Теория человеческий капитала

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    655,77 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория человеческий капитала

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЧЕСКОГО КАПИТАЛА

.1       Понятие «Человеческий капитал»

.2       Человеческий капитал и его развитие в современной России

.3       Россия: уровень и структура человеческого капитала

ГЛАВА 2. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

.1       Что есть труд с точки зрения экономической теории

.2       Заработная плата - цена труда

.3       Производительность труда. Система мотивирования работников

.4       Спрос на труд

.5       Предложение труда

ГЛАВА 3. РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА

.1       .Понятие о безработице

.2       Виды безработицы и ее происхождение

.3       Российский рынок труда в 2009 - 2010 годах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике человек выполняет многообразные экономические функции. В качестве живого носителя производительных сил человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, совокупностью разнообразных потребностей и способностей. Как активный творческий субъект отношений в системе современной экономики человек играет полифункциональную роль.

Человеческая личность обладает совокупностью атрибутивных качеств и свойств, которые представляют собой производительные силы человека. В структуре последних необходимо различать две стороны: рабочую силу или способность к труду и потребительную силу или способность к потреблению. Труд есть функция рабочей силы, потребление - функция потребительной силы.

Тема теории человеческого капитала очень актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в нашу жизнь. Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств. В производстве труд людей постепенно заменяется трудом машин. Но человек всегда есть и будет выше всей техники, так как он является ее непосредственным творцом.

Актуальность- ситуация, складывающаяся на российском рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной.

Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Цель работы - рассмотрение участия труда в производстве, а также особенности вклада трудового ресурса в производственный процесс и как устроен реальный рынок труда, как он работает и почему он не может прийти в состояние равновесия при полной занятости населения. То есть, речь пойдет о том, как возникает безработица, и как с ней борются.

Задачами работы служат задачи:

описать человеческий капитал и его особенности;

изучить российский рынок труда;

исследовать занятость и безработицу в России;

Объектом исследования является человеческий капитал и рынок труда.

Предметом исследования - теория человеческого капитала, особенности функционирования рынка труда в России.

ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

1.1 Понятие «Человеческий Капитал»

Первоначально авторы концепции человеческого капитала стремились скорее объяснить и отстоять идею равноправной с материальными ресурсами роли неосязаемых, неотделимых от человека активов в создании совокупного общественного продукта, обосновать право мерность такого подхода, показать его теоретические и практические выходы, нежели дать лаконичное определение вводимой ими новой категории. Канонического определения ЧК не выработано до сих пор, равно как нет единства мнений по поводу содержательного наполнения этого понятия.

Между тем расстановка акцентов в определении человеческий капитал выводит на различные подходы к его измерению. Основное различие состоит в том, делается ли упор на сам факт обладания этим особым видом нематериального богатства, на процесс его приобретения и затраты, сопряженные с этим процессом, или на отдачу, выгоды, результат его функционирования. Еще один важный нюанс - степень акцента на стоимостную, рыночную природу человеческого капитала.

В качестве примера самого общего, нейтрального определения можно привести, например, следующее: «Человеческий капитал - это знания, компетенции и свойства, воплощенные в индивидах, которые способствуют созданию личностного, социального и экономического благополучия»1

Многие определения подчеркивают рыночный характер категории, но в то же время ничего не говорят об источнике этого актива. «Исследовать человека как производителя можно лишь на основе метода, позволяющего измерить его производительные способности. Идея человеческого капитала была выдвинута для того, чтобы получить такую меру. Человеческий капитал определяется как производительные навыки, способности и знания, которыми обладает индивид, и измеряется рыночной ценой совокупности произведенных им товаров и услуг». «Человеческий капитал - это навыки, свойства и способности, которыми обладает индивид, позволяющие ему зарабатывать доход».

В другой группе определений упор сделан на то, что человеческий капитал не дарован природой, а является искусственным воспроизводимым ресурсом.

Подчеркивается необходимость целенаправленных усилий для его создания. «Неквалифицированный труд следует отличать от квалифицированного, ставшего более производительным благодаря инвестициям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Эти инвестиции и образуют человеческий капитал». При этом во многих из них, особенно относительно более поздних, нет прямых указаний на стоимостную природу человеческого (как, впрочем, и традиционного, материализующегося в средствах производства) капитала: «Как физический капитал создается в результате преобразования вещества природы, чтобы изготовить средства производства, применяемые в процессе труда, так и человеческий капитал создается в результате преобразования людей, тобы наделить их навыками и способностями, позволяющими освоить новые способы и виды деятельности»2.

Изначально большинство теоретиков человеческого капитала, насколько можно судить по содержанию их конкретных разработок, придерживались наиболее узкой из всех возможных трактовок этого понятия: относили к нему лишь знания, навыки компетенции, приобретенные в системе формального образования и непосредственно используемые в целях получения дохода в сфере оплачиваемой занятости. Широко известна формулировка Г. Беккера: человеческий капитал «формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах»3. Однако данный структурный перечень отнюдь не безупречен с точки зрения теоретической концепции. Так, затраты на поддержку здоровья влияют на объем ЧК лишь в той мере, в которой препятствуют его физическому износу и тем самым продлевают срок его службы. Они не накапливаются и аналогично затратам на ремонт оборудования составляют лишь часть текущих расходов.

Кроме того, здоровье дано человеку от природы, это природное богатство, аналогичное полезным ископаемым и плодородию почв. Потребность в услугах здравоохранения определяется необходимостью корректировать отклонения от нормы в состоянии здоровья. Поэтому она тем выше, чем хуже состояние здоровья, а значит, прямой связи между объемом инвестиций в здравоохранение и «капиталом здоровья» может и не быть. Еще меньшее отношение к качественным характеристикам конкретного работника имеют информация о ценах и возможности миграции. Соответствующие затраты направлены не на увеличение индивидуального человеческого капитала, а на рост его экономической отдачи, как за счет его лучшей реализации, так и за счет конъюнктурных факторов.

Некоторые авторы считают возможным включить в его состав не только личностные свойства человека, но и социальный капитал, воплощенный в отношениях между людьми. Стремление представить социальный капитал как элемент человеческого капитала характерно в основном для российских исследователей, воспринявших терминологию, но не вполне осознающих стройность концепции человеческого капитала. Показательно, что Г. Беккер, воспринявший и поддержавший концепцию социального капитала, тем не менее, с человеческим капиталом его не смешивает. Аналогично поступают и основоположники теории социального капитала. Разделение человеческого и социального капитала закреплено в известной методологии Всемирного банка, в которой они классифицируются как отдельные элементы мирового богатства, воплощенные в совокупных человеческих ресурсах.

1.2 Человеческий капитал и его развитие в современной России

Человеческий капитал в широком смысле слова - специфическая форма капитала, воплощенного в самом человеке. Это имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и приносят ему доход в форме заработной платы или ренты. В его структуре обычно выделяют: природные способности; общую культуру; общие и специальные знания; приобретенные способности, навыки и опыт; умение их применить в нужный момент и в нужном месте.

Вложения в человеческий капитал становятся важным активом, обеспечивающим более высокий поток доходов на протяжении всей жизни человека. В то же время нельзя не отметить, что это - своеобразная форма капитала. Дело в том, что в условиях рыночной экономики многие явления и процессы приобретают товарную и денежную формы и могут рассматриваться как актив, приносящий регулярный доход. Не стал исключением и сам человек, многие характеристики которого (знания, способности, навыки и опыт), не будучи товаром, деньгами или капиталом как таковыми, приобретают эти исторически преходящие формы, начинают (и не без успеха) примерять к себе эти одежды, эти новые для них социальные формы. В последнее время даже его генетическую природу, физические и психические качества человека, его силу, красоту и ловкость стали выделять в особую форму физического капитала.

