Дано
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
А6
|
А7
|
Т
|
Вариант
4
|
15
|
15
|
70
|
30
|
55
|
40
|
2,0
|
3500
|
б) Рассчитать стоимость грузопереработки на
складе и оформить выполнение задания в таблицы.
с) Рассчитать влияние отдельных факторов на
стоимость грузопереработки. Полученные результаты оформить в таблице.
Сделать вывод о целесообразности сокращения
определенного вида материалопотока (по процентному соотношению).
Решение:
. Группа материальных потоков, рассматриваемых в
процессе внутрискладского помещения. Перемещение
грузов осуществляется с участка на участок, а суммарный материалопоток по
данной группе (Рп.г.) равен сумме выходных грузовых потоков всех участков, без
последнего:
Рп.г. = Т + Т*А1/100 + Т*А2/100 + Т + Т*А3/100 +
Т*А4/100 ,
где Т - грузооборот склада, т/г:
Рп.г. = 3500 + 3500*15/100 + 3500*15/100 + 3500
+ 3500*70/100 + 3500*30/100 = 115500.
2. Группа материальных потоков, рассматриваемых
в процессе выполнения операций на участках разгрузки и погрузки.
Операции
разгрузки и погрузки могут выполняться вручную или с применением машин и
механизмов. Ручная разгрузка необходима, если товар в транспортном средстве
прибыл от поставщика, не будучи уложенным на поддоны. В этом случае для того,
чтобы изъять товар из транспортного средства и затем переместить на один из
последующих участков склада, его необходимо предварительно вручную уложить на
поддоны.
Грузопоток при ручной разгрузке груза:
Рр.р. = Т*А5/100 = 3500*55/100 = 1925 (т/год)
Остальная разгрузка является механизированной.
Грузопоток при механизированной разгрузке груза:
Рм.р. = Т*(1 - А5) = 3500*(100-55)/100 = 1575
(т/год)
Грузопоток при ручной погрузке груза:
Рр.п. = Т*А6/100 (т/год) = 3500*40/100 = 1400
(т/год)
Грузопоток при механизированной погрузке груза:
Рм.п. = Т*(1-А6) (т/год) = 3500*(100-40)/100 =
2100 (т/год)
. Группа материальных потоков, рассматриваемых в
процессе ручной переборки при приемке товаров.
Рп.р. = Т*А2/100 (т/год) = 3500*15/100 = 525
(т/год)
. Группа материальных потоков - грузы,
рассматриваемые в процессе ручной переборки при комплектации заказов
покупателей:
Ркм = Т*А3/100 (т/год) = 3500*70/100 = 2450
(т/год)
. Группа материальных потоков - грузы,
рассматриваемые в процессе выполнения операций в экспедициях.
Рп.э. = Т*А1/100 (т/год) = 3500*15/100 = 525
(т/год)
Рп.э. = Т*А4/100 (т/год) = 3500*30/100 = 1050
(т/год)
Рэ.к. = Рп.э. + Рп.э. = 525 + 1050 = 1575
(т/год)
. Группа материальных потоков в зоне хранения.
Весь поступивший на склад товар сосредотачивается
в местах хранения, где выполняются следующие обязательные операции:
укладка груза на хранение;
выемка грузов из мест хранения.
Объем работ за определенный период по каждой
операции равен грузообороту склада за этот же период, таким образом, минимальный
материальный поток в зоне хранения равен 2Т.
В результате всех операций в зоне хранения
возникает группа материальных потоков, величина которого равна:
Рхр = Т*А7/100 (т/год) = 3500*2/100 = 70 (т/год)
Величина суммарного материального потока на складе
(Р) определяется по следующей формуле:
Р = Рп.г. +Рр.р. + Рм.р. + Рр.п. + Рм.п. + Рп.р.
+ Ркм + Рэк + Рхр.
Р = 11550 + 1925 + 1575 + 1400 + 2100 + 525 +
2450 + 1575 + 70 = 23170.
Расчет величины суммарного материального потока
на складе приведен в таблице 9.
