Понятие трудовых ресурсов, персонала, кадрового состава предприятия. Предприятие как основное звено экономики. Функциональные подсистемы управления организационной структуры

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,59 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие трудовых ресурсов, персонала, кадрового состава предприятия. Предприятие как основное звено экономики. Функциональные подсистемы управления организационной структуры

Содержание

1. Понятие трудовых ресурсов, персонала, кадрового состава предприятия. Количественные характеристики кадрового состава предприятия (списочная, явочная, среднесписочная численность), порядок их определения. Качественные характеристики кадрового состава предприятия

. Предприятие как основное звено экономики и полноправный субъект рыночных отношений. Понятие юридического лица. Определение предприятия, его общая характеристика, внешняя и внутренняя среда, миссия и цели

3. Функциональные подсистемы управления организационной структуры современного промышленного предприятия. Функциональные подсистемы управления производственными запасами. Функциональные подсистемы управления производством. Функциональные подсистемы управления технической подготовкой производства

4. Минимизация трансакционных издержек как основная причина государственного регулирования деятельности предприятий. Административные и экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий. Монетарные факторы эффективной промышленной политики

Список использованных источников

1. Понятие трудовых ресурсов, персонала, кадрового состава предприятия. Количественные характеристики кадрового состава предприятия (списочная, явочная, среднесписочная численность), порядок их определения. Качественные характеристики кадрового состава предприятия

Под кадрами предприятия понимается совокупность наемных работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии в соответствии со штатным расписанием, а также работающие собственники организации, получающие на предприятии (фирме) заработную плату [8, с. 312]. Следует различать понятия «кадры», «персонал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал». Под кадрами понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия. Понятие «персонал» более емкое, оно включает весь личный состав работающих на предприятии, а именно: работников списочного состава; лиц, принятых на работу по совместительству с других предприятий; лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера [1, с. 28]. Состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.

Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу, и выражаются в численности трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических, умственных и духовных способностей, которые вне трудового процесса создания материальных благ и услуг не реализуются [5, с. 101]. В процессе трудовой деятельности по производству материальных благ и услуг расходуются физические и умственные способности работников.

Персонал предприятия можно классифицировать по следующим признакам:

По принципу участия в производственной деятельности различают:

промышленно-производственный персонал, к которому относятся все работники, прямо или косвенно связанные с основной деятельностью предприятия;

непромышленный персонал, к которому относятся работники жилищно-коммунальных хозяйств, детских садов, профилакториев, медпунктов [8, с. 313].

По характеру выполняемых функций различают следующие категории промышленно-производственного персонала:

рабочие - лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, оказания услуг. По характеру участия в производственном процессе рабочие подразделяются на основных и вспомогательных рабочих. Основные рабочие заняты изготовлением продукции (станочники, операторы автоматических линий). Вспомогательные рабочие обслуживают производственные процессы, в которых заняты основные рабочие (наладчики, ремонтники, складские рабочие, уборщики).

служащие, к которым относятся:

руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятия (директор, главный бухгалтер, главный инженер и т.д.), а также структурных подразделений (начальники отделов, цехов и т.д.)

специалисты - работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами (бухгалтеры, экономисты, программисты, инженеры, нормировщики, инспекторы).

технические исполнители - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, коменданты, кассиры) [5, с. 106].

По характеру и сложности выполняемых работ персонал предприятия группируется по:

профессиям (вид деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, и характеризующий относительно постоянный род занятий),

специальностям (вид деятельности в рамках профессии, требующий от работника дополнительных специальных знаний и навыков);

квалификации (степень овладения работником той или иной профессией или специальностью, отражающаяся в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях) [11, с. 271].

Важнейшим количественным показателем, характеризующим персонал предприятия, является численность работников, учет которой на предприятиях ведется в соответствии с «Инструкцией по статистике численности работников и заработной платы», по таким показателям, как списочная, явочная и среднесписочная численность, численность на дату.

Списочная численность (списочный состав) - это численность работников, принятых на постоянную, сезонную и временную работу сроком на один и более день, на определенную дату. Каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие по каким-либо причинам работники. В списочный состав не включаются работники, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, привлекаемые для выполнения разовых работ, а также выполняющие работу по совместительству.

Явочная численность (явочный состав) характеризует число работников по списочному составу, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках.

Среднесписочная численность - это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год) Среднесписочная численность работников за отчетный месяц рассчитывается путем деления суммарной численности работников по списочному составу за каждый календарный день на число календарных дней [8, с. 315].

Численность на дату - это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших работников за этот день.

Состав и соотношение отдельных категорий работников характеризует структуру персонала - удельный вес соответствующей категории работников в общей их численности.

Структура персонала анализируется по каждому подразделению предприятия по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, результаты работы, квалификация, степень выполнения норм выработки. Эти данные необходимы предприятию для выработки кадровой политики.

2. Предприятие как основное звено экономики и полноправный субъект рыночных отношений. Понятие юридического лица. Определение предприятия, его общая характеристика, внешняя и внутренняя среда, миссия и цели

Предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания [10, с. 11].

Предприятия существуют в различных экономических системах. Можно выделить основные признаки, характеризующие предприятия, и как зависящие, так и независящие от особенностей той или иной системы.

Таблица 1. Основные признаки, характеризующие предприятие [12, с. 8]

Признаки, не зависящие от экономической системы

Признаки, зависящие от экономической системы


Рыночная экономика

Плановая экономика

Использование производственных факторов

Автономность

Подчиненность центральному органу

Экономичность

Прибыльность по фактическому результату

Выполнение плана любой ценой


Частная собственность

Общественная собственность

Финансовое равновесие

Рыночная цена

Государственная цена


Избыток рабочей силы

Недостаток рабочей силы


Являясь субъектом хозяйствования, предприятие выступает как юридическое лицо, поскольку имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету, несет ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом в суде.

Каждое предприятие производит продукцию, реализует товары, оказывает услуги, осуществляет определенную деятельность для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли наиболее эффективным способом. В этом и состоит его главная цель.

Стратегия рассматривается как главное направление усилий, общая политика предприятия. Она относится к типу крупномасштабного долгосрочного планирования, имеющего совей целью эффективно решать поставленные задачи в течение длительного периода.

Тактика определяет формы и способы конкретных действий по реализации стратегии. Это более детализированное планирование развития конкретной стратегии в течение ограниченного периода (тактика подчинена стратегии).

Предприятие - первичный и самостоятельный элемент экономической системы. Когда речь идет о предприятии, чаще всего имеют в виду производственное или промышленное предприятие, что является довольно узким подходом [12, с. 9].

