Разработка универсальной информационной системы для фирмы по торговле и ремонту оргтехники

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    285,19 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка универсальной информационной системы для фирмы по торговле и ремонту оргтехники













Курсовой проект по предмету

"Проектирование информационных систем"

Тема: "Разработка универсальной информационной системы для фирмы по торговле и ремонту оргтехники"

Содержание

. Разработка и анализ технического задания

.1 Анализ предметной области

.2 Разработка технического задания

.3 Анализ технического задания

. Разработка системного проекта

.1 Характеристика объема моделирования

.2 Архитектура и функции системы

.3 Интерфейсы и распределение функций между человеком и системой

.4 Анализ требований к программным и информационным компонентам системы

.5 Предложения по оргштатной структуре для поддержания системы

.6 Ограничения в процессе разработки

.7 Потоки данных в системе

. Разработка моделей процессов

. Разработка моделей данных

Заключение

Список литературы

Приложения

1. Разработка и анализ технического задания

.1 Описание предметной области

Фирма по торговле и ремонту оргтехники ООО"Принт-сервис" занимается розничной торговлей оргтехники и ремонтом оргтехники, а также специализируется на заправке картриджей. В данном предприятии существует три подразделения:

Менеджеры занимаются торговлей оргтехникой, приемом нового товара и расходных материалов по накладным, оформляют заявки на ремонт оргтехники и заправку картриджей, составляют предварительный заказ на запасные части и тонер.

Бухгалтер. В его обязанности входит: оформление отчетов по приходу-расходу товаров, расходных материалов, составление отчетов в налоговую инспекцию, пенсионный фонд, фонд социального страхования, ведение банковских счетов, расчет с работниками фирмы по заработной плате.

Инженеры занимаются ремонтом техники, предоставленной по заявкам, вписывают в заявки используемые запасные части. Аппаратные возможности, интересующие нас в рамках данного курсового проекта, могут быть представлены в виде шести персональных компьютеров, объединенных в сеть Ethernet и имеющих выход в ЛВС. На первом и более мощном компьютере будет установлена база данных и система управления базой данных. На остальных компьютерах будут установлены клиентские части, через которые сотрудники будут вводить данные, которые им разрешено редактировать в зависимости от имеющихся у них прав доступа. На все компьютеры будет установлена ОС Windows 7. Сотрудники имеют ограниченные учетные записи в клиентской части. Теперь рассмотрим структуру и особенности данных, с которыми сталкиваются менеджеры. Типичным примером может быть запись заказа, которая содержит дата заказа, адрес клиента, телефон клиента, наименование техники, которую сдали по этому заказу, претензия, в которой отражается описание состояния техники. Широкое разнообразие свойств и требований имеют элементы данных. Например, элемент дата заказа должен указываться день-месяц-год оформления заказа. Формат даты для каждой смены должен быть представлен в виде день-день/месяц/год. Элементы данных графы телефон клиента должен быть в виде 11 цифр, чтобы была возможность указать сотовый телефон клиента. Для бухгалтерской подсистемы, которая содержит данные о работниках, элементы данных фамилия, имя, отчество в таблицах сотрудников должны быть представлены в текстовом формате и не должны содержать символы решетки, точки, запятой или других специальных символов. Проанализируем потоки данных, которые присутствуют в работе данной организации. В первую очередь это оформление заказа, когда большие потоки информации записываются и считываются из базы данных. Здесь важным фактором является соблюдение формата вводимых данных. Еще к потокам данных относятся регистрация нового сотрудника, формирование отчетов за месяц. Таким образом, разрабатываемая информационная система должна выполнить следующие кардинальные преобразования: исключить бумажную составляющую в виде актов о регистрации сотрудников, графиков работ и т.п.; облегчить доступ и редактирование необходимых данных, за счет значительного сокращения времени на поиск нужной информации, т.к. не будет необходимости обращаться к бумажным архивам; создать электронные отчеты; создать необходимые ограничения доступа для сотрудников разных подразделений.

