Система цен в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    226,42 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система цен в рыночной экономике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Юго-западный государственный университет"

кафедра финансов и кредита





Контрольная работа по дисциплине "Ценообразование"


выполнила студентка группы ФК-71 З

проверил преподаватель

Асеев О. В.






Курск 2011

Содержание

. Постоянные и переменные издержки производства

. Система цен в рыночной экономике

3. Задача

1. Постоянные и переменные издержки производства

Затраты на приобретение применяемых производственных факторов называются издержками производства. Затраты - это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки - стоимостная оценка произведенных затрат.

Издержки производства представляют собой сумму затрат на приобретение факторов производства. В 1923 г. американский экономист Дж. Кларк ввел деление издержек на постоянные и переменные. Если в марксистской концепции постоянные издержки представляют собой затраты на постоянный капитал, то у Дж. Кларка к ним относятся те затраты, которые не зависят от объема произведенной продукции. К переменным издержкам относятся затраты, величина которых непосредственно зависит от количества произведенной продукции (затраты на сырье, материалы, зарплату). Структуры постоянных и переменных издержек изображены на рис. 11.1 и рис. 11.2

Деление на постоянные и переменные издержки проводится только для краткосрочного периода, в течение которого фирма не может изменить постоянные факторы (здания, сооружения, оборудование). В долгосрочном периоде постоянных издержек не существует. Все издержки становятся переменными, так как все факторы подвергаются изменению, совершенствованию и обновлению.

Постоянные издержки производства не зависят от объема выпускаемой продукции и возникают уже тогда, когда производство еще не начато. Так, еще до начала производства предприятию следует иметь в распоряжении такие факторы, как здания, машины, оборудование. В краткосрочном периоде постоянными издержками являются арендная плата, затраты на охрану, налог на недвижимость и т.п. Переменные издержки производства меняются в зависимости от объема выпуска. К ним относят: основной и вспомогательный материал, заработную плату рабочих, транспортные издержки, расходы электроэнергии на производственные цели и т.п

Итак, в краткосрочном периоде фирма обладает постоянными факторами производства, а значит, затрачивает на них постоянную величину собственных средств. То есть мы можем выделить такое понятие, как постоянные издержки.

Краткосрочный период - это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие - переменными.

К постоянным факторам относятся основные фонды, количество фирм, функционирующих в отрасли. В этом периоде фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей.

Долгосрочный период - это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий, сооружений, количество оборудования, а отрасль - число функционирующих в ней фирм.


Постоянные издержки - это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде остаются неизменными вне зависимости от изменения величины объема производства.

Величину постоянных издержек можно изобразить на графике. Так как это неизменная величина, то на графике постоянные издержки будут изображаться в виде прямой линии:

По горизонтальной оси отложим величину выпуска, производимого данной фирмой.

По вертикальной оси - затраты, необходимые для производства этого выпуска.


Как видите, какой бы объем выпуска продукции ни производила фирма, издержки этого вида остаются неизменными.

Допустим, что производитель наращивает объемы выпуска продукции. В краткосрочном периоде это происходит за счет увеличения затрат переменных факторов производства. Тогда мы можем рассчитать долю постоянных издержек в объеме выпуска. Как? Найдем отношение постоянных затрат к объему выпуска. Это отношение называется величиной средних постоянных издержек:


Средние постоянные издержки (average fixed cost, AFC) - постоянные затраты на производство единицы выпуска.

Для наглядности изобразим средние постоянные издержки на графике:

Точка 1 характеризует меньшую величину (по сравнению с ситуацией, представленной точкой 2) выпуска продукции данной фирмой. По мере увеличения объемов выпуска доля постоянных затрат в производстве единицы выпуска снижается, потому что в краткосрочном периоде производитель наращивает объемы производства за счет переменных факторов производства, то есть тех, величину которых он может изменять и при помощи которых он может влиять на величину выпуска.

Помните, когда мы рассматривали уравнение производственной функции, то говорили об одном или двух переменных факторах, а все остальные признавали постоянными и не принимали их в расчет, потому что затраты на них


- величина неизменная и доля, которую они вносят в величину выпуска тоже. Соответственно, точка 2 характеризует ситуацию возросшей величины выпуска продукции и относительно маленькой доли постоянных издержек в этом выпуске. Итак, график средних постоянных издержек - это убывающая функция.

Переменные издержки

Мы обсудили постоянные издержки как затраты на постоянные факторы производства. А как же затраты на переменные факторы - то есть переменные издержки:

Переменные издержки (variable cost) - это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде меняются в зависимости от изменения величины объема производства.

