Развитие навыков групповой самоорганизации у младших школьников при работе над проектом по технологии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,27 Mb
  • Опубликовано:
    2011-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие навыков групповой самоорганизации у младших школьников при работе над проектом по технологии

Краевое государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рубцовский педагогический колледж»









Курсовая работа

Развитие навыков групповой самоорганизации у младших школьников при работе над проектом по технологии












Рубцовск 2010

Введение

Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

В современных условиях с учетом новых требований к выпускнику начальной школы, основанных на самостоятельности и активности учащихся в процессе получения знаний, возникла необходимость определения еще одного умения - самоорганизации школьников.

Таким образом, цель нашего исследования - изучить возможности проектной деятельности в обучении технологии в развитии навыков групповой самоорганизации при работе над проектом по технологии.

Объект исследования - процесс формирования навыков самоорганизации при работе над проектом по технологии.

Предмет исследования - формирование навыков групповой самоорганизации в процессе работы над проектом «Кукольный театр».

Гипотеза: если в обучении технологии использовать метод проектов, то у учащихся должны формироваться навыки групповой самоорганизации.

Исходя из поставленной проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы исследования, были определены следующие задачи исследования:

1.       Определить содержание базовых понятий исследования:

a.                   «Групповые технологии»;

b.      «Метод проектов»;

c.                 «Кукольный театр» на основе анализа психолого-педагогической литературы;

2.       Разработать проект по технологии «Кукольный театр»;

3.       Изучить научно-методическую литературу, опыт учителей по данной проблеме: «Формирование групповой самоорганизации в преподавании технологии».

Основными методами исследования являются: теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования.

Глава 1. Теоретические основы организации групповой работы в преподавании технологии, проблемы организации групповой работы

.1 Групповая работа как педагогическая технология

По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:

классно урочную организацию;

лекционно-семинарскую систему

формы дифференциации учебного процесса;

дидактические игры;

бригадно-лабораторный метод;

метод проектов;

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

) Работа в статичных парах.

) Групповая работа (на принципах дифференциации).

) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1)      Подготовка к выполнению группового задания.

а)       Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б)      Инструктаж о последовательности работы.

в)      Раздача дидактического материала по группам.

2)      Групповая работа.

а)       Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б)      Распределение заданий внутри группы.

в)      Индивидуальное выполнение задания.

г)       Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д)      Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). «) Подведение итогов группового задания.

3)      Заключительная часть.

а)       Сообщение о результатах работы в группах.

б)      Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в)      Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Разновидности групповых технологий

Групповой опрос.

Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Общественный смотр знаний

В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.

Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.

Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.

Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.

После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.

Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).

Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.

Учебная встреча

Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).

Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.

Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.

Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

Я критикую идеи, а не людей.

Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Нетрадиционные уроки

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

1.2 Самоорганизация младших школьников как педагогическая проблема

В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: «самопознание», «самоуправление», «самоорганизация», «самореализация», «самодеятельность», «самоконтроль», «самооценка», «самовнушение», «саморазвитие».

В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в практической деятельности.

Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

Ведущей задачей в начальной школе является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности, самоорганизации. В связи с этим уже в первом классе необходимо закладывать основу для умения учиться.

Младшие школьники учатся самоорганизации в деятельности - осваивают структуру деятельности и учатся управлять собой, овладевая учебными действиями в ходе решения учебной задачи.

Умения управлять собой активно развиваются у ребёнка дошкольного возраста в процессе участия в сюжетной игре, в которой формируется воображение и умение исполнять роль.

Поступление в школу позволяет ребёнку перейти к выполнению учебной деятельности, которая предполагает овладение очень сложными для ребёнка умениями: ребёнок должен освоить структуру деятельности, научиться понимать и ставить цели, организовывать свои действия соответственно имеющейся цели, фиксировать и оценивать результат деятельности в процессе решения учебных задач.

В педагогике хорошо известны исследования Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и других учёных, создавших не только теоретическую концепцию развивающего обучения, но и применивших результаты исследований в школьной практике. Исследователи развивающего обучения планируют учебную деятельность таким образом, чтобы, решая учебную задачу, учащиеся не только овладевали соответствующими знаниями и умениями, но развивали свои личностные качества, направленные на «умение учиться».

