Основные публично-политические права и свободы граждан Российской Федерации и проблемы их реализации
Курсовая работа
Основные публично-политические права и свободы граждан Российской Федерации и проблемы их реализации
Введение
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.
П. 2 ст. 6 Конституции гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».
Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст. 6 п. 2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение.
Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» - каждому, политические - «гражданам».
Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека, государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Тема курсовой работы актуальна, потому, что реализуя закрепленные в Конституции политические права и свободы, граждане Российской Федерации участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством.
Цель работы - выявить правовые проблемы реализации политических прав в России.
Задачи:
рассмотреть права и свободы: понятие и значение;
- изучить сущность и значение политических прав;
выявить особенности реализации избирательных прав в РФ;
представить сущность права на обращение граждан.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации политических прав. Предмет: Нормативно-правовые основы регулирования публично-политических прав
1. Понятие и значение политических прав
.1 Права и свободы: понятие и значение
Философской основой института прав и свобод является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.
При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:
. все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественного права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства;
. свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы;
. границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;
. часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;
. ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе;
Разумеется, это самые общие философские постулаты и притом имеющие прямое значение только для конституционно-правовой концепции. У этого учения есть и другие аспекты, как, например, связь свободы с моралью и политической культурой, без учета которых свобода вырождается в циничную вседозволенность или разрушительную анархию. Но это уже не сфера конституционного права.
Человек живет, участвует во всех сферах общественной и государственной жизни, реализуя свои права, свободы и обязанности, закрепленные в законодательных актах.
Основные права и свободы - это закрепленные в Конституции Российской Федерации возможности совершать те или иные действия, избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.
Основные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды и мера общественно необходимого поведения граждан.
Основные права, свободы и обязанности являются таковыми не только по форме, будучи закрепленными в Конституции РФ, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных прав, свобод и обязанностей. Для конституционных прав, свобод и обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других прав и свобод [10, c. 120].
Эти признаки в своей совокупности определяют юридическую природу основных прав, свобод и обязанностей.
. Конституционные права, свободы и обязанности обладают верховенством. Все другие юридические права, свободы и обязанности должны в принципе соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которые бы противоречили конституционным правам, свободам и обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.
. Конституционные права, свободы и обязанности служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством.
. Основные, конституционные права, свободы и обязанности формулируются в общем виде Их детализация, конкретизация осуществляется в правах и обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
. Только конституционные права, свободы и обязанности действуют на всей территории РФ, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
. Для каждого гражданина РФ одинаков круг прав, свобод и обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан. Следует однако подчеркнуть, что это равенство возможностей пользования правами и свободами. Фактическая реализация их зависит от многих объективных факторов, а также от отношения человека к осуществлению прав и свобод.
. Основные, конституционные права, свободы и обязанности имеют постоянно действующий, непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны однократным осуществлением. Пока лицо является гражданином РФ, оно может реализовать конституционные права, свободы и обязанности. Основные права и свободы могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
. Конституционные права, свободы и обязанности имеют повышенную государственно-правовую защиту. Это обусловлено, во-первых, тем, что все нормы Конституции РФ как основного закона находятся под особой охраной государства. Во-вторых, в самом тексте установлен особый порядок пересмотра нескольких глав Конституции, в том числе второй главы, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 135 Конституции РФ эти положения не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а изменяются Конституционным Собранием или всенародным голосованием.
Широта и многообразие конституционных прав и свобод обусловливает необходимость их классификации.
Классификация прав и свобод человека и гражданина может осуществляться по различным критериям. Так, в зависимости от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина и права и свободы человека. В зависимости от характера субъекта - на индивидуальные и коллективные (групповые). Можно классифицировать их на основные и дополнительные (конкретизирующие) [15, c. 110].
Таким образом, наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этим критерием все они делятся на: личные; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина. Как и всякая классификация, эта носит в ряде случаев условный характер. Рассмотрим содержание политических прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
1.2 Сущность и значение политических прав
Политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.
Прежде всего следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом и даже служили украшением на фасаде советской власти, их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.
Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Российской Федерации.
Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст. 60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:
«Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет» [1].
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.
