присуща в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной рыночной экономикой. Серьезной проблемой инфляция остается для России. Без снижения инфляции невозможно достичь экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы и финансовых рынков.

На протяжении последних десяти лет дискуссия о характере инфляции и причинах ее возникновения в условиях переходной экономики приняла достаточно острый характер в научной среде. В первую очередь это связано с тем, что получение ответов на возникающие вопросы напрямую связано с формированием государственной антиинфляционной политики.

Дальнейшее продвижение по пути реформ неразрывно связано с решением проблемы снижения темпов инфляции через нахождение наиболее эффективных мер влияния на данный процесс.

Нельзя отрицать, что за годы реформ были достигнуты значительные результаты в борьбе с инфляцией. Тем не менее, вряд ли можно говорить о том, что в России выработан действенный механизм управления инфляционными процессами. Опыт антиинфляционного регулирования в России свидетельствует о недостаточной эффективности монетарных режимов и используемых Центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования задачам преодоления инфляции. Как правило, они заимствуются из зарубежной практики антиинфляционного регулирования и зачастую не учитывают особенностей российской экономики.

Все вышесказанное делает актуальным данную тему, убеждает в необходимости теоретического анализа инфляционного механизма и его особенностей в условиях России. Наиболее распространенным взглядом на содержание инфляции, как показывает специальная и экономическая литературы, является утверждение о том, что инфляционное развитие экономики в решающей мере обязано своим существованием быстрому росту денежной массы.

Целью курсовой работы является исследование сущности инфляции и антиинфляционной политики.

Цель данной работы определила необходимость решения следующих задач:

·   исследовать сущность и виды инфляции;

·   выявить социально-экономические последствия инфляции;

·   рассмотреть современные тенденции антиинфляционной политики государства;

2) выявить цели и инструменты антиинфляционной политики;

3) проанализировать антиинфляционную политику России на современном этапе.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствий

1.1 Понятие и виды инфляции

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен.

Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Инфляция в узком смысле слова означает повышение общего уровня цен в экономике, приводящее к снижению покупательной способности денег в течение определенного периода времени. В этом смысле инфляция является отражением дисбаланса денежного рынка и носит монетарный характер. Инфляция в широком смысле означает экономический спад, стагнацию производства, снижение покупательной способности населения, рост бюджетного дефицита. Такая инфляция отражает общий дисбаланс в экономике и носит не только монетарный, но и структурный характер.

Монетарные и структурные факторы. Инфляция, вызванная монетарными факторами, - это результат бюджетного дефицита, увеличения процентных расходов бюджета (расходов на обслуживание государственного долга, необеспеченной - фидуциарной эмиссии бумажных денег, девальвации, увеличения скорости обращения денег, роста процентных ставок и доходности государственных ценных бумаг и т.п.).

Инфляция, вызванная структурными факторами, - это следствие сложившихся в экономике диспропорций в отраслевом, ценовом и социальном аспектах, дисбаланса между потреблением и накоплением, сокращения инвестиций, падения производительности труда, роста безработицы, создания олигархического слоя, монополизации рынков, использования налогов преимущественно в фискальных целях, нерешенности важнейших социальных проблем, существенного отставания уровня оплаты труда по сравнению с ростом цен и т.п.

Для исследования воздействия инфляции на экономику большое значение имеет признание первичности воздействия на нее монетарных либо структурных факторов. Монетаристы считают, что первичны монетарные факторы, регулятором которых выступает рыночный механизм. Поэтому для подавления инфляции необходимо прежде всего ограничить денежную массу, снизить спрос на кредит со стороны товаропроизводителей, уменьшить бюджетный дефицит, повысить процентные ставки, плавно девальвировать национальную валюту.

Признание первичности структурных факторов означает, что необходимо стимулировать инвестиционный спрос, повышать конкурентоспособность товаропроизводителей, расширять экспорт продукции высокой степени обработки, увеличивать объемы кредитования реального сектора экономики, увеличивать оплату труда, расширять налогооблагаемую базу при одновременном сокращении налогового бремени товаропроизводителей.

Таким образом, инфляция означает не только рост цен, но и охватывает широкий круг факторов, воздействующих на все стороны социальной и экономической жизни общества.

Внешние факторы. На развитие инфляционных процессов существенное влияние оказывают не только внутренние, но и внешние факторы. Чем выше степень интеграции экономики государства в мировое экономическое пространство, тем важнее становится ее экспортный и импортный потенциал, а также прочность валютного курса. Высокоразвитые страны мира пользуются технологическими преимуществами, накопленными золотовалютными резервами, высоким человеческим капиталом для дальнейшего наращивания экономического потенциала. Развивающиеся страны вынуждены занимать те ниши в мировом разделении труда, которые постепенно превращают их в сырьевые придатки высокоразвитых стран.

Внешние факторы инфляции могут быть предметом экспорта. Это обусловлено тем, что существуют различия в соотношении внутренних и мировых цен на товары, работы, услуги, активы, валютных курсов, процентных ставок, стоимости рабочей силы и др. Перераспределение денежных потоков через мировые денежные рынки вызывает неравномерный приток инвестиций, создает различные условия для развития тех или иных отраслей экономики.

Таким образом, инфляция не является следствием воздействия одного фактора или явления в экономике. Ее природа многогранна и может быть сравнима с действием абсорбента, впитывающего и аккумулирующего в себе все негативные социально-экономические процессы в государстве. В то же время сама инфляция порождает массу негативных процессов и в этом смысле является катализатором кризисных явлений.

