Стратегия взаимодействия государства и бизнеса

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    493,29 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегия взаимодействия государства и бизнеса

СПБГУКИТ

Вечернее отделение












Реферат

По макроэкономике

На тему: Стратегия взаимодействия государства и бизнеса


Подготовил: Москвин Н. К.





Санкт-Петербург 2012

Россия

Механизм ГЧП

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

· сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

· взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

· взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

· ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

· в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

· финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях. (2)

Формы государственно-частного партнёрства.

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

· любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;

· государственные контракты;

· арендные отношения;

· финансовую аренду (лизинг);

· государственно-частные предприятия;

· соглашения о разделе продукции (СРП);

· концессионные соглашения(3)

Государственно-частное партнёрство в России.

Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует. Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 45 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2011 года). В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития.

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

· Инвестиционный фонд;

· Банк развития;

· другие государственные корпорации;

· особые экономические зоны;

· Российская венчурная компания;

· концессии. (6)

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге.

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: "Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами".(7)

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге».

В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. В том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве».

Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах"»(1)

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге.

марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО "Управляющая компания "Перемена". В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

· строительство Дворца искусств на Васильевском острове

· создание и эксплуатация автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр"

· реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды(8)

Малый бизнес

Основную долю в экономике многих развитых стран занимают предприятия малого бизнеса. Небольшие предприятия создают не только рабочие места, но и приносят значительные доходы государству. Рост малого бизнеса и ВВП тесно связаны между собой, так как частные предприятия производят товары и услуги, которые необходимы различным слоям населения. По данным статистики, рост ВВП в России за 2000-2006 годы составил 194 %, в то время, как рост объема выпуска продукции малыми предприятиями составил 342 %.

Правительство Российской Федерации принимает ряд мер для помощи малому бизнесу, что должно привести к росту ВВП. В настоящее время значительно сокращена бюрократическая волокита, которая сопровождает открытие собственного предприятия, уменьшено количество проверок со стороны контролирующих органов, для частных предпринимателей строятся офисные центры с низкой ставкой аренды, а также предлагаются различные виды грантов и кредитов для развития собственного бизнеса. Несмотря на все старания, малый бизнес в ВВП России составляет около 30 %, что довольно мало для такой страны, как Россия.(9)

Малые предприятия не выдерживают конкуренции с крупными и средними. Впрочем, в большинстве отраслей действуют весьма эффективно, сотрудничая, а не конкурируя с крупными предприятиями. Эффективно действующие мелкие предприниматели не нуждаются в государственных дотациях и субсидиях.

Почему же тогда во многих развитых странах провозглашена поддержка малого предпринимательства? Почему выдаются субсидии, беспроцентные кредиты? Почему снижаются налоги (чем по сути дискриминируются крупные предприятия, для которых налоги остаются прежними), искусственно занижая себестоимость производимой мелкими предприятиями продукции?

С точки зрения экономической эффективности этому сложно найти объяснение. Примечательно, что подобная политика проводится только в странах с высоким уровнем жизни, в период общего роста экономики. Если мы посмотрим на экономическую политику Франции, но 60-х годов прошлого века (период послевоенного восстановления), то мы обнаружим, что во время кризиса, ни о какой поддержке малого предпринимательства не было и речи. «Создание в каждой отрасли (или укрепление, если они уже существуют) небольшого числа компаний или групп международного масштаба, способных безбоязненно встречать иностранную конкуренцию. В большей части крупнейших секторов промышленности (алюминий, чёрная металлургия, машиностроение, электротехническая, автомобильная, авиационная промышленность, химия и фармацевтика) число этих групп должно быть ограничено и часто составлять одну или две» (V План экономического развития на 1966-1970 гг.). В 1966 году в списке крупнейших корпораций мира не было ни одной французской компании. А уже в 1970 в список вошли 4 промышленные группы - «Рено», «Рон-Пуленк», «Сен-Гобен», «Пешине-Южин».

