Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    100,17 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы

МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Социально-психологический факультет

Кафедра социальной психологии










Дипломная работа

Тема: Влияние социально - психологических факторов, на

формирование коллектива класса начальной школы










Москва 2010

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования детского коллектива начальной школы

1.1 Феномен формирования детского коллектива в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Факторы, влияющие на формирование детского коллектива

1.2.1 Психологические особенности младшего школьника

.2.2 Организационная структура. (роли и статусы)

1.2.3 Межличностные отношения (их влияние на групповую деятельность)

1.2.4 Игра, как путь к адаптации ребенка в коллективе

.2.5 Мотивация построения отношений младших школьников

.2.6 Социально-психологический климат детского коллектива

.2.7 Сплоченность коллектива

1.3 Этапы и уровни развития детского коллектива

Вывод по главе

Глава II. Экспериментальное исследование результата влияния социально - психологических факторов внеурочной совместной деятельности детей на формирование коллектива класса начальной школы

2.1 Диагностика межличностных отношений и уровня сплоченности младших школьников в коллективе класса

.2 Диагностика уровня развития коллектива

.3 Беседа с классным руководителем

.4 Результаты исследования и их интерпретация

Заключение

Литература

Приложения



Введение

формирование детский коллектив

Природа формирования коллектива и коллективных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В коллективе человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. С момента поступления в школу ребенку открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству. В школе происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Большую часть времени дети проводят в контактах с родителями, учителями, другими детьми. Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. В младшем школьном возрасте большее значение для развития ребенка и становление его личности приобретает общение в коллективе сверстников. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Проявляя социальную активность, каждый школьник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию школьников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Актуальность: Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Различные социально - психологические факторы по - разному влияют на формирование, сплоченность коллектива и психологический климат в нем. Общение со сверстниками и положительное влияние коллектива играет важную роль в этом возрасте.

С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Благоприятный психологический климат в коллективе дает возможность ребенку пройти плавно период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы. Дети младшего школьного возраста по-прежнему много времени проводят в различных играх, где их партнерами по игре становятся сверстники. Игра является одним из ведущих факторов, способствующих процессу адаптации детей в коллективе класса.        В данной работе, нам бы хотелось рассмотреть процесс формирования детского коллектива, под влиянием внеурочной совместной деятельности на основании которой формируются определенные мотивы и цели, в которой ребенок проходит процесс адаптации к новым условиям а исходя из них и способы общения между сверстниками и их влияние на коллектив в целом.

Этой проблемой занимались: Аникеева Н.П. «Психологичский климат в коллективе» (1989), Донцова А.И. «Психология коллектива» (1984), Эльконин Д.Б. «Избранные труды», Кан-Калик В.А. «Основы профессионально-педагогического общения», Коломинский Я.Л. «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе», В.М. Бехтерев «Коллективная рефлексология» (1921), «Объективное изучение личности» (1923). В виду того, что разработка этой проблемы началась очень давно, и в ней было задействовано большое количество педагогов, психологов и общественных деятелей.

Объект - процесс формирования детского коллектива. Предмет - влияние социально-психологических факторов способствующих прогрессивному формированию коллектива начальной школы, а именно: сплоченности, адаптации, межличностных отношений, психологического климата, дружбы и игры на процесс формирования коллектива класса начальной школы

Цель - детально рассмотреть процесс формирования детского коллектива. Выявить и рассмотреть положительное влияние игры, совместной внеурочной деятельности, спортивных мероприятий на сплоченность, межличностные отношения между сверстниками, психологический климат класса и их влияние на процесс формирования коллектива младших школьников. Гипотеза - социально-психологические факторы формирования коллектива, такие как: внеурочные межличностные отношения, психологические игры, направленные на принятие детьми друг друга, совместная деятельность будут способствовать повышению уровня развития коллектива.

Задачи:

·  изучить литературу по теме исследования;

·        анализ теоретических основ формирования коллектива;

·        изучить психологические особенности младшего школьника;

·  изучить особенности формирования коллектива на этапе младшего школьного возраста;

·        изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе и его влияние на формирование психологического климата коллектива класса начальной школы;

·        определить основные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками как фактор влияния на формирование сплоченности коллектива класса;

·  изучить положительное влияние совместного проведения игр, спортивных и музыкальных мероприятий на формирование коллектива класса начальной школы;

·   Экспериментально исследовать социально-психологические факторы формирования детского коллектива начальной школы.

Методы исследования.

Мы используем теоретические и эмпирические методы, в качестве методического инструментария воспользуемся:

·       Социометрия Д. Морено.

·        Проективная методика А.Н. Лутошкина.

·        Беседа учителем;

·       Компьютерная математическая обработка данных исследования.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.



