Изучение синдрома эмоционального выгорания и невротических расстройств личности в психологии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    246,97 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение синдрома эмоционального выгорания и невротических расстройств личности в психологии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

.1 Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации

.2 Модели эмоционального выгорания

.3 Особенности невротических расстройств личности

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

.1 Описание методик, выборки и процедуры проведения исследования

.2 Результаты исследования и их обсуждение

.3 Интерпретация полученных результатов и рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Человек в своей жизни осуществляет разные виды деятельности - от простого труда по обслуживанию себя до сложных видов профессионального творчества. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в опыт человека. Вклад профессиональной деятельности двойственный: с одной стороны, человек старается изменить сам себя, достичь определенного уровня мастерства, с другой, - профессиональная деятельность накладывает определенный отпечаток на личность и поведение. Она может быть для человека средством поддержания существования, средством самовыражения, самореализации, поиска и достижения жизненных целей и ценностей. В целом, вклад профессиональной деятельности неоднозначен: поскольку, наряду с профессиональным ростом и реализацией, труд может вносить и деструктивные элементы в личностные и поведенческие особенности человека. Этот отрицательный вклад можно в целом обозначить как синдром эмоционального выгорания.

В психологии изучением этого феномена занимаются на протяжении многих лет. Интерпретация понятия выгорания была довольно противоречивой, что породило потерю самого предмета изучения. Была осуществлена попытка описать его причины, механизмы возникновения. Затем в 80-е г.г. начался новый этап изучения данного феномена - эмпирический. Он характеризовался появлением различных методов диагностики выгорания. Это позволило провести большое количество эмпирических исследований, в результате которых были уточнены представления о структуре выгорания и факторах, детерминирующих этот феномен. В частности появились исследования В.А. Бойко, А. Пинса о структуре выгорания; работы М.В. Борисовой, Т.И. Ронгинской, Б. Бунка, И. Фридмана о детерминирующих факторах выгорания; эмпирические данные С.И. Филлипченкова, В. Шофели о влиянии выгорания на показатели поведения и деятельности.

На наш взгляд, синдром эмоционального выгорания связан с проявлением невротических расстройств личности, которые, как правило, вызваны воздействием тяжёлых психотравмирующих обстоятельств, направленных на блокаду или уничтожение важнейших личностно значимых ценностей и ориентаций. Это заболевание имеет психогенное происхождение и функциональный характер (обратимый, без органических поражений головного мозга). Преобладают эмоциональные и соматовегетативные проявления, которые осознаются и переживаются как болезненные. Общим для них всех является то, что при этом отсутствуют органические повреждения головного мозга. Для неврозов нет ни возрастных, ни половых границ. Они оказывают большое влияние на протекание профессиональной деятельности, построение карьеры, достижение значимых результатов.

Таким образом, основная цель нашей дипломной работы - выявление и описание взаимосвязи эмоционального выгорания и развития невротических расстройств личности.

Нами были поставлены следующие задачи:

. Описать синдром эмоционального выгорания, его симптомы, факторы возникновения;

. Определить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания как проявления профессиональной деформации личности;

. На основе выявленных особенностей синдрома эмоционального выгорания рассмотреть проявление невротических расстройств личности;

. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и невротических расстройств;

. Составить перечень рекомендаций по преодолению синдрома эмоционального выгорания.

Объект исследования - представители различный профессий в количестве 80 человек обоего пола в возрасте от 29 до 43 лет.

Предмет исследования - взаимосвязь невротических расстройств с синдромом эмоционального выгорания.

Гипотеза: наличие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием неврозов, а именно: с астенией и истерией.

Методы исследования: анализ литературы, психодиагностическое тестирование, методы математической обработки данных.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

 

.1 Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации


В данном параграфе мы рассмотрим понятие синдрома эмоционального выгорания, проблему его изучения в психологической науке.

Труд в целом положительно воздействует на человека и его личность, но в неблагоприятных условиях труда (перенапряжение нервной системы, перегрузки, резкие изменения режима работы, монотонные условия труда, плохой психологический климат, плохие условия труда и др.) могут вызывать синдром эмоционального выгорания личности.

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой - выгорание. Термин «burnout» (эмоциональное сгорание) он использовал для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [21].

Другой основоположник идеи выгорания - К. Маслач - социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [17].

Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Кроме этого, количество профессий, связанных с этим синдромом, было незначительно: сотрудники медицинских учреждений и различных общественных благотворительных организаций. Позже в группу риска вошли учителя, полицейские, юристы, политики, менеджеры и т.д. [12]

Согласно современным данным под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения.

Более всего риску возникновения эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит эмоциональное выгорание [8].

Первый тип - так называемый "педантичный". Основные характеристики этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).

Второй тип - "демонстративный". Люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы.

Третий тип - "эмотивный". "Эмотики" бесконечно, противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.

Стадии и симптомы синдрома эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х компонентов [12]:

-я стадия (1) "Напряжение" - компоненты: неудовлетворенность собой, "загнанность в клетку", переживание психотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия.

-я стадия (2) "Резистенция" - компоненты: неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

-я стадия (3) "Истощение" - компоненты: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Г.А. Макарова, кандидат психологических наук, директор Института консультирования ППЛ, выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания (таблица 1) [34].

Таблица 1 Симптомы синдрома эмоционального выгорания

Тип симптома

Виды симптомов

1. Физические симптомы.

Усталость, физическое утомление, истощение Уменьшенный или увеличенный вес Недостаточный сон, бессонница Плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям) Затрудненное дыхание, отдышка Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание Гипертензия (повышенное давление) Язвы, нарывы Сердечные болезни

2. Эмоциональные симптомы.

Недостаток эмоций, неэмоциональность Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни Безразличие и усталость Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность Раздражительность, агрессивность Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться Депрессия, чувство вины Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.) Преобладает чувство одиночества

3. Поведенческие симптомы.

Рабочее время больше 45 часов в неделю Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.) Импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние.

Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе) Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании) Формальное выполнение работы

5. Социальные симптомы.

Нет времени или энергии для социальной активности Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби Социальные контакты ограничиваются работой Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе Ощущение изоляции, непонимания других и другими Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.


