Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    83,83 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Происхождение государства. Многообразие теорий. Определение и признаки государства

.1 Предыстория: первобытнообщинный строй. Предпосылки возникновения государства

. Происхождение и сущность государства

.1 Концепции происхождения государства

.2 Признаки и сущность государства

.3 Функции государства

.4 Структура и формы государства

. Исторические типы государства

.1 Типы государств согласно формационной теории

.1.1 Рабовладельческое государство

.1.2 Феодальное государство

.1.3 Буржуазное государство

.1.4 Социалистическое государство

.1.5 Переходное государство

.2 Типы государств согласно цивилизационной теории и современная теория государства

.2.1 Место государства в первичной цивилизации

.2.2 Место государства во вторичной цивилизации

.2.3 Современная теория государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Государство с самого момента своего появления и до сегодняшних дней является одним из важнейших элементов жизни и деятельности общества. Теория государства и права не изучает социальной и экономической организации народа, оставляя изучение этих явлений другим наукам - политической экономии, социологии и социальному учению о государстве. Государственно-правовой науке в целом, и теории государства и права в частности, интересна исключительно правовая, а не экономическая и социальная, организация народа. Всякое государство необходимо состоит из трех составных частей (элементов): из народа, территории, которую он занимает, и органов власти. Эти три составные части связаны неразрывным единством в государстве как целом.

Правовое государство есть, прежде всего, организация общества. Общество, народ есть основной элемент всякого правового государства, одинаково как республики, так и конституционной монархии. Поэтому существенным неотъемлемым признаком правового государства является народное представительство. Тем не менее, два остальных элемента всякого государства - территория и власть также необходимо присущи правовому государству. Именно эти элементы способствуют тому, что государство является не бесформенной массой народа, а организованным народом.

Отсюда следует, что верное определение государства должно не только заключать в себе все элементы, из которых состоит определяемое понятие, но и давать их синтез, иными словами, представлять их в необходимом единстве. Таким образом, государство есть правовая организация оседлого на известной территории народа, находящая свое завершение в органах государственной власти.

Это определение, вырабатываемое государственным правом, не включает общественных явлений в строгом смысле слова. Оно выделяет их в особую группу, предполагая, что общество, или народ, как экономически и социально организованное целое составляет лишь материальную основу государства в правовом смысле. Я считаю это в корне неверным и предлагаю считать за правильное такое определение государства, которое включает в себя и социальную организацию народа. С этой точки зрения, государство есть оседлый на определенной территории народ, объединенный известной степенью социальной солидарности и обладающий организованной властью. Необходимо отметить, что второе определение не противоречит первому и не исключает его, оно только шире его.

Государство в свое время явилось продуктом общественного развития, синтезом происходивших в обществе процессов и явлений. Его появление стало неизбежным и необходимым для человечества, которое стремилось жить и развиваться. И на сегодняшний день нет в мире более сложного, многогранного и интересного явления, нежели государство. Интересными, сложными и многогранными являются также его взаимодействие с обществом, его роль в жизнедеятельности и развитии общества в целом, каждого человека, как представителя, единицы общества, в отдельности.

На заре своего становления, во времена античности, государство охватывало все без исключения стороны человеческой жизни. Человек в те времена полностью поглощался государством, был, прежде всего, гражданином государства, в большинстве случаев всецело принадлежал государству и государю, не имея практически никаких прав, неся исключительно повинности.

Времена менялись, развивалось и совершенствовалось государство, его структура, формы, назначение, функции. Человек, как личность, в государстве приобретал все большую свободу и значимость, помимо обязанностей появлялись и развивались права и свободы, появлялись и развивались отличные от государственных формы объединения людей (профессиональные союзы и организации, общественные, политические и религиозные объединения, союзы взаимопомощи и т.д.). Однако на сегодняшний день человек для регулирования собственной жизни и деятельности, для регулирования общественной жизни не смог придумать ничего более совершенного, нежели институт государства. На сегодняшний день, несмотря на присутствие огромного количества различных форм объединения людей, именно государство, так или иначе, касается практически всех сфер жизни современного человека и общества. Таким образом, можно сказать, что среди разнообразных форм человеческого общения главенствующее значение принадлежит государству, а государственная деятельность есть главный творец истории человечества.

