Тема: Исследование распределения электропроводности в пересжатых детонационных волнах в конденсированных взрывчатых веществах

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Физика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    3,54 Mb
Исследование распределения электропроводности в пересжатых детонационных волнах в конденсированных взрывчатых веществах
Исследование распределения электропроводности в пересжатых детонационных волнах в конденсированных взрывчатых веществах
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!













Курсовая работа

По дисциплине «Логистика»

Тема

«Оптимизация логистической системы организации

на материалах ОАО «Промприбор»

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день наиболее выгодным вариантом управления предприятием является взаимосвязь маркетингового и логистического подходов.

Современная экономика предъявляет высокие требования к руководителям предприятий. Перед ними остро вопрос о повышении эффективности экономического управления и обеспечение стабильного функционирования предприятий на основе оптимизации логистической системы организации.

Одним из важных факторов повышения эффективности предпринимательской деятельности является эффективное управление материальными запасами.

Современные российские предприятия еще не включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и явно недостаточно используют данный фактор повышение конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях России показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств и повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг. Эффективная реализация этих задач осуществляется на основе использования методологических подходов и методического инструментария новой научной дисциплины − логистики.

Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по оптимизации логистической системы организации на основе эффективного управления запасами.

Для достижения указанной цели необходимо решить такие задачи:

рассмотреть теоретические основы оптимизации логистической системы организации;

рассмотреть маркетинговую характеристику и провести анализ логистического управления ОАО «Промприбор»;

разработать рекомендации по оптимизации логистической системы на основе эффективного управления запасами ОАО «Промприбор»

Курсовая работа пишется на материалах предприятия ОАО «Промприбор», которое и является объектом исследования.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Классификация логистических систем

Большинству реально функционирующих на практике логистических систем присущи основные черты сложных (больших) систем, позволяющие применять к их анализу и проектированию системный подход, а именно:

- сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев); сложный характер взаимодействия между отдельными элементами; сложность функций, выполняемы, системой; наличие сложно организованного управления; воздействие на систему большого числа стохастических факторов внешней среды;

- иерархичность, т. е. подчиненность элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня в плане линейного или функционального логистического управления; .

- эмерджентность (целостность), т. е. свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами;

- структурированность. Предполагает наличие определенной организационной структуры логистической системы, состоящее из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующих заданную цель.

Особенностями реальных звеньев, из которых может состояв логистическая система, являются:

- различные формы собственности и организационно-правовые формы;

- различия в характере и целях функционирования;

мразличия в производственной мощности, уровне концентрации производства, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;

- рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;

- экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта;

- зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев и др.

Кроме того, нужно учитывать, что большинство звеньев логистической системы являются синтезом субъектов и объектов логистического управления со своими организационно-функциональными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью логистической системы. Это значительно усложняет формирование управления в логистической системе и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий звеньев логистической системы.[12]

С позиций кибернетического подхода звено логистической системы можно представить как некоторый элемент, преобразующий входящие в него материальные (финансовые, информационные) потоки (рис. 1).

Рисунок 1 - Звено логистической системы (ЗЛС) как преобразователь потоков.

На рисунке 1:X, R,C - векторы параметров входных потоков (материального, информационного, финансового); Z - вектор параметров ЗЛС; Y, R, C - векторы параметров выходных потоков; F - вектор внешних возмущений

Кортеж < X, R, C> представляет собой векторы параметров входных материального Х ={x1, x2, ..., xn}, информационного R = {r1, r2, ..., rv} и финансового C = {c1, c2, ..., ck} потоков. F = {f1, f2, ..., fl} представляет собой вектор внешних возмущений (воздействий внешней среды); Z = {z1, z2, ..., zs} - вектор параметров звена логистической системы. Выходной кортеж < Y, R, C> - это выходные векторы параметров соответственно материального (Y), информационного (R) и финансового (C) потоков, размерность которых в общем случае может не совпадать с размерностью входных векторов. Часть параметров вектора R представляет собой управляющую информацию, поступающую от субъектов управления в логистической системе. В случае если звено логистической системы генерирующего типа, то имеется только выходной кортеж или отдельные его составляющие, а также вектора F и Z. Если звено логистической системы поглощающего типа, то отсутствует выходной кортеж векторов. [7]

На рисунке 2 представлена классификация логистических систем.

Рисунок 2 - Классификация логистических систем

Согласно предлагаемой классификации, логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы. Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например к фирме-производителю товара (ассортимента товаров), и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта. Соответственно различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска готовой продукции (производственное расписание), то основными задачами внутрипроизводственной логистической системы являются: эффективное использование материальных ресурсов, уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в складской системе фирмы-производителя, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимальная себестоимость проекции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции. [9]

Внешние логистические системы решают задачи, связанные с упрощением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Таким образом, звеньями внешних логистических систем являются элементы снабженческих и распределительных сетей, выполняющие те или иные логистические операции по обеспечению движения потоков от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям фирмы-производителя и от ее складов готовой продукции к конечным потребителям. Типичными задачами внешних логистических систем являются рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях, оптимизация затрат, связанных с логистическими операциями отдельных звеньев логистической системы, и общих затрат, сокращение времени доставки материальных ресурсов и готовой продукции и времени выполнения заказов потребителей, управ ление запасами материальных ресурсов и готовой продукции, обеспечение высокого уровня качества сервиса.

Необходимо отметить один важный момент. Система снабжения производителя материальными ресурсами (система закупок) представляет собой частично или полностью систему сбыта продукции поставщика (группы поставщиков). Принципиальным вопросом является место передачи прав собственности на товар (материальные ресурсы) от поставщика производителю, который выступает для поставщика конечным потребителем. Условия передачи прав собственности обычно закрепляются в договоре поставки (купли-продажи) материальных ресурсов. При этом могут возникать определенные конфликтные ситуации, связанные с различиями в логистических стратегиях и задачах поставщиков и фирмы-производителя готовой продукции. На практике это часто приводит к тому, что производитель вынужден создавать собственные логистические структуры закупок материальных ресурсов, отличные от распределительных систем поставщиков. Подобные логистические структуры, состоящие из звеньев логистической системы, выполняющих различные логистические операции и функции по транспортировке, складированию, хранению, грузопереработке, вместе с товаропроводящей сетью поставщиков (или ее частями) составляют внешнюю логистическую систему, часто называемую логистической системой снабжения (закупок) фирмы-производителя. [5]

Одной из важных задач логистического менеджмента в такой логистической системе является координация логистических функций и согласование целей с поставщиками и посредниками.

Выделение базисных и ключевых логистических функций привело к появлению внешних логистических систем физического распределения (дистрибьюции), снабжения (закупок) и др.

Иногда внутрипроизводственные и внешние логистические системы рассматривают как подсистемы интегрированной логистической системы. На рисунке 3 в укрупненном виде представлена схема микрологистической системы.

Рисунок 3 - Укрупненная схема микрологистической системы

На рисунке 3: ЗЛС - звенья логистической системы; МР - материальные ресурсы; НП - незавершенное производство; ГП - готовая продукция; ВМП - возвратные материальные потоки.

