Опыт управления капиталом и привлечения заемных средств на предприятии торговли

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    456,06 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Опыт управления капиталом и привлечения заемных средств на предприятии торговли

Введение

Глобализация экономических процессов, вхождение России в мировое экономическое сообщество и Всемирную торговую организацию требуют исследования закономерностей развития торговли как важнейшей составляющей национальной экономики в новых для России условиях рынка.

Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.

Торговля становится наиболее устойчивой сферой, пополняющей государственные и муниципальные бюджеты денежными средствами. В структуре формирования Валового внутреннего продукта на долю торговли приходится 22% (против 5% в дореформенный период).

По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговля занимает третье, а в федеральный бюджет - второе место среди основных отраслей экономики.

Торговля является источником поступления текущих денежных средств, а следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы - это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет.

В настоящее время торговая сеть в России переживает настоящий бум. По количеству предприятий она выросла почти в 2 раза. Активно развиваются новые форматы торговых предприятий: гипермаркеты, торговые комплексы. В торговой отрасли задействовано более миллиона хозяйствующих субъектов, численность работников составляет порядка 15 млн. человек (более 10% национальной рабочей силы). Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников (свыше 400 тыс. субъектов).

Однако прогрессивные изменения в торговле развиваются стихийно, и, если будут развиваться также бессистемно и не получат государственной поддержки, структурная перестройка в торговле растянется на многие годы, а торговля не внесет должный вклад в формирование Валового внутреннего продукта.

Диалектический метод познания предполагает выделение в объекте исследования - сфере обращения - первичного элемента. Его изучение позволяет, применяя метод научной абстракции, осмыслить логику развития всего объекта как составной части экономической системы. Таким первичным элементом можно считать торговое предприятие.

Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

С одной стороны, торговую деятельность предприятия обусловливает совокупность рынков ресурсов. Предприятию необходимы квалифицированные кадры, товары, технические ресурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, информация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое. С другой стороны, торговому предприятию необходимо выйти на рынки сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг.

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемного капитала. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственных средств, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном итоге - повысить рыночную стоимость предприятия.

Объектом исследования являются собственные и заемные средства торгового предприятия ОАО «Оптовик».

Предмет исследования - управление капиталом.

Целью написания курсовой работы является исследование управления капиталом и изучение привлечения заемных средств на предприятиях торговли.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические основы управления капиталом на предприятии торговли

проанализировать особенности управления капиталом на предприятии торговли

изучить опыт управления капиталом и привлечения заемных средств на предприятии торговли.

Глава 1. Теоретические основы управления капиталом на предприятии торговли

.1 Понятие капитала и цели управления капиталом на предприятии торговли

Экономическая сущность капитала проявляется в следующих характеристиках [9, С.41]:

капитал организации (фирмы) - основной фактор производства, объединяющий другие факторы (природные и трудовые ресурсы) в единый производственный комплекс;

капитал представляет собой финансовые ресурсы организации, приносящие доход (в этом случае он выступает в финансовой или инвестиционной сферах деятельности);

капитал выступает основным источником формирования благосостояния собственников. При этом часть капитала, потребляемая в текущем периоде, направляется на удовлетворение потребностей собственников и перестает выполнять функции капитала. Накапливаемая часть капитала реинвестируется в бизнес, способствует его росту, гарантирует рост благосостояния потребностей собственников в будущем;

капитал фирмы - главный измеритель ее рыночной стоимости.

Таким образом, роль капитала в экономическом развитии торгового предприятия определяет его как главный объект финансового управления организацией.

Уровень эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия во многом определяется целенаправленным формированием объема и структуры капитала. Целью управления капиталом предприятия торговли являются удовлетворение потребностей в приобретении необходимых активов и оптимизация структуры капитала для минимизации его стоимости и максимизации стоимости фирмы при допустимом уровне риска.

Задачами управления капиталом являются [9, С.54]:

обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов фирмы;

формирование оптимальной структуры капитала с позиций эффективного его функционирования;

минимизация затрат по формированию капитала из различных источников;

эффективное использование капитала в процессе хозяйственной деятельности торгового предприятия.

В рамках экономического подхода реализуется так называемая физическая концепция капитала, который рассматривается в широком смысле как совокупность ресурсов, являющихся универсальным источником доходов общества, и подразделяется на: (а) личностный (неотчуждаемый от его носителя, т. е. человека), (б) частный и (в) публичных союзов, включая государство. Каждый из двух последних видов капитала, в свою очередь, можно подразделить на реальный и финансовый. Реальный капитал воплощается в материально-вещественных благах как факторах производства (здания, машины, транспортные средства, сырье и др.); финансовый - в ценных бумагах и денежных средствах. В соответствии с этой концепцией величина капитала исчисляется как итог бухгалтерского баланса по активу.

В соответствии с этим подходом величина капитала исчисляется как итог раздела III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса.

Учетно-аналитический подход является, по сути, некоторой комбинацией двух предыдущих подходов и использует модификации физической и финансовой концепций капитала. В этом случае капитал как совокупность ресурсов характеризуется одновременно с двух сторон [4, С.5]:

направлений его вложения (капитал как единая самостоятельная субстанция не существует и всегда облекается в некоторую физическую форму)

источников происхождения (откуда получен капитал, чей он).

Соответственно выделяют две взаимосвязанные разновидности капитала: активный и пассивный капиталы. Активный капитал - это производственные мощности хозяйствующего субъекта, формально представленные в активе его бухгалтерского баланса в виде двух блоков - основного и оборотного капиталов. Пассивный капитал - это долгосрочные источники средств, за счет которых сформированы активы субъекта; они подразделяются на собственный и заемный капиталы (см. рис. 1) [8, С.67].













Рисунок 1 - Структурное представление активного капитала

Собственный капитал есть часть стоимости активов предприятия, достающейся его собственникам после удовлетворения требований третьих лиц. Оценка собственного капитала может быть выполнена формально (причем одним из двух способов: по балансовым оценкам, т. е. по данным текущего учета и отчетности, или рыночным оценкам) или фактически, т. е. в случае ликвидации предприятия. В известном смысле собственный капитал можно трактовать как аналог долгосрочной задолженности предприятия перед своими собственниками.











Рисунок 2 - Структурное представление пассивного капитала

Данное утверждение не следует понимать буквально, поскольку собственно предприятие не имеет обязательства вернуть средства собственникам; последние могут получить определенный эквивалент вложенных ими средств либо через механизмы рынка, либо после ликвидации предприятия). Формально собственный капитал представлен в пассиве баланса в той или иной градации; основными его компонентами являются уставный, дополнительный и резервный капиталы, а также нераспределенная прибыль.

Заемный капитал есть денежная оценка средств, предоставленных предприятию на долгосрочной основе третьими лицами. В отличие от собственного заемный капитал [16, С.21]:

подлежит возврату, причем условия возврата оговариваются на момент его мобилизации;

постоянен в том смысле, что с позиции поставщиков капитала номинальная величина основной суммы долга не меняется (если банк предоставил долгосрочный кредит в размере 10 млн долл., то именно эта сумма и будет возвращена; напротив, вложение аналогичной суммы в акции может с течением времени сопровождаться как доходами, так и потерями).

