Политический портрет президента США Б. Обамы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
обама политический президент либерализация
Реферат по теме:
Политический портрет президента США Б. Обамы
Мариуполь 2011
Известно, что действующий президент США Б.Х. Обама-младший по мнению многих общественно-политических деятелей, а также представителей СМИ является одним из самых неординарных президентов США современности, который приобрёл имидж «политика новой формации». Более того, политический курс Б. Обамы, его внешняя и внутренняя политика, во многом является противоположным политическому курсу республиканцев, в особенности Дж. Буша (преимущественно односторонние действия, консерватизм, главный акцент на использование силы во внешней политике, уделение малого внимания внутренней политики). Однако в тоже время не является схожим с концептуальными основами политического курса представителей демократов, которые в первую очередь уделяли первостепенную роль внутриполитическому развитию США, уделяя меньшее внимание внешней политики. На наш взгляд, на «уникальность» политического курса Б. Обамы, на несхожесть с предыдущими администрациями во многом отложили свой отпечаток происхождение, образование, карьера президента, его политические взгляды, а также влияние определённых философских концепций, приверженцем которых является Б. Обама.
Для начала необходимо проанализировать происхождение Б. Обамы, которое в какой-то степени может объяснить причину уникальности политического курса Б. Обамы. Известно, что в отличии, от многих президентов США, в том числе и Дж. Буша, Б. Обама не принадлежал к какому-либо политическому либо экономическому клану США, представители которого во многих поколения находились на госслужбе в США и соответственно передавали традиционные политические взгляды, стиль правления, присущий Республиканской либо Демократической партии (преемственность партийной принадлежности и традиционного для республиканцев стиля управления Дж. Буша-старшего и Дж. Буша-младшего). Известно, что родители и предыдущие поколения Б. Обамы не оказывали какого-либо влияния на политическую жизнь в США, т.к. его отец Б.Х. Обама-старший был гражданином Кении, который был иностранным студентом в Гавайском университете, а мать С.Э. Данэм родилась в Канзасе в семье простых граждан [1]. Известно также что вскоре после рождения Б. Обамы 4 августа 1961 года, его родители раccтались [1]. В какой-то степени родители повлияли на политический портрет Обамы. Известно, что отец Обамы несмотря на принадлежность исламу, являлся атеистом, а его мать была приверженцем агностицизма (отрицание познания объективной действительности, кроме её объективных проявлений, отрицает субъективные посылки, догматизм) [1]. Соответственно, данные взгляды повлияли на одну из черт политического портрета Б. Обамы, которой является отсутствие использования религии, идеологии (в том числе и демократической), а также расовых предрассудков, которые являются коренной чертой американского общества в качестве элемента для привлечения электората, использования в политической рекламе [6]. Иными словами, Б. Обама чётко отделяет религию от общественно-политической жизни, других сфер деятельности, обходит традиционные идеологические догмы США («США как пример демократии», «мессианская роль США», экспорт демократии, а также непризнание других форм правления, режимов, противоположных демократическим ценностям) в отличии от Дж. Буша-младшего, который будучи глубоко религиозным протестантом-методистом, достаточно часто в телевизионных выступлениях перед гражданами упоминал бога, а также делал особый акцент на мессианской роли США в мире, что абсолютно не характерно для Б. Обамы, который, по сути признаёт равноправными с США другие «центры влияния», между которыми необходимо разделить ответственность за поддержание мира [6]. Также свидетельством отсутствия влияния религии на политический портрет Б. Обамы, является введение законодательных актов разрешающих искусственное прерывание беременности, проведение исследований в области генетики, т.к. республиканские администрации, в том числе администрация Дж. Буша-младшего, традиционно накладывали запрет на данные сферы, аргументируя свои действия ценностями религиозного, морально-этического характера.
