Концепции политических отношений периода зарождения, утверждения и развития капитализма
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология»
ТЕМА: «Концепции политических отношений периода зарождения, утверждения и развития капитализма»
Архангельск
План контрольной работы
1.Основные политические взгляды эпохи возникновения капиталистического общества
2.«Левиафан» Т. Гоббса - образ государства. Политические идеи Д. Локка
.Политические концепции классиков немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте)
.Идеи о гражданских правах Т. Пейна, Т. Джефферсона
Список использованной литературы
1. Основные политические взгляды эпохи возникновения капиталистического общества
Политическая мысль XVII в. представлена прежде всего именами выдающихся мыслителей того времени - англичан Томаса Гоббса и Джона Локка. Их взгляды во многом отражали проблемы политической борьбы кануна и проведения ранних буржуазных революций в Англии. Они явились очень важной предпосылкой последующего бурного развития политической мысли эпохи Просвещения, внесли серьезный вклад в становление теорий естественного права и общественного договора. Решительно отвергая концепцию божественного происхождения королевской власти, они видели источник государственной власти в воле народов, в государственном договоре. Гоббс и его индивидуалистический подход к государству и обществу были знаменем борьбы с феодальной сословностью, корпоративностью, он подчеркивал принципиальное равенство людей как частей природы, отрицал религиозные концепции происхождения государственной власти. Права государственной власти, по мнению Гоббса, были вполне совместимы с интересами классов, осуществивших буржуазную революцию в Англии.
Локк сформулировал многие основополагающие принципы буржуазной государственности, ее организации и идеологического обоснования, заложил теоретические основы системы буржуазного либерализма. Этические и политические взгляды Локка отразились в политических декларациях американской и французской буржуазных революций. Идеи Локка оказали огромное влияние на мыслителей французского Просвещения, идеологов французской революции и деятелей американского освободительного движения
В XVIII в. продолжали обогащаться идеи, высказанные Аристотелем, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами немецких мыслителей Гегеля, Канта, Фихте. Важное место в развитии теории политики занимает учение Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматривается во взаимной связи с социально-экономической сферой и политикой. Взглядам Гегеля на общество, государство и человека присущи имманентные противоречия, проистекающие из особенностей его консервативной философской системы и принципов диалектического мышления. Гегель разработал фундаментальные принципы развития мировой истории.
В научном творчестве Канта значительное место занимали проблемы мирового исторического процесса, исследования путей достижения свободы, общие и частные вопросы права, государственного регулирования. И поныне актуальны кантовские мысли о соотношении политики и морали. Идеальным политическим состоянием общества Кант признавал мир между отдельными лицами и государством.
Поставленные И. Кантом проблемы первым попытался решить И. Г. Фихте. Фихте ставит перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума. Он отрицал необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Народ имеет право контроля за деятельностью властей (институт «эфоров»). Государство может быть прочным лишь тогда, когда в обществе люди владеют собственностью; государство есть организация собственников. Взгляды Фихте оказали сильное влияние на развитие немецкого классического идеализма. Они получили известность и распространение в ряде стран, в том числе и в России. Значение Гегеля, Канта, Фихте как выдающихся ученых огромно.
Большое значение для всего цивилизованного мира имеют исследования американских просветителей и политических деятелей, «отцов-основателей» США Томаса Пейна и Томаса Джефферсона, по своим взглядам принадлежавших к демократическому крылу движения за независимость. Оба мыслителя придерживались естественно-правовой концепции во взглядах на государство.
Работы Пейна отличает резкая критика английской монархии. В трудах Пейна немало положений представляющих не только исторический, но и социально-политический интерес. Глубоко созвучны современности его идеи природного равенства людей, решительного отрицания войн, заинтересованность народов в мире.
Пейн первым поставил вопрос об отделении американских колоний от Англии создании независимого государства. Идеи Пейна оказали значительное влияние на ход войны за независимость США, способствовали формированию политической идеологии чартисткого движения.
Идеи Джефферсона также имели конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов. Выступая горячим поборником демократии, Джефферсон полагал, что ее гарантии заключаются в возможности и праве народа периодически выступать против узурпаторов свободы. Джефферсон разделял идею народного суверенитета.