Формально заемный капитал представлен в пассиве баланса как совокупность долгосрочных обязательств предприятия перед третьими лицами, а его основными компонентами являются долгосрочные кредиты и займы, в том числе облигационные.

В соответствии с учетно-аналитическим подходом величина капитала исчисляется как сумма итогов раздела III «Капитал и резервы» и IV «Долгосрочные обязательства» бухгалтерского баланса.

С позиции материально-вещественного представления капитал, как и все другие виды источников, обезличен, т. е. он распылен по различным активам предприятия. В этом смысле наличие собственного и заемного капиталов ни в коем случае нельзя представлять, например, таким образом, что часть средств на расчетном счете является собственными, а часть заемными. Все средства, показанные в активе баланса, за исключением финансовой аренды, являются собственными средствами предприятия, но вот профинансированы они из различных источников. В случае ликвидации предприятия удовлетворение требований лиц, предоставивших свои средства предприятию, будет осуществляться в соответствии с законом в определенной последовательности и сумме.

Для того чтобы избежать путаницы, в рамках учетно-аналитического подхода термин «активный капитал» стараются не использовать - поэтому за элементами активной стороны баланса обычно закреплен термин «средства»; что касается капитала, то этот термин рассматривается как возможная характеристика источников финансирования деятельности предприятия, одна из достаточно детальных классификаций которой представлена на рис. 3 (отдельные наиболее значимые источники будут охарактеризованы ниже) [22, С.78].























Рисунок 3 - Структура источников средств предприятия

Необходимо еще раз подчеркнуть, что ни в коем случае не следует смешивать средства и их источники. Если в балансе показано, что на предприятии создан резервный капитал в размере 600 тыс. руб., это ни в коем случае не означает, что данная сумма денег хранится в виде некоторого резерва как товар на складе; это означает лишь, что в системе учета за счет нераспределенной (т.е. невыплаченной собственникам) прибыли сформирован источник (фонд), который по сути представляет собой часть капитала собственников, а способы использования этого фонда ограничены законодательством. Что касается собственно означенных 600 тыс. руб., то они распылены по различным активам: основные средства, дебиторы, денежные средства и др. Поэтому купить что-то за счет фонда (источника) невозможно - все покупки в конечном итоге делаются за счет имеющихся денежных средств. Источники средств, показанные в пассиве баланса, по сути, идентифицируют лиц (собственники, контрагенты, бюджет, работники), которые прямо или косвенно предоставили свои средства Предприятию и которым в конечном итоге эти средства в той или иной сумме будут возвращены.

1.2 Эволюция и генезис управления капиталом

Ресурсное обеспечение предприятия торговли является необходимым условием его развития. Именно наличие финансовых ресурсов определяют возможности формирования заемного капитала в торговых предприятиях. В связи с этим система управления формированием заемного капитала - одно из важнейших функциональных направлений в системе управления капиталом. Его функциональными подсистемами являются привлечение финансовых ресурсов и оценка их эффективности.

В целом финансовое управление формированием заемного капитала предприятия торговли представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации финансовых решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия.

На первоначальном этапе формирования заемного капитала необходимо определиться с источниками и объемами привлечения финансовых ресурсов, затем производится оценка эффективности определенного источника привлечения ресурсов, оптимизация форм привлечения, оценка риска, связанного с формированием капитала. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его стоимость (цена) и структура. Субъектная структура определяется в соответствии с внешними источниками финансирования деятельности предприятия, которые включают в себя различные формы займов и кредитов (рис. 4) [9, С.110].









Рисунок 4 - Система управления формированием заемного капитала предприятия торговли

В целом процесс управления формированием заемного капитала предприятия характеризуется [32, С.72]:

Направленностью действий управляющей системы на достижение конкретных целей. Перед тем, как привлекать заемный капитал, торговое предприятие-заемщик должно четко определить цели и направления использования земных средств, сопоставить их эффективность и цену привлечения. И только после этого предприятие может начать осуществлять кредитно-займовые операции. Важность данного принципа состоит в том, что эффективность формы и условий привлечения заемного капитала зависят в первую очередь от целей, которые необходимо достичь.

Минимизацией транзакционных издержек привлечения заемных средств, при этом эффективность совокупности заемных средств объединенных в рамках единой организационной структуры корпорации (или заемный капитал корпорации) должен быть выше эффективности альтернативных вложений заемных средств по отдельности. Только в этом случае целесообразно говорить о том, что данная организационная структура корпорации эффективна для кредитно-займовых операций.

Комплексностью процесса управления заемным капиталом, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль этапов привлечения и использования заемных средств.

Неопределенностью в реализации стратегии кредитно-займовых операций. Реализация стратегии привлечения заемных средств происходит в неопределенной внешней среде, ошибки неизбежны и естественны, поэтому управление должно быть гибким, уметь приспосабливаться, уметь изменяться, когда обстановка неожиданно меняется.

Единством перспективного и текущего планирования потребностей(с учетом своих возможностей) в привлечении заемных средств торгового предприятия обеспечивает непрерывность и помогает коммерческим организациям справиться с неопределенностью. Их единство определяет устойчивость развития предприятия, а также точность прогнозирования и планирования управляемой системы заемного капитала.

Обеспечение данных условий и характеристик базируется на определенных принципах управления формированием заемного капитала предприятия [40, С.66]:

Соответствия общей системе управления капиталом торгового предприятия. Привлечение предприятием заемных средств всегда связано с изменением объема и структуры заемного капитала. Это определяет необходимость органической интегрированности управления кредитно-займовыми операциями предприятия с общей системой управления формированием капитала предприятия и его отдельными функциональными подсистемами.

Финансовой обусловленности решений при формировании заемного капитала предприятий. Все финансовые решения в области привлечения заемных средств из различных источников и в разнообразных формах оказывают прямое или косвенное воздействие на последующую эффективность деятельности предприятия. Поэтому управление кредитно-займовыми операциями должно рассматривать в комплексе со стратегией развития предприятия в целом.

Высокий динамизм процесса управления кредитно-займовыми операциями торгового предприятия. Высокая динамика факторов внешней среды, и в первую очередь, это изменение конъюнктуры рынка капитала, обуславливает необходимость разработки управленческих решений в области кредитно-займовых операций торгового предприятия, форм привлечения заемных средств в каждом конкретном случае отдельно. Поэтому система управления кредитно-займовыми операциями должна быть динамична, учитывать изменение факторов внутренней и внешней среды, темпы экономического развития, формы привлечения заемных источников финансирования и др.

Вариантность подходов к выбору формы и условий привлечения предприятием заемных средств. Реализация этого принципа обусловлена действием закона неравновесных систем в соответствии, с которым невозможно точно рассчитать реальную будущую доходность капитала и принять единственно правильное решение. Поэтому данный принцип предполагает разработку альтернативного решения относительно объема, структуры заемного капитала, а также источников и форм их привлечения.

Вышеперечисленные принципы определяют цель управления формированием заемного капитала торгового предприятия, которая заключается в повышении эффективности функционирования собственного капитала торгового предприятия за счет использования заемных средств. Эффективное управление формированием заемного капитала торгового предприятия является одним из способов максимизации стоимости предприятия за счет минимизации средневзвешенной цены капитала.

