Воображение в юношеском возрасте

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,88 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воображение в юношеском возрасте

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию воображения

.1 Природа воображения

.2 Виды воображения

.3 Функции воображения

.4 Роль воображения в жизни человека

Глава 2. Эмпирическое исследование воображения в юношеском возрасте

.1 Организация и методика исследования

.2. Анализ результатов

.3 Таблица

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Актуальность работы:

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения.

Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становится опосредованным и преднамеренным.

Цель работы: Раскрытие значения воображения в жизни человека, его природа, виды, функции.

Задачи: Исследование степени развития воображения у группы испытуемых в юношеском возрасте.

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию воображения

.1 Природа воображения

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом, связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

«Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отождествлению первого с памятью.

Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой - образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различий. Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего любой психический процесс в образах, то именно потому, что этот термин включит в таком случае и память, придется, внося двойственность в термины, обозначить воображение в более узком и специфическом смысле слова в его отличии от памяти. Поэтому целесообразнее сохранить термин "воображение" для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти - сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразовать. Но и эта противоположность существует и осуществляется в конкретной деятельности человека лишь как единство противоположностей. В процессе развития с изменением воображения и процессов сохранения и воспроизведения изменялось и их взаимное отношение. На ранних ступенях развития, когда отношение воспроизведенного образа к прошлому не сознается четко как таковое, сознательная установка на точность воспроизведения, на его соответствие объективной действительности еще отсутствует. Поэтому на этих ранних ступенях воспроизведение далеко не является копией воспроизводимого. Оно содержит множество неправильностей, сдвигов, изменений, трансформаций; воспроизведение еще четко не отделилось от воображения.

В свою очередь воображение, которое всегда предполагает некоторую независимость от непосредственно данного, не отделилось четко от воспроизведения, пока эта независимость в какой-то мере не осознана. Воображение в собственном смысле имеется лишь тогда, когда течение образов перестает быть непроизвольным изменением, как бы искажением образов-представлений, становясь свободным оперированием образами, не связанным установкой на воспроизведение. По мере восхождения ко все более высоким ступеням или формам воображения оно все более четко дифференцируется от памяти.

В своих высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определенное отношение к объективной действительности, и притом отношение, диаметрально противоположное тому, которое характеризует память в ее высших сознательных формах. Для памяти в ее высших сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознается в этом отношении к нему как его воспроизведение. С этим связана сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному отграничению воспроизведения от всякого произвольного фантазирования Для воображения в тех высших его формах, в которых полностью проявляется его специфичность, не менее характерным является другое отношение к прошлому опыту вообще и непосредственно данному - сознание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразовывать. Эта свобода по отношению к данному означает прежде всего известную психологическую независимость по отношению к прошлому. Это различение воображения и памяти исходит из отношения, с одной стороны, воспроизведенных образов памяти, с другой - воображения к объективной действительности. Но в обоих этих процессах можно выделить один общий компонент, а именно само возникновение и формирование целостного образа-представления, т.е. тот процесс, продуктом или содержанием которого является представление. Общие закономерности этого процесса имеют существенное значение для психологии искусства.

Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала - следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.

Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при равнодушном - а может быть, и бездушном - отношении к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность. » [С.Л. Рубинштейн, №1, с.295-299]

.2 Виды воображения

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов:

. Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

. Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

. Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности.

В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.

Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. [Выготский Л.С., № 4]

.3 Функции воображения

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть безработным. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. [Брушлинский А.В, 3]

.4 Роль воображения в жизни человека

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.

Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.

воображение психика юношеский позннание

Глава 2. Эмпирическое исследование воображения в юношеском возрасте

.1 Организация и методика исследования

Для тестирования была выбрана методика «Несуществующее животное».Объектом исследования являлись 9 девушек 20-25 лет. Воображение каждой испытуемой было оценено по 10-ти бальной шкале. 0-2 балла - воображение очень слабо развито, 3-5 баллов - воображение слабо развито, 5-7 баллов - воображение средне развито, 7-9 баллов - воображение хорошо развито, 10 баллов - воображение развито очень хорошо.

Инструкция:

"Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием".

Показатели и интерпретация.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно.)

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, "заслоны", линия удвоена.

Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него.) Обратный же характер линий -жирная с нажимом -не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) -резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления "лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кускус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклетамиешиния" и т.п.).