Изучение симптомов выгорания позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания, обеспечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения выгорания к его устранению.

Факторы эмоционального выгорания

Анализ исследований синдрома «эмоционального выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. На основании обобщения материала по изучению разных классификаций нами предлагается следующая схема факторов [28].

1) Индивидуальные факторы

а) Социально-демографические характеристики. Влияние социально-демографических характеристик на эффект выгорания довольно подробно изучалось в зарубежной психологии.

Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст, что подтверждается многочисленными исследованиями. Обнаруживается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания. В некоторых исследованиях подтверждается и чувствительность старшего возраста к данному синдрому. Отмечалось, что наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19-25 лет), но и более старшие (40-50 лет) [21].

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей их ожиданиям. Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее - с редукцией профессиональных достижений.

Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны [29]. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям. Примирением данных противоположных точек зрения, по-видимому, будет рассмотрение этой проблемы с позиций специфики влияния пола на компоненты выгорания и наличия опосредующих факторов, таких, как поло-ролевые ориентации. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работниками функции соответствуют их поло-ролевой ориентации [16].

Данные о взаимосвязи между стажем работы по специальности и выгоранием довольно противоречивы. В большинстве исследований отмечается отсутствие значимых корреляций между указанными переменными и только отдельные работы выявляют отрицательную зависимость между ними.

Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов [26].

Существуют некоторые данные о положительной связи между уровнем образования и степенью психического выгорания. Причиной этого могут быть завышенные притязания у людей с более высоким уровнем образования. Однако такая тенденция наблюдается только в отношении деперсонализации, эмоциональное истощение не зависит от данного фактора. Редукция профессиональных достижений дает обратную картину, имея наибольшие значения у испытуемых со средним, нежели высшим образованием. Причина такого дифференцированного влияния уровня образования на компоненты выгорания скорее всего - в наличии связи между уровнем образования и конкретным содержанием труда [20].

б) Личностные особенности. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды. Остановимся на наиболее важных из них.

Личностная выносливость - это способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы отмечают, что выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.

Другим популярным направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию [12]. Обзор работ, посвященных данной теме, показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Обнаружены и некоторые половые различия в использовании стратегий сопротивления выгоранию.

Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и локусом контроля, который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Люди с преобладанием внешнего локуса контроля склонны приписывать все происшедшее с ними или свои успехи случайным обстоятельствам или деятельности других людей, в то время как индивиды с внутренним локусом контроля считают свои достижения и все происшедшее с ними собственной заслугой, результатом своей активности, способностей или готовности к риску. Отмечается положительная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией. Что касается профессиональной эффективности, то отмечается положительная связь между внутренним локусом контроля и высокой оценкой профессиональной эффективности [19].

В ряде исследований обнаружена отрицательная зависимость между компонентами выгорания и самооценкой. Однако, низкая самооценка, хотя и предрасполагает к выгоранию, но сама может быть отражением факторов окружающей среды или даже отражением воздействия выгорания.

Важным является выявление взаимосвязи между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторыми другими. Показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной - с чувством групповой сплоченности.

2) Организационные факторы

Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. В некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания [2, 9, 15].

а) Условия работы. Повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием. Наличие связей между этой группой факторов и выгоранием в какой-то степени объясняется не только действительным их влиянием на данный феномен, но и их объективным содержанием, возможностью количественного измерения и однозначного понимания.

б) Содержание труда. Данные относительно взаимодействия между выгоранием и количеством клиентов, их числом, обслуживаемым за определенный период, не однозначны, хотя теоретически можно предполагать наличие положительной связи между этими переменными, что подтверждается рядом исследований.

Более определенную тенденцию обнаруживает сопоставление глубины контакта с клиентами и остроты их проблем. Непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения.

Важный фактор, взаимодействующий с выгоранием, - степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения. Практически все исследования подтверждают отрицательную зависимость между указанными переменными и выгоранием. Вместе с тем связь между указанными характеристиками и выгоранием не является линейной.

в) Социально-психологические факторы. Пожалуй, один из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания - социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали. Решающую роль в этом играет социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.). Практически во всех исследованиях, посвященных этой проблеме, отмечается отрицательная зависимость между выгоранием и социальной поддержкой у представителей практически всех профессий, связанных с оказанием профессиональной помощи людям. В некоторых исследованиях отмечается, что социальная поддержка может быть своеобразным буфером между стрессорами и результатами их деятельности и показателями состояния. Работники, получающие эту поддержку, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и тем самым быть менее подвержены выгоранию.

Социальная поддержка от коллег и других референтных групп, стиль руководства, хотя и в меньшей степени, также являются важными факторами в предотвращении выгорания [11].

Исследования подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.

Важный фактор - стимулирование работников [36]. Практически все исследователи отмечают, что недостаточное вознаграждение (денежное и моральное) или его отсутствие способствуют возникновению выгорания.

Наконец, последний из организационных факторов, имеющий тесные взаимоотношения с выгоранием, - ролевой конфликт и ролевая двойственность.

Под ролевым конфликтом понимается противоречие между функциями работника, которые он выполняет. Ролевая амбивалентность предполагает отсутствие значимой информации для эффективного выполнения деятельности [27].

Факторы рабочей среды присущи большинству профессий не только социальной сферы. Выгорание же является специфическим феноменом, возникающим на фоне эмоционального взаимодействия с реципиентами под влиянием таких факторов, как степень остроты и глубины их проблем, продолжительность и интенсивность контактов с ними.

Другая сфера исследований, относящихся к выгоранию, - выявление его последствий. Традиционно в качестве конечных результатов синдрома выгорания рассматриваются: эффективность деятельности, удовлетворенность трудом, идентификация себя с организацией, отношение к труду, увольнение с работы, состояние здоровья [30].

Наиболее тесные связи обнаружены между выгоранием и удовлетворенностью трудом. Данный параметр имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений.

Аналогичные данные получены для показателя идентификации себя с организацией, под которой понимается принятие работником целей и ценностей данной организации, осуществление деятельности по реализации этих целей, отстаивание ее интересов и желание сохранить себя ее членом [11].

Не было выявлено значимых связей между продуктивностью деятельности и выгоранием [11].

