Международное гуманитарное право (законы и обычаи войны) в российской военной истории (IX– начало ХХ вв.)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,36 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное гуманитарное право (законы и обычаи войны) в российской военной истории (IX– начало ХХ вв.)









Курсовая работа

Международное гуманитарное право (законы и обычаи войны)

в российской военной истории (IX- начало ХХ в.)















Чита - 2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Словом и делом: законы и обычаи войны в деятельности русских полководцев

. От Киевской Руси к России (IX-XVII вв.)

. Российская империя (XVIII-XIX вв.)

Глава 2. Принципы Международного гуманитарного права во внешней политике России

. Россия у истоков Гаагского права

. Принципы МГП в международных договорах России

-Обращение с военнопленными

-О потерпевших кораблекрушение

-Защита гражданского населения

-Международно-правовая ответственность за нарушение международного гуманитарного права

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Последние годы развития мирового сообщества отличаются заметным повышением внимания к гуманитарным идеям, общечеловеческим ценностям, тесно связанным с проблемами существования и развития человечества. Трудно назвать более острый и неотложный вопрос международной жизни, чем борьба за соблюдение прав человека, соблюдение норм международного гуманитарного права в целях защиты жертв войны. Реалии современного мира таковы, что ситуации, в которых МГП применяется, возникают довольно часто. Поэтому РФ сегодня предпринимает шаги по распространению его принципов, изучению, более широкому признанию.

Помимо общественной значимости, избранная нами тема представляет интерес в научном, историографическом плане. В исследованиях, посвященных военной истории России с древнейших времен до наших дней, мы не встретим анализа по становлению и развитию международного гуманитарного права в русской военной истории. А между тем одним из слагаемых успеха в деятельности российских полководцев являлось неукоснительное соблюдение законов и обычаев ведения войны. Российская империя стояла у истоков современного гаагского права: Александр II был инициатором проведения Санкт-Петербургской конференции 1868 года по ограничению вооружений, Николай II - Гаагской конференции 1899 года.

Именно поэтому объектом данного исследования является международное гуманитарное право в российской военной истории. Определимся в понятии. Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Цель нашего исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать становление и развитие международного гуманитарного права в военной истории России в IX - начале ХХ века. Поставленная цель была достигнута решением следующих задач:

) охарактеризовать, какие принципы МГП нашли отражение в деятельности великих русских полководцев;

) изучить деятельность российских императоров по становлению Гаагского международного права;

) охарактеризовать, какие принципы МГП нашли отражение в международных договорах России в X - XIX века.

Сформировать цели и задачи исследования помогло изучение источников и литературы. В работе использованы основные источники современного международного гуманитарного права:

) Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

) Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море;

) Женевская конвенция об обращении с военнопленными;

) Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны;

) Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся жертв международных вооруженных конфликтов.

Развитие и принципы международного гуманитарного права стали предметом специального научного исследования в монографиях Жана Пикте и Х.П. Гассера. В работах изучена деятельность и решения Санкт-Петербургской конференции 1868 года и Гаагской конференции 1899 года, Ж. Пикте отмечает: «Были сформулированы общие важнейшие принципы, до сих пор не потерявшие своего значения. Они запретили использование оружия, наносящего излишний вред или вред, не оправдываемый целью войны».

Деятельность великих русских полководцев с IX в. по ХХ в. характеризуется в военно-исторических сборниках «Военная история России» и «Отечественная военная история с древнейших времен до наших дней». В работе мы используем широко известные факты, но делаем иной акцент: соблюдение великими полководцами законов и обычаев войны.

В работе использованы международные договоры России с IX в. по ХХ в., в которых нашли отражение основные принципы МГП. Анализируются основные статьи 33 договоров из 195, представленных в справочнике В.В. Похлебкина по истории внешней политики России.

Глава 1. Словом и делом: законы и обычаи войны в деятельности русских полководцев

Общеизвестно, что право чаще следует за событиями, нежели предшествует им. Можно сказать, что один из основных элементов права - это преемственность и постоянство, так как именно его реализация на практике придает ему необходимую форму. Так, идея защиты человека от бедствий военного времени и произвола зародилась на заре человечества и постепенно набирала силу, она нашла отражение в деятельности великих русских полководцев. Именно деятельность русских военачальников IX - ХХ вв. стала объектом нашего исследования в данной главе, мы проанализируем какие принципы МГП нашли отражение в их высказываниях, насколько последовательны были русские полководцы в их реализации.

. От Киевской Руси к России (IX-XVII вв.)