Таблица 9 - Результаты расчетов
Группа
материальный потоков
|
Значение
фактора, %
|
Величина
материального потока по данной группе, т/год
|
Удельная
стоимость работ на потоке группы, у.д.е./т
|
Стоимость
работ на потоке группы, у.д.е./т
|
Рп.г.
|
ХХ
|
11550
|
0,6
|
6930
|
Рр.р.
|
55
|
1925
|
4,0
|
7700
|
Рм.р.
|
45
|
1575
|
0,8
|
1260
|
Рр.п.
|
40
|
1400
|
4,0
|
5600
|
Рм.п.
|
60
|
2100
|
0,8
|
1680
|
Рп.р
|
15
|
525
|
5,0
|
2625
|
Ркм
|
70
|
2450
|
5,0
|
12250
|
Рэк
|
45
|
1575
|
2,0
|
3150
|
Рхр
|
2
|
70
|
1,0
|
70
|
Р
(итог)
|
ХХ
|
23170
|
ХХ
|
41265
|
Через приемочную экспедицию проходит 15% всех
грузов. Начальное значение фактора А1 = 15%, новое - 10%. Меняющиеся потоки,
соответственно, внутрискладское перемещение грузов (удельная стоимость этой
операции равна 0,6) и операции в приемочной экспедиции (удельная стоимость
операции равна 2,0).
Расчеты по потокам. Для фактора А1:
) Внутрискладское перемещение грузов.
Раннее в приемочную экспедицию перевозилось:
3500 * 15/100 = 525 (т/год)
Стало перевозиться: 3500 * 10/100 = 350 (т/год)
Стоимость работ на потоке:
До изменения фактора А1: 525 * 0,6 = 315
у.д.е./год
После изменения фактора А1: 350 * 0,6 = 210
у.д.е./год
Изменение стоимости работ на потоке: 315 - 210 =
105 у.д.е./год
) Операции в приемочной экспедиции.
Раннее в приемочной экспедиции обрабатывалось:
525 (т/год)
Стало обрабатываться: 350(т/год)
Стоимость работ на потоке:
До изменения фактора А1: 525 * 2 = 1050
у.д.е./год
После изменения фактора А1: 350 * 2 = 700
у.д.е./год
Изменение стоимости работ на потоке: 1050 - 700
= 350 у.д.е./год
Общее изменение стоимости грузопереработки на
складе в результате уменьшения значения фактора А1: 105 + 350 = 455 у.д.е./год
Изменение стоимости грузопереработки в процентах
к общему объему составит: 455/41265 * 100 ≈ 1,1%
Для фактора А2:
Начальное значение фактора А2 = 15%, а новое -
5%. Меняющиеся потоки, соответственно, внутрискладское перемещение грузов
(удельная стоимость этой операции равна 5,0).
Внутрискладское перемещение грузов.
Раннее перерабатывалось: 3500 * 15/100 = 525
(т/год)
Стало перерабатываться: 3500 * 5/100 = 175
(т/год)
Стоимость работ на потоке:
До изменения фактора А2: 525 * 5 = 2625
у.д.е./год
После изменения фактора А2: 175 * 5 = 875
у.д.е./год
Изменение стоимости работ на потоке: 2625 - 875
= 1750 у.д.е./год
Изменение стоимости грузопереработки в процентах
к общему объему составит: 1750/41265 * 100 ≈ 4,24%
Для фактора А6:
Начальное значение фактора А6 = 40%, а новое -
20%. Меняющиеся потоки, соответственно, внутрискладское перемещение грузов
(удельная стоимость этой операции равна 4,0).
Внутрискладское перемещение грузов.
Раннее ручная погрузка составляла: 3500 * 40/100
= 1400 (т/год)
Стал: 3500 * 20/100 = 700 (т/год)
Стоимость работ на потоке:
До изменения фактора А6: 1400 * 4 = 5600
у.д.е./год
После изменения фактора А6: 700 * 4 = 2800
у.д.е./год
Изменение стоимости работ на потоке: 5600 - 2800
= 2800 у.д.е./год
Изменение стоимости грузопереработки в процентах
к общему объему составит: 2800/41265 * 100 ≈ 6,78%
Полученные данные внесем в таблицу 10.
