Приемы и методы финансового анализа

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    86,95 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приемы и методы финансового анализа

План

Введение

. Теоретические основы финансового анализа

. Методы финансового анализа

. Приемы финансового анализа

Заключение

Методологическая часть

Расчетная часть

Список литературы

Введение

С переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Новые условия требуют от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т. п. Все это значительно увеличивает роль финансового анализа, с помощью которого вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Результаты такого анализа необходимы собственникам, кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам, налоговым службам. Основным источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия. В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Оценка финансового состояния не равнозначна его анализу. Анализ является лишь основой для проведения оценки финансового состояния. Оценка включает рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа, с точки зрения соответствия его уровня нормальному для данного предприятия; факторов, повлиявших на величину показателя, и возможных его изменений при изменении того или иного фактора; необходимой величины показателя на перспективу и способов достижения этой величины; взаимозависимости показателей финансового состояния и обеспечения целенаправленности их системы для правильной ориентации специалистов предприятия в методах улучшения финансового состояния. Цель курсовой работы - раскрыть содержание приемов и методов финансового анализа. Для достижения данной цели в работе были определены следующие задачи: 1. изучить цели и задачи анализа финансового состояния производственного предприятия; 2. исследовать приемы и методы финансового анализа. На примере ОАО «ЮТК» (Южная телекоммуникационная компания) был проведен финансовый анализ в курсовой работе в практической части. ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (ОАО «ЮТК») - межрегиональная компания связи группы компаний «Связьинвест», ведущий оператор связи и провайдер новых услуг в Южном и Северо-Кавказском Федеральных округах. Зона действия ЮТК - 10 субъектов ЮФО и СКФО, площадь- 520 тыс. кв.км., население - около 18,5 млн. человек. Создана 1 ноября 2002 года путем объединения региональных операторов связи на базе ОАО «Кубаньэлектросвязь». Особенности геополитического положения ЮТК связаны с большой протяженностью береговой линии Черного и Азовского морей, где расположены ведущие морские курорты страны - Сочи, Геленджик, Анапа, Новороссийск, а также популярные горнолыжные курорты - Красная Поляна, Теберда, Домбай, Архыз, Лаго-Наки. В состав ведущего оператора фиксированной связи ЮТК входит 10 региональных филиалов:

Адыгейский <#"510615.files/image001.gif">

где П - значение абсолютного показателя в отчетном периоде; По - значение абсолютного показателя в базисном периоде; ДП - абсолютное отклонение (изменение) показателя.

. Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста). Относительные величины применяются в разных видах анализа, в зависимости от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового анализа. В зависимости от поставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин. Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:

) коэффициентом (база сравнения принята за единицу) или 2) выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного. Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели.

. Относительные величины динамики, которые характеризуют изменение процесса во времени, и показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени. Могут исчисляться в долях единицы (коэффициентах), когда сравниваемая величина делится на базу; если мы умножим полученный коэффициент в долях единицы на 100%, то получим результат сопоставления в процентах. Коэффициент динамики (в долях единицы).


где П - значение показателя в отчетном периоде; По - значение показателя в базисном периоде.

. Относительная величина структуры характеризует долю отдельной части в общем объеме совокупности. Ее рассчитывают как отношение числа единиц в отдельной части совокупности к общей численности единиц (или объему) всей совокупности. Относительные величины структуры называют удельным весом или долей и исчисляют обычно в процентах ко всей совокупности либо в долях единицы.

Удельный вес,


где П; - величина отдельной части совокупности; П„ - вся совокупность (целое).

. Относительные величины координации отражают соотношение между частями одного целого. К таким величинам относятся, например, соотношение между величинами заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-управленческого персонала организации и т.д. Относительные величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходится на 100 или 1000 единиц другой части.

. Относительные величины наглядности характеризуют результат сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но к разным объектам или территориям. Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой.

. Другой вид относительных величин - это результат сопоставления разноименных абсолютных показателей. К ним относятся относительные величины интенсивности. В их числе можно назвать такие важные коэффициенты, отражающие качественную сторону деятельности предприятия или организации, как финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность, материалоотдачу, доходность того или иного вида деятельности и пр. Эти величины исчисляются обычно в долях единицы (реже в процентах, например рентабельность) и являются так называемыми именованными числами (т.е. имеют конкретное наименование). Важной чертой их является сопоставление разноименных абсолютных показателей. Итак, относительные величины - это один из важнейших способов обобщения и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения.

. Средняя величина является важным специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Средняя величина - это показатель «середины», или «центра», исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени. Средняя арифметическая величина определяется как отношение суммы всех значений на их количество. Средняя величина обозначается либо буквой Af(x) - это сокращение от Average (средняя).


Существуют две категории средних величин: степенные средние (средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя хронологическая и др.), а также структурные средние (мода и медиана). Выбор того или иного вида средней величины зависит от цели анализа, экономической сущности усредненного показателя и характера исходных данных.

II. Метод сравнения

Метод сравнения - самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами. Выделяют четыре основных характеристики шкал:

♦ описание;

♦ порядок;

♦ расстояние;

♦ наличие начальной точки.

Описание предполагает использование единственного дескриптора - опознавателя измеряемой характеристики объекта для каждой градации в шкале. Например, такими дескрипторами могут быть: «да или нет»; «есть» или «отсутствует»; «количество рублей» и т.п.

Порядок характеризует относительный размер дескриптора, например: «больше, чем», «меньше, чем», «равен». Не все шкалы обладают характеристиками порядка. Например, нельзя сказать «больше» или «меньше» для сравнения «покупателя» с «не покупателем».