Не менее существенное влияние на политический портрет президента США оказали особенности его образование, некоторые привычки. Известно, что Б. Обама окончив Западный колледж Лос-Анджелеса, Колумбийский университет («Международные отношения»), а также школу права в Гарвардском университете, в 1991 году занялся юридической практикой, защищал жертвы дискриминации [1]. Также Обама работал в штабе Демократической партии, преподавал в школе права Чикагского университета конституционное право. Б. Обама являлся противником создания НАФТА, являлся сторонником системы всеобщего медицинского страхования [6]. Т.е. ещё в начале политической карьеры Б. Обама определил ключевые приоритеты своей внутренней политики характерной для его политического курса. Известно, что Б. Обама в марте 2010 года принял закон о реформе здравоохранения, направленный на больший охват населения медицинским страхованием, что можно считать шагом на пути к созданию всеобщей системы медицинского страхования [5]. Также на его внутреннюю политику оказала и его юридическая практика, а именно защита от любых видов дискриминации. Доказательством может служить принятие в октябре 2009 года закона, расширяющего сферу защиты от преступлений на почве ненависти к сексуальным меньшинствам и инвалидам [5]. Также Б. Обама ослабил давление по отношению к иммигрантам, ослабил иммиграционный контроль, что является проявлением защиты прав мигрантов, уступок для их развития в американском обществе [5]. На наш взгляд либерализация иммиграционной политики США является достаточно противоречивым действием президента. С одной стороны Б. Обама завоевал поддержку среди недавних иммигрантов, не граждан США либо «свежих» граждан, подтвердив исторически сложившуюся основу американского общества. С другой стороны, либеральная иммиграционная политика, при учёте её пагубных последствий на примере ЕС, сможет привести к расшатыванию основ уже сложившейся американской культуры, общественных устоев. Ещё до избрания Обамы, в некоторых южных штатах (в особенности Нью-Мехико), испанский язык использовался наравне с английским, либо и вовсе преобладал над ним. Также послабление иммиграционной политики может привести к усилению притоков мигрантов из КНР, исламского мира, которые и вовсе не способны к ассимиляции в рамках традиционной для США политики «плавильного котла». Более того, помимо юридического профиля существенное значение сыграло и его образование по профилю «Международные отношения», полученное в Колумбийском университете. В отличии от традиционных демократов, которые делают упор на социально-экономическое развитие США, мы можем видеть достаточно активную внешнюю политику Б. Обамы, основой которой является дипломатия, игра на противоречиях с признанными им «центрами влияния». Отличительной чертой внешней политики Обамы от республиканцев, является отброс на второй план военной силы, свидетельством чего является завершение военной составляющей операции в Ираке 10 сентября 2010 года, вывод основного контингента с территории Ирака, в отличии от администрации Дж. Буша, которая делала ключевой упор во внешней политике на продолжении военной операции в Ираке [3]. Однако на наш взгляд, для Б. Обамы характерен не полный отказ от военной силы, а точнее его гармоничное сочетание с дипломатией, компромиссами. Доказательством можно считать продолжение военной операции в Афганистане, участие США в военной операции НАТО «Союзный защитник» в Ливии, при проведении активного сотрудничества с гос-вами, которые занимают достаточно сдержанную и в какой-то степени негативную позицию по отношению к данным военным акциям (РФ, КНР, Индия, Бразилия) [2], [3], [4], [8]. Далее мы можем проследить, что Б. Обама активизировал борьбу с наркоманией в США, т.к. в августе 2010 года были сокращены различия в наказаниях за кокаин в кристаллах и в порошке [5]. Также Б. Обама в июне 2009 года принял закон о контроле над табаком [5]. Особый акцент на борьбу с наркоманией и курением является не случайным, т.к. сам президент в молодости злоупотреблял лёгкими наркотиками, алкоголем, курением, в чём он признался перед нацией накануне президентских выборов в ноябре 2008 года [1]. Б. Обама имеет не свойственные для большинства американских политиков взгляды касательно проблем экологии. За время своего президенства он ужесточил контроль за выбросами в атмосферу крупными добывающими и перерабатывающими корпорациями, что расположило на его сторону представителей «зелёного движения» [5]. Фактически данная экологическая программа Б. Обамы противоречит американской геополитической стратегии, в которой ТНК играют ключевую роль для установления экономического контроля над развивающимися гос-ми, являются основой не только НТР и НТП, но и неоколониализма. Б. Обама отменил закон Дж. Буша об ограничении свободы слова под предлогом борьбы с международным терроризмом, что является влиянием юридического образования Б. Обамы на приверженность к защите прав человека [3]. Т. е. можно допустить, что определённую роль в формировании определённых черт политического портрета Б. Обамы (имидж политика правозащитника, гибкого дипломата, борца с наркоманией, курением, алкоголизмом, приверженца здоровой американской нации) повлияло его образование, привычки.