Русские полководцы руководствовались на поле брани заповедями человеколюбия, исходя из соображений христианской морали и свойственного русскому народу милосердия. Христианская религия проповедовала, что все люди созданы по образу и подобию божьему, что все мы - дети одного отца и все удостоены вечной жизни, поэтому, если все люди братья, то убийство - преступление. Киевский князь Игорь, предприняв в 941 году поход на Константинополь, приказал дружине щадить неприятеля и брать греков в плен живыми. Его сын Святослав, идя в поход, посылал вперед к неприятелю своего вестника с объявлением войны: «Иду на вы». Великий киевский князь Владимир Мономах, совершивший 83 дальних похода, в своем знаменитом «Поучении детям» писал: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод… Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас». В своих поступках Владимир Мономах не был столь безупречен, проявлял черты вероломства во внешней политике в отношении степняков, рассматривая их как варваров, с которыми можно действовать вне законов цивилизации: в 1095 году согласился по требованию дружины на убийство половецких послов Итлара и Кытана, пришедших с миром, в 1103 году настоял на убийстве взятого в плен половецкого хана Бельдюза. Великий князь Александр Невский, по словам летописцев, «милостиво относился к побежденному противнику». После поражения в Ледовом побоище в 1242 году Ливонский орден прислал послов с поклоном, которые заявили: «Что есмя зашли мечем Псков, Водь, Лугу, Латыголу, и мы ся того всего отступаем, а что изъимали в полон мужей ваших, а теми ся розменим, мы ваших пустим, а вы наших пустите». На этих условиях Александр пошел на мир с Ливонским орденом. Князь Дмитрий Донской по дороге на Куликово поле приказал своей дружине не трогать жителей рязанской земли, князь которой, Олег, изменил русским. В те времена, когда победители следовали принципу «Горе побежденным» русская армия придерживалась строгих правил в отношении побежденного противника. Впервые на Руси взаимная выдача пленных без выкупа была произведена еще при Иване III после сражения с крымскими татарами. Дмитрий Пожарский, освободив Москву, пощадил польский гарнизон, сложивший оружие, за что был наречен современниками «человеколюбивым воином».

Основные положения международного гуманитарного праваИгорь РюриковичСвятослав ИгоревичВладимир МономахАлександр НевскийДмитрий ДонскойИван IIIДмитрий ПожарскийI. Об обращении с военнопленным 1) Любой комбатант, который попадает во власть противной стороны, является военнопленным (Дополнительный протокол I, статья 44, параграф 1)++2) Запрещается подвергать нападению лицо, которое признано или которое в данных обстоятельствах следует признать лицом, вышедшим из строя. Вышедшим из строя считается любое лицо, если оно ясно выражает намерение сдаться в плен (Дополнительный протокол I, статья 41, параграф 1-2)+++3) Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий (Женевская конвенция об обращении с военнопленными, Раздел IV, Часть II, статья 118)++II. О защите гражданского населения во время войны 4) Для обеспечения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами (Дополнительный Протокол I, статья 48)+5) Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (Дополнительный протокол I, статья 51)+6) Запрещаются нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий (Дополнительный протокол I, статья 51)+7) Запрещается подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов, питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы (Дополнительный протокол I, статья 54, пункт 2)+8) Ограбление воспрещается (Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, статья 33)+III. Методы и средства ведения войны 9) В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным (Дополнительный протокол I, статья 35, пункт 1)+10) Запрещение вероломства (Дополнительный протокол I, статья 37)+

Таким образом, в деятельности полководцев Киевской, Удельской, Московской Руси и Российского централизованного государства нашли отражение универсальные принципы МГП: различие, соразмерность, ограничение, гуманность, военная необходимость, но стоит отметить, что Владимир Мономах в своей деятельности нарушал принцип гуманности.

2. Российская империя (XVIII - XIX вв.)

В XVIII веке война превратилась в сражение профессиональных армий с меньшим количеством солдат. Гражданское население больше не вовлекалось в военные действия, так как армии располагали всем необходимым, а грабеж был запрещен. Война превратилась в своего рода искусство со своими собственными правилами, и хотя они иногда нарушались, но все же достаточно редко.

Общеизвестно уважение Петра Великого к своим неприятелям, его стремление учиться у опытных и умных врагов. После блистательной победы русского войска под Полтавой он устроил пир на поле брани и, возвратив шпаги шведским генералам, поднял кубок за своих учителей в военном деле.

«В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленником ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок поднимает…»

А.С. Пушкин «Полтава»

Петр настаивал, чтобы военнослужащие воспитывались в духе соблюдения законов и обычаев войны, принятых между народами, что получило отражение в воинских уставах того времени. Грабеж и насилие по отношению к мирному населению, убийство пленных или издевательства над ними не только считалось деяниями, порочащими честь офицера и достоинство русского солдата, но и влекли за собой суровое наказание. Известен случай, когда царь Петр «обагрил свой меч кровью своих подданных, дерзнувших обесчеститься грабительством» при взятии Нарвы.

В 1716 нормы МГП нашли отражение в уставе Российской армии «Артикул Воинский» в статьях 104, 105 читаем: «Когда город или крепость штурмом взяты будут, тогда никто да не дерзает, хотя вышняго или нижняго чина, церкви, школы или иные духовные домы, шпимали без позволения и аказу грабить, или разбивать… Кто против сего преступит, оный накажется яко разбойник, а именно: лишен будет живота. Такожде имеет женский пол, младенцы, священники и старые люди пощажены быть, и отнюдь не убиты, ниже обижены… под смертной казнию.