Расстояние - это характеристика шкалы, показывающая абсолютную разницу между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Например, предприятие, которое прибрело три станка, купило на два станка больше по сравнению с предприятием, купившим один станок. Первое предприятие закупило оборудования «больше, чем» второе. «Расстояние» между шкалами в данном случае равно двум станкам.

Начальная точка. Считается, что шкала имеет начальную точку, если она имеет единственное начало. Это может быть нулевая точка. Например, возрастная шкала имеет нулевую точку, связанную с рождением, но не все шкалы измеряемых свойств обладают нулевой точкой.

III. Вертикальный (структурный анализ)

Вертикальный (структурный) анализ - представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия. Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

♦ переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

♦ относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

IV. Горизонтальный анализ

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения.

V. Трендовый анализ

Трендовый анализ - часть перспективного анализа, продолжение горизонтального анализа; необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд - это путь развития. Он определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:

) изучить структуру временного ряда, включающую тренд - закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;

) изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;

) построить математическую модель временного ряда.

Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда. Анализ тренда выполняют путем построения моделей простой линейной или нелинейной регрессии. В качестве моделей трендов используют различные элементарные функции и их сочетания, а также степенные ряды.

VI. Факторный анализ

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа:

♦ функциональный и вероятностный;

♦ прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

♦ одноступенчатый и многоступенчатый;

♦ статический и динамический;

♦ пространственный и временной;

♦ ретроспективный и перспективный.

Основными задачами факторного анализа являются:

. Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели.

. Классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.

. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.

. Моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами.

. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Создать факторную систему - это значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления и находятся с ним в функциональной зависимости.

VII. Анализ с помощью финансовых коэффициентов

Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках. Применение финансовых коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Предпочтительные значения коэффициентов зависят от отраслевых особенностей предприятий, от размеров предприятий, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, может влиять общее состояние экономики, фаза экономического цикла. Для расчета финансовых коэффициентов финансовые отчеты предприятия должны быть приведены в определенную аналитиком форму, называемую аналитической. Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:

♦ платежеспособность;

♦ прибыльность, или рентабельность;

♦ эффективность использования активов;

♦ финансовая (рыночная) устойчивость;

♦ деловая активность.

Преимущества метода коэффициентов:

) возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей;

) простота и оперативность расчета;

) возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия;

) возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприятий;

) устранение искажающего влияния инфляции.

VIII. Метод экспертных оценок

Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладает субъективное начало. Примером использования экспертного Метода может служить экспертная оценка стоимости недвижимости. Сложность объектов экономических измерений способствовала широкому распространению экспертных оценок в качестве метода измерения. Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. Применение экспертных оценок в тех областях, где могут быть использованы инструментальные средства и информационные технологии, нередко обусловлено неумением правильно ими пользоваться.

. Приемы финансового анализа

Приемы анализа могут быть классифицированы:

. на традиционные - метод сравнения, сопоставления фактических данных за отчётный период с базовыми данными, приём относительных величин, индексный метод, приём группировки по какому-либо признаку, расчёт средней величины, балансовый метод, методы элиминирования;

. математические - линейное программирование, сетевые графики, математические модели, корреляционно-регрессионный анализ.

Сравнение - сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая: единство объёмных, стоимостных, качественных, структурных показателей; единство периодов времени, за которые производится сравнение; сопоставимость условий производства; сопоставимость методики исчисления показателей. Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчёты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики. Прием группировки - используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.) Расчет средней величины - исчисляется на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Этот способ помогает определить общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов. Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определённому равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчётов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчёты проведены правильно. Графический способ - графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа "затраты-выпуск", строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства. Математическое программирование - это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности. Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определённой зависимости. С помощью корреляции решаются две главные задачи:

. составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);

. даётся количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Заключение

В последние годы в большинстве стран широко распространяется тенденция выдвижения на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов. Профессиональное управление финансами требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, т. е. комплексного системного изучения финансового состояния предприятия и факторов его формирующих с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала. Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени. Содержание финансового анализа зависит от задач, которые ставит перед собой заинтересованные субъекты. Например, руководители и соответствующие службы; учредители, акционеры, инвесторы проводят финансовый анализ с целью оценить эффективность использования ресурсов, определить перспективу развития бизнеса; налоговые инспекции оценивают выполнение плана поступления средств в бюджет; поставщики и подрядчики проводят оценку своевременного поступления платежей от покупателей за товары, работы, услуги. Главная цель финансового анализа - своевременность выявления и устранения недостатков финансовой деятельности, а также нахождение резервов улучшения финансового состояния предприятия и его конкурентоспособности.

Методологическая часть

В настоящее время разработано и используется множество методик оценки финансового состояния предприятия, таких как методика Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А., Бочаров В.В., Артеменко В.Г., Белендира М.В. и другие. И отличие между ними заключается в подходах, способах, критериях и условиях проведения анализа. Большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика. Рассмотрим и сравним методики анализа таких авторов как: Ефимова О.В., Донцова Л.В., Никифорова Н.А., Бочаров В.В. Согласно методике О. В. Ефимовой, анализ баланса и рассчитанных на его основе коэффициентов следует рассматривать в качестве предварительного ознакомления с финансовым положением предприятия. Предварительная оценка финансового положения предприятия осуществляется на основе данных бухгалтерского баланса ф. 1 и ф. 2, а также формы 5. На этой стадии формируется первоначальное представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества и его источников, устанавливаются взаимосвязи между показателями. Предварительная оценка имеет три этапа:

1. Визуальная и счетная проверка показателей бухгалтерского баланса;

. Построение уплотненного аналитического баланса-нетто путем агрегирования однородных по своему составу балансовых статей.

