Тенденции протекционизма в современном мире

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,23 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тенденции протекционизма в современном мире














Тенденции протекционизма в современном мире

План

Глава 1.Протекционизм

Глава 2. Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Глава 3. Критика протекционизма

Глава 4. Взгляды на протекционизм в современном мире

Заключение

Список литературы

Введение

На каждом этапе развития государство решает проблемы множество проблем. В данное время все страны обеспокоены экономической ситуацией, как внутренней так и внешней. Противоречия в развитии процессов мировой торговли - объективный фактор, а следовательно, успехи или неудачи торговой политики есть показатель их разрешения. В международной торгово-экономической политике долгие годы сохраняются две взаимосвязанные тенденции. Первая - стремление к либерализации международной торговли, к уничтожению торговых барьеров, привносимых процессами углубления международного разделения труда, интернационализацией производительных сил. Вторая - одновременное усиление протекционизма, попытки ограничить проникновение "чужого" капитала и товаров в "свою" страну. Для того чтобы разобраться что же лучше для государства: либерализация экономики или протекционизм, вначале рассмотрим конкретнее, что такое протекционизм.

Глава 1. Протекционизм

Под протекционизмом (от лат.слова "protecto" - защита, покровительство) в настоящей работе понимается государственная политика создания особенно благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей путем ограждения доступа на внутренний рынок иностранных поставщиков и оказания помощи отечественному производству.

Основными видами протекционизма являются:

§Селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или против конкретного государства;

§Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли;

§Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

§Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи нетаможенных методов;

§Местный протекционизм - протекционизм продукции и услуг местных компаний;

§Зеленый протекционизм - протекционизм при помощи норм экологического права.

Политика протекционизма проводится главным образом двумя путями: а) через таможенный тариф; б) нетарифные ограничения. Оба пути широко практикуются во всем мире. Таможенный тариф - перечень товаров, подлежащих обложению пошлиной, т.е. налогом. Он включает тысячи торговых наименований, постоянно видоизменяется и отличается друг от друга числом облагаемых товаров и детализацией своих позиций. Пошлина вводится с целью получить доход, либо для защиты своих производителей. Пошлины ставят иностранного производителя в заведомо невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке данной страны. Различают: 1) фискальные пошлины, которые применяются в отношении товаров, не производимых у себя (в США это кофе, олово, бананы и т.д.). Ставки фискальных пошлин невелики. Их основная цель - наполнить государственный бюджет налоговыми поступлениями; 2) протекционистские пошлины, которые предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. И те, и другие пошлины взыскивают при выпуске товаров на внутренний рынок данной страны через ее таможню. Экономическая функция пошлины состоит в том, что она увеличивает цену импортных товаров, ввозимых в страну, поэтому создает разницу в цене одного и того же товара - на мировом рынке и в пределах данной страны. Пошлины в тарифе устанавливаются двумя методами: а) в виде процентов к цене товара (пошлина с цены), т.е. адвалорная пошлина; б) в виде определенной суммы с веса, объема, штуки ввозимого товара. Такая пошлина называется специфической. Сегодня в мировой практике применяются оба вида пошлин.. Нетарифные ограничения - это система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Их цель - сократить количество импорта в данную страну. К числу нетарифных ограничений относятся: - импортные квоты - т.е. максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Это более эффективный метод сдерживать международную торговлю, чем пошлины. Пошлина не может сдерживать поступления определенных товаров в больших количествах.

б) лицензирование - специальное право на ввод в страну определенного количества товаров. Обычно лицензии получают наиболее крупные компании. Лицензии могут быть индивидуальные (как правило, разовое разрешение) и генеральные (на определенное время, на срок). Существуют, кроме того, в мировой практике и меры косвенного или скрытого протекционизма. Сюда входит масса форм и методов, например: разные таможенные формальности; санитарно-ветеринарные нормы; система внутренних налогов и акцизов (т.е. вид косвенного налога на некоторые товары широкого потребления: водка, сахар и др.); различные административные положения, указы, постановления, распоряжения, касающиеся использования иностранных товаров на данной местности, территории и т.д. Все это открыто импорту не препятствует, но создает массу неудобств и волнений, а поэтому является скрытым протекционизмом.

