Территориальное общественное самоуправление: состояние и перспективы развития

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,36 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Территориальное общественное самоуправление: состояние и перспективы развития

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра: "Государственное управление и финансы"








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Система государственного и муниципального управления

Тема: Территориальное общественное самоуправление: состояние и перспективы развития


Студент: Дежко Е.В.

Группа 4У/у

Специальность080504

Руководитель: Богма Н.Е.



Ливны, 2010

Содержание

Введение

Глава I. Понятие, принципы и формы организации территориального общественного самоуправления

1.1 Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления

1.2 Организации территориального местного самоуправления

1.3 Основные источники права о ТОС

Глава II. Правовое регулирование осуществления территориального общественного самоуправления в рф

Глава III. Сущность территориального общественного самоуправления как одного из институтов гражданского общества и основные проблемы его осуществления на современном этапе

Глава IV. Предлагаемые изменения в законодательстве для организации и функционирования ТОС на переходном этапе к эффективному местному самоуправлению

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Местное самоуправление это та основополагающая идея, которая будет определять дальнейшее развитие Российского государства и общества, потому, что местное самоуправление является основой демократического строя, развития и формирования гражданского общества, основным принципом организации власти. К тому же власть местного самоуправления признана самым демократическим видом власти.

Значение местного самоуправления трудно переоценить, так как муниципальные ценности наряду с принципами правового и социального государства позволяют гармонизировать взаимоотношения власти и человека.

Современная модель местного самоуправления, которая основывается на Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" многими учеными, практическими работниками оценивается как "суперреволюционная".

Возможно, практичней было бы провести процессы становления местного самоуправления эволюционным путем, постепенным переходом от советской системы местной власти к новым конституционным нормам. Но практика образования местного самоуправления во многих регионах Российской Федерации, показывает, что самоуправляемые образования на территории возникали не "потому, что…" а "вопреки…", и за небольшой отрезок времени зарекомендовали себя необходимой структурой власти в молодой формирующейся российской демократии.

В связи с неадекватностью восприятия природы власти местного самоуправления, в первую очередь органами государственной власти, которая основывается на статье 12 Конституции РФ: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", процесс становления местного самоуправления сопровождается различными правовыми и социальными противоречиями и спорами.

Достаточно неясным является и институт территориального общественного самоуправления, четко не определены правовые основы территориального общественного самоуправления, статус органов ТОС, идут так же споры на различных уровнях о сущности территориального общественного самоуправления.

В представленном сборнике специалисты Еврейского областного регионального отделения общероссийской общественной организации "Муниципальная академия" попытались свести в единое, достаточно противоречивые подходы к трактовке понятия, сущности и правового статуса ТОС.

Надеемся, что данная информация, а так же рекомендации помогут государственным, муниципальным служащим, активистам территориального общественного самоуправления, представителям жилищно-коммунальных служб, общественных объединений и всем заинтересованным лицам более глубоко познакомиться с обозначенными в сборнике проблемами.

территориальное общественное самоуправление

Глава I. Понятие, принципы и формы организации территориального общественного самоуправления

1.1 Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.

В соответствии с действующим федеральным законом органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.

Сущность ТОС, ни способ формирования этих органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц. Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Непонимание сущности ТОС приводит к возникновению ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия, а иногда и противодействие работе таких псевдо ТОС, заменяющих подлинную самостоятельность граждан.

Важность такого института как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.

Однако при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают какие собственные инициативы, они будут осуществлять в вопросах местного значения.

В первую очередь, как законодательством, так и уставом муниципального образования должно быть установлено право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления и определены гарантии такого права. Серьезным является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий. Наиболее распространенным является создание органов ТОС в городах и поселках на территории дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако, такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями.

Большое значение для становления и развития ТОС имеет наличие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов ТОС.

Такую нормативную правовую базу составляют:

Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 №131-ФЗ.

Уставы муниципальных образований.