Инфляция как катализатор кризисных явлений. Инфляция приводит к расширению спекулятивного денежного оборота, снижению реальных инвестиций, перераспределению денежных потоков как между отраслями, регионами, так и между отдельными слоями населения. Это приводит к изменению в структуре цен на товары, работы, услуги, активы, факторы производства, а значит, и структуре ВВП. Быстрее всего подвержены ценовым колебаниям товары повседневного спроса, что усугубляет процесс дифференциации населения по уровню доходов. Реализуется принцип: бедные беднеют, богатые богатеют.

Может ли рынок восстановить денежный баланс и устранить инфляцию? Очевидно, что нет, так как функционирование денежного рынка опосредовано конкретными денежно-кредитными институтами и денежными инструментами, регулирующими спрос и предложение в экономике. Развитие же денежно-кредитных институтов происходит при непосредственном участии и контроле со стороны центрального банка и правительства в рамках действующей законодательной базы. Набор используемых субъектами денежного рынка инструментов также формирует и регулирует государство.

Необходимо учитывать также ведущую роль государства и его институтов в установлении контроля над инфляцией путем выработки единой антиинфляционной политики, касающейся не только сферы обращения, но и сферы производства, с целью недопущения стагнации производства, обнищания населения, структурных и региональных диспропорций.

Главная задача государства - это создание правового поля для реализации рыночных отношений. Однако политическая составляющая инфляции весьма велика. Она обусловлена тем, что государство помимо выполнения своих непосредственных функций в социально-экономической жизни общества также является участником денежного рынка. Его активность зависит от проведения выборов, военных операций, чрезвычайных ситуаций и др.

Инфляция - это социально-экономическая болезнь, охватившая все страны мира. Полностью устранить ее невозможно, но необходимо создавать барьеры, принимать превентивные меры для ее локализации и снижения разрушительного эффекта. В то же время возможности подавления инфляции ограничены, так как ее воздействие на экономику, социальную сферу, домашние хозяйства многообразно, а предпринимаемые меры носят локальный характер. Отсюда существует скрытая или подавленная, инфляция, которая приводит к стагнации производства, неплатежам, расширению встречного товарообмена. Скрытая инфляция может быть вызвана установлением фиксированных цен, фиксированного валютного курса, ограничением импорта, ростом государственных дотаций и субсидий и др. В условиях подавленной инфляции государство не выполняет своих обязательств по финансированию государственного сектора экономики, включая задержки по выплате заработной платы и отказ от инвестиционных расходов. Одновременно растут государственные заимствования, бюджетный дефицит и расходы на обслуживание государственного долга.

Ползучая инфляция означает, что происходит постепенное и плавное повышение цен (3-5% в год), которое не вызывает серьезных диспропорций в экономике, не приводит к сокращению масштабов и темпов роста производства. Она присутствует в высокоразвитых странах с устойчивым экономическим ростом. Запас прочности во всех сферах общества этих стран таков, что он позволяет противостоять инфляции, не прибегая к радикальным мерам в монетарной и структурной областях. Действует принцип: здоровый организм вырабатывает защитный иммунитет. Но запас прочности от инфляции должен постоянно получать подпитку в виде адекватных мер со стороны государства и субъектов рынка, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

Галопирующая инфляция - это инфляция, характеризующаяся более высоким и неравномерным, чем при ползучей инфляции, ростом цен (до 100% в год), их разрушительным воздействием на всех субъектов рынка. Такая инфляция имеет место в развивающихся странах, в том числе в отдельные годы в России. Она означает хронический характер негативных процессов, процессов, протекающих во всех сферах общества. Такая инфляция требует принятия радикальных мер в монетарной и структурной областях, без чего она может перерасти в гиперинфляцию.

Гиперинфляция означает, что происходит резкий, неуправляемый рост цен (свыше 100% в год). В экономике наступают необратимые процессы, означающие разрушение производственного потенциала, обнищание населения, бегство из страны капитала, рост коррупции и преступности, разрушение властной вертикали, потерю политической воли управленческого звена и др. Наступает системный кризис в экономике, социальной сфере, политике, преодоление которого требует особых чрезвычайных комплексных мер и колоссальных усилий со стороны государства, предпринимателей, населения, международных экономических и финансово-кредитных институтов. При гиперинфляции государства попадают в зависимость от внешних кредиторов и инвесторов. Возникает опасность суверенного дефолта, то есть признания государства банкротом.

Гиперинфляция может быть следствием либерализации цен, то есть отказа от их государственного регулирования. Особенно болезненно этот процесс протекает при отказе от административного вмешательства в установление цен на продукцию отраслей естественных монополий.

Одна из причин инфляции заключается в расширении вовлеченных в денежный оборот материальных и нематериальных ценностей. В частности, это имеет место в условиях массовой приватизации, когда производится выпуск в обращение приватизационных чеков. Если они выпушены в свободный оборот, то цена приватизационного чека и цена приватизируемого предприятия имеют существенный инвестиционный разрыв, который приводит к структурным диспропорциям в экономике.

При гиперинфляции обесценение денег таково, что неизбежна денежная реформа на основе деноминации денежных знаков, а также существенная девальвация национальной валюты.

Инфляция, сопровождаемая падением производства и инвестиций, называется стагфляцией, то есть стагнация плюс инфляция. Стагфляция неизбежна при галопирующей инфляции и гиперинфляции. В этом раскрывается ее основная разрушительная сила.