Если учесть также выделяемый П. Бурдье в отдельную форму культурный капитал, то человеческий капитал в узком смысле слова включает только общие и специальные знания; приобретенные способности, навыки и опыт, а также умение их применить в нужный момент и в нужном месте. Однако в реальной жизни отделить одно от другого довольно сложно. Каждая из этих форм предполагает другое, переходит в другое, создает себя как другое. Этот взаимный переход, конвертация капиталов может быть предметом самостоятельного исследования. Здесь же следует подчеркнуть, что человеческий капитал во второй половине XX в. рос более быстрыми темпами, чем вещественный (так называемый "экономический"), а суммарные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение, например в США в 1990 г., более чем в три раза превышали производственные капиталовложения.


Какова же ситуация с развитием человеческого капитала в России? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно построить Индекс развития человеческого капитала. Начнем с составляющих Индекса развития человеческого потенциала. Он основан на трех показателях:

¾      долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем ожидаемой при рождении продолжительности жизни;

¾      знаниях, измеряемых уровнем грамотности взрослого населения (с весом 2/3) и общим показателем поступивших в учебные заведения (с удельным весом в 1/3);

¾      достойным уровнем жизни, измеряемом показателем ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах США).

Индивидуальные индексы вычисляются по формуле, в числителе которой разность между фактическим и минимальным значением показателя, а в знаменателе - разность между максимальным и минимальным значением. В целом, согласно расчетам, индекс развития человеческого потенциала России составляет 0,802.

Таблица 1

Назначение индекса развития человеческого капитала

Ожидаемая продолжительность жития (годы)

Доза грамотного населения (% в возрасте 15 лет и старше)

Показатель доступности начального, среднего и высшего образования (%)

ВВП на душу населения ()

1. Исландия (0,968)

1. Япония (82,3)

1. Грузия (100,0)

1. Австрия (113,0)

1.Люксембург (60228)

65.Маврикий (0,804)

17. Киргизия  (65,6)

8. Казахстан (99,5)

29. Венгрия (89,3)

56. ЮАР (11110)

66.Босния и Герцеговина (0,803)

118. Гайана (65,2)

30. Барбадос (88,9)

57.Малайзия (10882)

67. Россия (0,802)

119. Россия (65,0)

10. Россия (99,4)

31. Россия (88,9)

58.Россия (10845)

68. Албания (0,801)

120. Сан-Томе и Прииципи (64,9)

11. Украина (99,4)

32. Уругвай (88,9)

59.Мексика (10751)

69.Македония (0,801)

121. Боливия (64,7)

12. Армения (99,4)

35.Белоруссия (88,7)

60. Ливия (10335)

177.Сьерра-Леоне (0,336)

177. Замбия (40,5)

139. Буркина Фасо (23,6)

172. Нигер (22,7)

174. Малави (667)


С этим показателем наша страна попала в конец первой группы государств с высоким уровнем человеческого развития, оказавшись в одной группе с такими странами, как Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия и Ливия. От развитых стран Россию отделяет, прежде всего, и главным образом низкая продолжительность жизни. По этому показателю она находится на 119 месте (см. рис.1 и таблицу 1). По остальным показателям разрыв не столь велик. Более того, сложилась парадоксальная ситуация, что по показателю ВВП на душу населения России занимает даже более выгодную позицию, чем по индексу развития человеческого потенциала (см. рис.1).

По объединенному показателю доступности начального, среднего и высшего образования у России - 31место, и здесь уже есть существенные резервы. По показателю уровня жизни, измеряемого реальным ВВП на душу населения, - 58 место. Этот показатель растет, однако, медленнее, чем хотелось бы, и мы уступаем даже Малайзии и ЮАР.

Если же сравнить Россию с занимающим первое место Люксембургом, то разрыв в ИРЧП превышает в 6 раз. Любопытно сравнить не только с лучшими достижениями, но и с более скромными. Так, Белоруссия, у которой всего 7918 долл. реального ВВП на душу населения, имеет ИРЧП, равный 0,804. Это означает, что наше сравнительное преимущество в доходах на душу населения в значительной мере обесценивается другими составляющими индекса. Наибольшее отставание, как уже было отмечено, у нас по показателям продолжительности жизни, которая составляля в 2005 г. всего 65,0 года, лишь чуть-чуть опережая Сан-Томе и Принципи (64,9) и Боливию (64,7).

В различных регионах России ИРЧП неодинаков. Более высок он в финансовых центрах и богатых нефтедобывающих районах. Это означает, что только 26% населения России живут в развитых регионах, где ИРЧП выше среднего, тогда как 68% - в регионах с уровнем ИРЧП ниже среднего, а в 6% населения в регионах, сильно отстающих от среднероссийских показателей. Например, если проанализировать факторы, влияющие на размеры безработицы, то видно, что вложения в человеческий капитал помогают решить и проблему безработицы. Безработица среди семей, которые возглавляли лица с неполным средним образованием, как правило, в два раза выше общенационального уровня. И на оборот, безработица среди семей, которые возглавляли лица с высшем и незаконченным высшем образованием, обычно в три раза ниже общеобразовательного уровня. Среди полных семей безработица значительно ниже, чем среди неполных. Профессиональное мастерство и опыт работы глава семьи - также важные факторы, снижающие размеры безработицы в развитых и развивающихся стран.

1.3 Россия: уровень и структура человеческого капитала

Проанализируем сложившийся в России уровень структуру человеческого капитала. В 90-е гг. ХХ в. наметилась тенденция к сокращению ожидаемой продолжительности жизни: с 69,2 лет в 1990 г. до 65,2 в 2001 г. При этом, для мужчин - с 63,7 до 58,9 лет и у женщин - с 74,3 лет до 72,2 (см. табл.1). и хотя тенденции к понижению продолжительности жизни в начале ХХI в. прекратилась, в последнее десятилетие отсутствуют и позитивные изменения. По ожидаемой продолжительности жизни Россия уступает развитым странам 15 - 17 лет, занимая 119 место из 177 стран, по которым имеются данные (см.табл.1 и 2). Особенно катастрофическая ситуация сложилась сейчас с продолжительностью жизни мужчин, которая сейчас составляет 59 лет. Это на 16 лет ниже, чем в США, на 17 - ниже, чем в Великобритании и Германии, на 19 лет ниже, чем в Швеции, и на 20 лет ниже, чем в Японии. По этому показателю нас опережают не только развитые, но и многие развивающиеся страны: Индия, Египет, Китай.

Общая ситуация была бы еще хуже, если бы не продолжительность жизни женщин в России, которая составляет сейчас 72 года. И хотя этот разрыв не так велик, как у мужчин, но также весьма заметен. Российские женщины живут меньше, чем американки, на 8 лет, англичанки - на 9, немки - на 10, шведки - на 11 и японки - на 14 лет. Ситуация с продолжительностью жизни гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, так как продолжительность жизни нации увеличивается чрезвычайно медленно. Она не может быть решена в одночасье. Между тем по расходам на здравоохранение России по-прежнему остается от развитых стран (см.табл.3). причем развитые страны затрачивают на здравоохранение не только в абсолютном, но и в относительном выражении гораздо больше, чем Швеция, в 2 раза меньше, чем Германия, и почти в 3 раза меньше, чем США.

Таблица 2

Расходы на образование и здравоохранение (в ‰ от ВВП)

Страны

Год

Расходы на образование

Год

Расходы на здравоохранение

Россия

-

-

2003

5,6

Великобритания

2002

6

2003

8,0

Германия

2002

5,3

2003

11,1

Украина

2003

5,3

2003

5,7

Швеция

2002

6,9

2003

9,4

Грузия

2003

3,4

2003

4,0

Индия

2002

5,2

2003

Казахстан

2003

3,7

2003

3,5

Китай

-

-

2003

5,6

Турция

2002

3,8

2003

7,6

Мексика

2002

6,2

2003

6,2

США

2002

7,4

2003

15,2


Если 15 лет назад в России наблюдались позитивны темпы естественного прироста населения (на 13,4 родившихся в 1990 году приходилось 11,2 умерших), то в последние 10 лет наблюдается его естественная убыль (в 1996 г. она составила - 5,3‰, 2001 - 6,6 ‰ и в 2005 - 5,9 ‰). И если население России продолжает в последние годы увеличивается, то главным образом за счет миграционного прироста, темпы которого в последние годы сокращаются (если в 1996 г. миграционный прирост составляет 3,5 ‰, то в 2001 г. уже 1,9 ‰ и в 2005 0,9‰).