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени заключать договоры на все виды деятельности, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Если предприятия являются коммерческими, то к их числу относятся организации, ставящие основной целью своей деятельности извлечение прибыли [8, с. 19].

Согласно определению юридического лица, признаками предприятия являются:

организационное единство (единая система органов и структур управления);

обособленное имущество от имущества его учредителей и прочих субъектов хозяйствования (имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления);

самостоятельная ответственность по всем обязательствам поим имуществом;

самостоятельное выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени [10, с. 11].

Миссия предприятия тесно связана с его культурой - совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) фирмы [4, с. 15]. Имидж выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом се местонахождения и обществом, стремление предприятия произвести на внешний мир благоприятное впечатление.

На основе миссии организации ее высшее руководство или собственник разрабатывает и устанавливает цели предприятия. В отличие от миссии цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия. Поэтому цели должны быть реальными и достижимыми, не противоречащими законам, понятными исполнителям, измеримыми, детализированными по структурным подразделениям и функциональным службам, объединяющими усилия всех работников предприятия. Если миссия предприятия устремлена в будущее, не имеет строгих временных рамок и в большей степени определяется внешней средой, то его цели имеют конкретное выражение результатов деятельности, отражают внутрифирменную ориентацию, направлены на улучшение использования ресурсов и зависят от текущей деятельности предприятия.

Миссия организации формируется с учетом потребностей субъектов ее внутренней и внешней среды и должна отражать интересы различных их групп, которые весьма противоречивы. Однако в первую очередь предприятие реализует интересы собственника (собственников), его сотрудников и покупателей.

Обеспечение главной цели (получение прибыли, удовлетворение социальных и экономических потребностей потребителей), предприятия предполагает выполнение следующих подцелей:

экономических - максимизация прибыли и повышение эффективности производства на основе снижения затрат на единицу продукции, роста объема производства конкурентоспособной продукции и ее реализации путем завоевания и удержания определенного положения на рынке;

социальных - повышение уровня доходов работников, улучшение условий труда, открытие новых рабочих мест и содействие достижению полной занятости населения;

технических и технологических - улучшение качества выпускаемой продукции на основе повышения уровня технической оснащенности и внедрения новых технологий;

экологических - предотвращение загрязнения окружающей среды, уменьшение количества отходов производства и организация их переработки [3, с. 38].

производство продукции (услуг, работ) и ее реализация потребителям;

послепродажное обслуживание товаров;

материально-техническое обеспечение производства на предприятии;

управление и организация труда персонала на предприятии;

обеспечение развития предприятия и рост объема производства;

соблюдение действующих законов, стандартов и нормативов;

уплата налогов и других платежей [12, с. 11].

Среда функционирования предприятия представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев и условий их деятельности. Изучение этой среды связано с тем, что субъекты хозяйствования, осуществляя свою деятельность, функционируют не изолированно, а взаимодействуют между собой, с органами государственного управления, общественными структурами и т.д., то есть осуществляют свою деятельность во внешней среде.

Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязь ее факторов, сложность, подвижность и неопределенность.

Взаимосвязь факторов - это степень, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые производственная система обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора.

Подвижность (динамичность) - это скорость, с которой происходят изменения во внешней среде предприятия. Например, в некоторых отраслях (фармацевтической, электронной, химической и др.) эти изменения происходят относительно быстро. В других (добывающая промышленность) они замедлены.

Неопределенность является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Отношения предприятия с внешней средой динамичны. Для внешней среды характерно наличие множества связей между ее элементами, которые условно подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные связи возникают с момента государственной регистрации, поскольку каждый субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Горизонтальные связи обеспечивают непрерывность процессов производства и реализации продукции, отражают взаимоотношения производителей с поставщиками материальных ресурсов, покупателями продукции, деловыми партнерами и конкурентами.

Схематично связи субъекта хозяйствования во внешней экономической среде представлены на рисунке 1 [5, с. 20].

Рисунок 1. Связи субъекта хозяйствования во внешней экономической среде

Во внешней среде функционирования субъектов хозяйствования различают макроуровень (макросреда) и микроуровень (микросреда).

На каждом уровне действуют свои факторы, оказывающие влияние на субъект хозяйствования. Так, на макроуровне выделяют природные, экологические, социально-демографические и политические факторы.

На микроуровне на хозяйственную деятельность воздействуют такие факторы, как рыночная конъюнктура, форма и теснота партнерских связей, отношения с поставщиками и потребителями, степень развития рыночной инфраструктуры.

В соответствии со спецификой влияния на функционирование субъектов хозяйствования выделяют факторы прямого и косвенного воздействия (рисунок 2) [12, с. 22].

- факторы прямого воздействия

факторы косвенного воздействия

Рисунок 2. Основные факторы внешней среды предприятия

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на хозяйственную деятельность и охватывают следующие элементы:

государство;

поставщиков материальных и финансовых ресурсов;

рынок труда;

правовое пространство (законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность в экономической среде);

потребителей;

конкурентов;

общественные структуры (экологические организации, профессиональные союзы и т.д.) [4, с. 18].

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на деятельность субъекта хозяйствования. Их укрупненно группируют следующим образом:

ситуационные (отражающие экономическую ситуацию в стране, мире, особенности межгосударственных отношений и др.);

инновационные (формирующие потенциал для ускоренного развития субъекта хозяйствования, отрасли, страны и генерируемые научно-техническим прогрессом);

социокультурные (включающие комплекс жизненных ценностей, традиций и обычаев, принятых в стране);

политические (отражающие политику административных органов государства по отношению к хозяйствующим субъектам, устанавливающие стандарты на уровень безопасности продукции, по экологии и т.д.) [12, с. 23].

Невозможно перечислить все элементы внешней среды. К основным из них относятся:

экономическая среда - инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;

политическая обстановка - изменения в правительстве могут повлиять на степень поддержки частного предпринимательства, изменить отношение к общественному сектору, политическая нестабильность может привести к тому, что долгосрочные инвестиции окажутся рискованными;

юридическая среда - изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предприятий, могут поощрять или, наоборот, сдерживать те или иные направления предпринимательства;

технологическая среда - новые технологии могут привести к повышению конкурентоспособности или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент;

социально-культурная среда - появление новых фасонов, новой моды может создать новые возможности;

природно-климатическая, географическая обстановка - хороший или плохой урожай сразу же отражается на уровне цен;

демографическая ситуация - миграция населения, измене­ния и показателях рождаемости и смертности оказывают соответствующее воздействие на уровень спроса [3, с. 40].

