Спортивные игры
Содержание
Введение
Анализ техники и методика обучения передаче двумя руками
сверху
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Волейбол - является спортивной игрой с мячом, в которой две команды
соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой. Существуют различные
версии игры, чтобы показать её многогранность.
В волейбол играют две команды, каждая из которых состоит из 6-ти человек.
Игра состоит из 5-ти партий до 25 очков каждая, кроме последней.
Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки
соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет
3 касания мяча (и ещё одно дополнительное касание мяча на блоке).
Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на
сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на
площадку, выхода «за» или ошибки команды.
В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый
розыгрыш очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает
очко и право подавать, и её игроки переходят на одну позицию по часовой
стрелке.
Взаимодействие игрока с мячом при выполнении передач включает:
прием мяча, задача - в любом случае оставить его в игре;
передача мяча, цель - направление в определенное место или определенному
партнеру. Следовательно, такое взаимодействие можно рассматривать как целостный
технический прием. Однако в тренировочной работе целесообразно рассматривать
прием и передачу мяча как отдельные технические приемы, определяемые текущей
задачей, которая стоит в определенные моменты игры (нападении или защите).
Передача - технический прием, с помощью которого мяч направляют выше
верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. Существует два способа
выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и несколько
разновидностей: двумя руками в опоре, двумя руками в прыжке, одной рукой в
прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спину.
По направлению (относительно передающего) передачи бывают: вперёд, над
собой, назад.
По длине: длинные - через зону, короткие - из зоны в зону, укороченные в
пределах зоны.
По высоте траектории: высокие - более 2м, средние - до 2м, низкие - до
1м.
Учащиеся, оканчивающие школу, должны уметь демонстрировать и применять в
игре в волейбол основные технико-тактические действия.
Цель данной работы: охарактеризовать технику и методику обучения
передаче двумя руками сверху.
Анализ
техники и методика обучения передаче двумя руками сверху
Передача мяча двумя руками сверху - технический приём, с помощью которого
мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара.
Данный прием является основным при организации нападающих действий. С него
начинается овладение действиями с мячом. На протяжении всего периода обучения
этот прием находится в центре внимания, а для связующих игроков
совершенствование навыков верхней передачи составляет основу всех тренировочных
занятий.
При передаче важны, во-первых, тонкий расчет движений
в соответствии с направлением и скоростью полета мяча для своевременного принятия
исходного положения, во-вторых, правильное воздействие руками на мяч. Это и
следует учитывать в процессе обучения данному техническому приему.
Методика обучения передачи мяча двумя руками сверху
№
|
Частные задачи
|
Средства
|
Методические указания
|
1
|
Создать образное представление
|
Показ, рассказ, объяснение.
|
Объяснить назначение приёма, анализ техники.
|
2
|
Учить исходному положению
|
Выполнение И.П. на месте. Выполнение И.П. после перемещения
приставным шагом, вперёд, назад, бегом.
|
Руки над головой, центр тяжести распределён равномерно на
ноги.
|
3
|
Учить поста-новке кистей рук на мяч
|
Выполнение И.П. с мячом. Постановка рук на неподвижный мяч
|
Расстояние между указательными пальцами 6-8 см., между
большими 2-4 см.
|
4
|
Учить согласованной работе рук и ног
|
Имитация передачи. Выбрасывание мяча над собой из И.П.
Выполнение передачи после выбрасывания над собой.
|
Следить за мячом, чтобы он вертикально падал над головой.
|
5
|
Учить передаче в целом в упрощённых условиях
|
Выполнение передачи над собой с собственного подбрасывания.
Передача в парах с набрасыванием мяча партнёру. Выполнение передачи в парах,
тройках.
|
Ошибки: Большие пальцы направлены вперёд. Во время передачи
мяч не находится над головой. Передача выполняется на прямых ногах.
|
Техника передачи двумя руками сверху
В технику передачи входят: исходное положение, встречное движение рук к
мячу, амортизация и направление мяча - вылет.
