Занятость и безработица. Национальные программы занятости

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    987,71 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Занятость и безработица. Национальные программы занятости

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ









КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: макроэкономика

На тему: «Занятость и безработица. Национальные программы занятости»

Выполнена: студенткой 2 курса

дневной формы обучения, специальности «экономического факультета» 3 группы





Гродно, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

.1 Понятие, классификация и структура занятости

.2 Теории занятости

.3 Понятие, формы и виды безработицы

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Общие проблемы занятости населения и безработицы в Беларуси

.2 Состояние и уровень занятости и безработицы в стране

.3 Социально-экономические последствия безработицы

3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Особенности политики занятости в Республике Беларусь

3.2 Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Почему, когда кругом столько нерешенных проблем, столько несделанных дел, вопрос о занятости трудоспособного населения стоит так остро? Как обеспечить полную занятость? Как избежать безработицы? Эти вопросы имеют огромное значение для всего общества и каждого отдельного человека. От их решения зависит социальный мир.

Поскольку в экономике субъектом являются люди и их различные объединения (предприятия, корпорации, общества и т. п.), неравновесность и нестабильность экономики непосредственно сказывается на них. Это превращает обычную экономическую нестабильность в социальную. Одним из ее острых проявлений является проблема занятости и безработицы.

Безработица - сложная социально-экономическая проблема для любой страны с рыночной экономикой. Высокая безработица означает недоиспользование имеющихся ресурсов, снижение доходов и возрастание напряженности в обществе. Однако попытка любой ценой обеспечить искусственно низкий уровень безработицы приводит к превышению максимально допустимых пределов вмешательства государства в экономику и оборачивается снижением стимулов высоко эффективного труда и усилением инфляционных процессов.

Актуальность проблем занятости и безработицы объясняется тем, что, во-первых, обеспечение полной занятости принадлежит к числу важнейших целей национальной экономики, во-вторых, безработица является формой проявления нестабильности экономического развития. Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия. Изучение проблем занятости и безработицы способствует выявлению причин безработицы, выработке эффективной политики занятости.

Целью курсовой работы является изучение проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, а также путей сокращения безработицы в стране.

В соответствии с целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:

изучение теоретических вопросов занятости и безработицы в стране;

исследование состояния рынка труда в Республике Беларусь;

анализ проблем занятости и безработицы в Беларуси;

изучение социально-экономических последствий безработицы.

Предметом исследования в курсовой работе является занятость и безработица, национальная программа занятости и безработицы в Республике Беларусь. Объект исследования - это макроэкономическая политика Республики Беларусь.

Методами исследования в курсовой работе явились: метод научной абстракции, анализ и синтез, логический и исторический подход.

Информационной базой курсовой работы являются работы классиков экономической теории, нормативно-законодательные акты, научные публикации из журналов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1 Понятие, классификация и структура занятости

Занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок или доход.

Для общества на уровне макроэкономики важно обеспечить полную занятость населения. Самому этому термину ближе всего такое его толкование: полная занятость - это такой тип занятости, когда все желающие трудиться имеют работу с полной продолжительностью рабочего дня и полной заработной платой.

В западной литературе принято несколько иное понимание полной занятости. Там считается, что если часть трудоспособных не занята, но в это же время есть свободные рабочие места, то такое состояние можно считать полной занятостью. Иными словами, полная занятость - это такой ее уровень, когда количество ищущих работы равно числу свободных рабочих мест. [17].

Однако, кроме полной занятости, в реальности существует и неполная. Это такой тип занятости, при котором осуществляемая субъектом деятельность не занимает все его рабочее время, а оставляет определенную часть свободной, незанятой. Иначе говоря, неполная занятость отличается от полной прежде всего тем, что является занятостью с неполным рабочим днем.

При определении полного рабочего времени в разных отраслях деятельности (например, в образовании и угольной промышленности) существует своя специфика. В силу этой специфики разграничение полного и неполного рабочего времени проводится, как правило, с учетом отрасли и разных видов работ (скажем, наземные и подземные в угольной промышленности). В разных странах неполное рабочее время и законодательство различно. Например, во Франции занятыми неполное рабочее время считаются те, у кого продолжительность рабочего дня на одну пятую (и больше) ниже, чем установлено законодательно. В Италии занятые с неполным рабочим временем делятся на две группы: работники с горизонтальной неполной занятостью (уменьшение рабочего времени распределяется в течение недели) и работники с вертикальной незанятостью (определяется как часть занятых дней месяца или же года). К неполной занятости, кроме занятости в течение неполного рабочего времени, можно отнести занятость на условиях сокращенного рабочего времени. Этот тип занятости возник в связи с угрозой массовых увольнений при свертывании производства.

Оба названных типа занятости - полная и неполная - относятся к традиционным формам занятости. Нужно отметить, что они охватывают теперь более трети всех занятых в индустриально развитых странах. МОТ (международная организация труда) в своих документах различает форму нетрадиционной (нетипичной) занятости населения. Она может иметь различные виды.

Сезонная занятость как форма нетипичной занятости представляет собой занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня.

Поденная занятость связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда.

Периодическая занятость - это чередующиеся занятость и незанятость независимо от сроков того и другого в течение года.

Временная занятость характеризуется тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ. [17].

Занятость по вызову - нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств. Формулой занятости по вызову считается: 0 + X часов.

Существует еще и так называемая самозанятость. Под самозанятостью понимают такую занятость, которая осуществляется по собственной инициативе под своим управлением и не имеет общепринятых форм оплаты труда.