Таблица 10 - Расчет влияния отдельных факторов,
зависящих от условий договора с поставщиками, на стоимость грузопереработки
Наименование
фактора
|
Значение
фактора, %
|
Изменение
общей стоимости грузопереработки
|
|
Начальное
|
Новое
|
|
%
|
А1
|
15
|
10
|
455
|
1,1
|
А2
|
15
|
5
|
1750
|
4,24
|
А3
|
40
|
20
|
2800
|
6,78
|
Задание 4. Рассчитать необходимую площадь склада.
Товар, хранимый на складе "Консервы фруктово-ягодные".
Таблица 11 - Данные для расчетов
Показатель
|
Обозначение
|
Ед.
измерения
|
Значение
показателя
|
Прогноз
годового товарооборота
|
Q
|
у.д.е./год
|
5000000
|
Прогноз
товарных запасов
|
З
|
Дней
работа
|
30
|
Коэффициент
неравномерности загрузки склада
|
Кн
|
-
|
1,2
|
Коэффициент
использования грузового объема склада
|
Ки.г.о.
|
-
|
0,64
|
Примерная
стоимость 1 м куб. хранимого на складе товара
|
Cv
|
Е.д.е./м.куб.
|
250
|
Примерная
стоимость 1 т хранимого на складе товара
|
Cp
|
Е.д.е./т
|
500
|
Высота
укладки грузов на хранение (стеллаж)
|
H
|
М
|
5,5
|
Доля
товаров, проходящих через участок приемки склада
|
A2
|
%
|
60
|
Доля
товаров, подлежащих комплектации на складе
|
A3
|
%
|
50
|
Доля
товаров, проходящих через отправочную экспедицию
|
A4
|
%
|
70
|
Укрупненный
показатель расчетных нагрузок на 1 кв.м. на участках приемки и комплектования
|
Q
|
т/м.кв.
|
0,5
|
Укрупненный
показатель расчетных нагрузок на 1 кв.м. экспедиций
|
Qэ
|
т/м.кв.
|
0,5
|
Время
нахождения товара на участке приемки
|
tпр
|
Дней
|
0,5
|
Время
нахождения товара на участке комплектования
|
tкм
|
Дней
|
1
|
Время
нахождения товара в приемочной экспедиции
|
tпэ
|
Дней
|
2
|
Время
нахождения товара в отправочной экспедиции
|
tоэ
|
Дней
|
1
|
Решение
Общая площадь склада определяется по формуле:
Sобщ = Sгр
+ Sвсп + Sпр
+ Sкм + Sр.м.
+ Sп.э. + Sо.э.,
где Sгр
- грузовая площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимыми
товарами;
Sвсп -
вспомогательная площадь, т.е. площадь, занятая проездами и проходами;
Sпр - площадь
участка приемки;
Sкм - площадь
участка комплектования;
Sр.м. - площадь
рабочих мест, т.е. площадь в помещении складов, отведенная для оборудования
рабочих мест складских работников;
Sп.э. - площадь
приемочной экспедиции;
Sо.э. - площадь
отправочной экспедиции.
. Грузовая площадь (Sгр).
Расчет грузовой площади, производится по
формуле:
гр = Q
* З * Кн/254 *Сv * Ки.г.о. *
Н
Sгр = 5000000 * 30 *
1,20/254 * 250 * 0,64 * 5,5 = 805,29 (м.кв.)
. Площадь проходов и проездов (Sвсп).
Величина проходов и проездов определяется после
выбора варианта механизации и зависит от типа использованных в технологическом
процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих
между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь
проходов и проездов будет приблизительно равна грузовой площади,
Sвсп
≈ 805 м.кв.
. Площадь участков приемки и комплектования (Sпр
и Sкм).
Площади участков приемки и комплектования
рассчитываются на основании укрепленных показателей расчетных нагрузок на 1 м
площади на данных участках. Площади
участков приемки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:
пр = Q
* Кн * А2 * tпр/Ср * 254 * q
* 100,
Sпр = 5000000 * 1,2
* 60 * 0,5/500 * 254 * 0,5 * 100 = 28,35 м.кв.