Пейн участвовал в подготовке проекта Декларации независимости США. Джефферсон же является основным автором текста Декларации независимости, одного из крупнейших документов американской истории; ее принципами руководствовались борцы за свободу на протяжении многих последующих поколений.
Таким образом, основные доктрины политической мысли, возникшие в XVII - XIX вв. следующие:
1.теория правового суверенитета возникла и развивалась на базе теории происхождения общественного договора: согласно теории общественного договора народ - источник государственной власти и ее носитель, суверен.
2.теория правового государства: учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания; необходимость гарантий прав личности; связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством; связь с доктриной разделения властей.
.теория разделения властей: три власти - законодательная, исполнительная, судебная - должны осуществляться разными специфическими органами власти; все сферы государственной деятельности только в рамках закона; общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд - независимый.
. «Левиафан» Т. Гоббса - образ государства. Политические идеи Д. Локка
Томас Гоббс (1588 - 1679) - выдающийся английский философ, политолог, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Гоббса наиболее полно изложены в его философской трилогии «Основы философии»: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Философско-политические взгляды Гоббса сведены в его книге «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Учение Гоббса о государстве и обществе является производным от его философской теории, вытекает из понимания им человеческой природы. Гоббс был последовательным сторонником материалистической философии Бекона, отождествлявшим законы развития мира с законами механики, он развил механистическую теорию в понимании всей социальной жизни, государства и сущности человека.
В человеческом общежитии индивидуальное и частное - первичное, а государственно-общественное является производным, вторичным. Учение Гоббса отражало интересы утверждающейся буржуазии, буржуазные представления о человеке (в отличие от феодально-религиозных) как о прирожденном эгоисте, индивидуалисте, когда каждый ищет для себя добро, избегая зло. Гоббс и его индивидуалистический подход к государству и обществу были знаменем борьбы с феодальной сословностью, корпоративностью, он подчеркивал принципиальное равенство людей как частей природы, отрицал религиозные концепции происхождения государственной власти.
Гоббс разработал рационалистическую концепцию происхождения и сущности государства в основной работе Левиафан, а также в Гражданине и др. Опираясь на идеи естественного права и подход Гроция, он модернизировал понятие общественный договор как конкретный источник государственной организации людей. Естественному праву он противопоставляет естественный закон, понимаемый как найденное разумом общее правило, запрещающее любому человеку делать пагубное для его жизни. Главный признак гражданского, государственного состояния - это наличие суверенной и обязательной для всех власти. Она утверждается путем общественного договора, заключенного между всеми индивидуумами, становящимися в результате гражданами.
Гоббс отмечал, что существует два основных состояния общества: естественное, негосударственное (здесь царит несвобода, вражда, ненависть, страх) и государственное, гражданское. Совершенствование человеческой природы, общества происходит только при государственной организации.
Сторонник механистического подхода Гоббс рассматривает государство в виде искусственного механизма, итога человеческого творчества, состоящего из систем и элементов, функционирующих по законам механики. Человек - важнейший элемент, частица этой системы, но государство не сводится к простому механическому соединению элементов. Сохранение человека и государства возможно при соблюдении естественных законов (стремление к жизни, ее самосохранению). Для утверждения этих законов, преодоления страстей и эгоизма необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть.
Лишь указы верховной государственной власти придают естественным законам силу обязательного закона гражданских прав. Гоббс практически отождествляет юридические законы общества и естественные, т. е. моральные принципы. Однако Гоббс в ряде работ различает эти понятия: «существует большое различие между законами и правом, ибо законы - это узы, право же есть свобода, и они противоположны друг другу». В главной своей работе «Левиафан» Гоббс пытается решить это противоречие: «Естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем, это различные части закона».
Государство - прежде всего институт, реализующий разумность человеческой природы, поэтому дело власти - приказывать, а гражданина - подчиняться, исполнять законы. Государственная власть становится самосущей ценностью, свободной от любых посягательств по ее ограничению, ослаблению. В то же время Гоббс ставит и актуальную проблему политики - политическое отчуждение, ибо государство возникает в процессе отчуждения значительной части принадлежащих людям естественных прав и свобод. В качестве суверена власти Гоббс видит и монарха, и коллективный орган (собрание), «суверен является законодателем... и он сам не подчинен гражданским законам».