Структура занятости изучает занятое население, группы, из которых оно состоит. В состав занятого населения обычно входят:

·  выполняющие оплачиваемую работу в течение полного или неполного рабочего дня;

·  занятые индивидуальной трудовой деятельностью (без наемного труда);

·  военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах;

·  учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;

·  занятые по уходу за инвалидами.

 Такой структурный состав характерен и для Республики Беларусь (рис.1).

Занятое население

Объективная

основа

Трудоспособное население

 Типы занятости

 Полная                                                                       Неполная

 Формы занятости

 Традиционные                                                 Нетрадиционные

                                       Уровень занятости

Процентное отношение занятых к общему количеству  трудоспособного населения

Рис. 1 Занятое население

Примечание: источник [17]

·  временно неработающие в связи с отпуском или болезнью;

·  лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации;

·  лица, ищущие работу.

Под влиянием постоянно изменяющихся факторов величины занятого и незанятого населения становятся очень подвижными. В результате занятые могут в короткое время оказаться незанятыми, а незанятые - перейти в категорию занятых.

1.2 Теории занятости

Второе столетие такие социально-экономические бедствия, как массовая безработица и гиперинфляция, являются центральной проблемой экономической науки. Однако неоклассическое, марксистское и кейнсианское направления экономической теории по-разному трактуют проблемы занятости. Так, неоклассическая теория занятости, которая получила более полное выражение в работах А. Маршалла и В. Парето, основывается на следующих основных выводах.

Во-первых, рыночному хозяйству свойственно автоматическое саморегулирование, поэтому временно нарушенное равновесие на рынке груда способно самовосстанавливаться.

Во-вторых, саморегулирование обусловлено изменением спроса, предложения и конкуренцией, и оно осуществимо на основе гибких цен, ставок заработной платы и процента.

В-третьих, длительная безработица при совершенной конкуренции невозможна, ибо нарушение равновесия само отрегулируется ценами и заработной платой.

В-четвертых, в условиях рыночного саморегулирования вмешательство государства не имеет оснований.

Самовосстановление нарушенного равновесия по данной теории можно проиллюстрировать на рис. 2.

Рис. 2. Самовосстановление состояния равновесия

Примечание: источник [17]

Кривая SS отражает предложение труда, a DD - спрос на труд. Их пересечение в точке Е есть точка равновесия спроса и предложения, которой соответствует определенный уровень занятости и цены труда. Когда равновесие нарушается за счет, скажем, увеличения предложения труда (на ΔL) при прежнем спросе, то новая кривая предложения займет положение S1S1. При прежнем спросе, обозначенном той же кривой DD, появится конкуренция за рабочие места, которая приведет к снижению ставки заработной платы до такого ее уровня Р1, когда все желающие получат работу (и заработок). Новое равновесие будет в точке E1. Следовательно, новое равновесие на рынке труда образуется при снижении ставки заработной платы, которая определится новой точкой равновесия. В таком случае краткосрочная безработица рассасывается, и длительная безработица оказывается, согласно этой теории, невозможной.

Марксистское же направление экономической теории основывается на открытом К. Марксом законе народонаселения. Суть его в том, что в процессе накопления капитала спрос увеличивается и на рабочую силу, и на капитал. Однако по сравнению со спросом на капитал, спрос на рабочую силу растет медленнее, так как с ростом производительности общественного труда на такой же объем капитала потребуется меньше работников (их отдача выросла). Следствием этого закона является появление и рост «резервной армии труда», т. е. безработных.

На фоне разрушительного экономического кризиса XX в., поразившего страны с рыночной экономикой, невиданно разрослась безработица. В это время на базе работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) развивается кейнсианское направление теории занятости. Его основными постулатами были следующие:

1)  рыночная экономика не является уже саморегулирующейся. И при равновесии спроса и предложения может быть безработица;

2)  полная занятость недостижима потому, что некоторые виды безработицы (например, связанные с переустройством на другую работу) нельзя устранить в принципе;

3)  конкуренция из совершенной фактически превратилась в несовершенную, для которой вовсе не характерна гибкость, эластичность цен, заработной платы и ставок процента;

4)  поскольку рынок труда сам не обеспечивает восстановление равновесия, необходимо систематическое его регулирование со стороны государства.

Современные же теории, учитывая инфляционные процессы, ставшие практически закономерным явлением рынка, опираются на понятие «ожидаемая предпринимателями заработная плата». Подписывая трудовые контракты, стороны имеют в виду номинальные ставки заработной платы, сложившиеся в данный период. Реальная же ставка зарплаты остается неизвестной, ибо неизвестно изменение общего уровня цен, от которого она будет зависеть. В этих условиях наниматели опираются на свои ожидания. А от этого зависят спрос на труд и, следовательно, занятость в экономике с непостоянным (инфляционным) уровнем цен. [17]

.3 Понятие, формы и виды безработицы

Наряду с занятостью в жизни существует и незанятость. Она может быть двух основных видов: добровольная и вынужденная. В свою очередь, вынужденная незанятость также различается: скажем, одно дело, если человек потерял трудоспособность в результате болезни и вынужден не работать, и совсем другое, если гражданин трудоспособен, но не имеет работы. Вынужденно не занятые, имеющие такие основные признаки, как: 1) трудоспособный возраст; 2) наличие трудоспособности; 3) вынужденная незанятость; 4) наличие желания трудиться; 5) отсутствие подходящей работы; 6) регистрация в Государственной службе занятости, относятся к безработным.