Второй параметр, входящий в состав ИРЧП, - образование. Успехи российского образования - очевидны. Однако в последние годы здесь также произошли существенные изменения, и отнюдь не все из них - в лучшую сторону. Начальное среднее образование в России сохраняет в основном государственный статус. Число негосударственных учреждений тут по-прежнему чрезвычайно мало. Численность учащихся всех дневных образовательных негосударственных учреждений России составила всего 72,3 тыс. человек (на более 15 млн. учащихся средних школ!), что составляет менее 0,5% всех обучающихся школьников Российской Федерации.

В последние годы произошли существенные изменения и в структуре высших учебных заведений. Если в 1990 г. можно было получить высшее образование только в государственных учреждениях, то в 1995 г. негосударственные учебные учреждения охватывали 5% студентов вузов, в 2000 г. - уже 10 %, а в 2005 г. - 15%. И это при том, что число студентов, обучающихся в вузах России с 1990 по 2005 г., выросло в 2,5 раза. Однако несоответствие числа государственных вузов (40%) проценту обучаемых студентов (15%) свидетельствует о том, что большинство из них пока значительно меньше государственных и не имеет таких долгих традиций в системе высшей школы. Конечно, есть блестящие примеры успешного развития частных вузов, однако пока это скорее исключение, чем правило.

ГЛАВА 2. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

2.1 Что есть труд с точки зрения экономической теории

Как это зачастую имеет место в экономической теории, труд весьма не однозначное понятие: Во-первых, труд - всякая человеческая деятельность, носящая производственный характер, т.е. ведущая к созданию благ. Причем деятельность, ведущая к созданию различных благ, должна быть разной, а значит сравнение различных видов (конкретного) труда затруднительно. Например, как выяснить, чей трудовой вклад в экономику больше, художника, нарисовавшего за день какою-нибудь картину, или грузчика, разгрузившего вагон? Заметим, что всякий труд необходимый для создания благ, должен считаться производственным фактором, даже если он не связан с непосредственным производством. (Т.е. сейчас в экономической теории не существует деления труда на производительный и непроизводительный, которое было принято в марксизме.) Единственное исключение - труд предпринимателя, который считается особым производственным фактором.

Во-вторых, труд есть затраты времени человека, которое он мог бы использовать более интересным для себя образом. Т.е. труд - время, затраченное на производство благ. Кроме того, нужно заметить, что человек тратит не только время, но и свои физические и психические силы. При таком подходе сравнивать затраты труда на производство различных благ становится возможно: сравнение идет по времени, необходимому для производства единицы каждого блага, а также по затратам усилий работников. Но понятное дело, что здесь речь идет о затратах труда вообще, или как его называют абстрактного труда.

Обратите внимание, что конкретный труд работника, создающий блага, может быть приобретен только в виде самих благ (или, по крайней мере, полуфабрикатов). Когда благо создано, мы точно знаем, какое виды труда в нем овеществлены, но до тех пор, пока оно не создано, точно сказать, какой именно труд нужен нельзя, хотя можно приблизительно перечислить виды труда, необходимые для его создания. Например, можно точно перечислить какие операции потребует изготовление ботинка, но нельзя заранее сказать, какого качества ботинок будет получен, или нельзя сказать, не придется ли работнику тратить лишнее время из-за недостаточно качественного сырья.

Поэтому на рынке труда продается абстрактный труд, т.е. рабочее время трудящихся и их трудовые усилия. Другими словами, для каждый работодатель предъявляет спрос на труд в форме «профессия - заработная плата - условия труда - количество работников», а потенциальные работники на основании данных о заработной плате, требуемой профессии и условий труда решают, подходит им предложение работодателя или нет.

При этом нужно заметить, что работодатель вовсе не намерен сообщать потенциальному работнику всех данных о существующих на его предприятии условиях трудах, в том числе о системах стимулирования производительности труда, системах мотивации работников и прочих деталях организации труда. Таким образом, работник принимает решения на рынке труда не имея полной информации о том сколько и какого труда он продает. Но с другой стороны и работодатель не может точно сказать, каково качество труда, которое ему предлагает работник. Поэтому рынок труда является несовершенным рынком, на котором и продавец, и покупатель находятся в условиях существенного недостатка информации, т.е. в условиях риска и неопределенности.

Мелкий производитель благ всегда сталкивается с подобной неопределенностью, но крупные предприятия могут избежать ее, приобретая не труд определенного вида (что происходит при заключении трудового контракта с представителем определенной профессии), а приобретая рабочую силу, т.е. заключая трудовые контракты с большим количеством неквалифицированных работников. В этом случае индивидуальные различия работников не имеют особого значения для работодателя из-за того, что работников много, и в среднем приобретенные работники не слишком отличаются от усредненного работника. Работники же также ориентируются при принятии своих решений только на предлагаемую работодателем заработную плату. Поэтому рынок рабочей силы становится близким к совершенному.

Но простое использование рабочей силы (неквалифицированного труда) невозможно в сложном современном производстве, поэтому предприятие обучает работников. И хотя после обучения работнику необходимо повысить заработную плату, чтобы он не сменил место работы, профессиональные качества этого работника уже известны фирме, и она сможет установить ему справедливую зарплату, не попадая в ситуацию с неопределенностью.

2.2     Заработная плата - цена труда

Поскольку труд продается и покупается на рынке труда, он имеет цену. А поскольку труд есть в первую очередь время, которое работник проводит на рабочем месте, то и оплата труда должна измеряться в денежных единицах за единицу времени.

Традиционно, плата за труд именуется заработной платой. Но важно, что заработная плата это не только цена труда, но суммарный доход работника (или даже всех наемных работников) за период времени. Именно такой смысл имеет термин заработная плата в статистических отчетах государственных бюро статистики. Когда заработная плата является ценой труда, то базовой единицей ее измерения являются денежные единицы в час. Но если речь идет скорее о доходах трудящихся, то заработная плата измеряется в денежных единицах за длинный период времени, например месяц.

Когда речь идет о заработной плате, как рыночной цене труда, берется только гарантированная часть заработной платы, т.е. не включающая премии, бонусы и прочие выплаты, не гарантированные трудовым договором. Это связано с тем, что на рынке труда работник не может оценить, какими будут его премии. И наоборот, когда речь идет о доходах работников за период, в заработную плату обязательно должны быть включены все доходы, получаемые работниками от реализации своего труда.

Опять же по традиции, заработная плата в экономической теории рассматривается до налоговых, страховых и прочих выплат, которые могут быть осуществлены работодателем вместо работника. Хотя, когда работники принимают решения касательно выбора места работы, они, как правило, смотрят на чистую заработную плату, поступающую им после уплаты всех налогов.

Для вычисления заработной платы, как цены труда за прошедшие периоды, достаточно знать величину фонда оплаты труда в эти периоды и суммарное рабочее время за эти периоды. Но вот для расчета заработной платы в текущем и будущих периодах этого недостаточно, ибо не существует еще точной оценки фонда оплаты труда и нельзя заранее сказать, сколько времени проведут работники на своих рабочих местах.

Поэтому заработную плату будущих периодов приходится прогнозировать. В прогнозе учитывается: 1) Базовая почасовая ставка заработной платы; 2) Плата за выработку единицы продукции, умноженная на норму выработки. Дополнительно, когда речь идет о заработной плате, как полном доходе работников, во внимание принимаются такие показатели, как возможные прибыли работодателя. Выпуск продукции и превышение им среднего для предприятия уровня (на основании этого показателя можно будет судить о сверхурочном труде), а также прописанные в трудовом договоре ставки оплаты сверхурочного труда и премиальные за повышенный выпуск продукции.