В процессе реализации своей главной цели управления формированием заемного капитала предприятия направлен на решение следующих задач [23, С.115]:

привлечение достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающего необходимые темпы экономического роста предприятия;

обеспечение условий максимальной доходности собственного капитала посредством минимизации его средневзвешенной цены, оптимизации соотношения собственных и заемных источников финансирования, рационализацией состава формируемого капитала по периоду его привлечения;

постановка системы контроля над формированием заемного капитала предприятия, которая позволит предотвратить потерю финансовой устойчивости за счет привлечения внешних источников финансирования и права собственности первоначальных учредителей предприятия за счет поглощения сторонними инвесторами;

создание финансовой гибкости торгового предприятия путем обеспечения способности предприятия быстро формировать необходимый объем заемного капитала.

Сущность управления формированием заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях управления этим процессом, которые обеспечивают достижение цели и выполнения комплекса задач данного процесса.

Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением денежного потока. Сюда относится управление притоком и оттоком денежных средств в результате кредитно-займовых операций.

К координационным функциям относятся анализ потребностей заемных средств и их структурирование по форме и условиям привлечения, анализ потенциальной и реальной доходности кредитно-займовых операций и т.д.

Контрольная функция выступает индикатором эффективности привлечения предприятием заемных средств. К ним относятся учет затрат на обслуживание финансовых обязательств; установление отклонений фактической величины доходности кредитно-займовых операций от прогнозируемой и выявление причин, вызвавших эти отклонения.

Регулирующие функции заключаются в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации кредитно-займовых операций.

Процесс управления формированием заемного капитала предприятия базируется на системе основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации финансовых решений в этой области. В качестве основных следует назвать рыночный механизм распределения финансовых ресурсов, государственное нормативно - регулирование кредитно-банковской деятельности и рынка ценных бумаг, а также система конкретных методов управления формированием заемного капитала. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, экономического анализа, экономико-статистические и экономико-математические и др.[34, С.124]

1.3 Зарубежный опыт управления капиталом

Одной из задач управления формированием заемного капитала является выбор таких источников финансирования, которые лучше всего соответствуют особенностям торговой организации в плане осуществления эффективных операций по привлечению дополнительных средств. В этой связи мы рассмотрим зарубежный опыт организации займовых операций и выделим наиболее существенные факты, которые имеют значение при управлении финансовыми потоками [10, С.654].

Заем может быть получен путем обычной открытой подписки или посредством частного размещения среди ограниченного круга финансовых институтов. Один из важных видов частных займов - банковские ссуды на срок, период погашения которых колеблется от 1 до 8 лет, что меньше, чем срок действия большинства облигаций. Другая форма частных займов в зарубежной практике - проектное финансирование, составляющее весьма привлекательную часть рынка заемного капитала. Понятие "проектное финансирование" вызывает в воображении картину многомиллионных займов для разработки полезных ископаемых в экзотических уголках мира.

В странах с развитой рыночной экономикой существует огромный рынок стандартных долгосрочных облигаций частного размещения, очень схожих с облигациями открытой подписки, о которой пойдет речь далее, но опять же с позиций выявления особенностей регулирования финансовых потоков. Выбор между частным размещением или открытой подпиской отчасти определяется соответствующими расходами на эмиссию, поскольку открытая подписка предполагает более высокие расходы и более низкую ставку процента. Однако решение коммерческой организации будет зависеть не только от одних расходов на эмиссию. Существуют три других аспекта, по которым облигация частного размещения отличается от своего собрата, размещенного путем открытой подписки [9, С.447].

Во-первых, для частного размещения займа в одном или двух финансовых институтах может оказаться достаточно выписки простого векселя. Это обычная долговая расписка (IOU- "я вам должен"), налагающая определенные обязательства на заемщика. При открытой же подписке необходимо позаботиться о представительстве интересов облигационеров на переговорах, процедуре выплаты процентов и погашения основной суммы долга. В этом случае оформление контракта бывает значительно сложнее.

Во-вторых, облигации открытой подписки - это высоко стандартизированные документы. Так оно и должно быть, поскольку торговые организации постоянно их покупают и продают, не проверяя условия сделок в соглашении. Но это совсем не обязательно при частном размещении, когда облигации не продаются на регулярной основе; их покупателями и держателями являются крупные институты, которые имеют все возможности для выявления каких-либо необычных характеристик облигации. Более того, поскольку частное размещение предполагает более низкие постоянные издержки эмиссии, обычно к нему прибегают небольшие коммерческие организации, т.е. как раз те, кто в наибольшей степени нуждается в заемном капитале специального назначения.

Любое облигационное соглашение призвано защищать интересы кредиторов, поэтому оно налагает на заемщика определенные обязательства. При частном размещении такие ограничения могут быть чрезвычайно строгими. Например, для выпуска дополнительного облигационного займа может потребоваться согласие уже существующих облигационеров. Это легко сделать при частном размещении, когда число заимодателей ограничено одним или двумя. Однако это практически невозможно при публичном. Поэтому открытое размещение займа предполагает менее строгие ограничения.

Подавляющее большинство обеспеченных займов состоит из ипотечных облигаций. Некоторые из таких займов бывают закрытыми, что означает, что подданную закладную не может быть выпущено дополнительное количество облигаций. Однако, как правило, не существует особых ограничений на количество облигаций, под которые предоставляется обеспечение (тогда ипотечный заем называется открытым): или же устанавливается лимит, который еще не достигнут (в таком случае говорят, что ипотечный заем лимитирован и открыт).

В некоторых ипотечных облигациях указываются конкретные активы, служащие обеспечением займа, например здание. Но чаще всего, в качестве обеспечения займа выступает практически все имущество компании. Заемщик обязуется застраховать имущество и поддерживать его в хорошем состоянии. В соглашении об эмиссии зачастую указывается фиксированная ежегодная сумма затрат на содержание залогового имущества, неизрасходованные остатки которой используются на выплаты по облигациям. Стоимость залога определяется не только хорошим состоянием имущества, но и возможностью его альтернативного использования [36, С.164].

Регулярная выплата процентов для торговой организации является своеобразной "скачкой с препятствиями". Если коммерческая организация хоть раз не выплатит проценты по займу, кредитор может потребовать возврата всех денег, не дожидаясь ухудшения ситуации. Таким образом, выплата процентов призвана защитить кредиторов. Тем самым финансовые потоки в рамках реализации кредитно-займовых отношений очень жестко регламентированы.

В России можно выделить различные формы привлечения заемных средств. Так, заемный капитал привлекается для обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах [37, С.257]:

в денежных средствах в национальной валюте;

в денежных средствах в иностранной валюте;

в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа сырья, материалов, товаров);

в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;

в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т.п.).

Исходя из состава заемных средств, в финансовой практике основными кредиторами предприятия являются:

коммерческие банки и другие учреждения, предоставляющие кредиты в денежной форме (ипотечные банки, трастовые компании и т.п.);

поставщики и покупатели продукции (коммерческий кредит поставщиков и авансовые платежи покупателей);

фондовый рынок (выпуск облигаций и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники.