Толк. Ибо оные или невозможности своей или чина своего ради никакого ружья не имеют при себе: и тако чрез сие чести получить не можно, оных убить, которые обороняться не могут».

Требования петровского устава были творчески реализованы в военном искусстве его великих последователей: Румянцев, Суворов, Кутузов, Багратион, Нахимов, Гурко, Скобелев, Макаров личным примером обязывали подчиненных неукоснительно соблюдать принятые в те времена законы и обычаи войны. Почти в каждом их приказе во время военных кампаний содержались требования щадить просящих пощады и раненых, не обижать женщин, стариков и детей. Перед штурмом крепостей, как правило, противнику направлялось предложение о сдаче на очень выгодных условиях и предупреждение об ответственности за напрасное кровопролитие.

Великий Суворов в боевых приказах постоянно наставлял своих чудо-богатырей: «В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать»; «с пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства»; «не меньше оружия поражать противника человеколюбием» польской кампании 1794 года.

Полководец специально разъясняет солдатам значение польских слов «згода» (сдаюсь) и «отруць бронь» (бросай оружие). «Как положат хружье, тех отделить: вольность! - пашпорты!» - указывает Суворов.

Все эти указания впоследствии сыграли свою роль. Несмотря на кровопролитный штурм Праги, почти 15 тыс. польских солдат и офицеров сдались в плен, и им была сохранена жизнь.

Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев в ордере командиру бригады бригадиру А.С. Гартвису о мероприятиях для обеспечения дисциплины и порядка в войсках на отдыхе и на походе 28 декабря 1757 года приказывал: «Военная дисциплина чтоб в самовышнем градусе содержана была, и люди команды вашей, а хотя б то и в земле неприятельской, где точно приказано не будет, отнюдь никакого не только насилия, ниже малейшего озлобления живущим обывателям по тракту не причиняли, с объявлением таковым, что всякой яв[ив]шейся сего в непослушании, примерным и жестоким образом наказан будет».

Адмирал Ф.Ф. Ушаков в Капитуляции, заключенной между соединенною эскадрою и дессентными войсками под городом Фано и французским гарнизоном в том же городе 17 июля 1799 года говорил: «Со всеми французскими военнослужащими находящимися ныне в госпитале, поступлено будет со всевозможным человеколюбием… Все отпущенные отправятся на честный пароль не принимать оружие противу союзных держав до настоящего их размена».

Во время польского похода 1792 года М.И. Кутузов требовал от подчиненных не причинять обид жителям Польши, сохранить народное богатство этой страны. Характеризует его и то, что, например, он запретил рубить деревья, посаженные вдоль дороги к Варшаве, и, уважая национальное достоинство поляков, не позволил выезжать в польскую столицу русским вооруженным отрядам. В приказе войскам от 21 декабря 1812 года, г. Вильно генерал-фельдмаршал Кутузов говорил: «Храбрые и победоносные войска. Наконец вы на границах империи. Пройдем границы и потащимся довершать поражение неприятеля на собственных полях его. Но не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата. Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем. Справедливость и крепость в обхождении с обывателями покажут им ясно, что не порабощения их и не суетной славы мы желаем, но ищем освободить от бедствия и угнетения даже самые те народы, которые вооружились против России».

Командующий 2-й армией генерал от инфантерии П.И. Багратион в приказе войскам 27 июня 1812 года писал: «Люблю воинов, уважаю их храбрость, настолько ж требую и порядка. Тем более всякий воин заслуживает почтения, ежели он в неприятельской земле, поражая неприятеля, подъемлющего против него оружие, с тем состоянием людей, которые нужны и поддержанию побед, ведет себя кротко…».

Войсковой атаман Донского казачьего войска генерал от кавалерии М.И. Платов в приказе всем донским казакам, их полкам в Армиях 5 декабря 1812 года писал: «…Всякий из нас должен молить о том, что мы обретаем службой, временем и трудами, то чернят неблагомыслящие грабежами казаки, подобные бродягам. Впрочем, ежели бы и после сего, чего я не могу ожидать случилось, чтобы офицер, урядник или казак был обнаружен в какой-либо шалости, с таковыми поступлено будет как с преступником по закону…».

Во время заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. военачальники императорской армии соблюдали законы и обычаи войны, о чем ярко свидетельствуют действия противной стороны. По окончании военных действий французы наградили генерал-лейтенанта И.Н. Инзова, командира 16-й пехотной дивизии, орденом Почетного легиона за гуманное отношение к пленным. Генерал-лейтенанта А.И. Остермана-Толстого, героя сражения при Кульме, золотой шпагой с алмазами за сохранение культурных ценностей французской столицы, граф, вернувшись в Россию, передал шпагу Оружейной палате Московского Кремля, где она хранится и сейчас.

