каждая страна должна учитывать при проведении интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в чьей валюте проводится интервенция.
Используются валютные интервенции в основном для уравновешивания платёжных балансов, изменения структуры импорта или ограничения его, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства.
Глава 2. Опыт деятельности центральных банков развитых стран
Регулирование инфляции
В большинстве развитых стран главная цель денежно-кредитной политики и функционирования ЦБ в целом - достижение определённого уровня инфляции. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году - 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю), говорится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы, опубликованном на сайте ЦБ.
Согласно предыдущему варианту документа, инфляция в 2009 году должна была составить 7,5-8,5%, а в последующие два года прогноз соответствовал нынешним ориентирам.
Также в проекте отмечается, что в сложившихся условиях намеченный ранее целевой ориентир по инфляции в 2008 году будет превышен и составит "около 13%".
Для воздействия на уровень инфляции центральные банки активно используют учётную ставку.
Самая высокая ставка по федеральным фондам в прошлом веке была зафиксирована в США в 1981 г. на уровне 19% и в последующие годы в целом имела тенденцию к понижению. В зависимости от экономической ситуации учётная ставка может изменяться несколько раз за год: в течение 1994 г. ФРС США повышала процентную ставку по федеральным фондам пять раз - с 3 до 6%. Чтобы помочь американской экономике пережить негативные последствия финансового кризиса в России осенью 1998 г., ФРС провела три понижения процентной ставки в целом на четверть пункта. Снижение учётной ставки позволило достичь рекордно низкого уровня инфляции в размере 1,6%. Это был самый низкий показатель, зафиксированный в Америке с 1965 г. За период с июня 1999 г. по май 2000 г. ФРС четыре раза пересматривала учётную ставку, повысив её до 5,75%. Повышение учётной ставки рефинансирования использовалось с целью затормозить чрезмерно высокие темпы роста национальной экономики.
В 2001 г. ситуация в американской экономике резко изменилась - началась стагнация. Для стимулирования роста экономики Федеральная резервная система около пятнадцати раз снижала базовую процентную ставку, которая к июню 2004 г. сократилась до самого низкого показателя за последние сорок шесть лет - 1,036. Затем начался обратный процесс. Экономика США вошла в фазу устойчивого роста, и ставка рефинансирования 30 июня 2004 г. была повышена до 1,25%. Повышение процентной ставки явилось началом изменения направления валютно-финансовой политики, проводимой ФРС США. Руководство ФРС заявило, что процесс повышения ставки будет умеренным и постепенным. С июня 2004 г. по декабрь 2005 г. ФРС тринадцать раз повышала ставку в среднем на 0,25%, доведя её до 4,25% к концу 2005 г. В конце января 2006 г. ставка была повышена еще на 0,25% и достигла 4,5%.
В последние годы экономисты ФРС заговорили о так называемой нейтральной ставке, при которой экономика сможет расти оптимальными темпами, не стимулируя инфляционные процессы. Однако определить уровень нейтральной ставки пока не представляется возможным, поскольку он складывается из конъюнктурных факторов, которые подвержены значительным колебаниям.
Поскольку мировые финансовые рынки стали более интегрированными, то валютно-финансовая политика США оказывает существенной влияние на положение с ликвидностью и на колебания уровня мировой инфляции, на изменение курсов иностранных валют, цен на нефть, ситуации на фондовых рынках. Решение об изменении учётной ставки во многом определяет решения, принимаемые ЕЦБ, Банком Великобритании и аналогичными учреждениями в других странах мира.
В Европейском союзе функции центрального банка выполняет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Однако в отличие от ФРС Европейский центральный банк действует по принципу установления целевого уровня инфляции (не более 2% в год). Все остальные функции ЕЦБ могут реализоваться только при соблюдении этой первой заповеди.
В первой половине декабря 1998 г. центральные банки Европейского валютного союза (ЕВС) впервые одновременно понизили процентные ставки с 3,3 до 3,0%, кроме Италии, где данный показатель составил 3,5%. Вслед за странами ЕС до такого же уровня процентные ставки понизила и Великобритания. Одновременное снижение ставок в 11 европейских странах, а затем и в Великобритании свидетельствовало о формировании единого механизма регулирования инфляционных процессов в Объединенной Европе. В связи с риском роста уровня инфляции, связанного с повышательной тенденцией в мировых ценах на нефть, слабостью евро и возросшим спросом на кредиты, ЕЦБ в период с января 1999 г. по июль 2000 г. осуществил пять повышений уровня кредитной ставки, доведя её до 4,25%. В период с июля 2000 г. по июнь 2003 г. ставка снизилась до 2% и сохранялась на столь низком уровне вплоть до декабря 2005 г., когда началось плавное повышение ставки. В марте 2006 г. ставка была повышена на 0,25% - до 2,5%. В большинстве стран еврозоны удается сохранять рост цен на достаточно низком уровне, соблюдая условия конвергенции (Приложение 3).