По степени обеспечения заемных средств, привлекаемых в денежной форме, служащего гарантией полного и своевременного их возврата, выделяют такие их виды [36, С.147]:

бланковый или необеспеченный кредит. Этот вид кредита выдается, как правило, предприятию, которое хорошо зарекомендовало себя своевременным возвратом и выполнением всех условий кредитного договора. В финансовой практике такая категория предприятий характеризуется специальным термином - «первоклассный заемщик»;

обеспеченный кредит. В современной финансовой практике используются следующие виды кредитного обеспечения: поручительство (гарантия) - обязательство третьей стороны (оформленное специальным документом - «авалем») перед кредитором оплатить при наступлении гарантийного случая задолженность предприятия-заемщика (одной из разновидностей гарантии является страхование ответственности заемщика за непогашение кредита страховой компанией).

Таким образом, эффективная финансовая деятельность торгового предприятия невозможна без постоянного привлечения заемного капитала. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственных средств, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном итоге - повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях торговли объем используемых заемных финансовых средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим привлечение и использование заемных финансовых средств является важнейшим аспектом финансовой деятельности предприятия, направленной на достижение высоких конечных результатов хозяйствования.

Можно выделить различные формы привлечения заемных средств. Так, заемный капитал привлекается для обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах [47, С.254]:

в денежных средствах в национальной валюте;

в денежных средствах в иностранной валюте;

в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа сырья, материалов, товаров);

в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;

в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т.п.).

Таким образом, в заключении первой главы можно сделать следующие выводы:

роль капитала в экономическом развитии торгового предприятия определяет его как главный объект финансового управления организацией.

процесс управления формированием заемного капитала предприятия базируется на системе основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации финансовых решений в этой области. В качестве основных следует назвать рыночный механизм распределения финансовых ресурсов, государственное нормативно - регулирование кредитно-банковской деятельности и рынка ценных бумаг, а также система конкретных методов управления формированием заемного капитала. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, экономического анализа, экономико-статистические и экономико-математические и др.

выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и специфики его торговой деятельности.

Глава 2. Особенности управления капиталом на предприятии торговли

.1 Процесс управления капиталом

Проведем анализ структуры собственного капитала торгового предприятия ОАО «Оптовик».

От степени оптимальности соотношения собственного и заемного капитала во многом зависят финансовое положение предприятия и его устойчивость.

Таблица 1 - Анализ динамики и структуры источников капитала (тыс.руб.)

Источник капитала

Наличие средств, тыс. руб.

Структура средств,%


на начало периода

на конец периода

изменение

на начало периода

на конец периода

изменение

Собственный капитал

41650

39335

-2315

63,92

62,64

-1,28

Заемный капитал

23509

23458

-51

36,08

37,36

1,28

Итого

65159

62793

-2366

100

100



Из табл. 1 видно, что на данном предприятии основной удельный вес в источниках формирования активов занимает собственный капитал, хотя за отчетный период его доля снизилась на 1,28%, а заемного, соответственно, увеличилась.

Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывают состав и структура заемных средств, т.е. соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых обязательств. Из табл. 4 следует, что за отчетный год сумма заемных средств увеличилась на 169 тыс. руб., или на 0,73 %. Произошли существенные изменения и в структуре заемного капитала: доля долгосрочных банковских кредитов увеличилась, а краткосрочных уменьшилась.

Таблица 2 - Динамика структуры заемного капитала (тыс.руб.)

Источник заемных средств

Сумма, тыс. руб.

Структура капитала,%


на начало периода

на конец периода

изменение

на начало периода

на конец периода

изменение

Долгосрочные кредиты

11085

13690

2605

47,6

58,36

10,76

Краткосрочные кредиты

10700

8500

-2200

45,9

36,23

-9,71

Кредиторская задолженность

1504

1268

-236

6,46

5,41

-1,05

В том числе: поставщикам

822

55

-767

3,53

0,23

-3,3

векселя «уплате







авансы полученные







персоналу по оплате труда

414

551

137

1,78

2,35

0,57

внебюджетным фондам

121

322

201

0,52

1,37

0,85


147

340

193

0,63

1,45

0,82

прочим кредиторам







Итого

23289

23458

169

100

100


В том числе просроченные обязательства

1979,6

2308,3

328,7022

8,5

9,84

1,34


Следует обратить внимание на увеличение доли просроченных обязательств в отчетном периоде на 1,34 %. Причина этого в дополнительном привлечении краткосрочных кредитов в предыдущие периоды из-за сезонного характера закупок сельскохозяйственной продукции.

Привлечение заемных средств в оборот предприятия - явление нормальное, содействующее временному улучшению финансового состояния при условии, что эти средства не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская за­долженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, определить сумму выплаченных пеней за просрочку платежей.

Одним из показателей, используемых для оценки состояния кредиторской задолженности, является средняя продолжительность периода ее погашения (Пкрз), которая рассчитывается следующим образом:

Средние остатки кредиторской задолженности* Дни периода

Пкрз -----------------------------------------------------------------------------------

Сумма погашенной кредиторской задолженности

Таблица 3 - Расчет продолжительности использования кредиторской задолженности (тыс.руб.)

Показатели

Прошлый период

Отчетный год

Средние остатки кредиторской задолженности, тыс. руб.

1654,4

1386

Сумма погашенной кредиторской задолженности, тыс. руб.

9760,96

17047,8

Продолжительность использования кредиторской задолженности, дни

61,86

43,98


Таким образом, по данным таблицы 3 видно, что продолжительность использования кредиторской задолженности в отчетном периоде снизилась на 17,88 дней.

Качество кредиторской задолженности может быть оценено также определением удельного веса в ней расчетов по векселям. Доля кредиторской задолженности, обеспеченная выданными векселями, в общей ее сумме показывает ту часть долговых обязательств, несвоевременное погашение которых приведет к протесту векселей, выданных предприятием, а следовательно, к дополнительным расходам и утрате деловой репутации.

При анализе долгосрочного заемного капитала интерес представляют сроки востребования долгосрочных кредитов, так как от этого зависит стабильность ФСП. Если они частично погашаются в отчетном году, то эта сумма показывается в составе краткосрочных обязательств.

Анализируя кредиторскую задолженность, необходимо учитывать, что она является одновременно источником покрытия дебиторской задолженности. Поэтому надо сравнить сумму дебиторской и кредиторской задолженности. Так как дебиторская задолженность ОАО «Оптовик» превышает кредиторскую, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность.

Таким образом, анализ структуры собственных и заемных средств необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости. Это очень важно при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.

2.2 Механизм и методы управления капиталом

Поскольку оборачиваемость капитала тесно связана с его рентабельностью и является одним из важнейших показателей, характеризующих интенсивность использования средств предприятия и его деловую активность, в процессе анализа необходимо более детально изучить скорость оборота капитала и установить, на каких стадиях кругооборота произошло замедление или ускорение движения средств [9, С.478].

В данных расчетах средние остатки всего капитала и его составных частей рассчитываются по средней хронологической: 1/2 суммы на начало периода плюс остатки на начало каждого следующего месяца плюс 1/2 остатка на конец периода; результат делится на количество месяцев в отчетном периоде. Источники информации - бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В ОАО «Оптовик» продолжительность одного оборота всего капитала приведена в табл.4:

Таблица 4 - Анализ продолжительности оборота капитала (тыс.руб.)