.2. Анализ результатов

Рисунок 1

Ольга, 21 год

Положение головы: анфас - эгоцентризм

Положение рисунка: в верхней половине листка - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению.

Уши: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Глаза: прорисовка ресниц и радужки- средняя заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться.

Ноги: основательность, обдуманность, рациональность в принятии решения, опора на существенное положение и значимую информацию. Контроль над суждениями на среднем уровне.

Склонность к нестандартным решениям. Присуще инакомыслие.

Контур фигуры: агрессивная защита от окружающих с опасением, подозрительностью. Боязнь руководства, наложения запрета и т.д. Боязнь нижестоящих людей, их неодобрения, осуждения.

Опасливость, готовность к защите любого порядка и в разных ситуациях.

Детали: экономия энергии, астентичность организма

Линии: дубляж линий - тревожность.

Ассоциирует себя с ежом.

Уподобление человеку: инфантильность, эмоциональная незрелость на среденем уровне.

Фигура: тенденция к скрытности, замкнутости, закрытости внутреннего мира.

Творческие возможности: присутствует творческое начало.

Название: Буча - легкомысленное отношение к окружающим, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными, иронически-снисходительное отношение к окружающим.

Воображение развито не очень хорошо. (4 балла)

Рисунок 2.

Эльвира, 22 года.

Положение головы: анфас - эгоцентризм.

Положение рисунка: ближе к низу листка - низкая самооценка, незаинтересованность в своем положении в обществе, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Уши: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Рот с зубами - вербальная агрессия - защитная (огрызается, задирается и т.д.).

Глаза: Резкая прорисовка радужки, наличие ресниц - страх, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Дополнительные детали: когти, клыки, усы - защитно-ответная агрессия, перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Подобие прически - чувтсвенность, подчеркивание своего пола, ориентировка на свою сексуальную роль.

Ноги: основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам. Ноги небрежно соединены с туловищем - средний контроль за своими суждениями, выводами, решениями. Большое творческое начало, склонность к инакомыслию.

Крылья, усы - любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих.

Хвост: повернут вправо - отношение к своим действиям и поведению - положительное.

Контур фигуры: Защита т окружающих со страхом и тревогой против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета и т.д.

Общая энергия: большое количество деталей - щедрое воображение, высокий уровень энергии.

Линии: дубляж линии - тревожность.

Животное относится к угрожающим, ассоциирует себя с кошкой.

Уподобление человеку: прямохождение.

Клыки - агрессивность на низком уровне.

Творческие возможности: множество элементов - большие творческие возможности, оригинальность.

Название: Чушко-Флай - иронически-снисходительное отношение к окружающим.

Воображение развито очень хорошо (10 баллов) .

Рисунок 3

Положение головы: голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Лишь незначительная доля запланированного реализуется, или хотя бы начинает реализоваться. Нерешительность.

Положение рисунка: Неуверенность в себе.

Уши: Заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Большая речевая активность, вербальная агрессия (защитная).

Глаза: Заинтересована в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться.

Дополнительные детали: рога - защита, агрессия (защитно-ответная).

Ноги: Низкий уровень контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Присуще конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Хвост: Одобрение своих действий и своего поведения.

Контур фигуры: Контуры животного не размазаны, не дублируются, не утолщены - нет опасений выше- и нижестоящих людей, не присуща опасливость.

Общая энергия: Только необходимые детали - не имеет место щедрое воображение, экономия энергии.

Линии: Небрежные линии - тревожность.

Животное относится к угрожающим, ассоциирует себя со свиньей.

Уподобление человеку: Животное прямоходящее, 2 ноги, 2 руки, 2 глаза, 2 уха, - инфантильность, эмоциональная незрелость на высоком уровне.

Клыки: Степень агрессивности - выше среднего (множество углов на рисунке, рога , когти)

Творческие возможности: Творческие возможности на среднем уровне

Название: Малыш Хрю - рациональное соединение смысловых частей - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации.

Воображение развито на среднем уровне. (6 баллов)

Рисунок 4.

Юлия П., 21 год.

Положение головы: анфас - эгоцентризм.

Положение рисунка: Рисунок расположен в левом верхнем углу - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих.

Уши: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Глаза: Прорисована радужка и ресницы - страх, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Голова немного увеличена - ценит рациональное начало в себе и окружающих.

Дополнительные детали: Кисточки на ушах - чувственность, подчеркивание своего пола.