Изучая какое бы то ни было явление общественности, мы постоянно сталкиваемся с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на указанные вопросы, необходимо понять, что есть государство, какова его природа, сущность и назначение, рассмотреть основные признаки и функции государства.

Актуальность данной темы заключается также в том, что государство - живой организм, оно имеет свойство постоянно развиваться и совершенствоваться, поэтому, как бы оно ни был изучено в данный момент времени, работа исследователям государства будет находиться до тех пор, пока государство, как таковое, существует.

Предметом данной работы является изучение государства, как политической, структурной и территориальной организации общества.

Цель исследования - рассмотрение вопроса о природе государства посредством исследования различных теорий происхождения государства, раскрытия его основных признаков, его сущности и назначения. Кроме того, для правильного понимания изучаемого вопроса будут исследованы типы и формы государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· изучить многообразие теорий происхождения государства;

· раскрыть основные признаки государства;

· раскрыть сущность и назначение государства с различных подходов;

· изучить исторические типы и формы государства.

Вопрос о природе государства довольно широко изучен на страницах специальной литературы. Однако единого мнения среди исследователей относительно данного вопроса нет. Кроме того, государство постоянно развивается. По этим причинам необходимо постоянное изучение вопроса как с теоретической точки зрения, так и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.

Методологическую основу исследования составляют всеобщие методы (диалектический), общенаучные методы (системный, исторический) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный).

Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов как Лазарев В.В., Любашиц В.Я., Малько А.В., Матузов Н.И., Ленин В.И., Энгельс Ф., Венгеров А.Б., Алексеев С.С. и др.

Данная работа состоит из введения, основной части из трех глав, заключения и списка используемой литературы.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Для наилучшего понимания природы государства следует начинать с истории, а, точнее, предыстории государства, с вопроса о его происхождении. Всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или, может, он появился на определенном этапе становления общества? Как была организована жизнь общества до его появления или общество и государство - единое целое и появились одновременно? Именно такой, исторический, подход позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные черты, сущность, отличия от предыдущих организационных форм жизни общества. Освещение вопроса о происхождении государства следует начать с характеристики сторон жизни первобытного общества, как общества, предшествующего появлению государства, более того, как общества, результатом деятельности которого и стало появление государства.

.1 ПРЕДЫСТОРИЯ: ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. Если в XIX - начале XX века историческое знание об общественном развитии человечества охватывало лишь период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого, определялось как предыстория, то теперь, в веке XXI, существует вполне достоверные исторические факты существования человеческого общества уже 10-12 тысяч лет. Здесь, прежде всего, необходимо выделить знания, характеризующие развитие первобытного общества, обратить внимание на периодизацию первобытной истории. Общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные периоды.

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон <#"511832.files/image001.gif">

Одним из оснований для классификации функции государства, как можно увидеть из приведенной таблицы, является значение, исходя из которого функции государства принято делить на основные и неосновные. Такое деление весьма условно. Это связано с тем, что критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, однако это не исключает возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Именно эти направления в какие-то конкретные промежутки времени становятся для государства основными.

Еще одним основанием для деления функций государства является деление применительно к сфере осуществления. Согласно этому критерию различают внутренние и внешние функции. Именно на них я остановлюсь немного подробнее.

К внутренним функциям государства относятся основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Помимо этого, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды.

Итак, к основным внутренним функциям государства относятся:

. Экономическая функция, которая выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ.

Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Экономическая функция государства, таким образом, в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов.

Кроме того, в любом современном государстве существует также государственный сектор экономики (государственные предприятия, учреждения, заведения), где само государство выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг, и, соответственно, непосредственно руководит хозяйственной деятельностью таких предприятий. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

. Социальная функция государства призвана обеспечивать социальную защиту личности в государстве, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

В современном правовом государстве помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями существует еще и распределение материальных благ. Социальная политика правового государства многоаспектна и обладает следующими характеристиками:

в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больные, инвалиды, пожилые люди, студенты, дети), распределение социальных благ производится независимо от трудового вклада.

государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи, обеспечивая тем самым надлежащую реализацию прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и, если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. С другой стороны социальное регулирование по принципу уравниловки также не способно обеспечить прогресс общества. Поэтому только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

. Политическая функция государства обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны, как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

. Функция финансового контроля и налогообложения выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильным расходованием налогов.

Высший финансовый контроль над доходами и расходами принадлежит парламенту. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами для такого рода контроля обладают министерства финансов. Помимо этого, специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможенные органы, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений, на обеспечение конституционных прав граждан. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

. Природоохранительная (экологическая) функция с учетом складывающейся на сегодняшний день экологической обстановки является жизненно важной функцией любого современного государства, мирового сообщества в целом. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями.

Именно поэтому во многих современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.

. Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр.

Внешние функции государства есть основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

. Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства. Данная функция имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.

. Дипломатическая функция, которая способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения - это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

. Функция по поддержанию мирового правопорядка. Данная функция заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

. Внешнеэкономическая функция, связанная с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

. Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире будет эффективной только в том случае, если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

.3 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. ЕГО СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Сущность - «внутреннее содержание, свойства кого/чего-н., открываемые, познаваемые в явлениях». Сущность государства - это качественная характеристика государства, которая определяет его роль и назначение в обществе, его содержание, цели, функционирование. Раскрыть сущность государства, значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием.

При рассмотрении сущности государства необходимо учитывать два аспекта:

) любое государство есть организация политической власти общества (формальная сторона);

) второй аспект заключается в том, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, иными словами, главным в сущности государства является то, чьи интересы, прежде всего, данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство определяется, как организация политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, Согласно данному подходу государство для достижения указанных интересов употребляет преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.

Преимуществами данного подхода по сравнению с подходом классовым являются:

1.       Этот подход основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;

2.       Он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;

.        Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей;

Несмотря на противоположность вышеуказанных подходов к сущности государства, они тем не менее не исключают друг друга. Отсюда можно сделать вывод: любое государство обладает двойственной сущностью, ибо в нем присутствуют и черты классовости, то есть стремления правящих сил, интересы которых они представляют (иначе не было бы ожесточенной борьбы за власть в любом обществе), и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение государства и другие. Очевидно, что у демократически устроенного государства буду преобладать черты общесоциальности, у тоталитарного государства - черты классовости.

Наряду с двумя основными также имеют место быть религиозный, национальный и расовый подходы к сущности государства. В рамках указанных подходов в политике каждого конкретного государства будут доминировать соответственно религиозные, национальные, расовые интересы.

В рамках религиозного подхода государство рассматривается как организация политической власти, руководствующаяся в своей политике осуществлением интересов определенной религии. К таким государствам относятся, например, католический Ватикан, исламские - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации, ущемляя при этом интересы других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности - и это подтверждено международными организациями и комиссиями - проводят политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Если говорить о Латвии и Эстонии, то здесь речь идет, прежде всего, об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет ущемления интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.

С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства. Ведь государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства, а также его функций. Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

В идеале назначение государства - служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек - высшая из всех ценностей мира. В действительности же отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку - не простая задача.

В разные исторические эпохи неоднократно предпринимались попытки определить социальное назначение государства. По мнению Платона и Аристотеля, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее нашел поддержку в мировоззренческих взглядах Гегеля (1770-1831). Сторонники договорной теории возникновения государства считали, что назначение государства состоит в необходимости добиться общего блага (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что назначение государства - поддерживать общую безопасность, по утверждению Ж.Ж. Руссо - общую свободу. Ф. Лассаль (1824-1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства - узаконивать угнетение одного класса другим, для чего и создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего марксистами признавались интересы господствующего класса.

Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе утвердились такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Все это способствует тому, что государство должно осуществлять общесоциальные функции, т.е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства оказывают серьезное влияние такие субъективные факторы, как, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

С изменением условий развития общества меняются и воззрения на назначение государства. Здесь необходимо, однако, отметить, что изменяются не только воззрения, изменяется и само назначение государства. Какие же изменения претерпело социальное назначение современного государства?

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство сегодня:

во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, принимаются на государственном уровне такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества.

во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др.

в-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, компромиссам, разумной договоренности с другими государствами.

Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВ

В начале этой главы я попробую дать определение таким понятиям, как исторический тип и форма государства.

Согласно толковому словарю Ушакова типология есть «взаимоотношения между разными типами каких-нибудь явлений или предметов, представленные в научной системе». Иными словами, типология - это учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Следовательно, тип (исторический тип) государства - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества. А типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Для того чтобы определить такое понятие, как форма, снова обратимся к словарю Ушакова. Итак, по Ушакову «форма - вид, устройство, тип; структура, конструкция чего-либо, характер которой обусловлен содержанием». Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства. Кроме того, форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

3.1 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

До недавнего времени в России формационный подход признавался в качестве единственно верного и научного, поскольку отражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис, т.е. тип производственных отношений, является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который предопределяет и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

При определении типа государства и права согласно данному подходу необходимо ответить на три вопроса: какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство; орудием какого класса оно является; каково социальное назначение данного государства?

В зависимости от типов экономического базиса согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно. В процессе таких изменений каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Первые три типа государств по Марксу охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Такое государство проходит различные стадии развития: от капиталистического и монополистическое до индустриального и постиндустриального.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Оно - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

К достоинствам формационной типологии относится следующее:

) сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество, не лишена исторических оснований;

) эта теория показывает естественноисторический характер развития государства, т.к источник развития государств, по мнению представителей данной теории, а заключен в самом обществе, а не вне его.

Однако при этом данная теория, во-первых, во многом однобока, упрощена, характеризуется излишней схематичностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; во-вторых, здесь недооцениваются, можно даже сказать, совершенно не учитываются, духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный подход.

В основе данного подхода лежат как раз духовные признаки, которых столь не хватает формационному подходу - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представителями цивилизационного подхода являются английский историк А. Тойнби (XX в.) - основоположник данного подхода; русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин; немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. По мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от указанных признаков А. Тойнби выделил 26 цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

К достоинствам цивилизационной типологии следует отнести, во-первых, то, что в ней духовные факторы в тех или иных конкретно-исторических условиях определены как существенные (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства). Во-вторых, в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки состоят в следующем:

) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

На сегодняшний день существуют и иные классификации государств. Например, государства подразделяются на демократические и недемократические, государства западной и восточной цивилизации.

Заслуживает внимания и классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом. Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и по сравнению с другими конфессиями занимает привилегированное положение. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее, слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

) церковь лишается своей экономической основы - собственности;

) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

) священнослужители и верующие репрессируются;

) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства.

3.2 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве. Категория же «форма государства» позволяет понять, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как, с помощью каких методов и приемов, осуществляется политическая власть.

От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Как уже упоминалось выше, форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Таким образом, для наиболее полной характеристики формы государства необходимо учитывать совокупность составных частей (элементов) этого понятия:

) форму правления, которая характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

) форму государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

.2.1 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

Форма государственного правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

·        организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

·        взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

·        компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

МОНАРХИЯ (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха) и является наследственной.

Признаки монархии:

) власть передается по наследству;

) осуществляется бессрочно;

) не зависит от волеизъявления населения.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Монархии бывают неограниченными, т.е. такими, в которых отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

В современной науке различают следующие виды монархической формы правления:

древневосточная (первая в истории человечества форма правления), которая существовала в Вавилоне, Индии, Древнем Египте;

древнеримская (Римская империя);

феодальная, которая в свою очередь включает в себя:

раннефеодальную (Древнерусское государство, монархия Меровингов); сословно-представительную (Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании); абсолютную, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия), монархии;

ограниченная, включающая в себя парламентарную (конституционную) и дуалистическую монархии. При этом дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходный вариант от абсолютной монархии к парламентарной. При парламентарной (конституционной) монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в конституционной монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.