Sкм = Q
* Кн * А3 * tкм/Ср * 254 * q
*100,
Sкм = 5000000 * 1,2
* 50 * 1/500 * 254 * 0,5 * 100 = 47,24 м.кв.
. Площадь рабочих мест (Sрм).
Рабочее место заведующего складом, размером в 12
м.кв., оборудуют вблизи участка комплектования с максимально возможным образом
складского помещения, Sрм
= 12 м.кв.
. Площадь приемочной экспедиции (Sпэ).
Площадь приемочной экспедиции должна позволять
разместить такое количество товара, которое может поступить в нерабочее время.
Размер этой площади определяется по формуле:
пэ = Q
* tп.э. * Кн/Ср * 365
* qэ,
Sпэ = 5000000 * 2 *
1,20/500 * 365 * 0,5 = 131,51 м.кв.
6. Площадь отправочной экспедиции (Sо.э.).
Площадь отправочной экспедиции используется для
комплектования отгрузочных партий. Размер площади определяется по формуле:
Sо.э. = Q
* tо.э. * А4 * Кн/Ср *
254 * qэ * 100,
Sо.э. = 5000000 * 1
* 70 * 1,2/500 * 254 * 0,5 * 100 = 66,14 м.кв.
. Рассчитаем общую площадь склада:
общ = 805,29 + 805 + 28,35 + 47,24 + 12 + 131,51
+ 66,14 = 1895,53.
Результаты расчетов оформим в таблице 12.
Наименование
технологической площади склада
|
Размер
площади, м.кв.
|
Зона
хранения (грузовая площадь)
|
805,29
|
Зона
хранения (площадь проход и проездов)
|
805
|
Участок
приемки товаров
|
28,35
|
Участок
комплектования товаров
|
47,24
|
Приемочная
экспедиция
|
131,51
|
Отправочная
экспедиция
|
66,14
|
Рабочее
место заведующего складом
|
12
|
Общая
площадь склада
|
1895,53
|
Задание 5. Рассчитать необходимое количество
транспортных средств для перевозки. Исходные данные:
Вариант
|
Qзад
|
Тм
|
ler
|
lx
|
Vt
|
tп-р
|
q
|
Кгр
|
4
|
96
|
8
|
18
|
0
|
30
|
48
|
3
|
1
|
Решение
) Определяем время оборота (tо)
автомобиля на маршруте:
о = 2ler/Vt
+ tп-р = 2 * 18/30 +
48 (мин) = 1,2 + 0,8ч.= 2 ч.
) Отсюда число оборотов за время работы
автомобиля на маршруте:
n = Tм/tо
= 8/2 = 4.
) Определяем кол-во груза, которое может
перевезти автомобиль за день:
сут = q
* Кгр * n = 3 * 1 * 4 = 12т.
) Определяем необходимое количество автомобилей
для перевозки 96т.:
= Qзад/Qсут
= 96/12 = 8 ед.
) При этом коэффициент использования пробега
будет:
β = ler/(ler +
lx)
= 18/18 = 1.
Задание 6. Разработка маршрутов и составление
графиков доставки товаров автомобильным транспортом. Расчет на четверг с 1 по
15 магазины.
поставщик
грузопереработка транспортный перевозка
1) разработать маршруты и составить графики
доставки заказанных товаров в магазины района;
) рассчитать размер расходов, связанных с
доставкой товаров в магазины;
) выполнить анализ разработанной схемы доставки.
Решение
Со складов фирмы в магазины доставляются товары
трех укрупненных групп: продовольственные (П), напитки (Н) и моющие средства
(М). При загрузке автотранспорта следует учитывать, что продовольствие и моющие
средства не подлежат совместной перевозке. Других ограничений в совместной
перевозке доставляемых товаров нет.
Товары всех трех групп упакованы в коробки
одинакового размера. Грузовместимость собственного транспорта составляет 120
единиц груза (коробок).
Расчет времени работы транспорта.
Оборот транспортного средства включает:
время на загрузку на складе;
время проезда по маршруту;
время на разгрузку в магазине;
дополнительное время, необходимое для перерывов
в работе водителя.