Младший школьник обучается управлять своей деятельностью первоначально вместе с другими и с помощью учителя, ученики поддерживают друг друга в принятии и решении задач, проводят диалоги и дискуссии о выборе лучшего пути поиска. Постепенно самоорганизацию в ходе решения учебной задачи начинает самостоятельно осуществлять каждый ученик [8].

.3 Метод проектов в преподавании технологии

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной из целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXΙ века, предусматривающим прежде всего умение адоптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

Ø Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Ø  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Ø  Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

Ø  определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

Ø  выдвижение гипотез их решения;

Ø  обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

Ø  обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Ø  сбор, систематизация и анализ полученных данных;

Ø  подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Ø  выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, альманах, компьютерная газета). В ходе рения какой-то проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования; это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информационной средой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу - перевод обучающегося в режим

Н.Г. Черниголова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний».

Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

Ø самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Ø  учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

Ø  приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Ø  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

Ø  развивают системное мышление.

Таким образом, суть проектного метода состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты [3, 9].

Ø обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

Ø  находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

Ø  проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

Ø  овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;

Ø  осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

Ø  сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

В старших классах полной средней школы изучение «Технологии» должно быть направлено главным образом на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельностью, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся. С учетом профиля общеобразовательного учреждения (гимназия, колледж, технологическая школа и др.) проектная деятельность может иметь соответствующую предметную направленность». Лучше проектную деятельность начинать в начальных классах. Задача данного метода - стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую и парную деятельность. В работе лучше применять исследовательскую проектную деятельность, так как именно она ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. Кроме того, использование проектов даёт возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

ü даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

ü  обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

ü  воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

ü  предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

ü  является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

ü  позволяет проявить взаимопомощь.

Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества [3].

Анализируя эти слова, приходишь к выводу, что в полной мере овладеть вышеперечисленными умениями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. В проекте «Концепции структуры и содержания общего среднего образования» прямо сказано, что основу курса технологии составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

Глава 2. Кукольный театр и его значение

младший школьник метод проект

2.1 Из истории кукольных театров

Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глин, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами… Постепенно такие зрелища стали походить на театральные представления. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил шарманку. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьёт палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников - бродячих артистов была очень тяжёлой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актёр-кукловод снимал шапку и протягивал её зрителям. кто хотел бросал в эту шапку монеты.

В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку такие же длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинелло, в Германии - Касперле и Гансвурст, в Чехословакии - Кашпарек, в Турции - Карагёз.

В мире существует множество разновидностей кукольного театра. Например, сицилианский героический театр, сохранившийся со времён средневековья. На сцене всегда изображаются войны и драки. Кукловоды, находящиеся сзади сцены, размахивают куклами, держа их за палками. Куклы с шумом и треском ударяют друг о друга, «убитые» в сражении падают. За всех кукол говорит один человек страшным, хриплым голосом.

В Китае, Корее, Японии, Индонезии, Индии издавна существует театр теней, где играют тени от плоских кукол, находящихся позади освещённого занавеса. В таких театрах чаще всего показывают религиозные и мифические истории.

Во Вьетнаме существует кукольный театр на воде, где куклы могут нырять и выныривать. Театр на воде возник когда-то в Древнем Китае, и изображали в нём водяных духов и богов, черепах и драконов. А во Вьетнаме теперь в таком театре представляет сценки из народной жизни.

Бывают куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае по улицам носят на палках пятнадцатиметрового дракона, сделанного из отдельных бамбуковых цилиндров. Он очень эффектно извивается, почти как живой. В Италии и в Южной Америке во время карнавалов можно увидеть огромные, до десяти метров высоты, надувные резиновые куклы.

В нашей стране государственные кукольные театры были созданы только после Октябрьской революции. В середине девяностых годов их насчитывалось 135, и играли они на 25 языках народов нашей страны. Самый большой кукольный театр в стране и в мире - Центральный театр кукол имени С.В. Образцова в Москве.

При театре существует музей, где собрано две тысячи кукол из пятидесяти городов и стран мира. На главном фасада театра огромные часы: напротив каждой цифры расположены домики, в которых живут куклы. Когда бьют часы, куклы выходят танцевать.