В отличие от постоянных издержек, величина которых не меняется при изменении объема выпуска, переменные издержки растут при увеличении объема выпуска, и уменьшаются при его снижении. Только это нелинейная взаимосвязь (то есть график переменных издержек будет представлен не прямой, а кривой линией). Почему? Потому что сначала производству необходимо нарастить определенный величину переменных факторов производства, поэтому переменные издержки растут быстрее, чем объем производства. Когда фирма достигает относительно эффективной величины объема производства, происходит некоторая экономия переменных издержек, тогда они начинают увеличиваться медленнее, чем объем выпуска.

То есть график переменных издержек будет представлен в виде кривой, которая сначала будет выпуклой по отношению к вертикальной оси, а после определенной величины выпуска продукции - выпуклой по отношению к горизонтальной оси. Построим график переменных издержек:


График переменных затрат строится в той же системе координат, что и постоянных издержек: по вертикальной оси - размер затрат, по горизонтальной - объем выпуска. Точка на графике характеризует ситуацию, при которой фирма достигает оптимальных размеров производства и переменные издержки затрачиваются с меньшей скоростью. Так же как и для постоянных, для переменных издержек мы можем рассчитать вклад переменных ресурсов в объем производства. То есть посчитать величину средних переменных издержек:


Средние переменные издержки (average variable cost, AVC) - переменные затраты на единицу выпуска.

Построим график средних переменных издержек:


Сначала доля переменных издержек при увеличении объема производства снижается. Когда доля переменных издержек достигает своего минимума - это значит, что фирма достигла эффективного размера производства, а после этой точки величина средних переменных издержек начинает возрастать.

Всем известно, что издержки в производстве не всегда эффективны, и для того чтобы издержки приносили высокие результаты развития производства, надо знать большой спектр факторов влияющих на них.

Проблема издержек производства вызывает повышенное внимание. Это объясняется ролью, которую играют издержки в рыночных позициях фирмы. Все большее число компаний, в том числе российских, пересматривают свое отношение к издержкам, рассматривая их как фактор стратегического развития.

Политика фирмы в отношении издержек, как правило, сводится к их снижению. В связи с этим говорится о факторах, резервах, значении сокращения издержек. При характеристике конкурентных стратегий называется стратегия снижения производственных издержек. Конечно, издержки важно снижать, добиваясь за счёт этого более высоких результатов. Однако такой подход, на наш взгляд, упрощает проблему издержек и является односторонним. Во-первых, низкие издержки не могут быть самоцелью, поскольку способны принести не только пользу, но и вред предлагаемому фирмой продукту из-за ослабления его конкурентоспособности. Последнее может произойти ввиду снижения качественных характеристик, которые ценит покупатель. Во-вторых, устойчивое экономическое развитие и рост фирмы с точки зрения издержек не обязательно связаны со снижением самих издержек. Развитие может обеспечиваться на определённом этапе за счет роста издержек. Постольку поскольку динамика издержек производства может быть различной, более обоснованно, по нашему мнению, говорить не только и не столько о снижении, сколько об эффективности издержек производства. Хотя снижение издержек производства является ключевым моментом в этом процессе, эффективность - более многогранное явление.

Эффективность издержек учитывает как величину расходов, которые несёт фирма, так и влияние расходов на результаты работы. Результаты выражаются прежде всего в стоимости товаров и услуг, которые могут быть произведены из данных ресурсов в других, наиболее выгодных и доступных сферах. К результатам следует отнести также объём производимой продукции, номенклатуру с учетом спроса, качество поставляемых на рынок товаров. Эффективность издержек является одной из составляющих экономической эффективности. Традиционный подход к экономической эффективности и её росту (минимум затрат - максимум результатов) при более внимательном рассмотрении нуждается в конкретизации. В самом деле, что значит "минимум затрат"? Следует учитывать не только количественную сторону, но и другие моменты. В частности, чтобы общие и средние издержки в будущем были меньше, необходимы определенные вложения в новую технологию, подготовку персонала, стимулирование работников. Любая стратегия ресурсосбережения в этом отношении может обходиться дешевле или дороже. Фирма ищет наиболее дешёвую комбинацию факторов ("комбинация минимальных издержек"). Большие вложения в уменьшение издержек могут быть связаны с риском потери преимуществ низкостоимостного производства. Дело не только в размере прибыли, падающей ввиду дополнительных затрат. Стремление снижать издержки любой ценой может помешать фирме увидеть растущее "иное предпочтение".

Для определения эффективности издержек производства необходимо учитывать всю совокупность факторов, которые прямо или косвенно влияют на издержки. В зарубежной практике не случайно получили широкое распространение концепции, в которых максимально реализуется требование учёта сравнительной величины затрат. К их числу можно отнести концепцию добавленной стоимости. В рамках концепции составляющие затрат учитываются и сравниваются на всех стадиях добавленной стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией продукции (услуг). Ключевым моментом такого подхода является максимизация разницы между закупками и реализацией [1]. Другая, не менее известная, концепция альтернативности затрат основывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат. Практическая реализация управленческого решения в этом случае связана с отказом от альтернативного варианта[2].