С помощью уплотненного аналитического баланса оценивают тенденции изменения имущественного и финансового положения предприятия.

. Расчет и оценка динамики ряда аналитических коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, в том числе ликвидность, и факторов, повлиявших на ее изменение.

Ликвидность по методике О. В. Ефимовой выступает одним из важных критериев финансовой устойчивости, под которой понимается способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам. Оценка ликвидности предполагает расчет следующих коэффициентов:

·   абсолютной ликвидности

·   уточненный коэффициент ликвидности

·   общий коэффициент ликвидности.

Нормативные значения соответственно 0,2, 1. 0 и 2,0 - 3,0.

На этапе предварительной оценки финансового состояния автор предлагает также определять коэффициент маневренности, показывающий какая часть собственных источников средств вложена в наиболее маневренные (оборотный капитал) активы. Данный показатель, наряду с коэффициентом ликвидности, является критерием финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Его оптимальное значение равно 0,5. На втором этапе анализа финансового состояния 0. В. Ефимова предлагает группировку всех оборотных средств по категориям риска, что дает оценку "качества" оборотных средств с точки зрения их ликвидности. Выделяются следующие четыре группы оборотных средств:

. Минимальный риск - наличные денежные средства, легко реализуемые краткосрочные ценные бумаги.

. Малый риск - дебиторская задолженность предприятий с устойчивым финансовым положением, запасы товарно-материальных ценностей (исключая заемные), готовая продукция, пользующаяся спросом.

. Средний риск - продукция производственно-технического назначения, незавершенное производство, расходы будущих периодов.

. Высокий риск - дебиторская задолженность предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, запасы готовой продукции, залежалые запасы.

Для построения такой группировки уже недостаточно данных, содержащихся в бухгалтерской и статистической отчетности, необходимо использовать показатели внутреннего учета. Третьим этапом методики анализа О. В. Ефимовой является оценка структуры источников средств на основе следующих финансовых коэффициентов:

. Коэффициент независимости. Он показывает долю средств, вложенных собственниками предприятия, в общей стоимости имущества. Нормальное значение этого показателя - 0,5. Этот показатель важен как для инвесторов, так и для кредиторов предприятия.

. Коэффициент финансовой устойчивости (стабильности). Показывает удельный вес источников финансирования, которые предприятие может использовать длительное время (источники собственных средств и долгосрочные заемные средства), в общей сумме имущества.

. Коэффициент финансирования, который показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств и какая - за счет заемных. Ситуации, при которой величина данного коэффициента меньше 1, свидетельствует об опасности неплатежеспособности и затрудняет возможность получения кредита. Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Поэтому четвертым этапом анализа в рассматриваемой методике является расчет коэффициентов оборачиваемости: текущих активов, дебиторской задолженности, товарно-материальных запасов по каждому виду (производственные запасы, топливо, готовая продукция и т. д.). Вместе с этим, определяются такие показатели как продолжительность одного оборота текущих активов, средний срок погашения дебиторской задолженности, срок хранения товарно-материальных запасов, а также удельный вес дебиторской задолженности в общей сумме текущих активов.

Финансовое положение предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Для характеристики и анализа прибыльности автор рассматриваемой методики предлагает использовать систему показателей рентабельности, которая включает:

. Рентабельность активов (имущества). Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. В аналитических целях рекомендуется также определять рентабельность текущих активов.

. Рентабельность инвестиций. Характеризует эффективность использования средств, инвестируемых в предприятие. Данный показатель в зарубежной практике финансового анализа рассматривается как способ оценки мастерства управления инвестициями. В странах с развитыми рыночными отношениями информация о "нормальных" значениях показателей рентабельности ежегодно публикуется торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством. Сопоставление своих показателей со сложившимися позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия.

. Рентабельность собственного капитала.        Показывает прибыль, приходящуюся на 1 рубль источников собственных средств. (Этот показатель особенно важен для инвесторов капитала акционеров).

. Рентабельность реализованной продукции. Характеризует прибыль, получаемую с 1 рубля реализованной продукции. Тенденция снижения этого показателя свидетельствует, чаще всего, о снижении спроса на продукцию предприятия.

О. В. Ефимова отмечает, что анализ коэффициентов рентабельности имеет практическую значимость лишь в том случае, если полученные показатели сопоставляются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий той же отрасли.

Такова сущность методики анализа финансового состояния, предложенная О. В. Ефимовой. На сегодняшний день, она отвечает требованиям переходного периода к рыночным отношениям, так как:

·   дает нужную информацию об эффективности работы предприятия для внутренних и внешних пользователей,

·   позволяет определить главные причины сложившегося финансового состояния,

·   определить уровень ликвидности (платежеспособности) предприятия в целом и его оборотных средств,

·   дает анализ качественного состава имущества хозяйствующего субъекта,

·   предусматривает ведение учета и анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

Все это позволяет экономисту-аналитику на предприятии выявить важные резервы повышения эффективности производства, а внешним пользователям - объективно оценить сложившуюся финансовую ситуацию потенциального партнера.

Донцова Л.В., Никифорова Н.А. считают, что допустимо объединение различных статей бухгалтерского баланса, чтобы отразить главные существенные черты финансового состояния.