Существует всемирная организация кукольников УНИМА. Съезды, конференции фестивали этой организации проходят в Европе, в Америке, в Австралии[1, 12].

.2 Виды кукольных театров

Среди театров кукол различают три основных типа:. Театр верховых кукол управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах такого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не срываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

В таких театрах используются перчаточные куклы, тростевые куклы и куклы иных конструкций.

Перчаточная кукла называется так, потому что надевается на руку, как перчатка: голова - на указательный палец, ручки - на большой и средний пальцы. Управлять ей очень легко, так как человек прекрасно владеет движениями собственной руки и пальцев. Однако перчаточная кукла не может делать сложные движения руками, например положить руки на пояс, зато прекрасно может «держать» и «переносить» мелкие предметы, но обязательно обеими руками одновременно. По размеру она не может большой.

Тростевая кукла может быть и маленькой, и очень большой. Туловище её одето на палку, вставленную в голову, а руки управляются тростями-спицами, прикреплёнными к кукольным ладошкам. Переносить и брать такие предметы такой кукле очень трудно, зато она может «упереть руки в боки», почесать затылок или имитировать игру на балалайке, скрипке и тому подобное.. Театр низовых кукол, управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

Марионетка - кукла, которой управляются сверху с помощью нитей, прикреплённых к голове, плечам, рукам, ногам, спине и так далее. Это очень сложная система управления: иногда одной марионеткой управляют сразу два человека. Специальной устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых отходят нити, называется вага. В отличии от перчаточной и тростевой кукол, у которых нет ног, а если и есть, то они ими двигать не могут, марионетка очень хорошо может двигать и руками и ногами и прекрасно имитирует сложные движения: ходьбу, бег, танец, катание на коньках и так далее.. Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах кукловоды не видны зрителям, так как они находятся за специальным экраном, на который проецируются тени от плоских кукол. В качестве срединных кукол используются куклы-марионетки, управляемые кукол видимыми или невидимыми зрителям кукловодами [22].

.3 Значение кукольного театра для педагогической работы

В образовательной области «Технология» (трудовое обучение) использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.

Как отмечал С.Т. Шацкий, искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребёнка, переориентировать идеалы, ценности мотивы, изменить его поведение. Использование искусства в коррекционной работе, лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике получило название «арттетерапия». Участвуя в арттерапии - изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребёнок практически получает неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. Отсюда важный принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребёнка независимо от их содержания, формы, качества.

Наиболее важен сам процесс творчество - особенности поведения ребёнка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие задачи, сохранение её на протяжении творческой деятельности, спонтанные речевые высказывания, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с другими детьми. Наконец, более естественно возникают и развиваются такие важные качества ребёнка, как произвольность и саморегуляция, необходимые для достижения желаемой цели - создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и заслужить внимание взрослых.

К таким методам относится - куклотерапия. В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол (смотри приложение 3). По мере того как совершается взаимодействие ребёнка с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенными, а малообщительные, замкнутые - более открытыми и эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребёнок фактически отрабатывает механизм саморегуляции: в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.

Привлекательность сказки для коррекции недостатков личностного развития и поведения детей заключается в следующем:

В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждые ребёнок: необходимость выбора, взаимопомощь борьба добра со злом;

Главный герой сказки - образ собирательный, и ребёнок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится участником сказочных событий;

В сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребёнок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перевести в реальную жизнь.

2.4 Кукольный театр на уроках технологии в начальных классах

В программе Просняковой Т.Н. «Технология. Уроки мастерства» 3 класс (система Л.В. Занкова) есть темы, посвящённые кукольному театру: театральные гримёры и костюмеры, и настольный театр. На этих уроках реализуются следующие задачи: знакомство с приемами и средствами гримеров и костюмеров, с историей кукольного и настольного театров, изготовить настольный театр, научить создавать образы, расширять кругозор, развивать мелкую моторику рук и глазомер, воспитывать аккуратность и терпение, умение работать в коллективе.

В качестве примера рассмотрим конспект урока по теме «Театральные гримёры и костюмеры» [7, 10].