Заветы героев Отечественной войны 1812 года не были забыты защитниками Севастополя, участниками войны на Балканах и участниками I Мировой войны. Адмирал П.С. Нахимов 20 ноября 1853 года после разгрома турецкого флота на Синопском рейде напишет австрийскому консулу в Синопе: «Узнав, что турецкие корабли, которые постоянно направлялись к абхазским берегам для возмущения племен, подданных России, укрылись на Синопском рейде, я был доведен до плачевной необходимости сражаться с ними с риском причинить ущерб здешнему городу и порту. Я отношусь с симпатией к печальной судьбе города и [его] мирных жителей, и только упорная защита вражеских кораблей и, в особенности, огонь батарей вынудили нас приметить бомбы в качестве единственного средства поскорее принести их к молчанию».

Генерал М.Д. Скобелев, которого современники по праву называли «Суворовым XIX века» (полководец, участвовавший в 70 сражениях и ни одного не проигравший), внушал подчиненным: «Бей врага без милости - пока он оружие в руках держит. Но как только сдался он, амину запросил, пленным стал - друг он и брат тебе… и заботиться о нем, как о самом себе!» В разгар военной кампании 1877-1878 гг. «белый генерал» отдает следующий приказ по Авангарду Действующей армии N-52: «Отношения наши к побежденному народу должны быть не только законно правильными, но и великодушными, ибо храброе Русское войско искони не умело бить лежачего врага».

В годы I Мировой войны, когда Германия нарушила основные решения Гаагской конференции 1899 года, русские полководцы продолжили следовать основным принципам МГП, генерал от кавалерии А.А. Брусилов 25 декабря 1914 г. обращается к войскам 8 армии со словами: «…помните, что, отличая и награждая храбрых, я буду сурово наказывать трусов, которых не должно быть в русской армии. Помните также, что русские не воюют с мирными жителями, тем более что большинство из них наши же братья - славяне. Тех, кто станет насильничать, грабить мирное население, я буду предавать военно-полевому суду заодно с трусами».

Основные положения международного гуманитарного праваПетр IСуворов А.В.РумянцевУшаковКутузовГенералы Отечественной войны 1812 г.НахимовСкобелевБрусиловI. Об обращении с военнопленными 1) Запрещается подвергать нападению лицо, которое в данных обстоятельствах следует признать вышедшим из строя. Вышедшим из строя считается любое лицо, если оно а) находится во власти противной стороны; б) ясно выражает намерение сдаться в плен (Дополнительный протокол I, статья 41, параграф 1-2)++2) Любой комбатант, как это определено в статье 43, который попадает во власть противной стороны, является военнопленным (Дополнительный протокол I, статья 44)++++3) С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются и будут рассматриваться как серьезные нарушения настоящей конвенции (Женевская конвенция III, статья 13)+++4) Военнопленным может быть под честное слово или обязательство предоставлена ограниченная или полная свобода (Женевская конвенция III, статья 21)+II. О защите гражданского населения во время войны 1) Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов (Дополнительный Протокол I, статья 48)2) Ограбление воспрещается (Женевская конвенция IV, статья 33)++++3) Женщины пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита (Дополнительный протокол I, статья 76)4) Дети пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте обеспечивают им защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине (Дополнительный протокол I, статья 77)++III. Общая защита от последствий военных действий 1) Без ущерба для положений Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года и других соответствующих международных документов, запрещается: совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов+ (Дополнительный протокол I, статья 53)2) При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба (Дополнительный протокол I, статья 55)+3) При проведении военных операций постоянно проявляется забота о том, чтобы щадить гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты. При проведении военных операций на море или в воздухе каждая сторона, находящаяся в конфликте, предпринимает, в соответствии со своими правами и обязанностями согласно нормам международного права применяемым в период вооруженных конфликтов, все разумные меры предосторожности, с тем чтобы избежать потерь жизни среди гражданского населения и ущерба гражданским объектам (Дополнительный протокол I, статья 57 - пункт 1 и пункт 4)+++

Таким образом, в деятельности великих полководцев Российской империи, как и в деятельности полководцев IX-XVII вв., нашли отражение универсальные принципы МГП: различие, соразмерность, ограничение, гуманность, военная необходимость.

Подведем итоги главы.

. В приказах и деятельности великие русские полководцы следовали принципам, которые сегодня являются основными положениями Международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах:

а) они запрещали своим воинам убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен;

в) они стремились к тому, чтобы после окончания военных действий военнопленные были освобождены и репатриированы;

г) они прекрасно понимали, что в конфликте не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны;

д) в войне, особенно с XVIII века, они постоянно делали различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадили гражданское население и имущество;

е) они постоянно подчеркивали, что дети и женщины должны пользоваться особым уважением и защитой;

з) С конца XVIII века они стремились обеспечить особую защиту культурным ценностям.

. Однако следует отметить, что в своих высказываниях порой русские полководцы были более безупречны, чем в поступках. Так, Владимир Мономах славился «византийским вероломством» в борьбе с кочевниками, он рассматривал их как варварство, с которыми можно действовать вне законов цивилизации.

международный гуманитарный право военный россия

Глава 2. Принципы международного гуманитарного права во внешней политике России

В данной главе объектом нашего исследования стала внешняя политика России, мы проанализируем, какие принципы Женевского и Гаагского права нашли отражение в международных договорах России с другими странами и в дипломатической деятельности российских императоров.