В настоящее время не представляется возможным эффективного общественного самоуправления в связи с имеющей место законодательной неурегулированностью вопросов собственности и разграничения предметов ведения и полномочий по линии "Федеральный центр - субъект Федерации - местное самоуправление".

Разрешение возникающих противоречий возможно при закреплении за органами ТОС правового статуса в Федеральном законе "Об органах территориального общественного самоуправления".

1.2 Организации территориального местного самоуправления

Территориальное общественное самоуправления населения - самоорганизация граждан по месту их жительства на данной территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением, а также через избираемые ими органы (уполномоченных выборных лиц).

ТОС осуществляется на принципах:

добровольности объединения;

равноправия граждан;

законности;

защиты прав и интересов населения территории ТОС;

свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;

выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц населению данной территории;

самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных решений и инициатив;

сочетания интересов населения территории ТОС, прав человека и гражданина, интересов всех жителей муниципального образования;

гласности и учета общественного мнения.

ТОС осуществляется гражданам данной территории:

в отдельных поселениях (в городах, поселках, селах, деревнях и иных поселениях), или на части их территорий (в микрорайонах, кварталах, на улицах, во дворах, в домах и на иных территориях);

на территории нескольких поселений, в совокупности не являющихся муниципальным образованием (в сельском округе, ряде деревень и на иных территориях).

Система ТОС населения включает в себя:

общие собрания (сходы), в том числе земские, конференции и иные формы осуществления непосредственной демократии гражданами;

органы ТОС - советы, комитеты или иные органы общественного самоуправления микрорайонов, жилых комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования;

уполномоченные выборные лица ТОС.

Территориальные границы ТОС устанавливаются с учетом его исторических, местных традиций и особенностей по предложению граждан органом местного самоуправления.

ТОС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы ТОС различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления.

Инициативная группа граждан не менее чем из трех человек постоянно или преимущественно проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом формирует организационный комитет для подготовки и проведения учредительного собрания граждан по созданию органа ТОС или в случае, если орган ТОС создается на конференции для подготовки и проведения учредительной конференции и подготовки и проведения собраний граждан по выборам делегатов конференции.

Информация о создании организационного комитета доводится до сведения граждан через средства массовой информации или иным образом.

С момента объявления результатов выборов руководящих органов орган ТОС считается созданным. Его дееспособность как юридического лица возникает с момента государственной регистрации.

При небольшом числе жителей данной территории вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС (староста, старший по подъезду, дому, двору, улице), исполняющие в этом случае функции органа ТОС.

Совет ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта может избираться на общем собрании, сходе конференции граждан или уполномоченных выборных лиц ТОС данной территории.

Квартальный, уличный, дворовый, домовый комитет ТОС избирается на общем собрании (сходе), конференции граждан или формируется из старших по домам, подъездам.

К уполномоченным выборным лицам ТОС относятся:

) председатель совета ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта;

) председатель квартального, уличного, домового, дворового комитета;

) староста населенного пункта;

) старший по улице, двору, дому, подъезду.

Органы ТОС и уполномоченные выборные лица ТОС подлежат регистрации в местных администрациях соответствующего муниципального образования в порядке, установленном "Положением об организации и осуществлении ТОС в муниципальном образовании".

В соответствии с Уставом муниципального образования представительный орган местного самоуправления принимает нормативный правовой акт муниципального образования "Положение об организации и осуществлении ТОС в муниципальном образовании".

1.3 Основные источники права о ТОС

Наряду с названными актами ТОС упоминается в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", которого закрепляет в целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а также для решения вопросов местного значения лица, относящиеся к малочисленным народам, в местах их компактного проживания вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации создавать органы территориального общественного самоуправления малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.

К слову сказать, непосредственно регулирование правового положения ТОС осуществляется только двумя законодательными актами: Законом "Об общих принципах…" (ст.27) и Законом "О местном самоуправлении…" (ст. ст.80-86).

При этом ст.27 Закона "Об общих принципах…" относит регулирование ТОС к законодательству субъекта Российской Федерации либо Уставу муниципального образования, либо каких-то других нормативно-правовых актов местного самоуправления.