Глава I Теоретический анализ проблемы формирования детского коллектива начальной школы

Развитому детскому коллективу присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и игровой и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

.1 Феномен формирования детского коллектива в отечественной и зарубежной психологии

Коллектив (от лат. собирательный) - группа  <#"511791.files/image001.gif"> - максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

= ;

где n - число членов изученной группы.

К - общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы.

Индекс групповой сплоченности = ;

«Индекс групповой сплоченности» несколько ниже нормы (0,6-0,7), его можно оценить только как удовлетворительный. Но это можно объяснить тем, что дети учатся вмести всего около года. Двое детей пришли в класс несколько месяцев назад. Вместе с тем, стремление к сотрудничеству у ребят налицо.

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников I - го класса:

. Коэффициент благополучия отношений.

КБО = (С1 + С2)/n, = (3+ 5 )/18= 0. 44

где С1 - количество «звезд»,

С2 - количество «предпочитаемых», а n - число учеников в классе.

КБО = 3 + 5 /18*100% = 47%, соответственно : 53% - коэффициент неблагополучия отношений.

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,4) исследуемого класса определяется как средний .

. Коэффициент «звездности».

КЗ = С1/n = 3/18 = 0,16

4. Коэффициент «изолированности».

КИ = С4/n,

где С4 - количество «изолированных» в группе. В данной группе ни один ребенок не получил 1 выбор, соответственно « изолированных» в данной группе нет.

. Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов. Он выражает характер отношений, существующий в группе, может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

КВ = SВВ/SВ.

В нашем исследовании КВ = 47/68*100% = 65%Коэффициент взаимности выборов учеников I класса характеризуется как высокий. В данном классе нет четких разграничений на группировки.

. Коэффициент осознанности.

КО = R0/Rx*100%, где R0 - число оправдавшихся ожидаемых выборов,

а Rx - число ожидаемых выборов.

В нашем исследовании КО = 68/153*100% = 45%, следовательно, коэффициент осознанности высок.

Интерпретация полученных результатов

Итак, результаты нашего социометрического метода показали, что в классе выявилось: 3 лидера: 2 девочки (Р. Таня, О. Ольга) и 1мальчик ( К. Виктор, ); 5 предпочитаемых: 2 девочеки (А. Вика, И. Ира) и 3 мальчика(А. Сарханг, Б.Алеша, Б. Егор); 10 неавторитетных (Ф.Александр, О. Сергей, М. Егор, Л. Миша, К. Настя, К. Вова, В. Артем, Ф. Ольга, О. Алеша, Л. Ангелина); отвергнутых - нет. Таким образом, это позволило нам определить лидеров класса, которые занимают высокое положение в коллективе, а также мы определили учеников, которых причисляют к группе «отвергнутых», или «аутсайдеров». В данной группе их нет.

Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети только первых трех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов - II группа, получившие 1 - 2 выбора - III группа. По данным социометрии в исследуемом I классе в первую группу входит 8 человек, что составляет 44,5% от общего количества учеников в классе; вторая группа 10 человек, что составляет 55.5% от общего количества учащихся; третья группа составляет 0 %.

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%; в нашем случае группа благополучная, так как изолированные дети в классе отсутствуют.

В данном 1 классе учатся без смены состава с детского сада , таким образом, можно сказать, что класс представляет собой развивающийся коллектив. Наличие в классе 10 неавторитетных, то есть минимально включенных в межличностное взаимодействие школьников вызывает тревогу, но отсутствие «изгоев» характеризует группу как высокостатусную, с высоким уровнем межличностных отношений. Анализируя мотивы взаимных выборов учащихся, можно сделать вывод о том, что превалируют общественные мотивы над личными (совместная учеба, участие в коллективном походе, спортивные мероприятия). Индекс сплоченности классного коллектива равняется 0,47 - это означает, что коллектив имеет достаточно высокую групповую сплоченность, внешне она проявляется достаточно сдержанно. Индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений , существующих в группе, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. При необходимости все микрогруппы класса включаются в совместную деятельность и взаимодействуют между собой.

Социометрическая «мишень» позитивных выборов. 1 «А» (см. приложение 2)

На «социометрической мишени» во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге - дети, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), в следующем круге - дети единичным предпочтением, во внешнем круге - дети с нулевым статусом, но таковых детей в данной группе нет.

Анализ «мишени» предоставляет возможность выявить безусловных лидеров, к которым «стекаются» все позитивные выборы. Это К. Виктор, Р. Татьяна, О. Оля.