Один из перечисленных признаков - отсутствие подходящей работы - требует специальных пояснений. Согласно Конвенции № 44 Международной организации труда подходящей работой считается такая работа, которая соответствует профессии работника, месту его проживания, а также по условиям труда и заработной платы не уступает прежней работе. Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь (ст. 3) подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке, учитывающая его возраст, здоровье, трудовой стаж и опыт, а также транспортную доступность места работы. А по истечении 6-месячного периода отсутствия работы, в случае невозможности предоставить ее безработному по его профессии, подходящей будет считаться работа, требующая изменения профессии с учетом здоровья, прошлого опыта и доступных средств обучения. По истечении же 12 месяцев безработицы подходящей может считаться оплачиваемая работа (включая временную), учитывающая возрастные особенности безработного. [11].

Таким образом, безработица представляет собой особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно не занятой, избыточной (рис.3).

Рис. 3 Причины, характер и уровень безработицы

Примечание: источник [11]

Некоторые исследователи выделяют до 70 различных видов безработицы. Общепринятая (традиционная) классификация безработицы может быть представлена следующим образом.

Безработица бывает в двух основных формах: естественная и истинная. Каждая из них имеет свои виды (рис.4).

Естественная безработица - допустимый резерв рабочей силы, который способен быстро изменяться в зависимости от потребностей производства. Термин «естественная безработица» ввел в 60-е гг. XX в. основоположник монетаризма М. Фридман. А поскольку естественная безработица зависит от слишком многих факторов (минимума заработной платы, уровня пособий по безработице, количества бедных и их пособий, развитости профсоюзов и т. д.), ее уровень различные авторы определяют по-разному. Фактически он повышается. Основными видами естественной безработицы считаются: фрикционная, институциональная и добровольная. Другие авторы к естественным относят фрикционную и структурную безработицу.

Безработица


          Естественная                                                                      

                                                                                            




Рис. 4 Формы и виды безработицы

Примечание: источник [10]

Фрикционная безработица - та, которая связана с переходом с прежнего места работы на новое. Основным признаком такой безработицы служит ее непродолжительность (скажем, 1 месяц).

Институциональной безработицей считается такая, которая обусловлена правовыми или иными институциональными нормами. Например, слишком большие социальные выплаты по безработице могут снизить предложение труда и тем самым повысить уровень безработицы. Добровольная безработица - та, при которой есть люди, которые могут, но не хотят работать по каким-то личным причинам. В принципе добровольная незанятость не есть безработица.

Истинная безработица представлена следующими видами.

Структурная безработица - это такая безработица, которая возникает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом. При этом в одних отраслях может резко сворачиваться производство, а значит, и потребность в работниках, в других же, наоборот, расширяться.

Технологическая безработица прямо связана с научно-технической революцией и означает сокращение работающих из-за внедрения новой техники и технологии. Так, роботизация производства в США привела к реальной безработице, поскольку замена рабочих робототехникой давала большой доход: на ряде операций американский рабочий получал 25 дол. США в час, а издержки по приобретению и эксплуатации робота составляют 6 дол. США в час.

Региональная безработица - та, которая характерна по каким-то причинам (демографическим, этническим и др.) для отдельного региона.

Циклическая безработица связана с экономическими циклами, с циклическими спадами производства и кризисами.

Скрытая безработица - это обычно незаметная, но реально существующая избыточность применяемого труда, проявляющаяся в пониженном уровне производительности труда. Иначе говоря, это ситуация, когда работу одного работника фактически выполняют два.

Количественную характеристику безработицы дают два основных показателя. Уровень безработицы - отношение количества полностью безработных, зарегистрированных официальными службами, к общему количеству экономически активного населения, выраженное в процентах:

Уровень безработицы = (Количество полностью безработных / (Количество занятых + количество безработных))*100%

Продолжительность безработицы измеряется средним количеством времени (месяцев), в течение которого незанятые остаются без работы. Очевидно, более полное представление дает одновременный анализ того и другого показателей.

В отличие от метода прямого счета, ограничивающегося данными о регистрации в службе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использование возможностей статистики, так и социологических методов обследования с учетом территориальных особенностей, а так же отраслевых и демографических.

До сих пор речь шла о традиционных источниках безработицы в относительно нормальных экономических условиях. Важнейшим фактором, усугубляющим проблемы безработицы на современном этапе в нашей стране, явился общий спад экономики в 90-е гг. XX в. Особенность такого фактора в переходном периоде, характерном для современной Беларуси, состоит в его осложнении «эффектом запаздывания». Это связано, во-первых, с тем, что в начальный период реформирования при падении производства сокращается не сам персонал, а вакантные места. Во-вторых, преобладание государственных предприятий, не нацеленных жестко на прибыль, позволяет смягчить рост безработицы путем сокращения рабочего дня, увеличения отпусков и т.п.. Наконец, запаздывающий эффект увеличивает временной разрыв между спадом производства и безработицей, так как льготное кредитование позволяет на первых этапах многим хозяйствующим субъектам еще удерживать определенный уровень занятости и не допускать резкого «взрыва» безработицы. [17].

Таким образом, как показывает исследование, проведенное в первой главе занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок или доход.

Безработица - это особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно не занятой, избыточной. Безработица выступает в двух основных формах: естественная и истинная.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В РУСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Общие проблемы занятости населения и безработицы в Беларуси

Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое социально-экономическое явление. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее формирование прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:

а) кризисный и конъюнктурный спад производства (например, под нарастающим воздействием импорта в легкой, обувной и пищевой промышленности);

б) назревшие структурные сдвиги и необходимость закрытия технологически и экономически неэффективных видов производства;

в) необходимость тотальной рационализации производства и сокращения издержек производства в условиях нарастания конкуренции на внешних рынках;

г) сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффективных производств, переход от мягкой к жесткой финансовой политике;

д) дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых и высокооплачиваемых рабочих мест;

е) длительное время сохраняющиеся отрицательные темпы естественного прироста численности населения. [8].