Анализ изменения учетной ставки в России в период с 1990 по 2006 г. говорит о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает. В 90-е годы в России уровень учётной ставки оставался достаточно высоким по сравнению с мировой практикой (см. Приложение 4). В частности, в среднем за 1993 г. этот показатель колебался от 80 до 180%. По уровню учётной ставки среди других стран мира Россия в тот период уступала лишь Бразилии, переживавшей глубокий финансовый кризис. В Бразилии ставки рефинансирования в течение всего 1993 г, превышали 3000%.
Начиная с июля 1993 процентная ставка Центрального банка России устанавливалась на уровне не более, чем на 7 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки, а с конца 1994 г. эта норма была снижена до 5%. Своего максимального уровня процентная ставка в России достигла в апреле 1994 г. и составила 210%. Россия имела самую высокую в мире ставку рефинансирования и соответственно процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам. К октябрю 1994 г. правительству удалось понизить уровень процентной ставни до минимального на тот период размера в 130%. Однако в том же месяце после резкого падения курса рубля по отношению к доллару США, в "чёрный вторник", учётная ставка вновь была резко повышена - до 170%.
На протяжении 1995г. уровень учётной ставки Центрального банка России колебался в пределах от 170 до 200%. В результате проведения комплекса мер по финансовой стабилизации к началу 1996 г. правительству России удалось вновь снизить учётную ставку до 120%, а к октябрю того же года - до 60%. В 1997 г. продолжалось плавное понижение уровня учётной ставки, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период так называемых экономических реформ в России и составила 21%.
В начале 1998 г. в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере правительство вынуждено было опять пойти на повышение учётной ставки до 50%. Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошёл в августе 1998 г. В результате учётная ставка была вновь резко увеличена - до 150%. В середине 1999 г, ставку удалось снизить до 60%. С этого времени наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с 1999 по 2005 г. ставку рефинансирования удалось снизить до 12% (Приложение 5).
В России ставка рефинансирования до сих пор остаётся более индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и напрямую не влияет на стоимость заёмных средств на межбанковском рынке. Изменение ставки влияет лишь на размер штрафов и пеней, которые в соответствии с Налоговым кодексом привязаны к ставке Центрального банка. В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если предположить, что годовой уровень инфляции в России в период с 2006 по 2008 гг. сократится примерно до 6-7%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то теоретически ставка рефинансирования в 2006 - 2008 гг. может быть понижена до 5-6%.
Введение обязательного резервирования в России в начале 90-х годов было обусловлено необходимостью сокращения высокого уровня инфляции, обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью. В России с начала 90-х годов были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов: по счетам до востребования - 20% и по срочным обязательствам - 15%. Связано это было с необходимостью противодействовать увеличению денежной массы коммерческими банками в условиях высокой инфляции и осуществления антиинфляционных мер.
Нормы обязательных резервов в России не пересматривались до середины 90-х годов, совершенствовались лишь база резервирования и техника его осуществления. В феврале 1995 г. Центральный банк ввёл 2% норму обязательного резервирования по текущим валютным счетам. В апреле 1996 г. в целях облегчения деятельности коммерческих банков и укрепления российской банковской системы Центральный банк понизил по рублевым активам размер обязательных резервов с 20 до 18% и до 1,25% по валютным активам. Общий объем централизованных резервных отчислений снизился почти в 2,5 раза.
После финансового кризиса в России в конце 1998 г. средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом. В период с 2000 по начало 2004 г. ставка отчисления в фонды обязательных резервов по рублёвым вкладам населения составляла 7% и 10% по средствам юридических лиц и валютным вкладам. Общий объём средств фондов в начале 2004 г, оценивался в 160 млрд. руб. (5,6 млрд. долл.). В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале третьего тысячелетия значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран (Приложение 6).
Европейский центральный банк и центральные банки стран еврозоны стремятся не допустить, чтобы обязательные резервы стали бременем для банковской системы или препятствовали эффективному распределению ресурсов. Некоторые страны - с достаточно развитой банковской системой и низким уровнем инфляции - исключили ФОР из состава инструментов денежно-кредитной политики. В частности, это относится к Австралии, Канаде, Швеции, Швейцарии, Мексике и др.
В России уровень отчислений в фонды обязательного резервирования в начале третьего тысячелетия был слишком высок. Это значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными, особенно в условиях либерализации валютного законодательства. Центральный банк России, в отличие от национальных банков стран еврозоны, не платит коммерческим банкам процентов по остаткам средств на резервных счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Вместе с тем Центральный банк России использует эти средства в своих активных операциях, а частности для покупки государственных ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему доход. По настоятельному требованию коммерческих банков Совет директоров банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам которая составила 9%. В настоящее время нормативы обязательных резервов по всем видам обязательств коммерческих банков составляют 3,5% [22].