. Свобода мысли и слова. Свобода мысли - это свобода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Свобода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. Статья 29 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
Как и все другие права свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями законодательного характера. Уже в самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные отраслевыми нормами. Уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, устанавливает ответственность за разглашение государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защищает честь и достоинство личности и т.д.
Конституционно-правовой гарантией свободы мысли и слова является положение Конституции о том, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (п. 3 ст. 29 Конституции РФ).
. Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с содержанием свободы мысли, слова и убеждений, но более формализовано. В п. 4 ст. 29 Конституции РФ эта свобода сводится к праву каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами».
Ограничения права на свободу информации довольно широки. Одно из них содержится в данной статье Конституции РФ, которая указывает, что «перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Для военнослужащих, например, установлен перечень сведений, составляющих военную тайну. Право на свободу информации ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т.д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом.
В ст. 29 п. 5 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации и установлен запрет цензуры.
Конкретные вопросы реализации этих конституционных свобод регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Важное значение имеют положения этого Закона, запрещающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а также информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
. Право на создание общественных объединений. Это конституционное право закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Данное право является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы. Это право широко используется гражданами. Так, по данным Министерства юстиции Российской Федерации на апрель 2001 года в России было зарегистрировано 50 544 общественных объединений, в том числе 1924 партии [18, c. 15].
Существуют законодательные ограничения реализации этого права. Так, в ст. 13 Конституции РФ установлено, что «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Существуют ограничения при реализации этого права для отдельных категорий граждан. Так, в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено, что «пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности… Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции». В этой связи ст. 9 Закона «О статусе военнослужащих» закрепляет, что «военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».
. Свобода собраний. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Свобода собрания - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.
Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.
Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам.
Пикетирование представляет собой выражение своего отношения группами людей стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений.
Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (за организацию массовых беспорядков, например).
. Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Для Конституции РФ 1993 г. характерным является не только закрепление широкого круга прав и свобод человека и гражданина, но и впервые в конституционном строительстве России в основном законе содержатся нормы, направленные на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод.
В статье 2 Конституции РФ, положения которой входят в основы конституционного строя, закрепляется, что обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина. Данное положение конкретизируется ст. 45 Конституции РФ, которая устанавливает: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Ведущую роль в государственно-правовой защите прав и свобод согласно Конституции РФ призван играть суд. Как подчеркивается в ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» [1].
В Конституции определен круг действий, которые могут быть обжалованы в суде. Согласно ст. 46 п. 2 Конституции РФ «решение и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде».
В соответствии с положением Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и Факультативного Протокола к нему п. 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Защита прав и свобод человека и гражданина во многом определяется обеспечением правовой помощи. В этой связи ст. 48 Конституции РФ закрепляет: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». В соответствии с этой статьей каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
В нормах главы 2 Конституции РФ, направленных на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, нашли свое отражение важнейшие принципы судопроизводства.
В частности, в ст. 49 Конституции РФ закреплена презумпция невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [1].
Гарантиями прав и свобод личности являются закрепленные в ст. 50 Конституции РФ положения о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленным федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
В Конституции РФ нашла свое закрепление правовая норма, имеющая важное этическое содержание. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания[1].
Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Конституция устанавливает право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.
В Конституции РФ установлен также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, в отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения.
2. Некоторые принципы реализации в России политических прав
.1 Проблема реализации избирательных прав в РФ
Статья 32 Конституции РФ устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:
) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.
Что касается опосредовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть «через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации» (ст. 2 Конституции 1978 г.).
В действующей Конституции применена другая формула: «через органы государственной власти». Таким образом, представительные органы государственной власти уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус «политической основы государства». Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов.
При этом названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы - один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей [15, c. 135].
Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,
Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.
Кроме этого общего положения в ст. 32 Конституции закреплены основные формы реализации этого права, главной из которых являются избирательные права. Граждане Российской Федерации, устанавливает п. 2 ст. 32 Конституции РФ, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В Конституции закреплены ограничения в пользовании этими правами. «Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (п. 3 ст. 32 Конституции РФ).
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч. 2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданством РФ).
В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст. 97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).
Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.
Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ним в судебном порядке признается недееспособность - т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).
Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола.
Таким образом, избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами.