Так как издержки производства - многофакторный процесс, их эффективность может рассматриваться как общая и частная. В последнем случае речь идёт об эффективности отдельных видов затрат. Меняя их количественную величину и качественный состав, можно воздействовать на общую эффективность издержек, а через неё - на эффективность производства.

Для ощутимого воздействия издержек на устойчивость фирмы на рынке издержками необходимо управлять. Важнейшим компонентом этой работы является разработка и реализация стратегии, обеспечивающей рост эффективности издержек производства. Несмотря на важное значение этой проблемы, она ещё не получила должного теоретического освещения. Видимо, трудность в том, что проблема находится на стыке нескольких экономических наук.

Для успешной реализации стратегии повышения эффективности издержек требуется, как минимум, три принципиальных условия. Во-первых, руководители всех уровней должны знать общую стратегию в области издержек в виде системы чётких стратегических указаний и осуществлять такие указания строго в соответствии с текущим оперативным планом реализации стратегических изменений. Во-вторых, все основные моменты стратегии издержек, в первую очередь текущие стратегические указания, необходимо довести до всего персонала фирмы. При этом следует учитывать уровень мотивации работников в снижении издержек и выполнении всей стратегии. Достаточная мотивация всего персонала - третье необходимое условие.

В компании РАО "ЕЭС России" основным документом реализации стратегии издержек является "Регламент по формированию, согласованию, утверждению, контролю исполнения программ управления издержками акционерных обществ энергетики и электрификаций", принятый в 2002 году. Документ определяет основные процедуры, сроки и ответственных за реализацию программы управления издержками. Основное требование к программе - формирование акционерными обществами мероприятий, ведущих к экономии ресурсов и наибольшей отдаче от использования. Персональную ответственность за формирование и исполнение стратегии управления издержками несут генеральные директоры акционерных обществ - энергостанций и электростанций. Департаментом управления персоналом совместно с Департаментом экономики холдинга и дочерних обществ разработана система стимулирования акционерных обществ по разработке и реализации программ управления издержками.

Таковы содержательные моменты стратегии эффективности издержек производства. Теперь рассмотрим результаты. Главное - это укрепляет конкурентные позиции фирмы. Основу общего результата составляет производственный результат, который показывает, насколько успешно хозяйствует предприятие. При этом принимаются во внимание расчёт собственно результата фазы производства; принадлежащие к этой фазе показатели формирования и перераспределения производственного результата. Использование стратегии позволяет периодически совершенствовать программу, настраивая её на тенденции рынка. Значительные перспективы, в частности, имеют современные гибкие производственные системы. Они включают в себя дифференцированные производственные программы, ориентированные на рынок, с чётко определенными издержками. Возможна разработка производственной программы, предусматривающей поставку товаров в точно заданное время. Это освобождает предприятие от послепроизводственных издержек (например, от складирования товаров).

Результат и действия стратегии эффективности издержек, однако, не могут сводиться к общей эффективности работы фирмы. Важен ответ на вопрос об адекватности стратегии, правильности её концептуальных положений и их применения. В бизнесе ошибки и просчёты в стратегическом развитии имеют высокую цену. Достаточно сказать, что стратегический просчёт, допущенный американской компанией IBM, стоил ей потери капитализации в 90 млрд $ US. Поэтому важно, обогащаясь новыми знаниями, предлагать совершенствование механизма разработки и применения стратегии эффективности издержек.

Повышая эффективность издержек производства, производителям товаров и услуг приходится иметь дело с проблемами различной степени сложности. Среди них имеются проблемы, выходящие с микроуровня на макроуровень, переходящие в разряд мировых. Так, в последние 20 лет в мировой экономике возник феномен "обедняющего роста". Суть его состоит в том, что компании развивающихся стран, привлекая международный капитал, заинтересованный в снижении издержек производства, стремятся размещать у себя производство высокотехнологичной продукции. Данная технология вывозится из развитых стран. Это ведет к тому, что на мировом рынке обостряется конкуренция по издержкам между производителями из развивающихся стран. Одним из основных способов снижения издержек и поддержания конкурентных преимуществ становится выплата низкой заработной платы работникам. В результате экономический рост сочетается с низким жизненным уровнем населения. В то время как ведущие компании западных стран занимаются постоянно технологическими инновациями и осваивают новые сегменты рынка, компании развивающихся стран отстают. Они применяют технологии, уже имеющиеся на мировом рынке. И хотя производимые товары являются наукоёмкими, они во многих случаях стоят дешевле. В этом процессе участвуют и российские компании. Зачастую они стремятся конкурировать по издержкам с компаниями из развивающихся стран, пользуясь их же методами. Результаты такой политики чреваты теми же негативными последствиями: экономический роста и снижение уровня жизни населения. В связи с этим возникает задача качественного изменения стратегии снижения издержек и характера конкуренции российскими компаниями. "Важно развивать производства, находящиеся на "переднем крае" технологического развития, встроиться в мировое производство добавленной стоимости на верхних его уровнях, характеризующихся высокой отдачей на вложенный капитал", - говорится в среднесрочной программе развития России [7].