Следует отметить, что реальные масштабы безработицы в Беларуси значительно выше официальных (1,5 - 2,5%). По данным, получаемым в ходе выборочных обследований домашних хозяйств, реальная безработица складывается на уровне 6,5 - 7,6%. [8]. Дело в том, что обнаруживаются безработные, которые перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица).

Кроме того, сложно пока решаются проблемы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.

В январе - августе 2011г. в экономике республики было занято 4657,8 тыс человек, что на 0,1 % меньше, чем в январе - августе 2010г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3462,8 тыс. человек или 74,3 % составляли работники организацией (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и работы в этих организациях привлекалось 147,8 тыс. человек. [2].

Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе - августе 2011 г. было принято на работу 569,2 тыс. человек, в том числе на дополнительно введённые рабочие места - 38,8 тыс. уволено по различным причинам 608,4 тыс. человек.

Соотношение принятых и уволенных работников по республике составило 93,6% (в январе - июле 2011 г. - 95,8%). Из общей численности уволенных 7,6% было уволено за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - в связи с сокращением численности или штата работников. [2].

2.2 Состояние и уровень безработицы и занятости в стране

Современные процессы трансформации отраслевой структуры занятости характеризуются высвобождением рабочей силы из реального сектора экономики и перераспределением ее в сферу услуг. За годы строительства суверенной Беларуси доля работающих в сфере материального производства сократилась в основном за счет трех отраслей: промышленности, сельского хозяйства и строительства. Это объективный процесс, с которым сталкиваются практически все страны. Отток трудовых ресурсов идет главным образом из сельского хозяйства, поэтому необходимо идти по пути технологического замещения труда капиталом, оптимизации государственного регулирования этого процесса с использованием принципа господдержки перспективных, инновационно ориентированных производств; стимулирования развития инфраструктуры села.

Довольно острой продолжает оставаться проблема неэффективной занятости, что находит выражение в форме вынужденной неполной занятости на производстве. Кадровая политика в стране направлена на сохранение персонала, недопущение массового высвобождения работников путем перевода их в режим неполного рабочего времени и предоставления административных отпусков. В результате для сферы занятости в целом типичен высокий уровень вовлеченности работников с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. Так, если в 2000 г. уровень скрытой безработицы, проявляемой в форме вынужденной неполной занятости, в целом в экономике составлял 10% от среднесписочной численности работников, то в 2002 г. - уже 14,1%. Однако в 2007 г. положение стало улучшаться и число работавших в режиме вынужденной неполной занятости уменьшилось до 3,4% от среднесписочной численности работников. Вместе с тем остается высоким уровень вынужденной неполной занятости в легкой промышленности - 27% и машиностроении - 22% от среднесписочной численности работников [18]. В связи с финансово-экономическим кризисом ситуация несколько ухудшилась. В первом полугодии 2009 г. 258,8 тыс. чел. работали в режиме вынужденной неполной занятости. Общее количество неотработанного времени составило 2,8 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 22,2 тыс. чел. Из общего числа неотработанных человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 85,4%, на строительные - 6,1%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составляла в промышленности 19 тыс. чел., в строительстве - 1,4 тыс. чел. [2].

За период с 1995 по 2008 г. в нашей стране наблюдалось устойчивое сокращение численности официально зарегистрированных безработных со 131 до 37,3 тыс. чел., соответственно уровень безработицы снизился с 2,9 до 0,8% [2].

Скрытая безработица связана как с неэффективностью использования занятого на производстве персонала, так и с развитием неформальных трудовых отношений, без юридического их оформления. Количество таких безработных можно оценить при анализе структуры экономически неактивного населения. В ней возрастает доля так называемого «прочего неактивного населения», т. е. трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (около 800 тыс. чел.). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений (по разным оценкам, до 300 тыс. чел.). Около 7,5 тыс. чел., по данным Департамента по миграции МВД Республики Беларусь, выехало для работы в страны дальнего зарубежья. Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобном хозяйстве, формирует слой маятниковых трудовых мигрантов. Общий уровень безработицы, представляющий сумму ее официальной и скрытой форм, составляет 8% [2].

Таким образом, официально регистрируемый уровень безработицы в нашей стране весьма низок, однако углубленный анализ этого явления позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, менее чем 1%-й уровень безработицы не сообразуется с общепринятым естественным уровнем в 5-6%. [2]. Объяснить такое положение вещей можно двумя причинами. С одной стороны, оно связано с целенаправленным сохранением трудовых коллективов, вытекающим из перспектив посткризисного расширения производства, диктуемым как экономической целесообразностью, так и административными решениями, предопределяемыми необходимостью реализации сильной социальной политики государства; с другой - с неточностями официального учета значительной части структурно и фрикционно-безработных. Во-вторых, недостаточное внимание к проблеме скрытой безработицы в условиях кризисных явлений в мировой экономике и неизбежной либерализации экономических отношений в стране может в дальнейшем привести к дисбалансу на рынке труда.

В качестве решения проблемы скрытой безработицы можно рассматривать активное развитие малого предпринимательства, поскольку именно оно в состоянии аккумулировать человеческий и социальный капитал в необходимых нишах экономики, обеспечивать стабильный доход его носителям и препятствовать ее переходу в открытые формы, а также оттоку из страны квалифицированной рабочей силы.

2.3 Социально-экономические последствия безработицы

Безработица несет с собой многие негативные последствия.

Безработица - это материальный крах и психологическая катастрофа для человека. Как показывают социологические исследования, психологический стресс, связанный с потерей работы, сопоставим со стрессом вызванным смертью ближайшего родственника или заключением в тюрьму.