Базисные логистические функции (снабжение, производство, сбыт) реализуются в зависимости от поставленных перед логистической системой целей и критериев оптимизации путем создания специальной организационно-функциональной структуры, которая включает в себя высший логический менеджмент, осуществляющий координацию и интегрированное управление материальными (финансовыми, информационными) потоками, и множество звеньев логистической системы. Звенья логистической системы могут быть как внутрифирменными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузоперерабатывающими и т. п.), так и привлеченными предприятиями, организациями и учреждениями (логическими посредниками), выполняющими те или иные логические операции и функции. На рисунке 3 показаны логистические функции, выполняемые звеньями логистической системы в процессах снабжения, производства и сбыта. [8]

Макрологистической системой будем считать систему, назначением которой не является извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса, создаваемую на уровне территориального или административно-территори ального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода.

Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев построения микрологистических систем.

С позиций обшей теории управления, в частности по аналогии с автоматизированными системами управления (АСУ), логистигческую систему как на микро-, так и на макроуровне можно представить в виде синергии субъекта и объекта логистического управления, поддерживаемой комплексом обеспечивающих подсистем (рис. 4). При таком подходе в большинстве реально функционирующих логистических систем реализуется кибернетический принцип «следящей» системы управления. [6]

Рисунок 4 - Представление логистической системы в качестве «следящей» системы управления

На рисунке 4: Yo, Ro, Co - векторы вх. потоков; a - рассогласование; U вектор управляющих воздействий на объект; Y, R, C - векторы параметров потоков.

Согласно этому принципу, субъект (управляющая система) непрерывно отслеживает выходные параметры материальных (информационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданной настройкой, определяемой целевой функцией и ограничениями, накладываемыми на управление в логистической системе. Используя введенные выше для звена логистической системы обозначения (рис. 1), настройкой логистической системы назовем кортеж < Yo, Ro, Co >, который сравнивается в измерителе рассогласования с выходным кортежем векторов объекта управления < Y, R, C >. В результате сравнения может возникнуть рассогласование a, появление которого вызвано влиянием на объект управления вектора внешних возмущений F или изменением вектора Z внутренних параметров состояния логистической системы. В зависимости от величины рассогласования a логистический регулятор (координатор) формирует вектор U управляющих воздействий на объект, которые должны постоянно в рассматриваемый период времени стремиться свести рассогласование к нулю.

Для поддержки процессов логистического управления в логистической системе обычно формируется комплекс подсистем, состоящий из информационного, организационного, экономического, технического, правового, эргономического, экологического и других видов обеспечения.

1.2 Государственная поддержка функционирования логистических систем

Специфической чертой инфраструктуры товарных рынков во многих странах является органическое сочетание децентрализованных начал и государственного управления. Зарубежный опыт показывает, что рыночные отношения тесно взаимосвязаны с государственным регулированием производства и товарообращения, осуществляемым экономическими и правовыми методами в интересах развития национальной экономики и мирохозяйственных связей. Объективная необходимость в государственной поддержке предприятий вызвана, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что, преследуя собственные интересы, логистические посредники призваны обеспечивать нужды обслуживаемых ими предприятий и организаций, надежность и эффективность оказываемых услуг. Во-вторых, органы государственного управления призваны координировать интересы логистических посредников и обслуживаемых ими предприятий, содействовать обеспечению взаимовыгодных отношений между ними.

Вместе с тем в настоящее время органы власти субъектов Российской Федерации не оказывают заметного влияния на деятельность предприятий, занятых предоставлением логистических услуг. Между ними не сложились какие-либо системные отношения, кроме отношений по уплате установленных налогов.

Применительно к инфраструктуре рынков товаров производственно-технического назначения и ее важнейшему элементу - оптово-посредническим структурам, оказывающим логистические услуги, методы государственного управления включают:

