История создания пограничного контроля

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    562,22 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История создания пограничного контроля

Оглавление

Введение

Глава I. История зарождения и развития пограничного контроля с 1721 г. по начало XIX в.

1.1 Исторические предпосылки зарождения и становления пограничного контроля

1.2 Создание государственных контрольных органов на границе и анализ их деятельности

1.3 Организация пограничного контроля на государственной границе

Глава II. Совершенствование пограничного контроля российской империи с начала XIX в. по 1917 г.

2.1 Факторы активизации пограничного контроля

2.2 Реформирование и характеристика деятельности органов пограничного контроля

2.3 Совершенствование контроля за пересечением границы

Глава III. История развития пограничного контроля после 1917 года

3.1 История развития пограничного контроля в РСФСР

3.2 История развития пограничного контроля в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение


Современная Россия имеет самую протяжённую в мире границу, которую пересекают сотни воздушных, морских, автомобильных и железнодорожных путей сообщения. Соседями нашей страны являются 18 государств. Государственная граница нуждается в надёжной защите и охране, а лица, транспортные средства, товары и грузы, её пересекающие - в качественном контроле.

В пограничной сфере угрозу безопасности представляет деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий.

Продолжает оставаться на границе и экономическая угроза, которая выражается в активизации трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей.

Исследование исторического опыта контроля за пересечением границы российского государства показало, что некоторые из этих угроз были характерны для Российской империи в XVIII, XIX и начале XX вв. и вновь появились на границе после распада СССР.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

1.       Сложной обстановкой на государственной границе, путях международного сообщения, необходимостью приведения организации пропуска через границу Российской Федерации к стандартам, способным противостоять новым угрозам с учётом отечественного исторического опыта.

2.       Необходимостью оптимизации структуры и совершенствования деятельности государственных контрольных органов, в первую очередь пограничных и таможенных, в пунктах пропуска.

пограничный контроль граница россия

3.       Недостаточным освещением в отечественной историографии опыта организации и осуществления пограничного и таможенного контроля на границах Российской империи.

4.       Объективной потребностью глубокого изучения и достоверного отражения в отечественной истории роли и места таможенного, военного, жандармского, пограничного и других ведомств в осуществлении пропуска через границу лиц, товаров и транспортных средств.

В процессе исследования предполагается решить задачу, которая заключается в необходимости изучить опыт осуществления пограничного и таможенного контроля на границах Российской империи, сформулировать основные теоретические положения, выводы и подготовить практические рекомендации по обоснованию направлений оптимизации системы пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров в современных условиях.

Объектом исследования является система пограничного и таможенного контроля России, предметом - деятельность государственных органов по организации и осуществлению пограничного и таможенного контроля.

Актуальность темы и её недостаточная изученность позволили автору сформулировать цель работы, которая заключается в выявлении особенностей зарождения, становления и совершенствования пограничного и таможенного контроля на границе России в разные этапы существования государства.

Для достижения цели исследования решались частные задачи:

1. Выявить влияние основных внутренних и внешних факторов (исторических предпосылок) на зарождение, становление и развитие пограничного и таможенного контроля на границах Российской империи.

. Показать значимость, роль, участие и взаимодействие заинтересованных ведомств (приказов, коллегий, министерств, департаментов) в формировании системы контроля на путях международного сообщения, а также тех структурных подразделений, которые непосредственно его осуществляли.

. Определить основные этапы в деятельности государственных органов по осуществлению пропуска через границу людей, товаров, транспортных средств.

. Изучить и проанализировать исторический опыт организации и осуществления пограничного и таможенного контроля на путях международного сообщения.

5.       Выявить основные тенденции, содержание, формы и способы осуществления пограничного и таможенного контроля, сделать выводы и предложить научно-практические рекомендации по применению накопленного опыта в современной деятельности государства по оптимизации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов и товаров.

Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Глава I. История зарождения и развития пограничного контроля с 1721 г. по начало XIX в.

 

1.1 Исторические предпосылки зарождения и становления пограничного контроля


В III-VII вв. для защиты от двигавшихся на запад и сменявших друг друга степных кочевников приднепровские славяне возводили вдоль границ своих территорий систему древних оборонительных сооружений - Змиевы валы. Валы проходили южнее нынешнего Киева по обоим берегам Днепра вдоль его притоков. Их остатки сохранились и сегодня по рекам Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др.

Змиевы валы сыграли важную роль в обороне славянских земель. В последующем опыт их строительства нашел свое применение при создании оборонительной линий Московского государства.

При царе Иване Грозном Российское государство увеличилось, рубежи его отодвинулись на юг и восток.1 января 1571 г. начальником станичной и сторожевой службы Иван Грозный назначил "знаменитейшего воина своего времени" М.И. Воротынского, который отличился в походах против шведов, поволжских и крымских татар, а также при взятии Казани, будучи воеводой Большого полка. В феврале того же года под руководством Воротынского был разработан, а затем утвержден царем "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе". Этот документ по существу стал первым пограничным Уставом, определившим порядок службы по охране рубежей Московского государства. Сохранился и еще один важный исторический документ - Синодик Успенского собора. В него занесены имена погибших российских ратников на немецких, литовских и южных рубежах. Православная церковь молилась за "христолюбивое воинство русское", желая ему победы над врагом. В приложении 1 изображены "страшники" времен Ивана Грозного.

В XVI-XVII вв. на южной границе Московского государства для защиты от набегов крымских и ногайских татар создается система инженерных оборонительных сооружений - "Большая засечная черта". Ее формирование как единого военно-оборонительного комплекса произошло на базе городов Венев, Тула, Одоев, Белев, Лихвин, Козельск, которые стали основными опорными пунктами большой засечной черты. С созданием городов-крепостей Елец, Кромы, Ливны, Воронеж, Оскол, Белгород и Курск Большая засечная черта стала мощной преградой на пути ежегодных татарских набегов.

К концу 1640-х гг. сложилась определенная оборонительная система Большой засечной черты. Линия засек делилась на 2 части. Первая - в виде лесных завалов, валов, рвов и острогов была вынесена на полевую сторону, где лесные завалы являлись основным видом препятствий. Для охраны засек и заповедных лесов назначалась засечная стража. Вторая линия обороны состояла из крепостей и искусственных сооружений, расположенных в глубине засек. К крепости с флангов примыкали дополнительные земляные и деревянные укрепления, располагавшиеся вдоль звена засеки и дороги. В основном это были земляные валы, рвы и линии надолбов в сочетании с опускными воротами. Для защиты больших открытых пространств применялись все виды оборонительных сооружений. Например, в районе Дураковских ворот (Ввожское звено Рязанской засеки) за валом и рвом длиной в 1,3 км (ширина рва - от 3 до 7 м, глубина - до 1 м) в два ряда шли надолбы и "волчьи ямы" в виде канав длиной свыше 100 м с дубовым частоколом на дне. На дорогах создавали главные оборонительные линии надолбов в сочетании с опускными воротами - подвижными бревнами, крепившимися на стоявших по краям дороги столбах. В момент опасности бревна опускались и преграждали путь по дороге.

Создание Большой засечной черты обеспечило охрану приграничного населения, постепенно отодвигая линию обороны к югу. Она окончательно преградила путь к центру Московского государства и дала возможность по-новому расставить войска и сосредоточить их по линии: Мценск, Одоев, Крапивна, Тула, Венев. В начале XVIII в., в связи с перемещением границ русского государства на юг и постройкой новых укрепленных линий, Большая засечная черта утратила свое значение.

В XVIII-XIX вв. в России для охраны и защиты государственных рубежей от вооруженных нападений извне создавались пограничные укрепленные линии - система оборонительных фортификационных сооружений, главным образом, на юге и востоке страны. Укрепленные линии состояли из укрепленных пограничных городов и крепостей, между которыми создавались различные сооружения и укрепления (редуты, реданы и др.), соединявшиеся линиями искусственных заграждений (земляные валы, рвы, лесные завалы и засеки, надолбы, частоколы и т.п.).

XVIII век - время крупных территориальных приобретений России, военных успехов, формирования Российской империи, проведения административных реформ. Эти деяния связаны прежде всего с именами Петра Великого, Екатерины II и выдающихся российских полководцев А.В. Суворова и П.А. Румянцева.

На протяжении двух веков было создано более 30 пограничных укрепленных линий. Их протяженность составляла от 60 до 550 км, а иногда и более 1 тыс. км. Пограничные укрепленные линии постоянно совершенствовались, при этом с расширением территории России некоторые из них теряли свою значимость и ликвидировались, т.к. впереди них возводились новые.