Глава 2. Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Одним из важных направлений внешнеторговой политики является применение протекционистских мер, имеющее противоречивый характер. С одной стороны, использование таких мер, ограждая внутренний рынок отдельных видов товаров и услуг от чрезмерной иностранной конкуренции и предусматривая помощь отечественным предприятиям, в том числе финансовую, оказывает им существенную поддержку и тем самым ускоряет развитие экономики. С другой стороны, использование тех же мер может и затормозить развитие экономики, если оно поддерживает заведомо неконкурентоспособные и бесперспективные предприятия. Таким образом, разумная протекционистская политика должна быть ориентирована на перспективу. В условиях тенденции к либерализации международной торговли в послевоенный период все страны тем не менее применяют ограничения импорта и субсидирование предприятий, имеющие протекционистский характер. Несмотря на усиление регулирования использования протекционистских мер на многосторонней основе, они остаются и, видимо, останутся в дальнейшем в числе основных средств внешнеторговой политики, хотя и будут приобретать новые формы. Для России содействие развитию внешнеторговых связей, в том числе посредством совершенствования их регулирования, приобретает в настоящее время приоритетную роль в экономической политике . Актуальным становится сочетание защитных мер с мерами государственной поддержки отечественных товаропроизводителей с учетом правил ВТО. Существует много причин, в том числе объективного характера, для проведения правительством протекционистской политики. Рассмотрим основные из них. Во-первых, причиной протекционистских мер правительств может стать недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей данной страны по сравнению товаропроизводителями в других странах вследствие неравномерности экономического развития. В условиях рыночной стихии возникает необходимость в государственной поддержке и защите части отечественных поставщиков от иностранных, чтобы противодействовать росту безработицы и социальной напряженности, особенно в период структурной перестройки производства в целях повышения его эффективности. Доля 28 развитых стран, вместе взятых, в мировом ВВП почти в 3,6 раза, а в экспорте - в 5 раз выше, чем их доля в совокупном населении мира. Среди развитых стран по соотношению приведенных показателей также имеются различия. Доля 128 развивающихся стран, вместе взятых, в мировом ВВП и в экспорте, наоборот, значительно меньше, чем в совокупном населении, соответственно почти в 2 раза и в 4 раза. Это различие было бы еще большим, если из числа развивающихся стран исключить ряд стран по уровню экономического развития приближающихся к развитым странам. Доля Китая в мировом ВВП также почти в 2 раза меньше, чем в совокупном населении, а его экспорт соответственно в 8 раз меньше. Неравномерность развития присуща рыночной экономике, как национальным хозяйствам в целом, так и особенно отдельным отраслям. Поэтому протекционизм в определенной степени является неотъемлемым элементом экономической политики правительств. Важно, чтобы протекционизм, который таким образом объективно необходим, не становился тормозом развития экономики и обновления ее структуры. Во-вторых, составной частью промышленной политики стимулирования развития зарождающихся перспективных отраслей производства часто также является временное ограничение ввоза конкурирующей продукции. В-третьих, периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается. Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедливой конкуренции на внутреннем рынка. Все перечисленные причины казалось бы оправдывают протекционистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны в условиях, когда на мировом рынке сосуществуют и тесно взаимодействуют национальные хозяйства с разной эффективностью, когда по разным обстоятельствам происходят сбои в этом механизме или когда внутренний рынок становится объектом агрессии со стороны недобросовестных предпринимателей, пользующихся бюджетными средствами. Вместе с тем общепризнано, что развитие внешней торговли, отражая участие страны в международном разделении труда, является одним из важнейших факторов, наряду с научно-техническим прогрессом, ускоряющим развитие хозяйства путем более рационального использования материальных и людских ресурсов. Следовательно, меры, содействующие расширению внешней торговли, благоприятствуют экономическому развитию, а противодействующие этому меры, в том числе протекционистские, сдерживают его. Таким образом одна и та же в принципе политика покровительства отечественному товаропроизводителю и защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции может быть при определенных условиях как положительным, так и отрицательным фактором.

Глава 3. Критика протекционизма

Даже маленькие дети знают , что торговля - это путь к процветанию. А протекционизм мешает этому процветанию. Политика протекционизма, или защита отечественных производителей от ужасов конкуренции (за счёт отечественных потребителей), - это экономическое бедствие, многократно осуждённое буквально всеми национальными и мировыми лидерами. Благодаря либерализации международной торговли выиграют потребители, и производители , замечательного и дешёвого продукта, и разнообразные изобретатели, сегодня отрезанные от технологических компонентов импортными пошлинами, и те многочисленные предприятия, которые сейчас не могут пробиться на новые рынки через межгосударственные бюрократические барьеры.

Когда в стране начинается рецессия, то у правительства возникает большое искушение бороться с ней ограничением импорта (реже - экспорта). Естественно, такого рода меры негативно влияют на мировую торговлю. Протекционизм уже многие называют вирусом, который поглощает всю мировую экономику. И выздоровление во многом зависит от того, насколько правительства стран мира смогут удержаться от торговых войн и эскалации протекционизма.

