Финансы вузов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,70 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансы вузов















Финансы вузов

Содержание

Введение

. Особенности финансов высшего образования в XXI веке

.1 Типы высших учебных заведений

.2 Принципы организации финансов вузов

.3 Казначейское обслуживание вузов

. Финансирование вузов в РФ

.1 Планирование бюджетных источников финансирования

.2 Внебюджетные источники финансирования вузов

. Совершенствование источников финансирования вузов

Заключение

Задание 1 Вариант 4

Список литературы

Введение

Образование сегодня - одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие общества. Во всех развитых странах в настоящее время занимаются изучением возможностей систем образования с точки зрения их соответствия требованиям предстоящих десятилетий. Образование рассматривается при этом как необходимое условие, как основное средство реализации стратегии на поддержание высокого уровня производства и конкурентоспособности на мировом рынке.

Высокий уровень образования граждан способствует качественному и интенсивному развитию государства и нации. Переход экономики страны к рыночным отношениям затронул и сферу образования. На деятельность образовательных учреждений негативное воздействие стали оказывать такие факторы, как социальная и экономическая нестабильность в обществе, а также неполнота нормативно-правовой базы в области образования.

Положения действующего законодательства не позволяют однозначно классифицировать деятельность образовательных учреждений в сфере платного обучения как предпринимательскую или непредпринимательскую, что, в свою очередь, порождает проблемы отражения доходов и расходов вузов, а также их финансирования.

Инвестиции в систему образования превратились в современных условиях в один из решающих факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

В последние десятилетия для всех стран характерен постоянный рост расходов государства на образование. Стоимость высшего образования и научных исследований, особенно в естественных науках, технологии и медицине, стала настолько высокой, что финансировать их в состоянии только государство, которое, естественно, при этом будет стремиться контролировать деятельность высших учебных заведений.

Россия обладает одной из самых мощных систем высшего образования в мире. К достоинствам высшей школы России относят способность осуществить подготовку кадров по всем направлениям науки, техники и производства; по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами она занимает одно из ведущих мест в мире; отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности, по естественнонаучным дисциплинам; традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Высшая школа России обладает развитой учебно-научной и производственной инфраструктурой. В составе высших учебных заведений функционирует более 700 научных организаций, в том числе 92 научно-исследовательских института, 57 опытно-конструкторских бюро, 84 экспериментально-опытных производства, а также иные предприятия и организации. В целом высшая школа объединяет в своих рядах около 6 миллионов преподавателей, сотрудников и аспирантов. По абсолютным показателям подготовки специалистов Россия уступает сегодня только США, а по числу выпускников на 10 тысяч человек населения занимает четвертое место в мире после США, Канады и Японии. Государственная система высшей школы дополняется быстро растущим негосударственным сектором.

Таким образом, финансирование высшего образования за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы - рассмотреть сущность финансирования высшего образования в Российской Федерации.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов проф. Г.Б.Поляка, М.В.Романовского и др.

Информационной базой работы учебные пособия и учебники по бюджетной системе РФ и финансам, монографии и научные статьи в периодических изданиях.

1. Особенности финансов высшего образования в XXI веке

.1 Типы высших учебных заведений

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;

научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "магистр".

Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца. Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем 4 года;

для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.

Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца. Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении. Положение об экстернате утверждается федеральным органом управления высшим профессиональным образованием. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Основными задачами высшего учебного заведения являются:

) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов. Структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии.

Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. Филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Типовое положение (положение) о филиалах государственных и муниципальных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются соответственно федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления. Филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе высшего учебного заведения.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

1.2 Принципы организации финансов вузов

Существующий подход к изучению и анализу потенциала и ресурсов образования и образовательных учреждений, в целом, достаточно традиционен. В рамках доступной информации обычно рассматриваются:

количественные характеристики системы образования и отдельных образовательных учреждений;

динамика показателей, характеризующих потенциал системы образования и отдельных образовательных учреждений, если анализ осуществляется на соответствующем материале;

примеры недостаточности бюджетного финансирования для поддержания и развития потенциала в соответствии с современными требованиями.

Первоочередное внимание уделяется кадровому потенциалу образовательных учреждений (по преимуществу среднего и высшего профессионального образования): структуре, квалификационным характеристикам. Основная направленность исследований материальной базы сводится к констатации старения, отсутствия средств для возмещения износа, необходимости модернизации материальной базы и т.п. Для иллюстрации приводятся доступные данные о состоянии материальной базы образовательных учреждений - числе/удельном весе зданий, требующих ремонта, находящихся в аварийном состоянии. Экономическое и финансовое положение анализируется на примерах отдельных учреждений, а также в виде анализа динамики бюджетного финансирования за последние годы.

В 2006 году на цели оказания образовательных услуг использовалось более 90% основных средств (в университетах - 62%). Низок процент использования основных средств на проведение научно-исследовательских работ (от 1,05% в университетах до 7,61% в колледжах).

Полностью отсутствует использование основных средств на научные цели в академиях и институтах. На цели, не относящиеся к образованию и научным исследованиям, используется в университетах 37,30%, а в техникумах 10,83% основных средств [2. с. 29 - 34].

Полученная на основе статистических данных возрастная структура оборудования не подтверждает неоднократно высказываемые оценки о его старении. Доля оборудования возраста 2 года и менее приближается к 50%, доля оборудования старше 10 лет сравнительно невелика (16,34%). Возможно, это результат изменения бюджетного финансирования в последние годы. Из общей площади образовательных учреждений требуют капитального ремонта 20,23%, а в аварийном состоянии находятся 3,26%. При этом в наиболее сложном состоянии находятся техникумы (показатели соответственно 62,52% и 11,49%). Выше средней доля площадей, требующих капитального ремонта, у других учреждений начального профессионального образования (39,44%), университетов (21,46%), прочих учреждений высшего образования (37,73%). У большинства видов образовательных учреждений доля аварийных помещений сравнительно низка.

Все образовательные учреждения сдают в аренду свои площади, доля этих площадей сравнительно невелика и в среднем составляет 5,32%, а максимальная величина этого показателя не превышает 10% за исключением учреждений дополнительного профессионального образования, сдающих в аренду 43,36% площадей. Часть сдаваемых в аренду площадей являются учебными: в техникумах 62,61% сдаваемых площадей, в колледжах 60,44%, в университетах 46,24%, в учреждениях дополнительного профессионального образования 13,02% [2. с. 29 - 34].

Доля арендуемых площадей невелика (9,6%), причем 77,76% площадей арендованы для осуществления на них образовательного процесса. Доля площадей, сданных в аренду для видов деятельности, не связанных с образовательным процессом, исследованиями и разработками, в целом, не превышает 2% и может рассматриваться как незначительная.