Противоречивая ситуация наблюдается при оценке связи между текучестью кадров и выгоранием. Причина этого - наличие противоречия между стремлением сменить работу и реальным осуществлением принятого решения. Профессионалы, в большей степени «выгоревшие» в начале своей карьеры, были менее заинтересованы в ее смене и стали более гибкими в стратегии по отношению к своей работе, чем их коллеги с меньшей степенью выгорания [3].

Показателем нарушения трудовой дисциплины в данной группе исследований является невыход на работу. Обнаружена положительная зависимость между данным показателем и уровнем эмоционального истощения и деперсонализации, и отрицательная - с уровнем профессиональной эффективности [29].

Аналогичные данные получены и в отношении связи выгорания и состояния здоровья и самочувствия.

Анализ сравнения выгорания у представителей разных профессиональных групп показывает, что выгорание обусловливается не отдельным фактором профессии, а целым ее комплексом. Поэтому можно предположить, что те спорные вопросы и проблемы, которые возникают при анализе влияния отдельных независимых факторов, могут быть отражением совокупного влияния профессии, ее социального статуса, престижа в обществе и других характеристик [20].

Существуют направления нарушений в профессиональном развитии, ведущие к возникновению синдрома профессионального выгорания [14]:

несформированность профессиональной деятельности (профессионального общения, профессионального типа личности), отсутствие необходимых нравственных профессиональных представлений, средств и способов труда; необученность профессиональным нормам; низкая производительность труда, недостаточные профессионализм и квалификация;

обеднение, уплощенность профессиональной деятельности (профессионального общения, личности), а также узость мотивов труда, мотивационная недостаточность, бедность интересов в труде, слабая удовлетворенность трудом;

остановка, разрыв в профессиональной деятельности (в профессиональном общении) из-за неиспользования имеющихся средств труда по причине психических состояний (усталость, монотония, напряженность);

ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; распад целостного профессионального сознания и как следствие нереалистические цели, не соответствующие возможностям, ложные смыслы труда, профессиональные кризисы;

ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, например, уменьшение профессиональных способностей, снижение быстроты реакции и профессионального мышления в критических ситуациях, падение интереса к работе, понижение работоспособности.

Названные отклонения в профессиональном развитии приводят как к депрофессионализации, так и к десоциализации, выпадению человека из профессионального и социального контекста. Нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение [31].

Деформации и отклонения личности человека в труде заключаются в том, что под влиянием условий труда или возраста у человека ослабевают, угасают некоторые позитивные психические качества. Деформация личности может состоять в том, что человек перестает соответствовать социальной профессиональной норме (то есть требованиям профессии к человеку) или индивидуальной профессиональной норме (требованиям человека к самому себе), например, человек очень дорожил творчеством в своем труде, затем по состоянию здоровья он уже не может осуществлять творческую деятельность, создается несоответствие реальной профессиональной деятельности той планке, которую человек сам для себя определил, возникает неудовлетворенность, депрессия [50].

С. Маслач и М. Лейтер говорят о том, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Ими предлагается шесть сфер такого несоответствия [35]:

. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.

. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.

. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.

. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают.

. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.

. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы.

Исследование феномена психического выгорания привело к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду. С. Маслач было предложено понятие «вовлеченность», которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью.

 

.2 Модели эмоционального выгорания


В настоящее время существует несколько моделей выгорания, описывающих данный феномен.

Факторные модели

) Однофакторная модель (Pines, Aronson, 1988). Согласно ей, выгорание - это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Авторы одномерного подхода рассматривают истощение в качестве главной причины (компонента), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Риск выгорания угрожает не только представителям социальных профессий [27].

) Двухфакторная модель. Ее авторы - Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма (Dierendonck, Schaufeli, Sixma 1994) - голландские исследователи, которые проводили исследования среди медсестер. Синдром выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй - деперсонализация - проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного» [28].

) Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других - усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п. Третья составляющая выгорания - редукция личностных достижений - может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Предложенные три компонента выгорания в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен данный феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания - деперсонализации, показывающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи [28].

) Четырехфакторная модель (Firth, Mims, 1985; Iwanicki, Schwab, 1981). В четырехкомпонентной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связанная с работой и с реципиентами соответственно [26].

Процессуальные модели выгорания

Они рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к реципиентам (субъектам профессиональной деятельности). Специалисты пытаются создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений) [37].

) Выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Дж. Гринберг (2002) предлагает рассматривать выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

. Первая стадия («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника быстро теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

. Пятая стадия («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

) Динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман описывает развитие процесса выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы [40]. Это:

физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);

аффективно-когнитивные реакции в виде асоциальных или иррациональных установок, неконструктивных переживаний и чувств (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация - деперсонализация);

поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

Симптомы выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической нагрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер, и прежде всего - эмоциональной.

) Согласно концепции М. Буриша (Burisch, 1994), развитие синдрома происходит по стадиям [47]. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что генезис выгорания индивидуален и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома профессионального выгорания М. Буриш выделяет следующие главные фазы [49].

. Предупреждающая фаза

. Снижение уровня собственного участия

. Эмоциональные реакции

. Фаза деструктивного поведения

. Психосоматические реакции

. Разочарование

Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.

На первом этапе профессиональная деятельность составляет главную ценность и смысл всей жизни человека. Как говорит Буриш, «...тот, кто «выгорает», когда-то должен был «загореться». Этот «запал» не несет никаких отрицательных последствий при условии соответствующей сатисфакции. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Изменение отношения к профессиональной деятельности от положительного до безразличного или отрицательного можно проследить на примере «выгоревшего» врача, который начинает воспринимать пациента исключительно как медицинский случай («почки» из пятой палаты, «инфаркт» из восьмой). Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальных профессий [33].

Таким образом, эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова его основная причина - личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Решение данных проблем особенно важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению выгорания.

 

.3 Особенности невротических расстройств личности

эмоциональное выгорание невротический расстройство

Невротические расстройства - это психические расстройства без очевидной органической основы, при которых у больного может полностью сохраняться критика и адекватная оценка окружающей действительности, в результате чего он обычно не смешивает собственные болезненные субъективные ощущения и фантазии с объективной реальностью. Поведение может сильно изменяться, хотя обычно не выходит за рамки социально принятых норм. Дезорганизации личности нет. Основные проявления включают чрезмерную тревожность, истерические симптомы, фобии, обсессивные и компульсивные симптомы, депрессию [39].