Глава II. Правовое регулирование осуществления территориального общественного самоуправления в рф

Деятельность органов территориального общественного самоуправления регулируется целым комплексом юридических норм различных отраслей права: конституционного, административного, муниципального, финансового, гражданского и других.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. В то же время местное самоуправление признаётся и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы местного самоуправления, так и путём прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру местного самоуправления.

Положения Конституции Российской Федерации, определяющие основные принципы осуществления местного самоуправления, явились результатом осмысления отечественного опыта организации местной власти с учетом сформулированных в Европейской Хартии местного самоуправления общих для демократических государств принципов децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем наиболее эффективно их реализовывать.

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Таким образом, одним из условий функционирования местного самоуправления является деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения.

Что касается конкретных форм, в которых может проявляться деятельность граждан в сфере местного самоуправления, то в Хартии указываются собрания, референдумы "и другие формы прямого волеизъявления граждан"

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, закрепляемые Конституцией Российской Федерации, получили развитие в Федеральном законе от 06.10.2003 №131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (вступил в силу 01.01.2006 года).

Данный закон определяет территориальное общественное самоуправление как форму самоорганизации граждан по их местожительству на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

В законе также определены две основные формы осуществления территориального общественного самоуправления: непосредственно (через все формы прямого волеизъявления), и опосредованно (через формируемые органы ТОС).

В Федеральном законе от 06.10.2003 №131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" "территориальное общественное самоуправление" и "территориальная организация местного самоуправления" очень созвучны, хотя и обозначают разные понятия, и это обстоятельство также не способствует пониманию сути ТОС рядовым гражданином. Название "территориальное общественное самоуправление" можно также изменить таким образом, чтобы оно более точно выражало сущность самого явления.

Далее в законе в общих чертах определён порядок формирования органов ТОС:

определены пределы действия ТОС - подъезд многоквартирного жилого дома, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, иные территории проживания граждан;

определены условия, при которых ТОС считается учрежденным, а именно - наличие зарегистрированного Устава ТОС;

определён организационно-правовой статус ТОС - может являться юридическим лицом в форме некоммерческой организации;

определён механизм организации и осуществления ТОС (через собрания и конференции);

определены полномочия органов ТОС.

Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Но при этом в законе не указано, кто и на какие средства организовывает самое первое собрание или конференцию граждан по вопросу образования ТОС, кто будет решать вопросы создания и регистрации Устава ТОС, кто возьмет на себя все материальные и организационные вопросы до момента учреждения ТОС, (которое считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС). Очевидно, законодатель возлагает надежды на очень активных граждан, которые будут упорно стремиться к цели, преодолевая все бюрократические препоны и преграды. Но практика показывает, что инициатива граждан зачастую угасает при столкновении с первыми препятствиями. А если при этом процесс создания ТОС не будет подпитываться материальными и моральными стимулами для организаторов, то дело, на наш взгляд, заранее обречено на неудачу.

Кроме того, в законе нет никакого упоминания о государственных гарантиях для тех инициативных граждан, которые возьмут на себя трудное и неблагодарное дело организации, например, домового комитета или добровольной дружины по охране общественного порядка.

На практике чаще всего повторяются два варианта развития событий:

. ТОС создают люди не очень авторитетные или криминальные личности, преследующие корыстные цели, им, как правило, никто не противостоит, но со временем люди разочаровываются в самой идее ТОС;

. У истоков организации ТОС стоит авторитетный, порядочный и бескорыстный человек, но любой недоброжелатель может оскорбить его недоверием, обвинить в корысти, пожаловаться в милицию, налоговую службу или в прокуратуру. Орган ТОС можно ликвидировать в любой момент и в этом смысле органы ТОС нуждаются в защите со стороны государства.

Ст.27 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" заканчивается следующей нормой: "порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования".