Следует заметить, что функцией заработной платы является не только саморегулирование рынка труда (за счет снижения спроса на труд при росте заработной платы и одновременного роста предложения труда), но также стимулирование производительности труда работников. Поэтому заработная плата, предлагаемая на рынке труда, наверняка отличается от заработной платы, установленной работникам на предприятиях. Причем это отличие проявляется не только в масштабах, но и в динамике. Например, снижение заработной платы, предлагаемой работодателями на рынке труда, не обязательно влечет за собой аналогичное изменение заработной платы работников с уже заключенными трудовыми договорами. И это происходит не только потому, что зарплата зафиксирована в трудовых договорах, но и потому, что работодатели знают, что снижение зарплаты может вызвать снижение производительности труда обиженных работников. Но с другой стороны, рост зарплаты на рынке труда приводит и к росту зарплаты уже нанятых работников.

Правда, функция стимулирования производительности труда может быть возложена не на базовую зарплату, а на дополнительные выплаты или иные меры, т.е. например, на премии за индивидуальную и корпоративную выработку, подарки, повышение по служебной лестнице, нематериальные награды и так далее. В результате, заработная плата на предприятиях будет более близко следовать за заработной платой на рынке труда.

Итак, заработная плата есть 1) выраженная в денежных единицах в единицу времени цена труда, складывающаяся на рынке труда и регулирующая этот рынок; 2) гарантированная трудовым договором часть платы за труд конкретного работника, также выражаемая в денежных единицах за единицу времени, но, как правило, более продолжительную; 3) суммарный доход работника (или всех наемных рабочих в экономике) от реализации их труда за период.

2.3     Производительность труда. Системы мотивирования работников

Можно считать, что труд является основным фактором производства. Но для производства продукта в современных условиях нужен не только труд, но и другие производственные факторы. Поэтому легко догадаться, что производительность труда (т.е. объем или стоимость продукции на единицу затраченного труда) в первую очередь зависит от того, какие еще производственные факторы использованы в производстве и в каком объеме. Из прочих факторов наибольшее значение для производительности труда имеет величина производственного капитала. При увеличении объема капитала, используемого в производстве, производительность труда, в смысле выработка продукта на час рабочего времени, возрастает. А производная производительности труда по объему капитала при этом падает. Закон роста производительности труда и снижения ее производной по капиталу действует не только в отношении предприятия как единого целого, но и в отношении отдельных этапов производства продукта и даже отдельных операций. Поэтому наилучшим способом повышения производительности труда и эффективности предприятия является поиск этапов производства, где увеличение капитала на 1 дает максимальный прирост производительности труда, и инвестирование капитала в эти операции. Например, если при анализе технологии производства оказывается, что инвестирование единицы капитала сможет максимально увеличить производительность труда, скажем, в области логистики, то именно в эту область (т.е. в хранение и транспортировку) нужно инвестировать капитал.

Но труд отличается от других факторов производства тем, что он является личным фактором, т.е. связанным с личностью работника: его наклонностями, желаниями, настроением, самочувствием и т.д. Поэтому нельзя утверждать, что на двух одинаковых предприятиях производительность труда будет одинаковой, как и производительность труда двух работников одинаковой квалификации, и нельзя утверждать, что производительность труда работников остается постоянной во времени, если на предприятии ничего не меняется. В этом одно из основных отличий труда от прочих факторов, ведь например, производительность двух станков одинакова, если на них работает один и тот же работник.

А поскольку производительность труда зависит от настроения работника и его желания работать, то можно поднять производительность труда, воздействуя на работника. При этом, пока работник не считает, что его вынуждают работать сверх меры, он не будет требовать повышения зарплаты. Т.е. повышение производительности труда путем воздействия на личность работника может быть одним из наименее затратных путей повышения эффективности работы предприятия, ибо требует минимальных инвестиций. Кроме того, можно добиться повышения производительности труда, просто организовав его должным образом.

Среди мер по организации труда можно перечислить:

.        Сокращение рабочего времени и рациональное чередование труда и отдыха;

.        Подбор оптимальных орудий труда;

.        Организацию рабочего места;

.        Разделение труда, в частности передачу вспомогательных операций менее квалифицированному персоналу;

.        Минимизацию простоев работников и оборудования.

Короче говоря, речь идет о Научной Организации Труда, назначение которой заключается в том, чтобы работнику было физически комфортно работать. Но существуют также и меры, которые стимулируют желание человека работать и создают для него эмоциональный комфорт на рабочем месте. К мерам стимулирования производительности труда и создания у работника желания работать можно отнести:

.        Введение премиальной системы оплаты труда, увязывающей заработок работника и результаты его труда.

.        Создание у работника уверенности в завтрашнем дне в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры.

.        Создание у работника ощущения значимости его работы.

.        Создание у работника ощущения личной ответственности за результат труда себя лично и результат работы предприятия.

.        Введение взаимосвязи карьерного роста работника и производительности труда.

.        Соревнование между работниками.

.        Создание у работника удовлетворенности своим трудом.

Основным методом стимулирования производительности труда, конечно же, является введение взаимосвязи между производительностью и оплатой труда. Но, во-первых, не во всех случаях это возможно, ибо не всегда можно измерить производительность, а во-вторых, этого не всегда достаточно, поскольку в условиях удовлетворенности материальных потребностей работника стимулирование ростом зарплаты не эффективно. И вот тут вступают в действие прочие методы стимулирования, которые, как наверно уже заметили внимательные читатели, удовлетворяют нематериальные потребности работника, точнее, его потребности реализуемые через общественную жизнь.

2.4     Спрос на труд

Когда речь идет о спросе на труд в масштабе всей экономики, то речь идет, как правило, о труде вообще, без географического или профессионального сегментирования труда. А значит, спрос на труд зависит от производительности труда (труда вообще, без сегментации) и платы за этот труд. Поэтому спрос на труд, как функция заработной платы, задается равенством предельной производительности труда и заработной платы. При этом расчет заработной платы, как платы за труд, предполагает анализ доходов населения, т.е. заработной платы как дохода, и условий занятости, т.е. суммарного рабочего времени и занятости. Точно также, достаточно сложно напрямую определить производительность труда в экономике, а тем более рассчитать ее производную. Хотя, конечно, понятно, что при росте производительности труда спрос на труд должен расти, как и при снижении заработной платы. Но даже это утверждение в масштабах всей экономики может быть несправедливо, поскольку, например, при фиксированных потребностях рост производительности труда означает уменьшение количества труда, необходимого для удовлетворения всех потребностей.

Конечно, все гораздо проще, когда речь идет о спросе на труд со стороны отдельного предприятия. В этом случае предприниматель легко может рассчитать предельную производительность труда и определиться с тем, сколько трудовых ресурсов при используемой технологии ему нужно при текущей рыночной цене труда.

Но с другой стороны, для отдельного предприятия все гораздо сложнее, поскольку предприятию нужны работники разных профессий, причем они могут частично замещать друг друга, но чаще работники должны дополнять друг друга в цепи трудовых операций, предусмотренных используемой технологией. Поэтому задача подбора оптимальной структуры и количества персонала в фирме вовсе не будет такой простой.

Еще более задачу выбора осложняет то, что менее квалифицированного работника можно обучить, но это требует затрат времени и денег, а по мере роста его квалификации потребуется повысить и его зарплату.

Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что спрос на труд для отдельной профессии отдельного уровня квалификации в отдельном регионе будет зависеть не только от уровня зарплаты, но также от технологий предприятий в этом регионе, от взаимосвязанности профессий (и уровня зарплат для них), а также в заложенном в технологиях росте производительности труда при росте квалификации работника и уровнях зарплат для иных квалификаций. Причем нужно отметить, что спрос на труд работников более высокой квалификации растет при снижении зарплаты намного быстрее, чем спрос на труд работников низкой квалификации. Это должно делать занятость среди высококвалифицированных работников близкой к полной. Данный факт можно объяснить тем, что при снижении зарплаты для работников высокой квалификации их труд можно использовать вместо труда менее квалифицированных рабочих.

Важная особенность спроса на труд заключена в том, что этот спрос строго привязан географически к тому месту, где размещается производство. Хотя постепенно такая привязанность исчезает для некоторых видов труда в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий. Например, труд дизайнера или журналиста в настоящее время совершенно не привязан к географическому местоположению их работодателя. Тем не менее, из географической привязанности возникает миграция рабочей силы к местам концентрации производства, что является основной причиной урбанизации.