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

Выручка {нетто) от реализации продукции, тыс. руб.

35 415

41561

6 146

Среднегодовая стоимость совокупного капитала, тыс. руб.

60 272

63 976

3 704

В том числе оборотного капитала

33 888

34 223

334,30

Коэффициент оборачиваемости всего капитала

0,59

0,65

0,06

В том числе оборотного капитала

1,05

1,21

0,18

Продолжительность оборота всего капитала, дни

621,19

561,85

-59,33

В том числе оборотного капитала

349,26

300,55

48,71


Таким образом, по сравнению с прошлым годом оборачиваемость совокупного капитала ускорилась на 59,33 дней, а оборотного - на 48,71 дня.

В процессе последующего анализа необходимо изучить изменение оборачиваемости оборотного капитала на всех стадиях его кругооборота, что позволит проследить, на каких стадиях произошло ускорение или замедление оборачиваемости капитала. Для этого средние остатки отдельных видов оборотных активов нужно разделить на сумму однодневного оборота по реализации [44, С.38].

Таблица 5 - Анализ продолжительности оборота оборотного капитала (тыс.руб.)

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

Общая сумма оборотного капитала

33888

34223

334,30

В том числе в: запасах

22031,24

26397

4365,76

дебиторской задолженности

9671,375

6359,5

-3311,88

денежной наличности и краткосрочных финансовых вложениях (КФВ)

2183

1156

-1026,59

Однодневная выручка от реализации продукции, тыс. руб.

97,03

113,87

16,84

Общая продолжительность оборота оборотного капитала, дни

349,26

300,55

-48,71

В том числе в: запасах

227,06

231,83

4,76

дебиторской задолженности

99,68

55,85

-43,83

денежной наличности и КФВ

22,49

10,15

-12,34


Данные табл. 5 показывают, что продолжительность оборота капитала, вложенного в оборотные активы, уменьшилась на 48,71 дня в связи снижением суммы средств в дебиторской задолженности и в денежной наличности. Однако его рост сдерживался в связи с образованием сверхнормативных запасов материальных ценностей.

Продолжительность оборота капитала неодинакова в различных отраслях - она во многом зависит от продолжительности производственного цикла и процесса обращения; время производства обусловлено технологическим процессом, техникой, организацией производства.

Ускорить оборачиваемость капитала можно путем интенсификации производства, более полного использования трудовых и материальных ресурсов, недопущения сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, отвлечения средств в дебиторскую задолженность и т.д.[47, 224]

Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости капитала выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы выручки и суммы прибыли.

Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением оборачиваемости капитала (-Э) или дополнительно привлеченных средств в оборот (+Э) при замедлении оборачиваемости капитала определяется умножением однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности оборота (По6):

Сумма оборота (фактическая)

±Э = ------------------------------------------

Дни в периоде

В ОАО «Оптовик» в связи с увеличением оборачиваемости оборотного капитала на 48,71 дня выведен из оборота капитал в оборот капитала на сумму 5546,74 тыс. руб.

Увеличение суммы прибыли за счет изменения коэффициента оборачиваемости капитала можно рассчитать умножением прироста последнего на базовый уровень коэффициента рентабельности продаж и на фактическую среднегодовую сумму оборотного капитала:

∆П = ∆Коб • Ro6o • KL1 = = (1,21 - 1,05) *0,3664 *34 223= 2124,05 тыс. руб.

В ОАО «Оптовик» за счет увеличения оборачиваемости капитала в отчетном году предприятие получило прибыли на сумму 2124,05 тыс. руб.

В заключение анализа можно предложить следующие мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотного капитала, так как его абсолютное значения является очень высоким:

улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения предприятия необходимыми ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;

ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;

сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности.

Эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) - отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме капитала.

В зависимости от того, с чьих позиций оценивается деятельность предприятия, существуют разные подходы к расчету показателей рентабельности капитала.

С позиции всех заинтересованных лиц (государства, собственников и кредиторов) общая оценка эффективности использования совокупных ресурсов производится на основании показателя рентабельности совокупного капитала, который определяют отношением общей суммы прибыли до выплаты налогов и процентов к средней сумме совокуп­ных активов предприятия за отчетный период[25, 117]:

ВЕР = П/Акт*100

Данный показатель рентабельности показывает, сколько прибыли зарабатывает предприятие на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы. Он характеризует доходность всех активов, вверенных руководству, независимо от источника их формирования.

С позиции собственников и кредиторов определяют рентабельность капитала отношением чистой прибыли и процентов за кредиты с учетом налогового корректора к средней сумме совокупных активов за отчетный период [24,230]:

С позиции собственников предприятия определяют рентабельность собственного капитала как отношение чистой прибыли (ЧП) к средней сумме собственного капитала за период (СК):

Определяют также рентабельность операционного капитала, непосредственно задействованного в основной (операционной) деятельности предприятия, от уровня которого зависит величина всех остальных показателей доходности капитала:

Сумма операционной прибыли= -----------------------------------------------------------------------

Средняя сумма операционного капитала за период

В состав операционного капитала не включают основные средства непроизводственного назначения, не установленное оборудование, остатки незаконченного капитального строительства, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, ссуды для работников предприятия и т.д.[38, 112]

Рентабельность оборотного капитала определяется отношением прибыли от основной деятельности и полученных процентов от краткосрочных финансовых вложений к средней сумме оборотных активов.

Для характеристики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости (отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости капитала).

Эти показатели в зарубежных странах применяются в качестве основных при оценке финансового состояния и деловой активности предприятия.

Факторный анализ рентабельности капитала может выявить слабые и сильные стороны предприятия.

Таблица 6 - Показатели эффективности использования совокупного капитала (тыс.руб.)

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Общая сумма прибыли предприятия (до выплаты налогов), тыс. руб.

12 977

11 298

Чистая выручка от всех видов продаж, тыс. руб.

35 415

41 561

Средняя сумма капитала, тыс. руб.

60 272

63 976

Рентабельность капитала, %

21,53%

17,66%

Рентабельность оборота, %

36,64%

27,18%

Коэффициент оборачиваемости капитала

0,59

0,65

Изменение рентабельности капитала за счет: коэффициента оборачиваемости (0,65-0,59) • 36,64

2,27%

Рентабельности оборота (21,18- 36,64) • 0,65

-6,14%

Всего

-3,87%


Данные табл. 6 показывают, что доходность капитала за отчетный год снизилась в целом на 3,87% (17,66-21,53), в том числе из-за уменьшения рентабельности продаж - на 6,14%. Из-за увеличения оборачиваемости капитала его доходность увеличилась на 2,27%. Очевидно что предприятие может достичь значительного успеха и в дальнейшем за счет мер, направленных на ускорение оборачиваемости капитала и повышения рентабельности оборота (увеличения объема продаж, сокращения неиспользуемых активов и т.д.).

Причин низкой рентабельности реализации продукции в ОАО «Оптовик» можно назвать несколько:

низкий уровень производительности труда, организации производства,

неприбыльный ассортимент продукции,

избыточные коммерческие и административные расходы и т.д. не которые из этих факторов заложены уже в потенциальных поставщиках продукции для предприятия: сельхозпредприятиях района, которые страдают специфическими для этой сферы болезнями (недофинанстрование, колебания урожайности, низкая финансовая дисциплина).

