Ликвидация и реорганизация коммерческих банков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,79 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ликвидация и реорганизация коммерческих банков

Содержание

банкротство ликвидация реорганизация коммерческий банк

Введение

1. Понятие несостоятельности кредитных организаций, причины их ликвидации и реорганизации

. Порядок ликвидации кредитных организаций на территории РФ

. Порядок реорганизации кредитных организаций на территории РФ

. Анализ процессов ликвидаций, реорганизаций коммерческих банков в РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире, имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль.

Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают.

В процессе своей деятельности перед кредитными учреждениями порой встает вопрос, касающийся реорганизации или даже ликвидации. Этому и просвещена наша курсовая работа.

В этом свете в курсовой работе "Ликвидация и реорганизация коммерческих банков" наиболее подробно рассмотрены основные понятия, связанные с данной тематикой, а именно: определено понятие несостоятельности кредитных организаций, порядок их ликвидации и реорганизации и особенности прохождения данных процессов в РФ.

Ликвидация и реорганизация коммерческих банков - это одна из актуальных тем на сегодняшний день. Подтверждением этого является появление большого числа кредитных учреждений, которые оказывают все возможные услуги и становятся равноправными участниками рынка. Кроме того, в настоящий момент сформирована нормативно-правовая база, которая постоянно совершенствуется за счет принятия новых законопроектов. Все это направлено на регулирование отношений возникающих в деятельности субъектов.

Целью данной работы является создание более полного представления о процессе реорганизации и ликвидации коммерческих банков. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим понятия банкротства; во-вторых, рассмотрим порядок ликвидации и реорганизации кредитных организаций; в-третьих, проанализируем особенности прохождения данных процессов в России.

На наш взгляд, это поможет сформировать понятие о такой категории как коммерческие банки. На сегодняшний день, предложения и меры, предпринимаемые Правительством, Президентом и другими государственными органами России, направлены как раз на регулирование и упрощение процессов, связанных с функционированием кредитных учреждений, что, в конечном счете, позитивно отразится на всем обществе в целом.

Таким образом, в курсовой работе была предпринята попытка представить коммерческие банки как единую гиперсистему, охватывающую все сферы жизни общества. Это позволяет, с одной стороны, развить у читателей системное мышление, расширить его кругозор, а с другой, сосредоточиться, глубже изучить методику и практику функционирования различных категорий связанных с данным понятием.

1. Понятие несостоятельности кредитных организаций, причины их ликвидации и реорганизации

Общий Закон "О несостоятельности (банкротстве)" рассматривает "несостоятельность" и "банкротство" в качестве синонимов, одновременно отождествляя то и другое с "неплатежеспособностью", определяя их следующим образом: "несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей". Специальный Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" слово в слово дублирует приведенную формулировку. Между тем такой подход нельзя считать безупречным.

Постоянное и продолжительное состояние неплатежеспособности может перерасти в состояние абсолютной неплатежеспособности, при котором организация (предприятие) не может восстановить свою платежеспособность и продолжение ее деятельности представляется невозможным и нецелесообразным. Такая организация становится банкротом и подлежит ликвидации и продаже в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Таким образом, с экономической точки зрения банкротство - процедура ликвидации и продажи имущества неплатежеспособной организации. В этом смысле банкротство организации оказывается частным случаем ее неплатежеспособности (несостоятельности).

Очевидно, понятие банкротства допускает 3 не исключающих друг друга толкования:

а)состояние (объективное) устойчивой, безнадежной неплатежеспособности, отсутствие хоть каких-то реальных шансов на оздоровление (здесь в свою очередь может быть несколько ситуаций: указанное состояние еще никем не понято, понято экспертами, понято работниками и руководством самой организации, не понято еще контрагентами, понято и ими);

б)состояние безнадежной неплатежеспособности организации "оценено" и судом (формально доказанное состояние несостоятельности, безнадежности);

в)процедура ликвидации организации на основании решения суда (но следует иметь в виду, что фактическое банкротство организации как процесс ее ликвидации может происходить и другим путем: когда организация, ее имущество и руководство просто "исчезают").

Неплатежеспособность не всегда оказывается непреодолимой, не всегда завершается банкротством как определенной процедурой. В связи с этим в законах следовало бы отдельно дать определение "неплатежеспособности (несостоятельности)" и "банкротства".

По смыслу обоих законов процедуры банкротства можно разделить на 2 вида: внесудебные и судебные. Внесудебные процедуры в свою очередь подразделяются на досудебную санацию (финансовое оздоровление) и добровольное объявление банкротства. Дело, однако, в том, что никакая санация не подходит ни под одно толкование банкротства, потому что ее смысл состоит как раз в том, чтобы попытаться преодолеть временную неплатежеспособность, использовав пока еще имеющиеся для этого возможности. В таком необоснованно широком толковании банкротства заключен принципиальный порок рассматриваемых законов. Видимо, их следовало бы именовать законами о несостоятельности и банкротстве.

По смыслу определения, данного в п. 2 ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", признаком банкротства является наличие просроченной кредиторской задолженности свыше 3 месяцев. Однако в п. 2 ст. 4 предусмотрено, что для определения признаков банкротства принимаются во внимание размер денежных обязательств (в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги), суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед участниками должника - юридического лица, вытекающих из такого участия). Подлежащие уплате неустойки (штрафы, пени) также не учитываются при определении размера денежных обязательств. Согласно п. 3 ст. 4 для определения наличия признаков банкротства принимается во внимание размер обязательных платежей (без учета установленных законодательством штрафов (пеней) и иных финансовых санкций). В итоге учитывается не сумма просроченной кредиторской задолженности, а сумма кредиторской задолженности в совокупности, и эта сумма должна быть не менее 500 МРОТ. В то же время в п. 2 ст. 29 предусмотрено, что суд примет заявление о признании должника - юридического лица банкротом, если требования к нему в совокупности составляют не менее 500 МРОТ и они не погашены в течение 3 месяцев, т.е. дело о банкротстве может быть возбуждено судом, если сумма просроченной кредиторской задолженности свыше 3 месяцев составляет не менее 500 МРОТ. Таким образом, противоречия и несовместимость между ст. 3, 4, 5 и 29 Закона очевидны.

И еще об одном необходимо сказать. По смыслу ст. 3 Закона неплатежеспособность организации является единственным и достаточным признаком банкротства, основанием для признания должника банкротом. Но в российских условиях массовый характер носят случаи, когда организация не может расплатиться с кредиторами потому, что ей самой не отдают долги дебиторы. В Законе при определении признаков банкротства не предусмотрено наличие у организаций дебиторской задолженности.