Донцова Л.В также подчеркивает, что сравнительные балансы отражают сущность финансового состояния, так как в нем связаны воедино и систематизированы расчеты и прикидки, которые обычно осуществляет любой аналитик при первоначальном ознакомлении с балансом.

В.В. Бочаров так же как и А.И. Ковалев в составе аналитических процедур выделяет экспресс-анализ. Весь анализ финансового состояния организации этот автор предлагает проводить в два этапа:

) экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности;

) углубленный финансовый анализ.

Цель экспресс-анализа финансово-хозяйственной деятельности состоит в получении оперативной, наглядной и достоверной информации о финансовом благополучии предприятия.

Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа:

-       предварительный этап;

-       предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

-       экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель первого этапа - принятие решения о целесообразности анализа финансовой отчетности и ее готовности к чтению. Первая задача решается с помощью аудиторского заключения. При наличии стандартного заключения внешний аналитик может положиться на мнение аудитора и не совершать дополнительных аналитических процедур с целью определения финансового состояния фирмы.

Цель второго этапа - ознакомление с годовым отчетом и пояснительной запиской к нему. Это необходимо, чтобы оценить условия работы предприятия в отчетном периоде и установить основные тенденции показателей его деятельности (рентабельность, оборачиваемость активов, ликвидность баланса и др.).

Третий этап - ключевой в экспресс-анализе. Его цель - обобщенная характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В общем виде на данном этапе осуществляется изучение источников средств предприятия, их размещения и эффективности использования.

Экспресс-анализ завершается выводом о целесообразности дальнейшего углубленного (детального) анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Цель углубленного анализа - детальная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, оценка его текущих финансовых результатов и прогноз на будущий период. Он дополняет и расширяет процедуры экспресс-анализа. Степень детализации зависит от квалификации и желания аналитика.

В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия по методике В.В. Бочарова выглядит следующим образом (как один из возможных вариантов).

. Предварительный обзор финансово-экономического положения предприятия (характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности и выявление неблагополучных статей отчетности).

. Оценка и анализ экономического потенциала (оценка имущественного положения и оценка финансового положения)

. Оценка и анализ результативности деятельности предприятия.

В процессе углубленного анализа в дополнение к приведенной системе показателей могут быть использованы и другие параметры, характеризующие финансовое состояние предприятия (структура и динамика внеоборотных и оборотных активов, собственного и заемного капитала, их рентабельность и оборачиваемость, кредитоспособность заемщика, инвестиционная привлекательность акционерного общества - эмитента ценных бумаг и др.).

На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. По существу, это - все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели.

Анализ влияния факторов на прибыль от продаж. Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и т.д. порядка. К факторам первого порядка относятся выручка и сгруппированные по функциям расходы по обычным видам деятельности: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы.

Аддитивную факторную модель зависимости прибыли от продаж от вышеперечисленных факторов можно выразить следующим образом:

PN= N - Sпрод -Sком - Sупр

где, PN - прибыль от продаж;

N - выручка от продаж;

Sпрод - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

Sком - коммерческие расходы;

Sупр - управленческие расходы.

Расчет каждого фактора, включенного в модель, производится методом цепных подстановок.

К факторам второго порядка относятся те, которые оказывают влияние на прибыль от продаж посредственно, влияя непосредственно на факторы первого порядка. К числу таких наиболее значимых факторов относятся: общий объем реализованной продукции; структура произведенной и реализованной продукции; уровень цен на продукцию; уровень цен и тарифов потребляемых в процессе производства и реализации продукции сырье, материалы, услуги, трудозатраты и т.д.

Факторный анализ рентабельности. Рентабельность продаж (RП) - это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:


Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлияет на рентабельность продаж. Чистая рентабельность организации в отчетном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчетного периода к выручке от продажи:


Кроме проанализированных коэффициентов рентабельности различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств.

Анализ платежеспособности предприятия. Платежеспособность предприятия это способность своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства по платежам перед бюджетом, банками, поставщиками и другими юридическими и физическими лицами в рамках осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности.

Детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов (табл. 1.).

Рассмотрев три методики оценки финансового состояния предприятия, я выбираю методику Бочарова В.В., так как проводится углубленный финансовый анализ, т.е. происходит детальная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, оценка его текущих финансовых результатов и прогноз на будущий период. Он дополняет и расширяет процедуры экспресс-анализа

Таблица 1

Финансовые коэффициенты платежеспособности и ликвидности

Автор методики

Наименование показателя

 Методика расчета

Допустимое значение

Примечание

1

2

3

4

5

Л. В. Донцова

Общий показатель платежеспособности

L1 ≥ 1-



В.В. Боча-ров, О.В.Ефи-мова, Л.В. Донцова,

Коэффициент абсолютной ликвидности

L2 ≥ 0,1 ÷ 0,7 (зависит от отраслевой принадлежности организации)Показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений



Л.В. Донцова         Коэффициент «критической оценки»         Допустимое 0,7÷0,8; желательно L3≈1Показывает, какая часть краткосрочных обязательств

организации может быть погашена за

счет денежных, средств в краткосрочных ценных бумагах, а так же поступлений по расчетам



 






В.В. Бочаров, О.В. Ефимова, Л.В. Донцова, В.В.