Стражи порубежья уже в это время боролись с контрабандистами - переправщиками нелегальных товаров через границу. Пользовались популярностью, в частности, турецкие ятаганы, кремниевые пистолеты. Пограничную службу при Петре I несли сухопутные части, поселенные войска (ландмилиция) и казаки, а с 1782 до 1827 года согласно Указу Екатерины II "Об учреждении таможенной цепи" - вольнонаемная пограничная стража.

 

1.2 Создание государственных контрольных органов на границе и анализ их деятельности


В ХVI веке великие князья и государи всея Руси на западных участках границы государства обеспечивали его безопасность постоянным пребыванием вблизи границы полков русской рати, которые в определенной степени стали решать и задачи карантинного контроля в пределах приграничных территорий. На южных и юго-восточных рубежах России в летние месяцы основные силы русской рати несли в составе полков так называемую "береговую службу". Основные силы собирались на берегах рек Ока, Угра и некоторых других. Впереди этих полков за пределами владений Великого княжества Московского в летние месяцы была специально организована сторожевая и станичная служба.

В последней четверти ХVI века с образованием и значительным укреплением Русского централизованного государства, с развитием в нем стройной системы государственного управления (в основе которой лежала деятельность различных Приказов), с развитием правовой системы (здесь мы в первую очередь говорим о двух знаменитых Судебниках) служба по охране "государевых рубежей" получила принципиально новое устройство. Впервые она стала организовываться на основании нескольких взаимосвязанных боярских постановлений (т. н. Боярских приговоров, важнейшие из которых рассматривались и принимались Боярской Думой), что впервые послужило основанием к появлению в России специальной нормативной базы в области организации специальной государственной службы, принципиально отличавшейся от других служб и призванной максимально обезопасить "государевы рубежи" от "прихода людей воинских". Именоваться она стала сторожевой, станичной и полевой службой. В конце ХVI века она достигла своего расцвета. Служба имела военно-оборонительный, скрытный, разведывательно-поисковый характер. Во многом принципы организации этой службы в последующем легли в основу служебной деятельности отечественных пограничных структур (казачьей пограничной стражи, пограничной таможенной стражи, отдельного корпуса пограничной стражи, пограничной охраны, пограничных войск и, наконец, сегодняшних пограничных органов федеральной службы безопасности). Именно тогда были сформулированы классические принципы организации пограничной службы, которые не утратили своего значения и в наши дни: ее непрерывность по времени и месту; сосредоточение основных усилий на направлениях вероятного движения противника; скрытность построения; тесное взаимодействие с регулярными войсками; оперативное информирование центра и регионов о положении дел на границе; самостоятельность в принятии решений и право на разумную инициативу.

Сторожевая и станичная служба стала не только элементом обеспечения безопасности Русского государства, но и инструментом его активной пограничной политики, средством неуклонной земледельческой колонизации юго-восточных территорий. При этом она была прочно встроена в систему военно-оборонительных мероприятий страны, имея при этом свои ярко выраженные функциональные обязанности. Более подробно об особенностях организации сторожевой, станичной и полевой службы будет сообщено сегодня в первом содокладе.

В период "Смутного времени" в России служба на рубежах и границах России не неслась. Ее восстановление началось лишь с восшествием на русский престол династии Романовых. С некоторыми изменениями вся система организации системы охраны и обороны границ России в ХVII веке повторяла отечественный опыт в этой области накопленный к концу ХVI века.

Во второй половине XVII - начале XVIII веков с расширением территории государства в приграничье России началось активное строительство мощных пограничных укрепленных линий, на которых стали размещаться крупные контингенты войск государства. Широкое распространение получило привлечение на правовой основе к охране границы казачьих формирований. Упразднение в России приказной системы государственного управления и образование коллегий, принципиальное развитие правовой системы, создание регулярных полков русской армии и ряд других преобразований послужили тому, что прежняя сторожевая и станичная служба в стране была заменена форпостной службой, которую стали нести силы военного ведомства. На войска, которые несли эту службу, помимо задач военно-оборонительного характера были возложены и задачи карантинного надзора, упорядочения порядка пересечения государственной границы и рубежей государства исключительно через таможни, таможенные заставы и иные пункты, задачи задержания и поимки беглецов и дезертиров, встречи и сопровождения в пределах России послов и именитых иностранцев. Войска в этот период решали на границах страны широкий круг задач. Вопрос о создании специальной пограничной службы России не поднимался.

В середине XVIII в. граница государства стала все более превращаться в основное место сбора пошлин и регулирования внешнеэкономических связей России. Это в свою очередь привело к появлению новых проблем на границе. Острота их решения определялась тем, что попыткам регулирования экономики на границе, протекционистской политике правительства России сначала противодействовала стихийная, а потом организованная контрабанда товаров, которая в Российской империи в отдельные исторические отрезки приобретала характер национального бедствия. В 1750-х и 1780-х годах в России была предпринята попытка создания на границах империи широкой сети таможен (таможенной цепи) при широкой поддержке их деятельности со стороны особой пограничной таможенной вольнонаемной стражи. Взаимодействие таможенной администрации и пограничной таможенной стражи было настолько тесным организационно, что это наложило отпечаток на терминологию, понятийный аппарат отечественного пограничного и таможенного дела. Вместе с тем выбранный в тот период принцип комплектования пограничной таможенной стражи не позволил реализовать планы правительства.

Начало ХIХ века ознаменовалось новыми изменениями в государственном управлении России (здесь назовем лишь переход от коллегий к министерствам, задачи и функции которых были значительно расширены). Произошло и дальнейшее развитие правовой и законодательной системы в стране. Все это не могло не сказаться и на преобразованиях в области организации пограничной деятельности государства.

 

1.3 Организация пограничного контроля на государственной границе


Развитие таможенного дела в России способствовало укреплению экономики, в то же время введение протекционистских тарифов порождало незаконный ввоз и вывоз товаров, особенно в конце XVIII - начале XIX века. В этот период заметно возросла контрабанда, История контрабанды относится к началу XVII века, когда английские купцы, получив значительные льготы от российского правительства в торговле, часть товаров вывозили контрабандным путем.

Контрабанда увеличилась в начале XVIII века. Одной из причин этого было принятие в 1724 году протекционистского тарифа, в соответствии с которым пошлины резко возросли, и одновременно принимались меры к закрытию границ. Еще в 1723 году, чтобы воспрепятствовать беспошлинному привозу товаров, Петр 1 издал указ, в котором говорилось:". По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги, проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет".

Содержание указа ориентировало на главное - борьбу с контрабандой, хотя практика тех же лет показывает, что вводимые форт-постные команды из числа военных формирований, высылаемые на разъезды, не только препятствовали проникновению контрабанды, но одновременно выполняли задачу по охране границы и задержанию беглых людей. Вместе с тем это не остановило незаконный провоз товаров, который стал особенно увеличиваться после повышения размера пошлин в соответствии с тарифом, принятым в 1724 году. Таможенники не могли справиться с тайной переправой товаров через границу. Положение усугублялось тем, что контрабанде в какой-то степени потворствовали таможенные чиновники. (

В 1773 году были ликвидированы внутренние таможни, а таможенный сбор. составлявший 13% таможенных доходов, переложен на пограничные таможенные учреждения. И вновь проявилась важная закономерность - увеличение таможенных сборов способствовало активизации контрабанды.

Учитывая, что контрабандисты причиняют значительный ущерб казне, в 1754 году в пограничной полосе был учрежден институт объездчиков, на который возлагалась обязанность поимки контрабандистов. Введение института можно рассматривать как начало охраны границы в экономическом отношении. В целях стимулирования службы объездчиков им выплачивалась четвертая часть задержанного контрабандного товара, осведомители (доносчики) получали половину конфискованных контрабандных товаров.

В связи с тем, что по тарифу 1757 года пошлины значительно повышались, поток контрабандных товаров увеличивался. Злоупотребления в таможнях приобрели массовый характер. Высокие тарифы при сравнительно слаборазвитой промышленности внутри страны и плохо охраняемой границе способствовали росту количества контрабандистов и увеличению объема незаконно провозимого в страну товара. В связи с этим российские власти принимают ряд мер по закрытию границ, понижению пошлин на контрабандные товары, передаче таможен на откуп, особенно тех, где шла массовая контрабанда, но поток нелегально ввозимых товаров не ослабевал.

Глава II. Совершенствование пограничного контроля российской империи с начала XIX в. по 1917 г.