В качестве предварительного замечания необходимо отметить следующее. Все процедуры возбуждения и последующего рассмотрения дела о банкротстве банка регламентируются двумя основными Законами - " О несостоятельности (банкротстве)" и " О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Дело о банкротстве может рассматривать только арбитражный суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а лишь на основании обращенного к нему особого заявления с ходатайством объявить определенного должника банкротом. В соответствии с Законом "О несостоятельности (банкротстве)" право обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением имеют конкурсные кредиторы:

  • в связи с неисполнением денежных обязательств - сам должник, кредитор и прокурор;
  • в связи с неисполнением обязательных платежей - должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные законом органы.

В то же время Закон допускает подачу такого заявления в арбитражный суд и иными лицами (в особых случаях, предусмотренных названным Законом).

В Законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" вопрос решается несколько подробнее. Здесь определено, что правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом банка (вообще любой кредитной организации) обладают:

  1. сам банк-должник. Заявление должно отвечать требованиям, содержащимся на этот счет в Законе "О несостоятельности (банкротстве)". Копия заявления направляется в Банк России;
  2. кредиторы банка, включая граждан, имеющих право требования к нему по любому договору банковского счета;
  3. Банк России;
  4. прокурор (в случаях, предусмотренных Законом "О несостоятельности (банкротстве)";
  5. налоговый или иной уполномоченный орган - в отношении невыполнения банком обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды.

Перечисленные лица (кроме Банка России) имеют право направить в Банк России заявление об отзыве у банка лицензии, если могут подтвердить, что у банка обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств банка перед заявителем, с другой - что их размер соответствует критериям банкрота, установленным в ст. 4 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Если по истечении 2 месяцев ответ Банка России не получен, указанные лица могут направить свои заявления о признании банка банкротом непосредственно в арбитражный суд. Копии заявлений направляются в Банк России и в банк, о судьбе которого идет речь.

Когда в арбитражный суд поступает заявление о признании банкротом банка, судья прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает Банку России представить либо заключение о целесообразности отзыва у банка лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа. Банк России обязан откликнуться на такое предложение в месячный срок. Если он представил в арбитражный суд копию своего приказа об отзыве лицензии, то тем самым появляется основание для возбуждения производства по делу о банкротстве.

Если Банк России представил заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, то заявление о признании его банкротом возвращается заявителю. Наконец, если в отведенный законом срок заключение Банка России не получено, то арбитражный суд все равно возвращает заявление направившему его лицу, но в этом случае такое лицо получает право требовать в арбитражном суде, чтобы Банк России возместил ему убытки, причиненные тем, что не принял ни таких мер, которые могли воспрепятствовать доведению банка до банкротства, ни решения об отзыве у него лицензии. С заявлением в арбитражный суд может обращаться и Банк России. Так, в Положении № 264 записано, что если основанием для отзыва лицензии послужило неудовлетворительное финансовое положение банка, неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, то территориальное учреждение Банка России в течение 1 дня с даты отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с заявлением о признании банка банкротом, сразу предлагая также кандидатуру арбитражного управляющего. Если после этого в течение 45 календарных дней не будет получено документальное подтверждение того, что производство по делу о банкротстве банка возбуждено, то Банк России обязан в 5-дневный срок снова обратиться в арбитражный суд с тем же заявлением (ч. 2 ст. 37 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

Арбитражный суд, возбуждая дело о банкротстве банка, принимает во внимание в первую очередь следующие нормы законодательства (таблица 1).

Таблица 1 Признаки банкротства и условия возбуждения дела о банкротстве банка

По Закону "О несостоятельности (банкротстве)"По Закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"Признаки банкротства Рассмотрение дел о банкротствеЮридическое лицо считается неспособным удовлетворить денежные требования кредиторов и/или исполнить обязательные платежи, если соответствующие обязательства и/или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения Дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 МРОТ, если иное не предусмотрено ЗакономКредитная организация считается неспособной удовлетворить денежные требования кредиторов и/или исполнить обязательные платежи, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения. Дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и если эти требования не исполняются в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения.

Следует также иметь в виду состав лиц, участвующих в рассматриваемом процессе (таблица 2).

Таблица 2 Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве банка

По Закону "0 несостоятельности (банкротстве)"По Закону "0 несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"Лица, участвующие в деле о банкротстве Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; налоговые и иные органы (в отношении обязательных платежей); прокурор (в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению); государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных настоящим Законом); иные лица (в случаях, предусмотренных настоящим Законом представитель работников должника; представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и настоящим Законом лица, указанные в Законе "0 несостоятельности (банкротстве)"; Банк России (при возбуждении производства по делу о банкротстве банка по заявлению Банка России) лица, указанные в Законе "0 несостоятельности (банкротстве)"; Банк России (в случаях когда заявление о признании банка банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом)

Кроме того, необходимо принять во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение - процедура обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника (предполагает назначение временного управляющего);
  • внешнее управление (судебная санация) - процедура, имеющая целью восстановление платежеспособности должника (предполагает передачу прав управления должником внешнему управляющему);
  • конкурсное производство - процедура, имеющая целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого должника (предполагает назначение арбитражного управляющего, ликвидатора);
  • мировое соглашение - утверждаемое арбитражным судом соглашение между комитетом кредиторов и должником, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или прекращении таких обязательств тем или иным законным способом, а также иные условия, которое может быть заключено между сторонами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (но только после погашения долгов кредиторам 1-й и 2-й очередей) и тем самым становится основанием для прекращения производства по делу о банкротстве на этапах наблюдения или внешнего управления, а на этапе конкурсного производства - основанием для того, чтобы решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не исполнялось.

При рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства и не применяются внешнее управление и мировое соглашение. Такое решение законодателя в отношении внешнего управления представляется искусственным (трудно понять, чем отличается деятельность временной администрации банка, о которой речь пойдет дальше, от внешнего управления), а в отношении мирового соглашения - неудачным.

2. Порядок ликвидации кредитных организаций на территории РФ

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Федеральным законом РФ № 395-1 "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ). В соответствии с этим законом действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБР, что вызвано повышенным риском самих операций и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике.

Кредитная организация, не способная выполнять требования кредиторов, как правило, подлежит ликвидации.