Интерпретируя индекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,31) свидетельствует о:

средней зрелости группы;

предположительно, дети могут иметь совместимые жизненные ценности;

переживания отдельных членов группы часто даны другим как мотивы деятельности;

Можно сделать следующие выводы:

Межличностные отношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, ее психологическом климате;

Межличностные отношения разворачиваются как процессы коммуницирования, межличностного восприятия и взаимодействия;

Школьное объединение - это своеобразное наложение формальной структуры организации на неформальную структуру взаимоотношений детей;

Возможности развития коллектива, повышение уровня его развития, зрелости возможны при совместной внеурочной деятельности формальной и неформальной структур группы;

Исследование взаимоотношений детей в школьном классе показало, что группа, образованная младшими школьниками развита по типу кооперации, что свидетельствует о высоком уровне развития в ней совместной деятельности;

В объединении не достаточно четко выделяется группа девочек и группа мальчиков, лидеры общие на класс;

Позитивные взаимоотношения детей можно развивать, используя внеурочную совместную деятельность( спортивные, трудовые, музыкальные и игровые мероприятия).

В классном коллективе 1 «Б» 19 учеников: 9 девочек и 10 мальчиков. Для участия в исследовании мы взяли 18 учеников: 9 девочек и 9 мальчиков.

Все учащиеся класса в зависимости от полученных выборов и отвержений распределяются по статусным группам:

·      высокостатусные - «звезды»;

·        среднестатусные - «предпочитаемые»;

·        низкостатусные - «принятые;

·        пренебрегаемые - изолированные.

 - максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

= ;

где n - число членов изученной группы.

К - общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы.

Индекс групповой сплоченности = ;

«Индекс групповой сплоченности» ниже нормы (0,6-0,7), его можно оценить только как не удовлетворительный.

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников I - го класса:

. Коэффициент благополучия отношений.

КБО = (С1 + С2)/n, = (5+ 4 )/18*100%= 50%

где С1 - количество «звезд»,

С2 - количество «предпочитаемых», а n - число учеников в классе.

КБО = 4+ 5 /18*100% = 50%, соответственно : 50% - коэффициент неблагополучия отношений.

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,50) исследуемого класса определяется как высокий, за счет большого количества «лидеров» и их взаимовыбора.

. Коэффициент «звездности».

КЗ = С1/n = 5/18 = 0,27

4. Коэффициент «изолированности».

КИ = С4/n,

где С4 - количество «изолированных» в группе.

КИ = 2/18 = 0,11

При КИ = 0,11% группа считается не благополучной

. Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов. Он выражает характер отношений, существущий в группе, может быть показателем действительной сплоченности, привязан ности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

КВ = SВВ/SВ.

В нашем исследовании КВ = 25/71*100% = 35%

Коэффициент взаимности выборов учеников I класса характеризуется как низкий класс разбит на мелкие микрогруппы.

. Коэффициент осознанности.

КО = R0/Rx*100%,

где R0 - число оправдавшихся ожидаемых выборов,

а Rx - число ожидаемых выборов.

В нашем исследовании КО = 71/153*100% = 46 %, следовательно, коэффициент осознанности высокий.

В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них. Существуют достаточно разрозненные связи между членами группы всех статусных образований. Анализ социометрических карточек позволил установить различные проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение (положительный выбор), отвержение, избегание, (отрицательный выбор), оставление без внимания, игнорирование. Результаты нашего социометрического метода показали, что в классе выявилось: 5 лидеров: 4 девочки (София П., Б.Люда, Дана Н., Ира А.) и 1мальчик (Рома Т.); 4 предпочитаемых: 2 девочки (Вика Н., Ира Ж.) и 2мальчика (Николай С., Давид К.); 7 неавторитетных (Миша Б., Алеша Б., Александр В., Оля Г., Вадим Ж., Оля И., Алеша Л.); 2 отвергнутых - 1 мальчик и 1 девочка (Настя Н., Кирилл Л.). Таким образом, мы определили лидеров класса, которые занимают высокое положение в коллективе, а также мы определили учеников, которых причисляют к группе «отвергнутых», или «аутсайдеров».Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов - II группа, получившие 2 выбора - III группа и IV группа - 1 выбор. По данным социометрии в исследуемом I классе в первую и вторую группу входят 9 человек, что составляет 50% от общего количества учеников в классе; третья группа 7 человек что составляет 38.8% от общего количества учащихся; четвертая группа составляет 2 человека что составляет 11,1%.

Меньше всего школьников находятся в крайней IV группе. Наиболее многочисленны по количеству I и II группы.

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%; в нашем случае группа менее благополучная, так как изолированные дети составляют 16,7%, от общего числа класса.         В данном 1 классе учатся дети принятые из двух детских садов , ребята практически не посещают группу продленного дня, а соответственно кроме совместной учебной деятельности их ничего не объединяет. Таким образом, можно сказать, что класс представляет собой скорее группу, чем развивающийся коллектив. Наличие в классе 7 неавторитетных, то есть минимально включенных в межличностное взаимодействие школьников, и 2 «изгоев» вызывают тревогу и могут характеризовать как группу с невысоким уровнем межличностных отношений. Микрогруппы класса несколько обособлены.       Индекс групповой сплоченности классного коллектива равняется 0,16 - это означает, что коллектив имеет достаточно низкую групповую сплоченность, внешне она практически не проявляется. Индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений , существующих в группе. В классе прослеживается характер взаимовыгодных отношений и только между членами своей микрогруппы. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них, причем существуют достаточно разрозненные односторонние связи между членами группы всех статусных образований.