Коэффициент текущей ликвидности

Необходимое значение 1,5; оптимальное L4≈ 2,0÷3,5Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства



Л.В. Донцова, О.В. Ефимова

Доля оборотных средств в активах

L6 ≥ 0,5Зависит от отраслевой принадлежности организации



В.В. Бочаров

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств

Рекомендуемое значение 0,5-0,7.Степень зависимости платежеспособности предприятия от материальных запасов с позиции мобилизации денежных средств для погашения КО



В.В. Бочаров          Коэффициент собственной платежеспособности   Показатель индивидуален для каждого предприятия и зависит от специфики его производственно-коммерческой деятельности.Характеризует долю чистого оборотного капитала в краткосрочных обязательствах, т.е. способность

предприятия возместить за счет чистых оборотных активов его краткосрочные обязательства



 

 О.В.Ефимова

Чистые оборотные активы

-Показывают величину оборотных средств, сформированных за счет собственного капитала



О.В.Ефимова

Промежуточный коэффициент ликвидности

--



Л.В. Донцова,

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

L7 ≥ 0,1 (чем больше, тем лучше)Характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее текущей деятельности




Вариант №5

Анализ движения денежных средств (форма №2 и №4)

Одна из основных форм финансовой отчетности, в которой суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании. В отчете о движении денежных средств представляется информация о движении денежных средств в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Текущая деятельность - основная (уставная) деятельность, направленная на получение дохода и осуществляемая в соответствии с предметом и целями деятельности организации. Инвестиционная деятельность связана с приобретением (созданием) основных средств, приобретением нематериальных активов, осуществлением долгосрочных финансовых вложений, а также реализацией долгосрочных (внеоборотных) активов. Инвестиционная деятельность характеризуется увеличением активов, которые, как ожидается, будут приносить доход длительное время. Потоки денежных средств от инвестиционной деятельности показывают степень направленности произведенных расходов на ресурсы, предназначенные для воспроизводства будущих доходов. Финансовая деятельность - деятельность, приводящая к изменениям в собственном и заемном капитале организации в результате привлечения финансовых средств. Компания должна составлять отчет о движении денежных средств в части представления денежных потоков по операционной деятельности, используя: прямой метод или косвенный метод. Прямой метод основан на движении денежных средств по счетам предприятия. Его достоинства заключаются в том, что он позволяет: показывать основные источники притока и направления оттока денежных средств; идентифицировать статьи, формирующие наибольший притоки отток денежных средств; изучить структуру притока и оттока денежных средств;

использовать полученную информацию для прогнозирования денежных потоков; контролировать все поступления и направления расходования денежных средств, так как денежный поток непосредственно связан с регистрами бухгалтерского учета. Недостатком прямого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств.

Отчет о движении денежных средств (прямой метод)

Показатель

Сумма

Примечания, в д.е.

Движение денежных средств по текущей деятельности

Поступления денежных средств от клиентов



Денежные средства, выплаченные поставщикам и работникам



Денежные средства, созданные операционной деятельностью



Выплаченные проценты



Выплаченные налоги на прибыль



Чистые денежные средства по текущей деятельности



Движение денежных средств по инвестиционной деятельности

Приобретение основных средств



Поступления от продажи оборудования



Чистые денежные средства по инвестиционной деятельности






Движение денежных средств по финансовой деятельности

Поступления по кредитам



Погашение кредитов



Выплаченные дивиденды Чистые денежные средства по финансовой деятельности







Суть косвенного метода состоит в установлении несоответствий между показателем чистой прибыли (убытка) отчетного периода, сформированного по методу начисления и представленного в отчете о прибылях и убытках, и показателем чистые денежные средства по операционной деятельности (приращение денежных средств и их эквивалентов за период), рассчитанным по кассовому методу и легко рассчитываемых по данным бухгалтерского баланса (разница между денежными средствами на конец и начало отчетного периода). Для того чтобы составить отчет о движении денежных средств косвенным методом, необходимы показатели сравнительного бухгалтерского баланса на начало и на конец отчетного периода, а также некоторые данные отчета о прибылях и

Отчет о движении денежных средств (косвенный метод)

Показатель

Сумма

Примечания, в д.е.

Движение денежных средств по операционной деятельности

Чистая прибыль до налогообложения



Корректировки на:

 

 

Амортизационные расходы



Прибыль от продажи основных средств



Расходы по процентам



Операционная прибыль до изменения оборотного капитала



Увеличение торговой дебиторской задолженности покупателей



Уменьшение запасов



Уменьшение кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам



Денежные средства, созданные операционной деятельностью



Выплаченные проценты*



Выплаченные налоги на прибыль*



Чистые денежные средства по операционной деятельности




Коэффициенты рентабельности денежных потоков можно исчислять, используя показатель, как чистой прибыли, так и другие показатели прибыли (прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и т. д.), а вместо показателя чистого денежного потока использовать показатель положительного денежного потока. Можно отдельно рассматривать показатели рентабельности денежных потоков по видам деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой):

текущей деятельности

Ртдп=РN/ДПп, где

Ртдп - коэффициент рентабельности денежного потока по текущей

деятельности в анализируемом периоде;

РN - прибыль от продаж за анализируемый период;

ДПп - положительный денежный поток по текущей деятельности за анализируемый период, тыс.руб.

инвестиционной деятельности

Ридп= Пи/ДПип, где

Ридп - коэффициент рентабельности денежного потока по инвестиционной

деятельности в анализируемом периоде;

Пи - прибыль от инвестиционной деятельности за анализируемый период;

ДПип - положительный денежный поток по инвестиционной деятельности за

анализируемый период, тыс.руб.