Осознавая опасность протекционизма для благополучия человечества, на большом антикризисном саммите 18 ноября 2008 года лидеры стран "двадцатки" поклялись бороться с этим злом. Прошёл год. За это время, по данным организации Global Trade Alert, правительствами была принята 51 мера, направленная на либерализацию международной торговли, и 294 меры, дискриминирующие импортёров, то есть негативно влияющие на мировую торговлю. В ближайшее время возможно принятие ещё двух сотен дискриминационных мер. Их пример можно посмотреть в таблице №1

Типы и распространённость дискриминационных мер

(таблица№1)

____%____Меры государственной поддержки отечественных производителей (включая спасение их от заслуженного банкротства)32Защитные меры (антидемпинговые и компенсационные пошлины)20Тарифные меры14Экспортные субсидии4Госзакупки4Нетарифные ограничения4Санитарные и фитосанитарные меры4Экспортные пошлины3Запрет импорта2Ограничение миграции2Иное11По данным GTA

Глава 4. Взгляды на протекционизм в современном мире

протекционизм антикризисный международный торговля

В своем интервью в 2009 году Андрей Кобяков сказал: "Протекционистские настроения будут только нарастать". И он оказался прав, не смотря на недавнее проведение Конференции ВТО, прошедшей в Женеве, на которой Паскаль Лами( глава ВТО) призывал все страны к открытию внутренних рынков для международной торговли, от протекционизма отказываться никто не собирается. Оказалось ,что на словах за свободную торговлю абсолютно все, но, когда речь заходит о конкретных шагах, торжествует принцип "только после вас". Практически все правительства видят в односторонней либерализации импорта недопустимую уступку - к вящей радости неконкурентоспособных "отечественных производителей", ловко лоббирующих привилегии и барьеры.

На практике мы видим, что протекционизм в современном мире не собирается уходить в прошлое, он только немного изменил свои формы. Современный протекционизм приобретает куда более изощрённые формы, чем простодушные импортные пошлины. Только каждая седьмая дискриминационная мера в базе данных GTA имеет отношение к тарифам. Главное орудие современных протекционистов - это государственная поддержка, позволяющая вытянуть отечественных псевдопроизводителей за уши из трясины банкротства. Соответственно, и оценка последствий современного протекционизма для мировой торговли и мировой экономики должна производиться с учётом всех мер антикризисной поддержки, а не только путём подсчёта классических торговых барьеров.

Пример современного "скрытого" протекционизма может служить "мясные войны" между ЕС и США. Вводятся определенные стандарты, скажем, на генномодифицированные продукты, или находят в какой-то небольшой партии, предположим, следы животного заболевания, и запрещают на долгий период импорт из этой страны совсем. Все эти меры, которые внешне имеют характер санитарной защиты, на самом деле исполняют те же функции, которые до этого исполняли традиционные квоты на импорт. То же самое можно отнести и к технических стандартов. Их постоянное повышение, видоизменение приводят к тому, что производителям в мире нужно подстраиваться под эти новые стандарты. Это подчас вызывает отзыв целой партии товара, уже направленной в ту или иную страну, для того, чтобы подвергнуть ее определенной переделке. Это конечно же будет накладывать дополнительные транспортные и трудовые издержки. Подобная мера, по большому счету, отличается от таможенной пошлины всего лишь формой.

По данным GTA явных протекционистов у нас в мире 10.(см. табл.№2)

Рейтинг протекционистов

Таблица №2

Рейтинг по количеству дискриминационных мерРейтинг по уровню вреда, нанесённого дискриминационными мерами% тарифных позиций, затронутых этими мерами% секторов, затронутых этими мерами% торговых партнёров, затронутых этими мерами1Российская Федерация (37)РФ (39%)Алжир (68%)КНР (71%)2Аргентина (20)КНР (27%)Эквадор (38%)Индия (61%)3Германия (16)Индонезия, Эквадор (25%)Индонезия (31%)РФ (57%)4КНР, Индонезия, Индия, Великобритания (11)РФ (30%)Индонезия (53%)5Индия (17%)КНР, Белоруссия, Мексика (29%)Великобритания, США (52%)6Япония, Великобритания (11%)7Франция (51%)8Бразилия (10)США (10%)Германия (26%)Германия (50%)9Италия, Испания (9)Аргентина (7%)США (25%)Аргентина (49%)10Франция (6%)Аргентина (24%)Испания (46%)

Заключение

Характерной чертой протекционистской политики в современных условиях является утверждение коллективного и селективного протекционизма, который проводится странами-членами интеграционных группировок по отношению к третьим странам. В наибольшей степени такой протекционизм свойствен для стран ЕС.

протекционизм антикризисный международный торговля

Список литературы

1.ВИДЯПИНА В.И. "БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ" "Торгово-экономическая политика индустриальных государств" (Хрестоматия)т.2. стр.18

.ВИДЯПИНА В.И. "БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ" "Новые тенденции всемирных экономических отношений и международного разделения труда" (Хрестоматия) стр.19

.Кошкин В. Статья "Барьер не взят" журнал "Частный корреспондент" г. 2009 протекционизм антикризисный международный торговля

.Интервью редакция "Мостов" с И. Радионовым.

5.Столпер,У. Самуэльсон П. статья- "Протекционизм и реальная заработная плата"


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!