Социометрическая «мишень» позитивных выборов. ( см. приложение 5)

На «социометрической мишени» во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге - дети, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), во внешнем круге - дети с единичным статусом. Анализ «мишени» предоставляет возможность выявить безусловных лидеров, к которым «стекаются» все позитивные выборы. Это София П., Б.Люда, Дана Н., Ира А. Рома Т.

Интерпретируя индекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,16) свидетельствует о:

средней зрелости группы;

о том, что взаимоотношения членов школьного объединения достаточно опосредованы совместной деятельностью;

переживания отдельных членов группы практически не даны другим как мотивы деятельности;

Можно сделать следующие выводы:

Возможности развития коллектива, повышение уровня его развития, зрелости возможны через действия педагога, организатора, педагогическими действиями совмещающего формальную и неформальную структуру группы;

Исследование взаимоотношений детей в школьном классе показало, что группа, образованная младшими школьниками развита по типу номинальной, что свидетельствует о низком уровне развития в ней совместной деятельности; В объединении не достаточно четко выделяется группа девочек и группа мальчиков, лидеры общие на класс; Ценность некоторых участников объединения не до конца раскрыта. Об этом свидетельствуют единичные социометрические статусы у некоторых детей;

Позитивные взаимоотношения детей можно развивать, используя внеурочную совместную деятельность( спортивные, трудовые, музыкальные и игровые мероприятия).

Полученные данные по проведенной методике можно представить в виде таблицы:

Таблица

Название производимых вычислений

Класс 1 «А»

Класс 1 «Б»

« звезд»

3

5

«предпочитаемых»

5

4

« низкостатусных»

10

7

« отверженных»

0

2

Максимально возможное число взаимных выборов

153

153

Индекс групповой сплоченности

0,31

0,16

Коэффициент благополучия отношений.

0,47%

0,50%

Коэффициент неблагополучия отношений.

0,53%

0,50%

Коэффициент «звездности».

0,16

0,27

Коэффициент «изолированности»

0

0,11

Коэффициент взаимности выборов

65%

35 %

Коэффициент осознанности

45%

46%


.2 Диагностика уровня развития коллектива

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» Составлена А.Н. Лутошкиным. (приложение 4.)

Мы решили использовать данную методику, так как она достаточно известная и неоднократно апробированная и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым. Данная проективная методика подходит для изучения мнений детей младшего школьного возраста о своем коллективе. Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива и отношению детей к коллективу - школьного класса.

Ход выполнения

Мы объяснили школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее мы попросили ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива

1 ступень. «Песчаная россыпь».

2 ступень. «Мягкая глина».

ступень. «Мерцающий маяк».

ступень. «Алый парус».

ступень. «Горящий факел».

Обработка полученных данных

На основании ответов школьников мы смогли определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнали, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Результаты ответов 1 «А» класса.

Все ответы учащихся 1 «А» класса систематизированы в таблицу (см.приложение 6).

Обработав результаты ответов учащихся 1 «А» класса мы выяснили, что Ангелина Л., Сережа О., и Алеша О. ассоциируют свой класс с песком. Все в классе сами за себя , в игру принимают только своих друзей, и только иногда их . Эти дети относятся к «низкостатусным» детям, которые получили 1 - 2 выбора.

Б. Егор, В. Артем, Л. Миша ассоциируют класс с мягкой глиной, объясняя свой выбор тем, что, несмотря на то, что все члены коллектива общаются друг с другом, но есть дети, которые предпочитают общаться только со своими друзьями, обращаясь к остальным по мере надобности.

А. Вика, Б. Алеша, К. Вова, К. Настя, М. Егор, И. Ира, Ф. Александр ассоциируют свой класс с мерцающим маяком, дети объяснили свой выбор тем, что все ребята в классе дружные, любят вместе играть, трудиться, но иногда происходят конфликты, которые вносят разлад в дружбу, но совсем не на долго. Ребята все равно стремятся общаться друг с другом.

Ф. Ольга, О. Ольга выбрали алый парус, так как они общаются со всеми детьми и все дети общаются с ними, иногда их обижают, но очень быстро все мирятся и снова играют, поют и соревнуются вместе.

К. Виктор, Р. Таня, А., Сарханг выбрали горящий факел, объяснив это тем, что все дети дружные и всегда готовы прийти на помощь друг другу, особенно детям, которые учатся не очень хорошо. Они любят спортивные соревнования, игры, походы, всегда с удовольствием ходят всем классом.