В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке. Можно выделить два типа операций на открытом рынке - защитные и динамические. Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов, в частности при снижении физического объема и доли золотого запаса в объеме официальных резервов. Динамичные операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста. В арсенале Центрального банка России операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объёмом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место. В отличие от ведущих стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.
Важным составным элементом функциональной системы, поддерживающей определённый уровень инфляции, является практика рефинансирования коммерческих банков, которая поддерживает ликвидность банковской системы.
По мнению большинства специалистов, современная система рефинансирования коммерческих банков является одним из самых слабых звеньев в банковской системе России, что сдерживает коммерческие банки в увеличении объёмов кредитования. Рефинансирование коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объёмах, в частности объём ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2005 г., составил всего 1,4 млрд. руб., т.е. десятые доли процентов от активов ЦБ. Рефинансирование осуществляется под залог ценных бумаг. В качестве залога могут служить облигации самого ЦБ, валютные облигации по суверенному долгу, субфедеральные, корпоративные облигации, векселя и кредитные требования заёмщика высокого рейтинга, поручительства. Такого рода обеспечение достаточно могут позволить только крупные банки. Кредиты выдаются на разные сроки и под разные проценты - внутридневной (беспроцентный), "овернайт", т.е. на один рабочий день (12%), ломбардный на 7 или 14 дней (7,1%), под залог и поручительство от 90 до 180 дней (7,2-10%). Поскольку в последние годы Центральный банк проводит политику привязки ставки рефинансирования к уровню инфляции, а он остаётся достаточно высоким, то и ставки кредитов высоки. Кредиты ЦБ не являются для коммерческих банков важным источником финансовых ресурсов, поэтому для поддержания ликвидности коммерческие банки предпочитают занимать друг у друга на межбанковском рынке.
Процесс обратный инфляции - дефляция - не является благом для экономики. Процессу дефляции в определенной мере способствует глобализация мировой экономики, когда приоритет отдаётся товарам, производимым странами с наименьшими издержками производства и соответственно более низкими ценами. Следует подчеркнуть, что номинальная учётная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условиях дефляции.
В Японии дефляция составляла в 2002 г.0,996, в 2003 г. - 0,5%, в 2005 г. - 1,6%; в Китае в 2002 г. - 0,8%; в Гонконге в 2002 г. - 3,0%, в 2003 г. - 2,6%; а Сингапуре в 2002 г. - 0,4%; на Тайване в 2002 г. - 0,2%, в 2003 г. - 0,3%, в Израиле в 2006 г. - 0,2%. Наиболее продолжительная дефляция наблюдается в Японии, центральный банк страны не может с ней справиться с 1997 г.
В частности, чтобы выйти из стагнационно-дефляционной спирали, японское правительство проводило так называемую политику количественного смягчения. В 2006 г. Банк Японии разместил на счетах в коммерческих банках примерно 250 - 300 млрд. долл., что должно было стимулировать процесс кредитования. Ожидается, что объём беспроцентных депозитов в коммерческих банках начнёт постепенно снижаться и достигнет уровня 50-60 млрд долл. Только тогда Банк Японии сможет вновь использовать инструмент изменения ставки рефинансирования для регулирования процесса ценовой динамики.
В период с марта 2001 г. по март 2006 г. в русле разработанной Банком Японии концепции количественного расширения ликвидной базы с целью преодоления дефляции в качестве операционной цели использовалась не ставка овернайт, а размер текущих балансов финансовых инструментов, находящихся на счетах в Банке Японии.9 марта 2006 г. Совет по политике Банка Японии в связи с изменением финансово - экономических условий в стране принял решение перейти к прежнему операционному ориентиру денежно - кредитной политики ставке call rate.
Основной из главных проблем японской экономики стала длительная стагнация и сопровождавшая её дефляция в течение 1990-х - начала 2000-х годов. В качестве основной причины дефляции в Японии эксперты выделяют прорыв спекулятивного финансового "пузыря" на фондовом рынке страны в 1990 г. и его негативные последствия для финансово - экономического положения в целом и для денежного обращения в частности. Банк Японии сначала подпитывал эти "пузыри" дешевыми деньгами, а затем пытался остановить их дальнейшее раздувание, последовательно повышая базисную процентную ставку. В течение этого периода происходило нарастающее обострение проблемы стагфляции, то есть сочетание экономического спада с дефляцией. Государственный долг вырос с 60% ВВП в 1990 г. до 140% ВВП в конце 90-х годов. В начале 1999 г. Банк Японии был вынужден в ответ на хроническую дефляцию снизить официальную учетную ставку до 0,069%. В сжатые сроки (с февраля по сентябрь 2001 г.) в три этапа она была снижена с 0,5 до 0,1%. В этих условиях Центральный Банк Японии не в состоянии был стимулировать спрос в экономике и оживление деловой активности. Кризисная ситуация вынудила японский парламент принять в 1998 г. новый закон о центральном банке, запрещающий автономию ЦБ по отношению министерства финансов страны и определил в качестве приоритетной денежно - кредитной политики поддержание ценовой стабильности, путем не допущения инфляции и дефляции.