 

2.1 Факторы активизации пограничного контроля


Рубежом, который определил новый период развития пограничной службы России, по праву может быть назван 1827 г., положивший начало становлению специальной войсковой структуры, предназначенной для решения в пределах пограничной черты империи широкого круга государственных задач, в том числе и непосредственной охраны государственной границы. Этой проблеме сегодня посвящен второй содоклад, поэтому позволю себе в данной части доклада быть кратким. Отмечу лишь, что 5 августа 1827 года император Николай I утвердил Положение об образовании в России пограничной таможенной стражи, основанной на воинских началах. Первоначально созданная исключительно для борьбы с контрабандой на западной границе уже к концу 1830-х годов стража стала обеспечивать охрану государственной границы империи, в пределах приграничной территории империи решать задачи защиты ее территориальных, военных, экономических и политических интересов, карантинного надзора, задержания беглецов, дезертиров и бродяг. При этом круг задач пограничной стражи из десятилетия в десятилетие расширялся. С этого момента, на наш взгляд, есть все основания говорить о создании в России собственно специальной централизованной государственной структуры с широкими полномочиями, отвечавшей исключительно за охрану государственной границы, обеспечивавшей в пределах приграничной территории государства защиту его интересов, его безопасности, т.е. специальной Пограничной службы государства. С 1835 года повсеместно вдоль всей западной границы империи таможенная пограничная стража впервые стала именоваться "пограничной стражей".

Несколько десятилетий ХIХ века пограничники России ежегодно 5 августа отмечали как день образования пограничной стражи Российской империи.

Следующий период истории пограничной службы России приходится на конец XIX - начало XX в., когда фактически завершилось формирование территории Российской империи, был осуществлён переход к золотому денежному обращению (российский рубль с 1897 г. стал стабильным и свободно конвертируемым), была создана централизованная отлаженная система специальной охраны границы. При этом главной, стержневой задачей этой охраны являлась борьба с незаконным пересечением границы различными товарами вне таможенных пунктов. Таможенные учреждения играли на границе ведущую роль, а пограничная стража являлась обеспечивающим элементом. Вместе с тем последняя окончательно оформилась как относительно самостоятельная организация войскового типа со специальными функциями.15 октября 1893 г. по указу императора Александра III был создан Отдельный корпус пограничной стражи с непосредственным его подчинением министру финансов. В приложении 2 наведена структура ОКПС на примере 1-ого окуга. Вновь разработанная и утвержденная на высшем государственном уровне нормативная база в области регулирования деятельности ОКПС значительно усилила место и роль Корпуса в системе государственного устройства империи, придав ему характер целостной самостоятельной Пограничной службы. При этом число задач, возлагавшихся на ОКПС, значительно возросло. Они стали подразделяться на задачи мирного и задачи военного времени. Отдельный корпус пограничной стражи стал составной частью вооруженных сил Российской империи. Его силам и средствам было отведено заметное место в мобилизационных планах страны. При этом задача борьбы с контрабандным промыслом на границе являлась первостепенной. В силу этого руководство деятельностью пограничной стражи было возложено на Министерство финансов Российской империи.

Со второй половины XIX в. в связи с ростом революционного движения, проникновением с Запада идей марксизма и анархизма, постепенным перемещением центра революционного движения из Европы в Россию на границе дополнительно был организован политический контроль жандармских органов. Положение об этом впервые было зафиксировано в Таможенном уставе 1857 г. В последующем, в 1871 г., в четырнадцати таможенных учреждениях западной границы были учреждены жандармские пропускные пункты, призванные защищать устои монархии, не допускать в Россию крамолу и ее носителей. Число этих пунктов быстро росло. В 1914 г. они действовали уже в 56 таможенных учреждениях. Ни одно транспортное средство не могло проследовать через границу без ведома жандармов. Объяснялось это тем, что пограничная стража в основном боролась с контрабандой и не нацеливалась на борьбу с политическим противником. Так, кроме войсковой и таможенной, параллельно рождалась на границе еще одна, третья система - жандармская. Усиление политического контроля было адекватно реальной опасности, возникшей со стороны революционных партий царскому самодержавию. Пограничная стража России стала решать задачи и в интересах ведомства жандармов.

 

2.2 Реформирование и характеристика деятельности органов пограничного контроля


Учитывая слабость Таможенной пограничной стражи, в 1811 году было введено „ Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи", подписанное военным министром России Барклаем де Толли. На каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк. Службу казаки несли от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днестр. Всего было выделено одиннадцать донских казачьих полков.

Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй - вольнонаемные таможенные объездчики.

В результате реорганизации Таможенной пограничной стражи из вольнонаемных создавались команды пограничной стражи из 10 объездчиков каждая. Три команды подчинялись надзирателю и его помощнику. Каждая команда охраняла участок границы протяженностью 15 верст. На сухопутной западной границе находилось 1300 объездчиков, 40 надзирателей и 40 помощников. Прибрежный участок Балтийского и Белого морей охраняли 60 объездчиков, 45 надзирателей и 45 помощников, а берега Черного и Азовского морей - соответственно 200 объездчиков, 8 надзирателей и 8 помощников. Таможенная пограничная охрана укомплектовывалась за счет отставных армейских нижних чинов, при условии наличия у них рекомендаций военных органов, гда ранее служил аттестуемый. Однако, в связи с тем, что бывших военных не хватало, в пограничную стражу набирали лиц из числа местных жителей. Практика охраны границы смешанным способом не всегда оправдывала себя. Следует отметить, что и среди казаков было много злоупотреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом товаров через границу.

Отрицательно сказывалась и двойная подчиненность. Опыт подтверждал между тем, что вследствие специфики охраны границы защита экономических интересов и борьба с незаконным переходом границы более успешно осуществляется военными. Это привело к мысли о создании пограничной стражи по военному образцу. На этом настаивали министр финансов граф Е. Канкрин и другие государственные деятели России. Начались поиски наиболее приемлемой организационной структуры пограничной стражи, которая бы в первую очередь защитила экономические интересы государства на границе. В 1822 году правительство принимает решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию.

Однако вскоре практика охраны границы указанным способом показала, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, не оправдывают своего назначения, они сблизились с контрабандистами и потворствовали им. Казачьи полки, оторванные от Дона, разлагались. Назрела необходимость новой реформы в области защиты экономических интересов Российского государства на государственной границе.

5 августа 1827 года была учреждена новая Таможенная пограничная стража на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданная таможенная стража была упразднена. В 1832 году казачьи полки также были отозваны с границы и отправлены на Дон.

В соответствии с Карантинным уставом 1832 года Таможенная пограничная стража была переименована и получила название "Пограничной стражи". Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 года, в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, именовать пограничною стражею.

Основной обязанностью Пограничной стражи являлась борьба с контрабандой, то есть защита экономических интересов России на государственной границе. Не менее важной являлась задача задержания людей, незаконно следующих через границу. Пограничной страже вменялось в обязанность и выполнение других функций. В них просматривается прежде всего защита экономических интересов на границе. Пограничная стража учреждена с целью воспрепятствования беспошлинному (тайному) провозу из-за границы разных товаров помимо таможни.

В 1854 году регулярные части конницы и пехоты были вновь заменены казаками. Сразу же усилилась контрабанда, участились случаи грабежей и убийств. Поэтому в 1861 году для усиления Пограничной стражи в Юрбургском таможенном округе вновь был выделен пехотный полк. Две роты от пехотного полка укрепили погран-стражу на австрийской границе в Радзивиловском таможенном округе.

Практика усиления Пограничной стражи в 70-е годы стала обычным явлением. На протяжении 50-60-х годов совершенствовалась структура самой Пограничной стражи. Так, 4 сентября 1852 года полубригады были преобразованы в бригады, а надзиратели и их помощники стали именоваться отрядными офицерами, то есть проходил дальнейший процесс приближения пограничных формирований к воинским. Впервые в каждой бригаде Пограничной стражи для подготовки низших чинов и замещения ими вахмистерских и унтер-офицерских должностей создавались отдельные учебные команды.

В связи с передачей таможенных органов в 1856 году от Департамента внешней торговли в Департамент таможенных сборов, ему были подчинены начальники таможенных округов и Пограничная стража.

Важным нововведением явилось комплектование Пограничной стражи рекрутами, которое стало осуществляться в соответствии с указанием военных округов от 8 мая 1861 года.

С сентября 1861 года инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже стали назначаться офицеры или лица из числа военных, чего не было раньше.