Цели, которые может поставить учитель:

1.       Познакомить историей кукольного и настольного театров, изготовить настольный театр;

2.       Расширять кругозор, развивать мелкую моторику рук и глазомер;

.        Воспитывать аккуратность и терпение;

Ход урока

I. Вводная часть.

1.Приветствие.

2.Организация рабочего места.

3.Правила техники безопасности.

II. Работа по теме.

Рассказ о кукольном театре.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы... Постепенно такие зрелища все больше и больше стали походить на театральные представления.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров - была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие же длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинелле, в Германии - Касперле и Гансвурст, в Чехословакии - Каштарек, в Турции - Карагёз.

В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение.

Одни из самых простых кукол называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Обычно головка куклы надевается на указательный палец, одна ручка - на средний, а другая - на большой. (Учитель показывает.) Петрушка относится к перчаточным куклам.

Существуют куклы, которые называют тростевыми. Такую куклу также держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволокой, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах одежде куклы. Тростевые куклы появились очень давно на Востоке - в Индокитае. В европейских кукольных театрах их стали использовать только в XX веке. Перчаточные и тростевые куклы называют еще «верховыми», потому что они всегда выше кукловода. Кукловода за ширмой не видно. Видно только куклу, которую он поднял над ширмой.

А есть такие куклы, которыми актер-кукловод управляет не снизу, а сверху. Он стоит на возвышении сзади и держит в руках вагу - специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых ходят нитки. Внизу нитки прикреплены к плечам, чтобы она могла их поднимать и опускать; к вискам, чтобы она вертела головой направо и налево; к спине, чтобы она могла кланяться; к ладошкам, чтобы она имела возможность делать всякие движения руками; к коленкам, чтобы, поднимая то правую, то левую ногу, могла ходить и танцевать. Ниток бывает много. И десять, и двадцать, и даже тридцать. Ведь кукле приходится делать в спектакле много различных движений: открывать рот, двигать глазами, руками. Кукол на нитках иногда называют марионетками.

А есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на нитках или тростях. Они плоские, вырезаны из картона или кожи. Очень сложно и ажурно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Корее, Японии, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода большая масляная, керосиновая, а иногда электрическая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне на глазах у зрителей возникает цветная резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мифические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны, играют на музыкальных инструментах и поют.

В мире существует очень много самых различных театральных кукол. Во Вьетнаме, например, устраивают даже кукольные представления на воде - на речке или озере. Под водой, на небольшой глубине, длинная бамбуковая палка. На одном ее конце деревянная кукла, другой - держит кукольник. Он стоит по колено в воде, отгороженный плетеной ширмой от зрителей, находящихся на берегу. Внутри полой бамбуковой палки натянуты веревочки, идущие к рукам куклы, голове, туловищу. Кукла может вынырнуть из воды или нырнуть в воду, ходить, кланяться, размахивать руками. Театр на воде возник когда-то в Древнем Китае, и в нем изображали водяных духов и богов, черепаху, дракона. А во Вьетнаме сейчас в таком театре представляют сценки из народной жизни.

Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае, на улицах Пекина может появиться дракон - огромная кукла, метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек.

Куклы и кукольные театры помогают в метафорической - иносказательной - форме передавать мысли и желания людей.

Физминутка

Послушайте рассказ о настольных театрах (смотри Приложение 5).

. Практическая работа. Откройте учебник,.

Работать будем по бригадам. Каждый член бригады может выбрать профессию:

1) Рабочие сцены будут делать сцену

2) Художники-декораторы будут рисовать и клеить декорации.

3) Портные сошьют занавес.

4) Костюмеры и гримеры сделают персонажей спектакля. Особое внимание уделите изготовлению кукол-артистов.

Кукол-артистов можно сделать объемными - на конусе или цилиндре, а можно сделать плоскими, но с двигающимися руками или лапами.

Задание сложное, т. к. надо рассчитать размеры кукол, чтобы куклы поместились на «сцене»-коробке.

Откройте учебник, с. 94-95.

Составьте список персонажей своего спектакля, сделайте выкройки, склейте кукол-артистов, оденьте, украсьте их.

Дети работают, учитель помогает, следит за техникой безопасности.

После того как у бригад готовы сцена, декорации, куклы, дети по очереди показывают спектакли.