финансовой деятельности

Рфдп=Рф/ДПфп, где

рфдп - коэффициент рентабельности денежного потока по финансовой

деятельности в анализируемом периоде;

Рф - прибыль от финансовой деятельности за анализируемый период;

ДПфп - положительный денежный поток по финансовой деятельности за анализируемый период, тыс.руб.

Расчетная часть

. Анализ источников средств предприятия (Форма №1)

.1 Анализ пассива баланса

Пассив баланса отражает отношения, возникающие в процессе привлечения средств, поэтому его интерпретация имеет прежде всего юридический оттенок. Пассив баланса - это сумма обязательств организации. Помимо юридической возможна и экономическая интерпретация пассива баланса - он представляет собой свод источников средств. Любая статья в пассиве должна трактоваться не как собственно финансовые ресурсы, а как некий условный источник, за которым стоит реальное физическое или юридическое лицо, предоставившее хозяйствующему субъекту денежные средства в прямой или опосредованной форме.

Анализ пассива баланса традиционно начинают с анализа валюты баланса. Рассмотрев данные о валюте баланса ОАО «ЮТК», можно сделать вывод, что в текущем периоде наблюдается уменьшение валюты баланса на 3848711 рублей, что свидетельствует о сокращении хозяйственного оборота, это связано с тем, что произошло снижение прибыли от продаж (в начале года-5543767; в конце года-5105603)и заемных средств (таблица №1). Для выявления главных черт структуры и структурных сдвигов в источниках средств предприятия следует дать оценку агрегированным (сводным) разделам пассива баланса.

В этом случае в основу группировки пассива баланса необходимо положить принадлежность используемых источников средств предприятия. Для этого все источники необходимо разделить на собственные и заемные и определить их удельный вес в валюте баланса.

Таблица 1

Структура источников средств предприятия


Показатель

Изменение показателя

Наименование агрегированных разделов пассива баланса

абсолютный, тыс. руб.

относительный (уд. вес). %


на начало отчетного периода          на конец отчетного периода          на начало отчетного периода        на конец отчетного периода  Абсолютного тыс. руб (гp.3-гp.2 <#"510615.files/image019.gif">=0,49Коа==0,510,02

2.Продолжительность 1 оборота актива

Па=Д/Коа

Па=365/0,49=744,89

Па=365/0,51=715,69

-29,2

3. Коэффициент оборачиваемости ВОА

Ковоа=Ковоа==5,31Ковоа==5,560,25


4. Продолжительность 1 оборота ВОА

Па=Д/Ковоа

Па=365/5,31=68,74

Па=365/5,56=65,65

-3,09

5. Коэффициент оборачиваемости ОА

Кооа=ВР/ОА

Кооа==5,91Кооа==6,180,27

6. Продолжительность 1 оборота ОА

Поа=Д/Кооа

Па=365/5,91=61,76

Па=365/6,18=59,06

-2,7

7. Коэффициент оборачиваемости запасов

Коз=СРТ/З

Коз==21,96Коз==22,700,74

8. Продолжительность 1 оборота запасов

Поз=Д/Коз

Поз=365/21,96=16,62

Поз=365/22,70=16,08

-0,54

Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности

9. Коэффициент оборачиваемости ДтЗ

КоДтЗ=ВР/ДЗ

КоДтЗ==13,06КоДтЗ==13,670,61

10. Продолжительность 1 оборота ДтЗ

ПоДз=Д/КоДЗ

ПоДЗ=365/13,06=27,95

ПоДЗ=365/13,67=26,70

-1,25

Показатели оборачиваемости собственного капитала

11. Коэффициент оборачиваемости СК

Коск=ВР/СК

Коск==1,27Коск==1,330,06

12. Продолжительность 1 оборота СК

Пск=Д/Коск

Пск=365/1,27=287,40

Пск=365/1,33=274,40

-13

Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности

13. Коэффициент оборачиваемости КЗ

КоКЗ=ВР/КЗ

КоКЗ==5,89КоКЗ==6,170,28

14. Продолжительность 1 оборота КЗ

Пкз=Д/КоКЗ

Пкз=365/5,89=61,97

Пкз=365/6,17=59,16

-2,81

Анализируя коэффициенты деловой активности в целом можно заметить, что в основном все они показывают положительный результат деятельности фирмы. Почти во всех случаях количество оборотов увеличилось, а количество дней, необходимых для оборота уменьшилось. Можно говорить о положительной динамике на предприятии в целом, об увеличении выручки и росте деловой активности данного предприятия.

. Коэффициент оборачиваемости активов совершает 0,49 оборотов авансированного капитала за 745 дней. На снижение этого показателя повлияло то, что выручка на конец года больше на 973080 рублей.

. Коэффициент оборачиваемости ВОА совершает 5,31 оборотов немобильных активов за 69 дней в начале года, и 6 оборотов немобильных активов за 66 дней в конце. Это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукции больше чем в начале года.

. Коэффициент оборачиваемости ОА совершает в начале года 5,91 оборотов мобильных активов за 62 дня и 6,18 оборотов за 59 дней в конце периода. Увеличение скорости оборотов мобильных активов произошло из-за увеличения выручки в конце периода.

. Коэффициент оборачиваемости запасов совершает 22 оборота за 17 дней в начале года и 23 оборота за 16 дней в конце, это связано с тем, что себестоимость реализации товаров в конце периода больше на 534916 рублей чем в начале года.

. Коэффициент оборачиваемости ДЗ совершает 13 оборотов за 28 дней в начале года и 14 оборотов за 27 дней в конце. При замедлении оборачиваемости происходит снижение показателя, что свидетельствует об ухудшении расчетов с дебиторами и наоборот.