Безработица ведет к бездеятельности и потере квалификации, снижению моральных устоев, деградации личности, росту преступности, алкоголизму, наркомании. Безработные чувствуют себя выброшенными из привычного жизненного ритма. Среди них выше заболеваемость и смертность, велика доля самоубийств. Симптомы депрессии и агрессивности отмечаются почти у каждого второго безработного. Особенно болезненно безработица влияет на молодежь, приводя, кроме названного, к отклонениям в поведении, депрессии, утрате жизненных ориентиров.

Можно говорить о прямой зависимости между ростом безработицы и масштабами девиантного поведения людей. Так, исследования показали, что при росте безработицы на 1% численность самоубийств увеличивается в среднем на 4%, число заключенных - на 5%, преступность - на 7-8%. [2].

Несомненно, что отсутствие работы, дающей постоянный источник средств к существованию, может подтолкнуть безработного к совершению правонарушений корыстной направленности, компенсирующих в какой-то мере нежелание или неумение получать легальный доход.

Исследования показывают, что именно с безработицей связано распространение ряда инфекционных заболеваний, увеличение числа бомжей, наркоманов, алкоголиков. В конечном итоге безработица приводит к деградации этой части трудоспособного населения.

Острота проблемы безработицы в Беларуси, как и в других странах СНГ, усиливается в связи с невысоким уровнем материальной обеспеченности семей, отсутствием достаточных сбережений, других источников дохода.

Снижение жизненного уровня и социальной стабильности, вызванные безработицей, относятся к наиболее значимым угрозам демографической безопасности. Не случайно для оценки социально-демографического положения стран используется индекс нищеты, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции.

При чрезмерной безработице возрастает необходимость усиления государственного регулирования рынка труда. Поскольку, с одной стороны, это угроза социально-демографической безопасности страны, а с другой стороны, встает проблема сохранения социальных гарантий. Не случайно мировая практика показывает, что только развитые страны способны содержать численность безработных на уровне 5-7% экономически активного населения без снижения социальных гарантий.

Кроме этого, в связи с отторжением от производства определенной части работников потенциально возможный выпуск продукции общество безвозвратно теряет. Отставание реального ВНП от потенциального его объема характеризует эти потери. Известный ученый А. Оукен вывел закон, названный его именем, согласно которому повышение фактического уровня безработицы над естественным на 1 % дает отставание объема ВНП на 2,5 % (рис. 2.1).

Рис.2.1. Кривая Оукена

Примечание: источник [10].

Современную рыночную экономику характеризует и такие явлении как сосуществование безработицы и вакансий (свободных рабочих мест). Это объясняется несовпадением уровня подготовки ищущих, работу и требований нанимателя, а также асимметрией информации на рынке труда.

Таким образом, как показывает исследование, проведенное во второй главе, безработица в Республике Беларусь в современных условиях выступает как устойчивое социально-экономическое явление и имеет слишком негативные социальные последствия, поэтому МОТ в своих документах рекомендует всем странам разрабатывать специальные программы по регулированию занятости и безработицы.

3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Особенности политики занятости в Республике Беларусь

В настоящих условиях развития нашей страны приоритетной задачей государства является разработка и осуществление такой политики занятости населения, которая сможет обеспечить социальную стабильность в обществе, повышение эффективности труда, смягчение последствий безработицы и приведение ее к естественному уровню. Реализация поставленной задачи возможна лишь путем совершенствования налоговой политики и других регулирующих механизмов.

В ближайшей перспективе (2006-2010 гг.) формирование трудового потенциала будет происходить под влиянием наметившейся тенденции к абсолютному сокращению численности населения трудоспособного возраста. Согласно прогнозу, численность трудовых ресурсов страны вследствие негативных демографических процессов уменьшится с 6193 тыс. чел. в 2005 г. до 6115 тыс. в 2010 г., или на 1,3 % . Количество занятых в производственной сфере экономики сократится с 1904 тыс. чел. в 2005 г. до 1715 тыс. в 2010 г., или на 10 %. При этом число работающих в промышленности уменьшится с 1064 до 965 тыс. чел. (на 9,3 %), в сельском хозяйстве - с 445 до 365 тыс. (на 18 %), в строительстве - с 326 до 320 тыс. чел. (1,8 %). [9].

В результате реализации комплекса мер, направленных на развитие социальной сферы и внедрение социальных стандартов, прежде всего в сельской местности, одновременно будет иметь место переориентация структуры занятости на социальные отрасли. По прогнозу, доля работающих в сфере услуг возрастет в 2010 г. до 59 % (против 53 % в 2003 г.). [9].

Анализ современного состояния занятости населения показывает, что рынок труда формируется под воздействием демографических факторов, зависит от развития и использования трудовых ресурсов и общего состояния экономики.

Основные проблемы занятости населения в дальнейшем будут связаны с формированием ее рациональной структуры, ускоренным развитием негосударственных форм и видов хозяйствования, межотраслевой и территориальной мобильностью рабочей силы, расширением системы подготовки и переподготовки кадров, отвечающей потребностям рыночной экономики. Реализация указанных мер создаст реальные предпосылки для повышения эффективности в использовании рабочей силы. В связи с вышеизложенным правительственными программами по реформированию производственной сферы предусматриваются, прежде всего, преобразование отраслей материального производства и сокращение численности работающих в них. В непроизводственной сфере будут созданы реальные условия для роста занятости за счет увеличения размера инвестиций, направленных на ее развитие, а также формирования разветвленной сети малых предприятий по обслуживанию населения.