Важным событием в жизни Пограничной стражи явилось высочайшее распоряжение о включении ее в общий план Вооруженных Сил страны. Однако ни это распоряжение, ни другие нормативные документы военного ведомства не признавали погран-стражу военной организацией. Практически Пограничная стража считалась специальными полицейскими формированиями. Пограничная стража непосредственно на местах подчинялась таможенным округам, а в центре - Департаменту таможенных сборов, то есть возглавлялась гражданскими чиновниками.

Организационная структура Пограничной стражи была следующей: 13 таможенных округов, 4 бригады, 7 полубригад, 4 отдельные роты, 41 бригадный и полубригадный командир, 31 командир рот, 119 надзирателей, 156 их помощников, 2018 нижних конных чинов, 1264 нижних пеших.

Пограничная стража в начале XIX века охраняла 8800 верст европейской части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможенном отношении способствовали более активной борьбе с контрабандистами. Если в 1827 году в государственную казну поступило 16 млн. руб. серебром таможенных сборов, то в 1857 году - 32 млн. руб.

В пограничных бригадах были учреждены учебные команды, созданы швальни, обеспечивающие стражу обмундированием. Начиная с 1856 года на офицеров, а с 1878 года и на нижних чинов распространялся порядок, установленный в армии, по награждению орденами и медалями за отличия в охране государственной границы и задержание контрабандистов. В конце века пограничные бригады были учреждены на Кавказе и в Средней Азии.

В 1893 году на базе пограничных бригад был создан Отдельный корпус Пограничной стражи и подчинен непосредственно Министерству финансов. Корпус выполнял задачи по охране границы в таможенном отношении, вел активную борьбу с контрабандистами. Практика охраны границы в таможенном отношении в период с 1827 года и до начала XX века целиком оправдала себя.

Являясь составной частью органов по защите экономических интересов на государственной границе. Пограничная стража внесла существенный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами.

 

2.3 Совершенствование контроля за пересечением границы


Первые корчемные команды были созданы еще в XVII столетии в Москве для пресечения тайного изготовления, перевоза и продажи предметов, обложенных акцизом или составляющих прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, - как контрабандисты или корчемники. В 1699 году было постановлено считать корчемниками тех, кто платит за работу по найму вином, но если плата была больше ведра.

Еще при Петре 1 преследование корчемников возлагалось на специально назначенных лиц. В 1730 году в распоряжении московских откупщиков для преследования корчемства и взимания штрафов был представлен особый отряд солдат. Однако вследствие множества злоупотреблений эта корчемная команда в 1732 году была подчинена Коммерц-коллегии. С 1732 года в Петербурге в ведении Коммерц-коллегии состоял для искоренения корчемства особый комиссар, а при нем отряд солдат, которые отряжались от полков ежемесячно.

При Корчемной страже состояли также особые команды. С 1767 года откупщики имели право содержать за свой счет Корчемную стражу из отставных обер-офицеров и солдат, а по мере надобности в их распоряжение откомандировывали воинские команды.

В 1840 году на границах крупных губерний корчемство, сопровождаемое буйством и даже убийствами, приняло такие размеры, что правительство вынуждено было учредить в 1850 году особую Корчемную стражу из 450 человек, содержание которой (90 тыс. Руб. В год) отнесено было за счет земских сборов. Корчемство уменьшилось. В 1856 году стража была упразднена.

В 1862 году стража была создана из вольнонаемных людей в приграничных с Царством Польским уездных губерниях (Ковенской, Виленской, Гродненской и Волынской) для предотвращения тайного ввоза спиртных напитков (питей), подлежащих акцизу, из Царства Польского в Российскую империю.

В 1875 году стража была переведена в пограничные уезды. Она состояла из стражников, младших и старших объездчиков, которые были подчинены помощнику акцизного надзирателя, а в местах, где это требовалось, особым смотрителям Корчемной стражи. Размеры пограничного района, подлежащего ведению Корчемной стражи, определялись Министерством финансов в пределах не менее 21 и не более 50 км черты границы. В вверенных им районах чины Корчемной стражи имели право осматривать как проходящие обозы и транспорты, так и всех проезжающих и проходящих, а возы с сеном, соломой и другими громоздкими предметами испытывались железными щупами, если это не сопрягалось с порчей клади: кроме того, они были вправе проводить обыски в местах оптовой и розничной продажи "питей" в частных домах, но лишь в тех случаях, когда корчемник, преследуемый по горячим следам, скроется из виду стражи в частное жилище. Провоз и пронос вина в пограничном районе, подлежащем ведению Корчемной стражи, дозволялся днем. Если на Корчемную стражу совершалось нападение, она вправе была применять огнестрельное или холодное оружие.

В 1866 году была упразднена воинская Корчемная стража при соляных промыслах, взамен была учреждена вольнонаемная. В 1880 году вслед за отменой акциза с соли упразднена и эта стража. В период с 1861-го по 1871 год существовала Корчемная стража по взиманию акциза с табака. В 1893 году она состояла из 968 человек, на ее содержание расходовалось 422 597 руб.

Корчемная стража, как правило, создавалась в отдельных регионах страны.

В Наказе чинам Корчемной стражи в Приморской и Амурской областях, утвержденном 27 июля 1911 года министром финансов В. Коковцевым, говорилось, что Корчемная стража "предназначена для предотвращения водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу в пределах 50 верст от границы". Корчемная стража подчинялась управляющему акцизными сборами.

Служащие Корчемной стражи носили особую форму одежды, знак с надписью "Корчемная стража". Они имели на вооружении шашку артиллерийского образца, револьвер системы „ наган" и трехлинейную винтовку драгунского образца. Чины Корчемной стражи приводились к присяге. В своей деятельности Корчемная стража взаимодействовала с полицией, таможенной охраной и пограничной стражей.

Задержанные контрабандные спиртные напитки и другие акцизные товары, как правило, оценивались и продавались с аукциона на местах конфискации. Китайская водка "ханшин", как негодная к употреблению, уничтожалась.

Таким образом, оценивая место, роль и целесообразность создания и деятельности Корчемной стражи, можно прийти к выводу, что ее деятельность направлялась прежде всего на выполнение Высочайшего указа о монополии государства на производство и продажу спиртных напитков и других подакцизных товаров как внутри страны, так и на границе и в пограничных районах.

Корчемная стража как один из органов, подчиненных Министерству финансов, просуществовала до 1918 года.

Как свидетельствуют исторические источники, контрабанда - явление давнее. О нем встречаются упоминания в древнегреческих и римских источниках. В середине века слово kontrabandos служило для обозначения товаров, запрещенных и подлежащих конфискации.

В начале XVIII века в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом и принятием в 1724 году протекционистского таможенного тарифа контрабанда приобретает массовый характер.

В частности, вводится система вознаграждения для задержателей контрабанды. В соответствии с Высочайшим указом Александра 1 (1811 год) 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80% - 2/3 выдавалось задержателям, а 1/3 - начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. В этот период развивается законодательство о контрабанде. В Таможенном уставе 1819 года было дано определение контрабанде. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.

Как показал опыт борьбы с незаконным провозом и проносом товаров, контрабандисты были высокими профессионалами.

Обычно контрабандисты заранее изучали местность, пытались вскрыть характер службы чинов Пограничной стражи, досконально знали, где какие находятся виды пограничных нарядов. Поэтому борьба с контрабандистами была всегда нелегкой и требовала определенных знаний и опыта.

Исторические источники свидетельствуют, что в начале века контрабандным товаром были завалены все лавки. Усиление контрабанды было вызвано и тем, что сопредельные страны в своем экономическом развитии достигли более высокого уровня по сравнению с Россией, где только начинался промышленный переворот. Сказалось и неблагополучное положение в финансовой сфере. Инфляция, вызванная войной 1812 - 1813 годов, а затем и фритредерским тарифом, охватила все стороны деятельности и в итоге оказалась огромным внешним и внутренним долгом. Все это вместе взятое способствовало развитию контрабанды.

Конечно же, способов укрытия товаров было великое множество, но каждый раскрытый увеличивал опыт Пограничной стражи.