. Коэффициент оборачиваемости СК отражает активность СК. Рост оборачиваемости СК в конце года свидетельствует о повышении эффективности использования собственного капитала(СК).

. Коэффициент оборачиваемости КЗ в конце года совершает 6 оборотов по сравнению в начале - 5 оборотов, и ускорение неблагоприятно сказывается на ликвидности предприятия, что же касается продолжительности 1 оборота КЗ, то в начале года составил 62 дня, в течение которых ОАО «ЮТК» покроет свою кредиторскую задолженность, а в конце 60 дней. Для того чтобы увеличить скорость оборачиваемости активов, необходимо увеличить выручку от реализации продукции.

Анализ рентабельности

Рентабельность показывает прибыльность и эффективность деятельности предприятия. Одним из основных показателей рентабельности является рентабельность активов. Прибыльность означает жизнеспособность организации в долгосрочной перспективе, но не как не способность предприятия погашать долги.

Таблица №15

Показатели

На начало года

На конец года

Изменение

1. Рентабельность основной деятельности

Род=с.050/c.020+c.030+c.040

Род=5105603/15778180=0,32

Род=5543767/16313096=0,34

0,02

2. Рентабельность продаж

Рпр=с.050/ c/010

Рпр=5105603/20883783=0,24

Рпр=5543767/21856863=0,25

0,01

3. Рентабельность внеоборотного капитала

Рвоа=с.190/ c.190(Ф1)

Рвоа=557027/40423396=0,01

Рвоа=1845658/38163282=0,05

0,04

4. Рентабельность оборотного капитала

Роа=с.190/ с.290

Роа=557027/4330597=0,13

Роа=1845658/2742000= 0,67

0,54

5. Рентабельность совокупных активов

Рса=с.190/ c.300

Рса=557027/44753993=0,01

Рса=1845658/40905282=0,05

0,04

6. Рентабельность акционерного капитала

Рак=с.190/ c.410

Рак=557027/1297779=0,43

Рак=1845658/1297779= 1,42

0,99

7. Рентабельность СК

Рск=с.190/ С.490+с.640+с.650

Рск=557027/15543012+220510+479797=0,03

Рск=1845658/17249411+207979+456042=0,10

0,07


Вывод: Рентабельность основной деятельности показывает что на рубль затрат организации приходится 32 коп. прибыли. На увеличение показателя рентабельности повлияло то, что отсутствуют коммерческие и управленческие расходы, а также уменьшение себестоимости продукции. Наблюдается повышение показателя рентабельности продаж, значение которого свидетельствует что на 1 рубль полученной выручки от продаж приходится 25 коп. прибыли. Это связано с тем, что выручка от продаж увеличилась на 973080 рублей. Прибыльность использования внеоборотного капитала в конце года повысилась по сравнению в начале года на 4 коп. Коэффициент рентабельности оборотного капитала, связан с ускорением оборачиваемости активов, характеризует рост эффективности использования предприятием своих оборотных средств, показывая какой объем чистой прибыли обеспечивается каждым рублем активов. На основании значений показателей можно сделать вывод, что деятельность предприятия оценивается как рентабельное, т.к. резких ухудшений значений по всем видам показателей рентабельности не наблюдается.

6. Анализ отчета о движении денежных средств (форма №4)

Отчет о движении денежных средств - динамический отчет, который методами балансовых обобщений определенных хозяйственных операций, объясняет поступление и выбытие финансовых средств предприятия. Данный отчет ориентирован на раскрытие для внешних пользователей дополнительных сведений о финансовом положении предприятия, которые не могут быть прямо или косвенно получены из других частей отчетности. Анализ отчета о движении денежных средств необходим для контроля за поступлением и расходованием денежных средств, определения динамики, создания моделей дисконтирования инвестиционной деятельности и будущих экономических выгод, оценка оптимальных остатков денежных средств, определение структуры доходов и расходов. Анализ движения денежных средств выполняется прямым методом.

Показатели

Сумма,тыс.руб.


Начало года

Конец года

Текущая деятельность

1. Приток денежных средств

26985975

26598322

-средства,полученные от покупателей, заказчиков

23730289

22831411

-средства,полученные в качестве агента

2714133

3186220

-прочие поступления

541553

580691

2. Отток денежных средств

19766323

19650868

-на оплату приобретенных товаров(работ,услуг)