. Россия у истоков Гаагского права

Права войны, или Гаагское право, устанавливает права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает воюющих в выборе средств и методов нанесения ущерба противнику.

Первая глава права войны были написаны в Санкт-Петербурге в 1868 г. Встревоженный изобретением нового вида оружия - разрывных пуль, царь Александр II, созвал конференцию с целью «смягчить, насколько это возможно, бедствие, причиняемые войной». Это привело к принятию Санкт-Петербургской декларации от 11 декабря 1868 г. участниками которой до настоящего времени являются 17 государств. Декларация запретила не только применение разрывных пуль, но и, по инициативе швейцарской делегации, «любые снаряды весом до 400 граммов либо взрывающиеся, либо начиненные взрывчаткой или воспламеняющимся веществом». Можно отметить, кстати, что во время второй мировой войны этот последний запрет не соблюдался. Но что придает Санкт-Петербургской декларации такое большое значение, так это ее преамбула, которая сразу и с удивительной прямотой выдвинула первый принцип права войны:

«Принимая во внимание, что… единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил противника…, что для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей, что эта цель будет превышена использованием видов оружия, которое без пользы увеличивающее страдания людей или делает их смерть неизбежной,…использование таких видов оружия, поэтому противоречило бы законам гуманности».

В 1898 г. царь Николай II созвал в Гааге первую Конференцию по Миру, имевшую целью ограничить бедствие, вызываемое войной и запретить новые виды вооружений. Это породило большие надежды, но представители 26 стран, встретившись 18 мая 1899 г. быстро оставили идею сокращения вооруженных сил и запрещения использования взрывчатых веществ и подводных лодок. Тем не менее, на конференции было принять решение о запрещении «метания снарядов с воздушных шаров», использование удушающих газов, - что относилось в ту эпоху еще к области научной фантастики, - а также «легко сплющивающихся и разворачивающихся в теле человека пуль», (речь шла о т.н. пулях дум-дум, которые в то время уже существовали и наносили ужасные раны).

Главной же целью Конференции было сформулировать «Положение о законах и обычаях сухопутной войны», которое базировалось на Брюссельской декларации и Оксфордском руководстве.

Наравне с Конвенцией о применении в морской войне положений Женевской конвенции 1864 г. Конвенция 1899 г. выдвинула проект Конвенций о мирном урегулировании конфликтов.

Гаагское положение регулировало многие военные конфликты 20-го века, а некоторые его нормы все еще в силе. Они оговаривали права и обязанности противников в ходе военных действий, и в частности поведения комбатантов, а некоторые также ограничивали выбор оружия. Но в некоторых пунктах, однако, Положение было дополнено или заменено Женевскими конвенциями и недавно - положениями Дополнительных протоколов.

Т.о. по инициативе российских императоров Александра II и Николая II создаются международные документы, которые преследовали цель ограничить и запретить применение средств и методов ведения войны, которые причиняют излишние повреждения или страдания, эти документы актуальны до сих пор.

. Принципы МГП в международных договорах России

Наиболее часто в международных договорах России с другими странами нашли отражение следующие принципы.

I. Обращение с военнопленными

. Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен (Женевская конвенция об обращении с военнопленными, статья 12).

. Военнопленными освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий (Женевская конвенция об обращении с военнопленными, статья 118).

ДатаНазвание договораОсновное положение911 годВторой русско-византийский договор ОлегаВзаимное обязательство выкупа своих пленных и невольников обеими сторонами у третьих сторон1221 годГородецкое перемирие русских княжеств с булгарамиПолное освобождение всех пленников обеих сторон без всяких условий выкупа1242 годНовгородско-Ливонский мир «по правде»Совершался полный обмен пленных с обеих сторон без учета их числа1497 годРусско-шведское перемириеВозвращение пленных с обеих сторон1508 годРусско-литовский «вечный» мирВсе пленные обеих сторон отпускаются1557 годРусско-шведский договор о восстановлении мира (Второй Новгородский)Шведские пленные не отпускаются, а должны быть выкуплены шведами у русских1567 годДоговор о дружбе, союзе, взаимопомощи между Россией и ШвециейВзятых в плен шведов Россия возвращает1595 годРусско-шведский Тявзимский мирБезусловный обмен пленными1617 годСтолбовский мир между Россией и ШвециейРазмен пленными без выкупа1618 годДеулинское перемирие между Польшей и РоссиейОбмен пленными1634 годПоленовский мир между Россией и ПольшейОбмен пленными без всякого выкупа1658 годВалиссарский договор между Россией и ШвециейПленными разменяться в три срока1661 годКардисский мирный договор между Россией и Швециейп.11. освободить и обменяться пленными, кроме тех, кто принял православие в России1666 годПлюсский дополнительный договор к Кардисскому миру между Россией и Швециейп.1. все пленные обеих сторон отпускаются без выкупа1721 годНиштадтский мир между Россией и ШвециейОбмен пленными без всякого выкупа1762 годРусско-прусский Петербургский мирный договорРазмен пленными1790 годВерельский мирный договор между Россией и ШвециейВзаимное освобождение пленных1807 годРусско-французский договор о мире и дружбе (Тильзитский мир)в) п.15. военнопленные сторон и их союзников будут взаимно возвращены друг другу полностью, независимо от их количества, а не путем размена человека за человека и ранг за ранг1809 годАландское перемирие между Россией и ШвециейПроизводится взаимный обмен пленными1809 годФридрихсгамский мирный договор между Россией и Швециейа) п.1. все военнопленные и заложники взаимно возвращаются не позднее 3-х месяцев со дня вступления договора в силу1856 годПарижский мирный договор между Россией, Францией, Англией, Сардинией, Турцией при участии Австрии и Пруссиип.3. военнопленные обеих сторон взаимно немедленно возвращались