Значимой для диагностики невротических расстройств (и отграничения их от неврозоподобных, псевдоневротических и иных психических нарушений) остается описанная К. Ясперсом триада невротических расстройств [52]:

. Невроз вызывается психической травмой.

. Жизненное событие становится психотравмой и «звучит» в клинических симптомах в случаях повышенной значимости (оно подходит к личности «как ключ к замку»).

. После исчезновения психической травмы или по прошествии времени невротические симптомы исчезают.

Из приведенных выше определений и рассмотрения содержания различных понятий, имеющих отношение к термину «невроз» становится понятным, что имеет место «описание одного и того же патологического явления различными терминами, не меняющими по сути ничего».

При возникновении невротических состояний нарушается структуры профессиональной деятельности. Для больных неврозом характерно гиперразведение целей. Это достигается за счет выраженного занижения уровня реальных целей при достаточно высоком уровне идеальных. Характерной чертой этих больных является неуверенность, ожидание неудач, что проявляется в частых высказываниях типа: «я не смогу», «не справлюсь», «не сумею» и т. п. Малейший неуспех легко приводит к отказу от работы, и для ее продолжения нередко требуются уговоры и дополнительная стимуляция со стороны экспериментатора. При этом в качестве оправдания отказа приводятся многочисленные жалобы невротического характера на свое здоровье [50].

Вследствие гиперразведения целей у больных неврозом в большей степени страдает исполнительская часть деятельности, процесс ее реализации. Больные прекрасно осознают, что необходимо сделать для осуществления намеченного, много об этом думают и рассуждают, но к самой реализации так и не приступают [47].

Невроз можно рассматривать как срыв личности в ее продвижении к намеченным или привычно устоявшимся целям своего развития. Разумеется, этот срыв не просто «головной», чисто психологический, но всегда связанный с определенными функциональными, обратимыми изменениями физиологии нервной деятельности, которые вносятся в общую экономику организма чрезвычайными обстоятельствами, психической травмой и т. п. Срыв этот, следовательно, почти всегда происходит на фоне определенного изменения исходного уровня психического здоровья - уровня психофизиологических условий осуществления деятельности.

Дальнейшее течение невроза определяется прежде всего тем или иным отношением человека к развивающимся невротическим расстройствам, к тому изменению социального статуса, к которому часто ведут эти расстройства. Таким образом, неврозы большей степени являются продуктом творчества личности, поставленной волей обстоятельств в особо трудные для нее условия [39].

Клинический опыт убедительно показывает, что так называемые неврозы потери смысла связаны прежде всего не с преодолением преград, не с трудностями выбора поведения в пользу того или иного мотива, а с отсутствием, потерей нравственно-ценностного взгляда на жизнь как главного условия ее осмысленности, из которого как частность вытекает и стремление к достижению тех или иных мотивов со всеми связанными с задачами этого достижения текущими переживаниями. Понятно, что в каждодневном бытии человека в большей степени отражаются именно эти, здесь-и-теперь одолевающие заботы, что и создает порой иллюзию их главности, их реальности и зримости в противовес отдаленным и расплывчатым общим идеям. Но достаточно резкой смены обстоятельств, кризиса, поворота внешних событий, чтобы увидеть стержневую для всей судьбы личности роль последних.

Важное значение в возникновении невротических состояний имеют как различные психические травмы служебного, семейного, интимного характера, так и неблагоприятные условия жизни в период детства - такие, например, как неполная семья, неправильное воспитание, семейные конфликты и т.д. [27]

Однако одной психотравмы порой оказывается недостаточно для развития невроза. Важное значение имеют и особенности личности. А они формируются в процессе воспитания в детстве и общения с окружающими. Определенное значение имеет наследственность.

Неправильное воспитание в детстве может привести к формированию личности с завышенными претензиями, с недооценкой или полным игнорированием реальных условий. В таких случаях возникает конфликт, и это приводит к неврозу.

В ряде случаев развитие болезни происходит тогда, когда организм чем-нибудь ослаблен, например после инфекционного заболевания, травмы или какой-нибудь интоксикации. Нам нередко приходилось наблюдать возникновение невроза после черепно-мозговой травмы (контузия, сотрясение головного мозга). Неблагоприятное влияние на нервную систему оказывает и злоупотребление алкоголем, которое может явиться причиной возникновения невроза [52].

Различают три основных вида невроза: неврастения, истерия и неврозы навязчивых состояний. Разновидностей невротических расстройств и психосоматических заболеваний довольно много [52]:

Тревожно-фобические расстройства

Тревожные расстройства

Обсессивно-компульсивное расстройство

Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации

Конверсионные расстройства

Соматоформные расстройства и т.д.

Теории невротических состояний зависят от интерпретации полученных данных конкретной клинической школой, существуют физиологические, бихевиористические, этологические и эволюционные, психоаналитические, информационные и психологические трактовки [52].

А) физиологические объяснения невроза связаны со школой И.П. Павлова.

Согласно ей, невроз является результатом столкновения противоречивых стимулов, которые создают ситуацию неопределенности рефлекторного ответа; клиника, таким образом, есть результат конфликта между побуждениями. Соматоформные расстройства объясняются активизацией нервно-висцеральных связей, которые включают соматизацию невроза.

Б) бихевиористические объяснения предполагают трактовку невроза как закрепление цепи новых, патологических рефлекторных ответов в результате неправильного обучения к реагированию, то есть неправильные чувства и неправильное поведение есть результат научения.

В) этологические и эволюционные объяснения связывают сходные состояния у животных и человека на основании врожденной предрас- положенности нервной системы реагировать строго определенным образом на конкретный набор стимулов среды. Возникновение небиологических стимулов приводит к ситуации неопределенности в выборе типа реакции, что и реализуется в неврозе. Таким образом, невроз является особой формой адаптации и к патологии не относится.