В начале XIX века пограничники выработали свою тактику. С учетом ухищрений контрабандистов служба организовывалась в две линии. В первой несли службу пешие пограничники в качестве часовых и патрульных, а в ночное время выставлялись секреты и совершались обходы определенных участков. Во второй линии несли службу конные пограничники путем объезда участков. Их задача состояла в том, чтобы задержать контрабандистов, прорвавшихся через первую линию, и в оказании помощи часовым границы в случае обнаружения или задержания контрабандистов. При этом действия часовых и объездчиков определялись строго по местности, с тем, чтобы охраняемые участки были постоянно под контролем. Преследовали контрабандистов в тыл охраняемого участка лишь до первого за пограничной чертой участка, а там передавали местной полиции. При задержании контрабанды не обходилось и без вооруженных стычек. Контрабандисты, как правило, были хорошо вооружены. Пограничники, хотя и были вооружены, но применять оружие не имели права.

Лишь в 1829 году было получено такое разрешение.

Меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в первой и во второй половине XIX века, не привели к желательным результатам. Контрабанда росла. Это можно проследить на динамике количества задержаний и стоимости контрабандных товаров.

Глава III. История развития пограничного контроля после 1917 года

 

3.1 История развития пограничного контроля в РСФСР


Октябрьская революция 1917 г. положила начало новому периоду отечественной истории. Революционные события изменили территорию, общественный строй страны, что не могло не сказаться на прохождении государственной границы и характере ее охраны. Изменились задачи погранохраны, ее структура, система комплектования.

Первая мировая война, Гражданская война в России, военная интервенция разрушили систему охраны государственной границы страны, главным звеном которой являлся Отдельный корпус пограничной стражи. К моменту взятия большевиками власти граница в европейской части страны имелась лишь на северо-западе. От Финского залива до границы с Персией проходила линия фронта.

В связи с заключением в марте 1918 г. Брестского мира вопрос об охране и защите границы приобрел для Советской республики особую актуальность.

марта 1918 г. при Наркомате финансов Советской Республики было образовано (на базе ликвидированного Управления Отдельного пограничного корпуса) Главное управление пограничной охраны (ГУПО), основной задачей которого являлась организация охраны границы с Финляндией и Эстонией.

мая 1918 г. Совнарком РСФСР принял декрет "Об учреждении пограничной охраны". Этот день ныне отмечается как праздник - День пограничника. Декрет был разработан ГУПО на основе Правил об отдельном корпусе пограничной стражи 1910 г. и Инструкции службы чинов ОКПС 1912 г.

Согласно принятому документу пограничная охрана входила в состав Наркомата финансов и перед ней ставились следующие задачи: борьба с контрабандой и нарушениями государственной границы; защита от расхищения водных богатств в пограничных и территориальных водах; надзор за соблюдением на пограничных реках правил международного судоходства; охрана рыбаков и промышленников в пограничных морях, озёрах и реках; защита населения от нападения банд и кочевых племён и др. Декретом определялись порядок охраны государственной границы, структура пограничных частей и их центральных органов управления. Вопросы войсковой охраны границы оставались в ведении военного ведомства. Непосредственное руководство пограничной охраной возлагалось на ГУПО, которое 29 июня 1918 г. передано в подчинение Наркомата торговли и промышленности (Наркомторгпром). Одновременно были разделены функции пограничной охраны и таможенного ведомства. К концу июня 1918 г. пограничная охрана имела следующую организационную структуру: Народный комиссариат торговли и промышленности - Совет пограничной охраны - ГУПО - 3 пограничных округа (1-й в г. Петроград, 2-й в г. Минск, 3-й в г. Орел) - районы - подрайоны - дистанции - заставы - посты. На территориях, прилегающих к границе, создавались специальные оперативные органы - окружные, участковые и пунктовые пограничные чрезвычайные комиссии (ПЧК), а при Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) образован пограничный подотдел.

февраля 1919 г. в соответствии с распоряжением Реввоенсовета Республики (РВСР) пограничная охрана была преобразована в пограничные войска. Совет погранохраны стал называться Военным советом погранвойск, а ГУПО - Главным управлением пограничных войск (ГУПВ). Пограничные округа стали пограничными дивизиями, районы - пограничными стрелковыми полками, подрайоны - батальонами, дистанции - ротами. Всего на базе погранохраны были сформированы три дивизии, по пять полков и пять кавалерийских дивизионов в каждой. В июле 1919 г. погранвойска вошли в состав действующей армии, в сентябре того же года упразднены Военный совет погранвойск и ГУПВ. Вместо них при Наркомторгпроме был создан отдел пограничного надзора, который просуществовал до начала 1920 г. Тогда же были упразднены и пограничные ЧК, функции которых стали осуществлять фронтовые, армейские и дивизионные особые отделы и отделения.

ноября 1920 г. охрана границ была передана в ведение особого отдела ВЧК по охране границ. Войсковое обеспечение охраны границ было возложено на те части войск внутренней службы (ВНУС), которые находились в оперативном подчинении ВЧК.15 февраля 1921 года председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский утвердил Инструкцию частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР.10 июля того же года ВЧК приняла Положение об охране границ РСФСР.

октября 1921 г. принимается Положение о взаимоотношении военного командования и особых отделов ВЧК по охране границ РСФСР. В нем предусматривалось, что особые отделы, по-прежнему, несут ответственность за охрану границ, а непосредственно служат на них выделенные командованием приграничных военных округов части Красной Армии. Пограничные войска ВЧК были расформированы.

После разгрома крупных бандформирований на всех границах (кроме Средней Азии), 27 сентября 1922 г. СТО передает охрану границ в ведение наследника ВЧК - Государственного политического управления (ГПУ). Для решения этой задачи был создан Отдельный пограничный корпус (ОПК) войск ГПУ, в состав которого вошли все части и суда, охранявшие границу. Численность корпуса определялась в 50 тыс. человек, из них шестая часть должна была служить в кавалерийских дивизионах. Укомплектование людьми и конским составом, снабжение всем необходимым корпуса было поручено военному ведомству.

Командиром ОПК был назначен по совместительству начальник контрразведывательного отдела (КРО) ГПУ А.Х. Артузов. По вопросам управления пограничниками он подчинялся непосредственно председателю ГПУ и его заместителю.

В составе корпуса было семь округов - Петроградский, Западный, Украинский, Северо-Кавказский, Закавказский, Туркестанский и Сибирский (см. Приложение 3).

Важную роль в системе погранохраны играл партийно-политический аппарат. Он включал в себя институт военных комиссаров, политорганы и ячейки коммунистической партии. В июле 1918 г. комиссарами в ГУПО и одновременно членами Совета пограничной охраны были назначены П.Ф. Федотов и В.Д. Фролов. В пограничных дивизиях, как и в армейских, были комиссары и политические отделы, в полках и батальонах - комиссары, в ротах и эскадронах - политические руководители (политруки). Всей политработой руководило Политуправление (ПУР) РККА. С осени 1922 г. политработой в пограничных войсках стал руководить политотдел войск ГПУ.

Была организована подготовка командных кадров. Младший комсостав (помощники начальников застав) готовился в пятимесячных подготовительных школах губернских погранотрядов. Средний комсостав готовился в учебных заведениях военного ведомства, затем проходил двухмесячную стажировку в должности помначзаставы, после чего оканчивал специальную школу дополнительной подготовки при ОГПУ. Кадры командиров погранохраны готовились также в Центральной школе ОГПУ.30 ноября 1923 г. в Москве была открыта Высшая пограничная школа.

В конце 1926 г. структура охраны государственной границы СССР организационно включала: СНК СССР - ОГПУ при СНК СССР - Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ (ГУПО и ВОГПУ) - округа - отряды - комендатуры - заставы; части морской погранохраны и др. В августе 1925 г. в соответствии с решением Совета Труда и Обороны (СТО), при пограничных отрядах стали создаваться маневренные группы. Они предназначались для борьбы с бандами, временного усиления отдельных участков границы, пресечения массовых нарушений границы, борьбы с уголовными и контрреволюционными элементами в приграничье.

июня 1927 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение об охране государственных границ Союза ССР. Тогда же был введён в действие Временный устав службы пограничной охраны, в котором изложены основные положения по её организации и несению.

Задачами служебно-боевой деятельности пограничников в этот период являлись: пропуск через границу граждан и транспортных средств, контроль за провозом печатных изданий, произведений искусства, служебной и личной переписки, валюты и драгоценностей; задержание нарушителей границы, выявление среди них агентов иностранных разведок и диверсантов; борьба с контрабандой; отражение вооруженных вторжений антисоветских отрядов; защита местного населения от набегов уголовных банд; контроль за соблюдением правил пограничного режима; защита природных богатств территориальных и внутренних вод; борьба с антисоветской агитацией, с восстаниями местного населения против Советской власти в приграничной полосе.