Руководство Банка Японии 19 марта 2001 г. под воздействием ухудшающей ситуации в денежно - кредитной сфере, а так же под давлением промышленных и финансовых кругов, приняло решение о внесении в механизм денежно - кредитной политики. На вооружение была взята Концепция количественного расширения ликвидности (quantitative easing) межбанковского рынка. Эта концепция включает три основных компонента:
а) изменение операционной цели политики Банка Японии на открытом рынке, то есть отказ от количественного ориентира процентной ставки call rate и определение целевой установки по общему объему баланса депозитных счетов финансовых институтов в Банке Японии;
б) решение руководства Банка Японии по существенному увеличению операций аутрайт по покупке японских правительственных облигаций (JGB) для пополнения средств финансовых институтов;
в) обязательства Банка Японии обеспечивать ежегодный рост индекса потребительских цен, путем использования действующего механизма операций на открытом рынке до тех пор, пока индекс потребительских цен не будет иметь ежегодную устойчивую тенденцию к росту в пределах от 0% и выше.
Концепция расширения ликвидной базы межбанковского рынка активно использовалась Банком Японии в период с марта 2001 г. по март 2006 г. и в целом способствовала постепенному выходу из фазы дефляции.
С целью дальнейшего расширения ликвидной базы Банк Японии 20 января 2004 г. после проведенной оценки экономической ситуации в стране вновь увеличил границы коридора целевой установки по объему текущих депозитных счетов до 30-35 трлн иен, которые сохранялись вплоть до отмены данного целевого ориентира с 9 марта 2006 г.
Побочным эффектом введения Банком Японии нового механизма расширения ликвидной базы стало значительное падение активности финансовых институтов на межбанковском денежном рынке. В условиях нулевых процентных ставок его участники не склонны инвестировать средства в рыночные инструменты, поскольку доходность таких операций не достаточна даже для того, чтобы покрыть торговые издержки. Произошло резкое сокращение объема сделок между участниками денежного рынка. Это вызывает серьезную озабоченность банков, поскольку они не уверены, что смогут бесперебойно пополнять свою ликвидность в случае повышения уровня процентных ставок. Чем активнее центральный банк непосредственно участвует в операциях по поддержанию устойчивости денежного рынка, тем выше спрос на балансы текущих депозитных счетов финансовых институтов, который должен компенсировать их неудовлетворенный спрос на ликвидность на межбанковском денежном рынке. Активная роль Банка Японии в стимулировании роста ликвидной базы финансовых институтов в определенной мере нарушает действие рыночного механизма регулирования банковской ликвидности, потенциально повышая риск неустойчивости денежного рынка.
Банк Японии значительно активизировал пополнение размера балансов центрального банка за счет вторичного источника - стимулирование спроса на так называемые избыточные резервы для совершения сделок с японскими правительственными облигациями (Japaneese Govemment Bonds, JGB) на открытом рынке. В то же время традиционные операции с краткосрочными финансовыми векселями (financial bills, FB) и казначейскими векселями (treasury bills, TB) становились все менее эффективными, поскольку процентные ставки по ним находились практически на нулевом уровне. В результате возникла тупиковая ситуация при которой потребность в поддержании значительного размера текущих депозитных счетов уже не могла быть удовлетворена за счет низкого спроса на бездоходные краткосрочные векселя. Банк Японии принял решение резко активизировать операции с долгосрочными правительственными облигациями, существенно увеличив их долю в денежной базе, чему в немалой степени способствовало, то обстоятельство, что процентные ставки по ним были положительными, а по отдельным видам (по тридцатилетним бондам) доходили до 1 %. В 2003 г. объем покупок Банком Японии этих видов ценных бумаг составил 1200 млрд иен в месяц по сравнению с 400 млрд иен в месяц в период до марта 2006 года. В результате доля покупок Банком Японии JGB в денежной базе возросла до 60%.
Индекс потребительских цен в Японии в октябре 2006 года впервые вышел на нулевое значение, с ноября стал положительным, а в течение января - июня 2006 года индекс цен стабильно находился в пределах 0,5% в годовом исчислении.
Регулирование валютного курса
В случае необходимости национальные центральные банки совместно вмешиваются в торги на глобальном валютном рынке. Типичный пример - скоординированные интервенции центральных банков США, Канады, Японии, Германии и Франции в поддержку курса евро.22 сентября 2000 года ЕЦБ наконец предпринял первую интервенцию, чтобы поддержать свою ослабленную валюту. Наиболее примечательным в этой интервенции были совместные действия банков. Сроки были выбраны удачно, так как рост евро неожиданно начался ещё до открытия заседания лидеров стран Большой Семёрки. Эффективность интервенции также была обусловлена тем, что в ней принимал участие Банк США и тем, что она началась уже на фоне роста евро (эффект инерции).