Большинство детей (12 человек) оценивают свой класс, как дружный и сплоченный коллектив класса, отношения строятся на взаимовыручке и взаимопонимании. 3 детей оценили свой класс как дружный, но с ограничениями в межличностном общении, определив коллектив как средней сплоченности. 3 детей оценили коллектив как не сплоченный, но имеющий хорошую динамику для развития коллективных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что класс имеет высокий уровень развития и имеет высокую тенденцию к формированию коллектива с признаками коллективизма и коллективными отношениями, так как помимо учебной деятельности детей объединяет интерес к внеклассным совместным мероприятиям. Оценивая психологический климат коллектива класса, можно сказать, что он достаточно благоприятный для формирования как персонифицированной личности в коллективе, так и коллектива класса.

Результаты ответов 1 «Б» класса.

Все ответы учащихся 1 «Б» класса систематизированы в таблицу (см.приложение 7).

Обработав результаты ответов учащихся 1 «А» класса мы выяснили, что Ж. Вадим, Ильм Оля К. Давид, Л. Алеша Л. Кирилл, Н. Вика, Н. Настя ассоциируют свой класс с песком. Все в классе сами за себя , в игру принимают только своих друзей. Дети часто ругаются, если игра идет не так как надо «лидерам».

Б. Алеша, В. Александр, Б. Миша, Н. Дана, ассоциируют класс с мягкой глиной, объясняя свой выбор тем, что, дети часто ругаются, но и мирятся быстро. Общаются не все дети друг с другом, но если учитель просит, то детей принимают в игру или совместную деятельность. Но есть дети, которые предпочитают общаться только со своими друзьями, обращаясь к остальным по мере надобности.

Ж. Ира , Т. Роман ассоциируют свой класс с мерцающим маяком, дети объяснили свой выбор тем, что в основном все дети дружные, любят вместе играть, трудиться, но часто происходят конфликты, которые вносят разлад в дружбу, но совсем не на долго. Ребята все равно стремятся общаться друг с другом.

А. Ира, П. София выбрали горящий факел, объяснив это тем, что все дети дружные и всегда готовы прийти на помощь друг другу, особенно дети которые хорошо учатся всегда помогают хорошистам. Иногда в классе проходят спортивные соревнования, игры, походы, и все с удовольствием ходят всем классом. (Девочки имеют статус «звезд» и «лидиров», поэтому взаимное общение у них максимальное.)

Большинство детей (13 человек) оценивают свой класс, не сплоченный, конфликтный, с явными делениями на микрогруппы, с преобладающим влиянием «лидеров» класса. 3 детей оценили свой класс как дружный, но с ограничениями в межличностном общении, определив коллектив. как средней сплоченности. 3 детей оценили коллектив как сплоченный, дружный и неконфликтный. Таким образом, можно сделать вывод, что класс имеет низкий уровень развития, межличностные отношения поддерживаются только среди своей или близлежащей микрогруппы. Оценивая психологический климат коллектива класса можно сказать, что он не благоприятный для персонифицированного развития личности в коллективе и формирования коллектива класса. В тоже время, анализируя ответы детей, можно сделать вывод, что совместная внеурочная деятельность очень нравится детям и при ее увеличении есть хорошая динамика для формирования коллектива класса.

2.3 Беседа с классным руководителем

1. Число членов и возраст детского коллектива?

В классе 18 учащихся ( 7 девочек и 11 мальчиков), возраст колеблется от шести до семи с половиной лет

. Характеристика лидеров, степень их влияния: в чем оно проявляется? О. Оля, Р. Таня, К. Виктор, Б. Егор, являются лидерами и предпочитаемыми по успеваемости, по активности, которая выражается в участии в различных школьных мероприятиях.

. В чем основные интересы коллектива?

В совместной внеклассной деятельности: поход в кино, игры, спортивные мероприятия, межличностные интересы детей, особенно проживающих рядом.

. Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива?

Конфликты есть но не много. В основном из - за несовпадения мнений лидирующих детей по вопросам совместной деятельности и распространения влияния этого мнения на остальных членов коллектива.

. Кто из детей вне коллектива? Почему? Что это за дети?

Ф. Оля, О. Алеша, Л Ангелина, являются принятыми, но получившими меньше всего выборов. Они неохотно вступают в контакт со сверстниками, успеваемость у детей низкая, но есть стремление к хорошей учебе. Иногда они принимают участие в школьных мероприятиях. Этих детей изредка, но замечают в жизни класса. Они не вступают в споры, не высказывают мнений в спорных вопросах, но общаются практически со всеми детьми. Двое из этих детей пришли в класс совсем недавно и еще не реализовали себя в коллективе. У Лазаревой А., опекуном являются бабушка и дедушка , в семье нет хорошего материального достатка.

6. Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе? Наиболее прижившиеся дети в коллективе класса это - 5 предпочитаемых: 2 девочеки (А. Вика, И. Ира) и 3 мальчика (Б. Алеша, А. Сарханг, В. Артем); эти дети сохраняют нейтралитет ко всем . Они высказывают свое мнение, но не навязывают его. Общаются со всеми детьми не выделяя наиболее или наименее привлекательных.