Кроме внешней среды характер протекания экономических процессов зависит от внутренней организации деятельности субъекта хозяйствования или его внутренней среды.

Внутренняя среда представляет собой совокупность условий и системы взаимосвязей между подразделениями субъекта хозяйствования, позволяющих ему эффективно реализовать цели своей деятельности. Элементами внутренней среды являются:

организационная структура;

структура функциональных обязанностей;

структура обмена услугами;

информационная структура;

ресурсно-технологическая структура;

структура трудовых ресурсов;

организационная культура, понимаемая как совокупность норм и правил, регулирующих взаимодействия между членами трудового коллектива и являющихся выражением их коллективных знаний и опыта [12, с. 24].

Достичь поставленных перед предпринимателем целей можно за счет многих внутренних факторов. Однако внутренняя среда, ориентированная на достижение целей функционирования субъекта хозяйствования, требует вычленения задач, под которыми понимается комплекс работ, которые должны быть выполнены разработанными способами и в установленный регламентом срок.

В условиях рынка особое внимание придается такому свойству внутренней среды, как адаптивность, предполагающую возможность быстрой реорганизации системы управления. Для измерения адаптивности используют косвенные показатели:

время с момента повышения цен поставщиками или увеличения темпов инфляции до момента повышения цен на продукцию субъекта хозяйствования;

время освоения новой продукции или технологии по сравнению с основными конкурентами;

время подготовки документов, необходимых для оценки платежеспособности и кредитоспособности и т.д.

Формируя внутреннюю среду, адаптивную к внешним ситуационным изменениям, хозяйствующие субъекты сталкиваются с рядом проблем, вызываемых сложностью экономических процессов, протекающих в национальной экономике. Так, достаточно широко распространена, особенно среди крупных предприятий, проблема, заключающаяся в том, что в их внутреннюю среду включены раз­витые службы вспомогательного производства, а также объекты социальной сферы. Например, практически на каждом крупном предприятии имеются отдел капитального строительства, собственные котельные, энергетические цеха, детские сады и т.д., требующие отвлечения средств на их содержание. Это оказывает отрицательное воздействие на платежеспособность предприятия и устойчивость его функционирования.

Наличие собственной базы вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств было необходимо в условиях плановой экономики при низком уровне развития рыночных элементов. В то же время становление и укрепление рыночных отношений, появление на рынке новых предприятий, способных качественно выполнить аналогичные работы с меньшими издержками, приводят к тому, что необходимость содержания подобных служб отпадает.

Факторы внутренней и внешней среды взаимосвязаны. Эта взаимосвязь отражает степень, с которой изменение одного фактора вызывает немедленное воздействие на характер проявления другого фактора. Поскольку одной из значимых характеристик, определяющих стратегию и тактику субъекта хозяйствования, является его зависимость от внешней среды, то определение и ранжирование данных факторов становятся важной составляющей в механизме принятия управленческих решений. Например, внедрение новой автоматизированной технологии может обеспечить предприятию ощутимое конкурентное преимущество. Однако, чтобы предприятие могло освоить новую технологию, требуется подобрать персонал с определенными навыками и опытом работы и данной сфере, пересмотреть организационные связи внутри предприятии и функциональное распределение обязанностей в соответствующих подразделениях [12, с. 26].

Кроме того, если экономическая конъюнктура улучшается, приходится принимать во внимание все большее количество факторов внешней среды для укрепления позиций на товарных рынках. Соответственно, это требует понимания относительно новых для субъектов хозяйствования областей, таких как международная юриспруденция, общемировые культурные ценности и т.д. Усиление специализации, диктуемое действием закона общественного разделения труда, приводит к необходимости корректировки управленческих функций и задач текущей деятельности.

Для того чтобы хозяйствующий субъект имел реальную возможность реализовать поставленные цели и решить соответствующие задачи, необходимо уделить пристальное внимание организационной структуре и принципам ее построения, что особенно актуально в условиях нарастания информационных потоков. Неопределенность внешней среды обусловлена объемом информации, которой располагает субъект по поводу действия того или иного фактора. Если информации недостаточно, среда становится более неопределенной. Поскольку бизнес все более превращается в глобальное занятие, требуется больше и больше информации, но уверенность в се точности снижается.

Зависимость от мнения иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на их языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Таким образом, учет особенностей и факторов внутренней и внешней среды способствует повышению адаптивности и гибкости субъекта хозяйствования, а также обеспечению эффективности протекающих в его рамках экономических процессов.

3. Функциональные подсистемы управления организационной структуры современного промышленного предприятия. Функциональные подсистемы управления производственными запасами. Функциональные подсистемы управления производством. Функциональные подсистемы управления технической подготовкой производства

. Подбор, расстановка, повышение квалификации, управление профессиональным продвижением кадров. Эта подсистема реализуется отделом кадров и входящей в его состав службой подготовки и повышения квалификации кадров. Подбор и расстановка кадров в соответствии со знаниями, опытом и способностями, а также дальнейшее повышение их квалификации, имеет колоссально важное значение, так как уровень профессиональной подготовки, особенно управленческих кадров в значительной степени определяет успешную работу предприятия.

. Внутризаводское стратегическое и тактическое планирование и прогнозирование. Для реализации этой подсистемы на предприятии создается планово-экономический или планово-производственный отдел. Основной направленностью этого подразделения является планирование производства и реализации продукции, развития предприятия, себестоимости, прибыли и рентабельности производства, труда и заработной платы, финансов, материально-технического обеспечения, социального развития коллектива.

. Техническое развитие предприятия и техническая подготовка производства. Эта подсистема реализуется специально создаваемыми службами главного конструктора и главного технолога, которые занимаются конструкторской и технологической подготовкой производства, включающих: решение задач по проектированию новых и совершенствованию ранее освоенных видов продукции и обеспечение производства необходимой документацией по этой продукции; проектирование новых и совершенствование уже освоенных технологических процессов; опытную проверку и внедрение технологических процессов и т.д.

. Организация и управление основным производственным процессом. Эта подсистема реализуется непосредственно в цехах основного производства. Управленческий персонал цехов и участков, участвующий в этом процессе организует и управляет процессом выполнения производственных программ с заданным ритмом и необходимого качества.

. Организация и управление обслуживающими процессами. Эта подсистема охватывает вспомогательное и обслуживающее производства и реализуется ремонтно-механическим, инструментальным, энергетическим, транспортным и складским хозяйствами и включает решение задач: обслуживания и ремонта всех видов оборудования и оснастки, обеспечения инструментами, всеми видами энергии, транспортное и складское обслуживание.

