Правовое регулирование общественных отношений в сфере информатизации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,90 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование общественных отношений в сфере информатизации

Оглавление

Государственное регулирование и управления в области информации, информатизации и защите информации

Правовое регулирование общественных отношений в сфере информатизации

Список используемой литературы

Государственное регулирование и управления в области информации, информатизации и защите информации

Защита информации - комплекс правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение целостности (неизменности), конфиденциальности, доступности и сохранности информации;

Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений;

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Государственное регулирование в области информации, информатизации и защиты информации включает:

·обеспечение условий для реализации и защиты прав государственных органов, физических и юридических лиц;

·создание системы информационной поддержки решения задач социально-экономического и научно-технического развития Республики Беларусь;

·создание условий для развития и использования информационных технологий, информационных систем и информационных сетей на основе единых принципов технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

·формирование и осуществление единой научной, научно-технической, промышленной и инновационной политики в области информации, информатизации и защиты информации с учетом имеющегося научно-производственного потенциала и современного мирового уровня развития информационных технологий;

·создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов в области информации, информатизации и защиты информации;

·содействие развитию рынка информационных технологий и информационных услуг, обеспечение условий для формирования и развития всех видов информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

·обеспечение условий для участия Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, физических и юридических лиц в международном сотрудничестве, включая взаимодействие с международными организациями, обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь;

·разработку и обеспечение реализации целевых программ создания информационных систем, применения информационных технологий;

·совершенствование законодательства Республики Беларусь об информации, информатизации и защите информации;

·иное государственное регулирование.

Государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции.

Президент Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области информации, информатизации и защиты информацию.

Совет Министров Республики Беларусь в области информации, информатизации и защиты информации:

·обеспечивает проведение единой государственной политики;

·координирует, направляет и контролирует работу республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

·утверждает государственные программы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, и обеспечивает их реализацию;

·осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

·Национальная академия наук Беларуси в области информации, информатизации и защиты информации:

·осуществляет научно-методическое обеспечение развития информатизации, реализации государственных программ;

·участвует в разработке проектов нормативных правовых актов;

·осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в области защиты информации:

·определяет приоритетные направления технической защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

·координирует деятельность по технической защите информации;

·осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью по обеспечению технической защиты информации;

·участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в области технической защиты информации;

·осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь в области информатизации:

·реализует единую государственную политику;

·разрабатывает и реализует государственные программы;

·участвует в разработке проектов нормативных правовых актов;

·координирует работу по формированию и государственной регистрации информационных ресурсов;

·устанавливает требования совместимости информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

·разрабатывает и утверждает правила эксплуатации и взаимодействия информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

·организует работы по техническому нормированию и стандартизации, подтверждению соответствия создания, использования и эксплуатации информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

·стимулирует создание информационных технологий, информационных систем и информационных сетей;

·осуществляет международное сотрудничество, включая взаимодействие с международными организациями, обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь;

·осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Иные государственные органы в пределах своих полномочий в области информации, информатизации и защиты информации:

·участвуют в реализации единой государственной политики;

·формируют и используют информационные ресурсы;

·создают и развивают информационные системы и информационные сети, обеспечивают их совместимость и взаимодействие в информационном пространстве Республики Беларусь;

·осуществляют техническое нормирование и стандартизацию в области информационных технологий, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;

·осуществляют подтверждение соответствия информационных технологий, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

·осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере информатизации

государственный правовой конфиденциальность информатизация

Общество на современном этапе своего развития характеризуется как информационное. Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Разработка стратегии всеобъемлющей информатизации, ориентированной на предоставление широкого спектра услуг для граждан и субъектов предпринимательской деятельности, а также переход государственного аппарата на работу по принципу информационного взаимодействия определяется как приоритетное направление.

В настоящее время в республике действует ряд нормативных правовых актов, нацеленных на эффективное использование информационных технологий. При этом продолжается работа по совершенствованию правовой базы, регулирующей отношения в сфере информатизации.

Курс Республики Беларусь на построение информационного общества нашел отражение в концепции государственной политики в области информатизации (далее - концепция), одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 года N 195 "О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь".

Основной целью концепции являлось обеспечение перехода к новому этапу развития страны - построению информационного общества. Основой перехода являлось создание единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Беларусь как базы для решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

В правовом регулировании отношений в сфере информатизации в Республике Беларусь представляется целесообразным выделить следующие этапы:. Принятие Закона Республики Беларусь от 6 сентября 1995 года "Об информатизации" (далее - Закон "Об информатизации") заложило правовую основу для развития национального законодательства в сфере информатизации.

В развитие Закона «Об информатизации» постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 утвержден Перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение.

Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591 создана межведомственная комиссия по вопросам информатизации в Республике Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь» утверждено Положение об этой комиссии. На комиссию возложена функция по подготовке предложений по основным направлениям государственной политики в сфере информатизации и формированию рынка информационных услуг в стране, созданию нормативно-правовой базы в сфере информатизации и др. Этим же Указом одобрена Концепция государственной политики в области информатизации. Согласно Концепции главной целью государственной политики в сфере информатизации является обеспечение перехода к новому этапу развития страны - построению информационного общества и вступление Республики Беларусь в международное информационное сообщество.. Принятие Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года "Об электронном документе" (далее - Закон "Об электронном документе") как основного нормативного правового акта Республики Беларусь, непосредственно регулирующего отношения в сфере обращения электронных документов.

Закон "Об электронном документе" содержит правовые основы использования электронных документов, заверенных электронной подписью, определяет требования, которым они должны отвечать, устанавливает права и обязанности участников электронного документооборота, а также их ответственность.

Однако многие вопросы, требующие правового регулирования, не нашли закрепления в данном законодательном акте. Например, сферы предоставления электронных финансовых услуг; определения детального порядка заключения сделок в электронной форме; правового режима электронного документа и электронной цифровой подписи; условий, которые определяли бы их равнозначность документам на бумажных носителях; требований к реквизитам электронных документов, которые позволяли бы идентифицировать их от других; условий и порядка их применения.

Для устранения указанных выше пробелов в план подготовки законопроектов на 2008 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря .2007г. N 666, была включена разработка проекта Закона "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" (далее - законопроект).

Основным разработчиком данного законопроекта выступило Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.. 27 декабря 2002 года в целях дальнейшего развития процессов информатизации Совет Министров Республики Беларусь утвердил Государственную программу информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» (далее - Программа), созданную в целях формирования и дальнейшего совершенствования единого информационно-правового пространства, государственной системы правовой информатизации Республики Беларусь как одного из направлений развития государственной правовой системы в условиях формирования информационного общества.. 10 ноября 2008 года был принят Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон Республики Беларусь), вступивший в силу 27 мая 2009 года.

Положения Закона Республики Беларусь направлены на регулирование общественных отношений в сфере информации, информатизации и защиты информации.

. реализация положений статей 28 и 34 Конституции Республики Беларусь;

. согласование с гражданским законодательством Республики Беларусь законодательства об информации и информатизации (вопросы правового режима информации как объекта гражданских прав и др.);

. реализация положений государственных программ и концепций в сфере информации и информатизации (Концепции государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь», Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президентом Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390, Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 «О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь»;

. восполнение имеющихся пробелов законодательства об информации и информатизации (в частности, по вопросам порядка и условий доступа граждан к открытой информации публичного характера, вопросам информационной безопасности государства, граждан и организаций, включая защиту персональных данных, информационного взаимодействия государственных органов и информационного обмена);

. модернизация отдельных институтов информационного права с учетом развития информационных технологий и изменения в информационных отношениях;

. устранение иных, в том числе терминологических, недостатков, излишней декларативности норм ныне утратившего силу Закона Республики Беларусь «Об информатизации»;

. унификация законодательства Республики Беларусь в сфере информации, информатизации и защиты информации с законодательством в указанной сфере в рамках СНГ.

В реализацию положений Закона Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, в частности:

·постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 675 «О некоторых вопросах защиты информации» (далее - постановление № 675).

Постановлением утверждены:

Положение о порядке защиты информации в государственных информационных системах, а также информационных системах, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Положение о порядке аттестации систем защиты.

Положение о порядке проведения государственной экспертизы средств защиты информации.

·постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 673).

Постановлением № 673 урегулированы вопросы государственной регистрации информационных ресурсов и систем, а также порядок ведения Государственного регистра информационных ресурсов и Государственного регистра информационных систем.

Во исполнение постановления № 673 принято постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 5 августа 2009 г. № 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 51».

Вышеуказанным постановлением утверждены Инструкция о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационного ресурса и формы свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса и Инструкция о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационной системы и формы свидетельства о государственной регистрации информационной системы. Также приложены и утверждены четыре формы:

·заявка на государственную регистрацию информационного ресурса;

·заявка на государственную регистрацию информационной системы;

·свидетельство о государственной регистрации информационного ресурса;

·свидетельство о государственной регистрации информационной системы.

Государственную регистрацию информационных систем, формирование и ведение Государственного регистра информационных систем осуществляет Научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем».. 28 декабря 2009 года Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее - Закон «Об электронном документе и ЭЦП»), вступающий в силу через год после официального опубликования.

Со вступлением в силу Закона «Об электронном документе и ЭЦП» ныне действующий Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» утратит силу.