Исходное положение для выполнения верхней передачи характеризуется
статичностью позы, устойчивостью. Отличительной чертой данного исходного
положения является подготовка опорно-двигательного аппарата занимающихся к
выполнению верхней передачи. В исходном положении ноги согнуты в коленях,
степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча (угол в коленном
суставе не должен быть меньше 90°), руки согнуты в локтях и подняты.
Перед выполнением передачи игрок принимает стойку готовности: туловище
волейболиста расположено вертикально, одна нога впереди другой, опора на
впереди стоящую ногу. Если от партнера ожидается передач с левой сторон,
впереди ставят правую ногу, и наоборот. Руки выносятся вверх, кисти в форме
овала оптимально напряжены. Кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие
пальцы находились примерно на уровне бровей. Указательные и большие пальцы
обеих рук образуют треугольник, через который игрок наблюдает за приближающимся
мячом.
Передача двумя руками сверху
Перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом шагом или бегом.
Здесь важны быстрый старт, быстрое наращивание скорости движения на первой
трети пути и постепенное торможение для точного выбора места встречи с мячом.
Последний шаг выполняют как стопорящий; стопы целесообразно ставить на одном
уровне, параллельно друг другу, - это помогает точнее адресовать мяч при
передаче.
В момент встречи с мячом кисти рук находятся выше уровня лба, пальцы
развернуты и направлены вверх, образуя сферическую поверхность-ковш.
Указательные и большие пальцы направлены один к другому и к лицу игрока, образуя
треугольник, через который игрок наблюдает за приближающимся мячом.
Положение рук при приеме мяча
Сообщение мячу нового направления с определённой траекторией требует
увеличение мышечных усилий, что проявляется в согласованном движении ног,
туловища и рук. Руки сопровождают полёт мяча, и после передачи почти полностью
выпрямляются.
При приближении мяча встречное движение начинают ноги - их разгибают в
коленях. Несколько позже в движение включают руки: разгибаясь в локтевых
суставах, они задают общее направление полету мяча при передаче. Это
осуществляется прямолинейным движением оси лучезапястного сустава по отношению
к оси плечевого сустава. При выполнении встречного ударного движения быстро и
энергично разгибают ноги и относительно медленно - руки.
Кисти, регулируя направление полета мяча при передаче, сохраняют
положение разгибания, при котором ладони перпендикулярны направлению движения
мяча при передаче. При выполнении ударного движения кисти пронируются.
Пальцы при ударе выполняют различные функции: большие пальцы принимают на
себя основную нагрузку амортизации и удержания мяча в направлении его движения;
указательные и в меньшей степени средние пальцы являются основной ударной
частью кисти; безымянные пальцы и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении,
регулируя направление его полета.
После вылета мяча ноги и руки продолжают разгибаться до полного
выпрямления, до полной остановки и паузы; в этом положении следует фиксировать
руки после сопровождающего движения.
При передачах назад (стоя спиной к цели) игрок передвигается под мяч. При
этом кисти тыльной частью располагаются над головой. Передача выполняется за
счёт разгибания рук в локтях и движения туловища назад-вверх с одновременным
прогибанием в грудной и поясничной частях позвоночника
Передача назад
Последовательность обучения
Подводящие упражнения - передача мяча двумя руками
сверху. Первоначально необходимо, чтобы занимающие освоили исходное положение,
а также правильное расположение рук и кистей при выполнении передачи.
. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте
и после перемещения. Следует обратить внимание на постановку ног и степень их
сгибания, положение туловища, рук и кистей с разведёнными пальцами, на
оптимальное их напряжение. Основные моменты техники: «мяч приближается» -
выпрямиться и поднять руки вверх; «погасить скорость полета мяча» -
незначительно согнуть руки в локтях и ноги в коленях; «передать мяч» -
потянуться вперед-вверх, выпрямляя ноги и руки; принять исходное положение.
. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче,
мяч на полу. Исходное положение то же. Кисти рук располагаются таким образом,
чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные под углом друг
к другу, а все остальные обхватывают мяч сбоку-сверху. Мяч поднимается с пола в
исходное положение над лицом (несколько повторений). Затем в исходном положении
для передачи занимающемуся вкладывают волейбольный мяч (несколько раз),
проверяя положение пальцев и степень их напряжения.