Изучение данных о библиотечных фондах показывает, что общие коэффициенты их обновления и выбытия (по выборке в целом) представляют собой весьма незначительные величины - соответственно 3,29% и 1,74%. Посещаемость студентами (учащимися) библиотек составляет 75,61%, т.е. почти на 10 процентных пунктов ниже их доли в числе зарегистрированных пользователей (85,2%); на 1 посадочное место в библиотеках в среднем приходится 36 студентов, на 1 учащегося в среднем в отчетном году было выдано 53 единицы экземпляров (библиотечных фондов) [2.с. 29-34].

Затраты и доходы образовательных учреждений.

Большая часть затрат образовательных учреждений приходятся на образовательную деятельность (88,2%). Это соотношение наблюдается по большинству видов затрат, за исключением связанных с приобретением оборудования и другими материальными затратами, поскольку именно эти виды затрат обеспечивают проведение не только образовательной, но и иной деятельности. Высокая доля расходов на образовательную деятельность в общих затратах образовательных учреждений сохраняется практически по всем видам образовательных учреждений (от 80 до 100%).

Основная доля текущих расходов приходится на оплату труда (42,96%), отчисления на социальные нужды (11,80%), на прочие текущие затраты (24,01%). Доли остальных видов расходов заметно меньше. Такая структура, вероятнее всего, есть результат достаточно длительного недофинансирования образования. Основными направлениями инвестиционных расходов являются расходы на здания (31,1%), приобретение машин и оборудования (49,6%). Доля расходов на библиотечный фонд - 9,5% [2. с. 29 - 34].

Основными источниками доходов являются средства бюджетов различных уровней и внебюджетные средства. Причем их доли в формировании общего объема поступлений близки по величине (48,7% и 42,9% соответственно). Заметную часть доходов составляют собственные средства образовательных учреждений - 8,5%. Ее наличие означает, помимо прочего, что образовательные учреждения имеют прибыль, не расходуют в полном объеме получаемые доходы в налоговом периоде (или просто не успевают это сделать) и, соответственно, платят налог на прибыль.

Самая высокая доля бюджетных поступлений (90,7%) приходится на учреждения начального профессионального образования. Даже для учреждений дополнительного профессионального образования, в которых доля бюджетных средств минимальная, она на 8,71 процентного пункта выше доли внебюджетных средств. По образовательным учреждениям высшего профессионального образования это различие меньше - 3,06 пункта.

Основным источником финансовых поступлений для всех видов образовательных учреждений является федеральный бюджет, из которого поступает 94,76% бюджетных средств [3. с. 18-25].

Значительная часть внебюджетных доходов поступает на осуществление образовательной деятельности (82,81%). Причем основная часть этих средств поступает от населения (72,67%) и из внебюджетных фондов (19,2%). Интересно отметить, что доля средств населения и в обеспечении прочей деятельности, составляя 43,39%, превышает долю средств предприятий и организаций (40,99%), которые по многим соображениям обычно принято рассматривать в качестве основного источника финансового обеспечения «необразовательной» деятельности.

Сопоставление данных о доходах, полученных образовательными учреждениями от аренды, с показателями сдачи в аренду зданий и помещений показывает уровень ставок арендной платы. В частности, высшие учебные заведения, в которых этот вид деятельности наиболее развит, получают с каждого кв. метра сданной площади от 1,195 до 2,192 тыс. рублей в год. В «остальных» образовательных учреждениях этот показатель ниже.

Наиболее доходной является образовательная деятельность учреждений по очной форме. Доля данного вида доходов в «образовательных» доходах составляет 64,07%. Причем наименьшую величину этот показатель имеет в высших учебных заведениях (61,44%). В образовательных учреждениях других уровней образования доля доходов от очной формы образовательной деятельности составляет более 80%. Следует отметить небольшую долю доходов от дистанционной формы образовательной деятельности в целом - 0,90%, что, по-видимому, обусловлено недостаточной развитостью этой формы обучения.

В рамках необразовательных видов деятельности (14,58% доходов) основным источником доходов является проведение научных исследований и разработок. Его доля составляет 45,50% всех поступлений по данному виду источников. Доля доходов от прочих видов дополнительной деятельности составляет 37,41%. Величина доли достаточно высока, что заставляет предложить в дальнейшем более детально изучить эту группу на предмет ее состава. Производственная деятельность образовательных учреждений (включая сюда издательскую и полиграфическую) составляет 14,27%, а все остальные источники - менее 3% [3. с. 18-25].

В образовании происходят процессы, которые могут быть выделены только на основе изучения указанных статистических данных (например, обновление оборудования, увеличение доли молодых работников, структура доходов и расходов и т.д.). Анализ статистических данных создает основу для дальнейших аналитических построений и управленческих решений, особенно при накоплении данных за некоторый период времени. Необходимо и дальше развивать методологию анализа экономического положения образовательных учреждений и системы образования, вырабатывая единый подход к анализу и оценке экономического положения системы образования.

Таким образом, финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования.

Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, нормативы финансирования устанавливаются с учетом этих коэффициентов и надбавок. Если местные нормативы финансирования превышают государственные, дополнительное финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета.

Деятельность негосударственных высших учебных заведений финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем (учредителями) и высшим учебным заведением эта деятельность может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования.

Научные исследования, проводимые государственными высшими учебными заведениями, финансируются федеральным органом управления высшим профессиональным образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности.

Государственные высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления и порядок использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе средств, направляемых на оплату труда и материальное стимулирование своих работников. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) средства не могут быть изъяты у государственных высших учебных заведений или зачтены в объем финансирования этих высших учебных заведений на последующий период.

Возмещение дополнительных затрат в связи с индексацией расходов высших учебных заведений, осуществляющих свою деятельность на основе бюджетного финансирования, производится за счет средств соответствующего бюджета. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других кредитных организациях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных.

1.3 Казначейское обслуживание вузов

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ, которая включает:

а) Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;

б) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам, районам и районам в городах.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Территориальные органы Казначейства осуществляют функции:

а) организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

б) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

в) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление ими;

г) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету Российской Федерации, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

д) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

е) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету Государственной казны РФ [17].

Территориальные органы Казначейства выполняют функции:

осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

обеспечивают целевое финансирование предприятий за счет средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и целевое использование федеральных внебюджетных средств;

обеспечивают полный учет распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

осуществляют распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, производят отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;

осуществляют операции со средствами федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральными внебюджетными средствами;

осуществляют кассовое планирование средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений их использования;

контролируют своевременность совершения операций и целевое направление использования средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

осуществляют по представлению Министерства РФ по налогам и сборам возврат в федеральный бюджет излишне изысканных и уплаченных налогов и других платежей;

осуществляют учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах органов Федерального казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;

осуществляют сбор, обработку и передачу вышестоящим органам Казначейства информации и отчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета, о финансовом исполнении государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлении и использовании федеральных внебюджетных средств.

Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы высшего и послевузовского профессионального образования. Имеющее государственную аккредитацию высшее учебное заведение независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности не реже чем 1 раз в 5 лет проходит аттестацию, проводимую государственной аттестационной службой.

2. Финансирование вузов в РФ

.1 Планирование бюджетных источников финансирования

Финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования. Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, нормативы финансирования устанавливаются с учетом этих коэффициентов и надбавок. В случае, если местные нормативы финансирования превышают государственные, дополнительное финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета.

Деятельность негосударственных высших учебных заведений финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем (учредителями) и высшим учебным заведением эта деятельность может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования.

Научные исследования, проводимые государственными высшими учебными заведениями, финансируются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности. финансы источник образовательный учреждение

Государственные высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления и порядок использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе средств, направляемых на оплату труда и материальное стимулирование своих работников. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) средства не могут быть изъяты у государственных высших учебных заведений или зачтены в объем финансирования этих высших учебных заведений на последующий период.

Возмещение дополнительных затрат в связи с индексацией расходов высших учебных заведений, осуществляющих свою деятельность на основе бюджетного финансирования, производится за счет средств соответствующего бюджета. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других кредитных организациях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных.

Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей. Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств (инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями.

Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России. Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации с учетом интересов других федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.

Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Таким образом, сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

Однако ему свойственны и специфические принципы, а именно:

отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;

планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные [7. с. 48-55].

Индивидуальная смета - это смета, отражающая особенности отдельного учреждения. Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ. В практике бюджетного финансирования используются два его способа:

) по системе «нетто-бюджет» - бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных бюджетом;

) по системе «брутто-бюджет» (для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании) - бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, связанные и с текущим содержанием, и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Таким образом, с целью реализации принципа самостоятельности бюджетов важно обеспечить максимально возможную степень финансовой самодостаточности бюджетов. Это, в свою очередь, может зависеть от уровня налоговой составляющей в доходах бюджета, уровня доходов, закрепленных (полностью или частично) на постоянной основе (без ограничения сроком), сокращения уровня дотационности, наличия в налоговом и бюджетном законодательстве необходимых исходных условий для развития инициативы региональных и местных органов власти и с целью максимальной мобилизации собственных финансовых ресурсов.

2.2 Внебюджетные источники финансирования вузов

Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности.

Платная образовательная деятельность высшего учебного заведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем (учредителями) высшего учебного заведения.

Государственное или муниципальное высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится.

Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения. Основные функции управления финансами вузов заключаются в поиске новых источников финансирования, эффективном их формировании и распределении.

Экономическая база высшего образования и финансовые потоки его системы формируются на основе комбинации следующих основных источников средств: государственного бюджета; обучаемого, его семьи или работодателей; средств, зарабатываемых самими учебными заведениями на основе использования собственного потенциала.

За счет средств налогоплательщиков формируются доходы государственного бюджета, из которых осуществляется централизованное финансирование высших учебных заведений. Финансовые ресурсы, формируемые за счет средств обучаемых, их семей и работодателей, являются для системы высшего образования децентрализованными внебюджетными финансовыми ресурсами. К внебюджетным относятся также средства, формирующиеся за счет использования собственного потенциала учебных заведений.

По оценке экспертов объемы бюджетных ресурсов, направляемые в последние годы в систему высшего образования, удовлетворяют ее суммарные потребности менее чем на 2/3, что привело к невыполнению государственных гарантий доступа к высшему образованию, росту социального и территориального неравенства в этой сфере.

Практически во всех странах мира бюджетная составляющая является основной частью финансирования образования, достигая в ряде стран (Северная Европа) 100 %. Тем не менее привлечение внебюджетных средств вполне целесообразно и с позиций активизации связи учебных заведений с внешней средой, и в интересах самих учебных заведений.

Привлечение внебюджетных источников финансирования учреждений образования характерно для ряда стран и оказывает положительное воздействие на формирование их финансовой базы. Так, например, в финансировании высших учебных заведений в странах ОЭСР доля внебюджетных источников составляет: в США - 52%; Великобритании - 38%; Канаде - 39%; Японии - 57%.

В Федеральной программе развития образования определена необходимость создания условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.

Доля внебюджетной составляющей в бюджетах российских вузов составляет в среднем 40 % и может доходить до 60 %. При этом размеры привлекаемых внебюджетных средств и их значимость различаются в зависимости от вида учебного заведения.

В целом усиливающееся значение внебюджетной деятельности связано со все более возрастающей "техноемкостью" учебного процесса, необходимостью приобретения и постоянного обновления дорогостоящего оборудования, а также c тенденцией снижения уровня оплаты труда преподавателей и сотрудников учебных заведений по сравнению с другими сферами деятельности. Внебюджетная деятельность учебных заведений дает возможность компенсации снижения заработной платы за счет получения дополнительных заработков.

Возможности внебюджетных источников финансирования в деятельности высших учебных заведений усиливаются с ростом потребности населения в получении высшего образования, необходимостью перепрофилизации своей профессиональной деятельности и, как следствие, ростом потребности в дополнительном (втором) высшем образовании, необходимостью повышения квалификации, переподготовки и доподготовки кадров в соответствии со структурой спроса на рынке труда и платежеспособностью граждан и работодателей в реализации этого направления внебюджетной деятельности.

Одним из факторов, способствующих быстрому росту объемов внебюджетной деятельности, является развитие вузовской научной, опытно-конструкторской и проектной деятельности, способствующей превращению вузов в составную, нередко центральную часть технопарков и технополисов, в которых осуществляется эффективная взаимосвязь процесса обучения, науки, экспериментального производства и коммерческого освоения результатов НИОКР.

Развитие внебюджетной деятельности высших учебных заведений определяется также высокой потребностью в различного рода услугах со стороны хозяйствующих субъектов.

При осуществлении внебюджетной деятельности вузы получают возможность маневренности в распределении и использовании собственных финансовых средств на цели, самостоятельно определяемые учебными заведениями. Рассматривая структуру внебюджетных средств, отметим, что в высших учебных заведениях значительную их долю составляет плата за обучение как за счет средств обучаемого, так и за счет предприятий. В структуре внебюджетных финансовых потоков в высшую школу весомое место занимают также доходы от аренды и иного коммерческого использования имущества.