Эффективность издержек производства и политика, направленные на рост эффективности, во многом зависят от общего финансово-экономического состояния развития фирмы. Одним из показателей, характеризующих этот процесс, является доля убыточных предприятий. Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, в целом доля продолжает оставаться весьма высокой.

Таблица 2 Удельный вес убыточных организаций в российской экономике (в %)

 

1992 г.

1997 г.

2000 г.

2001 г.

Всего в экономике

15,3

39,8

37,9

Промышленность

7,2

46,9

39,7

39,3

Сельское хозяйство

14,7

78,1

50,7

46,3

Строительство

7,6

36,6

37,2

35,4

Транспорт

20,7

54,0

41,1

40,9

Торговля и общественное питание

16,0

43,4

31,4

27,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

33,5

50,7

61,1

59,1


Самые низкие показатели были в 1992 году. В тот период времени можно было покрывать растущие издержки производства повышением цен. В преддверии кризиса, в 1997 году, показатели были максимальными: каждое второе предприятие было убыточным. В начале 2000-х годов число убыточных предприятий снижалось незначительно. По-прежнему мало кто разоряется, хотя предпосылки этого налицо. Несмотря на то, что достоверность данных официальной статистики нередко вызывает вопросы (они не учитывают, например, различные манипуляции предприятий с прибылью, увод доходов в "теневую" экономику), основные тенденции они позволяют обнаружить. Убыточное производство ограничивает возможности в решении основного вопроса эффективности издержек производства - выделении средств на техническое перевооружение и совершенствование работы предприятия. Тем не менее значительная часть предприятий, в том числе убыточных, в состоянии стратегически подходить к вопросу управления издержками.

По-прежнему серьезной проблемой, непосредственно затрагивающей издержки производства, остаётся инновационная политика большинства российских предприятий. Данная проблема органически связана с предыдущей, что естественно, поскольку основной источник финансирования инвестиций - собственные средства. Внешние источники используются в весьма ограниченных размерах. Как показывают результаты исследований, предпосылки инноваций фирмами в большинстве случаев связываются с производством новой продукции (продуктные инновации). В одних случаях выпуск новой продукции осуществляется без изменения технологии и на старом оборудовании, в других - сопровождается внедрением новой для фирмы технологии и закупкой соответствующего оборудования. Если осуществляются технологические нововведения, то основным мотивом является именно производство новой продукции. Между тем конкретные предпосылки инноваций могут и должны быть более разносторонними: совершенствование технологического процесса, снижение издержек производства, недоступность передовых технологических решений. Иначе говоря, речь идет о комплексных инновациях, имеющих рыночную направленность. Инновационная система российских предприятий, несмотря на низкую эффективность, постепенно совершенствуется и развивается. По-нашему мнению, нельзя согласиться с утверждением Л. Гохберга о том, что российская инновационная система существует, но не работает. Она функционирует в особы

. Система цен в рыночной экономике

Цена - это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Процесс ценообразования является атрибутом именно сферы сбыта фирм, В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельности существенно изменился по сравнению с плановой экономикой. Цена стала тем инструментом, использование которого может помочь фирмам достичь своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могут быть реально оценены с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другим и механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.).

Цена как экономическая категория является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода.

У каждой фирмы свои подходы к ценообразованию. В небольших по размеру фирмах вопросы ценообразования решаются в основном на высших уровнях управления. Крупные масштабы хозяйственной деятельности приводят к тому, что вопросами ценообразования гораздо эффективней становится заниматься в рамках специализированной службы. В то же время цели ценообразовании устанавливаются органами высшего руководства.

В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит, средством для установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлении о товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность, величину прибыли, производительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.

Цена в рыночных условиях хозяйствования представляет собой важнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством и другими его свойствами. В рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена, способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов. Через инструмент цен фирма регулирует их величину. Все остальные инструменты маркетинга связаны с расходованием финансовых ресурсов (как то реклама, маркетинговые исследования).

В рыночной экономике цепа выполняет три функции. Во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспределение доходов. Вот почему важнейшей задачей регулирования рыночной экономики является борьба с инфляцией и монополизмом.

Хотя система цен очень сложна, все цены молено свести к трем основным видам - "договорные", "государственные" и "мировые".

Договорные цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных цен определяет степень "рыночное" экономики данной страны.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

) продукцию предприятий-монополистов;

) базовые (для экономики данной страны) ресурсы;

) социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

"Мировые" цены применяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

Хотя международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар (отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "мировой ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за ряд лет.

Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий транспортировки данного товара и объема покупки ("оптовая" и "розничная" цена).