. В парах: один занимающийся набрасывает мяч партнеру,
тот верхней передачей возвращает ему мяч. Вначале броски выполняются точно по
определенной траектории, затем траектория и направление изменяются.
. Подбросив мяч вверх и несколько вперёд или в
сторону, занимающийся перемещается под летящий мяч и ловит его, приняв и.п. для
передачи.
. Занимающийся с мячом в руках принимает и.п. для
передачи и затем бросает мяч своему партнёру. Следует обратить внимание на то,
чтобы движение при броске соответствовало ударному движению при передаче.
. То же , но бросок выполняют в определённую отметку
на стене.
. Занимающийся подбрасывает мяч над собой, принимает
и.п. и выполняет передачу сверху двумя руками своему партнёру.
. Игроки стоят друг против друга. Один из них
набрасывает мяч другому, стоящему в и.п., а тот выполняет передачу.
. Положение игроков то же. Партнёр набрасывает мяч
несколько впереди занимающегося, который делает шаг вперёд, принимает и.п. и
выполняет передачу. Далее мяч можно набрасывать несколько в сторону (вправо,
влево) и за игрока.
. Игрок двумя руками ударяет мячом об пол, после
отскока перемещается под мяч, принимает и.п. и выполняет передачу. Усложнить -
выполнить передачу на партнёра.
волейбол верхний передача рука
Типичные ошибки:
при перемещении - несвоевременный выход под мяч,
отсутствие остановки после перемещения (передача выполняется в движении);
в и.п. - недостаточно согнуты ноги, неправильное
положение туловища (значительно наклонено вперёд или откинуто назад), широко
разведены руки, слишком низкое или слишком высокое положение кистей;
в ударном движении - несогласованные движения звеньев
тела, расслаблены пальцы, неполное выпрямление рук при ударе.
Последовательность совершенствования
передачи двумя руками сверху:
. Передачи в различных направлениях (вперёд, назад, в
стороны).
. Передачи на различные расстояния (длинные, короткие,
укороченные).
. Передачи различной высоты (высокие, средние,
низкие).
. Передачи различной скорости (медленные, ускоренные,
скоростные).
. Передачи в безопорном положении (в прыжке).
. Передача сверху одной рукой в прыжке.
. Передача сверху двумя руками и одной рукой в прыжке
после имитации нападающего удара (откидки).
Упражнения по технике
Ставят занимающихся в различные, постепенно
усложняющиеся условия.
. Передачи над собой на месте, с изменением высоты и
исходного положения (от высокой стойки до положения сидя и лежа), во время
перемещений и после перемещения и остановки.
. Упражнения у тренировочной стенки (гладкой):
изменять высоту передачи, увеличивать и уменьшать расстояние от стены,
чередовать передачи в мишень с передачами над собой, выполнять передачу в стену
после того, как мяч отскочит от пола.
. Сочетание передач: в стену; над собой и поворот
кругом; в стену, стоя спиной к ней; снова поворот кругом и передача в стену и
т. д.
. Передачи в парах на месте; стоя лицом и спиной к
партнеру, расстояние варьируют - от 0,5 м до максимального, на которое способны
(варьируют и высоту передачи).
. То же, но один игрок на месте, другой перемещается,
точно возвращая мяч передачей партнеру.
Примерные упражнения для
совершенствования передач
Занимающиеся располагаются в шеренгах на площадке или
параллельно сетке, или перпендикулярно её на расстоянии 5-7м. Выполняются
передачи в парах на различное расстояние, разные по высоте и скорости полёта мяча.
Партнер может искусственно затруднить игроку выполнение передачи, направляя мяч
впереди него, в стороны и за него.
Передача в парах
Занимающиеся располагаются тройками и выполняют
передачи в правую или левую сторону, в произвольном порядке.