Под ликвидацией понимается прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей другим юридическим или физическим лицам.

В соответствии с законодательством банк может быть ликвидирован по решению его собственников, а также по решению суда.

Банкротство в энциклопедических изданиях трактуется как несостоятельность, провал, крушение, а согласно нормам гражданского права - как означающее разорение, официальное (судебное) признание неплатежеспособности.

В соответствии с действующим законодательством под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Как мы видим, несостоятельность (банкротство) должна быть установлена решением суда.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

  1. кредитная организация;
  2. конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
  3. уполномоченные органы;
  4. Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

Если ко дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций у нее имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом, Банк России в течение пяти дней со дня опубликования решения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в "Вестнике Банка России" обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

В случае выявления временной администрацией, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации Банк России в течение пяти дней со дня получения ходатайства временной администрации направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.

Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций на основании заявления лиц, определенных законодательством, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее 1000 МРОТ и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.

В решении суда о признании кредитной организации банкротом должны содержаться указания:

  1. на открытие конкурсного производства;
  2. на признание требования заявителя обоснованным и включение его в реестр требований кредиторов;
  3. на утверждение конкурсного управляющего;
  4. на размер помесячного вознаграждения, которое выплачивается конкурсному управляющему в период со дня открытия конкурсного производства до дня определения размера вознаграждения конкурсного управляющего собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

В отношении кредитных организаций, имеющих вклады физических лиц, в решении о признании кредитной организации банкротом конкурсным управляющим выступает Агентство по страхованию вкладов.

В случае освобождения или отстранения конкурсного управляющего - физического лица от исполнения обязанностей конкурсного управляющего полномочия конкурсного управляющего возлагаются на Агентство.

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев.

Конкурсный управляющий в течение 15 дней со дня представления им в Банк России документов, подтверждающих его право совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, либо в случае осуществления полномочий конкурсного управляющего Агентством со дня открытия основного счета кредитной организации в ходе конкурсного производства направляет для опубликования в официальное издание, определенное Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "Вестник Банка России", а также опубликовывает в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, является Агентство.

Конкурсный управляющий вправе:

  1. распоряжаться имуществом кредитной организации в порядке и на условиях, которые установлены названным Законом;
  2. увольнять работников кредитной организации, в том числе руководителя кредитной организации, изменять условия трудовых договоров, переводить работников на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены законодательством;
  3. заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном законодательством;
  4. предъявлять иски о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных кредитной организацией, в том числе об истребовании имущества кредитной организации у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных кредитной организацией, и совершать иные действия, предусмотренные законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества кредитной организации;
  5. привлекать для решения задач, возникающих в связи с осуществлением конкурсного производства, бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов;
  6. осуществлять иные установленные законодательством права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей.

Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов, а если им образован комитет кредиторов, то комитету кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже одного раза в месяц.

Отчет конкурсного управляющего после его представления и рассмотрения собранием кредиторов или комитетом кредиторов направляется в Банк России. В отчете конкурсного управляющего собранию кредиторов или комитету кредиторов должны содержаться сведения:

  1. о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества кредитной организации, о ходе и результатах оценки имущества кредитной организации;
  2. о размере денежных средств, поступивших на основной счет кредитной организации, и об источниках данных поступлений;
  3. о ходе реализации имущества кредитной организации с указанием сведений о порядке продажи, балансовой стоимости, его покупателях, а также сумм, поступивших от реализации имущества;
  4. о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;
  5. о принятых мерах по обеспечению сохранности имущества кредитной организации, а также по выявлению и истребованию имущества кредитной организации, находящегося во владении у третьих лиц;
  6. о принятых мерах по признанию сделок кредитной организации недействительными, а также по заявлению отказа от исполнения договоров кредитной организации;
  7. о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в этот реестр, и размеров требований кредиторов каждой очереди;
  8. о числе работников кредитной организации, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о числе работников кредитной организации, уволенных в ходе конкурсного производства;
  9. о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов кредитной организации и ее результатах;
  10. о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения;
  11. о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с Федеральным законом несут такую ответственность по обязательствам кредитной организации в связи с доведением ее до банкротства;
  12. иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов или комитета кредиторов, или арбитражного суда.

Конкурсный управляющий ежемесячно представляет в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность кредитной организации, а также иную информацию о ходе конкурсного производства по запросу Банка России в соответствии с перечнем и в порядке, которые устанавливаются Банком России.

После инвентаризации и оценки имущества кредитной организации конкурсный управляющий приступает к продаже имущества кредитной организации на открытых торгах в порядке и на условиях, определенных законодательством. При продаже имущества кредитной организации права требования по договорам займа, кредита и факторинга могут быть выставлены на торги единым лотом, например продажа кредитного портфеля кредитной организации. Единым лотом также может быть выставлено на торги имущество, переданное кредитной организацией по договорам лизинга с одновременной уступкой прав требования по таким договорам.

В целях сокращения сроков расчетов с кредиторами конкурсный управляющий вправе приобрести имущество кредитной организации, не проданное на повторных торгах, по начальной цене, установленной для повторных торгов. Принадлежащие кредитной организации ценные бумаги, допущенные к обращению на организованном рынке ценных бумаг, могут быть проданы через организатора торговли на рынке ценных бумаг либо на основании договора купли-продажи, заключаемого без проведения торгов.

Все имущество кредитной организации, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из этого имущества исключаются имущество, составляющее ипотечное покрытие, а также иное имущество, исключаемое из конкурсной массы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В составе имущества кредитной организации отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной законодательством.

Очередность исполнения текущих обязательств кредитной организации определяется в соответствии с ГК РФ.

В первую очередь удовлетворяются:

  1. требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;
  2. требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, за исключением лиц, установленных законодательством, например занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета открыты в связи с указанной деятельностью;
  3. требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему по законодательству;
  4. требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с законодательством в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

Требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых в третью очередь.

Требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

В некоторых случаях суд может вынести решение об отказе в признании кредитной организации банкротом. К таким случаям относятся отсутствие признаков несостоятельности и установление факта фиктивного банкротства.

Основаниями для прекращения производства по делу о банкротстве являются:

  1. признание в ходе судебного разбирательства требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными;
  2. удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в порядке, предусмотренном законодательством;
  3. завершение конкурсного производства.