Учитель и дети награждают артистов аплодисментами.

III. Итог урока.

Вы целый год изучали разные техники работы с бумагой, тканью, нитками и другими материалами. Вам многое удалось. Вот и сегодня у вас получились красивые кукольные театры.

Учитель. Что вы узнали нового на уроке?

Дети. О театральном искусстве и настольных театрах из бумаги [10].

На этом уроке учитель использует различные методы: словесные (рассказ учителя, работа с учебником), практические (изготовление сцены, кукол, декораций).

Используются такие формы как фронтальная и межгрупповая (каждая группа выполняет определённое задание, направленное на достижение общей цели - изготовление настольного театра) работа.

На уроке формируются следующие компетенции:

Ø  Учебно-познавательная компетенция - это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами планирования, анализа, рефлексии.

Ø  Коммуникативная компетенция - это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями и др.

На основе усвоения конкретных умений данных групп создаются предпосылки для успешного формирования учебно-интеллектуального умения более высокого порядка - умения самоорганизации знаний. Данное умение формируется в младшем школьном возрасте, на протяжении среднего школьного возраста, и в дальнейшем должно эффективно сказаться на овладении синергетическим стилем мышления старшими школьниками.

Заключение

Метод проектов получил в настоящее время большое распространение его можно и нужно использовать в обучении. Задача данного метода - стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую и парную деятельность.

Групповой работы над проектом обеспечивает формирование у учащихся разнообразие ролевой деятельности, в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива, позволяет проявить взаимопомощь. Таким образом, у учащихся формируются навыки групповой самоорганизации, следовательно, гипотеза исследования подтверждена.

В проекте «Концепции структуры и содержания общего среднего образования» сказано, что основу курса технологии составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

Проектная деятельность в образовательной области «Технология» (трудовое обучение) - полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Сейчас основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов.

Литература:

1.    Желтова Н. Кукольный театр на уроках изобразительного искусства и художественного труда //Искусство в школе, 2004, №4

2.       Казакевич В. М. Технологическое образование в век высоких технологий //Школа и производство, 2001, №1

.        Кукушкин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - Москва - Ростов-на-Дону, 2005

.        Некрылова А.Ф.Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18 - начало 20 века. - Ленинград: Искусство, 1984

.        Пляскина Е.Р. Теремок //Пед. Совет, 2002, № 9

.        Образцов С.В. Всю жизнь я играю в куклы. - М.: Педагогика, 1985

.        Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства. 3 класс. - Учебная литература, 2008

.        Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

.        Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/под ред. Полат Е.С. - М.:, 2000

.        Тараканова Н.А. Технология. 3 класс: по учебнику поурочные планы по учебнику «Уроки мастерства» Т.Н. Просняковой. - Волгоград: Учитель, 2008

.        Тиханова С. Театр на столе // Искусство в школе, 2004, №4

.        Энциклопедический словарь юного зрителя / под ред. Бирюкова М.С., Брунова Б.С., Васильева Ю.В. - М.: Педагогика, 1989

.        #"511825.files/image001.gif">


Последовательность работы

1.      Свернуть из плотной бумаги трубочку, которая легко одевается на указательный палец.

2.       Обернуть вокруг трубочки кусок поролона, придавливая ему нужные пропорции и форму цилиндра.

.        Закрепить его на трубочке с помощью ниток любым швом.

.        Самую ровную сторону заготовки (без швов) сделать лицевой и по возможности округлить форму, затягивая швы по сильнее вокруг трубочки наверху.

.        Выполнить обтяжку из чулочного или носочного трикотажа подходящего цвета: для положительного персонажа - обычный цвет лица, для отрицательного - жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый, коричневый, чёрный.


Оформление головы в соответствии с образом

Глаза. Плоские пуговицы, кружки из белой и цветной бумаги. Лучше приклеивать клеем ПВА, а не пришивать. Глаз должен иметь белок, цветную радужку и чёрный зрачок (рис.2).


Нос. Кусочек поролона, пуговица без дырочек, картон. Нос можно подставить под обтяжку и обвести основание ниткой (нос картошкой) или вырезать и пришить к лицу сверху (длинный нос крючком).