. Какой тон взаимотношений преобладает в классе (бодрый, жизнерадостный или подавленный, пессимизм, конфликтность)?

Можно сказать, что больше бодрости и жизнерадостности , но бывают редкие периоды конфликтности.

. Строятся ли отношения на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности? Отношения строятся скорее на принципах сотрудничества и взаимной помощи, затем доброжелательности. В классе скорее преобладает деловой вид отношений направленный на коллективную деятельность . Но хорошо уже то, что эти критерии вообще присутствуют в классе.

. Нравится ли детям участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время? Вне школы дети встречаются не так часто , как хотелось бы, но , к примеру, на организованном школой субботнике, работали и общались между собой все дети, даже те, которые редко обращали внимание друг на друга. Группа продленного дня конечно очень сплачивает детей, так как нет официального урочного тона в их межличностном общении. Мы организуем игры, прогулки, конкурсы, просто беседуем и обсуждаем различные темы интересные детям. Выслушиваем мнение всех детей. Такая совместная деятельность очень сплачивает класс. На совместных спортивных мероприятиях ( подразумевающих соревнование) дети сплачиваются на столько, что нет разделения на микрогруппы. В группе продленного дня более сильные в учебе дети помогают боле слабым.

. Присутствуют ли в классе нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях?

Дети вообще жестоки от природы к тем, кто не такой как они сами. Поэтому говорить о справедливости в детском коллективе - сложно. Но в данном коллективе есть эти зачатки. В основном в классе каждая микрогруппа заступается за своего члена. Очень редко ( практически никогда) дети не заступаются друг за друга кроме случаев, когда обидчиками являются представители старшего класса . В таких случаях можно говорить о нормах справедливости между микрогруппами. Так же при совместной деятельности , особенно приводящий к результату (например совместные спортивные игры) присутствует равенство и поддержка более слабых.

.Вызывают ли успехи или неудачи отдельных учащихся класса сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива?

Чаще дети переживают и радуются только за себя или близкого друга. Но если я акцентирую внимание детей, на каком - то хорошем достижении ребенка не привлекательного в классе, тогда участие выражают все члены коллектива.

. Как реагируют дети на предложение совместной деятельности после уроков ( например спортивного соревнования с другим классом)?

Очень бурно и радостно. В классе только новенькие дети еще не достаточно активны, начинается совместное обсуждение действий на соревновании, лидеры активизируют детей всех категорий. Наблюдается необычное сплочение ради победы.

Это очень радует.

.Как вы считаете, коллектив вашего класса достаточно дружный и сплоченный?

Конечно, дети еще не достаточно хорошо узнали друг друга на первом году совместной учебы, но у класса есть хорошая динамика к развитию дружного коллектива. Я стараюсь акцентировать внимание детей на доброжелательных отношениях, помощи слабым. Видя, что внеурочные совместные мероприятия очень нравятся детям и помогают взаимопониманию детей, я стараюсь организовывать их как можно чаще.

Вывод

Анализируя беседу с классным руководителем можно сделать вывод, что класс , развивается как коллектив , и наблюдается хорошая динамика его формирования. Среди детей нет достаточно резкого выделения «лидеров», «предпочитаемых» и «принятых». «Изгоев» в классе нет вообще. Класс разбит на несколько групп, но в совместной внеклассной деятельности эти группы сплачиваются, что говорит о высокой сплоченности. Прочные и постоянные межличностные отношения в классе не только в своей микрогруппе или близлежащей, но и за пределами группы, особенно частые не только по мере необходимости. Несмотря на разброс выборов в классе преобладает межличностное взаимодействие между индивидуумами, чем между микрогруппами. Такое положение в классном коллективе дает основание предполагать, что при увеличении совместной внеклассной деятельности класса будет повышаться сплоченность,формироваться положительный психологический климат, межличностные отношения в коллективе класса будут строиться на взаимопонимании, доверии, дружбе , а не на принципе сотрудничества.

Беседа с классным руководителем 1 «Б» класса.

1. Число членов и возраст детского коллектива?

В классе 19 учащихся (9 девочек и 10 мальчиков), возраст колеблется от шести до семи с половиной лет

. Характеристика лидеров, степень их влияния: в чем оно проявляется? София П., Б.Люда, Дана Н., Ира А., Рома Т. являются лидерами и предпочитаемыми по успеваемости, по активности, которая выражается в участии в различных школьных мероприятиях.

. В чем основные интересы коллектива?

В данном классе совместной внеклассной деятельности очень мало и дети очень рады, когда можно провести какие - то совместные мероприятия. Интересы коллектива в основном строятся на совместной учебной деятельности.

. Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива?

Конфликты происходят очень часто, но не много. В основном внедрения «лидирами» в коллективные отношения микрогрупп класса личных взглядов на выборы и взаимовыборы членов коллектива, и распространения влияния этого мнения на отверженных детей.