Средний и крупный бизнес

Механизм взаимодействия бизнеса и власти в России характеризуется структурами двух типов. Во-первых, подобными коммуникациями занимаются организации, исходной и единственной целью образования которых не было политическое представительство интересов. Такие организации создавались для выполнения широкого круга задач, одной из которых было представительство интересов своих членов в органах государственной власти, то есть лоббизм. К таким организациям относятся в первую очередь различные предпринимательские ассоциации, союзы, объединения, фонды поддержки предпринимательства. Теоретически наиболее активными корпоративными объединениями бизнеса являются Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).

Во-вторых, 2001 г. появились две новые ассоциации, специализирующиеся на представительстве интересов мелкого и среднего бизнеса. Депутатское объединение «Деловая Россия» было преобразовано в одноименную организацию, представляющую интересы среднего бизнеса. В это же время по инициативе пятидесяти предпринимательских организаций было учреждено объединение «ОПОРА», представляющее интересы малого бизнеса. Активную деятельность ведут отраслевые организации предпринимателей, например Союз нефтепромышленников и Российское газовое общество. Хотя организации предпринимателей декларируют защиту интересов мелкого и среднего бизнеса, реальность такова, что они не всегда следуют этим заявлениям. Будучи фактически отстраненными от управления в этих организациях, предприятия мелкого и среднего бизнеса оказываются выключенными из системы представительства.

Следует также отметить разносторонний подход крупных бизнес-структур в сфере формирования департаментов по коммуникациям с государственной властью. Так, в компании «ТНК-ВР» взаимодействием с властью заняты сразу три департамента в общей структуре GR-управления (government relations - отношения бизнеса с органами государства): по региональной политике, по взаимодействию с федеральными органами власти и по законотворческой деятельности. Все подразделения работают в тесной связке, но обязанности четко распределены во избежание дублирования и параллелизма функций. Основная задача департамента по региональной политике - взаимодействие с региональными исполнительными и представительными органами государственной власти, муниципальными образованиями, а также с территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств.

В ОАО «НК «Роснефть» взаимодействием с властью занимаются два управления в составе департамента по работе с органами государственной власти: по работе с федеральными органами власти и по работе с региональными органами власти и протокола. В НК «ЛУКОЙЛ» эти функции переданы в отдел по связям с госорганами, входящий в департамент по связям с общественностью.

Средний бизнес также заинтересован в позитивных отношениях с региональными властями. Даже на уровне малого бизнеса выстраивается работа с муниципальными органами власти. Власть и сама ищет адекватных партнеров для реализации глобальных проектов, которые без бизнеса просто не могут быть реализованы. На Западе механизмы государственно-частного партнерства функционируют на протяжении длительного времени. В России они только внедряются - так что, можно надеяться, наиболее активный период формирования подобных отношений еще впереди.

Поддержка государства.

Не понятно, какие субъекты малого предпринимательства должно поддерживать государство. Большинство малых предпринимателей торгуют низкокачественной продукцией на вещевых и продовольственных рынках. Их бизнес тем прибыльней, чем хуже общая экономическая ситуация. Как показывает практика, как только уровень жизни возрастает, люди предпочитают покупать продукты в крупных супермаркетах, а не на открытых рынках. Платя большие деньги за более высокое качество товаров и обслуживания.








При проведении государственной экономической политики также необходимо учитывать сложившуюся структуру экономики. В России созданы крупнейшие производства. Многие крупные предприятия являются градообразующими. Если кто и нуждается в государственной поддержке, так именно эти предприятия. Банкротство любого из подобных предприятий тут же приводит к потере средств существования у десятков, а то и сотен тысяч людей, без возможности устроиться на другую работу. Размениваясь по мелочам, государство не сможет оказать поддержку даже тем, кому она действительно необходима.