Политическими идеалами Гоббса осталась монархия, сильная централизованная власть, он не разделял мнения о закономерности разделения властей в государстве. Детально определяя направления деятельности власти («Об обязанностях суверена»), Гоббс подчеркивал, что главной задачей государства является «обеспечение блага народа». Цель государства - «обеспечение безопасности», ибо до появления государства в обществе царила «война всех против всех».
Государство, по Гоббсу, есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа, ибо вне государства господство страстей, война, страх, варварство, невежество, дикость; «в государстве - господство разума, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательство».
Гоббс определял государство как «искусственное тело», продукт человеческой деятельности, а не божественное установление. Государство, по мнению философа, возникло на основе «общественного договора» из «естественного состояния», когда люди жили разобщено и находились в состоянии «войны всех против всех».
По мнению Гоббса, общественный договор приводит к образованию общества и государства одновременно. Общественный договор представляет собой объединение каждого с каждым; это своего рода договор объединения, посредством которого масса, толпа превращается в организованное общество. Так возникает государство - новое лицо, «воля которого и силу соглашения многих людей считается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты».
В современной политологической теории принято считать, что ряд положений Гоббса о государстве является основой будущих авторитарных теорий власти, что вызывало острую критику еще в XVII - XVIII вв. Хотя основной труд Гоббса «Левиафан» (1651) написан уже после английской революции, мыслитель по-прежнему остается сторонником монархии «при монархии король есть народ». В типологии лучших форм правления он выделяет три вида: монархия, демократия, аристократия. Пропагандируя буржуазно-демократические ценности, Гоббс тем не менее видел слабость демократии в непрофессионализме, эгоизме толпы, неосведомленности большинства, в неустойчивости законов, в борьбе партий (которые рассматривал как источник смуты и войн).
Джон Локк (1632-1704) - выдающийся английский философ-просветитель и политический мыслитель, автор книги Два трактата о правлении, виднейший теоретик и непосредственный участник английской революции, государственный деятель, заложивший основу современной британской политической системы. Является основоположником социально-политической доктрины, либерализма. Острые социально-политические противоречия английского общества второй половины XVII в., динамизм, противоречивость процессов привели к острой идеологической борьбе, к дальнейшему развитию концепций, ориентирующихся на буржуазно-демократические ценности и идеалы.
Локк сформулировал многие основополагающие принципы буржуазной государственности, ее организации и идеологического обоснования, заложил теоретические основы системы буржуазного либерализма.
Он решительно выступал против феодальных и теологических теорий власти и права, против теократии и вмешательства государства в дела веры. Был заложен один из главных классических принципов буржуазной политической теории и права - формальное понимание равенства, свободы, естественных прав человека, демократии независимо от социальной сущности всех политических институтов. Гуманистический подход к общественной жизни, праву и государственной власти у Локка выражен полно и абсолютно в принципе: все люди по природе свободные, равные и независимые.
Теория общественного договора (или «теория согласия») закладывает основу важнейших методологических построений Локка. Он четко отделяет государство от общества, признает их относительную самостоятельность, выделяет политическую власть как особый феномен от других видов власти.
По Д. Локку, естественное состояние не «война всех против всех» (как у Гоббса), оно имеет общественный и относительно упорядоченный характер, регулируется нормами естественного права (они определяют поведение человека, диктуются разумом). Локк называет его то «законом Бога», то «законом природы». Можно сказать, что естественное право представляется ему как должное право, как правосознание. Совершенствование естественного состояния общества ведет постепенно к формированию элементов «гражданского, политического общества государству» (часто Локк употребляет все эти категории как взаимозаменяемые).