. Кто из детей вне коллектива? Почему? Что это за дети?

Кирилл Л., и Настя Н., являются изгоями, которые неохотно вступают в контакт со сверстниками, не участвуют в школьных мероприятиях, плохо относятся к учебе. Этих детей практически не воспринимают в коллективе. Они не вступают в споры, не высказывают мнений в спорных вопросах, но крепко общаются между собой, так как живут рядом. Дети из неблагополучных семей: например, у Насти Н., одна мама, в семье нет хорошего материального достатка, у Кирилла Л., многодетная семья, отец часто выпивает.

. Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе? Наиболее прижившиеся дети в коллективе класса это - лидеры. Эти дети диктуют свои условия всем членам коллектива и умеют настоять на своем. Они высказывают свое мнение, навязывая его. Общаются с детими только своей микрогруппы и редко с близлежащей.

. Какой тон взаимотношений преобладает в классе (бодрый, жизнерадостный или подавленный, пессимизм, конфликтность)?

Можно сказать, что больше бодрости и жизнерадостности, но конфликтный тон проявляется очень часто.

. Строятся ли отношения на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности? Отношения строятся скорее на принципах взаимовыгоды и взаимных симпатий, затем доброжелательности и в последнюю очередь взаимной помощи.

. Нравится ли детям участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время? Вне школы дети встречаются редко, но , к примеру, на организованном школой субботнике, работали и общались между собой все дети, даже те, которые никогда не обращали внимание друг на друга. Такая совместная деятельность очень сплачивает класс. На совместных спортивных мероприятиях (подразумевающих соревнование) дети сплачиваются но стараются выбрать в команду детей только своей или расположенной рядом микрогруппы, «изгоев» практически не замечают, а если и берут в совместную деятельность, то только с моего предложения.

. Присутствуют ли в классе нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях?

Только среди своей категории, очень редко ( практически никогда) «лидеры» не заступаются за «изгоев», кроме случаев , когда представители другого класса обижают «изгоев». В таких случаях можно говорить о нормах справедливости. Так же при совместной деятельности, особенно приводящий к результату (например совместные спортивные игры) присутствует равенство и поддержка более слабых, если они были приняты в команду.

.Вызывают ли успехи или неудачи отдельных учащихся класса сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива?

Чаще дети переживают и радуются только за представителей своего круга. Над неудачами «изгоев» смеются. Но если я акцентирую внимание детей, на каком - то хорошем достижении ребенка не привлекательного в классе, тогда участие выражает большинство членов коллектива, остальные сохраняют нейтралитет.

. Как реагируют дети на предложение совместной деятельности после уроков (например спортивного соревнования с другим классом)?

Дети очень привыкли, что после уроков их забирают домой, и различные предложения о совместной деятельности вызывают достаточно сдержанные эмоции, кроме предложений совместных поездок и отдыха. В поездке рассаживаясь по интересам , при виде чего - то необычного или интересного общаются представители всех групп. Хотелось бы чаще совершать такие плодотворные для развития коллективных отношений поездки.

. Как вы считаете, коллектив вашего класса достаточно дружный и сплоченный?

Мне бы очень хотелось, чтобы коллектив моего класса был сплоченней и дружней. По моему мнению, учеба сплачивает детей на 40 %, а остальные 60% должна нести неформальная обстановка общения в классе, которую можно создать только внеклассной работой с детьми: различные кружки, секции, совместные выезды, походы. Конечно, дети еще не достаточно хорошо узнали друг друга на первом году совместной учебы, но хотелось бы помочь детям создать дружный и сплоченный коллектив.

Вывод

Анализируя беседу с классным руководителем можно сделать вывод, что класс , как коллектив пока не сформирован. Но при правильно выбранной работе с классом будет наблюдаться хорошая динамика его формирования, которая подтверждается единичными случаями внеурочной совместной деятельности детей. Среди детей достаточно резкое выделение «лидеров», «предпочитаемых», «принятых» и «изгоев». Класс разбит на несколько групп, но в совместной внеклассной деятельности эти группы иногда сплачиваются, интересен тот факт, что «изгоев» игнорируют все группы и внимание им уделяется только с подачи учителя, что говорит о низкой сплоченности в классе. Прочные и постоянные межличностные отношения в классе только в своей микрогруппе или близлежащей, за пределами группы они проявляются по мере необходимости. Несмотря на разброс выборов в классе преобладает межличностное взаимодействие между микрогруппами, чем между индивидуумами. Для повышения сплоченности, формирования положительного психологического климата класса, необходимо увеличение время проведения неформальной совместной внеклассной деятельности, тогда межличностные отношения в коллективе класса будут строиться на взаимопонимании, а не на взаимовыгоде.