2.5    Предложение труда

Вопрос с предложением труда вовсе не так прост, как кажется. Как правило, в неоклассической экономической теории постулируется, что предложение труда возрастает с ростом заработной платы. И в целом это верно, но в некоторых случаях это правило нарушается. А для того, чтобы понять почему так происходит, нужно понять каковы мотивы поведения людей на рынке труда.

Во-первых, для большинства людей трудоспособного возраста заработная плата является основным источником дохода, а для многих - и единственным. Поэтому потенциальные наемные работники вынуждены искать работу и продавать свой труд, чтобы как минимум не умереть с голоду. Вы скажете, что сейчас голодная смерть безработным не грозит, но всего 80 лет назад ситуация была диаметрально противоположной! И, тем не менее, даже если голодная смерть и не грозит безработному, но пособие по безработице не может обеспечить того же жизненного уровня, что и работа по найму. Поэтому безработный может согласиться на работу за низкую зарплату, если это принесет ему более высокий доход, чем пособие. Более того, чем ниже зарплата, тем больше человеку нужно работать, чтобы поддержать постоянный уровень потребления. Поэтому предложение труда должно возрастать при снижении зарплаты. Но такая ситуация редка, поскольку при постоянном уровне потребления большинство потребителей имеет некоторый запас дохода, который они сберегают. Следовательно, небольшое снижение дохода приведет лишь к уменьшению потребления, а не росту предложения труда. Но если у потребителя нет сбережений, и все его доходы идут на потребление, то снижение заработной платы действительно заставит его увеличивать предложение труда. К примеру, если у человека заложен дом, автомобиль и даже обстановка в доме приобретена в кредит, то такой человек будет вынужден работать больше после снижения зарплаты, чтобы не стать банкротом.

Во-вторых, работники все же не поставлены перед жестким выбором работать или умирать, поэтому их выбор между работой и отдыхом является свободным выбором, а значит, они выбирают то, что для них более полезно, опираясь на принцип предельной полезности. Когда выбор потребителя свободен, он при росте заработной платы будет отдавать предпочтение работе, а не отдыху, поскольку сможет покрыть потерю полезности от потери отдыха за счет потребления прочих благ, которые он приобретет на дополнительный доход. (Это основная аргументация в экономической теории в пользу роста предложения труда при росте заработной платы.)

В-третьих, можно предположить, что очень высокий доход не обладает особой ценностью для потребителя, поскольку количество благ, которое он может потребить ограничено. А значит, если предложить ему заработную плату, намного превосходящую его современные стандарты потребления, то он просто сократит предложение труда до уровня, при котором достигается привычный для него стандарт потребления. Приведенное здесь рассуждение является еще одним аргументов в пользу снижения предложения труда при росте заработной платы.

Итак, первый эффект действует при самых низких зарплатах, а третий -- при самых высоких, следовательно при низких и высоких зарплатах предложение труда падает при росте зарплаты, а при промежуточных значениях - растет.

Таким образом, выше мы описали зависимость предложения труда отдельным человеком или всеми наемными работниками вместе. Но теперь мы отметим, что работник может предлагать свой труд в нескольких (географически) местах, и на выбор места работы будет влиять не только заработная плата, но и транспортные издержки, возникающие при удаленности места работы от места жительства. В транспортные издержки включается и потеря времени в транспорте, которая приводит к снижению времени отдыха, т.е. поднимает его ценность, поднимая таким способом требуемую зарплату.

Более того, каждый работник способен к выполнению разных видов работы, одних с большим успехом, других - с меньшим успехом. Следовательно, он может предлагать несколько различных видов труда, и предложение конкретного вида труда будет зависеть не только от зарплаты за данный вид труда, но и от заработной платы, предлагаемой за другие виды труда, а также от готовности работника переключиться на эти виды труда.

И наконец, нужно понимать, что заработная плата -- не единственное вознаграждение, получаемое работником за свой труд. Кроме заработной платы работник может получать удовлетворение от своей работы: 1) он может получать внутреннее удовлетворение от приятной для него работы, соответствующей его желаниям и наклонностям; 2) он может получать удовлетворение своих статусных потребностей, выполняя престижную работу. В обоих этих случаях работник может выбрать работу, приносящую меньший доход, но приносящую дополнительное удовлетворение.

ГЛАВА 3. РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА

3.1 Понятие о безработице

Коротко говоря, безработица есть соотношение между числом людей, не имеющих работы и общим числом людей, способных работать. Но более точное определение мы дадим ниже, когда рассмотрим некоторые характеристики, используемые для описания больших рынков труда. Но сразу заметим, что безработица в экономической теории -- количественная характеристика рынка труда, в отличие от бытового понимания этого термина.

Поскольку продавцами на рынке труда выступают люди, то характеристики, описывающие рынок труда, связаны с населением и его экономической активностью. Все население делится на трудоспособные и нетрудоспособные, в состав которого входят лица не способные к труду в силу возраста или состояния здоровья. Стоит заметить, что часть лиц, которые не должны быть трудоспособными, на самом деле имеют посильную работу и являются ограниченно трудоспособными, однако в статистику занятых и безработных эти лица не попадают. Их, скорее всего, даже не зарегистрируют в качестве безработных, если они обратятся с соответствующей просьбой.

Из числа трудоспособного населения исключают лиц, не могущих выйти на рынок труда в силу того, что им это запрещается законом или они обязаны работать на государственные структуры. Данное население именуется институциональным. Сюда входят лица, служащие в армии или военизированных структурах по призыву или по контракту, который не может быть разорван; лица, занимающие выборные должности в органах государственной власти; заключенные и задержанные; беженцы; и прочие лица, находящиеся под опекой государства. Прочее население именуется не институциональным, причем в него входят лица добровольно работающие на государство и способные разорвать с государством трудовые отношения.

Из числа трудоспособного не институционального населения выделяют лиц входящих и не входящих в состав рабочей силы. К последним относятся лица, не работающие по найму и при этом не желающие работать. Например, это домохозяйки и студенты, рантье и лица свободных профессий, асоциальные элементы; лица, отчаявшиеся найти работу. Заметим, что часть и этих лиц, если они обратятся в службы занятости, не будут зарегистрированы как безработные, поскольку они имеют занятие и доходы.

А рабочая сила состоит из занятых и безработных, причем к последней группе относятся лица: 1) не имеющие работы, 2) но ищущие ее. Причем с точки зрения экономической теории не важно, зарегистрированы эти люди в качестве безработных или не зарегистрированы, обращаются ли для поиска работы в государственную службу занятости или нет. Также к этой категории относятся временно уволенные и лица, ожидающие получение новой работы. (Ну надеюсь, вы теперь понимаете, что число зарегистрированных безработных и число реальных безработных очень даже отличающиеся показатели. Особенно это относится к РФ, где работа службы занятости неэффективна, а получение официального статуса безработного затруднено.

Вот теперь мы можем определить безработицу как соотношение числа безработных и численности рабочей силы. Кстати, есть такой вопрос: Входят ли в число безработных и в состав рабочей силы лица, ищущие работу на неполный день?

Уровень безработицы не является единственным показателем, характеризующим рынок труда. Кроме него большое значение имеют уровень занятости, показывающий долю работающего населения в числе не институционального, а также уровень вовлеченности населения в состав рабочей силы, т.е. отношение величины рабочей силы и величины не институционального населения.

Тем не менее, безработица и уровень безработицы считаются основным показателем состояния рынка труда, и анализ работы этого рынка крутится вокруг этих понятий. Во вторую очередь, после уровня безработицы, экономистов интересует продолжительность безработицы, т.е. среднее время, которое безработный тратит на поиск работы. По сроку безработицу делят на краткосрочную и на долгосрочную. Единой методики разделения общей массы безработных на лиц, находящихся без работы короткое время, и на лиц, безработных длительное время, не существует. Но в принципе, длительно безработным можно считать человека, не нашедшего работу после обращения ко всем работодателям, предлагающим работу по подходящей ему специальности в районе его проживания. Нередко краткосрочной считается безработица сроком менее, скажем, трех месяцев. Краткосрочный и долгосрочный виды безработицы сильно отличаются друг от друга. Во-первых, лица сидящие без работы длительное время просто снижают интенсивность поиска работы, так как они пессимистично настроены в отношении перспектив трудоустройства. Во-вторых, лица, не имеющие работы в течение длительного времени, теряют квалификацию и поэтому им сложнее найти работу по специальности. В-третьих, как правило, длительная безработица связана с дефицитом рабочих мест по имеющейся у человека специальности, поэтому длительно безработным нужна или переквалификация, или смена места жительства. Но не каждый безработный согласится на такое, пока у него есть надежда найти работу по специальности, и есть пособие.