. Оперативно-производственное планирование и диспетчирование. Реализация этой подфункции возложена на производственно-диспетчерскую службу предприятия, которая осуществляет объемное планирование обеспечивая тем самым рациональное построение производственной программы для предприятия и его цехов, оперативно-календарное планирование путем разработки календарных планов производства и календарно-плановых норм и диспетчирования производства, обеспечивая тем самым ритмичность и равномерность выпуска продукции.

. Управление качеством продукции. Основной целью этой функциональной подсистемы является реализация трех основных составляющих системы качества продукции: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества. Ее выполняет отдел технического контроля, который в рамках системы качества: осуществляет контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, параметров технологических режимов, на всех стадиях производства; координирует работу всех служб по достижению требуемого качества; участвует в работе по изучению причин, вызывающих брак, в разработке и осуществлении мероприятий по повышению качества продукции, предупреждения брака; в анализе дефектов продукции завода, отмеченных в рекламациях и актах испытаний; контроле за устранением в производстве причин, обусловивших установленные дефекты; выявлении лиц, виновных в выпуске недоброкачественной продукции; в техническом учете брака и анализе причин, его вызывающих.

. Организация труда, нормирование и материальное стимулирование. Эта подфункция реализуется отделом труда и заработной платы, подразделением, на которое возложена работа по: разработке и внедрению рациональных форм организации труда на рабочих местах, систем обслуживания рабочих мест, внедрению прогрессивных приемов и методов труда, расчету технически обоснованных норм для всех категорий работающих и их внедрению, выбору оптимальных режимов труда и отдыха и созданию благоприятных условий труда на рабочих местах, а также применению рациональным форм и методов оплаты труда и материального стимулирования.

. Организация материально-технического снабжения и сбыта продукции. Эта подфункцию реализуется соответствующим отделом, работники которого планируют потребности во всех видах материально-технических ресурсов, заключают договоры на их поставки, осуществляют приемку, размещение, хранение и их отпуск цехам и участкам предприятия, контролируют их использование.

. Учет производства и реализации продукции и услуг, осуществление финансовой деятельности предприятия. Как правило, эту подфункцию реализуют бухгалтерия и финансовый отдел предприятия. Бухгалтерия занимается учетом материальных и денежных ценностей, расчетом заработной платы для всех категорий работающих, учетом производства и результатов хозяйственной деятельности, осуществление бухгалтерской отчетности и др. Цель деятельности финансовой службы предприятия является управление процессами образования доходов (накопительная функция), осуществления расходов (распределительная функция), анализ и контроль за результатами производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

. Организационно-техническое и хозяйственное обслуживание производства. В рамках этой подфункции решаются вопросы обеспечения всех руководителей, структурных единиц предприятия и их работников всем необходимым для эффективного выполнения своих функций и обязанностей. Этим занимается хозяйственная служба, деятельность которой направлена на обеспечение работников канцелярскими принадлежностями, вычислительной и компьютерной техникой, мебелью и оргтехникой, расходными материалами, всеми видами связи, а также поддержанием чистоты и порядка в помещениях.

Перечисленные функциональные подсистемы отражают организационную структуру предприятия, приводят в соответствие содержание и форму управления. Однако это не единственная их группировка. Для целей организации управления однородные элементы и связи по функциональному содержанию объединяются в подсистемы: обеспечивающие функционирование и взаимодействие элементов производственного процесса, обеспечивающие интеграцию всех групп процессов в единый производственный процесс и др.

Функциональные подсистемы управления производственными запасами.

Основное назначение производственных запасов - обеспечение непрерывности производственного процесса на предприятии. Чтобы достичь высокой результативности производства при наименьших издержках, требуется поддерживать достаточный, но не чрезмерный уровень производственных запасов, так как излишние запасы ведут к замораживанию вложенных в них оборотных средств и невозможности их использования в других целях. Если запасы малы, то может нарушиться производственный процесс на предприятии. Своевременное комплексное обеспечение всеми необходимыми материальными ресурсами в установленные сроки и с наименьшими издержками на предприятии осуществляется посредством многофункциональной системы управления производственными запасами [11, с. 13].

В новых условиях хозяйствования резко изменились условия материально-технического обеспечения процесса производства в стране. Во-первых, ранее существовавшая жесткая централизованная система планирования и распределения материальных ресурсов способствовала тому, что потребитель не был заинтересован в их экономии, и старался получить их в возможно большем количестве. Во-вторых, система фондирования всех ресурсов исключает возможность использования на практике научных методов управления запасами. В-третьих, реальные материальные запасы состоят из максимально детализированной номенклатуры. Информация же об их движении, поступая на высшие уровни управления, агрегируется и пригодна для выявления статистических закономерностей, но не для принятия оптимальных управленческих решений на конкретном предприятии. В-четвертых, экономия материальных ресурсов является в большей степени следствием малой напряженности норм, чем результатом планомерного, целенаправленного воздействия на показатели работы предприятия.

Основное требование к системе: это должна быть система управления в кризисных, быстро изменяющихся ситуациях, при которых резко возрастает сложность управления, существенно повышаются требования к оперативности решения задач управления запасами, возникает необходимость в принципиальных изменениях методов их осуществления. Учет всех перечисленных выше факторов в материально-техническом обеспечении предприятий потребовали и структурных преобразований, выражающихся в объединении функций управления материально-технического обеспечения, складского хозяйства, маркетинга и сбыта под единым руководством.

В составе системы управления производственными запасами функционируют две взаимосвязанные подсистемы: на верхнем уровне - управления материально-техническим снабжением (УМТС); на нижнем уровне - управления хранением запасов (складами). Основное назначение подсистемы УМТС предприятия - планирование потребности в производственных запасах, организация реализации и распределения их, оперативный учет, анализ, контроль и регулирование движения запасов внутри предприятия, статистическая отчетность о движении материалов [7, с. 362].

Организационная структура служб МТС предприятий отличается большим разнообразием в зависимости от размера и типа производства, объема и номенклатуры потребляемых материалов и изделий, уровня специализации и кооперирования, наличия транспортных сетей, сети снабженческо-сбытовых организаций в данном районе, территориального размещения предприятий и ряда других факторов.

На большинстве предприятий служба снабжения, возглавляемая заместителем директора по коммерческим вопросам, - это совокупность управленческих и производственных подразделений, организующих и осуществляющих обеспечение материальными ресурсами. Первые из них - это коммерческие службы, отделы МТС и отделы внешней кооперации и комплектации (ОВК), а производственные включают материальные склады, подсобные хозяйства, заготовительные участки. Кроме специальных служб, отдельные снабженческие функции выполняют другие подразделения предприятия (отделы главного механика, капитального строительства, инструментальные цеха).