Получение достаточно высокой прибыли на средства, вложенные в предприятие, зависит главным образом от изобретательности, мастерства и мотивации руководства. Следовательно, показатель ВЕР является хорошим средством для оценки качества управления. Этот показатель, связанный с эффективностью управления, намного надежнее других показателей оценки финансовой устойчивости предприятия, основанных на соотношении отдельных статей баланса. Поэтому он представляет большой интерес для всех субъектов хозяйствования. Эффективность работы предприятий разных отраслей можно сравнивать именно по уровню данного показателя, а не по уровню окупаемости затрат или рентабельности оборота. К примеру, торговое предприятие, где высокая скорость оборота капитала, может успешно функционировать при уровне рентабельности продаж, равном 3%, чего нельзя сказать о сельскохозяйственном предприятии, на котором коэффициент оборачиваемости совокупного капитала составляет примерно 0,3-0,5. Для того чтобы заработать 30 коп. прибыли на рубль совокупного капитала, ему необходима рентабельность продаж как минимум 60%.

2.3 Оценка эффективности использования заемного капитала. Эффект финансового рычага

Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала, является эффект финансового рычага (ЭФР) [41, 78]:

ЭФР = (1 - Сн) × (КР - Ск) × ЗК/СК,

где: ЭФР-эффект финансового рычага, %.

Сн - ставка налога на прибыль, в десятичном выражении.

КР - коэффициент рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %.

Ск - средний размер ставки процентов за кредит, %. Для более точного расчета можно брать средневзвешенную ставку за кредит.

ЗК - средняя сумма используемого заемного капитала.

СК - средняя сумма собственного капитала.

Таблица 7 - Исходные данные для расчета эффекта финансового рычага (тыс.руб.)

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Прибыль до уплаты налогов и процентов, тыс. руб

12 977

11 298

Проценты к уплате, тыс. руб.

4792,7

3994,2

Прибыль отчетного периода после уплаты процентов за кредиты, тыс. руб.

8184

7304

Налоги из прибыли, тыс. руб.

3280

2510

Уровень налогообложения, коэффициент

0,251

0,219

Среднегодовая сумма активов, тыс. руб.

60272

63976

Собственный капитал

37485

40493

Заемный капитал

20960

23374

Плечо финансового рычага (отношение заемного капитала к собственному)

056

0,58

Рентабельность совокупного капитала, %

21,53

17,66

Средневзвешенная номинальная цена заемных ресурсов, %

20

18

Темп инфляции, %

14

12

Реальная цена заемных ресурсов

0,86

1,85

Эффект финансового рычага, %

8,54

6,9


Используя данные табл. 7, рассчитаем ЭФР за прошлый и отчетный периоды на ОАО «Оптовик».

Отсюда общее изменение ЭФР составляет: 6.9- 8,54 =-1,64%;

Следовательно, в сложившихся условиях невыгодно использовать заемные средства в обороте предприятия, так как в результате этого снижается размер собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала (ROE) замыкает всю пирамиду показателей эффективности функционирования предприятия. Вся деятельность предприятия должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышение уровня его доходности. Рассчитывается ROE отношением суммы чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала.

Таблица 8 - Исходные данные для анализа рентабельности собственного капитала (тыс.руб.)

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Общая сумма брутто-прибыли, тыс. руб.

13 061 

11415

Все виды налогов и отчислений от прибыли, тыс. руб.

3 280 

2510

Прибыль после уплаты налогов, тыс. руб.

9 781 

8905

Удельный вес чистой прибыли в общей сумме брутто-прибыли

74,89% 

78,01%

Чистая выручка от всех видов продаж, тыс. руб.

35 415 

41561

Общая среднегодовая сумма капитала, тыс. руб.

60 272 

63976

В том числе собственного капитала, тыс. руб.

37 485 

40493

Рентабельность продаж до уплаты налогов, %

0,37 

0,27

Коэффициент оборачиваемости капитала, %

0,59 

0,65

Мультипликатор капитала

1,56 

1,58

Рентабельность собственного капитала после уплаты налогов, %

27,62% 

21,43


Общее изменение ROE составило -6,19%, в том числе:

за счет изменения удельного веса чистой прибыли 1,06%,

мультипликатора капитала 0,31%,

мультипликатора капитала 2,82%,

рентабельности оборота-7,52%.

Следовательно, доходность собственного капитала снизилась в основном из-за снижения уровня рентабельности продаж.

Таким образом, в конце второй главы можно сделать следующие выводы:

на данном предприятии основной удельный вес в источниках формирования активов занимает собственный капитал, хотя за отчетный период его доля снизилась на 1,28%, а заемного, соответственно, увеличилась.

продолжительность использования кредиторской задолженности в отчетном периоде снизилась на 17,88 дней.

по сравнению с прошлым годом оборачиваемость совокупного капитала ускорилась на 59,33 дней, а оборотного - на 48,71 дня.

продолжительность оборота капитала, вложенного в оборотные активы, уменьшилась на 48,71 дня в связи снижением суммы средств в дебиторской задолженности и в денежной наличности. Однако его рост сдерживался в связи с образованием сверхнормативных запасов материальных ценностей.

доходность капитала за отчетный год снизилась в целом на 3,87% (17,66-21,53), в том числе из-за уменьшения рентабельности продаж - на 6,14%. Из-за увеличения оборачиваемости капитала его доходность увеличилась на 2,27%.

общее изменение ЭФР составляет: 6.9- 8,54 =-1,64%. Следовательно, в сложившихся условиях невыгодно использовать заемные средства в обороте предприятия, так как в результате этого снижается размер собственного капитала.

Очевидно, что предприятие может достичь значительного успеха и в дальнейшем за счет мер, направленных на ускорение оборачиваемости капитала и повышения рентабельности оборота (увеличения объема продаж, сокращения неиспользуемых активов и т.д.).

В заключение анализа можно предложить следующие мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотного капитала, так как его абсолютное значения является очень высоким:

улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения предприятия необходимыми ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;

ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;

сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности.

Глава 3. Опыт управления капиталом и привлечения заемных средств на предприятии торговли

Для ускорения оборачиваемости капитала торговому предприятию ОАО «Оптовик» рекомендуется использовать товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый предприятиям в форме отстрочки платежа за поставленные им сырье, материалы или товары, получает все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике. Для привлекающих его предприятий он имеет ряд преимуществ в сравнении с другими источниками формирования заемного капитала, которые заключаются в следующем [9, 357]:

Товарный (коммерческий) кредит является наиболее маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов - производственных запасов товарно-материальных ценностей.

Он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения заемных средств, так как большая часть этой потребности связана с сезонными особенностями формирования запасов сырья.

Этот вид кредитования не рассматривает поставленные сырье, материалы и товары как имущественный залог предприятия, позволяя ему свободно распоряжаться предоставленными в кредит материальными ценностями.