Г) психоаналитические и психологические школы склонны объяснять невроз фиксацией на конкретном механизме психологической защиты, который срабатывает в зависимости от опыта раннего детства, сформи- ровавшегося на стадиях психосексуальности. При неврозе происходит переключение либидинозной энергии на внутренний орган или регрессия на ранние стадии психосексуального развития. Символика невроза есть символика скрытых бессознательных желаний. С точки зрения психоанализа все люди являются невротиками, поскольку все они находились или находятся (будут находиться) в ситуации преодоления препятствий (фрустрация), которая приводит к срабатыванию механизмов защиты, часть из которых фиксируется.

Д) Информационные теории связывают невроз с избытком или недостатком информации, ее искажением.

Е) Экзистенциальные теории трактуют невроз как утрату плана и смысла существования, которая приводит к состоянию заброшенности и переживанию бегства от свободы выбора.

Ж) Нейрофизиологические исследования показали, что при некоторых неврозах может быть обнаружена органическая основа, которая проявляется как особый пароксизм, например тревоги, страха.

В различных теориях разделяется понятие невроза как реакции и невротика как особой личности, прошедшей путь невротического развития, для которой свойственно реагирование на стресс невротическим образом.

Можно выделить следующие взаимосвязи между невротическими состояниями и синдромом эмоционального выгорания [49].

. Количество и вид невроза зависит от рода деятельности. Специалисты, работающие непосредственно с клиентами, более подвержены риску неврозов, чем специалисты, работающие в других областях. Так же риску подвержены работники, подвергающиеся большим эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам. Истерический невроз с большей вероятностью возникнет у людей, находящихся на виду, поскольку его основным свойством является демонстративность; у людей, работающих в одиночестве, данный невроз менее вероятен и может относится к личной сфере.

. Вид невроза зависит от личных и физических качеств человека, и, следовательно, от ПВК. Астенический невроз чаще возникает у людей с замедленными нервными процессами. Так же неврозам менее подвержены люди психологически и эмоционально стойкие.

. Количество неврозов зависит от соответствия личностных качеств работника и ПВК для его профессии. Работник, соответствующий своей профессии, лучше справляется и, в связи с этим, менее подвержен неврозам, так же менее подвержен «выгоранию»

. Количество неврозов зависит от стажа для профессий, связанных с обслуживанием клиентов. С увеличением стажа вероятность невроза для представителей этих профессий увеличивается в связи с эффектом выгорания.

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

 

.1 Описание методик, выборки и процедуры проведения исследования


Для проверки нашей гипотезы о том, что наличие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием неврозов, а именно: с астенией и истерией, мы провели эмпирическое исследование.

В работе приняли участие 80 человек, из которых мужчин - 56 человек, женщин - 34 человека. Все испытуемые имеют высшее образование, работают по специальности от 3 до 15 лет. Возраст респондентов от 28 до 46 лет. В целом, выборку можно представить следующим образом (таблица 2.1):

Таблица 2.1 Описание выборки эмпирического исследования

Стаж работы

Специалисты профессий типа «человек - техника»

Специалисты профессий типа «человек - знак»


Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

От 3 до 9 лет

18

10

18

10

От 10 до 15 лет

10

7

10

7


В нашей работе мы использовали следующие методы и методики, выбор которых был продиктован анализом литературы по проблематике дипломной работы.

Исходя из полученных нами в предыдущей главе выводов, синдром психического выгорания является общепрофессиональным, акцент в проявлении данного синдрома можно сделать на общем психическом и эмоциональном состоянии испытуемых.

. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Методика включает суждения, на которые необходимо ответить «да» или «нет». В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов.

В методике представлены три группы факторов:

«НАПРЯЖЕНИЕ»

переживание психотравмирующих обстоятельств;

неудовлетворенность собой;

«загнанность в клетку»;

тревога и депрессия.

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;

эмоционально-нравственная дезориентация;

расширение сферы экономии эмоции;

редукция профессиональных обязанностей.

«ИСТОЩЕНИЕ»

эмоциональный дефицит;

эмоциональная отстраненность:

личностная отстраненность (деперсонализация);

психосоматические и психовегетативные нарушения.

Методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10 - 15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более баллов - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

) Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.

Методика оценивает такие психические состояния, как «психическая активация», «интерес», «эмоциональный тонус», «напряжение», «комфортность».

Методика состоит из 20 пар противоположных по смыслу определений, характеризующих психическую активацию, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность.

Обработка результатов проводится с помощью шаблонов-ключей для оценки конкретных психических состояний: психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. Степени выраженности каждого психического состояния обозначаются как «высокая», «средняя» и «низкая». Любой испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла. При этом высокая степень психической активации, интереса, эмоционального тонуса и комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя - от 9 до 15 баллов и низкая от 16 до 21 балла. Степень выраженности напряжения является высокой при количестве набранных баллов от 16 до 21, средней - при 9-15 баллах и низкой - при 3-8 баллах (таблица 2.2).

Таблица 2.2. Шкалы и представление результатов методики

Психическое состояние

Оценка, баллы

Степень выраженности

Психическая активация Интерес Эмоциональный тонус Напряжение Комфортность




Чем хуже психическое состояние испытуемого, тем большее количество баллов по каждой из характеристик он набирает.

) Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Методика оценивает следующие состояния: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Тревожность: 0 - 7 баллов - не тревожный; 8 - 14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15 - 20 баллов - очень высокая тревожность.

Фрустрация: 0 - 7 баллов - высокая самооценка, устойчивость к неудачам, нет боязни трудностей; 8 - 14 баллов - средний уровень, есть фрустрация; 15 - 20 баллов - низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

Агрессивность: 0 - 7 баллов - спокойствие, сдержанность; 8 - 14 баллов - средний уровень; 15 - 20 баллов - агрессивность, невыдержанность

в работе;

Ригидность: 0 - 7 баллов - ригидности нет; 8 - 14 баллов - средний уровень; 15 - 20 баллов - сильно выраженная ригидность.

) Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д.М. Менделевич). Применяется для выявления и оценки невротических состояний. Испытуемому предлагается оценить свое текущее состояние в балльной системе. В методике используются таблицы значений, диагностических коэффициентов по шести шкалам:

шкала тревоги

шкала невротической депрессии

шкала астении

шкала истерического типа реагирования

шкала обсесивно-фобических нарушений

шкала вегетативных нарушений

Показатель больше + 1,28 указывает на уровень здоровья, меньше -1,28 - болезненный характер выявляемых расстройств.