В 2006-2010 гг. особое значение приобретает решение проблемы занятости, связанной с развитием рыночных инфраструктур, более широкое распространение получит предпринимательская деятельность граждан. В период экономического роста частный сектор может стать одним из основных позитивных регуляторов уровня занятости в стране.

С учетом сложившейся в сфере занятости населения ситуации для Республики Беларусь наиболее приемлем активный подход к ее регулированию. В то же время активная политика должна не ограничиваться лишь административными мерами воздействия, а базироваться на оптимальном сочетании организационных, экономических и административных мер, что будет способствовать достижению основной цели государства в области трудовых отношений - обеспечению полной и эффективной занятости населения.

Основные задачи, стоящие перед государством в области занятости, заключаются в следующем:

- обеспечение эффективной занятости населения в результате сокращения избыточной рабочей силы и при повышении производительности труда;

сохранение и развитие кадрового потенциала белорусской экономики посредством повышения квалификации рабочих и служащих, опережающего переобучения персонала при реструктуризации предприятий;

совершенствование структуры занятости населения путем создания новых рабочих мест и свободного перемещения рабочей силы по отраслям и территориям;

- содействие развитию самозанятости и малого предпринимательства в сфере производства на базе реконструируемых предприятий;

повышение конкурентоспособности рабочей силы посредством создания системы непрерывного образования, профессионального обучения и переподготовки кадров в соответствии с потребностями структурной перестройки производства;

содействие внешней трудовой миграции населения;

- расширение масштабов обучения безработных с учетом конкретных потребностей нанимателей и гарантией последующего трудоустройства;

- обеспечение государственных гарантий занятости и эффективной системы помощи в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

снижение уровня молодежной и длительной безработицы и др.

Политика занятости будет ориентирована на повышение эффективности труда, ускорение прогрессивных сдвигов в данной сфере, формирование категорий активных и конкурентоспособных работников, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

3.2 Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы

занятость безработица отраслевой население

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы утверждается Советом Министров Республики Беларусь. В ней определены основные прогнозные показатели: уровень безработицы, численность занятых, создание рабочих мест. При этом одной из важнейших целей программы является повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

Основные задачи программы можно охарактеризовать следующими показателями:

• увеличение численности занятых в экономике к концу 2009 года до 4 650 тыс. человек, к концу 2010 года - до 4 740 тыс. человек; [18].

• обеспечение уровня регистрируемой безработицы на конец 2009 года в пределах 1,1-1,2%, а к концу 2010 года -в пределах 1,2-1,5% от численности экономически активного населения; [18].

• повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

• снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы;

•содействие трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

• обеспечение занятости населения в малых городах и районах, а также районах с устойчиво высоким уровнем безработицы в сельской местности;

• обеспечение государственных социальных гарантий в виде выплаты пособий по безработице, компенсационных выплат, оказания материальной помощи.

Учитывая ухудшение ситуации с использованием рабочего времени на производстве, которая служит потенциальным источником роста безработицы, коллегией Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 апреля 2009 г. одобрены дополнительные мероприятия по обеспечению занятости населения в условиях экономического кризиса. Основными из них являются:

• Указом Президента Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения» работникам предприятий, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными с выплатой им вознаграждений из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, направляемых на мероприятия по обеспечению занятости населения. В рамках реализации названного Указа во всех управлениях по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов создана информационная база данных об объектах общественных работ, о сезонных и временных работах, местонахождении и видах работ для организации временной занятости работников, находящихся в вынужденных отпусках. Данными сведениями могут воспользоваться как наниматели, так и работники. Информация о видах временных работ, объемах и условиях проведения, способах доставки к месту работы постоянно размещается на информационных табло предприятий, отправляющих своих работников в вынужденные отпуска, стендах органов по труду, занятости и социальной защите, а также в средствах массовой информации;

• постоянно актуализируется информация о наличии свободных рабочих мест, в т.ч. временного характера, для организации общественных работ. Создана и функционирует автоматизированная информационная система «Общереспубликанский банк вакансий» на сайте Министерства труда и социальной защиты, обеспечен свободный доступ к ней гражданам, желающим трудоустроиться, в т.ч. временно, либо поменять место работы;

• проводится организационно-практическая работа по опережающему обучению работников, находящихся под риском увольнения, и компенсации расходов нанимателей за обучение органами по труду, занятости и социальной защите;

• увеличен размер субсидии, предоставляемой безработным, организующим предпринимательскую деятельность в сельских населенных пунктах, в малых городах, включенных в программу, с 11- до 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума. Одновременно предоставлена возможность оказания финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты в виде субсидии безработным, организующим частное унитарное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство;

• повышен размер денежных средств, выплачиваемых каждому переселяющемуся безработному из города в сельскую местность, с 5- до 7-кратной величины бюджета прожиточного минимума;

• увеличена продолжительность «Молодежной практики» (с 6 до 12 месяцев) для безработных, проживающих в сельской местности и малых городах, включенных в программу, а также предусмотрена компенсация нанимателям, организующим «Молодежную практику», затрат по оплате труда в размере минимальной заработной платы и затрат по уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты;

• активизирована работа по повышению уровня информированности работников о правах и гарантиях, предусмотренных законодательством о труде, в случае их высвобождения (о возможности участия в оплачиваемых общественных работах граждан, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, и др., а также нанимателей о создании рабочих мест, организации опережающего обучения работников и т.д.);

• внесены изменения в программу содействия занятости населения (постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2009 г. № 891 и от 31 октября 2009 г. № 1419) в части:

увеличения (в 1,2 раза) задания по созданию рабочих мест в малых городах, а также в целом по республике (на 2,5 тыс.); [18].