В этом виде кредита заинтерисовано не только предприятие-заемщик, но и его поставщики, потому что он позволяет им увеличивать объем реализации продукции и формировать дополнительную прибыль. Поэтому товарный (коммерческий) кредит в современной хозяйственной практике предоставляется не только „первоклассным заемщикам", но и предприятиям, испытывающим определенные финансовые трудности.

Стоимость товарного (коммерческого) кредита, как правило, значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита (во всех его формах).

Привлечение товарного (коммерческого) кредита позволяет сокращать общий период финансового цикла предприятия, снижая тем самым потребность в финансовых средствах, используемых для формирования оборотных активов. Это определяется тем, что этот вид финансовых обязательств предприятия составляет преимущественную долю его кредиторской задолженности. Между периодом оборота кредиторской задолженности предприятия по товарным операциям и периодом его финансового цикла существует обратная зависимость.

. Он характеризуется наиболее простым механизмом оформления в сравнении с другими видами кредита, привлекаемого предприятием. Вместе с тем, как кредитный инструмент товарный (коммерческий) кредит имеет и определенные недостатки, основными из которых являются:

Целевое использование этого вида кредита носит очень узкий характер - он позволяет удовлетворять потребность предприятия в заемном капитале только для финансирования производственных запасов в составе оборотных активов. Прямое участие в других целевых видах финансирования этот вид кредита участия не принимает.

Этот вид кредита носит очень ограниченный характер во времени. Период его предоставления (не считая вынужденных форм его пролонгации) ограничивается, как правило, несколькими месяцами.

В сравнении с другими кредитными инструментами он несет в себе повышенный кредитный риск, так как по своей сути является необеспеченным видом кредита. Соответственно для привлекающего этот кредит предприятия он несет в себе дополнительную угрозу банкротства при ухудшении конъюнктуры рынка реализации его продукции.

Эти преимущества и недостатки товарного (коммерческого) кредита должны быть учтены предприятием при использовании этого кредитного инструмента для привлечения необходимых ему заемных средств.

Товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта. Это наиболее распространенный в настоящее время вид товарного кредита, который оговаривается условиями контракта на поставку товаров и не требует специальных документов по его оформлению.

Товарный кредит с оформлением задолженности векселем. Это один из наиболее перспективных видов товарного кредита, получивший значительное распространение в странах с развитой рыночной экономикой и активно внедряемый в нашу хозяйственную практику. Вексельный оборот по товарному кредиту обслуживается простыми и переводными векселями. Вексели по товарному кредиту выдаются по согласованию сторон со следующими сроками исполнения: а) по предъявлению; б) в определенный срок после предъявления; в) в определенный срок после составления; г) на определенную дату.

Товарный кредит по открытому счету. Он используется в хозяйственных отношениях предприятия с его постоянными поставщиками при многократных поставках заранее согласованной номенклатуры продукции мелкими партиями. В этом случае поставщик относит стоимость отгруженных товаров на дебет счета, открытого предприятию, которое погашает свою задолженность в обусловленные контрактом сроки (обычно раз в месяц).

Товарный кредит в форме консигнации. Он представляет собой вид внешнеэкономической комиссионной операции, при которой поставщик (консигнант) отгружает товары на склад торгового предприятия (консигнанта) с поручением реализовать его. Расчеты с консигнантом осуществляются лишь после того, как поставленный товар реализован. Консигнация рассматривается как один из видов товарного (коммерческого) кредита, который носит для предприятия самый безопасный в финансовом отношении характер.

Привлекая к использованию заемный капитал в форме товарного (коммерческого) кредита, предприятие ставит своей основной целью максимальное удовлетворение потребности в финансировании за этот счет формируемых производственных запасов сырья и материалов (в торговле - запасов товаров) и снижение общей стоимости привлечения заемного капитала. Эта цель определяет содержание управления привлечением товарного (коммерческого) кредита.

Управление привлечением товарного (коммерческого) кредита осуществляется по следующим основным этапам (см. Приложение 8):

Формирование принципов привлечения товарного (коммерческого) кредита и определение основных их видов. Этот кредит носит целевой характер, поэтому потребность в нем определяется с учетом планируемого объема запасов сырья и материалов (в торговле - запасов товаров). Принципы привлечения товарного кредита формируются с учетом сложившейся хозяйственной практики; структуры и периодичности закупок сырья, материалов и товаров; длительности хозяйственных связей с партнерами и ряда других условий. Эти же условия определяют и основные виды привлекаемого товарного кредита.

Определение среднего периода использования товарного (коммерческого) кредита. Для прогнозирования этого показателя рассчитывается средний период задолженности по коммерческому кредиту за ряд прошедших периодов.

Минимизируя стоимость привлечения товарного (коммерческого) кредита необходимо руководствоваться следующим критерием - ни по одному товарному кредиту стоимость привлечения не должна превышать уровень ставки процента за краткосрочный банковский кредит с аналогичным периодом (иначе более выгодным окажется привлечение банковского кредита для расчета с поставщиком).

Обеспечение эффективного использования товарного (коммерческого) кредита. Критерием такой эффективности выступает разница между средним периодом использования коммерческого кредита и средним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей, которые он обслуживает. Чем выше положительное значение этой разницы, тем эффективней использование предприятием коммерческого кредита. Регулятором уровня эффективности в этом случае выступают увеличение среднего периода использования коммерческого кредита или уменьшение среднего периода обращения сформированных за его счет запасов товарно-материальных ценностей.

Обеспечение своевременных расчетов по товарному (коммерческому) кредиту. При превышении среднего периода использования коммерческого кредита над средним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей финансовые проблемы обеспечения таких расчетов обычно не возникают. В противном случае для расчетов должны быть привлечены дополнительные источники денежных активов (по крупным кредитам в этом случае формируется специальный денежный фонд). Расчеты по коммерческому кредиту включаются в разрабатываемый платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

Таким образов в заключении третей главы можно сделать следующие выводы:

Для ускорения оборачиваемости капитала торговому предприятию ОАО «Оптовик» рекомендуется использовать товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый предприятиям в форме отсрочки платежа за поставленные им сырье, материалы или товары, получает все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике.

В процессе привлечения коммерческого кредита должны быть исключены внефинансовые формы воздействия со стороны кредиторов (навязывание ненужного ассортимента товаров, продукции низкого качества, требования прекращения хозяйственных отношений с конкурентами продавца и т.п.).

Заключение

Финансы занимают особую роль в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме. Финансы носят распределительный характер и отражают формирование и использование доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности в сфере материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

В заключении курсовой работы можно сделать следующие выводы:

роль капитала в экономическом развитии торгового предприятия определяет его как главный объект финансового управления организацией.

процесс управления формированием заемного капитала предприятия базируется на системе основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации финансовых решений в этой области. В качестве основных следует назвать рыночный механизм распределения финансовых ресурсов, государственное нормативно - регулирование кредитно-банковской деятельности и рынка ценных бумаг, а также система конкретных методов управления формированием заемного капитала. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, экономического анализа, экономико-статистические и экономико-математические и др.

выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и специфики его торговой деятельности

на предприятии ОАО «Оптовик» основной удельный вес в источниках формирования активов занимает собственный капитал, хотя за отчетный период его доля снизилась на 1,28%, а заемного, соответственно, увеличилась.