Проект рассматриваемого законодательного акта был разработан Министерством связи и информатизации Республики Беларусь с участием специалистов широкого круга заинтересованных государственных органов и организаций и использованием результатов анализа отечественного законодательства и практики его применения, законодательства иностранных государств, научных публикаций и иной информации, относящихся к предмету правового регулирования Закона «Об электронном документе и ЭЦП», проведенного, в том числе в рамках разработки в 2008 году концепции проекта Закона Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Необходимость разработки Закона «Об электронном документе и ЭЦП» была вызвана следующим: до настоящего времени требования, предъявляемые к технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП) определялись стандартом, устанавливающим только требования, предъявляемые к процедурам выработки и проверки ЭЦП. Наряду с этим также имела место несогласованность применяемых различными государственными органами и иными организациями способов, правил и решений, используемых при распространении открытых ключей, что не позволяло получить должный эффект применения ЭЦП и, более того, в перспективе могло привести к технической сложности (а в некоторых случаях и невозможности) взаимодействия между отдельными системами электронного документооборота. К тому же, в связи с отсутствием в Республике Беларусь должной законодательной регламентации деятельности удостоверяющих центров (в терминологии Закона - поставщики услуг по распространению открытых ключей), их широкое распространение и эффективная эксплуатация были затруднены. Внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года Об электронном документе не решило бы указанных проблем, поэтому и было принято решение о разработке нового законодательного акта.

Законом «Об электронном документе и ЭЦП», согласно преамбуле, предусмотрено установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Применение электронной цифровой подписи представляется важным в построении и функционировании систем, в основе которых лежат информационно-коммуникационные технологии, поскольку ее применение влияет и на безопасность всей технологии и документооборота в целом.

Задачи, связанные с распространением открытых ключей проверки подписи, решаемы путем создания систем, составляющими которых будут являться удостоверяющие и регистрационные центры. Однако в связи с отсутствием в Республике Беларусь должной законодательной регламентации деятельности названных центров их широкое распространение и эффективная эксплуатация затруднены.

Установление предусматриваемых Законом «Об электронном документе и ЭЦП» норм позволит урегулировать применение технологии электронной цифровой подписи, создаст условия для развития электронного документооборота, в том числе представленного электронным декларированием, повысит эффективность механизмов реализации принципа "одно окно", позволит значительно экономить время и средства, ускорит бизнес-процессы.

В то же время следует отметить, что использование электронного документа и электронной цифровой подписи не станет повсеместно и в одночасье использоваться субъектами общественных отношений в своей деятельности. Для этого нужен определенный период времени.

Однако, усовершенствовав правовую базу для развития электронного документооборота и электронной цифровой подписи в республике, мы создадим основу, на которой будет строиться благосостояние нашего государства в XXI веке.

Реализация норм Закона «Об электронном документе и ЭЦП» позволит урегулировать существующие трудности, связанные с эффективным применением технологии ЭЦП, а также создаст условия для дальнейшего развития электронного документооборота, в том числе представленного электронным декларированием, повысит эффективность механизмов реализации принципа одно окно и предоставления государственных электронных услуг в целом.

Технология электронной цифровой подписи является важнейшим элементом в построении и полноценном функционировании современных систем, основанных на информационно-коммуникационных технологиях, при том, что такая технология включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов, надежность каждого из которых существенно влияет на безопасность всей технологии. Вместе с тем, правовое регулирование такой технологии на республиканском уровне осуществляется стандартом, установившим только требования, предъявляемые к процедурам выработки и проверки электронной цифровой подписи.

Наряду с этим, имеет место несогласованность применяемых различными государственными органами и иными организациями способов, правил и решений, используемых при распространении открытых ключей проверки подписи, что не позволяет получить должный эффект применения электронной цифровой подписи и, более того, в перспективе приведет к невозможности (технической сложности) взаимодействия между отдельными системами электронного документооборота.

Решение задач, связанных с распространением открытых ключей проверки подписи, осуществимо путем внедрения систем, составляющими которых являются удостоверяющие и регистрационные центры. Однако в отсутствие в Республике Беларусь должной законодательной регламентации деятельности названных центров их широкое распространение и эффективная эксплуатация затруднены.

В целях унификации, обеспечения необходимой управляемости, надежности и безопасности использования таких центров, создания условий для применения эффективных современных решений в области информационных технологий Законом предлагается именно Государственная система управления открытыми ключами, представляющая собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих и регистрационных центров.

В соответствии с утвержденным 20 февраля 2010 г. № 37/216-38 планом мер по выполнению поручений, изложенных в статье 32 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года Об электронном документе и электронной цифровой подписи приняты:

.Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь постановление Об утверждении Положения о порядке функционирования Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 1077/8;

.Советом Министров постановление Об утверждении Положения о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе от 20 июля 2010 г. № 1086;

Во исполнение Плана мер по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 года № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» Минсвязи разработаны и Советом Министров Республики Беларусь приняты следующие постановления:

.от 29 апреля 2010 г. № 644 «О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет»;

.от 29 апреля 2010 г. № 645 «О некоторых вопросах Интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006г № 192».. 9 августа 2010 года Советом Министров Республики Беларусь утверждена Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и план первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год.. 28 марта 2011 года постановлением Советом Министров Республики Беларусь утверждена Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 - 2015 годы.

Список используемой литературы

1.Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь, 10.11.2008 г. N 455-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2008. - N 279. - 2/1552.

2. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство связи и информатизации Республики Беларусь - Минск, 2006. - Режим доступа: <#"justify">3. Гаврилов, О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000. - 687 с.

. Елисеева, Т.П. Система информационного обеспечения управления. Учебное пособие для вузов. - Минск: Ураджай, 1999. - 536 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!