После того как мы определили основные параметры выборки и подобрали испытуемых, мы разработали программу исследования, которая включила несколько этапов:

. Проведение тестирования в подобранной выборке.

. Разделение испытуемых на группы по наличию - отсутствию синдрома психического выгорания.

. Проведение остальных методик.

. Подсчет результатов, сравнительный и корреляционный анализ полученных данных.

. Составление перечня рекомендаций по снижению уровня синдрома эмоционального выгорания.

. Подведение итогов.

 

.2 Результаты исследования и их обсуждение


Согласно этапам нашего исследования, сначала мы провели тестирование испытуемых на наличие синдрома психического выгорания. Затем мы разделили испытуемых на группы по наличию - отсутствию данного синдрома.

Теперь представим общие результаты наличия - отсутствия неврозов у испытуемых с синдромом эмоционального выгорания и без него, разбив выборку по разным параметрам (таблица 2.3).

Таблица 2.3 Наличие - отсутствие неврозов у испытуемых с синдромом эмоционального выгорания и без (по разным параметрам)


Наличие синдрома эмоционального выгорания

Отсутствие синдрома эмоционального выгорания


МУЖЧИНЫ (47 %)

ЖЕНЩИНЫ (53 %)

Наличие невроза

35 %

10 %

Отсутствие невроза

65 %

90 %


СТАЖ РАБОТЫ МЕНЬШЕ 5 ЛЕТ (27 %)

СТАЖ РАБОТЫ БОЛЬШЕ 5 ЛЕТ (73 %)

Наличие невроза

20 %

33 %

Отсутствие невроза

80 %

67 %


РАБОТА В СФЕРЕ «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» (68 %)

РАБОТА В СФЕРЕ «ЧЕЛОВЕК - ЗНАК» (32 %)

Наличие невроза

49 %

30 %

Отсутствие невроза

51 %

70 %


28 - 35 ЛЕТ (38 %)

36 - 46 ЛЕТ (62 %)

Наличие невроза

15 %

39 %

Отсутствие невроза

85 %

61 %


По данным, представленным в таблице, можно сделать вывод, что неврозы представлены чаще там, где есть синдром эмоционального выгорания, который чаще встречается:

у женщин;

у людей со стажем работы больше 5 лет;

в сфере работы «человек - человек»

в возрастной группе от 36 до 46 лет.

Представим таблицу 2.3. в форме диаграммы:


Рассмотрим более подробно выраженность различных неврозов в группах с синдромом эмоционального выгорания и без (таблица 2.4).

Таблица 2.4. Распределение типов неврозов и их частота в группах с синдромом эмоционального выгорания и без (в % по кол-ву испытуемых)


У испытуемых с синдромом «выгорания»

У испытуемых без синдрома «выгорания»

шкала тревоги

10 %

13 %

шкала невротической депрессии

12 %

3 %

шкала астении

49 %

6 %

шкала истерического типа реагирования

57 %

2 %

шкала обсесивно-фобических нарушений

6 %

7 %

шкала вегетативных нарушений

39 %

19 %


По данным, представленным выше, можно говорить о том, что в группе с синдромом эмоционального выгорания наиболее выражены астенический и истерический неврозы, а также наблюдаются нарушения по шкале вегетативных нарушений. В группе без синдрома выгорания - нет выраженных шкал.

Теперь мы представим полученные в ходе работы результаты более подробно. Сначала опишем данные, полученные в ходе опроса испытуемых по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Напомним, что в исследовании приняло участие 80 человек, которых мы дифференцировали по стажу работы, возрасту, полу. Результаты по трем симптомам синдрома психического выгорания представлены в таблицах 2.5, 2.6.

Таблица 2.5. Уровень эмоционального выгорания Результаты по шкале «НАПРЯЖЕНИЕ» (кол-во людей)

Элементы шкалы

Наличие невроза

Отсутствие невроза

переживание психотравм. обстоятельств

8

5

неудовлетворенность собой

15

9

«загнанность в клетку»

14

8

тревога и депрессия

5

6

Исходя из описанных результатов, можно сделать вывод о том, что по шкале «напряжение» симптомы сильнее выражены в группе испытуемых с неврозами. В обеих подгруппах одинаково низкие результаты по шкале тревоги и депрессии.

Представим данные графически:


Теперь рассмотрим результаты по следующей шкале (таблица 2.6).

Таблица 2.6. Уровень эмоционального выгорания Результаты по шкале «РЕЗИСТЕНЦИЯ» (кол-во людей)

Элементы шкалы

Наличие невроза

Отсутствие невроза

неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

14

9

эмоционально-нравственная дезориентация

12

9

расширение сферы экономии эмоций

9

редукция профессиональных обязанностей

16

18


По данным, представленным в таблице можно сделать вывод о том, что в группе с неврозами выражено неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей.

Представим данные графически:


В группе, где отсутствуют неврозы - только редукция профессиональных обязанностей (таблица 2.7).

Таблица 2.7. Уровень эмоционального выгорания. Результаты по шкале «ИСТОЩЕНИЕ» (кол-во людей)

Элементы шкалы

Наличие невроза

Отсутствие невроза

эмоциональный дефицит

13

9

эмоциональная отстраненность

12

8

личностная отстраненность (деперсонализация)

17

9

психосоматические и психовегетативные нарушения

10

7


По шкале «Истощение» в группе с неврозами выражены все представленные параметры.

Представим данные графически:

Суммируя полученные выше результаты, можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания, в группах с неврозами выражен достаточно сильно.

После того как мы рассмотрели результаты по методике диагностики эмоционального выгорания, мы переходим к рассмотрению результатов других методик, которые, на наш взгляд также определяют наличие - отсутствие синдрома эмоционального выгорания в двух обозначенных типах групп.