Прекращение производства по делу о банкротстве не влечет за собой прекращение действия последствий отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Прекращение арбитражным судом производства по делу о банкротстве является основанием для подачи Банком России заявления о принудительной ликвидации кредитной организации в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

3. Порядок реорганизации кредитных организаций на территории РФ

Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с постоянными колебаниями рыночной конъюнктуры, ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг и снижающейся доходностью банковских операций требует от менеджмента высокого профессионализма, уточнения стратегии и тактики, изменения организационного поведения. Даже при относительно стабильной экономике некоторые банки не способны продолжать свой бизнес и нуждаются в проведении специальных мероприятий по финансовому оздоровлению или реорганизации.

Можно выделить и другие не менее значимые причины, побуждающие коммерческие банки к реорганизации бизнеса. К числу таких причин следует отнести глобализацию экономики, ужесточение требований органов надзора во всем мире к капитальной базе кредитных институтов и оценке ее достаточности, амбициозность намерений собственников, побуждающих менеджмент проводить агрессивную политику, направленную на завоевание конкурентных преимуществ. Эти и другие причины дают импульс развитию процессов, связанных с реорганизацией.

В эпоху глобализации наблюдается беспрецедентная по масштабам волна слияний и поглощений, охватившая большинство стран. За период 1996-2001 гг. в ведущих промышленно развитых странах ("группа десяти") было зарегистрировано 34147 сделок, что в 1,7 раза превысило их число в предыдущем пятилетии. Общая сумма сделок возросла почти в 6 раз. Наиболее интенсивно консолидация бизнеса происходит в финансовом секторе, причем масштабы слияний и поглощений с участием кредитнофинансовых учреждений (рыночная стоимость сделок свыше 1 млрд. дол.) растет опережающими по сравнению с общей тенденцией темпами.

Одним из побудительных мотивов слияний и поглощений в банковской сфере является ужесточение требований органов надзора к выполнению требований к достаточности капитала.

Сделки, совершаемые на банковском рынке в форме слияний или присоединений, в международной практике и в России подлежат обязательному регулированию как в части соблюдения равноправной конкуренции, так в части их юридического оформления.

В нашей стране реорганизация кредитных организаций в форме слияния и присоединения осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственной регистрации юридических лиц", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), "О банках и банковской деятельности", Инструкцией Банка России "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" № 75-И; организаций, находящихся в процессе реорганизации,- с учетом норм Положения № 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения", Инструкцией Банка России № 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации", учредительными документами банка и нормативными актами Федеральной антимонопольной службы.

К сожалению, в российском законодательстве понятие "реорганизация" не раскрывается, в нормативных актах выделены лишь формы ее проведения. Например, в ГК РФ, федеральных законах и инструкциях Банка России есть указания на то, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Согласно законодательству реорганизация кредитной организации в форме слияния или присоединения рассматривается в качестве меры предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Очевидно, что такая реорганизация может не только проводиться как принудительная мера воздействия со стороны органа надзора, но и осуществляться по инициативе собственников коммерческого банка, о чем свидетельствуют международный опыт и российская практика. Под реорганизацией следует понимать изменение структуры организации при сохранении направленности ее развития.

В банковской системе реорганизация - это изменение организационной структуры и юридического статуса коммерческого банка при условии сохранения выполняемых им функций и операций.

В России реорганизация кредитных организаций проходит, как правило, в форме присоединения, хотя законодательством предусмотрены и иные формы. В зарубежной практике наряду с термином "слияние" используется термин "поглощение", указывающий на недружественный, насильственный характер реорганизации.

В Федеральном законе "Об акционерных обществах" определено, что под слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением деятельности последних.

Присоединение - это прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу - присоединяющему.

Другими словами, при слиянии оба банка перестают быть юридическими лицами, на их базе создается новая организация; при присоединении один из банков сохраняет свой юридический статус.

При реорганизации в форме слияния юридические лица считаются реорганизованными с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

С правовой точки зрения слияние двух и более юридических лиц представляет собой такой процесс взаимоотношений между ними, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической и применительно к банковскому сектору это будет означать появление нового банка вместо двух или более ранее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новый банк должен пройти государственную регистрацию и лицензирование.

В отличие от этого присоединение одного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому лицу (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения - переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; с организационно-экономической точки зрения применительно к банковскому сектору - аннулирование лицензии присоединяемого банка (банков) и его (их) ликвидация как самостоятельного юридического лица (лиц) и одновременно сохранение присоединившего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.

С экономической (финансовой) точки зрения суть слияния банков и присоединения банка к другому банку одинакова - укрупнение банков в форме централизации банковских капиталов (данный процесс часто называют концентрацией капитала, но это неверное употребление термина).

К общим процедурным характеристикам процессов реорганизации банков можно отнести следующие положения.

. При реорганизации, предполагающей создание нового банка (банков), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ему (им) новой лицензии. При этом он принимает во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные банки. К новому банку обычные для вновь создаваемых банков требования к размеру уставного капитала не предъявляются.

  1. Если участниками нового банка становятся прежние участники реорганизуемых банков и их вклады в уставный капитал в абсолютном выражении остаются неизменными либо уменьшаются, то Банк России не будет дополнительно проверять, правомерно ли были оплачены эти вклады.
  2. Документы, необходимые для государственной регистрации нового банка, представляются в территориальное учреждение Банка России, как правило, в течение 1-го месяца со дня принятия решения о реорганизации банка. За регистрацию банка, созданного в результате реорганизации, взимается сбор в размере 0,01% от объявленного уставного капитала. Если на основе реорганизующегося банка открывается филиал, сбор за его открытие составляет сумму, равную 100 МРОТ.
  3. Перерегистрация внутренних структурных подразделений, располагающихся вне мест нахождения головных контор реорганизующихся банков (операционных касс вне кассовых узлов, обменных пунктов, дополнительных офисов), во внутренние подразделения нового банка проводится по его заявлению без повторного направления в Банк России документов, представлявшихся ранее для открытия указанных подразделений.
  4. Реорганизующимся банкам рекомендуется принять на общем собрании участников каждого из них решение о назначении аудиторской фирмы (аудитора), который будет контролировать соответствие проведения процедур реорганизации требованиям законодательства. Аудиторская фирма (аудитор), в частности, может готовить к совместному общему собранию участников реорганизующихся банков отчеты о прибылях и убытках банков, заключения о возможности выполнения пруденциальных норм деятельности и о соответствии законодательству проведенных банками реорганизационных процедур.
  5. Информация о реорганизации банков публикуется в "Вестнике Банка России".