II. О потерпевших кораблекрушение

. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и представляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. (Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, статья 10).

. Гражданское население относится с уважением к раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, даже если они принадлежат к противной стороне, и не допускает по отношению к ним актов насилия. (Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных конфликтов, статья 17).

ДатаНазвание договораОсновное положение911 годВторой русско-византийский договор ОлегаПомощь торговым кораблям, потерпевшим кораблекрушение1658 годВалиссарский договор о перемирии между Россией и Швециейп.14. оказывать взаимную помощь при кораблекрушениях не пользоваться береговым правом1661 годКардисский мирный договор между Россией и Швециейп.9. экономические статьи отменяли береговое право средневековья и обязывали помогать друг другу при кораблекрушениях1721 годНиштадтский мир между Россией и Швециейп.5. категорически отменялось средневековое береговое право. Потерпевшие кораблекрушение должны были получать взаимную помощь и поддержку

III. Защита гражданского населения

1. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъективности (Всеобщая декларация прав человека, статья 6)1. Каждая сторона должна с уважением относиться к личности, чести, убеждениям и религиозным обрядам всех таких лиц. (Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, статья 75)2. 1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную и возвращаться в свою страну (Всеобщая декларация прав человека, статья 13)2. Покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно. (Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, статья 27)3. 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества (Всеобщая декларация прав человека, статья 17)3. Ограбления воспрещаются (Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, статья 33)4. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов (Всеобщая декларация прав человека, статья 18)4. Всякое уничтожение оккупирующей державой движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью частных лиц, которое не является абсолютно необходимым для военных операций, воспрещается (Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, статья 53)

ДатаНазвание договораОсновное положение1661 годКардисский договор между Россией и Швециейп.4. Россия уступала территорию российские подданные имеют право свободного выезда в Россию и вывоза всего своего имущества из уступаемых Россией городов1668 годРусско-польский «вечный мир»Утверждались нормы веротерпимости в отношении православного населения Польши и Литвы, и защищало от попыток обращения в католичество московское правительство1721 годНиштадтский мир между Россией и Швециейп.2. В утраченных Швецией в пользу России землях русское правительство обязуется сохранить евангельскую веру населению, все кирхи, всю систему образования. п.4. Все владения, поместья и другие формы недвижимости в Прибалтике возвращались их владельцам или выкупались, оплачивались российским правительством, если их хозяева убежали в Швецию и остались там на постоянном жительстве1768 годРусско-польский договор вечной службы, мира и гарантиип.3. Король гарантирует свободу православного и евангельского вероисповедания в Польше1807 годРусско-французский договор о миреп.1. Военные действия прекращаются, все суда (военные и торговые) возвращаются владельцам, а если они погибли, то возвращается их стоимость. п.7…. польское население вновь перераспределяемых областей, в каком бы государстве оно ни оказалось, пользуется всеми политическими, экономическими и личными правами… Всего его претензии, привилегии, имущественные, пенсионные и иные льготы и права сохраняются1809 годФридрихсгамский мирный договор между Россией и Финляндиейп.5. Возвращение секвестрированных во время войны имений и имущества их владельцами в обеих странах1814 годРусско-датский ганноверский мирный договорп.5. Русская армия не будет более иметь поборов с жителей Гольштинии на пропитание, постой и транспорт1815 годВенский трактат русско-австрийскийп.6. За жителями, разделенными русско-австрийской границей, сохраняется право оптации в течение 6 лет. п.7-23. Касаются юридических и имущест- венных прав населения, разделенного русско-австрийской границей, но прежде относившегося к одному государству. п.8. Местное население сохраняет права на пользование традиционного хоз. льготами и привилегиями

IV. Международно-правовая ответственность за нарушение международного гуманитарного права

Реституция - возвращение, восстановление или замена в натуре неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных материальных ценностей.