В экономике существует инфляционная спираль, поскольку факторы инфляции обладают свойством самовоспроизведения. То есть повышение цен на конечную продукцию приводит к росту либо затрат, либо прибыли, либо и того и другого. Увеличение затрат и прибыли приводит к расширению совокупного спроса. Если общий объем всего производства не возрастает, то появляется избыточный спрос, вызывающий увеличение цен. Реальное производство остается неизменным, а его номинальное денежное выражение растет. Возникает инфляционный разрыв между реальной и номинальной стоимостью. Для уменьшения этого разрыва государство повышает налоги, процентные ставки, сжимает денежную массу и т.д.

Инфляция спроса и инфляция затрат. Инфляция, вызванная избыточным спросом со стороны субъектов рынка, - это инфляция спроса. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда рост производства отстает от роста спроса на рынке, что способствует повышению цен. При этом появляется избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующими активами. Она может направляться на инвестиционные цели, что первоначально не приведет к росту цен. Избыточная денежная масса будет востребована до тех пор, пока будет возрастать предложение товаров, работ, услуг, активов, факторов производства. Затем рост спроса начнет опережать рост предложения, что приведет к росту цен. Однако повышение цен происходит неравномерно, и начиная с определенного момента оно не уравновешивается соответствующим ростом платежеспособного спроса. Наступает перепроизводство товаров, которое приводит к спаду производства. При этом продолжает раскручиваться инфляционная спираль.

Одна из причин инфляции спроса - это увеличение бюджетного дефицита, приводящего к росту государственного долга и расходов на его обслуживание. Если при этом центральный банк покрывает бюджетный дефицит за счет прямого эмиссионного кредитования правительства, то денежная масса увеличивается и приводит к расширению спроса, не обеспеченного реальными ценностями. А это, в свою очередь, благоприятная среда для инфляции.

Инфляция спроса может быть вызвана значительным импортом иностранной валюты и расширением конверсионных сделок. Это также увеличивает денежную массу и совокупный спрос.

Таким образом, инфляция спроса - это в основном результат воздействия монетарных факторов.

Для преодоления инфляции спроса чаще всего прибегают к искусственному сжатию спроса путем ограничения денежной массы, повышения процентных ставок, сокращению реальной заработной платы, снижению бюджетного дефицита и т.п.

Инфляция затрат - это инфляция, вызванная совокупным повышением издержек производства и обращения в экономике. Рассматривая инфляцию затрат, необходимо анализировать все компоненты издержек производства и обращения. В первую очередь на инфляцию влияет рост материальных затрат, в том числе сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др. Этот рост может быть вызван объективными факторами, в частности, необходимостью дополнительных вложений в разработку и добычу природного сырья, переработку и транспортировку. Совершенствование технологий позволяет получать экономию, но само развитие технологий требует значительных инвестиций.

Инфляция затрат может быть обусловлена ростом оплаты труда и отчислений на социальные нужды. Если при этом не происходит адекватного роста производительности труда, то расширяется необеспеченная денежная масса, увеличивающая спрос на рынке. Рост оплаты труда может быть обусловлен индексацией пенсий, пособий, стипендий, субсидий. Но, как правило, темпы индексации существенно отстают от темпов инфляции, и это приводит к сужению спроса со стороны широких слоев населения.

Инфляция может быть связана с ростом прочих затрат, в том числе налогов и сборов, включаемых в себестоимость товаров, работ, услуг. Это результат фискальной политики государства. Включение косвенных налогов и сборов в состав затрат обеспечивает полноту их сбора, в отличие от прямых налогов, взимаемых по результатам экономической деятельности.

Инфляция затрат может быть обусловлена ростом мировых цен на импортируемые товары, работы, услуги, активы, факторы производства. Здесь имеет значение состав и структура экспорта и импорта, их масштабы.

Инфляция затрат приводит к расширению платежного оборота, что требует увеличения денежной массы для его обслуживания. Если денежная масса не растет, то ее компенсация возможна путем увеличения скорости оборота денег. Тогда происходит перераспределение капитала в пользу сферы обращения, то есть имеют место структурные сдвиги. Одновременно расширяется встречный товарообмен. Возрастает объем неплатежей, обусловленный недостатком средств в обороте. Производство и инвестиции сокращаются. Снижаются налоговые поступления, что сужает социальный и инвестиционный потенциал денежных властей. Наблюдаются перебои в выполнении текущих бюджетных обязательств. Увеличиваются масштабы перераспределения денежных потоков в пользу спекулятивных операций на денежном рынке.

Таким образом, инфляция затрат - это в основном результат воздействия структурных факторов.

Инфляция на практике проявляется одновременно во всех своих разновидностях. Один ее вид вытекает из другого, и все они взаимосвязаны через совокупность монетарных и структурных факторов.

Инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и постоянного, роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила “подавленный” характер и проявлялась в товарном дефиците. И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992 г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары - гиперинфляции. Правда, в какой-то степени проводится индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями. Вместе с тем инфляция спроса тесно переплеталась с инфляцией издержек, поскольку в некоторых отраслях, на кооперативных предприятиях и в других коммерческих структурах имел место неконтролируемый рост цен. Это переплетение носило опасный характер и угрожало тяжелыми социальными последствиями.


Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в тех условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учета ожидаемого уровня инфляции. Она ведет к перераспределению национального дохода, которое происходит по различным направлениям:

1) между разными сферами производства и регионами, в силу неравномерного роста цен;

2) между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская не обеспеченные товарами бумажные деньги, оно фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действие эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в той экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, так как в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп населения этот процесс происходит по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая же индексация оценивает все доходы формально, т.е. по номиналу;

3) между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства - это неизбежные спутники инфляции. Последняя негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и текущее потребление.