перераспределения финансовых средств на реализацию активных мер политики занятости (увеличение объемов финансирования на: организацию переселения семей безработных с увеличением задания по переселению; компенсацию затрат нанимателей на приобретение спецоборудования для рабочих мест инвалидов; организацию оплачиваемых общественных работ и профессионального обучения безработных). Перечисленные выше меры также способствует сдерживанию роста безработицы в социально допустимых пределах.

В настоящее время остается проблема обеспечения занятости населения в малых городах. Несмотря на устойчивую тенденцию к снижению безработицы как в целом по республике, так и в малых городах, анализ состояния рынка труда малых городов по таким основным критериям, как уровень и динамика напряженности на рынке труда городского поселения и районов, в которых расположено соответствующее городское поселение(отношение количества зарегистрированных безработных к количеству имеющихся вакансий), динамика уровня безработицы в городском поселении и соответствующем районе, численность безработных в городском поселении, уровень заработной платы, имеющиеся вакансии и прогнозируемый прирост численности занятого населения, свидетельствует о том, что наиболее сложная ситуация на рынке труда в 2010 году прогнозируется в 11 из 187 малых городов (г. Ганцевичи, Микашевичи, Поставы, Лепель, Василевичи, Сморгонь, Кировск, г.п. [18].

В целом к концу 2010 года в малых городах по областям прогнозируется уровень безработицы 1% от численности экономически активного населения малых городов.

В плане мероприятий на 2010 год по каждому включенному в мероприятия малому городу предусмотрен комплекс конкретных мер, разработанных с учетом специфики территорий и направленных на решение проблем занятости населения, повышение эффективности использования и развития трудового потенциала.

В малых городах будет создано 21,3 тыс. рабочих мест, прежде всего за счет открытия новых современных производств, ориентированных на местные ресурсы и потребности регионов, в т.ч. путем реализации важнейших инвестиционных проектов, развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. [18].

Планируемый комплекс мер позволит к концу 2010 года существенно повысить занятость населения городских поселений и снизить уровень безработицы в среднем по области до 1%.

В плане мероприятий также предусмотрены меры, способствующие сокращению оттока трудоспособного населения из сельской местности, повышению эффективности использования трудовых ресурсов, качества и уровня квалификации кадров, содействию в трудоустройстве граждан, в т.ч. работников, высвобождаемых в результате интенсификации сельскохозяйственного производства, обеспечению трудонедостаточных сельских регионов кадрами, а также их закреплению на местах, активизации территориальной мобильности сельского населения, вовлечению сельского населения в самостоятельную инициативную предпринимательскую деятельность. В 2010 году предусматриваются:

• создание 13,1 тыс. рабочих мест, в т.ч. 190 - с использованием бюджетных ссуд;

• оказание содействия в трудоустройстве 21,2 тыс. безработных;

• направление на обучение и повышение квалификации 3,8 тыс. безработных;

• оказание финансовой поддержки в виде субсидий 305 безработным для содействия в организации предпринимательской деятельности;

• организация временной занятости в виде оплачиваемых общественных работ для 42,5 тыс. безработных; [18].

• повышение уровня информированности сельского населения о состоянии рынка рабочей силы и государственных гарантиях обеспечения занятости. В целях снижения дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделено вопросам организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям. Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров будет осуществляться с учетом потребности нанимателей и требований производства. На профессиональное обучение будут направлены 26,3 тыс. безработных, из них не менее 45% - по заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. При этом будет обеспечиваться первоочередное направление на профессиональное обучение безработных в возрасте до 18 лет (не менее 80% от числа зарегистрированных). [2].

Особое внимание уделено организации трудовой занятости целевых групп населения, при этом для каждой конкретной группы граждан предусмотрены меры, наиболее оправдавшие себя на практике.

Осуществление мер по содействию занятости целевых групп граждан будет обеспечиваться путем:

• установления нанимателям брони приема на работу 25,6 тыс. граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в т.ч. 6,1 тыс. - молодежи в возрасте до 21 года, 1,9 тыс. - инвалидов, 2,6 тыс. -граждан, освобожденных из мест лишения свободы; [18].

• первоочередного трудоустройства инвалидов, женщин, длительно неработающих безработных на созданные нанимателями рабочие места с использованием бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты;

• усиления взаимодействия органов по труду, занятости и социальной защите и учреждений уголовно-исполнительной системы МВД по содействию в трудоустройстве граждан, подлежащих освобождению из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также компенсации данным учреждениям затрат на профессиональную подготовку лиц, привлекаемых к труду администрацией этих учреждений в период их пребывания и не имеющих профессии. Учитывая, что молодежь выступает стратегическим ресурсом динамичного развития экономики, будет совершенствоваться система профессиональной ориентации (прежде всего в школьной среде), направленной на повышение престижа рабочих профессий, трудоустройства молодежи, профессионального обучения и квалификации. С целью получения молодежью навыков практического опыта работы 1,7 тыс. выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите, будут трудоустроены на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» с частичной компенсацией нанимателям затрат по оплате их труда.

Временной занятостью в свободное от учебы время в течение года будут обеспечены 24,1 тыс. человек из числа учащейся и студенческой молодежи.

Для трудоустройства инвалидов запланированы: установление нанимателям брони приема на работу в количестве 1,9 тыс. человек, организация адаптации к трудовой деятельности для 452 безработных из числа инвалидов на рабочих местах с частичной компенсацией нанимателям затрат по оплате их труда и проведение других мероприятий, направленных на адаптацию безработных инвалидов, а также финансирование и компенсация затрат нанимателей по заявкам общественных объединений инвалидов на создание 217 рабочих мест для инвалидов в общей сумме 5,8 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем в 2009 году. [18].