2.2 Право на обращение граждан
право избирательный политический гражданин
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно. В ранее действовавшей конституции это право именовалось «право на жалобу», что во многом сужало возможности граждан на конструктивные обращения в государственные органы. Процедура рассмотрения обращений регламентируется специальными нормативно-правовыми актами общегосударственного и ведомственного характера.
Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.
Действующее законодательство не дает определения понятий «жалоба», «предложение», «заявление». Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения [10, c. 136].
Предложение - это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т.д.
Заявление - обращение гражданина в государственные органы, ораны местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).
Жалоба - обращение гражданина в государственные ораны либо органы местного самоуправления с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.
Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.
Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридических лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемы в них вопросы.
В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц и органов государства, существует судебный порядок обжалования таких действий.
Таким образом, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.
В частности, за гражданам РФ Закон закрепляет право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия.
Заключение
Таким образом, именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этим критерием все они делятся на: личные; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина.
В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством.
Среди политических прав и свобод выделяют:
- Свобода мысли и слова.
- Свобода информации.
- Право на создание общественных объединений.
- Свобода собраний.
- Право участвовать в управлении государством.
- Право на обращение.
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами.
Граждане Российской Федерации, устанавливает п. 2 ст. 32 Конституции РФ, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В Конституции закреплены ограничения в пользовании этими правами. «Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (п. 3 ст. 32 Конституции РФ).
Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление.
Библиографический список
1.Конституция РФ [Текст] // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.Авдеев, В.С. Общая теория права. [Текст]./ Учебник/ В.С. Авдеев - М.: Паритет. - 2008. -340 с.
.Бойцов, В.Я. Система субъектов советского государственного права. [Текст]./ монография/ В.Я. Бойцов. - Уфа, 2009. -400 с.
.Исаков, В.Б. Юридические факты в Российском праве [Текст]./ монография/ В.Б. Исаков. - М.: Наука. 2008.-456 с.
.Кечекьян, С.Ф., Правоотношения в Российском обществе [Текст]/монография/ С.Ф. Кечекьян. - М.: Знание, 2006.-376 с.
.Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст]./ Учебник/ Е.И. Козлова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008.-415 с.
.Кокотов, А.Н. Конституционное право России [Текст]./ Учебник/ А.Н. Кокотов - М.: Юристъ, 2007. -476 с.
.Карапетов, М.Т. Конституционные основы [Текст]/ монография /М.Т. Карапетов. - Пенза, 2008.-480 с.
.Масленников, В.А. Конституционный статус личности [Текст]/ монография /В.А. Масленников. - М.: Палитра, 2009.-400 с.
.Миронов, О.О. Конституционное регулирование в развитом обществе [Текст]/ монография / О.О. Миронов. - Саратов, 2006. -388 с.
.Маслов, М.О. Субъекты конституционного права [Текст]/ монография // М.О. Маслов. - Саратов, 2008.-433 с.
.Микунь, Л.А. Конституционное регулирование [Текст]/ монография // Л.А. Микунь. - М.: Юрист, 2007. -411 с.
.Смоленский, М.В. Конституционное право России [Текст]/ учебник / М.В. Смоленский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -534 с.
.Степанов, И.М. Конституция и политика [Текст]/ монография / И.М. Степанов. - М.: Москва, 2008. -325 с.
.Тихомиров, Ю.А. Конституционные правоотношения [Текст]/ монография // Ю.А. Тихомиров // Теоретические основы Конституции. - М.: Ратет, 2007.-345 с.
.Варламова, Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы [Текст]/ Н.В. Варламова // Правоведение. - 2008. - №4. - С. 50-52.
.Лучин, Б.О. Особенности конституционно-правовых отношений [Текст]/ Б.О. Лучин // Правоведение. -2009. - №1. - С. 15-17.
.Ржевский, В.А. Особенности конституционных норм [Текст]/ В.А. Ржевский // Правоведение. 2009. - №26.-С. 12-17.
.Синцова, Т.А. Система юридических фактов конституционном праве праве[Текст]/ Т.А. Синцова // Правоведение. - 2008. - №5. - С. 25-26.
.Скуратов, Ю.И. О конституционном содержании некоторых политических категорий [Текст]/ / Ю.И. Скуратов // Правоведение. - 2006. - №1. - С. 13-24.