Ноги: Маленькие ноги - поверхностность суждений, легкомыслие в выводах, иногда импульсивность в принятии решения.

Соединение ног с туловищем прорисовано слегка небрежно - средний контроль за своими суждениями, выводами, решениями. 6 пальцев на каждой ноге - инакомыслие.

Хвост: нет.

Крылья, усы - любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих.

Контур фигуры: Нет затемнения контура, линия удвоена - защита от окружающих с опасением, подозрительностью. Боязнь руководства, наложения запрета и т.д. Боязнь нижестоящих людей, их неодобрения, осуждения.

Общая энергия: Имеет место щедрое изображение не только необходимых деталей - достаточно высокая энергия.

Линии: Дубляж линий - тревожность присутствует.

Животное относится к нейтральным, ассоциирует себя с кошкой.

Уподобление человеку: Животное прямоходящее - инфантильность, эмоциональная незрелость на уровне ниже среднего.

Клыки: нет.

Творческие возможности: на низком уровне.

Название: Крылатик - рациональное соединение смысловых частей - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации.

Воображение слабо развито. (4 балла)

Рисунок №5.

Елена Ф., 21 год

Положение головы: анфас - эгоцентризм.

Положение рисунка: ближе к нижнему краю листа - неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Уши: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Рот: без прорисовки груб и языка - склонность к возникновению опасений и страхов, недоверия.

Глаза: Нет ресниц и прорисовки радужки - незаинтересованность в восхищении окружающих.

Дополнительные детали: Чувственность, подчеркивание своего пола.

Ноги: Маленькие - поверхностность суждений, легкомыслие в выводах, неосновательность суждений.

Соединение ног с туловищем: Слабо соединены - средний контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост: нет

Крылья, усы: нет

Контур фигуры: агрессивная защита от окружающих с опасением, подозрительностью. Боязнь руководства, наложения запрета и т.д. Боязнь нижестоящих людей, их неодобрения, осуждения.

Опасливость, готовность к защите любого порядка и в разных ситуациях.

Общая энергия: Энергия на среднем уровне.

Линии: Дубляж линий - тревожность присутствует.

Уподобление человеку: Животное прямоходящее - инфантильность, эмоциональная незрелость на уровне ниже среднего

Животное относится к угрожаемым. Не похоже ни на 1 существующее животное.

Клыки: нет.

Творческие возможности: Присутствует творческое начало.

Название: Добропуз - иронически - юмористическое название - иронически-снисходительное отношение к окружающим.

Воображение хорошо развито. (8 баллов)

Рисунок 6

Елена Р., 25 лет

Положение головы: анфас - эгоцентризм

Положение рисунка: Ближе к верху - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание.

Уши: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Рот: Рот с зубами - вербальная агрессия (защита).

Глаза: Радужка не прорисована - отсутствие страхов.

Дополнительные детали: Подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола.

Ноги: основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, опора на существенные положения и значимую информацию.

Соединение ног с туловищем: Небрежное соединение - повышенный контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями. Своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность на среднем уровне.

Контур фигуры: линия удвоена - защита от окружающих с опасением, подозрительностью. Направленность защиты: против вышестоящих людей (наложение запрета, ограничений, принуждение), недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

Кисточки на ушах - демонстративность, склонность обращать на себя внимании, манерность.

Линии: Дубляж линии - тревожность.

Уподобление человеку: эмоциональная зрелость на высоком уровне.

Животное относится к угрожаемым.

Творческие возможности: присутствует творческое начало.

Название: Мымрик - иронически-снисходительное отношение к окружающим.

Воображение средне развито.(5 баллов)

Рисунок 7.

Александра, 20 лет.

Положение головы: анфас - эгоцентризм.

Положение рисунка: ближе к верху - высокая самооценка, недовольство положением в социуме, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Уши: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Глаза: радужка глаз не прорисована, ресниц нет - не заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться.

Дополнительные детали: подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола, ориентировка на свою сексуальную роль. Демонстративность, склонность обращать на себя внимание, манерность.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры: самораспространение с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих.

Ноги: основательность, вдуманность, рациональность принятия решений.

Соединение ног с туловищем: небрежно - высокий контроль за своими рассуждениями, конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Контур фигуры: защита от окружающих со страхом и тревогой. Направленность - готовность к самозащите к любому порядку и в разных ситуациях, больше в процессе деятельности.