Таким образом, сам механизм образования и осуществления ТОС должны разработать органы местного самоуправления, которые на данный момент не имеют ни теоретической, ни правовой, ни материальной базы для активного участия в организации ТОСов. А самое главное - органы местного самоуправления не заинтересованы в организации ТОСов. Вот если бы в федеральный закон была внесена норма о том, что эффективность местного самоуправления определяется рядом показателей, в том числе - степенью участия населения в местном самоуправлении и решении общественных и личных проблем, то это обстоятельство заставило бы органы местного самоуправления изыскивать новые и новые способы активизации граждан.

Итак, Федеральный закон от 06.10.2003 №131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является основным нормативным правовым актом, регламентирующим создание и функционирование ТОСов, но фактически закон только обозначает основные контуры сложнейшего общественного процесса, не уточняя некоторых очень важных моментов. Закон постоянно совершенствуется, и это позволяет надеяться на изменения в данном законе, связанные с деятельностью ТОСов.

На протяжении последних лет предпринимались попытки принятия федерального закона о территориальном общественном самоуправлении. Некоторые из проектов были нами проанализированы и, по нашему мнению, могли бы послужить основой для специального закона, регламентирующего организацию и деятельность ТОС.

В ст.18 проекта закона подчёркнуто: "органы местного самоуправления содействуют становлению и развитию органов территориального общественного самоуправления. Содействие, в частности, может выражаться в финансовой поддержке социальных программ, в обеспечении помещением и оргтехникой, в организации подготовки и обучении сотрудников, в предоставлении необходимой информации".

И хотя многих моментов в процессе организации ТОС данный проект не предусматривает, он представляет конкретный порядок учреждения органов территориального общественного самоуправления - от инициативы граждан до государственной регистрации ТОС, а также предусматривает гарантии участникам ТОС.

Но до настоящего времени федеральный закон "Об общих принципах территориального общественного самоуправления" не принят.

Организация и функционирование ТОСов так или иначе регламентируются рядом других федеральных законов.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. (с изменениями). Закон не содержит понятия "общественное территориальное самоуправление". Но в ст.2 указано, что "действие настоящего федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан".

Ст.3 закона раскрывает конституционное право граждан на объединение: "Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений".

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Перечисленные федеральные законы констатируют главный принцип создания ТОСов - добровольность. То есть пока население не проявит инициативу, никакие органы не вправе активизировать этот процесс. И это, по нашему мнению, неправильно, т.к. государство заинтересовано в формировании гражданской активности граждан не меньше, чем сами граждане заинтересованы в решении собственных проблем.

Таким образом, все конкретные вопросы по организации и осуществлению ТОС (в том числе вопросы финансирования) должны определяться нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и (или) Уставом муниципального образования.

Уставы субъектов РФ также дают только общее представление о ТОС, уставы муниципальных образований зачастую даже не упоминают о ТОС.

Положения о ТОС, принятые в муниципальных образованиях, как правило, повторяют Федеральный Закон №131, не учитывая особенностей данного муниципального образования, а именно: проблемы населения, которые можно решить с помощью ТОС, готовность самого населения участвовать в различных формах ТОС, способы привлечения, гарантии, стимулы, роль органов местного самоуправления в этом процессе.

На основании анализа нормативных правовых актов, можно сделать следующий вывод: существующее законодательство, регламентирующее ТОС, несовершенно, в нем нет единого, точного определения ТОС, нет признаков ТОС, нет чёткой границы между непосредственным проявлением территориального общественного самоуправления (собрания, конференции) и опосредованным участием населения в общественном самоуправлении (создание органа ТОС). Самым большим недостатком существующего законодательства о ТОС мы считаем отсутствие единого федерального закона, содержащего механизм организации и функционирования ТОС, включающего стимулы, гарантии, участие государственных и муниципальных органов, ответственность граждан и должностных лиц в процессе организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Поэтому очень важно в этой ситуации разработать комплекс изменений в законодательстве с целью усовершенствовать механизм организации и функционирования ТОС в современных условиях.