.2 Разработка технического задания

Исследовав предметную область, можно сформировать основные технические требования к системе:

технически система должна быть реализована в виде шести персональных компьютеров, один из них играет роль сервера, где хранится база данных и все выполняемые системой процедуры, а другие - в виде терминалов доступа к системе;

территориально сервер должен располагаться в защищенном от посторонних месте (в отдельной комнате офиса), а компьютеры, предназначенные для сотрудников - в рабочих помещениях;

система должна осуществлять следующие функции:

а) менеджера, должна позволять сотруднику просматривать и редактировать базу данных по товарам;

б) офис-менеджера, инженера, функции просмотра и редактирования базы данных по запчастям и тонеру;

в) бухгалтера: позволять сотруднику доступ к чтению, редактированию и загрузке новых данных на основании поступившей информации о количестве проданного товара за день, количестве выданных и оплаченных заказов; позволять формировать отчеты за отчетные периоды;

г) выводить на печать, сформированные бухгалтером отчеты;

д) директора, функции просмотра любой, интересующей его информации.

количество удаленных рабочих мест - 5;

общий объем текстовых и служебных файлов - не более 5 Гб;

время выполнения типовых запросов - не более 2 секунд;

время создания типовых отчетов - не более 3 секунд;

резервное копирование данных 1 раз в день;

тип локальной вычислительной сети - Fast Ethernet 100Mb/сек, отдельный коммутатор;

наличие двух групп пользователей - администраторы (имеют полный доступ ко всем данным), сотрудники (имеют ограниченные учетные записи).

1.3 Анализ технического задания

Проанализировав приведенные выше требования к разрабатываемой системе, определим основные пути решения поставленной задачи:

1)       В плане аппаратной реализации необходимо 6 компьютеров. На более мощном из них необходимо создать сервер информационной системы. Остальные ПК должны быть использованы для внедрения клиентской части системы, т.к. они будут обеспечены ОС Windows 7 и настроенной политикой безопасности. Все ПК объединены между собой в локальную сеть Fast Ethernet с отдельным коммутатором.

2)       В плане программной реализации в силу ограниченного числа пользователей и относительной простоты системы можно будет использовать следующую конфигурацию системы: вся система будет целиком храниться на сервере, а на удаленных рабочих местах будут использоваться оболочки, которые будут выполнять подключение к системе пользователя, передавать его идентификационные данные и осуществлять подключение. Если в случаях с большим числом пользователей и большой загрузкой сети этот метод будет иметь много недостатков, то в нашем случае он будет приемлем, т.к. физически ПК имеют свой собственный коммутатор и средняя длина кабеля от ПК до коммутатора не превышает 10 метров.

)         Сама система будет представлять собой базу данных по сотрудникам, базу данных по заказам, базу данных по товарам, базу данных запчастей и тонера и модуль процедур и аутентификации пользователей. В случае вызова любым сотрудником эти процедуры будут запускаться, и работать непосредственно на сервере. Этим обеспечится простота развертывания системы и более надежная защита информации от несанкционированного доступа.

2. Разработка системного проекта

.1 Характеристика объекта моделирования

автоматизация интерфейс программный информационный

Разрабатываемая информационная система предназначена для автоматизации процессов, возникающих при работе ООО"Принт-сервис". В общем случае система должна выполнять две функции: позволять вводить и редактировать данные, позволять их просматривать. Эти две основные функции могут быть реализованы в одной информационной системе без возникновения программных и аппаратных конфликтов; именно в этом случае сама система даст максимально полезный эффект.

Система должна иметь удобный графический интерфейс, позволяющий пользователям получать необходимую информацию или заносить ее. В связи с наличием в системе пользователей с разными правами, необходимо использование раздельного доступа к данным, которые в самом простейшем случае могут быть достигнуты стандартными средствами операционной системы. Аппаратная часть системы представлена шестью персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с отдельным коммутатором. Один из компьютеров, расположенный в защищенном помещении, должен являться сервером, где находится непосредственно сама система, остальные компьютеры могут подключаться к ней по сети с помощью оболочки. Пользователь "Сотрудник" может с помощью системы заполнять и просматривать данные исходя из имеющихся у него прав доступа. Пользователь "Администратор" может выполнять полное администрирование системы, создание и удаление пользователей, разграничение их прав. Пользователи могут также выводить на печать доступную им информацию.