Особую разновидность мировых цен представляют так называемые "трансфертные цены". Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как внутрифирменными позволяют корпорациям показывать конечные цены продукции в той стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.

Переход от "назначаемых" (директивных) цен к "свободным" (рыночным) в нашей стране зависит от того, как скоро нам удастся создать рыночный механизм ценообразования , который представляет собой свободное взаимодействие свободного спроса и свободного предложения.

Свободное предложение возникает как результат производственной деятельности множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных производителей. Для этого нам требуется приватизация и демонополизация основной массы государственных предприятий.

Свободный же спрос появляется в качестве реальной возможности и осознанного стремления всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. Для этого необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения (ценные бумаги, землевладение, домовладение, мелкое предпринимательство и т. д.).

Свободное ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего - несправедливость распределения доходов через цены, во многом зависящие от непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же "плюсы" свободного ценообразования перевешивают все неизбежные для него "минусы".

Все экономические процессы, проходящие в современном хозяйстве, взаимообусловлены, взаимосвязаны и представлены единым процессом воспроизводства. Цены, опосредующие этот процесс, в полной мере отражают все его стадии и представляют собой единую систему цен. Четкая соподчиненность различных стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в рамках единой системы. Внутренняя взаимосвязь цен прослеживается как при формировании затрат и цен на всех воспроизводственных стадиях, так и по их влиянию друг на друга.

Система цен представляет собой упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические процессы на всех стадиях воспроизводства. Разные стадии воспроизводства обслуживаются различными видами цен. Даже на одной стадии процесса воспроизводства, к примеру, в производстве используются разные виды цен. Все конкретные виды цен являются элементами единой системы цен. Система цен обладает рядом характерных особенностей.

Во-первых, все конкретные виды цен, являющиеся элементами системы цен, увязаны между собой и их следует рассматривать и анализировать в единстве. Например, при формировании цен на сельскохозяйственную продукцию необходимо изучать цены на удобрения, сельскохозяйственную технику, газ и электроэнергию, тарифы на перевозку продукции сельского хозяйства и др.

Во-вторых, все элементы системы цен находятся в определенной соподчиненности между собой, несмотря на то, что каждый вид цен решает конкретные, четко определенные для него задачи. Они функционируют в едином механизме, по единым принципам.

В-третьих, система цен динамична. Она находится под воздействием меняющихся экономических условий. Система цен своевременно должна реагировать на меняющиеся условия в экономике. Но в то же время обладает определенной устойчивостью, что определяется объективными условиями экономики.

Конкретные виды цен обладают меньшей устойчивостью, чем система цен в целом. Под влиянием различных факторов происходят изменения отдельных видов цен. Такое изменение вызывает изменение других цен, так как все виды цен взаимосвязаны. К примеру, изменились цены на зерно. В результате этого с большой долей вероятности можно ожидать изменение цен на хлебобулочные и кондитерские изделия, на комбикорма, на молоко и мясо и т.д. Однако изменение отдельных цен не всегда вызывает изменение других даже технологически тесно связанных видов цен. Существуют определенные границы воздействия изменения одних цен на другие. Если цены на какой-то товар изменились, но не вышли за пределы допустимых границ, то при этом необязательно будут изменяться цены других товаров. Например, в разы могут измениться цены на иглы, которые применяются для пошива костюмов. При этом цены на костюмы могут и не меняться. Это показывает то, что конкретные виды цен взаимосвязаны между собой, но при этом обладают и относительной самостоятельностью в своем движении.

В-четвертых, системе цен присущи обратные связи. Допустим, что по ряду причин выросли цены на железную руду на 20%. Это вызовет рост цен на другие товары по технологической цепочке: руда - чугун - сталь - машины (горное оборудование). Горное оборудование будут покупать рудники уже по более высоким ценам. Это вызовет рост затрат на добычу железной руды, допустим, на 2%. Значит рост цен на железную руду на 20% вызвал дополнительный рост затрат и цен на нее еще порядка 2%. Общий рост цен уже составит 22%.

При изучении и анализе системы цен следует особое внимание уделять следующим ее параметрам:

·              уровень цены конкретных товаров, их видов и групп. Под уровнем цены понимается абсолютное выражение цены в денежной форме (в рублях, евро, долларах США и др. денежных единицах);

·              структура цены. Под структурой цены понимается отношение отдельных элементов цены к ее уровню, выраженное в процентах, либо долях;

·              динамика цены. Под динамикой цены понимается изменение уровня цены во времени. Характеризуется динамика цены либо абсолютным отклонением цены (в денежных единицах) анализируемого периода от цены базового периода, либо индексами цены.