Поскольку большая часть благ, входящих в потребительский набор, относится к разряду товаров неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня беднейших слоев населения. Склонная же к сбережению большей части своих доходов высокообеспеченная часть населения теряет лишь их сберегаемую часть. Их текущее потребление при этом не только не страдает, но может и возрастать.

Инфляция особенно опасна для тех категорий населения, которые получают фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и пр. Именно у этих слоев населения преобладающую роль в активах играют наличные денежные средства и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым (получателям ссуды) за счет вторых (ссудодателей) при условии, конечно, что договора о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен.

Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от ее размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит. Более того, ее сокращение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта. В отдельных случаях она может даже вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса дает толчок расширению производства. Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Она поражает его центральное звено - систему цен. Последние перестают отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную информацию инвесторам, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. Неправильное движение инвестиций вызывает региональные и отраслевые диспропорции.

Высокая инфляция эффективно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40% и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем, как правило, выше темпы экономического роста, причем они максимальны при минимальных темпах инфляции. Эти утверждения подтверждаются исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет в странах, которые придерживались разных моделей экономической политики. Причем их число составляло от 76 до 140, т.е. это - большинство стран современного мира.

Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТП. Так как внедрение в производство новой техники обходится все дороже, для предпринимателя выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование, а также старую трудоемкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.

Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределенные перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от осуществления долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.

Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что, в свою очередь, нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.

Выше были перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеют место и внешние. Обесценение денег внутри страны приводит и к их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).

Наибольший вред национальной экономике приносит гиперинфляция. По мере ее разворачивания государство теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твердой иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация всего национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах. Многочисленные социальные катаклизмы имеют своим итогом приход к власти тоталитарных режимов.

Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.

Глава 2. Характеристика антиинфляционной политики государства

2.1 Современные тенденции антиинфляционной политики государства

Значительную роль в антиинфляционном регулировании сыграли два фактора:

- трактовка самого понятия (феномена) инфляции, сущности и форм ее проявления;

- разработка инструментов экономической политики, направленной на ограничение инфляции.

Основные теоретики и представители современной экономической мысли по-разному оценивают роль инфляции и меры борьбы с ней. Кейнсианцы признают инфляцию как положительное явление в условиях:

- кризисных упадов - инфляция стимулирует рост экономики;

- периодов подъема - ползучая инфляция полезна и даже необходима;

В качестве меры борьбы с инфляцией, имеющей высокие темпы, кейсианцы предлагают: параллельно дефляционную политику и политику доходов.

Монетаристы признают действенными только меры, направленные против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьба лишь с помощью усиления рыночно-конкурентных основ экономики. Государству при этом отводится пассивная роль.

Сторонники теории «экономики предложения» признают только один антиинфляционный путь - стимулирующее развитие производства и предложения товаров.

Сторонники теории «структурной инфляции», признавая галопирующую инфляцию полезной в развитии экономики, в качестве антиинфляционной меры предлагают определенную структурную перестройку экономики.

Из перечисленных направлений наибольший интерес представляют те из них, которые используются в международной практике в качестве эффективных антиинфляционных мер.

Для России, находящейся на этапе перехода к рыночной экономике, результаты проявления инфляции в западноевропейской, американской, а также латиноамериканской экономике представляют теоретический и практический интерес.

Экономические реформы в России требуют для смягчения высокой инфляции активной и мощной экономической роли государства при комплексном использовании всего арсенала жестких антиинфляционных мер.

Наибольшее распространение во всем мире получили два принципиально различных подхода к преодолению последствий инфляции в переходный период:

·   кейнсианский;

·   монетаристский.

Вплоть до второй половины XX века проблеме инфляции в наиболее важных течениях западной экономической мысли отводилось второстепенное место. При кейнсианском подходе внимание сконцентрировано на анализе ситуации недостаточности эффективного спроса, т. е. ситуации противоположной инфляции, и разрабатываются основы экономической политики, служащей ее преодолению. Что же касается неоклассических теорий, то в них анализ концентрируется на динамике относительных цен, важность которой определяется связью с реальной экономикой. Изменению общего уровня цен, переходу от одного уровня к другому не уделялось особого внимания, за исключением случаев, когда в качестве первопричины этого явления выступало изменение масштабов денежного обращения.

Теоретической основой антиинфляционного регулирования в послевоенный период служили кейнсианские концепции, в которых разработан макроэкономический подход к проблеме инфляции. Инфляция выступает в этих концепциях как результат взаимодействия таких агрегатных величин, как эффективный спрос и совокупный продукт, общая занятость; важнейшим же субъектом антиинфляционного регулирования является государство, осуществляющее макроэкономическое регулирование. В то же время антиинфляционная составляющая не рассматривалась как обязательная для экономической политики из-за специфичной оценки инфляции. В ней видели плату за высокие темпы экономического роста, а в определенной мере и стимул развития производства. Стимулирующая роль инфляции проявлялась, согласно кейнсианским воззрениям, в условиях неполной занятости, когда дополнительная эмиссия денег трансформировалась под влиянием растущего денежного спроса не столько в повышение цен, сколько в наращивание производства и предложения товаров. В условиях достижения полной занятости несколько менялся механизм стимулирующего влияния инфляции, к которому подключались инвестиции и процентные ставки (именно норме процента уделялось основное внимание как каналу влияния денежной сферы на реальную экономику).