Ключевую роль в формировании политического портрета Обамы сыграли его политические взгляды, приверженность к определённым философским концепциям, которые отразились в сенаторской карьере, президенстве Б. Обамы, став отображением некоторых черт его политического портрета. Известно, что в политических кругах существует дискуссия касательно политических взглядов Б. Обамы, которым достаточно сложно дать конкретную характеристику. В целом, на наш взгляд Б. Обаму можно охарактеризовать как центриста. (избегание идеологически обусловленной политической поляризации, а также конфронтационных форм политической борьбы; состояние сознания и деятельности политических сил, характеризующееся умеренными, компромиссными, основанными на значительной социальной базе, разумными действиями нерадикального, невзрывного характера). Во-первых, Б. Обама действительно избегает партийной поляризации, которая достаточно часто проявлялась в США при критике республиканцев либо демократов правящими элитами [6]. Известно, что ещё в годы сенаторской деятельности в штате Иллинойс (1997-2004 гг.), в Конгрессе (2004-2008 гг.), Обама сотрудничал как с демократами, так и с республиканцами не заостряя внимания на партийной принадлежности при совместной разработки программ поддержки малообеспеченных семей посредством сокращения налогов, развития дошкольного образования, мер по ужесточению контроля над работой следственных органов [5]. Далее, в политических выступлениях Б. Обамы, в его произведении «Смелость надежды» делается акцент на отсутствие враждебности к Республиканской партии, а также подвергает критике Демократическую партию за крайний антимилитаризм, из-за непопулярной военной операции США в Ираке, инициированной республиканской администрацией [11]. Б. Обамы выступает за возрождение утраченного администрациями Б. Клинтона, Дж. Буша способности к сотрудничеству на основе здравого смысла, прагматизма, отбрасывая на второй план идеологизацию политической жизни [11]. Ключевой особенностью идеологического подхода Б. Обамы является достижение консенсуса между республиканцами и демократами как представителей одной нации. Т.е. наблюдается характерная для центризма идея компромисса на основе широкой социальной базы, которой в данном случае являются представители среднего и нижнего класса, которые отдают свои предпочтения в основном за демократов, а также представителей экономической элиты США, населения южных штатов, для которых которые являются социальной базой республиканцев. На наш взгляд, акцент на консолидацию нации независимо от партийной принадлежности также является своеобразным манёвром Б. Обамы, а именно непрямым аргументом сочетания его администрацией методов как демократической так и республиканской партии. Безусловно, проявлением истинно демократического подхода можно считать внутреннюю политику Б. Обамы, а именно акцент на социальные расходы (попытки введения всеобщего медицинского страхования, послабление жёсткой миграционной политики и т.д.). Однако можно заметить характерные тенденции характерные для республиканцев, во внешней политики Б. Обамы, что ярко проявилось в использовании военной силы США в Ливии под предлогом защиты прав человека, демократического выбора ливийских повстанцев, а также в преемственности некоторых аспектов внешнеполитических приоритетов республиканской администрации, а именно в продолжении военной операции США на территории Афганистана [9]. По сути, сочетание в политическом курсе Б. Обамы тенденций, характерных для демократов и республиканцев, доказывает то, что центризм является важной основой его политического портрета, т.к. центризм является синтезом между правыми, т.е. консерваторами, которыми являются республиканцы и левыми, т.