2.4 Результаты исследования и их интерпретация

Таким образом, в ходе нашего исследования были выделены следующие выводы:

Социально - психологические факторы имеют ряд форм и особенностей, которые реализуются в коллективе, сверстников 1 «А» и 1 «Б» класса в процессе внеучебной совместной деятельности. То есть в зависимости от их частоты и различных форм, являются факторами прогресса, которые влияют на коллективные отношения и их формирование. Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

Существуют 4 круга общения, которые характеризуют систему личных отношений в классе (Я.Коломинский). Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а в конце I класса и индивидуальные нравственные качества. Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения. Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно. Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие. Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.

При помощи соответствующих методов и следования основным методологическим принципам мы подтвердили гипотезу исследования положительного влияния социально - психологических факторов на формирование коллектива сверстников младшего школьного возраста, что совместная внеурочная деятельность сплачивает детей намного больше, чем совместная учебная деятельность. Обработав результаты исследования мы выяснили, что для формирования дружеских взаимоотношений у детей в классе начальной школы необходимо проводить внеурочные совместные игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Семилетние школьники с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями. Дети вместе поют, читают , играют, соревнуются, трудятся, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Социально - психологические факторы, такие как дружба, игра, труд, спортивные мероприятия положительно влияют на формирование коллектива класса начальной школы.

Заключение


В последнее десятилетие развития психологической науки проблемы коллектива, казалось бы, потеряли актуальность. Почти прекратились исследования коллектива и процессов, происходящих в нем. Но не так давно, когда стало ясно, что без коллективной идеи, особенно в школе, не обойтись, хотим мы этого или нет, но коллектив имеет большой в психологический потенциал. Именно через классный коллектив дети развиваются как личности, присваиваются общественные ценности и нормы. И чем более детский коллектив будет ориентирован на совместную деятельность, тем более зрелых граждан он будет воспитывать. Такая оценка роли коллектива вновь сделала его изучение актуальным.

Младший школьный возраст - особо ответственный период, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в классе и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации работы с младшими школьниками. Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в коллективе класса начальной школы. У детей семилетнего возраста идет активное сплочение коллектива под влиянием внеучебной совместной деятельности. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный. Удачным фактором способствующим формированию коллектива и коллективных взаимоотношений является дополнительная совместная деятельность. В нашем исследовании мы рассмотрели с теоретических позиций структуру, закономерности функционирования и развития коллектива. Уделили серьезное внимание исследованию отношений и предпочтений в классе. Кратко обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что структурирование коллектива возможно при особенном отношение к совместной внеурочной деятельности. Все это проявляется в психологическом климате коллектива. При нарушении совместной деятельности психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей. Необходимо уделять больше внимания сплоченности коллектива. Так как сплоченность является одним из ведущих психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют ведущую роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.

Список использованной литературы

1.       Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы.

.         Андреева Г.М. Социальная психология // Социология в России /Под ред.

3.       Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.

.        Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983.

5.       Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.548-578.

6.       Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. -351с.

В.А. Ядова. М., 1996-б.

7.       Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М.Жукова, Допетровской, О.В.Соловьевой. М., 1994.

8.       Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.3. М., 1983.

10.     Донцов. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984.

.        Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000;

12.     Залужный А.С. Учение о коллективе. М.;Л., 1930.

.         Игнатьев Е.И., Лукин И. С., Громов М. Д. Пособие для педагогических училищ (школьных).М., «Просвещение», 1965 г.

.         Калишенко К.К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984, №7

.         Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.

16.     Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001.

17.     Макаренко А.С. Коллектив и личность // Макаренко А.С. Собр. соч. Кн.5. Львов, 1963.

.         Немов Р.С. Психология. В трех кн. Кн 2. -М.: Владос, 1999. -608с.

19.     Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.

20.     Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. -175с.

21.     Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология М.: Академия, 2001.

.        Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Владос, 1999. -47с.

.        Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. Пособив для пед. нн-тов/ А.А. Алексеев. И.А. Архитов. В.Н. Бабий и др: Под ред А.И. Щербакова: М.: просвящение, 1987- 255с.

.        Практическая психодиагностика /сост. Д.Я.Райгородский. - Самара, 1998;

25.     Проблемы общественной психологии /Под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф.Поршнева. М., 1965

.         Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина М: Владос Т2-2000-248с.

27.     Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990.-494с.

.        Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под ред.А. Бодалева, А. Деркача, Л. Лаптева. -М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. -640с.

.        Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Серия «Мастера психологии» - Питер, С - Птб, 2000. - 212 с.

.        Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2004. -376с.

31.     Советский школьник (по работе I Педологического съезда) / Под ред. Н.А. Рыбникова. М., 1929

32.     Социальная психология /Под ред. П.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. М., 1975.

33.     Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82

34.     Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. -СПб.: Лидер, 2005. -592с.

35.     Струминский В. Я. Психология. Оренбург, 1928.

36.     Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Дошкольное воспитание.- 1983, №2.

37.     Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

Похожие работы на - Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!