  • государственное прогнозирование на долгосрочную, среднесроч ную и краткосрочную перспективу {стратегическое управление);
  • косвенное управление с помощью экономических и право вых методов;
  • научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры и его координацию {индикативное управление);
  • прямое управление с помощью экономических и организационно-правовых методов регулирования товарного рынка и его инфраструктуры. [2]
  • Все указанные методы государственного управления могут эффективно использоваться, если базируются на системе наблюдений (мониторинге) и анализе состояния и показателей функционирования логистических посредников. Такая система должна удовлетворять следующим требованиям:
  • - быть адаптируемой к возможностям современных средств передачи и обработки информации;
  • - предусматривать, что информация должна аккумулироваться и обрабатываться как дискретно, так и путем накопления данных, опираться, главным образом, на статистическую отчетность, а также на дополнительно запрашиваемые сведения и данные анкетных опросов;
  • - наблюдения должны проводиться по показателям, определенным с непосредственным участием исследователей, и осуществляться на уровне федеральных и региональных органов власти.
  • Государственное воздействие на деятельность логистических систем, опирающееся на механизм мониторинга, анализа деятельности логистических посредников и прогнозирования, сво дится к использованию следующих методов: рекомендательных (индикативные правила организации и технологии хозяйственной деятельности, координации учета и анализа ее показателей, другие средства научно-методического обеспечения функционирования субъектов инфраструктуры); методов косвенного управления (экономическая поддержка предприятий); прямого управления отдельных элементов инфраструктуры как естественных монополий, государственные закупки). [17]
  • На базе информации, накапливаемой по наблюдениям за состоянием деятельности логистических систем, и прогнозных оценок разрабатываются меры по содействию развитию этих систем путем подготовки методических материалов информационного и рекомендательного характера. Указанные материалы могут включать:
  • информацию об особенностях различных логистических по средников, используемых первичных и сводных показателях их деятельности;
  • информацию о прогрессивном опыте логистических посред ников с учетом сведений об их новациях и инициативах;
  • рекомендации по формам и методам логистико-посредни-ческой деятельности, повышению ее эффективности, а также развитию отдельных видов такой деятельности;
  • инструкции или методические положения по определению эффективности деятельности логистических посредников.
  • Таким образом, рекомендательные методы государственного воздействия способствуют координации деятельности логистических посредников, обеспечению их информацией об опыте хозяйствования, внедрению научных разработок.
  • Использование методов косвенного управления преследует цели развития инфраструктуры товарных рынков, координации информационных потоков, поддержке эффективных инноваций, развития интеграционных процессов в логистических системах. Как и при воздействии на развитие новых видов логистического обслуживания, здесь могут использоваться методы индикативного управления. Государственная поддержка выражается также в нормативно-правовом регулировании, создании благоприятных экономических условий функционирования логистических посредников.
  • Эффективное государственное регулирование предполагает активное участие региональных органов управления в развитии инфраструктуры товарных рынков, в экономическом стимулировании логистических посредников при их селективной финансовой поддержке. Необходимо, чтобы стимулировались предприятия, во-первых, направляющие доходы на развитие своей мате риально-технической базы; во-вторых, осваивающие новые виды обслуживания; в-третьих, занятые в наибольшей мере материально-техническим обеспечением социальной сферы; и, в-четвертых, участвующие в поставках продукции для государственных нужд и в чрезвычайных ситуациях. Средствами экономического стимулирования служат:
  • - снижение налогов с доходов, используемых для инвестиций в эффективное развитие предприятий и увеличение объемов их деятельности;
  • - содействие в предоставлении кредитов предприятиям, развивающим новые виды логистических услуг;
  • - предоставление льготных кредитов предприятиям, занятым обслуживанием организаций социальной сферы и поставками продукции для государственных нужд;
  • - выделение льготных кредитов при осуществлении закупок, завоза продукции и создании ее страховых запасов на случаи чрезвычайных ситуаций;
  • - частичная компенсация транспортных расходов по завозу на склады продукции для государственных нужд;
  • - выделение целевых дотаций предприятиям, оказывающим новые виды логистических услуг, на их социальные нужды;
  • - погашение (на заранее согласованных условиях) задолжен ности тех логистических посредников, которые принимают активное участие в рационализации товарных потоков и содействуют обеспечению экономии расходов местных бюджетов на развитие транспортных терминалов либо других складских объектов регионального значения.
  • Наряду с методами косвенного управления используются методы прямого управления. С учетом выделения блоков хозяйствования, которые находятся в полном ведении государства и связаны с обеспечением движения материальных потоков, эти методы заключаются в организационно-правовом регулировании и контроле за функционированием соответствующих элементов инфраструктуры. Это прежде всего государственное регулирование естественных монополий. В России оно осуществляется в сфере железнодорожных перевозок и перевозок в труднодоступные районы, при оказании услуг транспортными терминалами и в других сферах товародвижения. Государственное регулирование естественных монополий состоит преж де всего в определении цен (тарифов) или предельного уровня цен на оказываемые услуги, а также использовании других методов воздействия и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. [14]
  • К методам прямого экономического регулирования товарного рынка и его инфраструктуры относится и механизм обеспечения поставок продукции для государственных нужд. При этом может быть использован зарубежный опыт формирования государственных заказов для выполнения целевых программ, например в США. Нужно учитывать, что в отдельных странах государственные за купки являются важнейшей составляющей рыночной системы, а во многих ее сегментах они в значительной степени определяют конъюнктуру рынка (так, государственный спрос в экономике США составляет до 20% валового национального продукта и охватывает широкую номенклатуру конечной продукции). Как показывает мировая практика, рынок государственных закупок может стать достаточно действенным инструментом государственного регулирования экономических процессов.
  • Если оценивать отечественную практику, то российская экономика находится еще на начальной стадии формирования системы обеспечения государственных нужд в условиях рыночных отношений. Наиболее острой проблемой в этой области является обеспечение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых для государственных закупок. Важнейшим инструментом решения этой проблемы являются торги (конкурсы, тендеры). Торги следует рассматривать как особый способ выдачи заказов на поставку товаров, предполагающий привлечение предложений от нескольких участников и выбор наиболее эффективного варианта. [10]
  • Другим важным условием формирования систем заказов и поставок продукции для государственных нужд является участие в них логистико-посреднических организаций, что будет способствовать усилению их роли в процессе товародвижения и повышению эффективности логистической деятельности.
  • Организация управления товародвижением в России охватывает решение задач и координационные функции, выполняемые органами управления, и структуризацию этих функций. Задачами государственных структур на федеральном и региональном уровнях управления следует считать: разработку и реализацию государственной научно-технической политики развития процессов товародвижения и товаропроводящей сети, формирования инфраструктуры товарного рынка; инициирование развития экономических методов управления; координацию процесса товародвижения и деятельности субъектов товарных рынков по организации и осуществлению товародвижения.
  • Организация государственного управления товародвижением должна быть построена на программной основе. Федеральные программы должны предусматривать цели управления процессами товародвижения, систему экономических, правовых и организационных мер по государственной поддержке их проведения, методы контроля за выполнением этих программ.
  • Разработка таких программ позволит реализовать различные методы государственного воздействия на процессы товародвижения и функционирование инфраструктуры товарных рынков: государственного прогнозирования, косвенного управления, научно-методического обеспечения развития и координации процессов товародвижения, прямого управления.
  • 1.3 Риск и страхование в логистических системах
  • Логистическая система в любой практической реализации - от процесса перемещения грузов до процессов товародвижения в рыночном пространстве - включает множество разнородных элементов, функционирование которых находится под влиянием различных факторов и сопряжено с определенным риском. Одним из принципов логистики является надежность, причем на микро- и макрологистическом уровнях. Это означает, что риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован.
  • Риск - основное понятие страхования. Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него. Риск и страховой случай аналогичны понятиям теории надежности, где надежность есть вероятность наступления отказа или вероятность безотказной работы системы. В общем виде страхование представляет собой систему обеспечения интересов физических или юридических лиц, подверженным тем или иным рискам. Такая система реализуется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание надежности на требуемом уровне, что должно свести вероятность отказов или наступления страхового случая к минимуму. Для определения рациональных способов и методов страхования целесообразно под логистической системой понимать процесс движения материальных ресурсов, осуществляемый в сферах обращения и производства. Исходя из этого логистическая система состоит из двух подсистем:
  • - коммерческой, т. е. процесса движения товаров и финансо вых средств в сфере обращения;
  • - производственной, т. е. процесса физического перемещения или изменения предметов труда (непосредственно в производстве до получения готового продукта) и работы всякого рода оборудования (транспортных средств, перегрузочных машин и т. п.).
  • Коммерческая подсистема включает следующие операции (эле менты): закупка, реализация (сбыт), транспортировка, хранение (складирование), производственные и информационные услуги, связанные с подготовкой к производственному потреблению или реализации и др. Указанные операции адекватны комплексу составляющих процесса товародвижения на интегрированном рынке. Производственная подсистема включает основные и вспомогательные технологические операции изготовления и перемещения продукции. [20]
  • Риск логистической системы как составной части предпринимательства включает следующие элементы:
  • коммерческий риск, выражающийся в срыве поставок или недопоставке продукции, нарушениях сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, потере части дохода (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т. п.;
  • риск утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий, включая стихийные бедствия;
  • риск, обусловленный хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств;
  • экологический риск, выражающийся в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции;
  • риск возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим и физическим лицам в процессе логистической деятельности;
  • технический риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Таким образом, риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму деятельностью персонала, непосредственно занятого в логистическом процессе, что не исключает, а наоборот, предполагает дополнительное прямое страхование логистических рисков специализированными страховыми компаниями. В последнем случае взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования.

Договор страхования предусматривает две стороны: страхователь - участник логистического процесса, например владельцы товаров (грузов) или транспортных средств, и страховщик - юридическое лицо, принимающее на себя те или иные риски. Согласно договору страхования, страхователь уплачивает так называемые страховые премии страховщику, а последний возмещает ущерб в случае наступления страхового события.

Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, ибо кроме прямого неизбежен и косвенный ущерб. Страховое возмещение недостаточно для полной ликвидации ущерба. А поэтому задача состоит в недопущении наступления страхового случая - решение этой задачи возлагается на персонал, занятый в данной логистической системе, поскольку логистическая система функционирует как система «человек-машина». [19]

Таким образом, в системе страхования, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы, центральное место занимает управление.

В данном аспекте выявляются две группы факторов, определяю щих эффективность управления:

  1. разнообразие и целенаправленность управляющих воздействий на потоки материальных и финансовых ресурсов - на процесс товародвижения;
  2. комплекс логистической инфраструктуры, т. е. система обслуживания и обеспечения процесса товародвижения.