Такое понимание инфляции предполагало, что в задачи антиинфляционного регулирования включается не собственно борьба с инфляцией, а недопущение излишне высоких темпов обесценения денег, порождающих серьезные социальные конфликты. Тем более что и борьба с инфляцией не шла по гладкому бесконфликтному пути, а требовала сдерживания спроса, ограничения расходов государства, что прямо обусловливало рост безработицы и сокращение производства. Ориентация на политику дешевых денег как способ создания благоприятных условий развития экономики не позволяла использовать денежно-кредитное регулирование для преодоления недостаточности совокупного спроса. В результате возникла необходимость в широком применении бюджетных методов регулирования, которые в этот период были нацелены и на стабилизацию экономического развития, и на ограничение инфляции. В рамках бюджетного регулирования главную роль играли государственные расходы, налоговая политика выполняла основную роль источника финансирования государственных расходов. Методы денежно-кредитного регулирования использовались как вспомогательные, обеспечивающие условия для проведения антициклической политики.

Подчиненный характер денежно-кредитного регулирования был обусловлен спецификой теоретического подхода, в рамках которого деньги могут реально воздействовать на экономику лишь через длинную цепочку взаимосвязей. Поскольку же в кейнсианских теориях деньги являются одним из многих факторов, от которых зависит величина эффективного спроса, результаты денежно-кредитного регулирования определяются не только его внутренними характеристиками, но и целым рядом внешних условий (не только состоянием общехозяйственной конъюнктуры, но и корреляцией динамики денежной массы и процента, а также чувствительностью инвестиций к изменению ставок, т. е. факторами, которые не контролируются регулирующими органами). Этот момент также резко снижает возможности практического применения методов денежно-кредитной политики в целях борьбы с инфляцией.

Монетаризм придал денежно-кредитному регулированию достаточно узкую направленность: оно не предназначается для проведения гибкой антициклической политики, не должно ориентироваться на достижение краткосрочных эффектов в противовес кейнсианской стратегии “точной настройки”, но рассматривается как инструмент контроля над долговременными тенденциями динамики денежной массы, а через них и над долговременным экономическим трендом, над развитием инфляционных тенденций. Оптимальной стратегией антиинфляционного регулирования с точки зрения монетаризма является поддержание постоянных темпов роста денежной массы, величина которых задается средними темпами прироста валового национального продукта. Этот подход базировался на общем требовании монетаризма об уменьшении роли государственного регулирования, которое вообще характеризуется как менее эффективное, чем рыночное регулирование (свободный конкурентный рынок выступает как альтернатива инфляции), а в частности, не может быть использовано для краткосрочного регулирования экономики (с помощью денежной политики) из-за наличия серьезных лагов между динамикой денежных показателей и реальными процессами воспроизводства.

Признавая, что хорошей денежной политикой нельзя исправить больную экономику, монетаристы видят именно в денежно-кредитном регулировании основу макроэкономической политики, в том числе антиинфляционной. Важная роль при этом отводится и рыночному механизму, что предопределяет упор на использование косвенных инструментов регулирования. Бюджетные методы регулирования в этот период отошли на второй план, хотя уже было сформулировано требование о непротиворечивости денежной и бюджетной политики как условия эффективности борьбы с инфляцией.

Монетаризм в настоящее время используется в качестве теоретической базы антиинфляционного регулирования, однако, как отмечалось выше, все больше приобретает характер практического монетаризма, дополняется элементами других теоретических построений. В качестве одного из них, получившего наибольшее распространение в США и Великобритании, выступает теория предложения (supply-side theory). Она базируется на положениях неоклассической теории, что делает возможным ее более или менее компромиссное сочетание с рецептами монетаристов. Так, обе эти теории исходят из принципа оптимальности рыночного механизма регулирования, рассматривают инфляцию как результат нарушения равновесия рыночного спроса и предложения, но если монетаризм для достижения этого равновесия делает упор на сокращение платежеспособного спроса (через ограничение денежной массы в обращении), то теория предложения - на расширение предложения. Этих различий достаточно для того, чтобы предлагать различные подходы к борьбе с инфляцией.

В теории предложения основным источником инфляции признается превышение расходов государства над его доходами в сочетании с налоговым давлением, сокращающим стимулы к производству и инвестициям, а тем самым и предложение товаров. Подобно кейнсианству теория предложения выдвигает на первый план в борьбе с инфляцией методы бюджетной политики, но в рамках этой политики основным подходом остается не регулирование государственных расходов, а налоговые меры. Изменение налогов рассматривается как фактор воздействия на относительные цены, а через них - на доходы экономических субъектов, процессы производства, сбережения и потребления. Снижение налогов позволяет с точки зрения теории предложения не только стимулировать экономический рост, но и решать проблему бюджетного дефицита (за счет увеличения налоговых поступлений при изменении схемы налогообложения в сторону снижения предельных налоговых ставок). Сокращение государственных расходов носит вспомогательный характер, так как теория предложения стремится к восстановлению равновесия не через государственные расходы (способствующие росту совокупного спроса), а через объем сбережений и инвестиций, стимулирующий расширение предложения.

Подавленная инфляция была постоянным спутником советской плановой экономики с административно-установленными ценами на товары. Главной ее формой являлось обострение дефицита, когда покупательная способность денег падала из-за невозможности приобрести требуемые товары или услуги. Другой формой подавленной инфляции было скрытое повышение цен, выражающееся в ухудшении качества товаров при неизменной цене, «вымывании» товаров дешёвого ассортимента, продажа прежних товаров под новой маркировкой и по более высокой цене. Подавленная инфляция проявлялась также в неудовлетворённом спросе - вынужденными сбережениями, образовавшимися из-за того, что покупатели не могли найти необходимые товары.