Глава III. Сущность территориального общественного самоуправления как одного из институтов гражданского общества и основные проблемы его осуществления на современном этапе

Развитие институтов гражданского общества в России является одной из ключевых проблем современности. От её решения во многом зависит настоящее и будущее граждан. Однако если необходимость создания институтов гражданского общества в России уже не оспаривается, то вопрос о характере этой системы, её сущностных чертах и механизме реализации продолжает оставаться открытым.

Отличительной чертой демократических государств является развитость в них участия граждан в системе местного самоуправления, которое может осуществляться в различных формах. Одной из форм выражения непосредственного народовластия является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением подразумевается право граждан, населения определённой территории на самостоятельное решение местных проблем. Признавая и гарантируя это право, государство тем самым признаёт самостоятельность ТОС в пределах его полномочий и берёт на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления, данного права.

Территориальное общественное самоуправление представляется в качестве формы организации граждан, которые самостоятельно решают вопросы местной жизни с учётом исторических и иных местных традиций и потребностей.

В целом, ТОС рассматривается как способ осуществления народом принадлежащей ему власти, как образ жизни людей на высоком уровне развития гражданского общества и демократического государства, а также как показатель степени демократизации, зрелости общества, характеризующий его способность к самоустройству, самоопределению, самодеятельности.

Таким образом, ТОСы официально существуют уже более 10 лет, но нам не удалось найти ни одного подробного и интересного анализа по деятельности ТОСов в нашей стране за последние годы. Всё это лишь подтверждает актуальность и сложность данной темы, и отсутствие эффективной системы прямого участия граждан в местном самоуправлении. Особенно это касается уровня муниципальных образований. В последние годы власти на местах преодолевают большие трудности в решении основных организационных вопросов: границы территории, наполнение бюджетов, кадры, полномочия и т.д. В данный момент такая проблема как привлечение населения к самоуправлению на местах практически не решается, поэтому положительного опыта осуществления ТОС очень мало.

В целом, становление институтов гражданского общества, в том числе ТОС, в России происходит медленно.

Основными причинами считается:

несовершенство законодательной базы территориального общественного самоуправления;

недооценка, недопонимание, а нередко и ошибочное представление о самой сути ТОС, его чрезвычайной важности в деле демократических преобразований всего российского общества;

отсутствие у населения опыта сознательного участия в общественной жизни;

отсутствие реальной заинтересованности государственных и муниципальных органов власти в создании ТОС;

недостаточное использование зарубежного опыта в формировании и функционировании институтов гражданского общества.

В западных странах демократические структуры гражданского общества представляют реальную силу и на равных ведут диалог с властью, причём не только с административной, но и с властью политической.

Современное гражданское общество в США представляет собой все охватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объединений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, духовной сферах, в личной и семейной жизни.

Наличие разветвлённой системы институтов гражданского общества считается гарантом стабильности американской демократии. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и организациях, и более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует с целью создания условий для самореализации индивидов и групп.

На территориальное общественное самоуправление в нашей стране возлагаются большие надежды, поскольку именно эта форма участия населения в решении вопросов местного значения в состоянии охватить весь объём проблем, возникающих в муниципальных образованиях. Положительный опыт образования ТОС в виде домовых комитетов, ТСЖ, добровольных дружин, клубов по интересам, обществ огородников и садоводов, экологических объединений уже существует, но такие примеры более характерны для городов, чем для посёлков и сёл. Но проведенные исследования доказывают, что провинциальное население, тем не менее, готово принимать участие в общественной жизни населенного пункта.

Исследование проводилось в п. Игрим авторами данного проекта с целью выявить потенциал общественной активности жителей п. Игрим (см. приложение № 1). Респондентам задавались 2 вопроса:

. "Знаете ли вы о реформе местного самоуправления, которое осуществляется с 1 января 2006 года?" 2. "Готовы ли вы лично принимать участие в разрешении каких-либо общественных проблем в нашем посёлке?"