В Положении Банка России № 12 обозначены следующие основные этапы реорганизации банков в форме слияния или присоединения:

  1. подготовка договора о слиянии или присоединении;
  2. уведомление территориального учреждения (учреждений) Банка России о предстоящем слиянии или присоединении;
  3. проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков;
  4. проведение общих собраний участников реорганизующихся банков;
  5. уведомление кредиторов реорганизующихся банков о принятом общими собраниями участников решении о реорганизации;
  6. проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;
  7. представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

Нормативные требования к содержанию перечисленных стадий следующие.

. Подготовка договора о слиянии или присоединении. При подготовке договора должны быть решены следующие вопросы:

Øпорядок и условия слияния или присоединения;

Øпорядок конвертации долей уставного капитала каждого банка в доли уставного капитала нового банка;

Øправа владельцев долей капитала реорганизующихся банков;

Øпорядок возникновения новых обязательств, сторонами которых могут выступать реорганизующиеся банки, до создания (согласования изменений и дополнений в устав) нового банка;

Øдата составления списка участников реорганизуемых банков, имеющих право участвовать в общем совместном собрании участников нового банка;

Øоткрытие филиалов нового банка на основе реорганизованных банков.

. Уведомление территориального учреждения (учреждений) Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении.

Уполномоченный на то орган управления банка не позднее чем за 30 дней до проведения общего собрания участников банка, на котором предполагается принять решение о его реорганизации, уведомляет территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения о предстоящей реорганизации и о предполагаемом месте нахождения нового банка, а также о месте и времени проведения общего собрания участников. К уведомлению прилагаются:

Øпроект договора о слиянии или присоединении;

Øпроект бизнес-плана нового банка, содержащий обоснование возможности будущего банка соблюдать пруденциальные нормы деятельности, структуру управления и внутреннего контроля, информацию о предполагаемых руководителях банка, оценку стоимости активов и пассивов реорганизующихся банков;

Øпроекты передаточных актов, составленные на основе балансов каждого из банков (за исключением присоединяющего банка), которые должны содержать положение о правопреемстве по обязательствам в отношении их кредиторов и должников, а также перечень имущества, относящегося к основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и другим видам ценностей, которые будут передаваться новому банку;

Øпроект устава (при слиянии) или проект изменений и дополнений в устав (при присоединении) нового банка;

Øпроект сводного баланса нового банка на последнюю отчетную (месячную) дату с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале банков, а также расчет экономических нормативов.

В день проведения заседания уполномоченного органа управления банка, действующего в форме открытого АО, на котором принято решение о проведении общего собрания участников банка по вопросу о реорганизации, в территориальное учреждение Банка России направляются по 2 копии протокола заседания указанного органа, списка участников заседания и проекта решения о соотношении номиналов конвертируемых при реорганизации акций (если проект данного решения не включен в протокол).

После получения указанного уведомления территориальное учреждение Банка России может провести в реорганизующемся банке внеплановую проверку для оценки его реального финансового состояния.

. Рабочее совещание представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков.

Территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения будущего нового банка не позднее 7 рабочих дней после получения уведомления о предстоящей реорганизации банков и прилагаемых документов направляет в советы этих банков и в территориальные учреждения Банка России по месту их нахождения уведомление о созыве рабочего совещания представителей всех заинтересованных сторон. Совещание проводится не позднее 3 недель с момента получения уведомления о предстоящей реорганизации банков. На нем обсуждаются цели реорганизации, способы и сроки их достижения.

. Общие собрания участников реорганизующихся банков. Общее собрание участников каждого банка проводится в соответствии с законодательством и его учредительными документами. В протоколе собрания участников каждого из банков, представляемом в территориальное учреждение Банка России, должны быть определены следующие вопросы:

Øо принятии решения о слиянии или присоединении;

Øоб утверждении договора о слиянии или присоединении, а также передаточного акта;

Øо назначении аудиторской фирмы (аудитора);

Øоб определении представителей банка, уполномоченных подписать договор о слиянии или присоединении;

Øоб одобрении проекта устава (при слиянии) или изменений и дополнений в устав (при присоединении) нового банка;

Øоб одобрении проекта регламента проведения совместного общего собрания участников банков.

. Уведомление кредиторов банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации.

Не позднее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации каждый из банков должен письменно уведомить об этом своих кредиторов.

. Совместное собрание участников реорганизующихся банков. Совместное общее собрание проводится в соответствии с законодательством и утвержденным этим же собранием регламентом его проведения. В протоколе собрания, представляемом в территориальное учреждение Банка России, должны быть отражены вопросы:

Øоб утверждении регламента проведения совместного собрания;

Øоб утверждении учредительных документов (при слиянии) или текстов изменений и дополнений в устав (при присоединении) нового банка;

Øоб избрании совета нового банка (если образование такого органа предусмотрено учредительными документами);

Øоб избрании единоличного и коллегиального исполнительного органов нового банка (если иное не предусмотрено законодательством и подготовленными в соответствии с ним учредительными документами);

Øо принятии решения о выпуске ценных бумаг и об утверждении документов, необходимых для рассмотрения вопроса о регистрации выпуска акций и регистрации отчета об итогах выпуска акций (для банка в форме АО);

Øоб утверждении сводного баланса банка.

. Представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

Территориальное учреждение Банка России по предполагаемому месту нахождения нового банка выдает лицам, уполномоченным совместным общим собранием банков, подтверждение получения от них необходимых документов.

В литературе имеются и другие подходы (неофициальные) к делению процесса реорганизации банков на те или иные этапы (стадии), которые, как представляется, помогают лучше и глубже понять содержание рассматриваемого явления.

4. Анализ процессов ликвидаций, реорганизаций коммерческих банков в РФ

Общеэкономическая статистика свидетельствует о том, что российский рынок слияний и поглощений растет высокими темпами. Например, по данным компании "Thomson Financial", Россия вышла на пятое место в Европе по совокупному объему сделок слияний и поглощений.

Рост слияний и поглощений на российском рынке в основном связан с процессами интеграции в нефинансовом секторе. В банковском секторе они существенно скромнее, несмотря на очевидные побудительные мотивы. Одним из таких мотивов является недостаточно прочная капитальная база большей части российских коммерческих банков.

Удельный вес кредитных организаций с собственными средствами (капиталом) свыше 5 млн. евро составил лишь 34,8%.