Основными задачами коммерческой службы по МТС на предприятии являются: поиск наиболее выгодных поставщиков (по критериям оптимальности для предприятия цен и условий поставки); разработка ценовой политики предприятия; изучение и анализ рынка поставщиков и ведение соответствующего банка данных; выработка политики взаимоотношений с поставщиками; запросы поставщикам о ценах и скидках; разработка предложений о расширении сети торговых точек; определение нормативов складских запасов; разработка графиков поставки для бесперебойного поступления материалов на предприятие. В состав служб МТС, как правило, входят: планово-экономическое бюро; материальные бюро, специализированные по видам материалов; диспетчерское бюро; материальные склады:

планово-экономическое бюро разрабатывает планы снабжения; определяет возможности удовлетворения в конкретных видах ресурсов; проводит технико-экономическое обоснование выбора форм снабжения; устанавливает лимиты отпуска материалов цехам и участкам; ведет учет и анализ деятельности ОМТС; составляет сводную отчетность по МТС;

материальное бюро составляет заказы и спецификации на материальные ресурсы и представляет их предприятиям-поставщикам; участвует в заключении договоров по поставкам продукции; разрабатывает оперативные планы снабжения; организует завоз материальных ресурсов на предприятие;

диспетчерское бюро контролирует обеспеченность производства основными видами материалов и изделий; регулирует завоз материальных ресурсов на предприятие; организует разгрузку поступающих грузов; осуществляет оперативный контроль и регулирование поступления материалов в цеха и на участки;

ОВК отличается от отдела МТС не характером выполняемых функций, а исключительно объектами материально-технического обеспечения (комплектующие изделия и полуфабрикаты, детали, узлы, получаемые по кооперации со стороны) [7, с. 365].

Функциональные подсистемы управления производством.

Подсистема оперативного управления производством (ОУП) предназначена для управления производством и выпуском готовой продукции путем эффективной координации действий различных производственных подразделений на сравнительно не больших отрезках времени (месяц, декада, сутки, смена). В ОУП часто выделяют фазы [11, с. 18]:

планирование, т.е. прогнозирование желаемого состояния объекта управления;

учет, т.е. сбор и анализ информации о прошлых и текущих состояниях объекта управления;

регулирование, т.е. анализ отклонений от установленных плановых заданий и принятие оперативных мер по ликвидации их.

Очевидно, что деление процесса оперативного управления на фазы условно, так как работы по планированию, учету и регулированию ведутся непрерывно. Подобное разбитие удобно для укрупненного выделения основных функций управления, характерных для каждой фазы ОУП. Перечислим некоторые из этих функций.

Фаза планирования:

составление межцехового календарного плана, координирующего работу цехов и служб;

расчет календарных графиков, определяющих порядок, последовательность и сроки изготовления продукции;

расчет сменно-суточных заданий на каждое рабочее место и др.

Фаза учета:

оперативный пооперационный учет;

учет наличия готовых деталей, сборочных единиц и изделий на складах;

учет простоев оборудования и др.

Фаза регулирования:

выявление отклонений фактического изготовления от планового;

корректировка плановых заданий с учетом отклонений и др.

Характер ОУП зависит от типа производства (серийный, массовый, единичный) и от принятой на предприятии системы оперативного управления. На предприятиях авиационной промышленности наиболее часто применяются показания, подетальная и комплектная системы ОУП. В показанной системе планирование, учет и регулирование осуществляется по каждому заказу в отдельности. Эта система применяется как правило, в опытном (единичном) производстве.

Подетальная система предусматривает календарное планирование, учет и регулирование по количеству и срокам для каждого наименования детали или узла. Эту систему применяют для изделий малой и средней сложности на предприятиях серийного и массового производства. В авиационной промышленности она находит широкое применение на двигателестроительных и приборостроительных заводах.

Комплектная система характеризуется тем, что производительные программы цехов содержат лишь данные о количестве и сроках выпуска комплектов деталей и узлов, входящих в состав изделия. Эта система применяется на серийных авиационных (главным образом, самолетостроительных) при планировании одновременно нескольких многономенклатурных изделий с длительным производственным циклом изготовления. Она упрощает межцеховое, но усложняет внутрицеховое планирование.

Основными проблемами подсистемы являются:

на фазе планирования отсутствие эффективных методов решения задач календарного планирования;

на фазе учета - отсутствие достаточно простых, производительных и, главное, надежных средств сбора и регистрации производственной информации;

фаза регулирования вообще разработана очень слабо, поскольку все усилия проектировщиков, как правило, сосредотачиваются на решении задач планирования и учета.

Функциональные подсистемы управления технической подготовкой производства.

Растущие темпы технического прогресса в области создания новых машин обусловливают необходимость осваивать ежегодно новые конструкции (или модификации одной конструкции) изделий. Это в меньшей степени касается предприятий с крупносерийным и массовым типом производства и в большей - предприятий с мелкосерийным и единичным характером производства. В связи с этим резко возрастает роль технической подготовки производства, состоящей из конструкторской и технологической подготовки производства.

Конструкторская подготовка производства охватывает весь комплекс работ по проектированию новых и совершенствованию существующих конструкций машин и оборудования: исследование машин и оборудования в процессе их производственной эксплуатации; разработку эскизного и технического проектов; составление рабочего проекта; изготовление опытного образца (опытной или установочной партии) и всесторонние испытания; доработка конструкций изделий по результатам испытаний; внесение конструкторских изменений в процессе наладки и отработки новых изделий [7, с. 369].

Технологическая подготовка производства включает следующий комплекс работ: проектирование и внедрение новых и совершенствование действующих технологических процессов; проектирование и изготовление технологической оснастки; выбор оборудования; установление прогрессивных нормативов использования труда, оборудования, сырья, материалов и т.д.; выверку и наладку запроектированных технологических процессов и оснастки при изготовлении установочной партии. Таким образом, техническая подготовка производства представляет собой единый процесс выполнения замкнутого цикла работ в определенной последовательности и взаимосвязи, объединенных единой целью и назначением. Управление этим процессом (объектом управления) и определяет содержание действий подсистемы управления технической подготовкой производства.

Основной задачей подсистемы является организация определенных воздействий на объект управления с целью достижения максимального сокращения сроков освоения промышленного производства новых (или модернизируемых) машин и оборудования при минимальных затратах труда и материальных ценностей и условии равномерной загрузки отделов и цехов, участвующих в технической подготовке производства (основной критерий эффективности системы управления технической подготовкой производства) [11, с. 19].