Кроме того, важными показателями безработицы являются ее структурные показатели: демографическая структура безработицы, ее географическая структура, и другие виды структурных показателей, например профессиональная и отраслевая структура безработицы. Структурные показатели безработицы имеют особое значение при формировании государственной политики в области занятости. Например, если велика женская безработица, то государство направляет свои усилия на борьбу с дискриминацией женщин на рынке труда; если велика молодежная безработица, то создаются программы получения молодежью трудового опыта, которые повышают конкурентоспособность молодых работников.

3.2 Виды безработицы и ее происхождение

Безработица является нормальным явлением для капиталистической экономики, в которой существует свободное перемещение рабочей силы. Как будет показано ниже, сама свобода перемещения работников с предприятия на предприятие является одной из причин существования безработицы. Поскольку существование безработицы является объективной реальностью, то для каждой экономики существует нормальный уровень, который зависит от специфики рынка труда в этой экономике. Этот нормальный уровень может лежать в пределах от 3% до 20%. Экономическая теория признает нормальным для экономики тот уровень безработицы, который складывается при постоянной (не ускоряющейся) инфляции и среднем темпе экономического роста.

Естественная (фрикционная) безработица. Предположим, что в экономике не происходит никаких глобальных изменений, но при этом появляются и закрываются предприятия, а работники могут увольняться с одного предприятия и переходить на другое. Закрытие предприятий, а также сокращение выпуска на них означает уменьшение числа рабочих мест, но поскольку мы договорились, что глобальных изменений в экономике не происходит, то одновременно происходит рост числа рабочих мест на других предприятиях. А значит, уволенные работники легко могут найти себе работу, но им требуется некоторое время, чтобы 1) получить информацию об имеющихся вакансиях, 2) оценить эту информацию; 3) связаться с выбранными работодателями и провести с ним переговоры; 4) сделать окончательный выбор и заключить трудовой договор; 5) а уже затем приступить к работе. Если же соискатель не подойдет выбранным работодателям, то процесс поиска работы затянется, поскольку соискателю многократно придется повторить третью фазу процесса поиска работы.

Таким образом, пока идет поиск работы, человек остается безработным. И эта часть безработицы существует в отсутствие каких-либо изменений в экономике просто потому, что люди меняют работу, а фирмы изменяют свои производственные планы. То данная безработица возникает на микроэкономическом уровне.

Величина фрикционной безработицы зависит от того, насколько часто работники меняют место работы по собственному желанию, а также от того, насколько часто предприятия прибегают к увольнениям. (Т.е. этот компонент безработицы зависит от текучести кадров). Эти факторы определяют скорость прироста числа безработных. С другой стороны, время, необходимое на поиск работы, определяет отток безработных с рынка труда. (Это время зависит от развитости рынка труда и активности служб занятости.) При равенстве скоростей притока и оттока безработных достигается состояние равновесия рынка труда, характеризующееся неполной занятостью. Заметим, что фрикционная безработица не существовала бы, если бы рынок труда был совершенным, т.е. если бы на рынке труда можно было бы мгновенно получить всю информацию, и можно было бы заключать сделки без затрат и потерь времени.

Естественная (структурная) безработица. Структурная безработица имеет место при несоответствии структуры спроса на труд и структуры предложения труда, причем это несоответствие может носить как профессионально-квалификационный, так и географический характер. Например, закрытие шахт ведет к профессиональной безработице шахтеров, но одновременно к географической безработице для работников сферы обслуживания в шахтерских городах. В первую очередь такая ситуация возникает в период структурных сдвигов в экономике, когда занятость в одних отраслях сокращается, а в других растет. (Как правило, сдвиги в отраслевой структуре производства приводят и к географическим изменениям в структуре спроса на труд, ибо новые предприятия могут возникать не там, где имеется лишняя рабочая сила, а там, где существует спрос на их продукцию.) Структурная безработица носит более длительный характер, чем фрикционная, поскольку безработные не могут найти новую работу без переобучения или смены места жительства. А на эти действия они пойдут только тогда, когда поймут, что не имеют шансов найти работу по специальности в своем регионе.

Заметим, что и структурная безработица определяется частотой увольнений работников и временем на поиск работы, но в этом случае время на поиск работы определяется мобильностью населения, его готовностью к переобучению и временем переобучения.

Технологическая безработица является одной из форм структурной безработицы и возникает при замене человеческого труда машинным, что одновременно ведет к замене низкоквалифицированного труда трудом более квалифицированных работников.

Сезонная безработица. Возникает в странах и регионах с преобладанием сельского и лесного хозяйства, а также добывающей промышленности за счет того, что спрос на труд в этих отраслях носит выраженный сезонный характер. Заметим, что развитая перерабатывающая промышленность может частично скомпенсировать сезонные колебания занятости за счет повышения спроса на труд в те периоды, когда этот спрос падает в сезонно-зависимых отраслях.

Циклическая безработица. Этот вид безработицы возникает из-за общеэкономических колебаний конъюнктуры, т.е. за счет глобальных колебаний в экономике, в отличие от перечисленных выше видов, носящих локальный характер. В периоды экономического спада безработица растет, поскольку снижение производства приводит к снижению спроса на труд, а в периоды экономического подъема уменьшается. Рост и снижение безработицы в ходе циклических колебаний экономики прямо пропорциональны росту и снижению выпуска продукции. Эту зависимость описывает закон Оукена, который мы рассмотрим в курсе макроэкономики.

Также существует безработица, порождаемая низким уровнем оплаты труда, когда некоторые работники не согласны работать при существующих ставках весь день и стараются найти работу меньшей продолжительности или с более привлекательными условиями труда.

И наконец, нужно сказать о массовой безработице, порождаемой недостатком капитала в развивающейся экономике. В этой экономике происходит импорт технологий, который ведет к развитию производства в некоторых отраслях, причем из этих отраслей происходит высвобождение трудящихся в силу замены их труда машинным трудом, а из других отраслей происходит высвобождение работников, поскольку их продукт замещается импортом. В результате развивается массовая безработица и обнищание населения, которые можно было бы предотвратить ростом капитализации экономики. Но импорту капитала нередко мешают низкий уровень квалификации рабочей силы и социальная напряженность, сопровождающая массовую безработицу. Этот тип безработицы существовал, в основном, в колониях до середины 20го века, после получения колониями независимости они могли уменьшить безработицу мерами протекционизма.

человеческий капитал мотивация безработица

3.3    Российский рынок труда в 2009 - 2010 годах

Экономическая активность населения. По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю марта 2010 г., численность экономически активного населения в возрасте 15 - 72 лет (занятые +безработные) составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 68,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,4 млн. - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с февралем 2010 г. численность безработных осталась практически на том же уроне, численность занятого населения увеличилась на 0,2 млн. человек за счет сокращения численности экономически неактивного населения.


Итоги обследований свидетельствуют, что благодаря реализации в 2009 г. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, во второй половине года удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда. К концу года численность безработных сократилась на 0,9 млн. человек, или на 12,5%, численность занятого населения увеличилась на 1,5 млн. человек, или на 2,2%.

И хотя в январе 2010 г. был вновь зафиксирован рост безработицы (на 0,7 млн. человек, или на 10,7% по сравнению с декабрем 2009 г.), тем не менее, численность безработных в январе 2010 г. была на 0,2 млн. человек (на 3,2%) ниже, чем в феврале 2009 г.