Представители банковского сообщества выражают опасение, что значительное количество малых, но эффективных банков не смогут вписаться в это требование и уйдут с рынка. При этом прогнозируется рост реорганизаций кредитных организаций в форме слияний и присоединений. Данные статистики до недавнего времени свидетельствовали, что процессы слияний в России пока отсутствуют, реорганизация осуществляется только в форме присоединений путем преобразования кредитных организаций в филиалы других коммерческих банков. В 2003 г. зарегистрирован один случай присоединения к другим банкам (без образования филиала).

Таблица 3 Динамика процессов слияний и присоединений кредитных организаций

01.01.200101.01.200201.01.200301.01.200401.07.2004Внесена запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций о ликвидации КО как юридического лица - всего, в том числе:8691022123814161500в связи с отзывом (аннулированием) лицензии51666487610471135в связи с реорганизацией349353357364364Из них в форме слияния00000в форме присоединения,349353357364364в том числе: путем преобразования в филиалы других банков318320323326326присоединения к другим банкам без образования филиала3133343838

За последнее время Банк России активизировал работу по совершенствованию порядка, регламентирующего сделки в форме слияний и присоединений. Предусмотрено упрощение процедур слияния и присоединения, что будет способствовать снижению материальных и трудовых затрат кредитных организаций, участвующих в реорганизации. В частности, исключены некоторые требования, которые приводили к затягиванию процедур проведения реорганизации: отменены обязательное проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизуемых кредитных организаций, необходимость обязательной инспекционной проверки реорганизующихся кредитных организаций и др. Общий срок рассмотрения документов Банком России сокращен:

Øдо четырех месяцев (два месяца - в территориальном учреждении Банка России и два месяца - в центральном аппарате Банка России) при реорганизации в форме слияния (ранее - до шести месяцев);

Øдо трех месяцев (полтора месяца - в территориальном учреждении Банка России и полтора месяца - в центральном аппарате Банка России) при реорганизации в форме присоединения (ранее - до шести месяцев).

Банк России при рассмотрении вопросов о реорганизации кредитных организаций (слияние или присоединение) требует представления согласия антимонопольного органа на проведение сделки. Антимонопольный контроль позволяет установить, приведет ли сделка к доминированию вновь созданной кредитной организации на рынке банковских услуг или ограничению конкуренции.

Законодательством определен предельный размер уставного капитала для финансовых организаций для случая уведомления или получения разрешения на сделку. В зависимости от размера уставного капитала необходимо представление уведомления по окончании сделки в антимонопольные органы, если уставный капитал не превышает установленного лимита, и предварительное согласие, если в результате реорганизационных мероприятий уставный капитал будет превышать этот лимит.

В целях выявления фактов злоупотребления доминирующим положением и контроля концентрации капитала на рынке банковских услуг определяются условия для кредитных организаций, входящих в группу реорганизованных лиц. Если доля кредитной организации на федеральном рынке банковских услуг составляет менее 10% или на части территории Российской Федерации - менее 20%, то положение этой организации не считается доминирующим.

Для высококонцентрированных рынков в случае слияния и присоединения финансовых организаций применяются запретительные меры: запрещение слиянии, присоединении финансовых организации и приобретений блокирующих и контрольных пакетов акций (долей) в уставном капитале финансовых организаций.

Для умеренно концентрированных рынков определены следующие меры: разрешено проводить сделки в форме слияния, присоединения финансовых организаций и приобретения блокирующих и контрольных пакетов акций (долей) в уставных капиталах финансовых организаций при условии, что рыночный потенциал не увеличится либо не превысит среднее значение показателей для умеренно концентрированных рынков.

Для низкоконцентрированных рынков используется наблюдение за динамикой показателей концентрации рынка финансовых услуг. При усилении процесса концентрации прибегают к мерам, предусмотренным для умеренно концентрированных рынков.

Статистические данные свидетельствуют о том, что процесс реорганизации кредитных организаций в нашей стране идет достаточно вяло. Это обусловлено рядом причин. Среди причин правового характера можно выделить непроработанность процедур объединения банков различных организационно-правовых форм крупных системообразующих банков. Среди других причин:

  • человеческий фактор;
  • несовместимость корпоративной культуры кредитных организаций, участвующих в процессе реорганизации;
  • отсутствие достаточного опыта у российских коммерческих банков в первую очередь с точки зрения возможных угроз.
  • Недостаточно провести реорганизацию, необходимо оценить ее результат. Как свидетельствует международный опыт, слияния и поглощения не всегда становятся успешными, более того, они могут вызвать возникновение проблемных банков в ближайшем будущем. Другими словами, недооценка проблемы может привести к негативным последствиям.
  • Препятствиями при реорганизации могут также являться:
  • негативное отношение руководства и владельцев объекта поглощения (присоединения) к происходящим процессам;
  • отсутствие или непродуманная стратегия реорганизации банка;
  • недостаточное знание объекта присоединения;
  • различие корпоративной культуры;
  • несовместимости информационных систем.

Очевидно, что рассчитывать на успех реализации проекта по реорганизации можно лишь при условии соблюдения принципа добровольности, а не принуждения. В противном случае для присоединяющего банка будет затруднена оценка результатов реорганизации, степени вовлечения в процесс старых собственников и управленцев, противодействие которых может стать главным препятствием.

Остановимся более подробно на такой причине, как различие корпоративной культуры. Большинство (85%) руководителей организаций-участников неудачных слияний назвали в качестве главных причин неуспеха недооценку различия в системах управления и сложности объединения разнородной корпоративной культуры. Корпоративная культура относится к категории неосязаемых активов и формируется в процессе развития организации на основе определенных ориентиров для персонала. Рассматривать реорганизацию в форме слияния или присоединения как простое, механическое суммирование активов и пассивов двух организации - большая ошибка. Любая организация, в том числе кредитная, - это прежде всего люди, объединение которых проходит намного труднее, чем объединение бухгалтерских проводок.