Занимающиеся располагаются тройками: один из них у
лицевой линии, двое других у сетки. Упражнение выполняют двумя мячами. Стоящие
у сетки попеременно выполняют передачу, стоящий на задней линии передает мяч
тому партнеру, от кого он получил мяч.
Передача в тройках
Три игрока встают друг за другом, параллельно сетке.
Игрок 1 передаёт мяч игроку 2, тот выполняет передачу назад (за голову) игроку
3, который длинной передачей возвращает мяч игроку 1.
Передача в тройках
Игроки парами располагаются за лицевой линией. По
сигналу преподавателя каждая пара поочередно перемещается по площадке к
противоположной лицевой линии, одновременно выполняя передачи друг другу 12-18
передач.
Передача в парах в движении
Занимающиеся располагаются в зонах 6, 3 и 4 (2). Мяч
из зоны 6 передается в зону 3, из зоны 3 в зону 2, затем из зоны 2 возвращается
в зону 6. После выполнения передачи игроки могут оставаться на месте или
перемещаться в направлении передачи.
Передача по зонам
Занимающиеся располагаются в зонах 5, 2, 4 или 1, 4,
2. Выполняют длинные передачи 5-2-4-5 или 1-4-2-1 с перемещением по ходу мяча.
Занимающиеся располагаются в зонах 6, 3, 4 (2) на двух
площадках. Мяч передается из зоны 6 в зону 3, из зоны 3 в зону 4, а из зоны 4 в
зону 6 через сетку. Игроки, находящиеся на противоположной стороне, приняв мяч
в зоне 6, выполняют то же упражнение. Перемещаться целесообразно только на
своей площадке по схеме 6-3-4-6. Это упражнение можно выполнять с одним или
двумя мячами
Передача по зонам
Занимающиеся располагаются в две шеренги друг против
друга на расстоянии 2-3 м и выполняют передачу в прыжке. После овладения
передачей сверху двумя руками в прыжке можно использовать это упражнение у
сетки, делая откидки одной рукой или двумя.
Заключение
Таким образом, кратко резюмируем вышеизложенное.
При обучении игре в волейбол очень важна правильная последовательность
изучения.
Сначала игроков нужно обучить стойке волейболиста и правильному положению
кистей и рук. Выполняя данные упражнения, тренер проверяет каждого игрока и
уточняет правильность освоения перемещений и основной стойки.
После правильного выполнения данных упражнений переходят к обучению
верхним передачам двумя руками.
Последовательность в обучении верхним передачам: вначале изучаются
передачи вперед, затем над собой. После этого передачи назад и в стороны.
Ошибки исправляются индивидуально. Для устранения недостатков в технике
можно использовать повторные показы и объяснения.
Этапы совершенствования верхних передач в волейболе:
1. Передачи в различных направлениях (в стороны, вперед, назад, над
собой).
. Передачи различной скорости (прострельные и полупрострельные).
. Передачи различной высоты (высокие, средние, низкие).
. Передачи на различные расстояния (длинные, короткие).
. Передачи в безопорном положении (в прыжке).
. Передачи после перемещения (бег, шаг, падение, скачки).
При выполнении большинства перечисленных выше упражнений, направленных на
совершенствование верхних передач в волейболе, можно акцентировать тот или иной
способ передачи в зависимости от целей и задач тренировки.
Список используемой литературы
1. Железняк
Ю.Д. Волейбол в школе: Пособие для учителя / Ю.Д. Железняк, Л.Н.Слупский. - М.:
Просвещение, 1989. - 128 с.
2. Железняк
Ю.Д. Спортивные игры: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.
Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. - М.: Издательский центр
«Академия», 2006. - 520 с.
. Захарова
Л.В. Физическая культура в системе высшего образования: Учебно-методическое
пособие /Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, Д.А. Шубин. - Красноярск: СФУ, 2009.- 326
с.
. Зефирова
Е.В. Начальное обучение технике передачи двумя руками сверху в волейболе.
Методическое пособие / Е.В. Зефирова, В.А. Платонова, Е.Г. Удин. - СПб: СПбГУ
ИТМО, 2010. - 58 с.