Таким образом, благодаря данной системе в ООО "Принт-сервис" будет произведена полная систематизация наиболее важной информации, будет осуществлено более рациональное использование вычислительной техники и офисных площадей (за счет ликвидации бумажного архива).

Также возрастет производительность труда сотрудников диспетчерского бюро за счет применения электронной документации и более быстрого доступа к ней.

.2 Архитектура и функции системы

Проектируемая информационная система состоит из нескольких подсистем:

Подсистема аутентификации и регистрации сотрудников представляет собой базу данных всех зарегистрированных сотрудников, где для каждого из них указываются следующие данные: фамилия, имя, отчество, права доступа, логин и пароль входа в систему. В подсистему также входит операционный модуль, выполняющий непосредственно вышеперечисленные функции и графическая оболочка для удобства управления.

Подсистема подразделения "менеджеры" представляет собой базу данных, в которой хранится вся информация о заказах и продажах. Также в ней присутствует операционный модуль с графическим интерфейсом, который обеспечивает доступ сотрудника к нужным ему данным, их просмотр и редактирование. Подсистема подразделения "менеджеры" имеет связь с подсистемой подразделения "бухгалтер": принимает информацию об оприходованном товаре, запчастях и тонере; с подсистемой "инженеры": принимает информацию о выполненных заказах на ремонт и заправку.

Подсистема подразделения "бухгалтер" представляет собой базу данных, в которой хранится вся информация о сотрудниках, работающих в данной фирме. Также в ней присутствует операционный модуль с графическим интерфейсом, который обеспечивает доступ сотрудника к доступным ему данным, их просмотр и редактирование. Сотрудник может вывести на печать только те сведения, которые разрешены ему правами доступа. Подсистема подразделения "бухгалтер" имеет связь с подсистемой подразделения "менеджеры": принимает информацию в виде отчетов за день по продажам и заказам на ремонт.

Подсистема подразделения "инженеры" представляет собой базу данных о выполненных заказах, используемых расходных материалах. Подсистема подразделения "инженеры" имеет связь с подсистемой подразделения "менеджеры": принимает информацию о полученных заказах на ремонт.

Подсистема "директор" предназначена для просмотра данных любой подсистемы и имеет связь со всеми подсистемами.

Подсистема настройки и администрирования предназначена для настройки системы под работу ООО"Принт-сервис". Включает в себя своеобразный реестр настроек и операционный модуль с графическим интерфейсом. С помощью этой подсистемы можно сформировать структуру и внешний вид электронных отчетов, зарегистрировать в системе новых пользователей, назначить дополнительные права пользователям, выполнить настройку работы по сети. Во время работы подсистема обращается к настройкам других подсистем. Доступ к данной подсистеме осуществляется только пользователями группы "Администратор".

Подсистема удаленного доступа позволяет осуществлять подключение к серверу с удаленных рабочих мест. Представляет собой процедуру с графическим интерфейсом, организующую подключение к серверу и работу с системой по сети. В процедуре содержится ссылка на сетевое имя сервера и имя исходного исполняемого файла системы.

Таким образом, архитектура разрабатываемой системы может быть представлена следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 - Архитектура ИС ООО "Принт-сервис" на уровне подсистем