Позитивным направлением по привлечению внебюджетных финансовых источников, не нашедшим широкого распространения в нашей стране, является спонсорская помощь. За рубежом сложились устойчивые связи учебных заведений со спонсорами, в основном крупным бизнесом. Связи эти осуществляются на взаимовыгодной основе. В частности, осуществляя благотворительные акции через спонсорство, компании выводят из налогообложения свои доходы. В свою очередь, получая спонсорские средства, учебные заведения официально представляют продукцию и услуги компаний посредством проведения рекламных акций и использования предоставленных компанией продуктов и услуг.

Не нашло еще достаточного развития направление по привлечению внебюджетных средств, связанное с проведением исследований для деловых кругов и государственных организаций, поиском партнеров для реализации их проектов, оказанием различного рода консультационных услуг. За счет этих видов деятельности в развитых странах учебные заведения имеют 30-40 % поступлений в общем объеме внебюджетных средств.

К подобного рода услугам, обоснование направлений развития которых необходимо, следует отнести создание центров информационных технологий, которые могут быть представлены как исследовательскими подразделениями, так и системой постоянно действующих семинаров, специализированных межвузовских кафедр, консультационными центрами по оказанию помощи в создании программных продуктов, электронных курсов и учебников не только для высшей школы, но и гимназий и лицеев, ориентированных на последующее образование их выпускников в вузах.

Занимая все большее место при формировании финансовых ресурсов высших учебных заведений, внебюджетные средства вместе с тем остаются сложно предсказуемыми финансовыми потоками по оценке их возможных размеров и потенциальных источников привлечения.

Так, например, внебюджетная деятельность по сдаче в аренду имущества определяется наличием в учебных заведениях значительных по масштабам материальных активов, включающих учебно-лабораторные здания, общежития, оборудование. Весь этот имущественный комплекс необходимо поддерживать в нормальном рабочем состоянии, что требует соответствующего финансового обеспечения, которое учебные заведения в настоящее время не получают. Кроме того, арендаторы, как правило, помимо арендной, осуществляют плату за коммунальные услуги, размеры которой определяются пропорционально занимаемой ими площади. Это является одной из причин сдачи имущества в аренду, главным образом площадей учебно-лабораторных зданий и общежитий. Общая картина с наличием площадей и сдачей их в аренду

С 1 января 2000 г. все доходы от сдачи в аренду основных фондов приравнены к дополнительным источникам бюджетного финансирования, и их учет и распределение осуществляются органами федерального казначейства. Подобный подход к учету получаемых доходов от аренды имущества связан со сложным характером взаимоотношений между учебными заведениями и собственником федерального имущества в лице Минобразования России и других министерств, имеющих в своем подчинении учебные заведения, которые передают им основные фонды на правах оперативного управления для осуществления различных видов деятельности. При этом возникает целый ряд проблем организационно-правового и экономического характера, связанных с возможностями использования имущества, не являющегося собственностью учреждений образования, в целях получения доходов, с распределением этих доходов между учебными заведениями и собственником имущества (по аналогии с доходами, получаемыми предприятиями от аренды государственной собственности) и т.д.

Таким образом, сам вопрос о зарабатывании дополнительных средств учебными заведениями за счет использования федерального имущества (и не только путем сдачи площадей в аренду) представляет собой большую проблему с позиций экономических и правовых норм по поводу собственности. К тому же принятая система выделения указанных средств учебному заведению из казначейства по статьям расходов в соответствии с бюджетной классификацией во многом лишает учебное заведение самостоятельности в их расходах, а следовательно, и вообще стимулов проведения данного вида деятельности, что уже доказано практикой.

В целом данное направление привлечения внебюджетных средств является вынужденным, поскольку, во-первых, сами учебные заведения, как было показано выше, зачастую являются арендаторами площадей, что характеризует дефицит имеющихся в их распоряжении площадей; во-вторых, выводятся из возможного пользования учебным заведением значительные площади, создается ряд трудностей различного характера, вытекающих из самого факта присутствия на этих площадях организаций, финансово-экономических расчетов с ними и др.

Один из основных источников внебюджетного финансирования формируется за счет платного обучения. Этот вид деятельности является наиболее привлекательным для высшей школы, поскольку платные образовательные услуги являются высоко доходными, так как "производятся" на той же материально-технической базе, что и бесплатные услуги, не требуют специальной подготовки преподавателей. При условии полного реинвестирования полученной прибыли в учебный процесс, в том числе и направления на заработную плату преподавателям, эти доходы полностью освобождаются от налогообложения. Осуществление платной образовательной деятельности является также дополнительным стимулом для более эффективного и качественного проведения учебного процесса как для учебного заведения, так и для обучаемого, поскольку возникает большая ответственность учреждений образования за качественную подготовку специалистов и ответственность обучающихся за получение образования.

Особое место при анализе проблемы платного образования за счет личных средств имеет образовательная мотивация населения. Высокий престиж высшего образования формировался в России на протяжении нескольких столетий, и в настоящее время по данным социологического исследования, проведенного Центром социологических исследований Минобразования РФ, престиж высшего образования оценивается населением в среднем в 4,1 балла, т.е. несколько выше, чем "хороший", особенно высоко оценивают престиж высшего образования люди старшего поколения.

Оценивая в целом высоко престиж образования, не все население имеет возможность и желание расходовать на эти цели свои средства, надеясь на помощь государства и институциональную оплату образовательных услуг. В отношении студенческого контингента отметим, что сама идея платности образования укоренилась в сознании большинства студентов, и 44,0 % согласны с введением платного образования в вузах, но материальное положение населения не стимулирует стремление к полной оплате обучения.

Таким образом, при рассмотрении возможностей развития платного образования за счет его финансирования из личных средств следует исходить, с одной стороны, из высокой престижности профессионального образования и желания осуществлять частичную компенсацию затрат на его получение населением; с другой, из сформировавшегося менталитета по поводу преимущественного государственного финансирования образования и, как следствие, невключения расходов на образование в первоочередную статью расхода семейного бюджета.

Личная плата за обучение может осуществляться за счет самого обучаемого, средств семей и кредитов.

Рассматривая возможности использования государства как кредитора образования и источника личной оплаты обучения, отметим, что более реалистичным является развитие системы негосударственного кредитования, позволяющего за счет предоставления заемных средств обеспечить более широкий доступ в систему платного профессионального образования низкооплачиваемым слоям населения.

При этом размеры платы за полученный кредит на цели образования должны быть ориентированы на уровень предполагаемых в перспективе доходов. Обязательства по погашению кредита могут взять на себя сами учебные заведения, что снизит риск невозврата полученного студентами займа. Это позволит установить пониженную по сравнению с банковскими кредитами процентную ставку по кредитам на образование и даст возможность получения студентами займов на эти цели.

Далее, что касается сроков предоставления кредитов на образование, наиболее приемлемый, по мнению студентов, является десятилетний срок, т. е. студенты хотят, что является вполне разумным, пользоваться долгосрочными банковскими кредитами.