июля 1934 г. был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР, в который вошло и ОГПУ СССР, ставшее Главным управлением государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. Для организации и управления охраной границ СССР в наркомате было создано Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО) НКВД, а в округах - управления пограничной и внутренней охраны (УПВО) НКВД. ГУПВО НВД СССР руководило не только пограничниками, но и частями войск по охране важных промышленных объектов, железных дорог, конвойными, строительными и т.д. Это отвлекало внимание от охраны границы.

В августе 1937 г. ГУПВО преобразуется в Главное управление пограничных и внутренних войск (ГУПВВ). С этого времени соединения и части пограничной и внутренней охраны стали называться войсками. В округах также были созданы управления пограничных и внутренних войск.

февраля 1939 г. Постановлением Совнаркома СССР ГУПВВ было разделено на шесть самостоятельных главных управлений: пограничных войск (ГУПВ), по охране железнодорожных сооружений, по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных войск, военного снабжения и военно-строительное. Структура ГУПВ НКВД СССР представлена в приложении 4.

Накануне Великой Отечественной войны охрану государственной границы осуществляли 18 пограничных округов. Они включали: всего около 168,2 тыс. человек (см. Приложение 5).

Все пограничные отряды в основном имели однотипную организацию и вооружение. Погранотряд включал четыре-пять пограничных комендатур, каждая из которых объединяла четыре линейные заставы, резервную и управление пограничной комендатуры. Маневренная группа (150-250 человек) состояла из управления и трех-пяти застав (по 50 человек каждая). Школа сержантского состава отряда насчитывала 70-100 человек.

Типовая организация пограничного отряда накануне Великой Отечественной войны представлена в приложении 6.

В 30-е гг. были приняты меры по дальнейшему укреплению охраны государственной границы СССР и повышению боеспособности погранвойск. В 1932 г. в их состав включены авиационные подразделения. Пограничники стали получать новые образцы стрелкового оружия, автомобильную технику. Усиленно велось инженерно-техническое оборудование границы. Были созданы военные пограничные училища для подготовки командных, политических и специальных кадров.

В июле 1939 г. Комитет обороны СССР принял постановление о переформировании авиационных частей и создании Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР. В ее состав к концу 1939 г. входило 11 отдельных авиаэскадрилий (по 12 самолетов в каждой) и два гидрозвена (по три самолета). Командиром авиабригады - помощником начальника погранвойск НКВД СССР по авиации был назначен полковник И.М. Чупров. Штаб бригады дислоцировался в г. Быково, где имелся аэродром, закрепленный решением правительства за НКВД. На вооружение бригады поступили самолеты "СБ", "Р-10", "МБР-2", "УТИ-4", "По-2", "Р-5", "И-3", "Р-3", "Р-1", "Ли-2" и др.

Принимались меры и к повышению уровня подготовки командно-начальствующего и политического состава. К 1941 г. специалисты командного, политического, инженерно-технического профиля пограничных войск готовились в 11 военно-учебных заведениях НКВД, насчитывалось более 30 курсов переподготовки, повышения квалификации, усовершенствования, подготовки младших лейтенантов. И все же на 1 мая 1941 г. высшее военное образование имели всего около 1,6 процентов командиров (0,96 процента политработников), среднее военное - 49,9 процента командиров (30,4 процента политработников), в масштабе курсов от 3 до 9 месяцев 18,2 процента командных кадров (29,9 процента политработников). Не имели военной подготовки среди командных кадров 33,3 процента, среди политработников - 39,1 процента. Некомплект личного состава в пограничных войсках к этому же времени составлял 11,7 процента.

Одной из главных задач в оперативно-служебной деятельности пограничных войск в предвоенный период была борьба с подрывной деятельностью иностранных разведок. Для ее решения в полном объеме предпринимались следующие меры: перегруппировка пограничных войск, исходя из характера обстановки на различных участках границы; строгое соблюдение режима государственной границы и усиление контроля за его выполнением; установление взаимодействия с войсками прикрытия границы и органами госбезопасности; привлечение к охране границы местного населения приграничных районов и др.

В комплексе задач, выполняемых пограничными войсками накануне войны, большое место занимала разведка противника. Она велась на всех участках границы СССР и преследовала в основном две цели: в интересах охраны границы устанавливались участки и время переброски агентуры противника, характер ее заданий и объекты разведки в нашем тылу; добывались разведывательные сведения для командования РККА.

Особой страницей в истории Пограничных войск СССР предвоенного периода является их участие в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг.

В Советско-финляндской войне пограничники выполняли следующие задачи: вели разведку противника; обеспечивали фланги наступающих войск; прикрывали промежутки на стыках по линии границы между операционными направлениями; участвовали в ликвидации финских погранполицейских кордонов в полосе наступления частей и соединений РККА; осуществляли охрану тыла действующей Красной Армии; вели борьбу с диверсионными группами и отрядами противника.

На рассвете 22 июня 1941 г., вероломно нарушив пакт о ненападении, германские вооруженные силы вторглись в пределы Советского Союза. Бомбардировкам с воздуха и артиллерийским обстрелам были подвергнуты крупнейшие промышленные центры СССР, его военные и военно-морские базы. Вместе с частями РККА первый удар противника принял на себя личный состав пограничных частей и подразделений, дислоцированных на западной границе, хотя он и не был для этого предназначен.

В состав пограничных войск северо-западного и западного направлений входило 8 пограничных округов. В их состав входило 48 погранотрядов, 10 отдельных погранкомендатур, 7 отрядов пограничных судов, 8 окружных школ младшего начальствующего состава и др. части и подразделения. Общая численность личного состава составляла 87459 человек. Непосредственно на линии границы дислоцировалось 39 погранотрядов и 5 отдельных комендатур. В зоне пограничного заграждения (старая западная граница) несли службу 9 погранотрядов и 5 отдельных пограничных комендатур. Один отряд - 4-й (Архангельск) подчинялся непосредственно ГУПВ.

В условиях дефицита информации об общем положении дел на советско-германском фронте, отсутствия связи со своим и армейским командованием в первые дни войны пограничники решали следующие задачи: вели боевые действия с разведывательными и передовыми частями противника непосредственно на линии государственной границы; выполняли роль боевого охранения частей и соединений первого эшелона армий прикрытия; с переходом в оперативное подчинение военному командованию участвовали в боях в составе частей и соединений войск прикрытия при отступлении; осуществляли разведывательно-диверсионную деятельность в тылу противника и на маршрутах его движения; выявляли и уничтожали диверсионно-разведывательные группы противника, мелкие авиадесанты в боевых порядках и ближайшем тылу отходящих и обороняющихся войск. На северном участке фронта, кроме того, пограничники самостоятельно прикрывали промежутки между направлениями, на которых велись активные боевые действия.

Наиболее тяжелая участь досталась тем частям и подразделениям пограничных войск, которые оказались на направлениях главных ударов противника: на Киев и Донбасс, на Минск и Москву, на Ленинград. Эти удары приняли на себя пограничные отряды Украинского, Западного и Прибалтийского округов, в частности, 90-й (Владимир-Волынский), 91-й (Рава-Русская), 92-й (Перемышль), 17-й (Брест), 86-й (Августов), 88-й (Шепетово), 105-й (Кретинга), 106-й (Таураге), 107-й (Мариямполе), 12-й (Лиепая).

Известно, что пограничные заставы, здания штабов пограничных комендатур и отрядов были включены неприятелем в число первоочередных объектов для уничтожения артиллерией, танками и авиацией. Достойного отпора врагу пограничники оказать не могли как в силу своего предназначения, так и из-за отсутствия необходимых средств противодействия. А это приводило к большим потерям. Часто их просто некому было подсчитывать - погибали все. Поэтому среди безвозвратных потерь пограничных войск в приграничных сражениях свыше 90 процентов составляют пропавшие без вести и приходятся они на первые дни и недели войны.

Одним из основных направлений служебно-боевой деятельности в первые недели и месяцы войны было формирование из личного состава пограничных войск частей и соединений для Действующей армии. В конце июня - первой половине июля 1941 г. командование войск НКВД по решению правительства сформировало из состава пограничных и внутренних войск 15 стрелковых дивизий, из них 6 - в самое короткое время. Все формирования, основой которых стал личный состав погранвойск, в годы войны достойно выполнили свой воинский долг.