2.3 Интерфейсы и распределение функций между человеком и системой

Так как разрабатываемая система в основном предусматривает работу с пользователями неизвестной квалификацией в области информационных систем, не знакомыми со структурой и функционированием системы, следует отдать предпочтение графическим интерфейсам. Графический интерфейс должен представлять собой форму с расположенными на ней кнопками, пояснениями, рисунками. Формы должны быть выполнены в едином стиле, причем каждая подсистема должна иметь несколько форм (т.к. для каждой операции должна быть как минимум одна форма). Наглядность применяемых форм позволит пользователям избегать ошибок. При пользовании системой человек должен знать, для чего она предназначена и свои права в ней, т.е. какие функции в этой системе ему доступны. В связи с этим возникает еще одно требование к графическому интерфейсу: для каждого типа пользователей формы должны отображать только доступную ему информацию и доступные функции, т.е. желательно, чтобы пользователь не имел возможности видеть запрещенные команды или операции (например, "серые" кнопки на форме). Это в основном касается группы пользователей "Сотрудники", которые в силу психологических особенностей могут совершать попытки несанкционированного доступа к закрытым данным. Существует еще один человек, который напрямую связан с системой - это администратор, который должен правильно настроить систему, занести необходимую информацию, произвести дополнительные настройки прав пользователей и т.д. Таким образом, можно сделать следующий вывод: любой пользователь должен знать, для чего предназначена система, какие права он имеет в ней и как правильно осуществлять разрешенные ему операции в системе. В свою очередь система должна правильно выполнять все команды и процессы, запущенные пользователями, при условии, что она была правильно подготовлена к работе администратором.


Рассмотрев предполагаемую архитектуру разрабатываемой информационной системы, кратко проанализируем способы реализации данной архитектуры на базе имеющегося аппаратного и программного обеспечения. Как было сказано ранее, сама система будет размещена на одном ПК, которому будет присвоен статус сервера. Подсистемы можно будет выполнить в виде отдельных программных модулей с прикрепленными объектами данных (базами данных, электронными архивами и т.д.). В процессе работы между подсистемами необходима связь для работы друг с другом. Другим важным аспектом является организация удобного и наглядного интерфейса. Это требование может быть выполнено с использованием форм языков программирования С++ и Visual Basic. В этом случае при подключении к системе пользователь аутентифицируется и подключится к главной форме, которая позволяет ему запустить разрешенные подсистемы. После запуска требуемой подсистемы, появляется ее форма с необходимыми элементами управления. Также можно организовать переход по формам типа "возврат в предыдущее меню", а так же "возврат на главную страницу". Управление формами будет осуществляться с применением кнопок и привязанными к ним командами, что также не вызовет особых затруднений.

.5 Предложения по оргштатной структуре для поддержки системы

Разрабатываемая информационная система представляет собой малый программно-аппаратный комплекс, размещенный в одном офисе, в пяти комнатах с использованием одного сервера и нескольких рабочих мест. В связи с этим можно весь процесс обслуживания и поддержки системы возложить на ее администратора, т.к. объем работ по настройке и текущей профилактике системы очень мал. Однако, для исключения случаев, когда указанный выше человек не будет иметь возможности обслуживать систему, необходимо иметь одно доверенное лицо с правами администратора.

.6 Ограничения в процессе разработки

В процессе проектирования рассматриваемой информационной системы необходимо учитывать следующие ограничения:

аппаратная часть удаленных рабочих мест представлена в виде шести персональных компьютеров, соединенных с сервером сетью Fast Ethernet 100Mb/сек, в связи с этим число удаленных рабочих мест ограничено.

вся информация, хранящаяся в информационной системе, должна быть защищена от доступа к ней в обход информационной системы (например, через файловую систему сервера или по сети), а при разработке алгоритма безопасности следует полностью закрыть доступ пользователям типа "Сотрудник" к файловой системе компьютера-сервера. Доступ к другой информации организуется по требованиям ТЗ.

общий объем памяти, занимаемый системой вместе с заполненными базами данных, не должен превышать 5Гб.

.7 Потоки данных в системе

Построение потоков данных в информационной системе желательно начинать с создания и описания прецедентов. В самом общем случае прецедент - это некое законное действие выполненное системой, которое могло быть вызвано влиянием внешних пользователей (актеров), либо внутренними процессами. Прецедент является составным элементом, т.е. он обычно состоит из ряда элементарных действий. Даже если информационная система небольшая по объему, список прецедентов может быть достаточно большим. Для нашей информационной системы был составлен следующий список прецедентов:

продажа товара;

прием оргтехники в ремонт;

прием оргтехники на диагностику;

выдача оргтехники из ремонта;

прием картриджей для заправки;

выдача картриджей;

заказ товара у поставщиков;

приемка товара по накладным;

заказ запчастей и тонера у поставщиков;

приемка запчастей и тонера по накладным;

оформление инженером заявки на ремонт или заправку картриджа;

составление отчетов за день, за месяц;

печать информации.