продолжительность использования кредиторской задолженности в отчетном периоде снизилась на 17,88 дней.

по сравнению с прошлым годом оборачиваемость совокупного капитала ускорилась на 59,33 дней, а оборотного - на 48,71 дня.

продолжительность оборота капитала, вложенного в оборотные активы, уменьшилась на 48,71 дня в связи снижением суммы средств в дебиторской задолженности и в денежной наличности. Однако его рост сдерживался в связи с образованием сверхнормативных запасов материальных ценностей.

доходность капитала за отчетный год снизилась в целом на 3,87% (17,66-21,53), в том числе из-за уменьшения рентабельности продаж - на 6,14%. Из-за увеличения оборачиваемости капитала его доходность увеличилась на 2,27%.

общее изменение ЭФР составляет: 6.9- 8,54 =-1,64%. Следовательно, в сложившихся условиях невыгодно использовать заемные средства в обороте предприятия, так как в результате этого снижается размер собственного капитала.

Очевидно, что предприятие ОАО «Оптовик» может достичь значительного успеха и в дальнейшем за счет мер, направленных на ускорение оборачиваемости капитала и повышения рентабельности оборота (увеличения объема продаж, сокращения неиспользуемых активов и т.д.).

В заключение анализа можно предложить следующие мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотного капитала, так как его абсолютное значения является очень высоким:

улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения предприятия необходимыми ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;

ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;

сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности.

Для ускорения оборачиваемости капитала торговому предприятию ОАО «Оптовик» рекомендуется использовать товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый предприятиям в форме отстрочки платежа за поставленные им сырье, материалы или товары, получает все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике.

В процессе привлечения коммерческого кредита должны быть исключены внефинансовые формы воздействия со стороны кредиторов (навязывание ненужного ассортимента товаров, продукции низкого качества, требования прекращения хозяйственных отношений с конкурентами продавца и т.п.).

Список литературы

1. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Оптовик» - Н, 2007. - 91 с.

. Устав ОАО «Оптовик». - Н, 2006. - 25 с.

. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Отв. ред. Г.А. Александров. - М.: БЕК, 2006. - 350 с.

. Ануфриев В.Е. Учет капитала организации // Бухгалтерский учет. - 2007. - №5. - С. 5-13.

. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 528 с.

. Бердникова Т.Б. Разбор и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 215 с.

. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента Т. 1. - К.: «Ника-Центр», Эльга. - 2008. - 512 с.

. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента Т. 2. - К.: «Ника-Центр», Эльга - 2007. - 592 с.

. Бланк И.А. Управление формированием капитала. - К.: «Ника-Центр», 2006. - 545 с.

. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс. Т. 1 / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. - СПб.: Экономическая школа, 2007 г. - 497 с.

. Бригхем Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. - М.: РАГС - Экономика, 2008. - 823 с.

. Бузгалин А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике // Вопросы экономики. - 2006. - №3. - С. 125-141.

. Ван Хорн Д.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 800 с.

. Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н. Упреждающее управление на основе информационных технологий: Учеб. пособие. - Курск.: Изд-во Курск. гос. техн. ун-т., 2007. - 152 с.

. Гарануха Ю.В. Предприятия и предпринимательство в трансформируемой экономике. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 440 с.

. Грачев А.В. Рост собственного капитала, финансовый рычаг и платежеспособность организации // Финансовый менеджмент. - 2008. - №2. - С. 21-34.

. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика организации. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.

. Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом, 2007. - №4. - С. 96-103.

. Ефимова О.В. Разбор собственного капитала // Бухгалтерский учёт. - 2008. - № 1. - С. 95-101.

. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. - 496 с.

. Ковалев А.М. Финансы фирмы. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.

. Ковалёв В. В. Управление финансами: Учебное пособие. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2008.- 160 с.

. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 654 с.

. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Разбор отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 512 с

. Крейнина М.Н. Финансовое состояние организации: Методы оценки. - М.: ИКЦ «ДИС», 2007. - 224 с.

. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 264 с.

. Лобанов Е.Н., Лимитовский М.А. Управление финансами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 14. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 280 с.

. Мазурина Т.Ю. Об оценке финансовой устойчивости предприятий // Финансы. - 2006. - №10. - С. 70-71.

. Миронов М.Г., Замедлина Е.А., Жарикова Е.В. Финансовый менеджмент. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 457 с.

. Павлова Л. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом организации. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 375 с.

. Парамонов А.В. Учёт и анализ предпринимательского капитала // Аудит и финансовый анализ. - 2006 - № 1. - С. 25 - 72.

. Парушина Н.В. Разбор собственного и привлечённого капитала // Бухгалтерский учёт. - 2006. - № 3. - С. 72 - 78.

. Потапов А.Л. Применение имитационной компьютерной модели для определения оптимальной структуры долгосрочного капитала фирмы // Финансовый менеджмент. - 2007. - №1. - С. 35-43.

. Пястолов С.М. Разбор финансово-хозяйственной деятельности организации. - М.: Мастерство, 2008. - 360 с

. Справочник кризисного управляющего / Под ред. проф. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2007. - 432 с.

. Теплова Т.В. Финансовые решения: стратегия и тактика: учебное пособие. - М.: ИЧП «Издательство Министр», 2008. - 264 с.

. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Изд-во Перспектива, 2007. - 574 с.

. Финансовый менеджмент: Учебник, под редакцией Поляка Г.Б., рекомендовано МО РФ и УМО, 2-е издание, переработанное и дополненное, Москва: Юнити-Дана, 2004г.

. Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 364 с.

. Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2007. - 647 с.

. Финансовый менеджмент. Компьютерный практикум: Учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Ковалева, проф. В.А. Ирикова. М.: Финансы и статистика, 2007.

. Финансы. Учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2006.

Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие.- 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1998 - 208с.

.Экономика организации (предприятия): учебник / под ред.Н.А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. и доп. -- М. : Экопомистъ, 2005. - 618с.

. Хорин А.Н. Финансовая отчетность организации: раскрытие основных элементов форм отчетности // Бухгалтерский учет. - 2006. - №8. - С. 38-40.

. Хорин А.Н. Финансовая отчетность организации: цель составления// Бухгалтерский учет. - 2007. - №7. - С. 24-26.

. Чупров С.В. Разбор нормативов показателей финансовой устойчивости организации // Финансы. - 2008. - №2. - С. 17.

. Шим Д.К., Сигел Д.Г. Финансовый менеджмент. - М.: Филинъ, 2006. - 400 с.

. Шпраманн К. Управление финансами и внутрифирменный рынок капитала // Проблема теории и практики управления. - 2007. - №3. - С. 96.

. Экономика и статистика фирм / Под. ред. С.Д. Ильенкова. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. - 288 с.

. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под. ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 542 с.

. Яблукова Р.З. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2007. - 249 с.

Приложение 1

Основные формы финансовых обязательств предприятия в составе заемного капитала

Приложение 2

Классификация заемных средств, привлекаемых предприятием, по основным признакам

Приложение 3

заёмный капитал средства торговля

Основные этапы управления привлечением заемных средств

Приложение 4

Характеристика кредитных аспектов финансового лизинга

Приложение 5

Основные этапы управления привлечением товарного (коммерческого) кредита



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!