Непосредственное участие в боях на фронте в течение всей войны принимали 113700 пограничников, или 68 процентов довоенной численности пограничных войск. В составе объединений и соединений Красной Армии формирования пограничных войск принимали участие в обороне Киева и Ленинграда, Москвы и Одессы, Крыма и Сталинграда, остановили врага на Кавказе и под Курском, а затем в решительных сражениях заключительного этапа Великой Отечественной войны громили неприятеля на Украине и в Белоруссии, Прибалтике и Молдавии, освобождали порабощенные народы Европы от фашистского ига, приближая день Победы.

Одной из важнейших задач, которые решали пограничники в годы Великой Отечественной войны, была охрана Государственной границы СССР на всем ее протяжении, в том числе и восстановленнойпосле изгнания оккупантов с территории страны.

Основные задачи войск в условиях войны заключались в проведении мероприятий по усилению охраны границы; борьбе с подрывной деятельностью иностранных спецслужб на границе и в приграничных районах; ведению разведки противника в интересах военного командования; выполнению ряда боевых задач по планам военного командования при вводе частей Красной Армии в Иран; формированию из состава пограничных войск для Действующей армии воинских частей и соединений; участию в прикрытии отдельных участков морского побережья и тыловых районов Северо-Кавказского фронта от высадки тактических морских и воздушных десантов противника; обучению команд снайперов и организации их боевой стажировки на фронте; планированию и подготовке пограничных войск к действиям в условиях вторжения противника.

Все мероприятия, проводимые по усилению охраны государственной границы в годы войны, обеспечили пограничным войскам успешное выполнение поставленных задач. Это подтверждается результатами их оперативно-служебной деятельности. За 1941-1945 гг. на южном, восточном и дальневосточном участках границы задержано 23806 нарушителей. Пограничники участвовали в 409 боевых столкновениях, 866 раз применяли оружие, задержали контрабандных товаров на 18,5 млн. рублей.

В целях применения фронтового опыта в охране границы, а также опыта боевой и служебной деятельности войск по охране тыла в конце 1941 г. решением Наркомата внутренних дел СССР и Главного управления пограничных войск на южный, восточный и дальневосточный участки государственной границы была переведена группа командного и рядового состава, получившего боевую закалку на фронте.

Важнейшими направлениями пограничной политики СССР в послевоенные годы были: заключение договоров и соглашений с сопредельными государствами, разработка нормативной базы по пограничным вопросам, демаркация и редемаркация государственной границы; прямая помощь союзникам по соцлагерю в создании и укреплении их погранохраны; экономическое укрепление советского приграничья, очистка его от нежелательных лиц; привлечение местного населения к охране государственной границы; оборудование границы в инженерно-техническом отношении; совершенствование материальной базы, структуры и служебно-боевой деятельности пограничных войск.

По состоянию на 1 января 1946 г. общая протяженность Государственной границы СССР составляла 50331,2 км, из них сухопутный участок (в том числе речной и озерный) - 20220,3 км, и морской - 30110,9 км. Пограничные войска состояли из 21 погранокруга, 4-го Архангельского погранотряда и Отдельной авиабригады пограничных войск. В составе округов были 102 погранотряда, 12 отдельных погранкомендатур, 2 резервных пограничных полка, 2 отдельных кавалерийских дивизиона, одна отдельная маневренная группа, 2 отряда погрансудов, 24 отдельных дивизиона кораблей и судов. Охранявшие государственную границу пограничные отряда и отдельные комендатуры имели 384 погранкомендатуры, 1973 линейных погранзаставы, 327 линейных погранпостов.103 маневренных группы, 11 дивизионов и групп кораблей и речных судов.

марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР, а народных комиссариатов - в министерства. В соответствии с Законом Наркомат внутренних дел был преобразован в Министерство внутренних дел (МВД). На основании приказа МВД СССР от 15 января 1947 г. Главное управление пограничных войск (ГУПВ) переформировано по новому штату. В него вошли управления: оперативно-разведывательное, организационно-строевое, политическое и морской отдел. В составе оперативно-разведывательного управления были образованы западный, ближневосточный и дальневосточный отделы и отдел контрольно-пропускных пунктов (КПП). Каждый отдел включал два отделения - службы и разведки. Управления пограничных округов состояли из штаба, отдела кадров, морского, разведывательного, политического, медицинского и финансового отделов.

К числу существенных организационных мер конца 40-х гг. относится передача в октябре 1949 г. пограничных войск из ведения МВД (министр С.Н. Круглов) Министерству государственной безопасности (министр В.С. Абакумов).

Одной из первостепенных задач руководства ГУПВ и пограничных округов стала подготовка квалифицированных офицеров-пограничников. На основе постановления ЦК ВКП (б) от 2 августа 1946 г. директивой ГУПВ всем округам предлагалось заменить офицерский состав, занимающий должности комендантов участков и начальников застав, оставив лишь тех из них, которые имеют опыт и знают пограничную службу, обладают хорошими деловыми и морально-политическими качествами. В августе 1947 г. на основании постановления секретариата ЦК ВКП (б) на пограничных заставах со штатной численностью от 41 человека и более введена должность заместителя начальника заставы по политчасти.

На 1 января 1953 г. численность погранвойск составляла около 190 тыс. человек. К этому времени охрана государственной границы и сами погранвойска претерпели существенные изменения. охрана границы на западе и востоке становилась общим делом всех стран, входящих в социалистический блок.

Позитивным образом менялось вооружение, техническая оснащенность погранвойск. В войска стало поступать автоматическое оружие, радиолокационные и прожекторные станции, автомашины ГАЗ-69, а с 1955 г. - и вертолеты. Строились дороги и колонные пути, внедрены в практику и получили дальнейшее развитие инженерно-технические средства охраны границы.

Однако все эти положительные тенденции сводились на нет непродуманными организационно-штатными мероприятиями, проведенными в пограничных войсках в 1953-1954, 1956 и 1960 гг. и связанными в первую очередь с их сокращением. В результате к 1961 г. по сравнению с 1952 г. численность пограничных войск уменьшилась почти наполовину (на 47,5 процента). Наряду с личным составом войска потеряли сотни пограничных застав, 11 дивизионов пограничных кораблей, 3 военных училища, Военный институт КГБ при СМ СССР. Это привело к тому, что протяженность участка одной заставы возросла почти в 3 раза, а это отрицательно сказалось на плотности войсковой охраны.

марта 1957 г. СМ СССР принял постановление о переподчинении пограничных войск из МВД Комитету государственной безопасности при СМ СССР. Цель реорганизации состояла в том, чтобы, с одной стороны. разгрузить МВД от несвойственных ему функций, сосредоточить защиту государственной безопасности в рамках единого, специально для этого созданного ведомства, с другой - присоединить к политической структуре (КГБ) силовую (ПВ), создавая мощную опору правящему режиму в противовес МВД, чтобы не допустить всесилия последнего, как во времена Л.П. Берия. В том же году удалось добиться увеличения численности погранвойск на 16 тыс. человек.

Обострившаяся оперативная обстановка на восточном и дальневосточном участках государственной границы заставила руководство страны и КГБ, с одной стороны, наращивать численность пограничных войск, с другой - искать новые формы и способы охраны границы. В 1961 и 1963 гг. пограничные войска были пополнены соответственно на 2300 и 3000 человек.

В 1967-1969 гг. были сформированы Забайкальский пограничный округ, 7 новых пограничных отрядов, 3 отдельных дивизиона сторожевых кораблей, десятки новых погранзастав и маневренных групп. Сразу же после первых столкновений с китайскими вооруженными формированиями в 1969 г. погранвойска получили от Министерства обороны СССР танковые подразделения, минометные батареи, авиационную технику. В последующем, вместо танков на границе с Китаем ввели мотоманевренные группы и батареи 82-мм минометов (Приложение 7).

Наряду с увеличением численности пограничные войска усиливались боевой техникой и вооружением (см. Приложение 8).

Осуществлена перестройка управленческих структур пограничных войск. В августе 1969 г. создан Военный совет пограничных войск, наделенный широкими правами в области охраны границы, обеспечения боевой готовности войск, их технического оснащения и материального обеспечения. В штабе ПВ были усилены отделы службы, боевой подготовки и комплектования войск. В последующем отдел службы преобразован в Оперативное управление. Морской и инженерный отделы также преобразованы в управления. С октября 1980 г. стал управлением и отдел боевой подготовки. Расширились политуправление, тыл, отдел автобронетанковой техники, авиационный отдел и другие подразделения ГУПВ (Приложение 9).