ДатаНазвание договораОсновное положение1372 годРусско-литовское перемириеп.4. Тверской князь обязывался возвратить все награбленное за время с 1368 г. по 1372 г.: золото, серебро, иконы, книги и т.п.1372 г.Русско-литовский мирный договорп.3. Подтверждалась необходимость произвести реституцию награбленного тверским князем Михаилом церковного имущества1608 годПротокол о решении в будущем спорных дел между Россией и ПольшейО реституции полякам, подвергшимся нападению и грабежу во время свержения Лжедмитрия I в Москве1617 годСтолбовский мир между Россией и ШвециейВсе, что шведский король захватил во время Смуты (казенное и церковное имущество) возвращается в Россию1617 годСтолбовский мир в 4 статьях между Россией и ШвециейШведы должны возвратить имущество, вывезенное после 20 ноября 1616 г. (суда, канаты, якоря, парусники)1618 годДеулинское перемирие между Польшей и Россиейп.6. России возвращалась икона Св.Николая Можайского, захваченная поляками и вывезенная ими в 1611 г. в Польшу (в обмен за согласие России уступала территории)1661 годКардисский мирный договор между Россией и Швециейп.13. Грабителей, разбойников обеих сторон казнили на месте там, где они пойманы, без выдачи другой стороне1667 годАндрусовский русско-польский перемирный договорп.3. Особые статьи касались обязательного возвращения книг всякого рода, которые были вывезены с территории, где велась война. п.4. Реституции подлежало все церковное имущество: иконы, оклады, предметы культа1721 годНиштадтский мир между Россией и Швециейп.1. Взаимное и скорейшее возвращение архивов и другой документации, вывезенной из Прибалтики1809 годФридрихсгамский мирный договор между Россией и Швециейп.4. Швеция должна возвратить России все архивы, планы, карты и др. материалы городов, крепостей на отходящих к России финляндских территорий

Подведем итоги

Принципы МГП в международных договорах Руси - России - Российской империи IX-XIX вв.

Раздел МГПIX- середина XV вв.середина XV-XVII вв.XVIII-XIX вв.% к общему количеству договоров% к общему количеству договоров (МГП)% к общему количеству договоров% к общему количеству договоров (МГП)% к общему количеству договоров% к общему количеству договоров (МГП)1. Обращение с военнопленными5,81% (3 из 51)14,3% (3 из 21)13,2% (11 из 83)52,2% (11 из 83)11,4% (7 из 61)33,4% (7 из 21)2. Улучшение участи лиц, потерпевших кораблекрушение1,9% (1 из 51)25% (1 из 4)2,4% (2 из 83)50% (2 из 4)1,6% (1 из 61)25% (1 из 4)3. Защита гражданского населения--2,4% (2 из 83)2,5% (2 из 8)9,8% (6 из 61)75% (6 из 8)4. Международно-правовая ответственность за нарушение МГП (реституция)3,91% (2 из 51)20% (2 из 10)7,21% (6 из 83)60% (6 из 10)3,2% (2 из 61)20% (2 из 10)

. В 21 международном договоре из 195 (т.е. в 10,8%) предусмотрены основные положения III Женевской конвенции об обращении с военнопленными (ст.21; ст.118) - «военнопленные освобождаются по прекращении военных действий», при этом в 5 договорах оговаривается, что обмен пленными происходит без выкупа. Большинство договоров (52,3%) приходится на период - середина XV - XVII вв.

. В 4 международных договорах из 195 (т.е. в 2%) оговаривается оказание помощи и гуманитарное отношение к потерпевшим кораблекрушение (что предусмотрено во II Женевской конвенции и I Дополнительном протоколе; ст.10; ст.17) 75% договоров приходится на период с IX по XVII вв., когда в Европе действовало береговое право Средневековья.

. В 8 международных договорах из 195 (в 4%) оговаривается защита гражданского населения, которое имеет право на уважение к их жизни, достоинству, личности, личным правам и убеждениям, что предусмотрено в IV Женевской конвенции, ст.27, 33, 53) 75% договоров приходится на период XVIII-XIX вв., т.к. с XVIII в. война превратилась в сражение профессиональных армий и гражданское население больше не вовлекалось в военные действия, формируется четкое различие между комбатантами и гражданским населением.

. В 10 международных договорах из 195 (в 5,12%) была предусмотрена реституция, наиболее часто объектом возвращения было церковное имущество. 60% договоров приходится на период - середина XV - XVII вв.

. Российская империя стояла у истоков формирования Гаагского права. Решение Санкт-Петербургской конференции 1861 года и гаагской конференции 1899 года ограничивали воюющие страны в выборе средств и методов нанесения ущербов противнику. Некоторые положения документов актуальны до сих пор.

Заключение

Право чаще следует за событиями, нежели предшествует им. Один из основных элементов права - это преемственность и постоянство, т.к. именно его реализация на практике придает ему необходимую форму. Так, идея защиты человека от бедствий военного времени и произвола зародилась на заре человечества и постепенно набирала силу, во второй воловине ХХ в. она оформилась в международное гуманитарное право. В приказах и деятельности великих русских полководцев IX - начала ХХ вв. нашли отражение основные принципы МГП:

. Русские полководцы запрещали своим воинам убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен. Так, киевский князь Игорь, предприняв в 941 году поход на Константинополь, приказал дружине щадить неприятеля и брать греков в плен живыми. Или князь Дмитрий Пожарский, освободив Москву, пощадил польский гарнизон, сложивший оружие.