В 1970-х гг. правительства Франции, Италии, Испании и Великобритании нередко косвенно манипулировали валютными активами национальной экономики. Использовавшиеся методы косвенного влияния на валютный курс включали контроль за движением капитала (налоги и ограничения на операции с иностранными активами) и валютный контроль (ограничения на торговлю иностранными валютами). Как правило, к косвенным интервенциям прибегают в посткризисный период. Например, Испания, Португалия и Ирландия воспользовались косвенными интервенциями сразу после кризиса европейского механизма обменных курсов в 1992 - 1993 гг., а Малайзия, Пакистан и Россия - после азиатского кризиса 1997 - 1998 гг.
В настоящее время наиболее вероятны последовательные действия на Форексе от Центробанков Японии, Великобритании и Еврозоны. Банк Англии может решится на продажу фунта против евро, так как Британская промышленность выигрывает от того, что британские товары, экспортируемые в Еврозону, становятся дешевле, а они составляют более 60% экспорта Великобритании.
Огромные валютные резервы Банка Японии и солидный стаж по достижению стабильности йены на рынках делают его вероятным кандидатом на совершение интервенции для предотвращения роста йены.
На вопросы о мотивах деятельности центральных банков, частоте их вмешательства в валютные торги, времени и контрагентах сделок можно найти ответ в исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале "Central Banking". Инициатором исследования выступил Федеральный резервный банк Сент-Луиса. Всем членам Банка международных расчётов и Европейскому центральному банку был разослан опросный лист, определяющий спецификации валютных интервенций, проведенных в 1990 - 2000 гг.
Мотивы интервенции при плавающем курсе широко обсуждаются в прессе. Как исследователи, так и официальные лица выступают в поддержку идеи использования интервенции для разворота нежелательного краткосрочного тренда на рынке. В частности в справочнике "Федеральная резервная система: цели и функции" Совет управляющих ФРС США говорит о необходимости противостояния тренду с помощью интервенций. Другая популярная причина - корректировка краткосрочного отклонения валютного курса от своего фундаментального значения. Большинство респондентов согласилось с тем, что описанные причины выступают мотивами интервенций: 90% центральных банков иногда или всегда пытаются противостоять развитию нежелательного краткосрочного тренда и 67% стараются вернуть валютный курс к его фундаментальному значению.
К второразрядным целям относят защиту целевого уровня, ограничение влияния валютного курса на цены и аккумуляцию резервов.
В последние годы внимание привлёк ещё один интересный мотив интервенций: извлечение прибыли из валютной операции. Раньше специалисты полагали, будто центральный банк теряет деньги на интервенции, сейчас же обнаружилось, что они получают значительные доходы от интервенций, особенно при плавающем валютном курсе. Однако ни один из центральных банков, ответивших на вопросы, не указал на фактор доходности как на мотив валютной интервенции. В Резервном банке Австралии считают, что доходная интервенция стабилизирует валютный курс.М. Фридмен первым начал утверждать, что стабилизирующая спекуляция эквивалентна доходной спекуляции. Если спекулянты покупают (продают) валюту, когда её курс ниже (выше) равновесного уровня, они толкают курс к равновесию и одновременно получают доход от своей операции. Тем не менее на практическом уровне связь между доходом и стабилизирующей интервенцией выглядит сомнительной.
Обратимся теперь к техническим характеристикам валютной интервенции, на которые руководители центральных банков не любят проливать свет:
частота вмешательства на рынке. Центральные банки присутствуют на рынке от 0,5 до 40% рабочих дней в году;
стерилизация. К сожалению, отсутствует чёткая картина по вопросу стерилизации интервенций. Тех, кто никогда не прибегает к стерилизации, насчитывается 30%, а тех, кто всегда, - 40%. При этом 30% центральных банков прибегают к нестерилизованной интервенции лишь иногда;
контрагенты. При проведении операций на валютном рынке центральные банки отдают предпочтение крупным национальным коммерческим банкам как партнёрам по сделкам. Далее по убыванию предпочтений следуют крупные иностранные коммерческие банки и инвестиционные банки;
рынок вмешательства. Интервенция практически всегда проводится на спотовом рынке. Иногда денежные власти выходят на форвардный рынок и очень редко на фьючерсный;
косвенные интервенции.24% респондентов использует косвенные способы вмешательства на рынке. Чаще всего центральные банки практикуют изменение регулирующих норм для коммерческих банков по валютным позициям и психологическое давление на игроков валютного рынка. Косвенные методы в ходу преимущественно у денежных властей развивающихся стран с частично конвертируемыми валютами;
время проведения интервенции. Большинство операций проводится в течение рабочего дня. Однако почти половина центральных банков иногда осуществляет вмешательство до начала официальных торгов и половина - после окончания торгов. Резервный банк Австралии публично заявляет, когда он намерен проводить интервенцию вне пределов обычного рабочего дня;
длительность эффекта. Большинство респондентов ответило, что в течение дня рынок реагирует очень быстро - в несколько минут (39%) или нескольких часов (22%). Другие называют горизонт в несколько дней (28%) или даже больше (11%). По мнению экономистов центральных банков, валютные интервенции продолжают оставаться эффективным инструментом денежно-кредитной политики.