В современной экономике функционируют многие миллионы конкретных цен, которые формируются и регулируются на единых методологических основах. Поэтому многообразие цен вызывает необходимость их упорядочения, объединения в отдельные группы (виды) цен, характеризующиеся общими признаками. Количество признаков, в соответствии с которыми классифицируются цены в различные группы (виды), достаточно велико. Причем одна и та же конкретная цена может входить в разные группы (виды) цен. Экономическая теория и хозяйственная практика выработали классификационные группы (виды) цен, объединяемых по следующим признакам:

·              система национальных и мировых рынков;

·              сфера обслуживания национальной экономики;

·              степень (жесткость) государственного регулирования цен;

·              стадии ценообразования;

·              базисные условия поставки товаров и др.

В соответствии с признаком - система национальных и мировых рынков - все конкретные цены подразделяются на национальные (внутренние) цены и цены мировых рынков. Национальные (внутренние) цены обеспечивают функционирование национальной экономики. Сфера их действия не выходит за пределы страны. Они формируются с учетом особенностей всех сфер национальной экономики и требований внутреннего рынка страны. Цены мировых рынков обслуживают деятельность мировых (региональных) рынков и формируются с учетом их требований. Уровень и структура национальных (внутренних) цен и мировых цен на одну и туже продукцию, как правило, различаются между собой. Их совпадение является исключением из общего правила. Хотя имеется тесная связь между национальными и мировыми ценами, которая обеспечивается в первую очередь системой контрактных цен на продукцию внешнеторгового оборота.

Признак - сфера обслуживания национальной экономики - предполагает объединение цен, обслуживающих различные сферы экономики, в самостоятельные группы, среди которых особо выделяются следующие виды цен: оптовые (отпускные), закупочные, розничные, цены на строительную продукцию, тарифы на услуги, внешнеторговые цены.

Оптовые (отпускные) цены обслуживают оборот продукции промышленного производства. По этим ценам промышленные предприятия-производители непосредственно сами или через посредников реализуют продукцию потребителям. Потребителями, закупающими продукцию промышленного производства, могут быть предприятия (организации) любой сферы экономики, любой формы собственности. Оптовые (отпускные) цены не предназначены для реализации промышленных товаров непосредственно населению. Следует отметить, что государственные закупки промышленной продукции также производятся по оптовым (отпускным) ценам. Как правило, при реализации промышленной продукции по оптовым ценам происходит смена собственника. При этом широко используется система безналичных расчетов.

На основе оптовых (отпускных) цен формируется большинство стоимостных показателей, используемых в системе планирования, прогнозирования и анализа как на уровне макро-, так и на уровне микроэкономики.

Закупочные цен обслуживают оборот сельскохозяйственной продукции между предприятиями сельского хозяйства и предприятиями (организациями) любой сферы экономики, любой формы собственности. Продукцию сельского хозяйства, предназначенную для обеспечения государственных заказов, государство приобретает также по закупочным ценам. Закупочные цены не предназначены для реализации товаров непосредственно населению. Продукция несельскохозяйственного происхождения реализуется сельскохозяйственными предприятиями не по закупочным, а по оптовым (отпускным) ценам. К примеру, сельскохозяйственное предприятие имеет цех по производству хрустящего картофеля. Реализация этого продукта будет не по закупочным, а по оптовым ценам.

Розничные цены - обслуживают товарооборот между населением и организациями розничной торговли. По розничным ценам также организации могут приобретать товары в розничной сети. Розничные цены являются ценами конечной реализации товаров народного потребления. По розничным ценам товары народного потребления выбывают из воспроизводственного процесса, то есть потребляются либо населением в домашнем хозяйстве, либо в производстве. Динамика розничных цен характеризует изменение уровня жизни и благосостояния населения.

Цены на строительную продукцию обслуживают экономические взаимоотношения между производителями строительных работ (первоначальными собственниками) и потребителями (заказчиками) строительной продукции. Цены на строительную продукцию представляют собой систему из трех видов цен: сметной стоимости объекта строительства; цены единицы строительной продукции, входящей составной частью в строительный объект; договорной (рыночной) цены готового объекта строительства.

Сметная стоимость как разновидность цены является по существу ценой производителя строительных работ (первоначального собственника) и формируется на основе предельных затрат на строительно-монтажные работы, приобретаемое оборудование и целевой прибыли. Сметная стоимость широко применяется при возведении объектов по индивидуальным (специальным) проектам, привязанным к конкретным условиям строительства. Как правило, сметная стоимость рассчитывается до начала строительства и корректируется на протяжении всего периода строительства.

Цена единицы строительной продукции (1 кв. м общей площади, 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, одно-, двух-, трехкомнатная квартира и др.) формируется на основе сметной стоимости путем дифференциации затрат по элементам, входящим в единый строительный объект. Как правило, цена единицы строительной продукции выступает в виде прейскурантной цены, устанавливаемой производителем строительных работ (первоначальным собственником) с учетом затрат и рыночной конъюнктуры.

Договорная (рыночная) цена готового объекта устанавливается на договорной основе между потребителем (заказчиком) и собственником на уже готовый объект.