Необходимо отметить, что январь был очень тревожным не только по росту безработицы, но особенно по снижению численности занятого населения (1,5 млн. человек по сравнению с декабрем 2009г.),абсолютный размер которого в два раза превысил увеличение количества безработных. В итоге в январе 2010 г. занятость оказалась на уровне февраля 2009 г.

Анализ динамики численности и структуры занятого населения по итогам обследований населения по проблемам занятости показывает, что около 78% сокращения численности занятого населения в январе 2010 г. (то есть 1,2 млн. человек) приходится на неформальный сектор экономики.

Сокращение в этот период численности работающих в организациях (юридических лицах) составило 0,3 млн. человек. И это при том, что в организациях (юридических лицах) трудится 86,2% всего занятого населения.


В целом за период кризиса (с февраля 2008 г. по март 2010 г.) численность занятых (на основной работе) в неформальном секторе экономики сократилась на 2,3 млн. человек, или 19,6%. При этом численность работающих (на основной работе) в организациях со статусом юридического лица увеличилась на 1 млн. человек, или на 1,8%.

В течение февраля и марта 2010 г. зафиксировано увеличение численности занятых на 0,5 млн. человек - в основном за счет сокращения безработицы (на 414 тыс. человек).

Уровень занятости населения (отношения численности занятых к общей численности населения в возрасте 15 - 72 года) в марте 2010 г. составил 61,2 % и был всего на 0,6 процентного пункта (п. п.) выше, чем год назад.

В марте 2010 г. уровень безработицы (отношения численности безработных к численности экономически активного населения) составил 8,6% и был ниже, чем в январе 2010 г. и феврале 2009 г. (соответственно на 0,8 и 0,6 п. п.), но, тем не менее, он еще далек от докризисного.

Обычно когда речь заходит о численности безработных в соответствии с методологией МОТ, всегда возникает вопрос о причинах расхождений этого показателя с численностью безработных, зарегистрированных в службах занятости населения. В марте 2010 г. общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, по итогам обследования населения по проблемам занятости в 2,9 раза превышала численность безработных, регистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, которые формируются Федеральной службой по труду и занятости на основе административных данных.

Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Как вытекает из положений законодательства о занятости населения в Российской Федерации, безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16 - летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуги лет или на льготных условиях.

При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, то есть отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В марте 2010 г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, более 0,6 млн. человек, или 10%, составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них около 43% составили лица (включая лиц моложе 16 лет.), проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, и 57% - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях.

Кроме факторов методологического характера, которые влияют на различия размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины, скорее, субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 57 - 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Безработица среди мужчин и женщин. До кризиса в 2008 г. показатели уровня безработицы среди мужчин и женщин отличились незначительно: на 0,2 - 0,4 п. п. уровень безработицы среди мужчин превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009 г. этот разрыв увеличился до 1,6 п. п., в феврале 2010 г. - до 1,7 п. п.

В марте 2010 г. уровень безработицы среди мужчин составил 9,3% и был на 1,4 п. п. выше уровня безработицы среди женщин² (7,9%), то есть почти на 20%.


До начало кризиса в 1-м полугодии 2008 г. разрыв между долей мужчин и женщин в общей численности безработных составил 6% (соответственно 53 и 47%), в феврале 2009 г. увеличился до 10% (соответственно 55 и 45%). Это явилось следствием более быстрых темпов роста безработицы среди мужчин, чем среди женщин. В феврале 2009 г. численность безработных мужчин увеличилась по сравнению с февралем 2008 г. на 39%, безработных женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).

Безработица среди городских и сельских жителей. До кризиса в феврале 2008 г. уровень безработицы среди сельских жителей почти в два раза превышал уровень безработицы среди городских жителей. Кризис изменил это соотношение до 1,6 раза: за год (с февраля 2008 г. по февраль 2009 г.) численность безработных городских жителей увеличилась на 40%, безработных сельских жителей - на 22%. В 2010 г. ситуация опять изменилась, и сейчас соотношения составляет 1,8 раза.

 

В марте 2010 г. около 4,1 млн. безработных, или 64% их общей численности, проживали в городской местности и 2,3 млн. человек (36%) - в сельской. При этом среди занятого населения соотношения другое: доля городского населения составляет 77 %, сельского - 23%.


Безработица по возрастным группам. Уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах. В возрастной группе 15 -- 19 лет уровень безработицы составил в марте 2010 г. 37% (в том числе среди юношей - 31,8%, среди девушек - 45,4%), среди молодежи в возрасте 20 - 24 года - 17,5% (среди юношей - 18,2%, среди девушек - 16,6%).

При этом среди городской молодежи в возрасте 15 - 19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно 38,4 и 34,6%). В возрастной группе 20 -24 года ситуация иная - уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно 22,3 и 15,6%).


В среднем среди молодежи в возрасте 15 - 24 года уровень безработицы составил 19,8 %, в том числе среди городского населения - 18,0%, среди сельского населения - 24,2%. При этом ситуация с безработицей среди молодежи не улучшается, а в возрастной группе 15 - 19 лет - ухудшилась.

В феврале 2009 г. увеличение уровня безработицы было зафиксировано во всех возрастных группах как среди городского (в 1,4 раза к февралю 2008 г.), так и среди сельского населения (в 1,2 раза). При этом преимущественный рост отмечался среди городской молодежи в возрасте 25 - 29 лет (в 1,9 раза) и сельской молодежи в возрасте 20 - 24 года (в 1,4 раза).

В марте 2010 г. при снижении по сравнению с февралем 2009 г. уровня безработицы в целом, как среди городского, так и сельского населения продолжает увеличиваться уровень безработицы. Среди городской молодежи в возрасте 15 - 19 лет и 20 -24 года, сельской молодежи в возрасте 15 -19 лет, 25 - 29 лет, сельского населения в возрасте 30 -39 лет. Наиболее значительным был рост уровня безработицы среди сельской молодежи в возрасте 15 - 19 лет - в 1,3 раза (см. рис.3.7 и 3.8).



Безработные женщины в среднем на 0,6 года старше безработных мужчин: средний возраст безработных женщин составил в I квартале 2010 г. 35,6 года, безработных мужчин - 35 лет.

Безработица и уровень образования населения. Статистические данные показывают, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. В марте 2010 г. уровень безработицы среди населения с высшим профессиональным образованием (отношение численности безработных с высшим профессиональным образованием к численности экономически активного населения с соответствующим уровнем образования) составил 4,4%, уровень занятости (отношение численности занятых с высшим образованием к общей численности населения с соответствующим уровнем образования) - 80,9%, со средним профессиональным образование - соответственно 6,7 и 72,3%, начальным профессиональным образованием - 9,1 и 72,2%. Существенно выше уровень безработицы и ниже уровень занятости среди населения, не имеющего профессионального образования,- в среднем 14,6 и 39,1%.

В феврале 2009 г. по сравнению с докризисным периодом (февралем 2008 г.) преимущественный рост уровня безработицы наблюдался среди специалистов с высшим и начальным профессиональным образованием - в 1,4 раза. Сокращение уровня безработицы, которое было зафиксировано в конце 2009 г. и I квартале 2010 г., в большой мере коснулось группы населения, не имеющие общего среднего образования.

Среди безработных, учтенных в марте 2010 г., 34,6% имели высшее или среднее профессиональное образование, 21% - начальное профессиональное, 34% среднее общее. Около 11% безработных не имели среднего общего образования. По сравнению с февралем 2009 г. доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием среди безработных увеличилась на 2,8 п. п.

Состав безработных по профессиям. Структура безработных с высшим профессиональным образованием по направлениям профессиональной подготовки характеризуется высокой долей лиц, получивших по диплому специальности по следующим направлениям: экономика и управление (29,1%), образование и педагогика (15,9%), гуманитарные науки (14,6%). Среди безработных со средним профессиональным образованием доля лиц, получивших по диплому специальности по направлениям «экономика и управление», «образование и педагогика» также высока и составляет соответственно 27 и 8%.