Границы вмешательства государства в регулирование предпринимательства всегда вызывали массу споров. 13-30 сентября 2010 г. компания HeadHunter провела исследование специально для журнала «Коммерсант-Власть», опросив представителей 162 российских компаний, чтобы выяснить, как сказывается государственное вмешательство на развитии их бизнеса.

Государство в нашей стране выступает в качестве своеобразной «невидимой руки рынка». Почти 2/3 опрошенных компаний признали, что государство вмешивается в регулирование сферы их бизнеса. Треть респондентов, однако, не видят или не хотят видеть, чтобы государство как-либо влияло на их предпринимательскую деятельность.

Большинство респондентов, бизнес которых регулируется государством, считают, что это создает проблемы и мешает развитию бизнеса. Что касается компаний, не испытывающих влияния со стороны государства, то половине из них от этого ни тепло ни холодно. Треть считают невмешательство государства большим плюсом. И лишь в пятой части компаний были бы рады помощи государства.










Респонденты отметили, что чаще всего позитивное или негативное вмешательство государства происходит именно на законодательном уровне. Интересно, что мало кто затруднился ответить на вопрос, как государство мешает. И почти каждый пятый респондент не смог ответить, чем же оно помогает. Чуть больше респондентов, отметили, что лучшая помощь их бизнесу со стороны государства - невмешательство.












В рамках опроса попросили респондентов привести хотя бы один пример позитивного или негативного вмешательства государства. Распределение ответов сложилось следующим образом: 25% респондентов указали пример положительного влияния и 75% отрицательного.

Многие респонденты считают, что государство могло бы внести свою лепту в облегчение работы их компании. В первую очередь, по их мнению, необходимо снизить налоги или предоставить льготную систему налогообложения. Помимо этого, нужно бороться с коррупцией и совершенствовать законодательную базу, делая ее более прозрачной. Также компании хотят грамотного контроля за соблюдением всех нормативов. По словам респондентов, бизнесу нужно давать большую свобод: оказывать минимальное влияние или не вмешиваться вообще.

Более половины компаний, в чей бизнес государство вмешивается, считают, что им и другим игрокам рынка стало бы работать легче, если бы этого не происходило. Полегчало бы от отсутствия государственного регулирования даже тем, кто этого регулирования не ощущает. Причем среди компаний, отрицающих какое-либо влияние государства на их сферу бизнеса, большинство таких, которые хотели бы, чтобы оно влияло еще меньше.(10)

Стихийно сформировавшаяся модель взаимотноошений между бизнесом и властью в течение большей части последних двух десятилетий характеризуется рядом черт. Среди них, прежде всего, можно отметить:

· наличие параллелизма в полномочиях ряда государственных структур

· сужение публичного пространства и теневой характер принятия решений,

· исключительно высокая роль первых лиц компании в построении взаимоотношений с властью

- устойчивая коррупционная традиция,

- отсутствие устоявшейся партийной системы: основными структурными элементами политической системы выступают не партии, а кланово-номенклатурные группы,

- высокая значимость региональных кланов как политико-экономических игроков,

- наличие высоких политических рисков, толкающих бизнес на диверсификацию, приобретение активов за рубежом и привлечение иностранных акционеров (в том числе через выход на IPO),

- значимость силового фактора и активная роль силовых структур в процессах передела собственности и политической борьбы,

- использование технологии создания конкурирующих центров влияния и балансировки их ресурсов,

- непрозрачная структура собственности (не всегда доступна информация о реальных собственниках бизнес-структур, а значит, об их потенциальном влиянии и возможностях),

- психологические особенности лиц, принимающих решения, и специфика каналов поступления к ним информации.

Лучшими посредниками-коммуникаторами в данной сферы продолжают оставаться первые лица компании. Несмотря на очевидные неудобства данного подхода (эффективность бизнеса ощутимо падает, когда процесс принятия решения находится в руках у одного человека), «топ-менеджеры» и собственники компаний просто опасаются утратить необходимые контакты в случае, если GR-менеджер перейдет в другую компанию.