Одним из видов платного обучения является ее институциональная форма, или оплата обучения за счет средств работодателей. Рассматривая институциональную форму оплаты образовательных услуг, отметим, что для ее развития имеются более широкие возможности по сравнению с личной оплатой, но только с позиций экономических критериев, таких, как уровень доходов, платежеспособность и т. д. Развитие институциональных форм оплаты образовательных услуг определяется наличием у институциональных структур финансовых ресурсов для оплаты обучения, состоянием рынка труда (спросом и предложением, ценой рабочей силы и т. д.).

Распространение институциональной формы обучения как направления внебюджетной деятельности учебных заведений связано с введением в практику работы учебных заведений, в частности вузов, системы договорных отношений между вузами и предприятиями на принципах частичной и полной оплаты подготовки специалистов за весь срок обучения. При формировании подобного рода экономических отношений между учебными заведениями и институциональными структурами первоначально был установлен соответствующий норматив (в рублевом эквиваленте) частичного возмещения затрат на подготовку специалистов, который должен был действовать в течение достаточно длительного периода времени (первоначально срок действия составлял три года). В дальнейшем стали складываться прямые договорные отношения учебных заведений, в основном вузов, с заказчиками кадров на условиях полной оплаты подготовки специалиста с использованием договорной цены.

Возникла своеобразная кредитная форма вложения средств предприятий под будущий эффект от трудовой деятельности специалиста. Но практика показала, что эта форма вложения средств предприятиями в подготовку специалистов на длительный срок обучения (без расчета на быстрое их возвращение) не может стать надежным типом экономических взаимоотношений между высшей школой и производством. С развитием рынка, возрастанием конкуренции и усилением фактора риска хозяйственной деятельности, включая банкротство, предприятия предпочитают устанавливать экономические отношения с высшими учебными заведениями по оплате обучения на возможно короткий период времени (1-2 года).

Перспективность этих направлений очевидна, поскольку развитие современного общества характеризуется динамичными и кардинальными экономическими и технологическими преобразованиями, что влечет за собой необходимость постоянного изменения видов деятельности и освоения новых сфер и способов производства. В этих условиях подготовка и переподготовка кадров должна носить перманентный характер.

В перспективе развитие институциональной формы оплаты высшего образования будет определяться следующими факторами: необходимостью решения задач по социальной защите и поддержке отдельных социальных слоев населения, национальных групп и т. д.; полноценный рыночный заказ на подготовку кадров вероятнее всего будет определен новыми коммерческими структурами с учетом потребности заказчика и цены подготовки.

Одной из функций управления финансовыми ресурсами вузов, в том числе и внебюджетными, является эффективное их использование.

Рассматриваемые как дополнительные к государственному финансированию внебюджетные средства должны использоваться по приоритетным для учебного заведения целям. На практике финансовая политика учебных заведений по использованию внебюджетных средств регламентируется прежде всего необходимостью выполнения "федерального мандата", или бюджетных обязательств, в частности, по выплате заработной платы. По оценке экспертов, в учебных заведениях приоритеты распределения средств, полученных от внебюджетной деятельности, характеризуются следующим образом:

. Выплата заработной платы работникам учебных заведений - 50 %.

. Обновление библиотечного учебного фонда, учебной мебели, технических средств обучения, расходы на содержание материально-технической базы - 40 %.

. Расходы на текущий ремонт - 10 %.

Для сравнения приведем систему распределения внебюджетных средств, характерную для зарубежных учебных заведений.

Направление 1. Обновление учебного материала, библиотечного фонда, учебного оборудования - 25 %.

Направление 2. Дополнительные вознаграждения преподавателей в форме бонусов - 25 %.

Направление 3. Текущий ремонт материально-технической базы - 25 %.

Направление 4. Создание резервного фонда на непредвиденные расходы - 25 %.

Сравнивая направления и приоритеты в распределении внебюджетных средств в отечественных и зарубежных учебных заведениях, отметим, что и те и другие учебные заведения используют внебюджетные финансы на текущие расходы, связанные с учебным процессом. Вместе с тем существуют различия в системе приоритетов распределения этих средств. Например, вследствие крайне низкой заработной платы в системе отечественного образования, значительную долю во внебюджетных расходах занимает оплата труда профессорско-преподавательского состава, служащая в известной степени компенсацией бюджетного финансирования; далее, поскольку сметой бюджетных расходов не запланированы текущие расходы учебных заведений на ремонт, приобретение технических средств обучения, литературы и т. д., внебюджетные средства российских учебных заведений являются единственным источником для осуществления этих мероприятий.

Отметим, что полученными внебюджетными средствами каждое учебное заведение распоряжается самостоятельно. В соответствии со ст.298 Гражданского кодекса РФ доходы от разрешенной законодательством деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на самостоятельном балансе. Аналогичное положение содержит и Бюджетный кодекс РФ: в соответствии с п. г.6 ст. г.161 определено, что бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

На практике вузы внутри своей организации формируют положение о расходовании внебюджетных средств.

Подводя итоги, отметим, что формирование внебюджетных источников финансирования как системы, органически вписывающейся и дополняющей бюджетные финансовые ресурсы, является одним из условий успешного функционирования учебных заведений разного профессионального уровня. Это направление принято в качестве одного из ведущих в системе мероприятий по реформированию профессионального образования.

3. Совершенствование источников финансирования вузов

Необходимость налоговой поддержки системы образования и передовых образовательных технологий обусловлена развитием рыночного хозяйства и выходом образовательных учреждений на уровень автономного экономического субъекта. Анализ налогового регулирования процессами, происходящими в национальном хозяйстве России, показал, что с 2002 года приоритеты налоговой политики переориентированы с регулирующей функции налога на прибыль организаций на фискальную функцию в отношении образовательной сферы. Хотя приоритетной задачей проводимой налоговой реформы является последовательное снижение налоговой нагрузки, наблюдается нарушение сбалансированности интересов государственного развития производственной и не производственной сферы, что приводит к увеличению налогового пресса на систему образования.

Проблема налогообложения образовательных учреждений является актуальной, а решение ее, тормозится отсутствием теоретического обоснования и практической реализацией принципа справедливости налогообложения организаций сферы образования. В связи с этим, одна из основных задач налоговой политики России заключается в поиске новых и действенных инструментов совершенствования системы налогообложения образовательных учреждений с целью улучшения их финансового положения, и на этой основе повышение качества образовательного процесса. Проблемы государственной поддержки сферы образования с помощью различных налоговых инструментов по приоритетным направлениям, обеспечение их адресности и целенаправленности, а также особенности современного этапа развития финансовой системы страны недостаточно исследованы в научной экономической литературе и практически не отражены в официальных законодательных, программных и нормативных документах.