Рассмотрим подробно прецедент прием оргтехники в ремонт.

. Главное действующее лицо - офис-менеджер.

. Действующие лица и их интересы:

Офис-менеджер - быстро, точно и качественно принять заявку, заинтересован в получении процента с количества принятых заявок.

Клиент - быстро сдать оргтехнику в ремонт.

Инженер - быстро определить неполадку, заинтересован в получении процента с количества выполненных заявок.

Внешняя складская программа - заинтересована в получении списка остатков на складе и списка часто используемых запчастей и товаров.

Внешняя бухгалтерская программа - заинтересована в объемах продаж и отчислений.

. Предусловия (начальные условия)

Офис-менеджер должен быть идентифицирован.

. Постусловия (результаты)

Данные о заявке сохранены. Сведения отправлены.

. Основной успешный сценарий:

а) клиент приходит в офис, обращается к офис-менеджеру;

б) офис-менеджер вызывает инженера;

в) инженер определяет возможность ремонта;

г) офис-менеджер озвучивает примерную сумму ремонта, клиент соглашается;

д) офис-менеджер оформляет заявку на ремонт, сохраняет, система передает информацию во внешнюю складскую программу, печатает квитанцию;

е) клиент получает квитанцию, покидает офис.

Альтернативные сценарии:

)         невозможно сразу определить неполадку:

в) инженер не может определить неполадку;

г) офис-менеджер оформляет заявку на диагностику, сохраняет, печатает квитанцию;

д) клиент получает квитанцию, покидает офис.

) клиента не устраивает цена ремонта:

г) клиент отказывается от ремонта и покидает офис.

) сбой системы:

д) офис-менеджер перезагружает программу, авторизируется.

Для более наглядного представления прецедентов информационной системы можно воспользоваться диаграммами UML, которые позволяют достаточно четко представить прецеденты системы без использования громоздких описаний. Полученная диаграмма прецедентов показана на рисунке 2.

Рисунок 2 - Диаграмма прецедентов

Как было описано выше, на данной диаграмме присутствуют шесть актеров: поставщик, менеджер, офис-менеджер, клиент, инженер и бухгалтер.

Посмотрим диаграммы потоков данных(DFD), которые позволяют проследить:

какие данные поступают в систему;

какие данные она выдает во внешнюю информационную среду;

какие внешние объекты взаимодействуют с системой;

какие процессы обработки данных происходят в системе.

Важным преимуществом DFD диаграмм является возможность их декомпозиции, т.е. разбиения на более мелкие составляющие с целью более глубокой детализации процессов обработки данных, происходящих в системе. Рассмотрим контекстную DFD-диаграмму, где наша информационная система представлена в виде единого блока с входными и выходными данными (рисунок 3).

Рисунок 3 - Контекстная DFD-диаграмма информационной системы

Как видно из приведенной выше диаграммы, между внешними объектами системы и самой системой организованы двусторонние потоки данных, цели которых составляют сущность работы системы. Для данной диаграммы можно выполнить декомпозицию. Полученная DFD-диаграмма представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Декомпозиция DFD-диаграмм до уровня подсистем

На приведенной выше диаграмме мы видим описанные ранее подсистемы. При дальнейшей декомпозиции блоков можно увидеть накопители информационной системы.

Далее рассмотрим декомпозицию блока "выполнение ремонта, заправки" (рисунок 5). Приведенная на нем DFD-диаграмма демонстрирует процессы, происходящие внутри этого блока.

Рисунок 5 - Декомпозиция блока "выполнение ремонта, заправки"


Рисунок 6 - Декомпозиция блока "работа с клиентом"

Рассмотренные выше DFD-диаграммы в стандартном оформлении, а также DFD-диаграммы, демонстрирующие обработку данных при выполнении других операций, приведены в Приложении.