Рот. Плотная красная материя, кожа, картон, вышивка.

Волосы, брови, борода. Расплетённая верёвка, шерстяные нитки, синтетические толстые лохматые нитки, мочало, синтепон, мех искусственный и натуральная кожа, поролон. Волосы из ниток: нарезать нитки одинаковой длины, скрепить их в середине и приклеить на голову.

Цилиндрическую форму головы в лицевой части можно измерить, обогатив образ с помощью поролоновых подкладок выпуклой формы (для щёк, подбородка), закреплённых клеем на болванке под обтяжку.

Немаловажное значение для полноты образа имеют уши, особенно в характеристике мужского персонажа. Они легко выполняются из поролона и прикрепляются к голове.

Значительно более выразительную и сложную форму лицу и его деталям можно придать, если применить технику папье-маше. Причём нет необходимости выполнять в этой технике всю голову: достаточно изготовить только маску (лицевую часть головы) и пришить её к болванке, так как боковые и затылочная части так или иначе окажутся закрытыми причёской или головным убором.

Конструкция головы тростевой куклы практически не отличается от перчаточной, но бумажная трубочка одевается не на палец, а на палку (50-60 см, в зависимости от размера куклы, которая может быть значительно больше перчаточной).

Если персонажи спектакля - животные, головы кукол могут быть сделаны на основе той же «болванки», но форму мордочки придётся дополнить характерными деталями: длинный нос, щечки, клюв, гребешок, длинные, круглые или острые уши.

Костюм прежде всего должен быть удобным для управления куклой. Он должен усиливать образное восприятие персонажа и быть театрально эффектным, выразительным, что достигается за счёт цвета, фактуры материала и мелких деталей.

Основой костюма любой перчаточной куклы является простой, достаточно свободной для руки «халатик», который будет затем дополнен деталями (жилетка, фартук) и украшен. Халатик нельзя делать приталенным, а рукава не могут быть длинными: нарушаются пропорции фигуры.

Расход ткани. В расчёте на детскую ручку достаточно ткани размером с двойной тетрадный лист. Для руки взрослого человека понадобится кусок размером с двойной альбомный лист, то есть 40 х 30 см. Припуск на швы - 5 мм. Крестиками обозначены места, которые сшивать не нужно, но обязательно обработать, чтобы края ткани не сыпались (рис. 4).


Для соединения «халатика» с головой горловину халатика надеть на трубочку - «шею», совместив лицевые стороны головы и костюма, осторожно выделить халатик наизнанку (голова окажется внутри костюма), пришить края горловины к обтяжке головы швом «через край» или «вперёд иголку». Вывернуть халатик на лицевую сторону.

Ладошки удобнее всего вырезать из тонкого поролона и обтянуть той же обтяжкой, что и голову, и вшить в рукава так же, как и голову. Детям в начальных классах можно посоветовать сделать ладошки из картона (рис. 5).

Старшие по возрасту дети смогут сделать ладошки для кукол полыми внутри, то есть каждую из двух деталей. Это будет выглядеть более реалистично и гораздо удобнее в управлении (рис. 6).



Оформление костюма в соответствии с образом

Костюм можно обогатить дополнительными деталями: жилетка, фартук, плащ-накидка, головной убор; какими-либо атрибутами: сабля, балалайка, которые придётся прикрепить к ладошке куклы; а также украшениями: бусы, серьги, кружевной воротник, погоны, орден, меховая оторочка и тому подобное.

Материалы для украшений: тесьма, бахрома, бусинки, стеклярус, кружево, шитьё, кусочки меха, фольга, гофрированная бумага, синтепон и тому подобное.

Примечание. Костюм тростевой куклы сложнее, но выразительнее, чем костюм перчаточной: рукава можно делать необходимой длины; для красавицы можно сшить платье с тонким перехватом в талии, но под плечи придётся сделать поролоновую вставку, чтобы костюм не обвисал на палочке (рис.7), и такую же вставку для пышности платья - на талии красавицы. Для этого прямоугольный кусок толстого поролона нужно плотно насадить на палку, держащую голову, и закрепить на уровне плеч или пояса (рис.8). Для управления руками куклы можно использовать обыкновенные вязальные спицы длиной 30 см.