Учреждение государства Локк рассматривает как торжество разума, как процесс исторически закономерный и прогрессивный. Содержание теории общественного договора включает важнейший принцип «согласия», поэтому договор - это не отказ от власти и передача ее в руки одного лица или группы лиц, а соглашение одного лица с другими об объединении в сообщество с целью мира, безопасности, стабильности. По этому договору граждане не отказываются от своих естественных прав как таковых, соглашение носит ограниченный и строго определенный характер и цель. Как подчеркивал Локк, «государство - любое независимое сообщество». Именно такой общественный договор ведет к возникновению государства, но не всесильного (как Левиафан у Гоббса) при полном бесправии народа, а государства всех подданных. Государство включает такие важные структуры, как общий установленный закон, судебные учреждения по разрешению споров и наказанию преступников, органы, утверждающие судебный приговор.
Локк провозглашает принцип закономерности и всеобщего политического и юридического равенства граждан: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».
Личная собственность граждан рассматривается им как основа, гарант не только свободы и независимости человека, но и организации общества согласно законам природы.
Значительное внимание Локк уделяет проблеме контроля и ограничения государственной власти, гарантий от нарушений закона и соблюдения режима суверенитета личности. «Власть общества или созданного людьми законодательного органа не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага».
Интересами обеспечения основных прав человека проникнута вся концепция Локка. Он предлагал такие меры регулирования жизни общества, как регламентация сферы деятельности государства, введение принципа согласия граждан как основы деятельности государственных органов, признание права на вооруженное восстание против тирании, утверждение принципа разделения властей. Государство обязано «править согласно установленным законам, провозглашенным народом и известным народу; .править с помощью беспристрастных и справедливых судей, . ..в интересах мира, безопасности и общественного блага народа».
Локк подчеркивает примат представительной законодательной власти среди других видов власти и выделяет три вида власти в государстве: законодательная, исполнительная и природная (сюда относятся вопросы войны и мира, межгосударственных коалиций и др.).
Типология государственных форм предлагается им на основе такого критерия, как субъект законодательной власти: самые достойные, их наследники или преемники (олигархия); одна персона (монархия); одна персона и его наследники (наследственная монархия); одно лицо пожизненно (выборная монархия); выборные должностные лица (демократия). Тирания это осуществление власти независимо от права: где кончается закон, начинается тирания.
Этические и политические взгляды Локка были во многом восприняты Дж. Толандом, Монтескье, отразились в политических декларациях американской и французской буржуазных революций. Идеи Локка оказали огромное влияние на мыслителей французского Просвещения, идеологов французской революции и деятелей американского освободительного движения.
. Политические концепции классиков немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте)
Иммануил Кант (1727 - 1804) - немецкий философ, социальный мыслитель, родоначальник классической немецкой философии ХVIII - XIХ вв. Родился в семье шорника в Кенигсберге.
В восьмилетнем возрасте был отдан в «коллегию Фридриха», государственную гимназию. В 1740 г. поступил в местный университет на факультет теологии. После его окончания работал домашним читателем; с 1755 г.- приват-доцент, а с 1770 г.- профессор Кенигсбергского университета. Канта по праву называют философом свободы. В своем социально-политическом учении он развивал идею верховной власти народа (народного суверенитета). В «Метафизике нравов» (1797) изложил метафизические начала учения о праве. Кант является одним из создателей концепции «правового государства» и «гражданского общества». Философ решительно выступал против тирании в любых ее формах.
Продолжая разработку концепции либерализма, Кант отстаивает принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государственной власти. В работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» Кант дает обоснование внутренних, моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту, - это цель, а не средство.
Кант считал, что разум - это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями
Идеи у Канта - это не сверхчувственные сущности, отдающие реальным бытием и постигаемым с помощью разума (Платон). Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномии разума. Антиномии - это противоречивые положения. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен, и Мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мире опыта, а о мире «вещей самих по себе».
Итак, мир «вещей сам по себе» закрыт для чувственности, и, следовательно, он закрыт для теоретического разума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир недоступен человеку. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно-воспринимаемый мир - это мир природы. Умопостигаемый мир - это мир свободы. Свобода, по Канту - это независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет человеческую волю автономной. Автономия Воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами - природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит над собой законы практического разума. Это нравственные законы. «Знания» умопостигаемого мира - это определенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное требование, категорический императив (предписание) гласит: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» Это значит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.
Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта «миром явлений», оставив нерешенной проблему связи явлений с «вещами самими по себе».
Способность человека «Давать себе закон» без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Политику рассматривал Кант как гармонию цели и средства.
Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе.
Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквивалентном возмещении ущерба, который понес потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой, носителем которой выступает государство.
Чтобы исключить деспотизм, он настаивал на строгом разделении властей - страной должны править не люди, а законы. В научном творчестве Канта значительное место занимали проблемы мирового исторического процесса, исследования путей достижения свободы, общие и частные вопросы права, государственного регулирования. Всемирную известность получили его взгляды на роль морали в жизни общества («категорический императив»). И поныне актуальны кантовские мысли о соотношении политики и морали, о «честной политике» и т. п. Идеальным политическим состоянием общества Кант признавал мир между отдельными лицами и государством. Он выдвинул также проект установления «вечного мира», который предусматривал полное изживание войн из жизни человеческого общества. «Вечный мир», по мнению мыслителя, может быть достигнут на основе просвещения и воспоминания народов, а также удовлетворения экономических и торговых потребностей наций (трактат «О вечном мире», 1795 г.).
Проблемы, которые решал Кант, соответствуют нашему дискурсу о будущем. Компоненты современной картины мира - сложность, неопределенность - все это вполне соответствует тем тупикам эмперического опыта, устранению которых посвятил свои усилия Кант.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770- 1831) - представитель немецкой классической философии, создатель диалектического учения, в основе которого лежала система взглядов объективного идеализма. Родился в семье чиновника. С 1788 по 1793 г. учился в Тюбингенском теологическом институте, впоследствии - домашний преподаватель. С 1801 г. жил в Йене, занимаясь научным и литературным трудом, потом редактировал газету, был директором Нюрнбергской гимназии. С 1816 г. - профессор философии в университетах Гейдельберга и Берлина. В его огромном научном наследии большое место занимали вопросы философии права, проблемы государственности, культуры.
С именем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля связано дальнейшее развитие учения о государстве и праве. В работе «Философия права» он излагает идеалистическую теорию государства и права, как ступеней развития духа в его объективной форме. Гегель разрабатывает учение о свободной воле, которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное право, моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора; учение о морали касается проблем умысла и вины, намерения и блага, добра и совести; учения о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.
Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуется, прежде всего через право на собственность. Абстрактное право и мораль рассматриваются двумя сторонами права и приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, то есть в семье, гражданском обществе и государстве.
Важное место в развитии теории политики занимает учение Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматривается во взаимной связи с социально-экономической сферой и политикой. Он создал основы теории групповых интересов. Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных интересов, а следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти.
Взглядам Гегеля на общество, государство и человека присущи имманентные противоречия, проистекающие из особенностей его консервативной философской системы и принципов диалектического мышления. Развивая собственную концепцию государства, он выражал несогласие с тем, что оно должно базироваться на принципах естественного права. Государство рассматривалось им не как средство обеспечения свободы и прав граждан, а как «цель в себе», или самоцель. Придерживаясь божественной идеи происхождения и функционирования государства, философ подчеркивал, что эта идея находит свою реализацию в межгосударственных связях и в отношении государств ко всемирной истории.
Гегель разработал фундаментальные принципы развития мировой истории. Среди них:
разумность того, что в истории необходимо и закономерно;
взаимосвязь целей и средств в социальном, политическом и духовном процессе
вариативность движения экономической и политической истории;
сдвиг всемирной истории с Востока на Запад (Доистория, Древний мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир);
особая роль государства в человеческой истории.
Ценным является то, что движение истории, политики и права трактовалось мыслителем как закономерный процесс (а не как эволюция случайных, хаотичных событий) со своими периодами возникновения
и развития поступательностью, преемственностью, собственными критериями, устанавливая законы и принципы всемирно-исторического процесса. Гегель полагал, что он имеет своим источником дух; история - инобытие абсолютной идеи.