Основными фазами процесса управления объектом подсистемы независимо от типа производства являются: планирование, учет и контроль (анализ).

Планирование в подсистеме управления технической подготовкой производства заключается в выработке управляющих воздействий и состоит из следующих видов работ:

а) определения объема работ по конструкторским и технологическим разработкам объектов производства;

б) определения затрат на подготовку производства;

в) разработки развернутых планов и графиков подготовки, а также периодической корректировки их по результатам анализа фактического выполнения работ.

Учет в подсистеме управления технической подготовкой производства состоит в сборе данных о фактическом ходе выполнения всех работ по подготовке за отчетный период времени и представлении их в виде, удобном для анализа (контроля) и корректировки планов и графиков, а также для использования данных в других функциональных подсистемах управления.

Контроль в подсистеме управления технической подготовкой производства заключается в выявлении на основе учетных данных состояния всех работ по отношению к плану и оценке общей тенденции по выполнению работ за отчетный период. При этом даются ответы, например, на такие вопросы:

а) как возросли или уменьшились объемы работ и затраты на подготовку;

б) на сколько дней уменьшился или увеличился период отставания (опережения) производства некоторых работ по сравнению с директивными сроками;

в) какие виды работ относятся к контролируемым.

Анализ позволяет разобраться в изменениях, происшедших за определенный период времени, и оценить их возможное влияние на будущий ход работ. Таким образом, цель анализа - прогнозирование будущего хода работ с выявлением в процессе его проведения «узких мест», которые подлежат ликвидации при корректировке.

Все рассмотренные выше фазы процесса управления технической подготовкой производства связаны между собой. Планирование технической подготовки производства является основным фактором подсистемы управления, воздействующим на объект. Для организации планирования необходимы следующие исходные данные:

. Перспективный план экономического развития предприятия.

. Плановые задания на изготовление опытных образцов изделий и их освоение в промышленном производстве.

. Производственная программа предприятия на плановый период.

. Нормативы для определения объема и трудоемкости работ по всем этапам технической подготовки производства.

. Производственная мощность (или пропускная способность) цехов, опытного, экспериментального и инструментального производств и возможности технических служб предприятия [7, с. 372].

Одна из важнейших особенностей подсистемы - формирование задающих воздействий непосредственно в подсистеме управления технической подготовкой производства. Что же касается взаимосвязи подсистемы управления технической подготовкой производства с другими подсистемами управления, то она осуществляется косвенным путем - через результаты выполненных работ по технической подготовке производства (например, установление нормативов труда, видов материалов в процессе разработки технологии). Эти результаты могут быть нормативами для подсистемы управления материально-техническим снабжением и оперативного управления основным производством. Характер связи подсистемы управления технической подготовкой производства с другими подсистемами, а также состав, содержание, периодичность и методы решения задач подсистемы зависят от типа производства.

В массовом производстве техническая подготовка включает весь комплекс работ конструкторского и технологического этапов, приведенных выше. В серийном производстве, как правило, отсутствует, как самостоятельный элемент, эскизное проектирование. Оно совмещается с техническим проектированием. В мелкосерийном и единичном производстве нет эскизного проектирования (вместо опытных образцов изготовляются отдельные узлы), а также рабочего проектирования по опытному образцу (опытные партии изделий не выпускаются).

Содержание и степень детализации расчетных и конструктивно-технологических процессов комплекса работ по технической подготовке зависят от типа производства. Так, в единичном и мелкосерийном производствах при разработке технологических процессов обычно ограничиваются составлением маршрутной технологии, т.е. установлением последовательности выполнения основных операций и использования ведущих групп оборудования.

Маршрутная технология определяет также движение предметов труда по рабочим местам, участкам, цехам, основные операции, оборудование, виды технологической оснастки, вес и размер заготовок, марку материала, разряды работ и нормы времени. В серийном же производстве проектирование технологических процессов ведется на каждую операцию, а в массовом и крупносерийном производствах разрабатывается подробная пооперационная технология, включающая перечень переходов, вид и номер оборудования, перечень и шифр оснастки, режим работы и расчетное время на каждый переход, марку материала, размер и вес заготовки. Таким образом, сама организация воздействия на объект управления, объемы выполняемых работ по подготовке, длительность цикла подготовки, величина затрат и т.д. зависят от особенностей характера производства [7, с. 373].

Расчетную основу для задач управления технической подготовкой производства составляют нормативы трудоемкости и длительности цикла. Они разрабатываются применительно к особенностям выпускаемой продукции и этапам технической подготовки производства, а также с учетом конструкторской и технологической сложности изделия, количества оригинальных деталей, типа производства, характера технологических процессов, вида оснастки и степени ее сложности. Применение нормативов дает возможность правильно определять загрузку, устанавливать равномерность работы конструкторских и технологических отделов, потребность в кадрах, сроки разработок и рассчитывать затраты на организацию производства и освоение новых изделий.

В настоящее время еще не существует единой методики разработки нормативов планирования технической подготовки производства (ТПП), однако некоторые проектные организации и заводы сами разрабатывают укрупненные нормативы.

4. Минимизация трансакционных издержек как основная причина государственного регулирования деятельности предприятий. Административные и экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий. Монетарные факторы эффективной промышленной политики

кадровый монетарный политика

Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности [2, с. 68].

Идентификация типа трансакционных издержек, выявление факторов, определяющих возникновение трансакционных издержек, позволяют экономическим агентам найти способы их регулирования и снижения. Любой хозяйствующий субъект может оптимизировать собственные трансакции и соответственно трансакционные издержки на основе использования своих внутренних резервов, своего внутреннего потенциала. Так, фирма может оптимизировать свои трансакционные издержки при выборе определенной организационной формы, централизации или децентрализации управления, при выборе поставщиков ресурсов и организации сбыта производимой продукции и т.д. Домохозяйства могут также оптимизировать свои трансакции с макросредой, макроэкономическими субъектами, в частности, путем налаживания каналов неформальных собственных взаимосвязей с различными другими хозяйствующими субъектами.

В процессе совершения трансакции из-за информационной асимметрии создаются объективные условия несовпадения тех прав собственности, которые один субъект передает на определенных условиях другому субъекту (передаваемых), и тех прав собственности, которые субъект получает (принимаемых). В связи с этим каждая трансакция генетически содержит в себе девиантность, относящуюся ко всем участвующим в ней субъектам. Еще одну особенность трансакционных издержек - их качественная и количественная разнородность для субъектов, осуществляющих взаимодействие в рамках одной трансакции. При совершении трансакции участники несут неодинаковые трансакционные издержки в рамках одной трансакции, что обусловливает и разные подходы к их регулированию.