Сначала рассмотрим результаты по методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. Данные представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 Выраженность различных психических состояний в выборке с неврозами

Психическое состояние

Степень выраженности


У испытуемых с синдромом «выгорания»

У испытуемых без синдрома «выгорания»

Психическая активация

средняя

высокая

Интерес

низкий

высокий

Эмоциональный тонус

средний

средний

Напряжение

высокое

среднее

Комфортность

средняя

средняя

Тревожность

высокая

средняя

Фрустрация

высокая

низкая

Агрессивность

средняя

средняя

Ригидность

высокая

низкая


Исходя из представленных результатов, в той группе, где присутствует эмоциональное выгорание, высокий уровень напряжения, тревожности, фрустрации и ригидности. В группе, где синдром отсутствует, - психическая активация, интерес наиболее выраженные параметры (таблица 2.9).

Таблица 2.9 Выраженность различных психических состояний в выборке без неврозов

Психическое состояние

Степень выраженности


У испытуемых с синдромом «выгорания»

У испытуемых без синдрома «выгорания»

Психическая активация

средняя

высокая

Интерес

средний

высокий

Эмоциональный тонус

средний

высокий

Напряжение

высокое

среднее

Комфортность

низкая

средняя

Тревожность

средняя

низкая

Фрустрация

высокая

низкая

Агрессивность

средняя

низкая

Ригидность

высокая

низкая


Исходя из представленных результатов, у испытуемых с синдромом эмоционального выгорания, но без неврозов выражены напряжение, фрустрация и ригидность, а у испытуемых без неврозов и без синдрома выгорания - интерес и эмоциональный тонус.

После того как мы получили данные по всем методикам, мы провели статистическую обработку данных с помощью коэффициента корреляции Пирсона и критерия Манна-Уитни.

Сначала рассмотрим различия по основным шкалам у испытуемых с синдромом выгорания и без (таблица 2.10).

Таблица 2.10 Выраженность различий в разных группах испытуемых

Психическое состояние

Степень выраженности различий у испытуемых с синдромом «выгорания» и без

Психическая активация

Uэмп=0,02 (уровень значимости 0,01)

Интерес

Uэмп=0,18 (уровень значимости 0,05)

Эмоциональный тонус

Uэмп=0,27 (уровень значимости 0,05)

Напряжение

Uэмп=0,18 (уровень значимости 0,01)

Комфортность

Uэмп=0,15 (уровень значимости 0,01)

Тревожность

Нет различий

Фрустрация

Uэмп=0,13 (уровень значимости 0,01)

Агрессивность

Нет различий

Ригидность

Нет различий


Мы выявили, что значимые различия присутствуют по следующим показателям на уровне значимости 0,01:

психическая активация;

фрустрация;

комфортность;

напряжение.

На уровне значимости 0,05 выражены следующие различия:

интерес;

эмоциональный тонус.

Исходя из описанных данных, можно говорить о том, что существует ряд различий между теми, у кого выражен синдром выгорания и у кого его нет. Существенными можно назвать различия в интересе, психической активации, эмоциональном тонусе, комфортности, то есть в каких-то положительных проявлениях. Среди отрицательных значимых различий меньше. Исходя из этого, можно говорить о том, что наличие синдрома выгорания способствует снижению положительных проявлений в работе.

Можно также предположить, что наличие различий именно по этим шкалам как раз связано с синдромом выгорания, его отрицательными проявлениями в эмоциональном контексте, возможно со стажем работы или возрастом участников исследования.

Ниже представлены данные по наличию различий у испытуемых с неврозами и без (таблица 2.11)

Таблица 2.11 Выраженность различий в разных группах испытуемых (с невротическими проявлениями и без)

Элемент шкалы

Различия у испытуемых с неврозом и без

переживание психотравм. обстоятельств

Uэмп=0,12 (0,01)

неудовлетворенность собой

Uэмп=0,18 (0,01)

«загнанность в клетку»

Нет различий

тревога и депрессия

Нет различий

неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

Uэмп=0,13 (0,01)

эмоционально-нравственная дезориентация

Uэмп=0,22 (0,01)

расширение сферы экономии эмоций

Uэмп=0,18 (0,01)

редукция профессиональных обязанностей

Нет различий

эмоциональный дефицит

Uэмп=0,02 (0,01)

эмоциональная отстраненность

Uэмп=0, 06 (0,01)

личностная отстраненность (деперсонализация)

Нет различий

психосоматические и психовегетативные нарушения

Нет различий


Мы видим, что различия по перечисленным шкалам есть, все они на уровне значимости 0,01:

переживание психотравм. обстоятельств;

неудовлетворенность собой;

неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;

эмоционально-нравственная дезориентация;

расширение сферы экономии эмоций;

эмоциональный дефицит;

эмоциональная отстраненность.

Большинство из них связаны с эмоциональной сферой и отношением к себе. Следовательно, у испытуемых с неврозами хуже отношение к себе и сильнее эмоциональные проявления. Видимо, это связано с наличием синдрома выгорания, стажем работы, возможно с семейными сложностями и нечеткой структурированностью профессиональных задач. Также это может соотноситься со сложностями в построении карьеры.

Теперь рассмотрим наличие связей между невротическими проявлениями и наличием/отсутствием синдрома выгорания (таблица 2.12).

Таблица 2.12 Наличие связей в разных группах испытуемых (без синдрома выгорания)


У испытуемых без синдрома «выгорания»

шкала тревоги

Нет связей

шкала невротической депрессии

Нет связей

шкала астении, связь со шкалой эмоциональной отстраненности

r=- 0,23 (0,05)

шкала истерического типа реагирования

Нет связей

шкала обсесивно-фобических нарушений

Нет связей

шкала вегетативных нарушений

Нет связей


Мы можем говорить об отсутствии связей между невротическими проявлениями и низкой выраженностью синдрома выгорания. За исключением обратно пропорциональной связи со шкалой астении, что возможно связано с проявлениями нервной системы и стрессоустойчивости.

Теперь рассмотрим наличие связей у тех, у кого этот синдром выражен (таблица 2.13).