Внешнеторговые цены обслуживают экспортный и импортный обороты страны. Исходя из этого, внешнеторговые цены делятся на экспортные и импортные цены. По экспортным ценам отечественные производители вывозят товар для его реализации за пределы страны. По импортным ценам товар поставляется из-за рубежа для потребления в стране ввоза. Внешнеторговые цены формируются на основе мировых цен. Экспортные и импортные цены являются контрактными ценами (ценами международных контрактов).

Движение товаров от производителя к потребителю опосредуется конкретными видами цен, дифференцированными в зависимости от наличия образующих эти цены элементов. В зависимости от этой классификации (стадий ценообразования) можно выделить следующие виды цен:

·              оптовая цена изготовителя;

·              оптовая (отпускная) цена изготовителя;

·              оптовая (отпускная) цена закупки;

·              розничная цена.

Оптовая цена изготовителя формируется на стадии изготовления товара. Она включает в себя затраты на производство и реализацию товара (себестоимость) и прибыль изготовителя. В конечном счете именно оптовая цена изготовителя предназначена для обеспечения изготовителю расширенного воспроизводства. К примеру, если затраты на производство и реализацию единицы конкретного товара (себестоимость) составляют 100 руб., а прибыль - 50 руб., то оптовая цена изготовителя будет 150 руб.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя предназначена для реализации товара изготовителем. Именно по этой цене товар покупает у изготовителя либо непосредственно потребитель, либо посредник. Оптовая (отпускная) цена изготовителя состоит из оптовой цены изготовителя и величины акциза и НДС. Причем акциз входит в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя только по подакцизным товарам. Если товар является подакцизным, то при включении в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя вначале рассчитывается (включается) акциз, а затем НДС. К примеру, известно, что на единицу конкретного товара оптовая цена изготовителя равна 150 руб., акциз установлен в размере 20 руб., а ставка НДС - 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена изготовителя будет рассчитываться по следующей схеме:

·              К оптовой цене изготовителя добавляется акциз (150 руб. + 20 руб. = 170 руб.).

·              Рассчитывается величина НДС (170 руб. ∙ 18 / 100 = 30,6 руб.)

·              К полученной оптовой цене изготовителя с учетом акциза добавляется величина НДС (170 руб. + 30,6 руб. = 200,6 руб.)

Оптовая (отпускная) цена закупки формируется, если между изготовителем и потребителем существует система посреднических организаций (за исключением организаций розничной торговли). Посредник за свои услуги получает определенную цену, предназначенную для покрытия его затрат, обеспечения прибыли и возможности уплаты НДС. Цена за посреднические услуги может быть выражена в различных формах: посредническая надбавка, снабженческо-сбытовая надбавка, комиссионный сбор или вознаграждение и др.

Пример определения оптовой (отпускной) цены закупки.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя единицы продукции составляет 200.6 руб. Затраты посредника - 30 руб., прибыль - 15 руб., НДС - 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена закупки будет рассчитываться следующим образом.

·              Определяется цена за посреднические услуги без НДС (30 руб. + 15 руб. = 45 руб.). Рассчитывается величина НДС, которую должен уплатить посредник (45 руб. ∙ 18 / 100 = 8,1 руб.).

·              Определяется посредническая надбавка (45 руб. + 8,1 руб. = 53,1 руб.).

·              Определяется оптовая (отпускная) цена закупки (200,6 руб. + 53,1 руб. = 253,7 руб.).

Розничная цена формируется на базе оптовой (отпускной) цены закупки с добавлением розничной надбавки. Розничную (как и посредническую) надбавку следует рассматривать в двух ипостасях. Во-первых, как элемент розничной цены на конкретный товар. Во-вторых, как цену за услуги розничной торговли. Розничная надбавка состоит из затрат организации розничной торговли, ее прибыли и НДС, уплачиваемого ею.

Пример расчета розничной цены товара.

Цена закупки равна 200,6 руб. Затраты организации розничной торговли составляют 30 руб., прибыль - 20 руб. НДС - 18%. Тогда розничную цену можно определить следующим образом.

·              Определяется цена за услуги розничной торговли без НДС (30 руб. + 20 руб. = 50 руб.).

·              Рассчитывается величина НДС, которую должна уплатить организация розничной торговли (50 руб. ∙ 18 / 100 = 9 руб.).

·              Определяется розничная надбавка (50 руб. + 9 руб. = 59 руб.).

·              Определяется розничная цена (200,6 руб. + 59 руб. = 259,6 руб.).

Розничная цена используются в системе розничной торговли. Это конечная цена. При формировании цен по стадиям ценообразования розничная цена является наиболее высокой из всех видов цен на конкретный товар.