На первом этапе рыночных преобразований в стране образовательные учреждения получали наибольшую налоговую поддержку. Это, прежде всего, связанно с появлением специального налога, который имел целью, финансирование образования. Это сказалось на развитии системы образования, повышении его качественного уровня. Второй этап характеризуется появлением новых налогов, характерных для рыночной экономики. Происходит незначительное увеличение налогового бремени. В это время возникают негосударственные некоммерческие образовательные учреждения, не имеющие бюджетных источников финансирования. На данном этапе образовательные учреждения могли инвестировать полученный доход на развитие образовательной деятельности и не платить этот налог, тем самым, развивая свою материальную базу и как следствие повышение качества образовательного процесса. На третьем этапе вводится глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Благодаря этому происходит увеличение налогового бремени образовательных учреждений, и как следствие ощущение недофинансирования отрасли. Амортизатором величины налоговой нагрузки являются налоговые льготы, однако на этом этапе их количество не велико и с каждым годом уменьшается.

Основой структуры любой налоговой системы являются принципы ее построения. Сфера образования должна уплачивать налоги, но при этом следует учитывать особенности и социальную значимость данной отрасли. Система налогообложения образовательной деятельности должна строиться в соответствии с научно обоснованными принципами. Объектом налогообложения образовательных учреждений являются финансовые потоки, протекающие как в самом субъекте исследования, так и за его пределами. Все источники формирования имущества образовательной организации можно разделить на целевые поступления (в любой форме) и на доходы от предпринимательской (коммерческой) деятельности.

Средства целевого финансирования и целевого поступления служат для покрытия расходов на содержание некоммерческой образовательной организации и на ведение уставной деятельности. В частности, средства целевого финансирования могут быть в виде:

средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов;

средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности;

взносы учредителей некоммерческой организации;

взносы от учредителей, собственников, по целевому назначению;

поступления безвозмездной помощи и т.д.

В случае недостатка средств или их отсутствия организация вправе осуществлять покрытие расходов из средств, полученных от занятия предпринимательской (коммерческой) деятельностью после уплаты налогов.

Занятие предпринимательской деятельностью некоммерческим образовательным учреждением в соответствии со ст. 50 ГК РФ влечет за собой соблюдение следующих условий: предпринимательская деятельность должна соответствовать целям, ради которых создана некоммерческая образовательная организация; доходы от предпринимательской деятельности не должны перераспределяться между членами или участниками некоммерческих организаций и должны быть направлены только на достижение целей, ради которых создана организация. Таким образом, при расчете налога на прибыль организаций необходимо четкое отнесение средств к целевым или предпринимательским.

В условиях современной рыночной экономики коммерческая организация может осуществлять некоммерческую деятельность, а некоммерческие организации, в свою очередь, могут осуществлять коммерческую деятельность. На практике образовательные учреждения, являясь некоммерческими организациями, могут осуществлять любой тип деятельности и поэтому способны получать прибыль. Таким образом, при расчете налога на прибыль все доходы образовательного учреждения делятся на две группы: целевые средства; средства, полученные от предпринимательской деятельности. Непредпринимательская деятельность в сфере образования должна удовлетворять следующим условиям:

поле реализации данного вида деятельности должно лежать в плоскости социально значимых функциях общества и носить исключительно некоммерческий характер;

основной целью реализации деятельности является не получение прибыли, а в случае ее получения - использование исключительно на обеспечение основной некоммерческой деятельности.

Главным критерием отнесения средств, к тому или иному виду деятельности, является не источник появления, а направление использования. Средства могут появиться в организации от предпринимательской деятельности, но пойти на покрытие расходов образовательной деятельности, и они не должны облагаться налогом на прибыль. Предоставление образовательным учреждениям права на «реинвестирование доходов в образовательный процесс» это по своей сути не что иное, как предоставление образовательной деятельности льготы по налогу на прибыль. Концепция введения льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений устанавливает следующее: образовательные учреждения, при расчете налога на прибыль организаций, в отношении доходов полученных из различных источников освобождаются от уплаты налога; обязательным условием является использование средств, строго по целевому назначению, а именно, на цели образовательного процесса; образовательное учреждение должно быть создано в некоммерческой организационно-правовой форме; дополнением к введенной льготе считаем необходимым установление дополнительных санкций в отношении тех налогоплательщиков, которые неправомерно использовали льготу. Реализация этих мер предоставляет возможность образовательным учреждениям полностью реинвестировать доходы в образовательный процесс. В случае же отказа от вложения в образовательный процесс полученных доходов учреждение может, уплатив с этого дохода соответствующий налог, превратить в прибыль оставшуюся часть, то есть капитализировать - превратить в капитал и использовать уже на строго целевые экономические проекты.

Налоговое законодательство предусматривает два метода определения доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод. Они не подходят для образовательных учреждений. Это в большей степени связано со спецификой деятельности образовательных учреждений. «Зеркальное» отображение доходов и расходов при кассовом методе и методе начисления не отвечает основным принципам налогообложения, так как нарушает право налогоплательщиков, установленное принципом равенства. Метод налогового учета доходов прямым образом влияет на срок исполнения налогоплательщиком обязанности по взносу налога в бюджет в отношении учтенного дохода. Решением вопроса является предоставление образовательным учреждениям отраслевого метода признания доходов и расходов. Концепция смешанного метода учета доходов и расходов образовательных организаций совмещает кассовый метод и метод начисления, то есть представляет собой сочетание, нарушая при этом зеркальность отражения, присутствующее в двух других. Применение смешанного метода признания доходов и расходов будет выглядеть следующим образом: если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщик получает на счета в банках или в кассу организации средства за оказание образовательных услуг, то дата поступления средств, считается моментом оказания услуги. Отсутствие поступления средств является фактом отсутствия признания поступления дохода независимо оттого, что образовательная услуга будет оказываться. Расходы же будут признаваться таковыми, независимо от поступления средств и будут относиться к тому периоду, в котором были произведены.

Основная часть образовательных учреждений осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность за счет средств бюджетов всех уровней. Однако финансирование из данного источника не всегда полностью может обеспечить все потребности. В связи с этим возникает постоянная проблема поиска денежных средств. Решением вопроса может являться привлечение средств от юридических и физических лиц. Данные средства будут иметь ярко выраженный инвестиционный характер. Важнейшим инструментом налогового регулирования вливания инвестированных средств в образовательную деятельность являются налоговые льготы, под которыми понимается уменьшение налогового обязательства для определенной категории плательщиков. Освобождение может быть полным или частичным, но оно всегда приводит к уменьшению суммы налоговых изъятий.