РЕСПУБЛИКОЙ называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами - парламентом, президентом, избираемыми населением на определенный срок. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».

Признаки республики:

. Наличие высших выборных органов власти.

. Возможность участия граждан в управлении делами государства посредством выборов, референдумов и т.д.

. Разделение властей.

. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

. Высокий авторитет судебной власти.

. Ограниченность срока полномочий власти.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) эту роль выполняет президент; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

В современном мире существуют и нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имеет (Заир, Малави).

.2.2 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную и национальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства - территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных того или иного государства). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на:

унитарные (единые государственные образования);

федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.);

конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными, т.е. такие, в которых, как правило, отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - как Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

В последние десятилетия в мире возникает множество различных форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество, союз, автономия и др. к их числу относятся Европейский Союз, который ранее назывался Экономическим сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционировало в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло СНГ. Сегодня в Содружество Независимых Государств входит 12 членов - бывших союзных республик. Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

.2.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ

Для характеристики формы государства политический режим имеет важное значение как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

Под политическим (государственным) режимом принято понимать систему методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства определенного типа отражаются, прежде всего, на его режиме, а уже он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократи­чески-монархические, аристократические, олигархические ре­жимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-фео­дальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах - клерикально-фундаменталистский.

Однако известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам.

Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократия была хорошо известна в Античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. В европейском Средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например, Новгород, Венеция, Женева).

Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.

Демократические режимы могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

Своеобразным переходным режимом от демократии к антидемократии (и наоборот) является либеральный режим. Для либерального режима характерно отсутствие стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Однако при этом не используются насильственные методы решения той или иной проблемы.

Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

Антидемократические политические режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Антидемократические режимы подразделяются на: авторитарные, тоталитарные и военные.

Авторитарный режим - это власть одного человека или группы людей.

Авторитарный режим есть политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом.

Тоталитарный режим - крайняя форма авторитаризма. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д. Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии. Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом же деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Военный режим - политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.

Кроме того, между различными элементами формы государства существует определенная взаимосвязь.

Например, республиканская форма правления часто "тяготеет" к федеративному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.

Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы. Монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму.

.3 СООТНОШЕНИЕ ТИПА И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Поскольку данная тема является многоаспектной, то в своей работе я рассмотрю соотношение типа и формы государства с точки зрения формационного подхода к типологии государств и формы правления, как основного элемента, определяющего форму государства.

Итак, тип государства - это совокупность основных черт, свойственных государствам на определенной стадии их развития (общественно-экономической формации), а форма государства - это структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Именно от типа государства, в конечном счете, зависит характер формы правления. В государствах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством сильной централизованной власти, естественной формой правления является монархия; для обществ, основанных на рыночных отношениях между свободными, политически равными собственниками, характерна республиканская форма правления.

Вместе с тем, государства каждого исторического типа могут облекаться в различные формы. В рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. Однако необходимо отметить, что государства каждого данного типа могут воплощаться не в любые формы, т.к. существуют такие формы правления, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. К примеру, нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но при этом она зависит и от других факторов:

уровня экономического развития общества;

соотношения классовых сил;

международной обстановки;

национальных и культурных традиций;

географических, климатических и иных условий существования того или иного государства.

К примеру, для рабовладельческого типа были характерны и монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; Римская империя), и республики (аристократические, как Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например, Афинское государство); для феодального типа - монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа - Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия есть принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны исключительно буржуазному типу государства.

Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.

Следовательно, понятия тип и форма государства взаимосвязаны и соотносятся между собой как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание, т.е. тип государства. Однако при этом необходимо отметить, что и форма государства оказывает немалое влияние на существование и развитие типа государства, на процесс замены одного исторического типа государства другим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении исследования такого сложного и многогранного института, как государство, его месте и роли в создавшем его в свое время обществе подведем некоторые итоги.