Образцовым государственным строем он считал конституционную монархию, прежде всего прусскую. В сфере права, которое полагалось им как наличное бытие свободы, отстаивались складывавшиеся политико-юридические нормы и принципы взаимоотношения между государством обществом и гражданами основанные на частной собственности буржуазного типа. Как видно из представленных ниже текстов, философ различал и дифференцировал государство и гражданское общество, рассматривал их как относительно самостоятельные институты. Гражданское общество находится не внутри государства, а существует наряду с ним. Тем самым обогащались идеи, высказанные в данной области Аристотелем, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Кантом. Взгляды на войну отличались политическим консерватизмом, то же относится к воззрениям на роль отдельных государств и народов в динамике мирового исторического процесса. Огромен вклад ученого в трактовку философии политики; с гегельянством связано дальнейшее развитие во второй половине ХIХ-ХХ в. ряда направлений теории и методологии официальной философии социологии, политической науки и права.
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) - немецкий философ идеалист общественный деятель, литератор и педагог. Родился в крестьянской семье. Изучал философию богословие и филологию в Йенском и Лейпцигском университетах. Находясь под влиянием Великой французской революции конца ХVIII в., отстаивал свободомыслие, вследствие чего вынужден был оставить работу в Йенском университете (1794-1799). Поселившись в Берлине, был профессором и ректором Берлинского университета (1810- 1812). В рамках своего учения о науке (наукоучения, или философии) развивал оригинальные взгляды на историю человечества. В книге «Основные черты современной Эпохи» (1806), которая включила 17 авторских лекций, Фихте анализировал пять исторических эпох, «понятных только рядом друг с другом и одна из другой». Эпохи характеризовались им как последовательные ступени в развитии сознания и осуществления свободы. Фихте призывал к объединению германских земель. Считал, что для упрочения политической самостоятельности необходимы развитие нравственных убеждений граждан, использование возможностей государства, реформа образования и системы воспитания. Большое внимание он уделял разработке общей теории права и государства, проблеме взаимоотношения последнего с Церковью. При этом он отрицал необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Народ имеет право контроля за деятельностью властей (институт «эфоров»). Государство может быть прочным лишь тогда, когда в обществе люди владеют собственностью; государство есть организация собственников. Возникающие на этой основе отношения в обществе следует регулировать соответствующим правовым документом-договором. Что касается внешних Экономических и политических связей, то Фихте склонялся к формированию в Германии относительно замкнутого, изолированного от других стран национального немецкого государства, в котором строго соблюдаются установленные законы, правила и нормы. В работе И. Г. Фихте «Замкнутое торговое государство»(1800) была теоретически развита идея автаркии. Автаркия - независимость, самоудовлетворенность, довольство собой - политика экономического, социального и культурного обособления страны, изоляции ее культурных, политических и экономических связей, от мирового рынка, международной кооперации.
Однако он не увековечивал государство; с достижением полного господства нравственного закона право и государство станут излишними. По его мнению, это произойдет в далеком будущем ( может быть через «мириад лет или мириад мириад лет»). Фихте видел историческую несправедливость и ограниченность феодального строя и ратовал за то, чтобы развитие капиталистических отношений привело к торжеству права, закона, свободы и разума. Взгляды Фихте оказали сильное влияние на развитие немецкого классического идеализма. Они получили известность и распространение в ряде стран, в том числе и в России.
Поставленные И. Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И. Г. Фихте (1762 - 1814 гг.). Фихте ставит перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, «вещей в себе» и явлений. Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума - свободы он стремится вывести и теоретический разум - познание природы. Познание в системе Фихте представляет собой лишь подчиненный момент единого практически- нравственного действия. Таким образом, философская система Фихте строится, прежде всего, на признании активной практически-деятельной сущности человека. «Все мое мышление должно иметь отношение к моей деятельности, оно должно признавать себя средством, хотя и отдаленным для этой цели, без этого оно - пустая бесцельная игра, трата сил и времени...», - писал он в работе «Назначение человека»
Исходное понятие системы Фихте - «Я». «Я» утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я» есть
- это самоочевидное суждение. Точно также поступал Декарт, когда он стремился найти исходное самоочевидное начало. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность «Я» у Фихте, основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее существо. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта, Фихте делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бытия. Он стремится найти общее основание для духовного мира «Я» и окружающего человека внешнего мира. Такая постановка вопроса поставила перед ним задачу вывести из «Я» существования и все определения «не Я».