При этом самый высокий уровень безработицы отмечается среди специалистов с высшим и средним профессиональном образованием по направлениям «экономика и управление», «гуманитарные науки», «строительство и архитектура», «сельское и рыбное хозяйство»; среди специалистов со средним профессиональным образованием - по направлению «информатика и вычислительная техника». По сравнению с докризисным периодом (2008 г.), уровень безработицы среди специалистов с высшим профессиональным образованием по направлениям «гуманитарные науки», «сельское и рыбное хозяйство»; со средним профессиональным образованием по направлениям «строительство и архитектура», «культура и искусство», «электронная техника», «радиотехника и связь» увеличился в 1,7 - 2 раза; среди специалистов со средним профессиональным образованием по направлению «информатика и вычислительная техника» - в 2,6 раза.

Среди безработных с начальным профессиональным образованием наибольший уровень безработицы по профессиям для строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, сельского хозяйства, должностей служащих - 12,8-11,5.

Наличие опыта работы. По данным опроса населения в марте 2010 г., четверть безработных не имели опыта трудовой деятельности (1,6 млн. человек), соответственно три четверти безработных имели опыт трудовой деятельности. В феврале 2008 г. доля лиц, не имеющих опыта работы, составляла среди безработных 28,6%, в феврале 2009 г. - 24,3%.

Среди безработных, имевших опыт трудовой деятельности, 82,6% работали по прежнему месту работы в организациях со статусом юридического лица, 6,5% - в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица и 10,9% - по найму у физических лиц.

Около 222 тыс. безработных, учтенных в марте 2009 г., составили прежнее место работы менее одного месяца назад (3,5% от общей численности безработных), 702 тыс. безработных - от 1 до 3 месяцев (10,9%). Более 1,9 млн. безработных, имевших опыт трудовой деятельности, не работали свыше одного года (30,5% от общей численности безработных), в том числе около 807 тыс. человек - свыше трех лет (12,6%).

Поиск работы занятым населением. В марте 2010 г. из числа занятого населения 1,2 млн. человек (1,8% ) предпринимали шаги для смены места работы. Из них 63,% хотели сменить работы, так как их не устраивал уровень оплаты труда на настоящей работе, 8% - хотели иметь работу по специальности, 3,4% - искали другую работу, 4,6% - в связи с предстоящим высвобождением или сокращением штата предприятия. В феврале 2009 г. доля лиц, ищущих другую работу в связи с предстоящим высвобождением, была почти в два раза выше - 9,4%.

Из числа лиц, которые хотели сменить место работы по причине неудовлетворительности с оплатой труда на настоящей работе, около 37% (примерно 280 тыс. человек) работают менее двух лет, то есть приняты на работу в период кризиса.

Среди ищущих работу по причине тогою, что работали не по специальности, каждый второй не отработал по основному месту работы еще и одного года.

Трудоустройство выпускников. В рамах обследования населения по проблемам занятости Росстат в декабре 2009 г. провел пилотное обследование устройства выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Обследование проведено в семи субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Краснодарский край, Красноярский край, Архангельская, Брянская, Тульская, Челябинская области).

Из числа опрошенных выпускников 2009 г. к моменту опроса (к декабрю 2009 г.) занятыми оказались около 62% лиц, из них около 14% получили предложение от работодателя напрямую, получили работу в соответствии с распределением или продолжили работать на том же месте, что и во время учебы. Почти 14%выпускников 2009 г. так и не могли устроиться на работу, а около 24% вообще не предпринимали попытки найти работу. Наиболее частыми причинами отказа от поиска работы было продолжение обучения в другом учебном заведении, призыв в армию, семейные обстоятельства.

Среди выпускников 2009 г. доля лиц, устроившихся на работу по полученной профессии (специальности), к концу 2009 г. составила 52% (среди выпускников 2005-2008 гг. - 66-7%).

Наиболее распространенными проблемами первого трудоустройства выпускников 2009 г. были отсутствие свободных рабочих мест (52%), отсутствие опыта/стажа работы (48%), низкий уровень предлагаемой заработной платы (28%). При этом выпускники учреждений начального профессионального образования испытывали большинство из перечисленных проблем в 1,5-2 раза реже, чем выпускники, имеющие диплом о среднем и высшем профессиональном образовании. Только с проблемой отсутствия опыта/стажа работы они сталкивались также часто.

Безработица по субъектам Российской Федерации в I квартале 2010 г. самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

В I квартале 2010 г. снижение уровня безработицы по сравнению с началом 2009 г. наблюдалось в 50 субъектах Российской Федерации.

Сравнительно низкий уровень безработицы в I квартале 2010 г. сложился в Самарской области - 8,3% (в феврале 2009 г. 5,5%), в Московской области - 3,2% (в феврале 2009 г. - 4,6%), г. Санкт-Петербурге - 3,5% (в феврале 2009 г. - 3,8%). Также в Ленинградской, Липецкой, Белгородской областях, Чукотском автономном округе - от 5,1 до 5,6%.

Самые высокие показатели по уровню безработицы наблюдались в Республике Ингушетия (53%), Чеченской Республике (45%), Республика Тыва (24%), Республике Дагестан (20%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня интерес к проблеме измерения человеческого капитала очень высок. Однако любой из подходов упускает из виду те или иные важные аспекты, а потому ведет к существенным искажениям. Часть разрыва в оценках, получаемых на основе разных подходов, имеет технический характер. Другая часть отражает объективную невозможность разграничить дары природы, результаты целенаправленных усилий и побочных, в том числе неосознанных эффектов, выступающих катализаторами процесса накопления человеческого капитала или, напротив, снижающих эффективность целенаправленных инвестиций. Масштабы расхождения оценок особенно велики в трансформационных экономиках, в том числе в России, где отдача на человеческий капитал очень мала в силу низкой совокупной производительности факторов и часто не принимает форму индивидуального дохода, так как присваивается не его владельцем, а другими субъектами экономических отношений.

Рынок труда имеет ряд особенностей. Его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. Принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Именно поэтому цена труда представляет собой не просто разновидность цены за ресурс, а цену жизненного уровня социального престижа, благополучия работника и его семьи. Следовательно, при анализе категорий рынка труда необходимо учитывать существование «человеческих» элементов, за которыми стоят живые люди.

Рынок труда - это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в лице предпринимателей и трудоспособного населения вступают на рынке труда в определенные взаимоотношения. Поэтому рынок труда - это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

К рабочей силе относятся и занятые, и безработные. Безработным считается человек, который на определенную дату, во-первых, в течение предшествующей недели не имел работы, а во-вторых, в течение предшествующих четырех недель прилагал усилия, чтобы ее найти. Последнее условие называется «требование поиска работы» и предназначено для того, чтобы определить наличие или отсутствие рыночной ориентации у работника и ограничить состав безработных теми, кто активно ищет работу, т. е. регистрируется в органах трудоустройства, собирает информацию о наличии вакансий, дает объявления о поисках работы. Исключение составляют временно уволенные и те, кто временно не работают, но готовы приступить к новой работе и ожидают ее не более тридцати дней. Обе эти категории лиц считаются безработными независимо от того, заняты ли они активным поиском работы или нет. Ряд экономистов считают безработицу необходимым признаком мобильного и гибкого рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

1.       Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3_е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт_Издат, 2005. - 399 с.

.        И.В. Соболева. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - 50 с.

.        Вопросы статистики, 8/2010 . с.42-50

.        Финансы и кредит 2006 №17. с.2-10

.        Вопросы экономики 2009 №9 с.51-70

.        ОНС 2009 №4 с.5-21

.        Белоусов А.Р Долгосрочная российской экономики. М., 2005

.        Гохберг Л.М. Статистика науки. М.,2003

.        Нуреев Р.М. Экономика развития модели становления рыночной экономики. М.,2008

.        Полищук Е.А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. Ижевск: изд-во ИжГТУ, 2005

11.     www.economy.gov.ru <http://www.economy.gov.ru>.

12.     www.econteor.ru <http://www.econteor.ru>.

13.     Амстронг М. практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд/Перев. С анг. Под ред. С.К.Мордвинова. СПб., 2004.

14.     Экономическая теория. Под ред. Видяпина В.И, Добрынина А.И, и др. М.: ИНФРА-М, 2003. - 714 с.

15.     Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.:Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!