Для реализации указанных групп факторов следует ориентироваться на цель функционирования логистической системы, которая является многозначной:

  • достижение глобальной и локальной сбалансированности спроса и предложения;
  • обеспечение конкурентоспособности и сбыта произведенной продукции;
  • осуществление надежного материально-технического снабжения как непосредственное «питание» производства материальными ресурсами;
  • обеспечение заданных параметров перемещения материальных ресурсов по траекториям товаропотоков с минимальными затратами;
  • возмещение товаропроизводителями и другими участниками логистического процесса произведенных ими затрат. [6]
  • Для достижения перечисленных целей в той или иной конкретной ситуации могут быть введены в действие следующие управляющие воздействия:
  • ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям (от товароотправителей к товарополучателям);
  • замена одних материальных ресурсов другими;
  • изменение траектории движения материальных потоков;
  • использование резервов оптово-торговых фирм - страхование поставок за счет товарных запасов;
  • управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами;
  • дробление материального потока - изменение частоты по ставок;
  • регламентация использования материальных ресурсов, в том числе нормирование их расхода или потребления;
  • оперативные закупки материальных ресурсов;
  • эшелонирование материальных запасов;
  • консигнация товаров и грузов;
  • профилактика и резервирование технических средств логистического процесса;
  • сервисное сопровождение логистического процесса;
  • предварительная комплектация товаров (грузов) согласно требованиям покупателей;

поставки по системе «точно в срок»;

диспетчеризация движения материальных, в том числе транспортных, потоков.

Приведенным перечнем не исчерпывается арсенал управляющих воздействий. Расширение этого арсенала объективно повышает надежность логистических операций и логистического процесса в целом. Страхование надежности функционирования логистической системы достигается также и за счет ее обеспечивающих подсистем, т. е. за счет ее инфраструктуры. [4]

1) системы управления непосредственно процессом товародвижения (логистической системой);

2) системы страхования - специализированными страховыми компаниями. Последние, будучи самостоятельными субъектами страхового ранга, являются частью институциональной логистической инфраструктуры.

Таблица 1 - Риски и страхование в логистических системах

Наименование логистических подсистемРискСпособ страхованияЗакупкиНесоответствие цены качеству товара Увеличение затрат в производствеФункционально-ценовой анализ Соблюдение бюджетных ограничений Оптимизация (по Парето) условий сделкиТранспортировкаУвеличение транспортных издержек Нарушение графика поставок Утрата имуществаОптимизация маршрутов Диспетчеризация Охрана имущества Имущественное страхование Страхование ответственностиХранениеИммобилизация материаль ных ресурсов Утрата (хищение) имуществаУправление запасами Охрана имущества Противопожарные меропри ятия Имущественное страхованиеМатериально-техническое снабжениеНесбалансированность (несоответствие обьема поставок потребностям) Несоответствие по качеству материальных ресурсов Ситуации возникновения дефицита Сверхнормативные запасы и неликвидыНормирование расхода материальных ресурсов Входной контроль Оперативные закупки Управление производствен ными запасами Поставки "точно 8 Срок"Внутрипроизводственное движение материальных ресурсовНарушение производствен ного ритмаУправление запасами в незавершенном производстве Подготовка материалов к производственному потреблению

Таким образом, страхование в логистических системах - процесс сложный и многовариантный, требующий проведения комплекса расчетов для оптимальных условий страхования. Эти условия должны быть учтены в договоре страхования. Конкуренция на рынке страховых услуг дает возможность достичь взаимной коммерческой выгоды как для страхователя, так и для страховщика. В любом случае забота о безотказной работе логистической системы, о ее эффективности лежит на непосредственных участниках логистического процесса.

2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОАО «ПРОМПРИБОР»

2.1 Маркетинговая характеристика предприятия

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Промприбор».

марта 1959 г. Совет Министров РСФСР принял Постановление № 463 о строительстве завода Жидкостных счётчиков в г. Ливны, Орловской области для нужд быстроразвивающейся нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности страны. В июле 1961 г. Ливенский завод Жидкостных счётчиков переведён в число действующих (Основание: Постановление Орловского совнархоза № 131 от 13.07.1961 г.) С 1961 г. по 1989 г. завод Жидкостных счётчиков входит в состав Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Согласно приказу Зам. Министра приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР от 26 августа 1976 г. № 290 создано Ливенское производственное объединение «Промприбор» в составе Ливенского завода жидкостных счётчиков и СКТБ «Промприбор» (ПО «Промприбор»). В 1989 г. Министерство приборостроения было упразднено.

ПО «Промприбор» вошло в состав Министерства электротехнической промышленности. 8 января 1990 г Постановлением Правительства создано межотраслевое государственное объединение по разработке и производству приборов (МГО). Ливенское ПО «Промприбор» вошло в состав МГО. Но МГО просуществовало недолго, так как руководство объединения в г. Москва не смогло в новых условиях управлять входящими в его состав предприятиями.

Руководство ПО «Промприбор» вынесло вопрос на общее собрание коллектива о переходе ПО «Промприбор» в состав Роснефтепродукта (затем Главнефтепродукт) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.

С 1991 г. по 2004 г. предприятие входило в состав концерна «Роснефтепродукт» (затем «Главнефтепродукт») Министерства топлива и энергетики РФ. Постановлением Главы администрации г.Ливны от 29.04.1994 г. № 218 государственное предприятие ПО «Промприбор» было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Промприбор» (АООТ «Промприбор») в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2002 г № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества».

Акционерное общество «Промприбор» является правопреемником государственного предприятия ПО «Промприбор».

В июле 2002 г АООТ «Промприбор» переименовано в Открытое акционерное общество «Промприбор» и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (Основание: Решение от 17.07.2002 г № 6 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Ливны). С 2004 года ОАО «Промприбор» − частное предприятие и по видам деятельности относится к машиностроительной отрасли.

Целью общества является извлечение прибыли.

Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

) разработка и выпуск продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, в том числе:

-приборов контроля и регулирования технологических процессов и запасных частей к ним;

-оборудования для комплектации нефтебаз, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, автозаправочных станций, газовых заправочных станций;

электродвигателей;

электронасосов;

метизов.

) проведение пуско-наладочных, ремонтных и монтажных работ, гарантийное и послегарантийное обслуживание;

) производство строительно-монтажных работ;

) торговая, торгово-посредническая, закупочная и сбытовая деятельность;

) другие виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ.

В процессе производства для изготовления некоторых видов продукции общество использует драгоценные металлы.

ОАО «Промприбор» − холдинговая структура, в которой отдельные производственные направления выделены в шесть независимых предприятий, являющихся центрами получения прибыли. Это:

- ООО «Ливенка» (производство топливораздаточных колонок);

ООО «Электромаш» (производство электродвигателей и насосов);

ООО «Металлург» (литье и отливки);

ООО «Инструмент» (производство приборов безопасности);

ООО «Промсервис» (техническое обслуживание зданий компаний);

ООО «Финансы и право» (деятельность в области права и бухгалтерского учета).

Каждое предприятие это хозрасчетная дочерняя компания или подразделение, состоящая из отделов:

маркетинга и сбыта;

конструкторского отдела;

производства

Также в холдинговую компанию включены вспомогательные отделы (управление движением материалов и комплектующих, управление кадрами и документацией, управление метрологии и качества, управление промышленной безопасности, охрана, управление регионального маркетинга, отдел отгрузки, бюро пуско-наладочных работ, инженерный центр, торговый центр).

ОАО «Промприбор» возглавляет генеральный директор.

Следующий уровень управления - 3 директора, ответственные за определенные сферы менеджмента:

. Финансовый директор, несет ответственность за финансово-экономическую деятельность предприятия. Имеет в своем подчинении заместителя директора и главного бухгалтера.

. Директор по маркетингу и сбыту, несет ответственность за данные направления деятельности и имеет двух заместителей.

. Директор по общим вопросам. Отвечает за кадровую политику и социальные направления работы.

Управление центрами прибыли, являющимися 100% собственностью компании, осуществляется директорами производств, работающими по контракту.