В плановой экономике была также и открытая инфляция, особенно заметная в 1980-е. Особенность ее заключалась в том, что общий уровень цен повышался не постепенно, а скачками (рывками).

Монетаристские рецепты, на которые ориентировались российские реформаторы начала 1990-х, требовали быстрой перестройки ценовой системы. Поэтому когда в январе 1992 начались реформы Е.Т.Гайдара, то немедленно было «отпущено» 80% оптовых и 90% розничных цен, параллельно в 2-3 раза возросли контролируемые цены на товары первой необходимости. Возникшая гиперинфляция превзошла самые мрачные прогнозы. Этот стартовый «скачок» был инфляционным потенциалом, накопленным в форме дефицита в предшествующие годы. Поскольку разбалансированность рынка накануне реформы приобрела чудовищные масштабы, уровень цен только за первый месяц после их либерализации (январь 1992) вырос на 253%. За 1992 цены выросли примерно в 26 раз, а сбережения советских времен обесценились почти до нуля. Именно этот инфляционный вал стал основной причиной быстрого падения популярности рыночных реформ в России 1990-х.

После либерализации цен борьба с инфляцией оставалась в центре внимания российского правительства. Главным инструментом антиинфляционной политики первоначально стало ограничение спроса посредством жесткой бюджетно-финансовой политики. При осуществлении этого курса правительство использовало меры, невозможные в демократическом обществе: многомесячные задержки выплаты зарплат государственным служащим, отказ от обещанной компенсации обесцененных вкладов. Главным методом сдерживания излишка предложения денег стала продажа высокодоходных ГКО (государственных краткосрочных обязательств). При всех социальных издержках подобных мероприятий они дали положительный результат: если в 1993 цены выросли примерно в 8,5 раз, то в 1997 по официальным данным инфляция составила лишь примерно 10%. Кризис 1998, связанный с правительственным дефолтом по ГКО, дал инфляционным процессам в России новый и резкий импульс - за год цены почти удвоились. На какое-то время даже возникло ощущение, будто полностью обесценились все успехи предшествующих лет в борьбе с инфляцией. Однако в последующие годы началось общее улучшение экономической ситуации в стране, и инфляция снова снизилась почти до ползучего уровня - ежегодного прироста на 10-20% (табл. 2.1.).

В 2000-е рост цен в России постепенно перестает восприниматься как острая экономическая проблема. Ежегодные темпы инфляции приблизились к тому уровню, который считается нормальным для современных развитых стран. Поскольку, однако, экономика страны остается не вполне устойчивой (в частности, сохраняется ее сильная зависимость от цен на экспортируемые энергоресурсы - нефть и газ), то сохраняется возможность возобновления высокого роста цен.

Таблица 2.1 Индексы потребительских цен в России (1990-2000-х гг.)


1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Январь

106,2

345,3

125,8

117,9

117,8

104,1

102,3

101,5

108,4

Февраль

104,8

138,0

124,7

111,0

102,8

101,5

100,9

104,1

Март

106,3

129,9

120,1

107,4

108,9

102,8

101,4

100,6

102,8

Апрель

163,5

121,7

118,7

108,5

108,5

102,2

101,0

100,4

103,0

Май

103,0

111,9

118,1

106,9

107,9

101,6

100,9

100,5

102,2

Июнь

101,2

119,1

119,9

106,0

106,7

101,2

101,1

100,1

101,9

Июль

100,6

110,6

122,4

105,3

105,4

100,7

100,9

100,2

102,8

Август

100,5

108,6

126,0

104,6

104,6

99,8

99,9

103,7

101,2

Сентябрь

101,1

111,5

123,0

108,0

100,3

99,7

138,4

101,5

Октябрь

103,5

122,9

119,5

115,0

104,7

101,2

100,2

104,5

101,4

Ноябрь

108,9

126,1

116,4

114,6

104,6

101,9

100,6

105,7

101,2

Декабрь

112,1

125,2

112,5

116,4

103,2

101,4

101,0

111,6

101,3

Декабрь в % к декабрю  предыдущего года










Индексы потребительских цен на товары и услуги населению по Российской Федерации в 2000-2010гг. (на конец периода, в %) представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Янв.

102,3

102,8

103,1

102,4

101,8

102,6

102,4

101,7

102,3

102,4

101,6

Фев.

101,0

102,3

101,2

101,6

101,0

101,2

101,7

101,1

101,2

100,9

Мар.

100,6

101,9

101,1

101,1

100,8

101,3

100,8

100,6

101,2

101,3

100,6

Апр.

100,9

101,8

101,2

101,0

101,0

101,1

100,4

100,6

101,4

100,7

100,3

Май.

101,8

101,8

101,7

100,8

100,7

100,8

100,5

100,6

101,4

100,6

100,5

Июн.

102,6

101,6

100,5

100,8

100,8

100,6

100,3

101,0

101,0

100,6

100,4

Июл.

101,8

100,5

100,7

100,7

100,9

100,5

100,7

100,9

100,5

100,6

100,4

Авг.

101,0

100,0

100,1

99,6

100,4

99,9

100,2

100,1

100,0

100,6

Сен.

101,3

100,6

100,4

100,3

100,4

100,3

100,1

100,8

100,8

100,0

100,8 <#"512153.files/image001.gif">

Рис. 2.1.Темпы прироста основных денежных агрегатов, %

Выбор между шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания.

Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:

) ортодоксальные программы финансовой стабилизации, приоритетами которых являются ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства;

) гетеродоксальные программы, исходящие из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек (проведение политики доходов, стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижения налогов, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций).

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Различают две их части: антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

Составляющие антиинфляционной стратегии:

. гашение антиинфляционных ожиданий путем информирования населения;

. долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы);

. сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение расходов государства).

Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части - адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.

2.3 Антиинфляционная политика России на современном этапе

антиинфляционный политика спрос цена

Антиинфляционная политика России в 2010 году проводилась неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство нашей страны ведет финансирование несколько высоко затратных проектов.

По мнению ведущих российских специалистов, российскую экономику в ближайшее время ожидает период стагнации, если цены на нефть сохранятся на нынешнем уровне, то в ближайшие несколько лет экономика России будет расти очень медленными темпами, что вызовет недовольство большинства россиян.

Фактически, антиинфляционная политика России в 2010 году не разработана, так как государственные органы борются за определенные показатели, а не стараются обуздать инфляцию. По прогнозам правительства, инфляция в нашей стране в ближайшие несколько лет не должна превышать 5 - 7 процентов, но данные пределы не удастся достигнуть по целому ряду причин.

Одной из основных причин является рост цен на продовольственные товары, который вызван, в том числе, и засухой на территории нашей страны.

Государство старается обуздать цены на рост целого ряда продовольственных товаров, но сделать это не всегда удается (рис. 2.2). Кроме того, в результате экономического кризиса в конце 2008 - начале 2009 года российский рубль пережил довольно серьезную девальвацию, но в данный момент национальная валюта укрепилась, что также может привести к негативным последствиям.

Рис. 2.2.Индекс потребительских цен в 2009-2010 гг.

Одной из антиинфляционных мер, которая была предпринята правительством России в 2010 году, стала некоторая девальвация рубля, которая позволила сделать российские товары конкурентоспособными, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Основными приемами антиинфляционной политики России в 2010 году были снижение ставки рефинансирования, снижение государственных расходов, льготные банковские кредиты предпринимателям, ограничение импорта некоторых продовольственных товаров, а также государственное регулирование цен на лекарства, продукты и услуги ЖКХ.

Сохранение высокой инфляции в 2010 году эксперты объясняют ростом бюджетных расходов, вливанием ликвидности, монополизмом, а также удорожанием импорта из-за плавного ослабления рубля.

«Уже в 2011 году инфляция должна выйти на однозначные значения, а к 2012 году - снизиться до 7%», - сообщается в опубликованных вчера Основных направлениях деятельности правительства до 2012 года. Ранее власти неоднократно обещали снизить инфляцию до однозначного уровня уже в 2010 году. В частности, вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин на прошлой неделе заявил, что ориентируется на прогноз инфляции в 2010 году в 8%.

По действующему официальному прогнозу, который одобрен правительством в августе, инфляция в стране должна была снизиться до 5,5-7% в 2011 году, а в 2012 году - до 5,5-6,8%. Теперь планы по достижению инфляции в 7% перенесены на два года - до 2012-го. Уточненный макроэкономический прогноз на 2009-2012 годы, в котором будут учтены объявленные ориентиры, ведомства планируют согласовать в декабре».

Антиинфляционная политика государства в 2011 году использует следующие инструменты:

таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);

продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводиться они будут до конца июня 2011 года);

ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;

- повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;

ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);

регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;

снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);

заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);

расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);

прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;

повышение ставки рефинансирования;

сокращение государственных расходов на оборону и МВД;

сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юрлицам и ипотечным программам);

В 2011 году подавление роста потребительских цен планируется достигать в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.

Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

. снижение ставок таможенных пошлин;

. изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);

. регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;

. ужесточение контроля над ценами;

. дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

. создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;

. в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);

. ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);

. для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.

. введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам.

Заключение

Таким образом, в заключении следует отметить, что рост денежной массы вызывает инфляционные процессы.

В настоящий момент под инфляцией принято понимать процесс обесценения денег, проявляющийся в форме роста цен на товары и услуги, который не обусловлен повышением их качества.

Под монетарной инфляцией следует понимать состояние превышения совокупной денежной массы над текущими производственными возможностями хозяйственной системы страны, возникшее в результате неконтролируемой эмиссии, что приводит к росту общего уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты потребления, который постепенно распространяется на факторы производства, причем рост цен на последние не поспевает за ростом цен на первые. Инфляция немонетарного характера заключается в нарушении производственных механизмов или принципов свободной конкуренции.

Инфляция возникает в тех случаях, когда денежное предложение начинает превышать денежный спрос. Цены повышаются до тех пор, пока не восстанавливается соответствующий баланс между спросом и предложением.

Итак, причиной возникновения инфляции является чрезмерное увеличение денежной массы, которое чаще всего возникает вследствие дефицита государственного бюджета или кредитования коммерческих банков из фондов Центрального банка. Рост денежной массы в свою очередь влечет за собой рост цен, который происходит примерно пропорционально увеличению денежной эмиссии. И этот рост цен чреват разными последствиями для разных групп населения в зависимости от размеров их денежных ресурсов.

Кроме того, что инфляция является своего рода скрытым и зачастую произвольным налогом, она характеризуется и другими серьезными издержками. При высокой инфляции люди стараются сократить то количество денег в рублях относительно объема своих расходов, которое они имели бы в своем распоряжении в обычных условиях.

Выбор методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем самой инфляции. При этом следует учитывать тот факт, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем: роста безработицы и спада производства.