Изготовление декораций

Наиболее доступный и приемлемый способ изготовления декораций для самостоятельного кукольного театра в условиях школы - изображение предметов, обозначающих место действия, гуашью на толстом картоне, вырезание их по контуру и укрепление на держателе - деревянной плоской рейке.

Декорации могут быть статичными (дом, дерево, кровать) и движущиеся ( карета. автомобиль, облака). Поскольку специальные механизмы для смены декораций в условиях школы сделать невозможно, то декорациями (и статичными, и движущимися) управляют вручную участники спектакля, не занятые в этот момент управлением кукол. Для этого и нужны держатели. Они должны быть закреплены очень прочно (клеем ПВА, «Моментом», гвоздями) и удобно для рук.

Место действия возможно в двух вариантах: в помещении и вне помещения. Поэтому предметы, обозначающие место действия, будут либо элементами интерьера: окно, дверь, стол, шкаф, зеркало и так далее; либо элементами пейзажа: дом, дерево, колодец, скамейка, и так далее. Все эти предметы вырезаются по контуру и укрепляются на держателе.

Кроме этого необходимо оформить заднюю стену сцены на фоне, которой будут располагаться декорации на держателях и куклы. задняя стена должна быть либо частью интерьера, либо частью пейзажа. В первом случае это просто какая-то стена, и для её изображения подойдёт кусок ткани подходящий по цвету. Во втором случае изображается пейзаж: городской, деревенский, горный, морской и так далее. Он рисуется гуашью, как большая картина, склеив пять шесть вертикальных листов ватмана по размеру сцены. Основную декорацию лучше прикрепить к задней стенке на всё время спектакля кнопками или иголками, а дополнительные придётся поднимать и опускать на палках во время смены декораций по ходу спектакля.

Рекомендации по обустройству сцены

Устройство сцены для кукольного спектакля состоит из ширмы, боковых кулис, короткого верхнего занавеса и раздвижного занавеса (рис. 9а).

Но в условиях необорудованной сцены или даже простой классной комнаты можно обойтись самым минимумом: ширма и боковые кулисы (рис.9б).

Высота ширмы зависит от роста участников: 150 - 160 см. Ширина - 3,0±05метра. Высота боковой кулисы - около 30 см.

Специальную ширму можно заказать преподавателям труда либо заменить подходящими по размеру стендами, опирающимися на столы (рис.10). В условиях урока лучше использовать маленькую настольную ширму.




       


Рисунок 10. Настольная ширма.

Условия организации и проведения спектакля

Сценарий

Используя для урока литературную основу, необходимо превратить, необходимо превратить весь текст в диалоги, перевести всю косвенную речь в прямую и по возможности вообще избавиться от текста, комментирующего действия.

Музыкальная фонограмма.

Музыка в спектакле необходима в следующих случаях:

1.      Начало и конец спектакля ( перед началом действия, до появления кукол и по окончанию, когда артисты выходят на поклон.);

2.       В ходе спектакля для характеристик героев и сопровождения каких-либо значительных действий: строительство, путешествие, драка и так далее;

.        Для смены декораций, особенно, если нет занавеса и смена осуществляется «в открытую», на глазах публики.

.        Все музыкальные отрывки необходимо записать на магнитофонную ленту или диск в правильной последовательности. Звукооператор работает в соответствии с планом спектакля. Без музыки спектакль много теряет.

Основные правила кукловождения

1.      Кукла появляется из-за боковой ширмы или декорации (дом, дверь, шкаф, куст) и туда же уходит.

2.       Кукловод должен держать куклу над ширмой всё время на одном и том же уровне, как бы ни устали руки.

.        «говорящая» в данный момент кукла активно двигается. Остальные замирают: иначе непонятно, кто именно говорит.

.        Для каждого персонажа необходимо найти свою походку(плавная, вразвалку, вприпрыжку)и свой голос, не похожий на остальных.

.        Если две куклы разговаривают между собой, нее надо держать их всё время лицом друг другу - боком к зрителю, а только от времени поворачивать их к собеседнику.

.        Как правило, лучше управлять куклой требует специальной тренировке, определённого навыка.

Похожие работы на - Развитие навыков групповой самоорганизации у младших школьников при работе над проектом по технологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!