В таблице 1 предложены методы снижения трансакционных издержек, естественно, что это не исчерпывающий перечень инструментов снижения, кроме того, необходимо учитывать, что действие того или иного инструмента зависит от особенностей экономической системы и качества институциональной среды [13, с. 326].

Таблица 1. Типы трансакционных издержек и пути снижения трансакционных издержек

Тип трансакционных издержек

Пути снижения трансакционных издержек


Макроуровень

Микроуровень

1. Издержки поиска и подбора информации

специализированные рынки (биржи)

реклама репутация, торговая марка

2. Издержки измерения

гарантии страхование экспертиза

Гарантии  страхование экспертиза


система мер и весов

система мер и весов

3. Издержки спецификации и защиты прав собственности

законодательство

идеология (формальные и неформальные институты)

4. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов

стандартные формы контрактов

гарантии стандартные формы контрактов

5. Издержки оппортунистического поведения

законодательство

использование сигналов (образование, репутация образовательного учреждения) самоотбор. рейтинг, мониторинг франшиза

6. Издержки влияния

лицензирование

мониторинг

В поиске путей регулирования трансакционных издержек нужно исходить не только из возможностей сокращения их по элементам (это более подходит для их регулирования на микро-уровне), но и из общего институционального контекста, то есть системы институтов, которые определяют границы, уровни, режимы, правила организации взаимодействия субъектов. Здесь необходимо выявить - какие из существующих институтов реально способствуют генерации неэффективных трансакционных издержек, какими способами и в каком направлении эти издержки следует сокращать, какие новые институты должны быть «выращены» или импортированы и встроены в существующую институциональную среду для достижения эффективных трансакционных издержек.

Регулирование трансакционных издержек в экономической деятельности между тремя основными хозяйствующими субъектами - государством, фирмами (бизнес - структурами) и домохозяйствами должно проводиться с учетом специфики формирования институциональной среды, будь то институциональное проектирование, либо импорт институтов. В этом случае институциональная среда выступает в качестве некоторых институциональных рамок, регулируя деятельность институциональных субъектов, придавая их взаимодействиям конкретную направленность, специфицирует их функциональность и регулирует взаимосвязи между субъектами в сторону повышения их результативности [6, с. 55].

В качестве институтов, выступающих в качестве институциональных рамок и регулирующих трансакционных издержек, выделяют следующие:

для трансакций и связанных с ними издержек, совершаемых между государством и бизнесом, - механизм частно-государственного партнерства;

для трансакций и связанных с ними издержек, совершаемых между фирмами, - интеграция хозяйствующих субъектов (создание холдингов, кластеров, сетевых структур);

для трансакций и связанных с ними издержек, совершаемых между домохозяйствами, фирмами и государством, - развитие IT-технологий и интерактивных форм взаимодействия (электронная торговля, интернет-банкинг, электронное правительство) [2, с. 72].

Именно эти институты тесно связаны между собой и комплементарны в воздействии на трансакционные издержки, могут регулировать их как комплексно, в целом, так и по отдельным элементам, но и они пока недостаточно развиты в российской экономике при наличии благоприятного для этого потенциала. При наличии множества трансакций и трансакционных издержек в конкретной институциональной среде весь потенциал их регулирования не исчерпывается.

Издержки влияния включают в себя затраты получения необходимой информации экономическими агентами и государством для их эффективного взаимодействия. При этом издержки влияния разделяются на постоянные и переменные. Постоянные трансакционные издержки государственного регулирования являются частью расходов на государственный контроль, и они составляют часть государственного бюджета. Переменные трансакционные издержки на государственный контроль можно учесть, подсчитав время, потраченное на поиск и доведение информации до экономических агентов, принятие решения на основе полученных данных, заключение и проверку контрактов. Трансакционные издержки экономических агентов включают издержки недостаточной осведомленности, издержки на создание или потерю репутации. Величина издержек недостаточной осведомленности может быть определена с помощью учета ситуации до и после выполнения обязательств, но недостаток такой методики заключается в ее субъективном характере. Издержки на заключение, проверку, обновление контрактов и издержки на ведение переговоров для экономических агентов вычисляются аналогично переменным трансакционным издержкам на государственный контроль [13, с. 329].

Для эффективного контроля рынка государство нуждается в информации относительно действий экономических агентов. В свою очередь, выполнение всех норм и правил (административные барьеры) вызывает затраты экономических агентов (ограничивает их в принятии решений, которые были бы выгодны только им). Однако необходимо отметить, что полная отмена государственного регулирования может увеличить риск дальнейшего усугубления ситуации на рынке. Поэтому одним из ограничивающих условий любой политики по снижению административных барьеров, как средства увеличения общего положительного влияния на экономику, должно быть обеспечение взаимосвязи между учетом затрат на выполнение норм и правил и более широким государственным регулированием [2, с. 71].

Прямое влияние государственного регулирования приводит к снижению общих издержек экономических агентов и государства. Косвенное влияние обеспечивает формирование эффективной конкурентной среды и получение социально-экономического эффекта. В качестве основной цели государственного регулирования можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества. При этом следует учитывать, что государственное регулирование воздействия на экономику включает как прямые, директивные методы воздействия на регулируемые отношения, так и косвенные методы воздействия. Исходя из этого, возможные результаты государственного регулирования можно оценивать количественно через снижение величины трансакционных издержек. Кроме того, цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию экономических функций государства: выравнивание экономического цикла, стабилизация денежного обращения, создание конкурентной среды; обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. [13, с. 330].

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах [2, с. 74].

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг [6, с. 61].

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других. Монетарные факторы эффективной экономической политики. В связи со значением кредитной и валютной составляющих монетарной политики в рамках монетарных инструментов экономического регулирования должен быть выбран оптимальный вариант сочетания кредитной (процентной) и валютной (курсовой) политики. Возможны 9 вариантов, т.к. каждое направление имеет три решения. Для процентной политики - жесткое, мягкое и нейтральное. Для курсовой политики это сильное, слабое и нейтральное состояние валютного курса (национальная валюта существенно переоценена, существенно недооценена, курс примерно соответствует соотношению средневзвешенной покупательной способности национальной и иностранной валюты по товарам внешнеторгового ассортимента). Очевидно, что каждое сочетание будет иметь свое собственное влияние на основные параметры функционирования экономики. Отнесем к такого рода параметрам производство, индивидуальное потребление, цены, сбережения, инвестиции, экспорт, импорт, и сольдо по операциям, связанным с движением капитала. Результаты проведенного качественного анализа влияния факторов монетарной политики на экономические параметры представлены в таблице 2. В таблице 2 приняты следующие обозначения: 0 - влияние отсутствует либо является пренебрежимо малым на фоне действия других факторов, 0,5 - умеренное влияние, 1,0 - сильное влияние. “+”, “-“ - характер влияния (рост либо снижение соответствующего параметра, для миграции капитала “плюс” означает приток, “минус” - отток) [13, с. 335].