ОАО «Промприбор» было сертифицировано по системе менеджмента качества ИСО 9001-2000 в январе 2005года.

Работая над созданием дилерской сети в России и в регионах, и учитывая сложность выпускаемого оборудования, ОАО «Промприбор» проводит обучение и выдачу сертификатов о присвоении соответствующей квалификации дилерам.

Взяв за основу Европейские технологии перевалки с учетом требований безопасности и экологии, Ливенское ОАО «Промприбор», опираясь на 40-летний опыт работы в этой области, контакты с ведущими проектными институтами компаний «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «ТНК ВР», «ГАЗПРОМ», «Сибнефть», специалистами нефтебаз, АЗС, разработаны концепции: автоналива, ж.д. налива, учета нефтепродуктов, утилизации паров нефтепродуктов АЗС и НПЗ.

Совершенно очевидно, что благополучие промышленного предприятия зависит не только от противоборства комплексов маркетинга, применяемых ОАО «Промприбор», но и от тенденций и событий, имеющих место в маркетинговой среде. Маркетинговая среда предприятия (внешняя) включает в себя микросреду и макросреду маркетинга.

Рассмотрим факторы микросреды маркетинга ОАО «Промприбор» − поставщики, потребители и посредники, конкуренты, контактные аудитории.

На сегодняшний день ОАО «Промприбор» имеет около 600 потребителей. Постоянный контингент ОАО «Промприбор» составляет 100 покупателей. Потребителями выпускаемой продукции ОАО «Промприбор» являются прежде всего предприятия нефте- газодобывающего комплекса во всех регионах России и ближнего зарубежья.

Основные рынки, на которых предприятие осуществляет свою деятельность, представлены в таблице 2.

Основные возможные факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт ОАО «Промприбор» его продукции (работ, услуг):

увеличение цен на энергоносители, материалы и комплектующие, что повлечет увеличение цен на выпускаемую продукцию;

уровень политической и экономической стабильности;

деловая репутация предприятия;

появление зарубежных конкурентов на российском рынке.

Возможные действия ОАО «Промприбор» по уменьшению влияния указанных факторов на сбыт продукции:

повышение качества выпускаемой продукции;

удовлетворение индивидуальных требований заказчика к оборудованию;

оказание сервисного, гарантийного и послегарантийного обслуживания продукции заказчику;

применение высокопроизводительной технологии и современного оборудования при производстве продукции.

Таблица 2 − Основные рынки сбыта ОАО «Промприбор»

ГородРегионЕкатеринбургУральский регион: Свердловская, Челябинская, Курганская, Пермская, Тюменская обл.Иркутск Сибирский регионПензаПензенская обл.ОмскЗападно-Сибирский регион РФС.-ПетербургСеверо-западный регион РФ: респ.Карелия, Коми, Архангельская, Мурманская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Псковская обл.СамараРФМосква, Московская областьЦентральный регион РФ и страны СНГВоронежВоронежская, Белгородская, Курская, Ростовская областьАстанаКазахстанЛивны, ЛипецкРФРязаньРязань, Рязанская, обл.УфаБашкортостан, Татарстан, Чувашия, Удмуртия, Пермская, Кировская, Челябинская, Оренбургская обл.КазаньТатарстанКиевУкраинаКрасноярскКрасноярский край, Республика Хакасия, Республика Тува.КемеровоКемеровская обл., Сибирь, Дальний ВостокЧелябинскЧелябинская обл., Урало-Сибирский регионВладивостокАмурская, Магаданская, Камчатская, Сахалинская обл., Приморский, Хабаровский край, ЕАОТашкентУзбекистан, Таджикистан, АфганистанЯрославльЯрославская, Костромская, Ивановская, Вологодская обл.ТюменьТюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа Н.НовгородВолго-Вятский округОренбургОренбургская, Челябинская, Курганская обл.ИжевскУдмуртия, Кировская, Пермская, Тюменская обл.СтавропольСтавропольский крайАрхангельскАрхангельская, Вологодская, Псковская, Ленинградская обл.Поставщики - важное звено в системе создания и распростране ния потребительской ценности предприятия ОАО «Промприбор». Потребительская цен ность - оценочное суждение потребителя о способности товара удов летворить его потребности. Поставщики предоставляют предприятиям материальные ресурсы, необходимые для производства товаров и ус луг. Организация системы снабжения серьезно влияет на про цесс маркетинга. Дефицит ресурсов, задержка их поставок, забастовки и другие собы тия могут отразиться на объемах продаж, а в дальнейшем - нанести ущерб репутации предприятия в глазах потребителя. Основными поставщиками ОАО «Промприбор» являются:

листы латунные: ЗАО «Ассоциация КАД-М» г. Москва, ЗАО «Стамос» г. Москва, ООО «Реаллит» г. Москва, ЗАО «Каменск Уральский Завод по Обработке Цветных Металлов» г. Каменск-Уральский, ООО «Компания Северсплав» г. Санкт-Петербург;

проволока: ООО «Производственная компания Алюминконструкция» г. Москва, ООО Компания «ПромАлюминий» г. Москва, ООО «ТД «Ступинская Металлургическая Компания» г. Ступино

ЗАО «ТД «Ступинский» г. Москва;

сталь сортовая нержавеющая: ОАО «МЗ «Электросталь» г. Электросталь, ОАО «Металлсервис» г. Москва, ОАО ММЗ «Серп и Молот» г. Москва, Санкт-Петербургский филиал ООО «ТД Мечел» г. Санкт-Петербург, ООО «СпецСталь-проект» г. Москва, ОАО «Метэкспо» г. Нижний Новгород;

трубы стальные: ЗАО «ТД ТМК» г. Каменск-Уральский, ОАО «Металлсервис» г. Москва, ЗАО «МДО-Тирус» г. Москва, ООО «ХимМашМеталл» г. Москва;

В основном предприятие действует на рынке производителей, т.е. покупатели приобретают продукцию для использования её в процессе производства.

Основные существующие конкуренты ОАО «Промприбор», включая конкурентов за рубежом, представлены в таблице 3 .

Таблица 3 − Основные конкуренты ОАО «Промприбор»

Наименование конкурентаМесто нахожденияООО «Ленинградский насосный завод»Санкт-ПетербургЗАО «Помпа»ЩелковоООО «Электропромкомплект»Санкт-ПетербургОАО «Южный электромашиностроительный завод»Украина, Херсонская обл., Новая КаховкаОАО «ELDIN»ЯрославльОАО «ВЭМЗ» ВладимирООО «Уралэлектро»Медногорск, Оренбургская обл.ЗАО «Катайский насосный завод»Курганская обл., КатайскЗАО ТД «Щелковские насосы-ЭНА»ЩелковоОАО «АЗТ»СерпуховКазанский опытный завод «Эталон»КазаньООО «Научно-производственная фирма «Тим»ПсковООО «ЕНХА»БелгородЗАО «Промтехстрой»СтавропольЗАО «Экспо-Трэйд»Комсомольск-на-АмуреОАО «Армавирский опытно-машиностроительный завод»АрмавирОАО «Камышинский опытный завод»КамышинООО «Деловой союз»СерпуховОАО «Нефтемаш»ДнепропетровскОАО «Сапкон»Саратов«Marcon»Германия«Emko Wheaton»ГерманияSymexФранцияElin EBGАвстрия

На конкурентоспособность предприятия влияют внешние факторы, не зависящие от его действий:

политические факторы (отношение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти к проблемам деятельности предприятия, их заинтересованность в его развитии и росте);

экономические факторы (инфляция, изменение курса валют, конкуренция, уровень безработицы);

- экологические факторы (требования по соблюдению норм загрязнения окружающей среды);

- технологические факторы (уровень технического развития предприятия, общий уровень технического развития в стране и в мире, их соотношение);

- социальные факторы (изменение вкусов, потребностей и доходов покупателей).