Проблема возникновения государства остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая, археологическая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Наиболее распространенной точкой зрения по вопросу происхождения государства является та, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Как уже говорилось ранее, на определенной ступени развития первобытного общества возникает государство.

Государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, устанавливающая правовой порядок на определенной территории и обладающая аппаратом управления, принуждения и государственной казной.

Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения.

Одним из основных признаков государства является территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего общества в границах государства. Соответственно, исходя из данного признака, можно говорить о государстве как о территориальной организации проживающего в рамках данного государства общества.

Очень важен для понимания государства вопрос о его сущности и социальном назначении. Главным в сущности государства является то, что это организационная форма общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах. Социальное назначение государства определяется его сущностью. Какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства. Познать природу государства - значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм бытия, как самостоятельный и целостный социальный институт.

Сущность каждого конкретного государства, его природа и социальное назначение проявляется в его функциях. Функциями государства являются основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Рассмотрено социальное назначение государства. Государство - это политическая часть общества, его элемент. Оно занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. При этом важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития является характер взаимоотношений государства и личности.

Сущность же и назначение государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления и интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса).

Социальное назначение государства заключается также в том, что это организация политической власти, призванная представлять интересы народа.

Дальнейший анализ государства связан с выделением возможных форм государства: формы государственного правления; формы государственного устройства; политического режима.

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государства, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Что касается соотношения исторического типа и формы государства, то можно сказать следующее. Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Нет четкого соотношения между типом и формой государства:

С одной стороны в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти.

С другой стороны - государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.

И последнее. На основании того, что государству для осуществления своих целей и задач необходимо иметь определенную структуру и деление, можно говорить также о том, что государство ко всему прочему является еще и структурной организацией общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Теория государства и права: Курс лекций // Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М.: Юристъ, 2004.

. Венгеров А.Б. Теория государства и права // А.Б. Венгеров. - М.: Юристъ, 2006.

. Общая теория права и государства. // Учебник под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2001

. Любашиц В.Я. Теория государства и права. Учебник для вузов // В.Я. Любашиц. - Ростов - н/Д: Феникс, 2002

. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы // М.: Норма, 1999.

. Теория государства и права // Под редакцией Алексеева С.С., Архипова С.И. - М.: Норма,2005.

. Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» // К. Маркс, Ф.Энгельс; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986.

. Недбайло П.Е. «Предмет марксистско-ленинской теории государства и права» // П.Е. Недбайло.//Правоведение. - 1968. - № 3. - С. 23 - 32

. К. Маркс, Ф.Энгельс. «Манифест коммунистической партии» // К. Маркс, Ф.Энгельс Собрание сочинений. Изд. 2, тома 1-39 (из 50-ти)// Изд. политической литературы, М.: 1955-1981

. Ленин В.И. «Государство и революция» // Полное собрание сочинений. Т.33 - 5-е изд. М.: Издательство политической литературы, 1967.

. Ленин В.И. «О государстве». // Полное собрание сочинений. Т.39 - 5-е изд. М.: Издательство политической литературы, 1967.

. Чичерин Б. Вопросы политики. // М., 1903. С. 83

. Конституция Российской Федерации 1993 г.

. Еллинек Г. «Общее учение о государстве. Право современного государства», Т. 1 // Под ред. С.И. Гессена - 2-е изд., испр. и доп. - С-Пб.: Изд-е Н.К. Мартынова, 1908.

. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д.Н. Ушакова - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.

. Тойнби А.Дж. «Постижение истории», М, 1991.

. Морган Л.Г. «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации».// Л., 1933

. Г.Е. Марков «Первобытное общество. Учебное пособие» // М.: Издательство Исторического факультета Московского университета. 2009

. http://www. e-brokhauz.ru - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, статья о Р. фон Моле

21. <http://www.asf.ru> - Дубнинская Т.И. «Цивилизации востока и запада в древности от появления первобытного человека до образования древнейших государств».

Похожие работы на - Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!