Было опрошено 70 человек с 18 до 77 лет. Из них знают о реформе местного самоуправления 40%, не знают 25%, остальные 35% имеют смутное представление о реформе.

Из общего количества опрошенных 90% выразили готовность участвовать в разрешении общественных проблем. Из них 20% респондентов способны проявить инициативу, 35% предпочитают, чтобы их попросили об участии и организовали, 35% согласны работать при наличии стимулов (полная или частичная оплата, приз, публичная похвала и т.д.) и только10% опрошенных категорически отказались от участия в ТОС.

Эти данные позволяют сделать следующие выводы:

.Население слабо информировано о деятельности органов местного самоуправления.

2.Население готово участвовать в ТОС при условии хорошей организации со стороны органов местного самоуправления.

3. По сравнению с жителями городов, жители небольших населённых пунктов более активны, мобильны и более оптимистично относятся к возможности решить некоторые проблемы самостоятельно.

Глава IV. Предлагаемые изменения в законодательстве для организации и функционирования ТОС на переходном этапе к эффективному местному самоуправлению

На федеральном уровне:

В настоящее время ТОС регулируется целым комплексом нормативных правовых актов, что не является удобным для организаторов ТОС. Необходимо принять специальный федеральный закон "О территориальном общественном самоуправлении в Российской Федерации". Мы предполагаем, что в данном законе будет содержаться более четкое определение ТОС, его характерные признаки, позволяющие отличить формы ТОС от других форм объединения граждан. Закон также должен содержать нормы о гарантиях государственной защиты прав участников ТОС и защиты органа ТОС как некоммерческой организации. Данный закон может определять порядок организации ТОС в общих чертах, оставляя право субъектам Федерации дополнять порядок организации ТОС с учётом местных условий и традиций. Что касается требования ФЗ №131 о том, что порядок организации ТОС устанавливается правовыми актами муниципальных образований, его можно отменить на переходный период.

Кроме того, федеральным законом должны быть определены основные принципы осуществления ТОС: самостоятельности, ответственности, законности, гарантии прав, свободного волеизъявления жителей, выборности органов ТОС, многообразие форм ТОС, взаимодействия органов ТОС с органами местного самоуправления и т.д. Также в данном законе должна быть продублирована норма из ФЗ №131, (которую необходимо внести), о том, что эффективность местного самоуправления определяется степенью участия граждан в местном самоуправлении.

На уровне субъектов РФ

Если к полномочиям субъектов РФ вернётся право принимать законы, регламентирующие порядок осуществления территориального общественного самоуправления, то в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре необходимо принять закон "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальных образованиях ХМАО - Югры", взяв за основу закон Ханты-Мансийского автономного округа "О территориальном общественном самоуправлении а Ханты-Мансийском автономном округе" от 19 марта 2001 г. (утратил силу с 1 января 2006 г.), но внеся некоторые поправки. В статью 3 данного закона вместо фразы "Территориальное общественное самоуправление создается по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории" внести следующую формулировку: "Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях создается по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории и при поддержке органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления".

В ст.8 "Взаимоотношения территориального общественного самоуправления с органами государственной власти автономного округа" в перечень условий, которые власти автономного округа создают для становления и развития территориального общественного самоуправления, добавить "предоставляют целевую финансовую поддержку".

В ст.8 "Взаимоотношения территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления" добавить п.10 "Органы местного самоуправления…разрабатывают на уровне муниципального образования систему мер, стимулирующих гражданскую активность населения".

В законе необходимо подробно регламентировать процесс создания ТОС в муниципальных образованиях, подчёркивая организующую и координационную роль государственных органов и органов местного самоуправления на этапе активизации населения.

Кроме того, реализации поставленных задач может способствовать программа ХМАО - Югры "Содействие формированию институтов гражданского общества в ХМАО - Югре", предусматривающая конкретные мероприятия по правовому просвещению населения округа, созданию общественных объединений, стимулированию добровольного участия граждан в решении общественно значимых проблем, обучению муниципальных служащих способам активного взаимодействия с инициативными гражданами.