Чтобы избежать негативного воздействия вышеперечисленных факторов на сбыт продукции, ОАО «Промприбор» проводит анализ влияния факторов внешней и внутренней среды, SWOT - анализ, выявляя существующие сильные и слабые стороны предприятия.

Контактные аудитории ОАО «Промприбор» представлены на рисунке 5.

система управление логистический маркетинговый



















Рисунок 5 − Контактные аудитории ОАО «Промприбор»

Следует отметить, что продукция ОАО «Промприбор» имеет конкурентоспособные цены, а по качеству изделий не уступает другим производителям. Вследствие чего уровень конкурентоспособности высокий.

Конкуренция на рынках сбыта продукции очень высокая и поэтому для правильной ориентации в маркетинговой среде изучается реальная деятельность конкурентов.

На ОАО «Промприбор» проводится анализ рынка, появляются новые партнёры. В результате данной работы по производству измерительной техники были выявлены конкретные изготовители данной продукции.

В некоторых регионах ОАО «Промприбор» лидирует среди конкурентов. В других регионах практически не присутствует. Конкурентные преимущества:

выгодное географическое положение (центр России);

гибкая система скидок;

сеть коммуникаций.

Предприятие ОАО «Промприбор» постоянно находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды, которые могут, как способствовать, так и противодействовать его деятельности. Поэтому очень важно исследовать как контролируемые предприятием, так и неконтролируемые факторы. Макросреда представлена более общими внешними факторами, оказывающими влияние на микросреду в целом: демографическими, экономическими, природными, технологическими, политическими и культурными. Предприятие не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер ОАО «Промприбор» переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

особенностью производственного процесса;

характером внешней среды.

Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим.

2.2 Анализ логистической системы управления движением материалов в ОАО «Промприбор»

Обеспечение ОАО «Промприбор» материальными ресурсами предусматривает организацию закупок сырья, материалов, комплектующих изделий и других материальных ресурсов в соответствии с утвержденными годовым и месячным планами производства, планами проведения технического обслуживания и ремонта всех видов: зданий, сооружений, технологического и энергетического оборудования, энергосетей всех назначений, а также планов работ по объектам капитального строительства.

Схема планирования суммы заказов на планируемый месяц и прогноза продаж на запланированный срок представлены на рисунке 6. При заключении договора на покупку продукции, выпускаемой структурными подразделениями предприятия, службой отдела продаж структурного подразделения формируется акт-заказ.

Данный акт-заказ утверждается директором структурного подразделения, передаётся в отдел логистики УДМК для анализа, согласовывается с начальником УДМК и передаётся в отдел учёта заказов УДМК для присвоения номера.

Ответственный за ведение ведомости - главный диспетчер по учёту заказов УДМК.

Рисунок 6 − Схема планирования суммы заказов на планируемый месяц и прогноза продаж на запланированный срок

Формирование плана осуществляется по следующим направлениям:

) план по литью формируется до 15 числа за два месяца до планируемого (например: план по литью на март месяц формируется до 15 января);

) запас деталей и узлов, изготовляемых производством по кооперации (корпоративным соглашениям, заключенным между производством) − до 15 числа за два месяца до планируемого. План по кооперации и технологическому заделу утверждается на основании технологического процесса обработки деталей на каждое рабочее место;

) план по ожидаемым заказам формируется до 15 числа месяца, предшествующего плановому.

При формировании плана учитывается нормативный запас материалов на складах. Акт-заказ, поступивший с предоплатой сверх утверждённого плана текущего месяца, укомплектовывается срочно, согласно сроков выполнения, регламентируемых СТП СМК 18-2002 «Закупки» по дополнению к перечню изделий, необходимых доукомплектовать. Формирование плана осуществляют заместитель директора по производству и главный диспетчер, согласовывая с директором производства.

Ответственность за формирование заказов возложена на директора производства.

Сводная ведомость запаса готовой продукции ведётся ежедневно на основе данных, поступающих от бухгалтерии и отдела продаж подразделения (ежедневно до 10.00 час.) для анализа укомплектованности поступающих заказов. Перечень изделий, необходимых доукомплектовать, формируется на основе анализа сводной ведомости запаса готовой продукции и утверждённого плана.

На основании разницы в деталях поштучно, между сформировавшейся потребностью и остатками незавершенного производства составляются спецификации на услуги в 3-х экземплярах (первый экземпляр передаётся в материальную группу УДМК; второй экземпляр - Исполнителю, третий экземпляр - Заказчику) до 15 числа месяца, предшествующего плановому.

Ведомость главного диспетчера составляется комплектно и подетально на основе перечня изделий, необходимых доукомплектовать (рисунок 7) с учётом незавершенного производства.

Рисунок − 7 Форма перечня изделий, необходимых доукомплектовать с учётом незавершенного производства

На основе спецификаций на услуги и перечня изделий, необходимых доукомплектовать, составляется сводная ведомость по обеспечению заказов и прогнозного плана по группам материалов в отделе учёта движения материалов УДМК с учётом остатков на центральных складах УДМК и передаётся в службу ОМТО на закупку до 18 числа месяца, предшествующего плановому.

Все поступившие в производство заказы в отделе учёта заказов УДМК вносятся в ведомость размещения и выполнения заказов. Заказы комплектуются не менее чем за 10-15 дней до срока его исполнения.

Заказы по заготовительному участку выполняются до 18 числа текущего месяца, после этой даты заказы выполняются на следующий месяц.

Ведомость размещения и выполнения заказов передаётся в производство: директору, главному диспетчеру, мастеру, диспетчеру-кладовщику для контроля за комплектованием и сроками выполнения заказов. Главный диспетчер и производственный мастер ежедневно контролирует укомплектованность каждого заказа, размещенного в ведомости размещения и выполнения заказов. В случае не укомплектованности заказа главный диспетчер заполняет ведомость невыполнения заказов с обозначением недостающих деталей и узлов, их количества и подразделение - виновника в не укомплектованности.

Заказ считается сорванным, если он не укомплектован за 10 дней до срока его выполнения.

Все неукомплектованные заказы, занесённые в ведомость причин невыполнения заказов, ежедневно анализируются на совещании у директора производства и в 11.00 часов передаются начальнику УДМК для принятия экстренных мер по предотвращению срыва сроков выполнения заказов. Принятые меры записываются в протокол совещания проходящего ежедневно в 14.00 час в УДМК с указанием сроков исполнения.

Все заказы, находящиеся под срывом и принятые по ним меры, начальником УДМК доводятся до сведения генерального директора.

Ответственность за своевременное и правильное составление ведомости причин невыполнения заказа возложена на главного диспетчера и производственного мастера.

Учёт поступивших материалов ведётся в карточке учёта материала. В карточках учёта материала и комплектующих ведётся следующий учёт:

узлы и детали для собственного производства;

продукция, заказанная для пуско-наладки и гарантийного

Карточки учёта материалов ведутся диспетчерами-кладовщиками УДМК под непосредственным контролем отдела главного бухгалтера.