Таблица 2.13 Наличие связей в разных группах испытуемых (с синдромом выгорания)


У испытуемых с синдромом «выгорания»

шкала тревоги

Нет связей

шкала невротической депрессии связана с эмоциональным дефицитом

r=0,13 (0,01)

шкала астении связана с эмоционально-нравственной дезориентацией

r=0,07 (0,01)

шкала истерического типа реагирования связана с неудовлетворенностью собой

r=0,04 (0,01)

шкала обсесивно-фобических нарушений

Нет связей

шкала вегетативных нарушений

Нет связей


Из данных, представленных выше, можно сделать вывод о том, что у испытуемых с синдромом выгорания есть связи по шкалам, которые мы отмечали как основные в своей гипотезе - астения и истерия. Следовательно, можно говорить о том, что наша гипотеза о том, что наличие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием неврозов, а именно: с астенией и истерией подтвердилась.

 

.3 Интерпретация полученных результатов и рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания


Обобщая результаты, можно сказать, что синдром эмоционального выгорания в группах с неврозами выражен достаточно сильно. В той группе, где присутствует эмоциональное выгорание - высокий уровень напряжения, тревожности, фрустрации и ригидности. В группе, где синдром отсутствует, - психическая активация, интерес - наиболее выраженные параметры. У испытуемых с синдромом эмоционального выгорания без неврозов выражены напряжение, фрустрация и ригидность, а у испытуемых без неврозов и без синдрома выгорания - интерес и эмоциональный тонус.

Следовательно, можно выработать перечень рекомендаций по оптимизации состояния человека в труде:

. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что лидер находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

. Общение. Когда руководители анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы лидеры делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, новые украинские лидеры работают практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".

. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. Большинство лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

переключаться с одного вида деятельности на другой;

проще относиться к конфликтам на работе;

не пытаться всегда и во всем быть лучшим.

напоминать самому себе, что работа - всего лишь часть жизни.

Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, видится перспективным использование личностно-ориентированных методик и упражнений с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.

Эмоциональное выгорание - это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности, а в другом - как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями:

В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Необходимо также подчеркнуть, что выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Что касается невротических состояний личности, они преимущественно поражают вышележащий, личностно-смысловой уровень, который уже вторично нарушает процессы реализации в профессиональной деятельности. Для больных неврозом при синдроме эмоционального выгорания патогенным является рассогласованность, гиперразведение самооценочных структур, что ведет к постоянному внутреннему напряжению, поддержке, «консервации» невротического конфликта. При этом невроз как таковой становится своеобразным способом решения этого конфликта, смысловым самооправданием.

Среди невротических черт личности выделяются: тревожность, неуверенность, пониженная самооценка, склонность к критическому самоанализу и утрированному контролю своего поведения, в целом - тенденция к фиксированным способам поведения и переживаний; затруднения при реализации социальных контактов, обусловленные интровертированностью личности; повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость, лабильность фона настроения; склонность к ипохондрическим переживаниям; трудно корригируемый характер отмеченных переживаний. Отмеченные особенности личности, в целом, могут способствовать развитию невротических (неврозоподобных) состояний и способствовать формированию синдрома выгорания.

Наша гипотеза о том, что наличие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием неврозов, а именно: с астенией и истерией нашла свое подтверждение.

В перспективе на основе выделения невротических черт можно сформировать коррекционные программы для тех, у кого выражен синдром выгорания.

 

ЛИТЕРАТУРА


1. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. СПб.: Изд-во Речь, 2003.

2. Бычин В.Б., Малинин С.В., Шубенкова Е.В. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Г. Одегова. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998.

4. Грачев М.В. Управление трудом. - М.: Наука, 1990.

5. Грачев М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации ЗМ. - М.: Дело ЛТД, 1993.

6. Гулямов М.Г. Психиатрия. - Душанбе, 1993

7. Детская психоневрология / Под ред. проф. Л.А.Булаховой. Киев, 2001

8. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004.

9. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.

10. Дорошкевич М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков (медико-педагогический анализ механизма развития). - Минск: Беларусь, 2004

11. Егоршин А.П. Управление персоналом - 2-е изд. Н.Новгород: НИМБ, 1999.

12. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. Энциклопедия. - М.: АСТ пресс, 1998.

13. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Уч. пос. М.: Академ. Проект, 2003. 336с.

14. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. Журнал. 1997. Т.18. №6. - С. 35-44.

15. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Изд-во «Дело», 1993.

16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во Питер, 2000.

17. Кабаченко Т.С. Психология управления: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.

18. Карташов С.А. и др. Рекрутинг: найм персонала: Учебное пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

19. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

20. Кискер К.П. и др. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия. - М.: Алетейа, 1999.

21. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, 1998.

22. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1996.

23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону:Феникс, 1996.

24. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: учебное пособие. М.: Академический прект; Трикста, 2004.

25. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопр. Психол. 1985. №1. - с. 86.

26. Мартынов Ю. Нервные болезни. Учебная литература для студентов медицинских институтов. - М. Медицина 1988.

27. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие /Под ред. П.В. Шеметова. - М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

28. Медицинская психология. / Автор-составитель Т. П. Пушкина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

29. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. Психол. 1997. №4. - с. 28.

30. Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1997.

31. Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность //Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб.научных трудов/ Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. Институт психологии РАН Москва, Ярославль, 2001.

32. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. - М., 1997

33. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности п/ред. Г.С. Никифорова и др. СПб.: Речь, 2001.

34. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., Академия, 2001.

35. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С.Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

36. Психиатрия / под ред. Р. Шейдера. Перевод с английского. - М.: Практика, 1998.

37. Психология адаптации личности. Анализ.Теория.Практика/ А.А.Реан, М.Кудашев, Н.Баранов. - СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006.

38. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия. Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова. СПб.: Питер, 2001.

39. Психология труда: Учебник для студ. вузов / Под ред. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

40. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001.

41. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.

42. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

43. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. и др. Управление персоналом: учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2001.

44. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Уч. пос. М.: Высш. шк., 2001. 360с.

45. Сурков С.А. Обеспечение отбора и найма персонала. // Управление персоналом. 2002. № 12.

46. Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. М., 1998.

47. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. Психол. 1994. №6. - с. 57.

48. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - Питер, 2005

49. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.

50. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. 8-е издание. СПб.: Питер, 2003.

51. Ясперс К. Общая психопатология. - М., 1997

Похожие работы на - Изучение синдрома эмоционального выгорания и невротических расстройств личности в психологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!