Фихте осознает противоречивость понятия «вещи в себе», с одной стороны, рассматривающей существование независимого от сознания объективного мира, а с другой, располагает отражение этого мира в сознании субъекта. Поэтому он отказывается от этого понятия. В результате философская система Фихте получает форму последовательного субъективного идеализма. По учению Фихте, из «чистого Я», трансцендентальной апперцепции должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание, т. е. естественный мир. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект превращается в абсолютное начало всего существующего в «абсолютное Я», из деятельности которого, по Фихте, должна быть объявлена вся полнота реальности; весь окружающий человека мир - «не - Я».
Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно-деятельностного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации «Я». Деятельный субъект, «Я», преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определения, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека отказывается продуктом его деятельности. В конечном счете «я» осваивает «не - Я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.
политический капиталистический общество гражданский
4.Идеи о гражданских правах Т. Пейна, Т. Джефферсона
Пейн Томас (1737-1809) - англо-американский политический деятель и просветитель, участник Войны за независимость США и Французской революции 1789. Родился в Англии. Там он впервые испытал нужду, а за свои радикальные политические взгляды подвергался преследованиям со стороны официальных властей. В 1774 г. Пейн уехал «искать счастья» в Америку, где становится одним из участников революционной борьбы против английской метрополии. Его работа «Здравый смысл» (1776) явилась призывом к справедливой войне американского народа против английской монархии за свою политическую и экономическую свободу. Памфлет «Здравый смысл», изданный им анонимно, стал одним из самых популярных произведений в годы Войны за независимость США. После Войны за независимость (1776-1783) Пейн прибыв в Европу, где участвует в революционной борьбе во Франции. В 1792 г. его избирают во французский Национальный конвент.
В это время он пишет книгу «Права человека» в защиту принципов французской революции 1789-1794 гг. В ней он делает следующие выводы, касающиеся гражданского права:
«Первое, что каждое гражданское право вырастает из права естественного, или, иными словами, получено в обмен на какое-то естественное право.
Второе, что гражданская власть, рассматриваемая как таковая, представляется соединением того класса естественных прав, которые личность не в силах осуществить самостоятельно и которые тем самым бесполезны для нее, но, будучи собраны воедино, становятся полезны всем.
Третье, что власть, полученная от соединения естественных прав, не могущих быть осуществленными отдельной личностью, нельзя использовать для посягательства на естественные права, сохраняемые личностью, чья способность их осуществлять, столь же совершенна, как и само право».
За конфликт с якобинцами в 1793 г. его подвергают тюремному заключению. В тюрьме американский просветитель пишет вторую часть своего важнейшего философского труда «Век разума». Выйдя из тюрьмы он продолжает пропагандировать свои радикальна республиканские воззрения и вступает в конфликт с французскими феодально-монархическими кругами. В 1802 г. Пейн возвращается в Америку, его радикальные республиканские воззрения, критика крупных собственников не нашли поддержки у правящих слоев нового государства. Наилучшая форма представительной власти, по мнению Пейна, та, которая позволяет охранять гражданские права и безопасность «с наименьшими затратами и наибольшей пользой».
Большое значение имели исследования просветителя, в которых содержался теоретический анализ современной ему эпохи. Пейн первым поставил вопрос об отделении американских колоний от Англии создании независимого государства. Ему же принадлежит и название этого государства - Соединенные Штаты Америки. Государство, считал Пейн, возникает вслед за объединением людей в общество. Однако объединившиеся люди не способны сами сохранить справедливость в отношениях между собой. Государство создается людьми по общественному договору. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Из этой идеи он делает вывод о праве народа упреждать или уничтожать любую форму правления, отсюда и обоснование необходимости отделения колоний от Англии, которая препятствовала этому праву новых обитателей американских территорий. Идеи Пейна оказали значительное влияние на ход войны за независимость США, способствовали формированию политической идеологии чартисткого движения.
Работы Пейна отличает резкая критика английской монархии. Будучи непосредственным участником двух буржуазных революций - в Америке и во Франции, он считал их опыт образцом для других стран. В трудах Пейна немало положений представляющих не только исторический, но и социально-политический интерес. Его идеи природного равенства людей, решительного отрицания войн, заинтересованность народов в мире глубоко созвучны современности.