6450080

7012159

-на оплату труда

4198869

4145057

-на выплату %

2351341

1672986

-на расчеты по налогам и сборам

4789788

3926959

-на расчеты по агентским договорам

1283769

1789274

-прочие расходы

692476

1104433

Чистые денежные средства от текущей деятельности

7219652

6947454

Инвестиционная деятельность

1. Приток денежных средств

2184704

305890

-выручка от продажи объектов ОС и иных ВОА

18245

44469

-выручка от продажи ЦБ и иных финансовых вложений

1902254

94333

-полученные дивиденды

95921

130574

-полученные %

168261

430

-поступления от погашения займов

23

25000

-прочие поступления

-

11084

2. Отток денежных средств

4925915

6231107

-приобретение объектов ОС, ВОА

2888445

6223785

-приобретение ЦБ и финансовых вложений

2036916

-

-займы

-

7145

-прочие расходы

554

177

Чистые денежные средства

-2741211

-5 925217

Финансовая деятельность

1.Приток денежных средств

11044245

12445291

-полученные займы и кредиты

11039930

12439337

-прочие доходы

4315

5954

2. Отток денежных средств

16450753

12514845

-на погашение займов и кредитов

15689098

10824861

-на погашение обязательств по финансовой аренде

547128

1144178

-выплата дивидендов

139185

392966

-прочие расходы

75342

152840

Чистые денежные средства

928067

952683


Вывод: Из таблицы видно, что чистые денежные средства от текущей деятельности за отчетный период сократились на 272198 тыс. руб., что свидетельствует о неспособности предприятия генерировать свои денежные средства в результате своей текущей деятельности. Произошло это за счет уменьшения средств, полученных от покупателей и заказчиков, а также компания, не имея достаточно денежных средств, приобретает новые товары (работы, услуги) и рассчитывается по агентским договорам. Таким образом, наблюдается отрицательная тенденция по текущей деятельности ОАО «ЮТК», компании следует сократить расходы и привлечь новых покупателей, расширив свой ассортимент. По инвестиционной и финансовой деятельности движение денежных средств не имеет место. Между тем, следует отметить, что руководству ОАО «ЮТК» следовало бы более серьезно относится к возможностям своей фирмы, т.е. увеличить поступления денежных средств, как по инвестиционной, так и по финансовой деятельности. Это позволит укрепить экономическое положение предприятия путем диверсификации вложения денежных средств, а также способствовать в будущем снижению предпринимательского риска.

Таким образом, анализ финансового состояния предприятия необходим. В заключение анализа финансового состояния необходимо обобщить все результаты анализа и сделать более точный диагноз финансового состояния, а также его прогноз на перспективу развития и выживания предприятия. Следует разработать также конкретные мероприятия, которые позволят улучшить финансовое состояние.

Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

Финансовое состояние ОАО «ЮТК» можно оценить как удовлетворительное. ОАО «ЮТК» обладает стабильным финансовым состоянием.

Финансовое состояние организации с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли она своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

Финансовая устойчивость - сложное многозначное состояние счетов любой организации, гарантирующее ее постоянную платежеспособность. В процессе хозяйственной деятельности финансовое состояние организации постоянно меняется. Значение предельных границ (рекомендованных значений) использования собственных и заемных средств для покрытия вложений в оборотные и внеоборотные активы позволяет собственнику маневрировать ресурсами и хозяйственными операциями, для повышения эффективности производственно-финансовой деятельности изыскивать возможности укрепления платежеспособности и финансовой устойчивости организации в рыночной системе хозяйствования, а также создавать условия для предотвращения финансовых потрясений, ведущих в конечном итоге к банкротству организации.

Для повышения эффективности деятельности ОАО «ЮТК» могут

быть предложены следующие мероприятия:

разработка оптимальной схемы закупки сырья, которая позволит сократить запасы сырья и материалов и соответственно увеличить их оборачиваемость; уменьшение запасов незавершенного производства за счет совершенствования производственного процесса, в том числе сокращения простоев между операциями производственного процесса;

принятие мер по ускорению оборачиваемости готовой продукции, в том числе маркетинговые мероприятия: стимулирование спроса за счет рекламы, коррекции ценовой политики, совершенствования системы распределения товаров;

уменьшение дебиторской задолженности и сокращение срока инкассации дебиторской задолженности за счет цессии, факторинга, предоставления скидок клиентам за ускорение сроков оплаты счетов, ужесточения условий договоров, предусмотрения штрафов за несвоевременную оплату счетов, взыскания дебиторской задолженности;

поддерживать связи как с существующими, так и с перспективными поставщиками;

приобретать мелкие партии сырья и материалов у предприятий, которые специализируются на их поставке, чтобы не отвлекать из оборота значительные денежные ресурсы;

внедрять практику предпочтительной закупки товаров у поставщиков, осуществляющих продажу на условиях частичной предоплаты;

по любому товару находить не менее двух поставщиков на основании конкурентного отбора.

отсрочка платежей, предоставляемых покупателям, в зависимости от репутации клиентов, масштабов их деятельности;

для снижения коммерческого риска необходимо разнообразить круг покупателей;

для минимизации риска неплатежей желательно следить за финансовым положением покупателей;

обслуживание клиентов должно быть качественным.

Список литературы:

.       Анализ хозяйственной деятельности Учебник / Под ред. Г В Савицкой - 2-е изд. переработ .и дол - М Изд-во «Эколерслектива» 2001 -408 с.

.       Артеменко В.Г., Беллиндир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.:ДИС, НГАЭиУ, 2005. - 128 с.

.       Бочаров В. В. Финансовый анализ Учебник для вузов - М Финансы и статистика 2007. -475 с.

.       Воронов К.Е., Максимов О.А. Финансовый анализ. Некоторые положения и методики- М: ИКФ «Альф», 2003 - 25 с.

.       Донцова Л.В Анализ финансовой отчетности Учебник для вузов / Под. Ред. Л. В. Донцова Н. А. Никифорова. - М. Изд-во «Дело и сервис». 2007 -368 с.

.       Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2001 - 526 с.

.       Жарылгасова Б.Т. Суглобов А.Е. Анализ финансовой отчетности Учебник. Под. ред. Б.Т. Жарылгасовой - М. Изд-во «Экоперспектива» 2007-347 с.

.       Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: ФиС, 2002. - 560 с.

.       Маркарьян Э.А. Экономический анализ учебное пособие для студентов / Под. Ред. Э. А Маркарьян, ГП Герасименко. СЭ Маркарьян -М КНОРУС 2008 - 552 с.

.       Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. - М.: Юнити, 2002. - 479 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!