3. Разработка моделей процессов

Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Модель может содержать 4 типа диаграмм:

контекстную диаграмму;

диаграммы декомпозиции;

диаграммы дерева узлов;

диаграммы только для экспозиции (FEO).

Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.

Рисунок 7 - Контекстная диаграмма

После описания системы в целом проводим разбиение ее на крупные фрагменты, которые будут называться диаграммами декомпозиции. И такое разбиение проводится до тех пор, пока не будет достигнут нужный уровень подробности описания.

Рисунок 8 - Диаграмма декомпозиции

Рисунок 9 - Диаграмма декомпозиции блока "выполнение ремонта, заправки"

Остальные диаграммы декомпозиции приведены в Приложении.

4. Разработка моделей данных

Схема данных информационной системы ООО"Принт-сервис" включает в себя совокупность связанных таблиц, хранящих информацию о заявках, товаре, поставщиках, клиентах и др. Модель данных проектируемой системы разрабатывается с учетом предъявляемых к ней функциональных требований и состоит из следующих сущностей: "должности", "сотрудники", "заявки", "продажи", "поставщики", "список запчастей и тонера", "список товаров", "список клиентов", "список работ", "виды работ", "позиции запчастей, тонера".

Схема данных рассматриваемой информационной системы включает в себя совокупность связанных таблиц (сущностей в логическом представлении). Эти объекты перечислены в таблице 1.

Таблица 1

Название таблицы

Назначение

Основные хранимые данные

Заявка

Сведения о заявках

Номер заявки, ФИО клиента, модель техники, описание состояния, описание жалобы, ФИО сотрудника, стоимость заказа, дата заказа, дата исполнения.

Позиции запчастей и тонера

Сведения об использованных в заказе запчастях и тонере

Код, количество

Список запчастей и тонера

Сведения о имеющихся в наличии запчастях и тонере

Код, код поставщика, наименование, цена, наличие

Поставщик

Сведения о поставщиках

Наименование поставщика, адрес, ИНН, р/с, телефон

Список товаров

Сведения о товарах

Код товара, код поставщика, наименование, модель, цена

Продажи

Сведения о произведенных продажах

Номер продажи, код товара, код поставщика, наименование, количество, сумма, дата.

Список клиентов

Сведения о клиентах фирмы

ФИО клиента, адрес клиента

Список работ

Сведения о работах, произведенных по определенному заказу

Номер заявки, наименование работ, номер работы п/п

Виды работ

Сведения о видах работ и расценках

Наименование работ, цена

Сотрудники

Сведения о сотрудниках

Таб_N, наименование должности, ФИО, дата рождения, ИНН, адрес, дата приема на работу

Должности

Сведения о должностях и окладах

Наименование должности, оклад


На рисунке 10 показана логическая модель данных ИС организации в виде полной атрибутивной модели (сущности, связи, ключи, атрибуты).

Рисунок 10 - Логическая модель данных (полный атрибутивный уровень)

Заключение

В данной работе был проведен анализ технического задания и разработка информационной системы для фирмы ООО"Принт-сервис".

Разработана система проекта по архитектуре и функциям систем и подсистем. Проанализированы требования к программным и информационным компонентам системы, а так же проанализированы потоки данных в системе. Составлена диаграмма прецедентов и потоков данных в системе.

Разработаны модели процессов, разработана и составлена логическая модель данных, которую в последствии можно преобразовать в базу данных, которая существенно облегчит работу ООО"Принт-сервис" . сократит время обработки информации, тем самым повысит производительность труда.

Список литературы

.         Моругин С.Л. Проектирование информационных систем. Учебное пособие. Часть 1. - Арзамас АГПИ, 2010. - 86 с.

.         Моругин С.Л. Проектирование информационных систем. Учебное пособие. Часть 2. - Арзамас АГПИ, 2010. - 84 с.

.         Конспект лекций "Проектирование информационных систем" С.Л. Моругин.

Похожие работы на - Разработка универсальной информационной системы для фирмы по торговле и ремонту оргтехники

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!