Программа предусматривает выделение финансовых средств на реализацию соответствующих подпрограмм в муниципальных образованиях.

На уровне муниципальных образований

Разработать программу "Содействие формированию институтов гражданского общества в муниципальном образовании городское поселение Игрим".

Программа предусматривает конкретные мероприятия, направленные на преодоление причин социальной пассивности населения:

Социологические исследования по проблемам:

"Степень осведомленности граждан о решениях органов местного самоуправления", "Готовность населения муниципального образования принимать участие в местном самоуправлении".

Конкурсы проектов по созданию различных форм ТОС на территории муниципального образования городское поселение Игрим.

Выявление лидеров.

Обучение лидеров (обучающие семинары, тренинги, "круглые столы", консультации юриста).

Разработка системы взаимодействия органов местного самоуправления с органами ТОС в муниципальном образовании (формы содействия, координация деятельности, финансовая помощь и т.д.)

Разработка системы стимулирования активных участников ТОС (полная или частичная оплата, призы и премии, статья в газете, рейтинг общественной активности граждан и т.д.)

Предлагаемые изменения в нормативные правовые акты на разных уровнях носят схематический характер и находятся в стадии дальнейшей разработки. При необходимости нововведения можно представить в более подробном виде.

Заключение

Органы ТОС - исключительно российской явление, возможности которого в возрождении нашего традиционного образа жизни и основанной на нем самоорганизации граждан по решению местных проблем исключительно велики.

Формирование органов ТОС позволяет реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории.

Ситуация незащищенности и неадаптированности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения непосредственно в местах его проживания. Органы ТОС таким образом наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан.

Формирование территориального общественного самоуправления сталкивается с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:

неинформированность населения;

идей, желанием и инициативной создания ТОС на своей территории должны проникнуться все - от простого жителя до главы администрации;

в бюджетах муниципальных образований должны предусматриваться средства на развитие ТОС;

при представительных органах должны создаваться комитеты (комиссии) по ТОС, что будет способствовать разработке и совершенствованию нормативной правовой базы;

органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих территорий;

в местных администрациях для уполномоченных выборных лиц ТОС и членов органов ТОС должно быть организовано обучение.

Как правило, данная категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать:

материальное и моральное поощрения;

интересы органов ТОС во многом переплетаются с деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство территорий, ремонт жилого фонда и т.д.), поэтому органам местного самоуправления необходимо оказать помощь в организации конструктивного сотрудничества в решении данных вопросов;

в настоящее время у органов местного самоуправления несколько двойственное отношение к органам ТОС.

С одной стороны - органы местного самоуправления видят в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем; для того, чтобы активнее лоббировать интересы ТОС в органах законодательной и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов ТОС.

Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.2009 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.)

. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января,20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля,20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля 2009 г.)

. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября, 1, 4, 29 декабря 2006 г., 2 марта, 26 апреля, 10 мая, 15, 18 июня, 21 июля, 18 октября, 4, 8 ноября 2007 г., 10 июня, 23 июля, 25 ноября, 25 декабря 2008 г.)

. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями от 23 июля, 27 октября, 25 ноября, 22, 25 декабря 2008 г.)

. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г.,19 июня, 11, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 12, 18, 25, 27 июля, 25 октября, 4, 29 декабря 2006 г., 2, 23 марта, 26 апреля, 10 мая, 18 июня, 19, 21 июля, 18 октября, 8 ноября 2007 г., 29 марта, 14, 22, 23 июля, 25 ноября, 3, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 5 апреля 2009 г.)

. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Под ред. А.А. Мерцалова. - Орёл: ОРАГС, 2006

. Игнатов В.Г., Рудой, В.В. Местное самоуправление. - РнД: "Феникс", 2001. - 416с.

. Система муниципального управления: Учебник под ред.В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2008.

. Чиркин, В.Е. Государственное управление. - М.: Юристъ, 2001


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!