. Русские полководцы призывали своих воинов к гуманному обращению с военнопленными. В разгар военной кампании 1877-1878 гг. «белый» генерал М.Д. Скобелев внушал подчиненным: «Бей врага без милости - пока он оружие в руках держит. Но как только… пленным стал - друг он и брат тебе… и заботиться о нем, как о самом себе». И слово не расходилось с делом. В 1815 г. Франция наградила генерал-лейтенанта И.Н. Инзова орденом Почетного Легиона за гуманное отношение к пленным.

. Русские военачальники стремились к тому, чтобы после окончания военных действий военнопленные были освобождены и репатриированы. Адмирал Ф.Ф. Ушаков 17 июля 1799 года в капитуляции французского гарнизона крепости Фано писал: «все отпущенные отправятся на честный пароль не поднимать оружия против союзных держав до настоящего их размена». Сегодня это предусмотрено ст.21 III Женевской конвенции.

. Русские полководцы отдавали себе отчет в том, что в случае любого вооруженного конфликта их право выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Так, великий киевский князь Святослав, идя в поход, посылал вперед к неприятелю своего вестника с объявлением войны: «Хочу на вы итти». Вероломство и сегодня запрещено МГП.

. В XVIII веке война превратилась в сражение профессиональных армий. Гражданское население больше не вовлекалось в военные действия, грабеж был запрещен. Поэтому русские полководцы XVIII-ХХ вв. постоянно делали различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадили гражданское население и его имущество. Петр I обагрил свой меч кровью своих подданных, дерзнувших обесчеститься грабительством при взятии Нарвы. Спустя два столетия генерал А. Брусилов 25 декабря 1914 г. обращается к 8 армии со словами: «Тех, кто станет насильничать, грабить мирное население, я буду предавать военно-полевому суду заодно с трусами».

. Русские военачальники постоянно подчеркивали, что дети и женщины должны пользоваться особым уважением и защитой. В статье 104 «Артикла Воинского» Петра I читаем: «и женский пол, младенцы, старые люди пощажены быть, и отнюдь не убиты и не обижены… под смертной казнию». Великий Суворов учил солдат: «с бабами не воевать, малолетков не трогать».

. С конца XVIII в. русские полководцы стремились обеспечить защиту культурным ценностям, которые составляют гордость той или иной нации. (Во время польского похода 1792 года М.И. Кутузов запретил армии рубить деревья, посаженные вдоль дороги к Варшаве). В 1816 г. его младшего современника, генерала А.Н. Остермана-Толстого Франция наградила золотой шпагой с алмазами за сохранность культурных ценностей Парижа.

Принципы Международного гуманитарного права нашли отражение в международных договорах и соглашениях России IX-XIX вв.:

. В 10% договорах предусмотрены основные положения III Женевской конвенции: «военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий», при этом в 5 договорах оговаривается, что обмен пленными происходит без выкупа.

. В 2% международных договоров оговаривается оказание помощи и гуманное отношение к потерпевшим кораблекрушение, что предусмотрено в ст.10 II Женевской конвенции и ст.17 I Дополнительного протокола, при этом 3 договора из 4 приходится на период IX-XVII вв., когда в Европе действовало береговое право Средневековья.

. В 4% договоров оговаривается защита гражданского населения, которое имеет право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям, что предусмотрено в ст.27, 33, 53 IV Женевской конвенции.

. В 5% международных договоров предусмотрена международно-правовая ответственность за нарушение МГП, а именно реституция, наиболее часто объектом возвращения было церковное имущество.

Российская империя стояла у истоков формирования Гаагского права, которое устанавливает права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает воюющих в выборе средств и методов нанесения ущерба противнику. По инициативе императора Александра II была созвана Санкт-Петербургская конференция 1868 года, по инициативе Николая II - Гаагская международная конференция 1899 года. Санкт-Петербургская декларация запретила применять разрывные пули, любые снаряды весом до 400 граммов либо взрывающиеся, либо начиненные взрывчаткой или воспламеняющимся веществом. Гаагская декларация запретила применять в войне удушающие газы, легко сплющивающиеся и разворачивающиеся в теле человека пули. Основные положения документов актуальны до сих пор.

Список литературы и источников

1.Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним - М., МККК, 2008.

2.Гассер Х.П. Международное гуманитарное право. Введение - М., МККК, 2009.

.Герои 1812 года - М., 2007.

.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Екатерининские орлы - М., 1996.

.Золотарев В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России - М., 2001.

.Отечественная военная история с древнейших времен до наших дней - М., 2003 - т.1,2,3.

.Пикте Ж. Развитие и принципы Международного гуманитарного права - М., МККК, 2007.

.Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах - М., 1995 - Вып.II - кн.1.

Похожие работы на - Международное гуманитарное право (законы и обычаи войны) в российской военной истории (IX– начало ХХ вв.)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!