Отпуск материалов производится по требованию-накладной, которые выписываются в отделе учёта движения материалов согласно сводным ведомостям при наличии материалов на складе. Отпуск узлов и деталей для сборки основной продукции производится по требованиям согласно поступившим заказам.

Отпуск продукции для пуско-наладки и гарантийного обслуживания производится на склад отгрузки по накладной согласно распоряжениям бюро пусконаладочных работ. Возвращенная продукция от пуско-наладки поступает на склад отгрузки, откуда передаётся на комплектовочный склад № 2 по накладной с распоряжением от бюро пусконаладочных работ, где указывается причина возврата и производства, отвечающего за ремонт и перепроверку возвращенной продукции.

Хранение материалов осуществляется согласно ГОСТов.

Отдел материально-технического обеспечения является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Промприбор».

ОМТО в своей работе руководствуется следующими документами: законодательством, приказами, распоряжениями, инструкциями, нормативными документами, стандартами, документами системы менеджмента качества, трудовым распорядком работников ОАО, уставом, коллективным договором и настоящим Положением.

Структуру и штаты отдела утверждает генеральный директор ОАО «Промприбор» в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работ и особенности производства. Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется начальником отдела в соответствии с должностными инструкциями. Численность работников отдела определяется штатным расписанием, утвержденным генеральным директором ОАО «Промприбор». Основными целями и задачами ОМТО является полное и своевременное ежемесячное обеспечение ОАО материальными ресурсами согласно сводной ведомости пополнения складского запаса: на основное производство УДМК; на вспомогательное производство ОМТО.

Соответствие закупленных материалов и комплектующих: качество поставляемой продукции, соблюдение сроков поставок, закупочных цен. Обеспечение наиболее полного и экономного использования на предприятии материальных ресурсов и транспорта.Соблюдение оптимальных размеров производственных запасов материалов, ускорение их оборачиваемости, снижение затрат, связанных с приобретением и доставкой материальных ценностей. Для эффективного функционирования организации в целом сотрудники отдела снабжения обязаны своевременно и качественно выполнять возложенные на отдел задачи и функции в соответствии с функциональным разделением труда, закрепляемым должностными инструкциями.

Таким образом, необходимо разработать рекомендации по оптимизации логистической системы ОАО «Промприбор» на основе эффективного управления запасами.

3 ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ОАО «ПРОМПРИБОР»

3.1 АВС-анализ материалов для производства автоматизированных систем налива

Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы. В связи с этим необходимо проанализировать насколько эффективно производится управление запасами на предприятии, для чего нужно выполнить АВС анализ. АВС анализ является одним из методов рационализации, который может использоваться во всех функциональных сферах деятельности ОАО «Промприбор».

АВС анализ позволяет:

выделить наиболее существенные направления деятельности;

направить деловую активность в сферу повышенной экономической значимости и одновременно с этим снизить затраты в других сферах за счет устранения излишних функций и видов работ;

Согласно АВС-методу запасы сырья и материалов делятся на 3 категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости:

категория А включает ограниченное количество наиболее ценных ресурсов, которые требуют постоянного и скурпулезного учета и контроля (возможно даже ежедневного), для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа;

категория В составлена из тех видов запасов, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации; для запасов этой категории, как и категории А, приемлемы методики определения оптимального размера заказа;

категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

ОАО «Промприбор» использует в своей деятельности для комплектации автоматизированных систем налива (далее по тексту АСН) около 150 наименований различных материалов. Подсчитаем все затраты на сырье для комплектации АСН в 2008 году.

Сгруппируем все 153 вида сырья в порядке их стоимости. В полученном списке выделим 3 следующие группы материалов:

категория А - вида материалов, стоимость которого составляет почти 60% от общей суммы материальных затрат;

категория В - 6 наименований, стоимость которых составляет около 30%;

категория С - все остальные 144 вида сырья, удельный вес которого в затратах на сырье и материалы меньше 10%.

Классификация АВС − анализа позволяет сосредоточится на контроле только за наиболее важными видами запасов (категории А и В) и тем самым сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления.

Таблица 4 − АВС-анализ для АСН

№ п/пНаименование материаловСтоимость сырья, тыс. руб.Удельный вес, %Совокупный процентКатегория материалаВсего17113584100А1Адаптер «Доза - ККМ» АД-02512459729,929,9А2Контроллер «Доза - У.21», одноканальный 280535416,446,3А3Контроллер «Доза - У.21», двухканальный224215513,159,4А4Контроллер «Доза - У.21» (RS 485)16736749,869,2В5Контроллер «Импульс 3.2» (для ККМ «АМС-100-Ф»)10802296,375,5В6Устройство отсчетное ЭЦТ 1/5МА6 (процессор, НАРА 27М1Э, ЭН)3904905,280,7В7Устройство отсчетное ЭЦТ 1/16К (ж/к, АСН 42-16 «121», АСН 28-16 «221»)1493883,884,5В8Электрораспределительный шкаф на 2; 3; 4; 5; 6 ТРК6076293,688,1В9Тиристор MAC9N для ЭЦТ 1/163938712,390,4С10Плата индикации 1/16К, ж/к3320911,992,3С

Основное внимание при контроле и управлении запасами должно быть уделено 4 наиважнейшим выдам материалов (категория А). Дополнительно для 4 видов материалов (категория В) рекомендуется применить приемы вычисления наиболее экономичного (оптимального) размера заказа и оценить страховой запас.

Контроль за остальными видами запасов может проводиться раз в месяц.

Для АСН, на производство и реализацию которого приходится около 50% от суммы всех затрат, стоимость АСН занимает почти 30% от общей стоимости материалов. Этот вид материалов попадает в категорию А, поэтому для него на основе плана производства АСН следует определить размер наиболее экономичного объема заказа. В качестве проектного варианта функционирования предприятия целесообразно выбрать адаптер «Доза - ККМ» АД-02.

3.2 Определение оптимального размера заказа проектного варианта функционирования ОАО «Промприбор»

Рассмотрим определение оптимального размера заказа адаптера «Доза ККМ» АД-02, при условии оптовой скидки.

Если предоставляется оптовая скидка, то для определения действительного размера заказа на ОАО «Промприбор» приходится делать несколько расчетов, так как функция суммарных издержек перестает быть непрерывной.

Для нахождения глобального минимума такой функции на ОАО «Промприбор» необходимо исследовать её локальные минимумы, причем некоторые из них могут оказаться в точках разрыва цен.

Поставщик адаптера предложил цены, учитывающие скидки за количество в штуках.

Поставщик предоставляет количественные скидки на следующих условиях. В таблице 5 рассчитана стоимость хранения единицы запаса. По данным ОАО «Промприбор» в 2008 году она отражалась в учете как 20% от закупочной цены товара.

Таблица 5 − Условия скидок

Размер заказа, шт.Цена, руб.Стоимость хранения единицы запаса (С2), руб.1-994900980100-1993675735200 и более2530506

Так как издержки хранения зависят от закупочной цены товара, мы имеем дело со второй моделью количественных скидок. Определим расчетные величины оптимального размера заказа для каждого варианта издержек хранения по формуле 1.

(1)

где С1 - издержки, связанные с заказом (условно-постоянные в расчете на одну поставляемую партию), тыс. руб.;

С2 - издержки, связанные с хранением единицы запаса на предприятии в течение периода (условно-переменные), тыс. руб;

Q - потребность на период в данном виде материальных ресурсов, шт.

(шт.)

(шт.)

(шт.)