В отношении данных средств может быть предложена не просто льгота, а система льгот, поддерживающая не просто инвестора, а инвестора-благотворителя. К числу важнейших факторов, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность, относится и налоговая политика государства, которая определяет размер налогового бремени. Основой данного подхода является стимулирование и поддержка инвестиций бизнеса, направленных в систему образования. Инструментом стимулирования и побуждения к действиям будет являться ряд мер, установленных налоговым законодательством. В налоговом регулировании льготы являются более эффективным средством поддержки хозяйствующих субъектов. Они выступают как самый нестабильный элемент налоговой системы. Их состав постоянно изменяется, дополняется, пересматривается порядок их применения. Стратегические направления совершенствования налогообложения в части коммерческих организаций, реализация которых позволит построить научно обоснованную и эффективную систему по привлечению средств коммерческих организаций в систему образования, включает следующие новшества: понижение налоговой ставки по налогу на прибыль в случае инвестирования коммерческими организациями средств в образовательную деятельность; упрощение порядка уплаты налогов для коммерческих организаций, путем освобождения от авансовых платежей, уплачиваемых в налоговом периоде.

Необходимость поддержки системы образования обусловлена растущим недофинансированием. Это подтверждают данные как по стране в целом, так по отдельным ее субъектам. Для решения этой проблемы следует изменить структуру источников финансирования отрасли. Одним из важных источников финансирования развития отрасли могут стать высвобожденные ресурсы вследствие предоставления льгот по налогу на прибыль для сферы образования. В этом случае в отрасли появятся дополнительные средства в виде законно не уплаченной суммы налога, которая может быть потрачена на цели образования. Необходимо предоставление налоговых льгот каждому субъекту образовательного процесса. Это, в свою очередь, позволит проводить постоянное обновление и техническое совершенствование основных фондов и применение передовых информационных технологий в учебном процессе. Этот источник может быть использован для увеличения размера заработной платы, которая в системе образования значительно ниже, чем в производственных отраслях. Первостепенное значение для системы образования имеет привлечение инвестиций в образовательный процесс.

При прочих равных условиях дополнительной процедурой совершенствования налогообложения системы образования может стать установление процесса переноса убытков, позволяющего переносить их не только на следующие налоговые периоды, но и относить на прошедшие периоды, например, на два предыдущих года.

Заключение

Образование с давних пор относится к одной из важных сфер человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей социальный прогресс. Общие тенденции развития российского общества и экономики не могли не сказаться на развитии системы образования. Переход образовательных учреждений на самофинансирование обусловливает изменения в порядке расходования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Учебные заведения заинтересованы в экономном расходовании своих ресурсов, своевременном выявлении и рациональном использовании внутренних резервов учреждения.

Бюджетные образовательные учреждения финансируются в основном за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов по утвержденной смете доходов и расходов, а негосударственные образовательные учреждения - за счет поступлений от физических и юридических лиц за обучение, средние профессиональные учебные заведения потребительской кооперации финансируются из двух источников - за счет поступлений от физических и юридических лиц за обучение и за счет средств фонда подготовки кадров, создаваемого в потребительских обществах и их союзах с целью обучения пайщиков.

До настоящего времени отсутствует единая точка зрения на определение сущности поступлений за обучение, т.е. являются они целевыми поступлениями или доходом от обычного вида деятельности образовательного учреждения. Сложившаяся ситуация ослабляет контроль расходов и не позволяет внутренним пользователям получать полезную информацию, необходимую для осуществления оперативного и стратегического управления образовательным учреждением.

Задание 1 Вариант 4

1. На основе исходных данных рассчитать основные показатели проекта сметы доходов и расходов общеобразовательного учреждения:

определить среднегодовое количество учащихся и классов;

произвести расчет учебных часов и педагогических ставок в планируемом году;

рассчитать среднегодовое количество групп в дошкольном отделении;

произвести расчет среднегодового количества ставок воспитателей в дошкольном отделении;

исчислить фонд оплаты труда школы в планируемом году;

исчислить расходы на коммунальные услуги и прочие расходы;

рассчитать расходы на питание и мягкий инвентарь в группах продленного дня;

составить проект сметы доходов и расходов общеобразовательного учреждения.

. Подготовить пояснительную записку к составленному проекту сметы школы, в которой следует дать подробную характеристику к каждой таблице и сделать выводы о достаточности финансовых ресурсов на содержание школы.

Исходные данные:

Расходы на приобретение предметов длительного пользования предусматриваются в размере 10% от текущих расходов, на капитальный ремонт - 15% от текущих расходов;

Начисление единого социального налога производится в размере 35,8% фонда оплаты труда.

Учебный план рассчитан исходя из учебной нагрузки в неделю 1-4 класс - 22 часа, норма учебной нагрузки на учителя на ставку заработной платы для начальной школы - 20 часов в неделю.

Нагрузка воспитателей в дошкольном отделении - 36 часов в неделю.

Прочие текущие расходы на 1 ребенка составляют в планируемом году 100 руб. в год. Количество классов в планируемом году исчисляется исходя из фактического количества учащихся и предельной наполняемости классов 25 человек в классе.

Наполняемость групп по дошкольному отделению определяется исходя из 20 детей старшего возраста и 15 детей ясельного возраста.

Режим работы начальной школы-детского сада определяется исходя из 5-дневной рабочей недели с 12-часовым пребыванием детей.

Средняя ставка заработной платы учителей по ЕТС составляет: 1-4 классы - 1552 руб.

Средняя ставка заработной платы воспитателей по ЕТС составляет 1506 руб.

Средняя ставка заработной платы административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала по ЕТС -1270руб.

Питанием обеспечиваются все дети, посещающие начальную школу-детский сад.

Родительская плата составляет 20% затрат на содержание детей в начальной школе-детском саду.

План приема на 1 сентября планируемого года - 50 учащихся.

Количество ставок административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала - 53 ед.

Решение

. Определим среднегодовое количество классов и учащихся в планируемом году. Используя данные таблицы 1, заполним таблицу 2, где среднегодовую численность учащихся определим по формуле: Кср = (К1*8+К2*4)/12

где К1 и К2 - среднегодовое количество учащихся на 1 января и 1 сентября соответственно.

Таблица 1 - Показатели для определения среднегодовой численности детей по дошкольному отделению

На начало годаНа конец годаЧисло детей в дошкольных группах125154Число детей в ясельных группах4556

Таблица 2 - Расчет среднегодовой численности учащихся и классов

Текущий годПланируемый годНа 01.01.На 01.09.среднегодНа 01.01.На 01.09.среднегодКоличество классов1 классов343,3423,32 классов333,0443,93 классов333,0343,44 классов333,0332,8Итого 1-4 кл.121312,313,613,013,4Число учащихся1 классов799885,3985082,02 классов667970,3989898,03 классов846678,0799885,34 классов718475,3667970,3Итого 1-4 кл.300477309,0341325335,7

Так среднегодовое количество учащихся в 1 классе текущего года будет Кср = (79*8+98*4)/12 = 85,3 чел.