Наиболее трудным для пограничных войск, как и для страны в целом, оказался период 1986-1991 гг. Так называемые реформы политической и экономической системы государства прямо отразились на развитии и служебно-боевой деятельности пограничных войск. Еще больше положение усугубилось в связи с распадом СССР. Лидеры образовавшихся суверенных государств встали на путь раздела союзных погранвойск. Принцип дележа был прост: все части и подразделения, расположенные на их территории, а также техника, вооружение и различные объекты автоматически становились национальной собственностью этих государств (кроме Литвы, Латвии и Эстонии).

Таким был период развития советской пограничной охраны (войск). В пограничной политике СССР, впрочем, как и в других сферах (экономической, социальной, военной и др.), допускались крайности, что вело к негативным последствиям в строительстве и служебно-боевой деятельности погранвойск. Раздел союзных погранвойск между суверенными государствами бывшего СССР остро поставил проблему строительства погранвойск и организации охраны границ Российской Федерации в новых политических и экономических условиях.

 

3.2 История развития пограничного контроля в Российской Федерации


В декабре 1991 г., после реорганизации КГБ СССР, Главное управление пограничных войск было упразднено и образован Комитет по охране Государственной границы СССР с Объединенным командованием пограничными войсками, руководство которыми было возложено на должность председателя Комитета - главнокомандующего пограничными войсками СССР.

декабря 1991 г. президентами Российской Федерации, Белоруссии и Украины в Минске объявлено о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств. В результате распада Союза ССР в течение 1991-1993 гг. было утрачено до 40 процентов сухопутных, морских, авиационных сил и средств с инженерно-техническими сооружениями и оборудованием, жилищным и казарменным фондом в местах их дислокации, в том числе все пункты пропуска на путях международного сообщения западного направления. В этой связи значительная часть государственной границы Российской Федерации осталась неприкрытой в войсковом отношении.

Распад СССР остро поставил проблему создания пограничных войск Российской Федерации. В 1992 г. созданы Пограничные войска Российской Федерации, которые были подчинены Министерству безопасности. В 1993 г. образована Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации со статусом федерального министерства, которая с 1994 года переименована в Федеральную пограничную службу (ФПС России). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 55-ФЗ от 4 мая 2002 г. "О Пограничной службе Российской Федерации" ФПС России переименована в Пограничную службу Российской Федерации, которая состоит из специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе (ФПС России), войск, органов и других организаций.

Общая протяженность Государственной границы Российской Федерации составляет 6 миллионов 103 тысячи 129 километров. Из них почти 39 тысяч километров - морская, около 8 тысяч километров - речная и озерная и более 14 тысяч километров - сухопутная граница.

В охране рубежей Отечества принимают участие 10 региональных управлений, в составе которых более 80 пограничных отрядов, более 950 застав. Ежесуточно на службу заступают 11 тысяч пограничных нарядов. Около 400 контрольно-пропускных пунктов несут службу совместно с Главным таможенным комитетом России. В общей сложности задачу по охране и защите рубежей Российской Федерации выполняют около 200 000 пограничников.

На вооружении частей и подразделений Пограничной службы России, охраняющих сухопутные рубежи, находятся современное оружие, боевая, автомобильная и специальная техника. Сухопутную границу охраняет самая многочисленная часть системы войск и органов Пограничной службы России.

Авиация Пограничной службы России выполняет задачи по охране Государственной границы и исключительной экономической зоны. Осуществляет она их во взаимодействии с органами морской пограничной охраны. На морскую охрану возложены задачи охраны биоресурсов в морских пограничных пространствах России и осуществление государственного контроля в этой сфере, организация борьбы с контрабандой, незаконной миграцией, участие в совместных с зарубежными структурами акциях по борьбе с международной преступностью, терроризмом и пиратством.

В повседневной жизни Пограничной службы России особое место занимают так называемые "горячие точки" - регионы, где велись и ведутся боевые действия. Многочисленными примерами мужественных, самоотверженных действий по охране границы отмечена служебно-боевая деятельность пограничников на Северном Кавказе, где ведется широкомасштабная контртеррористическая операция. Почти ежедневно российские пограничники вступают в боевые столкновения, пресекают попытки афганских боевиков и их наемников проникнуть и закрепиться на территории Таджикистана.

На таджикско-афганском рубеже пограничники России ценой невероятных усилий, а порой и жизни солдат и офицеров сдерживают потоки наркотиков и оружия от их проникновения на территорию стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Европы. Многие пограничники за время боевых действий в "горячих точках" награждены орденами и медалями, а 17 из них удостоены звания Героя Российской Федерации.

Заключение

Изучение исторического опыта осуществления пограничного и таможенного контроля позволило автору сформулировать следующие выводы.

На всём протяжении рассматриваемого исторического периода существовали исторические взаимосвязи: между структурой государственных контрольных органов и выполняемых ими задач и характером угроз национальным интересам на государственной границе и путях международного сообщения; между проводимой государством таможенной политикой и организацией и осуществлением пограничного и таможенного контроля; между мерами, предпринимаемыми государством по защите и охране границы и действиями по обеспечению надёжности осуществления контроля за её пересечением.

Выявлены исторические тенденции: постоянное возрастание роли таможенных органов в осуществлении пограничного и таможенного контроля; дифференцированный подход к осуществлению пропуска через границу с учётом конкретно складывавшейся обстановки, торговых связей, состояния контрабандной деятельности и местных условий и, как следствие, создание необходимой концентрации сил и средств различных ведомств на важнейших участках границы и установленных для перемещения товаров дорог; на сухопутных участках - переход от контроля за пересечением границы на всём её протяжении к контролю на строго определённых и удобных для осуществления пропуска маршрутах ("больших дорогах");

на морских участках - специализация морских портов и осуществление пограничного и таможенного контроля иностранных судов заграничного плавания только в тех из них, которые открывались установленным порядком для международной торговли; все принципиальные решения по зарождению и становлению пограничного и таможенного контроля были приняты после проведённых обследований состояния охраны границы и контроля за её пересечением.

Список использованной литературы

1.       Боярский В.И., Дмитриев В.А., Кудинов Н.Н. Пограничный надзор на море: Историко-документальный очерк. - М.: Граница, 2006.

2.       Боярский В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. - М.: Граница, 1992

.        Высотенко А.В. Исторический опыт обеспечения безопасности государственной границы Российской империи Отдельным корпусом пограничной стражи. - М., 2004

.        Ежуков Е.Л. Зарождение, становление и развитие пограничной охраны России. Учебное пособие. Части I и II. - М.: Академия ПВ ФПС РФ, 1997

.        Ежуков Е.Л. Становление и развитие пограничной охраны России (XV - начале XX вв.). Научно - практическое пособие. - М., 1991

6.       Иванова Т.В. Совершенствование пограничного и таможенного надзора в пунктах пропуска через Европейскую границу Российской империи (1893 - 1914 гг.): историческое исследование. Дис. канд. истор. наук. - М., 2002.

7.       Клементьева В.В. Военное ведомство в охране границ Российской империи. - М., 2000

.        Козлова Н.В. Коммерц-коллегия в 20-50-х гг. XVIII века. Государственные учреждения России 16-18 вв. - М., 1991

.        На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. - М.: Граница, 1998

10.     Некрасов А.А. Система пограничного контроля Российской Федерации и направления её совершенствования. Дис. докт. воен. наук. - М., 1999.

11.     Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи России: краткий исторический очерк. - М.: Граница, 1993

.        Сечкин Г.П. Советские пограничные войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и возможные их действия в современных операциях. - М., 1976.

.        Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

.        Чернуха В.Г. Паспорт в России.1719 - 1917 гг. - СПб., 2007.

.        Чернушевич М. Материалы к истории пограничной стражи. ч.1. - М., 1900.

.        Шпака А.Н. Создание и совершенствование системы защиты и охраны государственной границы в Российской империи (1721 - 1893 гг.). - М., 2006.

.        Юхова С.А. Взаимодействие ведомств в защите государственной границы Российской империи. - М., 2001.

Приложения


Приложение 1

 

Обмундирование и вооружение пограничников времен Ивана Грозного


Приложение 2

Структура Отдельного корпуса пограничной стражи на примере 1-ого окуга


Приложение 3

Состав Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ

Пограничный округ

Число частей, подлежащих сформированию


Батальонов усиленных

Батальонов нормальных

Дивизионов

Эскадронов

Рот

Рот связи

Петроградский

5

-

1

2

5

Западный

8

3

-

1

-

6

Украинский

10

7

-

2

-

5

Северо-Кавказский

1

-

-

-

-

-

Закавказский

4

-

-

-

-

-

Туркестанский

-

2

1

6

-

-

Сибирский

-

3

-

1

-

-



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!