Банковский контроль и надзор
Каждая страна имеет свою систему по банковскому контролю и надзору. Существуют различия как в организации и структуре регулирующих органов, так и в требованиях, предъявляемых к банкам.
Правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдаёт лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.
При выдаче лицензии проверяются прежде всего "финансовые тылы" вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Поскольку каждый штат вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.
В отличие от других стран в США дополнительный надзор осуществляется за сберегательными банками (Департаментом Казначейства по надзору за сберегательными учреждениями) и за кредитными союзами (Национальной ассоциацией кредитных союзов).
Тесное сотрудничество между центральным банком, органами банковского надзора и министерством финансов характерно не только для США, но и для Великобритании, Германии и Франции. Одновременно с этим надзорная роль центрального банка особенно велика в Италии, менее существенна в Японии и Канаде практически не имеет большого значения в Великобритании.
Банк Англии несёт ответственность за поддержание общей стабильности финансовой системы в целом. Поскольку его ответственность за контроль индивидуальных банков была передана FSA, то в этой части роль Банка ограничена выявлением и ограничением степени системного финансового риска. Это связано с пристальным мониторингом инфраструктуры финансовой системы, в частности систем осуществления платежей. Банк также контролирует экономические и финансовые нововведения на рынке как часть своего общего контроля функционирования системы.
Крайняя мера воздействия на коммерческий банк - отзыв лицензии - активно применяется Банком России. Так недавно лишились лицензий ООО "Банк экспорта", "Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития", ЗАО "Городской расчётный корпоративный банк", "Евростройбанк", "Градобанк", "Сибирский экономический банк", банк "Новокубанский" и небанковская кредитная организация "Межрегиональный расчётный центр". Наиболее частой причиной отзыва лицензии является нарушение закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". С 1991 года в России прекратили существование 1906 банков. У большинства из них Банком России была отозвана лицензия. Наибольшее количество действующих кредитных организаций, включая небанковские, было зафиксировано в 1996 году - 2603. А вот рекорд по количеству отозванных и аннулированных лицензий пришёлся на 1997 год (333 лицензии), это связано с введением нового плана счётов бухгалтерского учёта. Последний массовый исход пришёлся на 1998-1999 годы (379 лицензий), когда банки проигрались на валютных опционах [26].
Однако по количеству банков или отозванных лицензий (см. табл.2) Россия всё же уступает другим странам. В России оно сопоставимо с тем, что наблюдается в Польше. Другой пример - США. Два года назад в этой стране было 8,5 тысяч банков, а сейчас - 7,5 тысяч. Между тем, по словам экспертов, никто не воспринимает это как проблему, потому что там отработаны процедуры оздоровления и присоединения одного проблемного банка к другому, о чём клиенты, как правило, даже не подозревают [24].
Таблица 1
Количество отозванных лицензий у банков с 2003 по 2006 гг. 200320042005200616303560
Источник: #"justify">В рамках банковского надзора и стабилизации финансовой системы были разработаны международные соглашения Базель I и Базель II, кроме того в развитых странах уже давно действует система страхования вкладов, с 2004-2005 гг. вводятся МСФО.
В настоящее время в состав Базельского комитета входят представители центральных банков и надзорных органов следующих государств: Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии.
Как известно, в 2004 году Банк России продекларировал свою приверженность Новому Базельскому Соглашению по капиталу, избрал вариант его введения и установил сроки. Предполагается, что в рамках первого компонента Соглашения к 2008 году будет применяться упрощённый стандартизированный подход по оценке кредитного риска, а второй и третий компоненты будут полностью введены к 2009 году.
Лаг в один-два года по отношению к развитым странам-членам "большой десятки" был определён для того, чтобы иметь возможность использовать их опыт, а также подготовить необходимую платформу для эффективного и безболезненного введения Базеля II в России.
В большинстве стран разработаны планы-графики по внедрению Соглашения, а также определён круг ответственных лиц и организаций, составлены методики и рекомендации для банков (см. Приложение 7)
В США после обсуждения Соглашения с представителями финансового сектора и определения возможности различных банков применять те или иные варианты оценки была разработана программа, дающая полную картину введения Базеля II в стране. Так как основной принцип надзорных органов США - комфортность и минимизация стрессов для банковской системы, процесс перехода к Соглашению был разбит на несколько транзитных этапов, а сроки окончательного введения Базель II являются достаточно гибкими и определены лишь ориентировочно - 2010 год.