Продолжится работа по трудоустройству родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите. С этой целью нанимателям установлена броня для приема на работу 7,6 тыс. граждан данной категории.

Повышению эффективности работы органов государственной службы занятости населения будет способствовать дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам обеспечения занятости населения.

Продолжится работа по развитию единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости населения и обеспечению информационно-технологической поддержки на всех уровнях ее функционирования в соответствии с основными направлениями деятельности органов государственной службы занятости населения, по обеспечению функционирования автоматизированной информационной системы «Общереспубликанский банк вакансий» в сети Интернет, развитию корпоративной сети передачи данных на базе существующих в республике сетей передачи данных и каналов связи, развитию системы электронной почты, что в конечном итоге приведет к улучшению качества работы органов по труду, занятости и социальной защите, сокращению сроков трудоустройства безработных, обеспечению организации работы с населением по принципу «одного окна».

Как показывает исследование проведенное в третьей главе, приоритетной задачей государства является разработка и осуществление такой политики занятости населения, которая сможет обеспечить социальную стабильность в обществе, повышение эффективности труда, смягчение последствий безработицы и приведение ее к естественному уровню. Реализация поставленной задачи возможна лишь путем совершенствования налоговой политики и других регулирующих механизмов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило, приносящая доход. Как экономическая категория занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами, а также определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом.

. Безработица представляет собой особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно не занятой, избыточной. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

3. В Республике Беларуси безработица выступает как устойчивое социально-экономическое явление, на формирование которой оказывают влияние: 1) кризисный и конъюнктурный спад производства; 2) назревшие структурные сдвиги и необходимость закрытия технологически и экономически неэффективных видов производства; 3) сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффективных производств, переход от мягкой к жесткой финансовой политике и др.

. Безработица несет с собой многие негативные последствия: ведет к бездеятельности и потере квалификации, снижению моральных устоев, деградации личности, росту преступности, алкоголизму, наркомании. Безработные чувствуют себя выброшенными из привычного жизненного ритма.

. Анализ современного состояния занятости населения показывает, что рынок труда формируется под воздействием демографических факторов, зависит от развития и использования трудовых ресурсов и общего состояния экономики. Основные проблемы занятости населения в будущем связаны с формированием ее рациональной структуры, ускоренным развитием негосударственных форм и видов хозяйствования, межотраслевой и территориальной мобильностью рабочей силы, расширением системы подготовки и переподготовки кадров, отвечающей потребностям рыночной экономики.

. Политика занятости в Республике Беларусь ориентирована на повышение эффективности труда, ускорение прогрессивных сдвигов в данной сфере, формирование категорий активных и конкурентоспособных работников, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня. Основные задачи, стоящие перед государством в области занятости, заключаются в следующем: 1) обеспечение эффективной занятости населения в результате сокращения избыточной рабочей силы и при повышении производительности труда; 2) сохранение и развитие кадрового потенциала белорусской экономики посредством повышения квалификации рабочих и служащих, опережающего переобучения персонала при реструктуризации предприятий; 3) совершенствование структуры занятости населения путем создания новых рабочих мест и свободного перемещения рабочей силы по отраслям и территориям и др.

Таким образом, проведенный анализ состояния рынка труда, показывает, что наша страна является одним из лидеров в мире по уровню занятости населения. Вместе с тем, дальнейшее сокращение безработицы, нецелесообразно, поскольку сокращает резерв рабочей силы, снижает стимулы развития производства, усиливает инфляцию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Базылев Н.И. Макроэкономика: Учебное пособие. - Мн.: Современная школа, 2007. - 288с.

2.       Белорусский экономический журнал № 4. Гл. редактор В. Н. Шимов. - Мн. , 2009.

.        Бугаян И.Р. Макроэкономика: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. - 352с.

.        Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: «Дело и сервис», 2000. - 512с.

.        Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПБ. - Питер, 2006. - 544с.

.        Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. - Санкт-Петербург изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1997. - 719с.

.        Головачев А.С. Макроэкономика: 2-е стер. издание. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 256с.

.        Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Академия народного хозяйства при правительстве РФ. - М: «Дело», 2002. - 472с.

.        Ивашутин А.Л. Макроэкономика: Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2008.- 340с.

.        Лемешевский И.М. Макроэкономика: Социально-экономический аспект.- Мн.: «ФУ Аинформ», 2007.- 544с.

.        Макроэкономика: социально ориентированный подход /Под ред. проф. Э.А. Лутохиной. - Мн.: «ИВЦ Минфина», 2005.- 400с.

.        Макроэкономика / Под ред. канд. экон. наук, доцента Л.П. Зеньковой. - Мн.: ООО «Новое знание», 2002.- 244с.

.        Макроэкономика /Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2000.- 212с.

.        Макроэкономика: Учебник /Под общей ред. профессора, д. э. наук А.В. Сидоровича. - М.: «ДИС», 1997.- 416с.

.        Макроэкономика: Учебное пособие /А.В. Бондарь - 2-е изд. Мн.: БГЭУ, 2009.- 415с.

.        Макроэкономика: Учебное пособие /Под ред. док. эк. наук, профессора М.И. Плотницкого. - М.: ООО «Новое знание», 2004.- 462с.

.        Макроэкономика : социально ориентированный подход /Под ред. проф. Э.А. Лутохиной. - Мн.: «Тесей», 2003.- 320с.

.        Труд и заработная плата: производственно-практический журнал №12, 2009.

Похожие работы на - Занятость и безработица. Национальные программы занятости

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!