Эти периоды времени рассчитываются следующим
образом:
. Время на загрузку на складе.
Все намеченные к поездке автомобили выезжают со
склада в 08.00. Время первой загрузки транспорта не входит в рабочее время
водителя. Возможно, что в течении дня транспортное средство будет использовано
для выполнения более чем одного маршрута. В этом случае каждой последующей
поездке будет предшествовать тринадцатиминутная загрузка.
. Время проезда по маршруту.
Средняя скорость на маршруте принимается равной
20 км/ч, т.е. 1 км машина проезжает за 3 мин.
. Время разгрузки.
Время разгрузки принимается из расчета 0,5 мин.
на одну единицу груза.
. Перерыв в работе водителя. Если протяженность
требует, чтобы водитель провел за рулем автомобиля свыше 5,5 ч., т.е. свыше 110
км., то к его рабочему времени следует прибавить 30 мин. для перерыва.
. Общее время работы.
Основная продолжительность рабочего дня водителя
- 8 ч., после чего его рабочее время оплачивается по системе сверхурочной
оплаты до 11 ч. в день.
. Расходы по содержанию и эксплуатации
транспортных средств.
Условно постоянные расходы по содержанию одного
собственного транспортного средства составляют 10 у.д.е./день. Условно
переменные издержки определяются удельной стоимостью 1 км пробега, которая для
собственного транспорта составляет 0,5 у.д.е./день.
Координаты и заказы магазинов и склада
представлены в таблице 13.
Таблица 13 - Координаты и заказы магазинов и
склада
№
магазина
|
Координаты
|
Четверг
|
|
X
|
Y
|
П
|
М
|
Н
|
1
|
19
|
9
|
2
|
-
|
16
|
2
|
25
|
6
|
10
|
4
|
-
|
3
|
28
|
4
|
10
|
5
|
5
|
4
|
27
|
2
|
25
|
4
|
6
|
5
|
20
|
5
|
25
|
5
|
15
|
6
|
18
|
2
|
20
|
5
|
11
|
7
|
16
|
7
|
13
|
8
|
7
|
8
|
13
|
3
|
5
|
2
|
5
|
9
|
9
|
2
|
20
|
5
|
6
|
10
|
11
|
7
|
-
|
-
|
11
|
11
|
4
|
4
|
-
|
-
|
-
|
12
|
6
|
7
|
10
|
6
|
5
|
13
|
2
|
8
|
8
|
5
|
14
|
14
|
12
|
9
|
-
|
-
|
-
|
15
|
4
|
11
|
20
|
9
|
16
|
Склад
|
16
|
10
|
168
|
58
|
117
|
Рассчитаем предполагаемое количество груза.
Так как грузовместимость составляет 120 коробок,
то с продуктов первого маршрута снимаем 48 коробок (168 - 120 = 48), их
необходимо перевезти совместно с напитками. Общее количество коробок с
напитками - 117, добавляем к ним 48 коробок продуктов (117 + 48 = 165, 165 -
120 = 45), снимаем 45 коробок с напитками со второго маршрута и переносим их на
третий маршрут с моющими средствами (58 + 45 = 103), третий маршрут составит
объем 103 коробки.
Составим карту-схему. Масштаб карты: одна клетка
= 1 км.кв., т.е. длина стороны клетки = 1км. Это позволяет определить
расстояние между любыми двумя точками на карте.
Карта - схема всех трех маршрутов представлена
на рисунке 1.
Рисунок 1 - карта-схема трех маршрутов
маршрут №1 = 66 км
маршрут №2 = 80 км
маршрут №3 = 86 км.