После многократного тестирования национальной банковской системы надзорные органы США пришли к мнению, что только 10 крупнейших банков страны, с размером активов более 250 млрд. долл. или имеющих не менее 10 млрд. долл. зарубежных активов, могут начать использовать сложные методы расчёта рисков с 2007 года. При чём до этого им необходимо будет выполнить ряд дополнительных требований - создать необходимую инфраструктуру, обеспечить полную транспарентность своих операций. Для всех остальных банков обязательным к применению остаётся Соглашение Базель I, которое будет модифицироваться, постепенно приближаясь по сути к Соглашению Базель II.
План ЕС имеет более жёсткие сроки, чем США. Помимо принципов и целей, Директива содержит детализированные технические аспекты реформирования банковских систем стран-членов ЕС. В то же время национальным регулирующим органам предоставляется возможность самостоятельной разработки программы перехода к Базелю II с учётом своей страновой специфики или выбора одного из многочисленных вариантов, предлагаемых Директивой. Координацией подготовительного процесса перехода в ЕС занимаются Комитет европейских органов по банковскому надзору и Европейский центральный банк. В каждой стране-члене ЕС созданы целевые группы, разработаны планы-графики, ведётся подготовка законодательной платформы банковского надзора, проводятся многочисленные консультации и апробации.
Аналогичным образом работа организована большинством стран, выразившим своё намерение перехода к Базелю II.
Осталось всего 2 года до объявленного Банком России начала ввода Базеля II, однако полностью не реализован ни один из этапов, рекомендованных Базельским комитетом. Не построена сильная финансовая инфраструктура, нет качественных изменений в национальных стандартах банковской деятельности, не снижается влияние государственных банков, не обеспечена прозрачность операций банков и финансового рынка в целом. Требуется пересмотр самой системы регулирования банковской деятельности и обеспечение смещения акцентов с контрольно-ревизионных функций надзора на риск-ориентированные.
К тому же требуют решения некоторые технические вопросы надзорной практики: требует доработки система и порядок выявления банковских рисков, не обеспечена дифференциация подхода к регулированию деятельности отдельных субъектов банковской системы, необходимо внести ясность в определение и расчёт капитала, устранив имеющуюся двойственность трактовок. К примеру, показатель достаточности капитала у некоторых крупных системообразующих банков, рассчитанный по российской методике колеблется на уровне 12-14%, а при расчёте по системе МСФО показывает более высокий результат.
Деятельность Банка России
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления: центральный аппарат, территориальные управления, расчётно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка. Высшим органом Центрального банка РФ выступает Совет директоров, коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление. Совет директоров состоит из Председателя и 12 членов, избирающихся на четыре года Государственной Думой.
Для проведения денежно-кредитной политики при Центральном банке создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального собрания, Президента, Правительства, Центрального банка, кредитных организаций и экспертов.
Банк России прежде всего осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование экономики.
В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.
Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение её надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платёжной системы Банком России была введена отчётность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.
В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчётности за счёт внедрения системы международных стандартов (МСФО).
Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учёта и отчётности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объёму и периодичности публикуемой информации, реализации в учёте и отчётности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.
Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время всё более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идёт в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.
Ещё одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, - это фиктивная капитализация банков.
С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".
В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.
В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчёта и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нём были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещённых в банковских учреждениях Российской Федерации.
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.
Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счёт её ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
Заключение
Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через него - на реальный национальный продукт, занятость и стабилизацию цен.
Результаты монетарного регулирования по-разному расцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономической активности, цен и занятости.
Монетаристы ратуют за введение монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на реальный ВНП.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.
Сегодня понятие "стабильный уровень цен" во многих странах наполняется практическим содержанием. В большинстве из них стабилизацию связывают с очень низким уровнем инфляции. В случае дестабилизации вся вина не должна списываться на слабое управление денежной политикой или ее практическое отсутствие. Причины, как правило, кроются в другом: чрезмерное увеличение экономической роли правительства, усиление давления профсоюзов и изменение в связи с этим общественного и интеллектуального климата.
Исторический опыт показал важность фундаментальных принципов, лежащих в основе эффективной банковской системы и успешной кредитно-денежной политики: диверсифицированные портфели ценных бумаг и адекватный капитал в коммерческих банках; своевременное и адекватное, но не избыточное предложение ликвидности центральным банком.
На сегодня перед Банком России стоит задача на основе текущей политики и действующего механизма обеспечить устойчивый низкоинфляционный рост. И уже сегодня происходят коренные изменения в использовании инструментов денежно-кредитной политики в России, например, явно замечено некоторое начало перехода от преимущественно административных методов регулирования банковской деятельности к экономическим.
Сегодня доля на мировом рынке кредитов сегодня характеризует уже не только успехи центрального банка, надежность национальной валюты, но и эффективность всей экономической деятельности той или иной страны. В заключении для иллюстрации я приведу несколько статистических данных для сравнения.
Список литературы
1.Андрианов В.Д. Инфляция и методы её регулирования // Банковский ряд. - №3. - 2007. - С.7-21.
2.Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 592 с.: ил.
.Банковское дело: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 256 с.
.Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л. Банковские системы зарубежных стран: Курс лекций. - М.: Экономистъ, 2004. - 400 с.
.Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2005. - 432 с.
.Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Независимость Банка России как гарантия стабильности финансово-кредитной системы // Банковское дело. - №4. - 2004.
.Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 703 с.
.Ершов М., Зубов В. Возможности и риски финансовой интеграции // Вопросы экономики. - №12. - 2005. - С.4-17.
.Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник: для студентов вузов по специальности 060400 "Финансы и кредит", 060500 "Бухгалт. учёт, анализ и аудит"/Е.П. Жарковская. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: омега-Л, 2005. - 452 с.
.Жукова С.С. Деньги. Кредит. Банки: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 213 с.
.Корнилов Г. Федеральная резервная система США: новые подходы // Банкноты стран мира. - №1. - 2005.
.Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие/О.И. Лаврушин. - М.: КНОРУС, 2005. - 320 с.
.Лакшина О.А., Чекмарёва Е.Н. Актуальные вопросы анализа финансовой стабильности // Банковское дело. - №8. - 2006. - С. 20-24.
.Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2005. - 652 с.
.Морозов И.В. FOREX: от простого к сложному. Новые возможности с клиентским терминалом "MetaTrader" / И.В. Морозов, Р.Р. Фахтуллин. - М.: ООО "Телетрейд". - 448 с.
.Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р. эконом. наук, профессор В.В. Круглов. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 432 с.
.Пищик В.Я. Политика ценовой стабильности Банка Японии в современных условиях // Банковские услуги. - №1. - 2007. - С.17-30.
.Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 256 с.
.Фетисов Г. Недавние драматические события в банковской сфере: характер, причины и уроки // Российский экономический журнал. - 2005. - №1. - С.45-56.
.Штайнхер А. Современные тенденции развития российского банковского сектора // Вопросы экономики. - №12. - 2005. - С.18-31.
22.www.cbr.ru
23.www.intervencia. info
24.www.finam.ru
.www.s-cont.ru
26.bankir.ru
.www.oecd.org
28.www.opec.ru
29.www.expert.ru
Приложения
Приложение 1
Банк России выполняет следующие функции:
) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
) устанавливает правила проведения банковских операций;
) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Источник: ФЗ "О Банке России"
Приложение 2
Центральный банкКонечная цель денежно-кредитной политикиФРС СШАМаксимальный устойчивый долгосрочный экономический рост и стабильность ценЕЦБЦеновая стабильностьНемецкий БундесбанкЗащита валюты и поддержка общей экономической политики правительстваБанк АнглииЦеновая стабильностьБанк ФранцииЦеновая стабильностьНациональный банк ШвейцарииЦеновая стабильностьБанк ИталииСтабильность национальной валютыБанк ИспанииЦеновая стабильностьШведский РиксбанкЦеновая стабильностьНациональный банк БельгииСтабильность национальной валютыНациональный банк ДанииСтабильность и защита валютной системыЦентральный банк ИрландииЦелостность и стабильность национальной валютыЦентральный банк ЛюксембургаСтабильность национальной валютыБанк НидерландовЗащита национальной валютыБанк РоссииОбеспечение защиты и устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к другим иностранным валютам
Источник: Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2005. - 652 с.
Приложение 3
СШАЕСЯпонияОтветственные организацииСовет управляющих Федерального резервного банка, Служба финансовой инспекции, Федеральная корпорация страхования вкладов, Служба контроля за сберегательными организациямиЕвропейский центральный банк; Комитет европейских органов банковского надзора; Национальные надзорные органы и целевые группыАгентство финансовых услуг ЯпонииОпорный документ, определяющий порядок введения Соглашения в стране Notice of proposed rulemaking (NPR) - уведомление о предлагаемых правилахCapital Requirements Directive (CRD) - Директива о требованиях к капиталуРегулирующие положения (директивы) по отдельным компонентам СоглашенияПорядок введения Соглашения и сроки (По 1 компоненте Соглашения, т.к. выполнение 2 и 3 компоненты у рассматриваемых стран не вызывает принципиальных сложностей и необходимости выделения в отдельный этап) 2007г.: применение продвинутых подходов к оценке рисков банками с активами 250 млрд. долл. и более или с общими зарубежными активами в размере не менее 10 млрд. долл., для всех остальных банков - применение Базеля I 2008-2010гг.: поэтапный переход всей банковской системы к Базелю II2007г.: начало введения в действие Директивы по достаточности капитала во всех странах-членах ЕС: на данном этапе допускается выборочное применение продвинутых подходов к оценке рисков; 2008г.: переход к продвинутым подходам оценки рисков2006г.: определение методик оценки рисков, приемлемых для банковской системы страны; 2007г.: введение стандартных подходов для банков малого и среднего уровней ипродвинутых подходов для крупных банков; 2008г.: переход к продвинутым подходам оценки рисков (для всех банков)
Источник: http://www.bfi.ru/hall/2006spb_natalie. pdf