В то же время бизнес имеет возможность легально общаться с властью, обсуждать законодательные инициативы и стратегии развития страны через различные объединения предпринимателей. Федеральное собрание, Общественная палата, многие министерства, полпредства президента в федеральных округах имеют при себе экспертные советы для обсуждения условий ведения бизнеса в конкретных отраслях.

Зарубежный пример

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

Главным принципом, лежащим в основе системы государственной поддержки «миттельштанда» (в переводе на русский «средний слой»; этот термин объединяет малый и средний бизнес Германии), является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ.

Структурно-политические мероприятия, осуществляемые федеральным правительством ФРГ. Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для «миттельштанда». Главный инструмент здесь - картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких и средних предприятий, снимая ненужные запреты.

Вторая составляющая структурно-политических мероприятий по поддержке «миттельштанда» - обеспечение его равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких и средних поставщиков в дележе госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции.

Налоговые льготы. Этот инструмент, активно используемый сейчас в новых землях ФРГ, включает три главных разновидности: 1) специальные нормы амортизационных отчислений; 2) создание резервов необлагаемой налогом прибыли; 3) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами. государство частный сектор партнерство

Создание резервов прибыли, освобожденных от налогообложения, разрешено в ремесленном производстве, торговле, промышленности, секторе свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв может составить до 50 тыс. марок.

Финансовая поддержка. Кредиты с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями возврата денег, предоставляемые федеральным правительством, - существенное подспорье для «миттельштанда». Кредиты выдаются мелким и средним фирмам не непосредственно, а через их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег. Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель.

Помощь в инновационной сфере. Организационные формы такой помощи многообразны: индустриальные и научные парки, инновационные центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ к информационным банкам, консультациям, капиталу. Государственная поддержка инноваций в сфере мелкого и среднего бизнеса осуществляется также содействием совместной работе «миттельштанда» с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала(10).

Значительная роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только по факту независимо от того, к какому периоду они относятся.

Огромное значение в развитии малого бизнеса Великобритании имеют Программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании либо расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере мелкого бизнеса; помощь муниципальным властям в деле создания нового и развития существующего мелкого бизнеса в городах. Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.

В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует компенсацию возможных убытков венчурных фондов.

Содействие развитию малого бизнеса в С.Ш.А. входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы.

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

В Японии практикуется выделение субсидий и ссуд - прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств(11).

Заключение

Конечно, отсутствие удовлетворительной теоретической базы для управления малой экономикой, различия в организационно-технологических уровнях развития и рыночной культуре населения России и тех стран, чей опыт мы используем, делает закономерным вывод о том, что прямое заимствование форм и методов поддержки малого бизнеса может оказаться для России неэффективным. Однако, с другой стороны, всестороннее изучение зарубежного опыта, прежде всего связанного с развитием малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях, является весьма актуальным и полезным для разработки программ поддержки малого бизнеса и осуществлению практических мероприятий по развитию малых предприятий.

Литература

1. Яковлев А. А. Эволюция взаимоотношений между властью и бизнесом и движущие силы экономического развития в России: до и после «дела “Юкоса”» // Региональная элита в современной России. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.

. Зудин А. Ю. Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность и перспективы институционализации // Куда идет Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М.: Дело, 1998.

. Зудин А. Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. № 1

. Шредер Х.-Х. Российские олигархи: неизбежность или российская специфика? // Актуальные проблемы российских реформ. Материалы российско-германского семинара Волгоград: ВАГС, 2004

. Бубунщиков А.Д. Проблемы финансово-правового стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации //Вопросы экономики. 2007. № 4. С. 21-23.

. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=

. http://pavroz.ru/dov/pavrozvzaibisigos.pdf

. http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/317/image/317-221.pdf

. http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness/

. http://spb.hh.ru/article.xml?articleId=2029

. http://www.ruaee.ru/datas/men


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!