Таблица 14 - План выполнения заказов
№
марш
|
№
магазина
|
Размер
заказа
|
Результаты
работы по маршруту
|
|
|
П
|
Н
|
М
|
|
1
|
1
|
2
|
-
|
-
|
Количество
перевезенного груза Р = 120 коробок. Время работы на маршруте: Т = 66 * 3 +
120 * 0,5 = 258 мин = 4,3 ч. Длина маршрута: L = 66 км.
|
|
2
|
10
|
-
|
-
|
|
|
5
|
25
|
-
|
-
|
|
|
6
|
20
|
-
|
-
|
|
|
8
|
5
|
-
|
-
|
|
|
9
|
20
|
-
|
-
|
|
|
12
|
10
|
-
|
-
|
|
|
13
|
8
|
-
|
-
|
|
|
15
|
20
|
-
|
-
|
|
2
|
1
|
-
|
16
|
-
|
Количество
перевезенного груза Р = 120 коробок. Время работы на маршруте: Т = 80 * 3 +
120 * 0,5 = 300 мин = 5 ч. Длина маршрута: L = 80 км.
|
|
3
|
10
|
5
|
-
|
|
|
4
|
25
|
6
|
-
|
|
|
7
|
13
|
7
|
-
|
|
|
8
|
-
|
5
|
-
|
|
|
9
|
-
|
6
|
-
|
|
|
10
|
-
|
11
|
-
|
|
|
15
|
-
|
16
|
-
|
|
3
|
2
|
-
|
-
|
4
|
Количество
перевезенного груза Р = 103 коробок. Время работы на маршруте: Т = 86 * 3 +
103 * 0,5 = 309,5 мин = 5,16 ч. Длина маршрута: L = 86 км.
|
|
3
|
-
|
-
|
5
|
|
|
4
|
-
|
-
|
4
|
|
|
5
|
-
|
15
|
5
|
|
|
6
|
-
|
11
|
5
|
|
|
7
|
-
|
-
|
8
|
|
|
8
|
-
|
-
|
2
|
|
|
9
|
-
|
-
|
5
|
|
|
12
|
-
|
5
|
6
|
|
|
13
|
-
|
14
|
5
|
|
|
15
|
-
|
-
|
9
|
|
Таблица 15 - График работы транспорта
№
машины
|
1-я
поездка
|
2-я
поездка
|
Общее
время работы, ч
|
|
Отправление
со склада
|
Прибытие
на склад
|
Отправление
со склада
|
Прибытие
на склад
|
|
1
|
08.00
|
12.18
|
12.48
|
17.48
|
9ч.18
|
2
|
08.00
|
13.10
|
-
|
-
|
5ч.10
|
Перерыв в работе водителя, задействованного на
выполнение перевозок на автомобиле №1, будет выпадать на время загрузки
транспортного средства на складе при подготовке второй поездки, что согласно
условию задания занимает 30 минут, как и перерыв в работе водителя.
Так
же оплата 1 часа сверхурочной работы водителя составит:
60
* 0,25 = 15 у.д.е.
Таблица 16 - Расчет параметров кольцевых
маршрутов
|
Четверг
|
|
Номер
маршрута
|
ИТОГО
|
Объем
перевезенного груза, коробки
|
120
|
120
|
103
|
343
|
Длина
маршрута, км
|
66
|
80
|
86
|
Время
работы машины на маршруте, мин.
|
258
|
300
|
309,5
|
867,5
|
Затраты
по выполнению маршрута, у.д.е.
|
33
|
40
|
43
|
116
|
Включим в расчет условно-постоянные издержки на
содержание собственного транспорта, исходя из условия 10 у.д.е./день, т.е. 20
у.д.е. на 2 автомобиля. Тогда общие затраты составят: 116 + 20 = 136 у.д.е.
Таблица 17 - Анализ результатов планирования
доставки заказов
Показатель
|
Формула
для расчета
|
Итог
|
Общие
затраты по доставке заказов, у.д.е.
|
Собщ
|
136
|
Объем
перевезенного груза, коробки
|
Робщ
|
343
|
Пробег
транспорта, км
|
Lобщ
|
232
|
Количество
поездок
|
N
|
3
|
Коэффициент
использования грузовместимости транспорта
|
K=Робщ/NQ
|
0,95
|
Затраты
по доставке, приходящиеся на 1 км пробега, у.д.е.
|
CL=Собщ/Lобщ
|
0,59
|
Затраты
на перевозку единицы груза, у.д.е.
|
Ср=Собщ/Робщ
|
0,4
|