к. политическая платформа Демократической партии является социал-демократией. Также сам факт мнения Б. Обамы о возможности сотрудничества демократов и республиканцев свидетельствует об идее отрицания конфронтационных форм политической борьбы, что является неотъемлемой частью центризма. Во-вторых, центристские тенденции, а именно склонность политической элиты к достижению компромисса, а не односторонней выгоды, наблюдаются и в «доктрине Обамы», ярким проявлением которой стал официальное признание Б. Обамой в Стратегии национальной безопасности США от мая 2010 года, многополярного мира, в отличии от предыдущих администраций, которые подчёркивали исключительность США в существующей системе международных отношений, делали акцент на лидерстве США в «Новом мировом порядке» в условиях однополярности, наступившей после распада СССР (хотя по сути период однополярности следует ограничить с 1991 по 2001 год, когда проявилась уязвимость США в ходе терактов 11 сентября 2001 года, а значит возможность существования других центров силы) [10]. Также «центризм» Б. Обама проявился и в признании других геополитических полюсов в условиях много полярности, т. н. «центров влияния», среди которых он выделил РФ, КНР, Индию. Характерные для центризма компромисс и консенсус, а также разумные действия нерадикального, невзрывного характера, чётко прослеживаются во внешней политики Б. Обамы, свидетельством чего является «перезагрузка» в отношениях с РФ, предложение создать неформальное объединение G2 c КНР (фактическое желание разделить с КНР ответственность в мире), соглашения с Индии и Бразилией о сотрудничестве в области ядерной энергетики (признание за гос-ств как «центров влияния») [2], [3], [4], [8]. Т. е. мы видим, что центризм отложил значимый отпечаток на политическом портрете Б. Обамы. Кроме влияния центризма, для политического портрета Б. Обамы характерны тенденции присущие либерализму (общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью, свободой частного предпринимательства), который прослеживается во внутренней политике, а именно в отмене ограничений на «Патриотический акт» Дж. Буша после терактов 11 сентября 2001 года, который позволял правоохранительным органам вторгаться в частную жизнь граждан, а также устранять судебный надзор над полицией и разведывательными службами под предлогом идентификации представителей «Аль-Каиды» в американском обществе [5]. Также либерализм проявился подписании закона в 2009 году, который увеличивал возможность обжаловать в суде факты дискриминации в области оплаты труда [5]. Более того, Обама на кануне предвыборной кампании критиковал усиление роли церкви в американском обществе, а значит является сторонником ослабления роли церкви, что является одним из принципов либерализма [6]. Также либерализм прослеживается и в экономической политике Б. Обамы в виде реализации принципов неолиберализма (отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных, прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом, а гос-ву отводится функция монетарного регулирования и инструмента для получения доступа к внешним рынкам), свидетельством чего является подписание в июле 2010 года закона об ужесточении регулирования финансового рынка и усилении защиты потребителей финансовых услуг, согласно которому предполагается защита прав потребителей, регулирование финансовых рынков, разработка действий по выходу из финансового кризиса, меры направленные на усиление международной кооперации [5]. Таким образом, либерализм прослеживается как в политических так и в экономических действиях Б. Обамы, а значит влияет на его политический портрет. Не менее интересным является влияние на политический портрет Б. Обамы политико-философских концепций. Следует отметить, что Б. Обама является объектом дискуссий о принадлежности либо к идеализму, либо к реализму. Известно, что идеализм в ТМО предусматривает то, что участниками международных отношений могут выступать не только государства, но и МППО, МНПО, ТНК, общественные объединения и частные лица. Гос-во не является единым актором международных отношений, а внешняя политика должна согласовываться с другими субъектами. Важный акцент делается на существовании «верховной власти» в международных отношениях в виде МППО, норм международного права, на формирование международного сообщества на основе многостороннего сотрудничества. Приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям и принципам, которые ведут к формированию регулируемого мирового порядка. Что касается реализма, то он признаёт в качестве главных акторов международных отношений гос-ва, а влияние на систему международных отношений могут влиять только сильные гос-ва, которыми движет обеспечение национальных интересов путём использования военной силы. Однако сам Б. Обаба заявлял, что его привлекает концепция американского философа и теолога Р. Нибура (1892-1971 гг.) [7]. По словам Б. Обамы, в философском подходе Р. Нибура его привлекает правдоподобная идея о подверженности мира злу и переживаемых им трудностях, а также и то, что преодолевая данные трудности необходимо не впадать ни в идеализм, ни в радикальный реализм [7]. Соответственно, мы можем увидеть влияние на политический портрет Б. Обамы концепции «этического реализма» Р. Нибура, которая фактически совмещает в себе элементы реализма и идеализма, которые отобразились во внешней политике американского президента. Известно, что влияние идеализма отобразилось в следовании Б. Обамой нормам международного права, признании за ООН т.н. «верховной власти», что проявилось в применении силы на территории Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООН № 1970, 1973, которые регламентируют её использование, в отличии от Дж. Буша, который начал военную операцию в Ираке без надлежащей резолюции ООН [5]. Также проявлением идеализма является признание США в качестве «центров влияния» РФ, КНР, Индию, с которыми по мнению Б. Обамы необходимо проводить активное сотрудничество в решении международных проблем [10]. Определённое влияние на внешнюю политику Б. Обамы оказало положение идеализма о неприменении силы и всеобщего разоружения. Известно, что во внешней политике Б. Обамы над военной силой, в отличии от Дж. Буша, преобладает дипломатия, использование компромиссов, уступок с целью сблизиться с существующими «центрами силы», которые являются геополитическими противниками США (все «центры влияния» сторонники идеи БРИКС). Также определённым влиянием данного положения идеализма является подписание договора СНВ-3, об обоюдном сокращении ядерного оружия со стороны США и РФ, прекращение военной составляющей операции в Ираке [3]. Однако с другой стороны прослеживается влияние реализма на политический портрет Б. Обамы, которое проявилось в неокончательном отказе от применения силы как средства внешней политики, свидетельством чего является продолжение военной операции США на территории Афганистана, участие в военной операции НАТО «Союзный защитник» на территории Ливии. Также Б. Обама признал в качестве «центров влияния» геополитические полюса, которые в соответствии с концептуальными положениями реализма являются «сильными гос-вамм». Также Б. Обама не отрицает важность обеспечения национальных интересов США, которые согласно реализму являются движимой силой внешней политики. Исходя из этого, важное влияние на политический портрет Б. Обамы оказали взгляды Р. Нибура, как синтез идеализма и реализма.
Таким образом, проанализировав политический портрет Б. Обамы можно заметить что на него повлиял ряд особенностей среди которых происхождение Б. Обамы, отсутствие религиозности, наличие образования по профилю «Международные отношения», «Право», вредные привычки молодости, а также политические идеологии центризма, либерализма, концепции «этического реализма» Р. Нибура. Именно данные особенности обуславливают уникальность Б. Обамы как политика, политический курс которого имеет комплексный характер, сочетает в себе элементы различных политических идеологий и концепций, включая жизненный и карьерный опыт политика.
Список использованных источников и литературы
1.Биография президента США Б.Х. Обамы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.barackobama.ru/bio/> - Название с экрана.
.Визит Б. Обамы в Индию: двусторонние отношения получают новый импульс, но проблемы остаются [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.riss.ru/?commentsId=119> - Название с экрана
.Вице-президент США Джозеф Байден дал эксклюзивное интервью «Российской газете» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.rg.ru/2011/03/09/vizit.html> - Название с экрана
.Джадан И. Отношения Индия-США / И. Джадан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://rodon.org/polit-080212163522> - Название с экрана
.Политическая карьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.barackobama.ru/politics/career/> - Название с экрана
.Что думает Обама о политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.barackobama.ru/politics/opinion/> - Название с экрана
8.Obama B. The audacity of hope / B. Obama [Electronic resource]. - Mode of access: <http://www.ontheissues.org/audacity_of_hope.htm> - Title from the screen