Управление процессом реорганизации следует начинать с диагноза корпоративной структуры. В случае слияния или присоединения возрастает потребность в формулировании единых, общих культурных ценностей. При сохранении самостоятельного статуса, когда создается дочерняя компания, появляется необходимость выравнивания культурных ценностей. Поэтому австрийский экономист А. Шмоль подчеркивает, что по ряду причин требуется открытый обмен информацией еще до начала реорганизации. Например, сотрудники хотят знать о выгодах, которые они получат в результате реорганизации. Немаловажным моментом при этом являются аргументы менеджмента в пользу реорганизации с точки зрения экономической и стратегической необходимости. С этой целью должны проводиться открытые обсуждения с персоналом банка таких вопросов, как гарантии занятости, новые назначения, потребность в повышении квалификации. Нередко, как отмечалось в предыдущей главе, покидают банк наиболее квалифицированные люди, которые предпочитают стабильность нововведениям. Особое внимание при работе с персоналом менеджмент банка должен уделять тому, какие возможности в случае реорганизации банка открываются перед каждым сотрудником. При осуществлении мероприятий по сокращению персонала руководство банка должно заранее сообщить о предполагаемых сокращениях (досрочный выход на пенсию, новые рабочие места, программы по выплате выходных пособий), что позволит морально поддержать увольняемых сотрудников. В результате новая организационная структура должна представлять собой синтез всего лучшего, что было присуще культуре обеих кредитных организаций.

Кроме активной работы с персоналом банку, планирующему реорганизацию, не меньше внимания следует уделить владельцам, взаимоотношениям с органами надзора, общественности, прессе и, что особенно важно, клиентам. Как и сотрудники, лучшие клиенты будут стремиться покинуть банк, если его будущее покажется им неопределенным. Зачастую и зарубежные, и российские банкиры используют такой метод работы с клиентами, как направление писем с информацией о предполагаемых переменах в связи с предстоящей процедурой реорганизации и указанием того, как это может отразиться на их интересах и какие выгоды может принести.

Не менее важной проблемой реальных слияний могут стать издержки процесса. Основные расходы участников придутся на оплату аудиторов, оценщиков. К этому нужно добавить расходы на реорганизацию аппарата управления, унификацию учета и контроля и т.д. Из мирового опыта известно, что затраты на слияние достаточно велики и нередко достигают 25% суммы сделок.

Правовые проблемы существуют и при ликвидации коммерческих банков. В некоторых судебных делах проблемы ликвидации могут заключаться в том, что в отношении отсутствующих кредитных организаций арбитражный суд уже выносил решения о ликвидации. Как правило, обязанности по ликвидации таких банков возлагались на их учредителей. Однако эти решения не исполнялись, поскольку установить местонахождение учредителей невозможно (по фактическим и юридическим адресам они отсутствуют).

Исполнительные листы по таким делам в лучшем случае могли поступить в службу судебных приставов, где и оставались без движения или выносились постановления о невозможности исполнения этих документов. Однако чаще всего исполнительные листы, выданные в соответствии с решениями о ликвидации, просто нельзя найти в силу того, что они утеряны на разных стадиях их исполнения.

В этой связи Банк России, как уполномоченный орган в соответствии со ст.ст. 23.1-23.4 ФЗ "О банках и банковской деятельности", пп. 4 п. 1 ст. 50.4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", должен обращаться в арбитражный суд с заявлением об изменении способа и порядка ликвидации кредитной организации и представлять кандидатуру ликвидатора, соответствующую требованиям ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; об арбитражных управляющих, ФЗ "О банках и банковской деятельности", иных нормативных актов.

Рассмотрим конкретную ситуацию. Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций по делу о ликвидации КБ "Интерпартнер" по заявлению Банка России об изменении способа и порядка исполнения решения арбитражного суда о ликвидации названной кредитной организации. При этом суд исходил из следующего. В обоснование своего заявления Банк России указал, что до настоящего времени решение арбитражного суда не исполнено - процедура ликвидации банка не завершена.

Определением арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того оке суда, заявителю было отказано в удовлетворении требований.

При этом суд первой инстанции указал, что, как следует из ответа отдела службы судебных приставов, исполнительный лист в отношении КБ "Интерпартнер" не поступал, а по архивным сведениям арбитражное дело уничтожено в связи с истечением срока его хранения. В связи с этим при отсутствии самого судебного акта и исполнительного листа нельзя изменить способ и порядок его исполнения, а доказательства предъявления судебного акта к исполнению отсутствуют.

Обращаясь в суд с кассационной жалобой, Банк России указывает на то, что суду представлены исчерпывающие доказательства невозможности исполнить решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации, копия которого находится в материалах дела. Кроме того, возложенная арбитражным судом на учредителей банка обязанность по его ликвидации не была исполнена, что признается законным поводом для обращения Банка России, как взыскателя и принятия судом решения о ликвидации банка иным способом, с назначением ликвидатора.

Суд кассационной инстанции удовлетворил требования ЦБ РФ, ссылаясь на ч. 3 ст. 15 ЛПК РФ. Согласно этой норме определения и постановления, принимаемые арбитражным судом, должны быть законными, обоснованными и мотивированными, а в соответствии сп.бч.1 ст. 185 ЛПК РФ в определении должны быть указаны мотивы, по которым, арбитражный суд пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты. Однако обжалуемые судебные акты нельзя признать соответствующими требованиям указанных норм.

Это подтверждается тем, что, указывая на уничтожение арбитражного дела, суд не сослался на документы, подтверждающие это обстоятельство, a статусе не привел доказательства отсутствия в самом суде подлинного его решения.

Согласно ст. 23-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в редакции ФЗ от 21 марта 2002 г. № 31 -ФЗ Банк России в течение 30 дней с даты публикации сообщения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Одновременно Банк России должен представить в суд кандидатуру ликвидатора, соответствующую требованиям федерального законодательства, предъявляемым к арбитражным управляющим. Поскольку КБ "Интерпартнер", несмотря на решение суда, не ликвидирован, Банк России, обращаясь с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, представил такую кандидатуру.

Однако, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции не проверил, выдавался ли исполнительный лист и если да, то когда с учетом положений ст. 201 АПК РФ 1995 г. Не учел он также, что лицензия у кредитной организации отозвана, в связи с чем решением арбитражного суда коммерческий банк подлежал ликвидации. При такой ситуации суду первой инстанции надлежало более полно исследовать и оценить доводы Центрального банка РФ, так как он признается органом, надзирающим за деятельностью кредитных организаций и обязанность представлять кандидатуры ликвидатора возложена на него.

Суд первой инстанции оставил без внимания и то обстоятельство, что без назначения ликвидатора решение суда о ликвидации кредитной организации не исполнило, что дает возможность Банку России ставить вопрос о назначении ликвидатора.

При таких обстоятельствах определение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 АПК РФ подлежат отмене.