Как следует из таблицы, стратегия экономического роста по факторам монетарной политики реализуется только в двух сочетаниях (комбинации Б и Г) из четырех проведенных. По существу комбинация Б является отражением экономических реалий, которые применительно к курсовой политике имеют скорее остаточный характер, поскольку курс с учетом роста цен приближается к нейтральному значению. В комбинации Г, усматриваются две проблемы: потенциальный рост цен и снижение сбережений. Отсюда вполне возможным представляется вариант, находящийся за рамками таблицы и предусматривающий сочетание нормальной процентной и слабой курсовой политики. Общий результат именно такого сочетания можно признать вполне удовлетворительным.

Таблица 2. Влияние факторов монетарной политики на экономические параметры

Экономические параметры

Процентная политика

Курсовая политика

Комбинации


жесткая

мягкая

сильная

слабая

А

Б

В

Г


1

2

3

4

5(1+3)

6(1+4)

8(2+4)

1.Производство 2.Потребление 3.Цены 4.Экспорт 5.Импорт 6.Миграция капитала 7.Сбережения 8.Инвестиции

-0,5 -0,5 -0,5 0 0 0  +0,5 -0,5

+0,5 +0,5 +0,5 0 0 0  -0,5 +0,5

-1,0 +0,5 -0,5 -1,0 +1,0 -0,5  0 0

+1,0 -0,5 +0,5 +1,0 -1,0 +0,5  0 0

-1,5 0 -1,0 -1,0 +1,0 -0,5  +0,5 -0,5

+0,5 -1,0 0 +1,0 -1,0 +0,5  +0,5 -0,5

-0,5 +1,0 0 -1,0 +1,0 -0,5  -0,5 +0,5

+1,5 0 +1,0 +1,0 -1,0 +0,5  -0,5 +0,5

Примечание: Приведенные оценки влияния факторов монетарной политики на экономические параметры отражают рациональное поведение экономических контрагентов и не учитывают специфику экономической и политической жизни страны. Учет этой специфики требует специальных комментариев и возможных корректировок.

В то же время следует иметь в виду, что представленный в таблице уровень влияния монетарных факторов на экономические параметры отражает только результат их прямого действия.

Наряду с процентной политикой, которая является центральной экономической компонентой кредитной политики, существенное значение имеет также и организационный аспект. Речь идет о каналах кредитования экономики, или о схеме рефинансирования банков.

Проблема состоит в том, чтобы организовать эффективную систему рефинансирования, когда максимальный эффект достигается при минимальных издержках. Исходя из этого, организационно наиболее приемлем компромиссный вариант, когда, например, только ценные бумаги, эмитированные надежными заемщиками, рассматриваются в качестве инструмента рефинансирования.

Другая проблема связана с качеством ценных бумаг (векселей) как в формальном, так и в экономическом смысле (недопустимость рефинансирования “бронзовых” векселей, т.е. дружеских услуг, а не реальных сделок).

Обращаясь к теме защиты рубля от спекулятивных атак, необходимо указать, что оборона должна строиться на основе сочетания экономических и административных мер. Экономическая линия обороны формируется слабым курсом рубля, что снижает потенциальный эффект спекулятивных атак на него.

Тем не менее, разумной политики валютного курса и объективных факторов может не хватить для эффективного противодействия валютной спекуляции, основанной на объективной слабости национальной валюты. Поэтому в любом случае необходима система административных мер, помогающих реализоваться экономически обоснованным соотношениям.

В числе комбинированных мер может быть названо:

) введение более жестких требований по создания резервов на возможные потери по активным операциям со всеми контрагентами;

) ограничение свободной покупки иностранной валюты физическими лицами. Другой вариант введение акциза на покупку иностранной валюты [6, с. 66].

Однако применение указанных мер явно недостаточно для расширения банковского кредитования реальной экономики. Отвечая на вопрос о факторах препятствующих кредитованию реальной экономики, банки - участники упоминавшегося опроса на первое место поставили не недостаток ресурсов, а высокие риски кредитования. При этом к истокам высоких кредитных рисков банки отнесли в первую очередь недостаточную защищенность залоговых прав и уже потом общее неустойчивое состояние экономики, отсутствие или неопределенность перспективы развития предприятия и инфляцию.

Экономическая система как таковая может функционировать более или менее гладко, более или менее эффективно. Переход от одной экономической системы к другой, т.е. состояние общества, когда экономическая система глобально не функционирует, когда новая система рождается из старой или на развалинах старой, требует особо жесткой координации всех составляющих экономической политики.

Список использованных источников

1. Азаренко А. В. Организация труда и заработной платы. - Минск: Амалфея, 2006. - 240 с.

2. Василенок В. Л. Экономика. Микроэкономика и макроэкономика: Учеб. пособие / В. Л. Василенок, М. А. Макарченко. - Санкт-Петербург: СПбГУНиПТ, 2003. - 217 с.

3. Головачев А. С. Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс / А. С. Головачев и др.; Под ред. В. И. Кудашова. - Минск: Изд-во МИУ, 2007. - 340 с.

4. Горфинкель, В. Экономика предприятия / В. Горфинкель. - Москва: Юнити, 2009. - 768 с.

5. Кантор В. Экономика предприятия / В. Кантор, Е. Кантор. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 224 с.

6. Лутохина Э. А. Макроэкономика. - Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. - 377 с.

7. Новицкий Н. И., Пашуто В. П. Организация производства и управление предприятием. - Минск: БГУИР, 2007. - 412 с.

8. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Учебник. - Москва: Инфра-М, 2006. - 528 с.

9. Суша Г. З. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Г. З. Суша. - Москва: Новое знание, 2003. - 384 с.

10. Титов В. И. Экономика предприятия. - Москва: Эксмо, 2008. - 416 с.

11. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - Москва: Юнити-Дана, 2003. - 608 с.

12. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич [и др.]. 2-е изд., испр. - Москва: Новое знание, 2004. - 672 с.

Похожие работы на - Понятие трудовых ресурсов, персонала, кадрового состава предприятия. Предприятие как основное звено экономики. Функциональные подсистемы управления организационной структуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!