Общая энергия: экономия энергии на среднем уровне.

Линии: тревожность.

Уподобление человеку: инфантильность на низком уровне.

Животное относится к угрожаемым. Ассоциирует со страусом.

Количество углов: немного - степень агрессивности низкая.

Творческие возможности: присутствует творческое начало.

Название: Карапул - легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Воображение развито хорошо(9 баллов).

Рисунок №8.

Олеся, 21 год.

Положение головы: анфас - эгоцентризм.

Положение рисунка: ближе к верху - высокая самооценка, недовольство положением в социуме, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Уши: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Рот: без прорисовки груб и языка - склонность к возникновению опасений и страхов, недоверия.

Глаза: Прорисована радужка - заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Голова немного увеличена - ценит рациональное начало в себе и окружающих.

Дополнительные детали: подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола, ориентировка на свою сексуальную роль. Демонстративность, склонность обращать на себя внимание, манерность. Крылья - увлеченность своей деятельностью, самораспространение.

Ноги: основательность, обдуманность.

Соединение ног с туловищем: высокий контроль за своими суждениями.

Контур фигуры: Защита т окружающих со страхом и тревогой против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета и т.д.

Общая энергия: на высоком уровне.

Линии: тревожнось.

Уподобление человеку: инфантильность на низком уровне

Животное относится к угрожаемым.

Творческие возможности: присутствует творческое начало

Название: Умка - иронически-снисходительное отношение к окружающим

Воображение развито хорошо ( 8 баллов).

Рисунок 9

Юлия С., 23 года

Положение головы: анфас - эгоцентризм

Положение рисунка: ближе к верху - высокая самооценка, недовольство положением в социуме, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Уши: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Рот: речевая активность.

Глаза: Прорисована радужка и ресницы - страх, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Дополнительные детали: Крылья, рог - любознательность, желание соучаствовать в как можно большем количестве дел окружающих, завоевание себе места под солнцем увлеченность своей деятельностью.

Контур фигуры: Защита т окружающих со страхом и тревогой против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета и т.д, вербальная агрессия, готовность защищаться в любой ситуации.

Общая энергия: на высоком уровне.

Линии: тревожность.

Уподобление человеку: не уподобляется.

Животное относится к угрожающим.

Творческие возможности: на среднем уровне.

Название: Змеерог - рациональное соединение смысловых частей - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации.

Воображение на среднем уровне. (6 баллов).

.3 Таблица

Название: Воображение в юношеском возрасте

Показатели воображения

По методике «Несуществующее животное».

Таблица 1.

Имя, возраст

Количество баллов

Воображение развито…

Ольга, 21 год4Не очень хорошо

Юлия П., 21 год4Слабо

Елена Ф., 21 год8Хорошо

Елена Р., 25 лет5Средне

Александра, 20 лет9Хорошо

Олеся, 21 год8Хорошо

Юлия С., 23 года5Средне

Средний балл5,9Средне

График 1.

Заключение

Проведя исследование воображения в юношеском возрасте по методике «Несуществующее животное», мы получили результаты, представленные а Таблице 1.

Вывод: В юношеском возрасте воображение у большинства испытуемых развито на среднем уровне.

Целью данной курсовой работы выступал анализ воображения.

Были реализованы следующие задачи:

. Провести анализ литературы по данной тематике.

. Рассмотреть воображение.

. Проанализировать практический анализ воображения в юношеском возрасте.

Подводя итог данной курсовой работы, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства.

Основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребенка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребенком постоянно.

Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для ребенка разработана программа обучения, зависит уровень развития конкретного ребенка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

Библиография

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии-М., 2007

. Рибо Т. Закон развития воображения - М., 1996

. Брушлинский А.В. Воображение и познание. // Вопросы философии. - 1967. - №11.

. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1950

. Фейнман Р. Характер физических законов. - М., 1968

. Вальт Л.О. Мысленный эксперимент. - Тарту, 1962

. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. - М., 1972

. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979

. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. - М., 1989

. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. - М., 1984

. Михайлова И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании. - М., 1972

. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М., 1956

. Лорка Ф. Об искусстве. - М., 1971

. Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. - Пг., 1923

. Бунге М. Интуиция и наука. - М., 1967

Похожие работы на - Воображение в юношеском возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!