Оптовые (отпускные) цены подразделяются на два вида в зависимости от того, где происходит их окончательное формирование: в местах производства (пунктах отправления) или в местах потребления (пунктах назначения). Такое деление вызвано в основном оплатой расходов по перемещению продукции от производителя к потребителю. На практике это проявляется в системе франкирования цен. "Франко" означает, до какого пункта (места) продвижения продукции от изготовителя (продавца) до потребителя (покупателя) транспортные расходы включены в состав цены. Если покупатель приобретает продукцию со склада изготовителя (продавца), то базисными условиями поставки считаются "франко-склад поставщика". А цена покупки определяется как оптовая (отпускная) цена изготовителя, в которую включены затраты на доставку товара до склада изготовителя.

Таким образом систему цен принято классифицировать в соответствии с определенными признаками:

·              по характеру обслуживаемого оборота: оптовые, закупочные, розничные, на строительную продукцию, тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги населению, надбавки в сфере обращения, цены внешнеторгового оборота;

·              в зависимости от сферы регулирования: свободные, договорные, контрактные, регулируемые, фиксированные;

·              по способу фиксации: контрактные, трансфертные, биржевые, торговые;

по степени обоснованности: базисные, справочные, прейскурантные, фактических сделок, потребления;

·              по времени действия: постоянные, текущие, скользящие, сезонные, ступенчаты;

в зависимости от территории действия: единые или поясные цены, региональные (зональные) цены;

·              в зависимости от величины включения транспортных расходов в цену товара: цена "франко-станция отправления", цена "франко-станция назначения", цена "франко-склад покупателя" и др.

Составной частью системы ценообразования является широко распространенная система скидок с установленных прейскурантных цен.

Скидки используют производители товаров и розничная торговля, как ответные действия на снижение цен конкурентами, уменьшая первоначальную цену в целях привлечения новых покупателей, сокращения запасов на складах.

Цены различаются в зависимости от того, на какой стадии они формируются. Обычный массовый товар проходит три стадии товароведения: предприятие - оптовая торговля, оптовая торговля - розничная торговля, розничная торговля - потребитель. Соответственно этим стадиям товародвижения формируются три основных вида цен: оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, розничные цены.

Оптовая цена предприятия состоит из полной себестоимости и прибыли, которую предприятие самостоятельно устанавливает на одну единицу продукции. Основу цены продукции составляет ее себестоимость, которая отражает текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов, но и развитие предприятия, создание резервных фондов.

На стадии "оптовая торговля - розничная торговля" реализуется оптовая цена промышленности. Оптовая цена промышленности - это цена, по которой производятся расчеты с оптовой торговлей. В количественном отношении в отличии от оптовой цены предприятия цена оптового посредника включает в себя издержки оптовой торговли плюс прибыль оптовой торговли плюс НДС.

На стадии "розничная торговля - потребитель" реализуется розничная цена. Розничная цена - это цена, по которой продукция реализуется населению. В количественном отношении розничная цена отличается от оптовой цены промышленности на величину издержек и прибыли розничной торговли и НДС.

Разновидностью оптовой цены предприятия является закупочная цена, когда речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции снабженческо-сбытовыми организациями.

Задача

издержка цена договорной оптовый

Рассчитать оптовую цену предприятия на продукцию, используя метод полных издержек

Данные для расчёта:

Показатель - 5 тыс руб

Постоянные производственные издержки - 236

Постоянные управленческие затраты - 250

Зар. плата основных рабочих -135

Материалы - 170

Амортизация -100

Объём выпуска - 257 тыс. штук

Прибыль на единицу изделия - 1,3 руб

Решение:

+(257 х 1,3) = 1125,1

,1 : 257 = 4,377

Ответ: 4,377

Список литературы

1. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2003. - 304 с.

. Стратегия повышения эффективности издержек производства фирмы/Под ред. А.Е. Хачатуров //Менеджмент в России и за рубежом: периодическое издание - М, 2003 -№6. С. 11-18.

. Агапова И.И. История экономической мысли: учеб.-практич. пособие / Ассоциация авторов "Тандем".―М.: Издательство "ЭКМОС", 2005. ― 248с.

. Амосов А.И. Ценообразование и социально-экономическая политика в России / А.И Амосов // периодика.Экономика и математические методы. ―2005. ―№7

. Цены и ценообразование: Учебное пособие / Желтякова И. А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. - СПб: Издательство "Питер", 2000.- 112с.

. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. 4-е изд. СПб.: Издательство "Питер", 2007.― 560с.

. Сфера управленческого контроля за издержками производства/ Н.Н. Парасоцкая //Период. издание - Всё для бухгалтера -2010 -№7.

. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие / Герасименко В.В.― М.: ИНФРА-М, 2008. ―427с.

. Шуляк П.Н. Ценообразование: учеб.-практич. Пособие / Шуляк П.Н. ―8-е изд. ―М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005. ―192с.

Салимжанов И.К. Ценовая политика организации / И.К. Салимжанов // Финансы.―2006. ―№8. ― С.55-58.

10. Ценообразование: Учеб. пособие/ Под ред. Г.А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2005.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!