. Рассчитаем учебные часы и педагогические ставки в планируемом году, где норма учебной нагрузки на учителя - 20 час., а количество педагогических ставок = учебные часы в неделю на все классы/педагогическая нагрузка на все ставки

Таблица 3 - Расчет учебных часов и пед. ставок в планируемом году

Среднегодовое количество классовКоличество уч. часов в неделюКоличество пед. ставокНа 1 классНа все классы1 классов3,32272,63,62 классов3,92285,84,33 классов3,42274,83,74 классов2,82261,63,1Итого 1-4 кл.13,422294,814,7

. Рассчитаем количество групп в дошкольном отделении, используя данные таблицы 1 по формуле Кср = (К1+К2)*6/12

Таблица 4 - Расчет среднегодовой численности детей по дошкольному отделению

На начало годаНа конец годасреднегодовоеЧисло детей в дошкольных группах125154139,5Число детей в ясельных группах455650,5

. Определим расчетное количество дошкольных групп в табл. 5 и определим среднегодовое количество воспитателей по формуле: Чср = Тс*Т*Кгр/Тн

где Тс - продолжительность пребывания детей в группе в день, Т - количество раб. дней в неделю, Кгр - среднегодовое количество групп, Тн - нормативная продолжительность раб. времени воспитателя в неделю

Таблица 5 - Расчет среднегодового количества ставок в дошкольном отделении в планируемом году

Дошкольные группыЯсельные группыСреднегодовое количество детей139,550,5Наполняемость групп2015Среднегодовое количество групп7,03,4Количество рабочих дней в неделю55Продолжительность работы учреждения в день1212Плановая нагрузка воспитателя в неделю3636Среднегодовое количество воспитателей11,65,6

. Рассчитаем фонд оплаты труда образовательного учреждения в табл. 6. При этом тарифный фонд составит 75% общего ФОТ, а надтарифный соответственно 25%.

. Рассчитаем затраты школы на прочие расходы в табл. 7.

. Рассчитаем расходы на питание и мягкий инвентарь в таблице 8.

. Составим смету доходов и расходов в табл. 9. Расходы на содержание детей в школе-саду составят 135,8*(310,8+25%*310,8)+24,7+969 = 1521,3 тыс. руб., таким образом плата родителей составит 0,2*1521,3 = 304,3 тыс. руб.

Таблица 6 - Расчет ФОТ школы в планируемом году

1-4 классы1. Всего ставок на все классы14,72. Средняя ставка зарплаты в мес.15523 Годовой ФОТ учителей = 1*2*12, руб.273772,8Административно-обслуживающий персонал1. Число штатных единиц532. Средняя ставка зарплаты в мес.12703. ФОТ админстр. Персонала, руб.807720Воспитатели1. Число штатных единиц17,22. Ставка в месяц15063. ФОТ воспитателей, руб.310838,4Всего тарифный ФОТ в год, руб.1392331,2Надтарифный ФОТ в год, руб.464110,4Всего ФОТ в год, тыс. руб.1856,4

Таблица 7 - Расчет затрат на прочие и коммунальные расходы

Ед. изм.Лимит на планируемый годТариф, тыс. руб.Сумма, тыс. руб.теплоэнергияТыс. м32,43235,8573электроэнергияТыс. кВт ч193,80,66127,9вода и канализацияТыс. м37,35,439,4Среднегодовое число детейЧел.хх525,7Норма расходов на 1 ученика в год, руб.хх100Итого прочих расходов, тыс. руб.740,3

Среднегодовое количество детей в группах продленного дня190Расходы на мягкий инвентарь в год:на 1 учащегося, руб.130на всех учащихся, тыс. руб.24,7Расходы на питание:число дней функционирования170норма на 1 учащегося, руб.30на всех учащихся, тыс. руб.969

На основании вышеизложенных расчетов и проекта сметы можно сформулировать следующее:

при расчете расходов школы использовались как фактические (количество персонала и т.д.), так и нормативные данные (ставки, лимит потребления);

Таблица 8 - Смета доходов и расходов школы в планируемом году

НаименованиекодсуммаТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ1000004255,0 Закупки товаров и оплата услуг1100004255,0 Оплата труда служащих1101001856,4 Начисления на оплату труда, 35,8%110200664,6 Приобретение предметов снабжения и расходных материалов110300993,7 Мягкий инвентарь11031024,7 Продукты питания110320969 Оплата коммунальных услуг110700740,3 Оплата потребления тепловой энергии110710573 Оплата потребления электроэнергии110720127,9 Оплата потребления воды11073039,4КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ2000001063,8 Приобретение предметов длительного пользования, 10%240120425,5 Капитальный ремонт, 15%240300638,3ИТОГО РАСХОДОВ8000005318,8Бюджетные средства5014,5Родительская плата304,3ИТОГО ДОХОДОВ5318,8

- на основании вышеперечисленных и рассчитанных данных был составлен проект сметы школы в разрезе текущих расходов, которые составили на планируемый период (год) - 5318,8 тыс. руб.;

в состав текущих расходов бюджетного учреждения были включены:

а) размер фонда оплаты труда, в т.ч. по всем категориям персонала;

б) сумма начисленного единого социального налога на фонд оплаты труда;

в) расходы на мягкий инвентарь, питание, расходы на оплату коммунальных услуг и прочие расходы.

содержание школы финансируется за счет бюджета на 94,28% и на 5,72% за счет родителей;

самыми большими расходами являются расходы на оплату труда учителей, воспитателей и административного персонала - 47,4%.

Список литературы

1.Федеральный Закон РФ от 13.01.96 №12-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании (ст.41)»

2.Александров И.М. Бюджетная система Российской федерации: учеб. - М. «Дашков и К», 2007. - 486 с.

.Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие - М.: ГУ ВШЭ, 2004, 243 с.

.Беляков С.А. Бухгалтерский учет и налогообложение в негосударственных образовательных учреждениях//Бухучет и налогообложение на малых предприятиях, 2005, № 12. - с. 36 - 42

.Годин А.М. Бюджетная система РФ: учеб. пособие - М. «Дашков и К», 2006. - 568 с.

.Дюжов А.В. Метод признания доходов и расходов образовательным учреждением. // М., Экономические науки. № 10 - 2006 - 0,62 п.л.

.Колеватова О.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях по новому плану счетов: учеб. пособие - М.: ТК Велби, 2006. - 176 с.

.Новый план счетов бюджетного учета. Инструкция по бюджетному учету. - М.: Эксмо, 2006. - 448 с.

.Образование в Российской Федерации: Статистический сборник. М.: РОССПЭН, 2003. - 780 с.

.Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2006, 479 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!