Джефферсон Томас (1743-1826) - американский мыслитель эпохи Просвещения, политический деятель, один из «отцов-основателей» и третий президент США, автор проекта Декларации независимости США, по своим взглядам принадлежал к демократическому крылу движения за независимость
Родился в семье богатого землевладельца. Получив в детстве разностороннее образование, уже в молодые годы приобрел широкую известность в своей родной Виргинии. В 26-летнем возрасте избирается депутатом Виргинской законодательной ассамблеи. Зарекомендовал себя поборником сопротивления политике метрополии, направленной на безусловное подчинение североамериканских колоний. В 1775 г. стал депутатом Континентального конгресса, принявшего впоследствии историческое решение об отделении североамериканских колоний от Англии. Придерживаясь естественно-правовой концепции во взглядах на государство, Джефферсон считал, что «все люди сотворены равными», что они наделены творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых «жизнь, свобода, стремление к счастью». Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов. «Правительство, - писал Джефферсон, - создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает от согласия народа повиноваться ему».
Джефферсон занимал высокие государственные посты. В 1779-1781 гг. - губернатор Виргинии, в 1790- 1793 гг.- государственный секретарь в первом правительстве Джорджа Вашингтона, в 1796 г. избирался вице-президентом, в 1800 и 1804 гг., на два срока,- президентом США. После ухода с этого высокого поста к активной политической деятельности больше не возвращался. Огромный опыт руководящей государственной деятельности, глубокое знание политической практики и позволили Джефферсону оставить потомкам памятники общественно-политической мысли, в числе которых «Автобиография», включающая составленную в 1776 г. «Декларацию независимости», провозгласившую образование независимых Соединенных Штатов Америки, а также написанная им книга «Заметки о штате Виргиния». Последняя, как отмечал один из биографов Джефферсона, утвердила за ним репутацию «писателя, естествоиспытателя, ученого и теоретика в области политики. Джефферсон принимал участие в составлении «Билля и правах» (1791).
Джефферсон является основным автором текста Декларации независимости, которая по праву считается одним из крупнейших документов американской истории; ее принципами руководствовались борцы за свободу на протяжении многих последующих поколений. В преамбуле Декларации провозглашалось естественное равенство людей, которое противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям. Джефферсон был радикально-демократическим идеологом американской буржуазной революции, сторонником теории естественного права. В Декларации независимости США, где к числу естественных и неотчуждаемых прав отнесены жизнь, свобода и стремление к счастью, нашли отражение основные положения этой теории. Для обеспечения этих прав учреждаются правительства, заимствующие свою власть из согласия управляемых. Выступая горячим поборником демократии, Джефферсон полагал, что ее гарантии заключаются в возможности и праве народа периодически выступать против узурпаторов свободы. Джефферсон разделял идею народного суверенитета. Его идеалом было свободное развитие мелкособственнического трудового фермерского хозяйства в условиях демократической республики, которую он считал панацеей от всех социальных противоречий.
Список использованной литературы
1.Антология мировой политической мысли. В 5 томах. Том 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Нац. Обществ.-науч. Фонд. Акад. Полит. науки; Г.Ю. Семигин и др. - М.: Мысль, 1997
2. Избранные произведения. Т. Пейн. - М.: 1959.
.Политология:Хрестоматия/ сост. Проф. М.А.Василик, доц. М.С. Вершинин.- М.: Гардарики, 1999.
4.Политология. Юнита 1.разраб. Е.Ю. Матвеевой. Москва. 2002.
5.Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. - М.: Гардарики. 2001.
.Политология. Учебник. А.С. Панарин - М.: «ПБОЮЛ С.М. Грачев», 2001.
.Политология. Курс лекций. А.А. Радугин. Москва. 1999.
.Словарь-справочник политолога. /Под ред. Р.А.Ханталина/ - Архангельск: изд-во ПГУ им М.В.Ломоносова. 1993.
.Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990.
. Философия. Курс лекций. А.А. Радугин. Москва. 1996.