При невысоком уровне роста цен государственная политика антиинфляционного регулирования направлена на предотвращение увеличения темпов инфляции, на поддержание экономического роста, на сохранение существующих уровней доходов различных социальных групп.

Достижение этих целей осуществляется с помощью сложного комплекса различных действий, среди которых следует выделить такие меры, как регулирование денежного обращения и регулирование цен и доходов.

Политика регулирования денежного обращения (монетарная политика), применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса. Политика регулирования цен и доходов (немонетарная политика) применяется для воздействия на инфляцию предложения.

Список использованных источников и литературы

Акулов В. Б. Макроэкономика: учебное пособие / В. Б. Акулов. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта, 2009. - 388 с.

,Аникин А. История финансовых потрясений : российский кризис в свете мирового опыта / А. Аникин. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. - 289 с.

Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / А.М., Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 366 с.

Базылев Н. И. Экономическая теория : учебное пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. - 2-е изд. - Минск : Современная школа, 2010. - 640 с.

Борисов Е. Ф. Экономическая теория : учебник для студентов вузов / Е. Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 535 с.

Ведев А. Л. Инфляция в период кризиса - вопросы денежной политики? / А. Л. Ведев, А. Е. Косарев // Вопросы статистики. - 2009. - № 12. - С. 30-31.

Гавлик П. Страны с переходной экономикой : тенденции развития и перспективы / П. Гавлик // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 2. - С. 20-26.

Деньги, кредит, банки : учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / Н. В. Байдукова [и др.] ; под ред. Г. Н. Белоглазовой. - Москва : Юрайт, 2010. - 620 с

Жуков В.И. Россия : состояние, перспективы, противоречия развития / В.И. Жуков. - М.: Издательство Российского государственного университета, 2005. - 243 с.

Евстигнеева Л. Инфляция в новом измерении / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. - 2008. - № 7. - С. 46-60.

Илларионов А. Модели экономического развития и Россия / А. Илларионов // Вопросы экономики. - 2006.- № 7. - С.31-33.

Инфляция: средний чек вырос // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - № 19. - С. 25.

Ишханов А. В. Инфляционные процессы в новой России / А. В. Ишханов, Е. Ф. Линкевич // Финансы и кредит. - 2010. - № 4. - С. 42-49.

Комков А. А. Таргетирование инфляции в России / А. А. Комков // Финансы. - 2008. - № 9. - С. 12-15.

Кудрин А. Инфляция : российские и мировые тенденции / А. Кудрин // Вопросы экономики. - 2007. - № 10. - С. 4-26.

Мау В. Егор Гайдар : штрихи к будущей биографии / В. Мау, К. Рогов // Вопросы экономики. - 2010. - № 1. - С. 143-149.

Никитин С. М. Инфляция и антиинфляционная политика : зарубежный и отечественный опыт / С. Никитин, М. Степанова // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 4. - С. 16-20.

Никифоров А. А. Макроэкономика : научные школы, концепции, экономическая политика : учебное пособие / А. А. Никифоров, О. Н. Антипина, Н. А. Миклашевская ; под общ. ред. А. В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2009. - 533 с.

Николаев И. А. Инфляция - 2009 : факторы роста / И. А. Николаев // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2009. - № 2. - С. 4-8.

Общая теория денег и кредита: учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 478 с.

Осадчая И. Инфляция: суть, причины, формы проявления / И. Осадчая // Наука и жизнь. - 2009. - № 4. - С. 14-20.

Пешехонов, Ю.В. Особенности инфляционного развития экономики России / Ю.В. Пешехонов // Финансы. - 2007. - №3. - С.3-7.

Порублева М. А. Таргетирование инфляции в условиях глобализации / М. А. Порублева // Банковское дело. - 2010. - № 6. - С. 28-31.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 578 с.

Рахман И. А. О естественной природе инфляции в условиях рыночной экономики / И. А. Рахман // Экономика строительства. - 2004. - № 1. - С. 52-57.

Рогова О. Инфляция и воспроизводство / О. Рогова // Экономист. - 2007. - № 1. - С. 37-45.

Семенов В. П. Управление инфляцией на уровне потребительской корзины / В. П. Семенов, Ю. П. Соловьев // Финансы и кредит. - 2010. - № 15. - С. 2-15.

Снижение инфляции ожидается только в 2011 году // Независимая газета. - 2010. - 26 ноября.

Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция : учеб. пособие для студентов экон. спец. вузов / Глав. ред. сер. Н.Д. Эриашвили. - М. : Банки и биржи : ЮНИТИ, 2009. - 519 с.

Урюпина А. А. Антиинфляционная политика в России в стратегии модернизации и инновационного развития / А. А. Урюпина // Вестник МГИМО-Университета. - 2011. - № 16. - С. 151-153.

Экономическая теория HYPERLINK "http://nbrk.foliant.ru/catalog/nlibr?PLAIN+000DB0+135F33" HYPERLINK "http://nbrk.foliant.ru/catalog/nlibr?PLAIN+000DB0+135F33": учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / И. Д. Афанасенко и др. ; под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича - 3-е изд., доп. и испр. - СПб.[и др.] : Питер, 2007. - 542 с.

Якунин С. В. Борьба с инфляцией в XX и XXI вв. / С. В. Якунин, М. В. Синева // Финансы и кредит. - 2009. - № 35. - С. 60-64 .

Инфляция в России : индексы, расчеты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.kapitalizator.com/show-series/inflyaciya-v-rossii-indeksy-raschety>


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!