Вместе с тем в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции отмечено, что для законного и обоснованного решения по заявлению Банка России требуется сбор, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, что невозможно в кассационной инстанции. Поэтому дело в соответствии с п. 3 ст. 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

При этом арбитражному суду следует учитывать, что в соответствии с п. 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004г. №84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации", если учредители (участники) юридического лица своевременно не представят в арбитражный суд утвержденный ими ликвидационный баланс или не завершат ликвидацию юридического лица, суд по ходатайству истца выносит определение о назначении ликвидатора.

Кроме того, при ликвидации отсутствующего юридического лица п. 4 этого Информационного письма ВАС РФ разъясняет, что по основаниям, указанным в п. 2 ст. б 1 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

Таким в законодательных актах, регламентирующих процесс ликвидации и реорганизации кредитных организаций еще существует множество противоречий и неточностей, которые необходимо устранить для эффективного функционирования данного сектора экономики.

Заключение

Вот и закончено рассмотрение изучаемой нами темы: ликвидация и реорганизация кредитных организаций. Много осталось за пределами данной работы, но мы надеемся, что изложенный материал позволит сформировать основные понятия о данных категориях и расширить ваш кругозор.

Теперь обобщим весь выше изложенный материал. Как было сказано выше, постоянное и продолжительное состояние неплатежеспособности может перерасти в состояние абсолютной неплатежеспособности, при котором организация (предприятие) не может восстановить свою платежеспособность и продолжение ее деятельности представляется невозможным и нецелесообразным. Такая организация становится банкротом и подлежит ликвидации и продаже в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Дело о банкротстве может рассматривать только арбитражный суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а лишь на основании обращенного к нему особого заявления с ходатайством объявить определенного должника банкротом. Были рассмотрены условия признания кредитной организации.

Так же в работе был определен порядок ликвидации и реорганизации кредитных организаций: в какой последовательности происходят эти процессы, какая документация необходима для этого и какие последствия за собой влекут данные мероприятия.

Что касается процессов ликвидации и реорганизации коммерческих банков в РФ, то в целом можно отметить, что российская банковская система нуждается в укрупнении действующих кредитных организаций, поскольку более высокий уровень капитализации позволит им предоставлять услуги в объемах, адекватных потребностям хозяйствующих субъектов, конкурировать с иностранными банками и другими финансовыми институтами. Одним из направлений решения данной проблемы может стать реорганизация коммерческих банков в форме слияний и присоединений.

Основными преимуществами, достигаемыми в результате реорганизации банков на основе слияний или присоединений, следует считать:

Øбыстрое достижение желаемых темпов роста и увеличение уровня рентабельности за счет увеличения объема операций;

Øдостижение высокого уровня знаний и квалификации персонала;

Øвозможность банка попасть в число крупных банков страны, региона или города.

Реализовать эти преимущества можно в том случае, если кредитные организации уделили должное внимание причинам неудач, правильно провели оценку стоимости объекта присоединения (слияния), а также вновь созданного банка.

Процессы концентрации банковского капитала должны приобрести в России в более активную форму, основные побудительные мотивы слияний и присоединений в экономике страны и банковской системе присутствуют. Базой для активизации этих процессов должно стать более совершенное законодательство, а успех реализации намерений кредитных организаций во многом будет зависеть от серьезного анализа позитивного и негативного опыта, накопленного в этой области, а также от результатов оценки стоимости банка.

Список использованной литературы

1.О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002. № 127-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №43. - Ст. 4190.

2.О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: федеральный закон Российской Федерации от 25 февр. 1999 г. № 40-ФЗ (в ред. от 29.12.2006 № 247-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 9. - Ст. 1097.

.Банки и банковское дело: учебник / А. И. Балабанов; [и др.]. - 2-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 448 с. - (Учебник для вузов).

.Банковское дело. Управление и технологии: учебное пособие для экономических вузов / ред. А. М. Тавасиев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 863 с.

.Банковское дело: учебник для вузов / ред. Е. Ф. Жуков; ред. Н. Д. Эриашвили. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 575 с.

.Банковское дело: учебник для вузов / ред. О. И. Лаврушин. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2008. - 766 с.

.Банковское дело: учебник для вузов / ред. О. И. Лаврушин. - Изд. 4-е, стер. - М.: КноРус, 2006. - 766 с.

.Банковское дело: учебное пособие для вузов / ред. Г. Н. Белоглазова; ред. Л. П. Кроливецкая. - СПб. [и др.]: Питер, 2004. - 374 с. - (Учебники для вузов).

.Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / Г. Н. Белоглазова; Л. П. Кроливецкая. - М.: Высш. образование, 2008. - 422 с. - (Университеты России).

.Витрянский В. Банкротство отсутствующих должников и прекращение недействующих юридических лиц: проблемы применения соответствующих законоположений / В. Витрянский // Хозяйство и право. - №2. - 2007. - С. 44-51.

.Дардик В. Б. Банковское дело: учебник / В. Б. Дардик; Н. В. Кондакова. - М.: КолосС, 2007. - 247 с. - (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).

.Жарковская Е. П. Банковское дело: учебник / Е. П. Жарковская. - М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003. - 440 с.

.Ключников М. В. Коммерческие банки: экономико-статистический анализ / М. В. Ключников; Р. А. Шмойлова. - М.: Маркет ДС, 2004. - 245 с.: ил.

.Лаврушин О. И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие для вузов / О. И. Лаврушин; О. Н. Афанасьева; С. Л. Корниенко; ред. О. И. Лаврушин. - М.: КноРус, 2005. - 256 с.

.Мальцев А. А. Кредитные организации: ликвидация или банкротство? / А. А. Мальцев; В. Ю. Шипицын // Закон. - №9. - 2005. - С. 26-33.

.Петрова, Е. А. Особенности банкротства ликвидируемой кредитной организации / Е. А. Петрова // Банковское право. - №1. - 2006. - С.16-20.

.Пулова Л. В. Процессуальные особенности рассмотрения дел о признании несостоятельной (банкротом) ликвидируемой кредитной организации / Л. В. Пулова // Закон. - №10. - 2007. - С. 109-117.

.Садвакасов К. К. Коммерческие банки: управленческий анализ деятельности, планирование и контроль / К. К. Садвакасов. - М.: Ось-89, 1998. - 160 с.

.Тавасиев А. М. Банковское дело: управление кредитной организацией: учебное пособие / А. М. Тавасиев. - М.: Дашков и К', 2007. - 667 с.

.Тютюнник А. В. Банковское дело / А. В. Тютюнник; А. В. Турбанов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 607 с.: ил.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!