Итак, при цене за единицу изделия 4900 рублей и, соответственно, издержках хранения единицы запаса 980 тыс. рублей, расчетная величина размера заказа составит 108 шт., для цены 3675 руб., расчетный qопт будет равен 125 шт., и для цены 2530 руб. - 150 шт. Из полученных расчетных значений только величина 125 единиц попадает в диапазон своей цены, то есть является «реальным».

Поэтому, для определения размера партии с учетом количественных скидок, необходимо рассчитать величину общих затрат, связанных с созданием и содержанием запаса, для размеров заказа 125 единиц и 200 единиц (120 шт. - «реальный» qопт, 200 шт. - «точка перехода цены» диапазона с минимальной ценой).

Собщ = С1*Q/q + C2*q/2 + Ц*Q(2)

Собщ125 = 5700*1000/125 + 735*125/2 + 3675*1000 = 3766,54 (тыс.руб.)

Собщ200 = 5700*1000/200 + 506*200/2 + 2530*1000 = 2609,1 (тыс.руб.)

Таким образом, с учетом количественных скидок, предоставленных поставщиком, наиболее выгодно для ОАО «Промприбор» использовать размер заказа 200 единиц. Модель количественных скидок для проектного варианта функционирования предприятия приведена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Модель количественных скидок для проектного варианта функционирования

Определение оптимального размера заказа при допущении дефицита. В классической модели экономичного размера заказа дефицит продукции, необходимой для производства, не предусмотрен. Однако в случаях, когда потери из-за дефицита сравнимы с издержками по содержанию излишних запасов, дефицит на ОАО «Промприбор». При наличии его модель оптимального размера партии требует учета определенных методических особенностей в проектном варианте.

3.3 Обоснование выбора логистической системы проектного варианта функционирования ОАО «Промприбор»

Сокращение сроков создания АСН имеет важное экономическое значение. Продолжительные сроки разработки и освоения новой продукции снижают эффективность общественного производства. Логистический эффект: в результате оптимизации управления товародвижением происходит снижение величины логистических затрат, общей суммы затрат на производство и реализацию и себестоимость единицы продукции. При этом логистические затраты нужно рассматривать комплексно, так как оптимизация параметров логистической системы может вызвать рост издержек в одних функциональных областях, который должен быть компенсирован снижением затрат в других. Изменение логистических издержек представим в виде таблицы 6.

Таблица 6 − Изменение логистических затрат

Показатель (вид затрат)Базовый вариантПроектный вариантРазмер заказа, шт.1002001 Издержки, связанные с доставкой запаса, тыс.руб.57000285001.1 Издержки, связанные с доставкой одной партии, тыс.руб.570057001.2 Количество заказов за период1052 Издержки, связанные с хранением запаса, тыс.руб.36750506002.1 Стоимость хранения единицы запаса в течение периода, тыс.руб.7355062.2 Средний уровень (остаток) запаса, шт.501003 Издержки, связанные с закупкой запаса, тыс.руб.367500025300003.1 Потребность в запасе на период, шт.100010003.2 Закупочная цена единицы запаса, тыс. руб.36752530Итого логистических затрат, тыс. руб.37687502609100

Как видно из таблицы 6 экономия затрат, в результате использования модели количественных скидок составила 1160 тыс. рублей в год.

Рассчитаем показатель рентабельности продукции для проектного и базового вариантов функционирования ОАО «Промприбор».

(3)

где Ппр - прибыль от продаж полученная предприятием за рассматриваемый период, тыс. руб.;

Спр - себестоимость проданных товаров (продукции), тыс.руб.

Величины Ппр, Спр определяем по «Отчету о прибылях и убытках» ОАО «Промприбор» за 2010 год.

Тогда рентабельность продукции по базовому варианту функционирования логистической системы составит:


Проектная величина себестоимости продукции будет учитывать достигнутую экономию логистических затрат:

(4)

где Сбаз - себестоимость реализуемой продукции по базовому варианту функционирования логистической системы организации (до оптимизации); тыс.руб.

∆Зл - изменение общей величины логистических затрат вследствие оптимизации процессов товародвижения; тыс. руб.


Прибыль от продаж по проектному варианту функционирования ОАО «Промприбор» составит:

(5)

где КР и УР - соответственно, коммерческие и управленческие расходы предприятия, тыс. руб.

Тогда проектная величина рентабельности продукции составит:


Таким образом, можем сделать вывод, что снижение логистических затрат приведет к росту рентабельность продукции на 9,6 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из принципов логистики является надежность, причем на микро- и макрологистическом уровнях. Это означает, что риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован.

Логистическая система - это адоптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции на предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Теоретическая часть работы посвящена изучению оптимизации логистической системы организации. Обоснована необходимость проведения оценки эффективности функционирования логистических систем. В настоящее время это становится определяющим условием успешности принимаемых управленческих решений.

Во второй главе рассмотрена маркетинговая характеристика и проведен анализ организации логистического управления движением материалов ОАО «Промприбор».

Продукция ОАО «Промприбор» имеет конкурентоспособные цены, а по качеству изделий не уступает другим производителям. Вследствие чего уровень конкурентоспособности высокий.

Для разработки рекомендаций проведен АВС анализ закупаемых материалов для АСН и выбор системы управления запасами для представителя группы А и поэтому для него на основе плана производства АСН определили размер наиболее экономичного объема заказа. В качестве проектного варианта функционирования предприятия выбран кран адаптер.

Для этого вида запасов рекомендована к использованию модель количественных скидок, а так же рассчитана рентабельность продукции по проектному варианту до и после оптимизации логистической системы организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Логистика: Учебник / Под.ред.Б.А.Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 352с.

. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. - М.: Маркетинг, 1998. - 228с.

. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика.В 2-х ч.Ч.1. - М.: Машиностроение,1996г. --246с.

. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник. - М.: ЮНИТИ. - 271с.

. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. - 208с.

. Основы логистики / Под ред. Л.Б.Миротина, В.И.Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 200с.

. Логистика в бизнесе/ Под ред. В.И.Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 200с.

. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.Экономика, 1995. - 251с.

. Стивенсон В.Дж. Управление производством / Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство «Лаборатория базовых знаний», ЗАО «Издательство БИНОМ», 1988. - 928с.

. Рыжиков Ю.И. Теория очередей и управление запасами. - СПб.: Питер, 2001. - 384с.

. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. - СПб: Питер Ком, 1999.

. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под.ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1999.

. Леншин И.А., Лукин В.П., Фирсанова О.В., Юрченко А.В. Практикум по маркетингу. - Орел: Труд, 1997. - 176с.

. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 368 с.

. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 - М.: Республика, 1992. - 399 с, Т.2 - М.: Республика, 1992. - 400 с.

. Эйлон С., Голд Б., Сезан Ю. Система показателей эффективности производства (прикладной анализ): Пер. с англ. /под ред. Ю. Я. Ольсевича. - М. Экономика, 1980. - 192 с.

. Скобелева И. П. Эффективность предприятия в конкурентной экономике: Монография. С-Пб. ЛИВТ, 1992. - 132 с.

. Интенсификация и повышение эффективности производства: Монография / под ред. А. Н. Золотарева. - Киев: Наукова думка, 1988.- 195 с.

. Никитин С.А., Чернова А.В., Ноздрин А.А., Котылева Н.Ю. Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия: оценка, моделирование и прогнозирование. - Тула: Изд-во ТГПИ, 1997. - 156 с.

. В. Семенов, Е. Володина. Эффективность логистических систем. Маркетинг №2(51), 2000.

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!